Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Костенко, Виктор Ильич

  • Костенко, Виктор Ильич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 165
Костенко, Виктор Ильич. Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Костенко, Виктор Ильич

Введение.

Глава 1. СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СКУЛЬПТУРЕ

1.1. Особенности восприятия объемных форм.

1.2. Взаимодействие конструктивных и пластических основ в процессе лепки.

1.3. Критерии оценки конструктивно-пластического восприятия у студентов.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

2.1. Типичные ошибки студентов при лепке объемных тел констатирующий эксперимент).

2.2. Принципы развития конструктивно-пластического восприятия студентов.

2.3. Методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры (формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре»

Актуальность исследования. Для повышения уровня эстетического воспитания и творческого развития детей важное значение имеет проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы, которая требует максимального использования возможностей каждого учебного предмета, и, прежде всего, изобразительного искусства, имеющего неограниченные возможности для творческой самореализации учащихся. Это обстоятельство требует квалифицированного преподавания предметов эстетического цикла во всех общеобразовательных и художественных школах.

Важнейшим условием профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является необходимость формирования высококвалифицированного педагога, с ярко выраженным творческим потенциалом, с профессиональным восприятием и высоким уровнем изобразительных умений, что дредполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач.

В этом контексте курс скульптуры эффективно способствует развитию восприятия объемной формы, формированию конструктивно-пластического восприятия и мышления, творческой активности, а также эстетическому саморазвитию обучаемого. Трудно переоценить роль скульптуры в процессе развития конструктивно-пластического восприятия студентов и проникновения в сущность изображаемого объекта, поскольку все другие виды изобразительного искусства в какой-то степени обязательно присутствуют в объемной пластике.

Наиболее трудным и важным в процессе освоения искусства скульптуры является развитие конструктивно-пластического восприятия, которое определяет дальнейшее профессиональное и творческое становление будущего учителя.

Поскольку именно учитель изобразительного искусства в школе призван развивать творческие способности учащихся, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности творческого процесса, такому педагогу необходимо не только обладать знаниями, владеть ремесленными умениями и навыками, но и глубоко понимать специфику конструктивно-пластического восприятия, что является основой для творческого осмысления воспринимаемого.

Скульптура использует свои специфические изобразительные и выразительные возможности. И важнейшей задачей в процессе обучения является освоение этого пластического языка, основанного на развитом конструктивно-пластическом восприятии студентов.

Большое значение в процессе постижения пластического языка в скульптуре принадлежит процессу освоения изобразительных и выразительных возможностей различных скульптурных материалов, используемых при создании трехмерного произведения. Известно, что каждый скульптурный материал имеет свои определенные качества и обладает только ему присущими пластическими возможностями. Поэтому пластичность и выразительность изделия в скульптуре во многом связана с избранным материалом, который своими свойствами, своей природной красотой в значительной степени способствует реализации замысла художника. Это особенно отмечали многие выдающиеся скульпторы (А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков, А.С. Голубкина, Г. Мур, А. Бурдель, О. Роден и др.)

Вместе с тем, именно развитое конструктивно-пластическое восприятие позволяет выбрать художнику и наиболее оптимальный материал для реализации своего замысла. Рассматривая проблему развития конструктивно-пластического восприятия будущих художников-педагогов, как важнейшее условие для продуктивной творческой деятельности, прежде всего, необходимо обеспечить целенаправленное наблюдение модели, с выполнением кратковременных набросков с различных точек зрения, что обеспечивает формирование конструктивно-пластического представления о модели и, в конечном итоге формирует полноценный замысел изображаемого, что является основой творческого процесса. Многие известные художники-практики большое значение придавали замыслу в процессе изображения и связывали его с успешным решением композиции произведения (В.А. Фаворский, Ю.М. Непринцев, С.А. Чуйков, Б.В. Иогансон, К.Ф. Юон, A.M. Лаптев, Е.А. Кибрик,

A.А. Дейнека, Г.М. Манизер, Ю.М. Непринцев, Н.Н. Волков, Н.В. Томский, Н.Г. Козлов и др.).

В методической литературе по изобразительному искусству достаточно успешно исследуется проблема, связанная с формированием специальных умений и навыков изображения в рисунке, живописи, а также различные аспекты развития творческих способностей обучающихся и формирование композиционного и художественного мышления (Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда,

B.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В.Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко,

C.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.).

Немногочисленные исследования по методике обучения скульптуре в значительной степени способствуют становлению научно обоснованной системы обучения студентов на занятиях по скульптуре. Так, М.Х. Бежанов,

Н.С. Боголюбов, А.А. Ворохоб и А.А. Прищепа посвятили этому вопросу диссертационные работы. В частности, в исследовании А.А. Ворохоба'боль-шое внимание уделено формированию образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры; автор подчеркивает, что огромные возможности скульптуры в деле формирования образно-пластического мышления не используются в полной мере, нет научно обоснованной системы методов преподавания скульптуры с переводом ее в пластические материалы. А.А. Прищепа исследовал развитие восприятия и воспроизведения трехмерного объема средствами скульптуры малых форм изделий из керамики у студентов художественно-графических факультетов. В работе достаточно обстоятельно изложены принципы и методы обучения искусству керамики на художественно-графическом факультете, а также подчеркивается важность формирования чувства материала у студентов при работе над керамическими изделиями. И хотя в тексте диссертации были ссылки на необходимость конструктивно-пластического восприятия изделий малых форм, эта проблема не исследовалась.

Следует подчеркнуть, что психолого-физиологические аспекты развития восприятия пространства достаточно полно изучены многими известными учеными (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Р. Грегори, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, И.П. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус, и др.) и представляют ценный материал для методического анализа.

Вместе с тем, актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность в методической специальной литературе определили основную задачу диссертационного исследования: выявление оптимальных методов обучения на занятиях по скульптуре, направленных на развитие конструктивно-пластического восприятия студентов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической, психологической литературы, экспериментальной работы сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить основные методы, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Объект исследования: учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Предметом исследования являются методы обучения, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры человека.

Гипотеза исследования: развитие конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре будет осуществляться достаточно эффективно, если: прежде всего, у студентов формировать первоначальный конструктивно-пластический замысел скульптурного изображения; активизировать поиск целенаправленного наблюдения предложенной модели;

- поэтапно осуществлять реализацию замысла в материале.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

- выявить специфику конструктивно-пластического восприятия на занятиях по скульптуре; проанализировать принципы восприятия трехмерной формы в пространстве и раскрыть особенности ее изображения в скульптуре;

- определить взаимодействие выразительных и изобразительных возможностей различных материалов в процессе формирования конструктивно-пластического восприятия в скульптуре; обосновать возможные пути развития конструктивно-пластического восприятия студентов на старших курсах;

- разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающих развитие конструктивно-пластического восприятия у студентов в процессе изображения фигуры человека;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение состояния преподавания скульптуры на художественно-графических факультетах педагогических и художественных вузов, в средних художественных учебных заведениях;

- анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы; экспериментальная работа со студентами; обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна заключается в том, что: установлено, что процесс развития конструктивно-пластического восприятия наиболее эффективно проходит в условиях, когда процесс обучения начинается, прежде всего, с целенаправленного наблюдения модели, направленность на формирование конструктивно-пластического замысла, включающего в себя представление не только о трехмерных особенностях воспринимаемой модели, но и о законченной работе и основных этапах выполнения; установлена связь между процессом развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре и знанием пластических особенностей строения фигуры; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластических способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий скульптурой; разработана и экспериментально проверена научно-обоснованная методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение проблемы развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях скульптурой позволит эффективно активизировать творческую деятельность студентов, а также формировать эстетические принципы будущего художника-педагога.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данной работы при обучении студентов в различных художественных учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования рабочих программ, а также для разработки наглядных методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов педвузов. наглядных методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Достоверность результатов исследования базируется на фундаментальных положениях философии, психологии, исследующих процессы познания действительности и особенности художественного познания в скульптуре как специфичного вида изобразительного искусства. Подтверждается экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного на художественно-графических факультетах педвузов, анализом исходных и конечных результатов исследования на основе обоснованных критериев.

Апробация исследования

Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях в Новосибирске, Магнитогорске, Омске, Чите, на Всероссийских конференциях вЧебок-сарах, Краснодаре.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование особенностей конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

2. Критерии оценки конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

3. Педагогические условия, активизирующие конструктивно-пластическое восприятие студентов на занятиях по скульптуре.

4. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Объем, структура и содержание работы соответствуют логике диссертационного исследования. Диссертация включает в себя 146 страниц текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Костенко, Виктор Ильич

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения скульптуре, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.

Заключение

Теоретический анализ философских исследований по проблемам художественного познания, психологических исследований по проблемам конструктивно-пластического восприятия, анализ эмпирических педагогических находок в методике изобразительного искусства, собственные опытно-исследовательские работы привели нас к следующим выводам:

- конструктивно-пластическое восприятие — динамический процесс, складывающийся из ощущений, восприятия, понятий, представлений; конструктивно-пластическое восприятие — это способность человеческого познания отражать действительность в наглядно-образной форме, что является свойством всякой развитой личности. Суть конструктивно-пластического восприятия не в простом воспроизведении скульптурного изображения, а в оперировании художественными средствами в зависимости от конкретной задачи.

Формирование конструктивно-пластического восприятия начинается с решения системы вопросов, а затем - управления процессом восприятия, что дает возможность получить образ модели во всей его внутренней противоречивости. Поэтому на уровне восприятия анализ натуры выступает и в виде еще не решенных противоречий, и как анализ изобразительного материала.

Высшим уровнем восприятия, как показывают психологические исследования, является сравнение, сопоставление, которое представляет собой единство сенсорных и индивидуальных процессов. Оно же служит основой мышления. Поэтому метод сопоставления является действенным стимулом активизации образного мышления. Отличительной чертой замысла является то, что это в определенной степени обобщенный образ, в котором совмещаются определенные знания о модели, схватывается суть явлений. Поэтому при изображении одни признаки «затушевываются», другие подчеркиваются, но сохраняются конструктивно-пластические точки модели, определяющие ее строение. Следовательно, вполне правомерно считать замысел основой творческого процесса.

В процессе изображения сформированный замысел, в свою очередь, оказывает влияние на динамику восприятия, служит «мысленным эталоном» в сложном процессе реализации замысла в соответствующую материальную форму. Это в конечном итоге обеспечивает повышение точности и наглядности восприятия. Гностические действия являются важнейшим компонентом формирования замысла-представления.

Для формирования полноценного представления об изображаемом необходимо длительное, целенаправленное наблюдение предложенной модели, изучение ее с возможных точек зрения с обязательным выполнением кратковременных зарисовок и этюдов. Замысел может формироваться достаточно полно только в процессе фиксации первоначального впечатления, что оказывает решающее влияние на восприятие модели с новых позиций.

Исходя из понимания активно-отражательной природы человеческого познания, мы находим, что конструктивно-пластическое восприятие не ограничивается лишь выяснением рациональной стороны процесса лепки, оно обязательно включает в себя чувственно-эмоциональную оценку.

Методическая задача при изображении фигуры человека заключается в том, чтобы подводить мышление студентов к осознанию необходимости восприятия «невидимых» конфликтов в композиционной скульптуре - (плоскости и пространства, планов, предмета и пространства, света и объема, симметрии и асимметрии, равновесия и неустойчивости, контура, формы и содержания).

Особенность успешного скульптурного изображения фшуры заключается в том, что необходимо проводить аналогии с уже познанными принципами изображения объемной формы, изученными на простых предметах. В этюде эти основополагающие принципы могут явно не прочитываться, однако мысленное сопоставление сложной пластики по характерным признакам дает выход на формирование целостного конструктивно-пластического представления о фигуре в целом.

В связи с более глубоким (конструктивно-пластическим) пониманием специфики скульптуры меняется и отношение студентов к изобразительной деятельности. Нарушаются и ломаются старые представления, новые еще не успевают закрепиться, а потому в этот период возможно некоторое несоответствие между восприятием и техническим исполнением. Именно в это время необходимо максимально повысить интенсивность педагогических воздействий, направленных на образно-эмоциональное освоение натурных постановок. Осмысленное восприятие поднимает технические компоненты учебной скульптуры на более высокий уровень развития.

Педагогическое руководство в этот период будет заключаться в следующем:

1. Подборе и постановке эмоционально-выразительной модели.

2. Формировании четкого замысла-представления о модели посредством словесно-образного анализа, конструктивно-пластического восприятия, активизации педагогических установок.

3. Педагогических воздействиях (проблемная ситуация, личный показ, поощрение и т. д.) для поддержки необходимого эмоционального фона.

4. Поэтапных оценках для указания студенту наиболее слабого звена в его изобразительном процессе.

5. Итоговой оценке скульптуры, учитывающей, прежде всего, соотнесенность изобразительных действий с поставленной задачей.

6. Ориентации студентов на создание посильного выразительного слепка.

Исследование возможностей развития конструктивно-пластического восприятия в процессе обучения скульптуры является частью многогранной проблемы творческого развития студентов. Однако выявлению методов развития конструктивно-пластического восприятия мы придаем первостепенное значение потому, что уровень конструктивно-пластического освоения воспринимаемого определяет степень эстетического отношения к предметам, является важнейшим компонентом творческого саморазвития будущего учителя изобразительного искусства в школе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Костенко, Виктор Ильич, 2005 год

1. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и времени // Материалы симпозиума / Отв. ред. Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц. М.: Наука, 1969. - 135 с.

2. Андреев A.JT. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980. -135 с.

3. Андреев A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 167 с.

4. Антонов П.Н., Кочергин А.Н. Диалектическая логика и моделирование творческого мышления // Диалектика научного познания. М.: Наука, 1966. -166 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В.П. Шес-такова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.

7. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974. — 48 с.

8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 151 с.

9. Базальянц С.В. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983. —239 с.

10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Нов. Москва, 1925. —240 с.

11. Баммес Г. Изображение фигуры человека. Пособие для художников, преподавателей и учащихся / Пер. с нем. Берлин: Фольк унд виссен, 1984. - 336 с.

12. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / Отв. ред. Б.Ф. Ломов АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1990. - 238 с.

13. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. — М.: Просвещение, 1963.

14. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. М.: Наука, 1971. - 80 с.

15. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - 320 с.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 е.: ил.

17. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 246 с.

18. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336 с.

19. Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

20. Вересотская К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // Восприятие и изображение / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Знание, 1963. - С. 93 - 123.

21. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразит, искусство, 1985. - 288 с.

22. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. -140 с.

23. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-508 с.

24. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

25. Волошинов А.В. Математика и искусство. Книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 399 е.: ил.

26. Восприятие. Механизмы и модели / Пер. с англ. Л.Я. Белопольского и Ю.И. Лашкевича. Под ред. и с предисл. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1974. -368 е.: ил.

27. Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 302-345.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968. - 576 с.

29. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 147 с.

30. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 152 с.

31. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Инф.метод. материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 272 е.: ил.

32. Гибсон Дж., Гибсон Э. Перцептивное ощущение дифференциация или обогащение? Хрестоматия по ощущениям и восприятию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

33. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.; JL: Искусство, 1940.-200 с.

34. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л.: Наука (Ленинград, отделение), 1966. - 204 с.

35. Глезер В.Д. Зрение и мышление / Российская АН, Институт физиологии им. И.П. Павлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука. СПб. изд. фирма, 1993.-283 с.

36. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М.; - Советский художник, 1963.

37. Горощенко Г.Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. -М.: Москов. полиграф, ин-т, 1961.-48 с.

38. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Пер. с англ. А.И. Когана. М.: Мир, 1972. -209 с.

39. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. Пер. с англ. А.И. Когана. М.: Прогресс, 1970.-271 с.

40. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.

41. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

42. Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-183 е.: ил.

43. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987. - 253 с.

44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

45. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. JI.: Искусство, 1990. - 223 с.

46. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вер-гилеса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 277 с.

47. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. -М.: Совершенство, 1997. -204 с.

48. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

49. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 - М.: Педагогика, 1986.-320 с.

50. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Наука, 1969-358 с.

51. Ивахнова Л.А. Диагностические методики в экспериментальной работе по совершенствованию профессиональной подготовки художника-педагога // Вестник АГУ им. Абая, сер. «Психолого-педагогические науки»», № 2 (2). -Алматы, 1999. С. 7-20.

52. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: Автореф. дис. . д-рапед. наук. -М.: МГПУ, 1996.-36 с.

53. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.

54. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Знание, 1959.

55. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960.-340 с.

56. Картавцева О.Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1992. - 212 е.: ил.

57. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. - 452 с.

58. Катц Ю.И. Вопросы композиции в учебном рисунке // Вопросы художественного образования. Вып. 22. Л.: Изд-во Академии художеств СССР, 1978. -С. 58-75.

59. Кибрик Е.А, Искусство и художник. М.: Молод, гвардия, 1959. - 65 с.

60. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.-312 с.

61. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Педагогика, 1959. — 112 с.

62. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511 с.

63. Козляков А.Я. Проблемы объемной формы в учебном рисунке: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 225 с.

64. Коненков С.Т. Слово к молодым. М.: Молодая гвардия, 1958. - 120 с.

65. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. -144 с.

66. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304 с.

67. Кузин B.C. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства // Нач. школа. 1968. - № 2. - С. 65-68.

68. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1998. - 336 е., ил.

69. Лантери Э. Лепка. М.: Академия художеств СССР, 1963. - 336 с.

70. Лебедева С.Д. Сара Лебедева. Альбом / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Дубовиц-кая, И.Л. Слоним, Т. Б. Мантурова. М.: Советский художник, 1973.

71. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1994. -411 с.

72. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.

73. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. - 224 с.

74. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987.

75. Логвиненко Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 1975. - 110 с.

76. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Наука, 1966. - 93 с.

77. Марков М.Е. Об эстетической деятельности. Некоторые закономерности процессов восприятия искусства и художественного творчества. — М.: ВТО, 1957.-168 с.

78. Макарова М.Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М.: Акад. проект, 2002. — 512 с.

79. Матвеев А.Т. Александр Матвеев. Альбом. / Сост. Е.Б. Мурина. М.: Советский художник, 1979. - 384 с.

80. Медведев Л.Г. Формирование художественного графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультета пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

81. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 126 с.

82. Михайлова А. А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. - 300 с.

83. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиции теории установки). Тбилиси: Изд. Мецниерета, 1976. - 256 с.

84. Научно-теоретическая и художественная подготовка учителей рисования, черчения и труда: Межвузов, сб. науч. трудов. Уфа: Б111И, 1988. - 168 с.

85. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение правил перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. - 119 с.

86. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

87. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высш. школа, 1975.-76 с.

88. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

89. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. — М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1952.Т. 4.-367с.

90. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965. 70 с.

91. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

92. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. Сб. ст. // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

93. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству // Межвузов. сб. науч. трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -184 с.

94. Проблемы художественного образования: Межвузов, сб. научных трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 107 с.

95. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

96. Ратничин В.М. Перспектива. Киев: Вища школа, 1982. - 232 с

97. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2001. - 320 с.

98. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 288 с.

99. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

100. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

101. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-488 с.

102. Руубер Г.О. О визуальном восприятии элементарных форм: Дис. канд. искусствоведения. М., 1971. - 381 с.

103. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. — М.: Изобраз. искусство, 1970.-247 с.

104. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. — М.: Изобраз. искусство, 1977. 311 с.

105. Сеченов И.П. Избранные произведения / Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 942 с.

106. Соколов В.Н. Лепка фигуры. М.: Академия художеств СССР, 1962. -140 с.

107. Теодору X. Перспектива. Бухарест: Меридиане, 1964. - 605 е.: ил.

108. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. — М.: Нов. школа, 1997. 352 с.

109. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. -210 с.

110. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 235 с.

111. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 96 с.

112. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художников. Стенограммы выступлений / Сост. и прим. Г.А. Зигянской и Е.С. Левитина. -М.: Книга, 1991.-384 с.

113. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Просвещение, 1960. - 63 с.

114. Хартридж Г. Современные успехи физиологии зрения / Под ред. и предисл. Г.Д. Смирнова. М.: Иностран. литература, 1952. - 326 с.

115. Хогарт У. Анализ красоты / Пер. с англ. Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. - JL: Искусство, 1987. - 254 с.

116. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.

117. Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха. J1.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1971. — 387 с.

118. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. 544 е.: ил.

119. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.-590 с.

120. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. 178 с.

121. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979.-303 с.

122. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. -207 с.

123. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автрореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. - 32 с.

124. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры // Художник. 1971. -№ 1. - С. 57-60; № 2. - С. 57-59.

125. Эдварде Б. Откройте в себе художника / Пер. с англ. П.А. Самсонов. -Минск: ООО «Попурри», 2000. 240 е.: ил.

126. Эйдлин В.И. Формирование восприятия художественного произведения // Вопросы психологии. 1984. -№ 1. - С. 41-50.

127. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982.

128. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др. Под общ. ред. А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

129. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.

130. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления (школьников). М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

131. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

132. Ярбус A.JL Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. -166 с.

133. Bammes G. Der nackte Mensch. VEB Verlag der kunst, Dresden, 1982. -474 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.