Развитие аналитико-психологического романа в латышской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Рожкалне, Анита Леонардовна

  • Рожкалне, Анита Леонардовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Рига
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 182
Рожкалне, Анита Леонардовна. Развитие аналитико-психологического романа в латышской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Рига. 1983. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рожкалне, Анита Леонардовна

Введение

1. Аналитико-психологический роман в контексте жанровых разновидностей романа .II

2. Аналитичность в латышском досоветском романа

3. Латышский советский аналитикопсихологический роман

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие аналитико-психологического романа в латышской литературе»

В ходе более чем столетней истории развития латышского романа в нём запечатлевались важные исторические события, процессы социальных изменений, быт народа, психологические особенности национального характера. Уже у своих истоков латышский роман стремился к реалистическому отражению жизни. Человек в нём всегда показан в контексте масштабных общественных преобразований. Но и в этом, казалось бы, нерасчленимом процессе при более внимательном изучении проглядывают разнообразные мировоззренческие тенденции, которые в 20-30-х годах нашего; века принимают форму романов различного типа. Одно из таких направлений обусловилось тем, что романисты всё чаще обращались к изображению духовного кризиса героя; момента, когда он вынужден искать дальнейшего жизненного пути, оценить своё прошлое, понять, на что он способен в настоящем. В произведениях подобного направления , отражающих внутренние противоречия общества, психология человека порой раскрывается посредством сложной художественной системы — с помощью внутреннего монолога, потока сознания, резкой смены времени действия, введения в роман персонажей-двойников, повышения степени художественной условности и т.д. Черты, характерные для такого романа, намечаются уже в произведениях литературы XIX века, чтобы затем, пройдя долгий путь развития, выкристаллизоваться в один из жанровых типов прозы 60-70-х годов XX века — аналитико-пси-хологический роман. Предмет настоящего диссертационного исследования — возникновение и развитие такого типа романа в латышской литературе. Подобная тема лежит в русле более обширных изысканий в области истории романа и её разработка предваряется обзором ведущих эстетических концепций эпохи и анализом их воздействия на содержание и форму романа. Затрагивается проблема исторического самосознания героя, выявляются характерные черты эпохи, проглядывающие сквозь его поведение и взгляды.

Актуальность темы. Анализ жанровых особенностей и хода развития латышского аналитико-психологического романа обнаруживает в его истории тенденции, общие для европейской литературы и литературы народов СССР. Актуальность диссертации раскрывается в контексте проблем, решаемых советскими литературоведами.

В последнее двадцатилетие внимание литературоведов всё чаще привлекают вопросы жанра. Особенно интенсивно изучается жанр романа, теории и истории которого посвящены исследования таких советских литературоведов как М.Бахтин, Д.Затонский, В.Кожи-нов, М.Храпченко и др. Романному жанру в его историческом ракурсе уделяли внимание и латышские литературоведы /И.Киршента-ле, К.Краулинып, Х.Хирш, С.Быкова, В.Скрауцис и др./. Однако историческое развитие и жанровая специфика латышского аналитического романа до сих пор исследовались сравнительно мало, что повышает значение настоящей работы в русле изучения жанрового разнообразия нашей литературы.

К диссертационному исследованию широко привлекались недостаточно изученные материалы романной прозы досоветского периода — некоторые романы А.Упита, Л.Лайцена, Я.Порука. Получили отражение малоизвестные стороны творчества этих писателей. Разбор же произведений советских авторов производился с установкой на выявление общих закономерностей их творчества, что позволило увидеть в латышском романе новые, до сих пор не изученные черты. Выявление последних может послужить стимулом для дальнейших идейно-художественных исканий в области латышского советского романа.

Цель и задачи исследования. В ходе работы над диссертацией преследовалась цель вскрыть предпосылки возникновения нового жанрового типа латышской прозы — аналитико-психологического романа, проследить за его развитием, выявить его художественную структуру. Роман изучался в его связях с развитием аналитической тенденции в европейской литературе.

Для достижения поставленной цели в процессе изучения материала решались следующие задачи:

I/ была определена жанровая специфика аналитико-психологического романа с позиции общей типологии жанров;

2/ выявлены художественные проявления лежащей в основе рассматриваемого жанрового типа аналитичности;

3/ определялись особенности такого романа на досоветском и советском этапе развития латышской литературы;

4/ отмечались моменты типологического сходства латышского аналитико-психологического романа и хронологически соотнесенных с ним романных жанров других литератур.

Методологическая основа диссертации — положения классиков марксистско-ленинской эстетики. Особая роль в исследовании отводилась учению В.И.Ленина о двух культурах в рамках национальной культуры в условиях классовой борьбы, которое способствовало раскрытию диалектики творчества писателей досоветской эпохи. Исследовательница опиралась на материалы программы КПСС, решения съездов КПСС и партийных пленумов ЦК КПСС, в которых затрагивались вопросы идеологии и развития литературы и искусства. Особое значение в этом отношении имел Июньский пленум ЦК КПСС, состоявшийся в 1983 году.

При анализе отдельных литературных произведений, а также аналитико-психологического романа как жанрового образования, в качестве основного использован метод конкретно-исторического исследования согласно ленинскому определению: . самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и .с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь."^

В диссертации использовались и вспомогательные методы исследования. Один из них — сравнительно-типологический анализ, который способствует более точному раскрытию жанровой -специфики аналитического романа и её проявлений не только в латышской литературе, но и в литературе народов СССР. В работе применялся и метод функционального анализа, позволяющий определить динамику литературного произведения как системы: жизнь — писатель — произведение — читатель — жизнь. При изучении проявлений аналитичности в романе использовался и интуитивно-логический метод.

Принимались во внимание и новейшие положения советской психологии, философии и социологии, которые помогли при решении вопросов изображения личности в романе, её связи с обществом и отражения этих связей в аналитико-психологическом романе. Использовался и опыт советских и зарубежных литературоведов — исследователей романного жанра, а также суждения, рассеянные в материале историко-литературных источников: рецензиях, статьях и высказываниях самих авторов, касающихся изучаемых романов.

Источники и материал исследования. Материал диссертации — романы, отмеченные чертами аналитичности, а также аналитико-психологические романы, написанные в период с 1899 по 1982 гг.

Ленин В.И. О государстве. — Полн. собр. соч. 5-е изд.,т.39, с. 67.

Выбор романов для анализа определен необходимостью подвергнуть разбору наиболее яркие и характерные произведения этого жанра. Анализируемые тексты не всегда совпадают с вершинными достижениями в творчестве писателя, однако для исследователя они представляют интерес в качестве жанрового образца. К исследованию привлечены произведения латышских писателей досоветского и советского периода — Я.Порука, А.Упита, Л.Лайцена, А.Бэла, В.Лам а. Попутно использовались и романы нелатышских советских писателей, а также произведения иностранных авторов.

Изучены и использованы материалы латышской литературной критики, в том числе проблемные статьи и те рецензии, в которых затронуты вопросы теории романа или дается важная оценка творчеству романистов. Привлечены и высказывания самих писателей о своем творчестве, использованы архивные материалы музея литературы и искусства им. Я.Райниса.

Научная новизна. Диссертация является первым подробным исследованием в области латышского аналитико-психологического романа, в ней впервые рассматриваются особенности художественной выразительности, присущие этому жанровому типу, причины его возникновения и вызванный им общественный резонанс.

Латышский аналитический роман рассматривается по мере возможности в контексте мировой литературы. Выявлена его связь с развитием современного европейского романа, его роль в обогащении латышской прозы новыми средствами раскрытия психологии. Усиление аналитичности прозы свидетельствует о связи актуальных проблем эпохи с концепцией личности. В этом проявляется своеобразие отражения жизни в аналитико-психологическом романе.

Впервые в латышском литературоведении с точки зрения истории и теории жанра решается малоизученная проблема аналитичности как эстетической категории. Уточнен термин "аналитико-психоло-гический роман", изучены его конкретные воплощения в произведениях литературы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Рожкалне, Анита Леонардовна

Заключение

В почти столетнем развитии латышского аналитического романа проявляются закономерности его возникновения и художественной структуры.

Возникновение аналитичности в мировой литературе и в латышском романе досоветского и советского периодов имеет разные причины, однако является закономерным и обусловило многие черты этой разновидности романного жанра. Досоветский роман, отмеченный признаками аналитичности, возник под влиянием и в недрах социального романа. Он не теряет связи со своим предшественником, однако, в силу разнообразных обстоятельств, приобрел легко узнаваемые черты, позволяющие считать его предшественником аналитико-психологического романа. Во-первых, наполненная противоречиями общественная жизнь порождает тип героя, ищущего смысл жизни в этих противоречиях. Во-вторых, аналитичность, углублённый психологизм зачастую появлялся в литературе наряду со стремлением демократически настроенных писателей уйти от мнимо неразрешимых противоречий общества, с желанием уберечь индивидуальность человеческой личности как ценности в противовес культу вещей, деловитости буржуазных отношений. В-третьих, ощущается влияние направлений буржуазных философий /позитивизм, бергсонизм, фрейдизм и др./ на мировоззрение писателей. В-четвертых, важным аспектом является влияние других видов искусства на поиски новых изобразительных средств, которые нередко выражаются в виде протеста против традиционных принципов воспроизведения жизни. И, наконец, важную роль играет индивидуальность писателя, его мироощущение, личные интересы.

Аналитичность в латышском досоветском романе будто уменьшает социальное звучание этих произведений: историческая ситуация требовала решение актуальных социальных проблем, а углубление в личные /хотя и важные для данной эпохи/ "за" и "против" оценивалось как отказ от остро социальной проблематики. Историческая обстановка досоветского времени выдвигала на передний план другие актуальности.

В свою очередь, возникновению аналитичности в советской литературе способствовало развитие общественных наук, обращение идеологии, этики, философии, психологии, социологии к изучению личности в разных её проявлениях. Краеугольным камнем концепции личности признается возрастающая роль личности в достижении коммунистических идеалов, что отражается также и в искусстве. Исследование человека с целью прогноза и управления дальнейшим развитием личности становится основой искусства. С новой точки зрения человек раскрывается в литературе в конце 50-х годов. Наряду с активизацией общественной мысли, также герой романов познание себя часто начинает с желания понять эпоху и общество, в открытии самого себя надеется найти ключ к пониманию всего общества. Так, герой романа А.Бэла "Следователь" размышляет:

Я подвластен времени, и время подвластно мне. Я подчинен обществу, и общество подчинено мне. Как возникает мировоззрение? Я должен ответить самому себе на этот вопрос. Я должен переварить сам себя прежде, чем взяться за других."^

Аналитический роман раскрывает трусость, конформизм, приспособление людей в обстоятельствах 60-70-х годов в быту, труде, отношениях современных людей. Писатели накладывают на

1 Ве1в А. ТгтекЗ^аз'а, 80. 1рр. человека двойную ответственность: за происходящее в обществе и — главным образом — за себя как члена этого общества. Изображение психологии в этих романах приобретает ярко выраженное социальное звучание.

В зависимости от условий развития в ходе времени менялись также содержание и функции элементов аналитико-психологичес-кого романа. Отличаются черты центрального характера. В досоветском романе аналитического направления человек ищет свой жизненный путь, свое место в обществе. Это человек, ещё не добившийся успехов в труде и признания. Герои романов колеблются между разными возможностями и не могут решиться на что-либо. В центре советского аналитического романа стоит герой, уже достигший внешнего благополучия, определенного положения в обществе, человек, имеющий в жизни своё место, но вынужденный на этом месте найти себя — своё истинное призвание. Он переоценен обществом, он сумел приспособиться посредственным требованиям, но в конце-концов понимает, что это является причиной его духовной драмы. Досоветскому роману характерны раз-думия человека о выборе жизненного пути или в сознании героя противопоставляется ощущение бессмысленности жизни и отзвуки самой жизни. Советскому аналитическому роману присуща оценка героем уже избранного и частично пройденного пути. Выбор состоялся в прошлом, в результате событий настоящего этот выбор переоценивается и делается новый выбор. В виду этого разные функции приобретает ретроспекция и смена времен действия. В произведениях досоветской поры ретроспективные отступления, главным образом, раскрывают историю развития характера и предпосылки действия в будущем. В советских аналитических романах к этому заданию присоединяется необходимость выявить причины предыдущих ошибок — те причины, которые таятся в характере человека и без осознания которых невозможно безошибочное действие в будущем. Поэтому так основательно анализируют свои поступки герои А.Бэла, В.Лама. Поэтому в более светлых тонах кончаются романы, герои которых поняли свою ошибку и стремятся впредь жить в согласии со своей совестью.

В литературе советского периода латышский аналитико-пси-хологический роман становится более многогранным, его элементы теряют однозначность. Возросшая условность системы образов, сюжета, смены времен действия, обстоятельств создает слой символики .

Аналитический роман обоих периодов имеет сходную функцию в обществе, схожую художественную задачу. Это роман-предупреди-тель. Писатели заставляют внимательнее вглядеться в себя и окружающих, подчеркивают мысль, что человек должен отвечать прежде всего за себя. Точно об этом сказал А.Бочаров:

Это один из самых надежных путей, по которым искусство способно проникнуть в глубины человеческого сердца, ибо важно убедить и взволновать его не угрожающим наказанием — в сущности чисто внешним фактором —, а неизбежной деградацией и распадом личности. Наказание, понесенное человеком, скрывается в нем самом!11*

Одновременно это является трагедией всего общества, потому что личность, которая способна только приспосабливаться и без собственной инициативы выполнять требования социальной роли, не может быть полезной для общества. Таким образом, аналитические романы, в частности "Следователь" и "Клетка" А.Бэла, "Повелитель очага Ашгалвис" В.Лама, решают проблемы, имеющие особую важность как для каждого человека, так и для общества

1 Босагоуе А.РауесИет. иг а1г(И, 71. 1рр. в целом. И ещё один аспект. Интересную мысль о своих произведениях высказал Ю.Трифонов:

И вправду, моя тема — критика недостатков человеческой души, критика тех явлений, которые не должны быть в социалистической действительности. Но моей целью является не разоблачение, а усовершенствование советского общества, советского человека. По-моему, это и является главной задачей литературы — сделать людей добрее."^"

В таком направлении работают создатели аналитических романов. Разоблачение отрицательного является только средством для того, чтобы сделать людей добрее, заставить их оценить хорошее.

Раскрытию идеи в аналитико-психологическом романе подчинена вся структура романа, иногда это проявляется в виде умо-заключительных конструкций или с помощью образных моделей, возникнувших в сознании героев. Многие литературоведы считают, что аналитическая, интеллектуальная тенденция в искусстве сменяется мифическим мировосприятием. Возвращение мифа в литературу обычно связывается с творчеством Дж.Апдайка, Г.Маркеса, Ч.Айтматова, Э.Ветемаа. Более точным кажется предположение Х.Хирша о том, что современный роман имеет два направления развития, охватывающие литературу всех народов: обращео ние к мифу и использование документа в романе. В 1982 году появляется роман В.Лама "Повелитель очага Ашгалвис", в котором объединяется мифическое мировосприятие с аналитическим bavrecka V. Jurijs Trifonovs: "Jätic labiem cilvgkiem."--

Rigas Balss, 1979, 9. , 4. lpp, о

Bucis A., Hirss H. Saknes — koks— lapotne. — LiteratGra. un Mäksla, 1979, 13. 13. lpp. исследованием внутреннего мира и смысла жизни современного человека. Как и роман в целом, его аналитико-психологическая разновидность не канонизируется, она постоянно ассимилирует новые черты, осваивает новые темы, преобразуется и видоизменяется. Многие его особенности станут со временем отчетливее, однако уже в настоящее время ясно, что, как бы не менялась структура романа, неизменной остается стремление романистов проникнуть в сокровенные мотивы человеческих поступков, понять всю'сложность процессов формирования мировоззрения, возникновения системы ценностей и её переоценки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рожкалне, Анита Леонардовна, 1983 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, с. 517-642.

3. Энгельс Ф. Письмо Маргарет Гаркнесс. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 35-37.

4. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. — Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 15, с. 368-388.

5. Ленин В.И. Великий почин /0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"/. — Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 39, с. 1-29.

6. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. — Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 24, с. 113-150.

7. Ленин В.И. 0 государстве. — Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 39, с. 64-84.

8. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. — Полн. собр. соч. 5-е изд., т. I, с. 347-534.

9. Официально-документальные материалы

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981. — 223 с.

11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 12 нояб.1982 г. — М.: Политиздат, 1982. — 14 с.

12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 80 с.

13. Об идеологической работе КПСС: Сб. документов. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. 544 с.

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сб. материалов. /Под общ. ред. Е.М.Тя-жельникова. — М.: Политиздат, 1981. — 190 с.3,' Книги

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.

16. Антонов С.П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах. — М.: Советский писатель, 1973. — 368 с.

17. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. — М.: Художественная литература, 1977. — 364 с.

18. Браженас П. Человек и слово в прозе. Статьи. — М.: Советский писатель, 1981. — 246 с.

19. Буряк Б.С. Художественный идеал и характер. — М.: Советский писатель, 1972. — 294 с.

20. Днепров В.Д. Черты романа XX века. — М.-Л.: Советский писатель, 1965. — 548 с.

21. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. — М.-Л.: Советский писатель, 1962. — 408 с.

22. Жантиева Д.Г. Английский роман XX в. I9I8-I939. — М.: Наука, 1965. — 346 с.

23. Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. — М.: Политиздат, 1977. — 256с.

24. ЗЛО. Кожинов В.В. Происхождение романа. — М.: Советский писатель, 1963. — 439 с.

25. Комина Р.В. Современная советская литература. /Художественные тенденции и стилевое многообразие/. — М.: Высшая школа, 1978. — 176 с.

26. Кузнецов М.М. Советский роман. — М.: изд. АН СССР, 196'3. — 302 с.

27. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе. — М.: Учпедгиз., 1958. — 480 с.

28. Оскоцкий В.Д. В содружестве таллантов. Семь портретов. — М.: Просвещение, 1978. — 221 с.

29. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. — М.: Художественная литература, 1980. — 384 с.

30. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. — М.: изд. Московского университета, 1977. — 162 с.

31. Слуцкие М. Начало всех начал. Статьи. Литературные портреты. — М.: Советский писатель, 1975. — 317 с.

32. Трифонов Ю.В. Продолжительные уроки. — М.: Советская Россия, 1975. — 103 с.

33. Хованская З.И. Анализ художественной речи и литературного произведения. — Саратов: изд. Саратовского университета, 1975. — 422 с.

34. Чернышевский Н.Г. Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература, 1939. — 288 с.

35. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. /Под ред. А.М.Румянцева. — М.: Прогресс, 1969. — 240 с.

36. Якименко Л.Г. На дорогах века. — М.: Художественная литература, 1973. — 366 с.

37. Введение в литературоведение. /Под ред. Г.Н.Поспелова.

38. М.: Высшая школа, 1976. — 421 с.

39. История советской многонациональной литературы: В 6 т.

40. М.: Наука, 1970, т. I. — 562 с.

41. Новые явления в литературе Европейских социалистических стран. Художественная проза начала 70-х годов. — М.: Наука, 1976. — 239 с.

42. Blaumanis R. Vëstule Kärlira Strälam. — Kopoti raksti: 8 eg;. R., 1959, 7. sëj., 514.-517. lpp.

43. Bocarovs A. Pavedieni uz sirdi. — R.: Zvaigzne, 1979.131 lpp.t

44. Kraulips K. Müsdienu padomju romäns. Dazas problemas.

45. R.: Liesma, 1969. — 232 lpp.

46. Plësuma A. Mûzam mainîgâ. Literatürkritiski raksti. — R.: Liesma, 1978. — 159 lpp.

47. Rimsa S. Objektîvie apstäk^i un subjektïvais faktors sociâlajâ darbïbâ. — R.î LVU izd., 1975. — 24 lpp.

48. Tabüns В. Raksturs latviesu prozä. Iecere un izveide.

49. R.: Zinätne, 1978. — 346 lpp.

50. Andrea Uplsa Latviesu jaunäkäs rakstniecibas vesture (1885-1920). Pârstrâdâts un papildinäts izdevums. — R.î Zeitig un Golts, 1921, 2. sej. — 223.-427.1pp.

51. Zeile P. Estetiskä doma Latvijä (lldz 1940. gadam). — R.ï Liesma, 1976. — 507 lpp.

52. Zekaite J. Lietuviu romanas. (Zanro raida iki 1940 m.)1. Vilnius, 1970. — 313 p.

53. Edel L. The modern psychological novel. — New York, 1964. ~ 210 pp.

54. The future of the novel. Famous authors on their methods. A series of interviews with renowned authors. Conducted by Meredith Starr. — London, 1970. — 211 pp.4. Статьи

55. Пойш М. "Человек, каким ты будешь завтра?." — В кн.: Вилке Э. Все случилось летом. М., 1981, с. 3-18.

56. Баитц В. Заметки о психологическом анализе в современной советской прозе. — В кн.: Проблемы психологизмав советской литературе. Л., 1970, с. 283-292.

57. Борщуков В.И., Османова З.Г. Методологические проблемы изучения советского романа. — В кн.: Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978, с. 5-53.

58. Гусев Ю.П. Некоторые особенности развития венгерской прозы на современном этапе. — В кн.: Новые явления в литературе Европейских социалистических стран. Художественная проза начала 70-х годов. М., 1976, с. 49-69.

59. Конрад X. Лирико-психологический литовский роман. —

60. В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. Л., 1979, с. 163-177.

61. Кургинян М. Трагический конфликт в романах XX века. Воль поступка. — В кн.: Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М., 1972, с. 58-105.

62. Протченко В.И. Непрерываемый поток жизни. /Проблемы духовно-нравственной преемственности в современном романе о деревне./ — В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. Л., 1979, с. 44-55.

63. Рождественский Вс. Встречи и беседы. — В кн.: Ольга Форш в воспоминаниях современников. Л., 1974, с. 101113.

64. Хлебников М.Н. К вопросу о типологии термина "Роман".

65. В кн.: Преподавание художественной литературы в вузе. Ростов-на-Дону, 1973, с. 3-II.

66. Аверинцев С. "Человечество — это не остров." — Студенческий меридиан, 1976, № I, с. 8-10.

67. Бочаров А. Время в четырех измерениях. — Вопросы литературы, 1974, № II, с. 33-68.

68. Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе /функция "ретроспекций"/. — Филологические науки, 1970, № 4, с. 28-41.

69. Freimane V. Dialogs turpinäs. — Gräm.: Teätris un Dzive. R., 1971, 89.-97. lpp.

70. Hirss H. Celtnieks, Gmü un Skumjais Klaidonis. — Gräm.: Läms V. Pavarda kungs Asgalvis. R., 1982, 297.-300. lpp.

71. Kirsentäle I. Dostojevskis un latviesu romäns. — Gräm.: batviesu-slävu literatüras un mäkslas sakari. R., 1982, 86.-111. lpp.

72. Skraucis V. Müsdienu cilveks romänä. — Gräm.: Kritikas gadagrämata (1972). R., 1973, 218.-233. lpp.

73. Ermanis P. Domas par latviesu romäna veidiem. — Piesau-le, 1934, 4. nr., 208.-216. lpp.

74. Niedre J. Ne värdi ir dzeja, bet darbi. — Karogs, 1963, 11. nr., 108.-113. lpp.

75. Kirsentäle I. Visvalda Lama "Jokdaris un lelle". — Karogs, 1973, 1. nr., 150.-152. lpp.

76. Prieditis A. Alberts Bels. Dai^rades dominante. — Karogs, 1983, 8. nr., 135.-142. lpp.

77. Sokolova I. Tepat kaimi^os. — Karogs, 1974, 12. nr., 140.-144. lpp.

78. Umblija R. Spgle ar realitäti. ~ Karogs, 1982, 12. nr., 143.-145. lpp.

79. Uplts A. Barbari un Roma. — Dornas, 1914, 6. nr., 713.723. lpp.

80. Uplts A. Renegäti un vi^iu laiks. — Värds, 1913, 2. nr., 207.-222. lpp.

81. Uplts A. Tautiskä lieta Liepäjä. — Dornas, 1914, 7. nr., 890.-892. lpp.

82. Bucis A., Hirss H. Saknes — koks — lapotne. — Litera-türa un Mäksla, 1979, 13. jül., 12.-13. lpp.

83. Hausmanis V. Par Bisu Oli un vi^ia laiku. — Cl^ia, 1976, 28. janv.4. 31.Läms V. Darbavlrs. Käds vi^is ir dzivg un käds literatü-rä. — Ci^a, 1977, 25. janv.

84. Latviesu rakstnieclbas attistlba. — Dienas Lapa, 1886, 35. nr., 8. nov.

85. Lavrecka V. Jurijs Trifonovs: "Jätic labiem cilvekiem." — Rigas Balss, 1979, 9. jün., 4. lpp.

86. Poruks J. Vai pesimisms rakstnieclba ir notiesajams? — Dienas Lapa, 1901, 5. nr.

87. M.Slucka runa Baitijas padomju republiku literatüras kriti^u regionalaja apspriede. — Literatura un Maksla, 1971, 18. dec., 3. lpp.5. Диссертации

88. Буханцов H.C. Типология русской советской повести. — Дис. . нанд. филол. наук. — М., 1971. — 275 с.

89. Полосухин И.Н. Проблема психологизма современной английской прозы. — Дис. . канд. филол. наук. — М., 1975. — 217 с.6. Авторефераты

90. Матруненок А.П. Проблема психологизма в современном белорусском романе: Автореф. Дис. . канд. филол. наук. — Минск, 1969. — 19 с.1. Список источников

91. Bels A. "Es pats" lldzenuma. — R.: Liesma, 1968. — 248 1pp.

92. Bels A. Izmekletajs. Buris. Divi romani. — R.: Liesma, 1977. — 330 1pp.

93. Eldgasts H. Zvaigz^iotas naktis. Romans. — R.: 1905. — 344 lpp.

94. Ezera R. Nakts bez mSnesnlcas. Mozalka. — R.: Liesma, 1971. — 160 lpp.

95. Laicens L. Akmens loga. — R.: LVI, 1956. — 515 lpp.

96. Laicens L. Emigrants. Romans. 2. izd. — M.: 1937. — 217 lpp.

97. Laicens L. Limitrofija. Romans. — M.: Prometejs, 1935. — 360 lpp.

98. LSms V. Jokdaris un lelle. Romans. — R.: Liesma, 1972. — 228 lpp.

99. Lams V. Pavarda kungs Asgalvis. — R.: Liesma, 1982. — 301 lpp.

100. Lams V. Raudze. — R.: Liesma, 1973. — 480 lpp.

101. Lams V. Tava valstlba. — R.: Liesma, 1978» — 248 lpp.

102. Lams V. Trase. — R.: Liesma, 1980. — 253 lpp.

103. Poruks J. Raksti. 1. sej. — R.s Liesma, 1971. — 536 lpp.

104. Poruku Ja$ia Kopoti raksti. 4. sej . — R.: Zalktis, 1907. — 415 lpp.

105. Upits A. Kopoti raksti. 4. sej. — R.: LVI, 1947. — 779. lpp.

106. Uplts A. Kopoti raksti. 5. sej. ~ R.: LVI, 1948. — 798. lpp.

107. UpIts A. Kopoti raksti. 18. sgj. ~ R.s LVI, 1952. — 582 1pp.

108. Upîts A. Pëdëjais latvietis. Patriotisks stästs ar bêdî-gäm beigäm. — R.s 1913. — 302 1pp.

109. Up It s A. Pilsoçii. Stästs. — R. : 1907. — 184 lpp.

110. Upîts A. Renegäti. Romans. — Valmiera, Oësis: Dünis, 1922. — 312 lpp.

111. Upîts Añ Sieviete. ~ R.: Golts, 1910. ~ 299 lpp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.