Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста: На примере офорта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Старовит, Екатерина Алексеевна

  • Старовит, Екатерина Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 252
Старовит, Екатерина Алексеевна. Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста: На примере офорта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2002. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Старовит, Екатерина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСКУССТВО ГРАФИКИ: ОБУЧАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ

ПОТЕНЦИАЛ.

§ 1. Графика в ракурсе задач обучения художника изобразительного искусства (на примере офорта).

§ 2. Изобразительное искусство и графика в современном начальном образовании.

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

ГРАФИКИ.

§ 1.Пропедевтический курс графики как компонент развивающего обучения: принципы построения.

§ 2. Специфика курса графики для детей младшего школьного возраста: определяющие факторы.

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

ГРАФИКИ.

§ 1. Методика пропедевтического курса графики для детей младшего школьного возраста (I - II классы).

§ 2. Обоснование структуры и диагностики экспериментального исследования.

§ 3. Характеристика процесса экспериментального обучения по методике пропедевтического курса графики (на примере офорта).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста: На примере офорта»

Исследование посвящено разработке и обоснованию методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Актуальность темы исследования. Гармоническое развитие личности ребенка, целостность психического, физического, умственного и духовного развития являются ведущим фактором современного образовательного процесса. В психологии и дидактике утверждается, что развивающие функции обучения реализуются успешнее при создании условий детской самореализации через приобщение к творчеству в разных сферах деятельности. Особую актуальность приобрели интегрированные программы полихудожественного развития.

Несмотря на наличие специальных программ, недостаточно исследована развивающая роль отдельных видов изобразительного искусства. В большинстве случаев художественные, в том числе и графические техники, вводятся в учебный процесс лишь с целью его разнообразия, при этом часто не учитывается их важная роль в развитии ребенка. Во многих программах такие основные техники эстампа как офорт, ксилография, литография, представлены лишь в ознакомительном плане, вскользь, либо вообще отсутствуют. А между тем без понимания специфики этих техник невозможно составить представление о полноте возможностей не только искусства графики, но и изобразительного искусства в целом.

Причина малого применения офорта и других печатных техник в детских учебных учреждениях объясняется отсутствием технологической базы, а также подготовки, необходимой для работы в материале. В связи с этим актуальной является разработка методики с гибкой структурой, сочетание ее содержания с другими развивающими программами, изменение последовательности заданий в зависимости от возрастных особенностей учащихся и возможностей материально-технической базы. Освоение технологии в единстве с изучением выразительных особенностей графики и ее техник, творчества ведущих мастеров, а также знакомство с основами изобразительной грамоты позволяет придать обучению развивающий характер.

Цель исследования: разработать и обосновать методику пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения с акцентом на преподавание офорта.

Задачи исследования:

- проследить историю методов обучения графике (на примере офорта);

- выяснить состояние методики преподавания графики в современном начальном образовании;

- рассмотреть основные идеи развивающего обучения;

- определить роль графики в развитии детей младшего школьного возраста;

- выделить принципы построения пропедевтического курса графики;

- выявить факторы, определяющие специфику обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста;

- разработать на основе выделенных принципов развивающего обучения и возрастных особенностей детей методику пропедевтического курса графики;

- экспериментально проверить эффективность методики пропедевтического курса графики для младших школьников на примере офорта.

Объект исследования - методика преподавания искусства графики. Предмет исследования - графика как компонент развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Включение в учебный процесс знакомства с основами графики, формирование понимания её изобразительных средств, художественно-образных особенностей её техник, подробное изучение выразительных возможностей офорта способствуют целостному развитию детей.

Степень разработанности проблемы. Роль искусства, художественной деятельности в формировании личности ребенка рассмотрена такими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами и психологами разных эпох как Я.А.Коменский - XVII век; Ж.-Ж.Руссо - XVIII век;

И.Г.Песталоцци - вторая половина XVIII - начало XIX века; К.Д.Ушинский -XIX век; Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Г.И.Щукина - XX век и др. Технологии развивающего обучения разработаны в трудах П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, М.И.Махмутова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.; развитию творческих способностей посвящены работы Р.У.Богдановой. Особенности развития детей младшего школьного возраста установлены на основе исследований Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. Условия развития личности ребенка в области художественного воспитания (развития творческих способностей, восприятия художественного образа, формирования духовной культуры, общего художественного развития) выделены А.В.Бакушинским, И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым, Т.С.Комаровой, В.С.Кузиным, Г.В.Лабунской, Б.М.Неменским, Ю.А.Полуяновым, Н.Н.Ростовцевым,

A.Е.Терентьевым, Б.П.Юсовым и др.

Особенности художественно-образного языка графики и гравюры рассматривались в трудах таких крупных теоретиков искусства и культуры, педагогов как Б.Р.Виппер, М.С.Каган, Н.Э.Радлов, А.А.Сидоров,

B.А.Фаворский, П.А.Флоренский. Специфика техник гравюры выявляется в исследованиях А.А.Гавричкова, А.Д.Гончарова, В.М.Звонцова, Е.Ф.Ковтуна, Е.С.Левитина, М.Д.Рудометова, Н.В.Тарасовой, В.В.Туровой и др. В работах Д.А. Ровинского впервые были собраны биографии мастеров русской гравюры, систематизированы сведения о произведениях, накопленные к концу XIX века. Далее история гравюры в России рассматривалась Э.Ф.Голлербахом (1924). Среди исторических исследований европейской гравюры следует отметить работу немецкого искусствоведа П.Кристеллера (1939). Анализ искусства в единстве с рассмотрением особенностей технологий эстампа предприняли ЖЛаран (1959), Д.Кауффманн (1962), Ф.Бруннер (1984). В этом же ключе рассматривается искусство эстампа в работе отечественного автора М.И.Флекеля (1987), однако он ограничивается изучением только репродукционной гравюры. Наиболее подробным историческим исследованием являются "Очерки по истории и технике гравюры" (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1987). В материалах научно-практической конференции "Гравюра в системе искусств" (Санкт-Петербург, 1989) определяется роль русской гравюры и ее связь с другими видами искусства. Историческому исследованию офорта посвящены работы В.Я.Адарюкова, П.Е.Корнилова. Существуют технологические пособия по работе в технике офорта художников А.И.Сомова (1885), В.Д.Фалилеева (1925), В.М.Звонцова, В.И.Шистко (1971). Особенности адаптации, упрощения работы в техниках глубокой печати рассматривались И.Я.Айзеншером, Ю.И.Герштейном, Л.Ф.Овсянниковым.

В исследованиях подчеркивается важная роль графики как искусства демократического, обращенного к широкому кругу людей, но в то же время отмечается отсутствие понимания ее эстетической специфики. Нередко попытки художников приблизить эстамп к зрителю оборачиваются утратой понимания его языка, а отсутствие образной мысли компенсируется техническими изысками. Эти проблемы поднимались в статьях В.Касияна (1956), Ю.Герчука (1972), Г.Заглянской и А.Ливанова (1984). Исследование показало, что эта проблема остается актуальной в наше время, и с этой точки зрения занятия, направленные на знакомство с искусством графики в школе, необходимы, так как именно там воспитываются зрители, будущие ценители искусства.

В силу недостаточного внимания к изучению искусства графики в общеобразовательных учебных заведениях, корпус литературы, посвященной этой теме, весьма ограничен. В курсе художественного воспитания "Творчество и выражение" (1981-1985) итальянских авторов М.К.Претте и А.Капальдо прослеживаются некоторые методические вопросы использования графических техник, но их работа отличается отсутствием целостного рассмотрения графики как вида искусства. В диссертационных исследованиях И.Л.Головановой (1995), С.Ш.Евтых (1996) работа с различными художественными материалами, в том числе и графическими, выделяется как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников. В отдельных исследованиях отечественных авторов, посвященных возможностям использования печатных техник на занятиях рисованием с детьми (А.А.Кирилло, Н.В.Одноралов, Д.Г.Соболев, А.С.Щипанов), основное внимание сосредоточивается на технологии. В некоторых работах рассматриваются только отдельные графические техники, причем предпочтение отдаётся линогравюре (П.А.Алексеев, М.М.Богачкин., Л.Г.Богачкина, С.А.Фёдоров). Пособие американского автора Л.Уэста, помимо искусствоведческого анализа и технологических описаний, содержит много методических советов, полезных для педагогов, включающих в учебный процесс технику офорта, но оно адресовано только высшей школе. Практически нигде не рассматриваются возможности изучения офорта в общеобразовательных учреждениях.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологической основой исследования являются положения: о ведущей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); о построении учебного процесса на основе содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); об осознании детьми процесса деятельности как принципе обучения (Л.В.Занков).

При разработке концепции курса был использован комплекс теоретико-методологических положений о роли игровой деятельности как средстве активизации познавательной деятельности детей (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о развивающем значении изобразительной линии (Е.И.Игнатьев), а также ряд положений, связанных с исследованиями в области психологии искусства и художественного воспитания А.В.Бакушинского, Б.М. Неменского, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова, ведущих российских художников-педагогов Е.С.Кругликовой, В.В.Матэ, мастеров середины и конца XX века В.М.Звонцова, Л.Ф.Овсянникова, В.И.Шистко и др.

Для решения поставленных задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Использовались следующие методы: диахронический - при исследовании истории методов обучения графике; функциональный - при выявлении современного состояния преподавания изобразительного искусства и графики в системе начального обучения и исследовании основных идей развивающего обучения; прогностический - при выявлении принципов построения курса и факторов, определяющих специфику курса графики для детей младшего школьного возраста. На этапе создания методики пропедевтического курса графики и анализа экспериментального исследования использовался метод теоретического моделирования; для проверки эффективности методики - метод педагогического эксперимента. Методы эмпирического поиска: педагогическое наблюдение, опросы (беседы, анкетирование), ретроспективный анализ личного педагогического опыта - применялись при анализе современного состояния педагогической практики, а также для обобщения результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что методика пропедевтического курса графики обосновывается как компонент развивающего обучения. В исследовании обобщается практический опыт работы по данному направлению и предлагаются новые технологии. Рассматриваются возможности знакомства детей с офортом, техникой, которая считается неприменимой в учреждениях начального образования в силу таких причин, как сложность технического оснащения кабинетов, трудоёмкость процесса и др. Изучение техники офорта включено в широкий контекст ознакомления с особенностями художественно-образного языка искусства графики в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выявлены принципы построения пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения. Обоснованы факторы, определяющие специфику занятий изобразительным искусством с детьми младшего школьного возраста. Разработанная методика и программа «Введение в искусство графики» могут способствовать совершенствованию системы развивающего обучения и художественного воспитания. Кроме того, данная методическая система может быть использована как основа при составлении программ смежных дисциплин.

Организация, этапы и база исследования. Апробация результатов исследования проводилась на базе Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района, а также школы № 101 г. Санкт-Петербурга.

Первый этап (1996 - 1998 г.) был связан с изучением искусствоведческой, психологической, дидактической и методической литературы, реального опыта педагогической практики, обобщением результатов личного педагогического опыта. Проделанная работа позволила выработать методику пропедевтического курса графики, разработать структуру эксперимента.

Второй этап (1998 г.) был посвящен организации и проведению констатирующего эксперимента. Его целью было определение начального уровня изобразительной деятельности детей, поступивших в школу, уточнение некоторых особенностей проведения обучающего эксперимента.

Третий этап (1998 - 2000 г.) состоял в проведении обучающего эксперимента с целью проверки эффективности методики пропедевтического курса графики. В конце был организован итоговый эксперимент, основной задачей которого было сравнение начального и конечного уровня изобразительной деятельности детей. Итогом стал анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление методики пропедевтического курса графики.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отрешение в докладах на научно-практических конференциях "Дипломная работа в системе профессиональной подготовки художника-педагога" (РГПУ им. А.И.Герцена, май 1999 г.), "Сердце отдаю детям" (ДДЮТ Выборгского района, май 1999 г.), "Композиция в системе подготовки художника-педагога" (РГПУ им. А.И.Герцена, ноябрь 1999 г.), "Социализация детей через творчество" (ДДЮТ Выборгского района, май 2000 г.), в выступлениях на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена.

Положения, выносимые на защиту. Методика пропедевтического курса графики, построенная на основании принципов развивающего обучения и факторов, определяющих специфику занятий с детьми младшего школьного возраста, предполагает: применение на начальном этапе игровых форм работы, специальных приемов, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественного выражения, использование конкретных наглядных образов при объяснении материала; предварительное знакомство учащихся с особенностями художественно-образного языка графики через выполнение заданий, направленных на обогащение тактильного, визуального и двигательного опыта; сочетание изучения выразительных особенностей графических средств с основами изобразительной грамоты; освоение выразительно-графических средств на основе знакомства с творчеством художников-графиков, выполнение «реплик»; введение в процесс обучения техники офорта; создание во время работы над эстампом творческой атмосферы мастерской, где каждый ребенок является участником процесса, применение приемов, способствующих осознанию детьми значения как отдельных этапов, так и целостного процесса работы над эстампом.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. В Приложении представлены методические разработки автора, иллюстративный материал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Старовит, Екатерина Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прослеживание этапов становления и развития офорта в европейском и русском искусстве выявило движение от приоритета репродукционной гравюры к уникальности творческого офорта. Параллельно происходили изменения в методах преподавания искусства, ремесленный подход сменялся более широкими задачами обучения, оно приобретало развивающий характер, освоение навыков работы в гравюре сочеталось с развитием индивидуальных творческих способностей. Таким образом, положение гравюры, как предмета преподавания постоянно находилось в зависимости от места, которое она занимало в системе искусств.

Сравнивая особенности обучения офорту таких педагогов как И.С.Клаубер, Г.-Ф.Шмидт (вторая половина XVIII - начало XIX века); В.В.Матэ, Е.С.Кругликова, В.Д.Фалилеев, И.И.Нивинский, М.А.Добров (конец XIX - первая половина XX века); В.М.Звонцов, В.И.Шистко (вторая половина XX века), можно видеть, что знакомство с техникой у этих мастеров не ограничивалось лишь обучением техническим навыкам, важным было формирование понимания художественно-образного языка графики. Это подтверждает опыт педагогов русской графической школы, у которых репродуцирование, рисование с натуры, работа по собственным композициям соединялись с изучением специфики графического языка, выразительных особенностей техник.

Исследование программ начального образования показало, что в методике преподавания художественных дисциплин наблюдается движение к развивающим целям. Появляются программы с гибкой структурой, в которых первоочередное внимание обращается на развитие детей, осуществляемое на основе образовательного процесса, в который включены различные виды искусств, в том числе и искусство графики, с применением на занятиях разнообразных художественных материалов. В то же время в некоторых программах последних лет наблюдается преуменьшение роли обучения детей изобразительной грамоте, техническому мастерству. Придавая большое значение развитию чувства цвета, детей в меньшей мере знакомят с выразительными возможностями искусства графики, ее изобразительными средствами. На занятиях мало применяются печатные графические техники, недостаточно продумана их развивающая роль. В то же время было определено, что занятия графикой, включающие знакомство с техникой офорта способствуют активизации развития способностей детей младшего школьного возраста. Следовательно, разработка пропедевтического курса графики для детей является актуальной задачей.

На основе анализа трудов педагогов и психологов, разрабатывающих идеи развивающего обучения, были сформулированы принципы построения пропедевтического курса графики. Эти принципы следующие:

- наличие индивидуального подхода к развитию способностей детей. На начальном этапе, чтобы успешно организовать процесс развития, необходим дифференцированный подход к учащимся, выявление возрастных и индивидуальных особенностей, а также уровня развития в предыдущий период;

- при построении самого учебного процесса необходимо следование определённой логике учебного процесса от общего к частному на основе содержательного обобщения; соблюдение целостности в изложении материала; создание проблемных ситуаций; для организации усвоения детьми разных способов необходимо использование разнообразных видов и форм организации учебного процесса, владение различными способами работы с материалами;

- для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно использовать полученные знания, сам ход учебного процесса должен осуществляться так, чтобы максимально проявлялось осознание учащимися как отдельных составляющих, так и общей целостности;

- творчество, проявление самостоятельных решений является как результатом, так и необходимой составляющей, движущей силой всего процесса обучения.

Положения психолого-педагогической теории позволили сформулировать основные факторы, воздействующие на характер педагогического процесса проведения занятий по пропедевтическому курсу графики. Эти факторы следующие:

- организация целенаправленного наблюдения, необходимого для развития восприятия;

- формирование тактильного опыта, являющегося предпосылкой развития познавательных способностей;

- развитие точных координированных движений, способствующих совершенствованию мелкой моторики руки;

- ориентация на сочетание действий детей с речью в процессе рисования;

- разработка игровых технологий занятий графикой, поскольку игра занимает значимое место в развитии детей младшего школьного возраста;

- постановка цели деятельности, внутренне связанной с содержанием деятельности детей;

- включение в учебный процесс коллективных форм работы (занятие-мастерская, занятие-выставка и др.).

На основании выделенных принципов и факторов была разработана методика пропедевтического курса графики.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность методики пропедевтического курса графики, направленного на развитие у учащихся сознательного отношения к способам воплощения собственного замысла через понимание художественно-образного языка, выразительных средств искусства графики, офорта.

Было выявлено, что после прохождения курса дети стали более свободно, без боязни подходить к любой работе, находить различные способы решения творческих задач, значительно увеличились их познания в области истории искусства. Кроме того, дети овладели многими навыками работы руками, стали более аккуратны, внимательны. На занятиях отмечалась особая творческая атмосфера. В целом работа одобрена самими детьми, и их родителями. Методисты и учителя, наблюдавшие за процессом обучения, сделали вывод, что применение авторской методики пропедевтического курса графики в образовательном процессе позволяет повысить уровень развития и воспитания детей младшего школьного возраста. В перспективе методика может послужить основой при составлении программ смежных дисциплин.

Хотелось бы надеяться, что курс будет проводиться и в других учебных заведениях. При отсутствии технической базы, необходимой для работы в материале, можно ограничиться прохождением предварительных заданий, а также работой в более простых графических техниках, не требующих особого оснащения. Главное, чтобы они были объединены по принципу общности выразительных особенностей, например, техники, включающие работу пятном, силуэтом - тушь-кисть, линогравюра, ксилография; линией и штрихом -рисунок пером, «граттаж», офорт, глубокая гравюра на картоне; тоном - работа углём, литография и другие. Возможно также объединение с учетом особенностей видов печати, глубокой - гравюра на картоне, «сухая игла», офорт; высокой - линогравюра, ксилография; плоской - монотипия, литография и т.д. При этом следует помнить, что сам процесс освоения техники будет намного эффективнее, обучение окажет развивающее воздействие, если не ограничиваться изучением лишь определенных технических приёмов. Важно сформировать у ребенка понимание выразительных возможностей искусства графики, открывающее путь к самостоятельной творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Старовит, Екатерина Алексеевна, 2002 год

1. АдарюковВ.Я. Офорт в России. - Искусство (Москва). - 1923. - № 1. С. 276-291.

2. Айзеншер И .Я. Гравирование офорта на линолеуме: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. 1947. Фонд Академии художеств № 11.- On. № 1. - Ед. хр. № 318. - 235 с.

3. Айзеншер И.Я. Техника офорта. JI.-M.: Искусство, 1939. - 206 с.

4. Алексеев П.А. О гравюре и гравировании: Учебное пособие. Л., 1976. -27 с.

5. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта // Школа изобразительного искусства. М.: АХ СССР, 1963. - Вып. VII. С. 5 - 59.

6. Аллан Д. Ландшафт детской души / Перевод с англ. Ю.М.Донца; Под общ. ред. В.В.Зеленского. СПб.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997. - 256 с.

7. Алферов Н. Способ гравировать крепкою водкою, который по виду чрезвычайно похож на рисунок китайской тушью . СПб.: Морская типография, 1805.- 19 с.

8. Альбом офортов художников Студии им. И. Нивинского. М., 1956. - 29 л.

9. Альбом русских аквафортистов. СПб., 1874. - 12 л. с изобр. Ю.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с. П.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.- Киев: Освита, 1991. 111 с.

10. Андронников Э. От наброска к эстампу. Художник. - 1964. - № 4. С. 49 -52.

11. Архитектурная графика: Учебно-методическое пособие / Научный ред.

12. Г.Л. Степанов; Сост.: А.А. Гавричков, С.С. Жильцов, Г.П. Степанов, А.Ш. Тевьян. СПб.: Изд-во института им. И.Е. Репина, 1994. - 40 с.

13. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / Сост. И.А. Либерфорт, Н.А. Радзимовская. М.: Советский художник, 1981.-370 с.

14. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.

15. Бенуа А.Н. Задачи графики. Искусство и печатное дело. - 1910. - № 2 -З.С. 41 -42.

16. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Изд. политич. лит-ры, 1975. - 399 с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т. 2 - 304 с.

18. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе. М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

19. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 220 с.

20. Богданова-Березовская Н.А., Мажуга А.И., Почтенная К.О. Линогравюра и монотипия. СПб.: Образование, 1995. - 64 с.

21. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

22. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. А.Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

23. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.

24. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора / РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 127 с.

25. Варшавский Л. История гравюры. В мире книг. - 1979. - № 9. С. 28 - 29.

26. Василий Михайлович Звонцов: Выставка произведений. Каталог / Авт. вступ. ст. и сост. кат. В.Н. Пилипенко. Л.: Художник РСФСР, 1987. 18 с.

27. Вег Я. Дюрер педагог. - Интерпрессграфик. - 1982. - № 3. С 2 - 5.

28. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1997. - 110 с.

29. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 283 с.

30. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

31. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы) / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966. - 442 с.

32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей педагогической психологии академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

33. Волков И.П. Цель одна дорог много: проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

34. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей / Под ред. И.П. Глинской. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

35. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

36. Волков В., Звонцов В. Некоторые вопросы развития офорта Художник. -1959.-№7. С. 35-39.

37. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: Сборник статей / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1962. - 287 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.

40. Галина Ивановна Щукина: Труды и дни / Сост.: М.А. Верб, И.Г. Шапошникова. Отв. ред. А.П. Тряпицына. СПб., 1997. - 335 с.

41. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство Московского Университета, 1978.- 118 с.

42. Герчук Ю. Эстамп в мастерской, на выставке, в магазине // Советская графика ' 73. 1974. С 104 - 116.

43. Герчук Ю. Эстампы для всех. Творчество. - 1972. - № 5. С. 9 - 10.

44. Герштейн Ю.И. Новые виды гравюры. М.: Искусство, 1959. - 72 с.

45. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М.: ГИЗ, 1924. - 220 с.

46. Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М.: Молодая гвардия, 1960. - 83 с.

47. Гравировальная палата Академии наук XVIII века: Сборник документов / Отв. ред. Б.В. Левшин; сост.: М.А. Алексеева, Ю.А. Виноградов, Ю.А. Пятницкий. Л.: Изд-во «Наука», 1985, - 294 с.

48. Гравюра в системе искусств: Сборник статей по материалам конференции, проходившей в Русском музее в 1989 году / ГРМ; Науч. ред. М.А. Алексеевой, Е.Ф. Петиновой. СПб., 1995. - 88 с.

49. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.-80 с.

50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 478 с.

51. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Педагогика. - 1995. -№ 1.С. 29-39.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

53. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. асоц. «Развивающее обучение». — М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.

54. Данжан А. Офорт. Руководство травления крепкой водкой на меди. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёв и К0, 1893. - 75 с.

55. Диодоров Б.А. Офорт: немного истории. В мире книг. - 1986. - № 7. С. 44 - 46.

56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.Н. Медынского, сост. В.А. Ротенберг. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1956. - 374 с.

57. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

58. Докучаева В.Н. И.И. Нивинский. М.: Советский художник, 1969. - 260 с.

59. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. В.И.Голода; Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985. - 192 с.

60. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.

61. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2-х т. Т. 1. М.-Л.: Искусство, 1957.-227 с.

62. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2-х т. Т. 2. М.-Л.: Искусство, 1957.-254 с.

63. Е.С. Кругликова и её ученики. Каталог выставки / Сост. Е.В. Гришина — Л.: Искусство, 1985. 55 с.

64. Евгений Сергеевич Тейс: Живопись, графика. Каталог выставки. М.: Сов. художник, 1979. - 19 с.

65. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат к дисс. на соискание ст. канд. пед. наук. М.: Моск. Гос. Пед. Ун-т им. В.И. Ленина, 1996.- 16 с.

66. Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество / Сост. П.Е. Корнилов. Л.: Художник РСФСР, 1969. - 131 с.

67. Зайцев В. Эстамп. Юный художник. - 1979. - № 8. С. 43 - 48. 74.3анков Л.В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья

68. Ш.А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996. - 432 с. 75.3апорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. - М.:

69. Педагогика, 1986. 320 с. 76.3вонцов В. М. Основы понимания графики. - М.: АХ СССР, 1963. - 72 с. 77.3вонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. - М.: Искусство, 1971. - 114 с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1959. - 135 с.

71. Изобразительное искусство 1 9 кл / Авт. B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова,

72. A.С. Близнюк, З.Н. Максимова. М.: Агар, 1996. - 160 с.

73. Изобразительное искусство в детском саду и в школе / Под ред. Т.С. Комаровой, О.Ю. Заряновой., Л.И. Ивановой М.: Пед. об-во России, 1999. -152 с.

74. Изобразительное искусство в начальной школе: 1—2 кл. В 2 ч /

75. B.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. М.: Дрофа, 2000. Ч. 1. Учись рисовать. - 95 е.; Ч. 2. Волшебный мир. - 126 с.

76. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б.П.Юсов и др.; Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. Минск: Нар. асвета, 1992.- 191 с.

77. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. М.: Педагогика, 1975. - 92 с.

78. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа средней общеобразовательной школы. 1-8 классы / Сост. Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, Н.Н. Михайлова. Научный руководитель Б.М. Неменский.- М.: Мин-во нар. образования РСФСР, 1990. 142 с.

79. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа средней общеобразовательной школы. 1 9 классы / Сост. Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, Н.Н. Михайлова. Научный руководитель Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 1994. 176 с.

80. Изобразительное искусство. Начальная школа: Сборник / Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 2000. - 223 с.

81. Изобразительное искусство: Рисунок. 1 11 кл. Живопись. 1 - 11 кл. Основы живописи. 5 - 9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.

82. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1969. - 302 с.

83. Искусство рисунка: Сборник статей и публикаций / Сост. Г.В. Ельшев-ская. М.: Советский Художник, 1990. - 368 с.

84. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

85. Калита Н. «Читать» гравюру. Юный художник. - 1996. - № 3. С. 32 -35.

86. Кардовский Д.А. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1960. - 340 с.

87. Карташев О. К вопросу об эстампе. Художник. - 1959. - № 10. С. 11 -12.

88. Касиян В. Вопросы эстампной графики. (К Всесоюзному съезду художников). Искусство. - 1956. - №3. С. 25 - 27.

89. Кершештейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка / Под ред. С.А. Левитана. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1914. — 214 с.

90. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. 314 с.

91. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.-32 с.

92. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. Л.: Художник РСФСР, 1963. - 95 с.

93. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. - 106 с.

94. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.

95. Корнилов П.Е. Офорт в России XVII XX веков. - М.: АХ СССР, 1953.- 144 с.

96. Коростин А.Ф., Смирнова Е.И. Русская гравюра XVIII в. М.: Изд-во Г. Т. Г., 1952.-.41 с.

97. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. - 111 с.

98. Кристеллер П. История европейской гравюры. М.: Искусство, 1939. -518с.

99. Кряжева Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с.

100. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.

101. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. О восприятии элементарных ритмических композиции на плоскости // Техническая эстетика. 1969. -№8. С. 10-12.

102. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: «Плакат», 1987. - 208 с.

103. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М: Просвещение, 1977. - 208 с.

104. Кузин B.C. Психология. М.: Агар, 1997. - 182 с.

105. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.

106. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одарённости. М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

107. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

108. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997. — 190с.

109. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-208 с.

110. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская Г.А. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1953. - 112 с.

111. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего обучения. Педагогика. - 1996. - № 6. С. 25-30.

112. Левитин Е.С. Несколько тезисов к истории гравюры // Музей-5. М., 1984.С. 24-35.

113. Леман И.И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. СПб.: Изд. Кружка Русских Изящных изданий, 1913.-291 с.

114. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.

115. Лепилов К.М. Рисование и моделирование ребенка-дошкольника. М.: Государственное издательство, 1925. - 116 с.

116. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Педагогика. - 1996. - № 2. С. 7-11.

117. Либман М.Я. Дюрер и его мастерская (процесс работы и методы обучения) // Из истории классического искусства Запада / Под ред. М.Я. Либма-на. -М., 1980. С. 110-129.

118. Люблинская А.А. О понятии «умственное развитие детей» // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. С. 4 - 24, 240 с.

119. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

120. Мажуга А.И. О терминологии графического искусства и ее роли в обучении студентов // Сборник Академии Художеств СССР. Л.: АХ СССР, 1987. С. 59-64.

121. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-пресс, 1996.-304 с.

122. Маркова Н. Что такое гравюра? Юный художник. - 1997. - №5/6. С. 24—27.

123. Масленников Н.Н. Рисунок пером и кистью. М.: Изд-во ассоциации художников революции, 1929. - 30 с.

124. Мастера современной гравюры и графики / Под ред. В.Я. Полонского. М.-Л.: Государственное издательство, 1928. - 415 с.

125. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.

126. Материалы и техники рисунка: Учебное пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Ренина Акад. Художеств СССР; под ред. В.А, Королёва. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 96 с.

127. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

128. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях. М.: Просвещение, 1986. - 158 с.

129. Миклашевич С. Смешанные техники в офорте. Юный художник. — 1999.-№5. С. 25-27.

130. Миролюбова А. Жизнь Студии офорта: Страницы воспоминаний о Студии им. И.И. Нивинского. Искусство. - 1981. - № 6. С. 32 - 37.

131. Миронович П., Зайцев А. Новый вид эстампа. Художник. - 1997. -№2. с. 57 - 60

132. Назарова Т.С. К.Д. Ушинский о воспитании и развитии самостоятельности учащихся // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - С. 24 - 39, 240 с.

133. Некрасова-Каратеева О.Л. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего школьного возраста в изостудии при музее: Автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ худож. воспитания. М., 1987. - 18 с.

134. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика. - 1996. -№3. С. 19-25.

135. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

136. Никереев С.М. Офорт в творчестве детей. Юный художник - 1989 — № 1. С. 30-32

137. Никереев С.М., Алексейцев Д.Г. Открытие мира. Юный художник. -1980. - № 11. С. 44-47

138. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Пед. общ-во России, 1999. -442 с.

139. Овсянников Л.Ф. Гравирование на картоне. 1952. Фонд Академии художеств № 11. On. № 1. - Ед. хр. № 450. - 30 с.

140. Овсянников Л.Ф. Изучение техники офорта применительно к программе первого и второго художественных курсов. Методическое пособие. 1953. Л., Фонд Академии художеств № 11., On. № 1., Ед. хр. № 490. - 34

141. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

142. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.А.Венгера; Науч.-исслед ин-т общей и педагогической психологии; Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. - 136 с.

143. Очерки по истории и технике гравюры / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1941.- 152 с.

144. Очерки по истории и технике гравюры / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1987.-668 с.

145. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. М.: АПН РСФСР, 1950. 192 с.

146. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966. - 104 с.

147. Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи / Под ред. М.П. Соколова. — М.: Искусство, 1949. 345 с.

148. Павлов И. Печатание гравюр Художник. - 1986. - № 10. С. 61 - 62.

149. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

150. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

151. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.2. М.: Педагогика, 1981. - 416 с.

152. Петровский А.В. Развитие личности: проблема ведущей деятельности. Вопросы психологии. - 1987. - № 1. С. 15-26.

153. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. —528 с.

154. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. -286 с.

155. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПУ, 1996. - 269 с.

156. Под сенью дружных муз. Школа искусство - личность. Педагогический очерк / Сост. Н.А. Верб, Г.П. Яковлева. - СПб, Изд. дом «Шанс», 1997. - 96 с.

157. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.

158. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с.

159. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя): Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИН-ТОР, 1997.-48 с.

160. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. - 103 с.

161. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

162. Попов М.М. Иллюстрированная история методики рисования и новейшие методы обучения искусствам в школе. СПб.: Типография М. Мер-кушева, 1909.-299 с.

163. Пособие по рисованию / Под общей ред. проф. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. М.-Л.: Госстройиздат. Напеч. в Лгр., 1938. -164 с.

164. Поспелова Н.П., Соболев Д.Г. Гравюра на линолеуме в школе и клубе. -М.: ГАХН, 1928.-32 с.

165. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 160 с.

166. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: «Речь», 2001. - 688 с.

167. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Пер. с итальянского А.Б. Махова. -М.: Советский художник, Т.1., 1981. - 113 с.

168. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Пер. с итальянского А.Б. Махова. М.: Советский художник, - Т.2., 1985. - 168 с.

169. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

170. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сборник научных трудов / Под ред. Г.А.Берилава, И.И.Семенова. М.: Росс, психол. общ-во; Бийск, НИЦ Би ГПИ, 1995.-83 с.

171. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 1997.-240 с.

172. Психология обучения: Учебное пособие / В.В.Давыдов, Б.С.Волков, М.И.Володарская. М.: Б. и., 1978. - 69 с.

173. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

174. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа: Сборник статей / Отв. ред. Е.И. Игнатьев. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 224 с.

175. Радлов Н.Э. Графика. Л.: Гос. Тип. Им. И. Федорова, 1926. - 24 с.

176. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 128 с.

177. Риччи К. Дети художники / Пер. под ред. и с предисл. Л.Г. Оршанского.-М.: Саолин, 1911.-84 с.

178. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравёров XVI XIX веков. С 720 фототип. и 210 цинкограф: В 2-х т. Т. I. СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1895. - 6, 448 стбл.

179. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравёров XVI XIX веков. С 720 фототип. и 210 цинкограф: В 2-х т. Т. II. - СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1895. - 2 е., Стбл.449 - 1248.

180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.Я. Лакшина и др. М.: Большая Российская энциклопедия. - Т. 1., 1993. - 608 с.

181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.Я. Лакшина и др. М.: Большая Российская энциклопедия. - Т.2.,1993. - 672 с.

182. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

183. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

184. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. Ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.

185. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.

186. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост. А.В.Брушлинский. СПб.: Питер Ком, 1998. - 705 с.

187. Рудометов М.Д. Опыт систематического курса по графическим искусствам. СПб.: Изд. Е.А. Евдокимова, 1897. -410 с.

188. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

189. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Пед. об-во России, 1999. 220 с.

190. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Пед. об-во России, 2000. - 2241. С.

191. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

192. Сидоров А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Советский художник,1985. - 239 с.

193. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.: Искусство, 1969. - 250 с.

194. Соболев Д.Г. Гравюра на стекле в творчестве детей. М., 1957. - 28 с.

195. Советы мастеров: Живопись и графика: Сборник / Составитель и автор примечаний А.С. Зайцев. Л.: Художник РСФСР, 1979. - 374 с.

196. Современное состояние и перспективы развивающего обучения: Материалы конференции. Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1990. - 104 с.

197. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. М.: Просвещение, 1991. - 272 с.

198. Сомов А.И. Краткое руководство к гравированию на меди крепкою водкой. СПб.: Изд. 2-е для общества аквафортистов, 1885. - IV, 61 с.

199. Социализация детей через творчество: (из опыта работы Дворца Детского и Юношеского Творчества Выборгского района С.-Петербурга) Сборник / Под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2001.- 136 с.

200. Сто офортов XVI XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа: Альбом / Сост. Ю.А. Русаков. - Л.-М.: Советский художник, 1964. -131 с.

201. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

202. Тарасова М.В. Графика. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1963. -71 с.

203. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -328 с.

204. Трофимов А. Развитие гравюры в России. Юный художник. - 1983. — № 11. С. 20-24.

205. ТуроваВ.В. Что такое гравюра. М.: Изобразит, искусство, 1986. -95 с.

206. Тэдд Л. Новый путь для художественного воспитания. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума / Под ред. И. Горбунова-Посадова. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёва, 1909. -174 с.

207. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т / Сост. С.Ф. Егоров. Т. 4. Родное слово. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

208. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / Сост. Е.С. Левитина. М.: Книга, 1986. - 240 с.

209. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 587 с.

210. Фалилеев В.Д. Офорт и гравюра резцом. М.-Л.: Государственное издательство, 1925. - 122 с.

211. Фейгин М. Офорт. В помощь начинающим художникам. Художник. — 1961.-№7. С. 55-60.

212. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI XIX веков. - М.: Искусство, 1987. - 367 с.

213. Флекель М.И. Развитие русской гравюры. Художник. - 1981. - № 1. С. 57 - 62.

214. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - X, 366 с.

215. Фокина Т.Н., Матюхина Г.А., Матюхин Е.Г. Осознание красоты спасёт мир: Программа обучения живописи, графике, лепке, рисунку. СПб.: Тип. ГОУ СПбГДТЮ, 1994. - 39 с.

216. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Серия «Психологическая диагностика», 1995. - 45 с.

217. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: Освп-а, 1992. - 220 с.

218. Цветкова Л. О работе графическими материалами. Юный художник. -1990.-№2. С. 44-46.

219. Чижова И.Б. Мастерская В.В. Матэ. Искусство. - 1967 - № 5. С. 61 — 66.

220. Чижова И.Б. Художник и педагог Л.Ф. Овсянников. Искусство. — 1985. -№ 12. С. 35-39.

221. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Н.П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980. - 416 с.

222. Шедевры западноевропейской гравюры XV XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог временной выставки / Научные редакторы: Л.А. Дукельская, А.В. Ипполитов. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1999. 300 с.

223. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей / Сост. Б.П. Юсов, А.В. Щербаков. Вст. ст. Г.В. Лабунской. М.: Просвещение, 1969. -271 с.

224. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.: Просвещение, 1981.-416с.

225. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

226. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

227. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

228. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.

229. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. - 104 с.

230. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

231. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974. 128 с.

232. Bosse, A. De la maniere de graver h l'eau forte et au borain et de la gravure en maniere noire. Paris, Jombert, 1758. - XXXII, 208 p.

233. Brunner, Felix. A handbook of graphic reproduction processes. = Handbuc der Druckgraphik = Manuel de la gravure. Stuttgart: Hatje, ets, 1984. - 379 p.

234. Chamberlain, Walter. The Thames and Hudsom manual of wood engraving / W. Chamberlain. London: Thames, 1978.- 192 p.

235. Kauffmann, Desire. Graphic arts crafts. Princeton, Nit, Van Nostrand, 1962.-260 p.

236. Lostalot, Alfred de. Les Procedes de la Gravure par Alfred de Lostalot / Re-dacteur de la Cazette des Beaux-Arts. Paris: A. Quantin Editeur, 1886. - 255 P

237. West L. Making an etching by Levon West. London: the studio, ltd, New York, The Studio publications, inc., 1932. - 79 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.