Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Коротаева, Надежда Федоровна

  • Коротаева, Надежда Федоровна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2008, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 145
Коротаева, Надежда Федоровна. Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Ижевск. 2008. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Коротаева, Надежда Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ

МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

ИЗ МЕТАЛЛА.;.

1.1. Исторический аспект развития методов моделирования художественных изделий из металла.

1.2. Анализ развития эстетического аспекта моделирования художественных изделий из металла.,.

1.3. Анализ способов моделирования художественных изделий из листового металла.

1.4. Анализ современных технологий прототипирования изделий

1.5. Выводы.

1.6. Постановка цели и задач исследования.•.

Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ БЫСТРОГО ПРОТОТИПИРОВАНИЯ.

2.1. Анализ й обобщение современных методов моделирования в дизайне.

2.2. Разработка.общей методики проектного моделирования художественных изделий из металла.

2.3. Разработка методики проектного моделирования художественных изделий из металла с применением технологий быстрого моделирования.

2.4. Выводы.;.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ РАСТРОВОГО РЕЛЬЕФА ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ

АППЛИКАЦИОННОГО ШТАМПА.

3.1. Анализ рельефной формовки в аппликационных штампах.

3.2. Разработка методики дизайна художественного рельефа изделия с, применением аппликационных штампов.

3.3. Выводы.

Глава 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ДИЗАЙНЕ ИЗ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ СТЕРЕОЛИТОГРАФИИ.

4.1. Разработка методики проектного моделирования в дизайне изделия из металла с применением синтеза технологий рельефной формовки и стер'еолитографии.

4.2. .Разработка методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением синтеза технологий литья и , стереолитографии.

4.3. Разработка и изготовление художественного изделия из металла.

4.4. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла»

Актуальность работы. Интеграция российской экономики в международную (вхождение России во Всемирную торговую организацию) выявляет преобразования в промышленности и экономике. Данные преобразования поставили задачу применения накопленных научно-технических разработок в области дизайна изделий для. повышения качества, уменьшения временных сроков проектных разработок и внедрения их результатов в производство.

Актуальной проблемой современного серийного производства изделий является совершенствование дизайна изделий. Решение данной проблемы непосредственно связано с развитием и.применением инновационных технологий, в том числе — методов быстрого моделирования и прототипирования, уменьшающих временные сроки разработки, подготовки производства и воспроизводства готовых изделий. Повышаются требования и к качеству выпускаемой продукции, характеризующиеся повышенной конструкторской сложностью, большим количеством оригинальных и уникальных проектных решений. Усложнение технических процессов и задач выявило противоречие с традиционными принципами проектирования^ которое увеличивает финансовую стоимость процессов и временные сроки их реализации, уменьшая эффективность традиционных методов проектирования. Существующая традиционная методология проектирования и изготовления изделий не учитывает возможности современных методов проектного моделирования, которые позволят повысить конкурентоспособность отечественных изделий из металла.

В условиях соответствия быстроизменяющегося спроса потребителей современного рынка посредством увеличения темпов смены ассортимента изделий необходимо постоянно обеспечивать выпуск новых высококачественных изделий в минимальные временные ср.оки разработок. Внедрение и применение инновационных технологий в процессе проектной деятельности обеспечит совершенствование методик дизайна. Этап разработки изделия закладывает высокие потребительские свойства конкурентоспособности изделия в целом (экономичность, качество и пр.).

В настоящее время' большинство зарубежных предприятий применяют технологии быстрого прототипирования (Rapid Prototyping — RP), основой которых является создание электронной геометрической модели изделия с последующей ее материальной реализацией на технологическом оборудовании. Данные технологии позволят изготовлять художественные изделия сложных форм в качественном и точном исполнении, уменьшая временной срок НИОКР посредством сквозного изготовления опытных образцов (прототипов), компонентов, технологической оснастки и пр. При художественной обработке металлов разработка и подготовка производству входит в сферу деятельности дизайнера (важный аспект при изготовлении.малых серий проектируемых изделий).

В разработку и внедрение методологий проектного моделирования в дизайне изделий из металла внесли вклад ученые: Грашин А.А., Джонс Дж. К., Жукова JI.T., Зимин Ю.А., Куманин В.И., Лазарев Е.Н., Минервин Г.Б., Пузанов В.И., Соколова М.Л., Соловьев Ю.Б., Сомов Ю.С., Тьявле Э. и др.

Для воплощения проектной концепции при художественной обработке металлов дизайнер должен учитывать его технологические возможности. Традиционные методы художественной обработки металлов обладают малой производительностью при мелкосерийном изготовлении художественных изделий. Художественные задачи решались, в .том числе кустарными производственными технологиями. Современные производственные и информационные технологии при разработке художественной выразительности изделия требует от дизайнера их правильную квалифицированную организацию. Изложенное выявляет проблему систематизации и организации современных информационных технологий, средств моделирования и производства в проектном моделировании художественных изделий.

Выявляется необходимость в разработке новых методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования. В России НИОКР данного направления ведутся недостаточно интенсивно, отсутствуют методические рекомендации по их технологическим возможностям Для дизайна изделий из металла, что и выявляет актуальность темы диссертационной работы.

Объектом исследования являются декоративные изделия из металла. Предмет исследования — методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла.

Целью исследования является совершенствование процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Задачи исследования: исследовать и систематизировать традиционные и инновационные формы проектного моделирования изделий; провести анализ технологий быстрого прототипирования и разработать методические рекомендации по их применению в дизайне изделий из металла; разработать методические рекомендации по проектному моделированию рельефа'изделия из металла с применением пуансона растрового типа и современных информационных технологий; апробировать методические рекомендации в разработке и изготовлении декоративных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Границы -исследования. Границы исследования определяются рамками его тематической направленности. Исследуются методические вопросы этапов проектного моделирования изделий из металла с применением технологии сте-реолитографии (технология быстрого прототипирования на основе фотополимеризации) и растрового рельефа изделий из металла для обеспечения формовки в аппликационных штампах для мелкосерийного производства.

Методы исследования. Теория анализа и синтеза систем; методы математической статистики; методы аналитической геометрии; теория принятия решений; теория системного подхода к проектированию.

На защиту выносятся:

- методические принципы выбора процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и аппликационного штампа растрового типа;

- требования к процессу проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования, современных информационных технологий и аппликационного штампа растрового типа;

- технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

Научную новизну исследования представляют:

- классификация технологий быстрого прототипирования для выбора процесса технологии прототипирования в дизайне изделий из металла;

- методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением, технологии стереолитографии, заключающаяся в подготовке производства изделий для технологий литья и рельефной формовки;

- методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий, заключающаяся в модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора и позволяющая учитывать технологические характеристики формального решения декоративного изделия на этапе дизайна. •

Практическая значимость. Разработанные методики проектного моделирования позволяют дизайнеру и конструктору применять инновационные RP-технологии в. проектировании и подготовке производства изделий из металла для увеличения качества проработки эстетических характеристик изделия.

Апробация работы й внедрение результатов. В период 2002-2008 гг. автор диссертации в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования) и ООО «Инженерный центр «1-дизайн» принимал участие в проектных работах по созданию новых моделей художественных изделий в соответствии с проектом «Онтология художественной культуры Западного Приуралья».в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ (код рНП 2.1.3.7795). Материал и выводы исследования применяются в учебном процессе по специальности 052400 «Дизайн» в ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» и в Школе оружейного мастерства им. А.Ф. Дерябина при ДОАО «Ижевский оружейный завод», ГОУ «Машиностроительный лицей № 8» (Ижевск) по специальностям: 0514 «Дизайн», 12485 «Изготовитель художественных изделий из металла».

В процессе исследования выполнены в достаточном объеме поисковые и опытно-конструкторские работы по изготовлению художественных изделий (сувениров) к празднованию 200-летия Ижевского оружия, 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в Россию, 500-летия добровольного вхождения Башкортостана в Россию, проводимыми в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования).

Основные положения настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международная научно-техническая конференция «Информационные технологии в инновационных проектах» (Иж-ГТУ, 2003); межрегиональная конференция «Проектно-технологические и социально-технологические аспекты современного производства» (ИжГТУ, 2004); региональная конференция «Графические технологии в дизайне среды» (СыктГУ, 2006), международный Северный социально-экологический конгресс «Горизонты экономического и культурного развития» (СыктГУ, 2006), всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация и информационные технологии в устойчивом развитии региона» (СыктГУ, 2007); II всероссийская конференция «Теория динамических систем в приоритетных направлениях науки, технологии и техники» (ИжГТУ, 2007), II международная научно-практическая конференция «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования» (СПГУТД, 2008).

Подана заявка на полезную модель. По теме диссертации опубликовано 10 научных статей (3 входят в перечень научных журналов, рекомендованных ВАК РФ).

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, основных выводов и результатов, списка литературы (214 наименований), приложения и содержит 145 страницы, 36 рисунков, 7 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Коротаева, Надежда Федоровна

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолитографии позволяет дизайнеру рационально применять на этапе подготовки производства изделия средства проектного моделирования (CAD/CAM-системы), обеспечивающие уменьшение временных и материальных затрат дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий и конкурентоспособность новой модели декоративного изделия.

2. Выявлено, что применение технологий быстрого прототипирования в проектном моделировании художественных изделий является рациональным решением для мелкосерийного производства и обеспечивает уменьшение временных сроков на 50-90 % (с 10-90 до 2-5 суток) и финансовой стоимости дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий.

3. В процессе опытных проектно-конструкторских работ выявлено, что технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

4. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий и аппликационного штампа, основанная на модульном принципе набора, позволяет учитывать технологические характеристики при разработке композиции рельефа изделия на этапе дизайна для мелкосерийного производства и свободно. вносить изменения в композицию рельефа при воспроизводстве изделия. Разработанная конструкция наборного пуансона с координатными сетками и отверстиями для установки стальных шариков

ГОСТ 3722-81) по определенному рисунку обеспечивает многоразовое функциональное решение в мальш временной срок переналаживания и уменьшение финансовой стоимости аппликационной оснастки в условиях мелкосерийного производства. Рассчитана и предложена рациональная комбинация сочетаемости величин диаметров наборных стальных шариков (ГОСТ 3722-81) для повышения устойчивости их фиксации.

5. Разработано электронное программное средство для обеспечения трансляции дизайнерских предложений композиций рельефа под технологию рельефной формовки, основанную на модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора.

6. Сформулированы конструктивно-технологические требования' для обеспечения эффективной реализации дизайнером разработанных методик проектного. моделирования художественных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и аппликационного штампа растрового типа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Коротаева, Надежда Федоровна, 2008 год

1. Аведьян А. ЗБ-дизайн и гибридное параметрическое моделирование // САПР и графика. - 2003. - № 10. - С. 48.

2. Аверкиев Д.Ю. Методы оценки штампуемости листового металла. — М.: Машиностроение, 1985. 176 с.

3. Аверкиев Ю.А. Холодная штамповка: Формоизменяющие операции. -Ростов н/Д.: изд-во РГУ, 1984. 228 с.

4. А: Аверкиев Ю.А., Аверкиев А.Ю. Технология холодной штамповки. — М.: Машиностроение, 1989. 304 с.

5. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122.С.

6. Атрошенко А.П. Штамповка на молотах, фрикционных и гидравлических прессах. — JL: Машиностроение, 1981.

7. Бабаев Ф.В. Оптимальный раскрой материалов с помощью ЭВМ. — М.: Машиностроение, 1982. — 168 с.

8. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: Уч. пособие. М.: Астрель ACT, Транзиткнига, 2005. - 244 с.

9. Барташевич A.A. Основы художественного конструирования. — Минск: Выш. шк., 1984. 224 с.

10. Ю.Беккерт М. Мир металла. М.: Мир, 1980. - 152 с.

11. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. - 217с.

12. Бирбраер .Р. Больше не мечтайте о быстром прототипировании // САПР и графика. 2003,№2. С. 44-46.

13. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. -М.: АН СССР, 1961.-230с. '

14. Богуславская И.Я. Северные сокровища. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. 79 с.

15. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М.: Наука, 1969. -127 с.

16. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси: X начало' XIII в. М.: Наука, 1984.-319с.

17. Бочвар A.A. Металловедение. -М.: Металлургиздат, 1945. 179 с.

18. Быстрова Д.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна.- Екатеринбург: УрГУ, 2001. 288 с.

19. Бюлов К. Коррозия меди и ее сплавов. Коррозия металлов: В 2 кн. -M.-JI.: Госхимиздат, 1952. •

20. Василенко В.М. Народное искусство. М.: Сов. художник, 1974. - 293с.

21. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление.- М.: Изобр. иск-во, 1977. 464 с.

22. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. -М.: Металлургия, 1979.-240 с.

23. Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика // Неизвестная Россия: Каталог выставки / Отв. ред. Е.М.Юхименко. М.: ГИМ, 1994. С.31-37.

24. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М.: Знание,.1976. —37 с.

25. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев: Выщашк., 1988.-191 с.

26. Воронов Н. Производственное искусство — предшественник дизайна // Дизайн. Вып. 2. М.: НИИРАХ, 1993. С. 3-55.

27. Воронов Н.В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна: В 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т.1 - 423с; Т2 - 382с.

28. Высоцкая H.H., Иерусалимский A.M., Невельсон P.A., Федоренко В.А. Технические развертки • изделий из листового материала. М.: Машиностроение, 1968. - 272 с.

29. Гвишиани Д.М. Наука, дизайн и будущее // Техническая эстетика. 1970. №1.

30. Геллер Ю.А. Металловедение. М.: Металлургиздат, 1967. - 404 с.

31. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 326 с.

32. Глазычев В.'Л. Функция конструкция - форма // Декоративное искусство СССР. 1965. №7. с. 2-7.

33. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. 140 с.

34. Головня И. А. Учимся чеканить по металлу. Киев: Радянська школа, 1986.-53с.

35. Гольдберг Т.Г. Черневое серебро Великого Устюга. М.: изд-во ГИМ, 1952.-44 с. ,

36. Гольдберг Т.Г. Ювелирное искусство второй половины ХУШ века // История русского искусства. Т.7. М.: изд-во АН СССР, 1961.

37. Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве русского Севера: чеканка и медное литье. М.: изд-во ГИМ, 2000. - 96 с.

38. Гордиенко Э.А., • Трифонова А.Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. 1986. Вып. 6. С.209-261.

39. Гореликов Н.С. Каслинское художественное литье // Русский художественный металл: Сб. ст. М.: б/и, 1958.

40. Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Каталог. -М.: Искусство, 1969. 578 с.

41. Государственная Оружейная палата / Бобровницкая И.А. и др. М.: 1988.-430 с.

42. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. М.: Архитектура-С, 2004. - 227 с.

43. Григорьев Л. JI. Автоматизированное проектирование холодной• листовой штамповки. Л.: Машиностроение, 1984. - 280 с.

44. Гримм Т. Вся правда о быстром прототипировании // САПР и графика. 2003. №11. С. 85.

45. Гуляев А.П. Металловедение.-М.: Металлургия, 1986.-542 с.

46. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI -ХУ веков / Под ред. И.А.Стерлиговой. М.: Искусство, 1996. - 513 с.

47. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т.• Шимко. -М.: Архитектура-С, 2004.- 288с.

48. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Пер. с польского. М.: Мир, 1981. 454 с.

49. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга. -М.: Мир, 1986. 326 с.

50. Донова К.В. Русское художественное серебро ХУШ-начала XIX веков // Оружейная палата. М.: Искусство, 1964.

51. Драгунов М.Е;, Матюшин В.В. Взаимосвязь элементов проектирования при построении виртуальной модели // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. -Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.92-96.

52. Древнерусское и народное искусство: Сообщения Загорского музея- заповедника / Отв. ред. Э.С.Смирнова. М.: Наука 1990. 140 с.

53. Древнерусское прикладное искусство / Сокровища Сергиево-Посадского государственного' историко-художественного музея-заповедника / Авт.-сост. Л.М.Спирина. Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994. 47 с.

54. Древний Новгород: История, искусство, археология. Новые исследования / Сост. С.В.Ямщиков. М.': Изобр. иск-во, 1983. 235 с.

55. Древний Новгород: прикладное искусство и археология / Сост. Б.А.Колчин, В.Л.Янин, С.В.Ямщиков. М.: Искусство, 1985. 167с.

56. Древности Прикамья в собрании Государственного исторического музея / Вст.ст. И.Белоцерковской, Н.Тухтиной. М.: изд-во ГИМ, б/г. 44 с.

57. Дубов И.В. И покланяшеся идолу камену. СПб.: ГПП «Печатный двор», 1995. — 102 с.

58. Евсеев В.А., Раскин А.Г., Шапошникова Л.Г. Вст. статья // Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л.: Искусство, 1991. С.5-94. .

59. Ерлыкин Л.А. Послушный металл. М.: Научно-популярная литература, 1974.-176 с.

60. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М.: Книга, 1990. 312с.

61. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Н.В.Черкасова. М.: НИИ ХП, 1991. -149 с.

62. Зотов Б.Н. Художественное литье: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1988. — 304 с.

63. Зубцов М.Е. Листовая штамповка: Учебн. для вузов Л.: Машиностроение, 1980. — 432 с.67.3ыков О. Промышленная автоматизация: движение от САПР PLM // САПР и графика. 2005.

64. Иваницкий В.Ф. Орнамент всех времен и стилей. М.: изд-во «Арт-Родник», 2002.-345 е.

65. Иванов В.В. Птицы // Мифы народов мира: в 2т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982.

66. Ившин К.С., Русских A.B. Какое изделие можно считать «красивым»? // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.86-88.

67. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро ХУ1-ХУШ веков. М.: Изобразительное искусство, 1997. 265 с.

68. Исаченков Е.И. Штамповка резиной и жидкостью. М.: Машиностроитель, 1967. 367 с.

69. Искусство скани / Вст. ст. М.Постниковой-Лосевой. М.: изд-во ГИМ, б/г.-36 с.

70. История русского искусства: Учебник / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Акад. художеств СССР / Под ред. И.А.Бартенева, Р.И.Власовой / Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Изобр. иск-во, 1987. 400 с.

71. Иттен И. Искусство формы. Мой курс в Баухаузе и других школах / Пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. М.: Издатель Д. Анронов, 2001. — 136 с.

72. Исупов B.C., Сидельников С.Б. Технология листовой штамповки. Задачи, алгоритмы, программы, решения: Учеб. пособие. Красноярск: ГАЦиЗ, 1995.- 152 с. ' •

73. Исупов B.C. Изготовление книжных окладов // Металлург. 1997. №1. С.45-46.

74. Исупов B.C. Некоторые оригинальные технологии изготовления художественных изделий из металла // Металлург. 1998. №4. С.44-46.

75. Исупов B.C. Программное обеспечение графического изображения элементов флористики // Информационные технологии в инновационных проектах: Труды 1У Междунар. научно-технической конференции. Ижевск: изд-во ИжГТУ, 2003.

76. Исупов B.C. Технология художественной ' обработки листовых• материалов. М.: Метуллургиздат, 2004. 146 с.

77. Исупов B.C., Коротаева Н.Ф. Инкрустация художественных изделий // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.96-100.

78. Калязина НЗ., Комелова Г.Н. Русское искусство петровской эпохи. Л.: Художник РСФСР, 1990. 269 с.

79. Кантор K.M. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996. 284 с.

80. Канторович Л.В., Залгаллер В.А. Рациональный раскрой• промышленных материалов. Новосибирск: Наука, 1971. — 299 с.

81. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980. 176 с.

82. Кафка Л.В. Искусство обработки металла. М.: б/и, 1925. 31с.

83. Кнорозов Б.В., Усова Л.Ф., Третьяков A.B. Технология металлов и материаловедение. М.: Металлургиздат, 1987.

84. Козлова Ю. Новая роль украшений в ансамбле современного костюма // Советское декоративное искусство: Сб.ст. М.: Сов. художник, 1978. С.61-71.

85. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве: Сб. ст. / Сост. Е.Н.Лазарев Л.: изд-во «На страже Родины», 1993. 103 с.

86. Лазарев E.H. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах. 1992. №1.

87. Ламан Н.К. Развитие техники обработки металлов давлением. М.: Наука,. 1990.-235 с.

88. Лапотышкин Н.М. В мире сплавов. М.: Просвещение, 1973. — 152 с.

89. Ледзинский B.C., Теличко A.A., Навроцкий A.C., Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. М.: Металлургия, 1994. 480 с.

90. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. 207 с.

91. Литейное производство / Под ред. А.М.Михайлова. М.: Машиностроение, 1987. 260 с.

92. Лобанева Т.А. Изделия накладного серебра.- Москва XIX в. М.: Госкультпросветиздат, 1956. — 34 с.

93. Лопухов Г.А. и др.- Толковый металлургический словарь. М.: Рус. яз., 1989.-446 с.

94. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974.336 с.

95. Лямин И.В., Двойникова И.С. Художественная обработка дерева. М.: Трудрезервиздат, 1958. 232 с.

96. Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М.: Машиностроение, 1988. 106 с.

97. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М.: Наука, 1975. — 129 с.

98. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М.: Наука, 1986. 153с.

99. Мардер А.П. Металл в архитектуре. М.: Стройиздат, 1980. — 232 с.

100. Материалы в машиностроении: В 5 т. / Под ред. И.В.Кудрявцева. Т. 4. М.: Машиностроение, 1969 248 с.

101. Медные изделия Уральских заводов (ХУП-Х1Х веков). М.: изд-во ГИМ, б/г. 28 с.

102. Методика художественного конструирования / Под ред. Ю.Б.Соловьева. М.: ВНИИТЭ, 1983.- 165 с.

103. Минервин Г.Б., Шимко В.Г. и др. Дизайн:. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с.

104. Мифы народов мира: в 2 т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982.718 с. •

105. Ш.Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна. Казань: Новое знание, 1999.-240 с.

106. Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2002-2003.

107. ПЗ.Мипгуков Ф.Я. Техника декоративной обработки металла. М.: НИИХП, 1946.

108. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л.: Искусотво, 1991. 478 с.

109. Музей исторических драгоценностей Украинской ССР / Сост. О.Д.Ганина. Киев: Реклама, 1975. 48 с.

110. Музей народного искусства и художественные промыслы / Сб. трудов НИИХП. Вып. 5. М.: Изобразительное искусство, 1972. 286 с.

111. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн. Проблемы, тенденции, перспективы,"региональные особенности. М.: Союз дизайнеров России, 2002. — 416 с.

112. Назаров Ю.В., Ящок О.Г. Компьютерные технологии как средство художественного проектирования // Дизайн. Эргономика. Сервис. 2006. Выпуск №1. •

113. Небогатов Ю.Н.,-Тамаровский В.И. Специальные виды литья. М.: Машиностроение, 1975. — 168 с.

114. Неизвестная Россия: Каталог выставки / Отв. ред. Е.М.Юхименко. М.: ГИМ. 1994.-95 с.

115. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. гвардия, 1994.-354 с.

116. Николаева Н. Предметный мир и ритуал // Декоративное искусство СССР. 1980. №1.

117. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Изобразительное искусство,-1976. 288 с.

118. Новиков В.П., Мельситов И.П., Комягин Ю.П. Современные художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990. 229 с.

119. Новикова Л. Художественное проектирование в системе дизайна // Декоративное искусство СССР. 1972. №8.

120. Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М.: Искусство, 1974. 192 с.

121. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учебн. пособие. М.: Изобразительное иск-во, 1982. 218 с.

122. Основы методики художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1970.-279 с.

123. Основы художественного ремесла/Под ред. В.А.Бородулина. М.: Просвещение, 1979. 318 с. 1

124. Паршин И.П., Каратин И.М. Выбивка, очистка и обрубка отливок. М.: Высшая школа, 1973. 191 с.

125. Пахомов В.А. Единая модульная координация в проектировании промышленных изделий // Техническая эстетика. 1973. №9.

126. Переверзев Л.В. Искусство и наука в дизайне // Техническая эстетика. 1969. №1.

127. Петриченко A.M. Книга о литье. Киев: Техника, 1978. 278 с.

128. Пешкова И.М. Искусство каслинских мастеров: В 2 кн. Челябинск: ЮжнотУральское кн. изд-во, 1983.- 159 с.13,5. Писарская Л. Оружейная палата. М.: Искусство, 1975.

129. Попов Е.А. Основы теории листовой штамповки. М.: Машиностроение, 1977.— 278 с.

130. Постникова-Лосева М.М. Мастера-серебряники Вологды в ХУШ и XIX веках // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сб. трудов НИИХП. Вып. 5. М.: Изоб. иск-во, 1975. С.209-219.

131. Постникова-Лосева'М.М. Русское ювелирное-искусство, его центры и мастера. М.: Искусство,, 1974. — 374 с.• 139. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981. 287 с.

132. Проблемы развития современных народных художественных промыслов по обработке металла и камня. М.: ЕОИИХП, 1988. — 163 с.

133. Прогрессивные технологические процессы холодной штамповки / Под общ. ред. А.Г.Овчинникова. М.: Машиностроение, 1985. 184 с.

134. Проектирование и моделирование промышленных изделий*/ Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. М.: Машиностроение-1, 2003,- 692с.

135. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. М.: Машиностроение, 1984. 128 с.

136. Пушкина Т., Петрухин В. Культура эпохи викингов // Декоративное искусство СССР. 1980. №11. С.43-44.

137. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М.: Наука, 1988. 310 с.

138. Разина Т.М. Черневое серебро мастеров Великого Устюга // Русский художественный металл: Сб. ст. М.: б/и, 1958.

139. Рехачев Н. Северная чернь. Архангельск: Облгосиздат, 1952. 84с.

140. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.- 207 с.

141. Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке. Изд. 6-е, перераб. и дополн. JL: Машиностроение, 1979. 520 с.

142. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с. •

143. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Изд. 3-е, перераб. М.: МЗ-Пресс, 2005. 366 с.

144. Рунге В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России: Тезисы докл. научно-практ. конф. «Дизайн-98». М., 1998.

145. Русское народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Л.: Художник РСФСР, 1981.-203 с.

146. Русские ювелирные украшения ХУШ-нач.ХХ века: Каталог Гос. музея Московского Кремля / Авт.-сост. СЛ.Коварская, И.Д.Костина. М.: Изобр. иск-во, 1988. 18 с.

147. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: изд. АН СССР, 1948. 791с.

148. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л.: Аврора, 1970. 128 с.

149. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.- 782 с.

150. Рындина A.B. Грузинский чеканный оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» ХШ-Х1У вв. в собрании Загорского музея // 1У Международный симпозиум по грузинскому искусству: Сб. докладов. Тбилиси: изд. Мин-ва культуры, 1989. T.l. С.541-551.

151. Рындина A.B. Художественный металл Москвы Х1У-ХУ веков: Типология, стилеобразование / Автореф. докт. дисс. М.: МГХПУ, 1990. 44 с.

152. Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004.255 с.

153. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси Х1-ХШ веков. М.: Искусство, 1972. 186 с.

154. Семерак Г.,.Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство / Пер. с чешского О.М.Смирнова. М.: Машиностроение, 1982. 218 с.

155. Сидоренко В.Ф. Технологическая деятельность — одна из предпосылок формирования дизайна // Техническая эстетика. 1969. №12.

156. Скворцов К.А. Обработка металла как элемент художественного проектирования // Школа и производство. 2004. №1. С.22-24.

157. Смирнова Е.И. Оружейная палата в Кремле. М.: Изобр. иск-во, 1977.-95 с.

158. Смирнов. Б.А. Художник о природе вещей. Л.: Художник РСФСР, 1970.- 186с.

159. Советское декоративное искусство'76. М.: Сов. художник, 1978.-279 с. ' ■ .

160. Соловьев К.А. История художественного металла древнего мира. М.: МВХПУ, 1963.

161. Соловьев Ю.Б., Сидоренко В.Ф. и др. Методика художественного проектирования. М.: ВНИИТЭ, 1983. 166 с.

162. Соловьев Ю.Б. Советское художественное конструирование на современном этапе:- задачи и средства // Техническая эстетика. 1977. №9.

163. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, 1967. 175 с.

164. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.288 с.

165. Справочник технолога-машиностроителя: В 2 т. Т.2 / Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. Изд. 4-е, доп. Минск: Беларусь, 1991.

166. Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987. 83 с.

167. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон Х1-Х1У веков. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-264 с.

168. Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением. М.: Машиностроение, 1977. — 423 с.

169. Стэдэмэ Б. Пластика металла // Декоративное искусство СССР. 1976.6.

170. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана Х1Х-ХХ веков: Из собр. Гос. музея искусства народов Востока. М.: Сов. художник, 1984. — 179 с.

171. Теория пластических деформаций металлов / Под ред. Е.П.Унксова, А.Г.Овчинникова. М.: Машиностроение, 1983. 598 с.

172. Технологичность конструкций изделий: Справочник / Под ред. Ю.Д.Амирова. М.: Машиностроение, 1985. 368 с.

173. Титов Н.Д., Степанов Ю.А. Технология литейного производства. М.: Машиностроение, 1985. 399 с.

174. Толковый металлургический словарь. М.: Русский язык, 1989. 97с. 1'83.Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна / Пер. с англ. М.:

175. Машиностроение, 1984. 192 с.

176. Федотов Г.Я. Чеканка, басма, насечка. М.: Знание, 1989. 31 с.

177. Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. М.: Просвещение, 1990. 207с. 1'87. Флеров A.B. Технология художественной обработки металлов. М.:

178. Высшая школа, 1968. 326 с.

179. Флеров A.B. Декоративная отделка художественной чеканки // Художник. 1971. №6.

180. Флеров A.B. Художественная обработка металлов. М.: Высшая школа, 1976.-220 с.

181. Флеров A.B. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высшая школа, 1981. — 288 с.

182. Флеров A.B., Демкина М.Т. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. М.: Высшая школа, 1986. — 190 с.

183. Фридман Я.Б. Механические свойства металлов. М.: Оборониздат,• 1952.-556 с.

184. Ханзен Фр. Основы общей методики конструирования. Систематизация конструирования / Пер. с нем. В.В.Титова. Л.: Машиностроение, 1969. — 166 с.

185. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2003.

186. Хворостов A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

187. Холмянский JL, Щипанов А. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. 151с.

188. Хохлова E.H. Художественные изделия из металла. М.: Знание, i960.- 29 с.

189. Художественное конструкторское образование. Вып.4 / Под ред. Г.Б.Минервина. М.: ВНИИТЭ, 1973. 216 с.

190. Художественное конструирование, проектирование и моделирование / Под ред. З.Н.Быкова, Г.Б.Минервина. М.: Высшая школа, 1986.

191. Художественные промыслы РСФСР: Справочник / Сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. М.: изд- во «Легкая индустрия», 1973. 303 с.

192. Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г.Н.Бочарова• /Ред.-сост. С.В.Гнутов, Е.Я.Зотова, М.С.Шемаханская. М.: изд-во РГТУ, 2001. -398 с. '

193. Художественный металл России: Каталог. Вып.1. М.: Металлургиздат, 2002. — 88 с.

194. Художественный металл России: Каталог. Вып.2. М.: Металлургиздат, 2003. 96 с.

195. Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977. 112 с. "с

196. Черных E.H. Металл человек - время. М.: Наука, 1972. - 208 е.

197. Чирков Д.А. Художественная обработка металла // Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Бородулина. М.: Просвещение, 1979. С. 182-245. .

198. Чубиношвили Г.Н. Грузинское чеканное искусство УШ-ХУШ веков. Тбилиси: кн. изд-во, 1957.

199. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Торсинг», 2003 591 с.

200. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металла. Минск: Выш.шк., 1986.-158 с.

201. Штампы для листовой штамповки. М.: «Офиц.», 1984.

202. Шульгина E.H., Пронина JI.A. История Строгановского училища. М.: Русское слово, 2002. 334 с.

203. Шумилов Е.Ф. Искусство ижевских оружейников: Ижевск: Удмуртия, 1987.

204. Шухов Ю.В., Еленев С.А. Холодная штамповка. М.: Высшая школа, 1977.-208 с.

205. Пунтев П., Черкезова М., Стаменова Ж., Ковачева В. Българско народно изкуство. София: Септември, 1979. 247 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.