Разработка дизайна интерактивного экспозиционного пространства для объектов традиционной культуры (на примере Республики Коми) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Лянцевич Анелия Владимировна

  • Лянцевич Анелия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 143
Лянцевич Анелия Владимировна. Разработка дизайна интерактивного экспозиционного пространства для объектов традиционной культуры (на примере Республики Коми): дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». 2021. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лянцевич Анелия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭКСПОЗЦИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДЦИИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Эволюция экспонирования объектов традиционной культуры

1.2. Объект традиционной культуры как художественный

объект экспонирования

1.3. Подходы к формообразованию экспозиционного пространства для экспонирования объектов традиционной культуры

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСПОЗЦИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Формирование художественных образов интерактивной экспозиционной среды

2.2. Художественные приемы формообразования интерактивной экспозиции

2.3. Система «человек — предмет — интерактивная среда»

в экспозиционном дизайне

ГЛАВА III. ДИЗАЙН И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОЗЦИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

3.1. Экспозиция «Марфа. Усть-Цильма»

3.2. Виртуальное экспозиционное пространство «Марфа. Усть-Цильма»

3.3. Мультимедийный арт-проект «Увгд8 da ^ит. Свадьба на Коми земле»

3.4. Интерактивная экспозиция «Ульяновская обитель»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка дизайна интерактивного экспозиционного пространства для объектов традиционной культуры (на примере Республики Коми)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сохранение многообразия уникальной традиционной культуры малых народов Российской Федерации является национальным приоритетом и способствует достижению целей государственной культурной политики.

Региональные целевые программы по популяризации культурного наследия коренных народов предложены для большинства субъектов Российской Федерации, при этом особое внимание в них уделено вопросам разработки и внедрению инновационных форм культурно-выставочной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует исследования в области новейших средств дизайна экспозиционной деятельности и применения в ней передовых цифровых технологий.

В современных экспозиционно-выставочных проектах народное искусство демонстрируется не только с помощью классических методов, но и путем формирования новых визуальных пространств, «говорящих» зрителю о прошлом на современном языке дизайна.

Важной составляющей модернизации региональных музеев становится включение интерактивных технологий в контекст экспозиций, однако можно наблюдать и негативные последствия данного процесса. Прежде всего, к их числу следует отнести общую визуальную дисгармонию всего выставочного пространства, а именно композиционную несвязность мультимедийных инсталляций с общим стилем и художественным замыслом, непланомерное приобретение несовместимого оборудования, отсутствие сценария применения технических средств, недостаточная проработка графического контента.

Следует отметить, что грамотное применение визуальных технологий экспозиционного дизайна позволяет значительно расширить возможности демонстрации экспонатов за счет использования художественно-образного типа

кодирования информации и применения разнообразных дополнительных мультимедийных эффектов.

Графический контент таких экспозиционных решений должен формироваться из определённых объектов, являющихся знаковыми, содержательными и ассоциативными при раскрытии всей концепции. При этом состав таких объектов должен получить строгое научное обоснование.

Для формирования целостного художественного образа при разработке концепции интерактивного выставочного пространства необходимо определить характерные признаки объекта культуры и методы их адаптации под визуальные, тактильные и аудиальные каналы коммуникации.

Существует также необходимость в разработке системы «человек - предмет - интерактивная среда» с композиционно организованным пространственным решением. Такая система способствует пониманию экономической целесообразности использования технический средств, что значительно повышает качество экспозиций в региональных выставочных проектах в сфере декоративно -прикладного искусства

Предложенные в работе дизайнерские решения и рекомендации по применению принципов формообразования интерактивной экспозиционной среды должны быть направлены на комфортное восприятие и популяризацию выставочных проектов, посвященных традиционной культуре малых народов и выполняющих просветительскую и познавательную функции, а также способствующих расширению доступа к культурному наследию.

Данные решения могут послужить инструментом формирования универсальных экспозиционных принципов, способствующих построению единого культурного пространства России, укреплению национальной идентичности, повышению уровня экспозиционной культуры, а также возрастанию туристической привлекательности регионов.

Целью исследования является выбор и обоснование принципов дизайнерского проектирования интерактивного экспозиционного пространства для

объектов традиционной культуры (на примере традиционного наследия Республики Коми).

Задачи исследования:

1) на основе изучения генезиса формообразования экспозиций для объектов традиционной культуры выявить основные тенденции и приемы экспонирования;

2) выбрать приёмы и методы художественного проектирования интерактивных экспозиций для объектов традиционной культуры;

3) выявить особенности применения системы «человек - предмет -интерактивная среда» в экспозиционном дизайне для объектов традиционной культуры;

4) продемонстрировать действенность разработанных экспозиционно-дизайнерских принципов при разработке проектов для объектов традиционной культуры Республики Коми.

Объектом исследования является интерактивная экспозиционная среда в дизайне выставок объектов традиционной культуры.

Предмет исследования - принципы дизайн-проектирования интерактивного выставочного пространства для экспонирования объектов традиционной культуры на примере культурного наследия Республики Коми.

Методы исследования на основе использования комплексного подхода к объекту: принципы семиотики, технической эстетики и дизайна, теория композиции, принципы системного подхода в проектировании, художественно -выразительного анализа и синтеза.

Применяется метод эмпирического исследования и сравнительного анализа.

Осуществляется изучение научных источников, личных архивов и частных коллекций, архивов музеев и библиотек, сайтов музеев и экспозиционных пространств как классических, так и интерактивных, эргономических и технических характеристик интерактивных систем, используемых в современной практике экспозиционного дизайна.

Методология заключается в использовании системного подхода, а именно: в актуализированных теоретических и практических разработках, связанных с

алгоритмом формирования современного визуального языка объекта традиционной культуры.

Основа исследования — теоретический и практический опыт экспозиционного мастерства.

В XIX в. процесс теоретизации вопросов организации выставочного пространства находит отражение в теоретических работах М. Брауна, И.Г.Т. фон Грассе, Г. Земпера, Лео Фон Кленце, Р.К. Клейна, И.В. Цветаева, В.О. Шервуда, К.Ф. Шинкеля.

В XX в. вопросом изучения теоретической базы в области экспонирования занимались Й. Бенеш [3,4], А.В. Бартенев, А.В. Батажкова, М.Б. Гнедовский [12], Ю.В. Дудельский [15], А.Б. Закс, А.И. Замошкин [19], А.В. Иконников, Л. Лисицкий, С.А. Каспаринская, Л.Корбюзье, А.И. Михайловская [55], Ф. Райт, Д.А. Равикович, В.И. Рявкин, А.М. Разгон, А.С. Соустин [87], Г.Ю. Стернина, З.З. Странский, В.С. Турчина, Р.С. Фаерштейн [93], К. Хадсон, Х. Холляйн, В.Т. Шимко [98] и др.

Также можно выделить отдельные работы в области экспозиционного дизайна: «Оформление выставок» Б.И. Бродского [6], «Художественное проектирование экспозиций» Р.Р. Кликса [26], «Практика современной экспозиции» В.В. Литвинова [35,36], «Художник в дизайне» Е.А. Розенблюма [72], «Ансамбль и экспозиция» К.И. Рождественского [74].

В СССР выпускались сборники и периодические издания, где уделялось внимание основам художественного проектирования экспозиций: «Искусство» (издается с 1933 года по наши дни); «Основы советского музееведения»; «Музейное дело в СССР»; «ДИ СССР». Внимание проблемам подачи экспонатов было уделено советскими журналами «Творчество», «Художник», «Советский музей», а уже в 1990-2000-е годы - такими изданиями, как «Музейная экспозиция», «Мир музея», «Музей», «Российская музейная энциклопедия»; «Диалог искусств» (с 2003).

В наши дни на территории Российской Федерации при музеях: «Российский этнографический музей», «Кунсткамера», «Музеи Московского Кремля», «Музей

декоративно-прикладного искусства», «Современного искусства «Гараж»; при университетах: «РГУ им. А.Н. Косыгина», «МГХПА им. С.Г. Строганова», «СПбГУПТД», «СПбГУ», «СПГХПА им. А.Л. Штиглица», «САФУ», а также при «Арктическом институте искусства», и Ассоциации по сохранению культурного наследия «ЭХО» — ведётся активная научная и издательская деятельность, популяризующая культуру дизайна экспозиций и современную визуальную трансляцию объектов традиционной культуры. Широкое распространение получили и интернет-издания, освещающие основные тенденции в области экспозиционной практики.

Современными исследователями и теоретиками в области экспозиционного дизайна являются К. Бишоп [5], О.А. Ботякова, Е.В. Волкова, В.Ю. Дукельский [16,17], М.Е. Каулен, Е.И. Кириченко, Е.Н. Мастеница [49], Т.М. Майстровская [5052], Я. Лоренц [38], Ю.А. Никитин [60], Х.У. Обрист [62], Т.П. Поляков, В.И. Рявкин [79], О.С. Сапанжа [80], А.А. Сундиева, М.Н. Шляхтина [101], К. Шуберт [102] и др.

Среди отечественных современных исследователей в области интерактивной выставочной среды следует назвать: Н.Б. Акоева, О.В. Ванеева, В.С. Волков, О.В. Егунова, О.А. Казанцева, А.В. Карманов, В.Б. Кошаев [29,30], А.Ф. Набиуллин, Д.В. Макаров, Т.П. Мышева, Ю.А. Петрова, А.В. Переходина, Н.С. Прохоров, Я. Пруденко [74], Д.Д. Родионова, А.В. Сергеев, В.В. Черненко [94], А.С. Шакиров, Д.Е. Шорина.

Актуальными исследованиями в области художественно-коммуникативной практики занимается Г.Н. Лола [37].

Анализу процессов компьютерного проектирования и инструментальных средств создания мультимедиа технологий уделяют внимание К.С. Ившин [115], А.Н. Лаврентьев [33], Ю.В. Назаров [56-58].

Фундаментальные исследования в области изучения системы «человек -предмет - среда» связаны с такими именами, как Л.В. Березкина, М. Зельник и Д. Панеро [113], В.П. Зинченко, В.Ф. Рунге [76], О. С. Шкиль [99], П.Я. Шлаен [100] и др.

Авторы, изучающие эргономическую составляющую интерфейсов как основу интерактивных систем: П.Г. Алексеев [2], А.С. Баканов, А. Белло [122], Ч. Вин [7], В.Е. Вудсон, А.С. Клещев, А.М. Кориков [27], А. Купер [32],

A.А. Обознов, С.И. Падерно, А.А. Попов [72], Ф. Ребело [119], Р. Розэ-Сандхол, С.Ф. Сергеев [82,83], М.М. Соарес [119], Б. Тилман [121], Р. Унгер [91] и др.

Специалистами в области изучения объектов традиционной культуры Русского Севера на примере территории Республики Коми являются Ю.К. Бегунов, Т.А. Бернштам, И.В. Власова, Ю.В. Гагарин [9], Л.С. Грибова [13], Г.П. Гунн, Т.И. Дронова, И.Л. Жеребцов, И.В. Земцова, Т.С. Канева [24], П.П. Котов,

B.И. Малышев [54], Е.В. Прокуратова [67], В.Э. Шарапов и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: опорой на достижения современной науки и опытно-экспериментальной работой с личным участием автора в её организации; источниковедческой базой работы, которую составили материалы фондов архива Всероссийского музея ДПИ (Москва), ГИМ (Москва), РЭМ (Санкт-Петербург), Института русской литературы РАН (Рукописный отдел, Санкт-Петербург), Национального музея Эстонии (Тарту), Финляндского музея и научного центра «Арктикум» (Рованиеми), Национальной галереи и Национального этнографического музея Республики Коми (Сыктывкар), региональных сельских музеев Республики Коми, частных собраний и личной коллекции автора.

Научные положения, выносимые на защиту:

- объект традиционной культуры является объектом интерактивного экспонирования, для демонстрации которого необходимо разработать современный визуальный язык, основанный на формировании художественного образа и тенденциях дизайн-проектирования;

- расположение объекта традиционной культуры на региональных экспозиционных площадках должно соответствовать эргономике взаимодействия и восприятия в системе «человек - предмет - интерактивная среда»;

- применение системы «человек - предмет - интерактивная среда» при экспонировании объекта традиционной культуры позволит повысить

художественную выразительность и выявить экономическую целесообразность используемых технологий на экспозиционных региональных площадках.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены основные визуальные и семантические характеристики объектов традиционного искусства для создания нового художественного языка интерактивной экспозиции.

2. Сформированы подходы дизайн-проектирования интерактивного экспозиционного пространства для объектов традиционной культуры, соответствующие эргономическому и визуальному восприятию интерактивной среды зрителем. Проведён обобщающий анализ универсальных интерактивных технологий для дальнейшей возможности реализации проектов на базе региональных экспозиционных пространств.

3. Научно обоснованы проектно-художественные решения в проектировании интерактивных экспозиционных пространств на примере Республики Коми.

Теоретическая и практическая значимость работы подтверждена экспериментально и отражена в иллюстративном ряде. Полученные данные по разработке методики проектного моделирования интерактивной экспозиции и формированию современного визуального языка объектов традиционной культуры в дизайне выставок могут быть использованы:

- в экспозиционной и научно-исследовательской работе музеев (как традиционного, так и современного искусства);

- в практике дизайн-проектирования;

- как материал в учебном курсе лекций по экспозиционному и коммуникативному дизайну;

- как основа для издания иллюстрированного альбома-монографии, посвящённого современной демонстрации объектов традиционной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования:

1. По материалам экспедиции в заповедное село Русского Севера при поддержке Министерства культуры Республики Коми, туризма и архивного дела

Республики Коми на базе ГАУ РК «Центр культурных инициатив "Югор"» 4 февраля 2016 года состоялась презентация авторского проекта «Марфа. Усть-Цильма», который рассказывает о старообрядчестве с точки зрения самобытности и противоречивости в современном мире. Также был разработан сборник «Марфа. Усть-Цильма» [11].

В 2017 году проект «Марфа. Усть-Цильма» был представлен в рамках презентации культурно-туристского потенциала Республики Коми на выставке декоративно-прикладного искусства «Российский сувенир» в Российском духовно-культурном центре Парижа (Франция).

В 2018 году в рамках Федеральной программы «Усть-Цильма заповедная» при поддержке Министерства культуры Республики Коми, туризма и архивного дела Республики Коми и Министерства культуры Российской Федерации был разработан виртуальный музей старообрядческой культуры «Марфа. Усть-Цильма».

2. В марте 2018 года при поддержке Министерства культуры Республики Коми, туризма и архивного дела Республики Коми, в рамках проведения Северного культурного форума, прошла демонстрация «мультимедиа арт-проекта « Veros da gotur. Свадьба на Коми земле», который был представлен на базе центра культурных инициатив "Югор"»[15]. По материалам экспозиции издан альбом [15]. Данная разработка представлена в июне 2019 года на Международном арктическом саммите (Arctic Summit) в г. Рованиеми (Финляндия) в контексте популяризации традиционной культуры коми-зырян средствами мультимедиа. По материалам саммита издан сборник «Transactions & Impulsions» [19].

3. В 2018 году совместно с Национальным музеем Республики Коми разработана экспозиция в формате интерактивной книги «Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь», презентация которой состоялась в 2019 году на международном фестивале «Интермузей» в Москве.

4. Автор являлся участником проекта «Проживание в природной среде» (LiLa), который проходил на базе СГУ им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар) в период с 23 мая по 1 июня 2018 года. Куратор проекта - Университет Лапландии

(UoL) (Финляндия). В рамках реализации Российско-норвежской программы сотрудничества в образовании и исследованиях, действующей под эгидой Меморандума о взаимопонимании между Министерством науки и высшего образования РФ и Советом министров северных стран, норвежский центр по международному сотрудничеству в образовании (SIU) поддержал проект Lila. Данное мультидисциплинарное научное сотрудничество показало, как с помощью современного искусства можно выявить возникающие проблемы окружающей среды, народонаселения, экономической жизни, которые возникают в Арктике в связи с изменениями климата и глобализацией. Проект LiLa был нацелен на поиск культурных и социальных решений, удовлетворяющих потребности в устойчивом развитии северных территорий и, таким образом, приносящих пользу населению, различным сообществам и другим заинтересованным сторонам. По итогам была разработана совместная экспозиция, проходившая в сентябре 2018 года на базе Национальной библиотеки Республики Коми. Материалы опубликованы в международном сборнике «Living in the Landscape» [17].

5. Материалы диссертации были представлены в докладе и экспозиции в рамках симпозиума и выставки «Relate North 2018», которые проходили в г. Нэсна (Норвегия) в ноябре 2018 года. Проект организован сообществом университетов стран Арктики «Arctic Sustainable Arts and Design (ASAD)», реализован под грант «Barents plus». По материалам симпозиума издан международный сборник «Relate North: collaborative art, design and education» [18]. Автор является одним из организаторов симпозиума «Relate North», который проходил в Сыктывкаре в ноябре 2019 года. Проект осуществляется по гранту РФФИ в рамках научного проекта № 19-412-111001. По результатам симпозиума издан международный сборник «Relate North» [20].

Основополагающие практические результаты докладывались на нижеследующих научных конференциях различного уровня и статуса.

6. «Молодежь в науке и творчестве» (Гжель, 2015).

7. Февральские чтения СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, 20162019).

8. «Теория и практика машиностроительного дизайна и туризма» (Международная научно-практическая конференция, Липецк, 2016).

9. «Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств» (Международная научно-практическая конференция, Ижевск, 2016).

10. «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее», «World Science: problems and innovations», «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 2018).

11. «П. Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» (Сыктывкар,

2018).

12. «Дизайн-СМИ: тренды XXI века. Визуальная коммуникация в кросс-платформенных медиа» (МГУ, Москва, 2019).

Автор принимал участие в организации Всероссийского фестиваля профессионального мастерства по направлению «Дизайн» (УдГУ, Ижевск, 2017), Межрегионального фестиваля традиционного и современного искусства и проведении круглого стола «Проблемы современной визуализации объектов традиционной культуры» (СГУ им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, 2018).

В 2020 году автор стал лауреатом премии «Правительства Республики Коми» за достижения в области инновационной деятельности в сфере научно-практической деятельности.

Диссертационная работа включает в себя введение, 3 главы, разделённые на параграфы, основные выводы и результаты, список из 137 использованных источников и литературы.

Диссертация изложена на 143 страницах машинописного текста, содержит приложение, содержащее 30 изображений, 7 таблиц.

По теме научного исследования опубликованы 22 печатных работы; 6 из них — в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 3 статьи — в изданиях, индексируемых в Web of Science.

ГЛАВА I.

ГЕНЕЗИС ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Эволюция экспонирования объектов традиционной культуры

История и демонстрация объектов традиционной культуры исторически развивались в русле господствующего стиля времени.

III век до н.э. Первым выставочным пространством, где были представлены объекты традиционной культуры, являлся Музейон (Mouseion) в Александрии.

II век до н.э. Отмечается тенденция к хаотичному расположению объектов традиционной культуры в выставочной среде.

IV век до н.э. - II век н.э. В Греко-римскую эпоху сложились основные подходы в экспонировании объектов традиционного искусства: они располагались в специальных конструкциях для хранения и осмотра на небольшом расстоянии. Начинается разработка художественных принципов организации пространства и композиционных схем.

ХШ-ХГУ века. В этот период сформировались два типа экспозиции: принципы храмовой регламентации и открытое экспонирование и начальная систематизация по функциональному признаку [52].

На территории нашего государства ранние формы экспонирования появились в пространствах ризниц городских соборов и монастырей [60].

XVI век. Акцент делается на предметы, представляющие реальную художественную и социально значимую ценность. В результате такого подхода внимание уделяется проектированию образной среды экспозиционного интерьера, контексту окружения, обусловленного прежде всего историческим экспонатом. Сформировался тип смыслового и художественного ансамбля, в котором не просто демонстрировались предметы, с их помощью выстраивалось выразительное

пространство идей и символов, в контекст такого пространства включалась коллекция произведений. Это были философски осмысленные и художественно воплощённые пространства с чётко заданными мировоззренческими установками [102].

XVI век. Зарождаются два основных экспозиционных типа пространства: «галерея» и «кабинет».

века. Распространение кунсткамер: в данном пространстве, как правило, размещались шкафы, встроенные по периметру стен, с включением ёмкостей для хранения произведений декоративно-прикладного искусства. Расположение экспонатов было подчинено законам симметрии, создававшим общую композицию осмотра. В интерьерах используются встроенные шкафы, витрины, полки. Отмечается максимальная насыщенность пространства с акцентом на проектирование эмоциональной атмосферы [52].

XVII - нач. XVIII века. Экспонируемые коллекции становятся ведущим элементом ансамбля, однако такое размещение подчиняло произведения искусства декоративному характеру показа. Главные формообразующие принципы -декоративность и симметрия, а композиционные - аллегорический, символический и программный. Уделяется внимание рациональным планировочным решениям [107].

Кон. XVIII - нач. XIX века. Проектируются интерьеры ансамблевой аранжировки дворцовых собраний в соответствии с заданным контекстом, основанном на декоративно-утилитарном понимании коллекции, когда экспонаты располагаются по чётко выстроенным композиционным схемам [106].

Сер. XIX века. Формируется тип образного пространства экспозиционного интерьера с организованной стилизованной средой и с включением подлинных фрагментов, таким способом реконструируется утраченный исторический контекст.

2-я пол. XIX века. Под экспонированием понималось создание специальной среды. Именно на подобных экспозициях произошло зарождение искусства

экспозиции как средства воздействия на зрителя и поиска новых форм пространственно-композиционного решения [102].

2-я пол. XIX века, Российская Империя. Взят курс на возрождение народных традиций и подражание древнерусскому искусству.

Вследствие этих процессов организовывались этнографические выставки, развивалась частная собирательская деятельность, создавались этнографические и историко-краеведческие музеи.

В 1867 году на Этнографической выставке в Москве были возведены традиционные жилища славянских народов. Приёмы их постройки легли в основу формирования музея этнографии в Санкт-Петербурге, а уникальные образцы объектов традиционного искусства составили основу фонда.

По указу императора Александра III был создан Российский этнографический музей как научно-публичное пространство, основной задачей которого являлась демонстрация этнографии народов, проживающих в Российской Империи и на прилегающих к ней территориях, а также как пропаганда общероссийской национальной идеи [60]. Было разработано «Руководство по сбору для коллекций», что являлось важным документом, способствовавшим формированию основных научно-выставочных фондов и развитию научного направления.

Понимание функции экспозиционного пространства оставалось стабильным и зависело от социальных, философских и эстетических идеалов, а доминирующие идеи просвещения и социального преобразования средствами искусства сформировали концепцию музейного пространства как просветительно-дидактического учреждения, храма искусства и науки.

Начало XX века. Определяются новые взгляды и принципы формирования экспозиций, происходит переосмысление функциональной задачи демонстрации экспоната.

2-я пол. XX века. СССР. Начинается новый этап переосмысления концепции экспозиционной среды как особого социокультурного феномена. В этот период происходит изменение социокультурного заказа, на который в

значительной мере повлияли веяния современного искусства и развитие технологий.

XXI век. Новый подход к экспонированию: развитие концептуального и интерактивного направлений экспозиционного дизайна. Экспозиция является самостоятельный жанром, а акцент смещается на построение художественного образа.

На основе анализа современных музеев, созданных в начале 2000-х годов, можно выделить два актуальных направления экспозиционного дизайна: концептуальное и интерактивное. Интерактивное направление современного экспозиционного дизайна возникло в связи с развитием технологий и формированием новых потребностей общества.

В таблице 1 сформулирована и наглядно показана эволюция развития принципов экспозиционного дизайна для объектов традиционной культуры.

Таблица 1 — Развитие принципов экспозиционного дизайна

ХРОНОЛОГИЯ

ПРИНЦИПЫ ЭКСПОНИРОВАНИЯ

Ранее II века до н.э.

Бессистемное расположение экспонатов.

Позднее II века до н.э.

Начало разработки принципов организации пространства и композиционных схем.

IV век до н. э. - II век н.э.

Расположение объектов в

специализированной среде в пределах жёсткой архитектурной регламентации.

Объекты традиционной культуры имеют декоративно-утилитарное назначение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лянцевич Анелия Владимировна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аранович, А. В. Кожемякин, А. О., Черняга, О. А. Разработка концепции как ключевой этап создания музейной экспозиции / А. В. Аранович, А. О. Кожемякин, О. А. Черняга // Вестник СПГУТиД — 2020. - № 2. - С. 107 - 109.

2. Алексеев, П. Г. Основы эргономики в дизайне / П. Г. Алексеев; ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2010. - 69 с.

3. Бенеш, Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. - 1983. — №138.— С. 30-35.

4. Бенеш, Й. Музейная экспозиция. Теория и практика / Й. Бенеш. — Прага, 1981.

5. Бишоп, К. Радикальная музеология / К. Бишоп. — М.: Ад Маргинем, 2014. - 96 с.

6. Бродский, Б. И. Оформление выставок / Б.И. Бродский. — Л.: Художник РСФСР , 1960. — 56 с.

7. Вин, Чои. Как спроектировать современный сайт: профессиональный веб-дизайн на основе сетки / Чои Вин. - М. [и др.]: Питер, 2011. - 192 с.

8. Власов, В. Г. Объект, предмет, вещь / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов - 2019. - № 3 (67). - С. 18.

9. Гагарин, Ю. В. Старообрядцы / Ю. В. Гагарин. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. - 144 c.

10. Герчук, Ю. Я. Художественная структура книги / Ю. Я. Герчук. - М.: РИП-Холдинг, 2014. - 212 с.

11. Глинтерник, Э. М. Графический дизайн как художественно -коммуникативная система / Э. М. Глинтерник. - СПб.: 2002. - 136 с.

12. Гнедовский, М. Б. Книга в музее и музей книги / М. Б. Гнедовский. — М.: ГБЛ, 1979. — С. 93-102.

13. Грибова, Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова. - М.: Наука, 1980. - 240 с.

14. Доброштан, В. М. Искусство и мировоззрение: монография / В. М. Доброштан. - СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. - 83 с.

15. Дудельский, Ю. В. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности / Ю. В. Дудельский. — М.: 1986. — С. 27-34.

16. Дукельский, В. Ю. Образцы и образы современной музейной деятельности / В. Ю. Дукельский // Меняющийся музей в меняющемся мире. — М., 2008. — С. 36-40.

17. Дукельский, В. Ю. Проектирование музейной экспозиции / В. Ю. Дукельский // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 58-76.

18. Дронова, Т. И. Историческая память усть-цилемов / Т. И. Дронова. -Сыктывкар: Изд-во Коми НЦ, 2000. - 20 с.

19. Замошкин, А. И. Эстетика музейной экспозиции / А. И. Замошкин // Художник. - 1963. - №7. — С. 43-47.

20. Зинченко, Т. П. Опознание и кодирование / Т. П. Зинченко. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 183 с.

21. Иванов, О.М. Основы дизайна / О. М. Иванов. — Томск: Томский политехнический университет, 2009. — 288с.

22. Калашникова, Н. М. Этнографическая реконструкция — один из способов трансляции этничности в XXI в. / Н. М. Калашникова // Вещь в трансляции этничности: материалы 17-х Международных этнографических чтений. - 2018. - с. 166 - 177.

23. Канабе, Г. С. Вещи как феномен культуры / Г. С. Канабе // Музееведение. Музеи мира. — М., 1991. — С. 111-143.

24. Канева, Т. С. Фольклорная традиция Усть-Цильмы / Т. С. Канева. -Сыктывкар, 2003. - 120 с.

25. Кликс, Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Ф. Кликс. — М.: Прогресс, 1965. — 464 с.

26. Кликс, Р. Р. Художественное проектирование экспозиций / Р. Р. Кликс.

- М.: Высшая школа, 1978. - 368 с.

27. Кориков А. М. Система «Человек — компьютер» / А. М. Кориков, О. А. Кривцов. — Томск: 2010. — 183 с.

28. Кочемарская, Ю. А. Редкая книга в музее: аспекты изучения / Ю. А. Кочемарская // Вестник Томского государственного университета. — 2007. - С. 102-105.

29. Кошаев, В. Б., Вильданова, Т. В. Единый исток художественно-образной ментальности в аутентичных и монотеистических ресурсах истории искусства / В. Б. Кошаев, Т. В. Вильданова //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПА. - 2019. - № 4. - С. 11 - 29.

30. Кошаев, В.Б., Ботя, М.В. Виртуальный музей художественной культуры: информационная тема / В.Б. Кошаев, М.В. Ботя // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна - 2018. - № 2. - С. 429 -433.

31. Кричевский, В. Г. Кое-что о шрифте в типографике / В. Г. Кричевский.

- М.: Шрифт, 2015. - 56 с.

32. Купер А. Основы проектирования взаимодействия / А. Купер. — СПб.: 2009. — 688 с.

33. Лаврентьев, А. Н., Курасов, С. В., Жердев, Е. В. Размышления о современной теоритической платформе дизайна / А. Н. Лаврентьев, С. В. Курасов, Е. В. Жердев. - Вестник МГХПА. - 2019. - № 2. - С. 10 - 26.

34. Лаптев, В. В. Макротипографика / микротипографика / В. В. Лаптев. -СПб.: Политехн. ун-т, 2011. - 164 с.

35. Литвинов, В. В. Практика современной экспозиции / В. В. Литвинов. — М.: Плакат, 1989. — 192 с.

36. Литвинов, В. В. Практика современной экспозиции / В. В. Литвинов. — М.: РУДИЗАЙН, 2005. — 352 с.

37. Лола, Г. Н. Дизайн-код: культура креатива / Г. Н. Лола. — СПб.: ЭЛМОР, 2011. — 140 с.

38. Лоренц, Я. Дизайн выставок : практическое руководство / Ян Лоренц.

— М.: 2008. — 256 с.: ил.

39. Лысенко, О. В. «Красный пояс» / О. В. Лысенко / Кишинев: 2002. — С. 258-262.

40. Лысенко, О. В., Махова, Л. П. Легендарная рубаха из императорской этнографической коллекции / О.В. Лысенко, Л. П. Махова // Живая старина - 2019.

- № 3 (103) - С.33 - 40.

41. Лянцевич, А.В., Ившин, К.С. Подходы экспозиционного дизайна объектов традиционной культуры / А.В. Лянцевич, К.С. Ившин // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2017. - Вып. 2 (Т. 11). - С. 178-187.

42. Лянцевич, А.В. Взаимодействие языческого мироощущения и культуры христианского старообрядчества коми-зырян / А.В. Лянцевич // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2015. — Вып. 2. — С. 71-78.

43. Лянцевич, А.В., Ившин, К. С. Типографика рукотворных изданий старообрядческой культуры. Дизайн / А.В. Лянцевич, К.С. Ившин // Материалы. Технология. — 2017. — №4 (48). — С. 62-67.

44. Лянцевич, А.В., Ившин, К.С. Интерактивная книга как художественное средство эксподизайна / А.В. Лянцевич, К.С. Ившин // Архитектон. — 2018. — №2 (62). - С. 229-238.

45. Лянцевич, А.В., Ившин, К.С. Художественный образ рукописных сборников как культурный код / А.В. Лянцевич, К.С. Ившин // Вестник МГХПА -МГХПА. - 2019. - № 1. - Ч. 1. - С. 141-149.

46. Лянцевич, А.В., Ившин, К.С. Эргономическое обеспечение цифровых технологий в выставочном пространстве / А.В. Лянцевич, К.С. Ившин // Вестник МГХПА - МГХПА. - 2020. - № 3. - Ч. 2. - С. 319-326.

47. Лянцевич, А.В. Формирование выставочного пространства объектов искусства региональной традиционной культуры / А.В. Лянцевич // Материалы докладов в рамках XXIII Февральских чтений. — 2016. — С. 648-652.

48. Лянцевич, А.В., Оверина, А.И. Виртуальный музей как способ решения проблемы сохранения и трансляции книжных памятников [Текст] / А.В. Лянцевич,

A.И. Оверина. — 2018. — №1. — С. 239-242.

49. Мастеница, Е. Н. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект / Е. Н. Мастеница. — СПб.: 2002. — С. 289-293.

50. Майстровская, М. Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования и экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств / М. Т. Майстровская. - М.: 1987. - 146 с.

51. Майстровская, М. Т. Новейшие тенденции экспозиционного дизайна / М. Т. Майстровская. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2015 . — С. 154-162.

52. Майстровская, Т. М. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / Т. М. Майстровская. — М.: 2016. — 672 с.: ил.

53. Максимович, В.Ф., Лебедев, С.В. Русский север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона / В.Ф. Максимович, С.В. Лебедев // Человек и культура - 2015. - № 6 - С.28 - 63.

54. Малышев, В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. /

B. И. Малышев. - Сыктывкар: 1960. - 213 с.

55. Михайловская, А. И. Музейная экспозиция / А. И. Михайловская. — М.: Советская Россия, 1964. — 518 а

56. Назаров, Ю. В., Казакова, Н. Ю. Особенности применения модульной сетки в дизайне сайтов / Ю. В. Назаров, Н. Ю. Казакова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Дизайн и технологии. - 2013. - № 37 (79). - С. 23 - 28.

57. Назаров, Ю. В., Дубова, А. А. Коммуникативная роль художественного образа в морфологии интеллектуального устройства / Ю. В. Назаров, А. А. Дубова //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПА. - 2015. - № 2. - С. 133 - 145.

58. Назаров, Ю. В., Жирякова, А. Д. Контекстные проблемы формообразования в дизайне / Ю. В. Назаров, А. Д. Жирякова // Декоративное

искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПА. - 2015. - № 2.

- С. 112 - 132.

59. Немировский, Е. Л. Некоторые вопросы общей теории книговедения и истории книги / Е. Л. Немировский // Книга. Исследования и материалы. - М.: Наука, 1972. - С. 11-24.

60. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX — начала XX в. / Ю. А. Никитин. — СПб.: Коло, 2014. — 416 с.: ил.

61. Норман, Д. А. Дизайн привычных вещей / Дон Норман; пер. с англ. Анастасии Семиной. - [2-е] изд., обновл. и доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

- 380 с.

62. Обрист, Х. У. Пути кураторства / Ханс Ульрих Обрист. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — (Оага§еРго.) — 160 с.

63. Ончуков, Н. Е. Старина и старообрядцы / Н. Е. Ончуков // Живая старина. - 1905. - Вып. 3-4. - С. 271-289.

64. Островский, А. Б. Этнографическое музейное исследование (методические рекомендации) / А. Б. Островский. Печатается по решению Редакционно-издательского совета РЭМ. - СПб., 2007. — 34 с.

65. Пименов, В. И. Инструментальные средства создания мультимедиа и web-технологии / В. И. Пименов — СПб: 2015. — 109 с.

66. Попов, А. А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах / А. А. Попов. — М.: 2016. — 74 с.

67. Прокуратова, Е. В. Традиционная культура старообрядчества / Е. В. Прокуратова. - Сыктывкар: 2004. - 91 с.

68. Пруденко, Я. Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР / Я. Пруденко. - М.: 2018. - 292 с.

69. Раскин, Д. Интерфейс / Д. Раскин. - СПб.: 2007. — 272 с.

70. Раш, М. Новые медиа в искусстве / Майкл Раш. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 256 с.

71. Решетов, Е. Т. Эргономика в полиграфии / Е. Т. Решетов. - М.: Книга, 1991. - 143 с.

72. Розенблюм, Е. А. Художник в дизайне / Е. А. Розенблюм. - М.: Художник, 1983. - 124 с.

73. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции. Тридцать лет спустя / Е. А. Розенблюм // Проблемы дизайна-6 : сборник статей. — М.: Пинакотека, 2011. — С. 191-203.

74. Рождественский, К. Ансамбль и экспозиция / К. Рождественский. — Л.: Художник РСФСР, 1970. - 232 с.

75. Рудер, Э. Типографика / Э. Рудер. - М.: Книга, 1982. - 286 с.

76. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. - М.: Архитектура-С, 2016. - 328 с.

77. Рэнд, П. Дизайн: форма и хаос / Пол Рэнд. - 2-е изд. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2017. - 244 с.

78. Рэнд, П. Мысли о дизайне / Пол Рэнд. - СПб..: Питер, 2016 - 96 с.

79. Рявкин, В. И. Проектирование музеев / В. И. Рявкин. - М.: ГУЗ, 2003. -

206 с.

80. Сапанжа, О. С. Основы музейной коммуникации : [учебное пособие] / О. С. Сапанжа; Мин-во образования и науки Российской Федерации [и др.]. - СПб.: [б. и.], 2007. - 114 с.

81. Семенова, Т. С. Народное искусство и его проблемы / Т. С. Семенова. - М.: Сов. художник, 1977. - 246 с.

82. Сергеев, С. Ф. Введение в проектирование интеллектуальных интерфесов / С. Ф. Сергеев, С. И. Падерно, Н. А. Назаренко. - СПб.: 2011. - 108 с.

83. Сергеев, С. Ф. Методы тестирования и оптимизации интерфейсов информационных систем / С. Ф. Сергеев. - СПб. : 2013. - 117 с.

84. Серов, С. И. Гармония классической типографики / С. И. Серов. - М.: Линия График, 2003. - 32 с.

85. Смирнов, А. В. Современный музей: коммуникация или коммеморация / А. В. Смирнов // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - № 3 (24). - С.17 - 24

86. Смирнов, А. В. Генезис современного музея как результат

объективации дискурсивных практик / А. В. Смирнов // Альманах современной науки и образования. — 2016. - № 2. - С. 117 - 120.

87. Соустин, А. С. Этапы и основные технические приемы проектирования современных музейных экспозиций // Искусство музейной экспозиции / А. С. Соустин. — М., 1982. — С. 85-86.

88. Тарановская, Н. В. Принципы научного анализа произведений народного искусства / Н. В. Тарановская // Произведения мастеров НХП в музеях Сов. Союза. - Вильнюс: [б. и.], 1984. - 45 с.

89. Телингатер, С. Искусство шрифта / С. Телингатер. - М.: 2015. - 184 с.

90. Тихонов, В. В. Сохранение традиционной народной культуры посредством формирования музеев под открытым небом / В. В. Тихонов. - СПб.; Кишинев: 2002. — С. 48-50.

91. Унгер, Р. ЦК-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия / Р. Унгер, К. Чендлер. — СПб.: Символ-Плюс, 2011. — 336 с.

92. Фаворский, В. А. О графике как об основе книжного искусства / В. А. Фаворский. - М.: 1961. - Вып. 2. - С. 51-79.

93. Фаерштейн, Р. С. Экспозиция. Проектирование и практика / Р. С. Фаерштейн. - М.: Панорама, 1990. - 39 с.

94. Черненко, В. В. Компьютерные технологии в экспозиции: традиционные и новые решения / В. В. Черненко // Музеи XXI века : сборник материалов конференции. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2015. — С. 144-153.

95. Чувилова, И. В. Музей в культуре повседневности: к постановке проблемы / И. В. Чувилова. — Симферополь: 2015. — С. 71-77.

96. Шелонаев С. И. Технологии общественной коммуникации: учебно-методический комплекс / С. И. Шелонаев, А. В. Чечулин А.В., О. Л. Гнатюк, Т. Б. Кострицкая - СПб. : 2007. - 211 с.

97. Шелонаев С. И. Интеграция коммуникации в Веб-пространстве / С. И. Шелонаев. - 2013. - № 6 (июнь). - С. 181 - 184.

98. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование / В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 296 с.

99. Шкиль, О. С. Основы эргономики в дизайне среды / О. С. Шкиль. -Благовещенск: 2010. - 164 с.

100. Шлаен, П. Я. Эргономика для инженеров. Эргономическое обеспечение проектирования человеко-машинных комплексов: проблемы, методология, технологии / П. Я. Шлаен, В. М. Львов. — Тверь: 2004. — 476 с.

101. Шляхтина, Л. М. Тенденции в культурно-образовательной деятельности современного музея / Л. М. Шляхтина. — Симферополь: 2015 — С. 134-143.

102. Шуберт, Карстен. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней / Карстен Шуберт. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — (GaragePro.) — 224 с.

103. Атрибуция фотоисточников в музее : методические рекомендации / Мин-во культуры Российской Федерации; Гос. центральный музей современной истории России; [сост. М. Е. Кучеренко]. - М.: ГЦМСИР, 2013. - 42, [1] с.

104. Верос да готыр. Свадьба на Коми земле : сборник по материалам выставки / А.В. Лянцевич. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. — 70 с.

105. Марфа. Усть-Цильма : сборник по материалам выставки / А.В. Лянцевич. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. — 42 с.

106. Музееведение. - М.: 1989. - 289 с.

107. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М.: 1988. — 431 с.

108. Музеи XXI века. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2015 . — 240 с.

109. Музей — универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика / под общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкиной ; Высшая школа народных искусств (институт), Художественно-педагогический Музей игрушки. -Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2015. - 119 с.

110. На пути к музею XXI века / [редкол.: Н. А. Никишин (отв. ред.) и др.]. - М.: 1989 (1990). - 217 с.

111. Региональные проблемы развития музейного дела : сборник статей / [редкол.: Н. А. Никишин (отв. ред.) и др.]. - М.: 1990 (1991). - 157 с.

112. Основы музееведения / отв. ред. Э. А. Шулепова. — М.: 2005. — 504 с.

113. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер /Д. Панеро, М. Зелник. — М: 2006. - 320 с.

114. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов / [редкол.: В. Ю. Дукельский (отв. ред.) и др.]. - М.: 1989. - 221 с.

115. Проектирование в дизайне экспозиций: учебно-методическое пособие / сост. К. С. Ившин, Н. Ф. Коротаева. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011. -53 с.

116. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.]. — Москва: 2020. — 208 с.

117. Этнокультурные процессы в современном мире [Электронный ресурс]: коллективная монография / Л.Ю. Аксакалова [и др.]. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 198 с.

118. Bartram, Alan. Futurist typography and the liberated text / Alan Bartram. -London: British library, 2005. - 160 с.

119. Ergonomics in Design: Methods and Techniques / Marcelo M. Soares, Francisco Rebelo. - CRC Press, 2016. - 532 p.

120. Glaser, Milton. Graphic design [Текст] / Pref. by Jean Michel Folon. -Woodstock (N. Y.): Overlook press, [1973]. - 239 с.

121. Human Factors and Ergonomics Design Handbook / Barry Tillman, David J. Fitts, Rhonda Rose-Sundholm, Peggy Tillman, Wesley E.Woodson. - Europe, 2016. -896 p.

122. Lectures in Ergonomics: Focus on environment and human performance / Ajediran Bello. - LAP, 2014. - 64 p.

123. Lyantsevich, A.V., Ivshin, K.S. Graphic content design of the digital interactive book / A. Lyantsevich, K. Ivshin // National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald. — 2019. — №1. — Pp. 182-186.

124. Lyantsevich, A.V. «Signs of the place Living in the Komi Landscape» / A.V. Lyantsevich // Summer School and Exhibition / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland —2018. — Pp. 10-12.

125. Lyantsevich, A.V. «Being Russian Outside» / A.V. Lyantsevich // Summer School and Exhibition / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland —2018. — Pp. 24-26.

126. Lyantsevich, A.V., Zemtsova, I.V. «How we understand the old komi traditions» / A.V. Lyantsevich, I.V. Zemtsova // Relate North: collaborative art, design and education / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland —2018. — P. 27.

127. Lyantsevich, A.V., Zemtsova, I.V. The project «Veros da gotyr» / A.V. Lyantsevich, I.V. Zemtsova // Transactions & Impulsions / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland —2019. — P. 23

128. Nazarov, Y.V., Zaeva-Burdonskaya, E.A., Light side of design: professional vector / Y.V. Nazarov, E.A. Zaeva-Burdonskaya / Light and engineering — Moscow — 23 — 33 pp.

129. New book design / comp. a. ed. by Roger Fawcett-Tang; introd. a. interviews by Caroline Roberts. - London: King, 2004. - 192 c.

130. Pheasant, S.Bodyspace : Anthropometry, ergonomics and design / Stephen Pheasant. - London; Philadelphia : Taylor & Francis, 1986. - IX, 275 c.

131. Shneiderman B. Designing the User Interface Strategies for Effective Human-Computer, - Pearson, 2010. - 616 c.

132. Relate North: collaborative art, design and education / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland, 2018. — 28 p.

133. Relate North — 2019: Tradition and Innovation in Art and Design Education / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland, 2019. — 104 p.

134. Roberts, William. Printers' marks. A chapter in the history of typography / William Roberts. - [Repr.]. - Bristol: Thoemmes press; Tokyo: Kinokuniya, 1998. - XV, 261 c.

135. Swiss graphic design / Ed. by Robert Klanten [et al.; Prologue by Vladimir André Heiz; Transl. by Michael Robinson]. - Berlin: Die Gestalten Verl., [2000]. - 224 c.

136. Summer school and Exhibition / University of Lapland and authors. Rovaniemi: Publications of the Faculty of Art and Design of the University of Lapland —2018. — 108 p.

137. Typography and Graphic design: from antiquity to the present / Roxane Jubert; forew. by Ellen Lupton a. Serge Lemoine ; transl. from French by Deke Dusinberre a. David Radzinowicz. - Paris: Flammarion, 2006. - 431 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 3 — Пример переплёта. Фонд Национального музея РК

Рисунок 4 — Пример декорирования разворота. Фонд Национального музея РК

Рисунок 5 — Пример разворота старообрядческого сборника села Усть-Цильма. Фонд Пушкинского Дома (г. Санкт-Петербург)

4

ОЛии.ии МНгм ги ^ ••»»г.-чм-*«*** иаШС. Л'ХЪ'Ь Л1?№

Ту", лоякт Л|Т)Г Д.»Г|ГП яв Гп п.- ууя иж* а .тл. и ла>.. ■4

А'кМвМЯШ... и

*Л ш г .д* .малаш».. Г«1 ' , "^дяиклЩ -А«ж.«».«. ИИ?

ЬмТигксмго - ВД&Я* ж-мм.. < гв ' ДОТОМ ЛМДОёС. ¿¡атр-ли пДДнП и МЦ1)1^ -НЛ!.Т ■ 11СЦ^И1' .1* пи»

г— «лн «я - - * тл Ют! г 1-т* - *

аняш ^ ч^г • ММ >:яклуг де**«/* гмщ

-Шс^чч лиги;! Трсл««« "тлЛ к ■V¡VI лрлйЛ МЕНДЕММ... с. г.' лю

(и ТЮГ—..........1 * .- ......—а ■ . >

за

рукотворные издания старообрядческой культуры русского севера

ТРЕХМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ДВУХМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Форма субъективно-художественного произведения Предмет, предназначенный для вмещения сакрального и нравоучительного текста, и изображений Часть духовного и бытового пространства

Педантичное отношение к древнерусской эстетике Развитие Поморской рукописной традиции Художественная интуиция переписчика

КОНСТРУИРОВАНИЕ

сборник как сложный художественно осмысленный ансамбль материалов и фактур

Написание гусиными перьями

Листы из привозной бумаги

Краски: киноварь, сурик, чорлень. охра, лазорь, зелень, приготовленная из малахита, крутик.

Чернила:

черные/коричневые

Дополнительный материал:

- золото

(листовое/сусальное/ «твореное»)

- вставки листов другой бумаги в виде вкладок, вклеек или накидок-

Переплет: две доски, обтянутые кожей, с орнаментацией

Завесы: серебряные или золотые пластиноки, прикрепленные проволочными шарнирами к верхней доске оклада

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

система координат, образуемая вертикальными и горизонтальными обрезами одинаковых прямоугольных листов и вертикалью корешкового сгиба

Пространственная композиция книжной страницы как трёхмерная система

Построение: по системе строгой организации членения по прямым линиям

Разворот рукописи как часть большей и при этом лишенной определенных границ поверхности

МОДУЛЬ НА>1 СЕТКА

гибкая система, при которой допускалась вариативность, без потери общей упорядоченности изобразительного материала

Страница как система нескольких визуально разделенных и иорархически соподчиненных пространств

Структура рукописи выстроена: присутствует четкая система координат, образованная горизонталями строк и вертикалями столбцов

Разворот рукописи как часть большей, лишенной

определенных границ, поверхности

Масштабные соотношения закономерны

Композиция

пропорциональная и слаженная

Формат вертикальный

Разлиновка линейная: один или два столбца

Текст ограничен широкими полями

Поля гармоничны по отношению к листу, обрамляют текст, несколько сдвинутый к центру

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Стилистика:барроко

Текстовые блоки

разделяются при помощи цвета и орнамента

Шрифт «поморский

полуустав», асимметричное

написание.

соразмерный кегль

подчеркивает

горизонтальную

динамику

Заставка и буквица,

со сдержанным орнаментальным украшением определяют точку входа в каждый раздел

Иллюстративная часть

стилизованное природное окружение, характерное для северной местности и изображений религиозного характера — оформлена в свободной живописной манере, лаконичным художественным языком, с отсутствием детализации и грамотно вписана в текстовой блок

и

ОБЪЕКТ традиционной культуры как объект экспонирования

i

определение функциональной задачи

Идеологическая / Познавательная / Эстетическая / Досуговая

1

поиск семантической информации

J

аспект использования и функционирования объекта

Хронологический / Г¿ографический

i

определение категории экспонирования

Часть социальной и культурной Предмет материальной Произведение искусства

жизни, средство образования культуры, отражающий и объект художественного

и воспитания. носитель эпоху творчества

информации

i

синтез принципов

Художественный / Культурный / Исторический

i

выявление культурного кода

i

архитектурная организация / структура

i

выход на легенду

Рисунок 10 — Блок-схема этапов выявления основных качеств объекта традиционной культуры как объекта экспонирования

Рисунок 11

— Подходы формирования пространства для экспонирования объектов

И

И

ВС

Рисунок 14 - Блок-схема семиотического моделирования и коммуникативной модели

интерактивной выставочной среды

за:

ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

Разработка технологического решения и предметного оснащения

Формирование интерьерной среды выставки: обеспечение микроклимата, эргономики восприятия и взаимодействия

ПРИНЦИП ГАРМОНИЗАЦИИ: согласование облика системы пространства и объема, предметов, деталей, цветового кода

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП: строгая система соподчинения, выделяющая главные элементы, сосредотачивающие образную и художественную информацию, элементы "второго плана"

ПРИНЦИП СЦЕНАРИРОВАНИЯ: сценарий смены форм и метода демонстрации, законченность характеристики образов интерьера, согласованность графика движения посетителя

Формирование художественного впечатления от выставки,

дополненного индивидуальными эстетическими, эмоционально-образными свойствами и характеристиками

дистанция, объект/образ и искусственная форма мультимедийного пространства

культурная анимация образа

визуальныи, кинестетическии и аудиальный тип восприятия информации

Формирование коммуникативного пространства

Эмоционально-смысловое поле, знаковая система образов и конструирование дополненной реальности

ФОТОГРАФИКА

ВИДЕОГРАФИКА ТИПОГРАФИКА

ИНФОГРАФИКА

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3D-ГРАФИКА

ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

АРОМАЭФФЕКТЫ

• предметная

• документальная

• авторская

• комбинированная

• документальная

• авторская

• анимация / мультипликация

• классическая

• комбинированная

• статическая

• временная

• картографическая

• статическая

• временная

• картографическая

• иерархическая

• матричная

• алгоритмическая

• фотографическая

• сравнительная

• исследовательская

• ручная

• цифровая

• классическая

• комбинированная

• изометрическая

• трёхмерная

• образное

• этнографическое

• авторское

• ассоциативные

Рисунок 16 - Приёмы художественного проектирования интерактивной графической среды

Рисунок 18 — Типы интерактивных технологий в экспозиционном дизайне

Видео стена

Видеостена 3x3 на базе ЖК-дисплеев 551_У75А-7В Размер видеостены 3640.2 х 2052.6 мм Разрешение видеостены 5760 х 3240 Шов 3.5мм

е.ид спереди вид сзади

360 360

Видео-проекция на объект

Проекторы мощностью от 3000 люмен программное обеспечение POGUMAX Designer Размер объекта до 400 см

вид сверху

Интерактивная доска

ABC Board А-80

Диагональ рабочей поверхности, дюймы: 80 Размер интерактивной поверхности (В х Ш): 178,5 х 100,5

Технология: микроточечная Одновременная работа пользователей: более 2-х Программное обеспечение: Русифицированное ПО RM Easiteach Next Generation

вид спереди вид сзади

2UU

тт

усгь-Цнльли

Рисунок 27 — Экспозиция «Марфа. Усть-Цильма». Архив А. В. Лянцевич

Рисунок 28 — Интерактивный проект «Марфа. Усть-Цильма». Архив А. В. Лянцевич

Рисунок 29 — Мультимедийный арт-проект «Verдs ёа gдtur». Архив А. В. Лянцевич

Рисунок 30 — Мультимедийный проект «Ульяновская обитель». Архив А. В. Лянцевич

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.