Психосемантический анализ социальных представлений о здоровье тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Филатов, Филипп Робертович

  • Филатов, Филипп Робертович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 185
Филатов, Филипп Робертович. Психосемантический анализ социальных представлений о здоровье: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Ростов-на-Дону. 2001. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Филатов, Филипп Робертович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ.

1.1. Теоретический анализ современных подходов к исследованию проблематики здоровья.

1.2. Здоровье как феномен обыденного сознания и формы его социальной репрезентации.

1.3. Культурно-исторический анализ представлений о здоровье.

1.4. Анализ национальной специфики представлений о здоровье на материале семантических конструктов русского языка.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ИХ СЕМАНТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ.

2.1. Цель, гипотезы и задачи исследования.

2.2. Методы исследования и статистической обработки данных.

2.3. Процедура и характеристика эмпирического объекта исследования.

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ РЕСПОНДЕНТОВ.

3.1. Анализ устойчивых структур семантического пространства понятия «здоровье».

3.2. Анализ значимых различий в содержательных параметрах социальных представлений о здоровье.

3.3. Анализ взаимосвязи содержательных параметров социальных представлений о здоровье и личностных характеристик респондентов.

3.4. Возможности использования полученных данных в психологической практике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психосемантический анализ социальных представлений о здоровье»

Актуальность исследования. В последние годы проблематика здоровья все чаще признается одной из приоритетных областей научного познания и оказывается в фокусе комплексного изучения (А.А. Бодалев, Г.Т. Ганжин, А.А. Деркач, 2000; Б.С. Братусь, 1988; И.И. Брехман, 1990; И.М. Быховская, 2000; Д. Вутулкас, 1997; С. Ганеман, 1992; О.Л. Даниленко, 2000; В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; Е.Р. Калитеевская, 1999; В.П. Петленко, Д.Н. Дави-денко, 1998; А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гараян, 1999; U. Flick, 2000; J. Gordon, 1996; М. Murray, К. Chamberlain, 1998; R. Schwarzer, R. Fuchs, 1995; H. Stam, - 2000). Здоровье рассматривается как сложное, многофакторное явление, определяющее репродуктивные и созидательные возможности, как отдельных субъектов, так и целых сообществ (В.М. Розин, 2000; Э. Фромм, 1955, 1998; Б.Г.Юдин, 2000; D. Marks, М. Murray, В. Evans, 2000; К.С. Schou, J. Hewison, 1998; Н. Stam, 2000; S. Wilkinson, 1998). В предельно укрупненном масштабе, v здоровье выступает в качестве фундаментальной проблемы человечества, актуальной на любом этапе его биосоциальной и духовной эволюции (О.С. Васильева, 1998; Э.В. Сайко, 2000; Б.Г. Юдин, 2000). В то же время, в условиях нарастающего системного кризиса, который переживает современное российское общество, становится очевидным социальное значение этого феномена; признается тот факт, что здоровье населения является столь же значимой детерми-нантой полноценного социального развития, как и политическая стабильность общества, его процветание и экономический рост. Такое исключительное положение делает здоровье не только сферой междисциплинарных научных исследований, но и приоритетной областью национальной политики.

Однако приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики здоровья на сегодняшний день исследованы явно недостаточно. Прежние концепции и объяснительные схемы, дающие ограниченное (редуктивное) толко-вание феномена здоровья, сводящие все многообразие его проявлений к биологическим или психофизиологическим моделям, сегодня признаются не соответствующими современному уровню естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке (О.С. Васильева, 1998; Д. Вутулкас, 1997; В.П. Казначеев, Е.А.Спирин, 1991; В.М. Розин, 2000). Поэтому в ряде работ предпринимаются попытки заполнить образовавшийся пробел, выявить новые или мало изученные аспекты и измерения здоровья, связанные с фундаментальными проблемами человеческого существования. В частности, заметно возрастает научный интерес к проблеме социальной регуляции здоровья, его социокультурной и социально-психологической детерминации.

Первоначально влияние социокультурного контекста и социальных факторов исследовалось, главным образом, в области психопатологии: выявлялись так называемые «патогенные» факторы культуры и «болезни» цивилизации (Г. Маркузе, 1961, 1995; В. Райх, 1942, 1997; 3. Фрейд, 1927, 1992; К. Ясперс, 1955, 1997); в свете психоаналитических концепций рассматривалась роль культурных норм и запретов в генезисе различных психических нарушений (З.Фрейд, 1927, 1992; Э. Фромм, 1955, 1998; К. Хорни, 1993, 1995); наконец, посредством кросс-культурного анализа доказывалась обусловленность специфических нарушений здоровья культурным своеобразием конкретных сообществ (Н.М. Лебедева, 1999; А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гараян, 1999; J.W. Eaton, R.L. Weil, 1955; S. Parker, 1962). Затем объектами анализа выступили социокультурные детерминанты различных социальных практик, связанных с проблематикой здоровья и болезни, таких как клиника и психотерапия. Изучались специфические аспекты медицинского, психиатрического и психотерапевтического дискурсов, культурные установки психотерапевта и пациента, их влияние на эффективность психотерапевтического процесса и т.д. (А. Гуггенбюль-Крейг, 1997; Н.Ф. Калина, 2000; В.М. Розин, 2000; М.Фуко, 1963, 1998; Дж. Хендерсон, 1997; Дж. Хилман, 1997; J. Gordon, 1996). Наконец, в последние годы предпринимаются попытки применить социально-ориентированные и дискурсивные подходы непосредственно к исследованию феноменологии здоровья (U. Flick, 2000; М. Murray, 2000; К.С. Schou, J. Hewison, 1998).

На современном этапе здоровье понимается преимущественно как «со-V циокультурная переменная». Признается, что реконструкция того сложного социокультурного контекста, в котором интерпретируется здоровье человека, составляет необходимый этап изучения этого феномена (В.М. Розин, 2000). Согласно теоретическим постулатам социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман, 1966, 1995; J. Searle, 1995), здоровье и болезнь все чаще рассматриваются не как «натуральные», естественные феномены (т.е. состояния организма и психики), но как сложные социальные конструкты или артефакты, обусловленные современными культурными дискурсами, концепциями, картинами мира, а также социальными институтами и технологиями (В.М. Розин, 2000; П.Д. Тищенко, 2000; U. Flick, 2000; К.С. Schou, J. Hewison, 1998). Кроме того, многими исследователями отмечается влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы или культурного сообщества.

Исследование социокультурных и социально-психологических аспектов проблематики здоровья и здравоохранения (в частности, анализ социальных представлений о здоровье) является одним из приоритетных направлений современной западной психологии, и составляет основу самостоятельной психо-логической дисциплины, получившей название Health psychology - Психология здоровья (V. Elderkin, R.C. Silver, Н. Waitzkin, 1998; U. Flick, 2000; J. Gordon, 1996; D. Marks, M. Murray, B. Evans, 2000; M. Murray, K. Chamberlain, 1998; K.C. Schou, J. Hewison, 1998; R. Schwarzer, R. Fuchs, 1995; H. Stam, 2000; S. Wilkinson, 1998). Отмечается, что необходимость расширения и углубления научных знаний в этой области вызвана конкретными нуждами социальной оздоровительной практики, как медицинской, так и психологической.

Очевидно, что для более дифференцированного изучения социальных представлений о здоровье требуется прояснение их неоднородного семантического состава методами психосемантического исследования. Эта сторона проблемы исследована явно недостаточно. Остается не проясненным вопрос, каковы те устойчивые семантические структуры, которые определяют характер и «конфигурацию» различных социальных представлений о здоровье, и как соотносятся эти семантические конструкты с социально-психологическими и личностными характеристиками конкретных субъектов.

Целью настоящего исследования является психосемантический анализ социальных представлений о здоровье, разделяемых представителями различных социальных групп.

Предмет исследования составляют устойчивые семантические структуры социальных представлений о здоровье в их взаимосвязи с социально-психологическими и личностными характеристиками субъектов, разделяющих данные представления.

В качестве объекта исследования выступают социальные представления о здоровье, сформированные в различных социальных группах под влиянием профессиональных, полоролевых и возрастных стереотипов.

Гипотезы исследования.

1. В составе социальных представлений о здоровье выявляются устойчивые семантические структуры, выступающие как эталонные основания этих представлений и обусловленные социокультурными факторами.

2. Социальные представления о здоровье значимо различаются по основным содержательным параметрам, и эти различия обусловлены влиянием социально-психологических характеристик субъектов, разделяющих данные представления.

3. Содержательные параметры социальных представлений о здоровье находятся в корреляционной взаимосвязи с такими личностными характеристиками респондентов, как ценностные ориентации, локус контроля и удовлетворенность самореализацией.

Задачи исследования.

Теоретические задачи.

Осуществить теоретический анализ социально-психологической проблематики здоровья, систематизировать сформировавшиеся на данный момент научные подходы к исследованию этого феномена.

Выделить и подвергнуть культурно-историческому анализу наиболее распространенные представления о феномене здоровья, которые сформировались в системах философского и научного знания в ходе культурно-исто-рического развития западного сообщества.

На основе данных этимологического и семантического анализа понятия «здоровье» реконструировать представления о здоровье, характерные для древнерусской культуры. Методические задачи.

Разработать методику комплексного изучения устойчивых семантических структур социальных представлений о здоровье в их взаимосвязи с социально-психологическими и личностными характеристиками респондентов. Подобрать методы статистической обработки данных, позволяющие проанализировать структурно-содержательные особенности социальных представлений о здоровье, установить значимые различия в их содержательных параметрах, выявить взаимосвязи между этими параметрами и социально-психологическими и личностными характеристиками респондентов.

Эмпирические задачи.

Реконструировать семантическое пространство понятия «здоровье» и исследовать его независимые социокультурные измерения. На основе полученных семантических данных осуществить анализ содержательных параметров социальных представлений о здоровье, разделяемых представителями различных социальных групп. Построить «психосемантические портреты здорового человека», характерные для респондентов с различными социально-психологическими особенностями, и провести их сравнительный анализ. .

9. Выявить статистически значимые взаимосвязи между доминирующими содержательными параметрами социальных представлений о здоровье и социально-психологическими и личностными характеристиками респондентов.

10. Обосновать возможности использования полученных данных в психологической и оздоровительной практике.

Теоретические и методологические предпосылки диссертационного исследования. Данное исследование представляет собой попытку интеграции на общей концептуальной основе нескольких теоретических подходов и исследовательских традиций: 1) сформированной в рамках французской социально-психологической школы теории социальных представлений (Ф. Бушини; В. Ду-аз; Д. Жоделе; С. Московичи); 2) культурно-исторической концепции развития психики JI.C. Выготского и более поздних концепций культурно-исторической психологии (М. Коул; В.А. Шкуратов), 3) диспозитивного подхода к исследованию социальных явлений (М. Фуко), в частности, здоровья (В.М. Розин; П.Д. Тищенко); 4) гуманитарно-психологической традиции в современной отечественной психологии, ориентированной на изучение ценностно-смысловых и телеологических детерминант общения и деятельности, самосознания и личностного развития (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач; В.Я. Дорфман; Е.Р. Калитеевская; Д.А. Леонтьев; Ю.М. Орлов; В.П. Петленко; Б.Г. Юдин). Методологическую основу работы составляет психосемантический подход к исследованию феноменов обыденного сознания (Е.Ю. Артемьева; Дж. Диз; В. Дуаз; В.Ф. Петренко; Т.П. Скрипкина; Д. Слобин; А.Г. Шмелев).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: 1. Метод реконструкции семантических пространств (для исследования семантического состава понятия «здоровье»); ассоциативный эксперимент, доS полненный методами шкалирования и сортировки.

2. Частный семантический дифференциал (для построения «психосемантических портретов здоровой личности», специфичных для представителей исследуемых групп);

3. Метод тестирования.

В качестве методического инструментария использовались следующие личностные тесты: а) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; б) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; в) методика исследования уровня субъективного контроля (УСК).

Достоверность научных положений и выводов была обоснована с использованием статистических методов факторного (метод главных компонент с варимакс-вращением), кластерного («Aggloverative hierarchical clustering») и корреляционного анализа по Пирсону, анализа значимости различий (двухвы-борочный z-тест для средних) на основе компьютерных программ статистического анализа данных «S-PLUS 2000 PRO» и «Statistika 5.5А» для Windows.

Эмпирический объект исследования: 1) на этапе реконструкции семантического пространства понятия «здоровье» - произвольно подобранная выборка численностью 300 человек; 2) на этапе изучения содержательных параметров социальных представлений о здоровье в их взаимосвязи с социально-психологическими и личностными характеристиками - группа респондентов, различающихся по полу, возрасту и профессии, общей численностью 210 человек. В данной выборке были выделены следующие подгруппы: практикующие психологи; медики (врачи, медсестры); биологи; педагоги; представители технических специальностей; студенты (в возрасте 18-25 лет); пенсионеры (в возрасте от 55 до 65 лет).

Положения, выносимые на защиту: 1. Социальные представления о здоровье предполагают определенные социокультурные (или эталонные) основания, т.е. структурируются на основе устойчивых социокультурных эталонов. Данные эталоны выявляются в виде особых структур или факторов семантического пространства понятия «Здоровье».

2. Содержательные параметры социальных представлений о здоровье находятся в корреляционной взаимосвязи с такими социально-психологическими характеристиками респондентов, как профессиональные, полоролевые и возрастные стереотипы.

3. Социальные представления о здоровье соотносятся с ценностными ориента-циями личности, т.е. предполагают определенные ценностные корреляты, и статистически значимо взаимосвязаны с такими личностными характеристиками, как локус контроля (степень интернальности) и удовлетворенность самореализацией.

Научная новизна.

В данной работе обосновано применение в социальной психологии психосемантического подхода к изучению социальных представлений о здоровье.

1. Впервые осуществляется психосемантическое исследование феномена здоровья, его социокультурных и социально-психологических аспектов.

2. Впервые выделяются и анализируются устойчивые социокультурные эталоны здоровья, определяющие общую семантическую структуру социальных представлений о здоровье.

3. Впервые предложен комплекс методик, позволяющих исследовать здоровье как социально-психологический феномен во взаимосвязи с его социокультурными, семантическими, ценностными и внутриличностными коррелятами в поле социальных представлений, разделяемых представителями конкретных социальных групп.

4. Впервые выявляется статистически значимая связь содержательных параметров социальных представлений о здоровье с социально-психологическими и личностными характеристиками разделяющих их субъектов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данная диссертационная работа вносит вклад в исследование проблем социальной репрезента^ ции здоровья, которые на сегодняшний день недостаточно изучены в социальной психологии. Разработка данной темы помогает прояснить существенные аспекты социально-психологической проблематики здоровья, выявить и проанализировать механизмы социокультурной детерминации этого феномена, а также регуляторы социальной активности индивидов и групп, направленной на поддержание и укрепление здоровья. Полученные психосемантические и социально-психологические данные могут быть использованы в психотерапии и психологическом консультировании, которые традиционно ориентированы на преобразование неадекватных представлений клиента о мире и о самом себе, в частности, о ресурсах собственного организма и психики. На основе данного исследования может быть разработан пакет конкретных рекомендаций научно-практического характера для психологов, психотерапевтов, медиков и других специалистов, включенных в оздоровительную практику.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на XXVII сессии Недели науки РГУ (1999), докладывались и обсуждались на отраслевых научно-практических конференциях (1998 - 2000) и на заседаниях кафедры социальной психологии факультета психологии РГУ. Разработанные теоретические положения и результаты эмпирического исследования используются при чтении курсов «Психология здоровья» и «Основы индивидуальной психокоррекции» для студентов факультета психологии РГУ, а также в научно-практической и психокоррекционной работе на базе Психологического центра образования г. Ростова-на-Дону и Областного центра социальной помощи семье и детям г. Ростова-на-Дону.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического перечня использованной литературы (244 наименований, 36 из которых на иностранных языках) и 15 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 140 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Филатов, Филипп Робертович

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. В семантическом пространстве социальных представлений о здоровье выявляются устойчивые структуры или семантические конструкты, определяющие характер категоризации этого понятия и обусловленные социокультурными факторами.

1.1. Семантические элементы социальных представлений о здоровье группируются в три относительно независимые семантические структуры, интерпретируемые как «Адаптация», «Внутренняя согласованность» и «Самореализация» и образующие три измерения семантического пространства понятия «здоровье».

1.2. Входящие в состав социальных представлений о здоровье семантические конструкты «Адаптация», «Внутренняя согласованность» и «Самореализация» соответствуют трем основным социокультурным эталонам здоровья, а именно «адаптационному», «античному» и «антропоцентрическому» эталонам, и выступают в качестве социокультурных или эталонных оснований исследуемых представлений.

1.3. В составе социальных представлений о здоровье выделяются семантические признаки «идеального» и «атрибутивного» характера, причем последние значительно преобладают и составляют семантическое ядро исследуемых представлений. Таким образом, здоровье преимущественно интерпретируется как атрибут личности, связанный с комплексом личностных характеристик и показателей жизнедеятельности субъекта.

1.4. Семантические признаки «атрибутивного» характера также образуют три группы, включающие: а) характеристики внешнего, интерсубъективного плана жизнедеятельности субъекта (адекватность, коммуникабельность, внешняя привлекательность и др.); б) внутренние состояния субъекта, его интрапсихические характеристики (уравновешенность, спокойствие, уверенность, удовлетворенность и др.); в) динамические свойства личности, особенности ее развития и личностного роста. Таким образом, оценка здоровья как атрибута личности также осуществляется на основе выделенных семантических структур или социокультурных эталонов. 2. Преобладание определенных содержательных параметров социальных представлений о здоровье обусловлено влиянием социально-психологических характеристик субъектов, разделяющих данные представления. К таким социально-психологическим характеристикам относятся профессиональные, поло-ролевые и возрастные стереотипы, определяющие доминирование отдельных семантических компонентов в составе конкретных представлений.

2.1. Социальные представления о здоровье различаются по содержательным параметрам, и эти различия обусловлены влиянием профессиональных стереотипов респондентов. Так, в силу действия профессиональных стереотипов психологи, медики и педагоги по-разному акцентируют нормативные, динамические, коммуникативные и внутриличностные аспекты понятия «здоровье».

2.2. В содержательных параметрах социальных представлений о здоровье выявляются значимые различия, обусловленные влиянием полоролевых стереотипов. Для опрошенных женщин характерно акцентирование «пре-зентативных показателей» здоровья (характеристики внешнего облика), тогда как опрошенные мужчины чаще фокусируются на «показателях активности и работоспособности». Иными словами, выделяются два полоролевых аспекта социальных представлений о здоровье: «феминный» аспект -быть здоровым, значит иметь здоровый и привлекательный внешний вид, сохранять привлекательность для других людей и пребывать в состоянии внутренней гармонии; и «маскулинный» аспект - быть здоровым, значит проявлять активность, бодрость и сохранять работоспособность в реальных социальных условиях. 2.3. Значимым фактором в конструировании социальных представлений о здоровье, обуславливающим доминирование определенных содержательных параметров, является возраст испытуемых. Представители студенчества преимущественно акцентируют «динамические показатели» здоровья и связывают это понятие с такими семантическими признаками, как «Реализация возможностей», «Общительность / коммуникабельность» и «Полноценное развитие». В то же время, оценки пенсионеров поляризуются в соответствии с семантическими признаками «Материальное благополучие» и «Духовность», что можно интерпретировать как доминирование в семантическом составе социальных представлений «показателей стабильности».

3. Содержательные параметры социальных представлений о здоровье находятся в корреляционной взаимосвязи с такими личностными характеристиками респондентов, как ценностные ориентации, уровень интернальности (интерналь-ность в отношении здоровья и болезни) и удовлетворенность самореализацией.

3.1. Социальные представления о здоровье имеют определенные ценностные корреляты. Доминирующие содержательные параметры этих представлений значимо коррелируют с преобладающими ценностными ориентациями респондентов.

3.2. Семантические признаки, определяющие содержание социальных представлений о здоровье и входящие в состав устойчивых семантических конструктов «Внутренняя согласованность» и «Самореализация», находятся в корреляционной взаимосвязи с такими личностными характеристиками респондентов, как уровень интернальности (интернальность в отношении здоровья и болезни) и удовлетворенность самореализацией.

Проведенное исследование позволяет сформулировать практические рекомендации, наметить перспективы дальнейшего исследования выбранной темы и возможности практического использования полученных данных. В частности, следует отметить, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в психокоррекционной работе с клиентами разных возрастных групп, в практике психологического консультирования, при подготовке психологов-консультантов, организации специализированных семинаров и тренингов для педагогов, медиков, социальных работников и представителей других профессий, связанных с проблемами здоровья человека.

В практической работе, направленной на оздоровление личности, важно не ограничиваться редуктивными объяснительными схемами, но комплексно, системно использовать альтернативные интерпретации и модели, учитывая полисемантический характер понятия «здоровье», заложенное в нем многообразие смысловых планов и измерений. Целесообразно в рамках психологической практики уделять особое внимание сфере представлений клиента о здоровье и здоровой личности, способствовать преобразованию этих представлений, их расширению и углублению посредством прояснения культурного контекста, на основе рассмотренных социокультурных эталонов и дискурсивных моделей. Поскольку представления и стереотипы массового сознания играют регулятивную роль и определяют характер социального поведения, их коррекцию следует признать приоритетной задачей практической психологии.

Для социальной психологии представляют научный интерес дальнейшие комплексные исследования проблематики здоровья, которые позволят прояснить взаимосвязь социальных представлений о здоровье с ценностными и смысложизненными ориентациями личности, установками по отношению к здоровью и болезни, различными феноменами мотивационной сферы. Предметом социально-психологического исследования могут стать также факторы семейного окружения, влияющие на характер репрезентации здоровья в обыденном сознании. В свою очередь, углубленное кросс-культурное изучение национально специфичных представлений о здоровье и болезни имеет практическое значение для развития национальной политики и идеологии в сфере здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное диссертационное исследование имело целью психосемантический анализ социальных представлений о здоровье, разделяемых представителями различных социальных групп. Предмет исследования составили устойчивые семантические структуры социальных представлений о здоровье в их взаимосвязи с социально-психологическими и личностными характеристиками субъектов, разделяющих эти представления.

Теоретическая часть исследования была посвящена выявлению соци-ально-психологической специфики здоровья как феномена обыденного сознания. Она включала обзор и анализ наиболее распространенных научных подходов к изучению феномена здоровья, в частности, выделение в общей системе научного знания о здоровье социально-ориентированных и дискурсивных подходов. Различные научные концепции и теории рассматривались не только в качестве теоретических и методологических ориентиров исследования, но и как социокультурные факторы, определяющие характер представленности феномена здоровья в обыденном сознании. Теоретический анализ позволил прояснить такие понятийные конструкты, как «предубежденное социальное мышление» и «социальное или разделяемое представление» и осуществить постановку проблемы исследования «социальной репрезентации здоровья». В качестве теоретической основы изучения здоровья как феномена обыденного сознания была выбрана теория социальных представлений С. Московичи. Гипотеза исследования состояла в том, что социальные представления о здоровье включают устойчивые эталонные основания - семантические структуры, обусловленные социокультурными факторами. Также был выдвинут и обоснован тезис о том, что содержательное своеобразие социальных представлений о здоровье детерминируется особенностями конструирующих их социальных групп, и что принадлежность субъекта к определенной группе (или «интерпретативному сообществу») задает специфическую культурную рамку социальной репрезентации феномена здоровья.

В диссертационном исследовании обозначены и проанализированы те социокультурные факторы, которые определяют специфику «социальной репрезентации здоровья» и являются регуляторами различных оздоровительных практик (как социальных, так и индивидуальных). Посредством теоретического анализа, выделены устойчивые социокультурные эталоны здоровья, составляющие эталонные социокультурные основания социальных представлений о здоровье, а также концепций и моделей, в соответствии с которыми современная медицина, психология и психотерапия строят свою социальную практику. К трем наиболее распространенным эталонам здоровья были отнесены «античный», «адаптационный» и «антропоцентрический» эталоны. Ими в значительной мере определяются общие принципы интерпретации феноменов здоровья и болезни. Кроме того, в качестве «локального» или национального эталона рассматривалась система древнерусских представлений о здоровье, выявленная посредством анализа данных этимологических, семиотических и культурологических исследований.

В рамках психосемантического анализа были исследованы социальные представления о здоровье, которые характерны для членов различных социальных групп и выступают в качестве специфических когнитивных конструктов, играющих регуляторную роль в социальной практике оздоровления. Установлено, что социальные представления о здоровье непосредственно связаны с определенными ценностными ориентациями, личностными характеристиками и стереотипами, специфичными для представителей тех или иных социальных групп или «интерпретативных сообществ».

По результатам проведенного эмпирического исследования, было сделано заключение, что самая общая семантическая структура социальных представлений о здоровье обусловлена социокультурными факторами и формируется на основе устойчивых социокультурных эталонов, тогда как конкретные содержательные параметры этих представлений определяются такими социально-психологическими характеристиками, как профессиональные, полоролевые и возрастные стереотипы, и находятся в статистически значимой взаимосвязи с личностными особенностями респондентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Филатов, Филипп Робертович, 2001 год

1. Абульханова К.А. Психосоциальный подход к особенностям сознания, социального мышления личности и российского менталитета. // Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Москва - Воронеж: «Мир психологии», 1999. - С. 140 - 165.

2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. // «Психологический журнал», 1994, № 4. -С. 35.

3. Авдеев Д. А. Духовная сущность психических расстройств. Размышления православного врача. М.: Издательство «Тегта», 1998. - 116 с.

4. Авдеева Н. Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания. // «Мир психологии», Москва Воронеж, 2000, №1 (21).- С. 54-71.

5. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Канон врачебной науки, кн.1. М.: «Медицина», 1964.- С. 293.

6. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Трактат по гигиене. // Авиценна. Книга знания: избранные философские произведения. М.: «Эксмо-пресс», 1999.-С. 660-716.

7. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, № 2. С. 152 - 158.

8. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: «Белый Кролик», 1997. - С. 20-38.

9. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М.: «Прогресс», 1995. - 608 с.

10. Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности. // Человек и общество. Ленинград: Ученые записки. Вып. 13, 1973.- С. 13-17.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: ЛГУ, 1969. -С. 22-27.

12. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: «Мысль», 1975. -С. 301.

13. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения в 4-х тт., т.4. М.: «Мысль», 1975. - 550 с.

14. Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Сочинения в 4-х тт., т.З. М.: «Мысль», 1975. - 526 с.

15. Ассаджоли Р. Психосинтез. -М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. С. 41 -49.

16. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М.: «Индрик», 1994.-801с.

17. Бажин Е.Ф., Голынкина К.А., Эткинд A.M. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК).- М.: МГУ, 1984. 21с.

18. Батурин Н.А Проблема оценивания и оценки в общей психологии. // «Вопросы психологии», 1989, №2. С. 81 - 89.

19. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. // Бахтин М. М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. Киев: «Next», 1994. - С. 13 -83.

20. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: «Прогресс», 1974. - С.25 - 182.

21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995. - 326 с.

22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.: «Лениздат», 1992. 400 с.

23. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб. «Братство», 1992.-224 с.

24. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб.: «Риккер», 1905.-43 с.

25. Бинсвангер Jl. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии. // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1999.-С. 79-95.

26. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Изд. «КСП», 1996 - 248 с.

27. Бодалев А.А., Ганжин Г.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии. // Здоровье как структурообразующий конструкт духовной сферы человечества и условие творчества человека. // Мир психологии, Москва Воронеж, 2000, №1 (21) - С. 89-108.

28. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: «Мысль», 1988. - С. 6-61.

29. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания. // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева М.: «Смысл», 1999. - С. 284-298.

30. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1999. - С. 67 -91.

31. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия. // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 4 (18). С. 7-20.

32. Братусь Б.С, Воейков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. М.: «Академия», 1995. - 236 с.

33. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М.: «Наука», 1990. - С.8 -41.

34. Бубер М. Диалог. // Бубер М. Два образа веры. М.: «Республика», 1995. -С. 93- 125.

35. Бубер М. Я и Ты. // Бубер М. Два образа веры. М.: «Республика», 1995. -С. 15-92.

36. Бугазов А.Х. Социально-психологический стереотип как элемент познания // Знание: семантика и прагматика. Фрунзе, 1991. - С.52 - 64.

37. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела. // Мир психологии, Москва Воронеж, 2000, №1 (21). - С. 82 - 89.

38. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: «Прогресс», 1989. - С.294 - 300.

39. Васильева О.С. Валеопсихология актуальное направление современной психологии. // Психологический вестник. Выпуск 3. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1997. - 528 с.

40. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная характеристика личности. // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1997. - С. 412 - 419.

41. Вернадский В.И. Мысли и наброски. «Прометей», 1988, №15. - С. 294.

42. Вернан Ж.- П. Происхождение древнегреческой мысли М.: «Прогресс», 1988.-224 с.

43. Вутулкас Д. Новая модель здоровья и болезни. М.: «Наука», 1997. -С.33 - 41.

44. Выготский JI.C. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений в 6 томах, т.5. - М.: «Наука», 1984. - С. 231 - 256.

45. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: «Мысль», I960. - С. 92.

46. Гавлова Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках. // Этимология. -М.: «Русский язык», 1967. С. 36 - 39.

47. Ганеман С. Органон врачебного искусства. М.: «Атлас», 1992. - С. 54-60.

48. Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья. // Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: «Медицина», 1964. - С. 97 -108.

49. Ганнушкин П.Б. Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание. // Ганнушкин П.Б. Избранные труды. -М.: «Медицина», 1964. С. 36.

50. Гачев Г. А. Космо-психо-логос. Национальные образы мира. М.: «Прогресс», 1994.-480 с.

51. Гвардини Р. Конец нового времени. // «Феномен человека». М.: «Высшая школа», 1993. - С. 240 - 297.

52. Гете И. В. Максимы и размышления. // Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: «Наука», 1964. - С. 318 -319.

53. Гете И. В. Природа. // Гете И.В. Избранные философские произведения.- М.: «Наука», 1964. С. 37 - 40.

54. Гиппократ. О здоровом образе жизни. // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. Минск: «Современный литератор», 1998. - С. 131- 139.

55. Гиппократ. О природе человека. // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. Минск: «Современный литератор», 1998. - С. 111 - 131.

56. Гиппократ. О священной болезни. // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. Минск: «Современный литератор», 1998.- С. 441 -465.

57. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1993. - 504 с.

58. Гроф С. Неистовый поиск себя. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1997.- С. 322-323.

59. Гуггенбюль-Крейг А. Власть Архетипа в психотерапии и медицине. -СПб.: «Б.С.К.», 1997.- 119 с.

60. Давыдовский И. В. Общая патология человека. М.: «Медицина», 1969. -387 с.

61. Давыдовский И. В. Приспособительные процессы в патологии. // Вестник АМН СССР, 1962, №4. С.27 - 37.

62. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1. М.: «Русский язык», 1999. - С. 675 - 680.

63. Даниленко О.JI. Душевное здоровье в контексте культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. -СПб.: ЛГУ, 2000. 22 с.

64. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: МГУ, 1995 -С. 4 -32.

65. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: «Андреев и братья», 1992.-420 с.

66. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал, май-июнь 2000, т. 21, №3. С. 40-49.

67. Дильтей В. Описательная психология Спб.: «Алетейя», 1996. - 160 с.

68. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Мысль», 1986. - 571 с.

69. Домострой. М.: «Советская Россия», 1990. - С. 5 - 28, 111 - 201.

70. Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания. // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. Сб. обзоров. -М.: МГУ, 1989. -С. 11-44.

71. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М.: «Смысл», 1999. С. 145-155.

72. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: «Смысл», 1993. - С. 456.

73. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений. Психологический журнал, 1994, т. 15, №1. - С. 19-26.

74. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия», 1995.-С.8.

75. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом (под редакцией С. и К. Гроф). М.: Независимая фирма «Класс», 2000. -288с.

76. Дюрант В. Цезарь и Христос. М. «Крон-пресс», 1995. - 736с.

77. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: «Канон», 1995. - С. 208 - 244.

78. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: «Мысль», 1994.-399 с.

79. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. // Дюркгейм Э. Социология. М. «Канон», 1995. - С. 304.

80. Житие и чудеса Николая Мюрликийского. // Памятники древней письменности и искусства, т. 34 СПб., 1881 - С.15-93.

81. Ивин А.А. Основания логики оценок. -М.: «Наука», 1970. С.7 -35.

82. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: «Наука. Сибирское отделение», 1989. - 248 с.

83. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения Новосибирск: «Наука. Сибирское отделение», 1991. - 304 с.

84. Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии. Психологический журнал, март - апрель 2000, том 21, №2. - С. 100 - 107.

85. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1999.-С. 231-239.

86. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация и развитие: выбор психотерапевтической стратегии. Психологический журнал, 1995, т. 16, №1 -С.41 -45.

87. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые отношения. СПб., «Б.С.К.»,1997. - 143 с.

88. Канабих Ю. В. История психиатрии. Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1929. - С. 9 - 52.

89. Клиническая психиатрия (под редакцией профессора Н.Е. Бачерикова). -Киев: «Здоровья», 1989. С. 7.

90. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: «Б.С.К.», 1997. - 96 с.

91. Ковтун Л.С., Русская лексикография эпохи средневековья. М.: МГУ, 1963.

92. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Ленинград: ЛГУ, 1986.- 312 с.

93. Конфуций. Луньюй (Беседы и суждения). СПб.: «Кристалл», 1999. -1119с.

94. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа М.: «Просвещение», 1996. - 576 с.

95. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: «Когито-центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 432с.

96. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 576 с.

97. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании // Психология межличностного познания. М.: «Педагогика», 1981.- С. 174-177.

98. Кун Т. Структура научных революций. М.: «Прогресс», 1975 - С.22-78.

99. Лао-Цзы. Дао-де-цзин. Киев: Издательский центр «Гарт», 1993. - 116 с.

100. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. - 224 с.

101. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. // Семантическая структура слова. М.: «Прогресс», 1971. - С.49

102. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1999. - С. 19-29.

103. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: «Смысл», 1992. - 17 с.

104. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: «Смысл», 1999. - 487 с.

105. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1999. - С. 156 - 176.

106. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1999. - С. 40 - 54.

107. Линдеман X. Система психофизического саморегулирования. М.: «Здоровье», 1992. - С. 5 - 52.

108. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб: изд. Ф. Павлен-кова, 1892.-254 с.

109. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Конрад Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М.: «Республика», 1998. -С. 4 - 60.

110. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Там же, М.: «Республика», 1998.-С.244-458.

111. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: «Мысль», 1993. - С. 61 - 613.

112. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 2. М.: «Искусство», 1993. - С. 386 - 438.

113. Лосев А.Ф. О мифически-трагическом мировоззрении Аристотеля. // Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии М.: «Мысль», 1993.-С. 709-772.

114. Лэнг Р.Д. Расколотое Я. СПб.: «Белый Кролик», 1995. - 352 с.

115. Мазалова Н.Е. Народная медицина в традиционной русской культуре. // М.Д.Торэн. Русская народная медицина и психотерапия // СПб.: изд-во «Литера», 1996. С. 478 - 490.

116. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. // «Природа», 1988, №11.-С. 57-65.

117. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: «Республика», 1995. - С. 271 - 363.

118. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: «ИСА», 1995. - 352с.

119. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. // СПб.: «Евразия», 1997.-430 с.

120. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. - 304 с.

121. Медицинская поэзия Средневековья. М.: «Интербук», 1992. - С. 169 - 192.

122. Мельченко Н. Е. Связь между концепциями личности и психотерапией. // Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и су-первизии. Самара, 1999. - С. 102 - 108.

123. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», «Издательство КСП+», 1998. - С. 111-117.

124. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. // Психологический журнал, 1995, Том 16, №1. С. 3 -15.

125. Московичи С., Бушини Ф. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем непредвзятые? // Психологический журнал, май-июнь 2000, т. 21, №3. С. 20 - 34.

126. Мэй Р. Раненый целитель. // Московский психотерапевтический журнал, 1997, №2.-С. 90-96.

127. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение эзотерической, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 794 с.

128. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.-С. 8-57.

129. Овечкин А. М. Основы чжень-цзю терапии. Гл. 2. «Теоретические основы традиционной китайской медицины». Саранск: «Голос», 1991. - С. 20-50.

130. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1988. - С. 47, 187.

131. Онучин А.Н. «Новая парадигма» в социальной психологии. Flogiston, 2000, http: www/rambler/psychology/ru.

132. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М.: «Медиум», 1995. С. 15-91.

133. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: «Просвещение», 1991.-287с.

134. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб.: ЛГУ, 1998. - 124 с.

135. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Учебное пособие. Смоленск: Издательство СГУ, 1997. - 400 с.

136. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство МГУ, 1988.-208 с.

137. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов. // Вопросы психологии, 1986, №3

138. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии, 1982. № 5

139. Платон. Государство. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, том 3. М.: «Мысль» 1994. - С. 79 - 421.

140. Платон. Законы. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, том 4. М.: «Мысль», 1994. - С. 71 - 437.

141. Платон. Соперники. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, том 4.-М.: «Мысль», 1994. С. 593 - 603.

142. Платон. Тимей. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, том 3. М.: «Мысль», 1994. С. 421 -501.

143. Платон. Филеб. Там же, с. 7 - 79.

144. Платон. Эриксий. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, том 4.-М.: «Мысль», 1994. С. 556 - 575.

145. Плутарх. О подавлении гнева. // Плутарх. Сочинения. М.: «Мысль», 1983.-С. 54.

146. Поучения к простой чади. // Памятники литературы Древней Руси: XIII в. М.: «Наука», 1981. - С. 400 - 406.

147. Райх В. Психология масс и фашизм. Спб.: «Университетская книга», 1997.-С. 10-30.

148. Реан А.А. Акмеология личности. // Психологический журнал, май-июнь 2000, т. 21, №3. С. 88-96.

149. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. - С. 233 - 251.

150. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. «Мир психологии», №1 (21), Москва - Воронеж, 2000. - С. 12-30.

151. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. СПб.: «Брайт Лайт», 1994. - 464 с.

152. Руссо Ж.-Ж. Трактат о происхождении неравенства. // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: «Наука», 1965 С. 31 - 108.

153. Рюмшина Л.И. Гуманистическая психология в России: прошлое и настоящее // Психологический Вестник, выпуск 2, часть 1. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1997. - С. 570-583.

154. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции. «Мир психологии», №1 (21), Москва - Воронеж, 2000. - С. 3 - 11.

155. Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезни и врачеванию. М.: «Тегга» 1996. - С. 7 - 11.

156. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: «Виеда», 1992. - 109 с.

157. Сенека Луций Анней. О блаженной жизни. // Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. Киев, 1958. - С. 81 - 83.

158. Сенека Луций Анней. О счастливой жизни. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: «Республика», 1995, с. 167 - 193.

159. Симони П.К. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий. СПб., 1899. - С. 73-216.

160. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ).- Ростов-на-Дону: Издательство педагогического университета, 1997. С. 109-116.

161. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: «Прогресс», 1976. - С. 126- 176.

162. Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы симпозиума. М.: «Наука», 1975. - С. 74.

163. Табачникова С.В. Мишель Фуко: историк настоящего. // Мишель Фуко. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: «Ма-гистериум М Касталь», 1996. - С. 422.

164. Тищенко П.Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез.- Мир психологии, №1 (21), Москва Воронеж, 2000. - С.31-54.

165. Тартанг Тулку. Жест равновесия. Киев: Издательский центр «Гарт», 1994.-256 с.

166. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х тт., т. 3. -М.: «Прогресс», 1987. 832 с.

167. Фейдимен Дж., Фрейгер Р., Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.- С. 111-152.

168. Франкл В. Плюрализм науки и единство человека. // Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. - С.45 - 54.

169. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии. // Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. - С. 308 - 321.

170. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

171. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс», 1992. - С. 17-65.

172. Фрейд 3. Недовольство культурой. // Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс», 1992. - С. 65 - 135.

173. Фромм Э. Бегство от свободы. // Фромм Э. Догмат о Христе. М.: «Издательство ACT», 1998. - 416 с.

174. Фромм Э. Здоровое общество. // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: «Издательство ACT», 1998. - С. 129 - 453.

175. Фуко М. Забота о себе (История сексуальности-Ш). М.: «Рефл - бук», 1998.-С. 45-79.

176. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб.: «Университетская книга», 1997. - С. 25 - 175.

177. Фуко М. Рождение клиники. М.: «Смысл», 1998. - 310 с.

178. Цицерон. Тускуланские беседы. // Цицерон. Избранные сочинения. -М.: «Философское наследие», 1975. С. 84.

179. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М.: «Добросвет», 1997.- 219с.

180. Хилман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб.: «Б. С. К.», 1997. - 181 с.

181. Холмогорова А.Б., Гараян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. // «Вопросы психологии», 1999, №2. С.61-74.

182. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: «Юрист», 1995. - 624 с.

183. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: «Прогресс», 1993.-323 с.

184. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Спб.: «Питер-пресс», 1997. -608 с.

185. Хэзлем М. Т. Психиатрия. Львов: «Инициатива», 1998. - 624 с.

186. Шелер М. Положение человека в космосе. // Макс Шелер. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994. - С. 129- 195.

187. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н / Д.: «Феникс», 1998. -С. 37-62.

188. Шкуратов В.А. Культурные универсалии и персональное бытие человека. Часть 1. // Психологический вестник. Выпуск 2. Ростов н / Д.: РГУ, 1997.-С. 88- 109.

189. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: МГУ, 1983.- 158с.

190. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник. // Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: «Прогресс», 1994. - С.94 - 102.

191. Элиаде М. Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторение) // Элиаде М. Космос и история. М.: «Прогресс», 1987. - С. 29 - 32.

192. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: «София», 1998.-384 с.

193. Энгельмейер П.К. Философия техники. // Alma mater, № 3, 1997. с. 35.

194. Эпиктет. Афоризмы. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: «Республика», 1995. - С. 252 - 271.

195. Эпиктет. В чем наше благо? Избранные мысли римского мудреца. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: «Республика»,1995.-С. 206-251.

196. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996. -344 с.

197. Этимологический словарь славянских языков. // Праславянский лексический фонд. / Под ред. О.Н.Трубачева. М.: «Русский язык», 1974. -С.54 - 89.

198. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность «Мир психологии», Москва - Воронеж, 2000, № 1 (21). - С. 54-68.

199. Юнг К.Г. Практика психотерапии. СПб: «Университетская книга», 1998.-С. 9-143.

200. Юнг К.Г. Структура психики и процесс Индивидуации. М.: «Наука»,1996.-269 с.

201. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Теория и практика аналитической психологии. Киев: «СИНТО», 1995. - 236 с.

202. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Класс», 1999. - С. 7 -34.

203. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: «Мысль», 1985. - С. 262.

204. Ясперс К. Общая психопатология. -М.: «Практика», 1997. 1056 с.

205. Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии. // «Логос», 1994, №5. С. 25 - 42.

206. A Comprehensive Dictionary of Psychological and Psychoanalytical terms. / By Horase B. English and Ava C. English. London: David Mc KAY Company, 1958.-P. 595.

207. Allport G.W. Pattern and growth of personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961 P. 38 - 64.

208. Assagioli R. Self-Realization and Psychological Disturbancies // Psychosyn-thesis. New York: Penguin Books, 1977. - P. 17 - 47.

209. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. // American Psychologist, 1981, 37.-P. 122- 147.

210. Berger P. Pyramids of sacrifice. London: Allen Lane, 1976. - 272 p.

211. Carotenuto A. Eros and pathos. Shades of Love and Suffering // Translates by Charles Nopar. Toronto: Inner city books, 1989. - 144 p.

212. Deese J. The structure of associations in language and thought. Baltimore, 1965.-p. 48.

213. Eaton J.W., Weil R.L. Culture and mental disorders. Glencoe: Free Press, 1955.-328 p.

214. Eaton J.W., Weil R.L. The mental health of the Hutterites. Mental Health and mental disorders. New York: Norton, 1955. - P. 22 - 59.

215. Eco U. Towards a Semiotic Inquiry into the Television Message. // Working Papers in Cultural Studies, 1972, № 2. P. 103 - 121.

216. Elderkin V. Silver R.C., Waitzkin H. Narratives of Somatizing and non-somatizing Patients in Primary Care Setting. // Journal of Health psychology. -1998, volume 3, number 3.- P. 62 71.

217. Fairbairn W.R. An Object-Relations Theory of Personality. New York: Basic Books, 1963.-P. 164- 170.

218. Flick U. Qualitative Inquiries into Social Representation of Health. // Journal of Health psychology, July 2000, volume 5, number 3.-P. 101-107.

219. Fonseka, Vera Regina V.R.M. The phenomenon of object-presenting and its implications for development. // The International Journal of Psychoanalysis, October 1999, Vol.80, Part 5. P. 885 - 897.

220. Gergen, K. J. Social Psychology as History. // Journal of Personality and Social Psychology, 1973, Vol. 26, number 2. P. 309 - 320

221. Gordon J. Alternative Medicine: A Report to the National Institutes of Health // Mind-Body Connection, The Center for Mind/Body Medicine, 1996. -P. 6-21.

222. Gordon J. Changing How we Define Medicine // Mind-Body Connection, The Center for Mind / Body Medicine, 1996. P. 46 - 47.

223. Hartman H. Ego Psychology and the problem of adaptation. // Organization and Pathology of Thought- N.Y.: Columbia University Press, 1961. P. 343 -365.

224. Heijamans M. de Ridder D. Structure and determinants of illness representations in chronic disease. // Journal of Health psychology, 1998, volume 3, number 4.-P. 116-137.

225. Leder D. The Experiense of Health and Illness // Encyclopedia of Bioethics, vol.2 / Ed. by W. Th. Reich. New York, 1995. - P. 1106 - 1113.

226. Marks D., Murray M., Evans В., Willing C. Health psychology: Theory, Research and Practice. London: Sage, 2000. P. 7 - 28.

227. Moscovici, S. (1997). Social Representations Theory and Social Constructionism. WWW-документ.

228. URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/moscl .htm

229. Murray M. Levels of Narrative Analysis in Health psychology. // Journal of Health psychology, July 2000, volume 5, number 3. P. 132 - 145.

230. Murray M., Chamberlain K. Qualitative Research in Health psychology. Developments and Directions. // Journal of Health psychology, 1998, volume 3, number 3. P. 99-116.

231. Neimark Neil F. Mind&Body. // The Newsletter for Health and Healing Issue, Spring 1997, № 1. P. 53 - 59.

232. Neimark Neil F. Mind&Body. // The Newsletter for Health and Healing Issue, Summer 1998, № 6. P. 74 - 87.

233. Parker S. Eskimo psychopathology in the context of eskimo personality and culture. // American Anthropologist, 1962, v. 64. P. 76 - 96.

234. Philips L. Human adaptation and his failures. New York and London: Academic Press, 1968. - 326 p.

235. McQual, D. & Windhal, S. Communication Models for the Study of Mass Communication. 2nd Edition. Longman, 1993. P. 146 - 147.

236. Ralf Schwarzer, Reinhard Fuchs, Self-Efficacy and Health Behaviour // to appear in Conner M. Norman, P. Predicting Health Behaviour: Research and Practice with Social Cognition Models. Buckingham: Open University Press, 1995.-P. 125- 129.

237. Schou K.C., Hewison J. Health psychology and Discourse: Personal Accounts as Social Texts in Grounded Theory. // Journal of Health psychology, 1998, volume 3, number 3. P. 18 - 29.

238. Searle J. The Construction of Social Reality. New York: Free Press, 1995 - русский перевод: Серл Дж. Конструирование социальной реальности WWW-документ. URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/searle.htm

239. Stam Н. Theorising Health and Illness: Subjectivity, Bodies and Reflexivity. Journal of Health psychology, July 2000, volume 5, number 3. P. 151 - 157.

240. Tajfel H. Social and cultural factors in perception. // Handbook of social psychology / Ed. by G. Lindzey, B.Aronson. N. Y., 1969, vol.3. P. 38 - 60.

241. Wilkinson S. Focus Groups in Health psychology: Exploring the Meaning of Health and Illness. Journal of Health psychology, volume 3, number 3, 1998 . -P. 123- 137.

242. Winnicot D. W. Deprivation and delinquency. New York and London, 1994.-P. 25 -52.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.