Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Иманов, Мухтар Казым оглы
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации Иманов, Мухтар Казым оглы
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. Общее идейно-художественное направление психологизма в современной азербайджанской прозе.13
ГЛАВА П. Тенденции отображения действительности в восцриятии героя .56
ГЛАВА Ш. Поиски внутреннего монолога.109
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Поэтика исповеди в рассказах и повестях А. П. Чехова 80-х - начала 90-х годов2001 год, кандидат филологических наук Чудинова, Виктория Ивановна
Поэтика прозы В.М. Гаршина: психологизм и повествование2011 год, кандидат филологических наук Васина, Светлана Николаевна
Вопросы повествования в азербайджанской прозе второй половины XiX века1984 год, кандидат филологических наук Мамедов, Ариф Амрах оглы
Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны"2007 год, кандидат филологических наук Бабаева, Эльнара Сеидгашимовна
Проза М. Ауэзова 20-х и 30-х годов (психологизм, конфликт, повествовательные формы)1984 год, кандидат филологических наук Жаксылыков, Аслан Жамелевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980)»
Актуальность темы» Создание художественных характеров всегда являлось одной из первостепенных задач, стоящих перед искусством слова, во все времена отображение духовно-нравственных проблем находилось в центре внимания выдающихся художников. Для советской литературы, опирающейся на опыт таких классиков, значительно расширивших границы художественного отображения, как Гомер, Низами, Данте, Шекспир, Гете, Шиллер, Гюго, Стендаль.Пушкин, Достоевский, Л.Толстой, Горький,- отображение человеческой личности в ее взаимоотношениях с обществом является первостепенной творческой проблемой. Исследование в аспекте этой проблемы советской прозы, драматургии и поэзии неизменно занимало и занимает советское литературоведение.
В.И.Ленин указывал, что в романе ".весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов"*.
Эти,отме"генные В.ИДениным особенности, составляют ведущие качества и тенденции развития современной советской прозы. В современный период, когда воспитание нового человека стоит, как важная идеологическая задача, привлечение этих качеств и тенденций к научному исследованию представляет особое значение.
В азербайджанской прозе, как и в прозе других братских советских народов, 60-70-е годы отмечены рельефно обозначавшимся проявлением психологизма. Обращение азербайджанской прозы 60-70-х годов в предмет специального исследования с точки зрения проблемы психологизма, этой прозы повлекло за собой прояснение таких вопросов,как поиски в области содержания и формы, вхождения ее в единый контекст всей советской прозы, идейно-художественная направленность ее, про
I Ленин В.И. Полн.собр.соч., Т.49.-М.: Полит.литература, 1964, с. 56-57. тивостоящая реакционной сущности буржуазных модернистских течений.
Предмет, цель и задачи исследования. Основным предметом исследования явился ряд рассказов, повестей и романов азербайджанских прозаиков С.Рагимова, М«Ибрагимова, И.сфендиева, И.Шихлы, И.Гусейнова, С.Ахмедова, Ч.Гусейнова, Анара, А.Айлисли, И.Меликзаде, Эль-чина и др., созданные в 60-70-е годы. Основная цель исследования заключается в выявлении общих признаков, функций и направлений развития психологизма в азербайджанской прозе 60-70-х годов.
В круг задач диссертанта входит научное интерпретирование следующих вопросов современной азербайджанской прозы:
- основные формы психологического отображения;
- единство физического, духовного и социального в характере;
- тенденции отображения действительности в восприятии героя;
- место интерьера, пейзажа и портрета в психологическом отображении;
- поиски внутреннего монолога.
История изучения темы. Проблемы художественного психологизма- одна из наименее изученных проблем в азербайджанском советском литературоведении. За исключением статьи литературоведа В.Османлы "Психологический анализ и художественное творчество"*, непосредственно посвященной вопросу психологизма в современной азербайджанской прозе, в азербайджанском литературоведении мы не встречаемся с другими исследовательским трудом по этой проблеме. Ряд заключений, выдвинутых в отдельных монографиях, посвященных различным проблемам азербайджанской прозы2, в статьях М.Арифа, М.Джафара, А.Мирах
1 Эдебийет ве инджесенет, 1973, II августа.
2 Гусейнов А. Проза и время.- Баку: Язычы,1980 (на азерб.яз.); Халилов Г. Из истории развития азербайджанского романа.-Баку: Элм, 1973 (на азерб.яз.); Алиев X. Современный азербайджанский роман.-Баку: Язычы,1978;Алиева С.Человек в меняющемся мире.-Баку: Язычы, медова, П.Халилова, Б.Набиева, Я.Караева, А.Гусейнова, А.Мамедова, К.Абдуллаева, К.Бе лиева, ВЛОсхфли и др. помогают в той или иной мере определить ведущие признаки, идейно-художественный уровень и направление развития психологизма в азербайджанской прозе 60-70-х годов. Естественно, что изучение художественного психологизма в современной азербайджанской прозе, как обще-эстетическую проблему, нельзя отделять от истории изучения реалистического психологизма. При исследовании психологизма азербайджанской литературы 60-70-х годов оказали большую помощь сувдения Н.Г.Чернышевского в его известной статье о Л.Н.Толстом^", а также исследования советских литературоведов Т.С.Карловой, С.Г.Бочарова, Л.Гинзбург, И.Б.Кондакова, В.В.Компанеец и других^.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам художественного отображения действительности, формы и содержания, личности и общества, важные научные принципы и положения марксистско-ленинского литературоведения, психологии.
Научная новизна и практической значение исследования.
Попытка системного изучения психологизма в азербайджанской прозе 60-70-х годов впервые предпринята в этом исследовании.Также
1980;3льчин.Критика и проза.-В кн.:Проблемы критики и литературы, Баку:Язычы,1981 (на азерб.яз.);Алибекова Г.Грани художественности.-Баку:Язычы,1981;Гулиев Г.Рубежи прозы.-Баку:Язычы,1982.
1 Чернышевский Н.Г .Собр. соч. в 5 т.,т.3.-41. :Правда,1974.
2 См. :Карлова Т.С.Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого.-Казань:изд-во КГУ,1959;Бочаров С.Г.Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького.-В кн.Социалистический реализм и классическое наследие. М.:Худ.лит.,I960;Гинзбург Л.О. психологической прозе.-Л.:Сов.пис., 1974;Кондаков И.В.Роль индивидуальной ситуации в психологизме Достоевского .-Учен.зап.Пермского гос.ун-та,1970,т.241,сер.литературоведение ;Компанеец В.В .Художественный психологизм в советской литературе впервые психологизм в современной азербайджанской прозе особо выделен как художественный способ выражения чувств и переживаний, мыслей и размышлений героя в связи с определенными событиями,в соответствии с этим принципом проанализированы такие компоненты художественного произведения,как идейное содержание,внешний вид героев и их участие в событиях,повествование и повествователь,интерьерпейзаж, портрет и др.
В данной диссертации впервые в монографической форме подробно исследуется важное выразительное средство,характеризующее явление психологизма в современной азербайджанской прозе - внутренний монолог.
Исследование имеет определенное значение для будущих поисков в связи с вопросом художественного психологизма в азербайджанском литературоведении и литературной критике,может быть использовано в высших учебных заведениях при преподавании курса по истории азербайджанской советской прозы.
Апробация исследования. Тема диссертации утверждена Координационным Советом Ордена Дружбы народов Института литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской ССР. Диссертация выполнена в отделе теории литературы и современного литературного процесса указанного института. Основные положения диссертации доложены на научных конференциях и изложены в статьях,опубликованных в "Известиях" АН Азерб. ССР и других изданиях1.
1920-е г.).-М.:Наука,1980;Есин А.Б. О двух типах психологизма.
В кн.: Чехов и Лев Толстой.-М. :Наука,1980 и др.
I Иманов М.К. Понятие психологизма в реалистической прозе.
Тезисы докладов Ш Республиканской конференции молодых ученых .Баку,
1982;0бщие принципы художественного психологизма в современной азербайджанской прозе.-Тезисы докладов У Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана.Баку,1982;Художественно
-выразительные особенности психологизма в прозе.-Известия i\H Азерб. ССР (сер. литературы,языка и искусства)л-1982, № 4; Роль художест
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Поэтика прозы Элизы Ожешко 80-х годов (белорусский цикл, роман "Над Неманом")1984 год, кандидат филологических наук Солдатенко, Тамара Яковлевна
Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"2008 год, кандидат филологических наук Барабаш, Ольга Владимировна
Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В. Распутина1995 год, кандидат филологических наук Бедрикова, Майя Леонидовна
Проза Юлии Жадовской: жанровое и стилевое своеобразие2007 год, кандидат филологических наук Войтенко, Инга Владимировна
Художественная деталь в романах С.П. Данилова: типы и функции2014 год, кандидат наук Лазарева, Татьяна Ивановна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Иманов, Мухтар Казым оглы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В азербайджанской прозе 60-70-х годов психологизм - один из общих способов отображения действительности. Этот способ основывается на условии выражения внутреннего мира персонажа, его чувств и переживаний, мыслей и размышлений, связанных с определенными событиями,
В азербайджанской прозе указанного выше периода внутренний мир персонажа, его чувства и размышления выражаются в трех основных формах: I. общий авторский комментарий; 2. описание видимых глазом, внешних признаков; 3. описание непосредственно внутренних размышлений. В отдельных произведениях, выдвигающих на передний план чувственно-эмоциональный и интеллектуальный мир персонажей особое место занимает форма непосредственного выражения внутренних размышлений героя.
Одна из основных функций психологизма заключается в обеспечении многосторонности характера. Удаление большого места отображению мира размышлений героя раскрывает большие возможности для прозаиков, стремящихся осветить самые сокровенные уголки человеческой души, создать сложные характеры. Тенденция разделения образов на обязательно положительные и обязательно отрицательные постепенно ослабевает в прозе, всесторонний анализ и изображение, достижение единства устойчивых черт характера с неустойчивыми, изменяющимися - становится важной эстетической потребностью,
В современной азербайджанской прозе выражение внутреннего мира образов в серьезной форме связывается с социально-политическими событиями действительности, чувства и размышления героев освещаются в аспекте характеризации конкретного периода и среды; единство физического, духовного и социального становится ведущим критерием для психологизма.
Идейно-художественное направление психологизма в азербайд
- 15.4 жанской прозе 60-70-х годов неразрывно связано с концепцией чело-века-творца.Образы людей, отличающихся активной жизненной позицией , в основательной форме воздействующих на историческое развитие, занимают в рассказах, повестях и романах особое место. При создании образов с активной жизненной позицией не забываются жизнь и трагедия тех, кто стоит на противоположном полюсе, т.е. людей, не осознающих объективно историческую истину,препятствующих историческому развитию; в то же время при обрисовке характеров героя с активной жизненной позицией по возможности избегается односторонность; герой Яа пути созидания,положительного воздействия на среду вступает в конфликт как с окружающими людьми, так и с самим собой.
Постановка и художественное разрешение проблемы среда и герой, личность и общество - один из факторов, определяющих идейно-художественное направление психологизма. Разнообразие и сложность связей в жизни между человеком и окружающей средой, личностью и обществом находит свое отражение и в прозаических произведениях, связь между субъектом и объективной реальностью выступает в зависимости от стиля писателя, темы и героя, избранных им, в различной форме. В ряде образцов современной азербайджанской прозы отношения между героем и средой раскрываются на фоне одиночества героя, его бессилия перед средой. Однако писатель, описывающий духовные переживания героя, не сумевшего найти общий язык со средой,выдвигает идею о необходимости связи героя со средой и преследует цель исправления несовершенной микросреды, приводящей героя к одиночеству.
Одна из черт, обуславливающих развитие и постепенное углубление психологизма в современной азербайджанской прозе, позволяющей анализировать психологизм на уровне не элемента, а принципа, системы, состоит в том, что усиливается тенденция к отображению
- I5S действительности в восприятии героя; в ряде рассказов, повестей и романов отображение мира размышлений героя превосходит непосредственное описание событий. В том случае, когда описание событий не может осветить до конца сложную природу героя, затрудняется поиск прямой связи между внешними поступками героя и его внутренним миром, тогда писателю приходится изменить форму отображения и обратиться к принципу показа мира в человеке. Принцип освещения мира в человеке играет особую роль в выявлении духовных качеств, не видимых во внешних поступках.
Тип объективного повествования выступает как признак отображения действительности в восприятии персонажа. При объективном повествовании на предметы и события смотрится глазами персонажа, мнение персонажа становится ведущим, рассказчик - автор стремится по возможности говорить от имени героя, оставаться верным образу^ его мышлению.
В прозаических произведениях.построенных на основе настроения, образа мышления одного или нескольких образов интерьер, пейзаж, портрет и другие средства выражения обретают особенности, характерные для принципа психологического отображения.
Интерьер (дом в котором происходят события, предметы в доме, обстановка), пейзаж (гора,море,лес,зимняя картина и др.), портрет (внешний вид героя) преподносятся сквозь сито мышления персонажей, в некоторых же случаях выступают как элементы самопознания, самоанализа.
Внутренний монолог служит усилению психологизма. Тенденция к описанию в сложной форме процесса внутренней речи героя с самим собой значительно расширяется, внутренний монолог проявляется в признаках, отличных от повествования в первом лице. Внутренний монолог, слившись с авторской речью,создает особую художественную форму - несобственно-прямую речь и увеличивает возможности прозы в отображении до тонкостей человеческой души.
Внутренний монолог обуславливается типом "мыслящего" героя, готового к внутренней "исповеди", носящего духовно-нравственные атрибуты познания (вдумчивое отношение к окружающим событиям, чувство совести и достоинства, внутреннего наблюдения и др.). Внутренний монолог становится выгодным художественным средствам для описания "мыслящего" героя*
В ряд важных признаков внутреннего монолога входят диалогический характер внутреннего монолога, отображение духовной коллизии. Во многих прозаических произведениях внутренний монолог порождается потребностью выражения напряженной ситуации,в которую попадает герой: он переживает моменты внутреннего конфликта, раздвоения, мысленно спорит с собой или с другими, в нем сталкиваются собственное и чужое заключения.
В прозе создаются повести и романы, состоящие целиком из внутренних монологов; внутренний монолог проявляется как особый тип повествования и играет в произведении роль важного средства художественного отображения.
В 60-70-е годы гроза постепенно овладевает сложными художественно-выразительными средствами для глубокого и всестороннего отображения внутреннего мира человека»
Психологвдм, художественно и эстетически обогащая азербайджанскую прозу, служит важнейшей задаче совершенствования духовного мира нашего современника.
- 157
Список литературы диссертационного исследования Иманов, Мухтар Казым оглы, 1984 год
1. Маркс К., «&гельс Ф. Об искусстве,т.1,П.-М.Искусство,1967.
2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.49.-М. .'Политиздат,1964.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве.-М.:Худ.литература,1976.
4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М. Политиздат,1976.
5. Абдуллаев К. Ритм нашей прозы.- Улдуз, 1980, J6 6.
6. Айлисли А. Мимо этой деревни прошел поезд.-Баку: Азернешр,1977.
7. Айлисли А. Сказка о хрустальной пепельнице.-М. :Худ.литература, 1977.
8. Айлисли А. Над Курой в теплых лесах.-М. :Мол.гвардия,1976.
9. Айлисли А. Люди и деревья.-М. :Мол.гвардия,1969.
10. Алибекова Г. Грани художественности.-Баку: Язычы,1981.
11. Алиева С. Человек в меняющемся мире.- Баку: Язычы, 1980.I
12. Алиева X. Современный азербайджанский роман.-Баку: Язычы,1978.
13. Алиев X. Цель писателя и его воплощение.-Азербайджан гянджлери, 1974, 18 апреля.
14. Анар. Круг.- М.:Известия,1973.
15. Анар. Цейтнот.- Баку: Гянджлик, 1976.
16. Анар. Молла Насредцин-66.- Баку: Гянджлик, 1970.
17. Анар. Контакт.-М.: Сов.писатель,1980.
18. Ариф М. Голубое, оранжевое. Зцебийет ве инджесенет,1973, 13 октября.
19. Асадуллаев С. История, писатель современность.-Баку:1. Гянджлик, 1975.
20. Ахмедов С. Зеленый театр.-Баку:Язычы, 1978.
21. Ахмедов С. Тогана.-Баку: Язычы, 1981.
22. Ахмедов С. След на холме.- М.: Сов.писатель,1976.
23. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.-М. :Сов.Россия,1979.
24. Божко Г, Функции внутреннего монолога в прозе социалистического реализма.- В кн.: Концепция человека в эстетике социалистического реализма.-М.: Мысль,1977.
25. Бочаров А. Требовательная любовь.Концепция личности в современной советской прозе .-М. .-Худ.литература,1977.
26. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русскойклассической литературе ^творчество Горького.-В кн.: СоциалистическиЙ^гтЙссическое наследие. М. :Худ. литература, I960.
27. Бритиков А. Мастерство Михаила Шолохова.-М.-Л. ;Нау^а,1964.
28. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман.-М.-Л. :Наука,1963.
29. Бучис А. Роман и современность.-М.:Сов.писатель,1977.
30. Вайман С, Бальзаковский парадокс.- М. :Сов.писатель,1981.
31. Введение в литературоведение. -М. :Высшая школа, 1976.
32. Велиев И. Литературный портрет и характер.-Баку:Язычы,1981.
33. Гаджиев А. В поисках героя.-Баку: Язычы; 1981.
34. Галанов Б. Живопись словом.-М.:Сов.писатель,1967.
35. Галанов Б. Души изменчивой приметы.М. :Сов. писатель,1982^
36. Гей Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности.- В кн.:
37. Теория литературных стилей.Типология стилевого развития XIX векагМ. :Наука,1977.
38. Гинзбург Л. 0 психологической прозе.-Л.: Худ.литература,1977.
39. Гинзбург Л. 0 литературном герое.-Л.: Сов.писатель,1979.
40. Горький A.M. 0 литературе.-М. :Сов. писатель,1963.
41. Гулиев Г. Этюды о творческом поиске.-Баку:1977.
42. Гулиев Г. Вровень с веком.-М.: Сов.писатель,1981,
43. Гулиев Г. Рубежи прозы.-Баку: Язычы,1982.
44. Гусейнов А. Проза и время.-Баку:Язычы,1980.
45. Гусейнов А. Единство многообразий.-Баку:Язычы,1983.
46. Гусейнов А. Юсифли В. Проза.- В кн.: Литературный процессов. Баку: Элм, 1980.
47. Гусейнов И. Саз.-Баку: Гянджлик,1971.
48. Гусейнов И. Избранные произведения.-Баку:Азернешр,1972.со Гусейнов И. Имя твое человек.-М.: Сов.писатель, 1978.
49. Гусейнов ч. Не назвался.-Баку:Гянджлик,1973.
50. Гусейнов ч. Восточные сюжеты.-М. :Сов.писатель, 1980.
51. Гусейнов ч. Художественный тип и жанровостилевые исканияв современной советской литературе .В кн.: Концепция человека в эстетике- социалистического реализма^!.: Мысль,1977.
52. Дементьева Л. Из наблюдений над мастерством Горького-психолога ("Жизнь Клима Самгина").-В кн.: Проблемы психологизма в советской литературетМ.: Наука, 1970.
53. Джаббаров Н. Правдивое слово.-Улдуз,1979, й 5.
54. Джафар М. Романтика жизни.-Баку:Азернешр,1968.
55. Джафар М. Всегда с нами.-Баку: Язычы,1980.
56. Джафаров М. На путях искусства,-Баку: Гянджлик,1975.
57. Днепров В. Идеи, страсти, поступки .Из художественного опыта
58. Достревского.-Л.: Сов.писатель,1978.
59. Драгомирецкая Н.В. Принципы создания характеров в творчестве
60. М.Шолохова и классические традиции.-В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характераЬМ.: Худ.литература, I960.
61. Друце И. Мир внутренний и мир окружающий.-Послесловие к кн.:
62. Айлисли А. Над Курой в теплых лесахтМ. :Мол.гвардия,1976.
63. Есин А.Б. О двух типах психологизма.-В кн.: Чехов и Лев Толстой.-М.: Наука, 1980.
64. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема.-Вестник Московского Гос.ун-та.Сер.9,филология, 1981, # I.
65. Зайцева И.А. Особенности художественного психологизма в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".-Филологические науки,1982, №2.
66. Залыгине. Литературные заботы.-М. :Худ.литература,1979.
67. Ибрагимбеков М. Две повести.-Баку:Гянджлик,1975.
68. Ибрагимбеков М. Прилетала сова.- М.:Мол.гвардия,1977.
69. Ибрагимов М. Великая опора. Избранные произведения,т.I.1. Баку:Азернешр, 1966.
70. Ибрагимов М. Слияние вод.-М. :Сов.писатель,1977.
71. Иезуитов А. Проблемы психологизма в эстетике и литературе.
72. В кн.: Проблемы психологизма в советской литературе .-Д.: Наука, 1970.
73. Караев Я. Цвет чувств.-Предисловие к кн.: Эльчин.Едут поездапо этой земле .-Баку: Азернешр,1974.
74. Караев Я. Поэзия и проза.- Баку: Язычы,1979.
75. Караев Я. Реализм: искусство и правда.-Баку:Язычы,1980.
76. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии
77. Л ,Н.Толстого.-Казань :Изд-во КГУД959.
78. Карлова Т.С. Мастерство психологического анализа в раннихпроизведения/Л.Н.Толстого.-Казань:Изд-во КГУ, 1964.
79. Керимзаде Ф. Снежный пере вал.-Баку: Гянджлик,1971.
80. Кирпотин В. Ф.М.Достоевский.-М.:Сов.писатель,1977.
81. Киселева Л. Об особенности психологизма в прозе 70-х годов.
82. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма-гМ.: Наука,1980.
83. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы).-Л.: Наука,1980.
84. Кондаков И.В. Роль индивидуальной ситуации в психологизме
85. Достоевского.-Учен.записки Пермского Гос. ун-та, т.141.Сер.литературоведение,1970.
86. Краснов А.А. Формы повествования в современной литовскойлитературе (проза внутреннего монолога).-Автореф.дис'. канд.фил.наук, М.,1980.
87. Кургинян В. Концепция человека в творчестве Шолохова.-Вопросы литературы, 1975, № 4.
88. Кутмина О.А. Внутренний монолог в повести Ю.Трифонова "Другаяжизнь" (некоторые аспекты).-В кн.: Проблемы психологизма в художественной литературе тТомск: Изд-во ТГУД980.
89. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.-М.: Наука,1979.
90. Мамедов А. Поэтическая картина современной азербайджанскойпрозы.-Улдуз, 1979, Jfc 5.
91. Меликзаде И. Мужчина в доме.-Мол.гвардия, 1975.
92. Меликзаде И. Зеленая ночь.-Баку:Язычы,1979.
93. Меликзаде И. Хрупкие крылья.-Баку:Гянджлик,1973.
94. Меликзаде И. Солнечная осень.-Баку.-Язычы, 1982.
95. Мирахмедов А. Писатели,судьбы,произведения.-Баку:Азернешр,1976.
96. Мирахмедов А. Поэзия прозы.-Азербайджан, 1982,№ 4.
97. Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н.Толстого.-М.: Сов.писатель,1957.
98. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н.Толстого.41. :Сов.писатель,1958.
99. Набиев Б. Критика и литературный процесс.-Баку:Азернешр,1976.
100. Османлы В. Психологический анализ и художественное творчество.- Эцебийет ве инджесенет,1973,П августа.
101. Пахарева Л. Сюжетные функции внутреннего монолога в романе
102. Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".-В кн.: Русская и зарубежная литературагАлма--Ата,вып.2, 1971.
103. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма.Критический реализм. Социалистический реализм.-М. :Просвещение, 1975.
104. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля.-М. :Изд-во1. МГУ,1970.
105. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.1. М.: Просвещение, 1972.
106. Рагимов С. Шамо, т.1У.-Баку:Язычы,1979.
107. Рагимов С. Шамо, т.У.-Баку:Язычы,1981.
108. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы.-Воронеж:Изд-во ВГУ, 1978.
109. Салманов Ш. С позиций современности.-Баку:Язычы,1982.
110. Сахарова Н. Несобственно-прямая речь и авторское повествование.-Уч. записки Ленинградского пед.ин-та, т.317, 1971.
111. Сейидов Я. Сила таланта.-Послесловие к кн.: Рагимов С. Шамо,т.У. Баку: Язычы,1978.
112. Словарь литературоведческих терминов.Сост.А.Мирахмедов.1. Баку:Маари$,1978.
113. Слукцис М. Начало всех начал.-М. :Сов.писатель,1975.
114. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского.-М.: Сов. писатель, 1979.
115. Страхов И.В.Психологический анализ в литературном творчестве.-Саратов:Изд-во СПИ,ч.1,1973;ч.П 1974; ч. 111,1975; ч. 1У, 1976. '
116. Султанов К.К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования.-В кн.: "Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма.Проблемы жизни.Теория,По этика: М.: Наука, 1981.
117. Талыбзаце К. Идея писателя и повествование.-Эцебийет веинджесенет,1980, 4 апреля»
118. НО. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.-.Просвещение,1976.
119. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.,т.53.41.: Гослитиздат,1953.
120. Халилов Г. Из истории развития азербайджанского романа.1. Баку: Элм, 1973.
121. Халилов П. Проза и современность.-Азербайджан,1964, № 2.
122. Халилов П. Жизнь и проз а.-Азербайджан, 1982, J£ I.
123. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М. :Худ.литература,1977.
124. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе.-Киев:Наукова думка,1979.
125. Чернышевский Н.Г. Собр.соч., в 5-ти т.,т.З,М.:Правда,1974.
126. Чехов А.П. Письма, т.6. М.: Наука, 1976.
127. Чирков Н.М. О стиле Достоевского.-М.: Наука,1964.
128. Чудаков А.Н. Поэтика Чехова.- М.: Наука, 1971.
129. Щербина В. Пути искусства.-М.: Худ .литература,1970.
130. Шихлы И. Буйная Кура.- М.: Сов.писатель, 1981.
131. Шихлы И. Буйная Кура.-Баку:Язычы, 1982.
132. Эльчин. Едут поезда по этой земле.-Баку:Азернешр,1974.
133. Ель чин. Голубое,оранжевое.-Баку:Гянджлик,1973.
134. Эльчин. Серебристый фургон.45. :Сов.писатель,1978.
135. Эльчин. Первая любовь Балададаша.-М. :Мол.гвардия,1975.
136. Эльчин. Проблемы критики и литературы.-Баку:Язычы,1981.129. 2фендиев И. Сказка о Сарыкейнек и Валехе.-Баку: Гянджлик,1980.
137. Юсифли В. Суждения о романе.-Азербайджан,1982,Л 5.
138. Якименко Л.Г. Творчество М.А. Шолохова.-М. :Сов.писатель,1977.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.