Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.26.02, кандидат психологических наук Рыбалтович, Дарья Григорьевна

  • Рыбалтович, Дарья Григорьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ05.26.02
  • Количество страниц 172
Рыбалтович, Дарья Григорьевна. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: дис. кандидат психологических наук: 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук). Санкт-Петербург. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Рыбалтович, Дарья Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОНЛАЙН-ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

1.1 Игровая зависимость как чрезвычайная социально-кризисная ситуация.

1.1.1. Распространенность и негативные последствия игровой аддикции.

1.1.2. Общая характеристика игровой зависимости как формы аддиктивного поведения.

1.2. Интернет-зависимость как путь развития игровой зависимости.

1.3. Классификация онлайн-игр.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Объем и общая характеристика исследования.

2.2. Методы исследования психологических особенностей личности.

2.3. Методы статистической обработки данных.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1 .Социально-психологические и демографические особенности лиц с онлайн-игровой зависимостью.

3.2. Выраженность зависимости от онлайн-игр по тесту на интернет-зависимость К. Янг в адаптации Буровой В.А.

3.3. Факторная структура социально-психологических признаков, характеризующих уровень онлайн-игровой зависимости.

ГЛАВА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЛИЦ С ОНЛАЙН-ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ.

4.1. Результаты изучения типов акцентуаций личности по методике Леонгарда-Смишека и уровня тревожности по методике Спилберга-Ханина.

4.2. Оценка профиля акцентуаций в группах онлайн-зависимых пользователей и в контрольных группах.

4.3. Анализ взаимосвязи показателей зависимости от онлайн-игр с уровнем тревожности и акцентуациями характера.

4.4. Психопрофилактика онлайн-игровой зависимости.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук)», 05.26.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции»

В настоящее время все более значительным становиться информационный рынок (компьютерный, телекоммуникаций, информационно-телекоммуникационных технологий, программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг), что неизбежно приводит к широкому использованию компьютеров и интернета во всех сферах жизнедеятельности населения развитых стран (Бурлаков И.В., 2000). Однако, наряду с позитивными аспектами, внедрение компьютеров и интернета привело к резкому увеличению числа лиц с аддиктивным поведением (от лат. асйюШБ - зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный), что представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации (Григорьев Г.И., 2008; Евдокимов В.И., Зайцев В.В., 2007; Карвасарский Б.Д., 2000, 2006; Советная Н.В., 2008; ОепШеа Э.А. & а1., 2004).

Одной из социально опасных аддиктивных форм поведения является игровая компьютерная зависимость, которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям, самоубийствам (Асмо-лов А.Г., 2004; Лоскутова В.А., 2004). Нарушение социально-психологических установок личности при игровой зависимости приводит к разрушению социального поведения, межличностным и внутриличност-ным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение (Евдокимов В.И. и др., 2007; Карвасарский Б.Д., 2009).

В настоящее время достаточно детально исследованы психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью (Евдокимов В.И., Зайцев В.В., 2007; Карвасарский Б.Д., 2000, 2006; Рыбников В.Ю., Литвиненко О.В., 2009; Советная Н.В., 2008; ОепШеа Б.А. ег а1., 2004).

Однако развитие и растущая доступность интернета привели к созданию принципиально нового направления в развитии компьютерных игр - онлайн-игр, которые характеризуются всеми преимуществами ролевых игр, команд-ной игрой в реальном масштабе времени, широким использованием анимации, специальных эффектов и разнообразием сюжетов с превосходным графическим и звуковым оформлением, анонимностью, возможностью использования любого имиджа, а также быстрым и устойчивым вовлечением игроков в игровую онлайн-аддикцию.

По мнению A.A. Денисова (2011) онлайн-игры, как наиболее быстро развивающееся направление сети Интернет, завлекают пользователей не только красивой компьютерной графикой, но и мощным психологическим фактором - возможностью игры по сети с реальными людьми, и предполагают широкие возможности в реализации самых разных потребностей человека. При этом реализация фрустрированных потребностей в условиях онлайн-игр не блокируется социальными ограничениями, а регулируется только ценностно-смысловым уровнем личности.

Данные о количестве онлайн-игроков строгому учету не поддаются, поскольку обычно подобная статистика ведется по количеству аккаунтов, созданных на официальном сервере игры. По мнению A.A. Денисова (2011)- число пользователей онлайн-игр в России достигает 8 млн человек. Во всем мире растут доходы от массовых ролевых многопользовательских онлайн-игр - MMORPG, которые составили свыше полутора миллиардов долларов в 2005 г. В 2006 г. уже только в США выручка превысила 1 млрд долларов. В 2008 г. западные потребительские расходы на подписку многопользовательских онлайн-игр выросли до $1,4 млрд. World of Warcraft (разновидность MMORPG) (по состоянию на февраль 2012 года) имеет более чем 10 млн абонентов (Blizzard Entertainment, 2012).

Психологические и клинико-психологические исследования участников ролевых онлайн-игр проводятся в основном за рубежом (The

Daedalus Project the psychology of MMORPGs). Известность получила предложенная Bartie R. (2003) классификация RPG-игроков, на основе которой Erwin Andreasen и Brandon Downey разработали тест для обследования он-лайн-игроков (Bartle Test of Gamer Psychology, 2009). Radoff J. (2011) предложил модель игровой мотивации. Основными видами игровой мотивации, по J. Radoff, являются погружение, соревнование, сотрудничество и достижение. Достаточную известность получили исследования социальной организации игрового мира (Nardi В., Harris J., 2007); связей между количеством ролей, используемых игроками, и диапазоном переживаемых эмоций (Turkle S., 1997); психологических особенностей и эмоциональных переживаний лидеров групп (гильдий, кланов) (Yee N., 2006) т.д. В отечественной литературе нашла отражение психологическая проблема ценностных ориентаций участников ролевых онлайн-игр (Денисов A.A., 2011) и мотивация участия в онлайн-играх (Степанова С.И., 2012).

Однако систематизированные исследования социально-демографических и психологических особенностей лиц с различным уровнем онлайн-зависимости как факторов ее формирования и условий психопрофилактики практически не проводились. Это определило выбор цели исследования.

Цель работы - выявление психологических особенностей пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции и обоснование рекомендаций по ее психопрофилактике.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- оценка выраженности уровня зависимости от онлайн-игр по модифицированному опроснику К. Янг в адаптации В.А. Буровой и выявление социально-демографических характеристик пользователей онлайн-игр;

- оценка взаимосвязи социально-демографических характеристик со степенью выраженности зависимости от онлайн-игр;

- определение факторной структуры ведущих признаков, характеризующих уровень онлайн-игровой зависимости;

- выявление профиля акцентуаций характера и уровня тревожности у пользователей онлайн-игр;

- сравнительная оценка типов акцентуаций личности и уровня тревожности у онлайн-игроков и в контрольной группе;

- анализ взаимосвязи уровня аддикции от онлайн-игр с уровнем тревожности и акцентуациями характера.

- обоснование рекомендаций по профилактике онлайн-игровой зависимости.

Гипотеза диссертационного исследования - у пользователей он-лайн-игр с увеличением стажа игры развивается онлайн-игровая зависимость, детерминирующая изменение психологического статуса личности, а также ее мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Меняется уровень реактивной и личностной тревожности, проявляются акцентуации характера.

Предметом данного исследования явились социально-демографические и индивидуально-психологические характеристики пользователей онлайн-игр различной степенью игровой зависимости.

Положения, выносимые на защиту:

1. Онлайн игровая зависимость достаточно широко распространена среди различных возрастных групп. Она также детерминирована тендерными и профессиональными характеристиками и должна рассматриваться как чрезвычайная социально-кризисная ситуация, требующая специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно в отношении лиц молодого возраста, детей и подростков, которые являются группой риска онлайн-игровой аддикции.

2. Психологический статус лиц с онлайн-игровой зависимостью характеризуется признаками нравственной деструкции, нарушением мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, повышенной реактивной и личностной тревожностью и снижением адаптивных возможностей и функциональных резервов ЦНС.

3. Профилактика зависимости от онлайн-игр должна предусматривать разработку и реализацию дифференцированных мер превенции на общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных психопрофилактических программ, направленных на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования онлайн-игровой зависимости.

Научная новизна. Впервые на основе результатов использования онлайн-версии теста на определение выраженности зависимости от онлайн-игр (модификация теста К. Янг в адаптации В.А. Буровой и двухуровневая анкета с социально-демографическими, анамнестическими, социально-психологическими, самооценочными данными) выявлены ведущие социально-демографические характеристики пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой зависимости. Впервые с помощью многомерного факторного анализа выделены ведущие симптомокомплек-сы социально-психологических характеристик онлайн-игроков с различным уровнем зависимости и установлены факторы, влияющие на степень выраженности зависимости от онлайн-игр. На основе характерологического опросника Леонгарда-Смишека и шкалы самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина установлен характерологический профиль личности пользователей онлайн-играми.

Практическая значимость работы. Получены результаты, которые позволили оценить социально-демографический портрет пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой зависимости, а также их характерологические профиль по методике Леонгарда-Смишека и шкале самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина. Выявлены факторы, влияющие на степень выраженности зависимости от онлайн-игр. Практическую значимость имеют рекомендации по совершенствованию социальной работы, психопрофилактике и психологической помощи детям и подросткам, входящим в группу риска развития онлайн-игровой зависимости.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 9 опубликованных научных работах, среди них 4 статьи и публикации в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

Результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии» (Нижний Новгород, 2010), «Актуальные психолого-педагогические и медико-социальные проблемы социума и безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург, 2009), «Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология» (Москва, 2010 и 2011).

Реализация работы. Основные результаты исследования используются в учебном процессе кафедры медицинской психологии СевероЗападного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), а также в практической работе амбулаторного отделения Международного института резервных возможностей человека. Они реализованы в методических рекомендациях «Организационно-методические основы кризисно-психологической помощи лицам с игровой зависимостью на основе метода эмоционально-эстетической психотерапии» (Санкт-Петербург, 2010), «Кризисно-реабилитационная помощь при игровой зависимости: духовно-ориентированная психотерапия в форме целебного зарока» (Санкт-Петербург, 2012), в пособии «Методы оценки психологического состояния лиц с игровой зависимостью»

Санкт-Петербург, 2011), использованы при разработке программы подготовки медицинских психологов и врачей-наркологов в рамках международного семинара «Актуальные проблемы профилактики и лечения игровой, компьютерной и в том числе онлайн-игровой зависимости», которая осуществляется совместно с Литвой и Белоруссией на базе Международного института резервных возможностей человека. Результаты исследования используются в практической работе центров (филиалов МИРВЧ) кризисно-реабилитационной помощи при патологических зависимостей в городах Пскове и Новгороде, а также Литве и Белоруссии.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 172 листах машинописного текста, иллюстрирована 36 рисунками, 20 таблицами и состоит из введения, четырех глав, включая обзор литературы, методический раздел и главу с материалами собственного исследования, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук)», 05.26.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук)», Рыбалтович, Дарья Григорьевна

ВЫВОДЫ

1. При помощи онлайн-тестирования на зависимость от онлайн-игр по вопроснику К. Янг от 1996 года (в адаптации Буровой В.А.) и собственной шкалы, основанной на медианном и квартальном делении вариационного ряда, все респонденты разделены на четыре группы по уровню выраженности зависимости. Сумма ответов на тест менее 31 балла, определена как отсутствие зависимости - 66 человек. Респонденты с общей суммой баллов от 31 до 38 составили группу со слабой зависимостью (57 человек), 38-48 -с умеренной зависимостью (64 человека), 49 баллов и более - с выраженной зависимостью (69 человек).

2. Онлайн-игровой зависимости подвержены люди молодого возраста (средний возраст 23 года), в основном не женатые, бездетные, учащиеся школ и ВУЗов, состоящие на иждивении родителей (опекунов) или с самостоятельным доходом ниже прожиточного минимума, со стажем игры 3 года и более, проводящие за игрой в день 4 ч. и более. Большая часть пользователей онлайн-игр предпочитали игру Lineage II, играли на платных серверах и на игру тратили реальные деньги (в основном - менее 5000 руб. в месяц). Только 25 % из числа опрошенных, высказали отрицательное отношение к онлайн-играм. 20 % опрошенных играли в прошлом и в казино или на игровых автоматах, 80 % иногда «с головой» уходили в компьютерные игры. На злоупотребление алкоголем указали 30 % респондентов, 13 % - увлекались наркотиками (психостимуляторами или каннабиодами), 21 % опрошенных отметили суицидальные мысли из-за проблем в личной жизни.

3. Существенными (р < 0,001) предикторами выраженности игровой зависимости стали игровой стаж и среднее время, затрачиваемое респондентом на онлайн-игру в день. Достоверными (р < 0,05) детерминантами выраженности зависимости от онлайн-игр оказались: наличие суицидальных мыслей у респондентов и увлеченность компьютерными играми в прошлом. Устойчивое существенное (р < 0,05) увеличение степени выраженности зависимости от онлайн-игр обеспечивалось такими признаками как наличие опыта игры на платных серверах, положительное отношение к онлайн-играм (р < 0,05) и трата реальных денег на онлайн-игру (р < 0,05).

4. Посредством факторного анализа проведено выделение ведущих факторов социально-психологических характеристик онлайн-игроков с различным уровнем зависимости. У респондентов с отсутствием зависимости ведущую роль играют такие факторы как «бесконтрольность времени», «предвкушение онлайн-игры» и «подмена ценностей». С появлением слабой онлайн-игровой зависимости ведущим оказывается фактор, интерпретируемый как «погружение в онлайн-игру». Фактор «подмена ценностей» переходит на второе место и формируется новый фактор «личностные изменения». При средней степени онлайн-игровой зависимости ведущие факторы мало меняются: фактор «изменения личности» перемещается на второе место, усиливается и интерпретируется как «невротические изменения личности», а фактор «подмена ценностей» остается на третьем месте. При сильно выраженной онлайн-игровой зависимости комплекс факторов, описывающих социально-психологическую характеристику респондентов, претерпевает существенные изменения: ведущим фактором становится фактор «невротические изменения личности». Большинство признаков, участвовавших в формировании факторов «подмена ценностей» и «погружение в онлайн-игру», при определении новой факторной структуры объединяются в один фактор, который нами оценен как «полное погружение в онлайн-игру», наряду с этим рассчитан и новый фактор — «осознание зависимости от игры».

5. По общепринятым в психологической практике методикам (тест Леонгарда-Смишека и опросник Спилберга-Ханина) для пользователей онлайн-игр определен циклотимично-гипертивно-эмотивный тип характера, с повышенным уровнем реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ). Они характеризуются резкими сменами настроения с немотивированными поступками и действиями, трудно-предсказуемым поведением. В соответствующих обстоятельствах обладают повышенной психической активностью, оптимизмом, могут быть деятельные, инициативные и предприимчивые, предпочитают быть неформальными лидерами, но не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, имеют склонность к случайному выбору профессии, часто меняют работу, ориентируясь на внешнюю привлекательность профессии. Особенно их интересует работа, связанная с повышенным риском. При пониженном настроении у них снижается уровень работоспособности, даже мелкие неприятности «выбивают из колеи», неудачи тяжело переживаются. Любая критика в такой стадии вызывает мысли о собственной неполноценности. Им свойственна повышенная чувствительность и впечатлительность, в ситуации крайне неблагоприятных условий жизни впадают в депрессию.

6. У пользователей онлайн-игр с различной степенью выраженности игровой аддикции по уровню личностной и реактивной тревожности и по шкалам гипертимности, педантичности и тревожности определены значимые Гп < 0 05^ BHVTPHroYnnoBbie различия. ЛТ повышается от 42 баллов в первой

ЧГ 'У •/ г г«/ г г группе до 50 баллов в четвертой группе; РТ - от 40 баллов до 45 баллов соответственно, по шкале тревожности и педантичности средние значения акцентуации в баллах при повышении степени выраженности игровой аддикции растут, по шкале гипертимности наоборот снижается.

7. Между нашими респондентами с отсутствием зависимости от онлайн-игр и группами с установленной зависимостью выявлены значимые (р < 0,05) различия по шкалам гипертимности, застревания, циклотимично-сти, демонстративности, эмотивности, педантичности и тревожности. При сравнении пользователей с выраженной зависимостью от онлайн-игр и больных игроманией с трехлетним стажем игры в казино и на игровых автоматах выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) по шкалам циклоти-мичности, возбудимости и аффективно-экзальтированности. Средние баллы по этим шкалам значимо выше у больных азартными играми. По всем остальным шкалам пользователи онлайн-игр с выраженной степенью зависимости набрали средние баллы схожие с игроманами.

8. По результатам корреляционного анализа взаимосвязи выраженности игровой аддикции у пользователей онлайн-игр и их индивидуально-психологическими особенностями выявлена положительная статистически достоверная (р < 0,01) взаимосвязь выраженности зависимости от онлайн-игр с уровнями реактивной и личностной тревожности по Спилбергу-Ханину. Личностная тревожность связана (с разной степенью силы и достоверности) со всеми шкалами акцентуаций кроме шкалы застревания, а реактивная тревожность связана со всеми шкалами акцентуаций кроме шкал эмотивности, экзальтированности и застревания, но присутствует связь этих шкал между собой. Таким образом, корреляционная плеяда взаимосвязей уровня зависимости пользователей онлайн-игр с уровнем акцентуации характера по Леон-гарду-Шмишеку и уровнями личностной и реактивной тревожности по Спилбергу-Ханину позволяет сделать предположение о разрушении личности с ростом уровня выраженности игровой аддикции.

При увеличении игровой зависимости растет уровень личностной и реактивной тревожности, обостряются черты характера по шкалам дистимно-сти, педантичности и тревожности. В меньшей мере проявляются обострение таких черт характера как возбудимость, эмотивность, циклотимность и экзальтированность. Повышенный уровень акцентуации по шкале эмотивности влечет за собой повышенный уровень по шкале застревания. Черты характера по шкалам гипертимности и демонстративности стираются, исчезают. Стремящийся к лидерству жизнерадостный, деятельный, инициативный и предприимчивый молодой человек, погружаясь в онлайн-игры, становиться боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности. У него начинаются циклотимические смены настроений, появляется вспыльчивость, возбудимость, раздражительность, боязливость, пассивность, склонность к депрессии, иногда и к самоубийству.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для диагностики степени выраженности онлайн-игровой зависимости и психологических характеристик личности рекомендуется использовать комплекс социально-психологических показателей, получаемых на основе модифицированного опросника К. Янга (в адаптации В.А. Буровой) и тестов Леонгарда-Смишека и Спилберга-Ханина.

2. Ведущую роль в профилактике онлайн-игровой зависимости должна обеспечивать семья, в которой должен доминировать личный положительный пример; ограничиваться время работы с компьютером; создаваться условия полезного времяпровождения; компьютер должен использоваться только как элемент социо-культурного и интеллектуального развития и образования.

3. Для профилактики онлайн-игровой зависимости целесообразно использовать трехуровневый подход, интегрирующий усилия и возможности семьи, представителей законодательной и исполнительной и власти; общественных организаций; руководителей и сотрудников образовательных учреждений. При этом целесообразно использовать индивидуальный подход к каждой отдельной личности.

4. Ввести дополнение в класс V МКБ-10, объединяющий «Психические расстройства и расстройства поведения (Р00—Р99)», в рубрику «Расстройства привычек и влечений (Р63)» подрубрику «Патологическое влечение к компьютерным играм, игровая онлайн-аддикция (Р63.4)». В разделе требуется уточнить, что это расстройство, которое заключается в частых повторных эпизодах игры на компьютере, пользовании онлайн-играми, которые доминируют в жизни пациентов в ущерб социальным профессиональным материальным и семейным ценностям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Рыбалтович, Дарья Григорьевна, 2012 год

1. Агеева Н. Лечить причину, а не следствие / в ст. Овчинникова М. «Игрушки как ловушки» // Фома: православный журнал для сомневающихся. 2006. - № 10(42).

2. Азартные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

3. Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости / А.Ю. Акопов; С-Петерб. акад. ин-формациологии. СПб., 2004. - 54 с.

4. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости: социальные болезни Личности. СПб.: «Речь», 2008. - 224 с.

5. Асмолов А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, H.A. Цветкова, A.B. Цветков // Мир психологии. -2004.-№1.-С. 179-192.

6. Бабаева Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998. №1. - С. 88-100.

7. Благуш П. Факторный анализ в обобщении / Пер.с чешек. М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.

8. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica: статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филин, 1997. - 590 с.

9. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр / Библиотека психологии и психотерапии, вып. 86. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 120 с.

10. Ю.Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // газета «Известия», тематическое приложение «Наука», 2001. №2. - С.4.

11. Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2002. - С.62.

12. Великанова Л.П. О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики Электронный ресурс. -http://www.vesti.ee/avgust02/22/press.htm, 2008.

13. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете: сб. ст.. М., 2000. -С. 100-131.

14. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психол. журн. 2004. - № 1. - С. 24-35.

15. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. Феникс, 2010. - 320 с.

16. Генкин A.A. Новая информационная технология анализа медицинских данных (программный комплекс ОМИС). СПб.: Политехника, 1999. -191 с.

17. Голдберг И. Интернет-аддикция / И. Голдберг // In Psychom.net. -2004. С. 22.

18. Грани.Ру Электронный ресурс., -http://www.grani.ru/, 2006-10-05.

19. Григорьев Г.И. Акцентуации личности у лиц с героиновой зависимостью по данным теста Леонгарда-Смишека / Г.И. Григорьев, О.С. Карева, Е.А. Мильчакова, C.B. Мизерас // Вестник психотерапии. 2001. - №8(13). -С. 107-108.

20. Григорьев Г.И. Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии: Дис. . д-ра мед. наук. СПб., 2004. - 463 с.

21. Григорьев Г.И. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. Г.И. Григорьева. СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008. - 504 с.

22. Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с.

23. Григорьев С.Г., Киреев О.В., Кувакин В.И., Левандовский В.В., Лядов В.Р., Юнкеров В.И., Мизерене Р.В., Николаевич М.С. Многомерные методы статистического анализа категорированных данных медицинских исследований. СПб, 1998. - 103 с.

24. Григорьев С.Г., Кувакин В.И., Николаевич М.С., Юнкеров В.И. Применение теории планирования эксперимента в медицинских исследованиях (включая персональный компьютер и пакет статистических программ

25. Statistica for Windows): Учебное пособие / Под ред. В.И.Кувакина. СПб, 1999.-86 с.

26. Григорьев С.Г., Мильчакова В.А., Рыбалтович Д.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры // Вестник психотерапии. 2012. - № 41 (46). - С. 67-80.

27. Григорьева В.Н. Характеристика психологических особенностей больных с хроническими болями в спине, цереброваскулярной патологией и фибромиалгией // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2002. -№12. -С. 3-9.

28. Денисов A.A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр Электронный ресурс. // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. 2011. - №6. - URL: http:// medpsy.ru.

29. Дмитриева Т.Б. Зависимость от психоактивных веществ / Т.Б. Дмитриева, А.Л. Игонин, Т.В. Клименко и др. // Наркология. 2002. -№9. - С. 2-9.

30. Дьяконова Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.11.- СПб, 2000. - 184 с.

31. Евдокимов В.И. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И. Евдокимов, О.В. Литвиненко // Вестник психотерапии. 2008. - № 25 (30). - С. 68-74.

32. Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии, 2007. -№ 25 (30). С. 18-25.

33. Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007. № 25 (30). - С.68-75.

34. Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.). СПб.: ВЦЭРМ, 2007. - 94с.

35. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / Серия: Практикум по психологии. СПб.: «Питер», 2001. - 560 с.

36. Зависимость от онлайн игр Электронный ресурс. http://www.rpg-on-line.ru/stat/zavisimost.htm, 2009.

37. Зависимость от онлайн-игр реальна Электронный ресурс. -http://games.cnews.ru/lenta/402047, 2006.

38. Зайцев В.В. с соавт. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. -2011. № 40 (45). - С. 23-34.

39. Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина СПб. : Нева, 2003 - 126 с.

40. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. -2000.-№3.-С 52-58.

41. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм: методология, распространенность, диагностика и лечение / В.В. Зайцев, В.И. Евдокимов / Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях.2008. № 2. - С. 67-74.

42. Иберла К. Факторный анализ Пер. / с нем. В. М. Ивановой. М.: Статистика, 1980. - 398 с. - ил.

43. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности : автореф. дис. . канд. психол. наук / Иванов М.С. Барнаул, 2005. - 22 с.

44. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека Электронный ресурс. http://www.psy сЬо^юа1.т/с^аиИ.а8рх?8=0&р=20&0а1 =464&0о 1=1 &0б 1= 0&0р1=4.

45. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. Кемерово, 1999.

46. Игорный бизнес / Пер. с англ. и фр. НВЦ «Библиомаркет»; Ред.-сост. А. В. Пурник. М., 1994. - 208 с.

47. Игры и зависимость: мнение физиолога, новости компьютерных и онлайн игр Электронный ресурс. http://www.bechterev.ru/news/73.html,2009.

48. Игры онлайн, свобода или зависимость? Электронный ресурс. -http://maestrogame.com/igry-onlajn-svoboda-ili-zavisimost/, 2009.

49. Исламов Д. Игровая зависимость миф или реальность Электронный ресурс. - http://www.gamestyle.ru/articles/4869.shtml, 2009.

50. История азартных игр в России / casinojack.ru Электронный ресурс. http://www.casinojack.ru/casino-games/istoriya-azartnih-igr-rossiya.html.

51. Как интернет-зависимость приводит к смерти. Опасность онлайн-игр Электронный ресурс. http://psyfactor.org/news/chinadead.htm, 2007.

52. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 2000. - 536 с.

53. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

54. Ким Дж.О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р. и др. Факторный, дискри-минантный и кластерный анализ. М, 1989. - 215 с.

55. Классификация игр Электронный ресурс. -http://luchshieigrionlain.ru/entsiklopediya-igr/klassifikatsiya-igr/

56. Ковтун Е.В. Азарт в Стране Советов : В 3 т. Т. 1: Азартные игры. — М.: Олимп-Бизнес, 2012. 312 с.

57. Ковтун Е.В. История правового регулирования азартных игр в России. М.: ИПЦ Маска, 2009. - 240 с.

58. Короленко Ц.П. Адциктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозр. психиатрии и мед. психологии имени В.М. Бехтерева. 1991. -№ 1. - С. 8-15.

59. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2000. -459 с.

60. Кошкина Е.А. Наркологическая ситуация в Российской Федерации в 1999-2000 гг. // Наркология. 2004. - № 1. - С. 16-21.

61. Кукк В. Душа в плену моих желаний. Психология зависимостей Электронный ресурс. http://www.elinahealthandbeauty.com/vladimir kukk.htm, 2005.

62. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивно-го поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под редакцией Короленко Ц. П. Новосибирск: НМИ, 1998. - 38 с.

63. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. . канд. психол. наук / О. В. Литвиненко. Всерос. центр экстрен, и радиац. медицины им. А. М. Никифорова, 2008. - 24 с.

64. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических ад-диктивных расстройств : автореф. дис. . канд. мед. наук / Лоскутова В.А. -Новосибирск, 2004. 23 с.

65. Люблинский П.И. Азартная игра // БЭС, I издание, — М.: Советская энциклопедия, 1926. Т. 1. - С. 635-638.

66. Массовые онлайн игры через призму психологии Электронный ресурс. -http://flogiston.ru/articles/netpsy/mmo, 2010.

67. Математико-статистические методы в клинической практике / Под ред. В.И. Кувакина. СПб,: Б.и, 1993. - 199 с.

68. Математическая энциклопедия в 4-х томах : энциклопедии, словари, справочники / Гл. ред. И. М. Виноградов. М.: Советская энциклопедия, 1984.

69. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, компьютеромания и другие) / Э.В. Мельник. Одесса, 1998. -399 с.

70. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1979. - 294 с.

71. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М: Просвещение, 1986. -253 с.

72. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович. Минск, 2002.

73. Милославский И. Онлайн-игры: Новый вид зависимости, или Что убило Snowly? Электронный ресурс. http://www.browser-games.ru/ igrovaya-zavisimost, 2009.

74. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2009. - 129 с.

75. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскун-ского. М. 2000. - С. 132-140.

76. Николаева В.И. Зависимость от онлайн-игр и сети Интернет подростков г. Макеевки Электронный ресурс. http://praxis.org.ua/articles/31-2010-10-11-17-43-55.html, 2010.

77. Ничипшна Т. В. Проблема Интернет зависимости в подростковой среде // Психологический журнал. - 2008. - №4. - С.16-17.

78. Овчинников М. Игрушки как ловушки // Фома: православный журнал для сомневающихся. 2006. - № 10 (42).

79. Онлайн-игры Электронный ресурс. http://vyazma-market.ru/action/news/nid/463/, 2011.

80. От виртуального зла до реального один шаг Электронный ресурс. http://gameover.org.ua/index.php/2010-08-16-07-22-40, 2010.

81. От карательной психиатрии к гуманной. Интернет-зависимость фиктивное заболевание Электронный ресурс. http://psychiatric.livejournal. com/513 85.html.

82. Официальный сайт компании «Blizzard Entertainment» (разработчик World of Warcraft) Электронный ресурс. http://eu.blizzard.com

83. Петроченков А. Персональный компьютер и здоровье школьников // Учитель. 2002. - № 5. - С. 51-55.

84. Поляков JI.E., Игнатович Б.И, Дашков К.В. Основы военно-медицинской статистики /Под ред. Л.Е. Полякова. Л.: Б.и, 1977. - 336 с.

85. Попов О.А. Новая классификация компьютерных игр Электронный ресурс. http://psystat.at.ua/publ/4-l-0-30.

86. Попов Ю.В. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ / Ю.В. Попов, В.Д. Вид // Русский медицинский журнал. 1998. - Т. 6. - № 2. - С. 88-101.

87. Райгородский Д.Я. Практическая психология. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998. - 672 с.

88. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIC А. М.: МедиаСфера, 2002.-312 с.

89. Рыбников В.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и кризисно-реабилитационная психолого-психиатрическая помощь /В.Ю. Рыбников // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: материалы междунар. науч. конф. СПб., 1999. - С. 179-180.

90. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Дис. . д-ра психол. наук / С.В. Рыбников. СПб., 2001. - 427 с.

91. Рыбников В.Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса /В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко, В.А. Юренкова / Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2008. - № 4. - С. 72-76.

92. Рыбников В.Ю., Литвиненко О.В. Психологические особенности и механизмы интернет-зависимости // Вестник психотерапии. 2009. -№ 29(34).-С.137-140.

93. Сайт «Сообщества любителей MMORPG-игр» Электронный ресурс. http://www.mmorpg.su.

94. Советная Н. В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока : Автореф. дис. . канд. психол. наук. -СПб., 2008. 24 с.

95. Советная Н.В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе стрессовой психотерапии: Дисс. . канд. психол.наук, ВЦЭРМ. 2008. - 160с.

96. Старые онлайн-игры Электронный ресурс. -http://it.sander.su/MUD.php, 2009.

97. Старые онлайн-игры Электронный ресурс. -http://it.sander.su/internet-games.php, 2009.

98. Степанова С.И. Мотивация участия в онлайн играх. Дипломная работа. СПб.: СПбГУ, Кафедра социальной психологии, 2012. - 108с.

99. Тарасов О. Азартные игры в Советском Союзе Электронный ресурс. http://statehistory.ru/973/Azartnye-igry-v-Sovetskom-Soyuze/, 2010-07-23.

100. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии. СПб.: Изд-во С.Петербург, ун-та, 1998. - 116 с.

101. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2002. - 557 с.

102. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. №244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

103. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология, 1991. -№3. -С.27-39.

104. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фром. -М.: Республика, 1994. 448 с.

105. Харман Г. Современный факторный анализ.- М.: Статистика, 1972 г.-489 с.

106. Чижов Д. Игрозависимость / Д. Чижов // Акцент Укр., 2006. -16 февр. С. 1-2.

107. Что же такое онлайн-игра? Электронный ресурс. -http://gameover.org.ua/index.php/2010-08-16-07-22-40/34-2010-08-13-07-14-36/63-2010-12-25-04-21-23, 2010.

108. Что такое ММОРПГ Электронный ресурс. -http://www.mmoloop.info/index.php?option=comcontent&view=article&id=:::133 &Itemid=18, 2011.

109. Что такое MMORPG? Электронный ресурс. -http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=a770bc09-5701-4fd0-b690-Ь09аа4281986, 2011.

110. ПЗ.Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников: психол. консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения. СПб.: Мед. пресса, 2001. - 167 с.

111. Шайдулина А.Ф. Зависимость от компьютерных игр как одна из форм компьютерной зависимости / А.Ф. Шайдулина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - Томск, 2003. - №3. - С 73-75.

112. Шайдулина А.Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависимостью: Автореф. дис. . канд. мед. наук. СПб.: С.-Петерб. науч.-исслед. психонев-рол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 2004. - 20 с.

113. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. Т.20. - №1. - С.86-102.

114. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Наука, 1980.-512с.

115. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок / Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры, 1998. -№3. С.27-29.

116. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978. - 263 с.

117. Юнкеров В.И. Основы математико-статистического моделирования и применения вычислительной техники в научных исследованиях: Лекции для адъюнктов и аспирантов / Под ред. В.И.Кувакина. СПб,: Б.и, 2000. - 140 с.

118. Ямамото Н. Унесённые играми: Потерянный в мире фантазий / пер. Кальчева А. для «Fushigi Nippon / Новости из Японии» Электронный ресурс. http://news.leit.ru, 2009.

119. Ямамото Н. Унесённые играми: Уяснение масштабов зависимости от онлайн-игр / пер. Кальчева А. для «Fushigi Nippon / Новости из Японии» Электронный ресурс. http://news.leit.ru/, 2009.

120. Янг К.С. Диагноз Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24—29.

121. Andreasen Е. Erwin's MUD resources page Электронный ресурс. -http://www.andreasen.org/mud.shtml, 2009-09-20.

122. Bartle R. 8 Types / Bartle's personal blog Электронный ресурс. -. http://www.youhaventlived.com/qblog/2008/QBlog251108B.html, 2008-11-25.

123. Bartle R. Designing Virtual Worlds. New Riders Games, 2003.768 p.

124. Bartle R. Hearts, Clubs, Diamonds, Spades: Players Who suit MUDs Электронный ресурс., -http://www.mud.co.uk/richard/hcds.htm, 1996.

125. Bartle R. Interactive Multi-User Computer Games Электронный ресурс. ftp://ftp.lambda.moo.mud.org/pub/MOO/papers/mudreport.txt, 2009-01-05.

126. Bartle R. Players Who Suit MUDs Электронный ресурс. -http://mud.co.uk/richard/hcds.htm, 2009-01 -05.

127. Bartle Test of Gamer Psychology Электронный ресурс. -http://www.gamerdna.com/quizzes/bartle-test-of-gamer-psychology, 2009-01-31.

128. Bedbetting / The Ecomonist Электронный ресурс. -http://www.economist.com/blogs/graphicdetail/2012/06/daily-chart-0, 2012-06-04.

129. Custer R.L. Profile of pathological gambler / R.L. Custer // J. Clin. Psychiatr. 1984. - Vol. 45. - P. 35.

130. Custer R.L. Soft signs of pathological gambling / R.L. Custer, L.F. Custer // The Fifth National Conference on Gambling, Lake Tahoe, Nevada, 1981.

131. Chou С. An exploratory study of internet addiction, usage and communication pleasure: The Taiwan's case / C. Chou, J. Chou, N.-C.M. Tyan // International J. of Educational Telecommunications. 1999. - Vol. 5, N 1. - P. 47-63.

132. Cirohol J.M. What is Internet Addiction Disorder (IAD) Электронный ресурс. hlip://psychcentral.eom/iMUddii:lion/, 1999.

133. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R.A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. - Vol. 17, N 2. - P. 187-195.

134. Eliage M. The Encyclopedia of Religion. — N. Y.: Simon & Schuster Macmillan, 1995. Vol. 5. - P. 486-474.

135. Freedman E. The Addiction Process: Effective Social Work Approaches / E. Freedman. New York : Longman, 1992. - P. 76.

136. Gentilea D. A. et al. The Effects of Violent Video Game Habits on Adolescent Hostility, Aggressive Behaviors, and School Performance // J. of Adolescence, 2004. № 27.

137. Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them Oakland / D.M. Greenfield. New Harbinger Publ., 1999.

138. Griffiths M. Does Internet and computer «Addiction» exist? Some case study evidence / M. Griffiths // CyberPsvchology and Behavior. 2000. - Vol. 3, N2.-P. 211-218.

139. Griffiths M. Internet addiction: Faet or fiction? / M. Griffiths // Psychologist. 1999. - Vol. 12, N 5. - P. 246-250.

140. Lesieur H. Pathological gambling: A review of the literature / H. Lesieur, R. Rosenthal / Journal of Gambling Studies. 1991. - №7. - P. 5-40.

141. Lesieur H.R. The Chase: Career of the Compulsive Gambler. New York: Anchor Press/Doubleday, 1997.

142. Mulligan J., Patrovsky B. Developing Online Games: An Insider's Guide. New Riders Publishing, 2003. - 528 p.

143. Nardi В., Ly S., Harris J. Learning Conversations in World of Warcraft, 40th Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS'07), 2007.

144. Radoff J. Game On: Energize Your Business with Social Games / J. Radoff. Wiley, 2011. - 432 p.

145. Radoff J. Game Player Motivations / J. Radoff. 2011. - May. -Электронный ресурс. - http://radoff.com/blog/2011/05/19/game-player-motivations/.

146. Random Dialogue: You Shuffle, I'll Deal Электронный ресурс. -http:/www.mmorpgdot.com/index.php?hsaction=l0053&ID=951, 2004-04-26.

147. Rickey D. Let the Gears Begin / Engines of Creation. №1 Электронный ресурс. - http://www.skotos.net/articles/engines01.shtml, 2003.

148. Spellbinder Электронный ресурс. http://www.mud.co.uk/richard/ spellbnd.htm

149. Surrat C.G. Nethaholics? The creation of a pathology / C.G. Surrat // Nova Science Publisher Inc., 1999 P. 147-175.

150. The First Annual Game Developers Choice Online Awards Электронный ресурс., —http://www.gdconlineawards.com/nominee/index.html, 2012.

151. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet / S. Turkle. Simon & Schuster, 1997. - 352 p.

152. University of Essex Module Details EE224-5-FY: Computer Games Architecture and Design Электронный ресурс. - http://www.essex.ac.uk/ modules/default.aspx?coursecode=EE224&level=5&period=FY, 2009-01-31.

153. Waving Hands from Duel Purpose Электронный ресурс. -http://www.gamecabinet.com/rules/WavingHands.html, 2009.

154. Wildman R. W. Gambling: An Attempt at an Integration. Edmonton, Alberta: Wynne Resources, 1997.

155. Yee N. Life as a Guild Leader / N. Yee // The Daedalus Project, 2006. Электронный ресурс. http://www.nickyee.com/daedalus/archives/001516.php.

156. Yee N. Motivations of Play in MMORPGs Электронный ресурс. -http://www.nickyee.com/daedalus/motivations.pdf.

157. Yee -N. The demographies, motivations -and derived experiences of users of massively-multiuser online graphical environments. PRESENCE: Teleopera-tors and Virtual Environments, 2006. №15. - P.309-329.

158. Yee N. Unmasking the Avatar: The Demographics of MMO Player Motivations, In-Game Preferences, and Attrition Электронный ресурс. -http://www.gamasutra.com/resourceguide/20040920/yeepfv.htm, 2004-09-21.

159. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery. - N.Y. et al.: John Wiley & Sons [Электронный ресурс], -http://www.netaddiction.com/infidelityonline.htm, 1998.

160. Yong K.S. Christiano de Abreu Internet Addiction. A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment Hamilton Cartleton /K.S. Yong. New York, 2010.-P. 281.

161. Zenhausen B. Preliminary Draft of the DSM-V Committee on Cyberdisorders / B. Zenhausen. Posted to Listserv : Virtpsy, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.