Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Адмакина, Татьяна Анатольевна

  • Адмакина, Татьяна Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 218
Адмакина, Татьяна Анатольевна. Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2012. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Адмакина, Татьяна Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОРРЕЛЯТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1 Анализ основных понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку

1.2 Проблема психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях

1.2.1 Механизм эстетической реакции как теоретическая предпосылка формирования представления о психологическом содержании ЭОМ

1.2.2 Эмпирические исследования эмоциональной составляющей музыкального переживания

1.2.3 Эмпирические исследования когнитивной составляющей музыкального переживания

1.3 Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей в трудах отечественных и зарубежных авторов

1.3.1 Модель структуры индивидуальности как методологическая основа исследования

1.3.2 Индивидные особенности музыкальных людей

1.3.3 Исследования эмоциональной сферы музыкальных людей

1.3.4 Характерологические особенности музыкальных людей

1.3.5 Взаимосвязь когнитивной сферы с эмоциональной отзывчивостью на музыку

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ

2.1 Пилотное исследование

2.1.1 Описание результатов анкетирования музыкантов-профессионалов

2.1.2 Описание процедуры и выборки пилотного исследования

2.1.3 Разработка опросника, диагностирующего степень выраженности ЭОМ

2.1.4 Апробация методик и их показателей, диагностирующих эмоциональную реакцию испытуемых в ответ на музыкальное произведение

Выводы по пилотному исследованию

2.2 Основное исследование

2.2.1 Процедура основного исследования и характеристика выборки

2.2.2 Методы исследования эмоциональной реакции на музыкальное произведение

2.2.3 Методы исследования индивидуально-типологических особенностей эмоционально отзывчивых на музыку людей

2.3 Описание методов статистической обработки

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ

3.1 Описание психологических проявлений эмоциональной отзывчивости на музыку

3.1.1 Половозрастные особенности эмоционально отзывчивых на музыку людей

3.1.2 Интенсивность и модальность эмоционального реагирования на музыку

3.1.3 Дифференцированность эмоциональной реакции на музыку

3.1.4 Амбивалентность эмоционального переживания

3.1.5 Вербальные характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку

3.1.6 Нестандартные образы как показатель эмоциональной отзывчивости на музыку

3.1.7 Сюжетно-динамический музыкальный образ

3.2 Индивидуально-типологические особенности людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку

3.2.1 Эмоциональные особенности лиц с выраженной эмоциональной отзывчивостью на музыку

3.2.2 Характерологические черты людей с высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку

3.2.3 Описание когнитивных свойств группы людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивостью на музыку

3.3 Перечень характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Современная нестабильность и сложность культурного состояния общества актуализирует значимость художественно-эстетического воспитания человека. Росту духовно-нравственного и творческого потенциала индивидуума способствует формирование у него более сложной структуры эмоционального переживания, расширение области доступных эмоциональных состояний, понимание содержательного наполнения произведений искусств. Большую роль в решении этой задачи играет музыка, являясь одним из наиболее эмоциональных видов искусств.

На наш взгляд, эмоциональная отзывчивость на музыку - явление, изучение которого поможет определить некоторые аспекты психологического содержания эмоциональной сферы (в том числе и немузыкальные), выявить характеристики музыкального переживания, а также разработать диагностический инструментарий, позволяющий их оценивать. Таким образом, на основании сугубо специфичного материала появляется возможность раскрыть ряд общепсихологических вопросов.

Понятие эмоциональной отзывчивости на музыку (в дальнейшем -ЭОМ) в качестве основы музыкальности в научную литературу было введено Б.М.Тепловым и определялось следующим образом: «переживание музыки как выражения некоторого содержания» [178, с.53]. Речь идет о способности чутко улавливать эмоционально-смысловое наполнение музыкальной единицы. Б.М. Теплов подчеркивает, что эмоциональное переживание будет музыкальным в том случае, если имеет место «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки» [178, с.54]. Другими словами, ЭОМ связана не с возникающими настроениями во время прослушивания мелодии, а со смысловым переживанием выразительной функции образа. Так, например, тема любви Татьяны (из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»),

выступающая в качестве эмоционального содержания, во многих картинах произведения воплощается в конкретной мелодической линии -музыкальном образе [181, 1998].

В начале XX века эмоциональная реакция стала выделяться в качестве необходимой составляющей музыкальности (C.Seashore, 1919; G.Revesz, 1920; H.Konig, 1925; J.Kries, 1926; Л.А. Баренбойм, 1937; Е. Willems, 1956; Е Szeghy, 1957) [51; 178]. В отечественной психологической литературе также активно разрабатывалось понятие музыкальности, правда, в качестве ее основного свойства у разных авторов выступали различные психологические характеристики (Ю.А. Цагарелли [191, 192], Г.А. Ильина, С.Д. Руднева [89], А.Л. Готсдинер [62], Т.С.Князева, А.Н.Лебедев, A.B. Торопова [100], С.И. Науменко [129], Л.Л. Бочкарев [41], И.И. Ашмарин [21]). Так, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева [89] определяли музыкальность как «способность к снятию такой информации об объекте, когда выявляются <...> важные внутренние целостные связи между элементами, связи, обеспечивающие эмоциональную интеграцию воспринимаемого звучания» [89, с.67]. Д.К. Кирнарская в качестве основы музыкальности выделяла способность «к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве» [98, с. 136]. Системообразующим фактором музыкальности по С.А. Стояновой является способность создавать музыкальный образ [166]. Определение музыкальности как сформированности эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества, исполнять на высоком художественном уровне, сочинять дал С.И. Науменко [129]. К. Карма (1975) в качестве главного характеристики обсуждаемого свойства выделял способность к структурированию музыкального материала [166; 51]. По К.В.Тарасовой несомненным компонентом структуры музыкальности являются познавательные музыкальные способности [176].

При достаточной научной разработанности такого психологического образования как музыкальность, понятие ЭОМ встречается в научной литературе редко. Изучение ЭОМ представлено в трудах Ю.А. Цагарелли [Цагарелли, 1989], выделявшего внешнюю ЭОМ, как психомоторную реакцию на компоненты музыкальной выразительности, и внутреннюю ЭОМ, как постижение эмоционального содержания музыкального стимула, а также в онтогенетических исследованиях К.В. Тарасовой [176].

Таким образом, теоретический анализ показал имеющуюся в научной литературе проблему психологического содержания музыкальности (на данном этапе нет единых представлений), и, главным образом, эмоциональной отзывчивости на музыку, как основы музыкальности. Характеристики ЭОМ, предложенные Б.М. Тепловым, не дают полного представления о рассматриваемом феномене - определение ЭОМ недостаточно дифференцированно, неизвестны психологические корреляты данного образования, механизмы его возникновения, критерии диагностики и т.д., вследствие чего встает проблема его экспериментального изучения и объективной фиксации. Также до сих пор остаются неизученными вопросы о положении ЭОМ в структуре эмоциональности, характере детерминации обсуждаемого феномена (биологической и/или социальной), о внешних и внутренних факторах, способствующих развитию ЭОМ.

Объектом исследования являются особенности эмоционального реагирования людей в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение, а также индивидуально-типологические свойства испытуемых как возможные корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку.

Предметом исследования служат психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь следует подчеркнуть, что ЭОМ может выражаться на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, поведенческом, социальном и т.д. В данном случае нас интересуют именно психологические проявления ЭОМ.

Большинство экспериментально-теоретических исследований в области

музыкальной психологии носят сравнительный характер, где сопоставляются

индивидуально-типологические особенности в двух выборках - музыкантов

и немузыкантов. Полученные таким образом данные рассматриваются

исследователями в качестве предпосылок музыкальной одаренности. Так,

психофизиологические особенности музыкальных людей изучались

П.К. Анохиным, В.М.Бехтеревым [51], В.Н. Мясищевым, A.JI. Готсдинером

[125], А.И. Борисовой, М.И.Никифоровым, М.В.Сергиевским [60],

A.B. Сулимовым, Ю.В. Любимовой, P.A. Павлыгиной, В.Н. Давыдовым [171].

Лабильность нервной системы как нейродинамическая детерминанта

музыкальной одаренности отмечалась И.А. Левочкиной [105], Е.П. Гусевой,

А.И. Медянниковым [68], М.В. Никешичевым [134], Е.П.Гусевой [67],

Ю.А. Цагарелли [191, 192], Э.А. Голубевой [60], А.Н.Коневым,

А.И. Медянниковым [по 157]. Изучение эмоциональной сферы человека

показало более высокий уровень переживания аффекта, чувственной

окраски, богатство эмоционального содержания музыкально одаренных лиц

в работах В.В. Медушевского, В.К. Белбородовой [по 156]. Внимание

исследователей также сосредоточено на диагностике эмоционального

состояния музыкантов-исполнителей перед выступлением и его влиянии на

успешность концертной деятельности [22; 43; 168; 192]. А.Х. Пашина,

A.B. Торопова [146], исследуя модальностные характеристики

эмоциональной сферы индивидуумов с высоким уровнем музыкальности

показали, что им присущи спокойствие, безразличие, благополучие. По

данным А.Х. Пашиной [145] музыканты с большей точностью

идентифицируют эмоции «нейтрально» (то есть отсутствие переживания как

такого), «радость». В данной выборке также представлен расширенный набор

точно опознаваемого эмоционального контекста, что автор связала с высоким

уровнем эмпатийности. Немаловажным представляются исследования

когнитивной сферы музыкальных людей. Круг изучаемых вопросов в этой

области достаточно широк: сопоставление общей и музыкальной

8

одаренности [94; 151; 175], влияние музыки на решение когнитивных задач [76; 186; 137], взаимосвязь полушарных стратегий головного мозга с музыкальностью [38; 57, 58; 192; 186; 197; 198;200].

Практический опыт показывает, что ЭОМ может ярко проявляться у людей, не имеющих к музыке никакого отношения. И, наоборот, среди музыкантов встречаются те, которые обладают низкой ЭОМ. Об этом писал и автор понятия ЭОМ Б.М. Теплов. Некоторые экспериментальные данные свидетельствуют в пользу обозначенного предположения. Так, в исследовании Т.С. Князевой, А.Н. Лебедева, A.B. Тороповой выдвигалась гипотеза, что «среди «немузыкантов» встречаются люди с выдающимися музыкальными способностями. И, наоборот, некоторые профессиональные музыканты могут обладать посредственной «природной» музыкальностью, компенсирующейся (а иногда и не очень) в процессе обучения и профессионального опыта» [100, с.89]. Посредством метода экспертных оценок были выявлены студенты музыкальных профессиональных учреждений, обладающие низкой музыкальностью. Оказалось, что профиль их ЭЭГ приближен к показателям, характерным для немузыкальных людей. Посредством ЭЭГ была также диагностирована повышенная музыкальность у испытуемых из группы немузыкантов. Другое исследование предполагало сравнение эмоциональных и формально-динамических характеристик среди лиц с высокой и низкой музыкальностью без опоры на формальный признак профессиональной принадлежности [146]. Для нашей работы представляется важным выявить характеристики ЭОМ у людей, обладающих ею независимо от их принадлежности к музыкальной деятельности. В связи с этим в настоящем диссертационном исследовании сравнительный анализ реализуется на основании критерия выраженности ЭОМ, а не наличия/ отсутствия музыкального образования.

Цель данного исследования состоит в выявлении и описании психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку.

В соответствии с целью предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить эмоциональные и когнитивные характеристики ЭОМ, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.

2. Исследовать эмоциональную сферу испытуемых в формально-динамических и модальностных проявлениях.

3. Выявить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с уровнем эмпатии человека.

4. Определить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку со степенью дифференцированности эмоций.

5. Соотнести направленность стратегии обработки информации с эмоциональной отзывчивостью на музыку.

6. Предложить комплекс эмпирических критериев ЭОМ.

Гипотезы научного исследования:

1. Можно выделить эмоциональные и когнитивные характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.

2. Можно предположить, что люди с высоким уровнем ЭОМ обладают такими индивидуально-типологическими особенностями как подвижность, возбудимость, интенсивность эмоциональных процессов, склонность к положительным эмоциональным переживаниям, высокий уровень эмпатии, доминирование типов характеров с ярким проявлением эмоций, выраженность правополушарного когнитивного стиля.

Методологической базой исследования являются комплексный подход в изучении человека (Б.Г.Ананьев [18, 19]); интегративные концепции структуры индивидуальности (Б.Г.Ананьев [19], В.С.Мерлин [119], В.В. Белоус [33; 34], Э.А. Голубева [60], Н.В. Беломестнова [26], Н.В. Васильева [47]); выделение феномена ЭОМ (Б.М. Теплов [178]), теория дифференцированных эмоций К.Изарда [84], системный подход к анализу личности (В.А. Барабанщиков [24], К.А. Абульханова-Славская [1],

H.B. Беломестнова [29]); типологический подход (Б.М.Теплов [182, 183], В.Д. Небылицин [130, 131], Э.А. Голубева [60]).

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:

1. Для изучения представления музыкантов-профессионалов об ЭОМ используется анкетирование представителей музыкальных специальностей.

2. Опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ.

3. Эмпирическое исследование эмоциональных и когнитивных показателей ЭОМ осуществляется посредством семантического дифференциала, ассоциативного теста, рисуночного теста, заполняемых испытуемыми после прослушивания музыкального произведения.

4. Исследование индивидуально-типологических свойств испытуемых с высокой ЭОМ:

1) эмоциональная сфера

Для оценки формально-динамических свойств эмоциональности применяется опросник Е.П. Ильина «Характеристики эмоциональности».

С целью исследования модальностных проявлений свойств эмоциональности применяется шкала дифференцированных эмоций К. Изарда.

Выявление уровня эмпатии осуществляется с помощью опросника А. Меграбяна, Н. Эпштейна.

Оценка характерологических черт осуществлялась посредством методики аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП) Э.Г. Эйдемиллера.

2) когнитивная сфера

Для диагностики когнитивного стиля применяется тетрахорическая методика (методический прием Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина, H.H. Николаенко в модификации Н.В. Беломестновой).

Уровень интеллекта определяется тестом структуры интеллекта Р. Амтхауэра и прогрессивными матрицами Дж. Равена.

Таким образом, используются следующие методики:

1. Анкетирование специалистов (экспертов) в области музыки

2. Опросник, направленный на выявление ЭОМ

3. Семантический дифференциал

4. Ассоциативный тест

5. Рисуночный тест

6. Шкала дифференцированных эмоций К. Изарда

7. Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина

8. Опросник А. Меграбяна, Н. Эпштейна

9. Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП) Э.Г. Эйдемиллера

Ю.Тетрахорическая методика (в модификации Н.В. Беломестновой)

11.Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (3 субтеста)

12.Прогрессивные матрицы Дж. Равена (2 субтеста)

Данный методический комплекс позволяет изучить ЭОМ с разных позиций: во-первых, имеется экспертная характеристика изучаемого феномена, во-вторых, актуализируются эмоциональные и когнитивные реакции в процессе прослушивания музыкальных произведений, в-третьих, диагностируются индивидуально-типологические характеристики людей с высокой ЭОМ.

Достоверность научных результатов, представленных в диссертации, обусловлена разносторонним теоретико-методологическим анализом феномена ЭОМ, комплексным применением психологических методов, адекватных поставленным целям и задачам, корректным приемам их обработки, статистической значимостью полученных данных, репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, содержательным анализом полученных данных, грамотно построенным научным исследованием.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен эмоциональной отзывчивости на музыку включает в себя следующие эмоциональные характеристики: интенсивность (яркость) эмоционального реагирования на музыкальный стимул, склонность к переживанию положительных эмоциональных состояний, дифференцированность эмоциональной реакции на музыку, амбивалентность

эмоционального переживания;

2. Когнитивными характеристиками ЭОМ являются: вербальный показатель (большое количество словесных ассоциаций в ответ на музыкальный стимул), нестандартность музыкальных образов, сюжетно-динамический способ обработки музыкальной информации;

3. В качестве индивидуально-типологических свойств человека, связанных с ЭОМ, выступают такие особенности как интенсивность эмоционального реагирования, переживание всего диапазона эмоциональных состояний - положительных, когнитивных, отрицательных стенических и астенических эмоций, более высокий уровень эмпатии, представленность в структуре характера гипертимных, эмоционально-лабильных и истероидных черт.

4. На основании теоретических посылок и результатов анкетирования музыкантов профессионалов были сформированы следующие категории для оценки ЭОМ: потребность в музыкальном восприятии (частота прослушивания музыки, посещения концертов); моторная и вегетативная реакция на музыкальные стимулы; эффект последействия музыкального стимула (потребность в напевании, легкость переключения на другой вид деятельности); модальность эмоциональной реакции на музыку; субъективная оценка степени выраженности ЭОМ.

Научная новизна исследования

Получены новые данные, позволяющие раскрыть психологическое

содержание изучаемого феномена. Выделен комплекс характеристик

эмоциональной отзывчивости на музыку, что в дальнейшем может

использоваться для решения проблем, связанных со спецификой

13

эмоционального реагирования на внемузыкальные стимулы. Показано, что психологические характеристики ЭОМ включают в себя не только эмоциональные, но и когнитивные проявления.

Разработан и апробирован диагностический инструментарий (опросник и показатели различных методик), с помощью которого представляется возможным оценивать психологические характеристики ЭОМ и в дальнейшем применять используемые в диссертационном исследовании методы для оценки выраженности изучаемого феномена.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке комплекса психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку. В ходе теоретического анализа не было обнаружено исчерпывающей информации о содержательных характеристиках изучаемого феномена. В результате эмпирического исследования был предложен комплекс эмпирических критериев ЭОМ.

Практическая значимость

Разработан диагностический инструментарий - опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ, а также различные показатели методик, позволяющие выявлять характеристики ЭОМ при массовых обследованиях. Исследование ЭОМ может помочь выявить механизмы формирования данного образования, поэтому результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при построении программ тренингов и практических занятий, направленных на развитие чуткости, эмоциональной восприимчивости, а также послужить теоретической основой для разработки методов релаксации посредством музыкального воздействия. Материалы диссертации также могут служить источником для расширения таких учебных курсов как «Психология индивидуальных различий», «Музыкальная психология»,

«Психодиагностика», «Коррекционная психология», «Социальная психология».

Апробация и внедрение результатов работы

Основные теоретические положения, практические результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии человека РГГТУ им. А.И. Герцена, на заседаниях секции «Фундаментальных проблем психологии и антропологии» Санкт-Петербургского Союза ученых.

По теме диссертационного исследования были реализованы доклады на III Международной конференции МАКИ (Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований) в Москве (2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2009», Международной конференции, «Метафизика искусства - VI: Архитектоника музыкального образа» в рамках Дней Петербургской Философии - 2009, Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2010».

Внедрение полученных результатов осуществлялось при проведении лекционных занятий по дисциплинам «Дифференциальная психология», «Психология личности», «Экспериментальная психология» (СПбГУП, 20082010) и практических занятий по курсу «Общая психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2008).

Результаты диссертационного исследования изложены в 25 публикациях общим объемом 4,96 п.л. Из них 2 работы объемом 0,74 п.л. опубликованы в рецензируемых изданиях.

Структура и объем диссертации

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, список литературы (200 наименований, из них - 5 на иностранном языке), 13 приложений. Основное содержание изложено на 188 страницах, иллюстрировано 44 таблицами и 9 рисунками.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОРРЕЛЯТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1 Анализ основных понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку

Сравнительный анализ психологического содержания понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку, может продвинуть в понимании обозначенного феномена.

С целью анализа термина «музыкальность» обратимся к непсихологическим взглядам, отраженным в толковых словарях: «музыкальный - тонко понимающий музыку; приятный по звучанию, мелодичный» [102, с.457]; «музыкальный - способный к музыке, тонко понимающий, воспринимающий музыку» [139, с.361]. В психологической литературе встречаются следующие определения: «музыкальность - тонкость эмоционального переживания и способность его выражать в исполнительской деятельности» [153, с. 133]. Во всех обозначенных определениях речь идет в основном о тонком восприятии, понимании и переживании музыки. Очевидно, что в обыденном представлении музыкальность синонимизируется с понятием эмоциональной отзывчивости на музыку, а констатация факта тонкого переживания не предполагает описания конкретных проявлений.

Следует обратить внимание на понятия, близко связанные с термином «эмоциональная отзывчивость на музыку», а именно, сенситивный, сентиментальный, чувствительный, чуткий.

«Сенситивный - чувствительный, способный чутко реагировать на внешнее раздражение» [102, с. 633]. «Сентиментальный - такой, которым легко растрогать, умилить [139, с.701]. «Сентиментальный - приторно чувствительный, изнеженно трогательный» [69, с. 48]. «Чувствительный -склонный к сентиментальности, нежный [139, с.876]. «Чувствительный -

восприимчивый, впечатлительный, мягкосердый [69, с.406]. «Чуткий -отзывчивый, сочувственный» [139, с. 878].

Можно сказать, что в непрофессиональном понимании близкие к отзывчивости понятия связаны с нежностью, мягкостью, трогательностью. В обыденном понимании музыкальность тоже определяется через тонкость, чувствительность, но уже по отношению к музыке.

Большая часть исследователей в области музыкальной психологии понимают музыкальность как своеобразное сочетание музыкальных способностей (К. Сишор, 1910; Ф. Геккер, Т. Циген, 1922; X. Кёниг, 1928; Дж. Крис, 1926; Б.М. Теплов, 1947; Ю.А. Цагарелли, 1988). Под музыкальной способностью подразумевается «индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение, обучаемость в области музыки» [153, с.128]. Б.М. Теплов выделял три основные музыкальные способности, входящие в структуру музыкальности: ладовое чувство, слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство. Главным признаком музыкальности является ЭОМ - «переживание музыки как выражения некоторого содержания» [178, с.211]. В понимании Б.М. Теплова абсолютно немузыкальный человек воспринимает музыку как звуки, которые ничего не выражают. Другими словами, такой человек не понимает, что олицетворяет звуковая и ритмическая ткань и не может эмоционально ее воспринять.

В отечественной научной музыкальной психологии благодаря Б.М. Теплову сформировалось представление о том, что музыкальная одаренность, как комплекс индивидуально-психологических особенностей (не только музыкальных способностей), от которого зависит успешность занятий музыкой, является более широким понятием по отношению к музыкальности (совокупности музыкальных способностей). В свою очередь, ЭОМ занимает центральное положение в структуре музыкальности, которая предполагает понимание того, какой смысл несут средства музыкальной выразительности, а также эмоциональный отклик на них.

У современных авторов, прицельно занимающихся психологией музыки, встречаются следующие дефиниции музыкальности: «музыкальность - способность к правильному стилевому ощущению, то есть к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве [99, с. 136]; «музыкальность -сформированность эстетического вкуса, способность творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества, исполнять на высоком художественном уровне, сочинять» [129, с.86]. Системообразующим фактором музыкальности по СЛ. Стояновой является способность создавать музыкальный образ [по 166]. К. Карма (1975) в качестве главного признака обсуждаемого свойства выделял способность к структурированию музыкального материала [по 166; 51]. В обозначенных дефинициях более четкий акцент поставлен не на эмоциональную составляющую, а когнитивную. Другими словами, в научных определениях обозначается значимость эстетического наслаждения, которое достигается через когнитивную обработку музыкального материала. Таким образом, в современное время помимо слуховых музыкальных способностей в структуру музыкальности включают умение структурировать, обрабатывать

музыкальный материал.

Таким образом, исходя из проанализированного материала, мы можем дать следующие предварительные определения центральным для диссертации понятиям:

Музыкальность - комплекс специальных способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой и обуславливающих успешность этих занятий.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - психологическое свойство, которое проявляется в тонком, дифференцированном эмоциональном переживании и понимании музыкальных средств выразительности.

1.2 Проблема психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических

исследованиях

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Адмакина, Татьяна Анатольевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и методы исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. 1990. С. 18-25

2. Адмакина Т.А. Амбивалентность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, №102. 2009. С. 337-341

3. Адмакина Т.А. Взаимосвязь когнитивного стиля с музыкальностью // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2009) материалы, /СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 184-185

4. Адмакина Т.А. Возможные компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2008» (Санкт-Петербург, 21-23 октября 2008) материалы /СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 165-167

5. Адмакина Т.А. Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей //III Всероссийская научная конференция^ Москва, 1-3 декабря 2010) материалы /М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. ч. 2. С.37-38

6. Адмакина Т.А., Басыгысова Т.А., Плотникова В.А. Цвет в рисунке как референт эмоционального состояния //IV Международная научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 19-24 апреля 2010): материалы / Новосибирск: Изд. НГПУ, январь 2011. ч.П. С. 242-246

7. Адмакина Т.А. Когнитивные детерминанты эстетической реакции // Научная конференция, посвященная памяти Я.А. Пономарева,

В.Н. Дружинина «Психологические исследования интеллекта и творчества» (Москва, 7-8 октября 2010) материалы /М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. С. 111-113

8. Адмакина Т.А. Об энергетической характеристике положительных и отрицательных эмоций // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2009» (Санкт-Петербург, 20-22 октября 2009) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 3-4

9. Адмакина Т.А. Особенности свойств индивидуальности эмоционально отзывчивых на музыку людей // Теоретические и эмпирические проблемы индивидуальности: музыкальность, эмоции, религиозность, патология: сборник научных статей. / Санкт-Петербургский Союз ученых; под. ред. Т.А. Адмакиной. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2011. Том 1. С.12-25

10. Адмакина Т.А. Психологические референты эмоциональной отзывчивости на музыку // Вестник психотерапии. 2009. №31(36). С. 84-90

11. Адмакина Т.А. Симультанность и сукцессивность музыкального образа // Научный симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения J1.M. Веккера (Санкт-Петербург, 21-22 октября 2008) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 158-159

12. Адмакина Т.А. Сюжетность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку //Научно-практический журнал «Вестник психотерапии» 2010. №33 (38).С.112-118

13. Адмакина Т.А. Феномен эстетического катарсиса JI.C. Выготского в исследовании эмоциональной отзывчивости на музыку // VII Всероссийская научно-практическая конференция (Сочи, 24-26! апреля 2008) материалы / Сочи: Изд-во СПФ СГУТиКД, 2008. Т 1. С. 87-189

14. Адмакина Т.А. Экспериментальное исследование дифференциальных эмоций // Всероссийская межвузовская конференция молодых ученых «Психология - наука будущего» (Москва, 30-31 октября 2008) материалы / М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 13-15

15. Адмакина Т.А. Эмоциональная отзывчивость на музыку как социально-психологический феномен // IV Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: Наука и практика» (Санкт-Петербург, 18 марта 2009) материалы /СПб.: Изд-во СПбГУП. 2009. С. 43-44

16. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб: Издательство ДНК, 2001. 200 с.

17. Аминов H.A., Голубева Э.А., Гусева Е.П., Левочкина И.А., Медянников А.И., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Комплексное исследование некоторых факторов успешности музыкальной деятельности детей и взрослых // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве.Челябинск. 1989. С. 33-53.

18. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.

288 с.

20. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Наука, Смысл, 1999. 350 с.

21. Ашмарин И.И. Музыкальность - культурогенный феномен (естественно-научные и антропологические аспекты). Лекции о культуре: учебное пособие. М.: МИФИ, 2005. 25 с.

22. Баланчивадзе Л.В. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности // Психологический журнал. 1998. Т.19. №1. С. 152-153

23. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко H.H. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. 218 с.

24. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал. 2003. Т.24. №1. С. 29-46.

25. Басыгысова Т.А., АдмакинаТ.А. Стандартизация шкалы дифференцированных эмоций К. Изарда // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». 2009. №31 (36). С. 68-72

26. Беломестнова Н.В. Индивидуальность как интегративная категория // Интегративный подход в психологии: сб. научных статей. / СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. С. 70-90

27. Беломестнова Н.В. Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2003» (Санкт-Петербург, 28-30 октября 2003) материалы / СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. С. 83-84

28. Беломестнова Н.В. Модусы мышления в естественно-системных детерминантах // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. №2 (58). С. 37-49.

29. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. №10. С. 43-54

30. Беломестнова Н.В. Функциональная асимметрия как психофизиологические основания когнитивных свойств // Научная конференция, посвященная памяти Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина «Психологические исследования интеллекта и творчества» (Москва, 7-8 октября 2010) материалы /М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. С.199-206

31. Беломестнова Н.В. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста // V Петербургская Международная научно-методическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2000, 11-12 января 2001) материалы / СПб., 2002. С.174-176

32. Беломестнова Н.В. Некоторые вопросы функциональной асимметрии головного мозга // III Всероссийский съезд психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003) / СПб.: Изд-во СпбГУ, 2003. том I (А-Б). С. 403407

33. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 47-53

34. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 100-109

35. Берберова Н. Чайковский. История одинокой жизни. СПб.: Петро-Риф, 1993.240 с.

36. Бессокирная Г.П. Дискриминантный анализ для отбора информативных переменных // Социология: методология, методы, математические модели. 2003. № 16. С.25-35

37. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности ВИД. Л.:

Музыка, 1974. 146 с.

38. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ВЛАДОС, 2001.224 с.

39. Борисова Е.С. Дирижер-хормейстер - психология профессионального и личностного становления // Музыкальная психология и

психотерапия. 2008. №3. С. 45-55.

40. Борисова Е.С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Казань. 2009. 24 с.

41. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии // Психологический журнал. 1986. Т.7. № 4. С. 138 -148

42. Бочкарев Л.Л. Проблема адекватности восприятия музыки // Музыкальная психология и психотерапия. 2007. №3. С. 42-53.

43. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 68-79

44. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. 352 с.

45. Будяковский А.Е. Жизнь П.И. Чайковского. СПб.: КультИнформПресс, 2003. 352 с.

46. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003. 384 с.

47. Васильева Н.В. Структура индивидуальности человека: клинико-психологический подход // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2000. №1. С. 36-39.

48. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты: иллюстративное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 159 с.

49. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, 1990, №4. С.5-14

50. Верба Н.И. О воздействии иллюстраций Кустодиева на интерпретацию Шостаковичем очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // X Российско-Американская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного университетского образования» (Санкт-Петербург, 14-16 мая 2007) материалы /СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. С. 617-620

51. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение,

1967.415 с.

52. Воспоминания о П.И.Чайковском М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1962. 460 с.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1966. 576 с.

54. Галич А.И., Инжевитова Е.Г. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. научных статей / ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С. 71-85

55. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика // Избранные труды. М.: Медицина, 1964. С. 116-252.

56. Гильбух Ю.З., Костюк А.Г., Лоос В.Г. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1971.№З.С. 162168

57. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский B.C., Петров В.М. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчества // Психологический журнал. 1990. Т.Н. №3. С. 101114

58. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса (шкалирование оценок творчества композиторов) // Психологический журнал. 1988. Т.9. № 2. С. 128-137

59. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей //Вопросы психологии. 1986. №5.С. 18-30

60. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.

61. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 82-88

62. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993.

190 с.

63. Готсдинер А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. научных статей / ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С. 41-57

64. Гракова К.Г. Влияние занятий музыкой на развитие способности к иностранному //Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 26-28 октября 2004) материалы / СПб.: Изд-ва СПбГУ, 2004.С. 606-608

65. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть I. М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1960. 488 с.

66. Грязева-Добшинская В.Г. Феномены субъектности в современном искусстве // Вопросы психологии, 2006. № 1. 93-104

67. Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей //Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Феникс, 1997. С. 231-258

68. Гусева Е.П., Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения. //Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. 1985. С. 68-70.

69. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4тт. Т. 4: С-У. М..-ОЛМА Медиа Групп, 2007. 576 с.

70. Должанский А.Н Симфоническая музыка Чайковского: избранные произведения. Л.: Издательство «Музыка», 1981. 208 с.

71. Дорфман Л.Я. Влияние эмоций, вызванных музыкой, на работоспособность в связи с силой нервной системы //Психологический журнал. 1986. Т.7. № 5. С. 132-136

72. Дорфман Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Ленинград. 1981. 15 с.

73. Дроздовский А. К. Связь свойств нервной системы с музыкальными способностями // Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 26-28 октября 2004) материалы / СПб.: Издат-во СПбГУ, 2004. С. 215-216

74. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.

75. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание. СПб.: Питер, 2002.512 с.

76. Епифанов Е.Г., Шпагонова Н.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивных задач //Психологический журнал. 2002. Т.23. №3. С. 105-112

77. Еремеев Б.А. Психометрика мнений о людях: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 124 с.

78. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. М.: Деан, 1993. 266 с.

79. Ефремова О.Н. Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук.

Екатеринбург. 2004. 20 с.

80. Живулина Е.В. Творческие импульсы создания оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» //X Российско-Американская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного университетского образования» (Санкт-Петербург, 14-16 мая 2007) материалы / СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. С. 615-617

81. Жижина М.В. Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Саратов. 2001. 22 с.

82. Иванченко Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал. 2001. Т.22. №1. С. 72-81

83. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 264 с.

84. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. с. 464

85. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер,

2001.464с.

86. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

87. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности.

2001. вып. 5. С. 102-110

88. Ильин Е.П., Сулейманов РФ. Эмоциональные особенности музыкантов-инструменталистов в процессе становления их профессионального мастерства // Известия РГПУ им. А.И.Герцена, 2006., № 6(14): С.42-50.

89. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971. №5. С. 66-74

90. Истратова О.Н. Психодиагностика. 5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 375 с.

91. Карминский М.В. Драматургия жизни Роберта Шумана // Международный музыкальный фестиваль «Роберт Шуман и музыкальная молодежь»: сборник материалов / ред. Г.И. Ганзбург. Харьков, 1995. С. 7-18.

92. Кац Б. Дальнее Эхо. //Литературное обозрение. 1989. №5. С. 7681.

93. Кирнарская Д.К. Источник вдохновения для композитора - об убежденных музыкальных интеллектуалах [Электронный ресурс] /Под ред. Кирнарской Д.К. - Электрон, дан. - М.: Альманах Ars Nova, вып.2, 2005. -

Режим доступа: http://composers.rU/arsnova-2005/arsnova-02-2005/51-source-of-inspiration?start, свободный. - Загл. с экрана.

94. Кирнарская Д.К. Музыкальное ; восприятие: проблемы адекватности. Автореферат Дисс...д-раискусствоведения. М.,1997. 24 с.

95. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности //Вопросы психологии. 1989. №2. С. 47-57

96. Кирнарская Д.К. О новаторстве в творчестве композитора [Электронный ресурс] / Под ред. Кирнарской Д.К. - Электрон, дан. - М.: Альманах Ars Nova, вып.З, 2005. - Режим доступа:

http://www.composers.ru/arsnova-2005/arsnova-03-2005/99-about-innovation,

свободный. - Загл. с экрана.

97. Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах // Вопросы психологии. 1992. №1. С .158-163

98. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей: музыкальные способности. М.: Таланты - XXI в., 2004. 496 с.

99. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях//Вопросы психологии. 1988. №2. С. 129-137

100. Князева Т.С., Лебедев А.Н., Торопова A.B. Диагностика

музыкальности по ЭЭГ // Психологический журнал. 2001. Т.22. №6. С. 87-91

178

101. Кононенко М.А. Экспериментальное исследование развития способности действовать «в уме» у юных пианистов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. / ред. Т.Галкиной, Э.Лоарэра. 1997. С. 115-124

Ю2.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 5-е изд. М.:

Рус.яз., 2003. 856 с.

103. Курильченко Е.М. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Москва. 2006. 24 с.

104. Лебедев А.Н., Князева Т.С. Электрофизиологические предикторы субъективных оценок музыки разных композиторов //Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С. 72-79

105. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 149-154

Юб.Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Головное изд-во издательского объединения "Вища школа", 1981. 392 с.

107. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х тт. М.: Музыка, 1983 Т.1. 696 с.

108. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.2-е

изд. Л.: Медицина, 1983. 255 с.

Ю9.Логанова И.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических наук. Москва. 2001. 25 с.

ПО.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо, 2003.

832 с.

111. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. 304 с.

112. Лукьянович О.В. Особенности творческого мышления А.К.Лядова

(на примере фортепианной миниатюры). Автореферат диссертации на

179

соискание ученой степени кандидат психологических наук. Санкт-Петербург, 2005. 26 с.

113.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательство МГУ, 1974. 374 с.

114.Мазель Л.А. О соотношении между содержанием и средствами музыки //Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. 1978. С. 21-74

115. Маляренко Т.Н., Курбатова Э.В. Ритм сердца как маркер адекватности выбора музыки в музыкотерапии // Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 26-28 октября 2004) материалы /СПб.: Изд-во СП6ГУ.2004. С. 221-223

Пб.Манёров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей //Вопросы психологии, 1990. № 1.С. 117-153.

117.Марцинковская Т.С. История психологии: учебник для ВУЗов. М.:

Академия, 2007. 544 с.

118. Акопян К.З., Захаров A.B., Кагарицкая С .Я. Массовая культура: учебное пособие. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2004. 304 с.

119. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности // Психологический журнал. 1980. Т.1. №1. С. 58-71

120. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека: сб. статей / ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. С. 139-140, 146-148.

121. Мир музыки. Энциклопедия. М.: Астрель: ACT, 2008. 449 с.

122. Михайлов М.К. Скрябин. Краткий очерк жизни и творчества. М.:

Музыка, 1966.108 с.

123. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. С. 134-148

124.Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 54-68

125.Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. научных статей / ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С. 14-29.

126. Нагибина Н.Л. Стратегии восприятия музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических наук. Москва, 1995. 18 с.

127. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.

128. Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1999. 100 с.

129. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии. 1982. №5. С. 85-93

130.Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 39-52

131.Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

132. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. 103 с.

133. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии: учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. 53 с.

134.Никешичев М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игры на фортепиано (музыкально-педагогический факультет). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990. 26 с.

135.Николаенко H.H. Очерки функциональной асимметрии мозга

человека. СПб.: Наука, 2006. 237 с.

136.Николаенко H.H. Психология творчества: учебное пособие. СПб.:

Речь. 2005. 277 с.

137. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека //Психологический журнал. 1984. №6. С. 7985

138.Нуждина A.A., Щекалев С.И. Восприятие музыкальных аккордов молодыми людьми. //Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2009» (Санкт-Петербург, 20-22 октября 2009) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 373-375

139. Ожегов С .И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

140. Олыпанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: «Педагогика», 1978. С. 93-105

141.0релович А. Черты стиля С.Прокофьева: сборник теоретических

статей. М.: Советский композитор, 1962. С. 116-138

142.Панаиотиди Э.Г. Эмоции и музыка: новые подходы к старой проблеме // Вопросы психологии, 2006. №6. С. 110-118

143. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоциональную сферу личности //Психологический журнал. 1993. Т.14. №4. С.142-146

144. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха

//Психологический журнал. 1992. №3. С. 76-83

145. Пашина А.Х. Особенности распознавания эмоционального

контекста речи // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 88-95

146. Пашина А.Х., Торопова A.B. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психологический журнал. 2000. Т.21. №1. С. 109-115

147. Петру шин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки //Вопросы психологии, 1988. №5. С.141-144

148. Петрушин В.И. Музыкального восприятие как средство изучение личности школьника // Вопросы психологи. 1986. №1. С. 157-164

149. Плохинский H.A. Биометрия. 2-е издание. М.: МГУ, 1970. 368 с.

150. Подпругина В.В., Блинникова. И.В. Инвариантные и дифференциальные характеристики музыкальных образов // Научная конференция, посвященная 60-ти летию со дня рождения Е.Ю. Артемьевой «Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях» (Москва, 24-26 мая 2000) материалы» / Москва: Смысл, 2000. С.79-82

151. Пономарев Я.А., Галкина Т.В., Кононенко М.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов //Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. /ред. Т.Галкиной,

Э.Лоарэра. 1997. С. 95-114

152. Проект Ю.Л. Личностные факторы понимания и переживания стихотворного текста. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2007. 25 с.

153. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высш.пед.учеб.завед. М.: Академия, 2003. 368 с.

154. Пушкарев А. Л., Прилищ О.Ч., Михед М.П. Музыкальная резонансная терапия в лечении посттравматического расстройства // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2004» (Санкт-Петербург, 26-28 октября 2004) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. С. 184-185

155.Пчелинцева Е. В. Психофизиологические основы развития чувства музыкального ритма //X Российско-Американская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного университетского

образования» (Санкт-Петербург, 14-16 мая 2007) материалы /СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. С. 636-638.

156. Ражников В.Г. Проблемы восприятия музыки на IV Всесоюзной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального воспитания детей и юношества // Вопросы психологии. 1964. №5. С. 103-112

157. Ражников В.Г., Цеханский В.М. Общий обзор литературы по психологии восприятия музыки // Вопросы психологии. 1972. №4. С. 186-188

158. Рахманинов C.B. Литературное наследие: Воспоминания, статьи, интервью, письма. В 2х.т., Т.1. М.: Советский композитор, 1978. 647 с.

159. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество: сборник науч.

статей. Л., 1983. С. 105-122

160. Розов А.И. Психологические предпосылки музыкального эффекта в свете общей концепции продуктивной деятельности //Вопросы

психологии. 1981. №4. С. 80-90

161.Самсонова Г.О., Веневцева Ю.Л., Клюева Ю.С., Щербакова А.Ю., Саулин A.A. Психотерапевтическое воздействие музыки в коррекции психоэмоционального стресса у молодых людей // Конференция «Актуальные проблемы прикладной психологии» материалы / Калуга: Изд-во

«Эйдос», 2006. С. 229-230

162. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.

СПб.: Речь, 2007. 350 с.

163. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

164. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.

288 с.

165. Соловцов А. C.B. Рахманинов. М.: Музгиз, 1947. 110 с.

166. Стахи Т.А. Музыкальная психология: учебное пособие. Тамбов: Першина, 2004. 244 с.

167. Судаков В.Ф. Опыт использования современной музыки в музыкальном воспитании школьников // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. научных статей / ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. С. 94-105

168. Сулейманов Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2005. 44 с.

169. Сулейманов Р.Ф. Психомузыкальное пространство как фактор развития человека // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2009» (Санкт-Петербург, 20-22 октября 2009) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 493-495

170. Сулейманов Р.Ф., Коныгина С.П. Личностное развитие в процессе занятий музыкальной деятельностью // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2006» (Санкт-Петербург, 24-26 октября 2006) материалы /СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 548-550

171. Сулимов A.B., Любимова Ю.В., Павлыгина P.A., Давыдов В.И. Спектральный анализ ЭЭГ человека при прослушивании музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. Т.50. вып.1. С. 62-67

172. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения //Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 127-138

173. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №5. С. 132-134

174. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей//Вопросы психологии. 1987. №3. С. 115-121

175. Тарасов Г.С. Проблема музыкального мышления и восприятия // Вопросы психологии. 1973. №1. С. 188-189

176. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

177. Теплов Б. М. Способности и одаренность //Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1961. С. 9-20

178. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2х т. T.I. М.: Педагогика, 1985.

328 с.

179. Теплов Б.М. К.Н.Игумнов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста. Из бесед с психологами // Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды; ред М.Г. Ярошевского. Москва - Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», 1998. С. 90-113

180. Теплов Б.М. На подступах к созданию музыкальной психологии //Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды; ред М.Г. Ярошевского. Москва - Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», 1998. С. 185-193

181.Теплов Б.М. О музыкальном переживании //Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды; ред М.Г. Ярошевского. Москва - Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», 1998. С. 90-113

182. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения //Психология индивидуальных различий: тексты; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 24-31

183. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий: тексты; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 32-38

184. Тихомирова И.В. Общие и специальные компоненты музыкальной одаренности //Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве: межвуз. сб. науч. трудов. Челябинск. 1989.С. 88-93.

185. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание: М., 2000.

186.Толчинская Е.А. Музыкальное восприятие как средство психологической диагностики // Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 28-30 октября 2003) материалы /СПб.: .Изд-во СПбГУ, 2003. С. 335-337

187.Толчинская Е.А. Психология музыкального восприятия // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2005» (Санкт-Петербург, 25-27 октября 2005) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. С. 75-76

188.Федоришин H.A. Детерминанты музыкальных предпочтений // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2006» (Санкт-Петербург, 24-26 октября 2006) материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С. 623-625

189. Федякин С.Р. Скрябин. М.: Молодая гвардия, 2004. 557 с.

190.Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 496 с.

191.Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества (на примере инструменталистов и дирижеров). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ленинград, 1981. 17 с.

192.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Ленинград, 1989,31 с.

193. Чайковский П. Дневники (1873-1891). СПб.: «ЭГО», 1993. 296 с.

194.Шекспир У. Трагедии. Комедии. Сонеты. М.: Эксмо, 2007. 1440 с.

195. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 672 с.

196. Andrade Paolo, Joydeep Bhattacharya. Brain tuned to music // Journal of the royal society of medicine, volume 96, June 2003, p. 284-287.

197. Beisteiner R., Altenmuller E., Lang W., Lindinger G., Feecke L. Musicians processing music: measurement of brain potentials with EEG. Eur J

Cogn Psychol 1994; 6: 537-9

198.Bever TG, Chiarello RJ. Cerebral dominance in musicians and

nonmusicians. Science 1974; 185: 537-9.

199. Sternberg R.J. Handbook of creativity. - IX, 490 p.: Cambridge, 1999.

200. Zatorre RJ. Functional specialization of human auditory cortex for musical processing. Brain 1998; 121:1817-18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.