Процессы воздействия основных религий на общественно-политическую жизнь Республики Корея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Санцевич, Яна Сергеевна

  • Санцевич, Яна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 183
Санцевич, Яна Сергеевна. Процессы воздействия основных религий на общественно-политическую жизнь Республики Корея: дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Уссурийск. 2012. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Санцевич, Яна Сергеевна

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1.1 Изучение проблем религии в мировой философской и политической мысли

1.2 Основные функции религии в жизни общества

1.3 Опыт и проблемы взаимосвязи и взаимозависимости религии и политики

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ НА

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

2.1 Христианская церковь и общественно-политическая жизнь южнокорейцев

2.2 Место буддизма в культурной и социально-политической практике корейского государства

2.3 Роль конфуцианства в формировании политической культуры Республики Корея

2.4 Традиционные национальные религии и новые религиозные направления в современной Южной Корее

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процессы воздействия основных религий на общественно-политическую жизнь Республики Корея»

ВВЕДЕНИЕ

Соединение политики и веры всегда приводило к дурным последствиям; там, где церковь подчиняет себе политику, там это вырождается в инквизицию; там, где политика подчиняет себе церковь, там церковь превращается в полицейское учреждение и несет службу городового в защиту веры и действует огнем и мечом.

Анатолий Федорович Кони

Актуальность темы исследования. Проблема влияния различных религиозных систем на политическую жизнь общества чрезвычайно остра и актуальна, и требует глубокого изучения. Это вызвано, прежде всего, тем, что заметными явлениями современной эпохи, определённой как эпоха глобализации, стали усложнения этноконфессиональной картины мира, формирование многоконфессиональных обществ в большинстве современных стран1. В современных условиях религия становится серьёзным фактором политической жизни не только мусульманских стран, где ислам не просто приобретает выразительные очертания политической доктрины, но и во всё большей мере влияет на политические процессы многих немусульманских стран.

Выдвижение на передний план убеждений людей ведёт к формированию новых причин для конфликтов социального и этнического характера. Современные конфликты порождаются не только из-за территории или материальных богатств (например, нефти), но и являются конфликтами между цивилизациями (культурами).

В нынешнее время религия переживает двуединый процесс. С одной

1 Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М., 2009. С. 341.

стороны, не ослабевает воздействие религии на общество, а с другой -происходит развитие самой религии под влиянием социальных факторов. Она всё больше становится социальным институтом, включающим систему социальных норм, ролей, обычаев, верований, ритуалов, предписаний, стандартов поведения и организационных форм. Она играет важную роль при конструировании человеком социальной реальности.

Многие современные общества со своими органическими пороками -кризисом и безработицей, подавлением прав и свобод трудящихся, отчуждением личности, бездуховностью и т.д., - в массовых масштабах порождают настроения подавленности и неуверенности, внутреннюю потребность людей в религиозном утешении. Доктрины старых религий стали получать новые трактовки, дающие ответы на вопросы современного человека, помогающие решать его насущные проблемы. Помимо этого религия остаётся хранительницей непреходящих духовных ценностей, накопленных человечеством, и, несмотря на то, что люди периодически отворачиваются от них, новые искания вновь и вновь приводят их к религии. Даже в тех странах, где религия юридически отделена от государства, она продолжает оказывать существенное влияние на общественно-политическую жизнь. Одной из таких стран является Республика Корея.

Религии в Республике Корея (далее РК) обладают мощными средствами эмоционального воздействия на общественное сознание. Они имеют возможность проводить свои идеи через широкий спектр средств массовой информации. Участвуя в различных социальных взаимопереплетениях, они обеспечивают связь эпох и поколений, выступают хранителями преобладающей доли национального наследия. Размышляя о религиях в РК, трудно не считаться с тем, что они тесно взаимодействуют с политическим миром1.

Эти обстоятельства и побудили автора диссертации к научному

1 См.: Мазуров В.М. Политическое лидерство в многоконфессиональном южнокорейском обществе // Республика Корея - опыт модернизации. М., 1996. С. 177.

анализу религиозных конфессий РК и их влияния на общественно-политическую жизнь страны.

Актуальность исследования объясняется воздействием религиозного фактора на общественно-политическую жизнь Республики Корея в условиях дальнейшей модернизации общества и необходимостью изучения различных традиционных и новых религий Кореи, их взаимоотношений с политикой государства.

Опыт и уроки сложных взаимоотношений религии и общественно-политической жизни в РК очень важны для России, которая переживает во многом схожие процессы в силу существования различных религиозных конфессий в субъектах Российской Федерации, что делает анализ религиозного фактора в Республике Корея весьма актуальным.

Исследование влияния религиозного фактора на политическую жизнь в Республике Корея позволяет понять специфику разработки и реализации стратегий светского государства по отношению к тем конфессиям, которые действуют в стране, что является крайне важным для многих стран, в том числе и для России, в которой в настоящее время наблюдается отход от конституционного принципа светскости. Россия все более и более становится похожей на государство, которое только провозглашает принципы светскости, но никак их не отстаивает и не защищает. И если в публичной сфере пока еще звучит конституционный термин «светское государство», то на практике государство оперирует и действует по понятиям клерикального государства.

Это несовпадение (мягко говоря) становится источником конфликтов между государством и различными религиозными объединениями, между самими религиозными объединениями, между гражданами, исповедующими и имеющими разнообразные религии и мировоззренческие убеждения1. В данном контексте опыт поликонфессиональной Республики Корея мог бы быть полезен России.

1 См.: Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг. М., 2010. 444 с.

Степень разработанности проблемы. Вопрос влияния религии на политическую жизнь в традиционных обществах, в том числе в странах Дальнего Востока, и в частности в Корее, уже несколько десятилетий находится в центре внимания корейских, российских и западных исследователей.

Среди российских авторов выделим работы, посвященные истории и современному состоянию основных религий Дальнего Востока1.

Традиционным конфессиям и новым религиям Кореи посвятили свои труды Ю.В. Ионова, А.Н. Ланьков, С.О. Курбанов, C.B. Волков, В.Н. Дмитриева, Г.Д. Тягай, Р.Ш. Джарылгасинова2.

Влияние религиозных направлений на общественно-политическую жизнь Кореи исследуют в своих монографиях В.М. Мазуров, Г.Д. Тягай, O.A. Карасева и др3.

Значительный вклад в разработку данной темы внесли дальневосточные ученые - кореисты из Института истории, археологии и этнографии народов ДВО РАН и Высшего колледжа корееведения Дальневосточного Федерального Университета. Отметим вышедшую в

1 Концевич Л.Р. Корейская мифология // Корееведение: избранные работы. М., 2001. С. 404-502; Пострелова М.Н. Мифический основатель Кореи Тангун и его восприятие в различные исторические периоды // Вопросы истории Кореи. СПб., 2002; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2008; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии (Годовой цикл). М., 1989; Нибур Р. Христос и общество. Новосибирск, 1999; Ковальский H.A. Социальная роль церкви в освободившихся странах. М., 1978; Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982; Тягай Г.Д. Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971; Мчедлов М.П. Политика и религия. М., 1987; Его же. Эгалитарно-утопическая мысль Тонхак (Эволюция религии) // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983.

2 Джарылгасинова Р.Ш. Корейские мифы о культурных героях // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии, М., 1970; Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство). М., 1985; Ионова Ю.В. Шаманство в Корее // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980; Её же. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. Середина XIX - начало XX в. М., 1982; Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М., 2000; Ли В.Ф. О синтезе традиционализма и вестернизма в политической культуре корейской нации // Проблемы Корейского полуострова и интересы России : материалы II научн. конф. М., ИДВ РАН, 1998; Курбанов С.О. Представления о человеке, природе и обществе в южнокорейских «новых религиях» // Корея: новые горизонты. М., 2005; Его же. Корейская религия чынсандо. Краткое изложение основных идейных постулатов // Вестник центра корейского языка и культуры. Вып. 8. СПб., 2005; Дмитриева В.Н. Национальный язык и духовная культура Кореи как внутренний аспект сближения Севера и Юга // Перспективы межкорейского диалога. Внутренние и внешние аспекты. М., 2002.

3 Мазуров В.М. Политическое лидерство в многоконфессиональном южнокорейском обществе // Республика Корея: опыт модернизации. М., 1996. С. 176-204; Тягай Г.Д., Пак В.П. Национальная идея и просветительство в Корее в начале XX века. М., 1996. 229 е.; Карасева O.A. Элементы идейного течения сирхак в реформаторских воззрениях Тэвонгуна и Ким Оккюна // Вопросы истории Кореи : Петербургский научный семинар. 2001. СПб., 2002.

2004 г. коллективную монографию «Роль религиозного фактора в жизни корейского общества» под редакцией И.А. Толстокулакова1. Авторы этой книги - Н.В. Доровская, О.А. Доценко, Е.М. Ермолаева и Е.В. Ершова анализируют историю и современное состояние традиционных и новых религий Кореи, их влияние на корейское общество. Заслуживает внимания статья О.А. Доценко, где прослеживаются влияния основных конфессий Южной Кореи на общественно-политическую жизнь страны. Однако автор не рассматривает современный период религиозной жизни РК.

Наибольший интерес вызвали работы известного дальневосточного

о

корееведа профессора И.А. Толстокулакова . Автор исследует влияние религий на демократический процесс в РК, на становление в этой стране гражданского общества. Подробно анализирует роль конфуцианских традиций в современной политической жизни Южной Кореи.

Основные религиозные конфессии РК и их влияние на современную культуру страны рассматриваются в монографии профессора В.М. Маркова4. Однако, рассматривая религиозные ценности как часть общего комплекса ценностей, влияющих на формирование культуры корейцев, автор обходит политический аспект этой проблемы.

Среди зарубежных публикаций последних лет по общим вопросам роли религий в жизни корейского общества можно отметить работы таких корейских исследователей, как Ли Ги Бэк5.

Ряд работ восточных ученых посвящен непосредственно религиозному

1 Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / под ред. И.А. Толстокулакова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 464 с.

2 Доровская Н.В. Католицизм на Корейском полуострове: прошлое и настоящее // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / под ред. И.А. Толстокулакова. Владивосток, 2004; Доценко O.A. Роль религии в политической жизни Южной Кореи (1945 -начало 90-х гг.). Владивосток, 2004; Ермолаева Е.М. Тонхак: история, идеология, политика // Роль религии в жизни корейского общества. Владивосток, 2003; Ершова Е.В. Религиозное общество «Чхондогё»: история, политика, идеология // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / под ред. И.А. Толстокулакова. Владивосток, 2004.

3 Толстокулаков И.А. История общественно-политической жизни Кореи. Владивосток, 2007; Его же: Очерк истории корейской культуры. Владивосток, 2002; Его же: Развитие демократического процесса в Южной Кореи в период VI республики. Владивосток, 2003; Его же: Политическая модернизация Южной Кореи. Ч. II. Владивосток, 2007 и др.

4 Марков В.М. Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины XX века. Взгляд из России. Владивосток, 1999.

5 Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М., 2000.

фактору в политическом процессе РК1.

Из общего ряда восточных исследователей, работающих по данной проблеме, выделим публикации Хань Чжоувэнь, Лю Чэнго, Хван Бёнтэ, посвященные влиянию конфуцианских традиций на современную

л

общественно-политическую жизнь Южной Кореи .

Среди западных и японских ученых, разрабатывающих эту тему, отметим работы Юргена Мольтмана, А.С. Нама, Харта Дениса, Ямага Соко и др. авторов3.

В работах, как отечественных, так и зарубежных авторов, включая корейских исследователей, затрагивающих лишь отдельные аспекты данной проблемы, влияние традиционных им «новых религий» на общественно-политическую жизнь Кореи. Более подробно как российскими, так и корейскими учеными изучена роль христианского и буддийского фактора в современном политическом процессе РК. Однако, до сих пор ни количество, ни качество публикаций по этой проблеме не соответствует в полной мере её теоретическому и практическому значению. В отечественной политологии не вышло пока ещё комплексного исследования, посвященного влиянию всех основных конфессий на общественно-политическую жизнь Южной Кореи. В какой-то мере восполнить этот пробел - цель данной диссертации.

Целью диссертационной работы является анализ процессов

1 Пульгё Ессон. Комментарии о женском буддизме. Сеул, 1993. 235 е.; Тхонильгва сонгё. Миссионерская деятельность и объединение. Сеул, 1993. 388 е.; Chai Shin Yu. History and Prospects of the Protestant Church // Korea and Christianity. Seoul, 1996. P. 3-7; Donald N. Clark. Growth and Limitations of Minjung Christianity // South Korea's Minjung Movement: The Culture and Politics Dissidence. Honolulu, University of Hawai'i Press, 1995. P. 87-103; Kim Kwang-ok. The Religious Life of the Urban Middle Class // Korea Journal. Vol. 33. № 4. P. 5-33; Lee Kwangrin. Progressive Views on Protestantism // Korea Journal. Vol. № 2. P. 19-26.

2 В истории идёт южно-корейское конфуцианство [Электронный ресурс]. URL: http://www.literature.org.cn/Article.aspx?id=60220 (дата обращения 15.08.2009); Хань Чжоувэнь. Исследования конфуцианства в XX веке. Т. 3.4. Пекин, 2003; Лю Чэнго. Корейское конфуцианство // Исследование Конфуция. 1992. № 2; Конфуцианство в современной Южной Корее [Электронный ресурс]. URL: http://www.douban.com/group/topic/9443576/ (дата обращения 10.03.2011); Хван Бёнтэ. Конфуцианство и модернизация: сравнительный анализ конфуцианства в Китае, Южной Корее и Японии. Пекин, 1995.

3 Мольтман Ю. Христианские мученики современности // Социально-политическое измерение христианства. М., 1994. С. 198-204; Nahm А.С. Korea: Tradition and Transformation: A History of the Korean People. New Jersey, Seoul, 1989. 584 P.; Hart Dennis M. Class Formation and Industrialization of Culture: The Case of South Korea's Emerging Middle Class // Korea Journal. Vol. 33. №2. P. 42-57; Ямага Соко [Электронный ресурс]. URL: http://www.liberea.gerodot.ru/books/samurai01.htm (дата обращения 15.08.2009); Ван Цзяе. Конфуцианская культура и модернизация Японии. Ханчжоу, 1995. С. 5-11; Хан Лихун. Сравнительное исследование Шитянь Мэйянь. Тэйбэй, 1997; Исследования японского конфуцианства [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinese-thought.org/zwsx/006094.htm (дата обращения 15.08.2009).

воздействия наиболее распространенных и авторитетных религий на общественно-политическую жизнь Республики Корея, определение их места и значения в процессе модернизации южнокорейского общества в конце XX в. - начале XXI века.

Названная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:

1. Рассмотреть основные подходы к проблеме изучения религии в зарубежной и отечественной философской и политической мысли традиционных обществ;

2.Охарактеризовать основные функции религии в жизни человека и общества, выявить их влияние на политические предпочтения граждан;

3.Исследовать современные методологические подходы к изучению процесса взаимодействия религии и политики;

4.Раскрыть и проанализировать конфессиональный состав населения Южной Кореи в условиях модернизации;

5.Определить роль традиционных конфессий (буддизм, конфуцианство, христианство) в формировании политической культуры корейского народа;

6.Рассмотреть влияние новых религий на политический процесс РК.

Объектом настоящего исследования выступает общественно-политическая жизнь в Республике Корея, отличительной чертой которой в период модернизации является значительное влияние на нее религиозного фактора.

Предметом диссертационного исследования является процесс и степень влияние традиционных и новых религий на общественно-политическую ситуацию Республики Корея.

Основная рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что религиозные конфессии Республики Корея в разной степени влияния взаимодействуют с политикой. В общественно-политической жизни многие религии приобретают новые качества, и выступают интегрирующей силой, способной объединить разные слои

населения страны.

Анализ вероучений основных религий Южной Кореи - христианства, буддизма, конфуцианства - позволил продемонстрировать их существенное влияние не только на духовно-культурные процессы, но и на модернизацию страны. Независимо от вероисповедания исторические традиции оказывают огромное влияние на корейское общество, пронизанное конфуцианской этикой. В силу того, что религия в РК всегда служила источником традиционных ценностей и была тесно связана с культурной традицией как частью образа жизни в целом, сложный конфессиональный состав населения Южной Кореи не препятствует развитию в нем веротерпимости и толерантности.

Теоретико-методологическая основа исследования. При анализе степени и уровня влияния религиозной идеологии на политические процессы, протекающие в южнокорейском обществе, в качестве теоретической основы мы руководствовались двумя фундаментальными положениями:

во-первых, пониманием того, что воздействие религии на политику ощущается, прежде всего, в том, что религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия, что это воздействие тем сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни;

во-вторых, признанием того, что среди элементов религиозного комплекса, оказывающих воздействие на политику, особое место принадлежит религиозной организации и деятельности самих служителей культа, что формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфессиональных объединений \

1 См.: Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. М., 2005. С. 339-359;

Воздействие религии на общественно-политическую жизнь Республики Корея в период модернизации представлена в динамике - с начала процесса политической модернизации до современного состояния; а также в контексте общекультурных процессов, протекающих в Республике Корея.

В работе над диссертационным исследованием автором использовались общие методы социально-гуманитарного исследования: историко-генетический, сравнительно-исторический и проблемно-исторический1.

Историко-генетический метод позволил рассмотреть влияние основных религий на общественно-политическую жизнь Республики Корея в развитии, вывести современное состояние основных религий из начальной фазы, рассмотреть их эволюцию, проявившуюся в стремлении адаптироваться к чуждым им культурно-историческим традициям и стать заметным явлением духовной жизни корейского общества.

Сравнительно-исторический метод дал возможность сопоставить влияние религиозного фактора на политический процесс в различные периоды их существования в Республики Корея, выявить особенности их распространения и функционирования в сравнении с общекорейскими и мировыми тенденциями.

Проблемно-исторический метод позволил понять, что влияние религиозного фактора на общественно-политическую жизнь Республики Корея - это результат складывания определенных отношений в жизнедеятельности людей, наиболее ярко проявившихся в конце XX века в начале XXI века.

Исследование процессов воздействия основных религий на общественно-политическую жизнь РК на основе междисциплинарного подхода на стыке гуманитарных (политология) и общественных (религиоведение) наук потребовало использования разнообразных методов теоретического религиоведения - метод установки социальных фактов, типологический, феноменологический и системный методы.

1 Поправко Е.А., Дударенок С.М. Методы исследования культуры. Владивосток, 2008. С. 146-168.

При определении причин возникновения влияния религиозного фактора на общественно-политическую жизнь РК использовался метод установления социальных фактов. Это изучение вероучительных доктрин и документов, беседы с верующими и руководителями религиозных объединений.

Типологический метод, представляющий собой совокупность расчленения и группировки изучаемого влияния религиозного фактора на политический процесс в РК по различным основаниям, позволил выявить устойчивые группы признаков, отличающие процессы воздействия основных религий на общественно-политическую жизнь РК.

Феноменологический метод, основанный на выяснении значения и смыслов в духовном взаимодействии людей, позволил соотнести мотивы, представления, идеи и цели последователей основных религий и тем самым достигнуть понимания смысловой связи их поведения, обнаружить формальные структуры общения и субъективные факторы общественных отношений в исследуемых процессах воздействия религиозного фактора на общественно-политическую жизнь РК.

Системный метод имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом. Если общество - это система, то религия представляет собой подсистему, состоящую из ряда элементов (сознание, деятельность, отношения, организации) и выполняющую соответствующие функции.

Источниковую базу диссертационного исследования составил комплекс опубликованных документов, которые можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся официальные документы законодательной и исполнительной власти РК, регулирующие отношения религии и

государства. Так, например, в Конституции Республики Корея1 во второй главе «Права и обязанности граждан»: статья 20 «Религия, церковь» гласит: «Все без исключения граждане имеют право на свободу вероисповедания». Анализ нормативных документов РК, охватывающих период демократических преобразований с 1987 до наших дней, позволяет проследить, как менялась политика государства правящих и оппозиционных партий в религиозной сфере.

Вторую группу источников составляют документы и материалы политических партий Республики Корея2, которые представлены официальными сайтами и которые позволяют проследить, как менялась вероисповедная политика основных политический партий и политических движений в стране в период модернизации3.

К третьей группе источников нами были отнесены труды, выступления и интервью руководителей Республики Корея, которые позволяют представить отношение руководителей страны к процессам, происходящим в религиозной сфере4.

1 Конституция Республики Корея. Сеул, 2001 (на англ. яз.); История ... (перевод с корейского). Сеул, 1995.

2 The Grand National Party. Seoul, 2000. 11 p.; Сэ чхоннен минчжудан канрен (Программа Демократической партии нового тысячелетия) [Электронный ресурс]. URL: http://www. minjoo.jr.kr/about/kangtyung.html. December, 25. 2000; Ханнара канрен (Программа Великой национальной партии) [Электронный ресурс]. Сеул, 1997. URL: http://www.hannara.or.kr/e-hannara/ejplan.asp. December, 25. 2000.

3 Демократическая рабочая партия (Минчжунодондан) офиц. сайт. URL: http://www.kdlp.org/); Демократическая партия (Минчжудан) : офиц. сайт URL: http://www.minjoo.or.kr/ ), Новая прогрессивная партия (Чинбусиндан): офиц. сайт. URL: http://www.newjinbo.org/

4 Пак Чон Хи. Путь нашей нации. Сеул, 1962; Его же: Государство, революция и я. Сеул, 1963; Ким Ён Сам. Новая Корея. Сеул, 1992 (пер. с корейск.); Его же: Чрезвычайный президентский Декрет (RNETS). 1993, 15 авг.; Его же: 2000 Синхангук (Новая Корея к 2000 году). Сеул, 1993. 116 с.; Ро Дэ У. Политический профиль. Сеул, 1991; Его же: Декларация о демократизации. 1987, 29 июня; Его же: Речь президента по вопросам государственной политики в Национальном собрании 27 февраля 1993 г. Сеул, 1993. 28 е.; Его же: Тэтхоннен чхвиимса. Чонмун (Инаугурационная речь президента Ким Ен Сама 25 февраля 1993 г. Полный текст) // Чунан Ильбо, 1993, 26 февр.; Ким Тэ Чжун. Южная Корея: драмы и надежды демократии (пер. с корейского). М., Дип. академия МИД РФ, Республика, 1992. 319 е.; Его же: Новое начало. М., Республика, 1998; Его же: Солнечная политика Республики Корея: выступление, переданное по каналам спутниковой связи на Всемирной конференции CNN в г. Атланта, штат Джорджия, 5 мая 1999. Сеул, Корейская служба культуры и информации на зарубежные страны. 1999; Его же: Ким Тэ Чжун сибодэ тэтхоннен чвиимса. Чонмун (Полный текст инаугурационной речи Ким Тэ Чжуна, избранного на 15 президентский срок). Чунан Ильбо. 1998, 26 февраля; Но My Хен. Страна выживет, если не будет Сеульского Университета. Сеул, 2002; Address by President Kim Young Sam on National Policies for 1996 (January 9, 1996): To Build a First-Class Nation by Righting the Wrongs of the Past and Improving the Quality of Life // Korea Observer. Spring 1996, Vol. XXVII, № 1. P. 135-144; Chun Doo Hwan. Inauguration Address to National Assembly // The National Assembly Report. February 1981. P. 17-27.

Четвертая группа источников представлена справочными изданиями1, в которых представлены ежегодные отчеты итогов центральной избирательной комиссии Республики Корея, приводятся различные статистические данные о политической и экономической жизни РК.

Пятая группа источников - материалы периодической печати РК. Ценный материал был почерпнут автором из еженедельника «Сеульский вестник», газет «Korea Times», «Чунан Ильбо», «Чосон Ильбо», «Хангук Ильбо». В этих периодических изданиях есть информационные материалы по поводу влияния основных религий на общественно-политическую жизнь в РК. В качестве информационных источников использованы и российские журналы «Проблемы ДВ», «Международная жизнь», «Новое время», газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Независимая газета» и др., в которых также отражается вопрос о процессе воздействия религиозного фактора на политический процесс в странах АТР.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Санцевич, Яна Сергеевна, 2012 год

литература

275. Буддизм : словарь / Л. Л. Абаева и др. - М. : Республика, 1992. - 285 с.

276. Васильев, Л. С. История религий Востока : учеб. Пособие / Л. С. Васильев. - 7-е изд.,испр. и доп. - М. : КДУ, 2004. - 702 с.

277. Гараджа, В. И. Социология религии : учебн. пособие / В. И. Гараджа. -4-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2010.-302 с.

278. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - М. : Ун-т кню дом, 2002. - 293 с.

279. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь / Л. Б. Алаев и др. - М. : Республика, 1996. - 574 с.

280. История религии. В 2 т. : учебник / под общ. ред. И. Н. Яблокова. -М., 2004;

281. История религий : учебн. пособие / под ред. А. Н. Типсиной. - СПб. : Лань, 1997.-269 с.

282. История религий в России : учебник / под ред. Н. А. Трофимчука. -. -М. : Изд-во РАГС, 2002. - 591 с.

283. Корейский ежегодник. - Сеул : Изд-во Корейской информац. службы, 1990-2002 гг.

284. Корея : справочник. - Сеул : Кор. служба информ. для зарубеж. стран, 1993.-676 с.

285. Кудрявцев, В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия : учебн. пособие / В. В. Кудрявцев. - Минск : ТетраСистемс, 1997. - 206с.

286. Мечковская, Н. Я. Язык и религия: Лекции по филологии и истории религии : учебн. пособие / Н. Я. Мечковская. - М. : Изд.-торговый дом «Гранд», 1998. - 349 с.

287. Поликарпов, В. С. История религий : лекции и хрестоматия / В. С. Поликарпов. - М. : Гардарика, 1997. - 310 с.

288. Религиоведение : энциклопед. словарь. - М. : Академ, проект, 2006.

289. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. -М.: Академ, проект, 2008. - 1519 с.

Публикации в периодических изданиях

290. Гаджиев, К. С. Эпоха демократии? Проблемы экспансии демократии //

Вопр. философии. - 1996. - № 9. - С. 13.

291. Гостев, А. В. Проблемы человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопр. философии. - 1997. - № 12. - С. 5-40.

292. Игнатенко, А. А. Религии и политика: проблемы, позиции, суждения // Клуб «Реалисты» : Информац.-аналит. бюллетень. - 1996. - № 25.

293. Ким Тэ Чжун. Ким Тэ Чжун сибодэ тэтхоннен чвиимса. Чонмун (Полный текст инаугурационной речи Ким Тэ Чжуна, избранного на 15 президентский срок). - Чунан Ильбо. - 1998. - 26 февр.

294. Ланьков, А. Н. Буддизм: страницы истории // Сеульский вестник. -2000,- 1-31 янв.- С. 16.

295. Ланьков, А. Н. Христианство: страницы истории // Сеульский вестник .- 1999.- 1-31 дек.-С. 16.

296. Лю Чэнго. Корейское конфуцианство // Исследование Конфуция. -1992,-№2.-С. 43-44.

297. Матюхин А. Православные основы политической философии русского консерватизма // Обозреватель-ОЬзегуег. - 2005. - № 3. - С. 85-93.

298. Михельсон, О. К. История религии и новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение. - 2002. - № 4.

299. Мчедлов, М. Политика и религия // Обозреватель-ОЬзегуег. - 2000. -№4.-С. 23.

300. Нуруллаев, А. А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2000. - № 2 -С. 60-68.

301. Огнев, Ю. И. Внутриполитический кризис в Южной Корее и его истоки // Проблемы Дальнего Востока. - 1981. - № 1. - С. 108.

302. Ро Дэ У. Тэтхоннен чхвиимса. Чонмун (Инаугурационная речь президента Ким Ен Сама 25 февраля 1993 г. Полный текст) // Чунан Ильбо. - 1993.-26 февр.

303. Соломатин, Я. И. О связи политологии и религии // Без темы. - 2006. -

№ 1. - С. 22-25.

304. Сунягин, Г. Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения // Вопросы философии. - 1985. - № 7.

305. Тамбовцев, В. JI. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 1995. - № 3. -С. 18-23.

306. Толстокулаков, И. А. Модернизационные мотивы в деятельности корейского религиозного общества Тонхак // Вестник ДВО РАН. - 2009. - № 5. _ С. 50-57.

307. Христианско-демократические партии // Наука и религия. - 1990. - № 9. - С. 31.

308. Шахнович, М. М. Феноменологическое религиоведение: между теологией и «наукой о религии» // Вестник Санкт-Петербургского унта. 2001. Сер. 6. Вып. 4.

309. Элбакян, Е. С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян / Элбакян Е. С., Медведко С.В. // Социол. исслед. 2001. № 8 .

310. Яблоков И.Н. Философия религии в системе знаний // Вест. Рос. Философского об-ва. 1999. № 1

311. Address by President Kim Young Sam on National Policies for 1996 (January 9, 1996): To Build a First-Class Nation by Righting the Wrongs of the Past and Improving the Quality of Life // Korea Observer. - Spring 1996, Vol. XXVII, № 1. _ p. 135-144.

312. Cho Hein. The Historical Origin of Civil Society in Korea // Korea Journal. Summer 1997. Vol. 37, №2. P. 24.

313. Foley M., Edwards B. The paradox of civil society // Journal of Democracy. 1996. Vol. 7. №3.

314. Hart Dennis M. Class Formation and Industrialization of Culture: The Case of South Korea's Emerging Middle Class // Korea Journal. Vol. 33. № 2. - P. 42-57.

315. Kim Kwang-ok. The Religious Life of the Urban Middle Class // Korea Journal. Vol. 33. № 4. - P. 5-33.

316. Lee Kwangrin. Progressive Views on Protestantism // Korea Journal. Vol. №2.-P. 19-26.

317. Nakamura H. Japanese Traditional Values and Industrialization // International Social Science Review. 1987. Vol. 62. №1. P. 7.

Электронные ресурсы

318. В истории идёт южно-корейское конфуцианство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.literature.org.cn/Article.aspx?id=::60220 (на корейск. яз.)

319. Гараджа, В. И. Религия и политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.verigi.ru/?book=l &chapter=45

320. Гараджа, В. И. Что такое религия и вера, и в чём их смысл? - Режим доступа: http://put.ucoz.ru/news/chto_takoe_ religija_i_vera _i_v_chjom_ ikh_smysl/2008-02-18-351

321. Гарифуллин, Р. Смысл жизни и смысл бытия. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/postmodern-01.htm

322. Гуенков, В. В Корее стало больше католиков [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.kr/society/religion/920.html

323. Гуенков, В. Инвансан - заповедник шаманизма [Электронный ресурс] // Сеульский вестник. 2002. ноябрь. - Режим доступа: http ://vestnik.kr/articles/3 388 .html

324. Демократическая партия (Минчжудан) : офиц. сайт - Режим доступа: http://www.minjoo.or.kr/ )

325. Демократическая рабочая партия (Минчжунодондан) офиц. сайт. -Режим доступа: http://www.kdlp.org/)

326. Дорофеев, Ф. А. Социальные функции религии. - Режим доступа: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/29-functions

327. Исследования японского конфуцианства. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.chinese-thought.org/zwsx/006094.htm

328. Конфуцианство в современной Южной Корее [Электронный ресурс]. URL: http://www.douban.com/group/topic/9443 576

329. «Картины мира» и типы рациональности (новые подходы к изучению социологического наследия Маркса Вебера). - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/09.php

330. Корейский вариант конфуцианства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.literature.org.cn/Article.aspx?id=60220

331. Международная ассоциация истории религий. URL: www.iahr.dk

332. Новая прогрессивная партия (Чинбусиндан) : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.newjinbo.org/

333. Протестантство - самая политически влиятельная конфессия в Южной Корее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.kr/society/religion/ 215 .html

334. Сэ чхоннен минчжудан канрен (Программа Демократической партии нового тысячелетия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minjoo.jr.kr/about/kangtyung.html

335. Ханнара канрен (Программа Великой национальной партии). — Сеул, 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.hannara. or.kr/e-hannara/e_plan. asp

336. Ямага Соко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liberea.gerodot.ru/books/samuraiO 1 .htm

337. New Komeito : офиц. сайт [на яп. яз.]. - Режим доступа: http://www.komei.or.jp/

338. Online available [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muse.jn .edu/journals/Journal of Democracy/v007/7.3foley.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.