Процессы этнонационального самоопределения: На примере Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Сакун, Марина Владимировна

  • Сакун, Марина Владимировна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 135
Сакун, Марина Владимировна. Процессы этнонационального самоопределения: На примере Северного Кавказа: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2001. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Сакун, Марина Владимировна

Введение.

1 глава. Методология исследования принципа этнонационального самоопределения.

1.1. Содержание понятия принцип самоопределения».

1.2. Понятие субъектов этнонационального самоопределения.

1.3. Правовые основания этнонационального самоопределения.

2 глава. Процессы этнонационального самоопределения на Северном Кавказе.

2.1. Культурно-исторические аспекты этнонационального самоопределения.:л.„.

2.2. Влияние социально-эв^ноЯй^кШ) развития народов Северного Кавказа на процессы этнонационального самоопределения.

2.3. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Тенденции этнонационального самоопределения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процессы этнонационального самоопределения: На примере Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования. С конца 80-х годов в России заметно актуализировались этнонациональные процессы. Выразившись первоначально в культурных течениях, выдвигавших целью возрождение этнонациональных культур, они постепенно стали оказывать существенное воздействие на реформирование политической системы. В настоящее время сформировались основания институализации новых позиций российских этносов и республик, произошло изменение правового статуса республик в составе Российской Федерации, избрание в них президентов, утверждение конституций, подписание Федеративного договора и целого ряда двухсторонних договоров между субъектами Федерации и Федеральным центром, принятие законов о языках и об образовании. Эти процессы вплетаются в более широкие мировые социально-политические изменения. В частности, этнонациональные процессы, протекающие на юге России, исследователями различных стран связываются с проблемами взаимоотношения христианского и мусульманского культурно-цивилизационных миров. Тем самым этнонациональные процессы в России оказывают влияние и на геополитические сдвиги. Поэтому не случайно перемещение в фокус научного анализа проблематики этнонационального самоопределения.

Нашей эпохе присущи два разноплановых процесса: процесс интеграции и процесс национального самоутверждения народов, который затрагивает и давно сложившиеся государства-нации. В условиях современной действительности этнонациональное самоопределение является общемировым процессом, формирующим облик мира и отражающим его сложность и многообразие. Вследствие чего, актуальность данной проблематики связана с усилением влияния факторов, отличающих народы и культуры друг от друга. Это усиление есть реализация одной из тенденций общемирового развития -этнонационального самоопределения.

Необходимость исследования процессов этнонационального самоопределения обусловлено рядом причин: 1) распад Советского Союза повлек за собой раздробленность и стремление к этнонациональному самоопределению; 2) спад в экономической и социальной сфере породил тенденции к поиску «защиты» в принадлежности к этнонациональным общностям; 3) вследствие распада СССР советскими людьми и обществом было утеряно сознание своей гражданской принадлежности (советский народ), и как следствие, поиск токовой в этнонациональных общностях.

Специфика исторического развития России состоит в том, что здесь различные этносы находятся на разных фазах социокультурного развития. Поэтому дезорганизация функционирования властной вертикали вызвала в ряде случаев этнонациональную консолидацию как одно из следствий и реакцию на этот процесс. Но такая линия развития оказалась возможной лишь для тех этнических общностей, объективные условия, функционирования которых требовали политической самоорганизации как механизма, вызванного определенной фазой внутри этнического развития. Речь идет о переходе от традиционного этапа развития к индустриальному. Иными словами, всплеск политической активности на этнонациональной почве России 90-х годов был вызван пересечением процессов дезорганизации функционирования государства и перехода ряда этносов с одного социально-экономического этапа развития на другой.

Имея общемировой характер, процессы этнонационального самоопределения идут в конкретных политико-географических регионах. В данной работе в качестве региона в большей мере характеризуемого процессами этнонационального самоопределения будет исследован Северный Кавказ. Актуальность данной проблематики для этого региона определяется рядом причин - это взрывоопасная смесь нерешенных этнических противоречий, сепаратистских и антирусских настроений, движений за восстановление политических и территориальных прав репрессированных народов, стремления к обретению государственности, ирредентизма

разделенных народов и многого другого. К особенностям, формирующим специфические черты этнополитической ситуации на Северном Кавказе, относятся: историческое прошлое, особый менталитет кавказского суперэтноса и традиционно-аграрный характер общественных отношений, все это в большей мере детерминируют процессы этнонационального самоопределения. Степень разработанности проблемы. Проблема, которая рассматривается в данном исследовании, по своей природе является междисциплинарной. Она находится в центре внимания специалистов различных научных дисциплин -этнологов, историков, социологов, правоведов и политологов. Но наиболее активно ее исследованием занимаются в настоящее время политологи.

Проблема самоопределения народов активно изучалась еще на заре Нового времени такими философами и политическими мыслителями, как Ж. Боден («О Республике», 1576 г.), И. Альтизиус («Политика», 1603 г., «Систематическое изложение политики», 1609 г.), Г. Гроций («Право войны и мира», 1625 г.), Т. Гоббс («Левиафан», 1651 г.), Мильтон («В защиту английского народа», 1649 г.), Б. Спиноза («Бошсловско-политический трактат», 1670 г., «Трактат о политике», 1677 г.). В дальнейшем на идею самоопределения народов сильное влияние оказала естественно-правовая парадигма с ее пафосом Свободы и естественных, неотъемлемых прав индивидов и народов, которую анализируют Д. Локк («Два трактата о правлении», 1689 г.), Ш. Монтескье («О духе законов», 1748 г.), Э. Де Ваттель («Право народов или принципы естественного права, применяемые к делам наци и суверенов», 1758 г.), Ж.Ж. Руссо («Общественный договор, или принципы политического права», 1752 г.).

Политологический анализ межэтнических отношений имеет давние традиции, тем более что в полиэтнических обществах проблема этнонационального самоопределения встает достаточно остро. Здесь следует вспомнить широко известные имена теоретиков социал-демократии начала века - К. Каутского, Р. Люксембург,^ В.И. Ленина, представителей австрийской школы (Э. Ренана, Р. Шпрингера), в центре теоретического внимания и политической деятельности которых стали проблемы этнонационального самоопределения в рамках сепаратизма, культурно-национальной автономии, национально-государственного строительства, национальных (этнических) движений как политических сил. В российской науке развивались и иные, отличительные от социально-классовых, подходы к проблеме самоопределения, выраженные в философских работах С. М. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, правоведов Д. Каченевского, Н. М. Коркунова, Н. И. Палиенко, Ф. Мартенса и других.

В связи с распадом мировой системы колониализма в 50-70 годах проблема этнонационального самоопределения стала одной из самых актуальных в советском международном правоведении. Несмотря на ограниченность этих работ рамки социально-классового подхода, они имеют важное теоретическое и практическое значение, среди них, можно назвать работы И. Д. Левина, Г. Б. Старушенко, И. Г. Блищенко, Р. А. Тузмухамедова, Г. В. Шармазанашвили, Л. В. Сперанской, К. Д. Коркмасовой, Ю. Г. Барсегова, И. С. Шевцова, Н. А. Ушакова.

Интерес к проблеме этнонационального самоопределения вновь возрос в конце 80-х годов. В отличие от предшествующего периода, современный этап в исследовании этнонационального самоопределения отличается рядом особенностей. Во-первых, международно-правовых исследований стало значительно меньше и они в основном исходят из конкретно- исторических условий в тех или иных регионах (Нагорный Карабах, Абхазия, прибалтийские республики). Также появилось обилие работ в различных областях социально-гуманитарного знания, причем превалирующим подходом стал политологический и исторический подход. Выделим несколько основных направлений, в которых проблема самоопределения осмысливается с той или иной стороны. Это проблемы империи и национального государства ( С. Я. Матвеева, С. И. Каспэ, И. Г. Яковенко, Д. В. Драгунский), наций и национализма ( А. И. Миллер, В. А. Тишков, А. К. Дегтярев, В. М. Межуев, М. А. Мунтян, А. А. Празаускас, Э. В. Тадевасян), федерализма (В. А. Михайлов,

Р. А. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, К. С. Гаджиев, М. Н. Губогло), политической субъектности этносов (Г. С. Денисова, на региональном уровне -Л. Л. Хоперская).

С 90-х годов исследование межнациональных отношений в отечественной науке переживает настоящий «бум». За непродолжительный отрезок времени вышло огромное количество публикаций, предметом которых является изучение этнонациональных конфликтных отношений, то есть одной из грани, тенденции этнонационального самоопределения. Можно назвать главные направления этнополитологических исследований: 1) анализ формирования и динамики этнонациональных конфликтных ситуаций в стране с точки зрения исторических причин - затянувшегося распада Российской империи, просчетов в национальной политике в Советский период и пр. ( А.Г. Вишневский, Ю.Г. Зубов, А.И. Салмин и др.); 2) анализ этнонациональных конфликтов с позиции общей теории конфликтов, разрабатываемой в отечественной социологии ( A.B. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, Е.И. Степанов, Э.А. Поздняков, Ж.Т. Тощенко и др.); 3) выделение регионов, где этнополитические проблемы стоят наиболее остро (построение « этнополитической карты России» и анализ ситуации в них ( Д.В. Драгунский, Э.И. Ожиганов, Э.А. Паин, A.A. Попов и др.); 4) моделирование динамики и сценариев развития этнонациональных конфликтов, а также процессов их урегулирования ( В.А. Авксентьев, Э.И Ожиганов, Э.Н. Скакунов, Э.А Паин,

A.A. Попов и др.); 5) изучение специфики этнополитической ситуации в отдельных регионах страны ( И.К. Аппине, И.М. Габрафикова, М.Н. Губогло,

B.Н. Рябцев, Л.С. Перепелкин, Г.П. Предвечный, В.А. Тишков, Л.Л. Хаперская).

При всем многообразии подходов к проблематике межэтнических отношений можно заметить существенный разрыв между ними и различие в исходных позициях анализа. Вместе с тем, целый ряд теоретических исследований историософского и социально-философского направлений свидетельствует о назревшей необходимости разработки системного видения проблем межэтнических отношений, поскольку они оказывают непосредственное влияние на фундаментальные основы российской жизни -сохранение не только государственной целостности, но и самобытной культуры, цивилизации России. В этом направлении широко известны работы A.C. Ахиезера, В.В. Ильина, М.В. Иордана, A.C. Панарина и других. Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ процесса этнонационального самоопределения на теоретическом и эмпирическом уровне. Политологический анализ принципа этнонационального самоопределения, определение субъектов этнонационального самоопределения (этнос, народ, нация) и рассмотрение правовых оснований этнонационального самоопределения. Анализ реализации данных процессов в Северо-Кавказском регионе по трем направлениям: сепаратизма, федерализма, «анклавизации» территорий, на примере Чечни, Дагестана.

Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. На теоретическом уровне: а) выявить понятийно-категориальный аппарат принципа этнонационального самоопределения; б) дать характеристику существенным моментам понятия «принципа этнонационального самоопределения»; в) классифицировать и определить субъектов этнонационального самоопределения; г) сделать акцент на принадлежности «принципа этнонационального самоопределения» к политической науке в отличие от принадлежности к правовой.

2. В практическом аспекте: а) провести анализ процессов этнонационального самоопределения в республиках Северного Кавказа (Чечня, Дагестан); б) исследовать содержание, направленность, формы реализации и результаты процессов этнонационального самоопределения в республиках Северо-Кавказского региона.

Объект исследования. Процессы этнонационального самоопределения в республиках Северного Кавказа Чечне и Дагестане.

Предметом исследования является принцип этнонационального самоопределения - как фактор, влияющий на изменение геополитического пространства России. Исследование принципа этнонационального самоопределения в рамках развития этнонациональной самобытности и возрождения культурно-духовных основ нации.

Методология исследования определена особенностями предмета, изучение которого предполагает интегрирование подходов различных смежных областей научного знания - политологии, этнологии, правоведения, социологии. Автор вводит основную категорию «принцип этнонационального самоопределения», определяя ее как политологическую. Определение субъектов этнонационального самоопределения проводится автором исходя из методологии социально-экономического детерминизма и социально-исторического примордиализма (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев), являющихся традиционными для отечественной этнологии. Данный подход, в свою очередь позволяет рассматривать процессы этнонационального самоопределения в контексте структурно-функционального анализа и изучать их в процессуальном аспекте. В работе продуктивно использовалась социальная парадигма.

При исследовании реального процесса этнонационального самоопределения автор использовал сравнительный метод, с помощью которого проводится анализ республик Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Основополагающим в исследовании является региональный подход для политологического анализ исследуемых республик.

Научная новизна исследования. Принципиально новым является предложенный подход к политологическому анализу современного этнополитического процесса на Северном Кавказе, позволяющий рассматривать его через призму этнонационального самоопределения, который является определяющим фактором развития этноса (нации ). В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем: 1) выделены специфические особенности этнонационального самоопределения; 2) определены субъекты этнонационального самоопределения; 3) аргументировано содержательное отличие принципа этнонационального самоопределения от юридического права нации на самоопределение; 4) проведен анализ факторов, влияющих на процессы этнонационального самоопределения на Северном Кавказе; 5) в рамках процесса этнонационального самоопределения выявлены три направления, по которым развиваются этнополитические события в республиках Северного Кавказа (Чечня, Дагестан).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Этнонациональное самоопределение - есть сознательное, добровольное целенаправленное изменение этнического статуса, суть которого состоит в переходе состояния из объекта в субъект действия на основе культурной, целостной самоорганизующейся и самовоспроизводящейся системы, в которой политическое качество играет одну из решающих ролей.

2. Проблема самоопределения этносов многопланова, противоречива, сложна, поэтому теоретически она описывается разными понятиями, среди которых национальное и этнонациональное являются ведущими. Национальное самоопределение имеет инклюзивный характер, т. е. включает в понятие нации языковые и этнические меньшинства и пытается их ассимилировать. Этнонациональное самоопределение, будучи по своей природе эксклюзивным, исключаем этническо-языковых «инородцев» из нации.

3. Этнонациональное самоопределение классифицируется по следующим основаниям: по организационной форме: политические партии, национально-освободительные, общественно-политические движения и т.д.; по объекту и предмету самоопределения: культурная, социальная, экономическая, политические сферы и соответствующий статус и т.д.; по способам реализации: мирный, силовой, комбинированный процесс и т.д.; по методам: правомерное и неправомерное, легальное и нелегальное и т.д.; по функциям: защитная, адаптационная, освободительная, воссоединительная, информационная и т.д.

4. Этнонациональное самоопределение выражается в трех уровнях: первый уровень - этнонациональное самоопределение, сущность которого состоит в том, что этносы, реализуя свой политический интерес стремятся к завоеванию политической власти и созданию своего государства, тем самым перейдя в новую фазу своего развития - нацию; второй уровень -самоопределение народа, позволяет охватить не только общности этнонационального ряда, но и многонациональные (мультикультурные) сообщества. Реализация данного уровня самоопределения может проходить в пределах от национально-культурного до государственного; третий уровень - самоопределение нации, по сути дела не содержит в себе самоопределения, понимаемого как создание государства, ибо нации вне государства не существует.

5.Существует дилемма в концепциях суверенитета и права, причем идея всеобщих прав человека - на стороне необязательного права. Принцип этнонационального самоопределения колеблется внутри этой дилеммы, к нему взывают суверенные государства, когда им угрожают внешние силы, к нему же взывают внутренние силы, стремящиеся к автономии или отделению. Международные отношения основанные на государственной системе, соответственно больше склоняются в пользу суверенитета, т.е. сохранения государства.

6.Правовой аспект этнонационального самоопределения содержит в себе достаточно оснований для сепаратизма. Несогласованность Конституций РФ с Конституциями республик ведет к нарушению прав человека и дает возможность для неправомерной реализации этнонационального самоопределения.

7. Культурно-религиозный аспект этноса является основой для процессов этнонационального самоопределения, поскольку культурная самобытность этноса, вбирающая в себя прошлое, и настоящее в определенных условиях (кризисных) стремится к своему сохранению и укреплению. Искусственное смешивание и разделение народов, их последующая депортация, фактическое сохранение исконного уклада жизни являются историческими факторами процессов этнонационального самоопределения на Северном Кавказе.

8. Специфика процессов этнонационального самоопределения на Северном Кавказе заключается в следующем: неравномерность социально-экономического развития народов Северного Кавказа; актуальность исторического прошлого народов; постепенный переход от протополитических процессов к становлению политики в их институциональном, содержательно культурном, психологическом и др. составляющих.

Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления политологического анализа процессов этнонационального самоопределения, являющихся характерной чертой современной политической жизни России в республиках Северного Кавказа.

Положения и выводы диссертационного исследования способствуют анализу национально-государственного строительства, федеративных и межнациональных и межэтнических отношений и прогностике развития этнополитической ситуации. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для органов власти и управления в целях оптимизации управленческих решений в национально-государственной сфере, а также для политических партий, общественных объединений для разработки программных документов и применения в политической практике. Содержательная часть диссертационного исследования может быть использована в учебно-методической работе для разработки спецкурсов по политологии, этнологии, регионоведению.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Право и культура; проблемы взаимосвязи» Ростов-на-Дону, 1996 г.; «Современные проблемы национальной безопасности; Россия в XXI век с миром и согласием» Ростов-на-Дону, 1999 г.;

Политические и правовые институты» Ростов-на-Дону, 2000 г.; «Политико-правовая культура и духовность» Ростов-на-Дону, 2001 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, списка литературы. Общий объем работы 135 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Сакун, Марина Владимировна

Заключение.

Процессы этнонационального самоопределения являются частью современной действительности. Они актуальны для многих регионов мира. Этнонациональное самоопределение - это сложный процесс с многогранными формами проявления. Практически невозможно вычленить его из взаимосвязанной и взаимообусловленной системы общественных, политических, социальных, этнонациональных отношений.

Понятие принципа этнонационального самоопределения основано на стремление группы людей (этноса, нации) утвердить себя в качестве значимой единицы для общества, тем самым, развивая и укрепляя собственную идентификацию с определенной культурно-цивилизационной группой. Данный принцип, по нашему мнению следует рассматривать как возможность альтернативного, свободного выбора этносом, нацией, народом своего статуса (политического, экономического, культурно-духовного и др.).

Принцип самоопределения заложен в значимых правовых документах (Декларация ООН, Конституции и т.д.). Но в международных правовых документах он значится как «право народа на самоопределение» и носит декларативных характер. Принцип «права народа на самоопределение» использовался для защиты колониально зависимых стран, после того как они освободились от гнета, он перестал быть действующей правовой нормой, но остался в документах. Таким образом, принцип этнонационального самоопределения можно определить как политический, поскольку он находится в рамках естественного права и не имеет правовых методов реализации. Другой аспект проблемы связан с наличием в Конституции РФ положений о самоопределении народов и их территорий, которые не соответствуют данному принципу, что позволяет региональным субъектам провозглашать свой суверенитет.

Субъектами процессов этнонационального самоопределения являются, соответственно этносы, нации, народы. При этом этнонациональные процессы самоопределения более очевидны, так как они сводятся к борьбе за условия реализации базовых потребностей групп населения (за территорию, ресурсы и контроль за ними, статус, влияние). Этого нельзя сказать о процессах этнического самоопределения. Данные процессы более сложные и затрагивают сферу бессознательного в человеке, иногда глубоко укорененные и имеющие историческую давность. Процессы этнического самоопределения можно рассматривать в двух плоскостях: 1) числено доминирующий титульный этнос, опирающийся на структуры государственной власти - этническое меньшинство, организованное движение, которое ставит своей целью изменить существующие положение вещей; 2) одна этническая (субэтническая группа) -другая этническая (субэтническая) группа, не занимающие доминирующего положения в государстве и организованные в политические или общественные движения. Существует еще один фактор, определяющий процессы этнонационального самоопределения - это развитие этноса, стремление его к завоеванию политической власти и к образованию своего государства (становление его в нацию).

Для России особую актуальность процессы этнонационального самоопределения принимают в силу целого ряда причин: 1) наличие центробежных тенденций, характерных для разваливающихся империй, тем более в условиях экономического, духовного, социального кризиса; 2) наличие, заложенных советской национальной политикой «мин замедленного действия» (депортации, геноцид, произвольное разделение территорий); 3) многонациональный состав населения России, с дискретным расселением большинства этнических групп; 4) наличие на территории Российской Федерации различных типов культур и цивилизаций (согласно цивилизационному подходу); 5) нерешенность проблем национально-государственного устройства, ассимитричность в федералистском и регионалистском подходах.

Все, выше перечисленные причины характерны для Северного Кавказа в особенности. Но на передний план в качестве доминант процессов этнонационального самоопределения здесь выходят, помимо экономических и социальных причин, причины национальные и духовно-цивилизационные. Народы Северного Кавказа в большей степени сохранили свои традиции и культуру, определяющие их существенные отличия от других народов. Этот этнонациональный потенциал используется в качестве внутренних причин и оправданий для своего самоопределения.

Условиями для реализации принципа этнонационального самоопределения является ряд причин: состояния кризиса России в целом, культурно-исторические особенности и социально-экономические особенности республик Северного Кавказа.

Процессы этнонационального самоопределения в Северо-Кавказском регионе идут по следующим направлениям: сепаратизм, «анклавизация» территорий и в рамках федерации. Сепаратистские тенденции характерны для Чечни с насильственными формами реализации своего самоопределения. Однако, вряд ли можно прогнозировать сецессию данной республики. Этому препятствуют три основных фактора: гетерогенность населения, проблематичность (спорность) территорий и границ, общегосударственный интерес России.

Вторая тенденция в большей степени характерна для республики Дагестан. Процесс «анклавизации» территорий в данном регионе идет по двум направлениям: 1) «анклавизация» территорий ваххабистского толка; 2) «анклавизация» территорий патестарного хозяйственно-культурного типа. Главное различие этих типов, по мнению автора, состоит в том, что первый тип можно соотнести с начальной формой сепаратизма, а второй с тенденцией самоидентификации этноса, в рамках закрытости общности. Второй тип - это своего рода «остановка в развитие» этноса при сохранении культурно-цивилизационнных ценностей. По мнению автора, данный вид этнонационального самоопределения необходимо учитывать.

Третей формой этнонационального самоопределения является самоопределение в рамках федерации. Данная форма предполагает под собой продуктивное сотрудничество различных субъектов Федерации, при условии равного партнерства этих субъектов.

В связи со сложностью самого предмета принципа этнонационального самоопределения и сущности процессов этнонационального самоопределения, затрагивающего основы жизнеспособности государства, с многообразием его причин и проблем реализации, достижения приемлемых результатов его осуществления не могут быть решены только политологией. Необходимо изучение и использование социологических, этнополитологических, психологических, геополитических, правовых и других методов, совокупность которых может дать положительный результат для анализа и практического урегулирования проблем этнонационального самоопределения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Сакун, Марина Владимировна, 2001 год

1. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация; самобытность и целостность. // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991.

3. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог. 1996.

4. Абдулатипов Р.Г. Федерация России и взаимосвязь региональной и национальной политики. // Этнополитическое исследование. 1995. № 1.

5. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М. 1991.

6. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика. 1994.

7. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

8. Авксентьев A.B., Авкесньтьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

9. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Ставрополь, 1996.

10. Анисимов С.С. Кабардино-Балкария. М. 1937.

11. Артановский С.А. Мировая интеграция и самоопределение. // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 12.

12. Арутюнов С. А. Этногенез, его формы и закономерности. // Этнополитический вестник. 1993. № 1.

13. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов. // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

14. Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межнациональные противоречия и конфликты в России. // Социально-политический журнал. 1992. №7.

15. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат. 1982.

16. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общественной смуты. М. 1997.

17. Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение основа демократического решения межнациональных проблем. К проблеме Нагорного Карабаха. Ереван: Айстан. 1989.

18. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М. 1993.

19. Батаев Т.В. Этнополитическая ситуация в постсоветской России. // Россия и современный мир. 2000. № 1.

20. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. Спб. 1909.

21. Беляев С.О., Лепихов А.Н. Национальные процессы и противоречия на современном этапе. Проблемы этнополитологии. Ростов-на-Дону, 1995.

22. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ. 1990.

23. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.

24. Бобровников В.О. Трансформация колхозов Аварии. Восток, 1998. .

25. Богатуров А. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтогенности. // Международные отношения. 1992. № 3.

26. Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ (Современный политический опыт в историческом контексте). // Политические исследования. (Университетская политология России. Сборник статей). М. 1999.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983.

28. Бромлей Ю.В. Человечество это народы. М. 1990.

29. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука. 1987.

30. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994.

31. Валесян А. Нефтепровод компромисса. // Московские новости. 1995. №31.

32. Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к делам нации и суверенов. М.: Гос. Изд-во юрид. Лит-ры. 1960.

33. Видовин В.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России. // Кентавр. 1994. №1-2.

34. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994.

35. Вьюницкий В. Кавказский синдром. // Диалог. 1992. № 15-18.

36. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М. 1998.

37. Гаджиев К.С. Геополитические перспективы Кавказа в стратегии России. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 2.

38. Гарданов В.К Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.). М. 1987.

39. Гасанов H.H., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы. // Политические исследования. 1993. №3.

40. Гегель Г. Философия духа. / Энциклопедия философских наук. М. 1977.

41. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс. 1991.

42. Гливаковский А.К. Национальная безопасность России и геополитика. // Кентавр. 1991. № 10-12.

43. Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. Национальная политика в Российской Федерации. М. 1993.

44. Гоббс Т. Левиафан. М. 1936.

45. Губогло М.Н. В лабиринтах этнической мобилизации. // Отечественная история. 2000. № 3.

46. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос. 1994.

47. Гумилев Л.Н. Этногинез и биосфера Земли. М. 1993.

48. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993.

49. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV-Xb в. Л. 1979.

50. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль. 1996.

51. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону: Изд-воРГПУ. 1996.

52. Доронченко А.И., Мещеряков М.Т. История и национальная территория. // Кентавр. 1994. № 3-4.

53. Драгунский Д.В. Навязанная этничность. // Политические исследования.1993. №5.

54. Дробижева Л.М. Этнические конфликты. // Политические исследования.1994. №2.

55. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Наука. 1991.

56. Елемесов Р. Исламский фактор. // Общественные науки и современность. 1992. №4.

57. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. Ж. 1997.

58. Игнатов В.Г., Илларионов А., Львин Б. Россия должна признать независимость Чечни. // Московские новости. 1995. № 13.

59. Ильин И.А. О грядущей России. Джорданвил, 1993.

60. Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. 1993. № 8.

61. Иордан М. Наука национального примирения. // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

62. Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. (Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции). Ростов-на-Дону, 2000.

63. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Политические исследования. 1994. № 6.

64. Каспэ С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России. // Политические исследования. 1999. № 2.

65. Касумов А.Х. Северо-западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1989.

66. Каутский К. Национализм и интернационализм. Пг. 1918.

67. Каутский К. Освобождение наций. Харьков, 1919.

68. Клайн Э. Самоопределение нации: созидание или опасная забава? // Общественные науки и современность. 1993. №2.

69. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т. 1. М. 1978.

70. Кобищанов Ю. Распад пространства возрождение цивилизаций? // Век XX и мир. 1992. №5.

71. Ковалев A.A. Самоопределение и экономическая независимость народов. М. 1988.

72. Ковалев С. Россия и чеченская война: как реагировать Европе. // * INTERNATIONALE POLITIK Россия при Путине. 2000. № 5.

73. Козинг А. Нация в истории и современности (исследование в связи с историко-материалистической теорией нации). М.: Прогресс. 1978.

74. Козлов О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты. // Социологические исследования. 1993. № 4.

75. Колесова JI. Причины современных межэтнических и меконфессиональных конфликтов. // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

76. Кон Г. Азбука национализма / Проблемы Восточной Европы. Вашингтон. 1994.

77. Королева-Коноплянская Г.И., Мощнев A.A., Тавадов Г.Т. Россия: в поиске формулы национального возрождения. // Социально-политический журнал. 1994. № 2.

78. Коротков В. Чеченская модель этнополитических процессов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

79. Красин Ю.А. Выборы и политическое самоопределение. // Власть. 2000. № 2.

80. Кристеску А. Право народов на самоопределение: историческое ис/современное развитие на основе документов ООН. Нью-Йорк.: ЭКОСОС ООН. 1981.

81. Кургинян С. Седьмой сценарий. В 3-х ч. 4.1. М.: Экспериментальный творческий центр. 1992.

82. Кцоева Г.У. Кавказский суперэтнос. // Эхо Кавказа. 1994. № 2.

83. Ладыженский A.M. Формы перехода от первобытнообщинного к классовому обществу (по материалам Северного Кавказа). // Исторические науки. 1961. №2.

84. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. / Г1СС Т. 30.

85. Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об «автономизации». / ПСС -Т. 45.

86. Ленин В.И. Кадеты и "право народов на самоопределение". / ПСС Т. 24.

87. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. / ПСС Т. 24.

88. Ленин В.И. Национал-либерализм и право наций на самоопределение. / ПСС -Т. 24.

89. Ленин В.И. Национальное равноправие. / ПСС Т. 25.

90. Ленин В.И. О «о культурно-национальной автономии». / ПСС Т. 24.

91. Ленин В.И. О праве нации на самоопределение. ПСС. Т. 25.

92. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс. 1997.

93. Любомирова В.В. Самоопределение наций одно из основных условий международного сотрудничества и мирного сосуществования. М. 1957.

94. Малышева Д.Б. Этнические конфликты на Юге СНГ и национальная безопасность России.

95. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

97. Мартынов Б.Ф. Самоопределение необходим ответственный подход. // Международная жизнь. 1993. № 7.

98. Маценов Д.В. Интересы и безопасность России в постсоветцкую эпоху.// Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 4.

99. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII XVIII вв. Нальчик, 1991.

100. ЮО.Милованов Ю.Е. «Анклавизация» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования. / Насилие в современном мире. Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1999.

101. Милль Дж. Стюарт. Представительное правление. Спб. 1907.

102. Миронов В.А. Российское государственное строительство в постсоюзный период (1991 1994гг.). // Кентавр. 1994. № 3.103 .Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов,1993.

103. Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире. // Социологические исследования. 1999. № 5.

104. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности. // Социологические исследования. 1999. № 9.

105. Юб.Могилевская Г.М. Этническое самосознание и национальная идея.

106. Проблемы этнополитологии. Ростов-на-Дону, 1995. Ю7.Морозова Е.В. Политическая культура Юга России. // Политические исследования. Университетская политология России. / Сборник статей. 1999.

107. Ю8.Мукомоль В.И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ. // Социологические исследования. 1999. № 6.

108. Мускаева А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986.

109. Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции. М.1994.

110. Национализм: теория и практика. / Сборник статей под редакцией проф. Позднякова Э.А. М. 1994.

111. Национально-государственное строительство Российской Федерации: Северный Кавказ (1917 -1941). Майкоп: Меоты. 1995.

112. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М.: ИЭА РАН

113. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Броневским С. М. 1823.115.0ртега-и-Гассет Хосе. Восстание масс. // Вопросы философии. 1989. № 4. 116.0 концепции национальной политики в Российской Федерации. М. 1992.

114. Осбор Р. Национальное самоопределение и цельность государства. // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

115. Палчаев А.Н. Место и роль Народного Собрания в структуре государственного устройства Республики Дагестан. // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2000. № 2.

116. Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903.

117. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 1997.

118. Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? // Политические исследования. 1993. № 6.

119. Поздняков Э.А. Национализм: теория и практика. М. 1994.

120. Поздняков Э.А. Философия политики. М. 1994.

121. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов. // Социологические исследования. 1999. № 3.

122. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М.: Звенья. 1997.

123. Предвечный Г.П. Основные условия и факторы, формулирующие состояние напряженности на Северном Кавказе. Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону Донецк, 1994.

124. Предвечный Г.П., Рябцев В.Н., Меньжерицкий Г.А. Культурные и цивилизационные аспекты межэтнических конфликтов. Проблемы этнополитологии. Ростов-на-Дону, 1995.

125. Пути мира на Северном Кавказе. / Независимый экспертный доклад под редакцией В.А. Тишкова. М. 1999.

126. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия. // Политические исследования. 1993. № 5.

127. Ренан Э. Что такое нация? Спб. 1888.

128. Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

129. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике. // Политические исследования. 1999. №4.

130. Северный Кавказ (1917 -1941). Майкоп: Меоты. 1995.

131. Северный Кавказ: национальные отношения. / Сборник. Майкоп, 1992.

132. Скороходов В.А. Регионы и центр в реформируемой России. // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 10.

133. Сорокин П.А. Проблемы социального равенства. Пг.: Революционная мысль. 1917.

134. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 1992.

135. Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов-на-Дону: РГПУ. 1998.

136. Сперанская Л. В. Принцип самоопределения в международном праве. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры. 1961.

137. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М. 1935.

138. Спорные границы на Кавказе. М.: Весь мир. 1996.

139. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М.: Гос. изд-во полит, литры. 1950.

140. Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства. М.: ИМО. 1960.

141. Старушенко Г.Б. Самоопределение без сепаратизма. // Международная жизнь. 1993. № 11.

142. Ступишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право.// Общественные науки и современность. 1994. № 2.

143. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. 1990. № 20.

144. Тавадов Современная этнополитическая ситуация в России. //Социально-политический журнал. 1994. № 12.

145. Татарников В. Чечня часть России. Другого не дано.// Обозреватель. 2000. № 6.

146. Тимофеев E.B. Новые аспекты принципа права нации на самоопределение. //Московский журнал международного права. 1993. № 4.

147. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М. 1998.

148. Тишков В. А. Дилемы развития России. //Этнополитические исследования. 1992. № 1.

149. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир. 1997.

150. Тоффлер А. Футурошок. Спб.: Лань. 1997.

151. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: этносоциологические очерки. РГГУ. 1997.

152. Тренин Д. Проблема больше чем Чечня. // INTERNATIONALE POLITIK Россия при Путине. 2000. № 5.

153. Тузмухамедов P.A. Национальный суверенитет. М.: изд-во ИМО. 1963.

154. Ушаков H.A. Суверенитет в современном международном праве. М.: изд-во ИМО. 1963

155. Федоров Г. Судьба империй. // Свободная мысль. 1992.№ 5.

156. Фуллер Э. Между Москвой и исламом. // INTERNATIONALE POLITIK Россия при Путине. 2000. № 5.

157. Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций. // США. Экономика, политика, управление. 1994. № 3, 6.

158. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и Россия. // Московские новости. 1995. № 2.

159. Хоперская Л.В. Проблема правового статуса этносов. ( Проблемы этнополитологии). Ростов-на-Дону, 1995.163 .Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону: СКАГС.

160. Хоперская Л.Л. Технологии управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов-на-Дону, 1999.

161. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. //Социологические исследования. 1999. № 9.

162. Шамба Т.М. Этапы формирования и тенденции развития государственности народов Северного Кавказа. //Северо-Кавказский юридический вестник. Ростов-на-Дону . 1997. № 3.

163. Шармазанашвили Г.В., Цикунов А.К. Право народов на свободу и независимость: критика буржуазных теорий. М.: изд-во УДН. 1987.

164. Шевцов B.C. Национальный суверенитет. Проблемы теории и методологии, М.: Юридическая литература. 1978.

165. Шерматов С. Прикаспийская война России. // Московские новости. 1994. № 48.

166. Шуверова В.Д. Государственный суверенитет и право народов на самоопределение. М.: РАГС. 1997.171 .Шпрингер Р. Национальная проблема. Спб. 1909.

167. Шумихин М.А. Южная твердь России. // Международная жизнь. 1992. № 3-4.

168. Этническая психология. М. 1984.

169. Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М. 1991.

170. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М. 1975.

171. Этнические стереотипы поведения. JI. 1985.

172. Этнический фактор в жизни общества. М. 1991.

173. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М. 1993.

174. Этничность, национальные движения, социальная практика. Сборник статей. Спб.: Петрополис. 1995.

175. Этносы и этнические процессы. / Сборник статей. М. 1993.

176. Юшенков С.Н. Война в Чечне и проблемы Российской государственности и демократии. М. 1995.

177. Языкова А. Война в Чечне: не извлеченные уроки. // Открытая политика. 2000. № 3-4.

178. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство. // Политические исследования. 2000. № 1.

179. Deutsch Karl W. Nationalism and Social Communication Cambr. 1966.

180. Gordon M. M. The Role of Race Religion and National gins. N. Y.: Oxtord University Press, 1964.

181. Hayes Carltoon J. H. The Historical Evolution of Modern Nationalism. N. Y., 1931.

182. Laski Harold. Nationalism and the Future of Civilization. Lnd., 1932.

183. Morgenthau Hans J. The Paradoxes of Nationalism. Yale Review, XLVI (June, 1957).

184. Nash. M. The cauldron of ethnicity in ehe modern wold. Chicago, L., 1989.

185. Schermerhord R. A. Comparative Ethnic relations: F Framework for Theory191.and Research. N. Y., 1970.

186. Yinger J. M. Ethniciti of complex societies: Structural, cultural and characterological factors. // The uses of controverse in sociology. N. Y.; L., 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.