Пространство и время как базовые категории художественного текста: на материале романа У. Голдинга "Свободное падение" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Горина, Антонина Вадимовна

  • Горина, Антонина Вадимовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 212
Горина, Антонина Вадимовна. Пространство и время как базовые категории художественного текста: на материале романа У. Голдинга "Свободное падение": дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Краснодар. 2009. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Горина, Антонина Вадимовна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения категорий пространства и времени.

1.1. Пространство и время как философские категории.

1.1.1. Представления о пространстве и времени в античной философии.

1.1.2. Категории пространства и времени в философии классической науки и Нового времени.

1.1.3. Пространство и время в эпоху некпассической философской картины мира. Энциклопедические трактовки категорий пространства и времени постнеклассического периода развития науки.

1.2. Особенности понимания категорий пространства и времени в литературоведческой области.

1.2.1.Художественное пространство и художественное время как текстообра-зующие факторы литературного произведения.

1.2.2. Структура художественного пространства и времени. Сущность хронотопа. Пространство как язык моделирования.

1.2.3. Аспекты и свойства художественного пространства и времени.

1.3. Категории пространства и времени как объекты изучения лингвистики.

1.3.1. «Языковое измерение» пространства.

1.3.2. «Языковое измерение» времени.

Глава 2. Лингвостилистический анализ категорий пространства и времени (на материале романа У. Голдинга «Свободное падение».

2.1. Лингвистическая репрезентация категорий пространства и времени в романе

У. Голдинга «Свободное падение».

2.1.1. Языковая репрезентация категории времени в романе У. Голдинга «Свободное падение».

2.1.2. Языковая репрезентация категории пространства в романе У. Голдинга

Свободное падение».

2.1.3. Языковая репрезентация пространственно-временного континуума в единстве на материале романа У. Голдинга «Свободное падение».

2.2. Моделирование и типология пространств в романе У. Голдинга «Свободное падение».

2.2.1. Религиозная (абстрактная) модель пространства (Вселенная Ровены Прингл).

2.2.2. Атеистическая (материальная) модель пространства (Вселенная Ника Шейлза).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространство и время как базовые категории художественного текста: на материале романа У. Голдинга "Свободное падение"»

Пространственно-временная проблематика служит объектом изучения значительного количества научных дисциплин. Категории пространства и времени принадлежат к фундаментальным не только в ряде точных наук, но и в большинстве наук гуманитарного цикла, таких, как философия, эстетика, искусствознание, литературоведение, лингвистика. В настоящее время назрела необходимость рассмотрения данных категорий и как универсальных категорий бытия в философском аспекте, и как одних из основных конструктивных свойств художественного текста.

Актуальность исследования. Несмотря на наличие разноплановых работ по творчеству Уильяма Голдинга, практически нет исследований, посвященных изучению структуры и анализу литературоведческого и лингвистического содержания его произведений. Концептосфера Уильяма Голдинга в целом остается неисследованной. Литературные произведения Уильяма Голдинга отличаются многоаспектностью как сюжетного, так и языкового компонентов, выбором нетипичных, присущих уникальному авторскому стилю изобразительных средств. Как известно, в 1983 г. автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы.

Роман «Свободное падение» отмечен наличием универсальных категорий бытия как основополагающих для построения смыслового единства произведения. Интерес к философскому осмыслению общечеловеческих ценностей через призму категорий пространства и времени становится ключевым при анализе лингвистического воплощения текста. Однако рассмотрение лингвистического аспекта было бы неполным без учета «природы происхождения» категорий пространства и времени, берущих свое начало в области философии, а также значимости указанных категорий как базовых в формировании текстового единства любого художественного произведения с точки зрения рассмотрения текста как объекта литературоведческого анализа.

Объект исследования - категории пространства и времени как основные смыслоформирующие единицы романа Уильяма Голдинга «Свободное падение».

Предмет исследования - языковая репрезентация категорий пространства и времени в единстве ее реализации на фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом и синтаксическом уровнях языка.

Цель исследования — выявление содержания и роли категорий пространства и времени в тексте романа «Свободное падение» в связи с формированием и преобразованием картины мира главного героя, а также комплексный анализ их языкового выражения.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать развитие представлений о пространстве и времени в таких областях знаний, как философия, литературоведение и лингвистика текста;

2) описать особенности лингвистической репрезентации категорий пространства и времени на фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом и синтаксическом языковых уровнях;

3) выявить специфику категорий пространства и времени как базовых категорий романа;

4) проследить динамику восприятия окружающей действительности главным героем романа через призму категорий пространства и времени;

5) представить систему моделирования и типологизации пространственных планов в тексте романа.

Источником исследования послужил роман Уильяма Голдинга «Свободное падение» на английском и русском языках.

Материалом исследования стала выборка языковых единиц, репрезентирующих в романе категории пространства и времени на английском и русском языках.

Методология и методы диссертационного исследования. Методологической основой послужили работы, в которых рассматриваются проблемы раскрытия философской и собственно лингвистической сущности категорий пространства и времени. При анализе философской природы пространства и времени методологическую базу составили труды Платона, Э. Канта, М. Хай-деггера, Э. Левинаса, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, Н.Н. Трубникова, В.И. Вернадского, а также интерпретации этих первоисточников П.П. Гайденко, Т.А. Нестик, Т. Качераускасом, А.В. Ямпольской, В.В. Бибихиным, Т.П. Лолаевым, Ю.Б. Молчановым, В.П. Зинченко. Литературоведческий аспект изучения проблемы пространства и времени был раскрыт на основе трудов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.Ю. Неклюдова, Н.А. Николиной, И.Р. Гальперина, М.Л. Гаспарова, И.В. Арнольд, Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина, Г.Г. Москальчук. Базу для рассмотрения категорий пространства и времени с лингвистической точки зрения составили работы Е.С. Яковлевой, В.Г. Гака, И.М. Кобозевой, В.Н. Топорова, Н.Д. Арутюновой, ЗЛ. Тураевой, К.Г. Краснухина, Н.К. Рябцевой, М.В. Всеволодовой и других исследователей.

Достоверность результатов обеспечивается за счет применения комплекса методов исследования: метода лингвистического описания и таких его приемов, как наблюдение, сопоставление, обобщение, анализ; компонентного анализа на основе словарных дефиниций; анализа контекстов, позволяющих восстановить отдельные семантические компоненты в структуре лексических значений слов; контекстуальной интерпретации; гипотетико-дедуктивного метода.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Когнитивный аспект восприятия окружающей действительности главным героем романа У. Голдинга «Свободное падение» реализуется через призму универсальных бытийных категорий пространства и времени посредством различных лингвистических приемов их выражения. Система морально-нравственных ценностей, как и общечеловеческая позиция главного героя, формируется и реализуется на фоне основополагающих бытийных категорий пространства и времени и в условиях перманентной корреляции с ними. Пространство и время как базовые координаты художественного произведения определяют вместе с тем пути и способы его осмысления при читательском восприятии, в том числе в процессе перевода на русский язык.

2. Наряду с такими свойствами текста, как информативность, члени-мость, когезия, модальность, завершенность, пространственная организация (представленная логической последовательностью, темпоральной и межпредметной взаимосвязью), глубинную специфику пространственно-временного континуума анализируемого романа формируют базовые признаки художественного произведения - ретроспекция (опора на ранее представленную информацию) и проспекция (предвидение последующей информации).

3. Средства выражения категорий пространства и времени, формируемые на основе приема метафоризации, выступают в качестве определителей как материальной, так и абстрактной стороны бытия в тексте романа. Для реализации смыслоформирующей функции лингвистическая репрезентация категорий пространства и времени осуществляется на всех языковых уровнях: фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом и синтаксическом. Это позволяет создать ментальный образ текста и способствует многообразию интерпретационных решений при его чтении и в процессе перевода. Смыслоформирующая функция средств выражения данных категорий реализуется в их способности воздействовать на эмоциональную сферу читателя, привлекая его к активному сотворчеству.

4. Вычленение ключевых моделей пространства из общего массива текста и описание входящих в их состав типов целесообразно в виде таксономии. При этом подчеркивается определяющая роль данных моделей в формировании сюжетных локусов. Реализующий в тексте свой потенциал пространственно-временной континуум объединяет темпоральные пласты и пространственные локусы для создания единого образа пространства-времени в анализируемом романе, что не только соответствует идее об определяющем сущность любого художественного произведения понятии хронотопа, но и отвечает концепции об обязательных в художественном тексте логическом синтезе и динамике чувства, согласно которой автор вправе переносить своих героев из настоящего в прошлое или будущее.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведен комплексный анализ категорий пространства и времени и как бытийных категорий универсального плана, и как понятий, относящихся к литературоведческой области и, следовательно, формирующих основу литературоведческого анализа, и языковых средств их репрезентации в романе, лингвостили-стическое исследование которого выступает приоритетным направлением в данной работе. Анализ категории пространства в философском аспекте позволяет формализовать ключевые модели и производные типы пространств, отмеченные в романе.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы категорий пространства и времени и в дело систематизации материала, составляющего теоретическую базу их анализа как универсальных единиц бытия. Будучи предметом исследования множества гуманитарных и точных наук, категории пространства и времени составляют неотъемлемую часть когнитивной картины мира. Их комплексный анализ свидетельствует о возможностях развития представлений человека об окружающей его действительности в целом и способствует формированию единой картины мира художественного произведения. В рамках диссертационной работы проанализировано развитие представлений о пространстве и времени в философии, начиная с теорий о триединстве временных ипостасей и одномерности визуального пространства и заканчивая идеями об индивидуализации темпоральных планов и признании четырехмерности окружающего нас пространства. Описание лингвистической репрезентации на основных языковых уровнях позволило выделить ряд лингвостилистических приемов, способствующих созданию концептуального образа пространства и времени в романе У. Голдинга «Свободное падение», что делает возможным осмысление их в качестве базовых категорий анализируемого художественного текста. Функция смыслоформирования, наблюдаемая в единицах выражения данных категорий, наиболее очевидна при анализе динамики изменения мировоззренческих представлений главного героя романа.

Представленная таксономия моделей и типов пространства имеет существенную теоретическую значимость для изучения проблемы лингвистической репрезентации пространства в целом.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться в общих и специальных курсах по стилистике и лингвистике текста, на семинарских занятиях по интерпретации и анализу художественных произведений.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на Международной, Всероссийской и межвузовских научно-практических конференциях в 2006-2007 гг., а также изложены в 13 публикациях, в том числе в научном журнале, рекомендованном ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (159 наименований) и приложения. Объем работы составляет 212 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Горина, Антонина Вадимовна

Заключение

Данная диссертационная работа, посвященная раскрытию проблемы использования и функционирования ключевых философских категорий пространства и времени, подтверждает их значимость в процессе анализа как философской и литературоведческой, так и лингвистической составляющей художественного текста. Приоритетной для данного исследования является область лингвистики и интерпретации художественного текста, на материале которой и проводился комплексный анализ реализации категорий пространства и времени, а также выявлялась их значимость в построении содержательного компонента художественного текста. Это позволило сформулировать ряд выводов теоретического и практического характера:

1) будучи по своей природе категориями философского характера, определения пространства и времени, как и их значимость, претерпевали значительные понятийные и описательные метаморфозы: от базового разделения временного потока на темпоральные отрезки и трактовки пространства как вместилища, сотворенного с целью помещения в него всего материально существующего, до идей об отрицании триединства времен как таковых и признания четырех-мерности окруясающего нас пространства. Это во многом объясняет авторскую свободу, реализующуюся в несоблюдении хронологически выверенного единства текста романа, наряду с утратой актуальности свойств реального времени, таких как одномерность, непрерывность и необратимость. Использование приема реверсивности с присущим ему скачкообразным передвижением из плоскости романного настоящего в романное прошлое, в первую очередь связано со свободой взглядов на проблему времени в XX в.;

2) перепроецируя трактовки категорий пространства и времени на литературоведческую плоскость и область исследования вопросов организации и интерпретации текста, приоритет отдается концепции М.М. Бахтина, поскольку в ней наиболее полно и емко фокусируются особенности изменений философских взглядов на проблему пространства и времени и их реализация на лингвистическом материале;

3) опираясь на литературоведческую концепцию темпорально-локальных связей, следует подчеркнуть значимость понятия «хронотоп» как пространственно-временного континуума, посредством которого возможна передача автором психологизма повествования, а также соответствующей морально-этической оценки происходящего в тексте. В то время как более точному интерпретированию имплицированных в тексте смыслов способствует рассмотрение художественного пространства и художественного времени в их языковой репрезентации посредством приема метафоризации;

4) опираясь на тезис, выдвинутый В.Г. Гаком о «выходе из пространства», пространственные понятия в тексте романа являются частотным объектом переносного использования номинаций. Пространственные номинации переносятся в сферу иных семантических полей не только на уровне отдельных лексем или синтагм (словосочетаний), но и на уровне предложения. Так, в тексте, отмечается аналогия в описании протяжения в пространстве и во времени, использование пространственности в выражении интенсивности, психических переживаний, изменения состояний в связи с изменением психических переживаний. При этом пространственные номипнации, выражаемые ими, переходят в самые разнообразные сферы: бытие, общность, деятельность, время, предмет, абстрактные значения и др.;

5) анализ лингвистической репрезентации категорий пространства и времени с позиции лингвостилистики позволяет наиболее детально воссоздать их ментальный образ, как на уровне организации текста, так и на интерпретационном уровне декодирования. Рассмотрение данных категорий проводится на фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом и синтаксическом лингвистических уровнях;

6) рассмотрение обособленно взятых категорий пространства и времени, а также их единства в форме пространственно-временного континуума позволяет не только проследить существенные признаки пространства и времени как объективных категорий, присущих организации любого художественного текста, но и отметить особенности воздействия на эмоциональную сферу читателя, привлекая его к активному сотворчеству. При этом средством воздействия является использование разнообразных стилистических приемов, а материалом -языковые средства всех лингвистических уровней. Это и обеспечивает художественность текста - синтез всех элементов содержания и формы в некое художественное целое, в произведение, трансформирующееся в смыслообраз; 7) специфику романа в целом и мировоззренческие взгляды главного героя в частности определяют вычлененные из единого массива текста модели пространства: абстрактная (религиозная) и материальная (атеистическая). Выделение такого рода моделей позволяет создать таксономию типов пространства, играющих ключевую роль в формировании сюжетных локусов, представленных схематически.

В качестве перспективного направления данной работы видится изучение лингвистической репрезентации категорий пространства и времени, а также совокупности их сущностей - пространственно-временного континуума - в структурной организации художественного текста. Не менее актуально направление, связанное с изучением влияния рассматриваемых категорий на формирование авторской модальности, наряду с проведением углубленного анализа лингвистической реализации каждого из выделенных типов пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Горина, Антонина Вадимовна, 2009 год

1. Агрова О.В. Грамматическая категория времени: субстанциональные характеристики и лексико-семантические интерпретации: Автореф. . д-ра филол. наук. Краснодар, 2005.

2. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. № 1.1996.

3. Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянских культур, 2005.

4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учеб. для вузов. -1-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

6. Аскин Я.Ф. Категория будущего и ее воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Отв. ред. Егоров Б.Ф., Ленинград: «Наука», 1974.

7. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: «Мысль», 1966.

8. Бансимба М. Концепт «время» в русской, французской и конголезской языковых картинах мира: Автореф. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Баранов А.Г. Прагматика как методологическая перспектива языка. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2008.

10. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

11. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб: Азбука, 2000.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.

13. Беляева С.Ю. Константинос Кавафис: мотив движения в пространственно-временной организации текста // Балканские чтения 1. Симпозиум по структуре текста. -М.:, 1990. //http://\vwvv.philology.ni/literatiu"e3/belyaeva-90.htm

14. Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beitrage» // Вопросы философии, №4. 2005.

15. Бойко В.А., Постнов О.Г. Истина в пространстве художественного текста // Критика и семиотика. Вып. 9. Новосибирск-Москва, 2006 // http://\vww.philology.n.i/literature2/boyko-postnov-06.htm

16. Быстров Н. Художественное пространство в раннем творчестве Андрея Белого //Вопросы литературы. № 3. 2004.

17. Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана // Вопросы философии. №11.2002.

18. Всеволодова М.В. К вопросу о методологиях и методиках лингвистического анализа (на примере категорий пространственных, временных и причинных отношений) (статья первая) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 1.2005.

19. Всеволодова М.В. К вопросу о методологиях и методиках лингвистического анализа (на примере категорий пространственных, временных и причинных отношений) (статья вторая) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2005. № 2.

20. Всеволодова М.В. К вопросу о методологиях и методиках лингвистического анализа (на примере пространственных, временных и причинных отношений) (статья третья) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 3. 2005.

21. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. № 6. 2000.

22. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как: априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. № 9.2003.

23. Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции //Вопросы философии. № 3. 2006.

24. Гшс В.Г. Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. -М: Издательство «Индрик», 1997.

26. Гак В.Г. Языковые преобразования. М.: 1998.

27. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 1981.

28. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. П. О стихах. М., 1997 // http://www.philology.ni/literatm-e2/gaspai-ov-97c.htm

29. Гей П.К. Категории художественности и мегахудожественности в литературе // Литературоведение как проблема. Труды научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается. М.: Наследие, 2001.

30. Гельгард P.P. Об одном из видов источников истории стилистики художественной речи // Лингвистические аспекты исследования. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1979.

31. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1991.

32. Глинчевский Э. И. Вербализация концепта «международный терроризм» в русском и английском языках (на материале медиатекстов): Автореф. . канд. филол. наук. Москва, 2007.

33. Головенко Ю.А. О системе единиц в сфере текста // Вопросы лингвистики текста. Сборник научных трудов. Чечено-Ингушский государственный университет. Грозный, 1978.

34. Гречнев В Л. Категория времени в литературном произведении // Анализ литературного произведения. Под ред. Емельянова Л.И., Иезуитова А.Н. — Л.: Наука, 1976.

35. Григорьев В.П. «Где время цветет как черемуха.» // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

36. Григорьев В.П. Поэтический язык (ПЯ) как объект лингвистической поэтики // Лингвистические аспекты исследования. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1979.

37. Григорян Ар. Анализ структуры литературного произведения / Отв. ред. А. В. Маргуни. Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1984.

38. Грицюк М.А. Стилистический потенциал перфекта настоящего и прошедшего времени в английском языке // Наука. Университет. 2005. Материалы шестой научной конференции. Новосибирск, 2005 // http:/Avww.philology.iTo/linguistics3/giTtsyuk-05.htin

39. Грязнов А.Ю. Абошотное пространство как идея чистого разума // Вопросы философии. № 2. 2004.

40. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.- СПб: «Владимир Даль», 2004.

41. Данилова Н.К. О временной координационной системе художественного текста // Системные характеристики лингвистических единиц разных уровней. Меясвузовскнй сборник. Ред. Ильясова Г.В. — Куйбышев, 1985.

42. Дильтей В. Сущность философии. М.: «Интрада», 2001.

43. Добрушина HP. Воздух: вещество или пространство, материя или дух // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.

44. Драганова Г.В. Семантические связи в системе и тексте // Вопросы лингвистики текста. Сборник научных трудов. Чечено-Ингушский государственный университет.-Грозный, 1978.

45. Ермакова О.П. Пространственные метафоры в русском языке // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. -М.: Языки русской культуры, 2000.

46. Есин А.А. «Время и пространство» // Введение в литературоведение. Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, АЛ. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец.- 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2006.

47. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли // Вопросы философии. № 2.2003.

48. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам // Вопросы философии. № 9.2001.

49. Замятин Д.Н. Империя пространства. Географические образы в романе А. Платонова «Чевенгур» //Вопросы философии. № 10.1999.

50. Зинченко В.П. Живое время (и пространство) в течение философско-поэтической мысли // Вопросы философии. № 5. 2005.

51. Иванкова И.В. Реализация категории имплицитности в современном русском художественном тексте: Автореф. . канд. филол. наук. Волгоград, 2007.

52. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка: учеб. пособие. / М.П. Ивашкин, В.В. Сдобников, А.В. Селяев. -М.: ACT: Восток-Запад, 2005.

53. Иващук О.Ф. Диалектика всеобщего и единичного в развертывании определения пространства-времени // Вопросы философии. № 7. 2005.

54. Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // Вопросы философии. № 12. 2006.

55. Каган МС. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Отв. ред. Егоров Б.Ф., Ленинград: «Наука», 1974.

56. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

57. Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1964. Т.6.

58. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // http://www.Humans.ni

59. Касевич В.Б. Некоторые вопросы отражения в языке пространственных отношений // Третья конференция по типологии и грамматике. Материалы. -СПб., 2006 //http:/Av\v\v.philology.iii/lingiiisticsl/l<:asevich-06.htm

60. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2. Мифологическое мышление. М., СПб.: Университетская книга, 2001.

61. Качераускас Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии. № 12. 2005.

62. Кобозева И.М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.

63. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990.

64. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

65. Краснухин К.Г. Три модели индоевропейского времени на материале лексики и грамматики // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. -М: Издательство «Индрик», 1997.

66. Крейдлин Г.Е. Время сквозь призму временных предлогов // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

67. Кронгауз М.А. Структура времени и значение слов // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / Ин-т языкознания; Отв. редактор Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990.

68. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.

69. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка: Учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов, ин-тов и фак. ин. яз. — М.: Высш. шк., 1986.

70. Кузьмин М.В. Экстатическое время // Вопросы философии. № 2.1996.

71. Кутырев В.А. Крик о небытии // Вопросы философии. № 2.2007.

72. Лебедев М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена // Вопросы философии. № 12. 2006.

73. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб: Университетская книга, 2000.

74. Левич А.П. Субституционное время естественных систем // Вопросы философии. №1. 1996.

75. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, дополненное - М.: «Контур», 1998.

76. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т.1: О себе. Развитие русской литературы; Поэтика древнерусской литературы. Монографии. Л.: Худож. лит., 1987.

77. Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. № 1. 1996.

78. Лолаев Т.П. Время объективной реальности как философская категория и физическое понятие // http: //coimri.roscosmos.iii/ForiimMess

79. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история. -М.: «Языки русской культуры», 1999.

80. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988.

81. Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 1998.

82. Лотман Ю.М Структура художественного текста. ML: Искусство, 1970.

83. Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск: изд-во Петрозаводского гос. университета, 1995.

84. Мартынов В.В. Язык в пространстве и времени. К проблеме глоттогенеза славян. Изд. 2-е. -М.: Едиториал УРСС, 2004.

85. Мейлах Б.С. Проблема ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Отв. ред. Егоров Б.Ф., Ленинград: «Наука», 1974.

86. Миргородский А.И. Соотношение неопределенностей пространства и времени // Вопросы философии. № 7.1998.

87. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. -М.: Высш. шк., 1998.

88. Молчанов Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принципы причинности и направление времени//Вопросы философии. № 8.1998.

89. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едито-риал УРСС, 2003.

90. Мышкина H.JI. Способы репрезентации внеязыковой действительности в художественном произведении // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Пермь: 1982.

91. Нагорная Н.А. «Второе пространство» и сновидения в романе Андрея Белого «Петербург» // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. № 3. 2003.

92. Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. Отв. ред.: Путилов Б.Н., Соколова В.К. -М.: «Наука», 1972.

93. Нестеров А.Ю. Пространство и время в текстовом анализе // www.philosophy.Ri/lib/philyaz465.html

94. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. № 10. 1998.

95. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

96. Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрея Платонова и западный утопический роман // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. № 1.1997.

97. Нухарметов Е.Н. Эмоциональный компонент в картине мира художественного текста // Текст как отображение картины мира. Сборник научных трудов.

98. Ред. Бордуков Д.Г. Вып. 341. М.: Моск. гос. институт иностр. яз. им. Мориса Тореза, 1989.

99. Олейник М.А. Современное художественное произведение в контексте нового понимания музыкального времени // Вопросы философии. № 7.2006.

100. Откупщикова М.И. О некоторых проблемах лингвистики текста // Вопросы лингвистики текста. Сборник научных трудов. Чечено-Ингушский государственный университет. Грозный, 1978.

101. Панков Ф.И. Функционально-семантическая категория наречной темпо-ральности и система значений наречий времени в русском языке // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 1. 2005.

102. Паршок М.А., Причепий Е.Н., Огородник И.В. и др. Пространство и время-Киев, «Наукова думка», 1984.

103. Переверзев К.А. Пространства, ситуации, события, миры: К проблеме лингвистической онтологии // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. -М.: Языки русской культуры, 2000.

104. Пете И. Пространственность, предлоги, локальные отношения, картины мира и явления ассиметричности // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 1.2005.

105. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

106. Погосова К.О. Концепты эмоций в английской и русской языковых картинах мира: Автореф. . канд. филол. наук. Владикавказ, 2007.

107. Потаенко НА. Время в языке (опыт комплексного описания) // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

108. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск: Издательство «Водолей», 1999.

109. Роднянская ИБ. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.) -М.: Сов. энциклопедия, 1987.

110. Рябцева Н.К. Аксиологические модели времени // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997.

111. Рябцева Н.К. Размер и количество в языковой картине мира // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Лево-нтина. М.: Языки русской культуры, 2000.

112. Садриева Г.А. Устойчивые образные средства, репрезентирующие концепт «красота» в английском, русском и татарском языках: Автореф. . канд. филол. наук. Казань, 2007.

113. Самарин А.В. Образная типология концепов в словаре и тексте (на материале лексико-семантических групп «насекомые», «гггацы» и «животные»): Автореф. . канд. филол. наук. Москва, 2007.

114. Сапаров С.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Отв. ред. Егоров Б.Ф., Ленинград: «Наука», 1974.

115. Свидерский В.И. Пространство и время. Философский очерк. Государственное издательство политической литературы, М., 1958.

116. Седых О.М Философия времени в творчестве О.Э. Мандельштама // Вопросы философии. № 5. 2001.

117. Селиванов В.В. «Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве» // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. Ред. Хваленская Е. Ленинград: Ленуприздат, 1988.

118. Сивкова А.В. Идиостиль Н.В. Гоголя в аспекте лингвокогнитивной поэтики (на материале произведений «Ночь перед Рождеством» и «Мертвые души»): Автореф. . канд. филол. наук. Калининград, 2007.

119. Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского // Вопросы философии. № 4. 2003.

120. Словарь тендерных терминов. Под ред. Денисовой А.А. / Региональная общественная организация «Восток Запад: Женские Инновационные Проекты». - М.: Информация XXI век, 2002.

121. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. -М.: Олимп: ООО "Фирма «Издательство ACT»", 1999.

122. Стародубцева Л.В. Пра-память и за-бытие // Вопросы философии. № 9. 2006.

123. Сгойкович Л.Ю. Лексико-семантическое поле английских глаголов речепроизводства (лингвокогнитивный подход): Автореф. . канд. филол. наук. Самара, 2007.

124. Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие. -М.: Флинта: Наука, 2005.

125. Теоретико-литературные итоги XX века./ Редкол.: Ю.Б. Бореев (гл. ред.), Н.К. Гей, О.А. Овчаренко, В.Д. Сквозников и др. М.: Наука, 2003.

126. Толстая С.М. Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Издательство «Инд-рик», 1997.

127. Толстой Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) // Логический анализ язьпса. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. -М.: Издательство «Индрик», 1997.

128. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического: Избранное. -М: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995.

129. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / Отв. ред. Цивьян Т.В. М.: Наука, 1983.130.131.132.133,134,135,136,137.138.139.140,141,142,143,

130. Торгашева М.А. Формальные корреляты текстовых категорий в семантическом пространстве американского короткого рассказа: Автореф. . канд. филол. наук. Самара, 2007.

131. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия / Отв. ред. В.А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987.

132. Тураева 3 Л. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз.. М.: Высш. школа, 1979.

133. Тураева ЗЯ. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. Яз.». М.: Просвещение, 1986.

134. Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. -М.: ГИС, 2005.

135. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

136. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, издание 5-е. -М.: изд-во политической литературы, 1987.

137. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е издание, перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991.

138. Философский словарь Владимира Соловьева. Сост. Беляев Г.В. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1997.

139. Философский энциклопедический словарь, 2-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1989.

140. Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева); ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000.

141. Хайдегтер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.

142. Хайруллин И.И. Философские идеи в наследии А.А, Потебни: Автореф. . канд. филол. наук. Мурманск, 2008.

143. Хрусталева М.А. Синонимия в методическом дискурсе: когнитивный аспект: Автореф. . канд. филол. наук. Пермь,2007.

144. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытие и время» М. Хайдегтера//Вопросы философии. № 1.1998.

145. Черненькова О.Б. Прошлое время в поэзии Н.С. Гумилева // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. № 5. 2003.

146. Шараева Г. 3. Сопоставительный анализ способов объективации концепта «Истина» в английской и татарской языковых картинах мира: Автореф. . канд. филол. наук. Казань, 2007.

147. Шутая Н.К. Настоящее, прошлое и будущее в романе JT.H. Толстого «Воскресенье» // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. № 4. 2007.

148. Шутая Н.К. Типология художественного времени и пространства в русском романе ХУШ-ХГХ в.в.: Автореф. . д-ра филол. М., 2007.

149. Эсалнек А.Я. Своеобразие хронотопа в романе ФМ Достоевского «Бесы» //Филологические науки. № 2.1999.

150. Яворская Г.М. «Время» и «случай»: фрагмент семантического поля времени в славянских языках // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. -М.: Издательство «Индрик», 1997.

151. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Издательство «Гнозис», 1994.

152. Ямпольская А.В. Ранний Левинас: проблемы времени и субъективности // Вопросы философии. № 1.2002.

153. Список литературных источников

154. Golding W. Free Fall. A Harvest Book. Harcourt, Ink. New York. 2004.

155. Голдинг У. Свободное падение: Роман / Пер. с англ. М. Шерешевской и С. Сухарева. СПб.: Азбука, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.