Пространственные модели в "Театральном романе" М.А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Аванесова, Анна Сергеевна

  • Аванесова, Анна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 201
Аванесова, Анна Сергеевна. Пространственные модели в "Театральном романе" М.А. Булгакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Волгоград. 2008. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аванесова, Анна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Пространство в «Театральном романе»

М.А. Булгакова.

1.1. Особенности пространственной структуры

Театрального романа».

1.2. Географическое пространство в «Театральном романе».

1.3. Пространство дома в «Театральном романе».

Примечания.

Глава 2. Пространство текста «Театрального романа».

2.1. Жанровые признаки пространства.

2.1.1. Пространственный аспект соотношения заглавия («Театральный роман») и подзаголовка («Записки покойника») в романе Булгакова.

2.1.2. Открытый финал романа Булгакова.

2.1.3. Соотношение реального и вымышленного пространства в жанровой идентификации «романа с ключом».

2.2. Свое и чужое в структуре топоса

Театрального романа» М.А. Булгакова.

2.2.1. Сказочное пространство в «Театральном романе».

2.2.2. Пространственные модели романа М.А. Булгакова в контексте традиции А.Н. Островского.

2.2.3. Традиции пространственных образов Достоевского в «Театральном романе».

Примечания.

Глава 3. Пространство автора и пространство персонажей в «Театральном романе»

3.1. Источники реального комментария к «Театральному роману».

3.1.1. Пространство прототипов в «Театральном романе».

3.1.2. Трагедия «Мольера» и ее отражение в «Театральном романе».

Примечания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространственные модели в "Театральном романе" М.А. Булгакова»

Романное творчество М.А. Булгакова на протяжении многих десятилетий остается предметом неослабевающего интереса нескольких поколений литературоведов. Наибольшее количество работ посвящено роману «Мастер и Маргарита». Немногим менее интенсивно исследуется «Белая гвардия». И значительно меньше число научных трудов, посвященных изучению срединного текста булгаковской романной триады -«Театральному роману». Хотя к изучению «Театрального романа» обращались крупнейшие специалисты по творчеству М.А. Булгакова, такие как В.И. Немцев, М.О. Чудакова, Б.В. Соколов, Е.А. Яблоков, В.И. Лосев, А.М.Смелянский, М. Петровский, Ю.В. Бабичева, А. Нинов, И. Белобровцева, E.H. Хрущева, О.С.Бердяева и ряд других исследователей, он оказался «в тени» двух других составляющих триады, прежде всего — романа «Мастер и Маргарита». Не представлено ни одной диссертации, в которой «Театральный роман» был бы единственным объектом исследования. Исследователь E.H. Хрущева отмечает: «До сих пор существует не так много исследований «Театрального романа» как романа -повествовательного и семантического единства» (Хрущева 2004; 107).

Исследователями булгаковского литературного наследия реконструирована творческая история произведения. А. Кобринским опубликована «Динамическая транскрипция» романа Булгакова, позволяющая детально проследить работу автора над текстом. При этом исследователем использованы документы и материалы, касающиеся взаимоотношений Булгакова с МХАТом в период постановки его пьесы «Мольер». В работах М. Петровского, Ю. Бабичевой, А. Нинова «Театральный роман» Булгакова рассматривается в связи с общей проблемой театральности прозы писателя. Отдельных аспектов поэтики срединного романа Булгакова касаются такие исследователи, как В. Химич (рассматривает явления игры, мистики и мистификации в тексте); Ю.

Белобровцева (определяет фантастику как средство описания, способа видения и познания мира в повествовательной организации «Театрального романа»), Е. Хрущева (изучает типы повествования в произведении Булгакова) и другие специалисты-булгаковеды. Однако, как отмечалось, «Театральный роман» не явился предметом специального монографического изучения. Многие проблемы поэтики булгаковского произведения остаются либо недостаточно исследованными, либо спорными. Сложная художественная структура «Театрального романа» требует комплексного подхода, основанного на исследовании аспекта, интегрирующего различные уровни интерпретации художественного текста в плане поэтики. Таким аспектом нам представляется рассмотрение пространственных моделей в «Театральном романе», выбор которого оснрван на глубинных закономерностях творчества писателя в целом.

В структуре булгаковского романа задается определенная система пространственных координат, сформулированная на сложном соотношение различных моделей пространства и эксплицирующая авторскую картину мира. При этом Булгаков последовательно акцентирует внимание на пространственном аспекте миромировидения. Категория пространства «Театрального романа» требует подробного анализа, так как «пространство во всех сочинениях Булгакова играет основополагающую роль» (Каухчишвили 2001:12).

И именно многоаспектный анализ пространственного континуума булгаковского «Театрального романа» позволяет целостно и системно рассмотреть художественную феноменологию его текста.

Сказанным выше определяется актуальность темы нашей работы.

Объектом диссертационного исследования является «Театральный роман («Записки покойника») М.А. Булгакова.

Предмет исследования составляет художественная семантика пространственных моделей булгаковского романа о театре.

Материалом поэтика «Театрального романа», а также альбомы, хранящиеся в архиве музея МХАТа в Москве.

Цель настоящего диссертационного исследования - выявление генезиса и художественных функций пространственных моделей в «Театральном романе» М.А.Булгакова.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

• выявить наиболее значимые пространственные модели в целостной структуре «Театрального романа»;

• рассмотреть модель «мнимого пространства» как средства актуализации открытости финала «Театрального романа»;

• установить соотношение между заглавием и подзаголовком романа Булгакова в аспекте его пространственного континуума;

• проанализировать архетипические особенности пространственной модели булгаковского романа в контексте фольклорной традиции;

• определить генезис и художественные функции моделей топоса «Театрального романа», восходящих к традициям русской литературы XIX века;

• выявить особенности пространства романа Булгакова в жанровом аспекте.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного многоаспектного исследования пространственной структуры «Театрального романа» М.А. Булгакова, что обусловило введение в научный оборот ряда публикаций, связанных с литературно-критической оценкой творчества писателя, ранее не привлекавших внимание булгаковедов.

Методологической базой диссертационного исследования являются труды по творчеству М.А. Булгакова (О.С. Бердяевой, И.Л. Галинской, Б.М. Гаспарова, В.Я. Лакшина, В.И. Лосева, Б.С. Мягкова, В.И. Немцева, A.M. Смелянского, Б.В. Соколова, В.А. Чеботаревой, М.О. Чудаковой, Е.А.

Яблокова, JI.M. Яновской, и др.), помимо трудов крупнейших булгаковедов, труды по теории, поэтике романа (М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, Ю.В. Манна, Е.М. Мелетинского, Н.Т. Рымаря, Н.Д. Тамарченко Б.В. Томашевского и др.), исследования по проблемам текстологии (Д.С. Лихачева, С.А. Рейсера, С.И. Тиминой, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской), по поэтике романа исследования в области художественного пространства и времени (работы М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Вяч. Вс. Иванова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, Б. А. Успенского, В.Н. Топорова, Д.А. Щукиной), включая проблему моделирования культурно-географических образов (Д.Н. Замятин, O.A. Лавренова, В.Л. Каганский, И.Т. Касавин), работы по проблеме фольклоризма литературы (Л.И.Емельянова, У.Б.Далгат, М.Ч.Ларионовой, Д.Н.Медриша, В.Я.Проппа).

Методы исследования обусловлены его целями и задачами. В работе использовались структурно-типологический, историко-генетический методы исследования, а также элементы текстологического анализа и интертекстуального подхода.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии представлений о категории пространства в художественном тексте и пространства художественного текста, о механизмах восприятия литературных и фольклорных традиций в творчестве писателей XX века.

Практическая ценность содержится в возможности использования результатов работы в вузовских курсах по истории русской литературы XX в., спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству М.А.Булгакова, а также в практике школьного преподавания литературы. Представленные в работе материалы могут быть использованы для комментариев при подготовке научных изданий произведений М.А. Булгакова, т.е. в эдиционной практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пространственная структура «Театрального романа» включает нескольких моделей топоса: реальное географическое пространство; пространство дома; театральное (игровое) пространство.

2. Анализ моделей топоса в романе позволяет определить природу авторской интенции, воплощенной в заглавии текста — «Театральный роман» и его подзаголовоке - «Записки покойника».

3. Открытость финала «Театрального романа», обусловленная обстоятельствами его творческой истории, является также существенной гранью художественной структуры текста, что выявляется в ходе интерпретации пространственных образов в тексте.

4. Одной из определяющих в тексте романа Булгакова является модель пространства, восходящая к фольклорному типу пространства — пространству волшебной сказки;

5. Существенные грани пространственной структуры романа Булгакова генетически связаны с пространственными моделями в произведениях русской классической литературы. Влияние этих моделей на «Театральный роман» актуализируется через обращение, выраженное с разной степенью открытости, к пространственным образам у А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского.

6. Пространство автора в «Театральном романе» («Записки покойника») М.А. Булгакова моделируется в соответствии с законами жанра «романа с ключом».

Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде докладов на международных народных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004г.), «Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2003г.), «Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова» » (Волгоград, 2005 г.), Международной научной конференции (заочной) «Восток-Запад: Пространство русской литературы» (Волгоград, 2004 г.),

Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и в фольклоре» (Волгоград, 2007 г.), научно-практической конференции «Фольклор: традиции и современность» (Таганрог, 2003), на УП, VIII, IX научных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (ноябрь 2002, 2003, 2004 г.). Основные положения работы отражены в 10 публикациях, список которых прилагается.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами, характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (270 наименований) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Аванесова, Анна Сергеевна

Проведенное исследование «Театрального романа» М.А. Булгакова подтвердило продуктивность выделения «пространства в художественном тексте и пространства художественного текста в качестве двух основных разновидностей инвариантных моделей текста и позволило представить их структурную организацию и содержательно-смысловое наполнение» (Щукина 2003: 2002).Характерные для XX века пространственно-временные тенденции и черты организации произведения обнаруживаются в «Театральном романе».Булгаков, навязывая читателям зрительскую роль, достигает тем самым эффекта максимального восприятия. Романный топос текста явно театрализован. Географические свойства пространства актуализируются в единстве трех городов Москвы, Киева и Петербурга, достигая наибольшего художественного эффекта в реальной топонимике Москвы.Образ дома является чрезвычайно важным, опосредованным средством передачи авторской позиции по отношению к персонажам романа. Интерьер комнаты, куда автор «поселяет» героя, позиционируется как первая и едва не главная его характеристика. В «Театральном романе» Булгаков использует определенную пространственную схему, где большое значение играет лампа под абажуром. Цвет и качество абажура у Булгакова участвует в прямых авторских оценках хозяина (Максудова, Гавриила Степановича, Ивана Васильевича, Филиппа Филипповича Тулумбасова).«Театральный роман» - это заглавие, в большей мере отвечающее первоначальному авторскому замыслу. Пространственная структура текста основана на том, что театр как топос не просто присутствует в тексте - он является определяющим. После первых читок фрагментов романа знакомым Булгаков все чаще убеждается, что истинный смысл его романа сводится к разгадыванию персонажей, при этом основные проблемы, поставленные автором, остаются без должного внимания. Вследствие чего Булгаков изменяет первоначальный замысел: пишет два предисловия, где сообщает о самоубийстве главного героя Максудова, дает роману подзаголовок «Записки покойника», оставляет финал романа открытым.Незавершенность «Театрального романа» как авторский прием, преднамеренно открытый финал произведения становятся одним из средств выражения его глубинной сути, и такой финал «связан со всеми его структурными компонентами - с героем, фабулой, сюжетным движением, диалогическими взаимоотношениями всех сюжетных компонентов.Пространственная модель, восходящая к фольклорному типу пространства - пространству волшебной сказки, становится той самой враждебной средой, в противостоянии с которой происходит переход героя к новому жизненному этапу.Частое упоминание имени А.Н. Островского в романе дает возможность предположить, что автор делает это намеренно. Мотив грозы как в романе Булгакова так и в драме Островского «Гроза» является предвестником беды.Функции действующих лиц Бориса и Рудольфи совпадают, их действия квалифицируются как проявление нечистой силы. Условно говоря, Максудова и Катерину объединяет не только их сознательный выбор - уйти в иной мир посредством самоубийства (оба бросились в воду), но и их глубокое одиночество в чужом доме. Семейный деспотизм, описанный драматургом, у Булгакова вырос до деспотизма в масштабах страны и предвещает те же губительные последствия.Имманентный диалог Булгаков ведет с Ф.М. Достоевским и его «Записками из Мертвого дома». Название произведения Достоевского и подзаголовок булгаковского романа позиционируются идентично — «записки». Строение текстов автобиографично, жизненная достоверность подчеркивается их документальностью. У Достоевского и Булгакова Цепной мост играет важную роль. Упоминание Цепного моста вызывало ассоциации, понятные не только современникам Достоевского, но и современникам Булгакова, и создавало ту аллюзию, на которую был рассчитан текст булгаковского романа.Пространство автора занимает промежуточную позицию между пространством в художественном тексте и пространством художественного текста. В «Театральном романе» заключено сложное соотношение авторской установки на «узнаваемость» персонажей, что органично для «романа с ключом», и сознательного отказа от однозначности в трактовках персонажей, от сведения текста к сатире на артефакт времени.Таким образом, многослойный анализ пространственных моделей кодированного текста дает свои результаты, заставляющие по-новому взглянуть не только на отдельные фрагменты, но и на сам роман в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аванесова, Анна Сергеевна, 2008 год

1. Жанр «романа с ключом» позволяет говорить о специфичном соединении, разделении, противопоставлении реальных и фантастических авторских представлений, организующих ментальное пространство художественного текста.

2. Ахматова, А. Собрание сочинений: в 6 т. / А. Ахматова ; сост., подгот. текста, коммент., вступ. ст. Н. В. Королёвой и С. А. Коваленко. — М.: Эллис Лак, 1998-2002.

3. Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. Ростов н/Д.: Издат. дом «Проф-Пресс» Феникс, 2006. - 141с.

4. Булгаков, М.А. Собр. соч. в 10 тт. / М. Булгаков: сост. предисл., подгот. текста В. Петелина. М.: Голос, 1999. Т. 8: Театральный роман.- 1999.-592с.

5. Булгаков, М.А. Собр. соч. в 5 тт. / Под ред. Г.С. Года, A.B. Караганова, В.Я. Лакшина, П.А. Николаева, А.И. Пузякова, В.В. Новикова. ТТ. 1-5. -М.: Художеств, лит., 1989-1990.

6. Булгаков, М. Дневник. Письма 1914-1940 / М.А. Булгаков. М.: Современный писатель, 1997. - 640 с.

7. Булгаков, М.А. Записки покойника (Театральный роман) / М.А. Булгаков М.: Вече, 1998.- 525 с.

8. Булгаков, М. Записки покойника (Театральный роман) (Серия «Текст-Подтекст-Контекст») / Подг. текста, вступ. статья, примеч. А. Кобринского. СПб.: Академический проект, 2002. - 477 с.

9. Булгаков, М. Театральный роман / Г. Панфилова-Шнейтер. Михаил Булгаков: «Этот мир мой!» /Сост. В.Б. Ливанов. - М.: Дрофа-Плюс, 2003. -256с.: ил.

10. Вагинов, К. Козлиная песнь / К. Вагинов. М.: Художественная лит., 1991.-436с.

11. Гандлевский, С. <НРЗБ> / С. Гандлевский // Знамя. 2002. - №1. С. 37 -84.

12. Гейне Г. Поли. собр. соч. в 12тт. / Под общ. Ред. Н.Я. Берковского/ Г. Гейне. — М.: Гослит-идат, 1935-1939.

13. Есенин С.А. Собр. соч. в 6 тт. /Под общ. Ред. В.Г. Базанова / С.А. Есенин. -М.: Художественная лит., 1977- Т.2. Стихотворения. — 238с.

14. Пушкин, A.C. Полн. собр. соч. в 19 тт. Т.З, кн.1. Песни западных славян и др. стих. М.: Воскресение, 1995. - 635с.

15. Форш, О. Сумасшедший корабль / О. Форш. М.: Современник, 1990. - 125с.Критика и литературоведение

16. Абалкин, Н. Система Станиславского и советский театр / Под ред. проф. П.А. Маркова. Изд. 2-е, доп. И перераб./ Н. Абалкин. М.: Искусство, 1954. -395 с.

17. Абрагам, П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков / П. Абрагам // Философские науки. 1990. -№ 7. - С. 95 - 100.

18. Абрамова, О.Б. «Бином Булгакова», или пятое измерение в романе «Мастер и Маргарита / О.Б. Абрамова // Искусство и образование. -2000. -№3.- С. 4 -18.

19. Абрашкин, A.A., Макарова Г.В. Тайнопись «Мастера и Маргариты». Между строк великого романа / A.A. Абрашкин, Г.В. Макарова. — М.: Вече, 2006. 256 с.

20. Агеносов, В.В. Некоторые итоги развития литературы XX в. в контексте русского литературного процесса (Опыт классификации) /В.В. Агеносов // Филологические науки. 2003. - №1. - С. 3 — 9.

21. Адуев, Н. Театральные фельетоны / Н. Адуев // Альбомы музея МХАТ. Анастасьев, А.Н. «Гроза» Островского / А.Н. Анастасьев. М.: Худ. лит., 1975.-101 с.

22. Арутюнова, Н.Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Языки пространств: (сборник статей) / РАН ин-т языкознания: отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 368 - 384.

23. Бабичева, Ю. В. Театральная проза Михаила Булгакова / Ю. В. Бабичева // Поэтика жанров русской и советской литературы: межвузовский сб. науч. трудов. — Вологда : Вологодский гос. пед. ин-т, 1988. С. 103 — 120.

24. Баранов, H.H. Пушкинские мотивы в драматургии М.А. Булгакова / H.H. Баранов // Школа. 1999. - №3. С. 3 - 9.51 .Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.

25. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

26. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1965. - 527 с.

27. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 446 с.

28. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства: Пер. с фр. /Г. Башляр—М.: РОССПЭН, 2004. -375 с.

29. Безыменский, А. Открытое письмо в МХАТ / А. Безыменский // Комсомольская правда. 1926. - 14.10.

30. Белицкий, Г. Формализм на сцене / Г. Белицкий // Звезда. 1936. - №5. - С. 2-4.

31. Белкин, М.Ю. Поэтика диалогического в прозе М.А.Булгакова 1920-х годов. Дис. .кандидата наук. Филологические науки: 10.01.01. /М.Ю. Белкин Волгоград, 2004. - 217 с.

32. Белобровцева, И.З. О роли фантастики в «Театральном романе» М.А. Булгакова / И.З. Белобровцева // Композиция и стиль художественного произведения. М.:, 1978. - С. 16-24.

33. Белозерская-Булгакова, JL Е. Воспоминания / JL Е. Белозерская-Булгакова; сост. и послесл. И. Белозерского. М.: Худ. лит., 1989. — 221 с.

34. Белозерская-Булгакова, Л. Е. Михаил Булгаков в Москве / Л. Е. Белозерская-Булгакова // Москва. 1981. - № 9. - С. 180-181.

35. Бердяева, О. С. Драматургия Булгакова 20-30 годов как ненаписанная проза / О. С. Бердяева // Русская литература. 2004. - № 1. - С. 43 - 56.

36. Бердяева, О.С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст. Автореф. дис. .доктора наук. Филологические науки: 10.01.01. /О.С.Бердяева. -Великий Новгород, 2004. -41 с.

37. Бередарк, И. В поисках творческого стиля / И. Бередак // Звезда. 1935. -№6. - С.1 -2.

38. Бобрыкин, В.Г. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов /В.Г. Бобрыкин. -М.: Просвещение, 1991. -208с.

39. Богданов, A.B. О специфике творческих методов в «промежуточных» художественных явлениях / A.B. Богданов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1988. — №1. - С.16 - 25.

40. Богомолов, H.A. Русская литература первой трети XX в: портреты, проблемы. Разыскания / H.A. Богомолов. Томск: Водолей, 1999. - 640 с.

41. Бочаров, А. Закономерность дневникового жанра / А. Бочаров // Вопросы литературы. 1971. - № 6. - С. 64 - 69.

42. Булгаков М.А. Письма: Жизнеописания в документах / сост. В.И. Лосев -М.: Наука, 1998.- 575 с.

43. Буланов, А.М. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины XIX века: Учебное пособие по спецкурсу /А.М.Буланов. Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А.С.Серафимовича, 1989. -78 с.

44. Буланов, А.М. Творчество Достоевского-романиста: проблематика и поэтика (художественная феноменология «сердечной жизни». Монография /А.М.Буланов. Волгоград: Перемена, 2004. - 197 с.

45. Бушмин, А. Преемственность в развитии литературы. 2 изд. / А. Бушмин. Л.: Наука, 1978. - 156 с.

46. Бэлза, И. Ф. Сахаров В.И. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М. А. Булгакова) / И. Ф. Бэлза // Контекст 1980. - М.: Наука, 1981. - С. 191-244.

47. Вавилова, М. А. Русская бытовая сказка: Учеб. Пособие к спецкурсу / М.А. Вавилова. Вологда: ВГПИ, 1984. - 78 с.

48. Васина, И. Демоническое в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя / И. Васина // Вестник СНО № 18. Серии «История, «Филология», «Культурология». -Волгоград: Перемена, 2001. С. 123 - 126.=

49. Вахитова, Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» / Т.М. Вахитова // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Книга 2. СПб.: Наука, 1994. - С. 74 - 91.

50. Вахтин, Б. Булгаков и Гоголь: материалы к теме / Б. Бахтин // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени : сб. ст. М.: СТД РСФСР, 1988. - С. 334 - 342.

51. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.

52. Виленкин В.Я. Воспоминания с комментариями 2-е изд., доп. / В.Я. Виленкин. -М.: Искусство, 1991. -495 с.

53. Воротынцева, T.JI. Образы символы света в прозе М.А. Булгакова: Дис. .канд. филол. наук : 10.01.01/ Воротынцева Тамара Леонидовна. М., 2000. - 265 с.

54. Гаврилова, М.В. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дис. канд. филол. наук : 10.01.01/ Гаврилова Марина Владимировна. — Спб., 1966. 227 с.

55. Галинская, И.Л. Загадки известных книг / И.Л. Галинская. М.: Наука, 1986.- 124с.

56. Галинская, И.Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Сб.науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед. Отд. культурологиии; Отв. Ред. Скворцов Л.В. / И.Л, Галинская. М.: ИНИОН РАН, 2003. - 132с.

57. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981.- 139 с.

58. Гейм, В. «Белая гвардия» политическая демонстрация/ В. Гейм // Наша газета.- 1926.-5.10.

59. Глазков, А.К. Театр: Воспоминания и размышления / А.К. Глазков. — М.: Сов. писатель, 1996.155 с.

60. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.

61. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. Л.: Худ. лит., 1977.-443 с.

62. Гольденберг А.Х. Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: дис. .д-ра филол. наук (10.01.01.) — рус. лит. / А.Х. Гольденберг. Волгоград. 2007. - 360с.

63. Гончарова, Н.Г. Гоголевские реминисценции в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Русская словесность. — 1997. — №4. — С. 19 — 23.

64. Горбачев, Г. Творчество М. Булгакова/ Г. Горбачев // Вечерняя красная.- 1927.-24.5.

65. Горчаков, Н.М. «Мольер» / Н.М. Горчаков // Рабочая Москва. 1936. -3.2.

66. Горчаков, Н.М. Сегодня премьера «Мольера» / Н.М. Горчаков // Горьковец. 1936. - 15.2.

67. Гофман, В. Язык Чехова-драматурга / В. Гофман // Звезда. 1935. - №2.- 16.7.

68. Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции A.B. Гура.-М.: Наука, 1989.- 517 с. 98.Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.

69. Далгат, У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты /У.Б. Далгат-М.: Наука, 1981. 303 с.ЮО.Демкова, Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения) / Н.С. Демкова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 168с.

70. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина ; сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской; вступ. ст. Л. Яновской. М.: Кн. палата, 1990. - 400 с.

71. Доронина, Т.В. Игровая основа «Записок покойника» Михаила Булгакова /Т.В. Доронина //Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, Изд-во Курского гос. пед. у-та, 1999. - С.197 -219.

72. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике: Сборник / ЛГУ: (Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.Н. Сухих). Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -335 с.

73. Егоров, Б.Ф. Булгаков и Гоголь: (тема борьбы со злом) /Б.Ф.Егоров //Гоголь и Общество любителей российской словесности. М.: Школа-пресс, 2005. С.223- 228.

74. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978. -207 с.

75. Жанры в историко-литературном процессе: Сб. науч. ст. /Ленингр гос. обл. ун-т им. A.C. Пушкина. СПб.: Из-во Ленингр гос. обл. ун-т им. A.C. Пушкина, 2000. - 187 с.

76. Жирмунский, В.М. Теория литературы: поэтика, стилистика / В.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 314 с.

77. Жукова, С.А. Ирония в романах М.А. Булгакова («Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита») Дис. .кандидата наук. Филологические науки: 10.01.01. /С.А.Жукова. -Волгоград, 2003. -212 с.

78. Жукова С.А. Ирония в романах М.А. Булгакова («Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита») /С.А. Жукова Дис. .кандидата наук. Филологические науки: 10.01.01. Волгоград, 2003. 182 с.

79. Замятин, Д.Н. Феноменология географических образов / Д.Н. Замятин // Новое литературное обозрение. 200. - №46. С. 255 - 273.

80. Замятин, Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства / Д. Замятин. М. : Аграф, 2004. - 512 с. - (Серия «Кабинет визуальной антропологии»).

81. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том II. Статьи о русской литературе / В.В. Иванов. М.: Языки русской культуры, 2000. 614 с.

82. Иванов, Г.В. Здание у Цепного моста. Об источнике одной цитаты в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / Г.В. Иванов // Русская литература. 1972. - №3. С. 183 - 186.

83. Иванова, Н. Точность тайн / Н. Иванова // Знамя. — 2001. — №11. -С. 189-200.

84. История русского советского романа: В 2 кн. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1965.

85. Каганский, В. JI. Ландшафт и культура / В. Л. Каганский // Общественные науки и современность. 1997. - №1. - С. 134 - 146; №2.- С. 160- 170.

86. Касавин, И. Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности / И. Т. Касавин // Вопросы философии. 1997. - №7. - С. 74 - 85.

87. Каджая, В. Мастер и власть: кто и как травил М. Булгакова / В. Каджая // Новое время. 2006. - №20. - С. 34 - 36.

88. Карпов, И.П., Шенцева, Н.В. Новое о русской литературе. Материалы и размышления (И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков) / И.П. Карпов, Н.В. Шенцева. М.: Книга, 1987. - 223 с.

89. Каухчишвили, Н. Иконные горки / Н. Каухчишвили // Булгаковский сб.- Таллин; Из-во таллинск. пед ун-т, 2001. С. 12-20.

90. Качалкина, Ю.А. Художник и изображение творческого процесса в произведениях М.А.Булгакова: (На материале «Театрального романа» и «Жизни господина де Мольера») //Опыты. Вып.4. 4.1. Велик. Новгород: Пресс, 2003. С.70 - 80.

91. Келдыш, В.А. Русский реализм нач. XX века / В.А. Келдыш. М.: Наука, 1975.-280 с.

92. Кириллова, И.В. Фольклорные традиции в поэзии В. Высоцкого / И.В. Кириллова // Сб. науч.тр. II Северо-кавказской научно-прак. конфер. Фольклор: Традиции и современность. Таганрог: Из-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2003. - С. 173-181.

93. Кирсанова, P.M. Возможности комментария: (К вопросу о культурном опыте автора литературного произведения) /P.M. Кирсанова //Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: Кн. палата, 2002. - С.28 — 31.

94. Классика и современность. Сб. ст. / Под ред. А.П. Николаева, В.Е. Хализева. М.: Изд-во МГУ, 1991.-254 с.

95. Кожинов В.В. Голос автора и голоса персонажей /В.В. Кожинов // Проблемы художественной формы социалистического реализма. М.: Наука, 1971. Т.2. С. 195-235.

96. Кожинов B.B. Проблема автора и путь писателя. (На материале двух повестей Юрия Трифонова) // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. -М.: Современник, 1982. С. 212-234.

97. Колесова, И.К. За кулисами «Театрального романа» / И.К. Колесова // Наше наследие. 1996. - №37. - С. 69 - 74.

98. Колышева, Е.Ю. Поэтика имени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дис. . канд. филол. наук (10.01.01) / Колышева Елена Юрьевна. Волгоград, 2005. - 304с.

99. Колесникова, Е.И. «Нет документа, нет и человека .» Обзор биографических материалов М.Булгакова в Пушкинском доме / Е.И. Колесникова // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Книга 3. СПб.: Наука, 1995. - С. 149 - 187.

100. Комлик, H.H. И. Бунин и М. Булгаков: образ дома в литературном контексте эпохи / H.H. Комлик //Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий. Елец: Соната плюс, 2004. - С.29 — 34.

101. Кондакова, Ю. В. Гоголь и Булгаков : поэтика и онтология имени : дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 /Ю.В. Кондакова Екатеринбург, 2001. — 296 с.

102. Кораблев, А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова / А. Кораблев // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Союз театр, деятелей РСФСР, Сост. A.A. Нилов. М.: СТД РСФСР, 1998.-С. 39-57.

103. Кривонос, В.Ш. М.А.Булгаков и Н.В.Гоголь. Мотив «Заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» /В.Ш. Кривонос // Известия РАН. Сер. лит. и яз. №1.- 1994. С.42 — 49.

104. Кулабухова, М.А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А. Булгакова «Белая гвардия»: дис. канд. филол. наук : 10.01.01/ Кулабухова Марина Анатольевна. Белгород, 2003. - 238 с.

105. Лакшин, В.Я. Булгакиада / В.Я. Лакшин. М.: Правда, 1987. - 345с.

106. Лакшин, В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) / В.Я. Лакшин // Литература в школе. 1993. - №3. С. 18 - 22.

107. Ларионова, М.Ч. Архетипическая парадигма: миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века: дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01/ М.Ч. Ларионова. Таганрог, 2006. - 344с.

108. Ларионова, М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века / М.Ч. Ларионова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2006.

109. Левидов, М. Досадный пустяк / М. Левидов // Театр и кино. 1926. -8.10.

110. Лесскис, Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции : «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». Комментарии / Г. А. Лесскис. М.: ОГИ, 1999. - 432с.

111. Литературные традиции в поэтике М. Булгакова // Межвуз. сб. науч. трудов. — Куйбышев: Софокл, 1990. 161с.

112. Литовский, О. Последний исторический спектакль / О. Литовский // Советское искусство. 1936. — 11.2.

113. Лихачев, Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т.1. Развитие русской литературы X XVII века / Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - Л.: Худ. лит., 1987. - 656с.

114. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - №8. - С. 76 - 88.

115. Лихачев, Д.С. От исторического имени литературного героя к вымышленному / Д. С. Лихачев // Человек в литературе Древней Руси. -М.: Наука, 1970. С. 107-126.

116. Логический анализ языка. Языки пространств: (сборник статей) / РАН ин-т языкознания: отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры. 2000. — 148с.

117. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев / Предисл. А.Л. Доброхотова; Послесл. В.И. Постовалова. с. 228-258. М.: Изд-во МГУ, 1990-269с.

118. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя //Избранные статьи. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -Таллин: Александра, 1992. С.413-447.

119. Луначарский, A.B. Силуэты (Предисл. и примеч. И. Саца) / A.B. Луначарский. М.: Мол. гвардия , 1965. - 543 с.

120. М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Союз театр, деятелей РСФСР, Сост. A.A. Нилов. М.: СТД РСФСР, 1998.-492 с.

121. Маканин, Вл. Ракурс / Вл. Маканин // Новый мир. 2004. - №1. - С. 159-172.

122. Малахов, В. Гавань у поворота времен: Онтология Дома в «Белой гвардии» М. Булгакова / В. Малахов // Вопросы литературы. 2000. -№4.-С. 326-336.

123. Манаенкова, Е. Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» : дис. . канд. филол. наук : 10.01.01./ Е.Ф. Манаенкова. Волгоград, 1994. 147с.

124. Манн Ю.В. Автор и повествователь //Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания ЯО.В.Манн. -М.: Наследие, 1994. С. 431-480.

125. Медриш, Д.Н. В сотворчестве с народом: народная традиция в творчестве A.C. Пушкина: теоретическое исследование / Д.Н. Медриш. -Волгоград: Перемена, 2003. 135с.

126. Медриш, Д. Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики / Под ред. Б.Ф. Егорова / Д.Н. Медриш. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1980.-296 с.

127. Медриш, Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе / Д. Н. Медриш // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л. : Наука, 1974. - С. 121 - 143.

128. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. 3-е изд., репринтное. - М.: Восточная литература РАН, 2000. - 407 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

129. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах (Чтения по истории и теории культуры; Вып. 4). / Е. М. Мелетинский. — М.: Российск. гос. гуманитарный ун-т, 1994. 136 с.

130. Минц, 3. Г. Поэтика русского символизма / 3. Г. Минц. СПб : Искусство - СПБ, 2004. - 480 с.

131. Михеев, М.Ю. Фактографическая проза, или пред текст. Дневники, записные книжки, «обыденная» литература / М.Ю. Михеев // Человек. — 2004.- №2.-С. 133-142.

132. Мягков, Б.С. Булгаковская Москва / Б.С. Мягков. М.: Моск. рабочий, 1993.- 189 с.

133. Немцев, В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Учебное пособие для студентов филологического факультета. Материалы к лекциям / В.И. Немцев. Самара: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.- 142 с.

134. Немцев, В.И. М. Булгаков: становление романиста / под ред. Н.П. Козлова. / В.И. Немцев. Самара: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 161 с.

135. Немцев, В.И. Контексты творчества М. Булгакова (К проблеме традиций) / В. И. Немцев // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова: межвузовский сб. науч. трудов / отв. ред. В. И. Немцев. -Куйбышев : Куйбышевский гос. пед. ин-т. С. 15-30.

136. Немцев, В.И. Поэтика М.А. Булгакова как эстетическое явление: дис. в виде научного доклада докт. филол. наук : 10.01.01/ Немцев Владимир Иванович. Волгоград, 1999. — 35 с.

137. Никольская, А. Игра в игру / А. Никольская // Театральная жизнь. — '2001.- №4.-С. 53 -55.

138. Никольская, Т.Л. Вступ.статья./ Т.Л. Никольская // К. Вагинов Козлиная песнь. М.: Художественная лит., 1991.-С.9-11.

139. Нинов, А. О драматургии и театре М. Булгакова (Итоги и перспективы изучения) / А. Нинов // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Союз театр, деятелей РСФСР, Сост. A.A. Нилов. М.: СТД РСФСР, 1998. - С. 6 - 39.

140. Орлинский, А. Гражданская война на сцене МХАТ/ А. Орлинский // Правда.-1926.-8.10.

141. Павлова, O.A. Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков. Проблема жанрового мышления: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01/ Павлова Ольга Александровна. Волгоград, 1998. - 246 с.

142. Перевалова C.B. Проблема автора в русской литературе 1970-1980-х годов: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук (10.01.01) /С.В.Перевалова. Волгоград: ВГПУ, 1998.- 288 с.

143. Петелин, В. В. Возвращение мастера. Статьи о М. А. Булгакове / В. В. Петелин. М.: Правда, 1986. - 46 с.

144. Петелин, В. В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / В. В. Петелин. М.: ЗАО Центрполиграф, 2000. - 665 с.

145. Петелин, В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество / В. В. Петелин. М.: Моск. рабочий, 1989. - 495 с.

146. Петровский, М. Два мастера / М. Петровский // Литературное обозрение. 1987.- №6.-С. 30-38.

147. Пикель, Р. Итоги театрального сезона / Р. Пикель // Новый мир. — 1933. -№12.

148. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. A.B. Суперанская; АН СССР, 2-е изд. / Н.В. Подольская. М.: Наука, 1988.-187с.

149. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В. Померанцева. -М.: Наука, 1975. 191 с.

150. Померанцева, Э. В. Судьбы русской народной сказки / Э.В. Померанцева. М.: Наука, 1965. - 220 с.

151. Пояркова, Н.С. Дом и мир в прозе М.А. Булгакова: дис. . канд. филол. наук : 10.01.01/ Пояркова Наталья Сергеевна. М., 2005. - 246 с.

152. Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова: Сб. науч. тр. / Л.: ЛГИТМИК, 1987.- 147 с.

153. Пропп, В. Я. Морфология <волшебной сказки>. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа) / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-512 с.

154. Проффер, К. Ключи к «Лолите»: 100-летие со дня рождения В. Набокова, 1899- 1999 / К. Проффер: Пер. с англ., предисл. Н. Махлаюка, С. Слобадянюка: послесл. Д. Б. Джонсона. СПб.: Симпозиум, 2000. - 301с.

155. Пути развития современного советского романа / М.: АН СССР, 1961. - 362 с.

156. Рейсер, С. А. Основы текстологии / С. А. Рейсер. Л.: Просвещение. Ленингр. отд., 1978. - 176 с.

157. Родневич, Б. «Дни Турбиных» / Б. Родневич // Советская степь. 1927. - 7.1.

158. Рокотов, Т. «Мольер» без Мольера/ Т. Рокотов // Вечерняя Москва.1936.-16.2.

159. Рудзневская, C.B. Дневник писателя в контексте культуры XX века / C.B. Рудзневская // Филологические науки. 2002. - №2. - С. 12-19.

160. Русская литература XX века: Направления и течения. Вып.4. /Под ред. Н.В. Барковской. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1998. - 258 с.

161. Русский роман как сюжет исторической поэтики / С.И. Пискунова //Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. №6. 2004. - С. 129 - 140.

162. Рымарь, Н.Т. Введение в теорию романа / Н.Т. Рымарь. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 268 с.

163. Сахаров, В. Перекличка через века (А.К. Толстой и М.А. Булгаков) / В. Сахаров // Библиотека. 1993. - №11/12. - С. 58 - 59.

164. Сахновский, В. К.С. Станиславский / В. Сахновский // Новый мир. —1937.-№10.

165. Свирский В.Д. Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах / В.Д. Свирский. -М.: Книга, 1972. 176.

166. Секачева С.Б. Фольклорные мотивы в рассказе А.П. Чехова «Черный монах» / С.Б. Секачева // Фольклор : традиции и современность : сб. науч. тр. / под ред. М. Ч. Ларионовой. — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2003. С. 109 - 114.

167. Сергеев, Д.В. Классическая традиция русской литературы (Пушкин и Гоголь) в художественном творчестве В.В. Набокова: дис. . канд. филол. наук : 10.01.01/ Сергеев Д.В. Волгоград, 2003. - 265 с.

168. Скобелев, В.П. Слово далекое и близкое: Народ. Герой. Жанр. (Очерки по поэтике и истории лит.) / В.П. Скобелев. Самара: Кн. изд-во, 1991. — 278с.

169. Смелянский, A.M. М.Булгаков в художественном театре / A.M. Смелянский. М.: Искусство, 1989. - 432 с.

170. Смирнов, И.П. Роман тайн «Доктор Живаго» / И.П. Смирнов. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 205 с.

171. Соболев, Л. Комментаторские заметки /Соболев Л. //Вопросы литературы. 2005. - №5. С. 325 - 329.

172. Соколов, Б.В. Булгаков. Энциклопедия. (Серия русские писатели.) / Б.В. Соколов. М.: Алгоритм, 2003. - 608 с.

173. Соколов, Б.В. Три жизни М.Булгакова / Б.В. Соколов. — М.: ЭЛЛИСЛАК, 1997. 432 с.

174. Солоухина, О. Образ художника и время: традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / О. Солоухина//Москва.- 1987.-№3.-С. 173-181.

175. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1980.-431 с.

176. Тильга, Л.В. Поэтика драмы рубежа 1920-х 1930-х годов и мотив самоубийства. М.А. Булгаков «Бег». Н.Р. Эрдман «Самоубийца». Опыт контекстуального анализа: дис. . канд. искусствовед, наук : / Тильга Лидия Владимировна. - СПб., 1995. - 168 с.

177. Тимина, С.И. Путь книги. Проблемы текстологии советской литературы / С.И. Тимина. Л.: Просвещение, 1975. - 203с.

178. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография : в 3 кн. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1991 - 1995.

179. Токарева, JI.H. Опыт комментария ХХШ главы («Великий бал у Сатаны») булгаковского романа «Мастер и Маргарита» в ритуально-мифологическом аспекте / JI.H. Токарева //Культура и текст. Вып.1: Литературоведение. 4.2. СПб., Барнаул: ЛГУ, 1997. - С.71 - 72.

180. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский. М. : Аспект Пресс, 1996. - 334 с.

181. Топорков, В. О «Театральном романе» М.Булгакова / В. Топорков // Новый мир. 1965. - № 8. - С. 65-73.

182. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс — Культура, 1995. - 624 с.

183. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука 1983. - С. 227 - 284.

184. Тропкина, Н.Е. Образ волка в русской поэзии XX века /Н.Е.Тропкина //Филологические записки. Вып. 24. Воронеж: Воронежский университет, 2006. С.77-82.

185. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. -М.: Наука, 1977.-579 с.

186. Тынянов, Ю. Литературный факт / Ю. Тынянов. М.: Высш. шк., 1993.-318с.

187. Успенский, Б. А. Избранные труды. Т. 1 Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Успенский. М. : Гнозис, 1994. - 432 с.

188. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

189. Урбан, А. Автодокументальная проза / А. Урбан // Звезда. 1970. -№10.-С. 193-205.

190. Ухова Е.В. Философско-этические идеи в творчестве М.А.Булгакова: Автореф. дис. .кандидата наук. Философские науки: 09.00.05 /Е.В. Ухова //Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. М., 1999. - 29 с.

191. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев М.: Высш. шк., 2000. - 356с.

192. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы 4-е изд. / М.Б. Храпченко. М.: Худ. лит., 1977. - 446 с.

193. Хрущева, E.H. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова: дис. . канд. филол. наук : 10.01.01/ Хрущева Евгения Николаевна. -Екатеринбург., 2004. 265 с.

194. Чеботарева, В.А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова / В.А. Чеботарева // Русская литература. 1984. - №1. - С. 166 - 176.

195. Чудакова, М. О. Архив М. А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя / М. О. Чудакова // Записки отдела рукописей Гос. б-ки им. Ленина, вып. 37, 1976. С. 25 - 151.

196. Чудакова, М. О. Булгаков и Гоголь / М. О. Чудакова // Русская речь. -1979. -№ 2. С. 38 - 48.; № 3. - С. 55 - 59.

197. Чудакова, М. О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер / М. О. Чудакова // Возвращенные имена русской литературы : Аспекты поэтики, эстетики, философии : межвузовский сб. науч. работ / отв. ред. В. И. Немцев. -Самара: СамГПИ, 1994. С. 5 - 10.

198. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М. О. Чудакова. -М.: Книга, 1988.-496 с.

199. Чудакова, М. О. Общее и индивидуальное, литературное и биографические в творческом процессе М. А. Булгакова / М. О.Чудакова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1982. Л.: Наука Ленингр. отделение, 1982. - С. 133 - 150.

200. Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве сходного / В.Б. Шкловский. — М.: Советский писатель, 1970. — 376с.

201. Штомпель, О.М. Модель культуры в «Театральном романе» М. Булгакова / О.М.Штомпель //В перспективе культурологи: повседневность, язык, общество. М.; Культура, 2005. С.235 - 254.

202. Щукина, Д.А. Минус-пространство героя у М.А. Булгакова как средство мифологизации текста / Д.А. Щукина //Вестн. СПб. ун-та. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. Вып.2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - С. 125 - 127.

203. Щукина, Д.А. Пространство в художественном тексте и пространство художественного текста / Д. А. Щукина. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 218с.

204. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / М. Элиаде ; пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб.: Алетея, 1998.-255 с.

205. Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX — XX вв. /М. Н. Эпштейн. -М.: Сов. писатель, 1988.-415 с.

206. Эрастова, A.B. Традиции философского романа Ф.М. Достоевского в прозе М.А. Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита»): дис. . канд. филол. наук : 10.01.01/ Эрастова Анна Вячеславовна. -Нижний Новгород, 1994. 305 с.

207. Яблоков, Е. А. Проза Михаила Булгакова: структура художественного мира: дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01 / Яблоков Евгений Александрович. М., 1997. - 491 с.

208. Яблоков, Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача») / Е. А. Яблоков. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 103 с.

209. Яблоков, Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 424 с.

210. Якимец, Н.В. Авторская модальность как фактор организации системы субъективно-речевых планов художественного произведения. // Текст как объект многоаспектного исследования. Вып. 3. 4.1. СПб.: Наука, 1998. - С. 35-41.

211. Якимец, Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 1999. — 22с.

212. Яновская, JI.M. Творческий путь М. Булгакова / JI.M. Яновская. М.: Сов. писатель, 1983. - 319 с.

213. Curtis J.A.E. Bulgakov's Last Decade: The Writer as Hero / J.A.E. Curtis. -Cambridge, 1987.-305 p.

214. Lesley Milne. Mikhail Bulgakov. A Critical Biography / Lesley Milne. -Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 324 p.

215. Natov Nadine. Mikhail Bulgakov / Nadine Natov. Boston : Twayne Publishers, 1985.- 144 p.Словари, энциклопедии и справочники

216. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 685 с.

217. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987.

218. Ожегов, С.Н. Словарь русского языка. Около 57 000 слов. Изд. 10-е, стереотип. Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. 846с.

219. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: АГРАФ, 1999. - 381с.

220. Современное зарубежное литературоведение, (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада - ИНИОН, 1999. - 320с.

221. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Козмиков. М.: Олимп: ООО «Изд-во АСТ» , 2000. - 701с.

222. Словарь литературоведческих терминов /ред.-сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. -М.: Просвещение, 1974. 509с.Список электронных источников

223. Кузьмин, Д. О романе Сергея Гандлевского «НРЗБ» / Д. Кузьмин // Вавилон: Литературный дневник. Февраль. 2002. — http://www.vavilon.ru/diarv/

224. Немзер, А. Странная вещь, непонятная вещь / А. Немзер.http://ameshavkin.narod.ru/litved/person/A/okrym.htm

225. Сорокина, С. Жанр романа с ключом в русской литературе 20-х годов XX века / С. Сорокина / Новые исследования. 2006. —http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye Issledovaniy/.

226. Фиалков, Д. Сад расходящихся серий / Д. Фиалков // Юевсюй телеграфъ. — № 5. — http://www.k-telegraph.kiev.ua/Nl5/eulture.htm

227. Хмелинская, P.M. Поэтический мир Высоцкого: реалии, образы, символы / P.M. Хмелинская. Дата создания документа: 06.09.1999.Дата индексирования: 19.11.2007. 388 Kb http://www.visotsky.ru/mv3/genezis.doc

228. Шилин, В. Словарь литературоведческих терминов / В. Шилин. — http://rifma.com.ru/Lito-46.htm

229. Апакт Бкушакег & БаЛЬ Уаёег Рецензия на повесть М. Тук и П. Брендибак «Галахед» / Апакт Бку\уакег & БагЛ Уаёег // Одинокая башня. М., 2000. - http://kulichki.com/~tolkien/arhiv/tower/r-02.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.