Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дмитриева, Наталья Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 234
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дмитриева, Наталья Николаевна
Введение
Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов
1.1. Роль гитары в истории музыкальной культуры
1.2. Сравнительный анализ отечественных школ игры на гитаре
1.3. Практика профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище современное состояние)
Краткие выводы по главе
Глава II Теоретико-экспериментальное исследование (на материале авторского курса методики обучения игре на шестиструнной гитаре)
2.1. Педагогические условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов
2.2. Курс методики обучения игре на классической гитаре как важнейшая составляющая профессиональной подготовки учащихсягитаристов в музыкальном училище
2.3. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы
Краткие выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары2005 год, кандидат педагогических наук Самохина, Маргарита Анатольевна
Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения1999 год, кандидат педагогических наук Скрынников, Александр Андреевич
Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса2006 год, кандидат искусствоведения Ганеев, Виталий Ринатович
Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре2012 год, кандидат педагогических наук Карпов, Леонид Владимирович
Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе2000 год, кандидат педагогических наук Черватюк, Анна Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары»
Одной из основных и определяющих частей современной мировой культуры является музыкальная культура общества, которая, в свою очередь, немыслима без культуры игры на музыкальных инструментах. Невозможно себе представить современное общество без музыки во всех ее проявлениях, без широко развитой всемирной сети музыкально-образовательных учреждений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, консерваторий и Академий музыки, музыкальных отделений университетов культуры, без многочисленных концертных залов, оперных и музыкальных театров, без симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, без гигантской индустрии аудио- и видеозаписи музыкальных произведений и т.п. Трудно, подчас и невозможно, хотя бы приближенно оценить численность мирового населения и объемы мировых ресурсов, занятых в области музыкального исполнительства и в смежных областях.
Если коснуться роли отдельных музыкальных инструментов в современной музыкальной культуре, то мы получим достаточно пеструю, неоднородную и в какой-то мере неоднозначную картину. Действительно, очень трудно отдать предпочтение в этой роли какому-нибудь отдельно взятому инструменту (скрипке, виолончели, кларнету, гобою и т.д.) или какой-либо группе инструментов (струнных, клавишных, ударных и т.п.). Замечательным примером необходимости и оптимального использования практически всех видов современных музыкальных инструментов является симфонический оркестр. В последнее время, помимо классических музыкальных инструментов, широкое распространение получили электронные инструменты, синтезирующие музыку на базе современных достижений радиоэлектроники и акустики.
Является очевидным тот факт, что значительные ресурсы музыкальной общественности должны быть направлены на оптимальную подготовку музыкантов-профессионалов, прежде всего для подготовки высокопрофессиональных исполнителей на различных музыкальных инструментах. Тем самым, в связи с исключительно высоким влиянием и весом музыкальной культуры в мировой культуре, представляется очевидной важность профессии педагога-музыканта, сочетающего в себе как собственно музыканта-профессионала, так и специалиста в области педагогики и методики обучения. Здесь напрямую объединяются достаточно узко специализированные музыкальные дисциплины с педагогикой, основы которой являются в значительной мере общими и межпредметными.
Актуальность исследования
К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе в музыкальных училищах.
Актуальность темы исследования настоящей диссертационной работы связана с недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы профессиональной подготовки гитаристов-учащихся в музыкальном училище. В наши дни стало особенно заметным, что активная гитарная педагогическая и исполнительская деятельность недостаточно подкреплена соответствующей теоретической и методической базой, в связи с чем наметилось явное отставание теории профессиональной подготовки от мировой исполнительской гитарной практики.
Следует подчеркнуть, что исполнители-гитаристы, и педагоги-гитаристы сегодня располагают достаточно большим количеством разнообразных «Школ» и «Самоучителей» по игре на классической гитаре, а также различных (достаточно общих и напрямую не относящихся к методике обучения игре на гитаре) методических книг и пособий. Вместе с тем, все эти «школы», книги и пособия не решают и не могут решить в комплексе проблему оптимизации профессиональной подготовки учащихся музыкального училища по классу классической гитары; зачастую авторы таких пособий даже и не ставили перед собой подобной задачи. В то же время, в связи как со все более возрастающим интересом к классической гитаре во всем мире и конкретно в России, так и с расширением в России сети музыкально-образовательных учреждений, начиная с ДМШ и кончая консерваториями и педагогическими университетами, в которых предусмотрены специальные классы по обучению игре на классической гитаре, проблема теоретического обоснования содержания профессиональной подготовки учащихся музыкального училища по классу классической гитары становятся все более актуальной.
В последние годы интерес к обучению игре на гитаре в России настолько возрос, что возникла проблема нехватки профессионально подготовленных гитаристов-педагогов. Это особенно сказывается на исключительно важном начальном этапе обучения гитаристов в ДМШ. Дело доходит до того, что классическую гитару в ДМШ вынуждены преподавать педагоги, не имеющие даже минимальной собственной подготовки по игре на гитаре, не говоря уже об уровне их методического образования и хотя бы о минимальном практическом опыте обучения игре на таком достаточно специфическом и сложном инструменте, каким является шестиструнная гитара. В результате этого при последующем обучении учащихся игре на гитаре в музыкальных училищах, где специальные классы по классической гитаре, как правило, укомплектованы профессиональными гитаристами, приходится тратить значительное время и большие усилия по переподготовке учащихся и ликвидации многочисленных недостатков и пробелов в их начальном музыкальном образовании. При этом, помимо профессиональной подготовки музыканта-исполнителя, необходимо столь же профессионально подготовить музыканта-педагога, способного в течение своей последующей музыкально-педагогической деятельности во всей полноте использовать полученные в училище специальные музыкальные и методико-педагогические знания. В этой связи роль методики обучения игре на музыкальном инструменте неизмеримо возрастает.
Недостаточная обоснованность содержания методики преподавания игры на гитаре требует изучения и осмысления всей проблемы профессиональной подготовки учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары, в том числе исследования теоретических предпосылок такой подготовки. Не менее важное значение для разработки проблемы имеют обзор и сравнительный анализ российских школ игры на классической гитаре, а также проведение опытно-экспериментального исследования на материале разработанного автором курса методики.
Состояние научной разработанности проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов. По вопросам методики обучения игре на различных музыкальных инструментах в мировой культуре накоплен богатейший опыт, написана масса книг, статей, диссертаций, различного рода «Школ» и «Самоучителей», издается масса специализированных музыкальных журналов, существует обширная музыкально-педагогическая и музыкально-методическая литература. Однако вышесказанное в значительной мере относится лишь к определенным видам и группам музыкальных инструментов. В этой части традиционно на протяжении многих лет наибольшее внимание уделялось фортепиано и смычковым инструментам - скрипке, виолончели (здесь достаточно упомянуть имена таких замечательных музыкантов и педагогов, как Г.Г.Нейгауз, И.М.Ямпольский, Ю.ИЛнкелевич, Л.Н.Оборин, Д.Б.Кабалевский, К.Г.Мострас, Л.С.Ауэр и др.), в меньшей степени - альту и контрабасу, духовым и ударным инструментам, так что и здесь общая картина представляется достаточно неоднородной. Однако по-прежнему является актуальной разработка теоретических предпосылок изучения проблемы профессиональной подготовки музыкантов-профессионалов по некоторым музыкальным инструментам. К. числу последних безусловно относится классическая шестиструнная гитара. Можно утверждать, что, несмотря на наличие достаточно большого количества «Школ» и «Самоучителей» по игре на гитаре (в том числе отечественных гитарных школ И.Ф.Деккер-Шенка, А.П.Соловьева, М.Т.Высотского, А.М.Иванова-Крамского и др.), состояние научной разработанности проблемы профессиональной подготовки учащихся-гитаристов на всех этапах их обучения является в значительной мере неудовлетворительным, многие актуальные вопросы такой подготовки освещены в методической литературе недостаточно полно или даже не освещены вовсе, в связи с чем проблема профессиональной подготовки учащихся именно по классу классической гитары нуждается в разработке серьезной теоретической и методической базы. Следует особо подчеркнуть, что это является не только российской, но и мировой проблемой. Настоящая диссертационная работа является попыткой в какой-то мере закрыть имеющийся пробел.1
Все вышесказанное предопределило проблему исследования. которая заключается в том, чтобы выявить и обосновать содержание профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище. Можно утверждать, что в практике такой подготовки учащихся на всех этапах обучения, в том числе при их обучении игре на классической гитаре в музыкальном училище, до настоящего времени отсутствовала необходимая теоретическая и методическая база. Решение этой проблемы составило основную цель данной диссертационной работы, которая заключалась в выявлении важнейших педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-гитаристов и в экспериментальной проверке эффективности влияния форм и методов их обучения (на примере авторского курса методики обучения игре на гитаре).
Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учащихся - гитаристов в музыкальном училище и его содержание.
Предмет исследования - педагогические условия профессиональной подготовки учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары.
Изучение имевшихся в литературе научно-методических и научно-педагогических работ, в том числе «Школ игры на гитаре», «Самоучителей» и других методических пособий, а также обобщение более чем 25-летнего опыта преподавания автора диссертации в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе
1 В связи с этим отметим появление монографии Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре», вышедшей в 2003 г. в Киеве [110]. классической (шестиструнной) гитары позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования:
Мы предполагаем, что решение задачи осуществления эффективной профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище требует выполнения определенных педагогических условий, важнейшими из которых являются следующие:
1. Обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки учащихся, для чего необходимо сочетание различных форм организации обучения, в том числе обеспечение взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения, при этом применение групповой воспитательной работы в классе по специальности в музыкальном училище положительно влияет на эффективность индивидуальной работы с учащимися.
2. Необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного курса методики обучения игре на классической гитаре, обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися.
3. Обеспечение правильности подбора и содержания учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения; при этом при подборе нотного репертуара необходимо учитывать как индивидуальные особенности учащегося, так и характерные особенности музыкального произведения; является важным также параллельное развитие как технической, так и художественной сторон учащегося.
4. Правильное проведение педагогической практики учащихся-гитаристов при их обучении в музыкальном училище.
Определение цели диссертационной работы, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть роль гитары в истории музыкальной культуры.
2. Произвести сравнительный анализ отечественных школ игры на гитаре.
3. Изучить современное состояние практики подготовки гитаристов в музыкальном училище.
4. Исследовать педагогические условия, обеспечивающие качественную профессиональную подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
5. Экспериментально проверить разработанную методику и определить эффективность ее влияния на процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
Методологическую базу исследования составили методические и педагогические положения, изложенные в трудах по различным областям знаний - по общей и музыкальной педагогике, искусствоведению, психологии, акустике, культурологии, музыкознанию и др., а также по направлениям, возникающим на пересечении этих наук. В частности, изучались труды ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов (Г.Л.Ермаш, Н.Н.Ростовцев, Б.Л.Вольман, М.А.Вайсборд, В.В.Кандинский, К.А.Кузнецов), педагогов и методистов обучения (В.А.Сухомлинский, А.П.Макаренко, К.Д.Ушинский, Л.О.Гинзбург, Л.А.Баренбойм, И.Гофман, Л.А.Рапацкая, Й.Гат, А.П.Щапов, А.Д.Алексеев, Б.Л.Кременштейн, А.ИЛагутин, Б.А.Струве, Г.С.Алфеевская, Л.Г.Арчажникова, Н.П.Михайленко, Г.М.Цыпин, Е.В.Назайкинский, В.С.Кузин, Б.М.Теплов, И.С.Кон, М.О.Кнебель, В.И.Петрушин), выдающихся музыкантов-педагогов (Г.Г.Нейгауз, И.М.Ямпольский, Ю.И.Янкелевич, Л.Н.Оборин, Д.Б.Кабалевский, К.Г.Мострас, Н.Е.Перельман, Р.Р.Давидян, Л.С.Ауэр), специалистов в области музыкальной акустики (С.М.Аллон, Н.И.Максимов, Н.А.Гарбузов, Ч.А.Тэйлор). Изучались также многочисленные «Школы» и «Самоучители» по игре на гитаре, в том числе отечественные гитарные школы И.Ф.Деккер-Шенка, А.П.Соловьева, М.Т.Высотского, А.М.Иванова-Крамского и др., специализированные музыкальные журналы, книги и статьи.
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования:
- теоретический анализ изучаемой проблемы;
- изучение и обобщение методической литературы, педагогических технологий, передового педагогического опыта;
- обобщение собственного более чем 25-летнего опыта преподавания в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе классической (шестиструнной) гитары;
- констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, включающий в себя анализ результатов учебной деятельности учащихся, привлеченных к экспериментальной работе, в т.ч. наблюдение и контроль за процессом обучения, опрос, беседы, задания учащимся с анализом их выполнения, статистический анализ данных эксперимента.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили Академическое музыкальное училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, где автор диссертации преподает в классе классической (шестиструнной) гитары, а также Московский Государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, где автор также преподает классическую гитару на кафедре музыкальных инструментов. Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1996-2001 гг.) - поисково-теоретический, посвященный изучению теоретической литературы, анализу школ, программ, методических работ, определению основных направлений исследований.
Второй этап (февраль - июнь 2001 г.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводился эксперимент по проверке разработанных методов. Третий этап (2001-2003 гг.) - заключительный, посвященный систематизированию и обобщению накопленного опыта в соответствии с выдвинутыми теоретическими положениями. Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования, выполненного в данной диссертационной работы состоит в том, что в ней:
1. Выявлен и определен комплекс важнейших педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище, а именно:
- обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки учащихся;
- сочетание различных форм обучения, в том числе обеспечение взаимосвязи индивидуального и группового обучения; координация специальной музыкальной подготовки с воспитательными аспектами обучения;
- введение в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного курса «Методика обучения игре на классической гитаре», обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися;
- обеспечение правильности подбора и содержания учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения;
- изменение содержания педагогической практики учащихся-гитаристов, обеспечивающее тесную связь трех вышеуказанных важнейших педагогических условия профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
2. Выявлена положительная роль технических средств аудио- и видеозаписи в процессе профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
3. Обоснованы формы коллективной воспитательной работы в классе музыкального училища по специальности и показана необходимость их комплексного использования в процессе профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
4. Доказана целесообразность введения этапа начального обучения игре на гитаре детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования.
1. Выявлены, определены и экспериментально проверены (на базе авторского курса методики обучения игре на гитаре) важнейшие педагогические условия высококачественной профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
2. Обоснована необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного теоретического (в сочетании с практическими семинарскими занятиями) курса методики обучения игре на гитаре.
Практическая значимость исследования.
1. Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования, выполненного в настоящей работе, позволяют обеспечить высококачественную профессиональную подготовку учащихся-гитаристов в музыкальном училище.
2. Курс методики обучения игре на классической гитаре в музыкальном училище, разработанный автором данной диссертации и читаемый им в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, может быть рекомендован к использованию в процессе обучения учащихся-гитаристов в других музыкально-педагогических учреждениях, где имеется класс классической гитары, а также в лекциях и мастер-классах на курсах повышения квалификации для преподавателей ДМШ Москвы и Московской области.
3. На базе проведенных исследований автором диссертации разработаны:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для специальности (группы специальностей) 0501 -инструментальное исполнительство, гитара» (двухсеместровый курс), утвержденная руководством Академического музыкального училища при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского;
- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 - инструментальное исполнительство (0501.04 — «Народные инструменты)».
Достоверность и объективность результатов исследования основываются на более чем 25-летнем опыте преподавания автора диссертации в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе классической (шестиструнной) гитары, обеспечиваются учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, адекватных поставленным задачам, а также соответствием между теоретическими положениями и результатами экспериментального исследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Эффективность профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище определяется следующими важнейшими педагогическими условиями:
- обеспечение тесной взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения учащихся-гитаристов; обеспечение правильности содержания и подбора учебного теоретического материала и нотного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения;
- необходимость введения в процесс обучения учащихся-гитаристов специального курса методики обучения игре на классической гитаре, обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися;
- наличие и правильное проведение полноценной педагогической практики учащихся-гитаристов.
2. Содержание профессиональной подготовки учащихся-гитаристов музыкального училища (колледжа) предполагает тесную взаимосвязь исполнительской и методической сторон такой подготовки, а именно, получение учащимися:
- исполнительских навыков, которые в дальнейшем явятся незаменимым опытом для будущей их исполнительской и педагогической деятельности;
- комплекса определенных теоретических знаний, получаемых учащимся не только на специальных групповых занятиях по соответствующим дисциплинам, но и при индивидуальных занятиях на уроке по специальности; педагог в процессе индивидуального обучения учащегося неизбежно затрагивает вопросы теории музыки, сольфеджио и гармонии, музыкальной литературы, музыкальной формы и т.д.;
- педагогического опыта - на базе наглядного освоения учащимся методов, которыми пользуется преподаватель, накопления им педагогических знаний и опыта, усвоения манеры общения преподавателя с учеником.
Тем самым, обучение по специальности играет определенную и достаточно важную межпредметную роль.
3. Методическая подготовка учащихся-гитаристов музыкального училища выполняет важную интегрирующую и межпредметную функцию и позволяет наиболее полно и оптимально с точки зрения затрат времени и ресурсов подготовить профессиональных музыкантов-гитаристов, способных в дальнейшем успешно осуществлять практическую педагогическую работу в ДМШ по классу классической гитары, а также продолжить обучение в высших музыкально-образовательных учреждениях. Методика обучения игре на гитаре представляется как отдельная специальная дисциплина с оптимальной продолжительностью 2 семестра (годовой курс), имеющая свой предмет и свою содержательную наполняемость.
4. Эффективным средством профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище является использование технических средств аудио- и видеозаписи, которые применимы как при самостоятельной (домашней) работе учащегося, так и при индивидуальной работе педагога с учащимся во время уроков и при подготовке к концертному выступлению, а также в классной воспитательной работе при коллективном просмотре и обсуждении видеозаписи состоявшегося концерта.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы результатов исследований, представленных в данной диссертации, докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование: сегодня и завтра» в Московском Педагогическом Государственном университете (МГТГУ) и неоднократно обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры музыкальных инструментов Московского Государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М.А.Шолохова. Кроме того, апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе практической повседневной деятельности автора диссертации в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные результаты работы опубликованы в 4-х статьях, а также представлены в вышеуказанной авторской «Рабочей программе».
Структура и основное содержание диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 110 наименований, и пяти приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Гитарное искусство Петербурга - Петрограда - Ленинграда в первой половине XX века2011 год, кандидат искусствоведения Крутиков, Денис Игоревич
Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования2008 год, кандидат педагогических наук Борисевич, Владислав Гурьевич
Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство2003 год, кандидат искусствоведения Ильгин, Константин Владимирович
Гитара в камерном ансамбле2006 год, кандидат искусствоведения Петропавловский, Алексей Алексеевич
Л.Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано2004 год, кандидат педагогических наук Биглер, Людмила Вольдемаровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дмитриева, Наталья Николаевна
Заключение. Выводы.
Согласно поставленным задачам, в данной диссертации был выполнен соответствующий комплекс исследований и были получены следующие основные результаты:
1. В результате выполнения комплекса теоретических и опытно-экспериментальных исследований выявлены основные аспекты организации профессиональной подготовки учащихся-гитаристов музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары.
2. Показана значительная роль гитары в истории музыкальной культуры.
3. На базе изучения «Школ» и «Самоучителей» игры на гитаре различных авторов и проведения сравнительного анализа отечественных школ игры на классической гитаре установлено, что практически все они, каждая в свое время, сыграли важную роль в становлении методики обучения игре на классической гитаре. Однако, все они отличаются серьезными методическими слабостями, главная из которых состоит в отсутствии в них полного и комплексного изложения методики преподавания игры на гитаре, что связано с односторонним и часто шаблонным подходом их авторов к методике преподавания.
4, В результате анализа современного состояния практики подготовки учащихся-гитаристов музыкального училища (класс шестиструнной классической гитары) выявлены, обоснованы и в опытно-экспериментальной работе проверены важнейшие педагогические условия профессиональной подготовки учащихся музыкального училища по классу шестиструнной классической гитары, а именно:
- обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки учащихся;
- сочетание различных форм обучения, в том числе обеспечение взаимосвязи индивидуального и группового обучения;
- координация специальной музыкальной подготовки с воспитательными аспектами обучения;
- введение в процесс обучения учащихся-гитаристов в музыкальном училище специализированного курса «Методика обучения игре на классической гитаре», обеспечение соответствующего содержания этого курса и необходимого контроля его усвоения учащимися;
- обеспечение правильности подбора учебного репертуара учащихся-гитаристов в процессе обучения; изменение содержания педагогической практики учащихся-гитаристов, обеспечивающее тесную связь вышеуказанных важнейших педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище. 5. Показано, что методика обучения игре на гитаре в музыкальном училище является важным предметом процесса обучения, выполняющим интегрирующую и межпредметную функцию. Методика позволяет наиболее полно и оптимально с точки зрения затрат времени и ресурсов подготовить профессиональных музыкантов-гитаристов, способных успешно продолжить обучение в высших музыкально-образовательных учреждениях и начать практическую педагогическую работу в ДМШ по классу классической гитары. Методика обучения игре на гитаре должна быть отдельным предметом в процессе обучения учащихся-гитаристов с оптимальной продолжительностью 2 семестра (годовой курс).
6. Использование технических средств аудио- и видеозаписи в процессе подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище можно рекомендовать в качестве эффективного средства как при самостоятельной (домашней) работе учащегося, так и при индивидуальной работе педагога с учащимся на уроках, при подготовке к концертному выступлению, а также в классной воспитательной работе при просмотре видеозаписи состоявшегося концерта.
7. Важной составляющей частью профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище является комплексная форма проведения коллективной воспитательной работы в классе по специальности, включающая проведение классных собраний, просмотры видеозаписей и прослушивание аудиозаписей музыкантов-исполнителей, классные обыгрывания программ, классные концерты, их видеозаписи и последующие просмотры, классные творческие встречи и поездки на экскурсии, игра в ансамблях. Комплексное применение на практике различных форм коллективной воспитательной работы в классе по специальности оказывает глубокое положительное влияние на эффективность индивидуальной работы с учащимися.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дмитриева, Наталья Николаевна, 2004 год
1. А.В.Хуторской. Современная дидактика. СПб.: «Питер», 2001.
2. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд. 3-е, перераб. и дополн., М.: «Агар», 1998.
3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н.Скаткина, изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: «Просвещение», 1982.
4. Ч.А.Тэйлор. Физика музыкальных звуков. М., Легкая индустрия, 1976.
5. ГЛ.Ермаш. Искусство как творчество. М., Искусство, 1972.
6. Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М., Музыка, 1984.
7. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., «АГАР», 1998.
8. Е.В.Назайкинский. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.
9. Л.А.Менро, А.В.Ширялин. «Семиструнная гитара». В сб. «Музыкальный альманах», вып.1, М., Музыка, 1989.
10. А.В.Ширялин. Поэма о гитаре. -М., «Молодежная эстрада», РИФМЭ, 1994.
11. I.E.Д.Ларичев. Шестиструнная гитара. В сб. «Музыкальный альманах», вып.1, М., Музыка, 1989.
12. В.А.Русанов. Гитара и гитаристы. Вып.2. М., 1901.
13. Б.Л.Вольман. Гитара в России. Л., Музгиз, 1961.
14. М.Вайсборд. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. -М., Советский композитор, 1989.
15. БЛ.Вольман. Гитара. М., Музыка, 1972.
16. Л.А.Рапацкая. Преодолевая гитарные стереотипы (заметки о творчестве Игоря Рехина). В журнале «Гитарист», № 3, 1997.
17. Д.Г.Ломтев. Полифонические метаморфозы. В журнале «Гитарист», № 1, 1998.
18. А.И.Лагутин. Основы педагогики музыкальной школы. М., Музыка, 1985.
19. Б.А.Печерский. Основной инструмент (фортепиано). Методика самостоятельной работы над школьным фортепианным репертуаром. История, теория и методика пианизма. МГОПУ, 1998.
20. Б.А.Струве. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. -Д., Музгиз, 1937.
21. Р.Ж.Видаль. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией.
22. Г.С.Алфеевская. Теория и методика музыкального воспитания. МГОПУ, 1998.
23. Н.Г.Кирьянов. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. -Московский Центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991.
24. Ю.И.Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача. В сб. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики», составитель С.Сапожников. -М., 1968.
25. Г.Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., Госмузиздат, 1961.
26. Л.Г.Арчажникова. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. - М., 1984.
27. Б.Н.Талалай. Формирование исполнительских (двигательно технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах. - Дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук, М., 1982.
28. И.Гофман. Фортепианная игра (ответы на вопросы о фортепианной игре). М., Госмузиздат, 1961.
29. Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный».
30. Мастера советской исполнительской школы. М., 1961.
31. Н.Е.Перельман. В классе рояля. Л., Музыка, 1986.
32. В.В.Кандинский. О духовном в искусстве. М., «Архимед», 1992.
33. И.Ямпольский. Основы скрипичной аппликатуры. М., Музгиз, 1933.
34. А.П.Щапов. Фортепианный урок в фортепианной школе и училище. М. -Л., Музгиз, 1942.
35. Н.П.Корыхалова. Музыкально — исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. С.-Пб., «Композитор», 2000.
36. Н.Н.Дмитриева. Начальное обучение игре на шестиструнной гитаре детей дошкольного возраста. В сб. научных трудов «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. М., МПГУ, 2003.
37. Г.М.Цыпин. Психология музыкальной деятельности. М., Интерпракс, 1994.
38. Н.И.Степанов. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. Дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук, М., 1989.
39. И.Гат. Техника фортепианной игры. М., Музыка, Будапешт, «Корвина», 1967.
40. Г.М.Цыпин. Обучение игре на фортепиано. М., 1974.
41. С.И.Савшинский. Режим и гигиена работы пианиста. Л., Сов. композитор, 1963.
42. Ю.А.Усов. Методика обучения игре на трубе. М., Музыка, 1984.
43. Л.Н.Оборин. Статьи, воспоминания (к 70-летию со дня рождения). М., 1977.
44. А.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975.
45. Г.М.Коган. У врат мастерства. М., Сов. композитор, 1961.
46. А.Д.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музгиз, 1961.
47. А.Д.Алексеев. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. -М., Музгиз, 1957.
48. Л.О.Гинзбург. О работе над музыкальным произведением. М., Музгиз, 1953.
49. Музыкальное исполнительство и современность. В сб. «Научные труды московской консерватории», Сб. 19, вып.2, М., 1997.
50. В.С.Кузин. Психология. М., Высшая Школа, 1974.
51. Н.Н.Дмитриева. О формах коллективной воспитательной работы с учащимися музыкального училища в классе по специальности. В сб. «Музыкальное образование: сегодня и завтра». Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - М., МПГУ, 2002.
52. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
53. В.В.Крюкова. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
54. Д.Б.Кабалевский. Про трех китов. М., Детская литература, 1973.
55. В.А.Сухомлинский. Методика воспитания коллектива. М., Просвещение, 1981.
56. Н.К.Крупская. Педагогические сочинения. Том 6. М., 1953.
57. К.Г.Мострас. Работа над гаммами. М., 1962.
58. К.А.Мартинсен. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977.
59. Р.Р.Давидян. Квартетное искусство. М., Музыка, 1984.
60. С.М.Аллон, Н.И.Максимов. Музыкальная акустика. М., Высшая Школа, 1971.
61. В.В.Медушевский. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
62. К.Д.Ушинский Избранные педагогические сочинения, т. 2. М., Учпедгиз, 1954.
63. А.С.Макаренко Воспитание в советской школе. М., «Просвещение», 1966.
64. В.Л.Михелис Первые уроки юного пианиста. Л., Музгиз, 1962 г.
65. Б.Е.Милич. Воспитание ученика-пианиста. М., «Кифара», 2002.
66. Н Михайловская. Музыка и дети.- М., Сов. комп., 1977.
67. Эстетическое воспитание в семье. Под ред. проф. В.А.Разумного. М., Искусство, 1973.
68. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сборник статей (сост. А.Л.Готсдинер). Л., Музыка, 1981.
69. Л.Ауэр. Моя школа игры на скрипке. Л., «Тритон», 1933.
70. Л.Маккиннон. Игра наизусть. Л., 1967.
71. А.И.Ямпольский. О методе работы с учениками. В кн.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики (составитель С.Сапожников). -М., 1968.
72. И.С.Кон. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.
73. В.А.Максименко. Графическое оформление нотного текста для гитары. М., Сов. комп., 1984.
74. Е.ДЛаричев. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1994.
75. Ю.ИЛнкелевич. Педагогическое наследие. М., Посткриптум, 1993.
76. В.Багадуров, Н.Гарбузов, П.Зимин и др. Музыкальная акустика. М., 1954.
77. Н.Гарбузов. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л., 1948.
78. Н.Гарбузов. Зонная природа динамического слуха. М.-Л., 1948.
79. М.О.Кнебель. Поэзия педагогики. М., 1986.
80. К.А.Кузнецов. Музыкально-исторические портреты. М., Музгиз, 1937.
81. Е.Камилларов. О технике левой руки скрипача. Л., Музгиз, 1961.
82. И.А.Ильницкая. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
83. М.А.Степанова. Самосознание музыканта-исполнителя. Некоторые психологи-ческие и педагогические аспекты. М., Изд-во МГК им. П.И.Чайковского, 2001.
84. Г.М.Цыпин. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. -Автореферат дисс. на соискание уч. степ. докт. пед. наук, М., 1978.
85. Вопросы теории и практики воспитания музыканта. Межвузовский сборник статей. Елец, «Муза», 2001.
86. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., «Музыка», 1974.
87. К.А.Мартинсен. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966.
88. Н.Н.Дмитриева. Использование технических средств аудио- и видеозаписи в процессе подготовки учащихся в музыкальном училище. В сб. научных трудов «Культура искусство — образование». - М., Изд. МПУ «Народный учитель», 2000.
89. А.М.Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1957; 1970; 1971.
90. Я.Б.Таргонский. Флажолеты смычковых инструментов. М., 1936.
91. И.И.Деккер-Шенк. Школа-самоучитель для шестиструнной гитары. С.-Пб., 1892.
92. М.Т.Высотский. Практическая школа семиструнной гитары. -М., 1836.
93. Кушенов-Дмитриевский. Школа, или начальные основы для семиструнной гитары. С.-Пб., 1815.
94. А.П.Соловьев. Школа для семиструнной гитары. М., 1896.
95. А.П.Соловьев. Школа-самоучитель для семиструнной гитары. М.Петроград, 1927.
96. М.Т.Высотский. Школа для семиструнной гитары (2-е издание). М., 1927.
97. С.Галин. Школа для семиструнной гитары. С.-Пб., 1891.99. «Гитарист». Ежемесячный музыкально-литературный журнал. М., 19041905 г.г.100. «Гитара и гитаристы». Ежемесячный музыкально-литературный журнал. — М., 1925.
98. М.А.Вайсборд. Андрее Сеговия. -М., Музыка, 1981.
99. Б.Л.Вольман. Гитара и гитаристы. Л., Музыка, 1968.
100. Э.Шарнассе. Шестиструнная гитара. От истоков до наших дней. М., Музыка, 1991.
101. А.Шевченко. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.
102. В.Б.Кричевский. «Содержание методической подготовки и педагогической практики в условиях музыкального колледжа. В сб.: «Музыкальное образование: сегодня и завтра». Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. М., МПГУ, 2002.
103. Н.Н.Дмитриева. Комплексный подход в обучении учащихся музыкального училища. В сб. научных трудов: Культура искусство - образование. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003, стр. 101.
104. Е.В.Назайкинский. Логика музыкальных композиций. М., Музыка, 1982.
105. В.И.Петрушин. Музыкальная психология. М., Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1997.
106. В.А.Куринский. Автодидактика. М., Автоиздат, 1994.
107. Н.П.Михайленко. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев, 2003.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.