Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, доктор социологических наук Магидович, Марина Леонидовна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 356
Оглавление диссертации доктор социологических наук Магидович, Марина Леонидовна
4
1. Проблема идентичности в приложении к творческой деятельности.
1.1. Основные понятия и положения теории идентичности.
1.2. Поле искусства как предмет изучения.
1.3. Художник как профессионал. Проблемы идентификации профссионалыюго работника искусства.
1.4. Составляющие профессиональной идентичности художника -этническая, культурная, социальная.
2. Художественное образование как фактор формирования профессиональной идентичности.
2.1. Значение образования в формировании идентичности работника искусства.
2.2. Формы и институты художественного образования.
2.3. Самообразование и обучение в ходе работы.
3. Роль рынка художественного труда в самоидентификации и идентификации работника искусства.
3.1. Рынок художественного труда и рынок художественной продукции -взаимосвязь и взаимодействие в формировании профессиональной идентичности.
3.2. Рынок художественного труда.
3.3. Рынок художественной продукции.
3.4. Стратегии работника и работодателя.
4. Социальный статус и социальная идентичность работника искусства.
4.1. Основные предпосылки.
4.2. Историческая эволюция социального статуса художника.
4.3. Дуализм социальной идентичности - художник как творец и как наемный работник.
4.4. Стратификация в художественной среде - имущественная, межпрофессиональная, карьерная.
4.5. Роль институциональных систем в формировании идентичности художника.
5. Национально-культурная идентичность художника.
5.1. Историческая эволюция проблемы культурной идентичности.
5.2. Основные факторы культурной идентичности.
6. Проблемы идентичности в жизни и творчестве художников-эмигрантов.
6.1. Типологические аспекты изучения художественной эмиграции.
6.2. Идентичность в условиях межкультурной коммуникации.
6.3. Социальная адаптация художника-эмигранта.
6.4. Профессиональная идентичность художника-эмигранта.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Постмодерное общество: место и роль искусства2005 год, кандидат философских наук Ткач, Екатерина Геннадиевна
Российские художники-эмигранты (1918 - 1939): Аспекты адаптации2005 год, кандидат исторических наук Бакина, Наталья Евгеньевна
Российские художники-эмигранты во Франции: аспекты адаптации (1918 - 1939 гг.)2005 год, кандидат исторических наук Бакина, Наталья Евгеньевна
Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века2007 год, кандидат искусствоведения Ван Пин
Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.)1984 год, доктор исторических наук Свирида, Иннеса Ильинична
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования»
Постановка проблемы исследования.
Проблема идентичности, до недавнего времени занимавшая сравнительно узкий круг ученых - психологов, социологов и этнологов, за последние годы выросла до фактора национального и международного масштаба, а сам термин прочно вошел в словарь государственных деятелей, политологов и журналистов. Сегодня признается как аксиома, что народ, нация, государство не могут существовать, не осознавая свою идентичность. Согласование идентичности этнических, социальных, тендерных, возрастных групп с идентичностью нации, понимаемой как совокупность граждан унитарного или федеративного государства, выдвигается в число важнейших государственных проблем, связанных с сохранением политической стабильности и территориальной целостности.
В рамках чрезвычайно широкой и многоаспектной проблемы идентичности особое место занимает профессиональная идентичность в целом и, в особенности, ее соотнесенность с национально-культурной идентичностью. Опыт Японии показывает, что корпоративная идентичность, которую можно рассматривать как разновидность идентичности профессиональной, составляет существенную часть экономических и политических отношений в этой стране. Можно вспомнить и о том, что в Советском Союзе устойчивая профессиональная идентичность (правда, не обозначавшаяся этим термином) считалась обязательным элементом государственной идеологии и показателем гражданской зрелости личности. Отказ от этой идеологической парадигмы повысил уровень индивидуальной свободы, но оказал отрицательное воздействие на экономику и социальную стабильность общества. Преданность профессии отошла на второй или даже третий план по сравнению с материальными интересами, что привело к уходу специалистов из жизненно важных для общества, но хуже оплачиваемых отраслей деятельности.
Особое место в формообразовании национальной идентичности занимают культура в целом и искусство как ее составляющая. В соответствующем разделе работы показано, что в этом плане имеется взаимозависимость. Потребность национальной консолидации способствует обособлению национальной культуры из более общего культурного пространства. С другой стороны, круг идей и образов, создаваемых искусством, оказывает влияние на формирование идентичности нации, стимулирует - в зависимости от исторических обстоятельств -консолидацию этносов и территорий в национальное государство или выделение некой этно-территориальной общности в отдельное национальное образование.
Искусство не может внести в национальную идентичность больше того, что образует индивидуальную и профессиональную идентичность работника искусства. Для того, чтобы правильно понимать пути воздействия художественной деятельности на социальную и национальную идентичность более широких кругов общества, должным образом корректировать и даже направлять эту деятельность, необходимо, прежде всего, признать, что работники искусства образуют особую профессиональную группу, в которой действуют общие закономерности социологии профессий. В то же время специфика поля искусства как одного из социальных полей общества обусловливает ряд специфических особенностей структуры и содержания профессиональной идентичности.
На пропедевтическом уровне возникает проблема избыточного производства термина "идентичность" социальными и гуманитарными науками и придание ему статуса "мета - понятия". Даже в пределах социологии проблема разночтения на понятийном уровне замечается среди ученых, работающих в одной методологической парадигме. Релевантность термина "идентичность" в сравнении с понятиями самость, самосознание, габитус требует специального изучения и уточнения понятийной области в применении к социологии профессий.
На гносеологическом уровне понятие идентичности в современной науке часто применяется в негативном контексте - кризис идентичности, негативная идентичность.
Это требует, с одной стороны, выяснить применимость отрицательных характеристик идентичности к профессиональной сфере искусства в России, с другой стороны - определяет необходимость ограждения термина от отрицательного словоупотребления в общенаучном плане.
В морфологическом плане необходимо выделить основные структуры профессиональной идентичности в приложении к творческой деятельности. Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении профессиональной идентичности работников искусства, раскрытии ее структуры, определяющих факторов и взаимосвязи с экономическими, социальными и культурными процессами в обществе.
Актуальность данного направления работы определяется существующей общественной потребностью максимального вовлечения работников искусства в процессы национальной консолидации и формирования национально-культурной идентичности. В этой связи существенное значение приобретает изучение и освоение профессионального опыта художников русского зарубежья XX века, сыгравших значительную роль в сохранении и воспроизводстве русской национально-культурной идентичности и трансляции художественного наследия России в условиях иного культурного окружения. Нельзя отрицать, что до сих пор творчество многих русских художников-эмигрантов более известно за рубежом, чем у себя на родине, по именно им во многом принадлежит заслуга в приумножении символического капитала Русской культуры XX века в глазах мирового сообщества. Сегодня наши соотечественники, покинувшие СССР в семидесятые - восьмидесятые годы, наиболее активно вовлечены в рыночные процессы и представляют Россию на самых престижных мировых художественных форумах. Раскрытие и изложение специфики их профессиональных стратегий и социальных практик, открывает новые перспективы для интеграции российских художников в мировой рынок труда и искусства. Изучение мирового опыта социальной поддержки работников искусства, позволяющего сохранить ядро национальных культурных кадров, полезно и с точки зрения перспектив формирования современного рынка труда в России в целом.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования
Изучение идентичности как научной проблемы имеет сравнительно давнюю историю. В психологическом понимании, истоки этого понятия, его интеллектуального осмысления и анализа можно найти в трудах античных и средневековых философов, в философии Д.Локка и Д.Юма, у основоположников классической немецкой философии, а также в произведениях П.А. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Т. Адорно, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, B.C. Библера, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили. Проблемы индивидуальной идентичности (часто в иной терминологии) рассматривались в западной психологии А. Адлером, У. Джеймсом, Ж. Лаканом Д. Парфитом, 3. Фрейдом, 10. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, Э. Эриксоном, К. Юнгом, в отечественной - В.В. Абраменковой, М.М. Бахтиным, И.С. Коном,
B.C. Мухиной, И.П. Поповой и др.
В отечественной науке проблемы идентичности рассматривались в основном в плане индивидуальной и социальной психологии. Благодаря работам Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, B.C. Мерлина, B.C. Мухиной, Л.Д. Олейника, Л.
C. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и др., сложился определенный категориальный аппарат, в котором идентичность рассматривалась как проявление самосознания. Установлена нетождественность этих двух понятий и наличие сложной взаимосвязи между ними.
Социологическая традиция теории идентичности связана с символическим интеракционизмом и восходит к теории самости У.Джемса и Д.-Г.Мида, которые показали, что идентификация - это процесс называния, помещения себя в социально конструируемые категории, и язык -сердцевина этого процесса. Впоследствии, в работах И. Гоффмана и П. Бергера, идентичность рассматривается как "социально создаваемая, социально поддерживаемая и социально трансформируемая". К. Пламмер считает, что идеи идентичности способствовали появлению особой формы политики. "Так называемая "политика идентичности" играет все более существенную роль с конца 1960-х гг., в частности, ассоциируясь с этническими и религиозными меньшинствами, а также с движениями феминисток и сексуальных меньшинств. Она негласно пользуется марксовой моделью классового сознания, согласно которой подчиненная группа развивает самосознание своей позиции и обращает его в политическое действие"1. Основополагающее значение в разработке социальной теории идентичности получило введенное Р. Мертоном понятие "референтной группы": идентичность индивида складывается в результате его самосоотнесения с коллективом, являющимся для данного индивида значимым. Эти работы послужили толчком к появлению "теории ролей" (Р. Тернер, Г. Беккер и др.) В отечественной социологии ведущую роль в разработке теории идентичности играют труды В.А. Ядова, в которых осуществляется трехмерное измерение ее параметров: номинация; взаимодействие со значимыми другими; подтверждение и валидизация "я" посредством презентации.2
Менее изученной остается проблема профессиональной идентичности, основное внимание в которой уделяется условиям профессионального Пламмер К. Идентичность // Контексты современности - 1 / Сост. и ред. С.А. Ерофеев. - Казань: Издательство казанского ун-та, 2001.-С. 121-124.
2 Ядов В.А. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. -М.: Ин-т социологии РАН, 1992. -С.6. развития. Большой вклад в развитие этого подхода внесли классики социальной теории: Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, а также сформировавшиеся во второй половине XX века отрасли социологии труда и социологии профессий, к которым можно отнести работы М. Абрахамсона, Г. Беккера, JI. Болтански, X. Бравермана X.JL Виленски, К. Дюбара, Л. Карпика, Я. Лемель, О. Маршанда, Г. Миллерсона, Ф. Шампи, Д. Шнаппера, и др.
В отечественной науке эта теоретическая традиция была менее востребована, и социология профессий только теперь начинает институционализироваться. Проблемы психологии и социологии профессиональной деятельности рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, Г.С.Батыгина, А.Г. Здравомыслова, А.И. Каптерева, В. А. Ядова и др. Сравнительно недавно стали появляться работы, посвященные идентичности работников отдельных профессий.
При рассмотрении профессиональной идентичности работников искусства необходимо учитывать весь комплекс факторов, формирующих художника как профессионала на всем протяжении его профессиональной карьеры, а также вопросы взаимодействия художественного творчества с социально-культурными реалиями общества, в рамках которого оно осуществляется. Таким образом, проблема профессиональной идентичности работника искусства неизбежно должна рассматриваться с учетом теоретических, методологических и эмпирических положений социологии искусства. Эта научная дисциплина, истоки которой также просматриваются еще в трудах Платона, синтезирует научный материал эстетики, искусствознания, истории искусства, психологии искусства, дополняя их исследованиями процессов художественного производства и потребления. Основы социологического подхода к эстетическим проблемам в отечественной науке были заложены Н. Г. Чернышевским и далее развиты в трудах Г. В. Плеханова, В. М. Фриче, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, Ю.В. Перова, А.Н. Сохора. Среди иностранных специалистов следует выделить П. Франкастеля, В. Гаузенштейна, А.
Хаузера, К. Блаумкопфа, М. Рафаэля. Методологическая база эмпирических исследований культуры и искусства была заложена в работах П. Бурдье. Как в отечественной, так и в зарубежной практике такие исследования были развернуты достаточно широко только во второй половине XX века. Наиболее полные результаты в этой области получены в работах A.JI. Вахеметса, М.Б. Глотова, Ю.Н.Давыдова, Г.Г.Дадамяна, Д.Б.Дондурея, JI. Н. Когана, К.Б. Соколова, В.В.Селиванова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Н.А. Хренова, Ю.В.Шарова и др. Крупнейшими представителями этого научного направления за рубежом являются Г. Беккер, В. Золберг, П.-М. Менгер, Р. Мулен, Б.Пекиньо, Р.Фолкнер, Д. Тросби и др.
Проблемы национально-культурной идентичности, занимающие важное место в формулировке основных аспектов профессиональной идентичности художника, входят в сферу интересов этнологии и наиболее полно рассмотрены в работах А.А. Велика, А.О. Бороноева, Л. Гудкова, J1.H. Гумилева, JI.M. Дробижевой, К. Леви-Стросса, С.В. Лурье, М. Мид, Л.М. Мосоловой, Э.А. Паина, Ю.М. Резника, З.В. Сикевич, В.А. Тишкова, Л. В. Сагитовой, П.И. Смирнова и др.
В последние десятилетия появилось несколько капитальных трудов, обобщающих основные профессиональные характеристики определенных групп работников искусства. Так, во Франции вышли книги Р. Мулен и П-М. Менгера, посвященные соответственно работникам визуальных искусств и актерам, в Германии - книга В. Рупперта о художниках Нового времени. Совсем недавно издан труд Л. Алябьевой о литературной профессии в Англии. В этих работах понятие «идентичность» не используется или, как у французских авторов, понимается как синоним «статуса». В. Рупперт оперирует понятием «габитуса», во многом близким к идентичности, но в качестве основных его признаков для художников Нового времени выступают индивидуальность и субъективизм, что далеко не исчерпывает сущность идентичности как комплексной характеристики профессионала.
Таким образом, научная проблема, решаемая в данной работе, не нашла еще полного решения в современной науке и требует междисциплинарного подхода, учитывающего современное состояние, теоретическую и методологическую базу и конкретные знания различных научных школ и направлений.
Цель работы заключается в создании "профессионального портрета" работника искусства, включающего основные характеристики его профессиональной идентичности и их взаимодействие с институтами и механизмами поля искусства.
Объектом исследования в широком плане является сообщество работников искусства, а также социальные и культурные институты, оказывающие влияние на формирование и динамику профессиональной идентичности художника. На микроуровне, в приложении теоретических положений к конкретной социально-профессиональной группе, объектом исследования является профессиональная деятельность художников так называемого "русского зарубежья".
Предметом исследования являются социальные отношения, действующие в поле искусства и формирующие профессиональную идентичность социальных агентов этого поля.
Гипотеза исследования.
1. Профессиональная идентичность работника искусства представляет собой совокупность субъективных (самоидентификация) и объективных характеристик этой профессиональной группы и каждого из отдельных субъектов этой группы и имеет сложную многоуровневую структуру.
2. Профессиональная идентичность формируется в течение всей профессиональной деятельности художника, начиная с образования (понимаемого в самом широком плане).
3. Решающую роль в формировании профессиональной идентичности художника в современном обществе играет его положение на рынках художественного труда и художественной продукции.
4. Национально-культурная составляющая является одним из важнейших элементов профессиональной идентичности работника искусства. Ее взаимодействие с реалиями социума, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, имеет сложный характер, в котором участвуют как прямые, так и обратные связи.
5. Национально-культурная идентичность обладает высокой устойчивостью, которая наиболее явно проявляет себя в творчестве художников-эмигрантов.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели исследования, с учетом степени разработанности проблемы, ее предмета, объекта и сформулированной гипотезы, в качестве основных задач исследования поставлены:
1. Определить основные характеристики и структуру профессиональной идентичности работника искусства.
2. Выделить границы популяции и круг явлений, подлежащих исследованию в рамках данной работы.
3. Выявить основные факторы, определяющие профессиональную идентичность, и установить их взаимосвязь со структурой и габитусом поля искусства для данной культуры.
4. Определить место национально-культурной идентичности среди факторов, формирующих профессиональную идентичность, и выяснить их взаимосвязи.
5. Сформулировать роль искусства в формировании национально-культурной идентичности этноса, региона и нации и выяснить существующие между ними прямые и обратные связи.
6. Проследить действие общих закономерностей применительно к формированию и проявлениям профессиональной идентичности художника в условиях эмиграции.
Методологическая база исследования. Особенностью данной работы является сочетание и сравнительный анализ теоретических и эмпирических данных широкого круга гуманитарных дисциплин, в том числе социологии искусства, искусствознания и истории искусства, общей истории, психологии и этнологии. Теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения М. Вебера (теория социального действия), Т. Адорно (о функциональных свойствах музыки), Г. Маркузе (теория индустриального общества). Авторская интерпретация находится в рамках проблемных теоретических положений интерпретативной парадигмы (теорий массовой коммуникации, символического интеракционизма, феноменологии) и критической парадигмы (базирующейся на идее социального неравенства, признающей необходимость преобразования общества). На формирование методологической основы диссертационного исследования, разработку его стратегий оказали влияние труды по общей методологии исследований С.А. Белановского, Д. Берто, И.Ф. Девятко, Дж. П. Рооса, А.Роткирх, В.А. Ядова, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. В разработке методологии эмпирического исследования основанием служили принципы, раскрытые в трудах Т. Адорно, Ю.Н. Давыдова, Л.Г. Ионина, П.-М. Менгера, Р. Мулен. Методологическую базу исследования в вопросах теории культурной идентичности и межкультурных коммуникаций составили труды Ю.М.Лотмана по семиотике культуры. Работа выполнена в соответствии с общенаучными принципами объективности и историзма. В ней применены сравнительно-исторический, комплексный и типологический методы анализа, всеобщие универсальные принципы или законы развития -дифференциации и интеграции, разработанные в трудах А. А. Богданова, Г. Гегеля, Н. О. Лосского, Г. Спенсера, Вл. С. Соловьева.
Как отмечалось выше, предмет исследования отличается многоуровневостью и разнообразием действующих факторов и их взаимодействий. Последнее определяет необходимость системного подхода, в рамках которых выполняется методологический поиск в данном исследовании. Системный подход позволяет говорить о структуре профессиональной идентичности, которая в совокупности своих характеристик образует динамическое целое. Этот подход позволил рассматривать идентичность как систему и, анализируя ее составляющие по отдельности, не терять из вида ее целостность как характеристики индивидуума или группы.
2. Методология теоретической части работы строится на критическом сравнительном анализе сведений из различных исторических, теоретических, мемуарных, искусствоведческих, литературоведческих и этнологических источников. На основе этого анализа формулируются общие для всех видов искусства закономерности формирования идентичности, историческая последовательность их действия и особенности отдельных видов искусства, специфика стран и исторических периодов.
Эмпирическую базу работы составили данные авторских исследований, проведенных в 1992, 1996-2004 годах. При этом основными методами стали: сбор и статистический анализ первичных и вторичных справочных и биографических данных; анализ проведенных автором шестидесяти неформализованных биографических интервью с художниками русского зарубежья (Париж, Ницца, Ныо-Иорк, Хельсинки, Амстердам, Утрехт, Эндховен), а также отдельные экспертные интервью и наблюдение во время проведения выставочных проектов в ГРМ (2000 г.), ГЦСИ, СПб филиал (2001 -2002 г), Всероссийском музее А.С.Пушкина (2003 г.)
Для конкретизации и анализа функционирования выведенных закономерностей использовались данные из мемуарной и биографической литературы, литературоведческие и искусствоведческие источники, анализ писем и других документов из личных архивов работников искусств, работа с оригинальными памятниками художественной культуры, а также результаты опросов и обследования определенных групп художников. При анализе результатов обследований используются как качественные методы интерпретации, так и количественные, основанные на статистической обработке полученных данных.
Достоверность и обоснованность результатов. Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается:
1. Применением апробированных методологических подходов
2. Использованием, компаративным анализом и критическим осмыслением широкого круга литературных, биографических и мемуарных материалов, что позволяет выявить наиболее общие и закономерные связи между явлениями в поле искусства.
3. Комплексным использованием теоретических и эмпирических методов.
4 Применением в эмпирических исследованиях надежных методов фиксации и проверки получаемых материалов на основе сопоставления интервью, записанных раздельно с помощью аудио- и видеоаппаратуры, а также их проверка по опубликованным материалам (газетные и журнальные публикации, каталоги выставок, монографии).
Теоретическое значение и научная новизна исследования определяется тем, что:
1. Впервые в социологическом плане раскрыта специфика профессиональной идентичности художника как целостного явления, выявлены ее содержание, структура и функции;
2. Выявлена специфика факторов, формирующих профессиональную идентичность работника искусства, по сравнению с другими профессиональными группами;
3. Раскрыты социокультурные закономерности формирования и развития профессиональной идентичности художника;
4. Установлено наличие общих закономерностей, связывающих профессиональную идентичность с деятельностью и стратегиями работника искусства на рынках художественного труда и художественной продукции в различных видах искусства; . На примере художников русского зарубежья показано значение национально-культурной идентичности в комплексной характеристике профессиональной идентичности.
Основные положения, выносимые на защиту: Профессиональная деятельность художника осуществляется в особом социальном поле, именуемом полем искусства. Это поле находится в динамическом взаимодействии с другими социальными полями, в первую очередь - с полем власти и полем информации.
Профессиональная идентичность работника искусства является совокупностью субъективных и объективных характеристик личности или группы и формируется в процессе выбора профессии, профессиональной подготовки и практической деятельности.
Профессиональная идентичность работника искусства в целом более стабильна и устойчива, чем у других профессиональных групп. Профессиональная идентичность художника формируется под действием социальных, экономических и политических факторов своего времени и в то же время оказывает обратное воздействие на общественное сознание, национально-культурную идентичность этноса или нации и, в конечном счете, на социально-политические процессы в обществе. Среди факторов, определяющих формирование профессиональной идентичности работника искусства, особое значение имеют:
- этнонациональная среда;
- условия и характер профессионального образования и обучения;
- социальный статус художника в обществе;
- рынки художественного труда и художественной продукции;
- оценки художественной деятельности со стороны аудитории и специалистов;
- деятельность институтов и организаций, связанных с полем искусства.
Практическая значимость исследования.
1. Результаты работы дают теоретическую базу для разработки подходов к организации участия государственных и общественных организаций в художественной жизни. Целью такого участия является включение работников искусства в процессы формирования единого культурного пространства и общей нацонально-культурной идентичности этнических и региональных общностей полиэтнического государства.
2. Результаты и выводы исследования создают теоретические и фактографические предпосылки для совершенствования преподавания дисциплин социологической и культурологической направленности.
Апробация работы. Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались в ходе проведения и реализации результатов проектов «Социология искусства в России и Франции» и «Социальная история русских художников в Париже XX века» (1999 - 2003 гг. Высшая Школа Социальных Наук, Париж); в рамках семинаров российско-австрийского проекта «Искусство образование» (2002-2004 гг.). В выступлении «Дискурс национальной идентичности в современном искусстве и СМИ» на семинаре факультета Социологии Университета г. Иоэнсу (Финляндия, 01.06.2004); на всероссийской конференции «Метаморфозы культурных форм», СПб., 1993; международном симпозиуме «Рихард Вагнер и XX век» СПб., 1993; международном симпозиуме «Культура и рынок», Екатеринбург, 1994; международной конференции «Грани культуры», СПб, 1997; научно-методической конференции «Культурология в системе гуманитарного базового образования технических и естественно-научных специальностей», СПб, 1994; Международной научной конференции «Новейшие технологии образования в высшей школе», - СПб., 1996; Международной конференции «Культура и образование» - СПб, РГПУ, 1998; Международной научной конференция «Судьбы и карьеры художников XX века» - СПб, ГРМ, 2000; Третьей и Четвертой Международных конференциях «Культурное наследие российской эмиграции 1917 - 1939 гг.» СПб., 2002, 2003; Российской конференции «Русская эмиграция в Финляндии в период между первой и второй мировыми войнами», СПб, СПбГУИК, 2004; Международной конференции «Искусство и образование», РГПУ им. А.И.Герцена, СПб, 2004 а также на научных и методических семинарах кафедры Художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры Социологии и политологии РГИ СпбГУ. Кроме того, результаты исследований были использованы при подготовке и оформлении материалов выставки «Александр Арнштам. Карьера и судьба художника», СПб, ГРМ, 2000; телевизионном видеосюжете «Александр Арнштам - художник кино» (5 канал СПб, 2000 г.); в составлении программы и материалах к Санкт-Петербургскому «Фестивалю фестивалей», СПб., Дом кино, 2000; в составлении и подготовке материалов к выставке «Метаморфозы идентичности», СПб., Всероссийский музей А.С.Пушкина, 2003.
По инициативе автора в 2001 г. проведена международная научная конференция «Карьеры и судьбы художников» на базе РГПУ им. А.И.Герцена, Государственного русского музея и Музея А.Ахматовой «Фонтанный дом».
Основные положения исследования изложены в двух монографиях, учебно-методических пособиях, статьях в отечественных и зарубежных журналах и научных докладах общим объемом около 45 п. л.
Внедрение результатов.
Результаты работы реализованы: в разработанных автором программах и практике преподавания дисциплин: «Социология», «Социология культуры», «Социология искусства», «Конкретные методы социологического исследования», «Социологический практикум», «Социокультурный практикум», «Социология регионов России», «Современная культура», «История философско-социологической мысли», «Семиотика культуры», «Современная художественная жизнь Санкт-Петербурга», «Мировая художественная культура» в РГПУ им. А.И. Герцена.( 1995-2005); в курсе «Мировая культура и искусство» в СПбГУЭиФ; в цикле лекций по курсу «Социология культуры и искусства» в рамках программы «Специализированные социологические курсы повышения квалификации для преподавателей Поволжско-Уральского региона», осуществляемой Организацией преподавателей социальных наук. Казань, 2004 и 2005 гг.; в разработке теоретических основ, концепции и методологии исследований в проекте «Искусство и образование», поддержанного организацией «Культурконтакт» в 2001 - 2004 гг.; в материалах лекции на тему «Профессиональная идентичность художника-эмигранта; проблемы занятости и рынка в сфере искусства» на Философском семинаре г. Казани при Картинной галерее Константина Васильева (2005); в материалах лекции «Парижский миф и реалии художников русского зарубежья» в рамках программы Французского института в Санкт-Петербурге (2005).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок2011 год, кандидат культурологии Долганова, Екатерина Александровна
Художественная культура Киргизстана XX века: Развитие творческой индивидуальности; на материале изобразительного искусства1999 год, доктор культурол. наук Прыткова, Людмила Александровна
Русская художественная эмиграция "Первой волны" в Бельгии: 1918-19392009 год, кандидат искусствоведения Авдюшева, Надежда Александровна
Социальная идентификация творчества в повседневности художника2009 год, кандидат социологических наук Кузьмина, Татьяна Владимировна
Социальные сценарии восприятия изобразительного искусства в контексте социокультурных изменений российского общества1998 год, кандидат культурол. наук Гаав, Людмила Эвальдовна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Магидович, Марина Леонидовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В комплексном исследовании, результаты которого представлены в данной работе, сделана попытка интегрировать различные аспекты сложной динамической системы, которую представляет собой профессиональная деятельность работника искусства, в понятиях профессиональной идентичности.
По результатам работы можно сделать следующие основные выводы:
1. Профессиональная деятельность художника осуществляется в особом социальном поле, именуемом полем искусства. Это поле находится в динамическом взаимодействии с другими социальными полями, в первую очередь - с полем власти и полем информации.
2. Профессиональная идентичность работника искусства является совокупностью субъективных и объективных характеристик личности или группы и формируется в процессе выбора профессии, профессиональной подготовки и практической деятельности.
3. Профессиональная идентичность работника искусства в целом более стабильна и устойчива, чем у других профессиональных групп.
4. Профессиональная идентичность художника формируется под действием социальных, экономических и политических факторов своего времени и в то же время оказывает обратное воздействие на общественное сознание, национально-культурную идентичность этноса или нации и, в конечном счете, на социально-политические процессы в обществе.
5. Среди факторов, определяющих формирование профессиональной идентичности работника искусства, особое значение имеют:
- этнонациональная среда;
- условия и характер профессионального образования и обучения;
- социальный статус художника в обществе;
- рынки художественного труда и художественной продукции;
- оценки художественной деятельности со стороны аудитории и специалистов;
- деятельность институтов и организаций, связанных с полем искусства.
6. В число основных процессов и механизмов, формирующих профессиональную идентичность работника искусства, входят:
- социализация в этнокультурной среде;
- общее и профессиональное образование;
- взаимодействие с предпринимателями и потребителями художественной продукции на соответствующих рынках;
- взаимодействие в профессиональной среде в ходе работы и в социальных сетях и группах;
- включенность в информационные сети общества;
- оценка профессиональной деятельности специалистами и публикой.
В ходе работы получены также результаты, конкретизирующие и дополняющие приведенные выше выводы.
1. Идентичность работника искусства, в отличие от других профессионалов, включает на равных правах с чисто профессиональными характеристиками, этническую и национально-культурную составляющие, оказывающие непосредственное воздействие на характер и результаты их творческой деятельности. Социальная идентичность, которая, как правило, является производной профессионального статуса, находится у работников искусства в реципрокном взаимодействии с профессиональной.
2. Значение художественного образования в формировании профессиональной идентичности зависит от вида искусства и наиболее существенно там, где велика роль профессиональных навыков - в музыке, балете, отчасти в живописи. Вместе с тем полученное образование, как правило, не играет решающей роли в профессиональной карьере и идентичности работника искусства, где на первое место выступают самообразование и обучение в ходе работы.
3. Рынок художественного труда и рынок художественной продукции имеют непосредственную взаимосвязь и замыкаются через профессиональную идентичность художника. В диссертации показано, что на обоих рынках обращаются по преимуществу символические ценности, определяемые накопленной репутацией работников искусства.
4. Отношения на рынке художественного труда не подчиняются теории «человеческого капитала», поскольку ценность предлагаемой рабочей силы определяется не затратами на профессиональную подготовку, а упомянутым выше символическим капиталом художника.
5. В трудовых отношениях работника искусства с предпринимателем присутствуют как характеристики самостоятельного товаропроизводителя, так и наемного работника, хотя соотношение этих составляющих зависит от вида искусства.
6. Социальный статус и социальная идентичность работника искусства менее всего связаны с их материальным положением, которое, как правило, в среднем хуже, чем у работников других отраслей при одинаковых показателях образования и опыта. Основным фактором социального статуса является степень влияния на формирование общественного вкуса и общественного мнения.
7. Профессиональная идентичность работника искусства формируется в рамках определенной институциональной системы, состав и функции которой определяются как типом общественного и экономического строя, так и потребностями самого искусства. В современном мире институциональные системы поля искусства формируются взаимодействием большого комплекса государственных, общественных и внутрихудожественных субъектов.
8. Основные функции любой институциональной системы заключаются в легитимации отношений между работником искусства и потребителем, а также в обеспечении необходимых материальных предпосылок работы художника.
9. Национально-культурная идентичность художника формируется в поле совместного действия ряда разнородных факторов, в числе которых существенную роль играют семейные этнокультурные традиции, национально-культурная окраска профессионального образования и обучения и культурные традиции общества, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность. Соотношение этих факторов определяется конкретными обстоятельствами личной и творческой биографии.
Ю.Изучение профессиональной идентичности художников, работающих в условиях эмиграции, показывает, что основным фактором, вынуждающим художника к смене места жительства, является стремление сохранить свою профессиональную идентичность, подвергаемую тому или иному виду политических или экономических угроз. Анализ географического распределения эмигрантов указывает на то, что решающую роль в нем играют условия местных рынков художественного труда и художественной продукции.
11.Изучение художественной эмиграции дает возможность выделить индивидуальную роль отдельных факторов, которые в обычных условиях взаимосвязаны. Анализ эмпирических материалов, полученных при обследовании художников пластических искусств, выходцев из СССР, живущих за рубежом, подтверждает, что эта группа профессионалов отличается устойчивой национально-культурной идентичностью, которая, как правило, играет положительную роль в их профессиональном утверждении в инокультурной среде.
12.Профессиональное поле искусства обладает уникальными возможностями сохранения традиционных трудовых отношений и технологий, существующих с периода античности до наших дней в сочетании с максимально быстрым внедрением всех инновационных технологий производства и социальных институтов. Оно представляет собой не только базу для изучения, но и наиболее толерантную к различным организационным механизмам и инфраструктурам институциональную систему.
13.В сфере занятости, мировой опыт искусствосферы как профессионального поля, вовлекающего в свою орбиту не только новых сотрудников, но и целые индустрии, накопил багаж наиболее адаптивных и мобильных форм и стратегий в трудовой деятельности. Это позволило, несмотря на постоянную в этой отрасли избыточность предложений над спросом, сохранить и даже поднять уровень цен и трудовых выплат в среднем, но и избежать роста безработицы среди художников. Изучение и обобщение этого опыта, в его этнокультурной специфике открывает новые перспективы в формировании современного рынка труда в России в целом.
Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Магидович, Марина Леонидовна, 2005 год
1. Адорно Т.В. Исследование авторитарной личности. -М.:Серебряные нити, 2001.-416 с.
2. Адорно Т. В. Философия новой музыки / Пер. Б.Скуратова. -М,: Логос, 2001.-352 с.
3. Адорно Т. В. Эстетическая теория. -М.: Республика, 2001. -527 с.
4. Александр Бенуа размышляет.../ Подготовка издания, вступит, ст. и комм. И.С. Зильберштейна и А.Н. Савинова. -М., 1968. - 640 с.
5. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-X1X веках. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 400 с.
6. Американская философия искусства / Ред. Б. Дземидок, Б.Орлов. -Екатеринбург: Деловая книга. -1997. -320 с.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. -М.: Прометей. - 352 с.
8. Базен Ж. История истории искусства. -М.: Прогресс-Культура, 1994. -525 с.
9. Балланщ П.С. Опыт об общественных установлениях в их 330отношениях к новым идеям (1817) // Эстетика раннегофранцузского романтизма. -М.: Искусство. 1982. - 33-70.
10. Банфи А. Философия искусства / Пер. с итал. -М.: Искусство, 1989 -384 с.
11. Баркер К. Глобализация и культурная идентичность // Контексты современности - II / Сост. и ред. А. Ерофеев. - Казань: Изд-воКазанского ун-та, 2001. -С. 124-128.
12. Барсукова СЮ. Рецинрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика. Социс Кч 9,2004. - 20 - 30.
13. Барт Р. Структурализм как деятельность // Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1994. - 253-261.
14. Бек У. Космополитическое общество и его враги // Журнал социологии и социальной антропологии JNi>2, 2003. -С.24-53.
15. Белановский А. Глубокое интервью. -М.: Николо-Медиа, 2001. -320 с.
16. Белинский В.Г. Письмо к Н.В. Гоголю // Русская критика. - Л.: Лениздат, 1973.-С. 179-188.
17. Бенуа А.Н. Художественные письма. М.: Галарт, 1997. - 408 с.
18. Бенуа А.П. Мои воспоминания. Т. 1.-М.: Паука, 1990,- 360 с.
19. Бенуа А.Н. Переписка с М.В Добужинским / Сост. И.И. Выдрин. - СПб: Сад искусств, 2003. - 302 с.
20. Бенуа А.Н. Переписка с СП. Дягилевым / Сост. И.И. Выдрин - СПб: Сад искусств, 2003 - 127 с.
21. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М.: Медиум, 1996. -238 с.
22. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
23. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской331культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.:Наука.-С. 43-271.
24. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи. -Д.: Советский композитор, 1991.-232 с.
25. Берпштейн Б.М. «Кризис искусствознания» и институциональный подход // Советское искусствознание. Вып. 27. -М.: Советскийхудожник, 1991.-С. 269-297.
26. Бинкли Т. Против эстетики // Американская философия искусства. / Ред. Б. Дземидок, Б.Орлов. -Екатеринбург: Деловаякнига, 1997.-С.318-320.
27. Бобринская Е.А. Концептуализм. -М.: Галарт, 1994. - 216 с.
28. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
29. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. Изд-е второе, доп-е. -СПб: Санкт-Петербургскаяпанорама, 2001. -192 с.
30. Бродель Ф. Что такое Франция? //Пространство и история / Пер. с фр.- Т.1 . - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. - 405 с.
31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.-С. 58.
32. Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством М.: Политиздат, 1984.-272с.
33. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер. с фр. М.М.Кириченко, науч. ред. М.Ф.Черныш. -М.: Аспект пресс, 1998. - 284 с.
34. Бурдье П. Пачала / Пер. с фр. -М.: Socio-Logos, 1994. - 285 с.
35. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В.Анисимовой и Ю.В.Марковой / Отв.ред. и предисл.П.А.Шматко. -М.: Фонд научных исследований «Прагматикакультуры». Институт эксперимепталыюй социологии, 2002.-159 с.
36. Бурдье П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики // Социоанализ Пьера Бурдье: Альманах Ин-та332социологии РАН. -М.: Ин-т эксиериментальной социологии, 2001.-С.112-114.
37. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / Пер. с англ. В.Л. Иноземцева. -М.:Логос, 2004. -354 с.
38. Валицкая А.П. Орест Кипренский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1981.-264с.
39. Валери П. Об искусстве. Сборник. - М.: Искусство, 1993. - 507 с.
40. Вебер М. Отношения этнической общности // Журнал социологии и социальной антропологии JSf22,2004. -С.8-21
41. Воллар А. Воспоминания торговца картинами // Перрюшо А. Таможенник Руссо. -М.: Радуга, 1996. - 416 с.
42. Воробьев В.И. Враг народа. Воспоминания художника. -М: ПЛО, 2005.-815 с.
43. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Лабиринт, 1997. - 4 1 5 с .
44. Галицкий А.Р. О понятии профессионализма в роке и поп-музыке / Грани культуры. СПб 1997 - 47-49.
45. Галлямов P.P. Стратификационная теория П.А. Сорокина и концептуальная модель этносоциальной стратификации // Журналсоциологии и социальной антропологии №2, 2004. -С. 90-99
46. Гельман В.Я. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии№2,2003.-С.91-106
47. Генисаретский О.И. Культурная идентичность и образ территории. Форум Стратегии регионального развития.http://hoster.metod.ru:8082/prometa/proiects/prospect/4/8., 2003.
48. Герман М.Ю. Парижская школа. - М.: Слово, 2003. -376 с.
49. Гинзбург Карло. Мифы-эмблемы-нриметы: Морфология и история. Сборник статей / Пер.с итал.; Послесл. Л.Козлова. -М.:Повое издательство, 2004. - 348 с.333
50. Глотов М.Б. Социологическая грань динамики художественного потребления в годы перестройки // Грани культуры. Втораямеждународная научная конференция: Тезисы докладов ивыступлений.-СПб, 1997 -С.54-58.
51. Глотов М.Б. Художественный мир российского студенчества: Социологическое исследование. СПб.: Политекс, 1998. -194 с.
52. Гозман Д., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание //50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. . http: //art-therapv.narod.ru/old/edu5 .htm
53. Головин В.П. Мир художника раннего возрождения. -М: Изд-во МГУ, 2002.-298 с.
54. Горностаева М.М. Искусство как социологическое явление // СОЦИС. -2004 г. -№4 -С.84-89.
55. Гринин Л.Е. «Люди известности» - новый социальный слой? // СОЦИС. 2004 г. -№12. - 46-54.
56. Грушевицкая Т.Г., Понков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Ред. А.П.Садохин. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
57. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социологии. -СПб.: Изд-во «Ольга», 1997. -372 с.
58. Громов Е.С. Искусство и герменевтика. - СПб.: Алетейя, 2004. -335 с.
59. Гройс Б. Что такое современное искусство? -СПб.: ГЦСИ МК РФ, 2001.-С. 3-27.
60. Грякалов А.А. Транспедагогика и идентичность // Жизненный мир поликультурного Петербурга: Материалы международной научно-практической конференции. - СПб: Астерион, 2003. - 10-15.
61. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурпой коммуникации. - М.:Гнозис, 2003.-288С.
62. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". -М.: 334Индрик, 1993-328C.
63. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ. СОЦИС. -2004. -№ 10. - 27 -30.
64. Даниэль СМ. Картина классической энохи. -СПб.: Искусство, 1986.-197 с.
65. Даниэль СМ. Проблемы интернретации формы в изобразительном искусстве. -СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 304 с.
66. Деготь Е. Пространственные коды «русскости» в искусстве XIX века, -http: // www.strana-oz.ru/?numid=article=298
67. Дики Д. Определяя искусство. // Американская философия искусства / Ред. Б. Дземидок, Б.Орлов. -Екатеринбург: Деловаякнига, 1997.-С246-247.
68. Дымникова А.И. Унравление культурой в рыночной экономике. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 184 с.
69. Единый художественный рейтинг: Снравочник. Вып. 4- М.: АЛЕВ-В, 2001.-307 с.
70. Елизаров В.П. Республика ученых: социальное нространство невидимого сообщества // Пространство и время в современнойсоциологической теории.-М.: Ин-т социол. РАН, 2000. - С 29-50.
71. Еремеев А.Ф. Границы искусства. -М.: Искусство, 1987. - 319 с.
72. Жидков B.C. Культура в свете современных научных воззрений. // Художественная жизнь России 1970-х годов. СПб: Алетейя, 2001.- С . 19-65.
73. Жидков B.C., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М.: Академический Проект, 2001. -592 с.
74. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. -М.: Наука, 1999. -352 с.
75. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов. Вопросы335психологии.-2004.-№6, - С . 12-23.
76. Извеков А.И. Проблема идентичности в кризисной культуре // Проблемы культурной идентичности. -Казань: Эконцентр, 1998.-СЛА-А9.
77. История ленинградской ненодцензурной литературы: 1950-1980-е годы / Ред. Б.И.Иванов. - СПб.: Деан, 2000. - 176 с.
78. Ионин Л.Г. Социология культуры.-М.: Логос, 1996. -278 с.
79. Как нродавать искусство: Сборник статей / Пер с англ., состав. Мелило В. -Новосибирск: Классика - XXI. - 196 с.
80. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петронолис, 1997.-205 с.
81. Каган М.С. Морфология искусства. -Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
82. Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: Петронолис,1996.- 416 с.
83. Карягин А.А. Социальные функции искусства и проблемы их изучения // Социальные функции искусства и его видов. -М.:Наука, 1980.-С. 5-26.
84. Ключевский В.О. Исторические нортреты.-М.:Правда,1990.- 624с.
85. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Гнозис, 2002.-333 с.
86. Карасик В.И. Языковой круг: личность, конценты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004.-390 с.
87. Козинцев Г.М. Время и совесть. Из рабочих тетрадей.-М.: БПСК. 1981.-314 с.
88. Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997 - 217 с.
89. Койтен А. Немецкий писатель Карамзин // Новое литературное обозрение. - 2003. -Wi 60, М., - 96 -105.
90. Констан Б. Размышления о трагедии // Эстетика раннего французского романтизма. -М.: Искусство. 1982. - 280-308 с.
91. Константин Коровин вспоминает / авт.-сост. Зильберштейн И.С, Самков В.А. М.: Изобразительное искусство. - 608 с.
92. Лисовский В.Г. Академия художеств. -Л.: Леииздат, 1982. - 224 с.
93. Литаврииа М.Г. Русский театральиый Париж. -СПб: Алетейя, 2003. -205 с.
94. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.-С. 525.
95. Лотман Ю.М. Вместо предисловия // Лотман Ю.М. Избранные статьи. -Таллинн: Александра. -T.1,1992. -С. 9-10.
96. Лотман Ю.М. Истоки "толстовского направления" в русской литературе 1830-х годов // Лотман Ю.М. Избранные статьи.-T.1II,-Таллинн: Александра, 1993. - 49-90.
97. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур. // Лотман Ю.М. Избранные статьи.-T.I. -Таллинн: Александра,1992.-С. 110-120.
98. Лотман Ю.М. Русская литература на французском языке // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра. - Т. II, 1992. - 350-368.
99. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. Избранные статьи. -Т. Ш.-Таллинн:Александра, 1993. - 91-106.
100. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Т. I. -Таллинн: Александра, 1993. -С. 129-132.
101. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, т. 1, 1993- с. 161-166338
102. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн:Александра. -Т. III, 1993- - СЗ19-322.
103. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении //Лотман Ю.М. Избранныестатьи.-T.I. - Таллинн: Александра, 1992.-С. 121-128.
104. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М, Избранные статьи. -Таллинн:Александра.-Т.Ш, 1993. -С.326-344.
105. Лурье В, Историческая этнология. -М.: Гаудеамус, 2004. - 624 с.
106. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. -2004. -№3, -С.139-152.
107. Магидович М.Л, Поле искусства как предмет исследования // Новое литературное обозрение,- 2003,- JNfe60, -С, 54-70,
108. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника в условиях межкультурной коммуникации. Искусство-рынок-общество, -СПб: Изд-во ЦСИ, 2005, -120 с,
109. Мазель А,А, Вопросы анализа музыки. -М,: Сов, Композитор, 1978.-С, 352,
110. Майков Л. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий.-СПб., 1889.-С,313.
111. Маклецов В,М. Созидающее действие как язык жизни: человеческая идентичность в диалоге слова и дела // Проблемыкультурной идентичности. -Казань: Эконцентр, 1998, - С,23-43,
112. Мамардашвили М.К. Картезианские размыщления, -М,: Прогресс, 1993,-С.352.
113. Маркадэ В, Маркадэ Ж-К. Русская живопись в Париже (межвоенный период). Русский Париж ,-СПб, 2003, - 240 с.
114. Мартынова М.Ю., Тишков В.А, Лебедева Н,М (ред,) 339Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического имежконфессионального взаимодействия. - М . : Изд. РУДИ, 2003.-406 с.
115. Матисс А. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. - М.: Искусство, 1993. - 416 с.
116. Махров К. История и современность. Русские художники в Париже // Пинакотека. -2002. -№14.-М. - 220 - 238.
117. Махрова Г.А. Запретные краски эпохи. -СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1998. -272с.
118. Махрова Г. Из России в Россию. - СПб, 1998.-161с.
119. Мильчина В.А. Вступительная статья к сб. Эстетика раннего французского романтизма.-М.: Искусство. 1982.-328с.
120. Мизиано В. «Другой» и разные. М.: НЛО, 2004 г. -304 с.
121. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. -СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002 г. -318 с.
122. Москвина И.К. Памятники как средство идентичности современной личности в поликультурном пространствеПетербурга. // Жизненный мир поликультурного Петербурга.Материалы международной научно-практической копференции. -СПб: Астерион, 2003. - С . 100-103.
123. Мосолова Л.М. Некоторые основания исследования истории культуры регионов России // Истоки региональных культурРоссии / отв. Ред. Л.М.Мосолова. -СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2000. - 4-15.
124. Мосолова Л.М. Современный цивилизационный процесс, проблемы актуализации традиций этнических культур и обра-зование // Проблемы изучения регионально-этническх культурРоссии и образовательные системы. -СПб.: АО «Познание», 1995.
125. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.: Искусство, 1994. - 606 с.340
126. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрохидр. -М.: Праксис, 2002. -416 с.
127. Недошивин Г.А. Социальные и эстетические факторы эволюции функционирования искусства в современном обществе //Социальные функции искусства и его видов. М,: Наука, 1980. - 62-82.
128. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. -М.: Высшая школа, 1984.-336 с.
129. Орлов Г. Древо музыки. -Вашингтон-СПб: Советский комнозитор, 1992. - 408с.
130. Островский О.Б. История художественной культуры Санкт- Петербурга (1703 - 1796). -СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002.
131. Пави П. Словарь театра: пер. с фр. М.: Прогресс, 1991 - 504с.
132. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. -Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1980. -187 с.
133. Пламмер К. Идентичность // Контексты современности - 1 / Сост. и ред. А. Ерофеев. - Казань: Издательство казанского ун-та,2001.-С. 121-124
134. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1978.-631 с.
135. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. -М.: Аспект нресс, 1996.-318 с.
136. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. -М.: Прогресс-Академия, 1994.-296 с.
137. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. -СПб.: Питер 2002.-688 с.
138. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед нубликой и критикой / Пер. со швед. -М.: Искусство, 1974 - 300 с.
139. Рождественский Г.Н. Преамбулы, -М.: Сов. композитор, 1989. 341- 304 с.
140. Ромашов О.В. Социология труда. -М.: Гардарики, 1999. -318 с.
141. Росенко СИ. Социальная дифференциация современного американского общества. -СПб.: Изд-во СПб ГАФК им. Лесгафта,1995.-101 с.
142. Руткевич М.П. Трансформация социальной структуры российского общества // СОЦИС.-1997. -№ 7. 3-19.
143. Савчук В.В. Конверсия искусства. -СПб:Петронолис, 2001. -288 с.
144. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М: Академия, 2003 г. - 320 с.
145. Самые влиятельные люди России. 2003. -М.:ПСАПТ, 2004. -696 с.
146. Сарабьянов Д.С. История русского искусства конца XIX - начала XX века. -М.: Астнресс, Галарт. - 300 с.
147. Серио П. Этнос и демос: дискурсивное ностроение коллективной идентичности. // Этничность. Национальные движения.Социальная практика (сб. статей). СПб: Петрополис, 1995 - с.51-59
148. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб: изд-во СПб. Ун-та, 1995 - 200 с
149. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994 - с.283
150. Смелзер Н.Дж. О компаративном анализе, междисцинлинарности и интернационализации в социологии. // СОЦИС 11, 2004 -С.3-12
151. Смирнов П.И. Слово о России. Беседы о российской цивилизации. -СПб.: Химиздат, 2004. -324 с.
152. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современныхтеорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004 г. 464 стр.
153. Соколов К.Б. Социология искусства в XXI веке: смена парадигмы и новые пути // Теория художественной культуры. -Выпуск 6. -С.3-43.342
154. Соколов К.Б., Черносвитов П.Ю. Национализм и художественная культура // Культурологические записки, вын. 7. Национальное вхудожественной культуре. -М.:ГИИ, 2002 - 9 - 79
155. Соловьева А.В. Третий сектор в культуре Петербурга или некоторые особенности нашей благотворительности. -СПб.:Издательство Чернышева, 1996. - 100 с.
156. Соловьев М. Россия перед эпохою преобразования // Соловьев СМ. Чтения и рассказы по истории России. -М.: Правда, 1989 -С.204-402.
157. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество - М.:Политиздат, 1992-С.355,356
158. Сосновская A.M. Профессиональная идентичность журналиста. (Анализ случаев) // Журнал социологии и социальнойантропологии. -2004. - №3 т.VII. -С. 116-138.
159. Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Институт экспериментальной социологии /отв. Ред. П.А.Шматко. -СПб.: Алетейя, 2001.-288 с.
160. Сто имен в современном искусстве Санкт-Петербурга. - СПб, 1997.-255 с.
161. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов.МгПроект, 2002.-3 52с.
162. Тевосян А.Т. Переход, пространство культуры и музыкально- исторический процесс // Хренов Н.А. (отв. ред.) Искусство вситуации смены циклов - М.:Наука, 2002 - с.242- 267
163. Теория и методы в социальных науках /С.У.Ларсен.-М: РОССПЭН, 2004.-286С.
164. Терещенко Н.А. Проблема идентичности в зеркале Российской социологической и философской мысли. // Проблемы культурнойидентичности - Казань: Экоцептр, 1998.-С. 5 - 1 1 .
165. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии.-1993. -№1.-С.З-38.343
166. Токарев А. Проблемы тинов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии.-1964.-№11.
167. Толстой А.В. Русская художественная эмиграция в Европе. Первая половина XX века. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени доктора искусствоведения. -М.: 2002. - 52 с.
168. Уайт Х.С, Уайт А. Холсты и карьеры. -СПб: Изд-во ЦСИ, 2000.-188 с.
169. Фетисов В.Я. Социальная идентичность и изменение ее исторической формы // Высокие интеллектуальные технологии игенерация знаний в образовании. -СПб: Изд-во Политехническогоун-та, 2005.-С. 176-179.
170. Фохт-Бабущкин Ю.А. Искусство в жизни людей.-СПб.: Алетейя, 2001.-355 с.
171. Фриче В.М. Социология искусства.-М.: УРСС, 2003. -203 с.
172. Хармз В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб:речь, 2002. -239 с.
173. Хобсбаум Э. Нации и национализм. -СПб: Алетейя. -1998. -305 с.
174. Холмогорова О.В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994 - 160 с.
175. Художественная жизнь современного общества. Т.1 Субкультуры и этносы в художественной жизни // Отв. Ред. К.Б.Соколов. -СПб:Дмитрий Буланин, 1996.-439 с
176. Художественная жизнь современного общества. Т.2, Аудитория искусства в России: вчера и сегодня // Отв. Ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.-439 с.
177. Художественная жизнь современного общества. Т.З. Искусство в контексте социальной экономики // Отв. Ред. А.Я. Рубинщтейн.-СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.- 352 с.
178. Художественная жизнь современного общества. Т.4, книга 1,2. Государственная культурная политика в документах и344материалах.// Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. -СПб.: Дмитрий Буланин,2001.-439 с;-528 с.
179. Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов.-СПб.: Алетейя, 2004. - 554 с.
180. Хренов Н.А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов. // Хренов Н.А. (отв. ред.). Искусство вситуации смены циклов - М.: Наука, 2002 - с.49
181. Хренов Н.А. О художественных и нехудожествеьтых функциях искусства // Социальные функции искусства и его видов. М.:Наука, 1980.-С. 102-134.
182. Хренов Н.А. . Социальная психология искусства. Теория, методология, история. -М.: ГРШ, 1998. - 277 с.
183. Хренов Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарныеаспекты исследования художественной культуры в переходныхпроцессах// Хренов Н.А. (отв. ред.) - М.: Наука, 2002. - 432-465.
184. Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России. СПб.: Алетейя, 2001. - 816 с.
185. Цветущая сложность.: Разнообразие картин мира и художес- твенных предпочтений субкультур и этносов / Науч.ред. СоколовК.Б., ред. Сост. Черносвитов П.Ю. -СПб: Алетейя, 2004. -554 с.
186. Циклы в истории, культуре, искусстве./ отв.ред. Хренов Н.А. -М.: ГИИ,2002.-415с.
187. Шатобриан Ф.Р. Опыт об английской литературе и суждения о 345духе людей, эпох и революций (1836) // Эстетика раннегофранцузского романтизма.-М.: Искусство. 1982. - С . 220-247.
188. Ширкогоров СМ. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений.-Шанхай, 1923.-С.13
189. Шнейдер Л. Б, Профессиональная_идентичносты структура, генезис и условия становления. Автореферат диссертации насоискание ученой степени доктора психологических наук. -М.,2001.-56 с.
190. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. -М.: Мысль, 1993. - 663 с,
191. Щедрина Г.К. Искусство как этнокультурный феномен. // Проблемы изучения регионально-этнических культур России иобразовательные системы. Тезисы докладов. -СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена. - 25-29.
192. Щепанская Т.Б. Антронология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии М»1, 2003. -С 139-161.
193. Щукина Т. А. Государственное регулирование теле- и радиовещания в Канаде.// США-Канада. Экономика - Политика -Культура №12, 2004 г. -С. 89-120.
194. Эйзенштейн СМ. Психологические вопросы искусства. -М.: Смысл, 2002. -335 с.
195. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб: Алетейя,2003.-256с.
196. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб: Симпозиум, 2000-158 с.
197. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С31
198. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке / Пер. с нем. -М.: Ренессанс, 1992-320 с.
199. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX-XX веков. -М.: Советскийхудожник, 1987-256 с.
200. Язык русского зарубежья. Общие процессы и речевые портреты /Отв.ред. Земская Е.А. М.- Вена: Языки славянской культуры,2001-492 с.
201. American Universities. Phoenix, 1997. - 226 p.
202. Balandier G. Identites et mondialisation. // Nous et les autres. Les cultures contre le racisme. Aries: Babel, 1999. - P. 125-134.
203. Balle С Patrimoine et development culturel Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise, 1986. - P. 61 - 68.
204. Barnard M. Art, Design and Visual Culture. NY: St.Martin's Press. 1998.-380 p.
205. Baumol W.J. Unnatural value of art as a floating crap game // American Economic Review N76, 1986, p. 10-14.
206. Becker H.S. Art Worlds. Los Angeles: Univ. of Calif. Press, 1984. - 400 p.
207. Bourdieu P. Le hit-parade des intellectuels frangais ou qui sera judge de la legitimite des judges? // Actes de la recherche en sciencessociales, n. 52-53,1984, p. 95-97.
208. Broady D., Heyman I., Palme M. Le capital culturell conteste? Etude de quatre licees de Stockholm // Formation des elites et culturetransnationale. Paris, 1997. - P. 175 - 211 .
209. Burke P. Popular culture in early modern Europe, Scholar Press, 1994, -180 p.
210. Chamboredon J.-C. Production symbolique et formes sociales. // Revue frangaise de sociologie, 1986, XXVII - 3, P. 505 - 530
211. Champy F. Sociologie de Г architecture. Paris: Editions La Decouverte, 2001.-120 p.347
212. Clark P.P. Une socilogie des oevres est-elle possible? Le dossier literatture // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: DocumentationFran9aise, 1986. - P. 397 - 404.
213. Crane D. Avant-garde Art and Social Changes: the New York Art World and the Transformation of the Reward System 1940 - 1980.Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise, 1986.- P. 69 - 82
214. Crane D. High Culture versus Popular Culture Revisited. // Cultivating Symbolic Boundaries and the Making of Inequality. Chicago and LoniChicago press, 1992. - P. 58 - 74
215. D'Angelo M., Vesperini P. Cultural Policies in Europe: A Comparative Approach. Strasburg: Council of Europe publ., 1998. - 224 p.
216. D'Oggi P. Tselkov. Milano: Fabbri Eitore, 1988,299 p.
217. Dreze J.,"Human Capital and Risk-Bearing", Essays on Economic Decisions under Uncertainty, Cambridge University Press (1979).1987. P. 349-350.
218. Eymard-Duvemay F. La decentralisation du travail dans les organisation.// Carrefoures scientes sociales et psychoanalyse: lemoment Moscovite. Paris: l'Harmattan, 1995.-P. 123-141.
219. Ehrlich С The Music Profession in Britain since the XVIII Century . -Oxford : Clarendon Press, 1985. - 318 p.
221. Francastell P. Histoire de la peinture Frangaise. - Paris: Mediations, 3481989. -475 р.
222. Francastell P. L'Histoire de l'art, instrument de la propagande germanique. - Paris: Mouton, 1970. - 213 p.
223. Francastell P. Peinture et societe. Naissance et destruction d'un espace plastique de la Renaissance au cubisme. - Paris: Denoel, 1977. - 312 p.
224. Francastell P. La realite figurative. Elementes structured de sociologie de l'art. - Paris: Gonthier, 1965.-243 p.
225. Francastell P. Etudes de sociologie de l'art. Paris: Gallimard, 1989. -189 p.
226. Francastell P. L'Image la Vision et l'lmagination. - Paris: Denoel, 1983. -317p.
227. Freidson E. Les professions artistiques comme defi a l'analyse sociologique // Revue frangaise de sociologie, 1986, XXVII - 3,-P. 431-444.
228. Goetzmann W. N. How Costly is the Fall From Fashion? Survivorship Bias in the Painting Market // Economics of the Arts / Ginsburgh V.A.,Menger P.M. (eds.). - Amsterdam: ELSEVIER 1996. - P. 71-84.
229. Grampp W.D. A Colloquy about Art Museums: Economics engages Museology // Economics of the Arts / Ginsburgh V.A., Menger P.M.(eds.). - Amsterdam: ELSEVIER 1996. - P. 221-254.
230. Grana С Bohemian Versus Burgeois.-NY: Basic Books, 1964.- 234 p.
231. Grenier J. Lanskoy // L'CEil, 1956, mai, P.30 -43
232. Gremmion P. Les centeres culturels fran^eis en Europe dans les annees 1970. Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise,1986.-P. 47-60.
233. Halle D. The Audience for Abstract Art: Class, Culture and Power. // 349Cultivating Differences. Symbolic Boundaries and the Making ofInequality. Chicago and London: Univ. of Chicago press, 1992 - P. 131- 1 5 0 .
234. Hassoun J. Materialite d'un echange simbolique: paradoxe imagionaire et realite sociale // Carrefoures scientes sociales et psychoanalyse: lemoment Moscovite. Paris: l'Harmattan, 1995 - p.53-64.
235. Hauser A. The Sociology of Art. London, Henley and Melbourne: Routledge & Kegan Paul. 1982. - 790 p.
236. Heikkinen M., Karttunen S. Artist Professional Training / European Simposium on the Status of the Artist. - Helsinki, 1992. - P.227 - 237.
237. Heinich N. La sociologie et les publics de l'art. // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran^aise, 1986. - P. 267 - 278.
238. Heran F. Analyse interne et analyse externe en sociologie de la litterature // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: DocumentationFran9aise, 1986. - P.317 - 334.
239. Horowitz H. Status of Artists in USA / European Simposium on the Status ofthe Artist.-Helsinki, 1992.-P. 137-150.
240. Jeffri J. The artists training and career project. NY: Columbia U., Research center for arts and culture, 1991. - 93 p.
241. Konig R., Silbermann A. Der Uversorgte selbstandige Kunstler. Koln, Berlin, 1964.-218 s.
242. Lamont M., Foumier M. Introduction // Cultivating Differences. Symbolic Boundaries and the Making of Inequality. Univ. of Chicagopress, Chicago and London, 1992. - P. 1-17.
243. Leroy D. Economie des arts du spectacle vivant. Paris: Economica, 1980.-330 p.
244. Liberman A. Maitres et ateliers. Paris, 1989. - 325 p.
245. Lavabre M.-C. Memoire at politique: pour une sociologie de la memjire collective // Carrefoures scientes sociales et psychoanalyse: lemoment Moscovite. Paris: l'Harmattan, 1995 - P. 219 - 225350
246. Leenhardt J. Une socilogie des oevres est-elle necessaire et possible? // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran^aise, 1986.- P . 385-396
247. L'Ecole de Paris. - Paris: Paris-Musee, 2000. - 408 p.
248. Lopes Henri. Mes trois identites. // Nous et les autres. Les cultures contre le racisme. Aries: Babel, 1999. - P. 21-28
249. Makhroff 0. L'art au Pays des Soviets, 1963 - 1988. Les dossiers des cahiers du Musee National d'art modeme. Paris, 1988. - 70 p.
250. Marcade J.-C. L'Avant-guarde Russe. Paris: Flammarion, 1995. -450 p.
251. Martorella R. Govemement and Coфorate Ideologies in Support of the arts. // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: DocumentationFran9aise, 1986.-P. 31-46
252. Melot M. La nation d'originalite et son importance dans la definition des objets d'art // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris:Documentation Fran9aise, 1986. - P.191 - 202.
253. Menger P.-M. L'Art, objet de science : la recherche musicale savante contemporaine. // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris:Documentation Fran9aise, 1986 - P. 247 - 259.
254. Menger P.-M. Rationalite et incertitude de la vie d'artiste. // L'annee sociologique, 39,1989, -P. 111-151.
255. Menger P.-M.. La profession de comedien. Paris, 1997. - 456 c.
256. Menger P.-M. Artists as workers: Theoretical and methodological challenges // Poetics 28 (2001) - P. 241-254.
257. Menger P.-M., Gurgand M., Work and Compensated Unemploiyment in the Performing Arts // Economics of the Arts / Ginsburgh V.A.,Menger P.M. (eds.). Amsterdam: ELSEVIER 1996.
258. Mojenok T. Les peintres realistes russes en France (1860-1900). Paris, 2003.-130 p.
259. Montias J.M. Flemish and Dutch Trade in Works of Art in the 16-th 351and 17-th Centuries, // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris:Documentation Frangaise, 1986 -P. 145 - 160
260. Montias J.M. Works of Art in a Random Sample of Amsterdam Inventories // Economic History of the Arts, M. North ed., Cologne andWeimar, 1996.-P. 74
261. Moulin R. L'artiste, l'institution et le marche. Paris: Flammarion, 1992 -423 p.
262. Ori P. Politiques culturelles avant la lettre // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Frangaise, 1986 - P.23 - 30
263. Niesyawer N. Peintres juifs a Paris. Paris: Denoel, 2000 - 120 p.
264. Nous et les autres. Les cultures contre le racisme. Aries: Babel, 1999. - 197 p.
265. Peacock A. A Report on Orchestral Recourcts in Great Britain. 1.ondon., 1970.
266. Peterson R.A. The Role of Formal Accountability in the Shift from Impressario to Arts Administrator // Sociologie de l'art. Coloque int.Paris: Documentation Fran9aise, 1986-P. 111 - 133
267. Reitlinger G. The economics of taste. London: Barrie & Rockliff, 1961
268. Reuter J. Gegenkunst in Leningrad: zeitgenossische Bilder aus der inneren Emigration. Munchen: Kinkhard&Biermann, 1990,120 s.
269. Rosenblum B. Artists, Alienation and the Market // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise, 1986 - P. 173 - 182
270. Ruppert W. Der modeme Kunstler. Zur Sozial- und Kulturgeschichte der kreativen Individualitat in der kulturellen Moderne im 19. undfruhen 20. Jahrhundert. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000 - 645 s.
271. Shepherd J. Les exigences d'une sociologie des oevres musicales: le cas des musiques "classiques" et "populaires" // Sociologie de l'art.Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise, 1986 - P. 335 - 346
272. Storey J. An Introductory Guide to Cultural Theory and Popular Culture. Athens : Univ. Of Georgia Press, 1993 - 240 p..352
273. Schlogel К. Der grosse Exodus. Die russische Emigration und ihre Zentren 1917 bis 1941 Munchen : Verl. С H Beck, 1994-440 s
274. Simposium on the Status of the Artist. Helsinki. 1992 - 378 p..
275. Sloane J. French Painting Between the Past and the Present. Princeton: Princeton University Press, 1951-231 p.
276. Strauss A. Three Related Frameworks for Studying Artistic Production // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Frangaise,1986- P.183-190
277. Sussmann L. The Work of Making Dances. // Sociologie de l'art. Coloque int. Paris: Documentation Fran9aise, 1986 - P. 203 - 212
278. Touati A. Identites, nation et democratie // Nous et les autres. Les cultures contre le racisme. Aries: Babel, 1999. - P. 153-158
279. Touraine A. II у a des limites a tout pouvoir // Nous et les autres. Les cultures contre le racisme. Aries: Babel, 1999. - P. 159-168
280. Throsby D. Defining the artistic workforce: The Australian experience. Poetics 28 (2001).-P. 255-271.
281. Throsby D. Disaggregated Earnings Functions for Artists // Economics of the Arts / Ginsburgh V.A., Menger P.M. (eds.). Amsterdam:ELSEVIER, 1996.-P. 331-346.
282. Throsby D. The Artist in Australia Today. -Sydney, 1983.
283. Throsby D. The Production and Consumption of the Arts: A View of Cultural Economics // Journal of Economic Literature, v. XXXII(March 1994).-P. 74-86.
284. Towse R. Economics of Training Artists // Economics of the Arts / Ginsburgh V.A., Menger P.-M. (eds). Amsterdam: ELSEVIER, 1996.- P . 303-329.
285. Towse R. Singers in the Marketplace. -Oxford : Clarendon Press, 1993. -112 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.