Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Саксонова, Лариса Петровна

  • Саксонова, Лариса Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Тольятти
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 229
Саксонова, Лариса Петровна. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тольятти. 1997. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саксонова, Лариса Петровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ . НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

1.1. Политеоретические предпосылки профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа

1.2. Концептуальные основы и модель системы профессионально - направленного художественного образования студентов ЗЬ

1.3. Выводы

ГЛАВА ВТОРАЯ . МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

2.1. Цель и содержание профессионально - направленной художественной подготовки студентов

2.2. Методы , формы и средства профессионализации художественного образования студентов колледжа

2.3. Выводы

ГЛАВА ТРЕТЬЯ . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа»

Актуальность исследования обусловлена новыми социально - экономическими условиями , политическими и культурными преобразованиями , происходящими в стране . Переход к рыночным отношениям требует кардинального преобразования постановки эстетического воспитания подрастающего поколения , разрыва порочного круга , когда одно эстетически недостаточно подготовленное поколение воспитывало другое .

В этой связи мало исследованными остаются вопросы профессиональной направленности художественного образования , касающиеся подготовки к преподаванию изобразительного искусства будущих учителей начальных классов . В свете концепции Б.М. Йеменского о приобщении подрастающего поколения к мировой художественной культуре как к части духовной культуры , художественное образование студентов педагогического колледжа несёт в себе не только идею получения смежной специальности , но и содержит возможность новых подходов к художественному , эстетическому , нравственному воспитанию и образованию будущих учителей начальных классов [ 166 , 168 ] .

Изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывает, что большинство учителей начальных классов слабо подготовлено к преподаванию основ изобразительного искусства . В связи с этим , многие из них передают преподавание этого предмета специалистам , зачастую недостаточно подготовленным в методическом отношении . Тем самым учителя начальных классов упускают большую возможность дополнительного воздействия на эстетическую сферу своих воспитанников .

Если учесть , что многие преподаватели начальных классов передают специалистам и ведение уроков физвоспитания , то мы встаём перед фактом существования в учебно - воспитательном процессе начальной школы полипедагогического преподавания .

Между тем многие ведущие педагоги , в особенности сторонники Вальдорфской школы , отстаивают и реализуют идею монопедагогического обучения молодёжи вплоть до старших классов .

Ясно , что обучение учащихся младших классов у нескольких учителей отрицательно сказывается на общем состоянии процесса учения . Ученики вынуждены адаптироваться к требованиям и особенностям методики преподавания учителей различных предметов .

Немаловажное значение в современных условиях имеет и финансовая сторона, когда учитель начальных классов , получая невысокую заработную плату , вынужден отдавать часть часов специалистам .

Если учесть , что в сельских школах из-за малокомплектности классов учителям изобразительного искусства не хватает часов до полной ставки , то актуальность проблемы профессионализации художественного образования будущих учителей начальных классов , связанной с подготовкой их к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе , становится очевидной .

Проблема профессиональной направленности ряда дисциплин учебных планов педагогических учебных заведений в последние годы разрабатывается довольно интенсивно . Достаточно привести примеры таких диссертационных исследований в этом плане как работы : В.Ф. Балашовой " Специфика физического воспитания в инновационной образовательной форме " Лицей искусств " ( хореографический профиль ) ( Московский педагогический университет , 1996. ) ; Е.Б. Агеевой " Пути совершенствования коррекционно - педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов " ( Москва , 1995г .) ; О.Л. Жуковой " Профессионализация физического воспитания в системе инженерно -педагогического образования " ( Уральский профессионально - педагогический университет, 1992г.) и др.

Рядом исследователей рассматривались вопросы использования средств профессионально - прикладной художественной подготовки ( ППХП ) молодёжи в целях воспитания духовной культуры ( П.В. Корешков ) [104 ] , воссоздания в сознании учащихся художественной картины мира ( Т.Я. Шпикалова ) [238 ] , тесной связи искусства с жизнью ( С.В. Громова ) [ 51 ] , развития мышления и мировоззрения учащихся ( JT.A. Ярулина [249], В.П. Копцев [103 ] ), нравственно - эстетического воспитания подрастающего поколения ( Г.П. Шевченко [ 237 ] , Л.С. Нерси-сян [ 169 ] , И.А. Лыкова [ 143 ] , А.Т. Махмутов [147] и др. ) , развитие художественного творчества молодёжи ( Ф.Б. Садыгов [ 205 ] , B.C. Бодаев [ 27 ] , А.В. Молчева [ 162 ] и др. ) , профессиональной подготовки учителя ( А.И. Ковешников [ 94 ] , Д.М. Холматов [ 233 ] , С.И. Ботова [ 28 ] , В.А. Герасев [ 44 ], Э.В. Шачкова [235 ] и др. ) . Что же касается проблемы профессионализации художественного образования студентов , то нами обнаружена лишь одна диссертационная работа Н.К. Щабанова [ 240 ] , близкая к теме нашего исследования : " Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед.вузе " , защищённая им в 1995 году в Московском педагогическом государственном университете на соискание учёной степени доктора педагогических наук . Наличие подобного исследования говорит об актуальности проблемы профессионализации художественного образования и о необходимости реализации этой идеи на всех уровнях изучения будущими учителями основ изобразительного искусства , в том числе и студентами отделения начальных классов педагогического колледжа .

В существующих учебных планах педагогических колледжей по подготовке учителей начальных классов предмет " Изобразительное искусство " является обособленным , слабо связанным с циклом психолого педагогических и методических дисциплин и по своему содержанию и направленности не соответствует специфике профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов для преподавания изобразительного искусства детям .

Объективно , курс изобразительного искусства имеет многофункциональное прикладное значение для учителей начальной школы : с одной стороны он оказывает положительное влияние на их художественное , эстетическое воспитание и всестороннее общее развитие , с другой стороны - может быть средством повышения их профессионально - педагогической квалификации в работе с учащимися начальной школы . Между тем , на практике положение таково , что навыки и умения по изобразительному искусству используются учителями начальных классов не в полной мере из-за низкого уровня их общего художественного образования и недостаточно сформированных методических умений в области преподавания основ изобразительного искусства в начальной школе . Такое положение дел побудило нас более углублено изучить проблему прикладнизации художественного образования в системе подготовки учителей начальных классов в педагогическом колледже .

Противоречие здесь мы усматриваем между традиционной постановкой художественного образования студентов отделения начальных классов , когда большинство из них при самостоятельной педагогической деятельности отказывается от преподавания основ изобразительного искусства , и диктуемой новыми социально - экономическими условиями потребностью в организации такой подготовки будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе , которая обеспечивала бы не только их высококачественное художественное образование и методическую подготовку в этой области , но и способствовала бы их эстетическому, нравственному и духовному воспитанию .

Из выявленного противоречия возникает проблема разработки теории и методики профессионально - прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе .

Теоретическая неразработанность проблемы и её большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования : " Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа " .

Объект исследования - художественное образование как составная часть профессиональной подготовки учителей начальных классов .

Предмет исследования - процесс профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

Цель исследования - определить теоретические основы и разработать методическое обеспечение профессионально - прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

Гипотеза исследования - художественное образование , являясь составной частью профессионально - педагогической подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа , может оказать существенное влияние на духовно - нравственное воспитание , развитие профессионально значимых , творческих качеств студентов , обеспечит овладение методикой , умениями проведения занятий по основам изобразительного искусства с учащимися начальной школы , если :

- художественному образованию студентов придать профессиональную направленность;

- углубить изучение дисциплин художественного цикла учебного плана колледжа на основе усиления творческих начал в формировании качеств и видов деятельности студентов ;

- преобразовать все компоненты художественного воспитания и образования студентов в педагогическую систему ( цели , содержание , методы обучения , деятельность преподавателей и студентов ) в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности ;

- придать методике преподавания изобразительного искусства инте-гративный характер , обеспечивающий формирование как художественной культуры так и профессиональной и методической компетентности учителей начальных классов в области изобразительного искусства ;

- осуществить преемственность художественного образования и подготовку к преподаванию изобразительного искусства с дисциплинами психолого - педагогического и методического цикла с исходным развитием студентов в области культуры и последующими требованиями к ним в школе и вузе .

Задачи исследования :

1. Выявить научные предпосылки разработки профессионально - направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

2. Разработать концептуальные положения и модель системы профессионально - направленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов .

3. Преобразовать содержание , подготовить программные материалы и разработать методику обеспечения профессионализации художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .

4. Экспериментально определить степень влияния разработанного содержания и методики профессионализации художественного образования на развитие профессионально значимых педагогических , художественных , нравственных и психоэтических качеств студентов .

Методологической основой исследования являются принципы системности , профессиональной направленности , преемственности , единства обучения и воспитания ( С.И. Архангельский [ 5 ] , Ф.Ф. Королёв [ 105 ] , Н.В. Кузьмина [ 114,115,116,117 ] , Ю.А. Кустов [122] , А.П. Беляева [ 17,18 ], Н.М. Таланчук [ 219 ] , М.И. Махмутов [ 152 ] , Э.Ф.Зеер [ 70 ] и др. ), научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности ; современные исследования по эстетике , психологии , педагогике , художественному образованию и эстетическому воспитанию ; положения теории познания : об отражении в сознании человека свойств и объектов реального мира, о единстве теории и практики , о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений учащихся , о методологической сущности преемственности в философии вообще и в педагогике и образовании в частности .

За психолого - дидактическую основу исследований взяты : идеи современной дидактики развивающего обучения и личностно - деятельност-ного подхода ( J1.B. Занков [69], М.А.Данилов [55,56], В.В.Давыдов [52,53] , Я.Б. Эльконин [244] и др. ) , принципы преемственности и интеграции в обучении ( В.И. Загвязинский [67,68] , Ю.А. Кустов [122,124,126,128] , B.C. Безрукова [14,15] , Н.К. Чапаев [234] , Н.М. Таланчук [219] и др.), концепция " Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры " ( Б.М. Неменский [166,167,168] и др. [2,4,7,9.13,31,37,45,80,82, 87,106,118,160,192]) .

Методы исследования :

- изучение и теоретический анализ психолого - педагогической , искусствоведческой , эстетической и методической литературы по проблеме исследования;

- прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом на занятиях по методике ИЗО ,за педагогической практикой студентов в школе ;

- анкетирование , интервьюирование , беседы со студентами , со школьниками , учителями начальных классов , учителями ИЗО , родителями ;

- педагогическое проектирование ;

- педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к художественной культуре и преподаванию ИЗО у каждого студента отделения начальных классов педагогического колледжа в учебно - воспитательном процессе и на уроках методики ИЗО ;

- методы математической статистики .

Концепция профессионально - прикладной художественной подготовки студентов колледжа . Основу концепции составляют следующие положения :

- системный подход к преобразованию художественного образования и в подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию ИЗО;

- совокупным системообразующим фактором , обеспечивающим прикладной характер модели художественного образования студентов является принцип профессиональной направленности обучения и воспитания и его взаимодействие с другими дидактическими принципами ;

- интегрирующим ядром , обеспечивающим достижение целостности и взаимосвязи художественного образования студентов с циклом психолого - педагогических дисциплин , является специальный предмет " Методика ИЗО " , преподаваемый студентам отделения начальных классов педагогического колледжа;

- преобразованию в свете требований принципа профессиональной направленности подлежат все компоненты педагогической системы художественного образования : цели , содержание , методы обучения , деятельность преподавателей и студентов ;

- проектирование теоретической модели целостной подготовки будущих учителей начальных классов на всех уровнях и этапах должно вестись на основе целевой профессионально - прикладной , художественной и эстетической направленности на конечные результаты обучения всесторонне развитого педагога , способного преподавать основы изобразительного искусства в начальной школе на высоком методическом и профессиональном уровне ;

- ориентация профессионально - прикладной художественной подготовки на непрерывное целостное творческое развитие студентов как активных субъектов образования и последующей профессиональной деятельности в области художественного воспитания учащихся начальных классов .

База исследования . Исследование проводилось со студентами Сызранского педагогического колледжа , а также с учащимися школы -лицея № 1; № 4 , № 10 г.Сызрани , дошкольной гимназии " Гармония " при Сызранском педагогическом колледже .

В общей сложности в опытно - экспериментальном исследовании приняло участие 458 учащихся , 166 студентов и 37 учителей начальных классов и преподавателей ИЗО .

Тема исследования входит в координационный план Головного Совета " Проблемы педагогики " под номером 19535 ( руководитель темы д.п.н., профессор Ю.А. Кустов ) и в комплексную программу НИР Поволжского отделения Российской Академии Образования ( головная организация - НИИ среднего специального образования РАО).

Этапы исследования : Исследования проводились в течении 1990 - 1997 годов.

- 1 подготовительный этап - ( 1990 - 1992г. ) - теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования , анализ педагогической практики эстетического , художественного воспитания и образования , определение цели и задач педагогического исследования , разработка его методики .

К концу подготовительного этапа были определены исходные позиции исследования : актуальность , цели , задачи , гипотеза , предмет , объект исследования и методы экспериментальной работы .

- 2 основной этап ( 1992 - 1994г. ) - констатирующий эксперимент с целью выявления сложившейся педагогической теории и практики . Разработка модели профессионально - прикладной художественной подготовки студентов , программное обеспечение и опытное преподавание . В этот этап вошел также формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной модели подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе студентов отделения начальных классов педагогического колледжа , выявление результативности разработанной системы и новой методики .

- 3 заключительный этап ( 1994 - 1997г. ) - апробация полученных решений , обработка результатов экспериментальной работы , внедрение полученных результатов в практику , оформление диссертационной работы .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые на основе многолетнего опыта работы автора и коллектива педагогического колледжа , данных экспериментального исследования научно обосновано создание новой педагогической системы подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию ИЗО в школе ; разработано содержание , цели , задачи , технология преподавания курса " Методика преподавания ИЗО в начальной школе ". Проведённое исследование одним из первых доказало важную роль и значение профессионально - направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа в деле подъёма общей культуры подрастающих поколений и духовного возрождения россиян .

Практическая значимость исследования . Разработана и экспериментально проверена методика подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе , позволяющая решать на более высоком уровне целый комплекс задач художественного , эстетического воспитания и образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа , их теоретической и профессионально - педагогической подготовки . Разработаны и внедрены в широкую педагогическую практику методические рекомендации по реализации профессионально - прикладной художественной подготовки студентов , рекомендации по преподаванию ИЗО в начальной школе .

Результаты исследования и их внедрение в практику проводились в ходе работы в Сызранском педагогическом колледже . Основные положения диссертации отражены в 18 публикациях , в общероссийских журналах " Народное образование " , " Детское творчество " , в научно -методических сборниках . Они могут быть использованы при составлении учебных планов , программ в педучилищах , в педколледжах , в практической работе учителей общеобразовательных школ , в учебном процессе художественных и педагогических вузов , на курсах и факультетах повышения квалификации и переподготовки преподавателей .

Результаты исследования докладывались на Самарской областной научно - методической конференции в ноябре 1994 года по проблеме содержания обучения изобразительному искусству студентов отделения начальных классов педагогических училищ , на Региональной научно - методической конференции в ноябре 1994 года ( г.Сызрань ) по проблеме " Альтернативные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе " , на Международной научной конференции " Книга и культура ct в мае 1994 года ( г.Самара ), на ежегодном городском методическом объединении учителей изобразительного искусства г.Тольятти ( 1995г. ) , на заседании кафедр " Профессиональной педагогики и методики трудового обучения " Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета , " Педагогики и методики обучения " Тольяттинского политехнического института . Доклады получили одобрение на семинарах учителей ИЗО Поволжского региона , Самарской области , г.г. Сызрани и Тольятти .

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы , научной методологией , комплексной организацией опытно - экспериментальной работы , использованием современных достижений педагогической науки , психологии ИЗО , искусствоведения , эстетики , методики преподавания ИЗО .

Достоверность гарантируется объёмом и качеством собранных в процессе эксперимента материалов , их многогранностью и репрезентативностью , методами научного , в том числе и математического анализа .

Основные положения , выносимые на защиту :

1. Художественное образование студентов отделения начальных классов педагогического колледжа должно иметь профессиональную направленность и готовить их к преподаванию основ изобразительного искусства на высоком художественном методическом уровне .

2. Для достижения профессионализации художественного образования необходимо обеспечение взаимосвязи профессионально - прикладной художественной подготовки студентов с циклом психолого - педагогических дисциплин как на теоретическом , так и на методическом уровнях .

3. Профессионально - направленное художественное образование может оказать положительное влияние на художественную и методическую подготовленность студентов к учебно - педагогической деятельности по

ИЗО в начальной школе , на развитие их нравственных и психологических качеств .

Объём и структура диссертации . Диссертация состоит из введения , трёх глав , списка литературы и приложений . Работа изложена на 176 страницах машинописного текста , содержит 14 рисунков , 14 таблиц . Список литературы обобщает 249 источников . К работе прилагается акт о внедрении .

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Саксонова, Лариса Петровна

3.4. ВЫВОДЫ .

1. Основной задачей эксперимента по диссертационному исследованию являлось доказательство того , что разработанная на основе сформированных гипотезы и концептуальных положений система профессионализации художественного образования студентов обеспечивает формирование их личностных , духовно - нравственных качеств , развитие профессионально - значимых художественных умений , овладение методикой преподавания знаний по основам изобразительного искусства с учащимися начальной школы .

2. В ходе исследования эффективности экспериментальной программы художественного образования непрерывно велся контроль за наиболее значимыми параметрами результатов учебного процесса : сфор-мированностью личных качеств студентов , присущих будущим учителям основ изобразительного искусства, уровнем художественного развития и личной готовностью студентов к предстоящей педагогической деятельности .

3. Анкетный опрос студентов ( 50 человек ) показал , что 60 % из них полностью удовлетворены содержанием предложенного курса по методике ИЗО . Свыше 75 % опрошенных студентов удовлетворены методикой преподавания этого курса.

4. Конечный срез по диагностической методике " 5 рисунков " Н.А. Лепской показал , что число студентов экспериментальной группы , вышедших в результате обучения по экспериментальной программе и методике на высокий уровень художественного развития в три раза больше ( 66,6 % ) , чем студентов контрольной группы ( 20,8 % ) . Таким образом , экспериментальная проверка влияния разработанной системы на уровень художественного развития студентов показала её значительное преимущество перед традиционной методикой .

5. Проведённый в исследовании психолого - педагогический мониторинг по сравнительной оценке художественной активности студентов выявил , что самостоятельно выход на творчество проявили 52 % студентов экспериментальной группы и 23,7 % студентов в контрольной группе.

Сравнительные данные художественных уровней сочинений студентов показали , что на высокий уровень в среднем выходит 55,2 % студентов экспериментальной группы в отличие от 17 % студентов контрольной группы . Сравнительные результаты показателей интеллектуальной деятельности студентов ( продуктивность , познавательная активность , широта ассоциативных процессов , оригинальность , формалистичность мышления ) выявили разницу между студентами экспериментальной и контрольной групп , которая колеблется в пределах от 7,7 % ( широта ассоциативных процессов ) до 25,7 % ( оригинальность ).

6. Экспериментальная проверка эффективности методов проблемного обучения , состоящая из четырёх контрольных срезов по выявлению грамотности и выразительности в процессе решения художественных , проблемных задач и ситуаций , показала на конечном срезе разницу в достижении 3 уровня грамотности - 18,5 % и по выразительности на 38,2 % .

7. Статистическая проверка уровня профессионально - методической готовности студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в начальной школе на основе критериев КОЛМОГОРОВА - СМИРНОВА и ВИЛКОКСОНА - МАННА - УИТНИ подтвердила преимущество разработанного содержания и предложенных методов профессионализации художественного обучения студентов .

8. Таким образом , всесторонняя и многоаспектная экспериментальная проверка разработанной в диссертации системы профессионализации художественного образования студентов в педагогическом колледже , анализ результатов и реализации показали действенность всей совокупности её концептуальных положений и сформулированной гипотезы исследования , высокую эффективность в подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию основ изобразительного искусства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате научно - экспериментальной работы решены поставленные задачи диссертационного исследования :

1. Определены философские , психологические , педагогические и методические предпосылки и практические основания разработки системы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа : дано рассмотрение подготовки студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в школе как важной социально - значимой педагогической проблемы ; раскрыт исторический аспект решения проблемы профессионализации художественного образования студентов ; реализован методологический подход к формированию творческих начал у студентов ; уточнены психолого -дидактические основы профессионально - направленного художественного образования будущих учителей начальных классов ; дана характеристика ряда основополагающих в исследовании педагогических понятий : политеория , политеоритические основы , профессионализация образования , системообразующий фактор и системообразующий элемент , этапы педагогического проектирования , моделирование , конструирование , проектирование , дискретность и целостность профессиональной подготовки и др.

2. Основываясь на определенных в исследовании научных предпос-сылках , в диссертации сформулированы концептуальные положения , спроектированы модель и конструкт системы профессионально - направленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов: системный подход к преобразованию художественной и методической подготовки студентов ; принцип профессиональной направленности ; выделение курса " Методика преподавания изобразительного искусства " в качестве организационного " ядра ", обеспечивающего достижение целостности и интеграции художественного образования студентов с циклом психологических дисциплин учебного плана педагогического колледжа ; преобразование всех компонентов художественного воспитания студентов ( целей , содержания , методов обучения , деятельности преподавателей и студентов ) в соответствии с требованием принципа профессиональной направленности ; ориентация профессионально - направленной художественной подготовки на непрерывное целостное развитие студентов , как активных субъектов образования и на последующую профессиональную деятельность по преподаванию основ изобразительного искусства учащимся начальных классов .

На основе разработанной концепции спроектированы модель и конструкт системы профессинализации художественного образования студентов .

3 . Разработана методика реализации теоретической модели и конструкта системы профессионально - направленной художественной подготовки студентов : уточнены цели системы профессионализации художественного образования студентов ; разработана структура и новое содержание курса " Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе предложен календарно - тематический план экспериментальной программы ; определены методы , формы и дидактические приёмы профессионализации художественного образования студентов ; обозначены наиболее эффективные средства осуществления профессионально -направленного художественного образования студентов .

4. Выполнена опытная и экспериментальная проверка эффективности разработанной системы профессионализации художественного образования студентов ; рассмотрены формы и основные направления внедрения полученных результатов исследования в практику ; намечены дальнейшие перспективы разработки проблемы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа в направлении оптимизации форм , приёмов и методов , в достижении целостности и осуществления единства и преемственности педагогических действий в системе непрерывного художественного образования молодёжи .

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саксонова, Лариса Петровна, 1997 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : Для пед. спец. высш. учеб. заведений,- 2-е изд., перераб. и доп. М.:Просвещение, 1990.-е. 114-136.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М. .Наука, 1980.

3. Алексеева Н.В. Развитие творческой активности студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественным плетением. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М.:МПГУ, 1996.

4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.,1984.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе , его закономерные основы и методы. М.: Высш.шк., 1980. - 368с.

6. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-178 с.

7. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Советская педагогика. 1987. - № 2.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения ( общедидактический аспект).- М.: Педагогика, 1977,- 256с.

9. Базыкина Л.Г. Интегративная система компьютеризации учебного процесса / Интеграция в педагогике и образовании : Сб.науч.-метод, работ. Самар.индустр.-пед.колледж,- Самара, 1994. - С.206-215.

10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.-М.: Новая Москва, 1925. 240 с.

11. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М : Сов.художник, 1981 .238 с.

12. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. - 12 с.

13. Батаршев А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приёмов обучения на уроке. Таллин: Валгус, 1989.-96 с.

14. Безрукова B.C. Педагогика : Учеб. для инж. пед. спец. / Екатеринбург : Изд-во Свердл.инж.-пед.института, 1993,- 320 с.

15. Безрукова В.С Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994,- 150 с.

16. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления /Свердл. обл. ин-т усоверш. учителей,- Екатеринбург, 1992. 93 с.

17. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.

18. Беляева А.П. Политеоретические основы многоуровневой професси-альной подготовки. С.-Петербург. 1995,- С. 49.Метод.указания / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1994. ^27с.

19. Берулаева М.Н. Интеграция содержания образования.-М.: Педагогика , 1993.

20. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - С. 190-192.

22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения :2т./ Под ред. А.В. Петровского. М : Педагогика, 1979,- Т.1. - 304 с.

24. Богоявленский Д.Н. , Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М., 1959.

25. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. -96 с.

26. Бодаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей и изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов (на материале хохломской росписи) : Автореф. дис. канд. пед. наук. М: МГПУ, 1996.

27. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (на факультете педагогики и методики начального обучения в пед м вузе) : Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: Минобра-е РФ., 1995.

28. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. педагогика. -1989. -№ 8.

29. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ: Психология. 1981. -№ 2.

30. ЗГБургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Сов.педагогика. -1989.-. № 12.

31. Бутузов И.Д., Шульц М.П. Учитель ученик: характер их взаимоотношений и их влияния на уровень воспитанности , обучения и социальную активность школьников,- Л., 1983.

32. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985 - 25 с.

33. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореф. дис. докт. филос. наук. Минск, 1989. - 22 с.

34. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.-М„ 1973.

35. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству М., 1982.

36. Воспитание к свободе: Педагогика Р.Штейнера: Из опыта междунар. движен. Вальдорф. шк. / Пер.нем. М., 1993. - 269 с.

37. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М., 1983. - 184 с.

38. Вульфсон Б.Л. Современная буржуазная школа // Новое в жизни , науке , технике: Сер."Педагогика и психология". М.: Знание, 1984.-№ 12.

39. Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования / Проблемы современной психологии. Л 1926.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. - 327 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М .: Просвещение , 1991.-93 с.

42. Высоцкая С.И. Факторы , определяющие выбор методов при подготовке учителя к уроку // Вопросы методов и организация процесса обучения: Сб.науч.тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. - 96 с.

43. Герасев В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструктивных умений у будущих учителей трудового обучения: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М: МГПИ, 1996.

44. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы -Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. 207 с.

45. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования : Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990.

46. Голант Е.Я. К теории методов обучения в советской школе // Сов. педагогика. 1956. - № 11. - С. 90-98.

47. Горохов В.А. , Кохалова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР,- М.:Высш.шк., 1987,- 381 с.

48. Грабарь М.И. , Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях . Непараметрические методы. -М.: Педагогика , 1977. 136 с.

49. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации и труда у учащихся средних профтехучилищ : Дидактический аспект / Под ред. М.И. Махмутова.-М.: Педагогика, 1985,- 152 с.

50. Громанова С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественом воспитании детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

52. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М. : Педагогика , 1989 .

53. Данилов М.А. , Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

54. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1960.-299 с.

55. Данилов М.А.,Скаткин М.Н. Дидактика средней школы.-М., 1975.-28 с.

56. Дидковская Л.Г. Методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности / Вопр. обществ, наук. 1988. -Вып.76,- С.85 -89.

57. Дмитриева Н.А. Эстетическое воспитание. М., 1973.

58. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.-159с.

59. Додонов Б.И. О системе "личность" / Вопр.психологии.- 1985-№ 5.

60. Елканов СБ. Профессиональное самовоспитание учителя.-М., 1986.

61. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение-Л.,1985.

62. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология.-М., 1972.-58с.

63. Жукова А. Рисование и мировоззрение учащихся / Художник.-1963.-№12.

64. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.-М.: Педагогика, 1984.-176с.

65. Забродин Ю.М.,Зазыкин В.Г.,Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии / Психологический журнал.-1981.-№6.

66. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М., 1987.

67. Загвязинский В.И. Региональные тенденции в развитии образования и интеграционные подходы в педагогике / Прикладные проблемы педагогической интеграции: Тез. докл. / Свердл. инж.-пед. ин-т.-Екатеринбург, 1992-С.41-45.

68. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.-М., 1990.-418с.

69. Зеер Э.Ф. Профессинальное становление личности инженера-педагога.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.-120с.

70. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / Вестник МГУ: Психология,- 1989.-№3.

71. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М., 1987.

72. Икрин Г.В. Ведущая деятельность студентов. Интеграционный подход / Прикладные проблемы педагогической интеграции: Тез. докл. / Свердл. инж.-пед. ин-т,- Екатеринбург, 1992.-С.47-49.75 .Ильин Е.Н. Искусство общения.-М., 1982.-45с.

73. Ильина Т.А. Педагогика.-М., 1969.-286с.

74. Ильясов И.И.,Галатенко Н А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей.-М.: Изд.-корпорация1. Логос", 1994.-208с.

75. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Вопр. психологии,- 1990.-№4.

76. Ительсон Е.И. Приемы и методы обучения/Сов.педагогика,- 1970.-№2.

77. Кабанова Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников . Проблемы приемов умственной деятельности.-М., 1962.

78. Кагальянц А.И.,Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности / Вопросы психологии,- 1986,-№2.

79. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа).-М., 1974.

80. Кан Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс : Обзор информ. М-ва высш. и средн. спец. образования.-М., 1977,-С.54-55.

81. Кан Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.: Просвещение, 1987.

82. Кан Калик В.А.,Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М., 1990,-С.52-56.

83. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание /Сб. науч. ст.: Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы,-Новосибирск,-С. 187-188.

84. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу.-М., 1994.-222с.

85. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения / Пер.нем.-М. Педагогика, 1984.

86. Клименко Л.И. О природе и типах интуиции / Вопросы методологич. науки.- Томск, 1971.-Вып. 1.-С.52-53.

87. Кнебель М.О. Поэзия педагогики.-М., 1976.

88. Князева И.М.,Осокин Ю.В. Эстетическое как социальный феномен / Формирование эстетической культуры личности.-Омск, 1990.-65с.

89. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ.-М.: Высш. шк„ 1988.

90. Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства : Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1992.

91. Колесников Л.Ф. и др. Эффективность образования.-М. 1991.-269с.

92. Коляденко Н. Взаимодействие искусств в художественном воспитании / Художественное воспитание подрастающего поколения : проблемы и перспективы.-М., 1985 -С. 46 51.

93. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. педагогические сочине-ния.-М., 1955.-279с.

94. Комский Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей,- Екатеринбург, 1993.

95. Кон И.С. Открытие "Я"-М„ 1978.-С. 10-23.

96. ЮО.Кондяхчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе.-М.: Искусство, 1951.-176с.

97. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе / Под ред. Б.М. Неменского : Проект.-М., 1990.

98. ЮЗ.Копцев В.П. Развитие художествен ого объемно пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусстваи художественного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.:РАО, 1995.

99. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Атореф. дис. док. пед. наук. М.: МПГУ, 1994.

100. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях/Сов.педагогика,- 1970.-№9.-С. 103-116.

101. Юб.Краевский В В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики / Новые исследования в пед. науках,- 1971-№4.-С. 5-68.

102. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения.-М.: Педагогика, 1977.-264с.

103. Краевский В.В. Метод обучения как категория дидактики / Вопросы методов и организации процесса обучения.-М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-96с.

104. Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения / Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр.-Челябинск: ЧГПИ, 1985.

105. Краткий словарь по эстетике.-М.: Политиздат, 1963.-543с.111 .Кудина Г.Н. Воспитание читательского сотворчества / Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла.-М., 1985 -С.31-32.

106. Кузин B.C. Методика обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение, 1979.

107. З.Кузин B.C. Психология.-М., 1982.-С.170.

108. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1969.-38с.

109. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования,1. Л.: ЛГУ, 1980.-172с.

110. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Вопросы психологии,- 1984,- №1.

111. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерства производственного обучения.-М.: Высш.шк., 1990.-С.119-120.

112. Кулак И.А. Формирование сложных систем временных связей у человека.- Минск, 1962.

113. Кулюткин Ю.Н. Педагогическая задача / Творческая направленность деятельности педагогов,-Л., 1978.

114. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Вопросы психологии.- 1986,-№2.

115. Кулюткин Ю.Н.,Сальникова Н.Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза / Педагогические проблемы и способы их решения учителем -Л., 1979.

116. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов,-Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1982.-273с.

117. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки и производительного труда молодежи.-Саратов:Изд-во Саратов.ун-та, 1985.-143с.

118. Кустов Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и технических вузах: Дис. на соиск. учен, степени док. пед. наук/ АПН СССР. НИИ проф,-тех.педагогики.-Казань, 1989.-367л.

119. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах,- Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.-160с.

120. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы,- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1990,-120с.

121. Кустов Ю.А. Интегративная функция принципа преемственности/

122. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : Сб. науч. тр. / Сверд. инж. ин-т- Свердловск, 1990.-Вып.1 .-С.87.-96.

123. Кустов Ю.А.,Переверзев И.И.,Пасмор М.А. Связь профессионального образования молодежи с производительным трудом: Пособие для преподавателей и студентов -Самара: НПФ "Раке", 1996.-200с.

124. Лапин Н.И.,Сазонов Б.М. Человеческий фактор в нововведениях / Психологический журнал.- 1985.-№4.

125. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя,-М., 1992.

126. Левин В.Г. Интегративная функция понятия системы /Диалектика как основа интеграции научного знания.-Л., 1984.-С.76-77.

127. Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие.-М.: Высш.шк., 1982.-360с.

128. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства / Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы.-М., 1978.-С.41.

129. Леонтьев А.А. Избранные педагогические произведения: 2т.-Т.1.-М.: Педагогика, 1993.

130. Лепская НА. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков".-М.: Науч.-практ. центр непрерывного худож. образов., 1996.-54с.

131. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам / Народное образование 1966,- №3.

132. Лернер И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования: ( Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам) / Под ред. И.Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1972.

133. Лернер И.Я. Проблемное обучение.-М.: Знание, 1974.-64с.

134. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981.-186с.

135. Лук А.К. Психология творчества.-М., 1978.

136. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.:МГУ, 1969.-501с.

137. Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. дис. канд. пед. наук.-М.: МПГУ, 1994.

138. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.-М., 1987.

139. Макаренко А.С. Условия творческого труда.-М., 1970.

140. Мб.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

141. М.: Педагогика, 1972.-208с.

142. Махмудов А.Г. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М: МПГУ, 1996.

143. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань, 1972.-551с.

144. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М.: Просвещение, 1977.-240с.

145. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении / Вопросы психологии,- 1984,- №5.-С.30-31.

146. Махмутов М.И. Современный урок.-М.: Педагогика, 1985.-184с.

147. Махмутов М.И.,Безрукова B.C. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище / Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ.-М., 1983.

148. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96с.

149. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического восприятия школьников / Вопросы психологии,- 1989,-№1.-С.16-17.

150. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования ин диви дуальности.-М., 1986.

151. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе / Под ред. А.П. Фомичева.-М.: Изд-во АПН СССР, 1963.-335с.

152. Методика проектирования содержания интегративных курсов: Метод, разработка / О.М. Кузнецова.- Свердл. инж.-пед. ин-т,- Свердловск, 1989.

153. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / А.П. Беляева,П. Мишева,А. Кодытек и др,-М.: Высш. шк, 1987.-199с.

154. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя / Вопросы психологии,- 1987,- №6.

155. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Вопросы психологии,- 1990,- №3.

156. Молчева А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2-7 лет: Автореф. дис. кан. пед. наук,- М.: МПГУ, 1996.

157. Наумченко И.Л. Индивидуализация обучения студентов: Метод, у казания для студ. и преподав,-Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1990.-30с.

158. Наумченко И.Л. Самообучение в системе непрерывного образования студентов: Метод, пособие для студ. и преподав,- Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1990.-52с.

159. Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания,США,ФРГ,Франция,Швеция) / Ред. колл. A.M. Кулькин (гл.ред.) . Г.Я. Волков , В.Н. Садовский и др.; Отв.ред. Л.Г. Можаева ; Науч. ред. Е.Д. Клементьев.-М.: АН СССР, 1985.-286с.

160. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1987.-255с.

161. Неменский Б.М. Искусство-настройщик духовного мира/Пед.вестник.1990,- №9.

162. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование : Цикл бесед.-М.: Центр ХКО, 1994,-79с.

163. Нерсисян Л.С. Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников: Автореф. дис. док. пед. наук,-М.: МПГУ, 1993.

164. Новое педагогическое мышление / Под ред. акад. А.В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.

165. Ноосфера и художественное творчество. Под ред. Б.П. Юсова-М.:1991.-280с.

166. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой.-М., 1983.

167. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна.-М., 1990.

168. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности.-М.: Учпедгиз, 1950.-264с.

169. Палтышев Н.С. Педагогическая гармония (открытый урок) / Школа.-1996.-№6.-С.2-13.

170. Педагогика: Учебн.пособие / Под ред. Н.В. Бабанского.-М., 1983.

171. Перепелица А.Д. История педагогики как учебный предмет в педагогическом вузе/Сов. педагогика.- 1983,-№7.-С.79-85.

172. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя / Сов. педагогика.- 1985,-№12.-С.42-47.

173. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика,-М., 1976.

174. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества.- М., 1983.

175. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности : Педагогический аспект,- Казань, 1989.

176. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта,- М., 1987.

177. Проблемы совершенствования системы психолого педагогической подготовки / Под ред. А.И. Щербакова.-Л., 1980.

178. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г. Вершловского , Л.Н. Лесохиной.-М., 1982.

179. Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока / Вопросы психологии 1989,- №6.

180. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: Круглый стол / Вопросы психологии,- 1987,- №6.19ТРавкин З.Н. Курс истории педагогики школа формирования мышления / Нар. образование.- 1981,- №3.-С.30-35.

181. Равкин З.Н. Пути усиления профессиональной направленности преподавателя курса педагогики / Сов.педагогика.- 1982,- №11 .-С.70-75.

182. Раченко И.П. Педагогическое творчество учителей / Нар.образование.-1985,- №7.

183. Резвицкий И.М. Философские основы теории индивидуальности.-Л.,1973.

184. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда.-М., 1990.

185. Роджерс Н. Творчество как усиление себя / Вопросы психологии.-1990.-№1.

186. Розов В.К. Педагогическое образование на современном этапе / Вест, высш. школы. 1980,- №11.-С. 13-18.

187. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебн. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1974.-246с.

188. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка.-М.: Просвещение, 1982.-240с.201 .Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.-М.: Изд-во АН СССР , 1958.-147с.

189. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:2т.-Т.1.-М,Педагогика, 1989.

190. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Учебн. пособие.-Ижевск: Удмурт, ун-т, 1992.-310с.

191. Садовский Г.В. Художественное образование на современном этапе-М.: Прогресс, 1989.-152с.

192. Садыгов Ф.Б. Теория и практика работы по формированию способности к художественному творчеству у детей : Автореф. дис. докт. пед. наук,-Баку, БГГТУ, 1993.

193. Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект/ Сверд. инж.-пед. ин-т.-Екатеринбург, 1993.

194. Системогенетика и учение о цикличности развития / Под.ред. А.И. Субетго и Н.Н. Александрова.-Кн. 1: Системогенетические исследования,-Тольятти, 1994.-342с.

195. Системообразующие понятия в реализации педагогической интеграции / Под ред. B.C. Безруковой,- Свердловск : Свердл. инж.-пед. ин-т, 1988.-20с.

196. Скаткин М.П. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971.-206с.

197. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М. Просвещение, 1980.

198. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследова-ний.-М., 1986.212Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М., 1976.

199. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя / Сов.педагогика.- 1981,- №4.-С.76-84.

200. Сластенин В.А.Дамарин В.Э. Методологическая культура учителя / Сов. педагогика,- 1990,-№7.

201. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации / Под ред. Т.Г. Браже, А.Я. Марона.-М., 1982.

202. Сталин В.В. Самосознание личности.-М., 1983.

203. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика,общественный интеллект,образовательная генетика и мировое развитие СПб.; М.: Исслед.центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-168с.

204. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.-Киев, 1984.

205. Таланчук Н.М. Введение а неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов.-М.: Ассоциация "ПО", 1991.

206. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд-во МГУ, 1975.-344с.

207. Тарасевич Н.Н. Обретение педагогического мастерства / Сов. педагогика,- 1990,-№11.

208. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина,Г.С. Сухобской.-Л., 1978.

209. Торшилова Е.,Дукаревич М. Художественное восприятие живописи и структура личности / Творческий процесс и художественное воспри-ятие.-Л., 1978.-С.174-190.

210. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем.-М.: Мысль, 1978.-272с.

211. Украинцев Б.С. Самоуправление системы и причинности.-М.: Наука, 1972.-254с.

212. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1986.-174с.

213. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.-М.,1968.-328с.

214. Философский словарь учителя / Под ред. А.Г. Борисова,- Саратов, 1985.

215. Фромм Э. Психоанализ и этика.-М.: Республика, 1993.

216. Формы , средства и методы эстетического воспитания за рубежом: Метод, рекомендации под ред. Л.П. Богомоловой М., 1987.

217. Фохт Бабушкин Ю.У. Научное управление художественной культурой как объект эстетического исследования : Автореф. дис. д-ра фил ос. наук.-М., 1984.

218. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.-М.:1. Магистр, 1992.-159с.

219. Холматов Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.-М.: МГЛУ, 1994.

220. Шадриков В.Д. Инициатива и творчество учителей решающая сила реформы / Нар.образование.- 1987,- №4.

221. Шачкова Э.В. Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения миниатюре : Автореф. дис. канд. пед. наук,- М.: МИГУ, 1996.

222. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков : Автореф. дис. док. пед. наук,- Киев: КИИ, 1986.

223. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : Теоретическое обоснование ситемы обучения и воспитания , пути ее реализации: Автореф. дис. док. пед. наук,- М.: МГПИ, 1988.

224. Шпотко К.С. Школьная культура : опыт эстетического воспитания в школах ФРГ,- (Сер. "Эстетическое воспитание".Экспресс информ.-Вып.6.-М.: НИО Информакультура, 1990.-С.7.

225. Щабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед. вузе: Автореф. дис. док. пед. наук,- М: МПГУ, 1995.

226. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого педагогического образования будущего учителя / Во пр. психологии ,№ 2.

227. Щербаков А.И. Изобразительное искусство : Обучение и творчество.-М.: Просвещение, 1969.-271с.

228. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1986.-144с.

229. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.-304с.

230. Эстетика : Словарь.-М.: Политиздат, 1989.-447с.

231. Юсупов И.М. Профессональное самосознание педагога//Сов. педагогика,- 1989,-№12.

232. Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979.-142с.

233. Ярулина Л.А. Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук,-М.;МГПИ, 1994.

234. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ1. ДИССЕРТАЦИИ

235. Сказка на уроках ИЗО : Метод.рекомендации по ИЗО для учителей начальных классов,-Сызрань, 1995.-61с.: ил.

236. Моделирование учебно воспитательного процесса на уроках ИЗО: Метод, рекомендации по ИЗО для учителей начальных классов.-Сызрань, 1996.-98с.

237. Издат. отд. ТСЭК, 1996.-С.81-82.

238. Творчество основа подготовки учителей начальных классов // Традиции российской школы и современные проблемы образования: Тез. докл. науч.-практ. конф. 21-22 янв. 1997 г.-Волгоград: ВУПК, 1997.-с.48-49.

239. Организация контроля на занятиях по изобразительному искусству в педагогическом колледже // Формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения: Тез. докл. науч.-метод, конф., 29-30янв. 1996г.- Тольятти: ТОЛПИ, 1996.С.34.

240. Принципы проектирования урока изобразительного искусства // Проектирование и реализация педагогических технологий: Сб. науч.-метод, работ,- Самар. инд.-пед. колледж,-Самара, 1996.-с.164-173.

241. Проблема единства трудового,нравственного и эстетического-воспитания // Проблемы трудового воспитания молодежи в современныхусловиях: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф., 10-13 окт.1995 г.-Волглград: Перемена, 1995.-с.39-40.

242. Формирование духовной среды посредством изобразительного искусства // Книга и культура: Тез. докл. Междунар. конф. Самар. отд-ние Междунар. фонда славянской письменности и культуры,- Самара, 1994,-с.270-272.

243. Новации зарубежной и российской художественной педагогики// Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Тез. докл. 2 респ. науч.-теорет. конф., 24-25 окт.1996 г.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.с.32-34.

244. Волшебный мир,- М,- №1. Дет. творчество, 1997.-№1.-с.32-35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.