Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Устенко, Любовь Николаевна

  • Устенко, Любовь Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 212
Устенко, Любовь Николаевна. Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Устенко, Любовь Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

1.1. Творчество как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Психолого-педагогические основы формирования творческой личности студентов.

1.3 Теоретические основы преподавания изобразительного искусства и его значение в профессиональной подготовке учителей начальных классов в условиях педколледжа.

1.4 Педагогические условия развития творчества студентов педколледжа в процессе комплексного преподавания изобразительного искусства.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ПЕДКОЛЛЕДЖА.

2.1. Формирование художественного и методического творчества студентов в процессе теоретической, практической и методической подг отовки средствами изобразительного искусства.

2.2. Эффективность педагогических условий формирования творчества студентов в профессионально-педагогической подготовке.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки»

Актуальность темы исследования. Формирование творчески развитой личности одно из ведущих направлений образования в условиях решения современных задач образования. Актуален новый системообразующий методический принцип новой школы - воспитание и обучение творчеством. Эта задача решается с использованием самых разнообразных средств и в различных видах учебной и внеурочной деятельности учащихся. Очевидно, что школе нужен новый тип учителя, для которого личностно-значимыми станут проблемы творческой инициативы, оптимального выбора из множества альтернатив наиболее эффективных методик, приемов и принципов работы.

Формирование творческой личности студентов является одной и важных задач подготовки к профессиональной деятельности будущего педагога. Ее решение требует моделирования новых образовательных систем, в том числе и художественно- педагогических. Искусство является одним из универсальных средств развития и воспитания индивидуальной, неповторимой личности. Как исторически сформированный социально-духовный опыт искусство обладает уникальным свойством и способностью передавать этот опыт последующим поколениям. Особое значение в связи с этим приобретают проблемы развития художественного творчества в процессе учебной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Они рассматривались учеными, педагогами на различных этапах.

При проведении исследования мы опирались на труды ученых в области мегодики преподавания изобразительного искусства:

Н.Н.Росговцева (165), В.С.Кузина (96), Е.В.Шорохова (208), Т.Я.Шпикаловой (213), В.В.Корешкова, Т.С.Комаровой (86, 87), Э.И.Кубышкиной (158), Н.М.Сокольниковой (181) и других ученых-методистов, рассматривающих изобразительное искусство как составной и важный компонент преемственной системы эстетического воспитания и художественного образования, способствующего развитию творческих способностей личности.

Основополагающее значение в научном обосновании исследуемой проблеме имеют труды ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии Б.Г.Лнаньева (15), Л.С.Выготского (51), Л.Н.Леонтьева (101), Б.Ф.Ломова (103), С.Л.Рубинштейна (170), Е.И.Игнатьев (74), Б.М.Теплова (187), Ю.В.Шаронин (199), Д.Б.Эльконина (223), и других; дидактики Ю.К.Бабанского (24), В.И.Загвязинского (71) и др. Рассмотрению проблемы способствовали труды ученых-педагогов высшей школы: Н.В.Кузьминой (97),

B.А.Сластенина (179), О.А.Абдулиной (2) и других; психологии искусства В.С.Кузина (96) , А.Н.Лука (180), Я.А.Пономарева (148), И.М.Якобсона (225) и других. Осмыслению и определению места и роли изобразительного искусства в профессиональной подготовке помогают исследования ученых-искусствоведов: М.В.Алпатова (12), А.В.Бакушинского } (27), В.М.Василенко, В.В.Ванслова (43), М.А.Некрасовой и др. Методике преподавания изобразительного и народного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических вузах посвящены диссертационные исследования Е.В.Алексеенко (8),

C.И.Ботовой (40), Л.В.Ершовой (68), Е.В.Ивановой (73), Л.В.Неретиной (122), Л.В.Орловой (126), Г.Л.Поровской (150) и др.

Анализ научных исследований показывает, что предметы художественно-эстетического цикла рассматриваются в связи с проблемой художественных способностей и их развитием с точки зрения творческой самореализации человека; определяется роль и место этих предметов в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов и учителя изобразительного иискусства в пединститутах и университетах.

Однако в разработке проблем содержания непрерывной системы довузовской и вузовской подготовки остается мало исследованной профессионально-педагогическая подготовка: учителя начальной школы в педучилище и педколледже.

В профессионально-педагогической подготовке учителя на начальной ступени высшего образования современная практика преподавания выделяют одну из важнейших потребностей - разработку и научное обоснование формирования творчески развитой личности студента педколледжа. Поэтому возникшие противоречия между потребностью и уровнем разработанности методики формирования творчества студентов позволяют считать проблему формирования творчества студента педагогического колледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки актуальной.

Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки студентов педколледжа.

Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения изобразительному искусству, направленные на формирование творчества студентов педколледжа.

Гипотеза исследования. Качественные изменения в подготовке учителя начальных классов в педколледже, направленные на его творческое развитие, могут быть достигнуты при выполнении следующих условий: изобразительное искусство рассматривается как важный и составной компонент преемственной системе художественного образования, и эстетического воспитания студентов - будущих учителей начальной школы;

- учитываются психологические особенности личности студентов;

- комплексное преподавание изобразительного искусства реализуется как единство основных компонентов профессиональнопедагогической подготовки студентов: теоретической, художественно/ > практической, методической; :

- в процессе комплексного преподавания курса изобразительного искусства используются активные формы обучения и воспитания, стимулирующие творчество.

В' соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать и научно обосновать содержание, эффективные формы и методы комплексного преподавания изобразительного искусства в педколледже как важного средства формирования педагогического и художественного творчества студентов.

3. Разработать учебно-методический комплекс преподавания изобразительного искусства.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий формирования творчества студентов педколледжа в системе профессионально-педагогической подготовки.

Методологическую основу составляют научные положения в области психологии и педагогики о ведущей роли творческой деятельности в процессе гармонического развития и эстетического воспитания личности; концепция понимания изобразительного искусства как части культуры, законов его развития, специфики изобразительного искусства как типа художественного творчества в системе художественного образования и эстетического воспитания.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методической, искусство: t ведческой литературы по проблеме исследования;

- анализ программ по изобразительному искусству и методике преподавания изобразительного искусства для школ, педучилищ и вузов, изучение учебных планов, методических разработок и пособий для преподавателей, студентов и учителей;

- изучение и обобщение педагогического опыта преподавания изобразительного искусства в школах, педколледжах, вузах; наблюдение и анализ системы художественно-творческой деятельности студентов педколледжа в процессе их профессионально-педагогической подготовки;

- психолого-педагогический эксперимент; анкетирование, беседы, анализ художественно-творческих работ, экспертная оценка занятий с использованием новых педагогических технологий, опрос, интервьюирование.

Исследование проводилось на базе Тюменского педколледжа № 1 с 1995 по 1998 гг. В эксперименте участвовали студенты школьного отделения, учащиеся экспериментальных классов.

На нервом этапе (1995-1996) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, анализировалась практика подготовки студентов средствами предметов художественно- эстетического цикла, разрабатывались педагогические условия формирования творческих способностей личности будущего учителя в педколледже. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий и поисковый эксперименты, позволяющие определить уровни сформированности творчества студентов. С учетом этих данных были разработаны содержание, формы и методы комплексного преподавания изобразительного искусства, серия художественно- дидактических таблиц с методическими рекомендациями к ним.

На втором этапе исследования, формирующего эксперимента (19961997), апробировалась эффективность преподавания изобразительного искусства, направляющего на формирование творчества студентов взаимосвязь ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки студентов (теоретический, художественно- практический и методический).

Были скорректированы учебно-тСматический план, рабочие программы, тематика творческих задач, уточнены содержание и объем УМК. Проверялся уровень сформированности творчества студентов экспериментальных и контрольных групп тестированием и экспертной оценкой творческих художественно- практических и методических работ.

На третьем этапе (1997-1998) были проведены анализ и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, определены уровни сформированности творчества студентов, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования:

- изучена возможность и научно обоснована необходимосгь качественных изменений профессиональной подготовки студента средствами комплексного преподавания изобразительного искусства в педагогических колледжах;

- определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие"'формированию творчества студентов средствами изобразительного искусства в процессе теоретической, практической и методической подготовки в условиях педколледжа;

- рассмотрены ведущие признаки комплексного преподавания изобразительного искусства в их преломлении в учебной деятельности студентов как основы проявления творчества, в процессе которого реализуются необходимые профессиональные качества будущего учителя начальной школы;

- определены критерии сформированное™ урозней творчества студентов с учетом единства ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки средствами изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики комплексного преподавания изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов, разработке УМК преподавания изобразительного

•. г н искусства, включающий экспериментальную программу, методические рекомендации, серию художественно-дидактических материалов к ним, опорные таблицы-схемы для проведения занятий на школьном отделении педколледжа. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в работе со студентами педфака педагогического института, при совершенствовании, корректировке и разработке программ, методических пособий по изобразительному искусству дня педколледжей как первой ступени высшего образования, в работе по повышению квалификации учителей начальных классов в ИПК и ПРНО, в ходе стажировок преподавателей изобразительного искусства педколледжей.

Достоверность теоретических положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии и методике изобразительного искусства, применением методов исследования, соответствующие задачам, полным и разносторонним анализом данных, полученных в ходе исследования и в результате обобщения опыта работы.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Комплексное преподавание изобразительного искусства, рассматривается как одна из важных составляющих системы профессионально-педагогической подготовки, открывающая новые возможности в формировании творчества студентов педколледжа.

2. Эффективность формирования художественного и методического творчества студентов в процессе теоретической, практической и методической подготовки средствами изобразительного искусства в условиях педколледжа обеспечивается использованием оптимальных форм и методов обучения (проблемные и частично-поисковые методы, игровые ситуации, дискуссии, лабораторный поиск-эксперимент, эвристический и исследовательский методы); интегрированным подходом к художественной и методической творческой деятельности студентов.

3. Целенаправленное формирование творчества студентов обусловливается единством ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки на основе многофункциональности изобразительного искусства по годам обучения.

4. Совершенствование системы учебно-методического комплекса средствами изобразительного искусства, учитывающего дидактические f принципы, особенности творческого развития личности и педагогические условия для их реализации, содействуют формированию творчества студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях педколледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования. средствами изобразительного искусства Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ; на заседаниях кафедры изобразительного искусства и методического совета Тюменского педколледжа № I; материалы исследования докладывались на Всероссийских научно- практических конференциях (Шуя - 1997г., Магнитогорск - 1998 г.), на областных научно-практических конференциях (Тюмень - 1995, 1996, 1997 гг.). Основные положения проведенного исследования внедрены в практику работы школьных отделений педагогических колледжей гг. Тюмени, Славгорода, Ноябрьска, Тюкалы, п. Голышманово и др. ; результаты исследования использовались в работе научно- практических семинаров для учителей начальных классов, учителей изобразительного искусства, руководителей кружков и студий внешкольных учреждений.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Устенко, Любовь Николаевна

Выводы по II главе.

1. Комплексное преподавание изобразительного искусства обеспечивает" эффективность формирования художественного и методического творчества студентов в процессе теоретической, художественно-практической и методической подготовки.

2. Оптимальное сочетание эффективных форм, методов и средств обучения, которые нашли отражение в разработанном учебно-методическом комплексе, включающем экспериментальную программу, методические рекомендации, серию художественно-дидактических материалов к ним, содействовали формированию творчества студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях педколледжа.

3. В экспериментальном обучении наиболее успешным в создании педагогических условий были сочетания:

- творческих заданий на опорные темы и комплексных работ;

- частично-поискового и исследовательского методов;

- индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности;

- позиции студента субъекта управления и самоуправления учебной деятельности;

- комплексного подхода к учебной педагогической практике;

- аудиторной и внеауди торной творческой деятельности студентов.

4. Выдвинутые нами характеристики комплексного преподавания, отраженные в содержании, методах, формах и средствах обучения, подтвердили гипотезу нашего исследования и позволили сделать выводы об эффективности комплексного преподавания изобразительного искусства, способствующего качественным изменениям в подготовке учителя начальных классов в педколледже, направленным на его творческое развитие.

157 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творческая деятельность - это всегда создание субъективно и объективно нового посредством определенных творческих процессов, предполагающих мобилизацию всех основных психических качеств человека, высший уровень его развития. Существует множество исследований процесса творчества, в том числе и художественного, множество гипотез о его природе, истоках, условиях, динамике и т.д. Оно предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Изучение свойств' личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, самовыражении, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Специалисты предлагают общие стадии обобщенной модели творческого процесса, что позволяет говорить о закономерном характере художественно-творческих процессов.

Значительные возможности творческого развития в студенческом возрасте научно обоснованы и приводят к выводу о необходимости деятельности педагога в организации обучения и творческого развития личности студента.

Такой подход к проблеме творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Одним из условий формирования художественного и методического творчества будущих учителей начальных классов является комплексное преподавание изобразительного искусства, которое предусматривает взаимосвязь теоретического, художественно-практического и методического компонентов. Разработку содержания, эффективных форм и методов комплексного преподавания искусства необходимо вести с учетом его многофункциональности.

Изобразительное искусство как один из путей художественного осмысления предмегно-пространственной среды обладает уникальными возможностями формирования совокупности черт личности, основополагающими для освоения . художественной культуры: творческое воображение, нестандартность мышления, творческая активность, чувство национального самосознания, свобода самовыражения, историческую память. В связи с этим меняегся и система работы по подготовке учителя в высшем и среднем учебном заведении.

Повышается уровень требований к его педагогической квалификации как результату обучения, т.к., константе, в рамках которой существуют и сохраняются профессиональные качества специалиста, таким образом, квалификация и компетентность (интегральная профессионально-личностная характеристика) позволяют определить уровень профессиональной подготовки.

Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях предполагает ансамблевые отношения художественной и общей педагогики, теоретических и практических аспектов комплексного преподавания искусств. Важен и историко-стилевой, содержательно-эстетический, идейно-тематический уровни общности предметов искусства в сфере изобразительно-выразительных и языковых средств каждого вида искусств с точки зрения специфики их восприятия.

Именно художественное образование, включающее в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части, обеспечивающие гармоническое развитие личности, способствует гуманизации процесса развития, воспитания и обучения.

Содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не освоение терминологии понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношения к жизни и искусству, которые человек открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.

При разработке экспериментального обучения мы опирались па общедидактичские принципы: научносгь, систематичность и последовательность, сознательност ь, активность и др.

Осуществлялся личносгно-ориентированный подход в обучении.

Основные положения данного подхода были конкретизированы в процессе разработки программы, тематического планирования,

4. методических рекомендаций, серии художественно-дидактических таблиц. Разработанный учебно-методический комплекс опирается на достижения школьной и вузовской методики преподавания изобразительного искусства, основ народного и декоративно-прикладного искусства и способствует формированию творчества студента в процессе его профессионально-педагогической подготовки.

Содержание и методика преподавания обеспечивают реализацию комплексной системы преподавания изобразительного искусства в педколледже и способствует развитию способностей к художественному восприятию и творчеству.

Комплексный подход к преподаванию изобразительного искусства, как средства формирования творческой личности студента, обусловил и выбор оптимального сочетания методов и приемов обучения: проблемные, эвристические и исследовательские методы, лекции-выставки, музейные уроки, лекции-экскурсии, телеуроки, дискуссии, игровые приемы, лабораторный поиск эксперимент и другие.

Очевидно, что система знаний и умений по отдельным дисциплинам не самоцель, не конечная цель образования, а носитель культуры, которая по средствам комплексного овладения должна стать культурой творческой личности, персонифицироваться и именно таким образом обеспечивать дальнейшее развитие. Это позволяет не вести речь об использовании новых педагогических технологий при выполнении методических заданий, а создавать максимально широкое "информационное поле", где студент может найти подходящие для себя технологии и творчески их использовать. На это направлено и взаимопроникновение целого ряда дисциплин: основы философии, психология, педагогика, русский язык, детская литература, естествознание, труд, музыка, изобразительное искусство, MX К и другие.

Одним из путей совершенствования приемов формирования творчества студентов в процессе комплексного преподавания изобразительного искусства является оптимальное включение различных видов педагогической практики в систему художественного образования и эстетического воспитания в ходе профессионально-педагогической подготовки. В процессе экспериментального преподавания осуществлена проверка эффективности содержания, форм и методов комплексного преподавания изобразительного искусства в педколледже, как средства формирования творчества студента.

Динамика уровней сформированности художественного и методического творчества студентов исследованная нами в контрольных и экспериментальных группах, показывает, что уровень теоретических знаний, художественно-творческой и методической подготовки будущих учителей начальных классов на 24,6% выше в экспериментальных группах, чем в контрольных.

Уровень овладения основным содержанием курса изобразительного искусства значительно выше: 94,1% в экспериментальных группах и 73,4% - в контрольных.

Повысился общий уровень успеваемости и качественный. Изменился методический подход к подготовке и проведению занятий по предметам художественно-эстетического цикла на всех видах педагогической практики.

Результаты экспериментального обучения и воспитания студентов средствами изобразительного искусства свидетельствуют об эффективности внедрения в учебный процесс разработанной нами комплексно системы и подтверждает гипотезу нашего исследования.

По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Выявлено место и роль комплексного преподавания изобразительного искусства, направленного на формирование творчества студентов педколледжа, в процессе профессиональной подготовки.

2. Качественные изменения профессиональной подготовки студентов педколледжа обеспечиваются научно-обоснованным содержанием, применением эффективных форм и мегодов обучения (проблемные и частично-поисковые методы, игровые ситуации, дискуссии, лабораторный поиск-эксперимент, эвристический и исследовательский мегоды) и единством основных компонентов (теоретического, практического и методического) в системе комплексного преподавания изобразитель неого искусства.

3. Формированию творчества студентов в процессе теоретической, практической и методической профессиональной подготовки средствами изобразительного искусства способствуют педагогические условия: интегрированный подход к художественной и методической творческой успешности, создание обстановки диалога и творческой атмосферы, оптимальное включение различных видов педагогической практики в процессе комплексного преподавания изобразительного искусства, формирование эстетического отношения к изобразительному искусству, как части целостного педагогического процесса, способствующей профессиональному становлению и творческому развитию.

4. Целенаправленное формирование творчества студентов обусловливается единством ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки студентов на основе многофункциональности изобразительного искусства по годам обучения.

5. Совершенствование системы учебно-мегодического комплекса средствами изобразительного искусства, учитывающего дидактические принципы, особенности творческого развития личности и педагогические условия для их реализации, содействуют формированию творчества студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях педколледжа.

6. В ходе диссертационного исследования разработаны критерии сформированносги уровней творчества Студентов с учетом единства ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки средствами изобразительного искусства.

Экспериментально доказано, что комплексный подход к преподаванию изобразительного искусства с оптимальным включением различных видов педагогической практики в учебный процесс способствует совершенствованию системы профессиональной подготовки будущих учителей к обучению и воспитанию школьников; повышению уровня их эстетической воспитанности; развитию творческих способностей; расширению опыта художественно-творческой и методической деятельности, потребности и готовности к осуществлению эстетического воспитания и развития учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.

Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы требует изучения процесса формирования творчества студентов педколледжа средствами художественной культуры ЗападноСибирского региона, влияния аудиторной и внеаудиторной системы работы на формирование творческой личности студентов и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Устенко, Любовь Николаевна, 1998 год

1. Абдуллииа О.А., Загрязкина 11.11. Педагогическая практика студентов.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. переработ, и доп. -М., Просвещение, 1984-206 с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И.Шукиной. М., Просвещение, 1984.

4. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя. 1994. -193с.

5. Алексеева В.В. Что такое искусство? Вып.1 /О том, как изображают мир живописец, график и скульптор/. Альбом - 2 изд. переработ, и доп. - М., 1991.

6. Алексеева В.В. Что такое искусство? Вып.2 Монументальное искусство. Плакат, гравюра, книга. /О том, как украшают город скульптор и еще о том, как можно подарить один рисунок тысяче людей/. М., 1978.

7. Алексеев Н.А. Личностно-ориентировочное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996.

8. Алексеенко Е.В. Мегодика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства. Дис. канд. пед. наук., -М., 1994- 180 с.

9. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства. Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Мм 1993. - 32 с.

10. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993.-160с., ил.

11. И. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., 1984.-160с.,ил.

12. Алпатов М.В. и др. Искусство: Книга для чтения. Живопись,скульптура, графика, архитектура. Сост. акад. М.В.Алпатов, д-р пед. наук М.Н.Ростовцев, кандидат искусствоведения М.Г.Неклюдова. Изд. 3-е. Испр. и доп. М., 1969.

13. Ананьев Б.Г. Проблемы интеллектуального и культурного развития студентов. -Л.,1973.

14. Ананьев Б.Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Доклады.-М., 1961.

15. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.,"Знание",1972-36с.

16. Ананьев Б.Г. Возрастная исихология взрослых. -М.,1971.

17. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и времени. Материалы. Л.,1969.

18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л., Л ГУ, 1969-339с.

19. Андреев А.П. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.

20. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд. Казанского университета, 1988. - 238с.

21. Андреева М.А., Антонова А.А., Дмитриева О.Б. Рассказы о трех искусствах: Очерки для среднего возраста. Лит. обраб. Е.Озерецкой. Изд. 2-е доп. Л., 1975.

22. Андрианова Т.М. Урок творчества. /Вопросы психологии/. 1989, №1.

23. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 189с.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основания. М., Просвещение, 1982. - 192с.

25. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. 351с.

26. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1979. - 173с.: илл.

27. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. /Вопросы психологии/. 1990. №4. с.56-66.

28. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности.

29. Вопросы психологии/. 1990. №6.

30. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984., Деп. в институте философии СССР. № 18609.

31. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1977. г.

32. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. инстит. по спец. №2109 "Черчение, рисование, труд" 2-е изд. перераб. и доп. -М. Просвещение., 1981.-239с.

33. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд. "Деловая книга", 1996. - 344с.

34. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. --М., 1981.

35. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы. М., Просвещение, 1983.

36. Беспал ько В.П., Татур Ю.Т. Систем но-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебн.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. - 144с.

37. Беспалько В.Г1. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192с.

38. Богоявленская Д.Б. Определение исследования творческих способностей. /Психологический журнал/. 1995. т. 16, №5, с. 49-59.

39. Бодрова Е.В. и др. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. /Вопросы психологии/. 1989. №1.

40. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

41. Брушлинский А.В.Мышление и прогнозирование.-М.,1979.

42. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. М., Просвещение, 1993. - 96с.

43. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. -192с.

44. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. М., Худ-к РСФСР, 1977. -294 с.

45. Василевский А.К. Искусство и школа. Книга для учителя. М., Просвещение, 1981.-288с.

46. Васильев И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления. /Вопросы психологии/. 1991. №3.-103-104с.

47. Василюк Ф.Е. Структура образа. /Вопросы психологии/. 1993. №5. с. 5-19.

48. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед. инст. / Рувинский Л.И., Кан-Калик В.А., Гришин Д.Н. и др. М., Просвещение, 1988. - 208с.

49. Вересов Н.К. Культура и творчество как психологические идеи. /Вопросы психологии/ 1992. №1,2.

50. Возрастная и педагогическая психология. Под ред.

51. A.В.Петровского, изд. испр. и доп. М., Просвещение, 1979.

52. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1968.-576с.

53. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144 с.

54. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред.

55. B.В.Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.

56. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Гл. ред. А.В.Запорожец. М.: Педагогика, 1982.

57. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дстском возрасте. ~ СПб.: Соку*, 1997. 96 с.

58. Гильманов С.А. Интуиция педагога: Учебное пособие. Тюмень: Тюм. Гос. университет, 1992. - 67с.

59. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя: Учебное пособие. Тюмень: Тюм. Гос. университет, 1995. - 113с.

60. Голицын Г.А. и др. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве. /Вопросы психологии/. 1989. №5.

61. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

62. Горальски А. Пути изучения творчества. /Вопросы психологии/. -1986. №5. с. 175-176.

63. Горальски А. Об изучении творчества. /Вопросы психологии/.1988. №3.-с. 153-154

64. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей. /Вопросы психологии/.1989. №2.

65. Громов Е.С. Природа художественного творчества. -М., 1986- 239 с.

66. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении "Пеленг". Томск, 1992.

67. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии. О языке линий и красок и о воспитании зрителя. М., 1967. - 223 с.

68. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике. Издательский центр A3. М., 1995. - 188 с.

69. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. М., 1986.

70. Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Учебное пособие. Харьков: ХГУ, 1987. - 54с.

71. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1989.

72. Загвязииский В.И., Грищенко Л.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978.

73. Загвязииский В.И. Учитель как исследователь. М.: "Знание", 1980. -95с.

74. Загвязииский В.И. О творческой индивидуальности педагога. Сб. научн. трудов. Тюмень: ТюмГУ, 1991. с.5-11.

75. Загвязииский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160с.

76. Иванова Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства. -Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988. ;

77. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-еизд., дои. М.: Учпедизд, 1961. - 224с.: илл.

78. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом таблиц с методич. рекомендациями. 1-2 кл. / Шпикалова Т.Я. в соавт. М., 1997. - 80 цв. табл.

79. Изобразительное искусство в начальных классах. /Б.П.Юсов, М.Н.Семенова, Г.С.Лепский и др./ Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. -Минск, 1986.

80. Ильина Т.В. История искусства. Западно-европейское искусство. -М., 1983.

81. История русского и советского искусства: Учебное пособие для вузов. /М.М.Алленов, О.С.Евангулова, В.А.Плугин и др./ Под ред. Д.В.Сарабьянова. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1989.

82. Каган М.С. и др. Общение как ценность и как творчество. /Вопросы психологии/ 1988. №4. С. 25-33.

83. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. Нормат. подход. М., 1983.

84. Каневская М.Е. и др. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. /Вопросы психологии/. -1990. №3.-с. 69-75.

85. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144с.

86. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М., Просвещение, 1987.

87. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344с.

88. Колков А.И. Гармония и творчество. /Вопросы психологии/. 1989. №1.

89. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: "Мнемозина", 1995.-160с.

90. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -М., 1994.-34с.

91. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., Просвещение, 1979.-175с.

92. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989.

93. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1980.

94. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Росгов-на-Дону: Изд. "Феникс", 1995. -480с.

95. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение, 1972.-255с.

96. Кудрявцев В.Т. Творческая природа человека. /Вопросы психологии/. 1990. №3.

97. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.-319с.

98. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1972.-206с.

99. Кузин B.C. Психология: Учебник .3-е изд. перераб. и доп. -М.:АГАР, 1997.-304с.,ил.

100. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: "Знание", 1985. - 32с.

101. Культура современного урока. Под ред. Щурковой Н.Е. Тюмень, ТОГИРРО, 1997.

102. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128с.

103. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. /Вопросы психологии/. 1986. №2. с. 21-30.

104. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство политической литературы, 1975.-30с.

105. Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 21 с.

106. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 198 с.

107. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.

108. Лихачев Б.Т, Педагогика. Курс лекций. М.: "Прометей", 1992.-528с.

109. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

110. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.-144с.

111. Лук А.Н. Психология творчества. Ответственный редактор В.А.Лекторский. М.: "Наука", 1978. - 126с.

112. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск, 1997.-136с.,ил.

113. Маслоу А. Самоактуализация. /Психология личности. Тесты/. М.: Изд. Моск. университета, 1982. с. 108-118.

114. Мапошкин А.И. Концепция творческой одаренности,. /Вопросы психологии/. 1989. №6.

115. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

116. ИЗ. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: "Знание", 1981. №1.-96с.

117. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству /художественное развитие ребенка в семье/. М.: "Искусство в школе", 1995.-144с.,ил.

118. Миелавский Ю.А. Самореализация и творческая активность личности. /Вопросы психологии/. 1988. №3.

119. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. /Вопросы психологии/. 1994. №5.

120. Моляко В.Д. Психология решения школьниками творческих задач. Киев, Рад. шк., 1983.

121. Народная художественная культура и образование. Материалыt

122. Всероссийской научно-практической конференции 15-17 октября. -Шуя., 1997.- 147с.

123. Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир ценностей. М., 1983.

124. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.

125. Немов Р.С. Психология /в трех книгах/ М., Просвещение, "Владос", 1995.

126. Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.

127. Нравственно-эстетическое и общекультурное развитие учащихся средствами искусства. М., 1996.

128. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И. Рогов. М.: "Владос", 1995.

129. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. -М.: Педагогика, 1995. №6. с.63-69.

130. Орлова Л. В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству.: Дис.канд. пед. наук. М., 1996.

131. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. /Некоторые размышления о профессии/. М., Просвещение, 1972.-119с.,ил.

132. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М., Просвещение, 1969.

133. Основы вузовской педагогики. Ответст. ред. Н.В.Кузьмина. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1972.-3 Юс.

134. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.Я. Зязюна. Киев: Головное издательство объединения "Вища школа", 1987.-206с.

135. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В.Петровского. М.: Изд. МГУ, 1986.

136. Осухова Н.Г. Проблемы развития творческой индивидуальности учителя-гуманисга /Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып. 2/. ВГПУ, Волгоград: Перемена, 1992.- 126с. с.105-109.I

137. Осухова Н.Г. Самоосознание как условие становления творческой индивидуальности учителя. /Творческая индивидуальность педагога/. Тюмень: ТюмГУ, 1991.

138. Педагогика. /С.П.Баранов, Л .Р.Боложина, В.А.Сластенин/. М., Просвещение, 1986.

139. Педагогика. /В.А.Сластенин, Т.В.Волкова, А.А.Люблинская и др./.- М., Просвещение, 1976.

140. Педагогика. Под ред доктора педагогических наук профессора И.И.Пидкасистого. Учебное пособие. М., 1996.-604с.

141. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.

142. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. -М.: Пассим, 1995. 156с.

143. Поровская Г.А. Народное декоративно прикладное искусство в системе профессионально - педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педагогических вузов. : Авторефер. дисс. .канд.пед.наук.-М., 1990.-16с.

144. Психология /пособие для педагогических училищ/. Под ред. Е.И.Игнатьева. М., Просвещение, 1965.

145. Повышение квалификации учителей изобразительного искусства: Методические рекомендации. М., 1995.

146. Повышение квалификации учителей сельских школ /предметы художественно-эстетического цикла/. Учебно-методические материалы.- М., 1992.

147. Поддьяков Н.И. Творчество как проблема личности. /Вопросы психологии/. 1985. №4. с. 170-171.

148. Подласый И.Г1. Педагогика. М.: Просвещение, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432с., ил.

149. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. /О воспитании у детей эстетического отношения к действительности и творческого воображения средствами изобразительной деятельности./ М.: "Знание", серия "Педагогика и психология", 1982. №11 .-96с.

150. Пономарев Я.А., Гаджисв Ч.М. Закономерности общения в творческом коллективе. /Вопросы психологии/. 1986. №6. с.77-86.

151. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.-174с.

152. Пономарев >1.Л. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280с.

153. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Декоративно-прикладное: искусство. /Под ред. В.М.Полевой/книга 1,2.- М., 1986.

154. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.

155. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Рад. школа, 1988. - 187с.

156. Праздников Г.Л. Процесс художественного творчества. Л., 1977.

157. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. /Под ред. В.С.Кузина/. М., 1974.

158. Программы общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства" /5-8 кл./. Коллектив авторов под рук. Шпикаловой Т.Я. М., 1994.

159. Программа педагогических институтов. Изобразительное искусство с методикой преподавания. Для специальности 03.08. "Педагогика и методика начального обучения" /Н.С.Довлятшина, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская, Т.Я.Шпикалова/. Магнитогорск, 1992.

160. Программы средней общеобразовательной школы /1-8 кл. 11-тилетней школы/ "Изобразительное искусство и художественный труд". Научный рук. Неменский Б.М. М., 1990.

161. Программа средней общеобразовательной школы /1-4 класса 11-тилетней школы/ "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М., 1992.

162. Программы средней общеобразовательной школы /1-9 кл. 11-тилегней школы/ Кузин B.C., Кубышкина Э.И., Ростовцев Н.Н , Сокольникова Н.М. и др. М., 1994.

163. Программа общеобразовательных учреждений (1-4 классы одиннадцатилетней школы). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно прикладного искусства. Научи. Рук. Т.Я.Шпикалова.-М., Мозаика - Синтез, 1997.-96с., ил.

164. Развитие» творческой активности школьников. Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.

165. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознкомления с русским народным; костюмом на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис.:. канд. пед. наук. - М., 1994.- 19 с.

166. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. /Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов/. М., 1989.

167. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: "Владос", 1996.

168. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. М., 1984.

169. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунков. М.: Просвещение, 1981. - 192 е., ил.

170. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Провещение, 1982. - 240 е.: ил.

171. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. институтов, 2-е изд. доп. и переработ. М., 1980. - 239 й.; б€.

172. Ростовцев Н.Н., Терентьева А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. М., 1987.-176с., ил.

173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедизд, 1946. - 704с.

174. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /в двух томах/. М.: Педагогика. 1989.

175. Русская культура рубежа веков /конец XIX начала XX века/: Пособие для учителя. - М., 1995.

176. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск: Изд. Удмурд. университета, 1992.-3 Юс.

177. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя /теория и диагностика/. Учебное пособие к спецкурсу. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. - 113с.

178. Сайбединов А.Г. Изобразительное искусство в школе. Методы и формы организации учебного процесса. Томск, 1992.

179. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192с.

180. Смирнов А.И. Мир профессий. Человек-художественный образ. -М.: Молодая гвардия, 1987.

181. С катки н М.Н., Лернер И.Я. Современный урок. М.: Народное образование, 1985, №1.

182. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. /Межвузовский сборник научных трудов МГПИ/. Под ред. В.А.Сластеиина. М., 1987.

183. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной.подготовки. М., Просвещение. 1976.-158с.

184. Собкин B.C. Художественное образование и эстегическое воспитание. /Вопросы психологии/. 1989. №1.

185. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства. Авто-реф. дис.клад. пед. наук. - М.,1988. - 433с., ил.

186. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. -М., 1997.- 242 с.

187. Сокольникова Н.М. Художники книги и дети. М.: Конец века,1997.246 с.

188. Степанов С.Ю. и др. Принципы рефлективной психологии педагогического творчества. /Вопросы психологии/. 1991. №5.

189. Столович J1.H. Жизнь творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985.

190. Теплое Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.

191. Тихомиров А.К. Психология исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. 252с.

192. Унковский А.А. Живопись, Вопросы колорита. М., Просвещение, 1980.-128с., ил.

193. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М., Наука., 1966.-452с.

194. Учи гель, ко торого жду т. /О системе и содержании профессионально-педагогической подготовки студентов/. Под ред. И.А. Зязюпа. -М.: Педагогика, 1988.

195. Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства. Шуя, 1992.-95с.

196. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. М.: Педагогика, 1992. №7-8. с. 11-15;

197. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. 2-е изд. переработ, и доп. М.: Высшая школа, 1990. - 576с.

198. Харламова Л.А. Формирование творческого воспитания учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1986. - 16 с.

199. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./. Под ред. И.И.Ильясова, ВЛ.Ляудис. М.: Изд. Московского университета, 1981.-304с.

200. Художественное образование и эстетическое воспитание: проблемы и перспективы. М.: Госкомитет СССР по народному образованию, 1989.-28с.

201. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность и развитие познавательных структур. /Вопросы психологии/. 1991. №6.

202. Шаронии Ю.В., Безлюева Г. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся в условиях непрерывного образования. / Школа/. 1997. № 2. - С. 43-48.

203. Шаронин Ю.В. Рисовать замкнутый круг. Применение идей синергетики в перестройке деятельности образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку. / Учитель./ 1998. №2.-С. 18-22.

204. Шаронин Ю.В. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода. /Школа/ . -1996. №4.-С. 47-51.

205. Шаронин Ю.В. Психология развития качеств твочресвкой личности в учебно-воспитательном процессе (синергетический подход). -Методические рекомендации. М., 1995. - С. 35.

206. Школа изобразительного искусства: Учебное пособие, 3-е изд., испр. и доп. Вып.1. М., 1986.

207. Школа изобрази тельного искусства: Учебное пособие, Вып. 2. М.,1988.

208. Школа изобразительного искусства: Учебное пособие, Вып. 3. М.,1989.

209. Школа изобразительного искусства: Учебное пособие, Вып. 4. М., 1993.1

210. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож. граф, фак. пед. институтов., 2-е изд. переработ, и доп. М., 1986.

211. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: ггособие /для учителей. 2-е изд. доп. и переработ. М., 1977.-12с., ил.

212. Шникалова М.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. Учебное пособие для учителя.- М.,Просвещение., 1981.-il91c., ил.

213. Шпикалова М.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. Учебное пособие для учителя.- М., Просвещение. 1984.-207с., ил.

214. Шпикалова М.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Учебное пособие для учителя. М., Просвещение. 1985.-192с., ил.

215. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М., Просвещение. 1979.-207с., ил.

216. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дис. доктора пед. наук.-М.,1988.-с.203-254.

217. Шпикалова Т.Я. Народное изобразительно пластическое искусство и устный фольклор в системе воспитания школьников. // Сб. Народное творчество в эстетическое и нравственном воспитании учащихся. - М., 1991.-250с. С.70-85.I

218. Шумилин A.M. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. :

219. Щербаков А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1987.

220. Щербаков В.с. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.

221. Проблемы руководства изобр. деятельности детей. М., Просвещение, 1969.

222. Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты. /Методическое пособие для учителей и руководителей школ/. Смоленск, 1995. - 103с.

223. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сб. науч. трудов. М.,1980.

224. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т.Лихачева. М., 1980.-135с.

225. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.:"3нание", 1971.- 48с.

226. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. /Вопросы психологии/. 1994. №5.

227. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. /Вопросы психологии/. 1996. №3.

228. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., Логос, 1994.I

229. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. /Вопросы психологии/.-1985. №6. -16-21с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.