Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Данилова, Светлана Ароновна

  • Данилова, Светлана Ароновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 191
Данилова, Светлана Ароновна. Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Нальчик. 1999. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Данилова, Светлана Ароновна

Введение.

ГЛАВА I.

§1-§2.

§3.

ГЛАВА II.

§2. §3.

§4.

ГЛАВА III.

§1.

Горские евреи Северного Кавказа. стр.

Из истории горских евреев. стр.

Этнография горских евреев. стр.

Значение религии в сохранении горско- стр.59 еврейской диаспоры. Горские евреи Кабардино-Балкарии на современном этапе.

Еврейская община. стр.

Легитивность центра "Товуши". стр.

Газета "Евреи Северного Кавказа". стр.

Демографическое состояние российского стр.102 еврейства. Исход горских евреев из КБР. Национальная политика Российской Федерации и самоидентификаци я евреев КБР. Общая ситуация в России. Отношение к стр.114 евреям.

Горские евреи Кабардино-Балкарии в стр.127 перестроечный период.

Деятельность центра "Товуши" и стр. самоидентификация евреев КБР

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России»

Актуальность проблемы.

Исследование истории горских евреев Северного Кавказа является частью задач российской исторической науки. Изучение и освещение данной темы позволит ответить на вопросы, каким образом горские евреи сохранились как субэтнос, почему в конце XX века происходит исход народа с Северного Кавказа, как решает Федеральный закон "О национально-культурных автономиях" проблемы диаспорных и малочисленных народов Российской Федерации.

Необходимость разработки проблемы истории и жизни горских евреев обусловлена тем, что в отечественной исторической науке нет сколь-нибудь значимых исследований по данной теме.

По существу же не исследованы такие ключевые вопросы, кто такие горские евреи, их этногенез, история. Недостаточно работ по этнографии евреев, не изучено влияние иудаизма на их образ жизни.

История горских евреев не нашла отражения ни в обобщающих работах, посвященных истории народов Северного Кавказа, ни в исследованиях, освещающих историю отдельных этносов. Между тем, судьбы горских евреев самым тесным образом переплетены с судьбами кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев, народов Дагестана.

Изучение истории горских евреев показывает, что на Кавказе горские евреи не подвергались погромам, хотя и были отдельные осложнения во взаимоотношениях. Народы Северного Кавказа проявляли большую терпимость к евреям, к их образу жизни, к религиозной принадлежности.

Кавказская война имела самые трагические последствия для многих народов Кавказа, в том числе и для горских евреев. Эти страницы истории остались не изучены или извращены.

Поэтому исследование узловых вопросов северокавказской истории евреев не только должно восполнить пробелы в кавказоведении, но имеют научное и политическое значение. Оно позволяет проследить процесс демократического переустройства общества, формы реализации прав человека малочисленных народов, условия в которые поставлены диаспоры. Понятно, что в этих условиях сохранение их как особого целого в высшей степени затруднено. Необходима разработка программ по сохранению и развитию национальной культуры диаспорных и малочисленных народов с тем, чтобы предотвратить ассимиляцию и исчезновение субэтносов. Для этого необходимы как в науке, так и в практике новые подходы.

Если история горских евреев и освещалась, то по навязанной сверху схеме. Отбирались и обобщались те факты, которые отражали политические установки того или иного режима и идеологии.

После революционного переворота 1917 года, историки не имели возможности объективно освещать историю всех народов Кавказа, в том числе и горских евреев. Исследователи были полностью зависимы от сталинской теории исторических событий.

В обстановке, когда психология вождизма уже успела пустить достаточно глубокие корни в сознании общества, сталинский постулат стал регламентировать методы исторического познания.

Имперское шовинистическое мировоззрение как официальная доктрина стала господствующей. В такой обстановке тема горских евреев оказалась вне поля зрения исследователей.

Цель и задачи исследования.

Настоящая диссертация ставит своей целью исследовать проблему самоидентификации горских евреев КБР, структуру общины, объективные и субъективные факторы, предопределяющие процессы конца XX века. Предпринята попытка выяснить причины исхода горских евреев.

Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач: во-первых - выявить роль исторической памяти в процессе самоидентификации; во-вторых - проанализировать национальную идентичность, национальное самосознание; в третьих - выявить корни исторической ориентации горско-еврейской диаспоры; в четвертых - проследить каким образом уникальная горско-еврейская община г.Нальчика не потеряла своих национальных особенностей, своеобразия.

Задача данной работы показать важность сохранения субэтноса, а также попытаться дать анализ решения данной проблемы.

Работа ставит также задачу показать, что горские евреи являясь субэтносом, имея специфическую историю в объективно-закономерном процессе, являются частью единого народа, для которого религия есть выражение многовековой традиции еврейской истории.

Для решения поставленных задач проанализирован опыт работы общественно-политического культурного центра "Товуши", национально-культурной автономии как средства самоидентификации горских евреев и новой формы решения национальной политики Российской Федерации конца XX века. Прослежена роль Федерального Закона "О национально-культурной автономии" (17 июня 1996 г.), дающего право диаспорным народам, национальным меньшинствам на развитие национальной культуры, языка, образа жизни, вероисповедания.

Научная новизна и практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней впервые в кавказоведческой исторической науке предпринята попытка конкретно-исторического анализа проблемы самоидентификации горских евреев КБР.

Значимость исследования заключается и в том, что изучение этой темы будет способствовать выработке общих и частных методов осуществления национальной политики на современном этапе - этапе демократизации общественно-политического устройства Российской Федерации.

Познание истории самоидентификации горских евреев КБР будет способствовать не только прогнозированию, но и предупреждению межнациональных конфликтов, устранять явления дискриминации в области трудовых отношений и, в целом, реализации программы по возрождению языка, традиций, культуры малочисленных народов.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что приведенные в ней фактический материал и выводы автора получили отражение в работах "Спешите делать добро", "Горские евреи КБР", "История, этнография горских евреев Кавказа" опубликованны в сборниках Всемирного Еврейского Конгресса, а также в статьях, выступлениях на семинарах.

В процессе работы над избранной темой в течение десяти лет изучались и анализировались следующие вопросы:

• соотношение общечеловеческих и этнокультурных функций образования;

• деятельность общественно-политического культурного центра "Товуши";

• роль национально-культурной автономии в решении национальной политики на современном этапе;

• взаимосвязь и взаимообусловленность еврейского образования и национального самосознания;

• развитие национального самосознания как условие реализации прав личности.

Источниковая база

Документальные материалы, составляющие основу настоящей работы, хранящиеся в различных архивах, не подвергались научному анализу. В данной работе исследованы документы из фондов архивохранилищ: Государственного архива Грузии, Государственного архива Кабардино-Балкарии:

Ф.1 - Управление Кабардинской линии (1820-1850 г.г.);

Ф.2 - Управление Кабардинского округа (1858-1870 г.г.);

Ф.З - Управление Георгиевского округа (1871-1875 г.г.);

Ф.6 - Управление Нальчикского округа (1882-1917 г.г.);

Ф.16 - Управление начальника центра Кавказской линии (1831-1857 г.г.);

Ф.23 - Кабардинский временный суд (1842-1858 г.г.);

Ф.24 - Нальчикская слободская дума (1917,1919 г.г.);

Ф.40 - Управление межевой частью Терской области (1862-1911 г.г.).

Центрального Государственного архива РСО-Алания:

Ф.11 - Терское областное правление (1869-1917 г.г.);

Ф.12 - Канцелярия начальника Терской области (18601917 г.г.);

Ф.123 - Дирекция народных училищ Терской области (1876-1920 г.г.);

Ф.124 - Инспектор 1-го района дирекции народных училищ Терской области.

Анализ архивных документов показывает, что горские евреи более двух тысяч с половиной лет жили в диаспорах Ирана, Азербайджана, Дагестана и в других местностях Северного Кавказа, сохранив при этом особенности национальной ментальности и самобытную культуру. На основе архивных документов проанализирована политика царского самодержавия, а также политика эпохи сталинизма по отношению к горским евреям. Обширные архивные документы содержат фактическую информацию об экономическом, политическом положении горских евреев.

Источниковой базой диссертации являются наравне с опубликованными архивными документами и неопубликованный и полевой материалы.

Зачинателями историографии еврейства Российской империи были известные русские ученые. Книга экономиста и политического деятеля Т. Чацкого "Рассуждение о евреях и караимах" (1806) является первым объективным исследованием истории и этнографии еврейского народа. Далее "Евреи в России" И.Г.Оршанского (1872). Историк С.А.Бершадский издал "Русско-еврейский архив" (1882). С.М.Дубнов создал историко-этнографическую комиссию при Обществе для распространения просвещения между евреями в России (1892). Данное общество в 1908 г. преобразовано в Еврейское историко-этнографическое общество. С.М. Дубнов издал 10 томов "Всемирной истории еврейского народа". Крупным событием еврейской историографии в России была публикация "История еврейского народа" (1914), в которой участвовали также и крупнейшие историки-евреи. Исторические материалы о евреях освещались и в петербургском журнале "Будущность" (1899-1904).

В 4-х сборниках "Еврейская летопись" (1923-1926) под редакцией Л.М. Клячко (1873-1974) печатались работы многих историков. Так, например, историк, филолог С.Я. Лурье в своих работах исследует причины, вызывающие проявление антисемитизма.

Но авторы данных работ изучали и освещали проблемы европейских евреев, не затрагивая судьбу, историю, этнографию горских евреев Кавказа. В то же время, их исследования имеют огромное значение для анализа истории еврейского народа в целом.

Горские евреи, являясь частью целого народа, имеют свои особенности, свой менталитет. И для изучения истории этнографии данного субэтноса имеют особое значение работы ученых, которые непосредственно писали о горских евреях. Среди них необходимо особо выделить ученых В.Ф.Миллера, И.Черного, И.Ш.Анисимова.

Однако, исследуя научные, путевые, этнографические работы, необходимо обратить внимание, что часть ученых, таких как И. Черный, В. Миллер интересовались преимущественно религиозной стороной истории евреев Кавказа. Работы дореволюционных местных кавказских военных и гражданских чиновников написанные в духе шовинизма, отражали антисемитские тенденции на Кавказе, особенно во второй половине XIX в.

Для автора данной диссертации интерес представляет русский ученый В.Ф. Миллер (1848-1913), который является автором многочисленных трудов. В 1888 г. он посетил слободу Нальчик, познакомился с жизнью, этнографией горских евреев, собрал большой полевой материал, статистические сведения. Трудно переоценить вклад ученого в изучении еврейской диаспоры города Нальчика.

Среди горских евреев выделяется первый этнограф И.Ш. Анисимов (1862-1928), автор этнографических исследований о горских евреях Кавказа. Отец Анисимова был раввином в родном ауле Тарки-Дагестан. Будучи студентом московского технического училища, Анисимов выступал с публичными рефератами о горских евреях. Именно он познакомил русских филологов, в частности, профессора В.Ф.Миллера, со своим родным татским языком. В 1886 году по поручению московского археологического общества совершил научную поездку по Кавказу, в результате которой опубликовал весьма ценное статистико-этнографическое исследование "Кавказские евреи - горцы"1 (1888 г.), содержащее историческую справку, статистические данные, этнографию, основанную на полевом материале.

После П-й Мировой войны еврейская историография продолжает изучать данную тематику, но уже в эмиграции, а ряд видных советских историков-евреев подверглись репрессиям в годы сталинских чисток. В 30-е годы погибли Д.Б. Рязанов, Г.С. Фридлянд, в конце 40-х, начале 50-х годов историки О.Л. Вайнштейн, Н.Л. Рубинштейн, Л.И. Зубок, Г.Н. Дебрин и другие ученые преследовались как "космополиты".

Во второй половине XX в. вышел аннотированный библиографический указатель ученого Ю.И. Мурзаханова "Горские евреи" (1994), в котором автор библиографический материал дал по разделам: 1) история и этнография; 2) язык и фольклор; 3) антропология. Хронологические рамки данной работы охватывают период с XVIII до 20-х годов XX в.

Особый интерес представляет монография израильского ученого, историка, этнографа Ицхака Давида "История евреев л на Кавказе". Автор монографии исследовал огромный материал по данной теме, среди которых документы, фотографии, архивные материалы, теоретически и научно обобщенные источники. Автор раскрыл общие и конкретные вопросы кавказско-еврейской истории. В монографии анализируется историографическая проблематика. Интересны анализ и выводы, сделанные автором монографии. Содержание монографии И. Давида - это статистико-демографические сведения, социально-экономическое положение евреев Кавказа со 2-й половины XVIII по XX в. Правовое положение, религия, традиции, этнография, влияние революции 17-го года, дают представленйёУиГ являются источником изучения современных историков и этнографов.

В период демократизации РФ стали выходить работы по национальной политике.3 Издается вестник "Корни", который освещает многие аспекты еврейской культуры, быта, истории, образования, традиций. Журнал издается в Саратове.

Журнал "Вестник Еврейского Университета в Москве" стал центром исследований по проблемам еврейской культуры, трибуной обмена мнений историков, социологов, философов.

Журнал "22", который издается в Израиле общественно-культурным фондом "Москва-Иерусалим", также является источниковой базой для автора диссертации.

В работе используются источники текстов Торы, притч, рассказы мудрецов и о самих мудрецах, философское осмысление содержания праздников и их значение в современной жизни еврейского народа, как основа самоидентификации народа.

Источниковой базой является и полевой материал. Авторы его: Гилядов К.И. (1884-1967гг.) г.Нальчик, Крестьянская,30; Гилядова Берим Сабиевна, (1907г.), ул.Иллазарова,62; Нафталиева Е.Я. (1938г.), ул. Новошевченко, 19; Ашурова Авшаг (1919г.), ул. Куйбышева, 97; Ифраимова Шура (1916г.), ул. Королева,100, Ашурова Бесерит Ш. (1923г.), ул.Суворова; Ашуров Ябо Ханиноевич (1881-1973гг.), ул. Красноармейская,191; Амиров Нахамиль (1884-1966гг.); Бельхияева Ольга (1899г.), ул. Чайковского.

Структура и краткое содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Данилова, Светлана Ароновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Горские евреи - джухур по самоназванию образовались вследствие постоянной насильственной иммиграции евреев в Закавказский Азербайджан из территории современного Ирана. Затем они смещаются на Северный Кавказ. Основными центрами концентрации евреев стали Баку, Куба, Дербент, Хасавюрт, Грозный, Моздок, Нальчик.

Еврейское население на Кавказе начало формироваться в начале новой эры, а в VIII в. установлены более или менее тесные связи с остатками принявших в X веке иудейство, хазар.

В начале XIX в. горским евреям для жительства и пользования землей была указана командованием царской армией местность на Тереке, в том числе и в крепость Нальчик. С этого времени в Кабарде существует горско-еврейская община.

Община вобрала в себя многовековой опыт выживания. В это же время начался процесс впитывания культуры народов, среди которых они жили.

Народ, преодолевая попытки ассимиляции и даже уничтожения, будучи немногочисленным "наименьшим из всех народов", сумел сохраниться, соблюдая традиции, свой образ жизни, свой язык. Ассимиляционным тенденциям горские евреи сумели противостоять и сохранить диаспору благодаря религии, игравшей консолидирующую роль.

Общественно-политический культурный центр "Товуши" КБР начал свою деятельность при Кабардино-Балкарском Фонде Культуры. В 1991 г. "Товуши" зарегистрирован Министерством юстиции КБР как самостоятельная юридическая общественная организация.

С 1990 года в Нальчике начался противоречивый процесс -возрождения жизни общины, составляющими частями которой, являются экономические, социальные, религиозные, моральные, культурные и политические аспекты жизни, с одной стороны, а с другой, все увеличивающийся отток горско-еврейского населения из КБР.

Неудавшиеся попытки в области перестройки, демократизации общества, изъяны в национальной политике позволили увидеть картину межнациональных противоречий. Общая ситуация в межнациональных отношениях в России все явственнее стала просматриваться в растущих антисемистских настроениях среди населения с низким уровнем жизни и культуры.

Таким образом, самоидентификация евреев КБР была ускорена целым комплексом переплетающихся причин объективного и субъективного характера, как общероссийскими, так и религиозными факторами. Самоидентификация евреев КБР, тесным образом, связана с деятельностью центра "Товуши", чьим определяющим принципом стали учет интересов народа, гуманитарные и общечеловеческие ценности.

Самоидентификация горских евреев проявляется в :

• возрождении горско-еврейской общины в качестве национального, религиозного и культурного целого;

• выдвижении представителей народа в государственные структуры власти;

• защите гражданских и политических прав, чести и национального достоинства евреев КБР;

• координации деятельности и сотрудничества с представителями власти;

• развитии форм общинной жизни горских евреев;

• сохранении национальной самобытности;

• развитии культуры;

• создании средств массовой информации;

• участии через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных еврейских организаций;

• упрочении связей с Государством Израиля и с еврейскими организациями мира.

ТЛ и »>

В результате исследования важнейших аспектов рассматриваемой проблематики, можно сделать следующие выводы.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают сто семьдесят народов. Все они обладают особенностями материальной и духовной культуры. Народы хотят жить в мире, согласии, не теряя при этом своего национального своеобразия в демократическом обществе, без межнациональных конфликтов.

Для этого необходимо:

• правовая база межнационального согласия в реализации государственной национальной политики;

• выработка механизмов исполнения законов;

• своевременное принятие комплекса мер по предупреждению межнациональных конфликтов;

• реализация целей и основных направлений деятельности национально-культурных автономий (развитие общинной жизни, языка, традиций, религии, культуры, воспитание детей, развитие национальных промыслов и т.д.)

• создание условий для издательской, телерадиовещательной деятельности малочисленных народов;

• соблюдение прав каждого человека и субэтноса в целом;

• реализация предложения Конгресса Национальных объединений России (КНОР) о создании третьей палаты Федерального Собрания

Палаты меньшинств, механизмом реализации национальной политики РФ. Решение этих проблем внесет существенный вклад в разработку сложных процессов современности в создании условий для защиты и развития малочисленных народов Российской Федерации.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсорбция - процесс постепенного "врастания" репатриантов в новое общество.

Алия - (букв, "восхождение"), переселение евреев в Эрец-Исраэль на постоянное место жительства.

Ашкеназы - обозначение евреев, проживавших на Рейне, и их потомки во всем мире.

Бар-мицва - (букв, "сын заповеди), мальчик, достигший возраста 13-ти лет и одного дня и считающийся обязанным исполнять все предписания Закона.

Бат-мицва - обряд для девочек 12-ти лет.

Галут - (изгнание), вынужденное пребывание еврейского народа вне Эрец-Исраэль.

Галаха - нормативная часть иудаизма.

Иом-Кипур - День Прощения (Судный день), катастрофа, уничтожение европейского еврейства в годы II Мировой войны.

Ктубба - брачный контракт, в котором перечисляются обязательства, принимаемые мужем по отношению к жене.

Мицва - заповедь, предписание или религиозный дол. Другое обычное значение - "доброе дело".

Мохел - лицо, совершающее обряд обрезания.

Песах - (в русской транскрипции - Пасха). Праздник - исход из Египта. Длится 7 дней. Обычно проходит в апреле. Горские евреи называют этот праздник по названию месяца - нисану.

Пурим - (букв, "жребий"), праздник в память об избавлении евреев Персидской империи. Горские евреи называют этот праздник Хомуну, по имени одного из персонажей данного события.

Рош-ха-Шана - (букв, "начало года"), еврейский Новый год. Проходит в сентябре.

Сефарды - потомки евреев, живших в Испании и Португалии. Горских евреев, грузинских, бухарских, евреев Марокко, Йемена, называют сефардами по признакам общего менталитета.

Шабат (ивр.) - суббота - седьмой день еврейской недели, день отдыха. Согласно Библии, установлен Богом, который сотворил мир.

Сукка -("шалаш"), крытое зелеными ветвями временное жилище, в котором евреи должны провести праздник "Суккот".

Суккот - праздник, предписан в память "Исхода из Египта".

Танах - Библия: Тора, Невиим-у-Хтувим, (Пятикнижие, Пророки, Писание).

Ханука - (букв, "освещение") праздник в ознаменование победы Маккавея, освобождения Иерусалима и очищения Храма (164 г. до н.э.).

Хедер - традиционная начальная еврейская школа.

Хупа - символ Первого храма в Иерусалиме.

Шофар - рог, обычно бараний, в который трубят в ходе утренней молитвы на Рош-ха-Шана, и после молитвы на исходе Иом-Кипур.

Шохей - резник, совершающий убой скота и птицы в соответствии с ритуальными предписаниями.

ИНФОРМАТОРЫ.

Гилядов К.И. (1884-1967) Ифраимова Н.А. (1878-1968) Алхасов Х.Х. (1895-1968) АшуроваБ. (1923) Ашурова Чебер (1819) Ашуров Т.Р. (1890-1964) Исакова Г.И. (1904-1992) Ифраимов И.И. (1919-1998) Амиров Нахамиль (- 1968) Ифраимова Шура (1916) Ильягуев З.И. (1904) Мотаев Цион (1920) Мигирова Тамара (1923) Шаулова Д.С. (1927) АмироваК.Ш (1917) Ашуров А.А. (1927) Ханукаева З.М. (1927) Давыдова А.А. (1929) Давыдов В.Ю. (1929) Амиров И.Ш. (1922) Ашурова Б.Н. (1928) ЯгудаеваР.Х. (1922) Мигирова И.Ш. (1913) ЮнусоваЗ.Р. (1912) Шаулова Ш.Р. (1914) Мушаилова В.Т. (1927) Симахова Р.Ш. (1929)

Шалумов В.Г. (1932) Ашурова Г.М. (1910) Дигилова П.С. (1939)

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Данилова, Светлана Ароновна, 1999 год

1. Ф. 1, оп. 1, д. 9, л. 61-62 Предписание штаба командующеговойсками на Кавказской линии и в Черномории Начальнику Войск евреям проживать в Кавказской области.1. ЦГА, КБР, 16.08.1829г.

2. Ф. 1, оп.1, д.10, л. 144-144об. Прошение группы горскихевреев командующему войсками в Кабарде об оставлении их на временном проживании. ЦГА, КБР, 1.09.1829 Фонд 23. Кабардинский временный суд (1842 - 1859)

3. Ф, 23, оп.1, д. 2, т. 4, л. 448 об. Предписание начальникацентра Кавказской линии кабардинскому Временному суду. ЦГА, КБР, 23.01.1842

4. Ф. 23, оп.1, д. 2, т.4, л. 452 об. Журнальное постановление

5. Кабардинского Временного суда. ЦГА, КБР, 26.11.1842

6. Ф. 23, оп.1, д. 2, т. 4, л. 303-304. Документы о решении дела окраже в ауле Докшукина. ЦГА, КБР, 12.08.1842 Фонд 16.- Управление начальника Центра Кавказской линии (18311857)

7. Ф. 16, оп.1, д. 835, л. 71 об. Из списка торговцам ивольнопромышленникам проживающим на Нальчикском форштате.1. ЦГА, КБР, 1.12.1846

8. Ф, 16, оп.1, д. 1127, л. 13-14.Рапорт воинского начальникаукрепления Нальчикского начальнику центра Кавказской Линии на жителей еврейского поселка.1. ЦГА, КБР, 27.02.1851

9. Ф. 16, оп.1, д. 1575, л. 1-1 об. Документы об освобождениииз рабства женщины ЦГА, КБР, 10.11.1854 3. 03.1855 Фонд 2. - Управление Кабардинского округа (1858-1870)

10. Ф. 2, оп.З, д. 10, л. 14, об. Рапорт начальника

11. Кабардинского округа воинского начальника, укрепления Нальчинского о численности населении в еврейском поселке. ЦГА, КБР, 12.01.1861 Клятвенное обещание /Присяга/ ЦГА, КБР, 1963

12. Письмо канцелярии начальника Терской области начальнику Кабардинского округа с просьбой сообщить сведения о государственных повинностях выполняемых горскими евреями.10. Ф, 2, оп.1, д. 1568, №8.

13. Ф. 2, оп.З, д. 14, л. 157.1. ЦГАКБР, 16.11.1866

14. Ф. 2, оп. 1, д. 850, № 31 об. Прошение доверенных

15. Нальчикского еврейского поселка Начальнику нальчикского округа о регулировании отношений со слободским правлением. ЦГАКБР, 16.08.1885 Фонд 40. Управление межевой частью Терской области (1862-1911)

16. Ф. 40, оп.1, д.5, № 42 об. Письмо канцелярии

17. Начальника Терской области Терской сословно-поземельной комиссии о Предоставлении сведений по пользованию Землей горскими евреями. ЦГА, КБР, 27.09.1866 Фонд 51. Управление Пятигорского округа (1876-1881)

18. Ф. 51, о п.1, д. 8, л. 95 об. Рапорт Нальчикского слободскогоправления Пятигорскому окружному полицейскому Управлению О наличии в Нальчике синагог.

19. ЦГАКБР, 8.06.1877 Фонд 11. Терское областное правление (1869-1917)

20. Ф.11, оп.13, д. 356, л. 11-14.Прошение доверенных от горскихевреев Терской области начальнику области о разрешении иметь раввинов из своей среды. ЦГАРСО-А, 14.03.1886

21. Ф. 6, оп.1, д. 206, л. 8 об. Из журнального постановления

22. Терского областного правления о положении нальчикского еврейского поселка. ЦГАКБР, 16.05.1891

23. Ф. 6, оп.1, д. 676, л. 29 об. Документы о политическойблагонадежности К.И. Гилядова. ЦГАКБР, 10-18.12.1907 Фонд 124. Инспектор 1-го района дирекции народных училищ Терской области

24. Ф. 124, оп.1, д. 46, л. 4-6 об.Документы об открытии в

25. Нальчикском еврейском поселке школы.1. ЦГАРСО-А, 14.07.1914

26. ОПУБЛИКОВАННЫЕ АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

27. Государственного Архива PCO-Алания в сборнике "История и этнография горских евреев", 1998 г.

28. Фонд 11. Терское областное правление (1869-1917)

29. Ф. 11, оп. 13, д. 101, л. 1-60. Дело об ограничении прав евреевзаниматься торговлей в области. 18741876

30. Ф. 11, оп. 13, д. 108, л. 1-120. Материалы по переписи евреев.1874-1876

31. Ф. 11, оп. 13, л. 1-30 Приговоры обществ горских евреев овыборе лиц на духовные должности. 1877-1878

32. Ф. 11, оп. 13, д. 179, л. 1-26. Список лиц еврейской национальности,проживающих в Терской области. 1880

33. Ф. 11, оп. 13, д. 173, л. 1-19. Список лиц еврейской национальности,проживающих в Терской области. 1880

34. Ф. 11, оп. 13, д. 366, л. 1-34. Материалы выборов в духовныеправления еврейскими обществами. 1886-1890

35. Ф. 11, оп. 12, д. 221, л. 1-16. Проект журнала Терского областногоправления о подчинении евреев, проживающих в Моздоке, Георгиевске и Кизляре, в духовном отношении Владикавказскому, Пятигорскому и Хасавюртовскому духовным правлениям. 1887

36. Ф. 11, оп. 13, д. 374, л. 1-47. Списки евреев, проживающих в областибез разрешения и подлежащих высылке к прежнему месту жительства. 1888-1889

37. Ф. 11, оп. 13, д. 393, л. 13. Сведения о вероисповедании горскихевреев. 1889-1890

38. Ф. 11, оп. 13, д. 395, л. 1-121. Прошение евреев жителей Терскойобласти о переселении с одного места жительтва на другое, о разрешении заниматься торговлей. 1889

39. Ф. И, оп. 13, д. 411, л. 1-124. Сведения о еврейских евреях,проживающих в пределах Терской области. 1890-1891

40. Ф. 11, оп. 13, д. 412, л. 1-212. Сведения о евреях, проживающихв Терской области. 1890-1893

41. Ф. 11, оп. 13, д. 407, л. 1-32 Сведения о количестве евреев,проживающих в старой Терской области. 1890

42. Ф. И, оп. 12, д. 40, л. 1-250. О высылке незаконно проживающихевреев Терской области в черту оседлости. 1890-1891

43. Ф. 11, оп. 13, д. 479, л. 1-21. Сведения о евреях, прибывших в

44. Терскую область. 1891-1892

45. Ф. 11, оп. 13. Переписка с управлениями отделов иокругов о поселении евреев в Терской области. 1891-1895

46. Ф. 11, оп. 13, д. 434, л. 1-186. Дело о причислении к городам областикупцов и мещан-евреев. 1891-1893

47. Ф. 11, оп. 17, д. 44, л. 1-137. Дело о запрещении гражданам еврейского населения (кроме ремесленников) проживать в пределах Терской области. 1891-1892

48. Ф. 11, оп. 13, д. 466, л. 1-129. Сведения о европейских евреях, проживающих в пределах Терской области. 1891-1892

49. Ф. 11, оп. 17, д. 47, л. 1-53. Дело о переселении и разрешениивременно вести торговлю проживающим гражданам еврейского населения Терской области. 1891

50. Ф. 11, оп. 17, д. 44, л. 1-137. Дело о запрещении гражданамеврейского населения проживать в пределах Терской области. 1891-1892

51. Ф. И, оп. 13, д. 503, л. 1-22. Дело о проживании в городах Терскойобласти отставных нижних чинов евреев. 1892

52. Ф. И, оп. 13, д. 501, л. 1-177. Прошение евреев Терской области оразрешении открыть мастерскую, о не выселении и по другим вопросам. 1892

53. Ф. 11, оп. 13, д. 536, л. 1-105. Сведения о евреях, проживающих впределах Терской области. 1892-1893

54. Ф. 11, оп. 13, д. 569, л. 1-140. Дело о запрещении евреям проживать в1. Терской области. 1894

55. Ф. 11, оп. 13, д. 574, л. 2-147. Прошение жителей Терской областиевреев о разрешении вести торговлю, опереселении с одного места жительства на другое. 1895

56. Ф. 11, оп. 14, д. 101, л. 1-191. Прошение жителей Терской областиевреев о разрешении выехать на лечение в Пятигорск. 1895-1897

57. Ф. 11, оп.17, д. 238, л. 1-100. Прошение жителей Терской областигорских евреев о разрешении заниматься торговлей. Списки горских евреев, проживающих в области. 1898-1901

58. Ф. И, оп. 14. Переписка с атаманами Терской областио благотворительных еврейских обществах. 1896-1899

59. Ф. 11, оп. 16, д. 256, л. 1-6. Рапорт начальника Нальчикского округао разрешении производить добычу каменного угля сельским обществам и частным лицам селения Малой Кабарды. 1898-1899

60. Ф. 11, оп. 14, д. 344, л. 1-16. Отношение Штаба Кавказского военногоокруга начальнику Терской области о праве купцов еврейской национальности брать казенные. 1899-1903

61. Прошение жителей Терской области- евреев о разрешении на выезд по торговым делам.

62. Ф. 11, оп. 14, д. 591, л. 1-122. Прошение доверенных еврейскогообщества города Владикавказа о назначении учителей в начальное Училище из лиц еврейской национальности. 1904-1906

63. Ф.11, оп. 14, д. 601, л. 1-107. Прошение жителей Терской областиевреев о разрешении на переезд с одного места жительства на другое, на поселение в области. 1905

64. Ф. 11, оп. 9, д. 211, л. 1-26. Прошение общества горских евреево наделении землей горских евреев. 19071. ЛИТЕРАТУРА XIX в.3. Вайденбаум Е.4. Васильев А.Т.5. Гаркави А .Я.

65. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. // Посвящается этнографии, издаваемой при Дашковском этнографическом Музее.М. 1888, вып. 3, с. 171-322 2. Вайсенберг С. Исторические гнезда Кавказа и Крыма.

66. Еврейская старина. СПб, 1913. Путеводитель по Кавказу.Тифлис. 1888, с. 28. Горские евреи. Тифлис, 1889, 19 янв. Сказания еврейских писателей о хазарах и Хазарском царстве СВОНРАО, 1874, ч. 17 С. 259-421.

67. О происхождении и языке кавказских евреев. М., 1892.

68. О происхождении кавказских евреев. М., 1889, т.1.6. Григорьев В.7. Дубелир Д.М.8. Зиссерман А.Л.9. Зиссерман А.Л.11.Казбек Г.Н.12.Лига мира.14.Миллер В.Ф.15.Миллер В.Ф.

69. Миллер В.Ф. В горских обществах Кабарды.

70. СПб, 1884, т. 11, кн. 4, с. 540-588. П.Григорьев В. Об образе правления у хазаров (посвящается1. Ф.Ф. Шармуа)

71. ЖМНЦ, 1834, ч. 3, № 8, с. 279-295.

72. Дубровин Н. История войны и владычества на Кавказе.1. СПб., 1871, 6 томов.

73. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе. (1842-1867).

74. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на1. Кавказе, т. 1, книга 1.

75. Немирович-Данченко В.И. Воинствующий Израиль.1. СПб, 1880,11, с. 132.22 .Черный И.Я. Горские евреи. Тифлис.1870, вып. 3, отд. 1, с. 1-44. 23. Черный И.Я. Горские евреи Терской области. Владикавказ,1878, вып. 1, с. 309-314.

76. В диссертации использован этнографический материал по горским евреям.1. ЛИТЕРАТУРА XX В.

77. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. С.-П. 1992 г.

78. Автор осветил ряд вопросов, связанных с национальными проблемами на современном этапе и пути решения этих проблем.

79. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я".1. М. 1991 г.

80. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения -Ставрополь: СГПИ 1993 г.

81. В работе даются ценные предложения по решению национальной политики на современном этапе. Однако, по проблемам еврейского народа нет ни одного слова.

82. Авалиани С. Кавказские евреи (нравы, быт). Одесса, 1914, 2.

83. В работе содержится этнографический материал по горским евреям.

84. Агарунов Я.М., Агарунов М.Я. Татско-русский словарь. М.1997.

85. Словарь содержит около 900 слов еврейско-татского языка, является ценным справочником для этнографов и историков.

86. Анисимов И.Ш. Горские евреи. 1908, т. 18, вып. 107 № 5.

87. Ученый, этнограф, горский еврей дал в своей работе этническую историю, культуры народа. Работа представляет интерес для этнографической науки.

88. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Казань. 1992.

89. В период обострения национальных отношений в РФ в конце XX важны рекомендации в политической культуре общения, ведения переговоров.

90. Альмеев Р.В. Бухарские евреи. Ташкент, 1994.

91. Бердяев H.A. Философия неравенства. М. 1990.

92. Беженцы. М. 1993. В работе нет анализа исхода евреев Северного Кавказа.

93. Беренштейн JI.E. Евреи и политические репрессии в СССР (2030 г.г.ХХв.), Киев, 1996.

94. В работе дается анализ политических репрессий в СССР в н. XX в., судьбы еврейского народа.

95. Библейская хронология. Росс. Библ. Об-во, 1998, с. 16.

96. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983.

97. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.1. С. 25.

98. Брук С.И. Население мира. М., 1986.

99. Вестник Еврейского Университета в Москве.

100. Москва-Иерусалим. 1998, № 2.

101. Вихнович В.Л. Еврейские рукописи. История. С.-П. 1997.

102. Витковская Г.С. Вынужденная миграция. Проблемы и перспективы. М. 1993.

103. Горские евреи в КБР. Нальчик, 1997.

104. Гефтер М. Эхо Холокоста и Русский еврейский вопрос. М.,1995.

105. Иванов П.М. "Северный Кавказ: "Партия войны" и интересы России". Нальчик, 1997.

106. Исторические судьбы евреев в России и в СССР. М, 1992.

107. История и этнография горских евреев Кавказа. Нальчик, 1998.

108. История евреев в России. С.-П, 1993.

109. Евреи в России. История и культура. СБб, 1998, с. 296.

110. Локшин А. Иудаика в России: русско-еврейская история и ее исследования. // Сб. трудов еврейских историков. Москва-Иерусалим, 1995.

111. Северный Кавказ. Национальные отношения: Историография, пробл./Ред.колл. Н.Ф. Бугай (отв. Дир.), Д.Ф. Мекулов /Адыг. НИИ экономики, яз. лит. И истории РАН. Майкоп. 1992. - 306 с.

112. В сборнике подведены итоги изучения проблемы национальных отношений в Российской Федерации в историографии 19881990 гг. С новых позиций рассмотрен круг кардинальных вопросов истории

113. Национальных отношений на Северном Кавказе.

114. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством. М.: Наука, 1992. 300 с./РАН. Ин-т Российской истории, МО РФ. Ин-т национальных проблем образования.

115. Кузнецов А.И. Культура и общности людей с позиции этнографии (по материалам этнографической серии "Народы России")// Культура и межнациональные отношения. Информкультура РГБ. М.: Экспресс-информация, 1992, с. 2-12.

116. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах, (опыт этносоциологического изучения).// Институт этнологии и антропологии. РАН. М. 1991, с. 183.

117. Мурзаханов Ю.И. Горские евреи. Аннотированный библиографический указатель. Москва, 1994, с. 3-37.

118. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Документы и материалы. Сост. В.Л., Горный и др. М. Наука, 1992, с. 268.

119. Национальная доктрина России. М., 1994.

120. Семенов И. Кавказские таты и горские евреи. Некоторые сведения о них и проблемы происхождения. Казань, 1992, с. 27.

121. В работе автор анализирует происхождение горских евреев, взаимоотношения горских евреев другими народами Северного Кавказа.

122. Сталин И.В. К национальному вопросу, т. 1., с. 187.

123. Славный Б. От империи к национальному государству. М.1995.

124. Принцип автора "с варварами (народы Кавказа) Расправляться только силой).

125. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

126. Сэмиэле Р. По тропам еврейской истории. Иерусалим, 1993.

127. Першиц А.И. Трайде Б. Свод этнографических понятий и терминов. М. 1986.

128. Тишков В.О. О нации и национализме. Свободная мысль. 1994

129. Членов М.А. Евреи. (Народы мира; Историко-этнографический словарь). М, 1988.

130. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт. Свободная мысль. М. 1993, №3.

131. Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений: Сб. Саранск, НИИ при Мордовском Университете, 1992.

132. Сборник содержит рекомендации по развитию Межнациональных отношений РФ.1. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

133. Бубер М. Еврейство и евреи. Иерусалим, 1979, с. 37.

134. Гессен Ю. История еврейского народа в России: Иерусалим, 1993, с. 496.

135. Горелик М.Я. Синагога и молитва. // Религия мира. М. 1996.

136. Даймонт Макс. Евреи, Бог, еврейская история и религия. Иерусалим, 1979.

137. Донин X. Быть евреем. Иерусалим. 1990.

138. Домальский. Русские евреи, вчера и сегодня. Иерусалим, 1997.

139. Еврейская семья. Материалы ежегодной конференции по еврейской философии. Иерусалим, 1993.

140. Еврейская традиция. Под ред. Проф. Г. Брановера. Иерусалим.1998.

141. Кандель Ф. Очерки времен и событий: из истории российских евреев. Иерусалим, 1998.

142. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Из российских евреев (в 3-х ч.). Иерусалим. 1988-1994.

143. Степанов В.В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз. Вестник РАН, 1994, № 4.12. Ж-л 22. Москва-Иерусалим.

144. Сливняк Д. Политика и религия. 22-журнал. Москва-Иерусалим, № 71. 1990.

145. Соболев Д. В сторону Хазарии. Ж-л 22, № 103, с. 114.

146. Фельдман И. Деконструкция и еврейская традиция: анализ текста. Ж-л 22, №3., 1997. С. 163.

147. Рывкина Р.В. Евреи в постсоветской России кто они? Социологический анализ проблем сов. Еврейства. М. УРСС, 1996.

148. Сесиль Рот. История евреев. Иерусалим. 1967.

149. Сэмюэлс Рут. По тропам еврейской истории. Иерусалим, 1993.

150. Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Иерусалим, 1997.

151. Прейгер Д., Телушкин Д. Почему евреи? О причинах антисемитизма. Лос-Анджелес, 1983.

152. Юхнева Н.В. Акутальные вопросы межнациональных отношений (об усилении агрессивно-шовинистических и антисемитских настроений в современном обществе). Радуга. 1988, №11.

153. Фишман Г. Быть или не быть: евреи перед выбором. США.1994.

154. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим, 1989 .

155. Штейнзальц А. Роза о тринадцати лепестках. Иерусалим, 1995.

156. Штейнзальц А. Библейские образы. Иерусалим, 1995.

157. Штейнзальц А., Функенштейн А. Социология невежества. Иерусалим. 1997.1. ПЕРИОДИКА

158. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. //Ежегодник. М. 1994.

159. Арутюнов С.А. Преодоление кризиса?//Этнографическое обозрение. М. 1993, № 1. С. 8-14.

160. Бацын В. Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии. Народное образование, № 4. 1994.

161. Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии. ВН. 1982, № 12.

162. Бабич А. От Нальчика до Черека. Терские ведомости, № 36, ,1869.

163. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизации. Вестник РАН, 1996, № 5.

164. Ж-л: Вопросы философии. М. 1989, № 7.

165. Голотвин Ж.Г., Мататов М.Е. Таты //Вопросы истории. М. 1986, №4.

166. Горелик М.Я. Что такое иудаизм?//Религии мира. М. 1996.

167. Горелик М.Я. Иудаизм в истории: через века и страны. Религии мира. М. 1996.

168. Ж-л: Дружба народов. М. 1989, № 10.

169. Давыдова Е. Курс "Семейная история". Ж-л. Еврейская школа. С.-П. 1998, № 2.

170. Ивахненко E.H. В. Соловьев и еврейский вопрос в России. Газета "ECK", 1996, №3.14 .Карачун Р. М. Пас. Уроки традиций в еврейских светских школах постсоветской диаспоры.Ж-л. Еврейская школа.С.-П.1998, № 2. 15. Ж-л. Живая старина. Нальчик, 1991.

171. Коган З.Л. Обряды и праздники. Статья //Религии мира. М.1996.

172. Ж-л. Лехаим. "Что ждет Россию?" Иерусалим-Москва, 1998,7.

173. Ж-л. Лехаим. Безнаказанность порождает новые преступления. М. 1998, № 6.

174. Уварова И.Б. Зарубежные авторы о национальных проблемах в СССР. //Этнографическое обозрение, 1992. № 5.20. "Терские ведомости", № 30, 12 апреля 1887//Несколько слов о горских евреях".

175. Яковлев А. Г-та "Известия", 06.08.94.1. ПРИМЕЧАНИЯ

176. Краткая европейская энциклопедия, Иерусалим.1976.с.135.

177. Бижев А.Х. Узловая тема адыгской истории// Кабардино-Балкарская правда от 6 мая 1994г.•з

178. Ицхак Давид. История евреев на Кавказе. Тель-Авив, 1 и 2 тома.

179. Черний В. Вестник Еврейского Университета в Москве. Москва-Иерусалим. 1994.№2,с.60-61.

180. Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу.Тифлис,1888,с.1286 Там жеп

181. Краткая еврейская энциклопедия.Иерусалим.1982,т.2,с.182

182. Газета "Кавказ" // Статья "Даг Чуфут".Тифлис,1885,22 марта № 79 Газета "Кавказ" //

183. ЦГА РСО-А,ф. 11 ,оп. 13,д.545,л.6-7н Вестник еврейского университета в Москве 1993, №4 // Д.Прокофьев, М.Альтшулер. Евреи Восточного Кавказа.

184. Черный И.Я. Горские евреи Терской области. Владикавказ, 1878, вып. 1,с.309.

185. Краткая Еврейская энциклопедия, Иерусалим, 1982, т.2, с. 182. и Газета "Еврейская жизнь", 1906, № 1, с. 156.

186. Государственный архив КБАССР.ЦГА,КБАССР, ф.2,оп.1, д. 395, л. 60.

187. ЦГА КБ ф.2, опись 1, ед.хр.122 л.241, л.242,556.

188. История и этнография горских евреев Кавказа,- Нальчик, 1998. // Шабаев Д.В. Достойный вклад, с.13.

189. Исхак Давид. История евреев на Кавказе. Тель-Авив. 1989. с. 514 (Сталин.т. 1,с. 187).

190. Исхак Давид. История евреев на Кавказе. Тель-Авив, 1989, с.514

191. Газета «Евреи Северного Кавказа», Нальчик, 1999, №4// И.Слонинская «Бессмертие».

192. Государственный Архив РСО-Алания, Фонд 124, оп.1, д.46, л.1-29.

193. Сионизм учение о возвращении евреев в Палестину, на родину предков.

194. Государственный Архив РСО-Алания. Об открытии начального училища для детей горских евреев в Грозном. Ф.11, оп.11, д.661,л.1-19.

195. Государственный Архив Северной Осетии-Алании, Фонд 124, оп.1, д. 44, л. 4-6.

196. Горские евреи в КБР. Алехин и мы. Нальчик, 1998, с. 18.

197. Галаха, нормативная часть иудаизма, регламентирующая все стороны жизни евреев.

198. Тора («Закон») в еврейской традиции собирательное название свода законов, данных Б-м евреям через Моисея.

199. Иврит древнееврейский язык.

200. История и этнография горских евреев Кавказа Материалы семинара. Нальчик. 1998,с.6330 Позировала Н. Ифраимова.

201. Горские евреи в КБР. Нальчик, 1998, с. 18

202. Полевой материал: Амирова Хамур (1897-1981).

203. Полевой материал: Ифраимова Ахгагус (1890-1978).

204. Ж-л Лехаим. М. 1996, № 56, с. 5.35 Там же.

205. Ж-л Лехаим. М. 1996, № 50, с. 4.

206. Полевой материал. Ашурова Шура (1916 г.р.).

207. Метревели О. Газета Этно-реклама, 20.03.98// Дети Сиона среди народов Северного Кавказа.

208. Пять книг Торы. Иерусалим. 1975, т. 1, с. 87.

209. Сидур. Врата молитвы. Ктубот, 50 а. Иерусалим-Москва, 1994.

210. Журнал "Лехаим'У/Благотворительность, М. № 3, 1997, стр. 9.

211. Джейкобе Ачус. "Видение и путь". Нью-Йорк, 1966. с. 27.

212. Хаим Донин. Быть евреем. Иерусалим. 1990, с.54.

213. Энциклопедия иудаизма. Иерусалим. 1983.//Меер Натив, с. 143.

214. Бубер М. Еврейство и евреи. Иерусалим, 1979. с. 37.

215. Дубнов С.М. История евреев. С.-Петербург, 1912. с . 17.

216. Израильская газета "Агалиль'У/Праздник общины, Иерусалим, 1997.

217. Талмуд. Иерусалим. 1991//Горнот, 106.

218. Талмуд. Иерусалим. 1991//Берахот, с.32.

219. Ж-л "Лехаим", М. 1997, № 10, с. 5.

220. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981, с. 25.

221. Конференция КНОРа, М. 1996.

222. Газета "Известия", М., 1996, 18 июня.

223. Шадриков В.JI. Философия образования и образовательные политики. М., 1993, с. 88.

224. Газета "Эксодус", Торонто, 1997, № 113.56 Из архива редакции "ECK".

225. Архив центра "Товуши"// Анализ экспертной группы при ВААДе.58 Там же.

226. Галаха нормативная часть иудаизма.

227. Из архива центра "Товуши".

228. Еврейское телеграфное агентство. 1998, выпуск 21.

229. Алия (букв. Восхождение) переселение евреев на постоянное жительство в Израиль.

230. Материалы еврейского телеграфного Агентства, М. № 21, с. 7.

231. Данные молитвенного дома (синагоги) г. Нальчика.

232. Гудков Л., Левинсон А. Отношение населения СССР к евреям.// Вестник Еврейского университета в Москве, 1992, № 1.

233. Анализ экспертной группы при ВААДе, 1996 г. М.

234. Телевизионные передачи 1997-1999г.

235. Еврейское Телеграфное Агентство. 1996.

236. Из архива центра "Товуши".

237. Знаменитые евреи. М. 1997, с.455.71 Архив "Товуши"

238. Данилова С. "Спешите делать добро", Н. 1997, с. 29//Газета "Советская молодежь" Н. 1991.

239. Ж-л "Лехаим". М. 1998, № 12, с. 16.

240. Еврейская Международная газета. М. 1998, № 40.

241. Международная еврейская газета. М. 1998, № 40.

242. Еврейская газета. 1998, № 4.

243. Еврейская газета, № 40,1998.

244. Бердяев H.A. "Христианство и антисемитизм"//"Дружба народов", № 10,1989, с. 208.

245. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990, с. 107.

246. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. Москва, 1986, с. 784.

247. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.

248. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики РФ». Российская газета. 10 июля 1996 г.83 "Живая старина", журнал по проблемам краеведения КБР, № 1, 1991, с.7.

249. Газета "Терский казак", 1997, № 2, № 3.

250. Тора, Иерусалим-Москва, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.