Эпиграфические памятники горских евреев Восточного Кавказа XVII - XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сосунов, Геннадий Семенович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сосунов, Геннадий Семенович
Введение
Глава 1. Историко-этнографическая характеристика горских евреев Восточного Кавказа (XVII—XIX вв.)
1.1. Источники по истории и этнографии горских евреев XVII—XIX вв.
1. 2. Вопросы этногенеза горских евреев. Миграции и расселение горских евреев в Дагестане и Азербайджане в XVII-XIX вв.
1.3. Религиозный синкретизм горских евреев
Глава 2. Еврейская эпиграфика Азербайджанской Республики и Республики Дагестан
2. 1. Строительные (синагогальные) надписи на ритуальных изделиях и надписи на украшениях
2. 2. Эпитафии XVII-XVIII вв. 2. 3. Эпитафии XIX в.
2. 4. Эпиграфические памятники как историко-культурный памятник
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Социально-политическое и культурное развитие Дагестана в XI-XIX вв.: по новым данным эпиграфических памятников на арабском языке2012 год, доктор исторических наук Закарияев, Замир Шахбанович
Источники по истории старотатарской письменности (XIII-XVIII вв. ) и их палеографические особенности1999 год, кандидат исторических наук Кадыров, Рашид Максумович
Надгробие в контексте национальной культуры: на материале Юго-Востока Татарстана2007 год, кандидат культурологии Хисамиева, Гульсум Карамовна
Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента: сер. VII - сер. XIII вв.2009 год, кандидат исторических наук Валид Али Мохамед Махмуд
Эпиграфические памятники татар Поволжья и Приуралья. Региональные особенности и этнокультурные варианты2004 год, кандидат исторических наук Мухаметшин, Джамиль Габдрахимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эпиграфические памятники горских евреев Восточного Кавказа XVII - XIX веков»
Актуальность темы исследования
Письменные источники XVII—XIX вв. фиксируют наличие еврейских общин на значительной территории Восточного Кавказа — в пределах шамхальст-ва Тарковского, уцмийства Кайтагского, майсумства Табасаранского, кадийства Табасаранского, а также Дербентского, Кюринского, Кубинского, Шекинского и Ширванского ханств1. Однако фиксация соответствующего эпиграфического материала до настоящего времени практически не предпринималась. Данное обстоятельство делает тему исследования вполне актуальной.
Необходимо также указать и на тот факт, что памятники горско-еврейской эпиграфики можно рассматривать не только как исторические документы, но и как памятники культуры, в которых нашло отражение влияние на горских евреев культуры других восточно-кавказских народов, а также культуры европейских евреев (ашкеназов). Этот факт также свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
К настоящему времени многие из зафиксированных памятников еврейской эпиграфики Восточного Кавказа уже утрачены, другие - продолжают ветшать, выветриваться, третьи — уничтожаются жителями окрестных селений. Таким образом фиксация и публикация этих материалов также является актуальной задачей.
Хронологические и территориальные рамки исследования
Нижняя хронологическая граница исследования - XVII в. — определяется датой самых ранних из выявленных надмогильных стел горских евреев. Верхняя хронологическая граница — конец XIX в. — обосновывается необходимостью сузить объем рассматриваемого материала, так как в противном случае рассмотреть его в полном объеме, включая памятники XX века, не представляется воз
1 См.: Карту «Расселение горских евреев на Северо-Восточном Кавказе (1867 -1868 гг.)». Сост.: Ибрагимов М.-Р. А. можным в рамках данной диссертации.
Географические рамки исследования включают в себя территорию Республики Дагестан и Красной (Еврейской) Слободы г. Кубы (Азербайджан). Данные географические рамки позволяют рассмотреть материал в объеме, принятом для диссертаций, представляемых к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 — «Отечественная история». Использование материалов из Красной Слободы объясняется необходимостью наличия в данном исследовании сравнительного материала по исследуемой теме.
Цель и задачи исследования
Основной целью исследования является введение в научный оборот памятников эпиграфики горских евреев.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: исследовать особенности строительных надписей горских евреев; исследовать особенности эпитафий евреев Восточного Кавказа; изучить влияние азербайджанской и дагестанской традиций эпиграфики на еврейскую эпиграфику Восточного Кавказа; изучить влияние ашкеназских (европейско-еврейских) традиций в оформлении эпитафий на таковые у горских евреев; определить место эпиграфических памятников горских евреев в системе эпиграфического наследия народов Восточного Кавказа.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени еврейские надмогильные памятники не были предметом специального монографического исследования. Все представленные в работе материалы собраны и проанализированы автором диссертации впервые.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической и теоретической основой освещения узловых вопросов темы служил принцип историзма, который представляет собой отношение к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени. В процессе работы над темой автор руководствовался также принципами научности, объективности, которые предполагают рассмотрение и изучение любого явления и исторического события в конкретных исторических связях и условиях, опору на факты, хронологическую последовательность рассматриваемых событий и освещение их в исторической перспективе. Кроме того, автор использовал комплексный подход, основывающийся на тщательном анализе всех факторов, имеющих отношение к данному исследованию.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования при написании обобщающих работ по истории Дагестана и Кавказа, спецкурсов для исторических факультетов вузов.
Источниковой базой исследования являются собранные нами в 19892007 гг. материалы по эпиграфике евреев Восточного Кавказа, а также литература, посвященная вопросам истории, этнографии и расселения горских евреев Кавказа.
Историография вопроса
Эпиграфические памятники являются важнейшей частью духовного наследия народов Кавказа. Корпус литературных источников по данному аспекту традиционной культуры кавказских народов весьма значителен.
Ценным исследованием по интересующей нас проблеме, является капитальное исследование Нейматовой М.С. "Мемориальные памятники Азербайджана"2. Средневековое искусство резьбы по камню в Азербайджане широко Нейматова М.Х. Мемориальные памятники Азербайджана (XII-XIX вв.). Баку, 1981. распространено в виде монументального декоративного убранства архитектурных сооружений, надгробных памятников и изваяний скульптурных фигур. Используя характерные элементы арабского шрифта, схожими с элементами растительного и геометрического орнаментов, применяли в декоре памятников надписи для заполнения пустот в обрамлениях, фризах, четырёхугольниках, звёздочек и т.д. В собранных М.С. Нейматовой материалах стиль эпиграфических художественных форм отражает не только историю возникновения и развития каменных, надгробных и архитектурных памятников, но помогает правильно установить их датировку. Следует отметить, что эпиграфические надписи второй половины XIV века выполнялись куфическим шрифтом и по своей структуре имели различные геометризованные формы. Если надписи на памятниках IX - XI вв. выполнены на камнях простейшим куфи, то период, охватывающий конец XI — первую половину XIV вв., имеет уже определённое художественное оформление.
На примере различных памятников М.С. Нейматова показывает, что куфические письмена различной формы применялись на архитектурных памятниках, керамических изделиях, металлических сосудах, в художественных вышивках и многих других предметах домашнего обихода. Автор отмечает, что каллиграфы Азербайджана от куфического шрифта переходят на шрифт насх, а затем сульс. Если насх поясняет почерк, то сульс придаёт ему эластичность и развивает в нём художественно-эстетическую значимость. Насхом и сульсом пользовались до XVII в. включительно.
В XV в. в Тебризской школе каллиграфии был создан почерк насталиг, который стал очень популярным в странах Востока. В этом шрифте вытягиваются горизонтальные линии и укорачиваются вертикальные.
На территории средневекового Азербайджана выявлены несколько школ каллиграфии и резьбы по камню. Основными школами являются следующие: 1) Ширвано-Апшеронская; 2) Нахичеванская; 3) Тебризская. Надгробные памятники ширвано-апшеронской школы в основном имеют форму сундуков и стел. Сундукообразные надгробия выполнены в ступенчатой или параллелепипедной форме. Сундуки обычно имели вид саркофага и рядом с ними ставили иногда головной камень стелу. Такие памятники датируются XIV - XIX вв. Сверху стела имела вид прямоугольника или стрельчатой арки, или же зубчатую форму. Саркофаги XII - XIII вв. богато украшались рельефными куфическими надписями с геометрическими и растительными орнаментами.
М.С. Нейматова очень подробно описывает материал, из которого изготовлялись памятники. Так, в северных районах Азербайджана для резьбы надписей и орнаментов использовались твёрдые речные плиты. Из-за трудности обтёсывания местные мастера обрабатывали лишь плоскую поверхность плиты, внутри которой высекали надписи мелкими буквами. Такие плиты, украшенные геометрическими и растительными узорами, вставлялись в кирпичные постройки над головной частью надгробия. В этих районах наряду с известняком мастера работали и с булыжником, подобно мастерам Южного Дагестана (Ахты, Цахур, Самур и др.), которые также работали с этим материалом.
Некоторые эпиграфические данные на памятниках Азербайджана показывают нам связь изобразительного искусства с религиозными верованиями тюркских племён, живших на территории Азербайджана, и по этим данным можно проследить места сосредоточения тюркских племён, которые сыграли немаловажную роль в формировании азербайджанского народа. Также на многочисленных надгробиях различной формы, сохранившихся на территории Азербайджана, встречаются изображения предметов, имевших отношение к ремеслу и профессии захоронённых. Широко использовались рельефные изображения на надгробиях покойников-мужчин, изображения лошади, голубя, оружия, чёток, молитвенника и т.д. На надмогильных памятниках женщин высекались предметы украшений - бусы, браслеты, серьги и т.д., а также изображения, относящиеся к деятелям религии (молитвенник, чётки), и изображения, посвящённые "павшим за веру" (клинок, кинжал, пистолет, ружьё и т.д.).
В своей работе автор очень ярко обрисовал памятники Азербайджана, являющиеся шедеврами как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства. Все рельефы на произведениях мастеров резьбы по камню имеют значение не только для исследования истории культуры, но и являются важным источником для изучения ремесла в различных областях хозяйственной жизни Азербайджана в XIII - XIX вв.
Надписи являлись не только декоративными элементами, но и средством пропаганды. В эпиграфике Азербайджана особое место уделяется стихам из Корана и другим религиозным текстам, и это имеет огромное значение для исследования методов распространения ислама в Азербайджане. Кроме этого, помимо стихотворных отрывков на азербайджанском и персидском языках на надгробиях XIV — XIX вв. высекались четверостишия Омара Хайяма и Саади. В работе М.С. Нейматовой указывается, что мастера ширвано-апшеронской школы обращали большое внимание на богатство содержания и художественного стиля, были знакомы с арабско-персидской поэзией и владели этими языками. В стихах часто воспевали материнскую любовь, её переживание, горе в связи с безвременной кончиной сына или дочери, часто можно было определить, старым или молодым был погребённый.
Следующим источником по изучению эпиграфики является объёмный труд A.M. Мухтарова "Эпиграфические памятники Кухистана" в двух томах3. Надписи XI—XIX вв. внесли большой вклад в изучение истории и истории культуры народов Средней Азии до и после монгольского завоевания и период от XV до XIX веков. История большого и малоизученного района Таджикистана (Кухистан) — Фальгара и Матчи показана на основе надписей, благодаря которым восстановлены биографии некоторых должностных лиц, их функции в управлении Кухистана, имена предков и потомков мастеров — резчиков по камню. Собранные A.M. Мухтаровым эпиграфические надписи охватывают почти тысячелетие и дополняют другие письменные источники по истории не только Кухистана, но и других областей Средней Азии.
Неоднократно Кухистан служил опорой свергнутых династий в борьбе с новыми претендентами на завоевание Средней Азии. Политические порядки,
3 Мухтаров А. Эпиграфические памятники Кухистана (XI-XIX вв.). Кн. 1. Душанбе, 1978. Кн. 2. Душанбе, 1979. устанавливаемые на протяжении ряда лет какой-либо правящей династией, дольше сохранялись, а новые внедрялись позднее, чем в других районах, и в управлении имелись свои специфические особенности, что видно из анализа эпитафий многих должностных лиц. Именно благодаря эпиграфическим памятникам удалось хотя бы частично восстановить некоторые основные события в истории Кухистана. Таковы камни-кайраки - обыкновенные валуны неправильной или округлой формы тёмно-серого цвета или со слабым коричневым оттенком. Местное население называло кайраки "санги руи кабр" (надмогильный камень), "кайро санги мазор" (камень-кайрак мазара), "хатти руи кабр" (надмогильная надпись) или просто "кайросанги кабристон" (кладбищенский камень-кайрак).
В монографии П.М.Мурадяна "Армянская эпиграфика Грузии"4 показывается, что принцип дешифровки и перевода текстов надписей остается неизменным, а именно: в тех случаях, когда письмо подлинника определяется как еркатагир (уникальное письмо), дешифровка выполнена заглавным шрифтом, в случаях с болоргиром (строчное письмо) — строчным. Монография посвящена строительным надписям — церкви армян Тбилиси и эпитафиям в усыпальницах армянских соборов. Надписями, прежде всего строительного характера, в средневековом Закавказье снабжались не только культурные сооружения, но и многие крепости, караван-сараи, дворцы, оборонительные стены, отдельные жилые дома и т.д. Но основная масса армянских или грузинских эпиграфических памятников сохранилась на сооружениях культовой архитектуры и относится к деятельности духовнослужителей, пилигримов, правителей-строителей и остальных членов общества, принимавших участие в их сооружении или обновлении.
Серьезной и крупной работой в области эпиграфики является огромный труд Л.И.Лаврова "Эпиграфические памятники Северного Кавказа"5, являющийся большим вкладом в изучение памятников эпиграфики на Северном Кав
4 Мурадян П.М. Армянская эпиграфика Грузии. Тбилиси, Ереван, 1988.
5 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Кн. 1. М., 1966. Кн. 2. М., 1968. Кн. 3. М., 1980. казе, в частности в Дагестане. Состоящая из 3-х книг, эта работа включает в себя надписи, которые охватывают различные периоды 2-го тысячелетия нашей эры. Первая часть состоит из более 450 восточных, преимущественно арабских надписей с X по XVII вв. В книге дан ценный материал по истории арабского письма и грамоты, а также о строительной деятельности людей. Вторая часть "Эпиграфических памятников" охватывает период XVIII—XX вв., и в ней представлено более 200 надписей. В обеих частях исследования тексты надписей снабжены обстоятельными историческими комментариями и делятся на несколько основных групп: надписи-эпитафии, строительные надписи, хроники.
После 1968 г. были обнаружены надписи X—XX вв., включенные в 3-ю часть "Эпиграфических памятников Северного Кавказа" с исправлениями и дополнениями к первым 2-м частям.
Наряду с выше упомянутыми учеными следует упомянуть исследования Г. В. Юсупова, О. Г. Большакова, и др6. Изучение эпиграфического наследия дагестанских народов связано с именами Н.В. Ханыкова, В.А. Крачковской, Е.А. Пахомова, и др7. Особенно хотелось бы выделить имя А.Р. Шихсаидова, автора значительного количества работ по эпиграфике. В 1984 г. им была опубо ликована монография, посвященная средневековой эпиграфике Дагестана . На основе текстового и иллюстративного материала автором выявляются важные вопросы истории, связанные с социальными, культурно-экономическими и по
6 Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л., 1960. Он же. Татарские эпиграфические памятники XV в. (К вопросу о происхождении казанских татар) // ЭВ. Л., 1951. Вып. V. С. 78-94., Большаков О.Г. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М., 1966 г.
7 Ханыков Н.В. Записки по этнографии Персии. М., 1977. Он же. Экспедиция в Хорасан. М., 1973., Крачковская В.А. Арабские надгробия музея палеографии Академии Наук СССР. Л.: Изд-во АН СССР, 1929., Пахомов Е.А. О дербентском княжестве XII — XIII вв. — К толкованию пехлевийских надписей Дербента. Баку, 1930 г. 16 с. (Азерб. гос. НИИ. Аз ГНИИ. Историко-этнографическое и археологическое отделение. Том I. Вып. 2. Он же. Пехлевийские надписи Дербента. / Е.А. Пахомов. Материалы по истолкованию пехлевийских надписей Дербента / Г.С. Нюберг. - Баку, 1929. 34 с. (Известия об-ва обслед. и изучения Азербайджана; № 8, Вып. 5.
8 Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X—XVII вв. как исторический источник. Махачкала, 1984. литическими процессами в средневековом Дагестане. В работе А.Р. Шихсаидо-ва географически охвачены все районы Дагестана и представлены надписи, которые делятся по своему содержанию на несколько основных групп: надписи-эпитафии, строительные и хроники. При сравнительном анализе памятников, принадлежащих представителям различных конфессий, необходимо отметить, что надписи на арабских памятниках Дагестана являются врезными или рельефными, а надписи на еврейских памятниках только врезными. Отсутствие боковых надписей на еврейских надгробиях является еще одним отличием от арабских памятников Дагестана. На большинстве памятников Еврейской Слободы центральное поле полностью занято эпитафией иногда в 12 или же в 13-строк, что сближает их с арабскими надписями Дагестана. Примером этому служат надписи из селения Хнов (Ахтынский район Дагестана), выявленные и введённые в научный оборот А.Р. Шихсаидовым9.
И, наконец, хотелось бы упомянуть несколько имен, связанных с трудами по еврейской эпиграфике. Огромный эпиграфический материал, собранный на сегодняшний день сотрудниками Петербургского еврейского университета и посвященный кладбищам Восточной Европы, представлен в работах Б. Хаймо-вича, М. Носоновского, И. Дворкина и др. ученых10. Исследования Б. Хаймови-ча в области резного декора еврейских надгробий Украины, а также многочисленные архивные материалы позволяют рассматривать декорирование еврейских надгробных стел как целостное художественное явление, связанное с историческими и духовными процессами, которые происходили в еврейском обществе в XVI-XVII вв., а затем уже в XVIII-XIX вв. В конце XVIII - начале XIX в. в еврейских надгробиях все явственнее сказываются региональные особенно
9 Там же. С. 219-221.
10 Носоновский М. Об эпитафиях с еврейских надгробий правобережной Украины. (Анализ структуры,и семантики надгробных надписей XVI-XIX вв.) // История евреев на Украине и Белоруссии. СПб., 1994. С. 107 - 119., Хаймович Б. Резной декор еврейских надгробий Украины // История евреев на Украине и в Белоруссии. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 1994. С. 83-106., Дворкин И. Старое еврейское кладбище в Меджибоже // История евреев на Украине и Белоруссии. СПб., 1994. С. 185-213. сти, вплоть до своеобразного обособления художественных приемов и излюбленных мотивов на кладбище каждого местечка. Анализируя имеющийся на сегодняшний день материал, автор делает вывод, что во второй половине XVIII в. еврейское камнерезное искусство достигает своего расцвета и становится самостоятельным видом творчества. К этому времени окончательно складываются композиции надгробий, а также расширяется иконография.
По мнению автора, «мастера-камнерезы по преимуществу заняты решением чисто художественных - стилистических задач. Они словно вступают в творческое соревнование, стараются превзойти друг друга, сделать нечто особенное, отличное от того, что делают другие. Явственно различимы не только почерк отдельных мастеров, но и целые художественные направления и местные школы. Каждое кладбище этого времени являет особый художественный мир»11.
Очень интересен труд М. Носоновского «Об эпитафиях с еврейских надгробий правобережной Украины», в котором автор подробно описывает структуру еврейской эпитафии. Это исследование стало результатом интенсивной работы автора с еврейскими эпиграфическими памятниками из Восточной Европы (в основном с Украины), к которым относятся прежде всего надписи на еврейских надгробиях. Автору представляется «плодотворным и перспективным текстологический анализ надписей, изучение статистики словоупотреблений и словосочетаний, прослеживание изменений в формулировках, в том числе превращений живых фраз в застывшие, «окаменелые» формулы. Для этого требуется привлечь обширный фактический материал, представляющий кладбища разных регионов, исследовать еврейские литературные источники, позволяющие судить об этикетных формулах, использовать эпиграфические источ
12 ники, не относящиеся к рассматриваемым регионам» . При этом автор полагает, что анализ эпитафий как литературного явления в результате позволит ввести их с большей полнотой в научный оборот в качестве исторического источника.
Хаймович Б. Резной декор еврейских надгробий Украины. С. 93.
12 Носоновский М. Об эпитафиях с еврейских надгробий правобережной Украины. С. 118. Переходя от исследований эпиграфических памятников евреев Восточной Европы к памятникам евреев Восточного Кавказа, необходимо отметить, что горско-еврейская эпиграфика мало изучена и перед нами стоит задача выявить и зафиксировать как можно больше уже исчезающего материала. В данной работе основным объектом исследования являются еврейские надгробия, служащие нам источниками, несущими информацию о евреях, проживавших в конкретных населённых пунктах, или же о мастерах, воздвигнувших данные культовые сооружения. Немаловажным является тщательное изучение надмогильных надписей с целью выявления стихов или резного декора, изображений птиц и животных. Необходимо учесть тот факт, что за прошедшие несколько веков еврейская, эпиграфика претерпела, некоторые изменения. В связи с многочисленными войнами и миграциями горско-еврейского населения»: погибло значительное количество эпиграфического материала. Издание F.C. Сосуновым в 2007 г. научного фотоальбома по еврейским памятникам Восточного Кавказа. in явилось первым фундаментальным; трудом по эпиграфике .горских евреев/ . v.
Впервые эпиграфические: памятники горских евреев представлены* в многочисленных иллюстрациях с комментариями к еврейским эпитафиям. Источником по изучаемой теме является издание, посвящённое надмогильным памятникам, древнего кладбища в с. Абасава Ариэля и Ноа Ишай «Поселение евреев на Восточном Кавказе»14. Значительным источником по эпиграфике горских евреев является также работа Нисана Бабаликашвили «О еврейских эпиграфических памятниках Кавказа» с подробным описанием еврейских памятников в Дагестане и в Азербайджане15.
В конце XIX в. еврейским путешественником И .Я. Черным был собран значительный эпиграфический материал, включаю фотоснимки,, однако,, издать этот материал он не смог. После смерти И.Я. Черного 15 апреля 1880 г. его ма
13 Сосунов Г.С. Еврейские памятники Восточного Кавказа // Фотоальбом о памятниках горских евреев Восточного Кавказа. Изд. Эпоха. Махачкала, 2007.
14 Ариэль Ишай., Ноа Ишай. Поселение евреев на Восточном Кавказе // Журнал Пэамим. Иерусалим, 2000. № 81. С. 90-107.
15 Бабаликашвили Н.И. О еврейских эпиграфических памятниках Кавказа // Семитологические штудии. Тбилиси, 1983; Вып. I. С. 112т139. териалы были переданы в «Общество для распространения просвещения между евреями в России», в специальную комиссию под руководством известного востоковеда и гебраиста А.Я. Гаркави, которая рекомендовала издать материалы, касающиеся евреев Кавказа. В 1884 г. Санкт-Петербурге на иврите была опубликована только малая их часть под названием "Путешествие по Кавказу и закавказскому краю И. Я. Черного"16. Но еще больший материал, включающий в себя снимки надгробий, не вошедший в книгу и не изданный, был со временем утрачен в конце 1920-х гг. после роспуска «Общества для распространения просвещения между евреями в России».
В этой связи, следует сказать о том, что сохранившиеся еврейские надгробия, синагоги, ритуальные изделия, украшения и др., требуют к себе особого внимания и заботы. В данной работе будет введен в оборот новый вид эпиграфики — иллюстративная эпиграфика горских евреев, до настоящего времени в полном объёме не исследованная и не представленная в литературе. В настоящей работе будут показаны новые неизвестные ранее еврейские надписи XVII-XIX вв., и при помощи выборки имён* на надмогильных стелах установлены именники горско-еврейских селений и, по возможности, социальный состав населения и историю данного населённого пункта.
16 Черный И. Я. Путешествие по Кавказу и Закавказскому краю. СПб., 1884.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа: X - XV вв.2005 год, кандидат исторических наук Билалова, Асият Мустафаевна
Взаимоотношения народов Дагестана с государством Ширваншахов в VI - XVI вв.2005 год, кандидат исторических наук Магарамов, Шарафетдин Арифович
Исламизация Дагестана в X-XVI веках: историко-культурные аспекты2007 год, кандидат исторических наук Шихалиев, Шамиль Шихалиевич
История российского освоения Центрального Предкавказья в конце XVIII - начале XX века в отражении погребальных памятников1999 год, кандидат исторических наук Фоменко, Владимир Александрович
Государство Сарир: проблемы становления и развития2008 год, кандидат исторических наук Казанбиев, Алибег Расулович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сосунов, Геннадий Семенович
Заключение
Проведенное исследование эпиграфики горских евреев показало значимость и важность данного вида источника традиционной культуры горских евреев. Эпиграфические памятники горских евреев Дагестана и Азербайджана XVII-XIX веков предстают как источник по истории и культуре этой этнической группы. Выявленные памятники представляют собой важный материал по изучению еврейской эпиграфики. Вводимый в оборот материал по еврейской эпиграфике Дагестана и Азербайджанской Республики является своего рода иллюстрацией данных других видов источников — архивных и литературных — относительно проживания горских евреев в тех или иных селениях, городах. Еврейские эпиграфические памятники в качестве источников по истории и культуре горских евреев во многих случаях являются более представительными, чем другие документальные источники. В какой-то степени, это касается именника горских евреев. В качестве перспективной задачи можно указать, что выборка имён погребальных надписей, сопоставление нескольких имён из одного текста со сходными именами на других даёт ключ к восстановлению генеалогии отдельных лиц, а в ряде случаев и генеалогии целых патронимий на протяжении более двухсот лет.
Памятники еврейской эпиграфики Восточного Кавказа можно рассматривать и как памятники письменной культуры, отражающие определенный уровень грамотности местного еврейского населения в исследуемый период. Представленный материал является свидетельством раннего распространения письменности у горских евреев, и, кроме того, дает возможность проследить эволюцию древнееврейского письма. Наблюдаются разнообразные приемы использования талмудического текста. Кроме того, надписи несут важную информацию относительно духовной культуры горских евреев. К примеру, различия в стиле эпитафий свидетельствуют о том, что авторами их текстов были разные люди, что, в свою очередь, может говорить о достаточно высоком уровне грамотности. Необходимо также указать, что нарративных памятников горских евреев для указанного периода практически не сохранилось, что усиливает значение эпиграфических памятников.
Можно также отметить, что в период проживания горских евреев в сельских населенных пунктах они, несомненно, испытывали значительное воздействие культуры окружающего мусульманского населения, что проявлялось, в частности, в декорировании погребальных стел, но при этом эпиграфика горских евреев сохранила свою самобытность. Как можно наблюдать на примере представленных в Приложении I к настоящей работе иллюстраций, при переселении в Дербент в декоре горско-еврейских стел все чаще начинают фигурировать элементы декора, принятые у шиитского мусульманского населения города. Кроме того, и эпитафии на горско-еврейских стелах в Дербенте становятся все пространнее, что, несомненно, отражало влияние еврейско-ашкеназской традиции, с которой горские евреи соприкасались как в самом Дербенте, так и в других городах Восточного Кавказа.
Говоря о тесном общении горских евреев с местным мусульманским населением, следует подчеркнуть, что горские евреи в своих жизненных проявлениях во многом являлись типичными кавказскими горцами. Так же, как и любой кавказец, горский еврей носил на поясе кинжал, что имело, прежде всего, символическое значение, указывая на включенность его обладателя в сложный контекст межплеменных, межродовых и межличностных отношений, таких как побратимство, кровная месть и т. п., регулируемых адатом, то есть обычным правом. Этнографы неоднократно отмечали хорошие взаимоотношения между горскими евреями и горцами-мусульманами, в том числе заключение между ними побратимства.
И.Я. Черный писал: «У мусульман есть кунаки в еврейских аулах, у евреев — кунаки в мусульманских. Когда еврей приезжал к другу в аул, тот принимал его очень торжественно, селил в самой лучшей комнате для гостей.
Хозяин старался считаться с религиозными чувствами гостя и не готовил для него пишу, запрещенную еврейской религией. Евреи иногда обменивались с кунаками оружием - это означало кровный союз».
Проведенное нами исследование выявило динамику расселения и численности горских евреев Восточного Кавказа, исторические и политические аспекты их перемещения по территории Дагестана и Азербайджана. Можно констатировать, что к концу XIX в. социально-экономическое положение горско-еврейского населения относительно стабилизировалось. Юридический статус горских евреев был законодательно оформлен, и в виду этого миграционные процессы среди восточно-кавказских евреев практически прекратились. Собранные нами архивные сведения показывают, что на рубеже XIX и XX вв. крупных миграционных перемещений среди горских евреев не наблюдалось.
В начале XIX в. более половины горских евреев проживало в сельской местности. В 1860-1890 гг. около 40% горских евреев проживало в двух городах — Кубе и в Дербенте, причем многие из дербентских и кубинских евреев занимались сельским хозяйством. В это же время еврейское население проживало и в таких городах, как Темир-Хан-Шура (совр. г. Буйнакск), Петровск (совр. г. Махачкала), Грозный и Нальчик. В дальнейшем процесс урбанизации у горских евреев протекал более активно, и к началу первой мировой войны в городах проживало уже 16,5 тыс. горских евреев, 90% из которых жили в трех городах: Кубе, Дербенте и Грозном. Основная причина миграций в города состояла в безземелье.
Наибольшее количество сельских еврейских общин исчезло во время гражданской войны, когда евреями были покинуты 18 аулов. Основная причина этого заключалась в том, что жизнь в городах была относительно безопаснее. После установления советской власти лишь небольшая часть еврейского населения вернулась в аулы, а подавляющее большинство осталось в городах. В 1920—1930-х гг. они оставили еще 13 населенных пунктов. Только в 5 из 46 селений, где проживали горские евреи небольшое их число сохранилось до наших дней. Можно сказать, таким образом, что к настоящему времени процесс урбанизации горских евреев практически полностью завершился.
В заключение хотелось бы отметить, что в период с 1989 по 2007 годы нами был накоплен значительный иллюстративный материал по эпиграфике горских евреев. В результате появилась возможность заняться вопросом изучения еврейской эпиграфики с перспективой расширения в будущем географии полевых исследований. Дальнейшее изучение еврейских эпитафий Восточного Кавказа позволит подготовить научную монографию по данной теме, а также фотоальбом, посвященный памятникам культуры евреев Восточного Кавказа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сосунов, Геннадий Семенович, 2009 год
1. Авалиани С. Кавказские евреи (Нравы и быт). Одесса: Тип. Наума Гальперина, 1914. 9 с.
2. Агарунов А. Р. Из жизни партии // Рассвет. СПб., 1908. 16 февраля, № V. С. 36-37.
3. Агарунов Я.М. Большая судьба маленького народа. М., 1995. 160 с.
4. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII—XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988. 237 с.
5. Азизов Р. Населенные пункты Табасарана. Махачкала, 2002. С. 79.
6. Аксай (Ташкечи) // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб.: Изд. Общество для научных еврейских изданий и изд. Брокгауз-Ефрон, 1908. Т. 1. С. 659.
7. Ал-Баладзори. Книга завоевания стран / Текст и пер. с арабск. П.К.Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып.З. Баку, 1927.
8. Александров. Горские евреи // Русский еврей. СПб., 1882. 4 ноября, № 44. С. 1668-1672.
9. Алидлаев X. Из местных еврейских нравов // Терские ведомости. Владикавказ, 1884. 23 августа, № 68.
10. Алкадари Г. Асари-Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и примеч. А.Гасанова (Алкадари). Махачкала, 1994. 173 с.
11. Алхасов 3. День пения и танца в г. Нальчике // Культурная жизнь Кавказа. Владикавказ (приложение к газете «Терек» от 22 ноября 1909 г.).
12. Анисимов Илья Шеребетович // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб.: Изд. Общество для научных еврейских изданий и изд. Брокгауз-Ефрон, 1908. Т. 2. С. 582-584.
13. Анисимов И. Ш. Горские евреи // Гашилоах. Берлин, 1908. Т. 18. Вып. 107. № 5, май. С. 467^172 (на иврите).
14. Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы // Рассвет. СПб., 1881. 30 апреля, № 18; 12 июня, № 24.
15. Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 171-322; отд. изд. -М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1888. 152 с.
16. Анисимов И. Ш. О происхождении горских евреев // Гамелиц. Одесса, 1894. № 234 (на иврите).
17. Анисимов Т. Ответ на письмо Э. Аважанского и нечто о распространении просвещения среди горских евреев на Кавказе // Дагестан. Пет-ровск, 1906. 18 марта, № 15.
18. Ариэль Ишай., Ноа Ишай. Поселение евреев на Восточном Кавказе // Журнал Пэамим. Иерусалим, 2000. № 81. С. 90-107.
19. Бабаликашвили Н.И. О еврейских эпиграфических памятниках Кавказа20.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.