Проблемы методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи: на примере новгородских памятников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Федоренко, Татьяна Константиновна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 322
Оглавление диссертации кандидат наук Федоренко, Татьяна Константиновна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Источники поступления фрагментов руинированных стенописей в музейные хранения.
Глава 2. Принципы восстановления руинированных композиций. 2.1. Критерии систематизации фрагментов монументальной
Стр.
3
15
живописи.
2.2. Методика подбора разрушенных композиций.
41
58
Глава 3. Изучение и анализ морфологических особенностей фрагментов руинированных росписей новгородских памятников в зависимости от степени их сохранности и наличия документальных источников.
3.1. Опыт восстановления композиций при наличии сопутствующих материалов (на примере церкви Спаса Преображения на Нередице)
3.2. Особенности исследования несохранившихся ансамблей монументальной живописи. 89 Глава 4. Музеефикация руинированной монументальной
живописи.
4.1. Особенности хранения и экспонирования руинированной стенописи в музейных собраниях
4.2. Опыт возвращения в исторические интерьеры подобранных
из фрагментов фресковых композиций
Заключение
Список литературы
Приложения
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей: На примере псковских и новгородских храмов XII века2006 год, кандидат искусствоведения Кузнецов, Николай Григорьевич
Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв.1998 год, кандидат искусствоведения Трифонова, Наталья Яковлевна
Принципы пространственной организации композиций и тематических циклов в росписи 1502 года собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря2024 год, кандидат наук Силина Ольга Владимировна
Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи1999 год, кандидат искусствоведения Пивоварова, Надежда Валерьевна
Стенопись пещерных храмов Горной Юго-Западной Таврики XIII–XV вв.: византийские традиции и региональные особенности2022 год, кандидат наук Ергина Алена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи: на примере новгородских памятников»
Введение
В некоторых отечественных музеях на протяжении нескольких десятилетий сосредоточились значительные и разнообразные по составу коллекции фрагментов стенописей средневековых храмов. В основном, они поступили на хранение в качестве археологического материала. Из-за невозможности проведения консервационных работ в условиях музейного фонда, фрагменты пребывают длительное время в загрязненном состоянии и не востребованы специалистами. Лишь самые выразительные элементы утраченного ансамбля росписи экспонируются и публикуются.
Фонд архитектурно-археологических коллекций Новгородского музея-заповедника пополняется фрагментами древних стенописей практически ежегодно, но планомерное восстановление композиций осуществляется лишь на трех новгородских памятниках, где в процессе архитектурной реставрации был организован сбор фрагментов живописи. В настоящее время реставраторы все шире используют компьютерные технологии, предлагают различные варианты экспонирования восстановленных фресок, включая реконструкцию утраченных частей изображения. Это требует переосмысления, как специалистами, так и современным зрителем.
В связи с возросшим вниманием исследователей к сохранившимся фрагментам настенной живописи, которые позволяют судить о стилистических и технико-технологических особенностях разрушенных ансамблей, а также в связи с работами последних лет по возвращению подобранных композиций на первоначальное место в интерьеры памятников, разработка методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи становится особенно актуальной. Перспективность исследования заключается в возможности применения рассматриваемой методологии для росписей большинства разрушенных храмов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- впервые систематизированы сведения о поступлении в музейные собрания фрагментов монументальной живописи; на примере коллекции Новгородского музея-заповедника выявлены и проанализированы направления изучения, реставрации и экспонирования руинированных стенописей;
используемые методики восстановления и экспонирования руинированной стенописи пересмотрены с позиции комплексного подхода, который применим к вновь обнаруживаемым фрагментам;
- современные возможности методик реставрации и реконструкции фрагментированных изображений позволяют решить проблемы методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи в художественном пространстве храма;
апробирована методика реконструкции восстановленного из фрагментов изображения на компьютерном аналоге;
- в научный оборот вводятся обнаруженные в ходе археологических раскопок последних лет и поступившие в музейное собрание фрагменты росписи двух новгородских памятников XII и XIV веков.
Комплексный подход к исследованию, восстановлению и экспонированию руинированных стенописей позволит изучать разрушенный средневековый ансамбль не только по архивным сведениям и отдельным разрозненным фрагментам, но и по подобранным из них композициям. Различные аспекты исследования монументальной живописи и актуальные проблемы реставрации по-прежнему рассматриваются в диссертационных работах [76], но не затрагивают руинированную стенопись. Выявленные методологические проблемы должны решаться на стыке научных дисциплин, с учетом современных возможностей и накопленного опыта в отечественной реставрационно-музейной практике. Рассмотрим направления предлагаемого подхода.
На этапе обнаружения необходимо осуществление:
- максимального сбора фрагментов штукатурки с сохранившимся красочным слоем;
- подробной аннотации по месту обнаружения фрагментов (для их возможной дальнейшей атрибуции, определения месторасположения в храмовой росписи);
- первичной (полевой) обработки археологических фрагментов стенописи;
на этапе хранения:
компьютеризированный мониторинг состояния сохранности фрагментов живописи;
- создание банка данных с целью формирования коллекций из разрозненных по музеям фрагментов росписи, происходящих из одного памятника;
- выявление типологии фрагментов руинированных стенописей и их систематизация;
на этапе реставрации:
- консервация археологических фрагментов живописи;
- визуальное и лабораторное исследования красочного слоя и штукатурки, а также изобразительной информации (с целью атрибуции, изучения манеры письма, установления или уточнения датировки, особенностей технологического процесса);
- изучение возможностей подборки фрагментов стенописи;
- выбор методики монтирования подобранных композиций;
- разработка экспозиционных вариантов.
Цель работы - обоснование комплексного подхода к восстановлению и экспонированию руинированной монументальной живописи, что позволяет решить проблемы методологии на уровне современных возможностей. Для получения научных результатов целесообразно использовать в качестве
примеров новгородские памятники, многолетние работы на которых представлены полным циклом.
Проведение научных исследований разрушенной стенописи обычно затруднено из-за недостаточного сбора натурного материала и отсутствия сведений о первоначальном местонахождении имеющихся фрагментов. На заключительном этапе реставрации, как показывает практика, самой сложной задачей является визуальное объединение остатков росписи. Восприятие фрагментированной композиции (в отрыве от первоначальной основы, с большим количеством лакун-утрат) во многом зависит от степени графической или цветовой реконструкции. Анализ особенностей монтирования на стену и экспозиционных вариантов подобранной из фрагментов ктиторской композиции из церкви Спаса Преображения на Нередице, а также привлечение опыта восстановления фресковых композиций из других памятников позволило обосновать унифицированность методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи на основе выявления общих принципов в применяемых реставрационных методиках. Для достижения указанной цели были сформулированы основные задачи:
- изучить по публикациям и документам причины и особенности разрушений монументальной живописи и, таким образом, выявить источники поступления фрагментов стенописей в собрания отечественных музеев;
- ознакомиться с условиями хранения фрагментов монументальной живописи в различных музеях и выявить;
- описать и проанализировать направления научно-исследовательской работы с археологическими фрагментами живописи;
- проанализировать художественные аспекты росписи по отдельным фрагментам и в составе восстановленных композиций, что дает возможность атрибуции фрагментов, изучения техники письма, особенностей стилистики
и выводы по времени исполнения, количеству мастеров и по вопросу истоков их творчества;
- на примере руинированной росписи церкви Спаса на Нередице сопоставить группы сохранившихся фрагментов с выделяемыми исследователями манерами письма до разрушения памятника;
- описать методики восстановления композиций из фрагментов руинированной живописи;
- проанализировать способы монтирования на новое основание композиций, подобранных из разрозненных археологических фрагментов стенописей;
рассмотреть тенденции реконструкции фрагментированных изображений;
рассмотреть современные возможности музеефикации археологических фрагментов руинированных росписей с учетом особенностей восприятия восстановленных композиций на стене и в музейном зале (разрозненность фрагментов, степень заполнения утрат, реконструкция).
Таким образом, проблемы методологии исследования, восстановления и экспонирования руинированной живописи анализируются в историческом контексте.
Объект исследования - руинированная стенопись средневековых храмов Руси, сохранившаяся в различных музейных собраниях. В данной работе понятие «руинированная» подразумевает археологические фрагменты монументальной живописи, то есть обнаруженные в процессе архитектурно-археологических изысканий. Возвращение на историческое место крупных фрагментов фресок, снятых реставраторами со стен храмов в силу разных причин, при возможности, технически несложно и эстетически оправданно.
Предмет исследования - принципы восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи, введенной в научный оборот предыдущими исследователями.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX века, когда в отечественном искусствоведении появляется научный интерес к древнерусским памятникам, по настоящее время, диктующее новые тенденции изучения и восстановления руинированных стенописей, не потерявшие своей актуальности. На протяжении этого периода также неоднократно обсуждались и формировались научные принципы реконструкции древних памятников, в том числе в руинированном состоянии.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) историко-искусствоведческий (метод сбора и обработки данных, включающий выявление и изучение сведений о фрагментах разрушенных стенописей в публикациях, реставрационных и археологических отчетах);
2) статистический анализ количественного состава коллекций руинированной монументальной живописи (методика классификации, компьютерная методика оцифровки и локализации изобразительного материала);
3) типологическая классификация фрагментов, позволившая выявить несколько манер письма среди фрагментов росписи из церкви Спаса Преображения на Нередице; сравнительная методика была использована и при анализе направлений работы с руинированной стенописью в различных музеях и реставрационных мастерских;
4) экспериментальный метод, который заключался в отработке методики реконструкции на уровне компьютерной модели частично сохранившегося изображения, а также проведении комплекса работ
по возвращению в церковь Спаса Преображения на Нередице восстановленной из фрагментов ктиторской фрески.
Планируется получить следующие результаты:
- предложить варианты решения проблем методологии восстановления и экспонирования руинированной монументальной живописи с позиции современных возможностей;
- апробировать методики систематизации, восстановления, монтирования и компьютерной реконструкции фрагментарно сохранившихся изображений на примере руинированных стенописей из новгородских храмов;
проанализировать различные экспозиционные варианты восстановленных из фрагментов монументальных композиций;
- рассмотреть возможности применения методологии восстановления и экспонирования разрушенных стенописей к памятникам различной степени сохранности.
Достоверность научных положений и основных выводов диссертации обеспечивается полнотой и многоаспектным анализом материала, включая отечественный и зарубежный опыт исследования, восстановления и экспонирования руинированной стенописи, изученный по публикациям и при непосредственном ознакомлении. Выносимые на защиту научные положения апробированы на практике.
На защиту выносятся следующие научные положения:
1. Принцип комплексного подхода к реставрации разрушенных памятников древней монументальной живописи обеспечивает их полноценное исследование и сохранность.
2. Решение проблем методологии восстановления и экспонирования руинированных композиций (выборка фрагментов штукатурки с росписью во время археологических раскопок, систематизация коллекции по морфологическим признакам, выбор нового жесткого
основания, степень восстановления утрат) делает перспективным изучение фрагментированной монументальной живописи.
ф
3. Введение в научный оборот максимально возможного количества фрагментов руинированных стенописей путем компьютеризированного учета и создания банка данных придаст искусствоведческим исследованиям большую глубину и полноту.
4. Реконструкция фрагментарно сохранившегося монументального изображения на уровне модели (копия, компьютерная модель) позволяет отказаться от тонирования восполненных утрат в смонтированных на новое основание композициях.
5. Методология хранения, восстановления и экспонирования (при всем разнообразии методов) руинированной монументальной живописи является унифицированной для большинства разрушенных средневековых стенописей, но в пределах количества и информативности собранного материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно предлагает современное научное обоснование пересмотра используемых методик восстановления руинированных стенописей и отношения к реконструкции утраченных участков изображения. Фрагменты живописи, не имеющие связи со своей первоосновой, рассматриваются как составная часть архитектурно-художественного ансамбля.
Практическая ценность результатов заключается в возможности комплексной реставрации разрушенных ансамблей монументальной живописи. Единые требования к хранению, учету и систематизации руинированных росписей дают возможность классифицировать, идентифицировать и атрибутировать археологические фрагменты живописи, а при достаточном количестве материала - восстанавливать из них композиции. На современном этапе необходимо создавать базу данных по
материалам музейных коллекций фрагментов, например, по аналогии с подобными разработками для археологических находок.
Область применения результатов: в искусствоведении, археологической, реставрационной и музейной практиках. Результаты исследования могут быть оформлены в виде лекций для студентов искусствоведческих, художественных и реставрационных отделений и факультетов, использованы при изучении разрушенных памятников, а также для включения руинированной древнерусской живописи в различные экспозиционные проекты.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования формировались на протяжении многих лет работы с фрагментами руинированных росписей из фондов Новгородского музея-заповедника и были отражены в докладах на научных («Культурное наследие средневекового Новгорода и Новгородской земли: Искусство, реставрация», Великий Новгород, 21.10.2004 и 16.10.2007) и ежегодных научно-практических конференциях (Великий Новгород, 14.03.2007, 20.03.2012 и 28.03.2013) и чтениях («Линтула», Санкт-Петербург, 12.12.2010 и 11.12.2011), Всероссийской конференции «Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения» (Санкт-Петербург, 19.12.2011), VI Международной заочной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 28.06.2012), Всероссийской конференции «Использование современных мультимедийных технологий в целях исследования, сохранения и реставрации объектов культурного наследия» (Санкт-Петербург, 10.12.2012), Всероссийской конференции по вопросам изучения, сохранения и реставрации монументальной живописи (Великий Новгород, 26.11.2013). По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 4,5 печатных листа. Автор диссертации принимал непосредственное участие в археологических работах, сопровождаемых обнаружением и извлечением
фрагментов монументальной живописи; в подготовке экспозиционных вариантов подобранной из фрагментов Ктиторской композиции и воплощении одного из них в интерьере церкви Спаса Преображения на Нередице в 2008 году по методике монтирования фрески на первоначальное место, разработанной руководителем реставрационных работ Т. А. Ромашкевич; в систематизации материалов фонда архитектурно-археологических коллекций Новгородского музея-заповедника.
Список публикаций:
1. Этические и эстетические проблемы реконструкции фрагментов древнерусской монументальной живописи // Новгород и новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 1. - Великий Новгород: Типография «Виконт», 2005. С. 318-327.
2. Формирование и хранение коллекции фрагментов монументальной живописи в Новгородском музее // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. - Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2007. С. 194-200.
3. Музеефикация фрагментов руинированной монументальной живописи // Новгород и новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 3. - Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2008. С. 195-202.
4. Руинированные стенописи древнерусских храмов // Линтула. Сборник научных статей. Выпуск 4. Материалы научно-практической конференции IV Линтуловских чтений 2010. - СПб.: КультИнформПресс, 2011. С. 106-111.
5. К проблеме реконструкции ктиторской фрески в церкви Спаса Преображения на Нередице // Всероссийская конференция «Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения». Сборник докладов. - Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. С. 58-65.
6. Опыт компьютерной реконструкции частично утраченных изображений из церкви Спаса Преображения на Нередице // Всероссийская конференция «Использование современных мультимедийных технологий в целях исследования, сохранения и реставрации объектов культурного наследия». Сборник докладов. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. С. 96-101.
7. Роспись ниши восточного фасада церкви Спаса Преображения на Ильине улице // Линтула. Сборник научных статей. Выпуск 5. Материалы научной конференции V Линтуловских чтений 2011 года. -СПб.: ООО «Береста», 2012. С. 121-126.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России:
8. Экспонирование руинированной монументальной живописи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 7. Часть 2 (21). - Тамбов: Грамота, 2012. С. 189-192.
9. Изображения Иисуса Христа в церкви Спаса Преображения на Нередице (по материалам коллекции фрагментов руинированной стенописи) // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). № 7 (23). - Рига-М.: МИИ Наука, 2012. С. 269274.
Ю.Роспись цокольного яруса церкви Входа Господня в Иерусалим в Новгородском кремле (реконструкция по материалам раскопок) // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). Выпуск 28. Проблемы развития отечественного искусства. - СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2014 (март). С. 3-10.
Структура и объем диссертации: первый том диссертации объемом 169 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений:
- Список литературы с публикациями фрагментов руинированной монументальной живописи из собрания Новгородского музея-заповедника;
Перечень временных выставок и постоянных экспозиций, включающих фрагменты руинированных стенописей из новгородских памятников;
- Сводная таблица распределения изображений по стилям в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице.
Список и альбом иллюстраций выделены в отдельный том объемом 150 страниц.
Глава 1
Источники поступления фрагментов руинированных стенописей
в музейные хранения
Научный интерес к древнерусскому искусству и, в частности, к монументальной живописи, зарождается в середине XIX века [47; 48]. Как правило, она открывалась из-под слоев записей случайно [116, с. 69; 144, с. 100], при очередных обновлениях стенных росписей или ремонтах церквей [107; 167, с. 468-469]. Накопление и попытки систематизации фактологического материала иногда происходили в сложных условиях пересечения научных и церковных интересов [46, с. 18; 47, с. 35; 95, с. 261]. Известны случаи, когда настоятели храмов проявляли интерес к местным древностям и добивались их раскрытия и последующего издания [47, с. 146], но методы изучения и реставрации древней живописи заключались в то время в по-своему понятом «восстановлении», точнее, поновлении раскрытого изображения. Им следовали Ф. Г. Солнцев, М. JI. Сафонов, Н. М. Софонов и другие художники [30, с. 22; 47, с. 31; 49, с. 65; 58, с. 128; 63; 71; 73, с. 47; 173, с. 193, с. 209]. Так, в книге Г. И. Вздорнова описано, как во время ремонта владимирского Успенского собора ключарь А. И. Виноградов обнаружил на кусках сбитой штукатурки более старые изображения. Вместе с Н. М. Софоновым они сделали пробные расчистки в соборе [47, с. 147-148], открыв живопись, исполненную Даниилом Черным и Андреем Рублевым. После удаления многочисленных масляных и известковых наслоений с древних композиций Н. М. Софоновым были выполнены акварельные копии, но после фиксации он сбил часть фрагментов, «вероятно те, штукатурный грунт которых плохо держался на кладке, а красочный слой живописи оставшихся фрагментов, с целью подготовки под новую живопись, тщательно очистил пемзой, процарапал графью для сохранения изначального рисунка и переписал композиции
вновь» [25, с. 63]. В очерке И. Э. Грабаря, посвященном творчеству Андрея Рублева, приведены сведения о реставрационных комиссиях, обследовавших Успенский собор в 1882-1884 годах, когда при осмотре наружных стен «стройки Всеволода III... на западной стене, под аркадой среднего пояса были обнаружены куски штукатурки с фресками, препровожденные в Москву к И. Е. Забелину, главному руководителю реставрационных работ, и хранящиеся ныне в Российском Историческом музее» [58, с. 126].
Еще в древности встречались примеры вторичного использования каменных блоков с живописью. В новгородской церкви Святых Бориса и Глеба (в Плотниках), в кладку XVI века был включен блок от предыдущей постройки (ил. 1), с сохранившимся на нем изображением Иисуса Христа. Объяснить это можно значимостью намоленного образа для людей средневековой Руси. При различных перестройках храмовых сооружений каменные блоки использовались и в качестве строительного материала, на что указывает публикация Н. П. Сычева об обнаружении в кладке северного нефа Успенского собора во Владимире остатков фресок 1161 года, происходящих из пристройки к первоначальному храму 1158—1161 годов [174, с. 291]. Сохранившиеся детали, масштаб и колорит изображения позволили исследователю датировать обнаруженные фрагменты и определить их местоположение. Благодаря выявлению подобных материалов и их всестороннему изучению, сопоставлению со строительными этапами, уточняется датировка смешанного состава росписей, как продемонстрировано на примере ростовских храмов в статье Б. Г. Васильева [41], по мнению которого каменные блоки с живописью XII-XIII веков были вновь использованы при перестройке в начале XVI века Успенского собора. Автор сообщает еще об одном примере вторичного включения в кирпичную кладку Рождественского собора XVI века Пафнутьево-Боровского монастыря блоков с остатками сюжетной и декоративной росписи (ил. 2) второй половины XV века [41, с. 553; 125, с. 304-305]. Обломки плит с
фрагментами орнаментов (в настоящее время они находятся в музее «Московский Кремль») были обнаружены в 1960-1970-х годах в шурфе среди кладки из блоков белого камня [125, с. 228].
Большую роль в изучении художественного наследия Древней Руси сыграли музеи Москвы (Публичный музей) и Петербурга (Музей православного иконописания и русских древностей) и различные общества (Общество древнерусского искусства в Москве, Русское археологическое общество в Петербурге и другие), в собрания которых иногда попадала и руинированная живопись. Распространившиеся во второй половине XIX века подробные описания церковных древностей [108], выпуски научных журналов с публикацией зарисовок (ил. 3), калек, фотографий с раскрытых изображений [145; 146] представляют в настоящее время ценный документальный материал для восстановления разрушенной стенописи. К сожалению, ученые из археологических обществ не всегда получали информацию о ремонтах храмов не только в провинциях, но и в столицах, и по вине (или непониманию) поновителей гибло немало произведений [46, с. 15; 47, с. 33; 116, с. 71; 118, с. 1; 139, с. 267]. Например, в 1825-1827 годах, в ходе капитального ремонта Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, были почти полностью сбиты фрески основного объема [160, с. 232]. Попытки археологов, художников и простых любителей старины защитить древние памятники от варварских ремонтов и поновлений настенной живописи в духе времени сопровождались сбором сбитых или обрушившихся фрагментов древней штукатурки с росписью, как и других предметов, с целью сохранения и изучения «документа эпохи» [105, с. 35]. Известно, что фрагменты фресок имели в своих собраниях коллекционеры П. И. Севастьянов и М. П. Погодин [47, с. 83]. Неоднократно упоминался в публикациях [46, с. 4-5; 136, с. 166] случай, когда в начале 1850-х годов археолог В. А. Прохоров из строительного мусора у церкви Святого Георгия в Старой Ладоге выбрал множество сбитых фресок XII века. «Около трех
недель, с моими помощниками, рылся я в этом мусоре, - выбрал из него все мелкие кусочки разбитых фресок, которых набралось около пяти ящиков, -мне хотелось подобрать и составить из них что-нибудь целое, но все усилия мои оказались почти бесполезными - мне удалось собрать только некоторые ничтожные части целого, которые я скрепил гипсом в плоских ящиках и пожертвовал в Древне-Христианский музей в С. П. Б.» [145, с. 154]. О том, что фрагменты росписи из староладожской церкви Святого Климента хранятся в Музее императора Александра III в Петербурге, писал В. К. Мясоедов [118, с. 9]. Дальнейшая судьба фресок, которые в 1898 году поступили в собрание Русского музея, прослежена Н. В. Пивоваровой [136]. В 1883 году Императорское Русское Археологическое Общество по предложению одного из своих членов предприняло исследование памятников Старой Ладоги, в результате чего были обнаружены остатки фундаментов и стен нескольких каменных храмов, покрытых росписью. Фрагменты живописи находились на полах и в слоях строительного мусора. Разнообразие качества штукатурки («в одних местах более грубая и толстая, в других тонкая, твердая и блестящая» [34, с. 126]) свидетельствовала о ее разновременных поновлениях. Среди изобразительных элементов на обломках грунта встречались граффити и следы орнаментальной росписи. В начале XX века в собрание Русского музея поступило несколько археологических коллекций [136, с. 168], в которых фрагменты росписей не были сразу поставлены на учет, что в дальнейшем осложнило их атрибуцию. Принадлежность некоторых из них тому или иному храму устанавливается на основе стилистического анализа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Фрески церкви Троицы в Вяземах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи1999 год, кандидат искусствоведения Квливидзе, Нина Валериевна
Религиозная живопись ярославских художников рубежа XX - XXI веков: вопросы формирования региональной школы2005 год, кандидат искусствоведения Мухина, Надежда Николаевна
Фрески церкви Успения Богородицы в Мелётове: Источниковедческий анализ2005 год, кандидат исторических наук Строганова, Юлия Александровна
Роспись 1702 года Знаменского собора в Великом Новгороде и проблемы монументальной живописи конца XVII - начала XVIII веков2011 год, кандидат искусствоведения Слуцкая, Ирина Аркадьевна
Буддийская монументальная живопись на территории Западного Китая2008 год, кандидат искусствоведения Абулайти Махэсути
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федоренко, Татьяна Константиновна, 2015 год
Список литературы
Источники:
1. Информация о создании музея Новгородской фрески / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. Инв. № 2202-2. - Новгород, 1986.-3 л.
2. Исследование настенных росписей ц. Спаса Преображения на Нередице / Архив Мастерской реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника. - М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, 1988. - 11 л.
3. Каргер М. К. Дневник археологических раскопок в Новгороде летом 1945 года (25.07-15.08) / Отдел письменных источников Новгородского музея-заповедника. Ф. Р-12, О. 1, Е. х. 74.-17 л.
4. Каргер М. К. Дневник Новгородской экспедиции В АХ (август-сентябрь 1944 г.) / Отдел письменных источников Новгородского музея-заповедника. Ф. Р-12, О. 1, Е. х. 73. - 10 л.
5. Ковалева В. М., Яковлева Л. П., Казармщикова Т. Н., Тимофеева Л. Б. Тематико-экспозиционный план выставки «Открытия древнего Новгорода (Археология. Архитектура. Монументальная живопись)» / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. Без номера. -Новгород, 1984. - 50 л.
6. Опись находок из раскопок 1955 г. в Новгородском Софийском соборе / Отдел письменных источников Новгородского музея-заповедника. Ф. Р-12, О. 1, Е. х. 83.-1 л.
7. Отчет о проведении реставрационно-археологических работ по выборке из грунта фрагментов фресок 1199 г. церкви Спаса Преображения на Нередице в 1985-1994 гг. - М.: Государственное унитарное предприятие Межобластное научно-реставрационное художественное управление,
1995-2000. Копия / Архив мастерской реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника. - 100 л.
8. Отчет о работе за 1984 год / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. О. 3, № 1285. - 26 л.
9. Отчет об археологических раскопах в Софийском соборе в Новгороде в 1946-1948 гг. / Отдел письменных источников Новгородского музея-заповедника, Ф. Р-12, О. 1, Е. х. 77. - 45 л.
10. Отчеты о работах по разборке завалов, извлечению, укреплению, подборке и склейке фрагментов стенописи ц. Спаса-Преображения на Ковалеве близ Новгорода, проведенных в 1962-1966 гг. - М.: Всесоюзная специальная научно-реставрационная производственная мастерская Министерства культуры СССР, 1967 / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. О. 4, № 4.-184 л.
11. Программа комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по памятнику XII века - церкви Спаса Преображения на Нередице (г. Новгород) с 1986 по 1991 гг. // Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. Опись № 22 по Научно-технической документации, дело № 36. - 14 л.
12. Ромашкевич Т. А. Отчет о реставрационных работах, проведенных в б. церкви Сергия Радонежского в Новгородском кремле с октября 1971 г. по январь 1972 г. - М.: Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат, 1974 / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. Инв. № 525. - 49 л.
13. Ромашкевич Т. А. Отчет о реставрационных работах, проведенных в б. церкви Сергия Радонежского в Новгородском кремле с мая 1975 г. по июль 1976 г. - М.: Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат, 1977 / Ведомственный архив Новгородского музея-заповедника. Инв. № 80ж/715 - 134 л.
Литература на русском языке:
14. Алдошина Н. Е. Благословенный труд. - М.: Изографика, 2001. - 240 е.: ил.
15. Анисимова Т. И. Использование новых технологий при реставрации руинированной живописи. Церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 1 / Составитель: Т. В. Володина. - Великий Новгород: Типография «Виконт», 2005. С. 279-291.
16. Анисимова Т. И. Методика монтировки фрагментов живописи, снятых со стены во время проведения ремонтно-реставрационных работ в церкви Успения на Волотовом поле // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 3 / Научный редактор: Т. Ю. Царевская. - Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2009. С. 237-245.
17. Анисимова Т. И. Монтировка живописи, собранной из разрозненных фрагментов, на криволинейные поверхности стен церкви Успения на Волотовом поле. (Реставрация композиций юго-западного столба «Царевич Иосаф и Мученик Никита») // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4 / Научный редактор: Т. Ю. Царевская. - Великий Новгород, 2011. С. 343-350.
18. Анисимова Т. И., Зотов А. В., ПоневажВ. П., Чумаков П. Ф. Использование компьютерной технологии при реставрации живописи XIV в. церкви Успения на Волотовом поле // Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-практической конференции. -М.: Индрик, 2005. С. 20-25.
19. Антипов И. В., БулкинВ. А., Васильев Б. Г., СалимовА. М. Новые исследования памятников новгородской архитектуры и монументальной живописи XV века // Исчезающая красота. Проблемы сохранения ценностей культуры в современной России. Материалы Всероссийской
научной конференции 17-19 мая 2002 года. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. С. 16-23.
20. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Археологические исследования памятников новгородской архитектуры ХП-ХУП вв. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 24 / Ответственный редактор: академик В. Л. Янин. - Великий Новгород, 2010. С. 80-86.
21. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В., Родионова М. А. Изучение церкви Входа Господня в Иерусалим 1336-1337 гг. в Новгородском кремле // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 25 / Ответственный редактор: академик В. Л. Янин. - Великий Новгород, 2011. С. 84-93.
22. Антонович В. Б. Обозрение предметов великокняжеской эпохи, найденных в Киеве и ближайших его окрестностях, и хранящихся в музее древностей и в мюнц-кабинете университета св. Владимира // Киевская старина. Т. 22, июль. 1888. С. 117-132 / http://www.icon-аЛл^о/ЫЫ^г_кет.р11р?1с1=:3301.
23. Артамонов М. И. Мастера Нередицы // Новгородский исторический сборник. Выпуск V. - Новгород, 1939. С. 33-47.
24. Археологические исследования в Старой Ладоге // Зодчий. Выпуск. 1. -СПб., 1894. С. 6-8.
25. Балыгина Л. П., Некрасов А. П., Скворцов А. И. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. - М.: Наука, 1980. С. 61-76.
26. Батхель Г. С. Реставрация стенописи XII в. в верхней части башни Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1990. - М.: Кругъ, 1992. С. 203210.
27. Белецкий В. Д. Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись XIV века - JL: Искусство. Ленинградское Отделение, 1986. -150 е.: ил.
28. Белецкий В. Д. Древний Псков. Каталог выставки. - Л.: Государственный Эрмитаж. 1991. - 60 е.: ил.
29. Белецкий В. Д. Живопись в храмах XIV в. из раскопок в Довмонтовом городе Пскова // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. - М.: Наука, 1980. С. 210-242.
30. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. - Л.: Художник РСФСР, 1987. - 164 е.: ил.
31. Бобров Ю. Г. Некоторые аспекты теории реставрации произведений изобразительного искусства // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. № 10 (40). -М.: Искусство, 1985. С. 52-64.
32. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М.: Эдсмит, 2004. - 344 е.: ил.
33. Богословский Н. Г. Новгородские древние святыни // Христианское чтение. Часть II. - СПб.: Типография Ф. Г. Елеонского и Ко, 1877. С. 628-646.
34. Бранденбург Н. Е. Старая Ладога. - СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1896. - 323 е.: ил.
35. Бранди Чезаре. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации / Под редакцией Джузеппе Базиле. - Firenze, Italia: Nardini Editore, 2011. - 272 е.: ил.
36. Брюсова В. Г. Изучение и реставрация фресок Ростовского кремля // Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. 1. Древний Ростов / Под редакцией В. В. Косточки на. - Ярославль, 1958. С. 95-110.
37. Буров В. А. Исследование М. В. Ломакиной о фресках Нередицы // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию
памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. - М.: Индрик, 2005. С. 290-308.
38. Васильев Б. Г. К вопросу о методике изучения стенных росписей // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы научной конференции. 11-13 ноября 1998 г. / Составитель: В.Ф.Андреев. -Новгород: Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета, 1998. С. 68-73.
39. Васильев Б. Г. К истории фресок церкви св. Георгия в Старой Ладоге // Советская археология. № 4. - М.: Наука, 1988 - С.181-186.
40. Васильев Б. Г. Монументальная живопись Старой Ладоги XII века. -СПб.: Славия, 2014. - 560 е.: ил.
41. Васильев Б. Г. Настенная живопись Ростова Великого XII—XIII вв. по материалам раскопок // Памятники культуры. Новые открытия (Письменность. Искусство. Археология). 1998. -М.: Наука, 1999. С. 553562.
42. Васильев Б. Г. Настенная живопись церкви святого Георгия XII века в Старой Ладоге: Опыт виртуальной реконструкции. - Санкт-Петербург. СПГАИЖСА имени И. Е. Репина, 2006. - 172 е.: ил.
43. Васильев Б. Г. Основные положения по реконструкции стенной живописи церкви святого Георгия в Старой Ладоге // Староладожский сборник. Выпуск 6. - СПб.: Нестор-История, 2003. С. 10-25.
44. Васильев Б. Г. Разрушенные фрески XII в. в Старой Ладоге. Проблемы изучения и реставрации // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1993 - июнь 1994). Выпуск 4. Часть I. «Охраняется государством». - СПб., 1994. С. 23-28.
45. Васильев Б. Г. Старая Ладога. Фрески Древней Руси (опыт исследования разрушенных стенописей) // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1994 - июнь 1995). Выпуск 12. «Храм и культура. Древнерусский семинар» / Редакторы-
составители: КрыловА. К., Крылова О. Ю. - СПб.: Библиополис, 1996. С. 29-43.
46. Васильев Б. Г. Успенский собор XII века в Старой Ладоге. Живописное убранство. Каталог - Волхов, 2006. - 250 е.: ил.
47. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век - М.: Искусство, 1986. - 384 с.
48. Вздорнов Г. И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. - М.: Индрик. 2006. - 412 е.: ил.
49. Виноградов А., протоирей. История кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. - Владимир: Типо-Литография Губернского Правления, 1905. - 216 е.: ил.
50. Виноградов Ю. А., Борисов Н. В., Логдачева Е. В., Швембергер С. В. Трехмерные компьютерные реконструкции расписных склепов Боспора Киммерийского // Всероссийская конференция «Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения». Сборник докладов. - Спб., 2011. С. 71-78.
51. Воронин Н. Н. Археологические исследования архитектурных памятников Ростова // Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. 1. Древний Ростов. -Ярославль, 1958. С. 4-25.
52. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси ХП-ХУ веков. В 2 томах / Ответственный редактор: академик Б.А.Рыбаков. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. - 584 е.: ил. (том 1); - 560 е.: ил. (том 2).
53. Воронины. Н. Памятник смоленского искусства XII в. // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 104. - М.: Наука, 1965. С. 1832.
54. Воронин Н. Н. Смоленская живопись 12-13 веков. -М.: Искусство. 1977. - 184 е.: ил.
55. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Раскопки в Смоленске в 1967 г. // Советская археология. № 2. -М.: Наука, 1971. С. 179-195.
56. Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. - М.: Северный паломник, 2004. - 302 е.: ил.
57. Горелова С. И. Из истории реставрации в СССР (1917-1923 гг.) // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. 3 (33). -М.: Искусство, 1977. С. 178-200.
58. Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. - М.: Наука, 1966. - 388 е.: ил.
59. Греков А. П. Из опыта работ по спасению росписи церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде // Древнерусское искусство. Монументальная живопись Х1-ХУ11 вв. - М.: Наука, 1980. С. 176-195.
60. Греков А. П. Фрески Спаса Преображения на Ковалеве. - М.: Искусство, 1987.-95 е.: ил.
61. Гузанов Ф. В. Способы приведения памятников древнерусской монументальной живописи к экспозиционному виду в конце 1910-х— 1930-е гг. // Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Л. А. Лелекова. Составитель: К. И. Маслов. - М.: Государственный научно-исследовательский институт реставрации, 2004. С. 109-118 / http://www.art-con.rU/node/l 176.
62. Дедик В. Н. Состояние исследования и реставрации монументальной живописи по публикациям 1970-х гг. // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. - М.: Искусство, 1985. № 10 (40). С. 91-100.
63. Дергачев В. В. Иконописная мастерская Н. М. Софонова. Палех. - М.: Гласность, 2010. - 532 е.: ил.
64. Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на Нередицкой фреске XIII в. // Новгородский исторический сборник. - Новгород, 1938. Выпуск 3-4. С. 39-57.
65. Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследования // Практика реставрационных работ. Выпуск первый. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. С. 146-154.
66. Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса на Ковалеве, 1380 года. - М.: Галарт, 2011. - 272 е.: ил.
67. Донской Г. Г., Дружинина JI. Г. Монтировка на новую основу фрагмента фрески XV в. из с. Городня Калининской области // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Выпуск 7 (37). - М.: Искусство, 1981. С. 132-140.
68. Дурново JI. А. Собрание копий памятников древне-русской монументальной живописи Государственного Института истории искусств // Временник Отдела изобразительных искусств Государственного института истории искусств. I. - JL: ACADEMIA, 1927. С. 147-151.
69. Записка о Новгородском музее // Новгородский исторический сборник. Вып. 7 (17) - СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 351-353.
70. Зверев В. В. Допустимость реконструкции утраченного фрагмента монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Научный реферативный сборник. Выпуск 2. - М., 1982. С. 1-5.
71. Зверев В. В. От поновления к научной реставрации. - М.: Редакционно-издательский отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, 1999. - 100 с.
72. Зверев В. В. Проблемы реставрации в конце XIX-начале XX в. // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. № 5 (35). -М.: Искусство, 1979. С. 183-197.
73. Зверев В. В. Формирование теории и практики научной реставрации в России в XVIII - начале XIX вв. (Археологическое направление) //
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. № 10 (40). -М.: Искусство, 1985. С. 40-51.
74. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Из истории экспонирования икон в Новгородском музее // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 1. - Великий Новгород: Типография «Виконт», 2005. С. 28-41.
75. Императорская Археологическая комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия. Научный редактор-составитель А. Е. Мусин. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН Е. Н. Носова. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. - 1192 е.: ил.
76. Исаева О. А. Древнерусская монументальная живопись: практика реставрации второй половины XVII - начала XX вв. Автореферат диссертации на звание кандидата искусствоведения. Специальность: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. -СПб, 2009.
77. Каргер М. К. Новгород Великий. Архитектурные памятники Новгорода. - Л.-М.: Искусство, 1961. - 302 е.: ил.
78. Каргер М. К. Основные итоги археологического изучения Великого Новгорода // Советская археология. Том IX / Ответственный редактор: академик Б. Д. Греков. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947. С. 137-168.
79. Каргер М. К. Памятники древнерусского зодчества. Новые архитектурно-археологические открытия в Новгороде // Вестник Академии Наук СССР. М.: Наука, 1970. № 9. С. 79-85.
80. Каргер М. К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952-1953 гг. // Советская археология. XX. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. С. 5-30.
81. Каргер M. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933-1935 гг.) // Советская археология. Том VIII / Ответственный редактор: академик Б. Д. Греков. - M.-JL: Издательство Академии Наук СССР, 1946. С. 175-224.
82. Каргер М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском монастыре в Полоцке // Советская археология. № 1. -М.: Наука, 1977. С. 240-247.
83. Каргер М. К. Церковь Благовещения в Витебске // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 155. Славяно-русская археология. - М.: Наука, 1978. С. 71-76.
84. Квливидзе Н. В., Столова Г. Р. Материалы по истории реставрации фресок церкви Спаса на Нередице // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. -М.: Индрик, 2005. С. 180-232.
85. Кедринский М. Реставрация и освящение Георгиевского собора Юрьева Новгородского монастыря. - Новгород: Губернская типография, 1902. -24 с.
86. Клейн Л. С. Археологические источники. - СПб.: Фарн, 1995. - 352 с.
87. Клейн Л. С. Феномен советской археологии. - СПб.: Фарн, 1993. - 128 е.: ил.
88. Кондаков Н. П. Заметка о некоторых сюжетах и характере Спасо-Нередицкой росписи // Памятники древнерусского искусства. Выпуск второй. - СПб.: Издание Императорской Академии Художеств, 1909. С. 3-5.
89. Костров П. И. Исследование, опыт реконструкции и консервация живописи и скульптуры древнего Пянджикента // Скульптура и живопись древнего Пянджикента. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.- 192 с: ил.
90. Кот С. Древние украинские мозаики и фрески, утерянные во время войны и ныне хранящиеся в российских музеях // Военные трофеи. Международный бюллетень. № 5, июнь. - М., 1998. С. 28-30.
91. Красноречьев Л. Е. О статье А. П. Грекова и В. Б. Грековой «Церкви Спаса на Ковалеве - 650 лет» // Новгородский исторический сборник. Выпуск 7 (17). - СПб: Дмитрий Буланин, 1999. С. 362-365.
92. Крылов А. К., Крылова О. Ю. Санкт-Петербургская Академия Художеств и памятники древнерусского искусства (о преемственности традиций изучения и освоения культурно-художественного наследия Отечества) // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1994 - июнь 1995). Выпуск 12. «Храм и культура. Древнерусский семинар» / Редакторы-составители: Крылов А. К., Крылова О. Ю. - СПб.: ТОО Издательство «Библиополис», 1996. С. 5575.
93. Кузнецов А. С. Методы снятия и монтирования фрагментов росписи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Выпуск 4. - М., 1978. - 47 с.
94. Кузьмина Н. Н., Секретарь Л. А. Деревяницкий Воскресенский монастырь (история строительства, архитектуры, реставрации) // Новгородский исторический сборник. Выпуск 7 (17). - СПб: Дмитрий Буланин, 1999. С. 226-244.
95. Лагунин И. И. Реставрация памятников монументальной живописи Пскова и перспектива их музеефикации (хроника) // Древнерусское искусство. Монументальная живопись Х1-ХУП вв. - М.: Наука, 1980. С. 258-262.
96. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы - М.: Наука, 1978. - 335 е.: ил.
97. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески - М.: Искусство, 1973. -128 е.: ил.
98. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. -М.: Наука, 1970. - 344 е.: ил.
99. Ласка Т. В. Живописная реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице // Всероссийская конференция «Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения» (Сборник докладов). - Спб., 2011. С. 42-47.
100. Ласка Т. В. Проект «Нередица». Реконструкция церкви Спаса на Нередице // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4 / Научный редактор: Т. Ю. Царевская. - Великий Новгород, 2011. С. 334-342.
101. Ласковский В., ЛашковН. Краткое описание Новгородского музея. -Новгород: Типо-Литография Губернского Правления, 1893. - 90 е.: ил.
102. ЛифшицЛ. И. К проблеме интерпретации фрагментов росписи Рождественского придела Софии Новгородской, раскрытых В. В. Сусловым // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1993 - июнь 1994). Выпуск 4. Часть I. «Охраняется государством». - СПб., 1994. С. 85-93.
103. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XY веков. -М.: Искусство, 1987. - 528 е.: ил.
104. Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 888 е.: ил.
105. Лихачев Д. С. К дискуссии о методах реставрации памятников древнерусской живописи // Искусство, № 2. - М.: Искусство, 1972. С. 3437.
106. Лихачев Д. С. Предисловие // Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). -М.: Искусство, 1981. С. 9-14.
107. Лукомский Г. К. О памятниках архитектуры Переславля Залесского. -СПб., 1914.-48 е.: ил.
108. Макарий (Миролюбов), Архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Репринтное издание. Часть первая. - СПб.: Ника, 2003. - 662 с.
109. Малевская М. В. Церковь Иоанна Богослова в Луцке - вновь открытый памятник архитектуры XII века // Пам'ятки сакрального мистецтва Волиш на меж1 тисячолпъ: питания дослщження, збережвння та реставрацп. Науковий зб1рник. Матер1али VI м1жнародно*1 науково'1 конференци' по волинському жонопису, м. Луцьк, 1-3 грудня 1999 року. Луцьк, 1999 /http://www.rusarch.ru/malevskayal.htm.
110. МасловК. И., Гузанов Ф. В. О снятии фрагментов росписей со стен разрушаемых храмов в конце 1920-х-1930-е гг. // V Грабаревские чтения. Международная научная конференция. Доклады, сообщения. 31.01-1.02.2002.-М.: Сканрус, 2003. С. 120-126.
111. Материалы по ремонту и реставрации новгородских архитектурных памятников (1935-1940) // Новгородский исторический сборник. Выпуск 8. - Новгород, 1940. С. 91-140.
112. Медникова Е. Ю., ЕгорьковА. Н. Анализ фрагментов штукатурок и живописи новгородской церкви Благовещения на Городище // Труды Государственного Эрмитажа / Государственный Эрмитаж. [T.] XXXIV: Архитектурно-археологический семинар: Изучение и реставрация памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства. Материалы научных конференций памяти архитектора-реставратора Г. М. Штендера (1927-1992). - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. С. 46-49.
113. Медникова Е. Ю., Раппопорт П. А., Селиванова Н. Б. Изучение древнесмоленских строительных растворов // Краткие сообщения института археологии. Выпуск 155. Славяно-русская археология. - М.: Наука, 1978. С. 44-56.
114. Методика реставрации монументальной живописи из археологических раскопок / Составители: Шейнина Е. Г., Винокурова М. П. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2002. - 60 с.
115. МонгайтА. JI. Старая Рязань / Материалы и исследования по археологии СССР. № 49. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. - 228 е.: ил.
116. Муратов П. П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. - СПб.: Библиополис, 2008. - 432 е.: ил.
117. Мясоедов В. К. Сообщения о нередицких фресках по материалам летних 1910 г. работ // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. -СПб., 1913. Т. IX. Протоколы заседаний ОРСА за 1910 г. С. 347-348.
118. Мясоедов В. К. Фрагменты фресковой росписи Святой Софии Новгородской. - СПб.: Типография М. А. Александрова, 1914. - 20 е.: ил.
119. Мясоедов В. К. Фрески Спаса Нередицы. - Л.: Государственная типография имени Ивана Федорова, 1925. - 32 е.: ил.
120. НарбековВ. А. Новгородско-псковские церковные древности на XV Всероссийском археологическом съезде в Новгороде (22 июля-8 августа 1911). - Казань, 1912. С. 18-23.
121. Некрасов А. П. Тонирование утрат красочного слоя монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Научный реферативный сборник. Выпуск 2. -М., 1982. С. 10-13.
122. Николаева Н. В. Методические принципы восполнения утрат и копирование монументальной живописи // Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей / Информцентр по проблемам культуры и искусства. Экспресс-информация. Выпуск 6. - М., 1980. - 16 с.
123. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 653 с.
124. Новгородский Государственный музей. Материалы и исследования. Выпуск I. - Новгород, 1930. - 48 с.
125. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец ХШ-начало XVI века. В 2 частях. - М.: Северный паломник, 2004. - 496 е.: ил. (часть 1); — 416 е.: ил. (часть 2).
126. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общей редакцией доктора архитектуры А. С. Щенкова. - М.: Терра-Книжный клуб, 2002. - 528 е.: ил.
127. Памятники древнерусского искусства. Выпуск первый. - СПб.: Издание Императорской Академии Художеств, 1908. - 10 е.: ил.
128. Памятники древнерусского искусства. Выпуск третий. - СПб.: Издание Императорской Академии Художеств, 1910. - 10 е.: ил.
129. Парфенов В. А. Лазерные технологии реставрации и исследования произведений искусства // Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2. Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР. - М.: Индрик, 2008. С. 217-226.
130. Пере дольский В. С. Краткий очерк состояния Велико-Новгородской старины в 1889 г. // Сборник новгородского общества любителей древности. Выпуск III. - Новгород: Губернская типография, 1910. С. 118.
131. Перцев Н. В. О восстановлении памятников древнерусской живописи // Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). - М.: Искусство, 1981. С. 145-166.
132. Пивоварова Н. В. Деятельность Академии истории материальной культуры по охране, реставрации и исследованию церкви Спаса на Нередице // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-
летию памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. - М.: Индрик, 2005. С. 169-176.
133. Пивоварова Н. В. В.В.Суслов как организатор исследования и копирования памятников древнерусской монументальной живописи // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов (ноябрь 1993 - июнь 1994). Выпуск 6. «Храм и культура». Древнерусский семинар. - СПб., 1994. С. 89-97.
134. Пивоварова Н. В. К истории изучения, охраны и реставрации росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (середина XIX в. - 1930-е гг.) // Искусство Древней Руси и его исследователи. Сборник статей / Под редакцией В. А. Булкина. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 124-137.
135. Пивоварова Н. В. О коллекции фрагментов фресок древнерусских храмов собрания Русского музея // ГРМ. Страницы истории отечественного искусства Х-ХХ веков. Выпуск III. - СПб.: PALACE EDITION, 1997. С. 16-26.
136. Пивоварова Н. В. Памятники из Старой Ладоги в собрании Государственного Русского музея: к истории формирования коллекции // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. - СПб.-М.: Северный паломник, 2007. С. 165-178.
137. Пивоварова Н. В. Список трудов, посвященных церкви Спаса Преображения и Нередицкому монастырю // Новгородский исторический сборник. 800-летию Нередицы посвящается. Выпуск 8 (18). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 378-387.
138. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. -256 е.: ил.
139. Покровский H. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. 3 издание // Памятники христианского искусства и иконографии. - СПб.: Синодальная типография, 1910. - 542 е.: ил.
140. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских // Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887. Том I. - М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. С. 135-305.
141. Покрышкин П. П. Доклад о способах и мерах к сохранению фресок церкви Спаса-Нередицы в Новгороде / Публикация В. Д. Сарабьянова // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. - М.: Индрик, 2005. С. 309-324.
142. Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства. Отдельные оттиски из журнала «Зодчий» за 1915 год.-Петроград, 1915.-30 с.
143. Порфиридов Н. Г. К вопросу о запрестольном Деисусе Нередицкой церкви // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. - М.: Индрик, 2005. С. 235-242.
144. ПраховА. В. Фрески киево-кирилловской церкви XII в. // Киевская старина. Том 6, май. - 1883. С. 97-110. / http://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=3298.
145. Прохоров В. А. Христианские древности и археология. Книги I—XII. -СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1864. - 160 е.: ил.
146. Прохоров В. А. Материалы для истории русских одежд XII и XIII века // Русские древности. Август. - 1871. С. 35-44.
147. XV Археологический съезд в Новгороде. 1911: Путеводитель / Составители: П. Г. Гайдуков, H. Н. Жервэ. - М., 2011. - 328 е.: ил.
148. Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников // Археология СССР. Свод археологических источников. Выпуск El-47 /
Под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. - Л.: Наука, 1982. - 136 е.: ил.
149. Родионова М. А. Архитектурно-археологические исследования ц. Входа в Иерусалим в Новгородском кремле // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 24 / Ответственный редактор: В. JI. Янин. - Великий Новгород, 2010. С. 34-44.
150. Рождественская Т. В. Надписи на фресках церкви Спаса на Нередице: Графика и орфография // Новгородский исторический сборник. 800-летию Нередицы посвящается. Выпуск 8 (18). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 30-35.
151. Ромашкевич Т. А. Методика реставрации Ктиторской фрески церкви Спаса-Преображения на Нередице XII в. // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4 / Научный редактор: Т. Ю. Царевская. - Великий Новгород, 2011. С. 326-333.
152. Ромашкевич Т. А. Экспериментальные варианты экспозиционных решений ктиторской композиции в церкви Спаса Преображения на Нередице XII века // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 3 / Научный редактор: доктор искусствоведения Т. Ю. Царевская- Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2009. С. 228-236.
153. Ромашкевич Т. А., Луций С. А. Компьютерная реконструкция монументальной живописи церкви Спаса Преображения на Нередице // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 1 / Составитель: Т. В. Володина- Великий Новгород: Типография «Виконт», 2005. С. 261-278.
154. Ромашкевич Т. А., Луций С. А. Основные направления применения компьютерных технологий в реставрации древнерусских памятников монументальной живописи // Всероссийская конференция «Проблемы
реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения» (Сборник докладов). - Спб., 2011. С. 50-57.
155. Рославский В. М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР 1917-1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. - М.: Полимаг, 2004. - 391 с.
156. Салимов А. М. Древний собор Борисоглебского монастыря в Торжке // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4 / Научный редактор: Т. Ю. Царевская. - Великий Новгород, 2011. С. 264279.
157. Сарабьянов В. Д. О судьбе древних росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде // История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства (Материалы конференции 25-28 мая 2019 года, ГТГ). - М.: Инико, 2012. С. 357-366.
158. Сарабьянов В. Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 365398.
159. Сарабьянов В. Д. Фрагменты фресок // Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века / Приложение 2. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 777-779.
160. Сарабьянов В. Д. Фрески XII в. в основном объеме Георгиевского собора Юрьева монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1997. -М.: Наука, 1998. С. 232-239.
161. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. -М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. - 752 е.: ил.
162. Седов Вл. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А. Архитектурно-археологические исследования новгородских Благовещенского и Пантелеймонова монастырей в 2009 г. // Новгород и Новгородская земля.
История и археология. Выпуск 24 / Ответственный редактор: академик В. Л. Янин. - Великий Новгород, 2010. С. 50-62.
163. Селицкий А. А. Живопись Полоцкой земли XI-XII вв. - Минск: Навука i тэхшка, 1992. - 173 е.: ил.
164. Скалдин Ф. Спасо-Нередицкая церковь // Русский архив. Год девятый. Тетради 7-8. -М., 1871. Стб. 1273-1280.
165. Скобцова Д. А. Фрагменты фресок храма-усыпальницы Евфросиниева монастыря в Полоцке из фондов Новгородского музея-заповедника // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник научных статей. Выпуск 3. - Спб.: НП-Принт, 2013, С. 222-227.
166. Срезневский И. И. Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г. // Известия Императорского Русского Археологического
f общества. Т. 4. Выпуск 2. - СПб., 1863. Стб. 201-205.
167. Столетов А. В. Отчет об археологических наблюдениях при производстве разрытий во владимирском Успенском соборе при устройстве калориферного отопления // Воронин Н. Н. Зодчество северовосточной Руси XII-XV веков. Т. 2. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. С. 466-470 (Приложение 3).
168. Стоянов Н. Н. Древняя монументальная живопись народов СССР // Архитектура и строительство. № 8. - М.: Государственное архитектурное издательство, 1947. С. 14-17.
169. Строков А. А. Раскопки в Новгороде в 1940 году // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. XI / Ответственный редактор: профессор М. И. Артамонов. -М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1945. С. 65-73.
170. СтроковА. А., БогусевичВ. А., Мантейфель Б. К. Раскопки на Ярославовом Дворище // Новгородский исторический сборник. Выпуск III-IV. - Новгород, 1938. С. 183-210.
171. Суслов В. В. Краткое изложение исследований Новгородского Софийского собора за время работ по реставрации его с 1-го июня 1893 по 4-е марта 1894 г. // Зодчий. Выпуск. 11. - СПб., 1894. С. 85-90.
172. Суслов В. В. Краткое изложение исследований Новгородского Софийского собора (окончание) // Зодчий. Выпуск. 12. - СПб., 1894. С. 91-98.
173. Суслова А. В. Некоторые данные к характеристике деятельности академика архитектуры В. В. Суслова в области реставрации и охраны новгородских памятников (1891-1900 гг.) // Новгородский исторический сборник. Выпуск 9. - Новгород, 1959. С. 191-218.
174. Сычев Н. П. Фрагмент росписи 1161 г. в Успенском соборе во Владимире // Советская археология. № 1. - М.: Наука, 1966. С. 291.
175. Толмачевская Н. И. О живописно-технических методах древней фрески // Архитектура и строительство. № 8. - М.: Государственное архитектурное издательство, 1947. С. 18.
176. Толстой И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. Выпуск VI - СПб.: Типография А. Бенке, 1899. - 194 е.: ил.
177. 1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки / Под редакцией А. В. Рындиной. - М., 1988. - 448 е.: ил.
178. Указатель хранилища древностей при Новгородском губернском статистическом комитете. - Новгород: Типо-Литография Губернского Правления, 1889. - 122 с.
179. Федоренко Т. К. Изображения Иисуса Христа в церкви Спаса Преображения на Нередице (по материалам коллекции фрагментов руинированной стенописи) // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). Материалы V Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность». № 7 (23). -Рига-М.: МИИ Наука, 2012. С. 269-274.
180. Федоренко Т. К. Опыт компьютерной реконструкции частично утраченных изображений из церкви Спаса Преображения на Нередице // Всероссийская конференция «Использование современных мультимедийных технологий в целях исследования, сохранения и реставрации объектов культурного наследия». Сборник докладов. - СПб., 2012. С. 96-101.
181. Федоренко Т. К. Роспись цокольного яруса церкви Входа Господня в Иерусалим в Новгородском кремле (реконструкция по материалам раскопок) // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). Выпуск 28. Проблемы развития отечественного искусства. - СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2014, январь/март. С. 3-10.
182. Федоренко Т. К. Формирование и хранение коллекции фрагментов монументальной живописи в Новгородском музее // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. -Великий Новгород, 2007. С. 194-200.
183. Филатов В. В. Манера живописи и первоначальный колорит росписи в куполе Софии новгородской // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. - М.: Наука, 1973. С. 211 - 215.
184. Филатов В. В. Применение микроскопии для исследования штукатурок стенных росписей // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. № 1 (31). -М.: Искусство, 1975. С. 26-33.
185. Филатов В. В. Утраты в древнерусской стенной живописи. Их восполнение и тонирование // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. -М.: Наука, 1980. С. 359-369.
186. Филатов В. В. Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы в селе Городня // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. / Ответственный редактор тома О. И. Подобедова. -М.: Наука, 1970. С. 359-364.
187. Царевская Т. Ю. Николо-Дворищенский собор // Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 429-530.
188. Царевская Т. Ю. Церковь Благовещения на Городище // Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 407-428.
189. Чернышев Н. М. Искусство фрески в Древней Руси. - М.: Искусство, 1954.- 104 е.: ил.
190. ЧубароваН. А. Фрагменты фресок церкви Спаса Преображения на Нередице в коллекции ЦМиАР // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Ответственный редактор: О. Е. Этингоф. -М.: Индрик, 2005. С. 177-179.
191. Шейнина Е. Г. К вопросу об экспонировании фрагментов древнерусской монументальной живописи из археологических раскопок // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Научный реферативный сборник. Выпуск 3. - М., 1979. С. 1922.
192. Шейнина Е. Г. Методика снятия стенных росписей храма XII в. в Смоленске // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 104. -М.: Наука, 1965. С. 33-37.
193. Шейнина Е. Г. О реставрации и экспонировании псковских фресок из археологических раскопок // Реставрационный сборник. К 100-летию со дня рождения П. И. Кострова / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. С. 31—40.
194. Шейнина Е. Г. Реставрация древнерусских фресок из археологических раскопок // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. - М.: Наука, 1980. С. 243-257.
195. Шестакова А. А. (Антонова) Средневековая монументальная живопись Успенского собора тверского Отроча монастыря // Вопросы
отечественного и зарубежного искусствознания. № 3. — Тверь: СФК-офис, 2010. С. 32-48.
196. Штендер Г. М. Восстановление Нередицы // Новгородский исторический сборник. Выпуск 10. - Новгород: Книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1961. С. 169-205.
197. Шуляк JI. М. Раскопки руин церкви Спаса-Нередицы близ Новгорода // Практика реставрационных работ. Сборник первый. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. С. 123-133.
198. Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. - М.: Галарт, 2004. - 254 е.: ил.
199. Яковлева JI. П. Фонд архитектурно-археологических коллекций в собрании НГОМЗ. История формирования, состав // Архитектурно-археологический семинар. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 150-161.
Литература на иностранных языках:
200. Grossmächtiges Nowgorod. Meisterwerke der Ikonenmalerei Die Kirche auf dem Wolotowo-Feld. 28 September 2003 - 18 Januar 2004. - Trefoil Press Moskau. Legat-Verlag Tübingen. Frankfurt am Main, 2003. - 256 c.
201. Jakobs Dörthe, Hangleiter Hans Michael, Arnann Johannes. Die Mariä-Entschlafen-Kirche in Wolotowo bei Nowgorod (Russland) - zur Wiederanbringung kriegszerstörter Wandmalereien. - P. 51-69. http://www.hangleiter.com/publikationen.htm
202. Кот С., Коренюк Ю. Михайл1всьш пам'ятки в росшських музеях // Украшська Спадщина / http://donklass.eom/arhiv/histdisk/heritage/heritage/i storija/doslidzhennja/KotKorRosMuz/KotKorRosMuzO 1 .htm
203. Мильковик-Пепек П. Новооткриени архитектурни и сликарски споменици во Македонка од XI до XIV век // Културно наследство V.
XII. № 2. Културно-историско наследство во ср Македонка - Скоще: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1973. С. 5-19.
Электронные ресурсы:
204. http://www.greek.ru/news/history/burgunder_archaeology_bosporus_kingdo ш/
205. http://www.lenta.ru/news/2006/04/06/assisi/ (дата обращения: 11.11.2014 г.)
206. http://www.museum.ru/N146B8 (дата обращения: 11.11.2014 г.)
207. http://www.nestor.minsk.by/sn/1997/25/sn2521.htm (дата обращения: 11.11.2014 г.)
208. http://www.regnum.ru/news/cultura/1832385.html (дата обращения: 11.11.2014 г.)
209. http://tvernews.ru/news/187559/ (дата обращения: 11.11.2014 г.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.