Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Техов, Тамерлан Таймуразович

  • Техов, Тамерлан Таймуразович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 237
Техов, Тамерлан Таймуразович. Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2004. 237 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Техов, Тамерлан Таймуразович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

Концепция художественного творчества в лирике А. Царукаева

1.1. Поэт и его назначение.

1.2. Судьба художника в поэтической интерпретации А. Царукаева.

ГЛАВА II

Образ Родины в поэтическом зеркале

А. Царукаева.

ГЛАВА III

Тема любви как важнейший элемент воплощения образов современников поэта

3.1. Роль рассуждений о природе любви в нравственном кодексе поэта.

3.2. Жанр стихотворения-посвящения в лирике А. Царукаева.

ГЛАВА IV

Новаторские искания художественных способов обличения пороков общества в сатирических и философских произведениях А. Царукаева

4.1. Роль понятия искусства сатиры в показе критического отношения поэта к действительности.

4.2. Философское осмысление идеалов жизни в лирике

А. Царукаева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство»

Каждому человеку судьба готовит неожиданные повороты, испытания, проверки на человечность, милосердие, жизнелюбие. Для пУэта они часто становятся повседневными, и если он их выдерживает, зачастую ценой собственного здоровья или физической смерти, то занимает свое непоколебимое место в плеяде творческой интеллигенции своего народа.

Показательна в этом плане творческая судьба одного из лучших поэтов Осетии Александра Ибрагимовича Царукаева. К высокому званию поэта он шел не торопясь, но упорно, вникая в действительность и погружаясь в глубокие размышления. С первых же произведений художника в его слово навсегда входит непреодолимое желание приобщения к земным тревогам и надеждам. Он не идеализирует противоречивые годы, в которые ему выпало жить, не скрывает испытанные невзгоды и лишения. Как носитель многообязывающего звания поэта, он направил свой талант на раскрытие всех внутренних качеств человека, на выявление духовных ценностей своего поколения. Мудрость, просветление, дальновидность характерны для каждого шага поэта Александра Царукаева. Огромен и целостен, просторен и внутренне един мир образов, созданных художником слова. В его творчестве нашли отражение важнейшие, ключевые свершения двадцатого столетия, запечатлены судьбы, чувства, помыслы, честь и достоинство людей нашего времени. Даже не лишенные идеологического налета стихотворения написаны живым языком. Своя философская мысль заключалась и в них, бывших тогда программными, произведениях о Ленине, Партии, лидерах коммунистического движения. Ведь они написаны не тем шершавым языком агиток, на котором стремительно росли тиражи книг новоявленных поэтов и писателей. Конечно, новаторских идей в этих стихотворениях искать не стоит, потому как новаторство в поэзии подразумевает прежде всего безупречное художественное освещение чего-то нового на основе констатации отдельных достоверных фактов. Об аналогичной грани творчества лезгинского поэта Тагира Хурюгского исследователь P.M. Кельбеханов сказал: "Нельзя было стать новатором там, где приходилось работать на потребу политике. Однако это вовсе не означает, что все произведения о вождях эстетически несовершенные. Но само их появление, и в достаточно боЛ^ших количествах, следует искать не только в субъективных устремлениях писателей, но и в объективных факторах времени".1

Действительно, не каждый из пишущих на тему дня преследовал корыстные цели, многие выражали в них искренние чувства долга, уважения и патриотизма. Как бы то ни было, после двадцатилетних творческих мук одного из лучших поэтов своего времени появился сборник стихотворений "Арвырдын" ("Радуга", 1959 г.). Последователи и читатели А. Царукаева отметили здесь свободный голос поэзии, философию, жизнь и движение. Духовные и мыслительные, стихийные и бурные преобразования, происходившие в "Арвырдыне", меняли погоду в осетинской лирике, обновляли ее природу свежими красками и идеями.

Автор открыл и запечатлел изменения, происходившие в общественной жизни страны в 50-х годах XX века. Впрочем, вся прошедшая эпоха была столетием беспримерных перемен, более кровавых и жестоких, более "железных", чем в девятнадцатом веке. Достаточно напомнить, что именно тогда полная гибель земной природы и всего человечества стала возможной реальностью. Открылись и "черные дыры", неведомые дотоле бездны античеловеческого восприятия мира и в самих людях, но наряду с этим распахнулись новые горизонты гуманности.

Одним из первых мастеров осетинского слова, донесших правду о мире, России и Осетии до своего народа, был лирик, певец родной природы Александр Царукаев. Его талант стал показателем высокой поэтико-философской Кельбеханов P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX в. Автореф. дне. . канд. фил. наук. Махачкала., 1996. - С. 22. мысли современности. Его жизнепонимание послужило уроком хорошего творческого предводителя не только для поэтов и писателей, но и для деятелей других отраслей осетинской культуры.

Подобный вывод подтверждается основополагающими мыслями одного из первых исследователей творчества А. Царукаева Шамилем Джикаевым: "Александр является продолжателем традиций - с успехом исполняет наказы мудрых писателей-предшественников, несет фарн творчества, огонь лампад классиков. Он является и основоположником традиций: открыл новые возможности для осетинского выразительного слова, имеет последователей, его опыт дает новые силы росту искусства и культуры Осетии"1. Дополняет их "Слово о старшем брате" Сергея Марзоева: "Освоение глубинных языковых залежей - это одно, их художественное осмысление - совсем иное, и без вхождения в языкотворческий процесс оно не дается в руки. Для Александра Царукаева сокровища материнской речи - родная стихия. Он популярен, хотя стилистика его поэзии при всей своей прозрачности весьма и весьма не проста" .

Юбилейный очерк Нафи Джусойты отражает еще одну грань творчества поэта: "Алыксандраен ис аертае аенусон уарзоны - Ирыстоны заехх, йаг айв хуыз-таг, уыдон рафаелив—бафаглив афаедзы раестаеджыты, адаеймаджы царддаеттаег армы раевдыдаей. Уый — йае фыццаг уарзон, аевзонг ма куы уыди, уаедаей фаес-тэемае аенувыд каеуыл у. Лаеппуйы таепп уд - уый йае дыккаг уарзон. Уыцы уды цы уаездан аемае хаедаефсарм аенкъараентае ис, уыдон та - йае дзуринаегтае. Ас лаеджы аеппает бавзараег заердаейы хъизаемар, уый хъуыдыты аемае эмоциты драматизм - уый та у Алыксандры аертыккаг уарзон. Уым сты дуджы карз бы-цаеуты сагъаес, адаеймаджы хъуыдыйы катай нае вазыгджын раестаеджы, нае або-ны дунейы, трагикон ныхмаедзыдтаей тыхнад дунейы.

Емае Алыксандр—поэт ацы аертае уарзонаен лаеггад каены аенувыд аемае кур-диатджын ныхасжй. ^Емае, мае хъуыдыйае, уый у поэтикон сгуыхтдзинад.3"

1 Джыккайты Ш. Ныхас кувгендоны раз // Ныхасы фарн. - Дзаеуджыхъаеу.: Ир, 1996. - 260 ф.

2 Марзоев С. Слово о старшем брате // Северная Осетия. - 1998. - 11 дек.

3 Нафи. Б&ркадджын курдиат // Фидиуаег. - 1978. №11. - С. 68.

Как видим, об истинном поэте "приходится писать в борении с материалом, в споре, в согласии и несогласии с автором, потому что за его стихами и в его стихах - живая судьба, своя, особенная и не похожая на твою жизнь, особенный, неповторимый опыт. И хочешь того или нет, ан мысль перемещается в совершенно иную плоскость, где оценочность как таковая отступает, освобождая место сопереживанию, собеседованию, диалогу"1. У истинной лирики же есть странное свойство: она, голос личности, просто призвана стремиться к некоему самоотречению, то есть личность преодолевает в себе слишком индивидуальное, привычки, пристрастия, причуды, она старается воплотиться в окружающем: в людях, в мире, в истории, в родине, малой и большой. "Отстояться" в них и тем самым - устоять. Именно так обретается имя, что в поэзии равнозначно судьбе.

Поэтому надо помнить, что высокое звание поэта нельзя заслужить с помощью нескольких хороших произведений. Настоящий поэт является мыслителем, художником и гражданином своей эпохи. Александр Царукаев - продолжатель традиций классиков осетинской литературы. Он, в отличие от многих других ее деятелей советского периода, твердо встал у истоков поэзии и заговорил правдивым, носящим ответственность за свой народ, голосом. Этот голос стал символом правды и чести народной, проявлением величайшей мужественности, ведь напряженная общественно-литературная атмосфера того времени безжалостно разрывала нити всех традиций. Впрочем, поэты никогда не получают должного внимания при своей жизни. В Осетии примером этому являются нищенская жизнь и смерть Коста Хетагурова, Елбасдуко Бритаева, Арсена Коцоева.

Но в 30-50-х годах прошлого века эта зловещая, самой судьбой навязанная традиция приняла еще более темные очертания. Разрыв основополагающих нитей связи поколений породил хаос и безбожие. "Долой Шиллера!", "Сожжем Михайлов О. В соседстве травы и металла// День поэзии. М.: Советский писатель. 1977. - C.17I.

Рафаэля!" и другие лозунги побуждали к террору, осквернению имен покойников, зачастую при жизни добивавшихся осуществления нужных, полезных и хороших дел. Не для себя - для родного народа.

Живые классики в эти трудные годы оказались в еще более тяжелом и опасном положении, так как находились под грузом политического и морального террора. Творческая молодежь осталась без учителей и наставников, духовных спутников в лице величайших мыслителей современности.

Трагедию творческой личности во времена смуты показывал и Коста Хе-тагуров: "Когда способное к деятельности и мыслящее существо посредством возмутительнейшего насилия и произвола лишается господствующими каннибалами всякой возможности применения разумных сил и энергии, то это хуже смерти <.> на виселице".1

В условиях политического режима тоталитарного государства поэзия, и не только осетинская, нещадно обесцвечивалась. Ее начали подавать в форме агитки, и становлению этой "деревянной" поэзии способствовали, к сожалению, и ведущие представители всей российской творческой интеллигенции. Практически исключалась возможность творческого роста, новаторских решений и находок. Только талант сверхъестественной силы мог выстоять против этой разрушающей системы. Александр Царукаев выдержал. Воспитывался, рос, набирал силу при тяжелейших условиях социального строя родной страны. Более того, он стал одним из первых осетинских поэтов, взявших за основу своего творчества идеализирование всей жизни настоящего героя той эпохи. Точнее, создание образа, вобравшего в себя признаки людей, которые, по словам Кайсына Кулиева,"добровольно превратили свою жизнь в мост, по которому катится колесо истории". А ведь метель тех времен погасила не один зарождающийся огонек таланта, очень многих заставила опуститься до состояния одаписцев посредственного уровня. Испытания только раздули талант Александра Царукаева, и он полыхнул со всей силой, на которую только был спосо

1 Хетагуров К. Собр. соч. в 5 т.т. T.5. - Владикавказ. - РИПП им. В. Гассиева. 2001. - С.252-253. s бен. Поэт и критик Герсан Кодалаев увидел в творчестве А. Царукаева "аенаен-цой заердэейы хуызтае, йае уды арф хъаедгаемттае, йае туджы заелгаз змаелд. <.> Иэе заердаейы цаестэей цы уыны, йае заердаейы хъусаей цы хъусы, уый у йае по-эзийы саейраг ратаедзаен, уыдоныл нываенды йае риссаг зарджытае. Хъусзей лас-гае хъуыдытае, фаелгонцтаз азмае аенкъараентыл нае хардз казны йае тыхджын курдиат <.> Ахаем мигаенджытыл сатирэейы зынг аефтауы йаехаедзгг."1.

Жесткая ирония, раскрывающая нравственную силу А. Царукаева, наиболее ярко проявляется в стихотворениях с философской направленностью. Философские рассуждения поэта неразрывны с его постоянным лирическим настроем. Такой подход к творчеству связывает способности мышления и чувствования, что, в принципе, является обязательным компонентом для лирической поэзии. Направляя высший философский смысл на идею возвышения красоты родной природы, автор одновременно показывает огромную любовь к Родине.

Таким образом, именно философия позволяла скрывать свои истинные, называемые крамольными, мысли от цензуры, гласной и негласной. В то же время скрытые мысли моментально подхватывались сподвижниками, братьями-поэтами, народом. Это вовсе не борьба периода революций, здесь все происходит по-иному. Но по тем же канонам, по тем же исторически "сложившимся" ошибкам.

Произведения А. Царукаева попадали в опалу, к ним примеривались горе-критики, а он с олимпийским спокойствием, жесткой улыбкой, говорил: "Сказанное обратно не проглотишь". Благодаря этому философскому складу ума и характера он сумел сохранить свою свободу, руководствуясь к тому же пушкинским эстетическим принципом "Служенье муз не терпит суеты". Поэт творит по велению ума и сердца, не требуя наград и льгот от правительства и общества. Эта жизненная позиция является показателем интеллектуальной значимости и высокого ума. К творчеству осетинского лирика вполне применимы слова известного критика: "Поражаясь постоянно умножающемуся обилию на Хъодалаты Г. Йаг "кувэендоны" раз. //Фидиуэег. - 1978. №11. - С. 69. блюдений и переживаний, испытываешь потребность определить природу этой естественной широты, уловить и охарактеризовать движущую силу воодушевленного жизневоплощения, осмыслить <.> "восходящую силу стиха"1. Объясним, почему потребность подобного рода возникает при изучении творчества А. Царукаева. 1 •

Актуальность исследования. Обращение автора данного исследования к творчеству А. Царукаева обусловлено недостаточной изученностью культурно-исторического и художественного значения творчества видного осетинского поэта современности. Изучение его творческого наследия имеет особое значение в правильном научном освещении истории литературы и задач дальнейшего развития национальной поэзии. Не вызывает сомнений и необходимость изучения влияния художественного мировоззрения осетин на постепенное формирование творческой индивидуальности поэта А. Царукаева, так как на современном этапе развития литературной мысли творческая индивидуальность писателя рассуживается в тесной связи с проблемами национально-художественного мир(й£Йдения.

Творчество А. Царукаева до сих пор подвергалось только историко-библиографическому или историко-литературному анализу. В этом плане примечательны труды Ш. Джикаева,2 3. Суменовой,3 Х.-М. Дзуццаты4 и Г. Кода-лаева5.

Надо помнить, что в середине XX века художественные ценности творчества поэта и писателя многими критиками рассматривались через призму политической конъюнктуры. Идеология искажала подлинное содержание произведений и ограничивала научное освещение творческих достижений автора. Данная диссертационная работа является первым монографическим

1 Гринберг И. Счастливая участь стиха//День поэзии. М., Советский писатель, 1977. С. 157.

2 Джыккайты Ш. Ныхас кувэендоны раз// Джыккайты Ш. Ныхасы фарн. - Дзаеуджыхъэеу.: Ир, 1996. - С. 259 -279. Суменова З.Н. Тема искусства в поэзии А. Царукаева // Роль искусства в поэтике литературного произведения. -Орджоникидзе.: Издательство СОГУ, 1989. - С. 175 - 191.

4 Дзуццаты Х.-М. Цагрукъаты Алыксандры поэзийы тыххагй // Дзуццаты Х.-М. Бэерндзинад. - Цхинвал.: Иры-стон, 1976. - 70-80 ф.

5 Хъодалаты Герсан. Йаг "куваендоны" раз // Фидиугег. - 1978. №11.- 69-70 ф. исследованием наиболее важных моментов лирики А. Царукаева, выявляющим колорит и особенности мировосприятия осетинского поэта.

Объектом исследования является лирика Александра Царукаева в оригинале (на осетинском языке), ее идейное содержание и структурные особенности. Исследуются также изобразительные средства и методы художественного воплощения действительности. Определяется обусловленность выбора темы и жизненного материала творческими задачами писателя.

Цели и задачи исследования. Автор диссертационной работы ставит перед собой задачу определения жанровой разновидности стихотворений Александра Царукаева, уточнения идейно-эстетической концепции поэта, выявления его философских идей и образов. Кроме того, раскрывается сущность всех слагаемых богатой палитры художника слова (средства, методы, художественные образы, язык) и определяется вклад творческой личности в поэтическую систему жанров. Отметим, что этот вклад поистине неоценим, в связи с чем и выбор темы диссертационной работы представляется обоснованным.

Научная новизна диссертации. Лирика Александра Царукаева впервые вводится в научный оборот в столь широком плане. Первостепенное внимание обращено на то, что творчество поэта восходит к лучшим традициям мировой поэзии, стремившегося к передаче наследникам сведений о наиболее важных событиях, о подвигах героев — истинных сынов своей родины, а также на освещение художественных функций, способствующих как созданию национального колорита, так и всестороннему раскрытию характера, психологии и нравственных устоев лирических героев. Неординарный взгляд на многие явления жизни дает больше возможностей для наглядного показа вклада того или иного поэта в освоение общечеловеческих ценностей. Индивидуальная и национальная оценка видения мира взаимообогащаются. И хотя жанры исторически устойчивы, их границы, особенно в лирике, не совсем прочны, здесь поиск ярких индивидуальностей "ведется" с самых первых шагов творческой личности.

Автор данной работы не претендует на исчерпывающую полноту охвата лирики самобытного поэта, первые сборники стихов которого обращали на себя внимание глубокой осмысленностью, неординарными философскими рассуждениями, своим неповторимым колоритом в описании картин природы. Внимание уделяется только основным произведениям творца, помогающим в создании целостной картины художественного мира его творчества.

За любой строкой поэта стоит действительность. В то же время творец практически не полагается на значимость, ценность фактов, им привлекаемых. Его прежде всего волнует способность стиха передать напряжение жизни, выразить ее глубинные устремления. Отсюда и новаторские идеи - постоянная готовность к отказу от прочно усвоенного, с трудом добытого ради нахождения новых решений, отвечающих потребностям времени и собственной души. Классик американской литературы Хемингуэй говорил, что подлинное мастерство начинается тогда, когда художник способен отказаться от самого блестящего образа, если эта "находка" нарушает целостность общего. Попытка сохранить такие образы, детали, параллели замедляет ритм повествования, сбивает акценты. А. Царукаев чувствовал эти моменты, и не грозили ему судороги скудной витийствующей мысли, "возникающие" при малой эмоциональной насыщенности, бессодержательности символико-поэтического образа.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. При изучении лирики поэта превалирующим методом является аналитический. Произведения рассматриваются через призму единства формы и содержания, выявления их внутренней организации. Несмотря на различные аспекты, лирика поэта едина - таков путь исследования, выбранный для диссертационной работы. Кроме того, дополнительным аспектом изучения данного исследования стала основополагающая идея творчества Александра Царукаева - призыв к сохранению национального своеобразия культуры, искусства, литературы, т.к. автор знал и проповедовал, что для любого народа исторически самым главным делом является сохранение своего лица. Прав в этом плане грузинский писатель Отар Чиладзе: "Противоборство судьбе и сохранение самобытности навсегда остается главнейшей и богатейшей потребностью для любого народа, пока будет существовать человечество, поскольку своей самобытностью и неповторимостью тот или иной народ не только не противопоставляет себя остальному человечеству, но и по мере возможности обогащает его, добавляет в Общую "семейную" картину именно ту краску, производить которую природа научила лишь его и без которой общая картина утратит полноценность"1.

Твердо зная, что поиск новых путей к свободе разума, возрождению национальной культуры (а их осторожно искали и в те времена), исследование проблем генезиса и национального своеобразия художественного мировоззрения литератур должно происходить с учетом многих проблем, таящихся в самой политической обстановке, многие талантливые поэты, в том числе и А.Царукаев, пытались опираться на многолетний просвещенческий опыт человечества. Создаваемые им образы обладали индивидуальным духовным миром, системой взглядов на оценку общечеловеческих ценностей. Это, в свою очередь, являлось выражением лирического "я" поэта. А. Цару-каев был увлечен целостным показом народного характера. Именно в этом понятии соединяются в единый узел социальное и нравственное, преходящее и вечное, эстетическое и психологическое начала. По словам Х.И. Бако-ва, "национальное своеобразие — понятие не менее важное, не менее емкое, нежели общечеловеческое. Национальное своеобразие создается так же с помощью поэтического языка, которое фокусирует художественное видение окружающего мира. Богатая фразеология языка создает национальный колорит. Именно поэты развивают язык, обогащают его своей яркой индивидуальностью"2. Кроме того, одним из основных принципов творческой деятельности А. Царукаева является "правды могучее оружие направлять против вражды. И не только направлять! Правда должна смотреть на мир

1 Чиладзе О. Ради жизни // Литературная газета. - 1983. - 17 фев. Баков Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника. Автореф. дис. . канд. фил. наук. - Махачкала., 1995. - С. 34. с высоты победителя, а вражда должна исчезнуть!" 1 Для нас этот факт служит еще одним аспектом изучения традиционно-новаторского творчества А. Царукаева.

Широкий охват жизненных явлений поэт достигай использованием средств разных методов. Их выявлению способствуют труды представителей различных литературных направлений. Поэтому оправдана ориентация на труды известных теоретиков и историков литературы В.Г. Белинского, В.А. Жуковского, Г.Н.Поспелова, В.Я. Проппа, JI. Гинзбург, И. Гринберга и др. Творчество поэта рассматривается в контексте исторической и культурной жизни осетинского общества второй половины XX века.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данная диссертационная работа является первой попыткой подробного исследования поэзии А.Царукаева. Анализ конкретных стихотворений приводит к выявлению особенностей творчества поэта, а их научное осмысление - к теоретическим выводам и обобщениям.

Творчество А.Царукаева входит в учебные программы средней школы и филологических факультетов вузов Осетии. Данное исследование может стать учебным пособием в помощь преподавателям и студентам.

Результаты работы могут быть использованы при чтении специального курса по поэтике А.Царукаева, для составления программ и курса лекций по осетинской литературе XX века, создания словаря литературоведческих терминов на осетинском языке и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные части диссертации опубликованы в республиканских журналах "Мах дуг" ("Наша эпоха") и "Хэех-хон дымгае" ("Горный ветер"), в журнале Владикавказского научного центра Российской академии наук "Труды молодых ученых", в сборниках научных трудов Северо-Осетинского государственного университета. Отдельные вопросы работы освещались автором на региональных научных конференциях во

1 Хъодалаты Г. Йэе "кувагндоны" раз. // "Фидиузег". - 1978. №11,- С. 70.

Владикавказе. Автором исследования на факультете осетинской филологии СОГУ читался спецкурс по поэтике А. Царукаева, результаты исследования использованы также на занятиях по спецкурсу "Поэтика осетинской лирики".

Структура диссертационной работы. Работа состоит'йз введения, четырех глав и заключения. В конце каждой главы даются выводы и обобщения. К работе прилагается библиографический список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Техов, Тамерлан Таймуразович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народный поэт Северной Осетии Александр Ибрагимович Царукаев свой земной путь окончил 12 декабря 2000 года в возрасте 82 лет.'^ак случилось, что дата рождения и день смерти поэта-новатора совпали. В этом наверняка будут искать какой-то парадокс или магический смысл. Но уже можно сказать - магия лирических, патриотических, исторических, этико-философских стихотворений А. Царукаева положила начало новой волне осетинской поэзии. Он стал наставником для только зарождающейся поэтической плеяды современных мастеров осетинского слова, очищающим началом для поэтического родника осетинской литературы и до самого последнего дня жизни оставался носителем высокого звания предводителя на пути к поэтическому Олимпу. Таким образом, его можно назвать символом поэтической чести и отваги целой эпохи в истории развития осетинского лирического творчества. Потому и трудно переоценить значение многогранного и жизненного творческого наследия осетинского поэта.

Собственные переживания, их осмысление, серьезный или иронический взгляд на различные проблемы, поиск путей их решения - вот характерные признаки лирики А. Царукаева. Но не стоит забывать, что "лирика - это также искусство, творчески типизирующее жизнь. Переживания <.> представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной своей индивидуализации".1 Особенно это касаемо стихотворений, воспевающих величие Родины и показывающих нелегкие испытания, выпавшие на ее долю, в частности, в период репрессий. Кроме того, "специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного Поспелов Г.Н. Лирика. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - С. 68-69. элемента".1 Разговор от имени лирического "Я" (в прямом виде, впрочем, встречающийся далеко не всегда) дополняется автором с помощью показа свойств грустной, задумчивой, свирепой, но в то же время красивой, сопереживающей, придающей новые силы природы. Поэт остался индивидуумом, не потерявшим собственного "Я" еще и потому, что "эембаерста йЬ' 'рдзон лаегуарзон курдиаты тых, йае ззердаейы зензеазым аемае сыгъдагг конд, аембаерста йае хи-цондзинад ивгъуыд, абон аемае сомимае, а-дунейыл рэесугъддаер аемае лае-джыхъаедджынаей цыдэериддаер ис, зеппает уыдонимае".2 Современная лирика требует наличия именно этих качеств, ввиду того, что "личность поэта и сила, мастерство словесного выражения - сливаются особенно нераздельно и полно. Поэт говорит о себе, о том, что переполняет его ум и сердце, а вместе с тем каждое слово восторга, сожаления, надежды, им произнесенное, обращено ко множеству людей и потому должно существовать независимо от его создателя, обладать силой долговременного воздействия, становиться связью меж людьми".3

Стихотворения-размышления о нелегкой участи творца способствуют, кроме всего прочего, укреплению подобных связей между поэтом и художником, а вслед за тем - воздействуют на читателя рассказом о муках творчества. Поэт-новатор А. Царукаев не просит снисхождения, дар свыше не является для него поводом к обвинению членов общества в непонимании и слишком поздном признании истинного таланта. Он стремится передать чувства, впечатления, веления разума, движущие человеком на творческом пути.Читатель начинает сопереживать с мастером пера или кисти, вникать в его трагическую судьбу, осознавая его готовность к самопожертвованию во имя родного народа.

Думы о народе занимают центральное место в творчестве любого истинного поэта. Более того, поэзия "народна по самому своему материалу. Поэзия в этом отношении гораздо национальнее прозы <.> В прозе словесная форма не является в такой степени ощутимой материальной сущностью искусства, как в

1 Гинзбург Лидия. О лирике.-Л.: Советский писатель, 1974.-С.7.

2 Дзуццаты Хадзы-Мурат. Наема фагци конд йаг сурает // Дзуццаты Хадзы-Мурат. Багрндзинад. - Цхин-вал.: Ир, 1976.-81 ф.

3 Гринберг И. Три грани лирики. - М.: Советский писатель, 1975. - С. 261. поэзии. В поэзии же ощутима самая плоть слова, и она-то и служит материалом искусства".1 Нравственный, гражданский облик поэта, его творческий почерк, воплощенный в стихах, является движущей силой лирики. В творчестве мастера кисти также "отражается в той или иной степени его национальность, проявляется душа того народа, к которому принадлежит художник и собственный стиль мастера носит отпечаток национальности".2

Смысловая однородность высказываний теоретиков литературы и искусства еще раз убеждает в том, что Александр Царукаев не ошибался, выстраивая единую шкалу идейных ценностей для поэта и художника. Стихотворения, а также рисунки осетинского поэта (как было замечено, он не был обделен и такого рода талантом) носят подлинно народный характер.

Его поэзия стала выразителем народной культуры, отражением культурных интересов нации. Очень ярко народность творчества Александра Царукаева проявляется в патриотической лирике, в изображении особенностей национального характера осетин, картин родной природы. Данное свойство помогает автору как в постановке тем и проблем, так и в их решении.

Неустанный поиск привел поэта к новаторским решениям и в раскрытии другой важной темы - любви человека к женщине, родителям, детям. У этих совсем разных понятий есть объединяющее начало - готовность к самопожертвованию ради другого человека. А. Царукаев находит выразительные средства и приемы для показа встречи двух любящих сердец, трепетного отношения к матери и отцу, проявления ласковых чувств к ребенку.

Поэт-альтруист ценил все проявления любви и посвящал стихотворения людям, которые любили и были любимы. Именно поэтому героями стихотворений данного жанра у него становились не только известные личности, друзья-поэты, родственники, но и простые труженики, оставившие хороший след в памяти.

Трагичны, но в то же время полны оптимизма, воли к жизни, произведения, посвященные памяти собратьев по перу. Современный исследователь Григорий

1 Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. - М.-Л.: Гослитиздат, - 1959. - С. 28.

2 Никольский В. История русского искусства. - M.: Терра - Книжный клуб, 2001. - С. 19.

Чхартишвили заметил, что "художник, творец - это Демон, любящий Бога, но отказывающийся быть Его слепым орудием, жаждущий разговора на равных, диалога. За эту дерзость без конца низвергаемый в грязь и ничтожность своего человеческого происхождения, художник вновь и вновь взмывает вверх на крыльях творчества. Но силы, разумеется, неравны".1 Александр Царукаев создает литературные памятники творцам, волею Всевышнего или стараниями власть имущих слишком рано покинувшим земную жизнь и не успевшим осуществить много перспективных задумок. В этих произведениях отражается и гражданская позиция автора, его понимание принципов демократии, раскрываются противоречия общественной жизни, всесторонне исследуется человеческий характер.

Поэт безмерно уважает своего читателя и однажды признается: "Дон бирае цы зайаегой уарзы, ууыл дон цас фылдгер каенай, уыйас ргез хуыздэер хаессы, хъгеддыхдаер у. Афтае аемдзгевгае дзер: цас фылдаер зем зилай, уый баерц аивдаер у. Уымаз гэесгаз мае алы ргенхъыл дазр дген аенувыд. Адазмаен сае каей фыссын, у уый мае хаесджын каены. Адаем цы хаес саеваерой, уымэен аргъ каенын хъаеуы".-Он уверен в том, что "книга - вещь среди других вещей, том, затерянный среди других томов, наполняющих равнодушный мир, пока она не найдет своего читателя, человека, которому предназначены ее символы". Чувство ответственности перед этим читателем у А. Царукаева не ослабевает никогда, и за это он благодарит поклонников своего таланта в стихотворениях-посвящениях.

Талант поэта многогранен и проявляется в том числе в его оригинальном и актуальном сатирическом творчестве. "Сатиры смелый властелин" говорит о недостатках существовавшего общественного строя, клеймит лжепатриотов, мздоимцев, людей, выше-всего ставящих свои корыстные интересы.

Автор, много раз доводя повествование до комизма, каждый раз смешит по-разному, ибо, по определению теоретика советской кинокомедии Р. Юренева,

1 Чхартишвили Григорий. Писатель и самоубийство. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - С. 289290. Маехаемаетты Ахуырбег. Мае базырджын азтэе. - Дзаеуджыхъагу.: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2003. - 101 ф.

3 Борхес Хорхе Луис. Год за годом. // Поло Марко. Книга о разнообразии мира. - С.-П.: Амфора, 1999.

С. 2. смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый н задушевный, <.> иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый. <.> Может быть даже унылый смех!"3 Но в то же время острое перо сатирика заставляет задуматься над насущными проблемами, вспомнить собственные впечатления от встреч с непобедимой бюрократической машиной, узнать в созданных им образах реально существующих людей.

Но все же итоговыми для творчества А. Царукаева стали, по нашему мнению, стихотворения философской направленности. В них соединились глубокая мысль, дальновидность и думы о судьбе родного народа. Примечательно, что здесь охвачены и почти все остальные основополагающие темы лирики поэта.

Размышления о смысле жизни переходят в объяснение целей и задач истинной поэзии, в свою очередь, превращающиеся в уроки мудрости не только наследникам пера самобытного поэта, но и требовательным читателям. Завуалированные под воспоминания о прошлом или мечты о лучшем будущем, пока еще представляющемся в виде фантастических картин, взгляды творца на жизнь, на проблемы и судьбы людские приобретают правдивое звучание, необходимое для усвоения самого главного принципа: никогда не забывать о том, что вскоре непременно предстоит держать ответ перед своим святилищем.

Сам творец испытания на прочность характера и проверку временем прошел с честью. Потому и говорим мы сегодня, что он обладал всеми качествами, присущими настоящему поэту. Классик современной русской литературы Евгений Евтушенко, с которым А. Царукаев был знаком со времен учебы в Литературном институте имени М. Горького, выделил пять основополагающих признаков, дающих возможность судить о том, кто достоин пойти по нелегкому пути мастера пера: "Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом. Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом. Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом. Четвертое; надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и

1 Юренев Р. Советская кинокомедия. - M.: Наука, 1964. - С. 8. этого мало, чтобы стать поэтом. Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо "Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени".1 Только совестливый человек с огромным чувством долга мог написать такие строки:

I >

Поэт-хседзаргсеншг, мсесыгамай, сермдсесны. Ксейдсер цседжындзтее сласта чидсер -Йсехицеен аразы севселмонсей цсерсенуат;

Жз федтон уый, -Жз фехеелдтон мсе кшс. Тсерсын:

Ксед исксемсей дзы иу хъеемпыхал бахауд, -Бынтондсер басыгътон мое къуым.

Поэт-хаедзаргаенаег"

Острый ум, наблюдательность, глубокомыслие и свободолюбие позволили осетинскому поэту создать философскую поэму, где говорится: О карз хъысмсет, Хсерын дын ард,

Мсехи сендсерсей н аивдзынсен сез. Цы уыдтсен, уымсей баззайдзынсен царды.

О ма мын айс мсе хорзсех

Нее дунейы рсесугъддзинад куыд уынон.

1 Евтушенко Евг. Воспитание поэзией // Евтушенко Евг. Избр. произв. в 2 т.т. T.I. - M.: Художественная литература, 1980. - С. 13.

Незаурядная смелость нужна была для того, чтобы открыто заявить:

Мсен цалхы иу хайыл нымадтой -Сседсеймаг, минсеймаг месгсер.

Зсеххон огцоггдзинад зсегъынмсе Мее ныфс - мее рсестады сефсарм. Цсергсесау уселмигъты тсехынмсе уЕрхъуыд байтаман лседжы хсар!

Мэен цалхы иу хайыл нымадтой."

А. Царукаев безмерно ценил творчество великих предшественников, в первую очередь Коста Хетагурова, дружил с младшими по возрасту поэтами, радовался их творческим успехам и в посвящении Георгию Бестауты заявлял:

Ксенын усендон цыд Дсе иунсег фендсей. Дсеу зонын номдзыд Жцсег поэтеей!

Бестауты Геуаергимаг"

Народность творчества осетинского поэта также не подлежит сомнению, что доказывается и строфами, где воспевается доблесть предков: sEpmce сидты сермеестдсер, Ссе нуазсентсе - селу тон, Куысты зыдтой ссерфат.

Фседисхъсермсе - сыфытт гсепп Нсертон селвсесггшй уыдон, Цыма серт-тигь цыргъ фат.

Ертагббгцон"

Приведенные отрывки помогают составить целостное впечатление о творческом кредо автора и соответствии его взглядов на кодекс чести настоящего поэта с мнением Евгения Евтушенко.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом поэзия А. Царукаева отличается драматизмом и трагикой, но в то же время неистребимой волей к жизни: "Уый мысаеггаг назу, тыхаразгае наеу. Уый цэеуы поэтаен йаехи аемае раестаеджы хъысмаетаей, сае карз аемае тызмаег раестдзинадаей. Уый аевзаеры поэты заердае аемае дуджы реалон ныхмаедзыдты хъургъуындаегаей аемае уымае гаесгае у заердаемаехъаргае, уырнинаг. Уымаен йае идейон-аивадон аемае хъомыладон нысан у: цард уын аемае аенкъар, куыддгериддаер у, афтаемаей аемае каеронмае, маелаеты бонмае, фаецаер адаеймагаей! Фаецаер раесугъдаей аемае сыгъдаегаей!"1 Достойно шел поэт по пути упорных трудов, дерзновенных замыслов, нескончаемых поисков. Его творчество проникло в ум и сердце народа, стало мерилом нравственности и честности.

Данная работа не претендует на полный охват творческого наследия Александра Царукаева, на развернутую характеристику всех граней его лирики. Мы хотели только подчеркнуть, что один из самых ярких представителей осетинской литературы второй половины XX века видел и открыто изобличал недостатки тоталитарного строя, писал о добре и справедливости, не терпел лжи и лицемерия. Трагическая судьба - удел всех талантов и многих из них она толкает на создание удивительных литературных, живописных, музыкальных произведений. Вместе с беспрестанным поиском и нахождением новаторских решений Дзуццаты Хадзы-Мурат. Нагма фэгци конд йае сурагт // Дзуццаты Хадзы-Мурат. Багрндзинад. - Цхин-вал.: Ир, 1976. - 83ф. испытания приводят творца к осознанию своего высокого гражданского долга -"сеять доброе, разумное, вечное". Исполнять же ее предстоит всю сознательную жизнь, чтобы проповедуемые нравственные ценности продолжали укреплять свое святилище, так долго и трепетно возводимое в сердце родного народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Техов, Тамерлан Таймуразович, 2004 год

1. Абаев В. Избранные труды. - Владикавказ.: Ир, 1990. - 540 с.

2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука, 1973.

3. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Л.-М.: АН СССР, 1949.

4. Абайты Эдуард. Дае кувжндоны къаесаер кьахихсыд уэед! // Рэестдзинад. 1998. - 10 дек.

5. Абуашвили А. За строкой лирики. М.: Советский писатель. - 1989. - 208 с.

6. Аверченко Аркадий. Собр. соч. в 6 т.т. Т.1. М.: Терра - Книжный клуб, 1999. - 448 с.

7. Айларты И. Ирон фарн. Дзэеуджыхъаеу.: Ир, 1996. - 520 ф.

8. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2 т.т. Т.1. - М.: Терра - Книжный клуб, 1998. - 304 с.

9. Антология осетинской поэзии. Орджоникидзе.: Ир, 1984. - 640 с.

10. Ардов В. Этюды к портретам. М.: Советский писатель, 1983. - 360 с.

11. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т.1. М.: Художественная литература, 1974. - 528 с.

12. Баков Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника: Автореф. дис. . канд. фил. наук. Махачкала., 1995. -32 с.

13. Балаев Игорь. Души и сердца свет. Владикавказ.: Ир, 1991. - 136 с.

14. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М.: Современник, 1985. - 408 с.

15. Белинский В.Г. О классиках русской литературы. М.-Л.: Детгиз, 1950. - 360 с.

16. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т.т. Т.2. М.: ОГИЗ, 1948. - 931 с.

17. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т.т. Т.З. М.: Художественная литература, 1978. -614 с.

18. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика в 2 т.т. Т.2. М.: Гослитиздат, 1959.

19. Блок А.А. Собр. соч. в 8 т.т. Т.5. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 799 с.

20. Веневитинов Д.В. Избранное. М.: Гослитиздат, 1956. - 259 с.

21. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993. - 105 с.

22. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Владикавказ.: СОИГИ, 1993. - 272 с.

23. Всеобщая история искусств. Т.З. - М.: Искусство, 1962. - 531 с.

24. Гамзатов Р. По-земному беспокоясь. Махачкала.: Даг. кн. изд-,во, 1987.

25. Гарин И. Проклятые поэты. М.: Терра - Книжный клуб, 2003. - 848 с.

26. Гегель. Сочинения. Т. XIV. М.: АН СССР, 1958. - 440 с.

27. Гинзбург Лидия. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. - 407 с.

28. Гоголь Н.В. О литературе. М.: Художественная литература, 1952. - 330 с.

29. Голомшток И., Синявский А. Пикассо. М.: Искусство, 1960.

30. Голынец С.В. Иван Билибин. Л.: Аврора, 1988. - 228 с.

31. Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Аврора, 1970.

32. Гринберг И. Три грани лирики. М.: Советский писатель, 1975. - 408 с.

33. Данько Е.А. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век. Вып. 2. -М.-Л.: Искусство, 1940.

34. Дворжак Макс. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций. Т. 2. М.: Искусство, 1978. - 395 с.

35. День поэзии. М., Советский писатель. 1977. С. 224.

36. Джикаев Ш. Адресовано современникам // Социалистическая Осетия. 1978. - 23 дек.

37. Джыккайты Ш. Ирон лигературзейы истори. Дзаеуджыхъаеу.: Ир, 2002. - 464 с.

38. Джыккайты Ш. Ныхасы фарн. Дзаеуджыхъаеу.: Ир, 1996. - 259-279ф.

39. Дзуццаты Х.-М. Арвистон. Цхинвал.: Ирыстон, 1988. - 428ф.

40. Дзуццаты Х.-М. Баерндзинад. Цхинвал.: Ирыстон, 1976. - 70-83 ф.

41. Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 3 т.т. T.l. М.: Гослитиздат, 1952. - 726 с.

42. Довлатов Сергей. Записные книжки. С.-П.: Азбука, 2001. - 256 с.43. "Дом под чинарами", сб. Тбилиси.: Мерани, 1974. - 243 с.

43. Дуганов Р. Рисунки русских писателей. М.: Советская Россия, 1988. - 256 с.

44. Евтушенко Евг. Избранные произведения в 2 т.т. T.l. М.: Художественная литература, 1980. - 398 с.

45. Есенин С. Собр. соч. в 5 т.т. Т.5. М.: Гослитиздат, 1962. - 455 с.

46. Задорнов Михаил. Загадка голубой планеты. М.: Советский писатель, 1988. - 266 с.

47. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. JL: Наука, 1987. - 246 с.

48. Зарубежная литература. М.: Просвещение, 1975. - 320 с.

49. История всемирной литературы в 9 т.т. Т.З. М.: Наука, 1986. -,816 с.

50. История русской литературы в 4 т.т. JI.: Наука, 1980 - 1983.

51. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. - 592 с.

52. Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А. Писатели Северной Осетии. Владикавказ.: Ир, 1992. - 219-221 с.

53. Карим Мустай. Притча о трех братьях. М.: Современник, 1988. - 367 с.

54. Кельбеханова М.Р. Лирика Ибрагима Гусейнова. Автореф. дис. .канд. фил. наук. Махачкала., 1999. - 24 с.

55. Кельбеханов P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии пер. пол. XX в. -Автореф. дис. .канд. фил. наук. Махачкала., 1996. 32 с.

56. Керцелли Л. Мир Пушкина в его рисунках. М.: Московский рабочий, 1983. - 191 с.

57. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 320 с.

58. Критикон уацты агмбырдгонд. 2 хай. Дззеуджыхъэеу.: Ир, 1994. - 288 ф.

59. Лапшин В.П. Союз русских художников. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 422 с.

60. Левый И. Искусство перевода. М.: Прогресс, 1974. - 397 с.

61. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Художественная литература, 1957. - 519 с.

62. Литературная газета. 1983. - 17 фев.

63. Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Л., 1934.

64. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М.: Наука, 1976. - 190 с.

65. Макарян А. О сатире. М.: Советский писатель, 1967. - 275 с.

66. Мамсуров Темирболат. Осетинские песни. Орджоникидзе.: Ир, 1985.

67. Маргвелашвили Г. Когда на нас глядит поэт. М.: Советский писатель, 1990. - 336 с.

68. Марзоев Сергей. Слово о старшем брате // Северная Осетия. 1998. - 11 дек.

69. Мах дуг. 1952. №5. - 48 ф.

70. Маерзойты Сергей. Л^хсарджын поэт // Мах дуг. 2002. - №4. - 54 ф.

71. Мзехземзетты Ахуырбег. Мае базырджын азтае. Дзаеуджыхъаеу.: ЦИПУ-йы рау-агьдад, 2003. - 97-103 ф.

72. Нафи. Баеркадджын курдиат // Фидиуагг. 1978. - 68-69 ф.

73. Нафи. Ирон айв дзырды саерваглтау. Цхинвал.: Хуссар Ирыстоны рауагъдады чингуыты сектор, 1966. - 372 ф.

74. Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1985. - 224 с.

75. Нигер. Уацмыстае. Цхинвал.: Ирыстон, 1988. - 481 ф.

76. Нигер. Уацмысты аеххаест аембырдгонд аертае томаей. 3 т. Дзэеуджыхъаеу.: Ир, 1968. - 668 ф.

77. Николаев Д. Сатира Гоголя. М.: Художественная литература, 1984. - 367 с.

78. Никольский В. История русского искусства. М.: Терра - Книжный клуб, 2001. -304 с.

79. Новиков А.И. Русская философская поэзия. С.-П.: Наука, 1992.

80. Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л.: Просвещение, 1973. - 191 с.

81. Поло Марко. Книга о разнообразии мира. С.-П.: Амфора, 1999. - 384 с.

82. Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Изд. Московского Университета, 1976. - 208 с.

83. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые поэты России. М.: Вече, 2001. - 480 с.

84. Приходько В.А. Постижение лирики. М.: Детская литература, 1988. - 237 с.

85. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. - 183 с.

86. Роль искусства в поэтике литературного произведения. Орджоникидзе.: Изд. СОГУ, 1989.- 175-191 с.

87. Русская любовная лирика. М.: Согласие, 2000. - 480 с.

88. Словарь античности. М.: Прогресс, 1993. - 704 с.

89. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

90. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. -512с.

91. Стоун Ирвинг. Муки и радости. М.: Правда, 1991. - 768 с.

92. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.-471 с.

93. Туаллагов А. Приговоренные к бессмертию. Владикавказ.: Алания, 1993. - 448 с.

94. Уарзиаты В. Праздничный мир осетин. М.: СОИГИ, 1995. - 248 с.

95. Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. - 488 с.

96. Хэерзогты Аслан. Нэертон фэендыр // Мах дуг. 1997. №2. - 115-116 ф.

97. Хемингуэй Э. Победитель не получает ничего. М.-С.П.: Литература, Кристалл, 2001,- 1120 с.

98. Хетагуров К. Собр. соч. в 5 т.т. Владикавказ. - РИПП им. В.Гассиева, 1999-2001.

99. Хъодалаты Герсан. Йэе "кувэендоны" раз // Фидиуаег. 1978. №11.- 69-70 ф.

100. Царукаев А. Истертые знаки // Дарьял. 1999. №1. - С. 4-7.

101. Царукаев А. Песнь тебе принес я. М.: Молодая гвардия, 1958. - 96 с.

102. Царукаев А. Росинка в цветке. Орджоникидзе.: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963. - 134 с.

103. Цаерукъаты А. Арвырдын. Орджоникидзе.: Цаегат Ирыстоны чингуыты рауагъ-дад, 1959. - 153 ф.

104. Цэерукъаты А. ^Евзистсыг къаевдатае. Орджоникидзе.: Ир, 1988. - 285 ф.

105. Цаерукъаты А. /Емдзэввгаетае. Дзаеуджыхъаеу.: Цаегат Ирыстоны паддзахадон рауагъдад. - 1947.

106. Цэерукъаты А. Заердэейы фаендаегтае. Орджоникидзе.: Ир, 1984. - 152 ф.

107. Цэерукъаты А. Лирикае. Орджоникидзе.: Ир, 1974. - 226 ф.

108. Цэерукъаты А. Сагъаес. Дзэеуджыхъаеу.: Ир, 1994. - 424 ф.

109. Цэерукъаты А. Саеууон зарджытае. Дзаеуджыхъаеу.: Цэегат Ирыстоны чингуыты рауагъдад, 1952. - 63 ф.

110. Цэерукъаты А. Фыдэей фыртмэе. Орджоникидзе.: Ир, 1978. - 271 ф.

111. Цэерукъаты А. Царды авдэен. Орджоникидзе.: Цаегат Ирыстоны чингуыты рауагъдад, 1965. - 146 ф.

112. Цэерукъаты А. Цыма лаеууын аез куваендоны раз. Орджоникидзе.: Ир, 1968. - 204 ф.

113. Цэерукъаты Алыксандр. ^Емдзаевгаетае// Мах дуг. 1995. - №3-4. - 5-15 ф.

114. Цэерукъаты Алыксандр. Л^мдзаевгаетэе // Рэестдзинад. 1997. - 11 нояб.

115. Цэерукъаты Алыксандр. Дзуарбадаен // Мах дуг. 1997. - №2

116. Цэерукъаты Алыксандр. Дзырды равг // Мах дуг. 1999. - №8. - 5-11 ф.

117. Цэерукъаты Алыксандр. Мае абоны фембаелд Калоты Хазбиимэе // Рэестдзинад. -2000,- 17-19, 22-24 авг.

118. Цаерукъаты Алыксандр. "Мае хъустыл ауайы аенахуыр заел." // Мах дуг. 1988. -№12.-3-11 ф.

119. Цаерукъаты Алыксандр. Мысинаегтае // Раестдзинад. 1998. - 23 апр.

120. Цаерукъаты Алыксандр. Нае цард хъылма фынты рад // Мах дуг. - 1995. - №9. -62-71 ф.

121. Цаерукъаты Алыксандр. Ног аемдзаевгаетае // Мах дуг. 2000. - №9.

122. Цаерукъаты Алыксандр. Рухс аемае тар // Мах дуг. 1990. - №5. - 3-6 ф.

123. Цаерукъаты Алыксандр. Сатирикон раенхъытае // Мах дуг. 2000. - №8. - 61-62 ф.

124. Цаерукъаты Алыксандр. Удварны хэезнатае // Мах дуг. 1993. - №5-6. - 3-10 ф.

125. Цаерукъаты Алыксандр. Удвэендыр // Мах дуг. 1996. - №10. - 5-16 ф.

126. Цаерукъаты Алыксандр. Удрухсы арты // Мах дуг. 1988. - №5. - 3-7 ф.

127. Цаерукъаты Алыксандр. Царды комулаефт // Мах дуг. 1994. - №2-3. - 3-12 ф.

128. Цаерукъаты Алыксандр: 80 азы // Мах дуг. 1998. -№11.- 5-76 ф.

129. Чхартишвили Григорий. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

130. Шульц Карел. Камень и боль. М.: Художественная литература, 1967. - 638 с.

131. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.: Художественная литература, 1981. - 687 с.

132. Юренев Р. Советская кинокомедия. М.: Наука, 1964. - 538 с.

133. Якушин Н. Тропа к Некрасову. М.: Детская литература, 1987. - 304 с.135. "Я помню чудное мгновенье. Из русской любовной лирики". М.: Правда, 1987. -560 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.