Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Георгиади, Татьяна Васильевна

  • Георгиади, Татьяна Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 173
Георгиади, Татьяна Васильевна. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2000. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Георгиади, Татьяна Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В МИФОЛОГИИ, РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ НАРОДОВ РОССИИ

1.1. Мифологические представления древних славян и тюрков о жизни и смерти.

1.2. Религиозные представления народов России о жизни и смерти.

1.3. Философские представления о смысле жизни и смерти (от Радищева до Бердяева).

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Восприятие проблемы жизни и смерти в советскую эпоху.

Социальный кризис в России и его последствия.

Проблема «право на смерть» и ее оценка в современной России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России»

Актуальность темы исследования. Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни - ситуации, которые в философии исследовались достаточно глубоко. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их смертельной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы философии и искусства.

К сожалению, в отечественной философии долгое время господствовало пренебрежительное отношение к этим проблемам: считалось, что их обсуждение не только травмирует людей, но и открывает широкий простор идеалистическим и религиозным учениям. Между тем каждый переживал смерть близких, многим приходилось видеть «лик смерти». Осознание факта своей смертности придает жизни человека глубокую эмоциональную напряженность, неведомую другим существам и вызывает активный протест. Этот протест против неизбежного конца пронизывает все аспекты социальной и культурной жизни, и находит наиболее яркое отражение в религиях. Многие религии ориентируют человека на посмертное существование, связывая его с миром «вечной жизни», которого можно достичь посредством магических ритуалов, или с помощью Бога, или через мистическое просветление.

Исследуемая нами проблема соотношения жизни и смерти составляет один из аспектов философских учений о человеке и обществе. Жизнь в классической философии - это фиксирующий способ бытия, наделенных внутренней активностью сущностей в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. Смерть - одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Темой смерти обозначен водораздел между 4 классической, традиционной и неклассической, современной философией. Смерть есть естественное завершение всякого индивидуального (конечного) существования, но только один человек осознает тот факт, что он смертен. Именно через это знание смерть входит в человеческую жизнь. Проблема смерти становится существенным фактором жизни человека, т.к. общая направленность мировоззрения во многом определяется отношением к смерти. Жизнь и смерть - взаимосвязанные категории, поэтому мы и рассматриваем их в неразрывном единстве.

Исторический опыт свидетельствует, что в человеческой культуре происходит постоянная трансформация представлений о ценностях жизни и опасности смерти, что можно увидеть во многих источниках восточной и западной философии, религии, мифологии и искусстве.

Особую значимость проблемы жизни и смерти человека приобретают в переломные эпохи, когда в обществе происходят грандиозные изменения, охватывающие все сферы человеческого бытия. Именно в период кризисов люди задумываются о предельных основаниях своего бытия, выдвигая разные доктрины. Такой переломный, во многом критический характер носит переживаемая нашей страной эпоха. В настоящее время Россия существует в условиях глобального по своим масштабам социального кризиса. Наличие этого кризиса связано с тем, что меняется общественный строй, совершается переход от традиционного типа цивилизации к современной. Кризис охватил все общество, проявляясь не только в производственно-хозяйственной сфере, но и в политике, в общественных отношениях, в культуре, образовании и иных сферах жизнедеятельности. Негативные социальные последствия данного кризиса (алкоголизация населения, массовое распространение наркотиков, рост числа самоубийств и др.) формируют специфическое отношение к ценности жизни, и проблемам смерти в современной России.

В нашем видении проблема трансформации общественного сознания, формирующегося под воздействием социокультурных условий и вместе с тем 5 связанная с изменением понимания проблемы жизни и смерти должна рассматриваться на нескольких уровнях: на цивилизационном уровне она указывает на различия в представлениях о ценности жизни и отношении к смерти в России и других странах; на уровне отдельного общества она выступает как сложная совокупность традиций, относящихся к культуре различных социальных групп; на уровне личности она предстает как исследование смысла жизни конкретного человека.

Степень разработанности проблемы. К проблеме соотношения жизни и смерти исследователи активно обращаются, начиная с древности, с того момента, когда человек стал осознавать свою смертность, смотреть на нее с точки зрения вечности. Первые представления о том, что жизнь и смерть -это две взаимосвязанные силы, которые управляют миром, влияют на развитие человека и общества, возникают в мифах. Дальнейшее развитие они получают в религиозных системах, и, наконец, становятся предметом изучения философии.

За многие годы исследования данной проблемы накопилось много исследований, среди которых можно выделить работы зарубежных авторов:

A.Адлера [2], Ф.Арьеса [7], С. Грофа [40], Донини А.[44], А.Камю [67], А. Маслоу [97], Ф.Ницше [112], В.Франкла [152], З.Фрейда [153], Э. Фромма [156], Дж.Хэлифакса [40], А.Шопенгауэра [168], А. Швейцера [165] и других.

Проблемы жизни и смерти, их диалектического соотношения, неразрывно связаны с вопросом о смысле жизни. Эти аспекты подробно изучали отечественные философы и писатели XVIII века (А.Н.Радищев [64]), XIX - XX веков - П.Я.Чаадаев [161], Ф.М.Достоевский [54], Л.Н.Толстой [142], В.С.Соловьев [169], Н.Ф.Федоров [154], А.Ф.Лосев [90], а также философы русского зарубежья: Н.А.Бердяев [16], Б.П.Вышеславцев [31],

B.В.Зеньковский [58], И.А.Ильин [61], Н.О.Лосский [91], С.Л.Франк [151]. Поиск и обретение смысла жизни составляет предмет философского анализа таких современных российских исследователей, как И.В.Вишев [28], 6

A.Я.Гуревич [41], Д.И.Дубровский [47], Л.Н.Коган [71], И.С.Кон [72],

B.А.Кутырев [85], С.Л.Кучинский [86], А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантов [105], И.Б.Новик [113].

Одной из тем, связанной с проблемой жизни и смерти, является добровольный уход из жизни, или самоубийство. Она - предмет изучения философов, социологов, психологов, медиков. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А.Бердяев [15] и Э.Дюркгейм [50]. В настоящее время данный феномен изучают В.А.Войцехович [29], С.Вулф [30], С.Рязанцев [129], А.Тхостов [145] и др.

Предметом споров стала проблема эвтаназии - добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека. Этим вопросом занимаются многие зарубежные специалисты, среди которых отметим работы У.Гейлина, Л.Р.Касса, Э.Пеллегрино, М.Сиглера [34]. В последние годы отечественными философами активно обсуждаются проблемы эвтаназии как активной, так и пассивной, со всеми вытекающими отсюда аргументами «за» и «против». Это - исследования С.Быковой, Б.Юдина и Л.Ясной [24], В.А.Глушкова [36] Л.А.Дурнова [49], М.Малеиной [96], В.Д.Менделевича [100], В.М.Розина [124], П.Д.Тищенко [141] и др.

Кроме того, в данной диссертации автор опирался на фундаментальные исследования по проблемам методологии социального познания Г.А.Антипова и А.Н.Кочергина [6], В.С.Барулина [10], Г.Е.Зборовского [55], В.В.Кемерова [69] и др.; а также на работы по различным разделам культуроведческой проблематики В.Ф.Асмуса [8], В.Н.Басилова [11], А.Ф.Замалеева [54], А.А.Гусейнова [42], В.И.Курбатова [82], Б.А.Рыбакова [126], и башкирских ученых - Н.В.Бикбулатова, Ф.Ф.Фатыховой [20], А.Х.Давлеткулова [43], Ф.Г.Кузбекова [79], Г.Г.Салихова [130].

В данной работе нашли также отражение монографии и статьи, посвященные специфике российского социального развития Л.А.Гордона и 7

Э.В.Клопова [38], Л.И.Семенниковой [133], В.В.Скоробогатского [134],

B.Ю.Черных [163], Н.И.Лапина [170], Г.В.Осипова.

Среди ученых Башкортостана ряд проблем, относящиеся к избранной нами теме, исследуют Д.Ж.Валеев [25], Б.С.Галимов [33], Д.М.Гилязетдинов [35], Ю.Н.Дорожкин [45], Р.Б.Камаев [66], А.Ф. Кудряшев [101],

A.А.Б.Курлов [83], А.В.Лукьянов [93], С.А.Мухамедьянов [107], Р.Т.Насибуллин [108], И.М.Орешников [114], С.М.Поздяева [120],

C.Н.Семенов [132], Р.М.Тухватуллин [142], Ф.С.Файзуллин [144],

B.Н.Финогентов [148], И.В.Фролова [121] В.С.Хазиев [158], Л.А.Ширяев [165] и др.

По нашему мнению, в проблеме соотношения жизни и смерти, особенно в ее преломлении через призму социальных проблем, на сегодняшний день недостаточно подробно разработана тема эволюции мифологических, религиозных и философских представлений о жизни и смерти народов России, рассматриваемых в контексте исторического развития нашей страны; редко обсуждается вопрос о негативных последствиях не только для общества в целом, но и для ряда общественных групп, для каждого отдельного человека, современного социального реформирования в России, приводящих к таким социальным аномалиям, как наркомания, алкоголизм, самоубийство; недостаточно изучены некоторые аспекты «права на смерть», в частности, необходимость применения в современных условиях эвтаназии, создание хосписов; мало работ, исследующих смысл жизни личности в кризисную, переходную эпоху, когда происходит смена типа ценностных ориентаций. Эти аспекты проблемы соотношения жизни и смерти составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования. Объектом исследования является российское общество. Предметом данного исследования выступает трансформация общественного сознания, формирующаяся под воздействием современной 8 социальной ситуации, оказывающей непосредственное влияние на изменение отношения к жизни и смерти в сегодняшней России.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является социально-философский анализ проблемы соотношения жизни и смерти, позволяющий осмыслить особенности социального и духовного реформирования российского общества конца XX века.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

• проанализировать трансформацию представлений о жизни и смерти в мифологии, религии и философии народов России;

• рассмотреть восприятие жизни и смерти в советскую эпоху;

• исследовать особенности развития современного российского общества через призму его отношения к жизни и смерти;

• оценить негативные последствия социального реформирования в России, приводящие к таким социальным аномалиям, как наркомания, алкоголизм, самоубийство;

• выявить традиционные подходы к проблеме «право на смерть» и оценить положительные и отрицательные стороны эвтаназии применительно к современной России.

Методологическая база исследования. Методологической основой данной работы является социокультурный подход к проблеме соотношения жизни и смерти, основы которого заложены зарубежными исследователями и развиты в трудах современных отечественных авторов. В диссертации использованы также адекватные поставленной задаче элементы методологии социологического и диалектического подходов, особенно при анализе современных социальных изменений, происходящих в российском обществе. Особое значение имеет использование в работе таких общефилософских принципов, как единство исторического и логического, объективность рассмотрения, восхождение от абстрактного к конкретному. 9

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: осуществлен социально-философский анализ проблемы соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России. В рамках работы автором

• выявлено, что эволюция представлений народов России о жизни и смерти связана с тем, как люди определяют смысл жизни, который преломляется через мифологию, религию и философию;

• доказано, что в советскую эпоху взгляды на жизнь и смерть формировались в рамках представления о так называемой «перевернутой смерти»: власть, проповедуя атеизм и отрицая загробную жизнь, бессмертие души, вела себя так, как будто смерть людей не играла никакой роли для жизнедеятельности общества; вместе с тем она решала проблему бессмертия, ставя прижизненные памятники вождям и героям советской действительности;

• обосновано, что в России, находящейся в условиях макросоциального кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности общества, вырабатывается новое видение проблемы соотношения жизни и смерти, которое заключается в том, что человеческая смерть обретает ценность, если смотреть на нее с точки зрения вечности;

• раскрыто, что самоубийство - многогранный феномен, аккумулирующий многие проблемы: философские (утрата смысла жизни), психологические (психическое расстройство), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. д.), нравственные, правовые и медицинские (болезнь);

• выявлены новые подходы к проблеме «право на смерть», связанные с применением эвтаназии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы о специфике рассмотрения проблемы жизни и смерти в мифологии, религии и философии легли в основу спецкурса «Проблема жизни и смерти в

10 духовном опыте человечества», внедренного в учебный процесс по предметам «Философия», «Культурология» и «История медицины» на всех специальностях Башкирского медицинского колледжа.

Научные результаты исследования найдут дальнейшее применение в осмыслении ряда дискуссионных вопросов таких отраслей гуманитарного знания, как социология, социальная философия, социальная работа, культурология.

Отдельные разделы работы найдут применение в курсах философии и социологии, в частности при изложении тем «Человек как предмет философского анализа», «Духовный мир человека», «Философский анализ общества», «Жизнь и смерть в духовном опыте человечества», «Общество и личность» и ряда других. Ряд материалов может быть положен в основу разработки специальных элективных курсов для студентов, а также организации и проведения академических коллоквиумов.

Апробация работы. Основные идеи научного исследования обсуждались в ходе участия автора в семинаре преподавателей социально-гуманитарных дисциплин г.Уфы (Уфа, сентябрь 1999 г.), на Республиканской научно-практической конференции по проблемам валеологии (Уфа, ноябрь, 1999 г.), на Республиканском семинаре преподавателей сестринского дела (Уфа, январь 2000 г.) и др.

Наиболее полно концепция автора отражена в учебном пособии «Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии» (Уфа, 2000 г.), написанной в соавторстве с д-ром филос. н., проф. С.М.Поздяевой.

Ряд идей работы были апробированы в процессе работы курсов повышения квалификации преподавателей философии и социологии средних специальных учебных заведений (октябрь 1996 г., май 1997 г., май 1998 г., октябрь 1999 г.), в работе методической комиссии преподавателей социально-гуманитарных дисциплин при Совете директоров средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан и г.Уфы.

12

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Георгиади, Татьяна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее проявлениях. Как мы это показали в данном исследовании, о них размышляли основоположники религий, философы, деятели искусства и литературы, социологи и медики. Для нас жизнь и смерть - взаимосвязанные амбивалентные понятия, значимость которых определяется человеком через понятие «смысл жизни». Однако, на наш взгляд, следует рассматривать даже не дихотомию жизни и смерти, а своеобразную триаду: жизнь - смерть -бессмертие, поскольку все духовные системы, придуманные человечеством, исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Максимальное внимание уделялось при этом смерти и подготовке к ней, а человеческая жизнь трактовалась как мгновение истории, отпущенное человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию в иной, неземной жизни.

1. Рассмотрение мифологических представлений у народов России (древних славян и тюрков) приводит к выводу о том, что жизнь и смерть - это две персонифицированные силы, которые управляют миром, влияют на развитие человека и общества. В мифах этих народов повторяется один и тот же сюжет - о боге воскресающей и умирающей природы, который символизирует мировой порядок, управляет жизнью и смертью человека. В мифологической картине для древнего человека существует три мира -небесный, земной и подземный. Человек может пребывать только в земном мире (при жизни) или подземном мире (после смерти). Эти миры равны, потому что, по представлениям древних, «даже солнце в равной степени светит и живым, и мертвым». Небесный мир - обиталище богов, и доступ человеку туда невозможен. В мифах обретение вечной жизни - бессмертия связывалось с представлениями о том, что человек имеет смертное тело и бессмертную душу.

156

2. В монотеистических религиях России находит наиболее яркое отражение протест против неизбежного конца, пронизывающий все аспекты социальной и культурной жизни. Все религии ориентируют человека на посмертное существование, связывая его с миром «вечной жизни», которого можно достичь путем магических ритуалов или с помощью Бога. Во всех рассмотренных религиях весьма существенное место занимает понятие «царство Божье». Это царство душевного покоя и гармонии, тот особый мир, который должен обнадежить и восполнить отсутствие подлинной жизни человека в мире земных скорбей и отчаяния. «Царство божье» - сознательная самоизоляция человека от внешнего мира, внутренняя защита от его зла, враждебности, способ отрицания конечного, злого.

3. Во всех рассмотренных нами религиях выработано особое ценностное отношение к жизни и смерти человека: через смерть конкретного человека соединяются два противоположных мира - земной и небесный. Существенные отличия наблюдаются не только в монотеистических вариантах религии (в исламской и христианской традиции с одной стороны, и буддисткой, с другой), но и политеистических. Для христианства и ислама - это представление о том, что жизнь человека конечна, для буддизма - это череда рождений и смертей, которые сменяют друг друга и каждое последующее зависит от нравственного поведения человека в прошедшей жизни.

4. Проблема жизни и смерти в философии эволюционировала в двух основных плоскостях: от полного отрицания смерти и бессмертия до полного признания власти смерти над человеком, от противопоставления жизни и смерти, до соединения жизни и смерти как двуединого целого. Мы исходим из того мнения, что не только культурной эпохи , но и разные философы демонстрируют неодинаковое отношение к смерти. В этом плане русская религиозная философия конца XIX и начала XX вв. дает чрезвычайно интересный и богатый материал.

157

5. По-новому в советскую эпоху рассматривалось восприятие жизни и смерти. Сталинская «модернизация» привела к разрушению уникального плюралистического мира дореволюционной России. При Советской власти представления о жизни и смерти, с одной стороны, базировались на марксистко-ленинской идеологии, основой которой был атеизм, т.е. отрицание загробной жизни, бессмертие души, существование Бога. Согласно второй, в советскую эпоху формировалось представление о так называемой «перевернутой смерти» (термин Ф.Ариеса). Общество вело себя так, как будто вообще никто не умирал, хотя сотни, тысячи человек заканчивали свою жизнь в сталинских лагерях, погибали на фронтах Великой Отечественной.

6. В процессе анализа мы обратились к особенностям современной трактовке проблемы жизни в Россия, которая сегодня находится в условиях социального кризиса, который проявляется во всех сферах действительности. Макросоциальный кризис в России рассматривается нами на фоне глобального по своим масштабам общепланитарного кризиса современной человеческой цивилизации, так называемого мегакризиса. Человечество, в том числе Россия, стало перед альтернативами, от решения которых зависит будущее всего мира. К сложнейшим глобальным проблемам которые встали перед всеми странами мира, добавляется рост алкоголизация населения, распространения наркотиков, растет кривая самоубийств.

7. Одной из серьезнейших проблем российского общества стала наркомания. Наиболее распространенные причины наркомании: 1)социально-экономический кризис в стране; 2) разрушение института семьи; 3) отсутствие жизненных перспектив; 4) плохая организация досуга; 5) сознательное вовлечение детей и подростков в наркоманию; 6) убежденность наркоманов в возможности в любой момент остановиться.

8. Другой социальной проблемой, приводящей современное российское население к смерти, является алкоголизм. Он входит в общую проблему

158 наркомании и ведет к полному моральному и физическому разложению личности, фактически к самоубийству.

9. Самоубийство - очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы: 1) философские (утрата смысла жизни) 2)психологические (психологическое расстройство), 3) социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. д.), 4) нравственные, 5) правовые, 6) медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь).

10. В последние десятилетия возрос интерес к проблеме добровольного ухода из жизни. В связи с этим философской , медицинской и юридической литературы обсуждается вопрос связанный с «правом на смерть» применительно к эвтаназии. Проблема эвтаназии привела к появлению нового направления в медицине, такого как биоэтика. Современная танатология как учение о правильной смерти различает активную и пассивную эвтаназию. Пассивная эвтаназия (метод «отложенного шприца») означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание. В случае активной эвтаназии (метод «наполненного шприца») врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть.

В диссертации осуществлена оценка результатов исследования, сформулированы общие теоретические выводы и практические рекомендации. Определенны направления дальнейших поисков в данной области.

159

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Георгиади, Татьяна Васильевна, 2000 год

1. Аврелий Августин. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с лат. М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. - № 1. - С. 15 - 26.

3. Азаматов Д.М. Философская мысль в Башкортостане. -Уфа: Башкирская энциклопедия, 1998 1,0 п.л.

4. Акопян А., Нужный В. Российский национальный феномен -алкоголизм. // Аргументы и факты. 1999. - № 3.

5. Алигьери Данте. Божественная комедия: Пер. с итал. Пермь: Пермская книга, 1994.-479 с.

6. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 258 с.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528 с.

8. Асмус В.Ф. Античная Философия. Изд. 2-е, доп. - М.: Высшая школа, 1976.-543 с.

9. Бабаян Э. К единой концепции контроля над наркотическими средствами. // Медицинская газета. 1999. - 17 марта. - № 20.

10. Барулин B.C. Социальная философия. М.: Изд-е МГУ, 1993. 4.1 - 334 е., Ч. 2-236 с.

11. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. - 208 е., с ил.

12. Бассин Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений // Философские науки. -1990.-№3,-С. 43-53.

13. Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос. - Уфа: Башкирск. книж. изд-во, 1987.-544 с.

14. Белогуров С.Б. Популярно о наркоманах и наркоманиях. СПб.: «Невский Диалект», Изд-во ПНОМ, 1998. - 128 е., с ил.160

15. Бердяев H.A. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 24 с.

16. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс, Харьков «Фолио», 1997. - 624 с.

17. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220 с.

18. Библейская энциклопедия. Репринт. Издание Свято Троице-Сергиевой Лавры, 1990.-901 с.

19. Библия. Современный перевод библейских текстов. М.: Библио-Русиком, 1998.- 1150 с.

20. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв.-М.: Наука, 1991.-189 с.

21. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. -Новосибирск: Наука, 1990. 216 с.

22. Буддизм: Словарь. М.: Республика, 1992. - 287 с.

23. Буддизм в России // Религии мира / Под ред Я.Н.Щапова. М.: Просвещение, 1994. 123 с.

24. Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. -1994.-№2.- С. 147-153.

25. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башкирск. книж. изд-во, 1989. - 256 с.

26. Валеология человека. В 5 тт. СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 4.1. -832 с.

27. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1996. -336 с.

28. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука, 1990. - 248 с.

29. Войцехович В.А., Редько А.И. Пусть умирает тот, кто не хочет жить? (медико-социальный взгляд на проблему самоубийства) -// Кубанский научно-медицинский вестник. Краснодар, 1994. - 150 с.161

30. Вулф С. Эвтаназия: не переходить границу. Последний выход: конец дискуссиям // Человек. 1993. - № 5. - С. 53-61.

31. Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Человек. 1993. - № 2. - С. 80-96.

32. Габиани A.A. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.-220 с.

33. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд- во СГУ, 1981. - 246 с.

34. Гейлин У., Касс Л.Р., Пеллегрино Эд., Сиглер М. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. - № 2. - С. 52-54.

35. Гилязетдинов Д.М. Обновление духовной деятельности в обновленном обществе. Уфа, 1994. - 2,6 п.л.

36. Глушков В.А. Социологические и правовые аспекты эвтаназии // Социологические исследования. 1992. - № 7. - С. 12-20.

37. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения: очерки по истории религии. М.: Изд-во МЦХА, 1991. - 93 с.

38. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было?: Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М.: Политиздат, 1989. -319с.

39. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. -СПб.: «Невский Диалект». «Изд-во ПНОМ», 1997. - 374 с.

40. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. Пер. с англ. - М.: Изд-во Трансперс, инс-та, 1996. - 246 с.

41. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории.-М.: Наука, 1989.-С. 114-135.

42. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 е., ил.

43. Давлеткулов А.Х. Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир (социально-философский анализ) //162

44. Диссертация на соискание ученой степени д-ра филос.н. Уфа: БашГУ, 1999.- 321с.

45. Донини А. У истоков христианства (от зарождения христианства до Юстиниана): Пер. с итал. М.: Политиздат, 1989. - 365 е., ил.

46. Дорожкин Ю.Н. Девиантное поведение // Психология и педогогика. -Уфа, 1997.- 1 п. л.

47. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. - 523 с.

48. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинства личности // Философские науки. 1990. -№ 5. - С.116-120.

49. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. Л.: Медицина, 1991. - 201 с.

50. Дурнов Л.А. Эвтаназия смерть? // Врач. - 1997. - № 7. - С. 44-48.

51. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Союз, 1998. - 496 с.

52. Евсюков В.В. Мифы о мироздании // Мироздание и человек. М.: Политиздат, 1990. - 352 с.

53. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и смысл мышления. М.: Политиздат, 1990.-288 с.

54. Заиграева Г. Общество и алкоголизм. М.: Политиздат, 1992. - 235 с.

55. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Издание 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во Магистр, 1996. - 352 с.

56. Зборовский Г.Е. Общая социология. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Ин-т социологии и экономики, 1999. - 601 с.

57. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1996 году (Статистические материалы). М.: Медицина, 1997. - 175 с.

58. Здравоохранение и рынок (Интервью с A.C. Акопяном) // Общественные науки и современность. 1998. - № 2. - С. 32-90.

59. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения // Человек. 1993. - № 4. - С. 76-89.163

60. Иллюстрированная история религии. В 2-х тт. /Под ред. проф. Д.П. Шантени де ля Соссей. Изд-е 2-е. М.: Российский фонд мира, 1992. -Т 1. - 1115 с.

61. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

62. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

63. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. - 315 с.

64. История религии. Репринтное воспроизведение издания 1909 года /А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. М.: Центр «Руник», 1991.-249 с.

65. История философии: Запад Россия - Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.) - 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. - 560 с.

66. Какно А, Куликова М., Никонов А. Конопля отпущения // Огонек. -1998.-№ 18. -С. 25-26.

67. Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова Книга. Саратов, «Надежда», 1993. - 320 с.

68. Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

69. Келле В.Ж. Человеческий потенциал: концепции и показатели // Человек. 1998. - № 4. - С. 112-118.

70. Кемеров В.В. Введение в социальную философию. М., 1996. - 215 с.

71. Киселев А. Статистика свидетельствует: пора остановиться // Медицинская газета. 1997. - 26 ноября. - № 92.

72. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

73. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // О человеческом в человеке. Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. - С. 471 - 483.

74. Коноплев И.А. «Два града» Блаженного Августина // Человек. 1998. -№1.-С. 67-81.164

75. Коран: Репринт. Воспроизведение издания 1907 г. В 2-х тт.: Пер. с араб. М.: СП «Дом Бируни», 1990. - 1178 с.

76. Коротких Р. Вопросы врачебной этики в международных и медицинских документах // Советское здравоохранение. 1982. - № 2. - С. 61-66.

77. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. - 399 с.

78. Кочетков А.П. Россия на пороге XXI века. М.: Христианское изд-во. 1998.- 188 с.

79. Краткая история философии / Под ред. В.Т. Голобокова. М.: Олимп, 1996. - 576 с.

80. Кузбеков Ф.Г. История культуры башкир. Уфа, 1993. - 121 с.

81. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -480 с.

82. Культурология. История мировой культуры. М.: Физкультура и спорт, 1995.-351 с.

83. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 448 с.

84. Курлов А.Б. Основы теории социального моделирования. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. 156 с.

85. Курочкина Т. Наркомания в Башкирии // Молодежная газета. 1998. -7 июля.

86. Кутырев В. А. Полюби жизнь больше смысла ее // Человек. 1992. - № 4.- С.5-14.

87. Кучинский C.JI. Человек моральный. 2-е изд-е, доп. - М.: Политиздат,1989.-303 с.

88. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. М.: Просвещение, 1991.- 160 с.

89. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М: Правда,1990.-576 с.165

90. Лендваи Ф.Л. Чему учили мудрецы. Классическая античная философия. Христианство и философия средневековья // Философские науки. 1998.- № 3. С. 146-169.

91. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. М.: Мысль, 1994. - 230 с.

92. Лосский Н.О. История русской философии. -М.: Высш.шк.,1991 559 с.

93. Лукач Й. Пути богов: К типологии религий, предшествующих христианству: Пер. с венгр. М.: Политиздат, 1984. - 248 с.

94. Лукьянов А. В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа: Изд-е БашГУ, 1993. - 11,5 п.л.

95. Луначарский A.B. Социализм и религия. Т.1. СПб, 1908. Т.2. - СПб, 1911.

96. Магазаник H.A. Искусство общения с больными. М.: Медицина, 1991.- 112с.

97. Малеина М. Уйти достойно // Человек. 1993. - № 2. - С. 47-51.

98. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», 1997. -304с.

99. Медицинская социология / Под ред. К.И.Хабибуллина и А.В.Шаброва. -СПб.: СПб. ГСТМИ, 1993. 111 с.

100. Медицинский словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Вече, 1998 - Т.2.-608 с.

101. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: «МЕДпресс», 1998. - 592 с.

102. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века / Отв. редактор проф. А.Ф.Кудряшев Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. - 12 п.л.

103. Мифы в искусстве старом и новом. СПб.: Лениздат, 1993. - 384 е., ил.

104. Мифы народов мира. В 2-х частях /Сост. и введ. В.Я. Коровиной и В.Н. Коровина. М.: РОСТ, 1996. - 4.1 - 224 е., 4.2. - 256 с.166

105. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / Гл. ред. С.А.Токарев. -М.: Советск. энциклопедия, 1992. Т.1 (А-К) - 671 е., ил.; Т. 2 (К-Я) -719 с.

106. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1998. -205 с.

107. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко -философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

108. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти как социально педагогическая проблема. - Уфа: «Творчество», 1998. - 160 с.

109. Насибуллин Р.Т. Молодежь в кризисном социуме. М., 1998. - 6,2 п.л.( в соавторстве).

110. Нуриев Д.А. Место и роль языка в жизнедеятельности человека // Вестник Башкирск. Гос. Ун-та. Уфа, 1997. - № 3 (№ 2). - 0,6 п.л.

111. Несмелов В. И. Загадка о человеке (из труда «Наука о человеке». Казань, 1905 // Человек. 1992. №2. - С.97-105.

112. Никонов А. Голландский опыт сын ошибок трудных и парадоксов друг // Огонек. - 1998. - № 18. - С. 24-25.

113. Ницше Ф. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 1056 с.

114. Новик И.Б. Система: жизнь смерть. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.- 104 с.

115. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск:Изд-е Мордовск. ун-та, 1992. - 8, 6 п.л.

116. Основные показатели медицинского обслуживания населения Республики Башкортостан (по данным статистических отчетов за 1998 год)-Уфа, 1999,- 125 с.

117. Павлов А.Г. История русской философии. М.: Об-во «Знание» России, 1992.- 145 с.167

118. Платон Собрание сочинений в 4-х тт. /Общая редакция А.Ф.Лосева и др. -М: Мысль, 1996. -Т.1 -860с.;Т.2 -528 с.

119. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально философский анализ) - Уфа: Изд - е БашГУ, 1998. - 210 с.

120. Поздяева С.М. Смысл жизни человека и его истории: реконструкция социального идеала // Смысл жизни: поиск и созидание. Тематический сборник участников межвузовского семинара "Мировоззренческие поиски современности". Уфа: Изд-е УТИС, 1997. - С. 47 - 53.

121. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа, 1997. - 156 с.

122. Поспелова Т. Скажи наркотикам «Нет!» // СПИД. Секс. Здоровье. 1998. - № 4. - С. 18-19.

123. Психологические аспекты буддизма. 2-е издание. Новосибирск: Наука, 1991.- 182 с.

124. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления. (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 170-180.

125. Русакова М.М. Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города. // СПИД. Секс. Здоровье. 1998. - №3. - С. 7-10.

126. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. - 783 с.

127. Рыбаков Л.Н., Панова Е.И. Подросток и наркотики // Педагогика. 1998. -№ 2.-С. 45-48.

128. Рыков С. Алкоголизм в России // Учительская газета. 1998. - 20 сентября.168

129. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: СПИКС, 1994. - 319 с.

130. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре // Дисс. на соискание уч. степ, канд-та филос. н. Уфа: БашГУ, 1992 . - 137с.

131. Самоубийство: прогресс неудач. Статистика Дании, Швеции, Австрии, Венгрии, Японии // Человек. 1993. - № 1. - С. 127.

132. Семенов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). Уфа: «Гилем» АН РБ, 1998.- 174 с.

133. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд-е 3-е. - Брянск: «Курсив», 1999. - 558 с.

134. Скоробогатский В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. Екатеринбург: Наука, Уральское отделение 1997. - 304 с.

135. Славянская мифология. Словарь-справочник.- М.: «Линор», 1998,- 320 с.

136. Смысл жизни: Антология. М.: «Прогресс-Культура», 1994. - 592 е., ил.

137. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПб. пед. ун-та, 1996. - 460 с.

138. Сьюзен М.Вулф Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. -№5. С.53-57

139. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967. 197 с.

140. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х тт.-T.l. -Симферополь: Реноме, 1997. 624 с.

141. Тищенко П. Д. Moriar stanolo («Умру стоя» лат.) // Человек. - 1993. -№ 2. - С.55-57.

142. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Художественная литература, 1952. Т.47.

143. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964 - 230 с.

144. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. - 307 с.169

145. Тхостов А. На какое «Я» покушается самоубийца? // Человек. 1993. -№4.-С. 74-75.

146. Файзуллин Ф.С. Социология города. -СПб: Изд-е СПб. ун-та, 1998. -168 с.

147. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М.: Наука, 1985.-272 с.

148. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992. - 226 с.

149. Фолкэн Чак Т. Психология это серьезно: Пер. с англ. - М.: Агентство «ФАИР», 1997-640 с.

150. Франк C.JI. Человек и Бог: двуединое существо человека и идеал Богочеловечности // Человек. 1992. - № 1. - С. 103-113.

151. Франк C.JI. Смысл жизни //Вопросы философии. -1990,- № 6. С. 68131.

152. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. -367 с.

153. Фрейд 3. Я и Оно. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 1040 с.

154. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1992. - 563 с.

155. Фролов В.В. Смысл жизни человека глазами русских философов. М.: МГУ, 1993,- 80с.

156. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 е., ил.

157. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С.143-221.

158. Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления. Уфа, 1992.

159. Хевиши М.А. Феномен «толпы» в трактовке философии XX века // Философские науки. 1998. - №1-2. - С. 29-41.

160. Цветков В.А., Резников М.А. Посты: правда и вымыслы. М.: Политиздат, 1990. - 127 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.