Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Минюкова, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Минюкова, Светлана Анатольевна
Введение.
Глава I Теоретические основы исследования принципов воспитания в отечественной педагогике конца XIX-начала XX вв.
§ 1 Исторические особенности и педагогические движения эпохи.
§2 Принцип воспитания как педагогическое понятие.
Глава 11 Принципы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX вв.
§1 Принципы воспитания в антропологическом направлении отечественной педагогики второй половины XIX-начала XX вв.
§2 Принципы воспитания в социоцентрическом направлении отечественной педагогики второй половины XIX-начала XX вв.
§3 Принципы воспитания в религиозном направлении отечественной педагогики второй половины XIX-начала XX вв.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века: 1861-1917 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Рада, Наталия Валерьевна
Развитие принципа народности воспитания в педагогике России второй половины XIX - начала XX веков2009 год, кандидат педагогических наук Дридгер, Клавдия Александровна
Развитие идей педагогической антропологии в России: вторая половина XIX - начало XX вв.2009 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Ирина Светозаровна
Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины ХIХ в.2002 год, доктор педагогических наук Романюк, Лариса Валерьевна
Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Лобачева, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала ХХ вв.»
Актуальность исследования
Развитие педагогической науки в нашей стране связано с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Выходу из этого противоречия способствует, в частности, совершенствование педагогической теории и практики, что в свою очередь требует осмысления ранее накопленных педагогикой идей, обращения к трудам отечественных авторов дореволюционного периода. В связи с этим становится необходимым изучение концепций воспитания и лежащих в их основе принципов, разработанных в русской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.
Настоящее исследование посвящено изучению проблемы принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. Хронологически данный период нами избран для исследования не случайно. Шестидесятые - семидесятые годы XIX столетия явились переломным периодом в истории Росссии, в истории русской педагогической мысли и школы. Последняя треть XIX - начало XX вв. в России отличаются складыванием уникальной социально - политической, экономической и социо - культурной ситуации, становлением многих институтов гражданского общества, ростом общественного самосознанаия, развитием образования и науки, расцветом религиозно -философского знания.
Изменение духовно-нравственного состояния российского общества на рубеже веков, экономическое развитие страны и преобразования в социальной и культурной сферах послужили стимулом для развития общественно - педагогической мысли и предопределили появление разнообразных, нередко альтернативных, идей, теорий, концепций, направлений, пытавшихся осмыслить цели, задачи, принципы и методы, пути и средства формирования личности.
Как показало изучение литературы, в исследованиях по истории педагогики второй половины Х1Х-ХХ вв. большое внимание уделено просвещению и обучению (С.Ф.Егоров, Г.Е.Жураковский, Н.К.Снегов и др.), учебно-воспитательной работе в передовых для того времени школах (Н.С.Зенченко, Н.Н.Кузьмин, М.Б.Михайлова),педагогической подготовке учителя средней школы (М.Эскин), развитию народного образования в отдаленных регионах(Т.К.Калинина), учебным заведениям нового типа -коммерческим школам, церковно-приходским и др. (Б.М.Парникель),проблеме народности в русской общественной мысли 3040 гт. XIX в.(П.С.Анофрикова), проблеме взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания(Н.М. Прокофьева), проблемам воспитания в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского (В.Д. Иванов, Р.Т. Костылев, В.А. Лир, В.А. Неровных, Н.М. Скробов) проблеме воспитания гражданина (Л.К.Фомичева), экспериментальной педагогике (Г.Махмудов), теории свободного воспитания (Г.П.Пальникова).
Следует отметить исследования педагогических взглядов выдающихся русских ученых В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского (Ф.Ф.Королев); Н.К.Крупской и П.П.Блонского в дореволюционный период (М.Г.Данильченко, В.М.Кларин, В.Я.Кострюков, А.И.Пискунов, П.В.Руднев); Н.Ф.Бунакова и Н.В.Щелгунова (К.А.Асеев, В.В.Морюзенко, В.Д.Соловьев, Г.И.Филлипов); В.М. Бехтерева и его места в истории русской педагогической психологии, педагогической деятельности
В.И.Водовозова (B.C. Аранский, В.М. Мунипов); педагогической деятельности и взглядов НА.Корфа и П.Ф.Лесгафта (Л.П.Михайлова, М.Н.Сободзинская.)
Таким образом, анализ состояния историко-педагогических исследований свидетельствует о том, что специально и целостно историко-теоретический аспект проблемы принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX-XX вв. современными исследователями не рассматривался.
В философском понимании, принцип- (от лат. principum - основа, первоначало) руководящая идея, основное правило, центральное понятие, основание системы, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. (Философский словарь под. ред. И.Г.Фролова).
Принцип как педагогическое понятие представляет собой научное положение, которое с одной стороны, отражает познанную и обоснованную закономерность, с другой - предписывает, как правильно строить процесс воспитания и обучения в соответствии с познанной закономерностью .(Педагогика в понятиях и определениях.: сост. Г.И .Железовская.)
Необходимо отметить, что термины "педагогический принцип" и "принцип педагогики" не являются синонимами. Первый используется для обозначения рациональных основ практической деятельности педагогов, а второй - для обозначения основ построения науки педагогики(В.В.Белич). В диссертации речь идет только о принципах педагогической деятельности.
Контент-анализ текстов учебников по педагогике, научных монографий, учебных пособий, методических рекомендаций и другой педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современной теории педагогики отсутствует единое мнение относительно того, что такое принципы воспитания, сколько их должно быть и какова их функция в практической работе педагогов.
Актуальность и недостаточная разработка вопроса о принципах воспитания в историко-педагогическом плане определили тему нашего исследования: "Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв."
Проблема исследования состоит в том, чтобы выяснить, какие педагогические принципы лежали в основе различных отечественных концепций воспитания второй половины XIX - начала XX вв.
Ее решение стало целью нашего исследования.
Объект исследования: концепции воспитания в отечественной педагогике конца XIX-начала XX вв.
Предмет исследования: принципы воспитания в отечественных концепциях воспитания второй половины XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие зад§чи:
1. Охарактеризовать социально-культурное состояние пореформенной России как источник обновления и развития педагогической мысли.
2. Выявить основные подходы к понятию "принципы воспитания", сложившиеся в педагогической теории.
3. Выделить и охарактеризовать основные подходы к решению проблемы принципов воспитания в трудах ученых-представителей различных научных направлений второй половины XIX-начала XX вв.
Методологическую основу исследования составили положения философии и педагогики о принципе, как явлении, его роли в учебновоспитательном процессе в соотношении с другими компонентами этого процесса. Наше исследование опиралось на труды ученых-педагогов, психологов, философов, историков, посвященные проблемам воспитания, образования, развития и совершенствования личности воспитанника.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной литературы; сравнительно-исторический анализ источников; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений; метод контент-анализа при работе со справочной литературой.
Источниковую базу исследования составили труды отечественных педагогов, психологов, философов, социологов конца XIX - начала XX вв., изучавших проблемы теории воспитания и образования (В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, Л.Н. Толстого, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича и др.), нормативные документы по вопросам народного образования исследуемого периода; учебники по педагогике и истории педагогики, справочные издания (педагогические энциклопедии и словари), периодика и публицистика второй половины XIX - начала XX вв.
Положения выносимые на защиту:
1. Принципы воспитания можно трактовать как основные требования к эффективному построению воспитательного (педагогического, учебно-воспитательного) процесса, которые определяют выбор оптимальной структуры воспитательного процесса, содержание воспитательной работы, наиболее эффективные методы, приемы, формы и средства деятельности и общения воспитателей и воспитуемых.
2. Проблема принципов воспитания разрабатывалась в русле нескольких направлений отечественной педагогики второй половины XIX -начала XX вв. (антропологического, социоцентрического и религиозного), в основе которых лежали различные представления о личности, о месте человека в обществе, о возможностях его развития и совершенствования, о смысле педагогического процесса, его направленности, и конечном результате всех педагогических усилий. В соответствии с ними в рамках каждого направления определялись сущность воспитания, его цели, содержание, а также принципы.
3. Антропологическое направление отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. рассматривало личность как целостность и главную цель воспитания. Представители данного направления (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, И.И. Горбунов-Посадов, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Манасеина, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, М.Х. Светницкая, Л.Н. Толстой и др.) выделяли следующие принципы воспитания: веру в творческие силы ребенка, устранение авторитарного начала в воспитании, свободу педагогического процесса, косвенное воздействие на ребенка, учет возрастных особенностей, гуманность, эволюционный принцип развития.
4. Социоцентрическое направление отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. рассматривало воспитание человека с точки зрения потребностей общества и государства. Представители данного направления (В.Г. Глазов, Н.А. Добролюбов, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, М.Н. Катков, B.II. Мещерский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, К.К. Сент-Илер, В.Я. Стоюнин, Д.Ф. Трепов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, К.Ю. Цируль и др.) обосновали следующие принципы воспитания: примат государственномонархических ценностей, сословно-классовый подход, православно-религиозный компонент в воспитании как ведущий, приоритетное внимание средовым факторам, связь школы с жизнью, развитие и распространение общественных чувств, развитие и использование индивидуальных талантов и способностей на пользу обществу, народность воспитания, научность постановки дела воспитания, связь обучения и воспитания с трудом, личная и общественная значимость выполняемого труда.
5. Религиозное направление отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. рассматривало процесс воспитания как путь приобретения личностью общечеловеческих ценностей через христианскую религию. Представители данного направления (С.Р. Булгаков, Д.И. Введенский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Вл. Соловьев, Н.А. Умов, П.А. Флоренский, П.Д. Юркевич и др.), исходя из положения о несовершенстве человеческой природы, рассматривали в качестве принципов воспитания следующие: религиозную основу воспитания, любовь к детям, внимание к их задаткам и особенностям, уважение личности ребенка, смирение, жизнь по вере, спасение личности через преодоление изменчивых, преходящих форм бытия.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем рассмотрен историко-теоретический аспект проблемы принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. Выявлены и проанализированы основные трактовки понятия "принципы воспитания", сложившиеся в педагогической теории. Охарактеризованы основные подходы к решению проблемы принципов воспитания в трудах ученых-представителей различных научных направлений второй половины XIX - начала XX вв. Раскрыта трактовка принципов воспитания в антропологическом, социоцентрическом и религиозном направлениях отечественной педагогики исследуемого периода.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в лекционных курсах, учебных пособиях по истории педагогики, при создании специальных курсов для студентов педагогических вузов и педагогических училищ, при написании учебных пособий и составлении программ по теории и истории образования. Материалы исследования также можно использовать при разработке практических и семинарских занятий по разделам "Теория и методика воспитательной работы" и "Философия и история образования".
Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются его теоретико-методологической основой - аксиологическим, культурологическим и антропологическим подходами, разнообразием использованных источников и материалов, а также соответствием методов исследования поставленным задачам.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики высшей школы МПГУ (14.05.99),на конференции молодых ученых "Педагогика и политика в образовании России начала XX в.(25-26.02.97.) г.Москва, на международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.Ф.Каптерева (18.03.99., г. Москва),сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1997 г. МПГУ (11.03.97., г. Москва).Основные положения и выводы проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора.
Структура диггер-гарт: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева1996 год, кандидат педагогических наук Филановская, Татьяна Александровна
Идея русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века2003 год, кандидат педагогических наук Криворотова, Татьяна Анатольевна
Антрополого-гуманистическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева2001 год, кандидат педагогических наук Золотарева, Ольга Анатольевна
Развитие традиций трудового воспитания в России второй половины XIX - начала XX в.2011 год, кандидат педагогических наук Боровых, Виктор Павлович
Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: Вторая половина XIX - начало XX вв.2004 год, доктор педагогических наук Плеханов, Евгений Александрович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Минюкова, Светлана Анатольевна
Заключение.
Интенсификация индустриального развитая, становление институтов гражданского общества, образовательные реформы, развитие культурно -просветительных учреждений, расширение женского и детского труда и ученичества - все это в совокупности стало определяющей предпосылкой развития отечественной педагогики во второй половине XIX - начале XX вв.
Именно тогда активно создавались педагогические и просветительские общества, проводились учительские съезды и съезды по профессиональному обучению. Общественно - педагогическое движение, практически воплотившее в себя идеи, рожденные в 50-60-е годы XIX века, все больше набирало силу. Именно в пореформенный период появляется ряд самобытных педагогов народной школы России. Среди них Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, Н. А. Корф, С. А. Рачинский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др. Укрепляется демократическая традиция русской интеллигенции служить делу народного образования, нести знания в народ. Огромен был потенциал провинциальной интеллигенции, видевшей в просветительстве свой жизненный идеал на благо народа.
Лучшие люди России понимали, что преодолеть экономическое и социальное отставание страны возможно лишь при перестройке дела народного образования. При этом, большинство педагогов, как теоретиков, так и практиков, отстаивали важнейший принцип научной педагогики: общее образование должно предшествовать профессиональному, а оно, в свою очередь, должно быть достаточно глубоким и отвечать передовым достижениям науки и техники.
Постепенно в России школа перестала быть только государственной. Общественные организации содержали начальные, земские училища, профессионально - технические школы, женское внешкольное образование. Бурное развитие общественно - педагогической мысли и развернувшееся в конце XIX - начале XX вв. общественно - педагогическое движение действовали оживляющим образом на школу и педагогику после отмены крепостного права и до 1917г. Это явилось отличительной чертой школьно - педагогического развития этого исторического периода.
Становление и развитие отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв. шло в общем русле мирового историко -педагогического процесса. Испытав на себе влияние западно - европейской педагогической мысли, русская педагогика смогла определиться в своих исканиях и выразить свою национальную самобытность и уникальность. В целом заимствование западно - европейского педагогического опыта сослужило хорошую службу, так как оно натолкнуло отечественных педагогов на мысль о поиске основных, руководящих начал - принципов воспитания. В этот период были сделаны попытки подвести теорию воспитания к одной, базовой, руководящей идее, которая объединила бы разрозненные действия педагогов и стала бы стержнем всей педагогической деятельности. В качестве такого стержневого принципа были предложены следующие: принцип развития ( В. П. Вахтеров ), принцип народности (К. Д. Ушинский), возрастной принцип (П. П. Блонский, А. П. Нечаев).
Как позволяет констатировать проведенный нами анализ педагогической литературы по вопросам организации школы и построения процесса воспитания, во второй половине XIX - начале XX вв. в отечественной педагогической теории имела место терминологическая неясность. Термин " принцип воспитания " практически ни в одном учебном пособии того времени не расшифровывался как понятие, при этом принципы воспитания трудно было отличить от правил или задач по одним лишь наименованиям. Это объясняется тем, что сам термин "принцип" был употреблен значительно раньше, чем появились собственно принципы, поэтому длительное время принципы воспитания скромно соседствовали в педагогической литературе с обычными правилами и задачами, которые тоже назывались принципами. Подобная терминологическая неясность является характерной особенностью отечественной педагогики данного исторического периода.
Дифференциация педагогического знания в России второй половины XIX - начала XX вв. позволяет выделить следующие его основные направления: антропологическое, социоцентрическое и религиозное. В рамках каждого из вышеперечисленных направлений существовало как правило несколько течений " созвучных " друг другу. Несмотря на теоретический, нередко отвлеченный характер педагогических концепций, большинство из них с одной стороны, исходило из конкретного анализа сложившейся социальной ситуации (этатистское, социально - либеральное течения, религиозное направление ), с другой, было ориентировано на совершенствование и перестройку социально - педагогической среды, конструирование новых форм учебно - воспитательного взаимодействия (детских организаций, общин, детских очагов и т. д. ) - антропологическое направление отечественной педагогики второй половины XX - начала ХХвв.
Исследование показывает, что каждое из выявленных направлений отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. (антропологическое, социоцентрическое, религиозное) расставило свои акценты в деле воспитания, связав цели и задачи в одном случае с личностью ребенка, как главной ценностью всего процесса воспитания; в другом случае - с потребностями общества и государства в формировании определенного типа личности; в третьем - с церковью, как социальным институтом и религией и как основой всего воспитания.
Анализ структурно - содержательной стороны рассматриваемых концепций воспитания позволяет охарактеризовать их сходства и отличия. Рассматривая принципы воспитания в рамках любого педагогического направления, можно сделать вывод о том, что в своих теоретических разработках ученые опирались на идею формирующего воздействия на личность. Эта идея явилась общей, основной для всех педагогов -исследователей, ученых и деятелей образования в рассматриваемый период.
Другая общая закономерность в содержании исследуемых концепций состоит в том, что анализ и рассмотрение проблемы принципов воспитания осуществлялись учеными с позиции синтеза знаний разных наук (педагогики, психологии, физиологии, педологии, социологии, философии, религиозных установок и др.)
Говоря о значении теоретических поисков ученых в области разработки проблемы принципов воспитания в рамках той или иной педагогической концепции, следует отметить, что в фундаменте любой из них существовало основополагающая, исходная идея, выражающая теоретические поиски ученых и деятелей просвещения в этой области. Специфика решения проблемы принципов воспитания в каждой педагогической концепции в рамках любого направления определялась особенностями понимания ее авторами природы ребенка. Это получило свое отражение в целевых установках, направленности, характере, методах предложенных в рамках той или иной педагогической концепции.
Антропологическое направление отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. базировалось на вере в необходимость строгого научного обоснования педагогики. К началу XX в. стремление связать педагогический процесс с тем, что дает для его понимания наука, достигает очень высокой силы. Это сказывается на развитии научной психологии в России и на появлении переводов главнейших руководств с иностранных языков на русский. Изучение и развитие экспериментальной психологии становиться настолько заметным, что в XX веке определяется даже несколько течений в этой области.
Рядом с этим растет критическое отношение к устоям прежней педагогики и прежде всего во имя личности ребенка, во имя освобождения ребенка от пут, которые мешают его " естественному и развитию. Проблема свободы ребенка становится одной из самых значительных, можно сказать центральных тем русской педагогической мысли.
В ходе исследования были выявлены основные принципы воспитания в трудах ученых - представителей антропологического направления отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. это: вера в творческие силы ребенка, устранение авторитарного начала в воспитании, принцип свободы педагогического процесса, принцип косвенного воздействия на ребенка, возрастной принцип, принцип гуманности, эволюционный принцип развития и др.
Социоцентрическое направление отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. было обусловленно сложившимися в России в данный период социальными отношениями, уровнем политического и социо - культурного развития, произошедшими экономическими сдвигами, а также развернувшимся общественно -педагогическим движением, которое стало выразителем интересов и потребностей общества.
В ходе исследования были выявлены основные принципы воспитания в трудах ученых - представителей социоцентрического направления, это: примат государственно - монархических ценностей, со словно - классовый подход в деле воспитания, православно - религиозный компонент в воспитании как ведущий, связь обучения и воспитания с трудом, личная и общественная значимость выполняемого труда ( этатистское течение ); приоритетное внимание средовым факторам, связь школы с жизнью, развитие и распространение общественных чувств, развитие и использование индивидуальных способностей и талантов на пользу обществу, народность воспитания, научность постановки дела воспитания, религиозная основа в воспитании и др. (социально - либеральное течение).
Во второй половине XIX - начале XX вв. проблема воспитания отодвигает постепенно проблему образования - и в связи с этим стоит первоначально слабое, но потом все более ярко развивающееся стремление к целостности в воспитательном воздействии на ребенка. Этот мотив целостности имеет о1ромное значение в русском педагогическом сознании, так как он примыкает к однородному мотиву в русской философии, горячо стоявшей за идею целостности личности. Этот поиск целостности, поиск конструктивных решений во взаимоотношениях Человека и окружающей среды ( природной и социальной ), человека и Божественного начала привел к появлению религиозного направления в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. В рамках религиозного направления нами были выявлены следующие принципы воспитания: I смирение, принцип любви к детям, принцип иерархического строения человека, принцип органического синтеза, внимание к детским особенностям и задаткам, религиозная основа воспитания и др.
Как свидетельствует история, XIX век выдвинул в России целый ряд выдающихся педагогов - мыслителей, таких как Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. Я. Стоюнин и др. Оживленная и вдумчивая работа этих педагогов, развитие педагогической журналистики - все это подготовило почву для работы педагогики в XX веке, создало то наследие, какое XIX век завещал XX веку.
Обращение к ретроспективе развития педагогики в России конца XIX
- начала XX вв. позволяет: увидеть, развивавшуюся достаточно сложно и противоречиво под влиянием преимущественно социально - политических факторов, тенденцию гуманизации воспитательного (педагогического, учебно -воспитательного) процесса;
- вычленить попытки создания воспитательных систем нового образца, как то: Дом Свободного Ребенка, Школа шалунов, русская национальная школа и т. д.;
- проанализировать усилия отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX вв., направленные на поиск основного, базового принципа, который может стать стержнем всей системы воспитания; оценить возможности применения опыта отечественных педагогов данного историческог о периода в наши дни.
Данное исследование мы не считаем исчерпывающим. Заслуживает внимания сравнительный анализ принципов воспитания, сложившихся в отечественной педагогике начала XIX и конца XIX вв., а также представления о принципах воспитания в отечественной педагогике после 1917 г.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Минюкова, Светлана Анатольевна, 1999 год
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М., 1990. - 608с.
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика., 1987. - 560с.
3. Бабанский Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения.//Народное образование. 1986.,№11 .,С.-106.
4. Батищев Г. Человек совершенствующийся.//Учительская газета. 3 марта 1988.,С.-2.
5. Белявский А. Исторический очерк развитая элементарной школы в биографиях замечательных педагогов по уставам правительств. -Спб., 1905. ,С.66-82.
6. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. -М.:Сварог и К., 1997. 540с.
7. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.:Има-Пресс.,1990. - 260с.
8. Блонский П. П. Основы педагогики. М.,1929. - 231с.
9. Блонский П. П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка. -М.:3адруга.,1916. 286с.
10. Блонский П. П. Возрастная педология. М. - Л., 1930. - 212с.
11. Богуславский М. В. Русская школа графа Игнатьева.//Учительская газета., 1993.,№17.,С.-4.
12. Богуславский М. В. Граф Игнатъев.//Магистр., 1993.,№4.,С.24-26.
13. Борисенко Н. Г. О некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России.//Советская педагогика., 1955., №3.,C.33-41.
14. Бэн. Воспитание, как предмет науки ( перевод Резенера ). -Спб., 1879.,С.-1.
15. В защиту личности.(Педагогические идеи Н. А. Добролюбова). Спб., 1899.-40с.
16. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М., 1913. - 578с.
17. Введенский Д. И. За счастье детей. Вопросы христианского воспитания. Училищный совет при святейшем синоде. М.,1907. - 355с.
18. Вейкшан В. A. JI. Н. Толстой о воспитании и обучении. М.,1953. -144с.
19. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. -М.,1911.,т.1.,С.-1.
20. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. -М., 1915.,С.-З.
21. Вентцель К. Н. Обучение детей нравственности. // Педагогический листок. -М.,1901.,№5.,С.-941.
22. Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания. М.,1896. -47с.
23. Вентцель К. Н. Цепи невидимого рабства. М.:Посредник.,1906. - 11с.
24. Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу. М.,1906. - 29с.
25. Вентцель К. Н. Принцип индивидуальности .//Свободное воспитание., 1912/13.,№8.,С.12-13.
26. Вентцель К. Н. Дом Свободного Ребенка (как создать свободную школу). М.,1923. - 59с.
27. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. -М.,1923. 71с.
28. Вентцель К. Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании.//Вестник воспитания., 1909.,№3.,С.-31.
29. Виноградов Н. Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. -М.,1922.,С.30-31.
30. Водовозова Е. Умственное и нравственное воспитание детей. Спб., 1891.С.-2.
31. Вышнеградский И. А. О реальных училищах. б. м. и. г. - 20с.
32. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XIX века.-М.,1989.,С.34 46.
33. Гаршин Е. М. Отчет гласного Ялтинского Земства Е. М. Гаршина об общеземельном съезде по народному образованию в Москве 16-30 августа 1911 г.-Таганрог., 1911.-24с.
34. Гесссен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин.: Слово., 1923. - 419с.
35. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика., 1974. - 272с.
36. Горбунов Посадов И. И. Воспитание человека и народа.// Свободное воспитание и свободная школа.,1918.,№8-9., С. 10-11.
37. Горбов Н. М. С. А. Рачинский. Пг.,1903.,С.15~16.
38. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.,1900., С.38-42.
39. Григорьев Н. Русская революционно демократическая педагогика 60-х гг. XIX столетия. (Педагогические взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова ). - Харьков., 1955. - 31с.
40. Грунский Н. К. Лекции по педагогике. Юрьев., 1914. - 208с.
41. Грунский Н. К. Из области дидактических опытов. Юрьев., 1915. - 42с.
42. Демков М. И. История русской педагогии. М.,1909 - 1913., ч. 3.-519с.
43. Державин К. С. Педагогические идеалы Н. И. Пирогова. Тифлис., 1907. - 30с.
44. Дивильковский А. Авторитет и свобода в воспитании.//Вестник просвещения. 1915.,№5.,С.56 - 95.
45. Днепров Э. Д. Советская литература по истории педагогики дореволюционной России 1918-1977/библиограф. указатель. М.,1979.-446с.
46. Днепров Э. Д. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно демократических революций. - М.,1984.,С.-42.
47. Днепров Э. Д. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. М.,1978.,С.-10.
48. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1949., t.IV.,C. - 94.
49. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании.: Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1949.,т.4.,С. - 68.
50. Доватор Р. Л., Огородникова И. И. Основные теории нравственного воспитания.: в кн. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX в.- М., 1980., С.96-134.
51. Дулов А. И. Педагогика. Иркугск.,1970. - 407с.
52. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России ( до В. О. соц. революции.).// Под. ред. С. Ф. Егорова. М.,1974. - 527с.
53. Егоров С. Ф. В. П. Вахтеров и педагогика России начала XX в.// Советская педагогика., 1983. 12. ,С. 15-18.
54. Ельницкий К. Русские педагоги второй половниы XIX столетия. -Петроград., 1915. 189с.
55. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.,С. 12-22.
56. Жук В. Н. Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении. -Спб., 1905. 166с.
57. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.,1978. - 160с.
58. Записка о постановке физического воспитания в средней школе.// Материалы по реформе средней школы. Пг.,1915.,С.338-392.
59. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке. Париж.,I960., С.-34.
60. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. -М.,1918. 95с.
61. Зеньковский В. В. Педагогика. М.,1998. - 153с.
62. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике. б. м., 1911. - 84с.
63. Зеньковский В. В. Педагогика и психология. Лейпциг., 1925. - 22с.
64. Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг.: "Сотрудник"., 1924.-348с.
65. Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме, в сб. Психология детства/от. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа -Пресс., 1996.-333с.
66. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа - Пресс., 1996. - 271с.
67. Из жизни и работы некоторых русских опытных школ./ Под. ред. И. И. Горбунова Посадова. - М.,1914.,С.-18.
68. Из дел нашей школы. Очерк В. В. Розанова.//Новое слово., б. м., август 1910. -20с.
69. Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение., 1984. - 496с.
70. История педагогики./Под. ред. Константинова Н. А. М.,1955. - 587с.
71. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Спб.,1915.-380с.
72. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления, деятели. Спб.,1914.,С.-31.
73. Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды.: в кн. Избранные педагогические сочинения./ Под. ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика., 1982.,С.-270.
74. Каптерев П. Ф. Педагогика наука или искусство?: в кн. Избранные педагогические сочинения/Под. ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика., 1982. ,С.-49.
75. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.: Избранные педагогические сочинения./Под. ред. А. М. Арсеньева. М.,1982.,С.-215.
76. Каптерев П. Ф. Свободная школа.//Педагогический сборник. б. м., 1908.,№5.,С.-11.
77. Карпиков В. Г. Принцип народности как приоритетная ценность в педагогической системе К. Д. Ушинского.: в сб. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М.,1997.,С.-123.
78. Катков М. Н. О женском образовании. М.,1897.,С.27-28.
79. Катков М. Н. Наша учебная реформа с приложениями, предисловием и примечаниями Льва Поливанова. М.,1890. - 167с.
80. Катков М. Н. О женском образовании. Статьи связанные с возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. -М.,1897.-71с.
81. Конради Е. И. Исповедь матери. Спб.,1876. - 672с.
82. Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М.:Просвещение.,1986.,С.73-79.
83. Корф Н. А. Наш друг. Спб.,1877. - 254с.
84. Краткий педагогический словарь пропагандиста./Под. общ. ред. М.И. Кондакова., А. С. Вишнякова. М.,1988.,С.230-231.
85. Краевский В. В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения//Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск.:ЧГПИ.,1885.,С.-9.
86. Кружков С. Великие русские мыслители и революционные демократы -Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов. М.,1946. - 95с.
87. Крупская Н. К. К вопросу о свободе в школе.//Свободное воспитание. -1909-1910.,№7.,С.-9.
88. Крупская Н. К. Семья и школа.//Свободное воспитание. 1913-1914.,№1.,С.-12.
89. Крупская Н. К. Народное образование и демократия.//Педаго-гические сочинения в 11 т. М.-Л.,1957.,т.1.,С.-158.
90. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.Высшая школа., 1986.,С.-149.
91. Лазурский А. Ф. Школьные характеристики. Спб.: "Риккер".,1913. -214с.
92. Латышина Д. И. История педагогикигвоспитание и образование в России (Х-началоХХв.)-М., 1998. 584с.
93. Латышев В. Критика теории " свободного воспитания ".//Русский начальный учитель. -1910.,№10.,С.297-309.
94. Лебедев П. А. Школа и педагогическая мысль России второй половины XIX начала ХХв. (1861 - 1917).:Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.:Педагогика., 1990.,С.-13.
95. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.: Избранные педагогические сочинения. М.:Изд. Акад. пед. наук. РСФСР., 1991 „т. 1.,С.57-64.
96. Лесгафт П. Ф. Задачи физического развития в школе.: Избранные педагогические сочинения. М.:Изд. Акад. пед. наук. РСФСР., 1991., т.2.,С.12-14.
97. Лихачев Б. Т. Педагогика. М.,1992. - 528с.
98. Лихачев Б. Т. Воспитание как необходимость и свобода.: Философия воспитания. М.:Прометей.,1995.,С.-7.
99. Лихачев Б. Т. К словарю педагогических терминов.: Философия воспитания. М.: Прометей., 1995.,С.272-276.
100. Литяйкина О. Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России конца XIX первой трети XX в. - М.,1997. - 16с.
101. Маккавейский Н. К. К. Д. Ушинский и его педагогические идеи. -Киев., 1896.-98с.
102. Маккавейский Н. К. Анг лийская школа. По поводу издания К. П. Победоносцева " Новая школа ". М.,1898. - 33с.
103. Материалы по вопросу о введении обязательного обучения в России. Спб., 1880.,т. 1 .,С.-34.
104. Михайлова М. В. Дом свободного ребенка.//Совегская псдагогика.-1983.,№4.,С.-11.
105. Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения. -СПб., 1892., C.-VII.
106. Моносзон Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников.-М.:Педагогика., 1983.,С.-225.
107. Московский сборник. М.:изд. К. П. Победоносцева., 1896. - 304с.
108. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.,1997. - 365с.
109. Назарьевский И. Исторический очерк законодательства по начальному образованию в России. б. м., 1905.,С.36-48.
110. Начало дела: Возникновение Педагогической академии, общие основы ее организации и первые работы слушателей. Спб.,1910.,С.-51.
111. Небольсин А. Г. Историко статистический очерк общего и специального образования в России. - Спб., 1864.,С.-132.
112. Нечаев А. П. Курс педагогической психологии для народных учителей. Пг-М.: Думнов.,1916. - 184с.
113. Нечаев А. П. Экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Спб.,1901.,С.-42.
114. Нечаев А. Г1. Сила воли и средства ее воспитания. М. -Л.: Госиздат., 1929. - 72с.
115. О преподавании ручного труда в средней школен/Материалы по реформе средней школы. Пг.,1915.,С.508-516.
116. Объяснительная записка методического характера.//Материалы по реформе средней школы. Пг., 1915.,С.538-542.
117. Об общсстветшой деятельности на поприще народного образо-вания.//Ясная поляна., 1862.,август.,С.-ЗЗ.
118. Основные вопросы воспитания по сочинениям Пирогова. Спб., 1899.-32с.
119. Острогорский В. П. Из истории моего учительства. Спб.,1895.,С.-155.
120. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.,1982.,С.162-168.
121. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв. - М., 1981.-164с.
122. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./ Под. ред. А. И. Пискунова. М.,1976. - 600с.
123. Пантелеева Н. Б. Общечеловеческие и национальные приоритеты образования в историко педагогических трудах П. Ф. Каптерева.: в сб. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). - М.,1997.,С.-134.
124. Пальникова Г. П. Теория " свободного воспитания " в России в период 1907-1917 г.: История и теория педагогики: ученые записки МГПИ ия/Под. ред. Н. К. Гончарова. M.,1960.,T.XXIV.,C.67-142.
125. Педагогика./ В. В. Белорусова.Х. Г. Шахвердов. М.1955. - 119с.
126. Педагогика./ С. II. Баранов.,J1. Р. Болотина.,Т.В. Воликова., В.А. Сластенин.-М., 1981 .-367с.
127. Педагогика: в 2 частях/подгот. О. А. Абдулиной.,С. Г. Выбор-новой., И. И. Левиной. М., 1994.,ч.1.-224с.
128. Педагогика./11од. ред. II. II. Груздева. М., 1940.-624с.
129. Псдагогика./Под. ред. И. А. Каирова. М.,1939. - 514с.
130. Педагогические заветы Л. Н. Толстого. // Вестник воспитания. -М., б.г. 6с.
131. Педагогика школы. // Под. ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение., 1978. - 320с.
132. Педагогика школы./Под. ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. -М.,1977. 384с.
133. Педагогическая энциклопедия./Под. ред. И. А. Каирова. М.: Советская энциклопедия., 1968.,С.-232.
134. Педагогическая академия в очерках и монографиях. ( Воспитание в семье и школе )./Под. ред. А. П. Нечаева. М.,б. г. - 45с.
135. Педагогика.: Педагогическая энциклопедия. М.,1966., т.З.,С.-268.
136. Педагогика в понятиях и определениях./сост. Г. И. Железовская. -Саратов., 1991. 56с.
137. Педагогические принципы в практической работе учителя. -Челябинск., 1990. 67с.
138. Педагогика./ Под. ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. - 479с.
139. Педагогика: программа курса для педагогического института./ сост. В. В. Макаев.ДТ. И. Петренко. Пятигорск., 1982. - 48с.
140. Педагогика./Под. ред. д.п.п.,проф.П. И. Пидкасистого. М.,1996. -603с.
141. Г1сдагогика./В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев., А. И. Мищенко.,К. Н. Шиянов. М.,1997. - 512с.
142. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М., 1971. - 79с.
143. Нинкевич А. 11. Введение в педагогику. М.,1930. - 176с.
144. Пирогов Н. И. О цели образовании .: Религиозно философская библиотека, вып. 8. - Вышний Волчек.,1905.,С. - 5.
145. Писарев Д. И. Женские типы.: Сочинения Д. И. Писарева. -Снб., 1894.,т. 1 .,С.510-512.
146. Победоносцев К. Г1. Новая школа. М., 1899.,С.52-55.
147. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. Спб.,1900. - 14с.
148. Подлпсый И. II. Педагогика. М.:11росвсщенис., 1996.-432г.
149. Положение о педагогических курсах ( от 20 марта 1860 г. ).: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Спб.,1865.,т.З.,С.460-472.
150. Рахманов В. Свободное воспитание с точки зрения психологии.// Вестник воспитания. 1907.,№1.,С.-29.
151. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. Спб.,1883. - 123с.
152. Рачинский С. А. Татевский сборник. Спб., 1899. - 278с.
153. Рачинский С. А. Сельская школа: Сборник статей С. А. Рачинского. -Спб., 1910. -371с.
154. Родников В. История русской педагогики. К., 1913. - 124с.
155. Розанов В. В. Педагогические трафаретки.: в сб. Сумерки просвещения. Спб., 1899.,С.-158.
156. Розанов В. В. Безпочвенность русской школы.:в сб.статей по вопросам образования Сумерки просвещения. Спб.,1899.,С.-221.
157. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. М.,1995.,С.-32.
158. Розанов В. В. Семья, как истинная школа.: в сб. статей по вопросам образования Сумерки просвещения. Спб.,1899.,С.-212.
159. Розанов В. В. Два типа образования.: в сб.статей по вопросам образования Сумерки просвещения. Спб., 1899., С.-228.
160. Розанов В. В. Три главные принципа образования.: в сб. сталей по | вопросам образования Сумерки просвещения. Спб., 1899.,С.-84.
161. Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Спб.,1903.,1.1 .-312с.
162. Россолимо 1. И. Общая характеристика психологических профилей. -Мм 1910.- 106с.
163. Румянцев Н. Е. 20 лекций по педагогической психологии длянародных учителей.//Народный учитель. М., 1913. - 256с.
164. Румянцев Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. Спб.,1910. - 82с.
165. Румянцев Н. Е. Н. И. Пирогов. Его взгляды на природу детей и задачи воспитания. Спб.,1910. - 28с.
166. Румянцев Н. Е. Искусство в жизни ребенка. II кн. Педагогической психологии. М.,1913.,С.-34.
167. Самеонова Т. В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. - Н. Новгород., 1997. - 21с.
168. Сент -Илер К. Ручной труд как общеобразовательный предмет обучения. Спб., 1884. - 30с.
169. Семен «ковекий Р. И. М. Н. Катков. Спб., 1892. - 18с.
170. Словарь по этике./ Под. ред. А. А. Гусейнова. И. С. Кона. -М.,1989.,С.273-274.
171. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. Спб.: Too " Магик -Пресс ".,1995. - 145с.
172. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1899.-615с.
173. Современная летопись.//Русский вестник. 1857., кн. II.С. - 7.
174. Современные педагогические течения.//Сосг. Г1. Ф. Каптерев и А.Ф. Музыченко. М.,1913. - 220с.
175. Спасский A. II. Свободное восиитанис.//Журнал Министерства Народного просвещения. 1915.,№1.,С.47-93.
176. Стеклов М. Е. Четыре портрета ( Рачинский С. А., Вахтеров В. П., Алчевская X. Д., Вентцель К. Н.). М.1995.С.-20.
177. Стоюнин В. Я. Где же гнездилось наше зло ?: Собрание педагогических сочинений. Спб., 1992.,С.56-57.
178. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе.: Собрание педагогических сочинений. Спб.,1892.,С.-188.
179. Стоюнин В. Я. Мысли о наших гимназиях.: Собрание педагогических сочинений. -Спб., 1992.,С.250-253.
180. Тихомиров Д. И. Современные задачи начальной школы. М., 1911.С.-23.
181. Толстой JI. Н. Полное собрание сочинений. М.: изд-во АПН РСФСР.,1948.,т.8.,С.365-366.
182. Толстой Л. Н. Избранные мысли о воспитании и образовании. -М.,1909.,С.-63.
183. Толстой Л. Н. К вопросу о свободе воли. М.,1911.,С.-23.
184. Толстой Л. Н. Свобода. М.,1909.,С.-20.
185. Толстой Л. Н. Ст. О народном образовании.: Педагогические статьи. М.: "Посредник"., 1911. - 407с.
186. Уитинский К. Д. Груд в его психическом и воспитательном значении .//Избранные педагогические сочинения. М.,1953 - 1954., Т.1.С.-314.
187. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании./,' Журнал для воспитания. 1857-1858.,С.-6.
188. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании.// Собрание педагог ических сочинений. М.,1954.,г.9.,С.-274.
189. Ушинский К. Д. Три элемента школы.// Пед. соч.: в 6 т. М.,1988., т.1.,(\-171.
190. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//Собрание сочинений. М. - Л. ,1948 - 1952., т.8. - 776с.
191. Ученье и учитель. Педагогические заметки. М.: изд. К. П. Победоносцева., 1904. - 54с.
192. Философский словарь./Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат., 1991.,С.-362.
193. Философский словарь./ Под. ред. М. М. Розенталя., изд. 3-е. М.: Политиздат., 1975. - 496с.
194. Харламов И. Ф. Педагогика. М.,1990. - 576с.
195. Цируль К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. Педагогическое значение и польза ручного труда, его история, современное развитие и состояние, практическая постановка и литература. Спб.: Картографическое заведение А. Ильина. - б. м., 1894.-246с.
196. Цируль К. Ю. Проект правил для временных курсов ручного труда.//Техническое образование. Спб., 1893. - 15с.
197. Цируль К. Ю. О подготовке учителей и учительниц к преподаванию ручного груда. Спб.,б. г. - 13с.
198. Цируль К. Ю. Ручной труд в народной школе. М.,1890. - 31с.
199. Цирульников А. М. Искренне ваш, граф Игнатьев.// Встреча., 1990.,№11.,С.-19.
200. Чернышевский II. Г. Ст. "Земледельческой газеты" О народном образовании, о тс лестных наказаниях и нравах простолюдинов. -Избранные педагогические произведения.: Изд. АПН., 1953.,С. 438 439.
201. Чумиков А. На прощание.// Журнал для воспитания. Спб., 1863., №I2.,C.I1-17.
202. Шабуттин А. В. Г1. Ф. Лесгафт. М., 1982 ,С.5-9.
203. Шпилъберг И. Я. Прогрессивный характер русской класической педагогики. К., 1946. - 95с.
204. Щуркова Н. Е. Три принципа воспитания. Тюмень., 1996. - 37с.
205. Эстетическое воспитание: общие положения.// Материалы но реформе средней школы. Пг.,1915.,С.328-337.
206. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики. М.,1869.,С.36-48.
207. Юркевич Г1. Д. Чтения о воспитании. М.,1865. - 272 с.
208. Янжул И. И. Значение образования для успехов промышленности и торговли.// Техническое образование. Спб.,1896.,№3.,С.-188.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.