Проблема прав и свобод человека в современном Ливане: Историко-политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Хамзи Турки Саад
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат политических наук Хамзи Турки Саад
ГЛАВА 1. Основные направления развития идей о правах и свободах человека и их влияние на политическую мысль Ливана
§1.1. Истоки современной концепции прав и свобод человека.
§1.2. Международные нормы в области прав и свобод человека и их значение
§1.3. Проблема прав и свобод человека в современной мусульманской политико-правовой мысли.
ГЛАВА 2. Система прав и свобод человека в современном Ливане.
§2.1. Конституционные основы прав и свобод человека в 85 Ливане
§2.2. Политическая элита Ливана и ее воздействие на 115 институт прав и свобод человека.
§2.3. Проблема прав и свобод человека в условиях 132 реформирования избирательной системы Ливана
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ1997 год, кандидат политических наук Мунир Саид Файяд
Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека1999 год, кандидат юридических наук Аль-Али Насер Абдель Рахим
Ливано-французские отношения в контексте ситуации на Ближнем Востоке: 1975-2010 гг.2010 год, кандидат исторических наук Мекдаше Хассан Ахмад
Конфессиональные меньшинства в общественно-политической жизни Сирии и Ливана: 1943-2010 гг.2011 год, кандидат исторических наук Рассадин, Павел Анатольевич
Гражданская война в Ливане (1975-1990 гг.) и роль Сирии в урегулировании конфликта2013 год, кандидат исторических наук Шевченко, Владимир Семенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема прав и свобод человека в современном Ливане: Историко-политологический анализ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Становление и развитие теории и практики прав человека, рассматриваемые в неразрывном единстве, — провозглашения, законодательного закрепления и защиты — сложный многомерный процесс. Проблема прав человека, имея тенденцию стать политико-правовой, приобретала в различные эпохи либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от особенностей политической культуры, социальной позиции находившихся у власти классов
История политических и правовых учений свидетельствует о том, что возникновение представлений о правах и свободах уходят в глубокую древность. "Право без права человека так же невозможно, как и права человека без и вне права".2 В этом смысле степень и характер развития прав человека определяются уровнем развития законодательства и права в соответствующем обществе.
Либеральная концепция идей прав человека впервые нашла своё систематизированное юридическое выражение в Вирджинской Декларации 1776 года, положенной в основу Билля о правах конституции США 1789 г. Однако идея о правах человека значительно древнее этой даты. Власть в различных видах и формах обнаруживается во все времена существования человечества на земле, поэтому идея прав, как и самой власти, берут своё начало в ранних цивилизациях. При этом следует учитывать, что говорить о правах личности в их современном понимании применительно к начальным этапам цивилизации можно только условно.
1 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 1996. С.З
2 Лукашева Е.А. и др. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С.22
Первоначальный образ прав человека связан с самоопределением человека через принадлежность к роду. Таким образом, традиции и обычаи становятся источником права, а складывающееся на их основе обычное право - как примитивная форма права естественного. Так, неотъемлемые права гражданина античного полиса создают предпосылки философской (стоической) концепции прав человека, развитой римским правом.
Многообразие форм и видов цивилизации предполагает существование различных ценностей и стандартов. Подобные различия порождены особенностями экономического, исторического, культурного, религиозного развития того или иного народа либо региона, а также природной средой обитания конкретной общности людей.
Тема защиты прав и свобод человека на исходе двадцатого столетия остается одной из самых актуальных и дискуссионных. До сих пор нарушения прав человека являются обычным делом во многих уголках планеты. Следует также принимать во внимание как постоянное развитие политико-правовой доктрины в отношении прав человека и их защиты, так и происходящие во многих странах демократические процессы, которые выдвигают все новые и новые требования к государству.
Ливан, находящийся на стыке западной и восточной цивилизаций, -страна с достаточно высоким по масштабам Арабского Востока уровнем развития капитализма, видный ближневосточный центр культуры, банковского и торгового капитала, где до сих пор сохраняется большое влияние феодальных и клановых традиций. Отдельные традиционные институты отнюдь не являются неизбежным препятствием модернизации, а наоборот, как свидетельствует опыт Ливана, могут способствовать успешному политическому развитию. Однако внедрение готовых образцов, произведенных модернизированным миром, в социально-исторический контекст общества, йе успевшего модернизироваться за счет внутренних процессов, вызывает сосуществование остатков прошлого с новыми элементами, появившимися вследствие реформ. В результате происходит наложение типологически разнородных конфликтов, что вызывает их взаимное обострение. В решении проблемы реформирования политической системы Ливана в настоящее время заинтересованы практически все слои общества.
Анализ становления и развития теории и практики прав человека в Ливане, в условиях многогранного и противоречивого взаимодействия арабо-исламской и западно-христианской цивилизаций, традиции и современности являются актуальным и представляет значительный научный интерес.
Правомерность изучения института прав и свобод человека в Ливане в контексте рассмотрения исторических и теоретических корней двух цивилизаций (ближневосточной и западной) связана с тем, что здесь происходят сложные политические, этнорелигиозные, социальные и культурные процессы. Следует подчеркнуть, что на ливанской земле бок о бок и вперемешку проживают приверженцы около двадцати религиозных общин (16 из них имеют общепризнанный статус).
Ливан не единственное многоконфессиональное государство, в котором ни одна из общин не является абсолютно преобладающей, но только в Ливане как нигде в мире, конфессионализм лежит в основе государственно-политического устройства и, проникая в сознание людей, глубоко, как нигде, пронизывает все поры общественной жизни.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.
Изучение проблем, связанных с наличием и реализацией прав и свобод человека, имеет давнюю историческую традицию. Очевиден вклад в теоретическую разработку названных проблем таких мыслителей как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Т. Джефферсон и др.
В современной западной политической науке концепция прав человека активно обсуждается специалистами в области теории демократии. Среди них следует выделить работы Б.Барбера, Б.Берельсона, С.Бриттена, Р.Дальтона, Р.Даля, А.Гидденса, Д.Кригеля, С.Липсета, Т.Маршалла, Д.Мэттьюса, Д.Хелда, Д.Янкеловича и др.3
Различные аспекты становления и развития института прав и свобод человека в их историческом и цивилизационно-культурологическом срезе рассмотрены в работах Л.С.Васильева, И.М.Дьяконова, Е.А.Лукашевой, В.А.Карташкина, Т.Б. Бекназар-Юзбашева, В.С.Нерсесянца, Г.А.Белова, А.М.Ушкова, Д.Кагена, В.В.Струве, А.С.Панарина, Аль-Дувалиби Махмуда, Османа Фатхи др.4
Тема "Ислам и права человека" нашла отражение в работах Л.Р. Сюкияйнена, Л.Н. Шестакова, А.Э.Майер, Р. Давида, К. Жоффре-Спинози, Аль-Газали Мухаммада, Амара Мухаммада, Аль-Хатиба Аднана, Османа Фатхи, Хасанена Туфика и др. 5 3
Barber В. Strong Democracy. Berkeley, 1984 ; Berelson В., Lazarsfeld P., Mc Phee W. Voting. Chicago, 1954 ; Brittan S. The Economic Contradictions of Democracy // British Journal of Political Science. 1975. 5(1); Dalton R.J. Citizen Politics in Western Democracies. Chatam, 1988; Dahl R.A. Democracy and Its Critics. New Haven and London, 1989; Giddens A. The Constitution of Society: Outline of Theory of Structuration. Cambridge, 1984; Held D. Models of Democracy. Stanford, 1987; Yankelovich D. Coming to Public Judgment. Making Democracy Work in a Complex World. Syrakuse, New York, 1991; Kriegel J. Reagan, Thatcher and Politics of Decline. Cambrige, 1986; Lipset S.M. Political Man. New York, 1963; Marshall Т.Н. Class, Citizenship and Social Development. Westport, 1973; Matthews D. The Promise of Democracy: A Source Book for Use with National Issues Forums. Daiton, 1988. 4
Белов Г.А. Права человека. M., 1996; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 1996; Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья (Шумер). М., 1959, Панарин А.С. Философия политики. М., 1994; Галаганова С.П., Ушков А.М., Фролов М.А. Сравнительная политология: Запад-Восток-Россия. М., 1995; Сюкияйнен Л.Р.Мусульманское право. М., 1986; Нерсесянц B.C. и др. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980; Kagan D. Problems in Ancient history. N.Y.-L., 1966; Струве B.B. Государство Лагаш: борьба за расширение гражданского права в Лагаше XXY-XX1V вв. до н.э. М., 1961; Аль-Дувалиби Махммуд Остров арабов - колыбель идеи о праве и законе. Эль-Риад, 1995 (на арабском языке); Осман Фатхи Основы исламской политической мысли. Бейрут, 1984 (на арабском языке).
5 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997, Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 5; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998; Mayer А.Е. Islam and Human Rights. Tradition and Politics. London, 1991; Аль-Газали Мухаммад. Права человека между учениями ислама и Декларацией ООН. Каир, 1993; Амара Мухаммад. Ислам и права человека (потребности, а не права). Кувейт, 1985 (на арабском
Проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека в Ливане раскрываются в работах Аль-Гарипа Мухаммада, Наамана Жихада, Ходра Ходра и др.6
Исторические, политические и этноконфессиональные особенности элитообразования в Ливане рассмотрены в исследованиях М.Джонстона, Кавсрани Важиха, Харика Илия и др.7
Различные аспекты реформирования избирательной системы Ливана в контексте обеспечения прав и свобод человека анализируются в трудах Аль-Хури Юсифа, Сархала Ахмада, Аль-Хазина Фарида, Аль-Нашифа Антуана и
Следует отметить, что степень разработанности проблемы становления и развития теории и практики прав человека в Ливане в условиях взаимодействия арабо-исламской и западно-христианской цивилизаций в политологической и юридической литературе явно недостаточна. Представленная диссертация - одна из первых попыток комплексного политологического исследования прав и свобод человека в Ливане. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В диссертации ставится цель проанализировать идейные истоки, эволюцию, конституционные основы и направления реформирования института прав и свобод человека современного Ливана в контексте языке); Аль-Хатиб Аднан. Права человека в исламе. Дамаск, 1992 (на арабском языке); Осман Фатхи. Права человека между мусульманским шариатом и западной правовой мыслью. Каир, 1982; Хасанен Туфик. Исламские исследования по правам человека //Манбар Аль-Хивар. Бейрут. 1988. № 3 (на арабском языке).
6 Аль-Гарип Мухаммад. Общие свободы в Ливане и в мире. Бейрут, 1979; Нааман Жихад. Права человека в арабском мире - ливанская действительность. Бейрут, 1992; Ходр Ходр. Общие свободы и права человека. Бейрут, 1994 (на арабском языке).
7 Johnston M. Class and Client in Beirut. 1840-1946. L., 1988, Кавсрани Важих. Социально-политические направления в Ливане. Бейрут, 1993 (на арабском языке); Харик Илия. Кто правит Ливаном ? Бейрут, 1972 (на арабском языке).
8 Апь-Хури Юсиф. Проекты реформирования в Ливане. Бейрут, 1990; Сархал Ахмад. Сложность правления в Ливане: причины и проекты. Бейрут, 1992; Аль-Хазин Фарид и др. Парламентские выборы в Ливане после войны. Бейрут, 1993; Аль-Нашиф Антуан и др. Парламентские выборы в Ливане. Бейрут, 1998 (на арабском языке). взаимодействия арабо-исламской и западно-христианской цивилизаций, место и роль в этом процессе политической элиты.
Реализация этой общей цели предполагает решение следующих задач: исследовать права и свободы человека в современном Ливане в контексте межцивилизационного взаимодействия арабо-исламской и западно-христианской цивилизации; выявить специфику генезиса двух направлений (ближневосточного и западного) развития идей о правах и свободах человека и его влияние на политическую мысль Ливана; определить особенности исламского подхода к проблеме прав и свобод человека; раскрыть конституционные основы прав и свобод человека в современном Ливане; проанализировать политические и этноконфессиональные особенности правящей элиты Ливана и ее воздействие на институт прав и свобод человека; пути формирования новой элиты в условиях диалога христианского и мусульманского мировоззрений; рассмотреть проблему обеспечения прав и свобод человека в условиях реформирования избирательной системы Ливана. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Теоретической основой диссертационного исследования является доктрина правового государства, естественных и неотъемлемых прав человека, которые государство обязано признавать, закреплять в своем законодательстве и обеспечивать их реализацию целостной системой механизмов и процедур. Правовую основу исследования составили официальные документы международных и региональных организаций, акты национального законодательства Ливана.
Методологической основой диссертации являются общенаучные и частнонаучные методы: диалектический, системно-структурный, исторический, сравнительный, формально-юридический, социологический и др. В ходе исследования применен комплексный подход к раскрытию изучаемых проблем.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
- права и свободы человека в современном Ливане рассматриваются в контексте межцивилизационного взаимодействия, т.е. исторических, актуальных и потенциальных аспектов взаимоотношений арабо-исламской и западно-христианской цивилизации; выявлена специфика генезиса двух направлений (ближневосточного и западного) развития идей о правах и свободах человека и его влияние на политическую мысль Ливана;
- определены особенности исламского подхода к проблеме прав и свобод человека: права человека воспринимаются не как права, а как потребности (обязательства); божественное происхождение исламской идеи прав человека увеличивает доверие к ней и придает этой идее приоритетность по сравнению с теорией естественного права. раскрыты конституционные основы прав и свобод человека в современном Ливане; проанализированы политические и этноконфессиональные особенности правящей элиты Ливана (конфессионализм, политический феодализм) и ее воздействие на институт прав и свобод человека; определены новые пути элитообразования, базирующиеся на принципах диалога христианского и мусульманского мировоззрений; предложены практические рекомендации по реформированию избирательной системы Ливана с точки зрения обеспечения прав и свобод человека.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, в преподавании политологии, при подготовке соответствующих спецкурсов и научных работ по правам человека, в деятельности правозащитных организаций, в работе по подготовке и совершенствованию актов национального законодательства Ливана в области защиты прав человека, а также в правоприменительной практике в этой сфере. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Результаты работы докладывались соискателем на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском государственном техническом университете ("Инновационные наукоемкие технологии для России", "Научные школы гуманитариев в технических вузах России на рубеже веков", "Молодежная научная конференция (в рамках 26-ой Недели науки СПбГТУ", "Межвузовская научная конференция (в рамках 27-ой Недели науки СПбГТУ)"), на заседаниях Комитета по правам человека при Коллегии адвокатов в Ливане.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного технического университета.
Основные теоретические положения, практические выводы и рекомендации изложены автором в четырех научных статьях ("Международные стандарты прав и свобод человека и их воздействие на мировую политику", "Система гуманитарной подготовки в вузах Ливана",
Влияние столкновения цивилизаций на международные отношения во второй половине XX века", "Трудности изучения терминологии правоведения и политических наук в иностранной аудитории"). СТРУКТУРА РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Цели и основные задачи, поставленные в диссертации, определили структуру работы и логику изложения материала.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Права человека в международном и мусульманском праве: Сравнительный анализ2000 год, кандидат юридических наук Шихаб Абдул Карим Али
Историческое развитие представлений о правах человека в шиитском исламе2010 год, кандидат исторических наук Асгар Сабери
Национальное своеобразие СМИ Ливана: Особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия2002 год, кандидат филологических наук Сафа Эль-Курди
Политические аспекты современного исламского экстремизма: На примере Египта2002 год, кандидат политических наук Баглиев, Мурад Алиевич
Ислам и женщина в современной Турции: опыт философско-культурологического анализа2011 год, кандидат философских наук Кютюкчю, Мустафа
Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Хамзи Турки Саад
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Многообразие форм и видов цивилизации предполагает существование различных ценностей и стандартов в области прав человека. Подобные различия порождены особенностями экономического, исторического, культурного, религиозного развития того или иного народа либо региона, а также природной средой обитания конкретной общности людей.
2. Уже с далекой древности намечается два направления развития идей о правах и свободах человека в рамках политико-правовой мысли. Первое направление (ближневосточное) возникло в древних государствах (Шумер, Аккад, Вавилон и др.) и берет свое начало в древней ближневосточной культуре и цивилизации. Начиная с VII века и до настоящего времени данное направление продолжает свою эволюцию в рамках ислама.
Второе направление (западное) возникло исторически позднее первого на основе древнегреческой культуры.
3. Международные документы устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации. Можно обозначить следующие функции стандартов: определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств - участников пактов и других конвенций; формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях; установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность; фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.
Кроме универсальных договоров о базисных правах и свободах человека имеются региональные договоры государств, посвященные этой же теме. Это - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г.); Американская конвенция о правах человека (принята 22 ноября 1969 г., вступила в силу в 1978 г.); Африканская Хартия прав человека и народов (принята в июне 1981 г., вступила в силу в январе 1988 г.); Арабская Хартия прав человека 1994 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.
Наибольшим своеобразием отличается Арабская Хартия прав человека. Особенностью Хартии является только то, что ряд положений, касающихся предоставления определенных прав и свобод или гарантий их соблюдения, связывается с наличием у лица гражданства. Из 35 статей Хартии, в которых зафиксированы индивидуальные права и свободы, в 12 статьях права и свободы связаны с гражданством. В Хартии не разъясняется - о каком гражданстве идет речь - каждого арабского государства -участника Хартии или также об общем арабском гражданстве, или о каком-то ином гражданстве. Так, в ст.25 Хартии каждому гражданину гарантируется право личной собственности. Гарантии государства на равную оплату за равный труд, право на мирные собрания и объединения с другими предоставляется также только гражданам. В Хартии запрещается жестокое и бесчеловечное обращение, но не содержится положений о запрещении жестокого и бесчеловечного наказания. В целом содержание Арабской Хартии прав человека 1994 г. свидетельствует о том, что она согласуется со многими положениями универсальных региональных актов по правам человека.
4. Изучение исламского подхода к правам человека предопределяется прежде всего тем, что многовековая история развития исламского общества доказала жизненность тех норм, которыми это общество руководствовалось в своем развитии.
Проблему прав человека в исламе нельзя представлять таким образом, будто для исламских стран характерно несоблюдение в них прав человека, тогда как в остальном мире они соблюдаются. Права человека нарушаются во всех странах, включая и те, которые называются демократическими. Проблема в другом, и она сводится к своеобразию правовых систем, действующих в мусульманских странах. Дело в том, что в упомянутых странах в той или иной мере действуют нормы шариата, или мусульманского права. Нормы этого права сложились в первые два-три столетия хиджры и, конечно, не могли отразить современного положения вещей. Некоторые нормы шариата не соответствуют существующим ныне представлениям о ценности и достоинстве человеческой личности. Положение усугубляется еще и тем, что первые два источника мусульманского права (Коран и Сунна), согласно исламской традиции, являются богоданными истинами и в принципе не могут изменяться человеком. К тому же в исламском праве установлена строгая иерархия источников: высшей юридической силой обладают нормы, содержащиеся в Коране, затем идут предписания, включенные в Сунну, и в качестве вспомогательных источников используются иджма, кияс и некоторые другие источники, которые, однако, ни находят общего признания в различных школах мусульманского права.
Многие авторы отмечают изначальное существование в мусульманском праве норм, которые тем или иным образом регулируют правовой статус индивида, устанавливают определенные права и свободы, в частности право на жизнь, свободу мысли и мнений, право на образование и максимальное получение знаний, право каждого на труд и уважение к труду, право на социальную помощь и защиту, а также гарантии права немусульманских меньшинств и принцип коллективизма.
В ходе развития мусульманской политико-правовой мысли сформировалось мнение, согласно которому, в исламе права человека воспринимаются не как права, а как потребности, поэтому защита и обеспечение этих потребностей (неотъемлемых прав) являются обязательными не только в исламе. Следует отметить, что с точки зрения исламских мыслителей божественное происхождение исламской идеи прав человека увеличивает доверие к ней и придает этой идее приоритетность по сравнению с теорией естественного права.
Эти теоретические исследования стали основой разработки исламской модели концепции прав человека. Формирование исламского варианта института прав и свобод человека нашло отражение в документах (исламских конституциях, манифестах, докладах и т.п.), изданных в течение последних 30-ти лет.
5. Анализ Конституции и других законодательных документов показывает, что Ливан является правовым государством, поскольку принцип разделения властей, механизмы их воздействия, равновесия, сдерживания обеспечены Конституцией и другими законодательными актами. В современном государстве, существующим на принципах взаимной ответственности государства и личности, более детально разработаны положения о гарантиях политических, гражданских, социально-экономических, и культурных прав человека. В тоже время ради достижения первостепенных ценностей (восстановление мира) были введены новые положения об обязательствах государства и граждан, направленных на укрепление гражданства, согласия и стабильности общества.
С другой стороны, юридическая реализация Пакта Аль-Тайф, конституционный закон № 18 от 1990 г., хоть временно, вновь восстановил государственно-политическое здание на фундаменте огороженных правовыми рамками религиозных конфессий. В результате этого общинам юридически была представлена определенная квота на верхних этажах законодательной, исполнительной, судебной и административной власти. То есть, если политический конфессионализм собственно был направлением традиции и привычек, то теперь традиции конфессионализма в области правовой, политической и социальной юридически закреплены. Таким образом, конституции придала конфессионализму правовой статус, тем самым узаконив ряд грубых нарушений общепризнанных прав человека.
Проблема узаконенных, допустимых нарушений в области прав и свобод человека свидетельствует о банкротстве государственного конфессионализма и о том, что страна, парламент и правительство, которые бессильны привести реформу в рамках парламентарного режима нуждается в новой политической обстановке и в новом государственном строе.
6. Кланово-родовая структура ливанского общества накладывает свое отпечаток на политическую жизнь в стране, о чем свидетельствует активная роль политического феодализма, особенно в процессе формирования политической элиты.
Анализ результатов выборов 1996 года показывает, что на политической сцене Ливана после войны появились две новые силы: конфессиональные партии и новая буржуазная элита. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что на формирование политической элиты стало оказывать большое влияние материальное положение политического деятеля, а не только его принадлежность к клану или к конфессии.
7. Совершенствование избирательной системы - одна из насущных задач политической реформы современного ливанского общества. По мнению диссертанта, реформирование избирательной системы Ливана с точки зрения обеспечения прав и свобод человека должно заключаться в следующем:
• увеличить число депутатов, избранных на национальной основе до 35%, а на следующих выборах до 70% и, наконец, до полной отмены политического конфессионализма. Если этот проект будет реализован на выборах 2001 года, то до 2009 года будет возможно проводить выборы на национальной основе;
• этот процесс должен быть закреплен всенародным голосованием (референдумом). К тому же для установления демократии в стране надо развивать политическую активность граждан путем проведения выборов на уровне губернии, уезда и муниципальных структур;
• необходимость применения референдума для того, чтобы открыть перед народом возможность не только участвовать в политической жизни по правилам этой системы, но и право изменить ее;
• составить единый для всех конфессий закон о гражданском состоянии, чтобы у граждан был выбор жить по единому или по конфессиональному кодексу;
• ограничить власть и влияние глав религиозных общин на политику, в том числе лишение их права обращения в Конституционный Совет;
• принять действенные меры для секуляризации общества.
После этого во втором десятилетии нового тысячелетия наступит вторая фаза, при которой можно применять меры коренных изменений и путем общенародного голосования (референдума) принять президентский режим, двухпалатный парламент, систему независимой судебной власти и т.п.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Хамзи Турки Саад, 1999 год
1. Авдиев В.И. История Древнего мира. М., 1979.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
4. Арабская Хартия прав человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 5.
5. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998.
6. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996.
7. Белов Г.А. Права человека. М., 1996.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.
9. Власенко И.Б. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. // Государство и право. 1999. № 1.
10. Ю.Галаганова С.П., Уков A.M., Фролов М.А. Сравнительная политология: Запад-Восток-Россия. М., 1995;
11. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
12. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.
13. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
14. Гусаков А.Г. Законы царя Хаммурапи // Известия С.-Петербургского политехнического ин-та. 1904. Т.1 Вып. 1-2.
15. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998.
16. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.
17. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья (Шумер). М., 1959
18. Дьяконов И.М. и др. История древнего мира. М., 1989. 19.3олотухин C.B. К вопросу о концепции "третьего поколения правчеловека" или "прав солидарности" // Советский ежегодник международного права. 1989-90-91. СПб., 1992.
19. Иванова JI.O. Религия и права человека // Социс. 1998. №6.
20. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики./ Отв. ред.А.И.Ионова. М., 1985.22 .История политических и правовых учений. Древний мир/ Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1985.
21. Карташкин В.А. ООН и права человека // Российский ежегодник международного права. 1993-1994. СПб., 1995.25 .Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
22. Кафанов JI.J1. Обязательное право в архаическом Риме: долговой вопрос (1У-У1 вв. до н.э.). М., 1994.
23. Ковалевский М.М. История монархии и монархических доктрин. СПб., 1912.
24. Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957.
25. Кроткова Н.В. Права человека и стратегия устойчивого развития // Государство и право. 1998. № 11.
26. Кузнецов В. И. Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах // Московский журнал международного права. 1996. №3.
27. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли.1917-1945. М., 1979.
28. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М., 1984.
29. Левин Л. Права человека: вопросы и ответы. М., 1997.
30. Лукашева Е.А. и др. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
31. Зб.Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.
32. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
33. Маджазуб М. Трагедия демократии и арабского национализма в Ливане. М., 1959.
34. Максуд, Рукайя. Ислам. М., 1998.
35. Международное право / Отв.ред. Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунов. М., 1999.
36. Международное право / Отв.ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. М., 1998.
37. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.
38. Мовчан А. П. Международная защита прав человека. М., 1958.
39. Нерсесянц B.C. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М.,1980.
40. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 1996.46.0черки истории Древнего Востока / Под ред. В.В.Струве. Л., 1960.
41. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994;
42. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1994
43. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М., 1993
44. Права и свободы личности: Международные документы, комментарии / Гл. ред. Н.И. Полежаева. М., 1995.
45. Права человека: проблемы и перспективы / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М.,1990.
46. Права человека в современной религиозной мысли Запада: Научно-аналитический обзор. М., 1992.
47. Права человека: История, теория и практика / Под ред. Б.Назарова. М., 1995.
48. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.Н.Шестаков. М.,1990.
49. Проблемы социальных отношений и формы зависимости на Древнем Востоке. Отв. ред. М.А.Дандамаев. М., 1984.
50. Родионов М.А. Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982.
51. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №8.
52. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. М., 1982.
53. Стирк Петер М.Р., Вейчал Дэвид. Происхождение и природа прав // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 8.1996.
54. Стремоухов A.B. Правовая защита человека: Теоретический аспект. Автореф. дис. доктораюрид. наук. СПб., 1996.
55. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
56. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.
57. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т.1. Л., 1935.
58. Федоров А. За кронами Ливанских кедров. М., 1988.
59. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
60. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 5.
61. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета
62. Европы. М., 1997. На английском языке
63. Gross В., Kartashkin V. Goals for a Stronger Unites Nations // Human Rights for the 21 st Century, Foundation for Responsible Hope: A US-Post Soviet Dialogue. N.Y., 1993.
64. Johnston M. Class and Client in Beirut. 1840-1946. L., 1988.
65. Rosenthal F. Concept of freedom in Islam. Leiden, 1960.
66. Kagan D. Problems in Ancient history. N.Y.-L., 1966.
67. Barber B. Strong Democracy. Berkeley, 1984.
68. Berelson В., Lazarsfeld P., Mc Phee W. Voting. Chicago, 1954.
69. Brittan S. The Economic Contradictions of Democracy // British Journal of Political Science. 1975. 5(1).
70. Dalton R.J. Citizen Politics in Western Democracies. Chatam, 1988.
71. Dahl R.A. Democracy and Its Critics. New Haven and London, 1989.
72. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of Theory of Structuration. Cambridge, 1984.
73. Held D. Models of Democracy. Stanford, 1987.
74. Yankelovich D. Coming to Public Judgment. Making Democracy Work in a Complex World. Syrakuse, New York, 1991.
75. Kriegel J. Reagan, Thatcher and Politics of Decline. Cambrige, 1986.
76. Lipset S.M. Political Man. New York, 1963.
77. Marshall Т.Н. Class, Citizenship and Social Development. Westport, 1973.
78. Matthews D. The Promise of Democracy: A Source Book for Use with
79. National Issues Forums. Daiton, 1988.
80. Khadduri M. The Islamic Conception of Justice. Baltimore, 1984.
81. Mayer Ann Elizabeth. Islam and Human Rights. Tradition and Politics. London, 1991.
82. Yagawick W. Hong Kong and the International Politik of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992.1. На арабском языке
83. Авди Абделькадр. Ислам и наши политические ситуации. Каир, 1951.
84. Аль-Дувалиби Махммуд. Остров арабов колыбель идеи о праве и законе. Аль-Риад, 1995.
85. Аль-Газали Мухаммед. Права человека между учениями ислама и Декларацией ООН. Каир, 1993.
86. Аль-Жесер Басим. Национальный пакт: мертв или еще жив? Бейрут, 1978.
87. Аль-Нашиф Антуан и др. Парламентские выборы в Ливане (1996г.). Триполи-Ливан, 1998.
88. Аль-Тахтави Рифаха. Суть египетских дисциплин в современной литературе. Каир, 1912.
89. Аль-Тахтави Рифаха. Надежный справочник. Каир, 1872.
90. Аль-Туниси Хайр. Верные пути к осознанию государств. Тунис, 1972.
91. Аль-Хазен Фарид и др. Первые выборы в Ливане после войны: цифры и показатели. Бейрут, 1993.
92. Аль-Хассен Хани. Политические и конституционные системы в Ливане и в арабских странах. Бейрут, 1981.
93. Аль-Хатиб Аднан. Права человека в исламе. Дамаск, 1992.
94. Аль-Хури Юсиф. Проекты реформирования в Ливане. Бейрут, 1990.
95. Аль-Яфи Салим и др. Во имя исламо-христианского диалога. Бейрут,1983.
96. Амара Мухаммед. Ислам и права человека (потребности, а не права). Кувейт, 1985.
97. Байхам Мухаммед. Ливан между востоком и западом. 1920-1969. Бейрут, 1969.
98. Дарраз Мухаммед. Конституция нравов в Коране. Бейрут, 1983. 1 ОО.Дюрант В. История цивилизации. Т. 111 .Каир, 1953. Ю1.Кавсрани Важих. Политические тексты из журнала "Аль-Манар".1. Бейрут, 1980.
99. Кавсрани Важих. Проблемы реформы шариата и конституции всовременной исламской мысли // Журнал "Аль-Иджтихад". Бейрут. 1989. №3.
100. ЮЗ.Нааман Жихад. Права человека в арабском мире: ливанскаядействительность. Джуния Ливан, 1992. Ю4.Махмасана Субхе. Конституция и демократия. Бейрут, 1980. 105 .Мусса Ахмед. Права человека - путь к правовому развитию. Бейрут, 1994.
101. Салиби Камаль. История современного Ливана. Бейрут, 1969.
102. Сальман Салим. Ливан и Аль-Тайф результаты и возможности реализации. Бейрут, 1990.
103. Сайг Анис. Конфессиональный Ливан. Бейрут, 1955.
104. Сайфан Ахмед. Исследования политической и конституционнойсистемы Ливана. Бейрут, 1993. 115.Сархал Ахмед. Сложность правления в Ливане: причины и проекты. Бейрут, 1992.
105. Пб.Сархал Ахмед. Политические.и конституционные системы в Ливане и в арабских странах. Бейрут, 1980.
106. Увайдат Абду. Режим правления в Ливане. Бейрут, 1977.
107. Фарис Валид. Многочисленность в Ливане. Бейрут, 1979.
108. Фахми Мустафа. Парламентский режим в Ливане. Бейрут, 1969.
109. Хаурани Альберт. Арабская мысль эпохи ренессанса 1798-1939. Бейрут, 1977.
110. Халак Хасан. Политические направления в Ливане. 1943-1952. Бейрут, 1981.
111. Халил Али. Политические системы и конституция в Ливане. Бейрут, 1972.
112. Харик Илие. Кто правит Ливаном? Бейрут, 1972.
113. Хасанен Тауфик. Исламские исследования по правам человека //Манбар Аль-Хивар. Бейрут. 1988. № 3 .
114. Ходр Ходр. Введение в общие свободы и права человека. Триполи -Ливан, 1996.
115. Шокр Зухер. Политический и конституционный Ливанский режим. Бейрут, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.