Проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Славницкая, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат философских наук Славницкая, Ольга Александровна
Введение . 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 13
1.1 Особенности эстетического отражения действительности. 13
1.2 Особенности художественного отражения действительности. 50
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 77
2.1 Эстетическое как отражение действительности. 77
2.2 Художественное как отражение действительности. 129а) Отражение природного и социального в искусстве. 129б) Природные и социальные основы эстетики архитектуры. 159
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Архетипические основания эстетического сознания2012 год, доктор философских наук Ежов, Виктор Семёнович
Проблемы эстетического познания1983 год, доктор философских наук Ткемаладзе, Анзор Акакиевич
Эстетическое и художественное освоение действительности: специфика и соотношение1983 год, доктор философских наук Коротков, Николай Захарович
Красота человека как способ бытия человеческой сущности2014 год, кандидат наук Андреева, Наталья Сергеевна
Проблема художественного образа в литературной критике В. Г. Белинского1999 год, кандидат филологических наук Ли Бен Хун
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании»
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования определяется двумя взаимосвязанными моментами: во-первых, тем значением, которое сейчас, в условиях экологического кризиса, приобрела проблема взаимодействия общества с природой, и, во-вторых, необходимостью в новых условиях рассмотреть вопрос о том, как отражается в общественном сознании природные и социальные условия жизни людей. Непосредственным предметом изучения является второй из указанных моментов.
Теоретически актуальной является и проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании общества. По этой проблеме было много споров в отечественной философской литературе советского периода, но она требует дальнейшей разработки, решения некоторых новых вопросов, прежде всего вопроса о том, определяется ли общественное сознание только общественным или также и природным бытием.
Выбор эстетического и художественного сознания в качестве материала для исследования общественного сознания вызван также и тем, что при анализе этого материала возникают некоторые трудности по сравнению, например, с анализом науки как формы общественного сознания. Здесь дело обстоит проще: науки делятся на естественные и общественные, так что отражение законов природы и общества можно рассматривать в какой-то мере раздельно, хотя эту раздельность нельзя абсолютизировать. В эстетическом и художественном сознании такого разделения, по крайней мере, формально, нет. Этот факт делает изучение данного материала особенно интересным и значимым для понимания общественного сознания в плане его отражательной функции. Это же, в свою очередь, важно для правильной оценки роли эстетического и художественного сознания и общественного сознания в целом в практическом взаимодействии общества с природой.
В плане анализа эстетического и художественного сознания в центре внимания будет находиться взаимосвязь эстетического и художественного, что также является весьма актуальным.
Таковы основные моменты, указывающие на теоретическую и практическую актуальность избранной диссертантом темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Вопрос об отражении природного и социального в общественном сознании возник в философской литературе советского периода в связи с толкованием общественного сознания как отражения общественного бытия. Основной была точка зрения, что природа отражается в общественном сознании лишь косвенно, через общественные отношения. Эта точка зрения означает недооценку роли природы в жизни общества и должна быть подвергнута исправлению. В современную эпоху особенно важно понимание того, что адекватное отражение законов природы является и необходимым и возможным. Это понимание обосновывается в диссертации. В социально -философской литературе вопрос об отражении природного и общественного в эстетическом и художественном сознании вообще не рассматривался и обсуждался лишь в литературе по эстетике. Здесь возникли два направления: согласно одному «эстетические качества» имеются в самой природе и как таковые непосредственно отражаются в эстетическом сознании и в искусстве («природники» У.Хогарт, Н.А.Дмитриева, П.Л.Иванов и др.), согласно же другому, эти «качества» производим от общественных отношений, а значит не имеют отношения к природе («общественники» Л.Н.Столович, В.В.Ванслов, Ю.Б.Борев и др.). Оба направления требуют коррекции на основе философского рассмотрения проблемы.
Во многих работах, как в области эстетики, так и социальной философии, не проводится разграничение между понятиями эстетического и художественного, они часто отождествляются, хотя это явно неверно: нельзя же красоту в природе отнести к области искусства. При решении основной проблемы диссертации этот вопрос требует исследования, в частности, с целью достаточной строгости и определенности в употреблении используемых терминов. Заметим, что по этому вопросу идет давняя дискуссия как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Известный выход можно найти в признании, что термины «эстетическое» и «эстетика» применяются в широком и в узком смысле. Например, в широком, когда «эстетика» оказывается наукой и о красоте («эстетическом» в узком смысле) и об искусстве. Еще Н.Г.Чернышевский, указывал на существование двух разных «эстетик»: науки о прекрасном и науки об искусстве. Чтобы различать прекрасное как таковое, в частности, прекрасное в природе и искусство, в диссертации в первом случае используется понятие эстетического, а во втором - понятие художественного. Но диссертант не претендует на окончательное решение этого спорного вопроса. В некоторых случаях, в силу традиции, термины «эстетическое» и «эстетика» приходится употреблять в широком значении.
В настоящей работе невозможно обойти вопрос об объективности или субъективности «эстетических качеств», имеющий непосредственное философское значение. И «природники» и «общественники» стояли на точке зрения их объективности, считая эту точку зрения подлинно материалистической (П.Л.Иванов, Л.Н.Столович, Ю.Б.Борев и др.). В дальнейшем она была подвергнута справедливой критике (О.Буткевича, Г.Поспелова, А.Егорова и др.) как упрощенная, и было предложено понимание эстетического как «отношения», как результата взаимодействия объективного и субъективного. Это понимание нуждается в дальнейшей разработке. В связи с этим, в соответствие с темой диссертации, рассматриваются некоторые вопросы соотношения объективно-природного и субъективно-эстетического, в частности, вопрос об адекватности второго первому.
В литературе по теории искусства функции искусства характеризуются каждая в отдельности, вопрос же об их взаимосвязи остается вне поля исследования. В диссертации делается попытка решения этого вопроса. Выделяется особая функция - практически-волевая или побудительная, которая фактически анализировалась Л.С.Выготским, но в дальнейшем в работах по эстетике и теории искусства, а также в социально-философской литературе не выделялась в качестве самостоятельной.
В философских работах и в работах по общей теории искусства вопрос об отношении архитектуры к природе не рассматривается. Диссертант, опираясь на труды теоретиков архитектуры (И.В. Жолтовского, Ф.Л.Райта, А.Аалто, П.Л.Нерви и др.), специально ставит и рассматривает этот вопрос. Указывается на своеобразие архитектуры, в этом отношении отличающейся от всех других видов искусства. Вместе с тем, анализ этого вопроса позволяет лучше понять специфику отражения природы и общества в эстетическом и художественном сознании.
Цель и задачи исследования.
Цель настоящего исследования - на материале эстетического и художественного сознания обосновать положение о том, что в общественном сознании отражается не только общественная, но и природная реальность, притом одновременно и объективно и субъективно, и адекватно и относительно.
В работе в соответствии с этой целью сделана попытка решить следующие задачи:
- выявить единство и различие эстетического и художественного, уточнить смысл этих понятий, в котором они используются в данном исследовании;
- обосновать положение о том, что в эстетическом и художественном сознании отражается и социальная и природная реальность;
- показать, что отражение природы в эстетическом и художественном сознании является адекватным и в тоже время относительным, и объективным и субъективным;
- показать на материале архитектуры, как отражение природного входит в содержание эстетического и художественного сознания, соединяясь с отражением социальной реальности (социальных условий, потребностей и интересов людей).
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической основой исследования служит материалистическое и диалектическое понимание мира. В качестве методологических предпосылок использованы принципы диалектической логики, историко-философский подход и системный подход.
В процессе исследования автор опирался на произведения крупнейших представителей искусствоведческой, эстетической и философской мысли, современные разработки отечественных и зарубежных авторов.
Теоретическими предпосылками явились взгляды Н.Г.Чернышевского, Г.Н.Поспелова, Г.Б.Пузиса, А.Егорова, О.Буткевича, Г.Н.Гумницкого. В ходе исследования автор обращается к работам, в которых исследуется общественное сознание (Ф.В.Константинов, А.Г.Спиркин и др.), а также к трудам философов, занимающихся вопросами эстетики: М. С.Кагана, Г.А.Недошивина, Г.Н.Поспелова, Л.Н.Столовича, С.С.Гольдентриха, Н.А.Дмитриевой, Ю.Б.Борева и других.
Диссертант при разработке проблем исследования обращается к психологии, без которой невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства (С.Х.Раппопорт, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
В своей работе автор опирается на классические философские учения Платона, Аристотеля, Ф.Аквинского, Д.Дидро, Э.Берка, Г.Гегеля, И.Канта, К.Маркса, Ф.Энгельса, З.Фрейда и других. Использованы материалы теоретиков архитектуры Альберти, Витрувия, Палладио, И.В.Жолтовского и других.
Исследование опирается на многочисленные примеры из области истории архитектуры, изобразительного искусства и художественной литературы.
Новизна диссертационного исследования. Конкретные элементы новизны заключаются в следующих положениях:
- Законы красоты по своей структуре являются законами форм природной и социальной реальности, но в то же время законами красоты они являются в отношении к созерцательной способности человека.
- Специфической функцией эстетического отражения («освоения») действительности является не познавательная, а гедонистическая.
- Искусство отражает природную реальность, не вкладывая в нее человеческий смысл. Оно воспринимает эту реальность, как она существует сама по себе, объективно, но в ее значении для человека, в этом смысле субъективно. Искусство включает не только эстетическую оценку природной реальности, но прежде всего гуманистическую.
- Подлинно человеческое, прогрессивное искусство оценивает социальную реальность с позиций общечеловеческого нравственного идеала. Поэтому оно остается непреходящим, «вечным» (при непременном условии, что его произведения обладают художественным совершенством).
- В отличие от традиционных подходов, где функции искусства рассматриваются обособленно друг от друга, диссертант рассматривает функции искусства в их системе. Только в единстве всех функций: эмоциональной, побудительной, эстетической, воспитательной (гуманизирующей), познавательной и их взаимном влиянии можно раскрыть специфику искусства.
- Выделяется особая функция искусства: практически-волевая или побудительная функция. В отличие от воспитательной функции искусства, которая формирует человека как личность, суть этой функции в том, что искусство побуждает человека к определенным поступкам. Важнейшее ее содержание - это моральный аспект. На этой основе диссертант дает следующее определение искусства. Искусство - это эмоционально-образное, идейно-направленное, эстетическиконцентрированное отражение общеинтересных, общезначимых особенностей действительности в их конкретных внешне-чувственных проявлениях, играющее социально-формирующую, гедонистическую, познавательную и побудительную роль в жизни людей.
Обосновывается положение о том, что красота в архитектуре есть продолжение красоты в природе. В природе есть некоторые законы и формы, которые для человека выступают уже как законы и формы красоты. В архитектуре на основании общественной деятельности эти законы получают свое развитие, таким образом, представления о красоте закономерны, в эстетическом сознании не может быть произвола. Отсюда и решение вопроса о том, что истинно красиво, а, что модно и современно.
На основе принципа движения дается объяснение эстетической значимости «золотого сечения». Все дело в том, что когда мы берем «золотое сечение» в движении, то наглядно прослеживается одно и то же соотношение частей, пропорциональное единство частей и целого. Движение при этом может быть двояким: или движением объекта, или движением взгляда.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет конкретизировать некоторые методы и принципы преподавания таких дисциплин, как социальная философия, эстетика, история искусств, мировая художественная литература и т.д. и
Материалы предлагаемой работы возможно использовать в разработке следующих курсов: «Социальная философия» (разделы «Предмет эстетики и ее задачи», «Искусство как форма общественного сознания»); «Психология» (разделы «Эмоциональный мир архитектуры как вида искусства», «Архитектура и психология», «Взаимосвязь естественного и искусственного в искусстве»); «Педагогика» (раздел «Эстетическое воспитание»).
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры ФиСГД Ивановской государственной архитектурно-строительной академии. По основным вопросам исследования опубликованы следующие статьи и тезисы:
1. Палладианство как метод профессионального мышления. Славницкая О.А., Шуваева Н.И. // Ученые записки экономико-архитектурного факультета ИГ АС А. Выпуск 11. - Иваново, 2000, с. 101.
2. К определению эстетического. // Философский альманах №5. -Иваново, 2000, с. 136.
3. К вопросу о предмете эстетики. // Региональная научная конференция на тему: «Церковная архитектура Верхне-Волжского региона России: проблемы, поиски, суждения». (Тезисы докладов). - Иваново, 2001, с.26.
4. К вопросу о специфике искусства. // Межвузовская научно-техническая конференция аспирантов, магистров и студентов «Молодые ученые -развитию текстильной и легкой промышленности». (Тезисы докладов). - Иваново, ИГТА 2002, с.15.
5. К вопросу о взаимодействии архитектурной и природной среды. // Межвузовская научно-техническая конференция аспирантов, магистров и студентов «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности». (Тезисы докладов). - Иваново, ИГТА 2002, с. 18.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема генезиса эстетического сознания в процессе формирования практики первобытного общества1983 год, кандидат философских наук Ежов, В.С.
Природа кинематографической образности в свете ленинской теории отражения1984 год, доктор философских наук Муриан, Вадим Михайлович
Закономерности художественного познания (на примере литературы)1983 год, доктор философских наук Бицадзе, Иван
Методологические проблемы эколого-эстетического воспитания1984 год, кандидат философских наук Кантария, Роза Григорьевна
Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности1984 год, кандидат педагогических наук Погорелов, Станислав Тимофеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Славницкая, Ольга Александровна
Заключение
Вопрос об отражении природного и социального в общественном сознании возник в философской литературе советского периода в связи с толкованием общественного сознания как отражения общественного бытия. Основной была точка зрения, что природа отражается в общественном сознании только косвенно через совокупность общественных отношений. Существовала точка зрения, что поскольку естествознание отражает не общественное бытие, а природу, то оно не входит в общественное сознание. Эта точка зрения означает недооценку роли природы в жизни общества. В современную эпоху особенно важно понимание того, что адекватное отражение законов природы является и необходимым и возможным. В функциональном отношении естествознание правомерно включать в общественное сознание, ибо оно влияет на общественную жизнь. На основе естествознания развивается техника, а техника - общественное явление. На наш взгляд, общественное сознание в целом отражает не только общественную, но и природную реальность. Это наука, философия, религия. Аналогично этому можно признать, что эстетическая и художественная формы сознания отражают не только общественное, но и природное бытие (например, в живописи и литературе - пейзаж, в скульптуре - изображение животных, в музыке -картины природы) и это не мешает признавать их формами общественного сознания.
В социально - философской литературе вопрос об отражении природного и общественного в эстетическом и художественном сознании вообще не рассматривался и обсуждался лишь в литературе по эстетике. Здесь возникли два направления: согласно одному «эстетические качества» имеются в самой природе и как таковые непосредственно отражаются в эстетическом сознании и в искусстве («природники» У.Хогарт, Н.Дмитриева, П.Иванов и др.), согласно же другому, эти «качества» производны от общественных отношений, а значит не имеют отношения к природе («общественники» Л.Столович, В.Ванслов, Ю.Борев и др.). Мы критически относимся к данным теориям, считая, что ни одна из них не способна решить вопрос о природе прекрасного. Опираясь на труды современных исследователей А.Егорова, В.Тасалова, О.Буткевича и др., мы показываем, что природу прекрасного можно понять лишь только в отношении между природой и человеком: эстетическое есть природное, лишь в отношении к человеку.
Эстетическое сознание - это феномен социальный. Оно возникает в результате освоения человеком окружающего мира, реальной действительности. Эстетическое сознание существует в форме восприятий и представлений, которые отличаются от «обычных» представлений своей гедонической насыщенностью. Эти восприятия и представления в интуитивной форме содержат «знания» о законах красоты. Конечно, эти законы красоты объективны, они не зависят от воли и сознания людей, так как определяются строением внешней, чувственно данной формы воспринимаемых объектов, хотя тот факт, что эти объекты воспринимаются эстетически, конечно, обусловлено и эстетической апперцепцией. Ведь в процессе их отражения характерные для них законы красоты своеобразно отражаются в сознании человека.
На конкретных примерах показывается, что эстетическое удовольствие могут вызывать любые объекты, если они не вызывают физиологического отвращения. В основе наших восприятий лежит строение органов чувств, и это не случайно, что нам нравятся именно такие соотношения тонов, или та или иная форма предмета, так как это заложено в самой анатомии уха или строении глаза и вообще в устройстве всех органов чувств. Поэтому не каждая форма предмета может восприниматься как нормальная, а только та, которая соответствует строению органов чувств. А в свою очередь строение органов чувств сформировалось под воздействием той среды, в которой они находились, то есть здесь имеется взаимное соответствие. Сущность красоты в природе мы видим в том, что существует соответствие между строением органов чувств и самой природой. Явления природы в процессе их созерцания вызывают у человека чувство удовольствия, и именно это чувство есть результат взаимодействия между ними. Красивыми являются те свойства окружающей среды, которые находятся в соответствии с созерцательной способностью человека.
Гегель не придавал эстетической значимости природным формам, связывал ее только с произведениями искусства. Но что изображается, например, в живописи? Та же природа: горы, лес, луг, река, море, небо, животные. Сам человек, изображаемый на картинах, в скульптурах - прежде всего, по своему анатомическому строению - природное существо. Конечно, в человеке природное неотделимо от социального.
Вечны ли, или изменчивы стандарты человеческой красоты? Можно ли видеть в представлениях о человеческой красоте только изменчивое, историческое, национальное, классовое? Нет, есть абсолютное, постоянное, общечеловеческое. Исторически человек меняется, но в основном остается одним и тем же. Меняется архитектура, техника, искусственно созданные сады и водоемы. Изменчивая социальная реальность отражается в эстетическом сознании. Но в своей основе оно остается одним и тем же.
В литературе по теории искусства функции искусства характеризуются каждая в отдельности, вопрос же об их взаимосвязи остается вне поля исследования. В диссертации делается попытка решения этого вопроса. В отличие от традиционных подходов, где функции искусства рассматриваются обособленно друг от друга, мы рассматриваем функции искусства в их системе. Только в единстве всех функций: эмоциональной, побудительной, эстетической, воспитательной, познавательной и их взаимном влиянии можно раскрыть сущность искусства. Однако надо учитывать, что в своем единстве эти функции неравнозначны. Специфической, а значит основной в системе, является образно-эмоциональная-идейная функция искусства, представляющая поэтому его системообразующее свойство. Все другие свойства искусства в их общем значении неспецифичны для него и приобретают специфику лишь постольку, поскольку в них преломляется его специфическое свойство. Например, воспитательная функция входит в систему функций искусства, если она осуществляется в процессе художественного, то есть, прежде всего, образно-эмоционального-идейного воздействия на реципиента. В познавательном отношении наиболее глубокими и содержательными являются такие виды искусства, как художественная литература, театр, кино, художественное телевидение. Использование слова, понятийного мышления дает возможность проникать в сущность изображаемых явлений, раскрывать закономерности, которым эти явления подчиняются, типизировать их. Это не значит, что как считают некоторые теоретики искусства, его специфика состоит в познании сущности мира. К этому только добавляется, что художественное познание осуществляется с помощью интуиции. Но «сущность мира» познает наука, в которой интуиция тоже играет немаловажную роль. Поэтому данная точка зрения специфики искусства не выявляет. В названных видах искусства познавательная функция является важной, но познание в них имеет свою «нишу», обусловленную действительной спецификой искусства, то есть его специфической функцией. В этих видах искусства, а также в живописи, в известной мере и в скульптуре, непосредственным предметом познания являются конкретно-индивидуальные лица, события, судьбы. Почему? Потому, что именно их отражение в искусстве позволяет ему наиболее интенсивно осуществлять свою специфическую, образно-эмоционально-идейную функцию. Поэтому важно иметь в виду, что искусство, как было сказано В.Г.Белинским, отражает жизнь «в формах самой жизни». Благодаря этому по силе воздействия оно приближается к самой жизни.
Исходя из выше сказанного, мы даем следующее определение искусства. Искусство — это эмоционально-образное, идейно-направленное, эстетически-концентрированное отражение общеинтересных, общезначимых особенностей действительности в их конкретных внешне-чувственных проявлениях, играющее социально-формирующую, гедонистическую, познавательную и побудительную роль в жизни людей.
Отражение, изображение природы занимает в искусстве важное место. Высказывалось мнение, что предметом искусства является человек и только человек, а изображение природы служило лишь средством выражения человеческого содержания. Эта точка зрения была высказана И.О.Буровым и другими и вызвала споры в философской литературе. (Пример со «Стогами» И.Левитана). По нашему мнению, природа интересует искусство сама по себе, как она существует объективно. Искусство дает адекватное, верное отражение природы. В этом - существенное познавательное и идейное значение искусства. Но искусство этим не ограничивается, оно раскрывает значение природы для человека и его отношение к природе. Объективность отражения природы при этом не нарушается. Наоборот человек заинтересован в том, чтобы по возможности наиболее полно и адекватно понять природу, ибо это дает ему возможность приспособиться к ней наилучшим образом. Ему надо видеть саму природу, а не себя под оболочкой природы. Но человеку надо понять и свое место в природе, значение природы для себя и, вместе с тем, определить свое к ней отношение. Эти задачи он выполняет с помощью искусства (а также, конечно, и науки). В этом смысле искусство можно назвать художественной экологией.
В центре внимания искусства - человек - в его отношениях к самому себе и другому человеку, к природе и к обществу, то есть во всех связях, в которых он существует и обретает свою определенность. Человек и природное и социальное существо, и искусство отражает его с обеих этих сторон, в их единстве. Давид - не только прекрасное мужское тело, но и мужественный дух, героическое самосознание. Человек - в единстве с природой, он слит с нею. В пейзажах присутствует или он сам или его приметы: «Только версты полосаты, попадаются одне». Во всяком случае, природа в них как бы открывается в своем значении для человека (например, у Рериха), а зритель испытывает то отношение к ней, которое выразил художник.
Искусство отражает общественные отношения не сами по себе, не отвлекая их от человека, а через характеристику самого человека, его психологии, отношения к другим людям, через его поведение. В искусстве человек дается как социальный субъект, как личность, через познание которого мы познаем и социальную среду, общественные связи, характер общества, в котором живут персонажи художественного произведения. Например, Ф.Энгельс о О.Бальзаке, «Воскресение» Л.Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «Тихий дон» Шолохова, картины Репина, Сурикова.
В философских работах и в работах по общей теории искусства вопрос об отношении архитектуры к природе не рассматривается. Мы, опираясь на труды теоретиков архитектуры (И.В. Жолтовского, Ф.Л.Райта, А.Аалто, П.Л.Нерви и др.), специально ставим и рассматриваем этот вопрос. Вместе с тем, анализ этого вопроса позволяет лучше понять специфику отражения природы и общества в эстетическом и художественном сознании.
Архитектура как вид искусства имеет свои особенности. Во всех других видах искусства материал является только «носителем» художественной формы, в архитектуре же он выполняет и независимую от нее функцию, причем первичную, утилитарную (строительную), в частности и культовую (храмы, памятники, пирамиды и др.). В других видах искусства природа изображается (даже в музыке), в архитектуре она преобразуется. Главную роль играют не ее наглядные формы, а законы этих форм, которые в архитектуре лежат в основе создания искусственных, социальных форм (технических и художественных).
Таким образом, эстетическое сознание и искусство, будучи формами общественного сознания, отражают не только общественное, но и природное бытие. Это отражение является своеобразным, но адекватным по отношению к своему объекту - природно-социальной действительности.
В обосновании этих положений заключалась общая цель настоящего диссертационного исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Славницкая, Ольга Александровна, 2003 год
1. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре. -М.: «Стройиздат», 1983.
2. Альберти. Десять книг о зодчестве. М., 1935, т. 1.3. «Античные мыслители об искусстве». -М.: «Искусство», 1938.
3. Античные риторики. М., 1978.
4. Антология мировой философии. М., 1967, т. 1.
5. Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1976.
6. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика 18 века.
7. Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. М.: «Советский писатель», 1963.
8. Астахов И. О вавилонской башне и эстетических критериях, «Литература и жизнь» 11 мая 1960.
9. Астахов И.Б. Эстетика.-М., 1971.
10. Бальзак О. Соб. соч. в 15 т. М., 1955.
11. Белик А.П. Эстетика и современность. М., 1963.
12. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1874 года. Полн. Соб. Соч. М., 1946.
13. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. М., 1954.
14. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
15. Берхин Н. Специфика искусства. М., 1986.
16. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: «Выс. шк.», 1960.
17. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981.
18. Борев Ю.Б. Эстетика. -М., 1988.
19. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.
20. Буткевич О. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: «Художник», 1983.
21. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
22. Ванслов В.В. «Проблема прекрасного». М., 1957.
23. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М., 1956.
24. Васютинский Н. «Золотая пропорция». М.: «Молодая гвардия», 1990.26. «Вопросы марксистско-ленинской эстетики». М., 1956.27. «Вопросы философии», 1956, № 3 // Дискуссия о предмете марксистско-ленинской эстетики.
25. Воронский А. Искусство как познание жизни // Красная Новь. 1923. №5.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1980.
27. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986.
28. Гартман Н. Эстетика. -М., изд-во иностр. лит., 1958.
29. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.
30. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х т., М., 1968, т.1.
31. Гегель Г.-В.-Ф. Соб. соч. М.,1938, т.12.
32. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т., М., 1977, т.2.
33. Гегель Г.В.Ф. Соч. -М., 1956, т.З.
34. Гольдентрихт С.С. «Об эстетическом освоении действительности», МГУ, 1959.
35. Гольдентрихт С.С. «Формы общественного сознания», 1960.
36. Гольдштейн А.Ф. «Франк Ллойд Райт». М.: «Стройиздат», 1973.
37. Громов Е. Начала эстетических знаний. М.: Современный художник, 1971.
38. Гумницкий Г.Н. Марксизм и проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания. Материализм или идеализм? Философские очерки. Иваново, 2000.
39. Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического и предмете эстетики / Логика. Этика. Эстетика. Изд. Ярославль, 1966.
40. Гумницкий Г.Н., Кононова О.М. «Эстетика в общественном питании», М.: Экономика, 1984.
41. Гумницкий Г.Н. Чем определяется развитие производительных сил? // Философские науки. 1963. № 1.
42. Дидро. Соб. Соч., т.6, ГИХЛ, 1946.
43. Дидро. Избранные произведения. ГИХЛ, 1951. Добрынин Н.Ф., ж. «Вопросы философии», 1956, №3.
44. Дмитриева Н.А. «Вопросы эстетического воспитания». М.: «Искусство», 1956.
45. Дмитриева Н.А. «О прекрасном». М.: «Искусство», 1960.
46. Егоров А. «Против субъективистского истолкования проблемы прекрасного», ж. «Коммунист», 1957, №9.
47. Заховаева А.Г. Эстетическое, эстетика и так называемая эстетическая сущность искусства. / Ученые записки экономико-архитектурного факультета ИГ АС А. Выпуск № 9. Иваново, 1999.
48. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975.
49. Зись А.Я. Эстетика как наука.
50. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти // Леон Баттиста Альберти. М.: Наука.
51. Иванов П.Л. «О двух формах эстетического в объективной действительности» // ж. «Вопросы философии», № 12, 1962.
52. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. М., Д.Аронов, 2001.56. «Искусство. Книга для чтения». М., 1961.
53. Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969.
54. История русского искусства. М., 1980.
55. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: Выс. шк., 1962.
56. Каган М. Начала эстетики. М.: «Искусство», 1964.
57. Калантар A.JI. К вопросу об объективности прекрасного. Философские науки, 1958, №3.
58. Калинкин А. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.
59. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М., 1963-1966.
60. Кириченко Е.И. «Русская архитектура 1830 1910-х годов». - М.: «Искусство», 1978.
61. Коломиец Н.С. «Образ основа формирования архитектуры», журнал «Строительство и архитектура», 1987, №8.
62. Колпинский Ю. Искусство Венеции. М.: «Искусство», 1970.
63. Копнин П.В. Дидактическая логика и эстетика. / Борьба идей в эстетике. -М., 1966.
64. Краткий словарь по эстетике. М., 1989.
65. Лебедев В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры. М.: Стройиздат, 1993.
66. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 18.
67. Липпс Т. Основные вопросы этики. Спб.
68. Локк Джон. Соч.: В 3-х т. М., 1988.
69. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.-Л., 1959.
70. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.
71. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
72. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1975.
73. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970.
74. Маритен Ж. Ответственност художника // Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991.
75. Маркс К., Энгельс Ф. Соб. Соч. 2-е изд. М., 1965.80. «Мастера архитектуры об архитектуре». М.: «Искусство», 1972.81. «Мастера советской архитектуры об архитектуре». М.: «Искусство», 1975.82. «Мастера искусства об искусстве», Изогиз, 1933, т.2.
76. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. -М.: Стройиздат, 1952.
77. Михайлов Б.П. Леонардо да Винчи архитектор. М.: Стройиздат, 1952.
78. Монтень М. Опыты. Кн.З. М.; Л., 1954.
79. Мысли о воспитании. Изд-во «Ярославль», 1988.
80. Мысливченко А.Г. Диалектический и исторический материализм. -М.: Политиздат, 1988.
81. Натев А. Искусство и общество. М., 1966.
82. Ницше Ф. Происхождение морали. М., 1900.90. «Общая психология». М., 1976.
83. Общественное сознание и его формы. М., 1986.92. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». М., 1955.
84. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.
85. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Выс.шк., 1984.
86. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991.96. «Основы марксистско-ленинской эстетики».
87. Платон. Соч.: В 3-х т.-М., 1970-1971.
88. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: «Искусство», 1984.
89. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М., 1960.
90. Поспелов Г.Н. «Эстетическое и художественное». М., 1965.101. «Проблемы эстетики». М.: Изд-во АН СССР, 1958.102. Разум сердца. М., 1989.
91. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1987.104. «Рафаэль и его время». М., 1986.
92. Роберт Камминг. Художники. Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. М., 2000.
93. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М., 1946.
94. Рудик П.А. Психология. М., 1955.
95. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1987.
96. Сб. «Вольфганг Гете об искусстве».
97. Скатерщиков Н. Искусство как форма общественного сознания. -М.: «Советская наука», 1961.
98. Скирдо М.П. Социальная философия. М., 2000.
99. Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев, 1988.
100. Славницкая О. А., Шуваева Н.И. /Набережная в системе рекреационных пространств города / Ученые записки экономико-архитектурного факультета ИГ АСА. Выпуск № 10. Иваново, 1999.
101. Смоляк Б. «О природе золотого сечения». Ж. «Архитектура СССР».115. «Советская музыка» журнал, № 4, № 10, 1957.116. «Современная книга по эстетике», Антология. М., 1957.
102. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. Собр. соч. в 2-х т. М., 1990.
103. Соловьев B.C. Соч. В 2т. - Т.2. - М., 1992.
104. Соловьев B.C. Сочинения. М.: «Раритет», 1994.
105. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
106. Станиславский К. Искусство переживания / Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М., 1953.
107. Станькова Я., Пехар И. и др. Тысячелетнее развитие архитектуры. -М.: Стройиздат, 1984.
108. Степанов А.В., Мальгин В.И. «Объемно-пространственная композиция». -М.: Стройиздат, 1993.
109. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. -М.: «Стройиздат», 1993.
110. Столович JI.H. «О двух концепциях эстетического», ж. «Вопросы философии», 1962, № 2.
111. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: «Республика», 1994.
112. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек. - М., 1985.
113. Столович Л.Н. Предмет эстетики. М.: «Искусство», 1961.
114. Столович Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. -М, 1959.
115. Столович Л.Н. «Философия красоты». М., 1978.
116. Строков П. Все-таки субъективизм! Октябрь, 1961, № 12.
117. Тасалов В. Сборник «Вопросы эстетики». М.: «Искусство», 1958.
118. Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1985.
119. Толстой Л.Н. Соб. Соч. В 20-ти томах.
120. Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 1985.
121. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.
122. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.
123. Тэн И. Философия искусства. М.: «Изобразительное искусство», 1995.
124. Уайльд О. Избранные произведения: В 2т. ТЛ. - М., 1961.
125. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. 1963.141. «Философские науки», 1975.
126. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.143. «Философская энциклопедия». М., 1970, т.5.
127. Фрейд 3. «Будущее одной иллюзии» / Сумерки богов. М. Изд. полит, лит., 1989.
128. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988.
129. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1987.
130. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1970.
131. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.
132. Шопенгауэр А. Изб. Произведения. М.: Просвещение, 1992.
133. Чернышевский Н.Г. Эстетика.
134. Чернышевский Н.Г. Статьи по эстетике. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938.
135. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Полн. Соб. Соч., В 12-ти т. ГИХЛ. М., 1949.
136. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3-х томах. -М., 1950, т.1.
137. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. -Изд-во: «Рига», 1980.
138. Эстетика Ренессанса: В 2-х т. М., 1981.
139. Эстетика-словарь. -М., 1989.
140. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.