Проблема человека в прогрессивной армянской философской мысли 40-60-х годов XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Саргсян, Сурик Артаваздович

  • Саргсян, Сурик Артаваздович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ереван
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 203
Саргсян, Сурик Артаваздович. Проблема человека в прогрессивной армянской философской мысли 40-60-х годов XIX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Ереван. 1984. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Саргсян, Сурик Артаваздович

Введение.

Глава I

ЧЕЛОВЕК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРИРОД

§ I. Проблема происхождения человека.

§ 2. Концепция человека как природного существа

Глава П

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК О СУЩЕСТВЕ, НАДЕЛЕННОМ ОСОБЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

§ I. Проблема души и психики. Человек как разумное и познающее существо.

§ 2. Язык как человеческая способность и фактор формирования сущности человека

§ 3. Труд как человеческая практическая способность и средство существования человека

Глава Ш

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

§ I. Человек как социально-нравственное существо

§ 2. Представления о смысле жизни человека.

§ 3. Роль среды и воспитания в деле формирования человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека в прогрессивной армянской философской мысли 40-60-х годов XIX века»

Проблема человека была и остается одной из важных областей философского и научного исследования. Вопросы происхождения че -ловека, его физических и духовно-нравственных особенностей, места и рож человека в системе природы и общества и многие другие вопросы на протяжении веков интересовали человечество. "Пока существует человечество, - справедливо отмечает Т. И. Ойзерман, -проблема человека будет сохранять свою актуальность, и любое ее решение останется таким же незавершенным, как и история человечества"*.

Интерес к проблеме человека особенно возрос в нашу эпоху -эпоху глобальных революционных процессов, знаменующих переход человечества на новую ступень развития, эпоху развертывающейся научно-технической революции, открывающей новые измерения человеческого бытия, новые аспекты осознания человеком своего назначения и смысла собственного существования. Вот почему именно в XX столетии в полной мере встала необходимость комплексного изучения человека как сложного и целостного феномена. Подобный интегральный подход к изучению человека по идее должен синтезировать в единую теоретическую систему самые существенные знания о человеке, вырабатываемые в рамках различных научных дисциплин - психологии, биологии, кибернетики, социологии, философии и др.

Уточнение статута науки о человеке, принципов ее организации и логической ее структуры, естественным образом, сопровождается полемикой. В частности, широко обсуждается вопрос о том, в рамки какой именно науки должно включаться исследование проблемы человека, каково взаимоотношение конкретных наук и философии в

I Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982, с. 171. решении этой исследовательской задачи*в какой мере человек становится предметом философского изучения*. Имеются многочисленные исследования, посвященные анализу философских, социально-исторических, социологических, биологических, психологических, этичесо ких и иным аспектам проблемы человека . Сделаны попытки по уточ

1 См.: Константинов Ф. В^1 Человек и общество. - В кн.: Человек и эпоха. М., 1964,.с. 85-86: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 13,33; Мысливченко А. Г. Методологические проблемы исследования человека в философии. - Вопросы философии, 1981, & 7, с. 38-51; Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983, с. 34-37 и др.

2 См.: Кон И. С. Социология личности. М., 1967: Его же.Открытие "Я". М.,1978; Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. . JE., 1968; Антонович И. И. философская антропология. Минск, 1970: Какабадзе 3. М. Человек как философская проблема. Тбилиси, 1970; Ковалев С. М. 0 человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970; Мысливченко Аи Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972J Григорьян Б. Tf Философия о сущности человека. ML, 1973; Его же. Философская антропология.

М., 1982; Каган М. С. Человеческая деятельность. M.t 1974; Давидович В. Е. Аболина Р. Кто ты человечество? М., 1975; Фролов И. Т; Прогресс науки и будущее человека. М., 1975:Его же. Перспективы человека. М., 1983; Батенин С. С. Человек в его истории. Д., 1976; Дубинин Н. П. Шевченко Ю. Г.Некото-рые вопросы биосоциальной природы человека. М. , 1976; Нава-сардян Р. Г. Формирование марксистской концепции человека. Ереван, 1976; Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977; Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978; Коломиеп Т. А. Концепция человека во франнению рамок человековедческой проблематики, ее места и значения в области философии и различных конкретных наук. Вместе с тем многие авторы обращались и к рассмотрению исторических судеб данной проблемы. Подвергнуты критике реакционные идеи современных буржуазных учений о человеке.

Вопросам сущности человека, в частности взаимоотношения биологического и социального в нем, были посвящены два всесоюзных симпозиума (Вильнюс, 1974"; Москва, 1975). С 1980 года в журнале "Вопросы философии" существует специальная рубрика "Человек в современном мире".

Философские и конкретно-научные представления о проблеме человека, то или иное решение связанных с ней вопросов имеют не только теоретическое, но и идеологическое, социально-политическое содержание, поскольку в них проявляется отношение двух противоборствующих общественно-экономических систем современного мира к человеку как таковому. Проблема человека является стержневой в идеологических дискуссиях о том, "какая из двух существующих систем создает более благоприятные возможности для всестороннего развития человека, для его счастья и благосостояния. В этой связи спор идет также о том, какая философия служит интересам человека и социального прогресса, является надежным и эффективным цузском материализме Ш1 века, Киев, .1978; Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978; Тарасов К. Е. Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979; Смирнов Г. Л. Советский человек. М,, 1980; Дубинин Н. П. Что такое человек, М,, 1983; многочисленные монографии и статьи, в которых прямо или опосредованно исследуется проблема человека. теоретическим средством для решении сложных и трудных проблем современного человечества"^.

Марксистско-ленинское учение, равно как социалистическое общество, базирующееся на его принципах, имели и имеют одной из главных своих целей человека, его благо, интересы его всестороннего гармонического развития. Обосновывая важность упрочения материальных и духовных условий развития социалистического образа жизни, формирования нового человека, ХХУ1 съезд КПСС вновь выдвинул на первый план задачу обеспечения роста благосостояния советского народа, Вопросы повышения материального благосостояния советского народа, совершенствования социалистического образа жизни и формирования нового.человека рассматривались также июньским, декабрьским (1983 г.), февральским и апрельским (1984 г.) пленумами ЦК КПСС. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека, - отмечено в июньском Пленуме.ЦК.КПСС. И наша партия исходит из того, что Формирование.нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического р строительства" .

Теоретическая и практическая актуальность проблемы человека требует в настоящее время выявить все то передовое в истории философских учений о человеке, что способствовало развитию гуманистической мысли, подготавливало теоретическую почву для.социального и духовно-нравственного освобождения человека. В этой связи немаловажное значение тлеет изучение прогрессивных традиций трактовки человековедческой проблематики в истории философии народов СССР, коль скоро выявление этих традиций и их включение в наш современный идейный арсенал может стать "частью общего фронта идеологичес

1 Григорьян Б. Т. Философская антропология, с. 3.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. М., 1983, с. 27. кой борьбы против идеализма и религии, против любых форм политичес

О О о м I кои и идеинои реакции" .

В армянской философской мысли, ведущей свое начало с эпохи древности, на протяжении веков было выработано много ценных предр ставлений о различных сторонах феномена человека . Значительный вклад в выработку прогрессивных, гуманистических воззрений о человеке внесли и армянские мыслители 40-60-ых годов XIX века. К числу этих-мыслителей принадлежат видные армянские просветители:, писатель, педагог и философ Хачатур Абовян (1809-1848), ученый-медик, с философ Андреас Папович (1809-1858) , врач и общественный, деятель, один из руководителей."конституционного движения" в Западной Армении Серовбе Виченян (Сервичен. I8I5-I897), экономист, философ, педагог Николай Зораян (I82I-I859), публицист и философ Степанос Назарян (I8I2-I879), революционеры-демократы Микаэл Налбандян (18291866) и Арутгон Свачян (I83I-I874). К проблеме человека в той или иной мере обращались также прогрессивный естествоиспытатель и философ Погос Меликшахян (Физика Погос. 1788-1855), публицист и философ Степан Восканян (Степан Воскан. I825-I90I). Настоящая диссертация посвящена анализу взглядов на человека, содержащихся в трудах перечисленных мыслителей. Хотя в этот период на философское по

1 История философии в СССР, т. I. М., 1968, с. 8.

2 Историки.армянской философии В. К. Чалоян, Г. Г. Габриелян,

А. Б. Хачатурян, С. С. Аревшатян, Г. 0. Григорян, Г. Т. Хрлопян,

Г. К. Мирзоян и др. в своих работах при рассмотрении взглядов отдельных мыслителей (Езника Кохбаци, Давида Анахта, Иоанна Воротнеци,Григора Татеваци,Степаноса Лехаци,0ванеоа Джугаеци,

И. Эмина, Э.Баграмяна, Ш. Шаамиряна и др.) в той или иной мере анализировали и эти представления.

3 Андреас Папович род. в Венгрии. Папович - искаженная форма армянской фамилии Папазян. пршце вступили также А.Гарагашян, М. Мамурян, Г.Костандян и др., однако мы не обращаемся к анализу воззрений этих мыслителей, потому что их деятельность развернулась после 70-ых годов XIX в;

Для правильного понимания и оценки воззрений о человеке тех или иных мыслителей необходимо выяснить, каким образом преломляются в этих воззрениях требования эпохи, национальные, социальные и духовно-нравственные устремления того или иного народа.

В 40-60-ые годы XIX века в социальной и культурной жизни армянского общества произошел ряд, связанных с развитием буржуазных отношений, важных изменений, которые обусловили обращение армянских мыслителей к проблеме человека, осознание ими ее исторической актуальности.

Процесс формирования армянской торговой буржуазии и буржуазного образа мышления начался в ХУЛ веке, в особенности, в армянских зарубежных колониях (Новая Джуга, Мадрас)1^ завершился во второй половине ХУШ века (И. Эмин, Ш.Шаамирян, М. Баграмян)2. Однако, вследствие различных неблагоприятных исторических условий этот процесс в самой Армении не претерпел естественного развития^ вплоть до начала XIX века здесь господствующими были феодализм и клерикально-феодальная идеология. Однако с середины века происходило углубление кризиса феодальных отношений, что в свою очередь, способствовало усилению классовых противоречий,угнетения трудового народа, в особенности крестьянства3. В этих услови

1 См.: Мирзоян Г. К. Критический анализ армянской философской мысли ХУЛ века. Ереван, 1983, с. 39-150 (на арм.яз.).

2 См.: Григотин Г. 0. Из истории армянской передовой общественно-политической мысли (вторая половина ХУШ века). Ереван, 1957, с. 53-162 (на арм.яз.).

3 Об армянской общественной, социально-политической, экономической жизни, идеологических направлениях подробно см.: Нерсиях, особенно в Восточной Армении, входившей в состав царской России, и отчасти в Западной Армении, находившейся под турецким игом, начали формироваться буржуазные отношения. Развивались торговые, и промышленные центры, города, экономическая жизнь, в частности, товарно-денежные отношения. Все это привело к тому, что еще больше обострились классовые противоречия. А в султанской Турции, где были попраны права народа и, особенно, иноверцев, где господствовали деспотизм и варварство, развертывались также национально-освободительные движения угнетенных народов (сербов, армян, греков и др.).

40-60-ые годы XIX века - период бурного подъема армянской культуры - литературы, искусства, философии, педагогики, периодической печати. С новой силой разгорелась борьба вокруг старого и нового армянского литературного языка, которая закончилась побесян М. Г. Освободительная борьба армянского.народа.против турецкого деспотизма. Ереван, 1955 (на арм.яз.); Его же. Экономическое и политическое положение западных армян и их русская ориентация в первой половине XIX века. Ереван, 1962 (на арм. яз.); Иоаннисян А, Г. Налбандян и его.время, кн. I - П. Ереван, 1955, 1956 (на арм.яз.); Адонц М. А. Экономическое .раз-, . витие Восточной Армении в XIX веке. Ереван, 1957; Пароамян В.А. Из истории.армянских освободительных движений. Ереван, 1958 (на арм.яз.); Рштуни В. X. Очерки истории крестьянства в Армении, ч. А. Ереван, I960 (на арм.яз.); Казарян Г. М. Социально-экономическое и политическое положение западных армян в 1800-1870 гг. Ереван, 1967 (на арм.яз.); Его же. Арлянское общественно-политическое движение в 50-60-х годах. XIX века и Россия. Ереван, 1979; История.армянского народа. Т. 5, Ереван, 1974, с. 201-658 (на арм.яз;). дой нового литературного языка, В этот период на армянский язык были переведены художественные и философские произведения многих известных европейских и русских писателей и мыслителей ХУШ-НХ веков.

Изменения, происходившие в социально-экономической и культурной жизни народа, с необходимостью требовали анализа и объяснения целого ряда общественных и национальных проблем. Вопросы, касающиеся объединения армянского народа, его настоящего и будущего, развития его социально-политической.и культурной жизни становятся важными проблемами, будоражащими умы армянской интеллигенции, общественных деятелей,

В условиях господства официальной феодально-клерикальной идеологии в армянской действительности сформировалось просветительское направление. Оно имело прогрессивный характер, присущий и просветительскому движению Западной Европы и России, и носило на себе печать идеологического влияния этого движения. Вот почему ленинская оценка европейских и русских просветителей может быть приложена и к армянским просветителям (Абовян, Папович1, Зораян, Назарян и др.). Согласно В. И, Ленину,в "экономической, социальной, юридической области" они полностью противопоставляются социально-политической и идеологической системе феодализма и имеют искреннюю веру "в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать >этдау'"*.

В конце 50-ых и начале 60-ых годов в армянской действительности сформировалась идеология революционного демократизма (М.Нал-бандян, впоследствии А. Свачян), которая находилась под непосредственным воздействием русской революционно-демократической идеологии.

I Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 519,

- II

Особенности развития армянской общественной жизни 40-60-ых годов XIX века обусловили новый подход к .анализу и оценке проблемы человека. До середины XIX в. в армянской действительности господствующим и официальным учением о человеке было христианское учение, стержень которого составляли идеи сотворения человека богом, бессмертия души и посмертного воздаяния. Общественная роль, человека, смысл его жизни, развитие общества объяснялись божественным предопределением.

Понятно, что подобные представления о человеке были принципиально противоположны взглядам армянских просветителей и революционных демократов. Разработка проблемы человека была тесно связана с их передовыми философскими и социально-политическими воззрениями, дополняла их мировоззренческие представления, их борьбу против устоев и идеологии феодализма. В этом коренится причина того, что они принципиально по-новому анализируют антропологические проблемы: возникновения человека, его биологических особенностей, специфически характерных для человека способностей и возможностей, общественной сущности человека, смысла его жизни, воспитания.

Советские армянские исследователи посвятили.анализу общественно-политической и культурной жизни армянского общества данного периода многочисленные исследования. Опубликованы монографии о наиболее видных мыслителях этой эпохи. Ценный вклад в изучение философских и социально-политических воззрений отдельных мыслителей внесли А. Г. Иоаннисян*, Г.Г. Габриэльян^, А. Б. Хачатурян3,

1 См.: Иоаннисян А. Г. Указ. соч.

2 См.: Габриэльян Г. Г. История армянской философской мысли, т.З. Ереван, 1959, с. 5-94, 256-344 (на арл.яз.). . .

3 См.: Хачатурян А. Б.Мировоззрение М. Л. Налбандяна. - Моск.гос. пед.ин-т им. В.И.Ленина. Уч.зап., J& 171, с. 5-328. М., 1962; Его же. История прогрессивной армянской философской и обществен

Р. А. Карапетян1, A. M. Тевосян2, Э. Ш. Арутюнян3, Э. Г. Рштуни4 и другие, В рамках изучения научно-философского наследия тех или иных мыслителей исследователи в той или иной степени обращались и к рассмотрению некоторых их взглядов на человека. Однако интересующая нас проблема не освещена в работах упомянутых авторов с должной глубиной, поскольку она не становилась предметом специального исследования.

В настоящей диссертационной работе впервые предпринимается попытка доказать, что в теоретическом наследии армянских мыслителей 40-60-ых годов НХ века проблема человека была не просто вплетена в контекст общефилософских проблем, а имела также и самостоятельное значение, что позволяет говорить о наличии у них определенного, относительно самостоятельного учения о человеке, хотя и представленного в незавершенной, несистематизированной форме.Это учение, но-политической мысли конца ХУШ - середины XIX века. М., 1973 (в дальнейшем тексте - История прогрессивной армянской философской и общественно-политической мысли); Его же.М. Л. Налбандян. М., 1983. .

1 См.: Кашлетян Pt А. Степанос Назарянц.Философские взгляды. Ереван, 1976 (на арм.яз.).

2 См.: Тевосян А. М. Мировоззрение Нагапета Русиняна. Ереван,1970 (на арм.яз.); Его же. Армянская логическая мысль в XIX веке. Ереван, 1976 (на арм.яз.); Его же. Кант.и.армянская философская мысль XIX века.Ереван, 1981 (на арл.яз.).

3 См.: Арутюнян.Э. Ш. Философская мысль в Армении в первой половине XIX века, Ереван, 1965 (на арм.яз.).

4 См.: Рштуни Э.Г. Разработка методов научного познания в армянской философии. Вторая половине XIX века.' Ереван, 1979 (на ард. яз.). как будет показано в работе, характеризуется определенной челове-коведческой проблематикой и решает ряд ясно осознаваемых теоретических и практических (социально-политических и совдально-культурных) задач. Исследование философских и общественно-научных взглядов интересующих нас мыслителей-под углом зрения проблемы человека позволяет, по нашему мнению, наиболее непосредственным образом раскрыть гуманистическую сущность их мировоззрения. Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что стержнем их борьбы против религиозно-феодальной идеологии, их теоретической и практической деятельности, направленной на преобразование общественной жизни и распространение просвещения, стержнем их социально-политических программ и философских исканий в конечном счете был человек, вопросы,касающиеся его сущности, его настоящего и будущего. Этим духом проникнуты труды Абовяна, Зораяна, Назаряна, Налбандя-на, К проблеме человека.имеет непосредственное отношение медико-философский трактат Наповича "Искусство долголетия, или.учение о том, как прожить „здоровую, долгую и счастливую жизнь" (Константинополь, 1852, на арм.яз.; перевод на румынский яз. - 1903 г.), который посвящен изучению сущности человека, поискам путей его совершенствования и достижения им счастья. Такой же характер имеет труд Виченяяа "Педагогика, или естественное нравственное и познавательное наставление" (Константинополь, 1844, на арм.яз.)^. Изучению духовных потенций человека, его духовного мира.посвящена работа Ст. Назаряна "0 практической психологии" (Москва, 1851, на арм.яз,).

I Термином "педагогика" мы перевели значащееся в названии данной работы слово "манкатацутюн", которое использовано Виченяном в несколько более широком смысле, чем "педагогика" в современном значении данного термина. Слово "манкатацутюн" призвано обозначить не только систему собственно воспитательных возденет

Анализ воззрений армянских мыслителей 40-60-ых годов XIX века относительно различных сторон феномена человека показывает, что эти воззрения, будучи отражением социальной и духовно-культурной жизни армянского общества данного периода, вместе с тем имели, определенные теоретические предпосылки. В частности мы имеем в виду и воззрения армянских просветителей второй половины ХУШ века -представителей Мадрасской школы - И, Эмина, М. Баграмяна, Ш.Шаами-ряна о природном равенстве людей, их естественных правах, о необходимости преобразования общественной жизни соответственно природе человека. Эти идеи, заимствованные из идеологии западноевропейского просвещения, и в XIX веке являлись опорой в борьбе против феодализма и клерикальной идеологии. В армянской действительности рассматриваемого периода духу времени особенно ртвечали философско-антропологические воззрения французских просветителей ХУШ века. Идейное влияние Руссо, Гельвеция, Гольбаха особенно явственно сказывается во взглядах Абовяна, Назаряна, Зораяна и Паповича. Особо следует подчеркнуть, что мировоззрение Абовяна, Назаряна, Налбан-дяна формировалось также под влиянием русской культуры. Учение Налбандяна о человеке в некоторых вопросах созвучно фейербаховской антропологии, однако в своих взглядах на социальную активность человека, преобразование общественной жизни во имя человека и в своих представлениях о будущем обществе Налбандян тяготеет к воззрениям русских революционных демократов.

Учитывая вышесказанное, в работе в связи с рассмотрением конкретных вопросов показывается общность идей о человеке армянских мыслителей с соответствующими воззрениями европейских и русских мыслителей. вий на ребенка, но и систему ухода за ним, заботы о его здоровье и т.д.,т.е. включает и комплекс определенных медико-гигиенических мероприятий.

Несомненно, подобно всем мыслителям домарксовского периода, армянские мыслители 40-60-х годов XIX века придерживались идеалистических, а в отдельных случаях даже религиозных представлений об общественной жизни и о сущности человека. Однако известно, что "весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь ( ) исторически; ( J3 ) лишь в связи с другими; ( )f ) лишь в связи с конкретным опытом истории"*. Именно с этих позиций и оценивается теоретическое наследие армянских мыслителей 40-60-ых годов XIX века, анализируются задачи и цели, которые они пытались осуществить.

В. диссертации I. Выделяется и характеризуется человековедческая проблематика, разрабатываемая армянскими мыслителями: а)выявляется факт логической связности и последовательности как в постановке, так и в решении армянскими мыслителями различных вопросов, касающихся проблемы человека, осознание ими важности последней, что позволяет утверждать о наличии в их идейно-теоретическом наследии относительно самостоятельного по своему месту учения о человеке; б) анализируются взгляды армянских мыслителей по ряду важных аспектов проблемы человека: происхождения человека; его биологической природы; специфически присущих ему потенций и способностей (разумное познание, язык, труд); его общественной.сущности, смысла жизни; воспитания человека как гражданина и др.

2. Обосновывается положение о том, что представления об общественной сущности человека имеют стержневое значение в системе воззрений о человеке рассматриваемых мыслителей; анализируется их понимание вопросов места и роли человека в общественной жизни, смысла

I Денин В. И. Долн. собр. соч., т. 49, с. 329. его существования, соотношения общечеловеческих и национальных качеств личности, сущности и задач ее воспитания и др.; показываемся, что обсуждение этих вопросов служило у них целям определения путей социального и культурного прогресса армянского народа.

3. Раскрывается тесная сопряженность представлений армянских мыслителей .о человеке с их социально-политическими убеждениями, показывается, что они (впервые в армянской действительности) акцентировали социально-мировоззренческое значение проблемы человека и связали решение последней не только с требованиями социального и духовного развития армянского общества, но и с новейшими достижениями науки и философии.

4. Показывается их историческая заслуга в деле ниспровержения господствовавших в армянской действительности той эпохи религиозно-теологических представлений и выдвижения ряда прогрессивных идей, благодаря чему они подготовили идейную почву для последующего распространения в армянской среде научной антропологии и марксистского учения о человеке.

Логическая группировка вопросов, обсуждавшихся армянскими мыслителями в рамках их учения о человеке, а также общая тенденция решения ими этих вопросов отражены в названиях соответствующих глав диссертации: "Человек как составная часть природы"; пУчение о человеке как о существе, наделенном особыми способностями"; "Концепция общественной обусловленности человеческого бытия".

ПАВА ПЕРВАЯ

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Саргсян, Сурик Артаваздович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблемы человека начато еще в античной философии. Однако в каждую эпоху эта проблема выступала в своеобразном ракурсе, а ее решение являлось откликом на социально-политические, культурные и идейные запросы и требования времени. Постановка и. решение этой проблемы были тесно связаны. также с общими мировоззренческими, философскими, общественными, естественнонаучными представлениями того или иного мыслителя. Об этом свидетельствуют учение о человеке прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, английских материалистов ХУЛ века и французских материалистов ХУШ века, Л. Фейербаха, русских революционных демократов, классиков марксизма-ленинизма. Об этом свидетельствует также учение о человеке армянских мыслителей 40-60-ых годов XIX в. Это означает, что для понимания сущности проблемы человека необходимо учитывать всю специфику культурно-исторической и социальной среды данного периода.

40-60-ые годы XIX века имеют в истории армянской общественно-политической мысли переломное значение. В армянской историографии эти годы характеризуются как период формирования капиталистических отношений, пробуждения национального самосознания. Для теоретической .мысли данной.эпохи характерны распространение и развитие просветительской идеологии (Х.Абовян, А. Папович, Н. Зораян, Ст. Назарян и др.), зарождение революционно-демократической идеологии (М. Налбандян), многоплановая критика феодально-религиозной идеологии.

I. В этих условиях.чрезвычайно важным было исследование проблемы человека:.его бытия, места и роли в природе и обществе, уяснение вопросов, касающихся его настоящего и будущего. Абовян, Папович, Зораян, Виченян, Назарян, Налбандян и.другие мыслители этого периода обосновывали уникальность человеческого бытия. Они показали природную и общественную.обусловленность существования человека как существа высшего порядка, показали то общее, через посредство которого человек связывается с природным миром, и то специфическое, которое свойственно человеку и благодаря которому формируется сущность человеческого вида.

Они выделили антропологическую проблематику, превратив ее в самостоятельный объект исследования и создали учение о человеке. Характерной особенностью этого учения было то, что предпринималась попытка выявить различные аспекты проблемы человека, начиная с вопроса возникновения, человека вплоть до осмысления его общественной сущности, общественного поведения, деятельности и смысла жизни, различных.форм бытия человека как нравственного.существа, гражданина, личности, субъекта познания и труда и т. д.

В этом смысле учение о человеке в истории армянской теоретической мысли оформилось именно в 40-60-ых годах прошлого века. В данном случае мы имеем в виду следующее обстоятельство. К.отдельным аспектам проблемы человека обращались Езник Кохбаци, Еги-ше, Давид Анахт, Григор Нарекаци, Ованес Саркаваг, Ованес Ерзнка-ци, Иоанн.Воротнеци, Григор Татеваци, Степанос Лехаци, Ованес Джу-гаеци и другие. Они выдвинули идею об абсолютной ценности человеческого рода, путей достижения человеком.духовно-нравственного и физического совершенства. Поскольку задачи национально-освободительной борьбы против иноземных поработителей на протяжении столетий стояли во весь рост перед армянским народом, армянская теоретическая, философская мысль всегда отражала идеи патриотизма, свободы воли человека, необходимости борьбы против зла содержала апологетику земной, светской жизни. Тем не менее, в прогрессивной армянской философии предшествующего периода проблема человека не рассматривалась всесторонне, не раскрывались те ее. аспекты, которые в совокупности могли бы ознаменовать также создание учения о человеке. Более того, представления.о человеке в У-ХУП вв. в основном развивались в рамках религиозной и феодальной идеологии. Поэтому эти представления для арлянских мыслителей 40-60-ых годов XIX в. могли быть лишь историческим прецедентом, но отнюдь не теоретической предпосылкой. .

Для армянских мыслителей 40-60-ых годов XIX в, более близкими были общественные взгляды армянских, просветителей второй половины ХУШ в. (И. Эмина, М. Баграмяна, Ш. Шааглиряна). Однако последние. основное внимание уделяли социально-политическим аспектам проблемы человека. А выдвинутые шли идеи.естественного права и равенства в 40-60-ых годах XIX в. являлись уже не предметом обоснования, а чем-то само собой разумеющимся и воспринимались как продукт.французского просвещения. .

2. По нашему мнению, учение армянских мыслителей о челове- . ке нужно оценивать, исходя не только из наличного фактического материала и поставленных ими вопросов. Обращение к проблеме человека, необходимость всестороннего исследования человека само по себе имеет также и другое значение. Рассмотрение проблемы, человека более явственно выявляет гуманистическую, демократическую сущ- . ность их философских, социально-политических воззрений, выделяются новые аспекты их онтологических и гносеологических представлений. Проблема человека становится той призмой, при помощи.которой можно по-новому осветить также их естественнонаучные,.философские, психологические, социально-политические взгляды, то общее и особенное, которые лрисущи их воззрениям.

З.При оценке философских и общественных воззрений Абовяна, Паповича, Зораяна, Виченяна,. Назаряна, Налбандяна и других армянских мыслителей этого периода, в том числе и их учения о человеке, необходимо принять во внимание также следующие два обстоятельства: а) Они творили в эпоху, когда марксизм в Армении не получил еще распространения, когда еще не было создано научное учение

0 человеке. Поэтому ограниченность их взглядов имела историческое и теоретическое оправдание. В данном случае необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что это.была эпоха, "когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела"*; б) Однако армянские мыслители не выступали как отвлеченные философы с умозрительными конструкциями. Они в своей теоретической и практической деятельности исходили из конкретных задач ар-, мянской действительности, настоящего и будущего нации. Это обстоятельство было характерной особенностью 40-60-ых годов XIX в.вообще. Обращаясь к этому вопросу., Белинский, например, отмечал,что наше время есть по преимуществу время сильного развития нацио-р нальностей" .

Эти особенности сознавались и армянскими мыслителями. Исходя из подобного понимания и характеристики своей эпохи, Налбандян обосновывал также идею завоевания национальной независимости и национально-освободительной борьбы: "Ныне единственным знаменем угнетенных людей может быть национальное знамя, которое должно быть поднято против деспотизма . . . Для понимания - учения армянских мыслителей о человеке нужно учесть и следующее обстоятельство. Армения находилась под игом турецкого деспотизма и царской России. Армянский народ, эксплуатировался со. стороны. внутренних и внешних эксплуататоров. В подобных условиях армянские мыслители фактически выдвигали.идею, о национальном и социальном равноправии, свободе людей, поднимали •

1 ЛеншгВ. И."Полн. собр. соч., т. 21, с. 256.

2 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 10, с. 30.

3 Налбандян М. Избранные произведения, с.445. вопрос об абсолютной ценности человека. Таким образом они обосновывали также необходимость равенства наций, освобождения трудового народа от внешних и внутренних эксплуататоров, преобразования общественной жизни сообразно с критериями разума и принципами' справедливости. С этих позиций они выдвигали также идею формирования идеального человека, новой, всесторонне развитой личности -гражданина, соответствующего требованиям эпохи, В этих вопросах явственно проявляется различие их просветительских и революционно-демократических воззрений. Однако в обоих случаях выдвигалась идея создания общественного строя, основанного на принципах сво-боты и ."гуманности". Это одна из тех специфических сторон их воззрений, которая оказала непосредственное влияние на армянскую демократическую мысль последующего периода (Г. Гарагашян, М. Маму-рян, Г. Костандян, Г. Арцруни и др.).

- 184

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Саргсян, Сурик Артаваздович, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 219-368.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербаха. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

3. Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.23. - У1, 907 с.

4. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч. 1:, с. 49-508.

5. Маркс К . Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Гос. изд.полит.лит., 1956, с.517-642.

6. Маркс К. .Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезъяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. ,т. 20, с. 486-499.

9. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с.505-550.

10. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. -Ленин В.И, Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105,

11. Ленин В. И. Памяти Герцена, Ленин В. И, Полн.собр, соч., т. 21, с. 255-262.

12. Ленин В. И. И. Ф. Арманд. Ленин В.И. Полн, собр. соч., т.49, с. 328-334.1. Партийные документы

13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1982. -223 с.

14. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года.- М.: Изд-во полит.лит-ры, 1984. 31 с.

15. Труды армянских мыслителей 40-60-х годов XIX века

16. Абовян X. Песня Агаси. Абовян X. Полн. собр. соч., т.2.

17. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1948, с. 9-186 (на арм.яз.) Абовян X. На досуге. Абовян X. Полн. собр. соч., т.2,с. 187-278 (на арм.яз,). Абовян X. Раны Армении. Абовян X. Полн. собр. соч., т.З.Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1948. - ХШ, 401 с. (на арм. яз.)

18. Абовян X. Предтропие. Абовян X. Полн. собр. соч.,т.5, с.10-112 (на арм.яз.).

19. Абовян X. Открытие Америки. Абовян X. Полн. собр. соч., т.5, с. 231-271 (на арм.яз.)

20. Абовян X. История с древних веков. Абовян X. Полн. собр. соч., т. 5, с. 273-458 (на арм.яз.)

21. Абовян X. Дерптские дневники. Абовян X. Полн. собр.соч., т. 6. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1955, с.273-458 (на арм.яз.)

22. Абовян X. Поездка к развалинам Ани. Абовян X. Полн. собр.соч., т. 7. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1956, с.121-164.

23. А б о в я н X. Краткий очерк об армянах. Абовян X. Полн. собр. соч., т. 8. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1958,с.32-42 (на арм.яз.)

24. Абовян X. О патриотизме. Абовян X. Полн. собр. соч. ,т. 8, с. 99-103 (на арм.яз.).

25. Абовян X. Письмо X. Лазаряну от 1-го января 1858 г. Абовян X. Полн. собр. соч.,т. 10. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1961, с. 160-163.

26. Абовян X. Письмо X. В. Росковшенко, март 1842. Абовян X. Полн. собр. соч., т.10, с.254-257.

27. Антропология. Базмавеп, 1868, № 10, с. 256-265 (на арм.яз.)

28. Виченян С. Педагогика, или естественное нравственное и познавательное наставление, Константинополь, 1844. Ч. I. -XX, 198 с:.;ч. 2. - 254 с. (на арм.яз.).

29. Виченян С. Моральный принцип. Константинополь, 1851. -48 с. (на арм.яз.)

30. В о с к а н Ст. Римская награда. Смирна, 1854. - 47 с. (на арм.яз.)

31. В о с к а н Ст. Вражды Миутеряна. Аревелк, 1855, & II, с.80-95 (на арм.яз.)

32. Воскан Ст. Образование. Аревмутк, 1859, Jfc I, с.2-4 (на арм.яз.)

33. Воскан Ст. Вести с войны. Аревмутк, 1859, $ 10, с.76-77 (на арм.яз.).

34. Воскан Ст. Мелкие известия. Аревмутк, 1859, № 12, с.93-96 (на арм.яз.)

35. Воскан Ст. 24 лжи. Аревмутк, 1859, & 17, с.128-136 (на арм.яз.)

36. Естественная история, т. I. Вена, 1842. - 307 с.(на арм.яз.)

37. Зоология. Базмавеп, 1846, № 6, с. 80-89 (на арм.яз.)

38. Зораян Н. 0 пользе и нравственном и естественном влиянии торговли и обществе. Базмавеп, 1847, № 24, с.226-233 (на арм.яз.)

39. Зораян е. Описание национального воспитания.,или главные недостатки национального воспитания. Константинополь, 1849. - 83 с. (на арм.яз.)3 о р а я н Н. Знание о политэкономии. Константинополь,1849. -УП, 352 с. (на арм.яз.)

40. Зораян Н. Любовь к чтению/гили полезные советы о том, как достичь умственного развития. Константинополь,1852. - ХШ, 401 с. (на арм.яз.)

41. Зораян Н. Почему воспитание неуспешно в нашем народе и что следует сделать, чтобы национальное воспитание продвигалось вперед? Масис, 1858, № 5 (на арм.яз.)

42. История геологии. Базмавеп, 1849, № 3, с. 47-48; J& 12, с.190-195 (на арм.яз.)

43. Краткая геология. Базмавеп, 1852, $ I, с. 13-16; № 3, с. 45-47;5, с. 76-77; № 7, с. 105-111; $ 9, с,142-144; № II, с. 168-175 (на арм.яз.).

44. Меликшахян П. О душе. Астхик аревелян, 1855, №5, с. 73-76 (на арм.яз.)

45. Меликшахян П. Краткое сообщение о мышлении. Астхик аревелян, 1855, № 6, с. 88-92 (на арм.яз.)

46. Назарянц С. О практической психологии. М., 1851. - ХХУШ, 80 с. (на арм.яз.)

47. Назарянц С. Наставления в религии (Вардапетаран крони).-М., 1853. 264 с. (на арм.яз.).

48. Назарянц. С. Первая духовная пища для армянских детей. -М., 1853. 103 с. (на арм.яз.)

49. Назарянц С. Андес нор айахосутян (Обозрение нового армянского наречия) в 2-х частях. М., 1857. Ч. I.-503 е.; ч. 2. - 504 с. (на арм.яз.)

50. Назарянц С. Сущность и значение армянского языка. Назарянц С. Соч., т. I. - Тифлис, 1913, с. 1-39 (на арм. яз.)

51. Назарянц С. Армения. Назарянц С. Соч., т. I, с.40-54 (на арм.яз.)

52. Назарянц С. Критика, Назарянц С. Соч., т. I, с. 60-80 (на арм.яз.)

53. Назарянц С. Призвание и место армян среди человечества.- Назарянц С. Соч., т. I, с. 86-98 (на арм.яз.)

54. Назарянц С. Замечание. 0 моральной сущности одного национального театра. Назарянц С. Соч., т. I, с.99-114 (на арл.яз.)

55. Назарянц С. Надежды мыслящих армян и реальные ожидания в настоящем. Назарянц С. Соч., т. I, с.115-121.

56. Назарянц С. Размышления по поводу нового года. Назарянц С. Соч., т. I, с. 132-146.

57. Назарянц С. История армянского народа. Назарянц С.

58. Соч., т. I, с. 147-167 (на арм.яз.)

59. Назарянц С. Век просвещения армянского народа, или святых переводчиков. Назарянц С. Соч., т. I, с.168-222 (на арм.яз.)

60. Назарянц С. Открытое письмо в адрес почтенного армянского народа.-Назарянц С. Соч., т. I, с. 223-236 (на арм. яз.).

61. Назарянц С. Предисловие к "Юсисапайлу" 1862 г, Назарянц С. Соч., т. I, с.261-266 (на арм.яз.)

62. Назарянц С. Национальные думы. Назарянц С. Соч., т.1, с.280-341 (на арм.яз.)

63. Назарянц С. Армянский народ: состояние его современного языка и письменности в России. Назарянц С. Соч., т. I, с. 383-400 (на арм.яз.)

64. Назарянц С. Н0вый армянский журнал. Назарянц С. Соч., т. I, с. 406-411 (на арм.яз.)

65. Назарянц С. В чем состоит смысл естествознания? Юсиса-пайл, 1858, & 2, с. 138-144 (на арм.яз.)

66. Назарянц С. "Мессинская невеста" Шиллера. Юсисапайл, 1861, № I, с. 2-15 (на арм.яз.)

67. Назарянц С. Материалы к характеристике коренных основ .политических органов. Юсисапайл, 1862, № 4,с. 174192; № 5, с. 222-226 (на арм.яз.)

68. Назарянц С. Письмо Ованнесу Овсепяну от 27-го августа1863. В кн.: Назарянц С. Письма. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1969, с. 427-428.

69. Назарянц С. Письмо Самсону Майсуряну от 3-го декабря 1878. В кн.: Назарянц С. Письма, с. 505-507.

70. Налбандян М. Замечания. Налбандян М. Избранные произведения, с. 144-156.

71. Налбандян М. Предисловие к Эжена Сю "Агасфер". Налбандян М. Полн. собр. соч., т. 2. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1947, с. 61-69 (на арм.яз.)

72. Налбандян М. Иезуиты. Налбандян М. Избранные произведения, с. 157-162 (Налбандян М. Полн. собр. соч.,т.2, с. 70-141, на арл.яз.)

73. Налбандян М. Мхитар Себастаци и мхитаристы. Налбандян М. Избранные произведения, с. 162-178. (Налбандян М. Полн. собр. соч., т. 2, с.185-231, на арм.яз.)

74. Налбандян М. Вопрощение мертвых (Мерелаарцук). Налбандян М. Избранные произведения, с. 179-227 (Налбандян М. Полн. собр.соч., т. I, с. 219-302, на арм. яз.)

75. Налбандян М. Дневник. Из ежедневных записей графа Эману-эла. Налбандян М. Избранные произведения, с.259-354. (Налбандян М. Полн. собр. соч., т. I, с.303-488, на арм.яз.).

76. Налбандян М. Строение мира и его чудеса. Налбандян М. Полн.собр. соч., т. 2, с. I60-I8I (на арм.яз.)

77. Налбандян М. Какова внутренняя организация Земного шара. -Налбандян М. Полн. собр. соч., т.2, с.240-253 (на арм.яз.)- 191

78. Налбандян М. Национальное бедствие. Налбандян М. Избранные произведения, с. 581-594. Налбандян М. Одно замечание. - Налбандян М. Избранныепроизведения, с. 609-613. Налбандян М. Песня итальянской девушки. Налбандян М.

79. Избранные произведения, с. 238-240. Налбандян М. Говорится, чтобы слушали. Налбандян М.

80. Полн. собр. соч., т. 2, с. 404-411 (на-арл.яз.) Налбандян М. Памяти Генриха Томы Бокля. Налбандян М.

81. Полн. собр. соч., т.1, с. 104-105 (на арм.яз.)

82. Налбандян М. Одному слово, другому - невесту. - Ереван: Айастан, 1971, с. 35-151 (на арм.яз.)

83. Налбандян М. Письмо /Арутюну Свачяну/ от 30 декабря1.60- II января 1861. Неапол. Налбандян М. Избранные произведения, с. 627-631.

84. Налбандян М. /Лазарю Налбандяну/ от 30 декабря 1862г.

85. Налбандян М. Полн. собр. соч., т. 4. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1949, с. 209-213.

86. Общие и отличительные черты человека и животного. Базмавеп,1865, В 10, с. 32-41 ;(на арм.яз.)

87. Папович А. Искусство долголетия, или учение о том, какпрожить здоровую, долгую и счастливую жизнь. Константинополь, 1850. - 400 с. (на арм.яз.)

88. Различия в сложении человека и обезьяны. Базмавеп, 1856, J& I,с. I59-161 (на арм.яз.)

89. С в а ч я н А. Современное состояние нации. Мегу, № 14, с.415419;(на арм.яз.)

90. С в а ч я н А. Полемика: ответ "Масису". Мегу, 1859, А^ 3;с.237260 (на арм.яз.)

91. С в а ч я н А. Гарибальди. Мегу, I860, J6 116, с.250-252 (наарм.яз.)

92. Свачян А. По поводу нового года. Армянский народ. Мегу,1861, № 121, с. 1-5 (на арм.яз.)

93. Свачян -А^ Дадим отчет. Мегу, 1861, № 148, с.233-236 (на .арм.яз.)

94. Человек. Базмавеп, 1864, № 4, с. 75-83,' & 9, с.272-276. (на арм.яз.)

95. Использованная литература на "русском и армянском языках

96. Абульханова-С лавскаяК. А. Диалектика челове-веческой жизни. М.: Мысль, 1977. - 224 с.

97. А д о н ц М. А. Экономическое развитие Восточной Армении в XIX веке. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1957. - 560 с.

98. Ананеев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

99. Антонович И. И. Современная "философская антропология".-Минск: Наука и техника, 1970. 304 с.

100. А р у т ю н я н Эд. Ш. Философская мысль в Армении в первой половине XIX века. Ереван: Митк, 1965. - 322 с. (на ари.языке).

101. Батенин С. С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1976. - 297 с.

102. Белинский В. Г. 0 детских книгах: Подарок, на новый год.- Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т.4. М.: Изд-во АН СССР, 1954, с. 68-109.

103. Белинский В. Г. Парижские тайны. Роман Эжена Сю. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.,- т. 8. - М.: Изд-во АН СССР, 1955, с. 167-186.

104. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года.- Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1956, с. 7-50.

105. Брутян Г. А. Лингвистическое моделирование действительности и его роль в познании. Вопросы философии, 1972, J£ 10, с. 87-96.

106. Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван: Айастан, 1979. - 288 с.- 194

107. БудаговР. А. Очерки по языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1953!, - 280 с.

108. Б у д а г о в Р. А. Человек и его язык.-2-е расшир. изд. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 262 с.

109. Владиславлев М. Современное направление в науке о душе. СПБ, 1866. - 262 с.

110. В у н д т В. Душа человека и животных, в 2-х томах. СПБ,1865-1866. Т. I. - 564, 28 с;т. 2. - 551, 20 с.

111. Выготский Л. С. Собрание сочинений.' Проблемы развития психики, т.З. М.: Педагогика, 1983. - 366 с.

112. Габриэльян Г. Г. История армянской философской мысли, т.З.-Ереван: 1965. 499 с. (на арм.яз.)

113. Габриэльян Р. Б. Налбандян и естествознание. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1966. - 150 с. (на арм.яз.)

114. Геворкян -Г.А. О проблеме понимания. Вопросы философии, 1980, ib II, с. I22-I3I

115. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М.: Гос. соц.-эконом.изд-во,1938. У1, 483 с.

116. Гельвеций К. А. Об уме. Гельвеций К.А. Соч. в 2-х т. Т. I. - М.: Мысль, 1973, с. 143 - 647.

117. Гельвеций К. А. О человеке. Гельвеций К. А, Соч. в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1974. - 687 с.

118. Герцен А. И. Россия и Польша: Первое письмо. Герцен А.И, Полн. собр.соч. и писем / Под ред. М. К. Лемке. Т. X. - Петроград: Лит.-изд-кий отд. наркома по Просвещению, 1919, с. 237-249.

119. Герцен А. И. С того берега. Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 8, - М.: Изд-во АН СССР, 1956, 7, о. 7-142.- 195

120. Гольбах П, А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. Гольбах П. А. Избранные произведения в 2-х т. Т. I. - М.: Изд-во соц.эко-ном.лит-ры, 1963, с. 51-715

121. Гольбах П. А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления. Гольбах П. А. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. - М.: Изд-во соц.-эконом.лит-ры, 1963, с. 83-534.

122. Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека, М,:

123. Изд-во полит.лит-ры, 1973. 230 с.

124. Григорьян Б. Т. Философская антропология: Критическийочерк. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

125. Григорян Г. 0. Из истории армянской передовой общественно-политической мысли (вторая половина ХУШ века), Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1957. - 207 с. (на арм.яз.)

126. Гурова Р. Г. Среда и воспитание. Педагогическая энциклопедия, М.: Изд-во сов. энцик., т. 4, 1968, с.120-126

127. Давидович В. Е. Грани свободы. М,: Мол.гвардия. 1969,224 с.

128. Давидович В. Е., А б о л и н а Р. Я. Кто ты человечество? Теорет. портрет. -М.: , Мол. гвардия,1975.-174 с.

129. Даронян С. К. Микаэл Налбандян и русские революционныедемократы. М.: Изд-во Худ. лит-ры, 1967, - 255 с.

130. Даронян С. К. Микаэл Налбандян: ЗКизнь и деятельность.

131. Ереван: Советакан грох, 1979, 542 с. (на арм. яз.)- 196

132. Д е л л X. Хаймс Этнография речи. В кн.: Новое в лингвистике, вып. УП, Социолингвистика / Под ред. Н. С. Че-моданова. -М.: Прогресс, 1975, с. 42-95

133. Д ж а у к я н Г. Б. История языкознания. Т. I. Ереван: Изд-во Ерев.ун-та, I960. 635 с. (на арм.яз.).

134. Дубинин Н. П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. -334 с.

135. Дубинин Н. П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы.биосоциальной природы человека. М.: Наука, 1976.235 с.

136. Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М.: Просвещение, 1964. - 466 с.

137. Звегинцев В. А. К вопросу о природе языка. Вопросы философии, 1979, №11, с. 67-78

138. Иоаннисян А. Г. Налбандян и его время, в 2-х т. Ереван: Айпетрат, 1955-1956. T.I. - 600 е.; т.2. - 615с. (на арм.яз.)

139. История биологии с древнейших времен до начала XX века. / Под ред. С. Р. Микулинского. М.: Наука, 1972. - 563 с.

140. История педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 651 с.

141. История педагогики и современность. -Ленинградский ордена Трудового Красного знамени гос.пед. инст-т им, А.И.Герцена. Уч.записки, т. 377. Л., 1970. - 349 с.

142. История философии. / Под ред. Г. Ф. Александрова и др. Т. 2. -М.: Огиз.Госполитиздат, 1941. 472 с.

143. История философии в СССР. / Под ред. В. Е. Евграфав и др. T.I, М.: Наука, 1968. 579 с.

144. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

145. Казарян Г. Н. Армянское общественно-политическое движение в 50-60-х годах XIX века и Россия. Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1979. - 383 с.- 197

146. Соч. в 6-ти томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966, с.349-588

147. Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека.- М.: Медицина,1978. 247 с.

148. Ковалев С. М. О человеке, его порабощении и освобождении.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1970. 303 с. Колимиец Т. А. Концепция человека во французском материализме ХУШ века. - Киев: Наукова думка, 1978. -138 с.

149. Мысль, 1981. 303 с. Левинтон А. Г. и др. Просвещения. - БСЭ. - 3-е изд., т.21.- М.;Изд-во Сов.энциклопедия, 1975, с.104-110.

150. Л о л е р Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.- М.: Прогресс, 1982. 253 с.

151. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина: Очерки по историибиологии,т. 2, М.: Гос.учебно-пед.изд.Мин-ва просвещения РСФСР, I960. 547 с.- 198

152. Маркарян Ал. „С. Хачатур Абовян и ашхарабар. Ереван :Ай-петрат, 1958. - 199 с. (на арм.яз.)

153. Маркарян Ал. С. Языковедческая деятельность М.Налбандя-на. Ереван: Изд-во Ерев.ун-та, 1957. - 267 с. (на арм;яз.)

154. Марксистско-ленинская теория исторического процесса / Под ред.

155. Ф. В. Константинова и др. М.: Наука, 1981. -463с.

156. Материалы совещания по проблеме человека в журнале "Вопросы философии". Вопросы философии, 1980, № 7, с.94-115.

157. Мирзоян Г. К. Критический анализ армянской, философской мысли ХУЛ века. Ереван: Изд-во Ерев.ун-та, 1983. -413 с.

158. М и т о я н А, Б. Философские воззрения X. Абовяна. Моск.гос.пед.ин-т им. В.И.Ленина: Уч.зап., № 171. Из истории философской мысли народов СССР. - М., 1962, с. 329-362.

159. Момджян Ф. Н. Французское просвещение ХУШ века: Очерки. -М.: Мысль, 1983. 447 с.

160. М х и т а р я н Г. Е. Свобода и историческая необходимость (0 структуре социальной свободы). Ереван: Айастан, 1976.- 283 с.

161. Мысливченко А.Г. Методологические проблемы исследования человека в философии. Вопросы философии, ^-1981, № 7, с. 38-51

162. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль. - 1972. - 190 с.

163. Навас ардян Р. Г, Формирование марксистской концепциичеловека. (Нач.период). Ереван: Изд-во АН АрлССР, 1976. - 212 с.

164. Н а з и к я н Г.А. Педагогическая мысль и школа у западных армян.-Ереван: Луйс,1969.-383 с. (на арм.яз.)

165. Нерсисян М. Г. Освободительная борьба армянского народа против турецкого деспотизма, Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1955, - 531 с, (на арм.яз.)

166. Нерсисян М. Г. Экономическое и политическое положение западных армян и их русская ориентация в первой половине ХЕХ века. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1962. -391 с. (на арм.яз.).

167. Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. -2-е.изд. М.: Мысль , 1982. - 301 с.

168. Павлов И. П.Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека.-Павлов И.ПЛолн.собр.соч., т.З;-Изд.2-ое, доп.-М.-Л.: Изд-во АН СССР,с.267-293.

169. Панцхава И. Д. Человек, его жизнь и бесомертие. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1967. - 191 с.

170. Парсамян В.А. Из истории армянских освободительных движений. Ереван: Айпетрат, 1958.-227 с.(на арм.яз.)

171. Проблема человека в современной философии (сб.статей)/Под ред.

172. И. Ф. Балакина и др. М.: Наука, 1969. - 431 с.

173. Р е м к е И. Душа человека. СПБ, 1906. - 135 с.

174. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3-е изд., перераб.и доп. - М.: Высш.школа, 1978. - 528 с.

175. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. -М., Гос.учебно-пед.изд. Министерства просвещения РСФСР, 1946. - 704 с.

176. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

177. Рш т у н и Э. Г. Разработки методов научного познания в армянской философии.Вторая половина ИХ века. Ереван: Айас-тан, 1979, - 182 (на арм.яз.).- 200

178. Сантросян М. А. Школа у восточных армян в первой половине XIX века. Ереван: Армучпедгиз, 1964. - 447 с. (на арм.яз.)

179. Саркисян X. С. Микаэл Налбандян и вопросы языка. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1959. - 200 с.

180. Симонян Ц.Р. Очерки по истории армянской школы и педагогической мысли, Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1971.264 с. (на арм.яз.)

181. Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. . - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1980. - 463 с.

182. Спенсер Г. Основания психологии, в 4-х т. СПБ,1876.

183. T.I. 296 е.; т.2. - 375 е.; т.З. - 315 е.; т.4. -354 с.

184. Соотношение биологического и социального в человеке (Материалы к симпозиуму в г.Москве. сент.1975 г.) / Под ред. Б. М. Банщкова и др. - М., 1975. - 856 с.

185. Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. -366 с.

186. Тевосян А. М. Мировоззрение Нагапета Русиняна. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1970. - 259 с. (на арм.яз.)

187. Тевосян A.M. Армянская логическая мысль XIX века. Ереван: Изд-во АН АрмССР,1976. - 281 с. (на арм.яз.)

188. Тевосян А. М. Кант и армяне кая философская мысль XIX века. Ереван: Изд-во АН АрлССР, 1981. - 179 с. (на арм.яз.)

189. Федосеев П. Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии. Вопросы философии, 1976, № 3, с. 56-74.- 201

190. Фейербах JI. Основы философии будущего. Фейербах Л.

191. Избр. филос. произведения. М.; ГосПолитиздат,т.I, 1955, с. 134-204.

192. Фейербах Л. Сущность христианства. Фейербах Л. Избр.филос. произведения. -М.: Госполитиздат, т.2, 1955, с. 7-405.

193. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд.', переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

194. Фролов И. Т. Прогресс науки и будущее человека: Опыт постановки проблемы, дискуссии, обобщения. -М.: Политиздат, 1975. 233 с.

195. Хачатурян А. Б. Мировоззрение М. Л. Налбандяна. Моск.гос.пед. ин-т им. В. И. Ленина: Уч. зап., № 171. -Из истории философской мысли народов СССР. М. ,1962, с. 5-328.

196. Хачатурян А. Б. История прогрессивной армянской философской и общественно-политической мысли конца ХУШ-сере-дины XIX века. М.: Высшая школа, 1973. - 261 с.

197. Хачатурян А. Б. М.Л. Налбандян. М.: Мысль, 1983. -144 с.

198. Худоян С. X. Абовян-педагог. Ереван: Айпетрат, 1941.144 с.

199. Худоян С. Микаэл Налбандян о воспитании. Ереван: Айпетрат, 1955. - 195 с.- 202

200. Чернышевский Н. Гв Борьба партий во Франции при Лзздо-вике-ХУШ и Карле X. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т.5.,-М.: Гос.изд-во худ.лит-ры, 1950, с.213-291.

201. Н.В.Успенского. Две части. СПБ.1861 г.). Чернышевский Н. Г. Полн.собр. соч., т. 7, с. 855-889 Ярошевский М. Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века. - Душанбе, 1961. - 435 с.

202. Яроше вс кий М. Г. История психологии. 2-е перераб.издание. - М.$ Мысль, 1976. -463 с. Ярошевский Т. М. Размышления о практике: По поводу интерпретации философии К. Маркса. - М.: Прогресс, 1976. - 309 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.