Проблема биографического метода в исторических исследованиях Т. Карлейля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат наук Кадыкова, Мария Николаевна

  • Кадыкова, Мария Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 269
Кадыкова, Мария Николаевна. Проблема биографического метода в исторических исследованиях Т. Карлейля: дис. кандидат наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Москва. 2013. 269 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кадыкова, Мария Николаевна

Содержание

Введение

Глава I. Социально-политические и методологические основы представлений Т. Карлейля о роли личности в истории

§1. Жизненный путь Т. Карлейля

§2. Социально-политические взгляды Т. Карлейля

§3. Методологические основы исследований Т. Карлейля

Хлава II. Проблема биографического метода в творчестве Т. Карлейля

§1. Т. Карлейль о предпосылках и условиях появления великих личностей в

истории

§2. Т. Карлейль о роли великих личностей в истории. Соотношение личности

и масс

§3. Биографический метод в конкретно-исторических работах Т. Карлейля

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема биографического метода в исторических исследованиях Т. Карлейля»

Введение

Актуальность темы. Одним из старейших методов исторического исследования является биографический метод. Некоторые его черты проявились уже в античной историографии. Плутарх (ок. 45 - ок. 127) в работе «Сравнительные жизнеописания» проанализировал биографии великих людей, предпринял попытку посмотреть на их действия как на историю. Пройдут еще целые столетия, пока данный взгляд будет сформулирован в связи с ослаблением роли господствовавшей более тысячелетия идеи провиденциализма в историческом мышлении. Постепенно биографический подход приобретал рационалистический смысл. В частности, в философии истории Вольтера, представителя французского просвещения, великая личность в истории - просвещенный монарх - являлся движущей силой истории в противовес народу, который являлся, по его мнению, не более чем игрушкой в руках законодателей. Постепенно, с развитием исторической мысли, биографический метод играл все большую роль, по-новому осмысливался. Особенно активно его использовали представители так называемой политической историографии, где предмет исследования - политическая история - способствовал выдвижению на первый план роли личности политика, как носителя высшей государственной власти.

Изучение различных вариантов применения этого метода является способом выяснения его познавательных возможностей выработки наиболее рациональной его структуры, соответствующей современному состоянию исторического исследования. Томас Карлейль (1795-1881) - один известных английских мыслителей прошлого, достигший этого положения в науке попытками и способом оформления биографического метода. Место Карлейля в этом применении - это, по существу, крайний вариант, обусловленный фундаментальным теоретическим тезисом: история -продукт деятельности великих исторических личностей.

Оценка роли личности в истории относится к категории весьма неоднозначно решаемых философско-исторических проблем. Проблема эта принадлежит в известном смысле к «вечным» и неоднозначность её решения во многом неразрывно связана с существующими различиями в подходах к пониманию самой сути исторического процесса. В настоящее время, в условиях информационного общества, особенно актуальной становится проблема изучения конкретной личности, причем усилиями как социально -гуманитарных, так и естественных наук. Тем более, что биографический метод, в зависимости от его вариаций, позволяет либо рассмотреть предпосылки появления отдельных личностей, условия их существования и проявления их деятельности, определить значение конкретного исторического героя для своего времени и последующих поколений, либо проанализировать деятельность людских масс, в зависимости от их социальной, политической, экономической и других ориентаций. Однако биографический метод не является универсальным средством познания исторической действительности, закономерностей исторического развития, в связи с чем возникает проблема определения границ применения названного пути познания на примере работ Томаса Карлейля.

Взгляды Т. Карлейля сформировались и эволюционировали в богатый на события исторический период: завершилась Французская революция XVIII в., ведутся споры о принятии хлебных законов 1834 г., парламентских реформ в Англии, волны чартизма, промышленные перевороты, революции 1848-1849 гг. в Европе, «время, когда промышленный капитализм одерживал решительную победу над аристократическим землевладением, мануфактурой и ремеслом», когда параллельно с этим процессом «стали обнаруживаться глубочайшие противоречия, присущие капитализму, и главное из них -между трудом и капиталом»1.

1 См. Неманов И. Н. Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества // Вопросы истории. 1956. № 4. С. 147.

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии (дореволюционной, советской, современной) имеются работы, посвященные различным аспектам наследия Т. Карлейля, но биографический метод как отдельный предмет исследования затрагивается лишь фрагментарно.

Изучение наследия после смерти Т. Карлейля в России начинается с выхода критических статей и замечаний русских ученых, главным образом, биографического характера . С к. XIX в. - по 1916 г. интерес к шотландскому мыслителю в России связан с его идеей «героев» и «героического» в истории, принижением роли народных масс в истории, а также симпатиями Т. Карлейля к политике царской России. Данный период связан с работами В. И. Яковенко, Н. И. Кареева, Н. К. Михайловского и др. Общей тенденцией для этого периода является, главным образом, анализ влияния Томаса Карлейля на английское общество, высокая оценка критики состояния Англии XIX в. шотландским мыслителем. В. И. Яковенко3 рассматривает основные жизненные этапы Т. Карлейля. Исследователь считал лекции о героях одним из лучших произведений Карлейля. «Он [Карлейль] выступил со своим протестом во имя личности в то время, когда массам, в смысле общественного фактора, стали придавать первенствующее значение, когда роль великих людей в истории была доведена до нуля, когда, одним словом, культ «героев» стал, по-видимому, вытесняться культом «массы»». В. И. Яковенко подчеркивал, что «... Карлейль влияет самым благотворным образом в смысле подъема нравственного самочувствия тем, что, проникая в самое сердце человека, заставляет его стряхнуть с себя апатию, отрешиться от зябкого прозябания и, вопреки всему, устраивать свою жизнь сообразно своим убеждениям»4. В. И. Яковенко пришел к выводу о своевременности

2 Новикова О. А. Вести из Англии. Томас Карлейль. M., 1881; Ее же Несколько слов о Карлейле. М., 1881; Лавров П. Л. Этюды о западной литературе // Русский курьер. 1881. № № 54, 68; Булгаков Ф. И. Томас Карлейль // Исторический вестник. 1881. № 3; Томас Карлейль (без автора) // Вестник Европы. 1881. Кн. 5 и 6.

3 Яковенко В. И. Томас Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891. 86 с.

4 Яковенко В. И. Несколько слов о Томасе Карлейле// Карлейль Т. Теперь и прежде. М.,1994. С. 378-379.

появления книги Карлейля в Англии, высоко оценил его выступление против развенчания героев и уравнивания людей по правам и способностям.

Ознакомившись с лекциями «Герои, почитание героев и героическое в истории», представители русской интеллигенции (в частности, Н. К. Михайловский) пытались связать отдельные черты романтической историографии Карлейля с идеями обновления России на основе духовности. Н. К. Михайловский, рассуждая о героях в истории, пришел к выводу: не нужно быть последователем Карлейля, «...чтобы признать факт существования людей, по самой природе своей призванных вести других за собой, стоять впереди других»3. Автор отмечал, что Карлейль идеализировал героев, характеризуя их исключительно с положительной стороны, утверждая, что герои в истории выступали не только как благодетели человечества, как считал Карлейль, но также могли вести людей за собой на антигуманные поступки. Подобная интерпретация взглядов Т. Карлейля объясняется тем, что взгляды вышеназванных авторов о роли личности в истории имели не только определенное сходство в трактовке роли личности в истории Карлейлем, но и различия с ним.

К этому периоду относится и выход в 1893 г. работы профессора Императорского Варшавского университета А. С. Окольского6, исследующего социально-экономические, политические воззрения Т. Карлейля и его влияние на современников.

Иное отношение к Карлейлю находим у Н. И. Кареева. В его работе «Сущность исторического процесса и роль личности в истории»7 доктрина шотландского историка противопоставлена взглядам Л. Н. Толстого на роль личности в истории. Анализируя лекции Карлейля о героях, автор приходит к выводу о ненаучности концепции Карлейля, которая не выдерживает научной критики. Ее главным недостатком является полная

3 Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX - начала XX века. Л., 1989.

6 Окольский А. С. Фома Карлейль и английское общество в XIX столетии. Варшава, 1893.

7 Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. 586 с.

о

«... недосказанность основных пунктов всей теории» , отсутствие общего признака в классификации героев, неполнота классификации, так как многие великие люди не нашли в ней места; отсутствие интереса Карлейля к определению роли героев в истории и влияния их на окружающих людей. В работе «Историология (теория исторического процесса)» Н. И. Кареев отмечал: «В великом человеке, «герое», для Карлейля было даже что-то сверхъестественное, ибо, по его словам, великий человек является в мир «со свободною силою, вышедшую прямо из десницы Божией»». Автор, анализируя образы героев, представленные Карлейлем в лекциях о «героях», пришел к выводу: именно в герое-царе для Карлейля воплощались материальные и духовные достоинства, заключенные в одном человеке. Вместе с тем, Н. И. Кареев обращал внимание на то, что герои у Карлейля активны и наделены божественной властью, массы, напротив, инертны. Исследователь подчеркивал, что Карлейль выделяет героя и массы, чтобы противопоставить его массе, как нечто от неё отличное. Вместе с тем, масса состоит из людей, а герой для Карлейля является полубогом. Но «великие люди суть, однако люди же, только, образно выражаясь, значительно превышающие средний человеческий рост, и из-за этого нечего их выделять из общей массы человеческих существ, дабы делать из них... нечто большее, нежели человек, как у Карлейля». В итоге Н. И. Кареев делает вывод: «Термин «великий человек» не имеет никакого научного значения...»9 в связи с его ненаучностью и наличием в нем элемента преклонения, превратившегося у Карлейля в культ героев. Поэтому его следует исключить из историологического лексикона.

В начале XX в. изучением творчества Карлейля занимаются С. Н. Булгаков, Е. В. Тарле, А. Г. Дауге. Этих исследователей объединяет признание значения наследия английского мыслителя, положительного влияния его работ на читателей XIX и XX вв., защищавшим, прежде всего

8 Кареев Н И Сущность исторического процесса С 26

9 Кареев Н И Историология (теория исторического процесса) П , 1915 С 157,166

интересы человека, отдельной личности10. В 1904 г. в журнале «Новый путь» напечатали статью С. Н. Булгакова «Карлейль и Толстой», в которой главный акцент был сделан на схожесть концепций русского и английского мыслителей, главным образом, во взглядах на религию и в признании общечеловеческих ценностей в качестве важнейших регуляторов жизни людей. В сборнике «Два града» (1911) внимание С. Н. Булгакова вновь обращено к наследию Т. Карлейля, дается характеристика его воззрениям как «социальный морализм», отмечается обличительная, критическая направленность его работ, близость их к социализму. Однако, делает вывод автор, главным их недостатком является отсутствие именно «практической программы»".

В сборнике «К свету» (1904) вышел очерк Е. В. Тарле, посвященный Т. Карлейлю. В нем подчеркивается «совершенная самостоятельность ума», «свежесть оценок английского мыслителя», который «не принадлежал к определенной политической партии», перечисляются моральные принципы и ценности, которые Карлейль призывал искать в каждом члене общества: «свобода в умственной жизни, справедливость в людских отношениях, огромность цены человеческой жизни, руководящая... сила индивидуальных героев...»12.

А. Г. Дауге в книге «Томас Карлейль» (1916) также подчеркнул религиозную направленность работ английского мыслителя как важнейшую их особенность. Автор выделял актуальные для современного ему общества проблемы, поднятые Карлейлем: утверждение «идеи братства всех народов», призыв к «общечеловеческой солидарности», наличие «несокрушимого оптимизма» и надежды на «торжество высшей справедливости и добра»13.

10 Булгаков С Н Карлейль и Толстой // Новый путь 1904 № 12, Его же Карлейль и Толстой // Вопросы жизни 1905 № 1, Его же О социальном морализме (Т Карлейль) // Булгаков С Н Два града Исследование о природе общественных идеалов М. 1911 Т I, Дауге А Томас Карлейль М , 1916, Тарле Е В О Томасе Карлейле (Очерк)//К свету Научно-литературный сборник СПб, 1904

" Булгакове Н Два града С 89 94

12 Тарле Е В О Томасе Карлейле (очерк) // К свету СПб С 440^141, 446^147

13 Дауге А Томас Карлейль М, 1916 С 3,27,32,35-39

Перечисленные работы отечественных историков содержат оценки, во многом противоречивые, взглядов Карлейля на роль личности в истории. Причины разницы этих оценок уходят, по существу, в различное понимание самими этими авторами роли личности в истории, а, следовательно, и биографического метода Карлейля. Разница этих оценок сама по себе говорит об актуальности этой проблемы на материале взглядов Карлейля и необходимости ее анализа: различные, в том числе и довольно противоречивые подходы к анализу наследия Карлейля, не могут быть признаны в равной мере истинными.

В 1917-1930-е гг. главными темами в историографии был широкий круг проблем, связанных с переходом к новому обществу, поэтому интерес к творчеству Карлейля ослабел, и, тем не менее, в это время выходит монография Н. И. Кареева «Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи»14.

После Великой Отечественной войны интерес к Карлейлю в советской историографии не угас. Известный историк Е.В. Гутнова13 справедливо считала центральным пунктом всей исторической концепции Карлейля проблему «культа героев». «Для Карлейля почитание героев являлось протестом против теории всеобщего прирожденного равенства людей...». Е. В. Гутнова подчеркивает, что у Карлейля безвестные массы составляют лишь фон, на котором творят историю герои. Толкование же героев в работе Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» отвлеченное, они выступают, как крупные индивидуальности, «...являются сознательными носителями и исполнителями божественного провидения, в отличие от рядовых людей, которые служат лишь пассивным орудием в руках бога». Е. В. Гутнова проследила эволюцию толкования героев, отметив, что уже в работе «Прошлое и настоящее» «...отвлеченные герои Карлейля приобретают более реальную основу, выступая как «аристократия талантов»,

14 Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. П., 1923.

15 См. Гутнова Е. В. Томас Карлейль как историк// Вопросы истории. 1945. № 5—6. С. 174-181.

как «мудрые», призванные руководить «глупцами»»16. Подводя итог, Е. В. Гутнова отмечала, что в современном Карлейлю обществе идея «героев» и «толпы» в истории выступала в форме сословного деления на «аристократов» и «чернь».

Названными авторами изложены взгляды Карлейля на роль героев в истории, но проблема биографического метода еще не была сформулирована.

И. Н. Неманов17 подходит к этому, подчеркивая, что именно в работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» Т. Карлейль сформулировал биографический метод. Взгляды Карлейля и И. Н. Неманова на роль личности в истории существенно различаются. И. Н. Неманов резко отзывался о лекциях, посвященных героям: «И сама эта работа и все последующее творчество Карлейля - это насилие над историей, попытка втиснуть все многообразие исторического процесса в прокрустово ложе субъективистского тезиса: «История мира..., это - биография великих людей»18». Из рассуждений автора следует: «Почитание героев, правление мудрейших, талант повиновения - в устах Карлейля это звучало и как панацея от всех бедствий, порожденных капитализмом, и как заклинание, призванное остановить поступь революционных масс - подлинных творцов истории, и как призыв подавить массы железной пятой диктатуры «избранных». И. Н. Неманов также проследил эволюцию воззрений Т. Карлейля на культ героев: «Если в раннем творчестве Карлейля культ героя отражал борьбу буржуазии во главе народных масс против феодализма..., то в разгар чартизма и особенно после революции 1848 г. культ героев приобрел антипролетарскую направленность и стал идеологическим оружием борьбы против революционного пролетарского и демократического движения»19.

16 Гутнова Е. В. Томас Карлейль как историк. С. 176.

|7См. Неманов И. Н. Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества//Вопросы истории. 1956. №4. С. 144-155.

18 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории // Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С. 16.

19 Неманов И. Н. Указ. соч. С. 149, 151.

Следует отметить, что столь однозначный перевод взглядов Карлейля на логику классовой борьбы не дает адекватной оценки подлинной сути его взглядов. Кроме того, теория классовой борьбы в марксистском варианте не отрицает роли великих личностей в истории, в том числе, в области революционного пролетарского и демократического движения. Согласно статье И. Н. Неманова, «... основные политические и историографические идеи Карлейля вошли составным элементом в реакционнейшие профашистские и откровенно фашистские политические доктрины и исторические построения. Для этих доктрин характерны сочетание социальной демагогии с истерическим страхом перед народной революцией, идея «вождизма» и открытый призыв к диктатуре «вождей» над народом,

крайний субъективизм и идеализм в понимании истории, отрицание

20

возможности ее научного познания» .

Таким образом, И. Н. Немановым была выделена проблема

биографического метода Т. Карлейля, хотя и в связи лишь с негативным

смыслом и характером его применения в последующем, что страдает

односторонностью в оценке.

В 50-70-е гг. XX в. вышли историографические работы

О.В. Трахтенберга, С. Б. Канна, К. Б. Виноградова, А. И. Володина, в

которых Карлейль оценивался как «реакционер», «идеолог буржуазии»,

выразитель идей «феодального социализма», ярый «апологет 21

средневековья» .

В 1981 г. в серии «ЖЗЛ» была переведена книга английского биографа

22

Дж. Саймонса «Карлейль. Жизнь и идеи пророка» , в русском варианте имеющая название «Карлейль»2", написанная в 1952 г., рассматривающая основные этапы жизни и творчества Т. Карлейля. С. Бэлза в предисловии к

20 Неманов И H Субъективистско-идеалистическая С 155

11 См Трахтенберг О В Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в M , 1959 С 70, 74—80, Канн С Б История социалистических идей M 1967 С 198-201 Виноградов К Б Очерки английской историографии нового и новейшего времени Л 1975 С 38-43, Володин А И Утопия и история Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма М, 1976 С 128

22 Symons J Thomas Carlyle The life and ideas of a prophet L , 1952

23 Саймоне Дж Карлейль M 1981 288 c

ней справедливо отмечал, что уже в романе «Sartor Resartus» были высказаны мысли Карлейля о значении биографии великих людей для всемирной истории. Согласно С. Бэлза, Карлейль, рассуждая о значении биографии великих людей, вводит понятие «поклонение героям», являющееся центральным пунктом общественной философии Карлейля. Вслед за Е. В. Гутновой, И. Н. Немановым, С. Бэлза подчеркнул: лекции Карлейля о героях имели огромный общественный резонанс. «Ни один английский мыслитель - современник так не будил, «провоцировал» мысль, как это делал Карлейль. Враждебное неприятие всей общественной и духовной жизни своего времени и оригинальность и резкость мнений ставили Карлейля в исключительное положение среди современников»24. В итоге С. Бэлза пришел к выводу, что в карлейлевской концепции героя в том виде, в каком она была разъяснена им в его лекциях, «нравственное», «духовное» и «деятельное» начало нерасторжимы.

И. В. Костикова проанализировала биографический метод с точки зрения философско-социологических идей. Как и другие отечественные исследователи, она отметила: главный вывод Т. Карлейля состоял в том, что именно отдельные выдающиеся личности непосредственно определяют развитие человеческого общества. И. В. Костикова подробно проанализировала концепцию «культа героев» в истории. Исследовательница, подобно И. Н. Неманову, обоснованно оценила подход Карлейля, как субъективистский, особенно его определение истории как биографии великих людей23.

В 1984 г. вышла статья научного сотрудника ИВИ АН СССР, профессора И. Н. Осиновского «Томас Карлейль и утопический социализм (к постановке проблемы)», главный вывод которой заключался в том, что нельзя причислять Т. Карлейля в 30—40-е гг. XIX в. к сторонникам «феодального социализма». Автор подчеркнул, что не стоит давать взглядам

24См. Бэлза С. Томас Карлейль. его прозрения и ошибки // Саймоне Дж. Карлейль. С. 5-21.

25 Костикова И. В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М., 1983. С.90, 95, 133.

Карлейля в указанный период оценку сквозь призму принадлежности к «тори», считая, что он «был значительно ближе к мелкобуржуазному

социализму», а самого Карлейля следует считать представителем «мелкой

26

буржуазии» (т. е. среднего класса) .

В статьях Г. А. Синельниковой, а потом и в диссертации27 рассматривались историко-теоретические взгляды Т. Карлейля; анализировались методологические основы воззрений Карлейля на примере его работы «Письма и речи Оливера Кромвеля», делался обоснованный вывод о связи идей шотландца с немецкими романтиками, подчеркивалось,

что именно эта работа являлась «самым адекватным выражением его

28

методологии истории...» ; во-вторых, прослеживалось состояние английской и американской историографии в 1980-е гг. и делался обоснованный вывод об актуальности идейного наследия Карлейля для западных ученых в будущем в связи с тем, что его творчество отражало кризисную эпоху викторианской Англии29.

Таким образом, отмечены позитивные черты взглядов Карлейля в анализе проблем «культа героев» в истории, взаимоотношения «героя» и религии, «героя» и «массы». Вместе с тем, звучала критика Карлейля за идеалистическое толкование социально-экономических и политических предпосылок возникновения «культа героев», за непонимание «законов классовой борьбы и места исторической личности в этой борьбе»30. Характерной особенностью является анализ и выделение биографического метода в качестве отдельного направления исследования.

Со второй половины 1980-х гг. до настоящего времени возросло количество работ, посвященных тем или иным аспектам творчества

26Осиновский И. Н. «Томас Карлейль и утопический социализм (к постановке проблемы) // История социалистических учений / отв. ред. Л. С. Чиколини. М., 1984. С. 119, 141.

"Синельникова Г. А. Историко-теоретические взгляды Томаса Карлейля: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1990. 22 с.

28 Синельникова Г. А. «Письма и речи Оливера Кромвеля» как источник для характеристики теоретико-методологических взглядов Т. Карлейля // Вопросы европейской историографии и источниковедения: Межвуз. тематич. сб. ст. Омск, 1990. С. 149-159.

29Синельникова Г. А. Современная английская и американская историография творчества Томаса Карлейля

// Исторические и историографические вопросы всеобщей истории. Томск, 1988. С. 162-169. Костикова И. В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. С. 95.

Т. Карлейля. Направления исследований различны: литературоведческий анализ, исследование связей Т. Карлейля с русскими писателями, поэтами, философами31; анализ историко-теоретических, политических, социальных,

32

литературных взглядов Т. Карлейля . В 2001 г. вышел сборник «Историки мира» в приложении к журналу «Исторический архив» «Архивно-информационный бюллетень» под редакцией профессора А. А. Чернобаева, в котором была издана статья Г. В. Петрякова «Томас Карлейль»33. Г. В. Петряков, оценивая работу «Герои, почитание героев и героическое в истории», справедливо отметил «очевидную уязвимость подобных построений, их односторонность», подчеркнул, что «большинство исторических работ» Т. Карлейля «не укладываются в его искусственные теоретические построения»34.

Главным тезисом, объединяющим эти работы, является утверждение об одностороннем толковании истории как биографии великих людей, возведение «героев» в ранг движущей силы исторического процесса, причисление Карлейля к основателям героического детерминизма в исторической науке. Вместе с тем, следует говорить о дифференцированном, разностороннем и систематичном подходе к анализу взглядов шотландца и отказе от ряда штампов и шаблонов в его оценке.

Западная литература о Карлейле необъятна. Его творчество вызывало живой отклик как соотечественников, так и мыслителей других стран.

'' См Аверин Б В , Дождикова Н А Блок и Т Карлейль // Александр Блок Л , 1987 С 89-116, Бажанов В А Восприятие британской социально-философской мысли в России (Х1Х-начало XX вв ) Ульяновск, 2005

'2 Смоленков В Е Т Карлейль как политический мыслитель дис канд полит наук СПб, 1996, Зотов С А Социально-политические проблемы Англии второй четверти XIX столетия в трудах Томаса Карлейля дис канд ист наук Арзамас, 2002 Жуков Д С Личность и империя в интеллектуальных исканиях британской общественно-политической элиты 70-х гг XIX в // Человек в истории Вып 3 Мир в XIX -первой половине XX в искания интеллектуальной элиты, положение аутсайдеров общества Сборник научных статей Тамбов, 2003 С 23-29, Звездина Е В Философский консерватизм Томаса Карлейля дис

канд филос наук Саранск, 2003 Звездина Е В Томас Карлейль эволюция консервативных воззрений мыслителя, сравнение западной и русской моделей истории, значение и роль личностного фактора в теории героического Саранск, 2004, Кожевникова С Н Метафорическая социология Томаса Карлейля («Прошлое и настоящее») // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства 2005 № 2 (8) С 48-59, Смоленский Н И Теория и методология истории учеб пособие для студ высш учеб заведений 2-е изд, стер М , 2008, Хут Л Пророки, пастыри, вожди Герои и толпа в эпоху Нового времени // Родина 2010 № 1 С 54-56

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кадыкова, Мария Николаевна, 2013 год

Список использованных источников и литературы I. Источники

1. Карлейль, Т. Герои и героическое в истории. Публичные беседы Т. Карлейля / Т. Карлейль. - СПб. : Издание Ф. Павленкова, 1898. - 340 с.

2. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. - М. : Эксмо, 2008. - 864 с.

3. Карлейль, Т. Загадка сфинкса (из Past and present) / Т. Карлейль. -М. : Типография И. А. Баландина, 1900. - 78 с.

4. Карлейль, Т. Исторические и критические опыты / Т. Карлейль. -М. : Типография И. И. Родзевича, 1878. - 462 с.

5. Карлейль, Т. Теперь и прежде / Т. Карлейль. - М. : «Республика», 1994.-415 с.

6. Карлейль, Т. Новалис. Этюд Т. Карлейля / Т. Карлейль. - М. : Типография товарищества А. И. Мамонтова, 1901. - 76 с.

7. Карлейль, Т. Памфлеты последнего дня / Т. Карлейль. - СПб. : Типография инженера Г. А. Бернштейна, 1907. - 131 с.

8. Карлейль, Т. Речь, произнесенная при вступлении в должность

лорда_ ректора__ Эдинбургского_университета, 2-го_апреля_1.866 хода__/

Т. Карлейль. - М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1902.-52 с.

9. Карлейль, Т. Французская революция. История / Т. Карлейль. -М. : Мысль, 1991.-575 с.

10. Карлейль, Т. Sartor Resartus. Жизнь и мысли герр Тайфельсдрека / Т. Карлейль. - М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1904.-356 с.

11. Carlyle, Т. Critical and miscellaneous essays: collected and republished / T. Carlyle. - L. : Chapmen and Hall, 1891. - Vol. II, IV, VI.

12. Carlyle, T. Lectures on the history of literature / T. Carlyle. - N.-Y. : Charles Scribner's sons, 1892. - 283 p.

13. Carlyle, T. Oliver Cromwell's Letters and Speeches / T. Carlyle. Vol. I -III. L. : Methuen&Co, 1904.

14. Carlyle, T. The History of Friedrich II of Prussia called the Great / T. Carlyle. - Vol. I-VI. L : Chapmen and Hall, 1873.

15. The works of Thomas Carlyle, Centenary Edition. Ed. by H.D. Trail. L. : Chapman and Hall. - 30 vol. - 1896-1901.

ILJIumepamypa

1. А. С. Томас Карлейль. Очерки его жизни и произведений / А. С. // Вестник Европы, 1881. кн. 5. С. 256-284, кн. 6. С. 619-656.

2. Абромович, Н. Я. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. (Мир в откровении индивидуализма) / Н. Я. Абромович // Русская мысль. - 1909. - № 10. -С. 69-79.

3. Абромович, Н. Я. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. (Мир в откровении индивидуализма). / Н. Я. Абромович // Русская мысль. - 1909. - № 11. — С. 54-75.

4. Аверин, Б. В., Дождикова, Н. А. Блок и Т. Карлейль / Б. В. Аверин, Н. А. Дождикова // Александр Блок. - JI. : «Наука», 1987. - С. 89116.

5. Аветисян, В. А. Гете и Карлейль. (К вопросу о формировании гетевской концепции мировой литературы) / В. А. Аветисян // Известия Академии Наук. Серия литературы и языка. - Май-июнь. - 2001. - С. 27-37.

6. Адрианов, С. Герои и героическое в истории / С. Адрианов // Исторический вестник. - 1892. -№ 2. - С. 575-579.

7. Альперович, М. С. Карлейль и революционное движение в Латинской Америке / М. С. Альперович // Проблемы истории и этнографии Америки. - М. : Издательство «Наука», 1979. - С. 102-118.

8. Английская литература в русской критике. Библиографический указатель. Ч. 1-2. - М. : Наука, 1994-95 гг.

9. Бажанов, В. А. Восприятие британской социально-философской

мысли в России (XIX - начало XX вв.) / В. А. Бажанов. - Ульяновск : УлГУ, 2005.-96 с.

10. Белов, А. М. Томас Карлейль и французская революция / А. М. Белов // Исторический вестник. - 1907. - №11. - С. 102-118.

11. Белов, А. М. Томас Карлейль. Теперь и прежде / А. М. Белов // Исторический вестник. - 1907. - №2. - С. 707-709.

12. Бердяев, Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. - М. : Книга, 1991. - 446 с.

13. Бердяев, Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев. -СПб. : Изд. О.Н. Попова, 1901.-365 с.

14. Борисова, И. В. Карлейль / И. В. Борисова // Новая философская энциклопедия: В 4 томах. -М. : Мысль, 2001. Т. 2. - С. 218-219.

15. Булгаков, С. Карлейль и Толстой / С. Булгаков // Вопросы жизни. - 1905.-№ 1.-С. 16-38.

16. Булгаков, С. Карлейль и Толстой / С. Булгаков // Новый путь. -1904. -№ 12.-С. 227-260.

17. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков // "Вёхит~Из глубины. - Мг гПравда, 1991~С: 3 Х-12'. "

18. Булгаков, С.Н. О социальном морализме. (Т. Карлейль) / С. Н. Булгаков // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов.-М. : Путь, 1911. - Т. 1. - С. 106-149.

19. Булгаков, Ф.И. Томас Карлейль / Ф. И. Булгаков // Исторический вестник. - 1881.-№3,-С. 631-638.

20. Бэлза, С. Томас Карлейль, его прозрения и ошибки / С. Бэлза // Саймоне Дж. Карлейль. - М. : «Молодая гвардия», 1981. - С. 5-21.

21. В. Г. Герои и героическое в истории / В. Г. // Русское богатство. -1891. -№ 11.-С. 235-240.

22. Вейцман, Е. Карлейль / Е. Вейцман // Философская энциклопедия. - Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1962. - С. 461.

23. Венгерова, 3. Томас Карлейль / 3. Венгерова // Образование. -1896. -№1.- С. 34-43.

24. Виноградов, К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени / К. Б. Виноградов. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1975. - (2 -е изд.). - 224 с.

25. Володин, А. И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма / А. И. Володин. - М. : Политиздат, 1976. -271 с.

26. Воронов, В. П. Гензель и Т. Карлейль / В. П. Воронов // Научное обозрение. - 1903. -№ 3. - С. 332-333.

27. Всемирная история в 24 томах. Эпоха Просвещения. - Минск : Литература, 1997.-Т. 15.-С. 284-323.

28. Всемирная история в 24 томах. Европа под влиянием Франции. -М. : Литература, 1997. - Т. 16. - С. 6-304.

29. Галкин, В. В. Наука или утопия? Опыт исследования учений последователей Р. Оуэна в Англии 20 - 40-х годов 19 в. / В. В. Галкин. - М. : Мысль, 1981.-191 с.

30. Гензель, П. Т. Карлейль / П. Гензель. - М. : Издательство ^редакции журнала~«Образование», 19037- 25~0~с.

31. Герцен, А. И. Письмо к Т. Карлейлю / А. И. Герцен // Литературное наследство. - Т. 61. - М. : Наука, 1954. - С. 229-232.

32. Герцен, А. И.Старые письма. (Дополнение к Былому и Думам) / А. И. Герцен // Полярная Звезда. - 1856. - кн. 5. - С. 228-230.

33. Герцен и Запад // Литературное наследство. - Т. 96. - М. : Наука, 1985.-С. 60-61.

34. Гете, И. В. Западно-восточный Диван / И. В. Гете. - М. : Наука, 1988.-896 с.

35. Горнфельд, А. Томас Карлейль / А. Горнфельд // Журнал для всех. - 1903,-№6. -С. 767.

36. Гутнова, Е. В. Томас Карлейль как историк / Е. В. Гутнова // Вопросы истории. - 1945. -№ 5-6. - С. 175.

37. Дауге, А. Томас Карлейль / А. Дауге. - М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1916. - 40 с.

38. Джеймс, У. Воля к власти / У. Джеймс. - М. : Республика, 1997. -

431 с.

39. Добролюбов, Н. А. Собр. соч.: в 9 т. / Н. А. Добролюбов. - М. : Государственное издательство художественная литература, 1962. - Т. 3. - 544 с.

40. Документы истории Великой французской революции: учеб. пособие / отв. ред. А. В. Адо. - Т. 1. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 528 с.

41. Дружинин, А. В. Фридрих Вильгельм I по Карлейлю / А. В. Дружинин // Русский вестник. - 1861. - № 32. - С. 488-544.

42. Елагин, Ю. Литературно-критические очерки. Книга Карлейля / Ю. Елагин // Вестник. - 1892. - март. - С. 362-375.

43. Ерофеев, Н. А. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. / Н. А. Ерофеев. - М. : ИМО, 1959. - 263 с.

44. Ерофеев, Н. А. Торийская и вигская историография в Англии. Влияние романтических идей~7~Н. 7С~Ерофёев "//"Историография "истории Нового времени стран Европы и Америки / под ред. И. П. Дементьева. - М. : Высшая школа, 1990.-С. 148-159.

45. Жуков, Д. С. Личность и империя в интеллектуальных исканиях британской общественно-политической элиты 70-х гг. XIX в. / Д. С. Жуков // Человек в истории. Вып. 3: Мир в XIX - первой половине XX в.: искания интеллектуальной элиты, положение аутсайдеров общества. Сб. науч. ст. Тамбов : Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - С. 23-29.

46. Звездина, Е. В. Философский консерватизм Томаса Карлейля: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Е. В. Звездина. - Саранск, 2003.-22 с.

47. Звездина, Е. В. Томас Карлейль: эволюция консервативных воззрений мыслителя, сравнение западной и русской моделей истории, значение и роль личностного фактора в теории «героического» / Е. В. Звездина. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2004. - 136 с.

48. Звездина, Е. В. Философский консерватизм Томаса Карлейля: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11: защищена 28.11.03: утв. 20.02.04 / Звездина Елена Васильевна. - Саранск, 2003. - 186 с.

49. Зимина, Н. Г. Типы и модели биографических личностей / Н. Г. Зимина // Известия Саратовского университета. - 2009. - Сер. История, Международные отношения, вып. 2. - С. 44-48.

50. Зотов, С. А. Демократия в Англии и Томас Карлейль (вторая четверть XIX в.) / С. А. Зотов // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. Е. В. Кузнецов. - Арзамас : АГПИ, 2002. - С. 67-79.

51. Зотов, С. А. Европейские революции 1848-1849 гг.: взгляд из Британии (Т. Карлейль и К. Маркс) / С. А. Зотов // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время: к 75-летию доктора исторических наук, профессора И. Н. Осиновского. Межвуз. сб. науч. трудов: выпуск 27 научн. редГЕ. В.'Кузнецов. - Арзама"с~гАГПИ72004~ -С. 88-93.

52. Зотов, С. А. Образование и британская демократия середины XIX в. (Т. Карлейль и Д. С. Милль) / С. А. Зотов // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Межвуз. сб. науч. трудов. Выпуск 4 / отв. ред. Е. В. Кузнецов. - Арзамас : АГПИ, 2005. - С. 8691.

53. Зотов, С. А. Промышленный переворот в Англии и его последствия по работам Т. Карлейля (вторая четверть XIX в.) / С. А. Зотов // Вопросы российской и всемирной истории: Материалы межвуз. V научно-практической конференции «Дискуссионные вопросы российской истории в вузовском и школьном курсах». - Арзамас : АГПИ, 2002. - С. 156-161.

54. Зотов, С. А. Социально-политические проблемы Англии второй четверти XIX столетия в трудах Томаса Карлейля: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / С. А. Зотов. - Нижний Новгород, 2002. - 18 с.

55. Зотов, С. А. Социально-политические проблемы Англии второй четверти XIX столетия в трудах Томаса Карлейля. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03: защищена: 27.06.2002 / Зотов Сергей Александрович. - Арзамас, 2002.- 197 с.

56. Зотов, С. А. Т. Карлейль. «Французская революция. История»: историографический аспект / С. А. Зотов // Актуальные проблемы истории в отечественной и зарубежной историографии. Материалы VII Тарасовских чтений (Йошкар-Ола 14 мая 2004 г.) / под ред. А. Г. Бахтина. - Йошкар-Ола : МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006. - С. 21-25.

57. Ивашева, В. В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века в его современном звучании. - М. : Художественная литература, 1990. - 479 с.

58. Исламова, А. К. Эмерсон и Карлейль / А. К. Исламова. - М., 1985.- 123 с.

59. Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. - Т. 2. - М. : ОстожьеД998. - С. 268-287. —

60. Историография истории нового времени стран Европы и Америки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «История» / под. ред. И. П.Дементьева. - М. : Высш. шк., 1990. - 512 с.

61. Историография нового времени стран Европы и Америки / под ред. Б. Г. Вебера, И. С. Галкина, И. П. Дементьева, Н. Е. Застенкера, А. Д. Колпакова. - М. : Издательство Московского университета, 1967. - С. 137139.

62. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки / под ред. И. С. Галкина и др. - М. : Издательство Московского университета, 1977.-С. 89-91.

63. Исторические и критические опыты Томаса Карлейля // Дело. -1878.-№2.-С. 417-422.

64. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.-С. 207-213.

65. История философии в 4-х томах / под ред. М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова, М. Б. Митина, О. В. Трахтенберга. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1957. - Т. 2. - С. 210-211.

66. Канн, С. Б. История социалистических идей / С. Б. Канн. - М. : Издательство «Высшая школа», 1967. - 295 с.

67. Кареев, Н. И. Изучение Французской революции вне Франции / Н. И. Кареев // Кареев Н. И. Историки Французской революции. - Т. 3. - Л. : Издательство «Колос», 1925. - С. 121-140.

68. Кареев, Н. И. Историология (теория исторического процесса) / Н. И. Кареев. - П. : тип. М. М. Стасюлевича, 1915. - 320 с.

69. Кареев, Н. И. Личное начало и роковые силы в истории / Н. И. Кареев. СПб. : Типо-литография Месника и Римана, 1889. - 14 с.

70. Кареев, Н. И. Роль учреждений и личности в Ъсторйй 7~Нг Ит----

Кареев. - Одесса : Исааковича, 1895. - 55 с.

71. Кареев, Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1914. 586 с.

72. Кареев, Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи / Н. И. Кареев. - СПб. : Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923.- 163 с.

73. Карлейль // Советская историческая энциклопедия. М. : «Советская Энциклопедия», 1973. - С. 53-54.

74. Кожевникова, С. Н. Метафорическая социология Томаса Карлейля («Прошлое и настоящее») / С. Н. Кожевникова // Вестник

Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2005. - № 2 (8). - С. 48-59.

75. Комарова, Е. Г. Роль иронии в романе Т. Карлейля «Sartor Resartus» / Е. Г. Комарова // Вестник Ленинградского университета. - Серия 2: История. Языкознание. Литературоведение. - Выпуск 4, 1987. - С. 79-81.

76. Комарова, Е. Г. Художественное творчество Т. Карлейля (18201830-е гг.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Е. Г. Комарова. -Л., 1989.-24 с.

77. Комарова, Е.Г. Художественное творчество Т. Карлейля (18201830-е гг.). Л, 1989. 153 с.

78. Кони, Ф. История Фридриха Великого / Ф. Кони. - М. : Типография Л. И. Степановой, 1863. - 523 с.

79. Костикова, И. В. К характеристике философии Т. Карлейля / И. В. Костикова // Историко-философский сборник. Материалы теоретической конференции аспирантов философского факультета (апрель 1973 года). - М. : Издательство Московского университета, 1974. - С. 42-56.

80. Костикова, И.В. Критика капитализма Томасом Карлейлем и современная идеологическая борьба / И. В. Костикова // Критика

современной буржуазной идеологии. - М. : Издательство-Московского-----

университета, 1975.-С. 151-162.

81. Костикова, И. В. Проблема революции в социологии Т. Карлейля / И. В. Костикова // Теория революции. История и современность. - М. : Издательство Московского университета, 1984. - С. 61-70.

82. Костикова, И. В. Философия истории Томаса Карлейля и «феодальный социализм» // Вестник Московского университета. - Серия VIII. Философия. - 1975,-№2. -С. 51-61.

83. Костикова, И. В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03. -М., 1975. - 188 с.

84. Костикова И. В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. -М., 1975. - 18 с.

85. Костикова, И. В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля / И. В. Костикова. - М. : Издательство МГУ, 1983. - 144 с.

86. Лавров, П. Л. Этюды о западной литературе / П. Л. Лавров // Русский курьер. - 1881. - № № 54, 68.

87. Лавров, П. Л. Томас Карлейль / П. Л. Лавров // Этюды о западной литературе. - П. : Колос, 1923. - С. 135-152.

88. Манфред, А. 3. Великая французская буржуазная революция / А. 3. Манфред. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1956. - 286 с.

89. Манфред, А. 3. Три портрета Французской революции / А. 3. Манфред. - М. : «Мысль», 1978. - 440 с.

90. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: в 50 тт. / К. Маркс, Ф. Энгельс.-М. : Госполитиздат, 1955-81 гг.

91. Мелетинский, Е. М. Один / Е. М. Мелетинский // Мифологический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - С. 410411.

92. Милль, Д. С. Автобиография. (История моей жизни и убеждений) / Д. С. Милль. - М. : Издание магазина «Книжное дело», 1896. - 282 с.

93. Михайловский, И. К. Литературная критика:"Статьипо"русской---

литературе XIX - начала XX века / Н. К. Михайловский. - Л. : Художественная литература, 1989. - 608 с.

94. Мортон, А. Л. Английская утопия / А. Л. Мортон. - М. : Изд. Иностр. лит., 1956. - 278 с.

95. Неманов, И. И. Карлейль / И. И. Неманов // БСЭ. - М. : Советская энциклопедия, 1979.-Т. 11.-С. 436-437.

96. Неманов, И. Н. Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества / И. Н. Неманов // Вопросы истории. - 1956. -№ 4. -С. 144-155.

97. Новикова, О. А. Вести из Англии. Томас Карлейль / О. А. Новикова. -М. : Унив. тип. (М. Катков), 1881. - 14 с.

98. Новикова, О. А. Несколько слов о Карлейле / О. А. Новикова. -М. : Типография «Современные известия», 1881. - 8 с.

99. Одайник, В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга / В. Одайник. - СПб.: Ювента, 1996. - 382 с.

100. Окольский, А. С. Фома Карлейль и английское общество в XIX столетии / А. С. Окольский. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1893. - 146 с.

101. Осиновский, И. Н. «Томас Карлейль и утопический социализм (к постановке проблемы) / И. Н. Осиновский // История социалистических учений / отв. ред. JI. С. Чиколини. - М. : Издательство «Наука», 1984. - С. 118-141.

102. Петряков, Г. В. Томас Карлейль / Г. В. Петряков // Историки мира. Вып. 2. Архивно-информационный бюллетень. 1 (26) / под ред. А. А. Чернобаева. -М. : История Сервис, 2001. - С. 53-65.

103. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. - Т.2. -М. : Международный фонд «культурная инициатива» - Soros foundation: Открытое общество «Феникс», 1992. - 528 с.

104. Ревуненков, В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799 / В. Г. РевуненковГ ~ - ~ "ЛГ Г "Издательство - - — Ленинградского университета, 1989. - 536 с.

105. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII -XIX вв.: учеб. пособие / Т. В. Артемьева, В. А. Бажанов, М. И.Микешин. - СПб. : СПб. центр истории идей. - 2006. - С. 88-91.

106. Русская историография XI - начала XXI века: учеб пособие / под ред. А. А. Чернобаева. - М. : Высш. шк., 2010. - 447 с.

107. Саймоне, Дж. Карлейль / Дж. Саймоне. - М. : Молодая гвардия, 1981.-283 с.

108. Сен-Симон Новое христианство // Сен-Симон Избранные сочинения. - М. - Л. : Издательство Академии наук СССР. - Т.Н. - С. 364435.

109. Синельникова, Г. А. Историко-теоретические взгляды Томаса Карлейля: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 / Г. А. Синельникова. -Томск, 1990.-22 с.

110. Синельникова, Г. А. «Письма и речи Оливера Кромвеля» как источник для характеристики теоретико-методологических взглядов Т. Карлейля / Г. А. Синельникова // Вопросы европейской историографии и источниковедения: Межвуз. тематич. сб. статей. - Омск : Издание ОмГУ, 1990.-С. 149-159.

111. Синельникова, Г. А. Современная английская и американская историография творчества Томаса Карлейля / Г. А. Синельникова // Исторические и историографические вопросы всеобщей истории. - Томск : Издательство Томского университета, 1988. - С. 162-169.

112. Синельникова, Г. A. «Past and Present» Т. Карлейля: «Теперь и прежде» или «Прошлое и настоящее»? Проблема «история и современность» в трактовке Томаса Карлейля / Г. А. Синельникова // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: Материалы межвузовской региональной научной конференции. - Омск : Издание ОмГУ, 2001. - С. 4453.

113. Сироткин, В. Г. Послёсл~бвйё7 Томас-Карлёйль-и-его" труд «Французская революция. История» / В. Г. Сироткин // Карлейль Т. Французская революция. История. - М. : Мысль, 1991. - С. 559-566.

114. Смоленков, В. Е. Т. Карлейль как политический мыслитель: автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.01 / В. Е. Смоленков. - СевероЗападная академия гос. службы. - СПб., 1996. - 21 с.

115. Смоленков, В. Е. Т. Карлейль как политический мыслитель : дис. ...канд. полит, наук: 23.00.01 / Смоленков Виталий Егорович. - СПб., 1996. -133 с.

116. Смоленский, Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. И. Смоленский. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

117. Тарле, Е. В. О Томасе Карлейле. (Очерк) / Е. В. Тарле // К свету. Научно-литературный сборник. - СПб. : Издание Комитета Общества доставления средств Санкт-Петербургским Высшим Женским курсам (типография И. Н. Скороходова), 1904. - С. 438^147.

118. Томас Карлейль (без автора) // Вестник Европы. 1881. Кн. 5 и 6.

119. Трахтенберг, О. В. Очерки по истории и философии и социологии Англии 19 века / О. В. Трахтенберг. - М. : Изд. Московского ун-та, 1959. -116 с.

120. Тревельян, Д. М. Социальная история Англии / Д. М. Тревельян. - М. : Изд. Иностр. лит., 1959. - 607 с.

121. Тревор-Роупер, X. Р. Последние дни Гитлера / X. Р. Тревор-Роупер. - СПб. : Лениздат, 1995. - 446 с.

122. Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э. Трельч. - М. : Юрист, 1994.-719 с.

123. Тэн, И. История английской литературы / И. Тэн. - М. : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1904. - Т. V. - С. 169-237.

124. Тэн, И. Новейшая английская литература в современных ее представителях / И. Тэн. - СПб. : Типография Стасюлевича, 1876. - С. 161-"2~2"4. ---------------

125. У орд, М. Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рескин, Лев Толстой / М. Уорд. - М. : М. В. Клюкин, 1900. - 160 с.

126. Фихте, И. Г. Основные черты современной эпохи / И. Г. Фихте// Фихте И. Г. Сочинения в 2-х тт. - М. : Мифрил, 1993. - Т. 2. - С. 359-617.

127. Хут, Л. Пророки, пастыри, вожди. Герои и толпа в эпоху Нового времени / Л. Хут // Родина. - 2010. - № 1. - С. 54-56.

128. Чекалов, И. И. Восприятие карлейлевского «Sartor Resartus» в России начала XX века / И. И. Чекалов // Образы России в научном, художественном и политических дискурсах: (история, теория, педагогическая практика): Материалы научной конференции (4-7 сентября

2000 г.) / отв. ред. И. О. Ермаченко, ПетрГу. - Петрозаводск, 2001. - С. 146153.

129. Шарифжанов, И. И. Современная английская историография буржуазной революции XVII в.: основные идейно-методологические тенденции и направления / И. И. Шарифжанов. - М. : Московский гос. педагог, ин-т им. В. И. Ленина, 1982. - 102 с.

130. Эккерман, И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни / М. : Художественная литература, 1986. - 669 с.

131. Яковенко, В. И. Томас Карлейль, его жизнь и литературная деятельность / В. И. Яковенко. - СПб. : типография газ. «Новости», 1891. -86 с.

132. Яковенко, В. Томас Карлейль. Его жизнь и литературная деятельность / В. Яковенко // Сервантес. Шекспир. Ж.-Ж. Руссо. -Челябинск : «Урал», 1995. - 511 с.

133. Ashton, R. D. Carlyle's Apprenticeship: His Early German Criticism and His Relationship with Goethe. 1822-1832 / R. D. Ashton // A Modern Janquge Review. - 1971.-Vol. 71.-P. 1-19.

134. Behnken, T. Thomas Carlyle. «Calvinist without the theology» / T. Behnken. - Columbia-L. : UnivTof MissoiIri^pre^~1978. -T49 pr~ ---~

135. Benchimol, A. Intellectual formations in the Romantic period: a comparative study of cultural politics and social criticism in the British public sphere, 1802-32 / A. Benchimol. - 2001. - 366 p.

136. Ben-Israel, H. English historians of the French Revolution / H. BenIsrael. - Cambridge : Cambridge univ. press., 1968. - 312 p.

137. Brian, J. Supreme fiction. Studies in the Work of William Blake, Thomas Carlyle, W. B. Yeats, and D. H. Laurence / J. Brian. - L., 1974. - P. 75147.

138. Byung-Sun Lee 'Christ's Sinful Flesh': Edward Irving's Christological Theology within the Context of his Life and Times. A Thesis

Presented for the Degree of Doctor of Philosophy At the University of Edinburgh, 2011.-310 p.

139. Carlyle's Pen Portrait of Queen Victoria and Prince Albert // Carlyle Past and Present. A Collection of New Essays edited by K. G. Fielding and R. L. Taar. L., 1976.P. 216-238

140. Cassirer, E. The myth of the state / E. Cassirer. - New Haven: Yale univ. press., 1946. - 303 p.

141. Chandler, A. A dream of Order. The Medieval Ideal of Nineteenths-Century English literature / A Chandler. - L., 1971. - 278 p.

142.. Clark, M. Dickens and Carlyle / M. Clark// The Times Literature Supplement. - 1971.-№ 3607.-P. 449.

143. Cobban, A. Carlyle's French Revolution / A. Cobban // History. -V 48. - № 164,October.- 1963.-P. 303-316.

144. Cockshut, A. O. J. Truth to Life. The Art of Biography in the Nineteenth Century / A. O. J. Cockshut. - L. : Collins. St. Jame's Place, 1974. -220 p.

145. Collins, P. Dickens and Carlyle / P. Collins // The Times Literature Supplement. - 1971. - № 3603. - P. 325.

1467Cofer7D. B^Saint-Simonism irrthe radica 1 isrrrof ThomasC ar ly 1 e7~ — Cofer D. B. - Austin, Texas : Von. Boeckman-Jones company, 1931. - 68 p.

147. Dale, P. A. The Victorian critic and the Idea of History. Carlyle, Arnold and Pater / P. A. Dale. - Harvard; Cambridge; L., 1977. - 295 p.

148. Froude, J. A. Reminiscence by Thomas Carlyle / J. A. Froude. - 2 Volumes. - Longmans, Green, 1881.

149. Garnett, R. Life of Thomas Carlyle / R. Garnett. - L., Walter Scott, Limited Paternoster square, 1895. - 224 p.

150. Grierson, H. Carlyle and Hitler / H. Grierson. - Cambridge : Cambridge univ. press., 1933. - 102 p.

151. Harrold, Ch. F. Carlyle and german thought / Ch. F. Harrold. - L. : Oxford, univ. press, 1931. - 346 p.

152. Harrold, Ch. F. The nature of Carlyle's Calvinism / Ch. F. Harrold // Studies of Phililogue. - V. 33. - July, 1936. - P. 475-486.

153. Kaplan, F. Thomas Carlyle: a biography / F. Kaplan. - Berkeley: University of California Press., 1993. - 614 p.

154. La Valley, A. J. Carlyle and the Idea of the Modern Studies in Carlyle's Prophetic Literature and its Relation Blake, Nietzsche, Marx and Others / A. J. La Valley. - New Haven, Yale University Press., 1968. - 351 p.

155. Macpherson, C. H. Thomas Carlyle / C. H. Macpherson. - Oliphant Anderson&Ferrier, Edinburgh - L., 1896. - 160 p.

156. Moore, C. Carlyle Mathematics and Mathesis // Carlyle Past and Present. A Collection of New Essays edited by K. G. Fielding and R. L. Taar / C. Moore. - L, 1976. - P. 61-90.

157. Morrow, J. Thomas Carlyle / J. Morrow. - L., N.-Y. : Hambledon Continuum, 2006. - 301 p.

158. Nichol, J. Thomas Carlyle / J. Nichol. - L., Macmillan&Co And N.Y., 1892.-250 p.

159. Pankhurst, R. K. P. The Saint-Simonians, Mill and Carlyle . A preface to modern thought / R. K. P Pankhurst. - L. : Sidgwick and Jackson, 1957. - 203 p.

1607~ PeckKem ~M. Friederich~the Great ~/~M: Peckhem^// Carlyle Past and— — Present. A Collection of New Essays edited by K. G. Fielding and R. L. Taar. - L., 1976.-P. 198-214.

161. Roe, F. W. The social philosophy of Carlyle and Ruskin / F. W. Roe. -N.-Y, 1970.-450 p.

162. Rosenberg, P. The seventh hero: Thomas Carlyle and the Theory of Radical Activism / P. Rosenberg. - Cambridge (Massachusetts), Harvard univ. press., 1974.-235 p.

163. Shine, H. Carlyle and the Saint-Simonians: the concept of historical periodicity / H. Shine. - Baltimore : The Johns Hopkins press., 1941. - 191 p.

164. Sulford, R. Ruskin's Notes on Carlyle / R. Sulford // The Times Literature Supplement. - 1971. - № 3607. - P. 453.

(?)

165. Stewart, L. C. Thomas Carlyle and the making of Frederick the Great. A thesis submitted in fulfillment of requirements for the degree of Doctor of Philosophy To English Literature School of Literatures, Languages and Cultures / L. C. Stewart. - University of Edinburgh, 2009. - 298 p.

166. Symons, J. Thomas Carlyle The life and ideas of a prophet / J. Symons. - L. : Victor Gollancz, 1952. - 308 p.

167. Tennyson, L. B. Thomas Carlyle / L. B. Tennyson // Victorian Prose. A Quide to Research edited by David J. Delayra. The Modern Language association of America. -N.-Y., 1973. - P. 75.

168. The Background of Carlyle's Portrait of Coleridge in «The Life of John Sterling» // Bulletin of the John Pylands Un-ty Library of Manchester. -1973. LVI.

169. Thompson, J. W. A history of historical writing / J. W. Thompson. -Vol. 2. - N.-Y. : The Macmillan company, 1942. - 674 p.

170. Trevor-Roper, H. Thomas Carlyle's Historical Philosophy / H. Trevor-Roper//The Times Literature Supplement. - 1981. -№ 40802. - P. 731-744.

171. Vogeler, M. Ruskin's Notes on Carlyle / M. Vogeler // The Times Literature Supplement. - 1971. -№ 3610. - P. 535.

172. Waring, W. Thomas—Carlyle /~~W.Waring: - Boston: Twayne— — Publishers, - Twayne's English authors series; TEAS 238), 1978. - 146 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.