Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.02, кандидат архитектуры Голубева, Елена Павловна

  • Голубева, Елена Павловна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ18.00.02
  • Количество страниц 229
Голубева, Елена Павловна. Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов: дис. кандидат архитектуры: 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Нижний Новгород. 2006. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Голубева, Елена Павловна

Введение.

Глава 1. Эволюция многофункциональных досугово-зрелищных сооружений в XX веке (отечественный и зарубежный опыт)

1.1. Экскурс в историю возникновения досуговых сооружений.

1.2. Досугово-зрелшцные учреждения 1920-х годов в России.

1.3. Досугово-зрелшцные учреждения 1930-1950-х годов в России.

1.4. Досугово-зрелшцные сооружения 1960-1980-х годов в нашей стране и за рубежом.

1.5. Досугово-зрелшцные комплексы в России

ЦГОСиО, ВСХВ, ВДНХ) и за рубежом (ЭКСПО).

1.6. Современные многофункциональные рекреационно-досуговые комплексы (РДК) конца XX начала XXI вв. в России и за рубежом.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Принципы функционально-планировочной организации и архитектуры современных рекреационно-досуговых комплексов РДК в отечественной и зарубежной практике

2.1. Факторы, влияющие на формирование РДК. Размещение РДК.

2.2. Классификация, типы и состав РДК. Принципы функционального зонирования РДК.

2.3. Анализ планировочной структуры РДК. Роль искусственных и природных элементов в планировочной организации РДК.

2.4. Анализ объемно-пространственной композиции РДК. Особенности формирования архитектуры зданий и сооружений, входящих в состав РДК.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Особенности формирования РДК в Средней полосе России и рекомендации по их проектированию

3.1. Теоретические модели РДК.

3.2. Принципы формирования РДК в Средней полосе России.

3.3. Рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России.

Выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов»

Современные рекреационно-досуговые комплексы (в диссертационном исследовании они будут сокращенно называться РДК) являются новым специфическим типом досугово-зрелшцных сооружений для проведения общественного досуга, получившие широкое распространение в мировой градостроительной практике в конце XX века. Возникновение РДК связано с развитием индустрии туризма и развлечений. Массовое строительство развлекательных комплексов различного характера объясняется целым рядом их преимуществ перед традиционными формами монофункциональной организации культурного обслуживания: прежде всего созданием на специальных территориях в рекреационных зонах комплексов и ансамблей из зданий различного функционального назначения, аттракционов (в теплом и жарком климате) и крытых водно-развлекательных сооружений (в холодных климатических зонах). Они образуют благоприятную среду для различных видов культурной деятельности и их активного взаимодействия и отличаются многомерным комплексным воздействием на воспринимающую личность (посетителя-зрителя, слушателя, участника и т.д.).

Традиционная роль крупных развлекательных комплексов - в создании уникальной возможности выбора различных видов общения, познания, отдыха, развлечения, творчества, что становится необходимым условием социального разнообразия в настоящее время.

В отечественной практике на протяжении XX века сформировался ряд достаточно устойчивых моделей культурно-досугового центра (клуб, дом культуры, дворец культуры, культурный центр), ориентированных преимущественно на клубные и зрелищные функции. Однако, как показывают социологические исследования и изучение деятельности современных культурно-развлекательных центров, они не оправдывают реалии новой социальной жизни XXI века и потребности различных групп населения. *

Новые социально-экономические процессы в обществе вызывают к жизни и соответствующие виды сооружений. Настоящий период характеризуется возникновением полифункциональных сооружений различного назначения: делового, зрелищного, культурно-досугового, учебного, оздоровительного и т.д., причем общей отличительной их чертой является комплексность и универсальность.

В конце XX века активно развивается, совершенствуется и тип досуговых рекреационных комплексов различной тематики. Растет их многообразие, РДК популярны сегодня во всем мире и в России. На Западе и в новых экономических условиях в России они приобретают существенную коммерческую привлекательность.

Обобщение практического опыта проектирования и строительства таких культурно-досуговых комплексов в мире позволяет представить перспективы развития РДК как нового типа общественных комплексов. Некоторые аспекты их формирования уже затронуты в отечественных исследованиях, в частности, в разработках ВНИИТЭ, ВНИИТАГ, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭП градостроительства, МАрхИ. Они свидетельствуют о становлении нового подхода к организации культурных центров, признающих социокультурную функцию важнейшим структурообразующим и пространственно организующим фактором.

Недостаточная изученность проблемы типологической и архитектурно-пространственной организации РДК обусловили необходимость рассмотрения новых тенденций в методике их проектирования, функциональном зонировании, планировке и архитектурно-композиционном моделировании. Автором был проведен опрос методом анкетирования среди разных возрастных и социальных групп жителей городов: Н.Новгород, Дзержинск, Бор. Всего опрошенных 300 человек, которые посещали РДК в нашей стране или в других странах.

Появление нового поколения «оазисов массовой городской и внегородской культуры», отражающих стремление к уникальным пространственным решениям, ярким образным решениям, особому единству с природным и искусственным окружением, наконец, внедрение новых ритуалов и моделей поведения - все это весомые аргументы в пользу актуальности изучения архитектурно-композиционной основы этого процесса, расширения и углубления принципов организации современного досугового центра как типа.

В условиях постоянного развития города в социальном, экономическом, демографическом и территориальном аспектах возникают дополнительные потребности населения в возможности самореализации в различных сферах и областях жизнедеятельности.

Актуальность исследования. Создание благоприятной среды для отдыха и развлечения человека и общества традиционно для архитектурной практики проектирования и строительства учреждений культуры. В начале XXI века отмечается дальнейшее стремление к гуманизации и эстетизации среды, ее духовной и эмоциональной насыщенности, приходит осознание необходимости расширения и кардинального пересмотра сети досугово-зрелшцных зданий и комплексов в новых социально-экономических условиях.

Тенденция к преобразованию существующих типов досуговых учреждений в нашей стране стала очевидной в последние годы в связи с изменением потребностей населения и требований увеличения диапазона досуговых (развлекательно-познавательных) услуг путем их расширения и трансформации. В настоящее время в России наблюдается процесс формирования нового типа досуговых учреждений — рекреационно-досуговых комплексов (РДК). Этот новый прогрессивный тип многофункциональных комплексов - своего рода «панацея» в решении многих городских проблем. Развитие всех форм туризма также способствует возникновению РДК. Строительство крупных современных рекреационных досуговых комплексов развлекательного характера является неотъемлемым компонентом формирования среды любого современного города, где максимум внимания обращено на культурный отдых, развитие, просвещение, здоровый образ жизни, сближение человека с окружающей природой.

Знакомство с опытом проектирования и строительства рекреационно-досуговых центров в зарубежных странах, и первыми шагами в этом направлении в нашей стране, позволяет подойти к проблеме расширения сети подобных комплексов во всех крупных городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде, третьем по величине городе Европейской части России.

РДК являются новыми центрами культурного досуга и получения различных знаний во многих областях человеческой деятельности. Идеи создания подобных развлекательных комплексов в последние годы начинают реализовываться в России в курортных городах Черноморского побережья, в столичных городах: Москве, Санкт-Петербурге, а также ряде городов: Ижевске, Самаре и др. Существует ряд и пока нереализованных проектов по строительству первых РДК на территории Средней полосы России. Сегодня количество РДК в России весьма незначительно по сравнению со странами Запада, и они носят единичный и штучный характер. В связи с этим возникает необходимость теоретической разработки вопросов, связанных с их проектированием и строительством, выявлением их специфики, обусловленной суровыми климатическими условиями, в частности, для Средней полосы России. Для этого требуется теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, разработка методических рекомендаций для проектировщиков, которые в настоящее время отсутствуют. Авторы проектов будущих РДК должны учитывать и четко представлять их архитектурно-композиционные особенности, структуру, функции, размеры площадей, пропускную способность, рентабельность, срок окупаемости проектов и т.д.

РДК — новый тип культурно-досуговых комплексов, возникший в конце XX века, который создает качественные изменения в этой области, что выражается, прежде всего, в пересмотре их программы и состава.

Объект исследования — рекреационно-досуговые комплексы (РДК).

Предмет исследования — принципы функционально-планировочной, объемно-пространственной и архитектурно-образной структуры рекреационно-досуговых комплексов.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении научно обоснованных принципов формирования архитектуры современных рекреационно-досуговых комплексов, исходя из существующей отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства подобных сооружений.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи: проследить эволюцию формирования типов многофункциональных досугово-зрелищных учреждений, сооружений и их комплексов на протяжении XX века, повлиявших на возникновение современных РДК; провести анализ отечественного и зарубежного опыта строительства и проектирования современных РДК; на основе обобщения опыта выявить особенности РДК и составить их классификацию; сформулировать основные принципы проектирования РДК в результате анализа их функционально-планировочной структуры и архитектурно-пространственной композиции; определить номенклатуру помещений (или зданий и сооружений), входящих в состав РДК и дать рекомендации по формированию РДК в Средней полосе России.

Границы исследования. Географические границы охватывают страны Европы, Америки, Японию и Россию (обзор мирового опыта). Хронологические границы исследования: конец XX - начало XXI века.

Теоретическая база исследования. Проблемам создания многофункциональных культурно-зрелищных комплексов в нашей стране на разных исторических этапах уделяют внимание ряд российских ученых: А.В. Анисимов, A.JI. Гельфонд, Г.Ф. Горшкова, И.В. Дианова-Клокова, Б.С. Мезенцев, Д.А. Метаньев, Е.К. Милашевская, Н.Е. Прянишников, В.Э.

Хазанова и др. Вопросам расположения досуговых комплексов в структуре городов посвящены работы: Н.И. Жемчужниковой, И. Коробьиной, А.В. Лебедева, В.З. Черняка и др. Вопросам ландшафтного аспекта при проектировании досуговых рекреационных комплексов — труды: И.Н. Барсовой, В.А. Нефедова, З.А. Николаевской, С.С. Ожегова, В.И. Горохова, О.В. Петровской, М.В. Посохина, В.П. Шильниковской, Б.О. Юртина и др. К анализу архитектурно-художественной структуры зрелищных комплексов обращались: В.Е. Быков, В.М. Виноградов, Ю.П. Гнедовский, Н.Н. Ерофеева, Ю.Д. Хрипунов, А.И.Урбах и др. Вопросы формирования архитектурно-планировочных структур зданий многофункционального назначения изучали: Я. Вуек, И.А. Кощева, Д. Либескинд, Д.А. Метаньев, А. В. Морозова, А.А. Светляков, Ю. А. Светляков и др.

В работах ученых рассматривается главным образом опыт проектирования конкретных объектов. Однако специальные исследования, посвященные складывающемуся в последнее время новому типу многофункционального рекреационно-досугового комплекса, практически отсутствуют, что делает данное диссертационное исследование особенно актуальным.

Методика исследования базируется на комплексном и системном подходах, которые включают: анализ исторического и современного отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации РДК; натурные обследования и фотофиксацию зарубежных и отечественных РДК с последующим составлением графоаналитических схем, таблиц; теоретическое моделирование и составление типологических схем РДК; проведение социологического опроса методом анкетирования; изучение и многоаспектный анализ функционально-планировочных, объемно-пространственных, композиционных параметров для выявления основных принципов и разработки рекомендаций по проектированию РДК в Средней полосе России.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на основе обобщения мирового опыта проектирования и строительства РДК выявлены основные научно-обоснованные принципы их формирования: градостроительные, функциональные, планировочные, объемно-пространственные, конструктивные, стилистические; составлена классификация РДК по разным параметрам и выявлен их состав; установлены особенности РДК; разработаны методические рекомендации по номенклатуре функциональных блоков, входящих в состав комплексов для Средней полосы России; разработана функционально-планировочная модель РДК.

На защиту выносятся следующие положения: научно-обоснованные принципы формирования архитектуры РДК; рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России.

Практическое значение данного исследования. Результатами настоящего исследования являются научно обоснованные рекомендации по проектированию в нашей стране рекреационно-досуговых комплексов в щ. рекреационных зонах крупных городов и их пригородных зонах.

В дальнейшем результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных документов для проектирования РДК. Практическое значение заключается и в возможности использования материалов исследования для составления программ-заданий на проектирование РДК. Применение результатов настоящего исследования в практике проектирования позволит комплексно и системно с объективных позиций подойти к формированию архитектуры РДК.

Апробация и внедрение результатов работы. Работа над данной темой была начата автором при разработке дипломного проекта на тему: «Рекреационный выставочно-досуговый комплекс на территории Борской поймы в Нижнем Новгороде». Проект был отмечен дипломом 1 степени МООСАО на международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов (г. ^ Ростов-на-Дону, 2001 г.).

Основные положения и результаты проведенного исследования вошли в методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных проектов на тему «Развлекательно-досуговый комплекс» для студентов ННГАСУ специальности 29.01. «Архитектура».

Материалы исследования использованы в проектной практике творческих мастерских: ТМА Чакрыгина, НПП «Архитектоника» в Н.Новгороде.

На тему исследования опубликовано 10 статей: в сборниках аспирантов ННГАСУ (2002, 2003, 2004 г.г.), в сборнике РААСН (Самара, 2005 г.), в сборнике научно-технической конференции молодых ученых, докторантов и аспирантов ННГАСУ (2003 г.), в журнале «Нижегородский проект» (2003, 2004 г.г.). Основные положения работы освещены в докладах на научно-практических конференциях, внедрены в дипломное проектирование при консультации дипломного проекта «Рекреационно-досуговый комплекс для детей на пл. Маслякова в Нижнем Новгороде», 2005 г. на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ. Результаты диссертации были доложены на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит 158 страниц машинописного текста. Второй том иллюстративный - 36 графоаналитических таблиц (с иллюстрациями в виде фотографий, планов, чертежей, таблиц, схем). Текстовая часть включает: введение, три главы, заключение, общие выводы и библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», Голубева, Елена Павловна

Общие выводы по диссертации

1. Изучение эволюции типов многофункциональных досуговых сооружений в XX веке позволило проследить процесс формирования современных РДК, прообразами которых были одновременно как отдельные многофункциональные культурно-досуговые здания (клубы, Дворцы культуры), так и архитектурно-пространственные комплексы различного назначения (ярмарки, выставки ВСХВ, ВДНХ, ЭКСПО, ЦПКиО).

2. РДК впервые выявлен как новый тип досугово-зрелищного комплекса и дано его определение, как сложного многоцелевого и многофункционального коммерческого комплекса, насыщенного разнообразными общественными зданиями и сооружениями с функциями: досуговой, зрелищной, познавательной, выставочной, оздоровительной и оснащенного оборудованием, основанным на достижениях науки и техники, расположенного на благоустроенной территории, на которой также размещаются аттракционы, зеленые насаждения и водоемы и другие элементы ландшафта. Все составляющие развлекательного комплекса, расположенного либо в рекреационной зоне в структуре города, либо в пригородной (загородной) рекреационной зоне крупного города объединены единым композиционным, тематическим, авторским замыслом и рассчитаны на круглогодичный (реже сезонный) отдых всех возрастных категорий как местного населения, так и туристов.

3. В результате систематизации и обобщения зарубежного и отечественного опыта проектирования и строительства современных РДК проведена классификация этих комплексов на три основных типа: открытый, закрытый и смешанный, при этом определен состав и функционально-планировочная структура каждого типа. Кроме того проведена классификация РДК по величине занимаемой территории: малые в основном аттракционно-развлекательные комплексы (АРК), средние - водно-развлекательные комплексы (ВРК), крупные; по месту расположения: пригородные, городские, загородные; по времени использования: сезонные или круглогодичные; по тематике: кино-мультипликационные, леголенды, фантастические, историко-познавательные, приключенческие, научно-выставочные, миниатюры, экологические; по планировочной структуре; по архитектурно-объемной композиции; по архитектурной стилистике.

4. Установлено, что тип закрытого РДК является разновидностью открытого РДК, в котором здания открытого комплекса «трансформируются» в отдельные функциональные зоны, помещения или объемы, меняют масштаб и размещаются на уровнях и этажах в едином компактном архитектурном сооружении. При этом осуществляется как процесс трансляции градостроительных принципов из открытых РДК в закрытые, так и обратный процесс их взаимодействия.

5. Выявлены особенности многофункциональных РДК, которые проявляются в их размещении, функциональном зонировании, вместимости, в архитектуре и дизайне, методе получения информации в процессе развлечения, а также в наличии ярко выраженной тематики или творческой концепции. Отличительной особенностью РДК от других досугово-зрелшцных уреждений является принцип «познание через развлечения», когда архитектурными средствами создается атмосфера театрализованной среды, которая вовлекает посетителей в своеобразную игру, театрализованное действие и способствует эмоциональному и психологическому развитию человека, активизирует его познавательную деятельность.

6. Определены схемы функционального зонирования РДК: центрическая, полицентрическая, веерная, линейная, параллельная.

7. Выявлены различные виды планировочной структуры РДК: регулярная, радиальная, линейная, линейно-узловая, свободно-живописная. Планировочная организация РДК определяется основными композиционными осями и узлами, и гармонической связью с природным ландшафтом, расстановкой в пространстве объектов, и в целом создает единство общей композиции.

8. Выявлены и структурированы общие и специфические принципы архитектурного формирования современных РДК. К общим принципам для всех типов РДК относятся: тематический принцип; принцип многослойной информативности; принцип «сценарности»; принцип «оазиса»; принцип «мини-города»; принцип агломерирования; принцип перетекающего пространства; принцип «синтетичности» организма; принцип использования архитектурных символов и метафор; принцип «познание через развлечения»; принцип аттрактивности.

К специфическим принципам относятся: принцип вертикального зонирования (для РДК закрытого типа); принцип горизонтального зонирования (для РДК открытого типа); принцип горизонтального и вертикального зонирования (для РДК смешанного типа). Также относятся следующие специфические принципы: полистилизма - множественности стилистических направлений (для РДК открытого типа); принцип «растущего организма» (для РДК открытого типа); принцип гибкой и трансформируемой структуры (для

РДК закрытого типа); принцип изменчивости образа во времени и пространстве (для РДК открытого и смешанного типов).

9. Отмечается, что архитектура РДК является туристической достопримечательностью, одним из самых массовых центров привлечения туристов, так как обладает яркой образной выразительностью, максимально концентрирует отдых, зрелище и развлечение, оперативно реагирует на потребности времени: динамична, открыта к дальнейшему росту, изменению и совершенствованию.

10. Разработаны рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России: по размещению комплексов в структуре города, по площади, тематике, формированию функциональной, планировочной и объемной композиции, номенклатуре помещений.

11. В результате проведенного исследования установлены оптимальные процентные соотношения различных функциональных зон, входящих в состав крупного РДК для трех основных типов: открытого, закрытого, смешанного, на которые рекомендуется ориентироваться архитекторам проектировщикам.

Заключение

Последние десятилетия отмечены поисками и изменениями в области типологии архитектуры в целом, что связано с быстро меняющимися мировоззрениями в обществе, изменениями политических, экологических и идеологических составляющих. Качественные изменения в обществе требуют и новых подходов к типам сооружений досугового характера. Архитекторы стремятся создать комфортные условия для их функционирования, соответствующие требованиям времени. Если в начале века на заре становления новой архитектуры только складывался тип культурно-досугового учреждения (клуба), то в конце XX века он трансформировался в развитый объемно-пространственный комплекс из многих зданий, как верно спрогнозировал в своем проекте И.Леонидов еще в 1930 году.

Традиционный функциональный состав первых зрелищных зданий значительно дополнился и расширился. Они превратились в крупные развлекательные комплексы - своеобразные мини-городки. РДК в современном , мире в последнее время становится необычайно популярны.

Возросший интерес к досуговым комплексам объясняется тем, что в современном обществе растет информированность, образованность и культура, что предполагает получение знаний по истории, географии, искусства, науке и технике не только в стенах учебных заведений или при просмотре телевизионных программ, но и во время отдыха, совмещая это и с развлечениями. Отсюда РДК характеризуется акцентированием таких функций как зрелище, развлечение, отдых и познание. Такие комплексы помимо созерцательной деятельности предлагают посетителям стать участником различных форм активной деятельности, вызвать у них соответствующий интерес. Такие РДК становятся центрами развлечений и познавательного досуга во всей мировой архитектурной практике.

Если рассматривать размещение РДК в структуре города, то в исторической среде города они практически отсутствуют. Это одно из отличий от других типов досуговых сооружений. Если они размещаются в городе, то только в рекреационных зеленых зонах. Если за городом, то в пригородной рекреационной зоне.

Основная задача РДК - создание универсальной синтезированной среды. Здесь важна не столько сама ценность каждого объекта, выступающего в качестве элемента этого своеобразного градообразования, сколько все единство составляющих элементов РДК в целом.

РДК - это «город развлечений». Особенность РДК, как многофункционального комплекса — это создание эффекта «большого праздника» или фестиваля, подчинение посетителей действию срежиссированного спектакля, что достигается не только архитектурой, но и дизайном, использованием свето-цветотехники, атмосферы синтетического зрелища, что «отрывает» зрителя от реальностей города и «переносит» его в ирреальный мир сказочного бытия. Творчество архитектора при проектировании РДК аналогично деятельности режиссера в театре. В РДК все подчинено определенному сценарию.

РДК - это современные «эпицентры» культурного досуга с высокой концентрацией разнообразных функций, насыщенных зданиями и сооружениями, обеспечивающими свободное общение людей в этом насыщенном полипространстве, где посетитель выступает одновременно в качестве участника, зрителя и творца.

Функциональная программа РДК различна. Этим они отличаются друг от друга. Есть простые, с ограниченным составом функций (ВРК - аквапарк, АРК - Луна-парк, леголенд), и сложные с развитым составом входящих в них перечисленных элементов. Различные зоны группируются вокруг одного центра или ряда центров.

РДК условно подразделяют на следующие группы:

1. РДК с исторической тематикой, посвященных истории стран и городов;

2. РДК с научно-технической тематикой, отражающей развитие науки и техники или посвященным будущему, достижениям и научным открытиям;

3. РДК со сказочной тематикой, посвященных различным сказкам, мультфильмам, кинофильмам.

Каждая из групп имеет свою специфику, цели и задачи.

РДК — место концентрации информации в сжатом виде, где осуществляется показ объектов культуры, истории, науки и техники, но при этом это динамичный процесс (это не созерцательный выставочный комплекс). Здесь познание осуществляется через развлечение. Процесс образования достигается театрализованным представлением и экскурсиями, которые проводят артисты, одетые как герои сказок. Вся деятельность на территории РДК напоминает своеобразную игру, которая является одним из условий эмоционального развития и отдыха человека. Здесь воплощается идея создания одновременно обучающей и развлекающей среды.

РДК рассчитаны не только на взрослых, но и детей, при этом архитекторы учитывают психологическое восприятие детей, которое имеет свои особенности. Поэтому в состав РДК входят разномасштабные здания и сооружения. РДК может рассматриваться как синтез пространства и формы природы, где дополнительными факторами являются цвет, свет, музыка и дизайн.

Если в обычных парках есть отдельные постройки, павильоны, аттракционы, которые «растворяются» в природном окружении, то в РДК они концентрируются, преобладают и доминируют над зеленью и ландшафтом. Окружающий ландшафт часто является продолжением зданий, их внутреннее пространство раскрывается во вне и играет связующую роль между ними, способствуя полноценному отдыху, прогулкам, развлечениям. РДК развиваются в русле современных тенденций в типологии, прежде всего в стремлении к полифункциональности. РДК в определенном аспекте схожи с музеями на открытом воздухе. РДК также можно рассматривать как «выставочный комплекс» под открытым небом, где в виде «экспонатов» выступают здания, аттракционы, которые объединены не только демонстрационным полем, но и насыщены различными видами деятельности человека. Выставочно-музейная функция РДК отличается от функции музеев, так как показывает и раскрывает ту или иную тематику привлекая и организовывая посетителей к участию в каком-либо действии (театральное представление) в ходе которых они знакомятся с «экспонатами», которые могут быть одновременно и элементами аттракционов и игр. Здесь выставочно-музейные здания и соответствующие им «экспонаты» носят черты развитого культурного центра, частью которого они и являются.

Архитектура РДК своими художественно-образными характеристиками подчеркивает уникальность этого коммерческого комплекса, являющегося, прежде всего туристической достопримечательностью, это эпицентр зрелищ и развлечений. В таких комплексах архитектура становится одним из основных средств притяжения, привлечения туристов и посетителей. Архитектура РДК весьма специфична, она рассчитана на эффект и оригинальность. Поэтому на Западе к проектированию РДК привлекают всемирно известных зодчих.

Многоплановая образная сторона архитектуры в этом типе комплексов выходит на первое место. Здесь одинаково важен как образ всего РДК, который запечатлевается в сознании посетителей, так и каждого элемента в отдельности. Архитектура всегда является индивидуальной и имеет запоминающийся выразительный облик. Перед посетителями последовательно разворачивается панорама комплекса, размещенного на значительной территории, которая дает полное представление о планировочной структуре РДК. Озеленение благоустроенной территории с элементами парка дополняет ансамбль сооружений различного назначения. Разнообразный ландшафт организован как система перетекающих пространств.

РДК предназначен для всевозможных культурно-зрелищных мероприятий (массовых игр, концертов, спектаклей как на открытом воздухе, так и в зданиях). Архитектура в основном контрастирует с окружающим пейзажем своими формами и цветом.

Создание многофункциональной пространственной среды для полноценного отдыха и развлечений актуально и для России. Поиск оригинальных планировочных, архитектурных композиций является отличительной чертой при проектировании РДК.

В конце XX века в связи с дальнейшим развитием типологии зданий, сооружений и их комплексов наблюдается проникновение градостроительных принципов в качестве организующих новое «открытое» интерьерное пространство при объемном проектировании и типологию многофункциональных комплексов. Проектировщикам РДК в России надо учитывать, что градостроительные принципы открытых РДК должны быть использованы для проектирования закрытых РДК. В специфических условиях России открытые РДК должны трансформироваться в объем, сохраняя основные градостроительные принципы и функционального зонирования, когда под единым покрытием создаются на разных уровнях открытые функциональные зоны, площадки. Это относится и к композиции РДК из ряда отдельных взаимосвязанных объектов. Так РДК «закрытого» типа, например сохраняют в своем внутреннем пространстве идею мини-городка с «внутренними» улицами и «площадями», атриумным пространством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Голубева, Елена Павловна, 2006 год

1. Абесинова, Н.П. Архитектурно-ландшафтная организация центрального района крупнейших городов Текст. / Н.П. Абесинова // Вопросы ландшафтной архитектуры: сб. науч. тр./ КиевНИИП градостроительства. -Киев, 1982.-С. 11-23.

2. Абилов, А.Ж. Принципы организации сети учреждений и проектирования центров кратковременного отдыха (на примере горных районов юга Казахстана ССР) Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. Арх. / А.Ж. Абилов; -Киев, 1978. -с.

3. Алферова, И.М Детско-юношеские клубы в системе учреждений внешкольного воспитания Текст. / И.М. Алферова // Архитектура общественных зданий: сб. науч. тр. / КиевЗНИИЭП. Киев, 1985 -с.72-82.

4. Антонинов, В.Н. Функции парков и их планировочно-пространственная структура Текст. / В.Н. Антонинов // сб. парк и отдых вып.-М., 1975. -С.

5. Арманд, Д.Л. Наука о ландшафте Текст. / Д.Л. Арманд // М., Стройиздат, 1975. —с.

6. Архитектура СССР. Рекреационный комплекс для подростков «Прометей», Ленинградская обл., РСФСР 1988 №1

7. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений Текст.: Учебник для вузов. 2-е изд; Под ред. В.В. Адамович, Б.Г. Бархин и др. М.: Строиздат, 1984. -е.: ил.

8. Бархин, Ю.Б. Методологические и теоретические проблемы организации системы учреждений культуры и ее нового элемента, центра общения и информации, в крупном город. Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. Арх. / Ю.Б. Бархин; М., 1975. -с.

9. Безродный, П.П. Дома молодежи. Основные принципы проектирования Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. арх. / П.П. Безродный; Киев, 1970. -с.

10. Ю.Биркеланд, Э. Навесные стены Текст. / Э. Биркеланд // М., Стройиздат, 1964.-е.

11. Большепролетные оболочки. Труды Международного конгресса ИАСС, тт. I и II. Стройиздат, 1964. -с.

12. Бубнов, Ю.Н. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде Текст. / Ю.Н. Бубнов // Н.Н.: Деком, 1996. -с.

13. Быпьчинский, А.Е. ФОК новый элемент городской досуговой системы Текст. / А.Е. Быпьчинский, А.В. Мороз // Строительство и архитектура. -№ 7.-с. 6-9.

14. Былинкин, Н.П. История советской архитектуры Текст. / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.В. Сергеева // М.: Стройиздат, 1985. -с.

15. Вергунов, А.П. Новое в зарубежном паркостроении Текст. / А.П.Вергунов, Н.Н. Крохина // М., Стройиздат, 1973

16. Вергунов, А.П. Гидропарк Текст. / А.П. Вергунов // Наука и жизнь. -1984. №8. -с. 2-9.

17. Вергунов, A.FL Архитектурно-ландшафтная организация крупного города Текст. / А.П. Вергунов // — JL: Стройиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982.-134 е.: ил.

18. Гельфонд, А.Л. Архитектурная типология общественных зданий и сооружений Текст. : Учебное пособие / А.Л. Гельфонд // Нижегород. Гос. Архитектур.-строит. Ун-т -Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2003. -201с.: ил.

19. Городской, В.Я. Градостроительные основы развития курортно-рекреационных районов СССР Текст. / В. А. Городской, Т. Ф. Панченко, А. А. Мазуркевич и др. // М.: Стройиздат, 1990. -с.

20. Горохов, В.А. Зеленая природа города Текст. : Учебник для вузов по спец. Архитектура / И.Г. Горохов // М., Стройиздат, 2003.

21. Гришкова, Л. Наше общее будущее. Каким оно будет? Опыт инициации местной повестки на XXI век Текст. / Л. Гришкова // Зодчий. 2000. -№2.-с. 17-19.

22. Докторович, В.Р. Оптимизация соотношения «искусственного» и «природного» в формировании внегородской рекреационной среды Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. арх. / В.Р. Докторович; -М, 1988. -с.

23. Дианова-Клокова, И.В. Концептуальное проектирование многофункциональных комплексов Текст. / И.Е.Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев //М, 1997-(Обзорн.информ. /ВНИИНТПИ. Сер. Промыш. и с/х комплексы, здания и сооружения: Вып. 1)

24. Дмитриев, А. Г. Ванговые покрытия Текст. / А.Г. Дмитриев, А. В. Касилов // «Будевельник». Киев, 1968. -с.

25. Ермолова, С.Б. Пространственные покрытия (конструкции и методы возведения) (Текст. / С.Б. Ермолова// В 2-х т. Пер. с нем. М., Стройиздат, 1973. -с.

26. Ермолова, В.В. Пневматические конструкции воздухоопорного типа Текст. / В.В. Ермолова // М., Стройиздат, 1973. -с.

27. Жебровская, T.JI. Формирование домов творчества, досуга и спорта учащейся молодежи Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. арх. / T.JI. Жеебровская; Киев, 1989. -с.

28. Жемчужникова, Н.И. Центры культурного досуга в составе молодежных жилых комплексов Текст. / Н.И. Жемчужникова // Экспресс информ./МГЦНТИ. Современное состояние и тенденции развития больших городов в СССР и зарубежом: Вып.1 -М. 1988. -с.

29. Жижарде, Г. Устойчивые города. Пока так. Будет ли иначе? Текст. / Г. Жижарде // Зодчество мира. 1999. №2. -с. 23-27.31.3алесская, JLC. Ландшафтная архитектура Текст. / Л.С. Залесская, Е.М. Микулина // М. Стройиздат 1979.-е.

30. Казбек-Казиев, З.А. Архитектурные конструкции Текст. / З.А. Казбек-Казиев // М., Высшая школа, 1989. -с.

31. Концепции архитектурного пространства // Обзорная информация. Теория и история архитектуры. М., 1988. №1

32. Конюхов, Д. С. Использование подземного пространства Текст. / Д. С. Конюхов // М. Архитектура, 2004. -с.

33. ЗЗ.Коробьина, И. Преобразование объектов культур Текст. / И. Коробьина // Архитектурный вестник, 1986. -с.68-71.

34. Косточкина, О.В. Новые направления в развитии типов зданий культуры спорта и их сетей Текст. / О.В. Косточкмна // М. 1986 -с.47-50.

35. Кощевой, И.А. Проектирование и строительство массовых общественных зданий в Москве Текст. / И.А. Кощеевой // жилищное строительство-1988. -№ 1 -с. 15-17.

36. Кликс, P.P. Художественное проектирование экспозиций Текст. / P.P. Клике // М. Высшая школа 1978. -с.

37. Кравченко, A.M. Принципы функциональной и пространственной организации центров досуга Текст. / A.M. Кравченко // Автореф. дис. канц. архит. /М, 1991.

38. Кулага, В.Л. Клубы массового строительства Текст. / В.Л. Кулага // М. Госстроиздат. 1962. -с.

39. Лебедев, Ю.С. Архитектурная бионика Текст. / Ю.С. Лебедев // М., Стройиздат, 1990. -с.

40. Либерман, Е.М. Формирование зданий центров обслуживания комплексов учреждений отдыха Текст. / Е.М. Либерман // Автореф. дис. канц. архит. /М., 1987. -с.

41. Лобанов, Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее Текст. / Ю.Н. Лобанов // Ленинград Стройиздат. 1982. -с.

42. Ломакина Д.Ю. Градостроительство в век информатизации Текст. / Д.Ю. Ломакина // УРСС. 2002. -с.

43. Лукьянова, Л.Г. Рекреационные комплексы Текст. / Л.Г. Лукьянова, В.И. Цыбух // Юнев Издат. Высшая школа 2004. -с.

44. Мезенцев, Б.С. Рекомендации по технико-экономической оценке типов зданий и проектов культурно-просветительских, зрелищных учреждений Текст. / Б.С. Мезенцев // М. Стройиздат. 1988. -с.

45. Методические рекомендации по размещению и архитектурно-планировочной организации тематических парков / Центр. н.-и. и проект, ин-т по градостроительству; Выполн. С. М. Невежиной и др.. М. : ЦЫИИПградостроительства, 1983. - 99 с.: схем.: 21 см.

46. Методические указания по проектированию парка / Л. инж.-строит. Институт; Выполн. И.Н. Барсовой .-С.П., 1993. -с.

47. Милашевская, Е. К. Клубы Текст. / Е.К. Милашевская // М.Стройиздат 1990.-с.

48. Молодежные досуговые центры //Обзорная информ. Общественные здания. М., 1990, №2. -с.

49. Морозова, М. 3. Общественные здания и пространственные конструкции Текст. / Под ред. А. В. Морозова, М. 3. Тарановской // Л., Стройиздат, 1972.

50. Наличаева, Н.А. Формирование рекреационных систем (на примере Ростовской оласти) Текст. / Н.А. Наличаева // Автореф. Диссер. Канд. Арх. М. 1988.-с.

51. Николаевская, З.А. Водоемы в ландшафте парка Текст. / З.А. Николаевская // М., 1963. -с.

52. Никитин, Н.В. Покрытия общественных зданий Текст. / Н.Е. Никитин, К. С. Некрасов // Стройиздат, 1964. -с.

53. Новые тенденции в архитектуре культурных центров // Обзорная информ. Общественные здания. М., 1990-№ 10. -с.

54. Новые типы центров культуры в жилой застройке // Обзорная информация. Общественные здания. М., 1983. №2. -с.

55. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды Текст. / В.А. Нефедов // С-Пб., Изд-во Полиграф, 2002. -с.

56. Объемно-пространственная композиция:Учебник для вузов — 3-е изд., стереотип (серия «Архитектура») А.В. Степанов и др. // Архитектура- С. М., 2003

57. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры Текст. / С.С. Ожегов // М., 1993. -с.бО.Огго, Ф. Оболочки и пространственные конструкции в природе и в технике Текст. / Ф. Отто, Хельмске И. // Современная архитектура, 1963, № 4. -с.

58. Отто, Ф. Висячие покрытия (пер. с нем.) Текст. / Ф. Отгто // Госстройиздат, 1960. -с.

59. Отто, Ф. Пневматические строительные конструкции Текст. / Ф. Отто, Р. Тростель // (пер. с нем.). Стройиздат, 1970. -с.

60. Павличенков, В. Композиционные связи архитектуры и природной среды. Текст. / В. Павличенков // Архитектурная композиция: сб. М.,1970. -с.

61. Петров, Ф.В. Общественно-культурные центры малых городов. Новые типологические решения Текст. / Ф.В. Петров //Известия Вузов. Строительство и архитектура, 1990. -№ 2. -с.

62. Петровская, О.В. Природно-парковые системы на малых реках как градоформирующие элементы современного города Текст. / О.В. Петровская // Вопросы ландшафтной архитектуры: Сб. науч. тр. Киев НИИП градостроительства. Киев, 1982. - с. 61-71.

63. Попов, А.Н. Современные пространственные конструкции Текст. / А.Н. Попов, З.А. Казбек—Казиев, В.К.Файбишенко // М., Издат. Знание 1977.

64. Портнов, Б.А. Крупные общественные комплексы и жилая среда. Градостроительное решение Текст. / Б.А. Портнов // жилищное строительство, 1989 -№ 1. -с. 16-18.

65. Посохин, М.В. Архитектура окружающей среды Текст. / М.В. Посохин // М., Стройиздат, 1989. -с.

66. Пляжно-рекреационные комплексы для массового строительства //Обзорная информ. Общественные здания. М., 1988-№ 9. -с.

67. Сердюков, И.А. Типологические основы проектирования центров досуга Текст. / И.А. Сердюков // Автореф. дис. канд. архит. ЛИСИ. Л. 1989. -с.

68. Семенюта, Е.А. Принципы формирования культурных центров в системе рекреационной зоны (на примере Московской области) Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. арх. / Е.А. Семенюта; М., 1987. -с.

69. Сердюков, И. Новый тип учреждений культуры Текст. / И. Сердюков, С. Гнедовский // Архитектура СССР, май-июнь, 1988. -с. 40-49

70. СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения Текст.: Госстрой России. -М.: ГП ЦПП, 1993. -51 с.

71. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Текст.: Госстрой России. М.: ГП ЦПП, 1994.-60с.

72. Стаускас, В.П. Градостроительная организация районов и центров отдыха Текст. /В.П. Стаускас//-Л.: Стройиздат, 1977. -с.

73. Рекомендации по комплексному благоустройству пляжей на реках, озерах и искусственных водоемах/ УкрНИИинжпроект. -Киев, 1981.-е.

74. Рубцов, Л.И. Проектирование садов и парков Текст. / Л.И. Рубцов // М Стройиздат, 1979. -с.

75. Топуз, В.Г. Учреждения и комплексы туризма для молодежи Текст. / В.Г. Топуз //-М.: Стройиздат, 1986. -с.

76. Трофимов, В. Н. Структурные конструкции Текст. / В.Н. Трофимов, Бегун Г. Б. //М., Стройиздат, 1972. -с.

77. Формирование центров обслуживания в рекреационных городах крупных агломераций // Обзорная информация. Проблемы больших городов. М. 1989. №4. -с.

78. Филин, В. А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо Текст. / В.А. Филин//-М.: ТАСС-реклама, 1997.- 319 с.: ил.

79. Хазанова, В. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917-1941 Текст. / В. Хазанова//М. Издат. Жираф. 2000. -е.

80. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда Текст. / С.О. Хан-Магомедов // В 2-х книгах М.Стройиздат. 1996. -с.

81. Хан-Магомедов, С.О. Константин Мельников Текст. / С.О. Хан-Магомедов /УМ. Стройиздат. 1990. -с.

82. Хан-Магомедов, С.О. Иван Леонидов Текст. / С.О. Хан-Магомедов // М. Стройиздат. 1971.-е.

83. Хан-Магомедов, С.О. Советская архитектура вчера, сегодня, завтра Текст. / С.О. Хан-Магомедов //М. Стройиздат. 1971.-е.

84. Черняк, В.З. Развлекательные парки за рубежом Текст. / В.З. Черняк // Экспресс инфо. Современное состояние и тенденции развития большого города в СССР и за рубежом. 1990. №5. -с.

85. Черняк, В.З. О Диснейлендах Текст. / В.З. Черняк // Жилищное строительство-1994. №7. -с.

86. Щеглов, А.В. Архитектура домов творчества молодежи (формирование художественного образа) Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. арх. / А.В.Щеглов; М., 1990. -с.

87. Ушаков, М.С. Функционально-планировочная организация учреждений досуга молодежи в крупнейших городах Текст. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. арх. / М.С. Ушаков; М., 1985. -с.1. СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ

88. Аттракционные комплексы. Текст. / Техническая эстетика 1987 №3 с. 912

89. Аттракционно-реликтовая форма развлечения. Текст. /Техническая эстетика 1987 №3 -с.6-8

90. Аквапарк Текст. Архитектурный вестник № 3(60) -с.9-21.

91. Аквапарк в Абзакове. Бошкортостан. Текст. Проект России. Спорт. 2001200295.0диссея для среднестатистического купальщика. Текст. Salon № 9 (66) 2002

92. Игнатушко, М. Гора игр Текст. / Биржа плюс свой дом №36 с.28

93. Казаков, С. Парижская мозайка. Проблемы и реальности современной архитектуры Парижа Текст. / Архитектура СССР-1988-№ 1 с. 110-11798.0азис в городе Текст. /' Архитектура и стр-во России 1990 №3 с. 12-13

94. Спортивно-развлекательный комплекс с аквапарком в Ясенево Текст. / Проект Россия № 27 «Спорт» 2003

95. Тематические парки в США и Великобритании Текст. / Граждан. Стр-во и арх. №10 1984. -С.9-21.

96. Удальцов. ЭКСПО-85. Текст. /Журнал СССР 1986 №3 стр. 106-111

97. Хажакян, М. Парк культуры, отдыха и этнографии народов СССР -«Страна чудес» Текст. /Архитектура СССР, №3 1981 стр. 48-49

98. Диснейленд. Мир Уолта Диснея. Текст. /Architectural Design 1982 №52 p. 10-13.

99. РДК «Мирабиландия» (Италия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.mirabilandia.it.

100. ВРК «Аквафана» (Италия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.aquafan.it.

101. РДК «Италия в миниатюре» (Италия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.italiainminiatura.it.

102. РДК «Фьябиландия» (Италия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.fiabilandia.it.

103. РДК «Гардаленд» (Италия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.gardalend.it

104. РДК «Терра Митика» (Испания) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.terramitika.es.

105. РДК «Порт Авентура» (Испания) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.portaventura.es.

106. РДК «Диснейленда» (Франция) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.2000.aisneylandparis.com.

107. РДК «Футуроскопа» (Франция) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.futuroscope.fi*.

108. РДК «Пью де Фо» (Франция) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.puydufou.com.

109. РДК «Мумимаилма» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.muumimaailma.fi.

110. РДК «Сарканиеми» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.sarkanniemi.fi.

111. РДК «Васаландия» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.wasalandia.fi.

112. РДК «Туккимяки» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tykkimaki.fi.

113. РДК «Пуухамаа» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.puuhamaa.fi.

114. РДК «Линанмяки» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.linnanmaki.fi.

115. РДК «Хеурека» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.heureka.fi.

116. ВРК «Фонтанела» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.fontanella.fi.

117. РДК «Хиккасаркат» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.hiekkasarkat.fi.

118. РДК «Тропикландия» (Финляндия) Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www.tropiclandia.fi.

119. ВРК «Трансвааль» (Россия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.Transvaal.ru.

120. ВРК «Серена» (Финляндия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.serena.fi.

121. РДК «Эфтелинг» (Голандия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.efteling.nl.

122. РДК «Фангазияленд) (Германия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.phantasialand.de.

123. РДК «Хайде-парк» (Германия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.heide-park.de.

124. РДК «Европапарк» (Германия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //'www.europapark.de.

125. РДК «Леголенд» (Германия) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.lego.com/Iegolend/de.

126. РДК «Морской мир» (США) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.Seaworld.com.

127. РДК «Кастлепарк» (США) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. Castlepark. Com/

128. РДК «Страна приключений» (США) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adventureland-usa.com.

129. РДК «Мадуродам» (Нидерланды) Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www.Madurodam.nl.

130. РДК «Мистерия парк» (Китай) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. Mystery parkxh.

131. РДК «Баккен» (Даши) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.Bakken.dk.

132. Альбом «Архитектура парков СССР», 1940 г. М.П. Коржев, М.И. Прохорова Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www.landscape.-design.ru.t,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.