Представления об образовании и учености в корейской литературе периода Чосон: 1392-1910 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Корнеева, Инна Владимировна

  • Корнеева, Инна Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 175
Корнеева, Инна Владимировна. Представления об образовании и учености в корейской литературе периода Чосон: 1392-1910: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2009. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Корнеева, Инна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Значение периода Чосон (1392-1910) для истории развития корейской культуры и литературы.

Из истории изучения прозаических жанров корейской средневековой литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЧОСОН.

Специфические черты корейского средневекового образования.

Жанр пхэсолъ и традиционное народное образование.

Прозаический жанр сосолъ - новый этап развития корейской литературы.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В КОРЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Тема государственных экзаменов и дидактическая направленность литературы.

Формирование новой системы литературных персонажей.

ГЛАВА III. КОРЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПРОЗА И КОНФУЦИАНСКАЯ СИСТЕМА

ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ.

Отношения в семье как сюжетообразующий фактор в произведениях корейской литературы.

Женская тема": в поисках идеального образа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Представления об образовании и учености в корейской литературе периода Чосон: 1392-1910»

Одной из актуальных проблем современного литературоведения может считаться проблема изучения способов взаимодействия литературы с историко-культурологическими процессами, происходящими в обществе посредством отражения в литературных произведениях традиционных культурных явлений народов стран Восточной Азии. Интерес к этому вопросу определяется, прежде всего, необходимостью понимания сложных литературно-культурологических процессов, происходящих в этих странах, с целью более полного вовлечения их материала в систему мирового литературоведения. Среди культурологических явлений, которые оказались наиболее тесно связаны с литературами стран Восточной Азии, особое место принадлежит традиционным представлениям об образовании и учености, а также о системе традиционного воспитания.

Известно, что в странах Восточной Азии вопросам традиционного образования всегда придавалось большое значение, а утверждение значимости знаний для социологизации индивидуума являло собой не только основу общественно-социальной ментальности общества в странах Востока, но и оказало большое влияние на развитие литературы и культуры народов этого историко-культурного региона.

В этой связи очевидно, что проблема взаимовлияния литературной и образовательной традиции народов Восточной Азии содержит поистине уникальный материал как для исследования процесса формирования литературы в странах Восточной Азии, так и для изучения отражения основных ментальных постулатов в классической литературе. В этом смысле пример классической корейской литературы весьма нагляден и уникален, так как дает возможность осмыслить основные этапы взаимодействия литературной и образовательной традиции в процессе развития литературы Кореи.

Значение периода Чосон (1392-1910) для истории развития корейской культуры и литературы

Одним из наиболее значимых периодов в истории Корейского государства именно с точки зрения развития литературы, культуры и образования является период Чосон (1392-1910). Это королевство сложилось в конце XIV в. в обстановке смуты и борьбы между сторонниками светской и военной власти, что привело в конечном итоге к падению правящей династии Корё (Х-Х1У вв.). Представители светской власти, одержавшие верх в этой борьбе, выступали за необходимость государственных реформ, основанных на принципах неоконфуцианства, стабилизацию жизни народа, а также за приумножение богатства и усиление мощи страны. В 1392 г. полководец Ли Сонге (0| 4"1 ^1) (1335-1408) провозгласил себя королем (годы правл. 1392-1398). Так было положено начало последней королевской династии Кореи, которая была у власти более 500 лет вплоть до 1910 г. В начале XX в. королевство Чосон было провозглашено империей, но затем потеряло свою независимость и стало японской колонией.

Эпоха Чосон сыграла чрезвычайно важную роль в политическом обустройстве страны, поскольку именно в этот период Корея, состоявшая из отдельных автономных феодальных княжеств, превратилась в единое централизованное государство. Исследование периода Чосон, а также изучение тех изменений в области государственного устройства, культуры, образования, литературы, которые произошли в период правления династии Ли, привлекали многих отечественных и корейских ученых, которые предлагали различную периодизацию этой значимой для Кореи эпохи [Очерк корейской истории, 1992, с.195-207; Чосонгёюкса, 1996, с. 85].

Современные исследователи делят эпоху Чосон на два больших периода - ранний период (ранний Чосон), т.е. ХУ-ХУП вв., и поздний период (поздний Чосон), т.е. ХУП-Х1Х вв. В ранний период Чосон произошло становление новой власти, реформирование центральных органов управления, столичной и провинциальной административной системы, формирование идеологии, отвечающей требованиям эпохи. В экономической сфере основу политики Чосон составляло сельское хозяйство, в сфере идеологии -неоконфуцианство, внешняя политика государства была ориентирована на Китай.

Сельское хозяйство, развитие которого всемерно поощрялось государством, стало главным источником его доходов и гарантом стабилизации жизни народа. Следуя древней традиции, которая считала сельское хозяйство основой государства, правительство династии Ли уделяло особое внимание его развитию. Начало правления новой династии дало также стимул к развитию ремесла и торговли.

Конфуцианство же в свою очередь стало идеологической основой государственного управления. В этой связи корейский исследователь Ю

Квонджон (тт 3 §) отмечал, что конфуцианские идеи стали основой культуры, воспитания и образования молодого поколения [Чосон, 2002, с. 511].

Вместе с тем, процесс утверждения конфуцианства был длительным и сложным. Обращает на себя внимание факт существенного ограничения в этот период материальной базы буддийской церкви, например, в начале XVI в. в Сеуле были закрыты все буддийские монастыри, а в провинциях их число было сокращено и права значительно урезаны. Последователи буддизма, лишились своего привилегированного статуса, и за ними был установлен жесткий административный контроль. Однако все это не было стремлением полностью искоренить буддизм как религиозную систему, речь шла лишь о существенном ограничении его материальной базы и исключении возможности противодействия новому этапу развития страны, центральной власти.

Политически Чосон представлял собой стройную бюрократическую систему, державшую страну под жестким контролем, но в то же время способную в большинстве случаев предотвращать самоуправство монарха и его приближенных. Согласно кодексу законов, на вершине пирамиды власти находился Верховный Государственный Совет. Решения по основным делам осуществлялись постановлением Совета и указом государя. Главное звено центрального аппарата составляли шесть отраслевых министерств: кадры, дипломатия и образование, армия, финансы, юстиция и внутренняя политика, строительство и общественные работы. Все ведомства подчинялись непосредственно государю. В сословном отношении корейское общество периода Чосон делилось на три наследственные группы - служивые землевладельческие дворяне, лично свободные простолюдины и неполноправные несвободные простолюдины. На практике же существовал также и ряд промежуточных групп, слоев и прослоек. Кроме того, региональная, клановая принадлежность и другие факторы дробили сословия изнутри на множество мелких ячеек.

В истории Кореи XV век считают временем наивысшего расцвета национальной культуры. В это время наибольшее развитие получили астрономия, география, естествознание. Ранний Чосон (ХУ-ХУН вв.) - это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний [Кё-юкса, 1998, с. 318]. Однако в 1592 г. Корея столкнулась с тяжелейшим испытанием, имевшим серьезные последствия для сохранения многих ее культурных достижений. Семилетняя Имджинская война с Японией (15921598) причинила Корее огромный урон. От пожаров и грабежей погибло множество культурных ценностей, значительно сократилось население страны.

Спустя время, уже в 1627 и 1636 гг. Корея вновь пережила вторжения, на этот раз маньчжур, которые постепенно захватили Китай и основали династию Цин (1644-1911). В это время в среде либерально настроенных ученых стало набирать силу движение Сирхак, что означало "Движение за реальные науки", избравшее своей целью создание современного национального государства. Отечественный исследователь Г.Д. Тягай описывает Сирхак как течение, унаследовавшее рациональные элементы учений конфуцианских мыслителей предшествующих поколений. Последователи движения Сирхак предлагали реформы в области землевладения, налоговой системы, обеспечения обороны страны, пропагандировали необходимость знаний [Тягай, 1971, с. 16].

Принято считать, что XVII век был особым временем в политическом, культурном и литературном развитии страны. Один из авторов двухтомного отечественного издания "История Кореи" известный историк-кореевед Ю.В.Ванин в главе "Новые тенденции в социально-экономическом развитии Кореи (вторая половина ХУН-ХУШ в.)" называет этот период очень важным этапом в общественном и экономическом развитии страны [История Кореи, 1974, с. 263].

Преодолев последствия японского и маньчжурского нашествий, королевство Чосон провело политическую, экономическую и военную реформы и постепенно сумело восстановить в стране стабильность. Это был век, ставший для Кореи рубежом между средневековьем и Новым временем. Как подчеркивает Ю.В. Ванин, главной задачей, стоявшей в то время перед Кореей, было преодоление отсталости страны, выход на равных на мировую арену как в экономическом и политическом, так и в культурном отношениях [Ванин, 1968, с. 255]. Эту цель старались достичь разными способами, в том числе и попытками заимствовать технические и культурные достижения Запада, благодаря которым можно было бы провести модернизацию страны.

Что касается другого большого исторического этапа развития королевства Чосон, т.е. периода позднего Чосон (ХУП-Х1Х вв.), то в истории Корейского государства он прежде всего ознаменовался проникновением через Китай идей и достижений западной культуры. На фоне социальной и политической стабильности наблюдалось заметное оживление экономики.

Существенным моментом стал рост национального самосознания корейцев, в том числе и в культурной сфере, где наметились тенденции к освобождению корейской культуры от слепого подражания китайским образцам. Несмотря на политику изоляции, в это время корейцы вступили в первые культурные контакты с внешним миром: через Китай в Корею проникли и идеи христианства.

Однако во второй половине XIX в. Корея столкнулась со сложными внутренними и внешними проблемами. Существовавший режим правления дворянских кланов привел к развалу общественно-политической системы страны. Политика дворянских кругов, не желавших допускать в страну ничего нового и прогрессивного, привела к экономическому упадку. Жизнь крестьян и подавляющей части населения резко ухудшилась, на этом фоне усилилось социальное недовольство. При этом все более широкое распространение получили вероучения католицизма, участились случаи появления у берегов Кореи иностранных кораблей с требованиями открыть страну для торговли. Европейские державы, а также США и Япония, пользуясь тяжелым положением страны, уже с начала XIX в. стремились проникнуть на Корейский полуостров. Между развитыми государствами началось соперничество за включение Кореи в мировую колониальную систему. В середине XIX в. на суверенитет Кореи посягали Англия, которая уже имела колониальные владения в Индии, Франция, подчинившая Юго-Восточную Азию, и США, оправившиеся после Гражданской войны между северными и южными штатами.

Совершенно иной была политика Японии, которая в отличие от других стран не демонстрировала своей открытой агрессии, а с 1876 г. заключила с Кореей несколько договоров. Все они были неравноправными, что давало Японии возможность создать необходимые условия для установления протектората. В 1910 г. Япония аннексировала Корею и превратила ее в свою колонию.

В свете нашей проблематики важно то, что на фоне значительных политических и общественных перемен в жизни корейского общества активно развивалась культура и литература, которые не только чутко реагировали на изменение мировосприятия корейцев, но и сами в немалой степени способствовали этому.

Актуальность исследования определяется также и тем, что рассмотрение проблем образования в контексте становления и развития жанров средневековой корейской литературы помогает не только более полно воссоздать объективную картину развития корейской литературы, но и дает возможность для сравнительного изучения процессов, происходивших внутри корейского общества. Благодаря этому оказывается возможным открыть новые стороны развития корейской литературы периода Чосон, где каждое столетие порождало новые жанры и новые темы. Важно отметить, что одной из главных литературных тем того периода была тема учености и образования. При этом немаловажную роль сыграли традиции неоконфуцианства, ориентированные на воспитание высоконравственной социальной личности.

Конфуцианство утвердилось в Корее настолько давно, что невозможно указать точную дату его появления на Корейском полуострове. Несомненно, что конфуцианские классические произведения распространились здесь вместе с ранними образцами китайской письменной литературы задолго до нашей эры в период древнего государства Чосон (2333 г. до н.э.- 108 до н.э.). В эпоху Трех государств (1 в. до.н.э. - VII вв.) конфуцианство уже существовало наравне с буддизмом. В эпоху Корё (Х-Х1У вв.) более широкое распространение получило буддийское учение. Несмотря на это конфуцианство в период Корё оказало огромное влияние на развитие образования и системы образовательных учреждений. В период Чосон (Х1У-Х1Х вв.) конфуцианство составляло духовную основу страны, где почитание Конфуция было признано делом государственной важности.

Влияние конфуцианских идей было очень сильным и получило широкое распространение.

Конфуцианская идея "семья-государство", где подданные подчиняются правителю, как дети отцу, а чиновники - своим начальникам, как младшие старшим в семье, была привлекательна для новой династии. Реализация данных идей требовала создания новой системы воспитания и образования. Следует отметить, что "новое" не означало непременное исчезновение "старого". Государство Чосон расширило систему образовательных учреждений, созданную в эпоху Корё, и уделяло огромное внимание распространению правил социального поведения, которые должны были обеспечить правильное функционирование общества. Это были правила о хорошем управлении государством, о добросовестном ведении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту. Все это нашло отражение в художественных произведениях средневековой корейской литературы.

Необходимо отметить, что изучение истории образования через литературные произведения обогащает отечественную культуру, побуждает заимствовать все лучшее, накопленное корейским народом в сфере образования и воспитания. Кроме того, средневековая корейская литература позволяет лучше понять особенности национального характера корейцев, в котором ярко сочетается приверженность к традициям и, вместе с тем, стремление следовать требованиям современного мира. Интересно, что эта тема нашла свое отражение в основном в прозаических жанрах.

Из истории изучения прозаических жанров корейской средневековой литературы

История исследования средневековой литературы эпохи Чосон имеет давние традиции в корейской науке. Среди многочисленных работ наии больший интерес представляют труды Чо Донъиля (5 [Чо, 1989,

2001], Чон Кюбока 3 [Чон, 1974], И Чжесона (0| Ц [И, 1996],

Кён Ильнама [Кён, 2007], в которых дается обзорный анализ средневековой корейской литературы. Ряд вопросов, касающихся особенностей литературы на смене династий, рассматривался в работе Ким Соннёна о1 Ш) "Ёмальсончхо мунхаксасан" ("Литературная идеология конца периода Корё и начала периода Чосон") [Ёмальсончхо, 1996].

Бурное развитие литературы в XIV - нач. XX вв. привлекало внимание многих отечественных и корейских ученых-литературоведов. К числу наиболее значительных работ российских корееведов по этой теме без сомнения можно отнести труды М.И. Никитиной [Никитина, 1969, 1982, 1994], Д.Д. Елисеева [Елисеев, 1977, 1987], В.И. Ивановой [Иванова, 1987], Л.Р. Концевича [Концевич, 2001], А.Ф. Троцевич [Троцевич, 1975, 1986, 1996,2004].

В свете нашей проблематики наибольший интерес представляют произведения малых форм, а именно короткие рассказы пхэсоль (ПИ 4"1)

Огромный вклад в изучение жанра пхэсоль внес отечественный исследователь Д.Д. Елисеев, который не раз переводил эти рассказы на русский язык. Его труд "Корейская средневековая литература пхэсоль" [Елисеев, 1968] стал основополагающим для исследователей и прекрасной базой для исследования различных аспектов этого жанра.

Другой жанр, до сих пор являющийся предметом споров относительно того, произведения каких форм следует к нему относить, - это жанр сосоль (л: 4"1), объединяющий, по сути, всю повествовательную литературу периода Чосон - новеллы, повести и романы. При этом важно отметить, что сама корейская традиция не знала предложенного здесь и устоявшегося деления по литературным формам, а вся проза на определенном этапе понималась исключительно как сосолъ. Традиции изучения данного жанра имеют столь же давнюю историю, как и исследования рассказов пхэсолъ. Особого внимания, бесспорно, заслуживает работа Д.Д. Елисеева "Новелла корейского средневековья" [Елисеев, 1977], в которой автор дает детальный анализ истории создания жанра, проблем классификации произведений, а также рассматривает структурный и содержательный аспекты в истории развития корейских новелл. Историю создания литературных произведений малых форм исследовали М.И. Никитина и А.Ф. Троцевич. Большой интерес представляет монография "Очерк истории корейской литературы до XIV в." [Никитина, 1969].

Заслуживает внимания и научная работа в качестве переводчиков рассказов пхэсолъ и новелл Д.Д. Елисеева, Г.Е. Рачкова и А.Ф. Троцевич в сборнике "История цветов" [Классическая проза, 1990], где собраны произведения разных жанров корейской средневековой прозы, которые создавались многими авторами на протяжении более чем шести веков. В предисловии к сборнику, представляющем самостоятельное научное исследование, А.Ф. Троцевич подробно анализирует путь развития корейской классической прозы от ранних памятников до произведений конца XVIII в. Большой интерес здесь также представляют исследовательские статьи, опубликованные JI.P. Концевичем [Концевич, 2001].

Одной из фундаментальных работ в области изучения произведений, созданных в жанре повести, может считаться монография А.Ф. Троцевич "Корейская средневековая повесть" [Троцевич, 1975], в которой автор всесторонне рассматривает историю развития жанра повести в средневековой Корее. К анализу роли и места жанра сосолъ в истории развития повествовательной литературы не раз обращались корейские литературоведы. Историей создания произведений этого жанра вплотную занимались

Ким Хамён {V oF Соль Сонгён (4"1 &1 Чон Гюбок (§ Щ). Основополагающей работой по данной проблематике стала монография Соль Сонгёна (4"1 ж1) "Чхунхянджоный тхонсиджок ёнгу" ("Структурный анализ произведения о девушке Чхунхян") [Соль, 1997], в которой автор проанализировал сюжет повести и историю создания памятника. Также большое значение для понимания процессов, происходивших в корейской классической литературе, имеет монография Чан Соккю ^тг) "Симчхончоный куджова ыйми (Структура и идейное содержание произведения "Легенда о Симчхон") [Чан, 1998], где автор особое внимание уделяет истории создания памятника. Значительный вклад в исследование специфики жанра внесли и труды Чон Гюбока. В его работе "Куунмон ёнгу" (Исследование произведения "Облачный сон девяти") [Чон, 1974] поднимаются вопросы структуры и сюжета произведения, а также определяются общие для всех произведений этого жанра черты.

Внимание ученых уже давно привлекают и исследования корейской классической романистики. В этой связи важно отметить монографию

A.Ф. Троцевич "Корейский средневековый роман "Облачный сон девяти" [Троцевич, 1986], в которой автор дает подробную характеристику произведения и предлагает классификацию произведений этого жанра. В контексте изучения произведений, созданных в жанре романа, интересной является работа В.Ф. Сорокина, представляющая собой предисловие и комментарий к роману "Сон в нефритовом павильоне" [Нефритовый павильон, 1982]. Автор дает исчерпывающий анализ истории создания произведения, подробно рассказывает о его авторе, о времени и обстоятельствах создания романа.

Вместе с тем особого внимания для исследования истории развития прозаических жанров корейской литературы заслуживает также работа

B.И. Ивановой "Новая проза Кореи" [Иванова, 1987]. В монографии исследуется важный этап в развитии корейской литературы конца Х1Х-начала

XX в. Автор показывает, как протекал процесс перехода от средневековой повести к современным жанрам, как в сложном взаимодействии старой, повествовательной традиции и новых, просветительских тенденций рождался новый тип произведений.

Как видно, история изучения классического литературного наследия корейцев имела и в Корее, и в нашей стране давние традиции. Однако многие аспекты, представляющие не только большой исследовательский интерес, но и чрезвычайно важные с точки зрения понимания глубины происходивших в корейской литературе и в корейской культуре процессов, пока еще не могут считаться полностью изученными. Одной из таких проблем является, несомненно, проблема взаимодействия литературной и образовательной традиций, способов и форм отражения идей образованности и учености в произведениях корейской классики.

При этом надо отметить, что не только проблема взаимовлияния литературы и образования, но даже сами вопросы образования в широком историческом контексте в нашей науке не были до сих пор предметом специального изучения, хотя в Республике Корея и в КНДР были опубликованы работы, посвященные основным вопросам истории образования на Корейском полуострове. Однако специфической чертой этих работ следует считать их ярко выраженную педагогико-историческую направленность. Но, несмотря на это, эти труды представлялись очень важными при написании данной работы. Среди них наибольший интерес представляют труды

Сон Инсу (£ 2.1 40 [1969, 1977, 1987, 1989, 1998], Пак Санхо (Ц1" [Пак, 1997], Хон Хыйю (§ §| £) [Хон, 1995], У Ёндже (? § 1) [Хангук,

2000]. „ м

Ряд вопросов, касающихся становления корейской духовности, роли и места конфуцианских норм в корейском традиционном обществе, что также было чрезвычайно важно в свете нашей проблематики, рассматривался в работах корейских исследователей, представленных в сборнике

Чосон юхагын кинёмдыль" ("Конфуцианские идеи периода Чосон") [Чо-сон, 2002] и в работе "Хангугиный Ыйсиккуджо" ("Традиционный менталитет корейцев") [Хангугиный, 1993]. Роль и место семьи и специфика воспитательно-образовательного процесса в средневековом корейском обществе рассматривалась в работе Чон Чхангвон ^З) "Чхильсип сеги каджокса" ("Семейный уклад XVII века") [Чон, 2004].

Известны и труды отечественных ученых, обращавшихся к этой теме в своих работах. Это исследования В.П. Пака "Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине Х1Х-начале XX века" [Пак, 1982] и работы Г.Д. Тягай, которая долгие годы занималась данной проблематикой [Тягай, 1958, 1960, 1971, 1973, 1983]. Особого внимания заслуживает также работа О.С. Курбанова "Конфуцианский классический "Канон сыновней почтительности" в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории "почтительности к родителям" [Курбанов, 2004].

К анализу роли и места семьи в средневековом корейском обществе также обращались корейские исследователи. Особый вклад в исследование специфики семейного уклада средневекового общества внёс Чон Чхангвон

§ Ц'З), которому принадлежит работа "Чхильсип сеги каджокса" ("Семейный уклад XVII века") [Чон, 2004].

В данной работе мы обращались к нескольким типам источников.

Прежде всего, это произведения классической корейской литературы на языке оригинала: "Хон Кильдончон" ("Повесть о Хон Кильдоне", конец ХУ1-начало XVII в.) [Хо, 2004], "Кёджу Чхунхянчон" ("Повесть о Чхун-хян", XVIII в.) [Чо, 1962], "Хангук мунхак чхонсоль: коджон сосоль" ("Сборник произведений корейской литературы: древние повести", XVII-XIX вв.) [Коджон сосоль, 1997], "Хынбува Нольбу" ("Повесть о братьях Хынбу и Нольбу" [Хынбу, 1988], "Хангугый Хёндэсосоль" ("Сборник произведений новой корейской прозы", начало XX в. [Хёндэ сосоль, 1997], "Хан Согбон" ("Ученый Хан Согбон", XVII в.) [Хан, 1983].

Также нами использовались переводы произведений корейской классической литературы, выполненные известными отечественными пе-реводчиками-корееведами; Д.Д. Елисеевым, М.И. Никитиной, Г.Е. Рачко-вым, Л.Р. Концевичем, А.Ф. Троцевич. Среди переводов особое внимание нами уделялось таким произведениям как сборник коротких рассказов "История цветов: корейская классическая проза" [Классическая проза, 1990], "Корейские классические повести ХУП-Х1Х вв." [Классические повести, 1990], "Сон в нефритовом павильоне" [Нефритовый павильон, 1982], "Ним Чангунчон: Повесть о полководце Ниме" [Ним, 1975], "Записки о добрых деяниях и благородных сердцах" [Средневековая проза, 1985], Ким Чегук "Корейские новеллы" [Ким, 2004].

В данной диссертации предпринимается попытка проследить процесс взаимодействия корейской классической литературы и основных этапов становления и развития системы национального образования в широком историческом контексте. Отсюда и основные задачи, вставшие перед соискателем в ходе работы:

- определить жанры корейской литературы, в которых представления об образовании и учености нашли свое наиболее полное выражение, выявить основные принципы и формы отражения темы образования в произведениях этих жанров;

- рассмотреть в рамках отдельных прозаических жанров процесс трансформации системы персонажей, проанализировать закономерности появления в корейской прозе героев из числа представителей "ученого сословия";

- показать основные тенденции во взаимодействии литературных сюжетов с системой государственного и домашнего образования, проследить особенности влияния системы государственных экзаменов на формирование моделей "идеальной жизни" и "идеальных героев" в классической корейской литературе;

Методологической основой исследования стала теория сравнительного изучения литератур Востока, разработанная в трудах акад. Н.И. Конрада [Конрад, 1972], И.С. Лисевича [Лисевич, 1979], Н.И. Никулина [Никулин, 1977], Б.Б. Парникеля [Парникель, 1985(1), 1985(2)], П.А. Гринцер [Гринцер, 1985, 1994], Б.Л. Рифтина [Рифтин, 1974, 1979]. Метод системного анализа произведений классической корейской литературы был разработан и широко применялся в отечественном литературоведении. Этим проблемам посвящены работы известных специалистов по литературе Кореи: Д.Д. Елисеева [1968, 1977], М.И. Никитиной [1969, 1982, 1988, 1994], Л.Е. Еременко [1964], В.И. Ивановой [1987], Л.Р. Концевича [2001], Ким Ле Чуна [1977, 2000], А.Ф. Троцевич [1975, 1985, 1996, 2004], М.В. Солда-товой [2004]. Диссертационное исследование написано на основе системного анализа корейской классической литературы с применением историко-литературного метода.

В диссертации впервые в отечественном литературоведении делается попытка на конкретном материале проследить сложный процесс взаимодействия литературной традиции и системы образования в рамках значительного исторического периода (Х1У-Х1Х вв.). Анализируются принципы и формы отражения в классической литературе неоконфуцианских идей учености и представлений об образованности. Рассматриваются основные прозаические жанры, в которых тема образования нашла наиболее яркое выражение. Исследуются пути становления новой системы персонажей. Впервые в научный обиход вводятся произведения корейской литературы, которые ранее не были объектом специального исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при написании работ по истории корейской классической литературы, равно как и обобщающих работ, посвященных развитию корейской литературы в целом, вопросам становления и развития литературных жанров, а также при чтении курса лекций по литературам Востока и литературе Кореи в востоковедческих вузах. Кроме того, педагогическое наследие Кореи представляет практический интерес для специалистов, занимающихся проблемами образования в зарубежных странах. Материалы и выводы, содержащие информацию о формировании системы образования в средневековой Корее, могут быть использованы в курсах теории и истории педагогики в педагогических вузах и университетах страны при изучении педагогики стран Востока, при проведении научных исследований по проблемам народного образования и педагогики за рубежом.

Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Корнеева, Инна Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории Кореи период Чосон (1392-1910) представлял собой крупный исторический отрезок, чрезвычайно значимый с точки зрения политического и экономического развития страны. Не менее значимым представляется он и с точки зрения культурных достижений, развития национальной литературы. На протяжении этого периода был создан национальный алфавит, сформировалась литература на родном языке, сложилась самобытная система прозаических и поэтических жанров. С течением времени многообразным стал и набор тем, волнующих корейских литераторов.

При этом специфической особенностью развития корейской литературы изучаемого периода следует считать то огромное влияние, которое оказывала на все стороны жизни корейского общества идеология неоконфуцианства. Литература также не стала исключением, более того, она в определенной степени стала проводником этих идей, наполняя конфуцианской моралью свои произведения. Именно литература в значительной степени оказала влияние на формирование стереотипов поведения и мышления корейцев, подразумевающих важность трудовой этики при постоянном стремлении к самосовершенствованию, чувство соперничества и желание быть лучшим, воспитанные системой нелегких экзаменов, обостренное чувство долга и моральной ответственности, потребность в получении знаний и неуклонное движение к поставленной цели.

Очевидно, что при столь массированном воздействии на жизнь корейского общества, культуру и литературу со стороны конфуцианской морали, основные постулаты конфуцианской доктрины не могли не стать проблематикой литературных произведений. В литературе наиболее ярко воплощение влияния конфуцианской этики выразилось в появлении темы образования и воспитания, ставшей со временем одной из главенствующих, в формировании художественных представлений об образованности и учености.

Особое звучание эта тема получила в произведениях корейской классической прозы, в частности, в двух самобытных литературных жанрах - пхэсоль (Щ4"1) и сосолъ (.£ 4"1)- Произведения, написанные в этих жанрах, вместе создавали полную и многоликую картину восприятия идей образованности в корейском обществе, были наполнены дидактикой и нравственными поучениями, сформировали при помощи всевозможных средств художественной выразительности образ "идеальной жизни" ученого человека. Большое значение при создании этого образа придавалось как материальной стороне, то есть подробным описаниям тех благ, которыми непременно должен и будет обладать образованный человека, так и нравственной стороне вопроса, подразумевающей особый социальный статус человека — человека, достойного уважения.

Появление темы образования в корейской классической литературе привнесло в нее не только новые идеи и сюжеты, но и новую систему персонажей. И само понятие "идеала" в литературе периода Чосон могло было быть применено не только к образу "идеальной жизни", которую должен был иметь ученый человек, но и к формированию образа главного героя -идеальной, высоконравственной личности, верной установленной системе норм и правил в любой жизненной ситуации. Главными качествами этой высоконравственной личности как раз и считались ученость, образованность и эстетическое воспитание. Именно такими предстают в произведениях классической корейской литературы ученые-конфуцианцы и студенты. И это несмотря на то, что сами эти образы прошли на протяжении развития литературы все стадии восприятия: от идеального до комического, в соответствии с тем, как менялось само отношение к образованию в корейском обществе.

Тема образования и учености привнесла в корейскую литературу и подробные описания реально существовавшей системы школ и государственных экзаменов, на фоне сдачи которых развивался сюжет многих произведений. Так же скрупулезно описывала корейская литература и особенности домашнего образования и воспитания, в основном женского. Это привело к созданию целой плеяды ярких женских образов, новаторских не только по силе художественного воплощения, но и по своей целостности и глубине характера.

Можно сказать, что, обратившись к проблеме образования и ставя первоначально, под влиянием конфуцианской морали, цель "внедрения" идей необходимости его получения, корейская литература вышла далеко за рамки поставленной задачи. В корейской литературе сложилась определенная художественная система, в которой образование и ученость стали категориями нравственными, подняв приоритет знания на уровень широких обобщений. В силу этого проблема нравственного и морального выбора, напрямую зависящего от степени образованности героя, приобрела в корейской литературе особое звучание.

Чрезвычайно показательным результатом единения литературы с "образовательной" проблематикой стало то, что литература со временем предстала как важный источник для изучения процесса организации учебного процесса в средневековой Корее, тех морально-этических норм, которые прививались ученикам всех уровней на основе конфуцианских доктрин. Важность литературы как источника возрастает еще и оттого, что и сегодня тандем "литература-образование" является определяющим в системе современного школьного и университетского образования в Республике Корея, которым, как и много веков назад, придается приоритетное значение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Корнеева, Инна Владимировна, 2009 год

1. Безрогов, 1998 Безрогое В.Г. От глиняной таблички - к университету: образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М., 1998. - 529 с.

2. Брагинский, 1975 Брагинский И.С. Литература Востока в новое время. М., 1975.-705 с.

3. Брагинский, 1977 Брагинский И.С. Литература Востока в новейшее время. М., 1977.-394 с.

4. Брагинский, 1991 — Брагинский В.И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока: Очерки культурологического изучения литературы. М., 1991.-386 с.

5. Ванин, 1963 Ванин Ю.В. Феодальная Корея в XIII-XIV вв. М., 1963. -182с.

6. Ванин, 1968 Ванин Ю.В. Экономическое развитие Кореи в XVII-XVIII вв. М,. 1968.-285 с.

7. Васильев, 1983 Васильев JT.C. История религий Востока. М., 1983. - 368с.

8. Воробьев, 2002 Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. М., 2002. - 182 с.

9. Гамильтон, 1904 Гамильтон. А. Корея. СПб., 1904. - 327 с.

10. Гарин-Михайловский, 1949 Гарин-Михайловский Н.Г. Из дневников кругосветного путешествия. М., 1949. - 404 с.

11. Гарин-Михайловский, 1958 Гарин-Михайловский Н.Г. По Корее, Манчжурии и Ляодунскому полуострову. Карандашом с натуры. М., 1958.-278 с.

12. Гарин-Михайловский, 1988 Гарин-Михайловский Н.Г. Проза; Воспоминания современников. М., 1988. — 572 с.

13. Глухарева, 1982 Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века. М., 1982. - 255 с.

14. Гончаров, 1986 Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". Очерки путешествия в 2-х тт. Л., 1986.-608 с.

15. Гражданцев, 1948 Гражданцев А.И. Корея. М., 1948.-448 с.

16. Гринцер, 1963 Гринцер П.А. Древнеиндийская проза. (Обрамленная повесть). М., 1963.-268 с.

17. Гринцер, 1987 Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987. - 311 с.

18. Губер, Ким, Хейфец, 1982 -Губер A.A., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1982. 560 с.

19. Джарылгасинова, 1979 Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история Кореи по данным эпиграфики: ("Стела Квангэтхо-вана"). М., 1979.- 182 с.

20. Джарылгасинова, 1985 Джарылгасинова Р.Ш. Корейцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985. -С. 87-112.

21. Елисеев, 1968 Елисеев Д.Д. Корейская средневековая литература пхэсоль. М., 1968.- 136 с.

22. Елисеев, 1977 Елисеев Д.Д. Новелла корейского средневековья. М., 1977. -256 с.

23. Емельянов, Иезуитов 1976 Емельянов Л.И., Иезуитов А.И. Анализ литературного произведения. М., 1976. - 236 с.

24. Еременко, 1964 Еременко JI.E. Корейская литература: краткий очерк. М., 1964.-156 с.

25. Задорожная, 2006 Задорожная Е. Корейская литература современности // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2006, №1. - С. 109-114.

26. Зайчиков, 1956 Зайчиков В.Т. Корея. М., 1956. - 228 с.

27. Иванова, 1987 Иванова В.И. Новая проза Кореи. М., 1987. - 298 с.

28. История Кореи, 1960 История Кореи. М., 1960. - 418 с.

29. История Кореи, 1974 история Кореи: с древнейших времен и до наших дней. М., 1974-572 с.

30. История Кореи, 1995 История Кореи, Сеул, 1995. - 273 с.

31. История Кореи, 1997 Лекции по истории Кореи. М., 1997. - 297 с.

32. История литературы, 1987 — История всемирной литературы, Т. 7. М., 1987.-С. 684-686.

33. История литературы, 1987 История всемирной литературы. Т. 8. М., 1987.-С. 578-583.

34. Касвин, Лапчинская, 1968 Касвин Г.А., Лапчинская В.П. Народное образование за рубежом. М., 1968. - 48 с.

35. Ким, 1977 Ким Ле Чун. Современный японский роман. М., 1977. - 304 с.

36. Ким, 2001 Ким Г.Н. История религий в Корее. Алматы, 2001, - 357 с.

37. Классическая поэзия, 1956 — Корейская классическая поэзия. Пер. А. Ахматовой. М., 1956. 259 с.

38. Клепиков, 1982 Клепиков В.В. Начальное образование в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. - 48 с.

39. Коваленко, 1960 Коваленко С. С. Развитие народного образования в КНДР. - Советская педагогика. 1960, №10.

40. Конрад, \912-Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972 . 519 с.

41. Константинов, 1959 Константинов Н.А. Из истории зарубежной школы и педагогики. - Труды института теории и истории педагогики. М., 1959.- 173 с.

42. Конфуций, 1991 Конфуций. Жизнь его и учение. М., 1991. - 26 с.

43. Концевич, 2001 Концевич Л.Р. Корееведение. Избранные работы. М., 2001.-637 с.

44. Корейская лирика, 1977 Бамбук в снегу. Корейская лирика УШ-Х1Х вв. Пер. с кор. А. Жовтиса. М., 1977. - 327 с.

45. Корейская философия, 1963 История корейской философии. М., 1963. -385 с.

46. Культура Востока, 1992 Культура Востока и образование (по материалам социол. исслед., дек. 1991 - ян. 1992 гг.). М., 1992. - 153 с.

47. Курбанов, 2002 Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века. СПб., 2002. - 625 с.

48. Курбанов, 2007 Курбанов С.О. Конфуцианский классический "Канон сыновней почтительности" в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории "почтительности к родителям". СПб., 2007. 279 с.

49. Ланьков, 1995 -Ланъков А. Н. Политическая борьба в Корее ХУ1-ХУШ вв. СПб., 1995.- 192 с.

50. Ли, 2000 — Ли Гибэк. История Кореи: новая трактовка. М., 2000. 463 с.

51. Лисевич, 1979 Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979. - 266 с.

52. Литература Востока, 1985 Классические памятники литератур Востока: (В функциональном освещении). М., 1985. - 241 с.

53. Лотман, 1972 -Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1972.-271 с.

54. Лукьянов, 1989 Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.- 186 с.

55. Мазуров, Синицын, 1963 Мазуров В.М., Синицын Б.В. Южная Корея. Драматическое перепутье. М., 1963 . - 152 с.

56. Малькова, 1983 Малъкова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. - 191 с.

57. Мыслители прошлого, 1991 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - Эпоха просвещения. М., 1991.-578 с.

58. Национальное движение, 1973 Зарождение идеологии национально-освободительного движения. (XIX - начало XX в) Очерки по истории общественной мысли народов Востока. М., 1973. -488 с.

59. Никитина, 1969 Никитина М.И. Очерк истории корейской литературы до XIV в. М., 1969.-283 с.

60. Никитина, 1982 Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982. - 327 с.

61. Никитина, 1988 Никитина М.И. Корейская литература. - История всемирной литературы. Т. 5. М., 1988. — С. 603-616.

62. Никитина, 1994 Никитина М.И. Корейская поэзия XVI-XIX вв. В жанре сиджо. М., 1994.-306 с.

63. Никулин, 1977 (1) Никулин НИ. Вьетнамская литература: От средних веков к новому времени: X-XIX вв. М., 1977. - 344 с.

64. Никулин, 1977 (2) Никулин H.H. Эволюция вьетнамской классической поэмы и заимствование сюжета // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1977. - С. 7-37.

65. Очерк корейской истории, 1992 Очерк корейской истории. Пхеньян, 1992.-321 с.

66. Пак, 1982 — Пак В.П. Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине XIX начале XX века. М., 1982. 115 с.

67. Пак, 1960 Пак М.Н. История Кореи. М., 1960. - 418 с.

68. Пак, 1979 Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979. - 239 с.

69. Пак, 1987 Пак М.Н. Очерки по историографии Кореи: (к критике буржуазно-националистических идей южнокорейских историков). М., 1987.- 146 с.

70. Парникель, 1980 Парникелъ Б.Б. Введение в литературную историю Ну-сантары IX-XIX вв. М., 1980. - 244 с.

71. Перемолов, 1992 Перемолов JI.C. Слово Конфуция. М., 1992. - 190 с.

72. Поэзия, 1977 Классическая поэзия Дальнего Востока. М., 1977. - 925 с.

73. Прасол 2001 Прасол А.Ф. Становление образования в Японии (VIII-XIX века). Владивосток, 2001. - 353 с.

74. Развитие обществ, 1990 Развитие азиатских обществ XVII - начала XX века. Современные западные теории. М., 1990. - 90 с.

75. Рифтин, 1961 Рифтин Б.Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре. М., 1961. - 246 с.

76. Рифтин, 1974 Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур. — Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974. - 398 с.

77. Рифтин, 1979 -Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979. 360 с.

78. Семененко, 1987 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. - 299 с.

79. Симбирцева, 2000 Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М., 2000. -251 с.

80. Системы образования, 1996 Зарубежные системы образования: США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция. Сборник Московского Государственного открытого педагогического университета. М., 1996.- 185 с.

81. Смирнов, 1989 Путь к Заоблачным Вратам. Пер. с кит. И Смирнова. М., 1989.-605 с.

82. Солдатова, 2004 Солдатова М.В. Становление национальной прозы в Корее в первой четверти XX века. Владивосток, 2004. — 183 с.

83. Солдатова, Пак 2003 Солдатова М.В., Пак К.А. Современная литература Кореи. Учебное пособие. Владивосток, 2003. - 284 с.

84. Тарабарин, 1988 Тарабарим И. Южная Корея: образование всем (о шк. образовании) - Учит.газета. М., 1988. № 34.

85. Тихонов, 2003 Тихонов В.М. История Кореи. Т. 1. М., 2003. - 461 с.

86. Толстиков, 1960 Толстиков В.Г. Трагедия Южной Кореи. М., 1960. - 95с.

87. Толстокулаков, 2003 Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток, 2003. - 198 с.

88. Толстокулаков, 2004 Толстокулаков И.А. Роль религиозного фактора в жизни корейского общества. Владивосток, 2004. - 360 с.

89. Толстокулаков, 2007 Толстокулаков И.А. История общественно-политической мысли Кореи. Владивосток, 2007. - 368 с.

90. Троцевич, 1975 Троцевич А.Ф., Корейская средневековая повесть, М., 1975.-264 с.

91. Троцевич, 1986 Троцевич А.Ф. Корейский средневековый роман. М., 1986.- 198 с.

92. Троцевич, 1996 Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПб. 1996. - 184 с.

93. Троцевич, 2004 Троцевич А. Ф. История корейской традиционной литературы (до ХХв.). СПб, 2004. - 320 с.

94. Тягай, 1958 Тягай Г.Д. Народное движение в Корее во второй половине XIX века. М., 1958. - 78 с.

95. Тягай, 1960 Тягай Г.Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX века. М., 1960.-239 с.

96. Тягай, 1971 Тягай Г.Д. Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971. - 256 с.

97. Тягай, 1983 Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М., 1983. — 248 с.

98. Философия на Востоке, 1985 Философия и религия на зарубежном Востоке. М., 1985 .-272 с.на корейском языкемальсончхо, 1996 Ким Соннён. Ёмальсончхо мунхаксасан (Литературная идеология конца периода Коре и начала периода Чосон). Сеул, 1996.-308 с.

99. И, 1991 И Хёнхи. Ури нара ёкса (История нашей страны). Сеул, 1991. — 268 с.

100. И, 1996 И Чжэсон. Хангук мунхагый вонгынбоп (Методы исследования литературы Кореи). Сеул, 1996. - 864 с.

101. Кан, 1966 Кан Нынсу. Мунхагый кичхо (Основы литературы). Пхеньян, 1966.-473 с.

102. Кён, 2007 Кён Илънам. Коджонсосорый чханчаккибом ёнгу (Исследования произведений жанра повести). Сеул, 2007. — 659 с.

103. Кёюкса, 1998 Сон Инсу. Хангук Кёюкса Ёнгу (Исследования истории образования в Корее). Сеул, 1998. - 934 с.

104. Ким, 2006 — Ким Бёнук. Хангукмунхакква синхва (Корейская литература и народные предания). Сеул, 2006. 483 с.

105. Ким, 2007 Ким Су чу п. Коджонсосольгва мунхакчонсин (Классические повести и мир литературы), Сеул, 2007. - 215 с.

106. Ким, 1989 Ким Хёнги. Конджа (Конфуций). Сеул, 1989. - 154 с.

107. Ким, 1998 Ким Юнсик. Паккатхесо бон хангук мунхагый хёнджан (Корейская литература: взгляд со стороны). Сеул, 1998. -225 с.

108. Кхын саджон, 1995 -Кхын саджон (Большой словарь). Сеул, 1995. 3879 с.

109. Мунхва, 2002 Ури мунхва киллачаби (Путь к пониманию нашей культуры). Сеул, 2002. - 309 с.

110. На, 1990 На Чонъиль. Мунхваса (История культуры). Сеул, 1990. - 275 с.

111. О, 1997 О Сеён. Хангук мунхак тхонса (Очерки истории корейской литературы). Т. 5. Сеул, 1997. - 857 с.

112. Пак, 1996 — Пак Тонгю. Чонху хангугсосорый ёнгу (Исследование прозаических жанров). Сеул, 1996. 157 с.

113. Пак, 1997 Пак Санхо. Чходын кёюгрон (исследования начального образования в Корее). Сеул, 1997. - 205 с.

114. Пак, 1958 Пак Соный. Хангук кодэ сосоль (История корейской традиционной повествовательной литературы). Сеул, 1958. - 307 с.

115. Пэкквасаджон, 1999 Чунъанпэкквасаджон (Энциклопедичесий словарь). Сеул, 1999.-2785 с.

116. Синкёюкса, 1964 О Чхонсок. Хангук синкёюкса (История нового образования в Корее) Сеул, 1964. - 278 с.

117. Соль, 1997 Соль Сонгён. Чхунхянджоный тхонсиджок ёнгу (Структурный анализ произведения о девушке Чхунхян). Сеул, 1997. — 473 с.

118. Сон, 1969 Сон Инсу. Хангугиный кёюксасан (Педагогическая идеология корейцев). Сеул, 1969. - 200 с.зрений в Корее). Сеул, 1971. — 793 с.

119. Сон, 1989 Сон Инсу. Хангук кёкж сасанса (История образовательной идеологии в Корее). Сеул, 1989. - 385 с.

120. Тонасиа, 1995 Тонасиамунхак кибонкудо (Основные исследования по литературе Восточной Азии). Т. 2. Сеул, 1995. - 195 с.

121. Тэсаджон, 1999 Пхёджун гуготэсаджон (Большой энциклопедический словарь). Сеул, 1999. - 4532 с.

122. Хангугиный, 1993 Хангугиный Ыйсиккуджо (Традиционный менталитет корейцев). Сеул, 1993. - 252 с.

123. Хангук, 2000 Хангук кёюкса (История образования в Корее). Сеул, 2000. - 272 с.

124. Хон, 1995 Хон Ильсу. Чосон кёюкса (История образования в Корее). Пхеньян, 1995.-283 с.

125. Чан, 1998 Чан Соккю. Симчхончоный куджова ыйми (Структура и идейное содержание произведения "Легенда о Симчхон"). Сеул, 1998. -758 с.

126. Чо, 2001 Чо Донъилъ. Сосорый сахвеса пигёрон (Сравнительный анализ прозаических произведений). Сеул, 2001. - 175 с.

127. Чо, 1989 Чо Донъилъ. Хангук мунхак тхонса (История литературных традиций Кореи). Т.З. Сеул, 1989. - 353 с.

128. Чо, 2006 Чо Хёнгю. Тонъян юллиый тамрон (Беседы на тему восточной философии морали). Сеул, 2006. - 205 с.

129. Чон, 1974 Чон Гюбок. Ку ун мон ёнгу (Исследование произведения "Облачный сон девяти"). Сеул, 1974. - 312 с.

130. Чон, 2004 Чон Чхангвон. Чхильсип сеги каджокса (Семейный уклад 17 века). Сеул, 2004.- 175 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.