Предметное содержание социальной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ханова, Марина Нурадтиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ханова, Марина Нурадтиновна
Специальность 09. 00.11 - социальная философия
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук
04200S524SV&
На правах рукописи
Научный руководитель -доктор философских наук профессор Шевлоков В.А.
НАЛЬЧИК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Предметный характер материальной деятельности
1.1. Философский дискурс сущности социальной деятельности
1.2. Предметный характер трудовой деятельности
1.3. Тенденции развития социальной деятельности: современные информационные технологии
1.4. Социальная деятельность в мире культуры
ГЛАВА II. Предметность духовной сферы деятельности
2.1. Духовный потенциал человеческой деятельности
2.2. Взаимоотношение материальной и духовной деятельности
2.3. Духовно-предметный характер эстетического и научно-философского творчества
2.4. Предметность религиозного культа и религиозной формы сознания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности1998 год, доктор философских наук Невелев, Анатолий Борисович
Структура системы философии Гегеля2004 год, доктор философских наук Коротких, Вячеслав Иванович
Информационное общество и "ситуация человека": Эволюция феномена отчуждения2004 год, доктор философских наук Шайхитдинова, Светлана Каимовна
Философия права: Рефлексив. традиция1997 год, доктор философских наук Малинова, Изабелла Павловна
Конструктивная устойчивость в научной картине мира: философский анализ2010 год, доктор философских наук Шарипов, Марат Рашитович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предметное содержание социальной деятельности»
Актуальность темы исследования. В последние годы социальная деятельность людей претерпела существенные изменения. В неё вошли информационные технологии (коммуникативные сети, Интернет, вычислительная техника в виде классических, а теперь уже и квантовых, компьютеров) и многое другое из того, что несколько десятилетий тому назад было просто немыслимо. В связи с этим возникла потребность рассмотреть заново философский вопрос о предметности социальной деятельности.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью получить ясность относительно того, что в сфере информационных технологий является предметным, истинным, а что принадлежит беспредметным, информационным издержкам, проявляющим себя, скажем, в виде виртуальной реальности. Путь и метод, избираемые для решения такой проблемы, связаны с изучением вопроса о сущности предметной деятельности как таковой - деятельности в материальной и духовной сферах социального бытия.
Тема предметности, конечно, освещалась в философии, но несколько односторонне. Большей частью внимание уделялось материальной, материально-экономической стороне социальной деятельности. А духовная деятельность рассматривалась лишь в качестве надстройки над деятельностью материальной.
Тема диссертации, посвященная анализу предметного характера социальной деятельности, предъявляет определённые требования и к тексту самой диссертации. Он должен удовлетворять критерию предметности. Но главное, в чём заключается актуальность исследования, состоит в том, что оно должно прояснить вопросы о предметности (или беспредметности) современной информационной деятельности в ряду других видов деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема, поставленная в диссертации, разработана к настоящему времени недостаточно, прежние исследования данной тематики были односторонними, отличались отсутствием г\ельности к её подходу. Чаще всего исследовалась либо- сугубо материальная (экономическая) сторона социальной деятельности, либо - идеальная. Отсутствовал универсальный подход к данной проблеме, всесторонний диалектический анализ понимания того, что эти обе стороны, человеческой активности существуют в неразрывном единстве, по выражению Шеллинга, в «абсолютном тождестве».
В представленной работе исследованы историко-философские источники, в которых особое место занимают работы Г.В. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса. Ф.В.Й. Шеллинга.
Огромный вклад в деятельностную теорию внесла философия марксизма.
В традиции марксистско-ленинской философии категория социальной деятельности рассматривается как обозначение деятельности предметной. Но какой смысл вкладывается* в понятие предметности, предметной деятельности? Имеется в виду деятельность предметно-материальная, которая-является-первичной по» отношению к деятельности идеальной, т.е. деятельности мыслительной, ' деятельности, обусловленной функционированием человеческого мозга. К. Маркс и Ф. Энгельс отвечали на этот вопрос, если судить по-их философским сочинениям, утвердительно. Они исходили при этом из той предпосылки, что сам человек с его идеальной оперативностью обязан в своём генезисе трудовой деятельности. Человек трудится не инстинктивно, а целесообразно, имея предварительно* в голове идеальный план того, что он хочет сделать или построить. Подходы к решению проблемы относительно генезиса и сущности идеального плана даются в трудах таких мыслителей, как Б.В. Поршнев, JI.C. Рубинштейн, И.А. Ильин, П.Е. Астафьев, М. Лифшиц, А.И. Уёмов, М. Хайдеггер и др.
Анализом категории «деятельность» как исходного пункта исторического материализма занимались П.Н. Федосеев, Л.Ф. Ильичёв, В.Ж. Келле, МЛ. Ковальзон. Они отмечают, что деятельность нельзя брать за исходную «клеточку» историко-материалистического знания хотя бы уже потому, что с помощью понятия «деятельность» нельзя с необходимой чёткостью провести разграничительную линию между материализмом и идеализмом.
Такие учёные, как Б.Ф. Поршнев, В.А. Звегинцев обращали внимание на проблему применения понятия предметности к речевой деятельности человека.
Проблема структуры человеческой деятельности отражена в работах А.В. Запорожца, Л.ГТ. Сенкевича, Н.Н. Трубникова и др.
Теоретико-методологическое исследование диалектики цели, средства и результата в рамках социального действия и цели» как структурного компонента человеческой деятельности осуществлялось в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса.
Непосредственно изучению вопроса предметности духовной деятельности посвящены работы И.А. Ильина.
Сущность предметной деятельности в материальной и духовной сферах социального бытия, проблема единства и противоположности двух начал были объектом изучения различных областей научного знания, в частности, следует отметить сформулированный Н. Бором принцип дополнительности, систему трансцендентальной философии Ф. Шеллинга, с помощью которых в работе исследуется предметное содержание социальной деятельности. Рассмотрение данного вопроса было сферой изучения многих отечественных учёных, в частности, в области квантовой физики и ее философской интерпретации, таких как В.А. Фок, М.Э. Омельяновский и др.
Проблемы первичности, взаимосвязи и тождественности теоретической и практической деятельности, также отражены в работах Жана Бофре и Мартина Хайдеггера.
Основополагающими, при рассмотрении категорий предметности, опредмечивания и отчуждения стали труды Гегеля и Маркса. Научный анализ данной проблемы предпринимался в работах Д. Лукача и И.А. Ильина.
Анализируя предметный характер трудовой деятельности в аспекте теории стоимости, следует отметить основоположников классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Формулировка теории стоимости, глубокий анализ труда как материально-производственной деятельности принадлежат Карлу Марксу. Среди отечественных учёных данной проблематикой занимались B.C. Выходский, О.В. Летунова и др. Попытка решения задачи энергетического аспекта стоимости предпринималась С.А. Подолинским.
Предметной оценке тенденций в развитии социальной деятельности относительно мира информационных технологий посвящены работы К. Шеннона и Л. Бриллюэна, отечественных авторов В.И. Мухина, В.К. Новикова, С.П. Расторгуева, В. Титова.
При осуществлении анализа диалектического взаимодействия материальной и духовной деятельности значительный интерес представляют концепции Д.И. Менделеева, П.А. Флоренского, Мих. Лифшица, А.И. Уёмова, П.Б Вышеславцева.
Изучая специфический смысл понятия предметности в духовной сфере деятельности на примере эстетического творчества, следует отметить таких авторов, как Герман Гессе, Поль Валери, Б. Тарасов, В.М. Козовой.
Цели и задачи исследования. Настоящая работа ставит своей целью провести анализ социальной деятельности людей в плане её предметного характера.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть философские дискурсы в поисках адекватных представлений предметной сущности социальной деятельности в категориях предметности, опредмечивания и отчуждения;
- исследовать тенденции развития социальной деятельности в свете информационных технологий; обосновать социальную деятельность как одну из составных частей культуры; определить предметную сущность духовной деятельности; исследовать взаимоотношения материальной и духовной деятельности;
- проанализировать духовно-предметный характер эстетического и научно-философского творчества; выявить сущность предметности религиозного культа и религиозной формы сознания.
Объектом исследования является сущность предметной стороны социальной деятельности.
Предмет исследования - социальная деятельность в современном информационном поле с выявлением её материальных и идеальных аспектов.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составило научное наследие классиков философии, политической науки, философии культуры, философии науки.
Теоретико-методологическая основа представляет собой совокупность методов, ориентированных на специфику объекта и предмета представленной работы. Методологической основой диссертационной работы стал системный анализ как совокупность общепринятых принципов и методов философского, общенаучного и частнонаучного познания. Это, прежде всего, общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности исследования. Основными методами исследования являются социально-философский, логический, исторический, феноменологический, диалектический с использованием принципов дополнительности и преемственности, а также субъективно-деятельностный подход исследования духовных и материальных сторон социальной деятельности.
Формированию концептуальной идеи представленного исследования способствовали историко-философские источники, среди которых особое место занимают труды Г.В. Гегеля, К. Маркса, Ф.В.Й. Шеллинга.
В диссертационном исследовании диалектический метод сочетается с идеей дополнительности. Исходным началом в ней служит (диалектическое) единство материального и идеального — единство, относящееся ко всему мирозданию. Боровское выражение contraria sunt complementa вполне применимо к мирозданию в целом. Здесь та же диалектическая структура мышления, хотя и выражаемая чаще всего не на философском, а на общенаучном языке.
В своем исследовании мы пытаемся расширить понятие предметности так, чтобы им охватывалась и духовная деятельность. В категориальном базисе философии информация соотносится с категорией духа в структуре трёхчленного базиса «вещество, энергия, дух». Под этим углом зрения и рассматриваются информационные технологии.
Научная новизна диссертационного исследования. Новизна определяется спецификой подхода к исследуемой проблеме, акцентированными аспектами, полученными результатами. Принимая во внимание разработанную А.И. Уемовым концепцию онтологических предпосылок логики («вещь - свойство - отношение»), мы выявили, что в тех случаях, где приходится иметь дело с диалектическим единством противоположностей, т.е. с их дополнительностью, функцию предметности в научном и философском дискурсе принимает на себя не вещь, а отношение. В первую очередь, рассмотрению в диссертации подлежит отношение между идеальным и материальным. Данное отношение является базовым, исходным, только учитывая которое и можно проводить подлинно предметное философское исследование. Это позволяет, например, разобраться в сущности религиозного опыта, религиозной формы сознания.
Исследуя проблему предметности социальной деятельности в современном мире, мы находим в искусственной виртуальной реальности новый тип предметности, новый тип отчуждения, полученный в результате информационной деятельности. Ранее данный вопрос не рассматривался с точки зрения философской категории отчуждения.
Положения, выносимые на защиту. Проведённое в соответствии с изложенной актуальностью проблемы, целями, задачами и указанными теоретико-методологическими основаниями диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
1. Выявление и анализ социальной деятельности в философском дискурсе могут быть осуществлены в категориях предметности, опредмечивания и отчуждения. В процессе эволюции человеческого рода содержание и формы социальной деятельности меняются. Однако ясно и то, что на протяжении всей эволюции в ней что-то остаётся неизменным, инвариантным, то, что выделяет человека из мира животных. Гегель стремился разрешить эти вопросы в своей философии, где проблема отчуждения решается вместе с задачей снятия предметности. У Маркса понятия предметности и отчуждения разведены. Снятие отчуждения он связывает с трансформацией общественного строя капитализма, а человек остаётся в рамках своей предметной сущности.
2. В искусственно созданной виртуальной реальности возникает новый тип предметности, новый тип отчуждения, полученный в результате информационной деятельности. Есть тенденция обосновать, что распредмечивание на современном этапе развития социума — это погружение человека в новую, виртуальную «предметность». Однако существует и альтернативная точка зрения. Задачу распредмечивания нельзя решить, не разрешив проблему снятия отчуждения тех предметов, которые суть результаты информационной деятельности. Ядром нового информационного оружия является искусственно создаваемый мир виртуальной реальности, связанной с новой формой отчуждения. Её особенность состоит в том, что во многом люди «не понимают», что она направлена на уничтожение «человеческой сущности» как таковой.
3. Всякая деятельность, совершаемая человеком, представляет собой динамический процесс. И психическая деятельность оказывается полезной в том случае, когда человек упорядочивает потоки информации, придаёт им целесообразный характер.
Духовный потенциал человеческой деятельности коренится в идеальном аспекте мироздания. Предметностью в духовной деятельности человека выступает его отношение к этому идеальному аспекту мироздания, который античные философы называли Логосом. Логос претворяется в человеческой деятельности не только вербально, но и в качестве геометро -числового универсума, а также в виде мелоса, т.е. музыкальной культуры.
4. Категория идеального позволяет «восстановить» в нашем видении наличие органической взаимосвязи материальной и духовной деятельности.
В данной связи познавательное и эвристическое значение приобретает операция запредельного перехода от одной области действительности к другой, когда эти области находятся в отношении дополнительности друг к другу (в смысле боровской идеи дополнительности). Так что выражение отношения между материальным и идеальным есть отношение предельного перехода от одного к другому. Идеальное в научном познании есть проявление духовного, ибо наука как таковая относится к сфере духовной деятельности. Однако она неизбежно сочетает в себе и материально-предметную деятельность (экспериментальные процедуры, например, в случае физики) и деятельность умственную, которая выходит за рамки эмпирического. Так происходит погружение в духовное без отрыва от предметности.
5. Научный и философский дискурсы удовлетворяют критерию предметности лишь в том случае, если в них соблюдается принцип дополнительности при рассмотрении отношения между материальным и идеальным. На языке такого дискурса проводится изучение и изложение тематики, относящейся к материальной и духовной сферам человеческой деятельности. Философия оказывается способной оправдывать в современных жизненных обстоятельствах своё назначение, если она, с одной стороны, в потоке исторического развития общества отстаивает сохранность ценностей живой жизни, а с другой — выполняет роль методологического руководства для повышения творческого потенциала человека в науке и искусстве. Эту роль она может выполнять только при условии, когда не упускает из виду синтез двух сторон действительности: материальной и идеальной.
6. Вопрос о предметности религиозной формы сознания связан с религиозным опытом. Живой религиозный опыт может быть лишён своих материальных ценностей, но при этом он не лишается своей предметности, так как не религиозная атрибутика, а отношение человека к тому высшему, что именуется божеством, принимает на себя функцию предметности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, его философско-методологической направленностью. Положения и выводы диссертации могут быть полезными в сфере исследований по проблемам социальной деятельности, а также предметного характера этой деятельности.
Результаты исследования могут использоваться в качестве научного материала при подготовке лекций по фундаментальной философии, различных спецкурсов, при изучении работ по методологии науки и проблемам человеческой, в частности социальной деятельности.
Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на кафедре философии Кабардино-Балкарского университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих международных и всероссийских научно-практических конференциях:
Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002);
V Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2003);
I Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (Ставрополь, 2004);
Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (Пятигорск, 2004);
Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Перспектива - 2005» (Нальчик, 2005);
4 Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005);
Региональная научная конференция «Социальная работа - профессия нового тысячелетия» (Нальчик, 2005).
Материалы диссертационной работы использовались при чтении лекционных курсов. Тема диссертации отражена в 9 опубликованных работах общим объемом 3.5 п. л.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 224 источника. Общий объём 140 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идея подвижной иерархии в структуре философского дискурса2006 год, доктор философских наук Фатенков, Алексей Николаевич
Онтолого-гносеологические основания ноосферной истории: универсумно-семиологический и системно-синергетический подходы2012 год, доктор философских наук Смирнов, Дмитрий Григорьевич
Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека2006 год, доктор философских наук Волкова, Вера Олеговна
Человечность как социокультурное явление2010 год, кандидат философских наук Гафуров, Мадриль Абдрахманович
Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры2011 год, кандидат философских наук Игнатов, Михаил Александрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ханова, Марина Нурадтиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение остановимся на отдельных принципиальных моментах диссертации, которые следовало бы оттенить для лучшего понимания замысла нашей работы и его выполнения.
Что значит предметность деятельности с её идеальным целеполаганием и словесно-мысленными предпосылками? Беспредметная фантазия человека, вообще говоря, сама по себе безвредна. Она обретает социальную вредоносность, когда начинает обслуживать мир отчуждённых вещей, будь то сфера материально-экономической или информационной деятельности. Это прекрасно понимал Гегель, стремившийся разобраться с этими вопросами и разрешить их в своей идеалистической системе философии. У Гегеля проблема отчуждения решается вместе с задачей снятия предметности. С этой задачей справляется абсолютный Дух. Дух в процессе своего развития отчуждает от себя вещи (природу), опредмечивает их, но на пике своего развития вбирает их в себя, т.е. снимает отчуждение. Всё это совершается посредством трансформации человеческого сознания, которое и нацелено на духовный идеал, на Абсолют, на абсолютный Дух, который остаётся самим собой. У Маркса понятия предметности и отчуждения разведены. Снятие отчуждения он связывает с трансформацией общественного строя капитализма, а предметный человек так и остаётся в рамках своей предметной сущности. Да ещё и круг природы сужается этой предметностью. Некоторые приверженцы марксизма, к числу которых принадлежал С.Л. Рубинштейн, прекрасно понимали этот недостаток, но устранить его не смогли. Рубинштейн указывал, что за предметно-вещественной деятельностью человека остаётся его способность к созерцанию. Но марксисты, кажется, не обратили на это никакого внимания, и мысль Рубинштейна не получила дальнейшего развития.
Решить данную задачу — задачу распредмечивания человека -оказалось, по силам М. Хайдеггеру, о чём подробно шла речь в предпоследнем параграфе диссертации.
Второй момент касается виртуальной реальности, современных виртуальных игр, виртуальной борьбы. Всё это относится, вроде бы, к состязательной деятельности, которая так или иначе присутствует на всех стадиях развития общества. В философском дискурсе она получила название азональной деятельности. Атональная деятельность, как пишет в статье «Понятие агональной деятельности» О.В. Летунова, вне зависимости от того, в каком содержании она реализуется, занимает важное место в жизни общества. Древние греки словом агон характеризовали любую состязательную деятельность, борьбу, которая имела не только агрессивный и разрушительный характер, проявляющийся в турнирах гладиаторов, междоусобных войнах, но и характер вполне мирный. Но мы полагаем, что было бы непростительной ошибкой поставить в один ряд с традиционной агональной деятельностью компьютерную деятельность в сфере виртуальной реальности. Мы стремились показать, что виртуальные игры относятся к классу чуждых, отчуждённых явлений и «снятие» этой лжепредметности требует применения особых жизнеутверждающих средств, которые может предложить философия.
Хайдеггер, кажется, прошёл мимо таких категорий (во всяком случае общенаучных понятий), как энтропия и эктропия (антиэнтропия). Он утверждает, что бытие раскрывает себя, даёт знать о своём присутствии посредством как бы речи. Так, по крайней мере, он его воспринимает. Но если мы обратимся к традиционному понятию логоса, мы должны будем учесть и два других языка: музыкальный и числовой, математический. И все три языка могут вносить в социальную деятельность как эктропийный порядок, так и беспорядок, хаос. Это можно видеть на примере, скажем, музыкального творчества. Композитор создаёт свои сочинения, используя природные звуки (например, пение птиц), народную музыку — пение, мелодику сказителей, стихотворную музыкальность и т.п., но перерабатывает весь этот материал, заново его организует, обогащает, делает его более стройным в смысле повышения эктропии. Затем он возвращает свои стройные произведения в ту среду, из которой он заимствовал первичный музыкальный материал. Но обогатить этот материал он может лишь при условии, когда он способен воспринимать музыкальный логос (мелос).
Особая музыка, если так её ещё можно назвать, функционирует и в замкнутом виртуальном мире. Но она никакого отношения не имеет к тому, что человек может получить со стороны Логоса или Бытия Хайдеггера.
То же самое можно видеть и в области живописного творчества на примере, символики прямой и обратной перспективы, используемой в православной иконописи. Уходящая за горизонт точка в прямой перспективе символизирует уход из жизни, уход в небытие, в то время как в изображениях, построенных по законам обратной перспективы, обратная точка схождения (параллельных) линий, совмещаемая с субъектом-созерцателем, представляет собой символ возрождения жизни и символ духовного прозрения о возможности такого возрождения. Обратная перспектива особенно наглядно представлена в иконе Андрея Рублёва «Троица».
Напоминаем, что в изображениях с планом прямой перспективы параллельные линии сходятся по мере приближения к горизонту, в изображениях с планом обратной перспективы параллельные линии расходятся по мере приближения к горизонту. Так, в изобразительном искусстве предстаёт научная диалектика небытия и бытия, а также диалектика восходящей, прогрессивной ветви развития и ветви нисходящей, деградационной. Применительно к понятию энергии в первом случае мы имеем дело с аккумуляцией энергии, с понижением её энтропии. (Наглядным примером этого служит работа зелёных растений). Во втором случае имеется в виду хаотизация, рассеяние энергии, понижение её эктропийной ценности. Поэтому Флоренский утверждает, что сила жизни есть сила, которая борется против энтропии мира. Называет он её эктропийной силой («силой эктропического характера»).
Приводя эти примеры из области эстетического творчества, мы хотели бы тем самым показать, что понятие превратимой (по терминологии Подолинского) или эктропийной энергии, которое мы использовали при анализе материально-экономической деятельности, может быть плодотворно использовано и при анализе духовной, художественной деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ханова, Марина Нурадтиновна, 2008 год
1. Адлер, А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. СПб.: Акад. проект, 1997.-254 с.
2. Андреев, И.Д. Основные законы и категории материалистической диалектики Текст. / И.Д. Андреев. М.: Московский рабочий, 1959. - 292 с.
3. Антология мировой философии Текст. / В 4 т. Т. 1: Философия древности и средневековья. М., 1969. - 576 с.
4. Арефьев, Г.С. Общество, познание, практика Текст. / Г.С. Арефьев. -М.: Мысль, 1988.- 204 с.
5. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Альбуханова-Славская. — М., 1980. 335 с.
6. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Альбуханова-Славская. М, 1991.-299 с.
7. Аристотель. Соч. Текст. / Аристотель. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 19751984. - 550 с.
8. Аникин, А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса Текст. / А.В. Аникин. М.: Политиздат, 1985. - 367 с.
9. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание Текст. / А.Н. Арлычев. СПб.: Наука, 1992. - 146 с.
10. Афасижев, М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества Текст. / М.Н. Афасижев. М., 1984. - 127 с.
11. Баблоянц, А. Молекулы, динамика, жизнь: введение в самоорганизацию материи Текст. / А. Баблоянц. М.: Мир, 1990. -375 с.
12. Бажутина, Т.О., Бажутин, И.С. Философ ско-психологические основания интерпретации творческой деятельности Текст. / Т.О. Бажутина, И.С. Бажутин // Гуманитарные науки в Сибири. -Новосибирск, 1996. № 1. - С. 50-55.
13. Бердяев, Н.А. Философия свободы: смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
14. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Избранные философские произведения. — Ростов на-Дону, 1997.-С. 204-259.
15. Бессонов, Б.Н. Назначение человека Текст. / Б.Н. Бессонов. М., 1995.-103 с.
16. Большая советская энциклопедия Текст. Т. 20.; изд. 3-е. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — 608 с.
17. Бор, Н. Атомная физика и человеческое познание Текст. / Н. Бор. — М.: ИЛ, 1961.-151с.
18. Бофре, Ж. Новоевропейская философия. Диалог с Хайдеггером Текст. / Жан Бофре; пер. с франц. СПб.: Владимир Даль, 2007. -395 с.
19. Бриллюэн, JI. Теория информации и её приложение к фундаментальным проблемам физики Текст. / JI. Бриллюэн // Развитие современной физики. М.: Наука, 1964. - С. 324-329.
20. Булгаков, С.Н. Свет невечерний Текст. / С.Н. Булгаков. — М., Харьков: ООО «Изд-во ACT», 2001. 425 с.
21. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-412 с.
22. Булыгин, А.В. К истокам идеального: естественнонаучный анализ проблемы Текст. / А.В. Булыгин. Л., ,1988. - 108 с.
23. Бутовская, М.Л., Файнберг, Л.А. У истоков человеческого общества: поведенческие аспекты эволюции человека Текст. / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. -М.: Наука, 1993. 255 с.
24. Бытие человека в культуре: опыт онтологического анализа Текст. / Отв. ред. Е.К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1991. - 176 с.
25. Бэкхерст, Д. Философия деятельности Текст. / Д. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 72-79.
26. Валери, П. Избранное Текст. / Поль Валери. М., 1936. - 299 с.
27. Велиев, Т.Н. Проблема бессознательного в философии и психологии Текст. / Т.Н. Велиев. Баку, 1985. - 168 с.
28. Вильчек, В. Прощание с Марксом. (Алгоритмы истории) Текст. / В. Вильчек. М.: Прогресс - Культура, 1993. - 223 с.
29. Вильчинский, В.Я. Познание и практика в структуре человеческой деятельности Текст. / В.Я. Вильчинский. Рига: Зинатне, 1988. - 200 с.
30. Вопросы теории и психологии творчества Текст. Т. 7. Харьков, 1916.- 262 с.
31. Воробей, Ю.Д. Диалектика художественного творчества Текст. / Ю.Д. Воробей. М, 1984. - 175 с.
32. Воронович, Б.А., Плетников, Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме Текст. / Б.А. Воронович, Ю.К. Плетников. -М.: Знание, 1975 84 с.
33. Воронович, Б.А. Созидательный потенциал человека. Социально-философское исследование Текст. / Б.А. Воронович. — М., 1988. — 188 с.
34. Вригтфон, Г.Х. Логика и философия в XX веке Текст. / Г.Х. Вригтфон // Вопросы философии. 1992. - № 2. — С. 85-93.
35. Всемирная энциклопедия: Философия XX век Текст. М.: ACT; Минск: Современный литератор, 2002. - 976 с.
36. Выготский, Л.С. Собр. соч. Текст. / Л.С. Выготский; в 6-ти т. Т. 3. -1983.-367 с.
37. Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст. / Л.С. Выготский. М.,1996.- 415 с.
38. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / JI.C. Выготский. Воронеж. 1996. - 512 с.
39. Выготский, JI.C., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения Текст. / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. М., 1993. - 224 с.
40. Выставкин, А.В. Теория деятельности в советской философии (историко-философский анализ) Текст. / А.В. Выставкин: дис. . канд. филос. наук. СПб., 2000. - 159 с.
41. Вышеславцев, Б.П. Сочинения Текст. / Б.П. Вышеславцев. М.: Раритет, 1995. - 449 с.
42. Вышеславцев, Б.П. Наука о чудесах Текст. / Б.П. Вышеславцев // Путь. Париж: YMKA-PRESS. - № 5. - С. 634 - 637.
43. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии Текст. / Б.П. Вышеславцев // Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -С. 153-323.
44. Гавеля, В.Л. Цель и целеполагание в структуре деятельности человека Текст. / В.Л. Гавеля. Волгоград: Волжский университет, 1997. -209 с.
45. Гавэйн, Ш. Созидающая визуализация Текст. / Ш. Гавэйн. М., 1994.-175 с.
46. Галин, А.Л. Личность и творчество Текст. / А.Л. Галин. -Новосибирск, 1989. 126 с.
47. Галимов, Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981. - 256 с.
48. Гайденко, П.П. Проблема рациональности на исходе XX века Текст. / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 2-19.
49. Гайденко, П.П., Давыдов, Ю.Н. История иррациональности: Социология М. Вебера и веберов ренессанс Текст. / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. — М.: Политиздат, 1991. 367 с.
50. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики Текст. / Г.В.Ф. Гегель. В 3 т. Т. 3. М.:1. Мысль, 1970.-376 с.
51. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Т. 4. Ч. 1. М., 1959.- С. 41-50.
52. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Текст. / Г.В.Ф. Гегель. В 3-х т. Т. 1-2. М., 1974. - Т. 1. - 452 е.; Т. 2. - 695 с.
53. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Т. 1-2. М.: Мысль, 1970-1971. - Т. 1 - 671 е.; Т. 2. - 630 с.
54. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человека Текст. / И.Г. Гердер.- М., 1977.- 703 с.
55. Герцен, А.И. Избранные философские произведения Текст. / А.И. Герцен. Т. 1. М., 1948. - 371 с.
56. Гессе, Г. Игра в бисер Текст. / Герман Гессе. М.: ACT, 2006. - 539 с.
57. Гика, М. Эстетика пропорций в природе и искусстве Текст. / М. Гика.- М., 1936.-446 с.
58. Гивишвили, Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы Текст. / Г.В. Гивишвили // Вопросы философии. 1997. - № 4. - С. 72-85.
59. Горичева, Т. Святое без Бога Текст. / Т. Горичева // Беседа. -Ленинград Париж, 1988. - № 7. - С. 150-152.
60. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Текст. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
61. Грант, В. Эволюционный процесс Текст. / В. Грант. М.: Мир, 1991. -488 с.
62. Гречко, П.К. Практика человека Текст. / П.К. Гречко. М.: Изд-во УДН, 1988.-152 с.
63. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики Текст. / Л.П. Гримак. -М., 1989.-319 е.; Киев, 1990.-143 с.
64. Громов, Е. Художественное творчество Текст. / Е. Громов. М., 1970.-66 с.
65. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С. Гуревич. — М.:
66. Аспект-Пресс, 1994. 317 с.
67. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия Текст. / Э.Гуссерль //Вопросы философии. 1986.-№3.-С. 101-128.
68. Гуссерль, Э. Избранные работы Текст. / Э. Гуссерль. — М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. 464 с.
69. Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика Текст. / В.В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 52-59.
70. Данин, Д. Нильс Бор Текст. / Д. Данин. М., 1978. - 126 с.
71. Двенадцать лекций по философии Текст. / К.Н. Любутин, И .Я. Лойфман; отв. ред. В.В. Ким [и др.]. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1996.-228 с.
72. Демин, М.В. Природа деятельности Текст. / М.В. Демин. М., 1984. - 168 с.
73. Деятельность: теории, методологии, проблемы Текст. М., 1990. -368 с.
74. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы Текст. М., 1990.-180 с.
75. Диалектическое противоречие Текст. М., 1979. - 343 с.
76. Диалектика и теория творчества Текст. М., 1987. - 198 с.
77. Диалектика познания и бессознательного Текст. Л., 1988. - 159 с.
78. Диалектика свободы как творчества Текст. Алма-Ата, 1989.-229 с.
79. Диалектика творческой деятельности Текст. Воронеж, 1989. - 192 с.
80. Диалектика общественного развития Текст. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 264 с.
81. Дмитриев, Е.В. Социальная природа творческого мышления Текст. / Е.В. Дмитриев. Минск, 1989. - 95 с.
82. Дубровский, Д.И. Проблема идеального Текст. / Д.И. Дубровский. -М., 1983.-228 с.
83. Дышлевский, П.С., Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности Текст. /П.С. Дышлевский, JI.B. Яценко. Воронеж, 1986. - 209 с.
84. Евсеев, А.В. Философское понимание научного творчества Текст. : аналитический обзор / А.В. Евсеев; Санкт-Петербургский гос. технол. ун-т. СПб., 1995.-27 с.
85. Зайцева, А.А. Методологические проблемы социального творчества Текст. / А.А. Зайцева. М., 1990. - 115 с.
86. Зинченко, В.П. Образ и деятельность Текст. / В.П. Зинченко. — М., 1997.-607 с.
87. Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество Текст. / А.Я. Зись. М. 1987. - 254 с.
88. Зоммерфельд, А. Пути познания в физике Текст. / А. Зоммерфельд. -М.: Наука, 1973.- 318 с.
89. Иванов, В.П. Человеческая деятельность — познание искусство Текст. / В.П. Иванов. - Киев: Наукова думка, 1977. - 251 с.
90. История современной зарубежной философии: компаративистский подход Текст. СПб., 1997. - 480 с.
91. Из «Дневника» А. Довженко Текст. // Правда. 1983. - № 254. - 11 сентября.-С. 12-16.
92. Ильенков, Э.В. Искусство и коммунистический идеал Текст. / Э.В. Ильенков. -М.: Искусство, 1984. 349 с.
93. Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
94. Ильенков, Э.В. О «специфике» искусства Текст. / Э.В. Ильенков // Вопросы эстетики. Вып. 4. — М.: Искусство, 1960. — С. 37-45.
95. Ильенков, Э. Об эстетической природе фантазии Текст. / Э.В. Ильенков // Вопросы эстетики. Вып. 6. М.: Искусство, 1964. - С. 2532.
96. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта Текст. / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 2003. — 448 с.
97. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека Текст. / И.А. Ильин. В 2-х т. М.: Русская книга, 2002. - Т. 1: Учение о боге. - 448 е.; Т. 2: Учение о человеке. — 608 с.
98. Каримский, A.M. Философия истории Гегеля Текст. / A.M. Каримский. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 270 с.
99. Категории «закон» и «хаос» Текст. / Отв. ред. М.А. Парнюк. Киев, 1987.-294 с.
100. Коган, В.Э., Уханов, В.А. Человек: информация, потребность, деятельность Текст. / В.Э. Коган, В.А. Уханов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. — 192 с.
101. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. /М.С. Коган. М., 1974. - 255 с.
102. Калошина, Т. Структура и механизмы творческой деятельности Текст. / Т. Калошина. М., 1983.- 168 с.
103. Кареев, Н.И. Мысли о сущности общественной деятельности Текст. / Н.И. Кареев. СПб., 1996. - 154 с.
104. Карпинская, Р.С., Лисеев, И.К., Огурцов, А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия Текст. / Р.С. Карпинская [и др.]. М.: Интерпракс, 1995.-351 с.
105. Касабеков, А.К. Социальная деятельность и социальное познание: проблема единства Текст. / А.К. Касабеков. Алма-Ата, 1987. - 182 с.
106. Кветной, М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. (Социологический аспект) Текст. / М.С. Кветной. Саратов, 1974.-224 с.
107. Клаус, Г. Кибернетика и философия Текст. / Г. Клаус. М.: Иностранная литература, 1963. —531 с.
108. Краткая философская энциклопедия Текст. — М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994. 576 с.
109. Коршунов, A.M. Познание и деятельность Текст. / A.M. Коршунов.1. М., 1984.-142 с.
110. Козовой, В.М. Поль Валери в поисках интеллектуального универсализма Текст. / В.М. Козовой // Вопросы философии. 1972. -№ 2.-С. 99-112.
111. Копнин, П.В. Диалектика как логика и теория познания Текст. / П.В. Копнин. М., 1973. - 324 с.
112. Куртц, П. Искушение потусторонним Текст. / Пол Куртц. М.: Академический проект, 1999.- 601 с.
113. Кузнецов, П.Г. «Его действительное открытие .» Текст. / П.Г. Кузнецов // Мыслители отечества: Подолинский Сергей Андреевич. -М.: Ноосфера, 1991. С. 7-10.
114. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
115. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Текст. / В.И. Ленин; изд. 5-е. Т. 29: Философские тетради. М.: Политиздат, 1980. - 782 с.
116. Летунова, О.В. Понятие агональной деятельности Текст. / О.В. Летунова И Теория и история. 2007. - № 1. — С. 125-131.
117. Лешкевич, Т.Г. Философия науки Текст. : учебное пособие для аспирантов и соиск. учен, степени / Т.Г. Лешкевич. М.: ИНФРА-М, 2005.-272 с.
118. Лифшиц, М.А. Об идеальном и реальном Текст. / М.А. Лифшиц // Вопросы философии. 1984. - № 10. - С. 64-82.
119. Лифшиц, М. Маркс К. Искусство и общественный идеал Текст. / М. Лифшиц.-М.: Художественная литература, 1979.- 471 с.
120. Лихачёв, Д.С. Об актуальной проблеме общения в современном искусствознании Текст. / Д.С. Лихачев // Искусство и общение. Л., 1984.-С. 52-65.
121. Лотман, Ю.М. Феномен культуры Текст. / Ю.М. Лотман // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3-х т. Т. 1. М., 1992. - С. 112-155.
122. Лукач, Д.К Онтологии общественного бытия Текст. / Д.К. Лукач.
123. М.: Прогресс, 1991. 412 с.
124. Лукач, Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества Текст. / Д. Лукач. М.: Наука, 1987. - 616 с.
125. Любутин, К.Н., Пивоваров, Д.В. Диалектика субъекта и объекта Текст. / К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1993. - 415 с.
126. Майр, Э., Айала, Ф., Дикерсон, Р. и др.. Эволюция [Текст] / Э. Майер [и др.]. — М., 1981.- 71 с.
127. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс; 2-е изд. Т. 43. М.: Политиздат, 1976. - 617 с.
128. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс; 2-е изд. Т. 47. М.: Политиздат, 1980. - 684 с.
129. Маркс, К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Госполитиздат, 1956. — 689 с.
130. Маркс, К. Конспект книги Джеймса Милля «Основы политической экономии». Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. М.: Политиздат, 1974. - С. 41-174, 540.
131. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Мамардашвили. М.: Прогресс-Культура, 1992. - 415 с.
132. Марченко, Т.А. Потребность как социальное явление Текст. / Т.А. Марченко. М.: Высшая школа, 1990. - 128 с.
133. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории Текст. — М.: Политиздат, 1980. 287 с.133.'Менделеев, Д.И. Заветные мысли Текст. / Д.И. Менделеев. М.: Советская Россия, 1991. - 589 с.
134. Меласс, В.Б. Переживание и действие как категории социальной философии Текст. / В.Б. Меласс // «Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура»: материалы научной конференции. Ч. 1. — СПб., 1994.-С. 63-64.
135. Межуев, В.М. Культура как философская проблема Текст. / В.М. Межуев // Вопросы философии. 1982. - № 10. - С. 52-53.
136. Михайлова, Е.П. Мыслительно-коммуникативная деятельность человека и ее социобиологическая детерминация Текст. / Е.П. Михайлова. М., 1995. - 255 с.
137. Мир философии. Книга для чтения Текст. В 2-х ч. Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991 - 672 с.
138. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы Текст. / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1995. - № 1. -С. 3-31.
139. Момджян, К.Х. Социум. Общество. История Текст. / К.Х. Момджян. -М.: Наука, 1994.-239 с.
140. Момджян, К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие Текст. / К.Х. Момджян. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 288 с.
141. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей Текст. / Н.В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
142. Мухин, В.И., Новиков, В.К. Информационно-психологическое оружие Текст. / В.И. Мухин, В.К. Новиков. М., 1998. - 189 с.
143. Мыслители Отечества: Подолинский Сергей Андреевич Текст. М.: Ноосфера, 1991.-360 с.
144. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры Текст. / А.П. Назаретян. М.: Объединение «Книжник», 1995. -163 с.
145. Основы теории речевой деятельности Текст. / Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. - 368 с.
146. Панкратов, А.З. Деятельность: субъективное отношение к объективному миру Текст. / А.З. Панкратов. Киев: Высшая школа. Головное изд-во, 1989. - 159 с.
147. Панарин, И., Панарина, Л. Информационная война и мир.
148. Информационное противоборство в современном мире Текст. / И. Панарин, JI. Панарина. М.: Олма-Пресс, 2003. - 384 с.
149. Парсонс, Т. Человек в современном мире Текст. / Т. Парсонс. М.: Прогресс, 1985.-430 с.
150. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем Текст. / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. -С. 448-464.
151. Петцольдт, И. Проблема мира с точки зрения позитивизма Текст. / И. Петцольдт. СПб., 1909. - 267 с.
152. Подолинский, С.А. Социализм и единство сил природы Текст. / С.А. Подолинский // La Plebe. 1881- № 3. - 11 с.
153. Поршнев, Б.В. О начале человеческой истории Текст. / Б.В. Поршнев. М.: Фэри-В, 2006. - 263 с.
154. Поппер, К. Логика и рост научного знания Текст. / К. Поппер. — М., 1978.-224 с.
155. Платон. Собр. соч. Текст. / Платон. В 4-х т. Т. 3. — М.: Мысль, 1990 -1994. 655 с.
156. Поросёнков, С.В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения Текст. / С.В. Поросёнков. — Пермь: Пермский государственный университет, 2002. 408 с.
157. Плеханов, Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю Текст. / Г.В. Плеханов. — М.: Политиздат, 1949. 234 с.
158. Плотников, В.И. Дух и его культурно-исторические модификации Текст. / В.И. Плотников // «Духовность и культура: духовность мироотношения»: материалы Всероссийской конференции. -Екатеринбург: УрГУ, 1994. С. 4-29.
159. Пригожий, И. Переоткрытие времени Текст. / И. Пригожий // Вопросы философии. 1989. - № 8. - С. 3 -19.
160. Пригожий, И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожий //
161. Вопросы философии. — 1991. № 6. - С.56-52.
162. Пришвин, М. Из дневников (1930-1934 гг.) Текст. / М. Пришвин // Литературная учёба. — 1981. -№ 1. С. 124-141.
163. Прохоров, М.М. Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: анализ философских оснований Текст. / М.М. Прохоров. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. -197 с.
164. Протасеня, П.Ф., Белякович, Н.Н. Социальная активность как общественное явление Текст. / П.Ф. Протасеня, Н.Н. Белякович // Философские науки. 1978. - № 1. - С. 30-38.
165. Психологические механизмы целеобразования Текст. М.: Наука, 1977.-259 с.
166. Расторгуев, С.П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика Текст. / С.П. Расторгуев. М.: Гелиос АРВ, 2006. - 240 с.
167. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки Текст. / Г. Риккерт. -Санкт-Петербург: Наука, 1997. 532 с.
168. Розин, В.М. Культурно-историческая и психологическая рефлексия научного творчества Текст. / В.М. Розин // Мысли о мыслях. Т. 1. -Новосибирск, 1995. С. 205-226.
169. Розин, В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии Текст. / В.М. Розин // Вопросы философии. 2001. - № 2. - С. 96-106.
170. Рунин, Б.М. О психологии импровизации Текст. / Б.М. Рунин //Психология процессов художественного творчества. Сборник. Л., 1980.-С. 45-57.
171. Родчанин, Е.Г. Научное и художественное познание истины Текст. / Е.Г. Родчанин. Киев. 1982. - 122 с.
172. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. О месте психического вовсеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
173. Рубинштейн, C.J1. Проблемы общей психологии. Человек и мир Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
174. Семенов, В Л. Диалектика понятий «творчество» и «культура» в философии Н.А.Бердяева Текст. / B.JI. Семенов // Диалектика и культура: тезисы, доклады межвуз. науч. конф. — Пермь, 1991.-С. 146-148.
175. Семенов, В.В. Кооперация деятельности система с рефлексией Текст. / В.В. Семенов // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987. -С. 228-235.
176. Социально-философские и гуманитарные проблемы качества деятельности Текст. // «Качество деятельности общественного прогресса»: тез. докл. Всесоюз. науч. конф.; отв. ред. В.В Пан [и др.]; Омский гос. ун-т. — Омск, 1990. 181 с.
177. Современная западная философия: Словарь Текст. М.: Политиздат, 1991.-414с.
178. Степанян, Э.Х. Общественные отношения, сознание, деятельность Текст. / Э.Х. Степанян // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1976. -№6.-С. 4-5.
179. Тарасов, Б. Интеллектуальный «демонизм» и поэтическая «гимнастика» Текст. / Б. Тарасов // Вопросы литературы. 1978. — № 6.-С. 182-194.
180. Титов, В. Игра в жизнь. О виртуальной реальности Текст. / В. Титов. -М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. 15 с.
181. Уайтхед, А. Избранные работы по философии Текст. / А. Уайтхед. -М.: Прогресс, 1990. 716 с.
182. Уемов, А.И. Вещи, свойства и отношения Текст. / А.И. Уемов. М.: Изд. АН СССР, 1963.-184 с.181.182183184185,186187,188189190191192193,194,195.
183. Украинцев, Б.С. Самоуправление систем и причинность Текст. / Б.С. Украинцев. М.: Мысль, 1972.-254 с.
184. Фейнман, Р. Фейнмановские лекции по физике Текст. / Ричард Фейнман; 3-е изд. М .: Мир, 1977. - 439 с.
185. Фейербах, JI. Основные положения философии будущего Текст. / JT. Фейербах // Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-хт.-М., 1955.- Т. 1.- С. 135-202.
186. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М., 1998. - 576 с.
187. Философские вопросы теории творчества Текст. // Межвуз. сб. научн. трудов. Саратов. - 1992. — 135 с.
188. Флоренский, П. Богословский вестник Текст. / П. Флоренский. — 1914. №4.-532 с.
189. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли Текст. / П.А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 446 с.
190. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины Текст. / П.А. Флоренский. В 2-х т. Т. 1. М.: Правда, 1990. - 839 с. Фофанов, В.П. Социальная деятельность как система [Текст] / В.П. Фофанов. - Новгород, 1981. - 304 с.
191. Франк, C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992. - 511 с.
192. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой Текст. / 3. Фрейд // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. - С. 66-135. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: ООО «Попурри», 2000. - 672 с.
193. Фромм, Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм. М.: ACT, 2006. - 314 с.
194. Хайдеггер, М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993.-447 с.
195. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука,2002.-451 с.
196. Хайдеггер, М. Истоки художественного творения Текст. / М. Хайдеггер // Зарубежная эстетика и теория культуры XIX-XX вв. -М., 1987.- С. 264-312.
197. Хёсле, В. Гении философии Нового времени Текст. / В. Хесле. М.: Наука, 1992. - 224 с.
198. Человек: философские аспекты сознания и деятельности Текст. -Минск, 1989. 206 с.
199. Чинакова, Л.И. Социальный детерминизм Текст. / Л.И. Чинакова. -М.: Наука, 1985.- 159 с.
200. Чуешов, В.И. Введение в современную философию Текст. / В.И. Чуешов. Минск: Тетра Системе, 1998. - 128 с.
201. Шеллинг, Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг. СПб.: Наука, 1998. -397 с.
202. Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг. В 2 т. М.: Мысль, 1987-1989.-637с.
203. Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности Текст. / Л. Шестов. М.: Захаров, 2000. - 173 с.
204. Шилков, Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности Текст. / Ю.М. Шилков. СПб., 1992. - 185 с.
205. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов Текст. / А. Эйнштейн. В 4-х т. Т. 2.-М.: Наука, 1966. 878 с.
206. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения Текст. / С.М. Эйзенштейн. В 6 т. Т. 3. М.: Искусство, 1964. - 462 с.
207. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон Текст. В 12 т. Т. 6. К-Л. М.: Большая Росс. Энциклопедия, 1997. - 863 с.
208. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э.Г. Юдин. М., 1978.-220 с.
209. Яблоков, А.В., Юсуфов, А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм)
210. Текст. / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. — 335 с.
211. Язык и моделирование социального взаимодействия Текст. / Сост. В.М. Сергеева, П.Б. Паршина. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
212. Яковлев, В.А. Диалектика творческого процесса в науке Текст. / В.А. Яковлев. М., 1989. - 128 с.
213. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс; 2-е изд. -М.: Республика, 1994. 527 с.
214. Литература на иностранных языках
215. Barrow, L., Tipler, F.J. The entropic cosmological principle Text. / L. Barrow, F.J. Tipler. Oxford: Clarendon press, 1986. - XX, 706 p.
216. Dreed, W.B. Beyond the Big Bang: Quantum cosmologies and God Text. / W.B. Dreed. La Salle (Ull.): Open Court, 1990. - XV, 323 p.
217. Custance, A.C. Evolution or Creation? Text. / A.C. Custance. Michigan: Zondervan Corporation, 1976. - 329 p.
218. Evolution of order and chaos in physics, chemistry and biology: Proc. of the Intern, symp. on synergetics at Schloss Elman, Bavaria, Apr. 26 — May 1, 1982 Text. / Ed. H. Haken. Berlin, 1982. - 287 p.
219. Jantsch, E. The self-organizing universe: Scienc and human implications of the emerging paradigm of evolution Text. / E. Jantsch. Oxford, 1980. -XVII, 343 p.
220. Maturana, H.R., Varela, F.J. Autopoiesis and cognition Text. / H.R. Maturana, F.J. Valera. Dordrecht: Reidel, 1980. - XXX, 141 p.
221. Moreland, J. Christianity and the Nature of Science. A philosophical Investigation Text. / J. Moreland. — Michigan: Grand Rapid, 1990. 2701. P
222. Moody, R. Life after Life Text. / R. Moody. Covington: Mockingbird Books, 1975.-350 p.
223. Hick, J. An interpretation of religion: Human responses to the transcendent Text. / J. Hick. Basingstoke; Macmillion, 1989. - XVI, 412 p.
224. Self-organization and managment of social systems: Insights, promises, doubts and questions Text. / Ed. H. Ulrich. В.: Springer, 1984. — 115 p.
225. Steger, E.E. The many dimensions of the human person Text. / E.E. Steger. N-Y.: Lang, 1990. - 204 p.
226. Winter, S. Heideggers Bestimmung der Metaphisik Text. / S. Winter. -Freiburg; Munchen: Alber, 1993. 264 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.