Праздник как средство самосохранения социальной группы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бурменская, Дарима Баировна

  • Бурменская, Дарима Баировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Бурменская, Дарима Баировна. Праздник как средство самосохранения социальной группы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чита. 2011. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бурменская, Дарима Баировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Социально-философский анализ сущности праздника.

1.1 Методологические основы изучения проблемы праздника

1.2 Историко-философский анализ исследований праздника.

1.3 Возникновение праздника как средства самосохранения социальной группы.

Глава 2. Консервативная сущность праздника.

2.1. Социальные функции праздника.

2.2. Праздник как особая форма связи социальной группы и индивида

2.3. Роль традиционных праздников в современном мире в условиях глобализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Праздник как средство самосохранения социальной группы»

Актуальность темы исследования. В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.

На рубеже XX—XXI вв. в условиях переориентации российского общества на Запад, так называемой «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов, роль праздника в жизни общества приобретает большое значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой парадигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Такое состояние российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию новых данных, проведение социально-философского исследования феномена праздника.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного анализа феномена праздника как средства консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и сохранения национальных культурных традиций. В условиях социальной нестабильности необходимо исследовать сущность праздника, его роль в функционировании и сохранении целостности структуры общества. Важно проследить взаимосвязь трансформаций самого праздника, его основных функций и празднующей социальной группы. Особенный интерес у ученых вызывают формы празднования, характер изменений межличностных и межгрупповых связей.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ феномена праздника носит сложный многоаспектный характер. Зарубежные исследователи данной проблемы К. Жигульский, Н. О. Мизов осмысливают праздник в русле культурологии; Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер - этнографии и социокультурной антропологии. Они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р.Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, М. Мид, М. Мосс, А. Радклифф-Браун. Теоретическое осмысление праздника как игры представил к*

И. Хейзинга. Большой интерес представляют труды зарубежных философов Р. Генона, Г. Кокса, Й. Пипера, Р. Стронга, Д. Томпсона, Г. Янга и др., занимавшихся исследованием различных аспектов праздника.

Изучение праздника в отечественной научной традиции ведется достаточно давно. Начало этому было положено еще в XIX в, а затем продолжилось в 20-е годы XX в. В этот период появилось немало интересных идей относительно природы праздника. Однако ни в 20-е годы, ни в последующий период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздников. По мнению О.Л.Орлова, в 40-е и 50-е годы ученые не проявляли инициативы в разработке своих представлений о празднике1.

В хронологическом плане, в исследованиях праздника отечественной наукой можно выделить следующие этапы: исследования дореволюционного периода (XIX в. и начала XX в.), представители которого пользовались преимущественно описательно-эмпирическим методом в своих работах; исследования советского периода (XX в.), в котором ученые изучали праздник в рамках теоретических концепций; исследования постсоветского периода (конец XX и начало XXI вв.).

1 См.: Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. СПб.: Нестор, 2003. С. 15 4

В содержательном плане можно отметить, что исследованием праздника и праздничной культуры занимались, в первую очередь, этнографы и антропологи, затем искусствоведы, театроведы, педагоги, а также филологи, психологи, религиоведы, историки, культурологи. Разработки по данной проблеме велись этнографами: Е. В. Аничковым,

A. К. Байбуриным, Т. А. Бернштам, Ф. И. Буслаевым, А. Н. Веселовским,

B. Ф. Миллером, А. Ф. Некрыловой, А. А. Потебней, И. П. Сахаровым, И. М. Снегиревым, А. В. Терещенко, В. И. Чичеровым; фольклористами и культурологами: А. Н. Афанасьевым, В. П. Исаенко, В. А. Ленинцевой, М.В.Литвиновой, О.Л.Орловым, В.Я.Проппом; педагогами: Д. М. Генкиным, С. В. Герасимовым, А. Д. Жарковым, С. В. Спиридоново й; историками: А. В. Мельник, А.В.Фроловой; искусствоведами: Р. Е. Маркиным, А. И. Мазаевым и др. Комплексный подход к изучению феномена праздника представлен в рамках праздничного пространства-времени М. М. Бахтиным, А. В. Гуревичем.

Праздник как социально-педагогический феномен и как средство манипуляции рассматривается в рамках марксистской методологии в СССР (Я. П. Белоусов, М. Д. Довбуш, Л. С. Лаптева, Д. С. Лихачев, А. С. Ляшок, А. М. Панченко, В. А. Руднев, Д. М. Угринович).

В последние годы (вторая половина XX в. и начало XXI в.) в эту работу активно включились философы (И. В. Гужова, И. И. Пронина, Н. Н. Хабибуллина) и социологи (А. В. Бенифанд, Т. Н. Бояк, Г.Г.Карпова,), для которых праздник интересен в связи с проблемой взаимоотношения личности и общества, общественной жизни и досуга. Определенное осмысление праздника представлено в социологии потребления (В. И. Ильин).

Несмотря на столь обширный опыт изучения феномена праздника, как в отечественной, так и в зарубежной научной мысли все еще ощущается недостаток теоретических работ социально-философского содержания, которые могут раскрыть сущность праздника, его место и выполняемые функции в обществе, социальную значимость как средства объединения и сохранения социальной группы. Поэтому попытка системного анализа содержания праздника, его основных социальных функций с опорой на уже накопленный опыт предыдущих поколений ученых с привлечением с этой целью некоторых новых идей, источников, материалов представляется достаточно актуальной, особенно в наши дни, в условиях активного включения в процесс глобализации всего мирового сообщества.

Объект исследования — праздник как социальный феномен. Предметом диссертационного исследования являются сущностные черты и функции праздника, способствующие самосохранению социальной группы.

Цель диссертационного исследования - социально-философский анализ феномена праздника, выявление его функций, которые способствуют самосохранению социальной группы.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

• осуществить теоретико-методологический анализ научных подходов к изучению феномена «праздник» в истории науки;

• проанализировать ценностные концепции возникновения и функционирования праздника, раскрыть роль праздника в коллективе; осуществить анализ существующих типологий праздника;

• выявить предпосылки возникновения праздника и проследить его историческую эволюцию и трансформацию его составляющих;

• осуществить анализ основных социальных функций праздника, выделить среди них функции, способствующие самосохранению общественной группы, разработать авторскую типологию праздника;

• рассмотреть праздник как одну из основных форм связи группы и индивида, раскрыть механизм этой связи;

• выявить и проанализировать основные тенденции и особенности функционирования и развития традиционного праздника в современном обществе в условиях глобализации. Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы применялись социально-философский, исторический, системный, функционалистский, междисциплинарный подходы.

Многоаспектный характер предмета исследования и неоднородность использованного в работе теоретического и эмпирического материала обусловили сочетание методов сравнительно-исторического и системно-структурного анализа, что позволило нам рассмотреть праздник как комплексное явление с определенной степенью преемственности и развития культуры. Были уточнены логика развития, закономерности и механизмы динамики праздничной культуры с позиций синхронии и диахронии, при сохранении социально-философской аналитики.

Метод типологизации был использован для построения общей картины основных подходов к изучению праздника.

При описании праздничной обрядности и анализе источников на иностранном языке (в том числе контент-анализе аутентичных материалов) автором использовался личный опыт переводческой деятельности.

Данное исследование базируется на принципах историзма, целостности и взаимодополнительности. Научная новизна исследования. 1. Выделены и проанализированы теоретические подходы к изучению явления «праздник», выделена главная сущностная черта праздника с точки зрения его функциональности. Уточнено определение понятия «праздник».

2. Рассмотрены основные ценностные концепции праздника, проанализированы теоретические модели праздничной культуры. Обоснована суггестивная концепция праздника.

3. Праздник, наряду с такими явлениями, как язык, социализация и инкультурация, представляет собой одно из наиболее важных средств самосохранения социальной группы. Раскрываются естественные предпосылки праздника - потребности в общении и самосохранении группы.

4. Исследованы основные социальные функции праздника. Обоснована ведущая роль консервативной функции в сохранении целостности, структуры и межличностных связей общественной группы. Предложен вариант авторской типологии праздника как социального феномена, основанный на типе сохраняемой группы.

5. Праздник рассматривается как одна из основных форм связи социальной группы и индивидов, и раскрывается механизм этой связи.

6. Проанализированы основные тенденции трансформации праздника в условиях глобализации как объективного биполярного процесса, его роль в жизни социальной группы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Праздник рассматривается как синкретическое единство традиций, ритуалов, обычаев,'зрелищ, обрядов, игр, торжеств, карнавалов и т.д. Праздник является одной из самых широких форм праздничной культуры, которая во время своей самореализации воспроизводит своеобразную организацию социальной группы со своими функциями и задачами. Празднования общенародных, общенациональных торжеств небольшой социальной группой является подтверждением того, что празднующая группа индивидов принадлежит данной общности.

2. Сущность праздника заключается в самосохранении социальной группы, а качественным отличием его является обязательное коллективное действие. Механизмом обеспечения целостности группы является коллективная суггестия, воздействующая на физическое и психическое состояние членов коллектива.

3. Генезис праздника удовлетворял социально-коммуникативные потребности и индивида, и группы. Архаичный праздник представлял собой способ ритуально-символической трансляции исторического опыта, социального самосохранения группы, социальной самоидентификации группы. Естественной предпосылкой праздника являются потребности в общении и сохранении коллектива, противопоставление понятий «мы» и «они». Реализация этих потребностей приносит человеку чувство удовлетворения.

4. Праздник — полифункциональное явление, базовым основанием которого является реализация совокупности его социальных функций. Доминирующей является консервативная функция праздника, как охранного фактора структурной целостности и жизнеспособности группы. На основании консервативной функции обосновывается вариант типологизации праздников, который выделяет следующие критерии сохраняемой группы. По масштабу выделяются праздники, сохраняющие большие и малые группы; а по степени разделения праздника общественной группой выделяются праздники, сохраняющие либо целую группу, либо ее часть.

5. Механизмы праздничной связи группы и индивида проявляются в обязательном участии индивида в коллективных ритуальнообрядовых мероприятиях, в «канализации» негативной энергии индивидов, в общем консолидирующем смехе, в физическом контакте тел (массовости праздничных мероприятий), в запрете на будничные формы деятельности во время праздника, в наказании за несоблюдение этого запрета. Связь группы и индивидов также осуществляется в такой необычной форме «праздника наоборот», как похороны.

6. В настоящее время наблюдается тенденция создания наднациональных праздников и взаимопроникновения праздничной обрядности разных народов и государств, «стирания» границ между праздничными культурами. Постепенное исчезновение этнических особенностей праздников приводит к объединению палитры праздников, необратимой потере целых пластов культуры. В современном динамично развивающемся обществе традиционные праздники вопреки глобализационным процессам выступают как средство консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и национальных культурных традиций.

Теоретическая и' практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного социально-философского знания, а именно таких его аспектов, как межличностные и межгрупповые связи, самосохранение социальной группь1, взаимосвязь личности и общества; могут использоваться в качестве методологической основы при разработке социально-философских, социологических, антропологических, культурологических исследований по проблеме праздника.

Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в' исследовании широкого спектра проблем социальной философии.

Актуальность темы исследования позволяет использовать результаты диссертационного исследования при составлении методических пособий, а также при чтении специальных, элективных и учебных курсов по философии, культурологии, религиоведению и страноведению, при разработке различных социальных программ, проектов, социологических исследований, а также в практической деятельности по гармонизации межгрупповых отношений различного масштаба.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования опубликованы в сборниках материалов по итогам следующих конференций: региональной научно-практической конференции «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе» (Чита, 2006), X Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2007), Международной научной конференции «Мир кочевых цивилизаций: -история и современность» (Чита, 2007), II Международной научно-практической конференции (Самара, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире» (Чита, 2009), Международной научно-практической конференции (Иркутск, 2009), Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (Красноярск, 2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бурменская, Дарима Баировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного диссертационного исследования нами был проведен анализ содержания и структуры праздника как многоаспектного социально-философского феномена. Праздник является своеобразным зеркалом социальных противоречий, в нем отражаются возникновение, забвение, возрождение национальных традиций, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, общественным сознанием и объективными реалиями действительности. Праздник также является универсальным средством передачи социального опыта из поколения в поколение. В условиях глобализационных процессов они кочуют из одних национальных культур в другие, меняя при этом семантику. По этой причине исследование праздника логично и необходимо проводить с предпосылок возникновения данного явления.

Для того чтобы проникнуть в сложную природу феномена праздника, необходимо оставить в стороне описательные методы исследования и умозрительные концепции, основывающиеся на интуиции и поверхностных наблюдениях. Самым реальным и верным нам представляется путь анализа практики, а также воззрений, формировавшихся в ходе эволюционного развития праздника, так как они в той или иной мере отражают и теоретические, и практические проблемы своего времени. Тем самым, они позволяют извлечь «теорию праздника» из самой его истории, а не из абстрактных формул и общих рассуждений. Определенная сложность при достижении цели диссертации состояла в возможности «уйти» полностью в сферу этнографии, социологии и культурологии, следуя за другими именитыми исследователями праздника. Поэтому мы старались придерживаться поля социальной философии, чего требовала цель исследования, и не отходить от осмысления социальной сущности праздника.

На основе контент-анализа литературных источников была достигнута цель диссертационного исследования, которая заключалась в социально-философском анализе феномена праздника и определении его сущности, места в жизни человеческого коллектива и социальных функций праздника, способствующих его самосохранению

Достижение цели в процессе последовательного решения поставленных в диссертационном исследовании задач позволило сделать следующие выводы. Понимание сущности феномена праздника эволюционировало вместе с развитием мировой культуры и общественной мысли. Лингвистический и этимологический анализ исследуемого материала позволяет раскрыть сущность праздника на синхроническом и диахроническом уровнях. На основе концептуализации понятия «праздник» и анализа основных теоретических концепций праздника в исследовании было выявлено, что главной сущностной характеристикой праздника как комплексного феномена является не только консолидация, интеграция индивидов, но и социальное самосохранение группы. Сформировавшаяся группа способна существовать и после окончания праздника в латентном состоянии. Обязательность группового участия в празднике обеспечивается механизмами коллективной суггестии, которая воздействует и на физическое, и на психическое состояние индивидов. На наш взгляд, приведенное осмысление сущности и качества праздника может считаться предпосылкой формирования единой теории праздника, отражающей его социальную специфику.

Огромное количество больших и малых праздников в научной литературе классифицируется в отдельные группы согласно различным критериям и признакам. В диссертационном исследовании нами была предложена авторская классификация праздников, способствующая раскрытию сущности праздника как социального феномена и базирующаяся на критерии размера группы, которую они сохраняют.

Например, выделяются праздники, сохраняющие большие (этносы, народы) и малые (семью, трудовой коллектив) группы. Также критерием разделения праздников служит степень общественной значимости праздника для членов группы, степень участия и разделения ценности данного праздника. Здесь мы выделяем праздники, сохраняющие либо целую группу (Новый год - поддерживает единство всех, кто признает данный календарь), либо какую-то ее часть (например, День Святого Валентина) разделяет только часть больших и малых групп. Религиозные праздники могут относиться к первому типу, если государство имеет одну конфессию, или ко второму типу, если оно поликонфессиональное. Ко второму типу относятся и этнические праздники в многонациональной стране. Праздники второго типа сохраняют группу внутри группы и, при отсутствии терпимости, могут привести к конфликтным ситуациям.

Отметим, что сложность построения четкой иерархии, типологии праздников объясняется многоаспектностью феномена.

Генезис и историография праздника доказывают, что естественными предпосылками праздника выступают социально-коммуникативные потребности коллектива, противопоставление понятий «мы» и «они». Праздник являлся способом ритуально-символической трансляции исторического опыта, самосохранения группы, самоидентификации индивида в коллективе и данной группы среди других сообществ.

Праздник представляет собой один из самых эффективных способов манипулирования и регуляции поведения человеческого коллектива. Он объединяет группу и индивида посредством обязательного участия индивида в коллективных ритуально-обрядовых мероприятиях, «канализации» негативной энергии индивидов, физического контакта индивидов, запрета на будничные формы деятельности во время праздника, а также посредством консолидирующего праздничного смеха. Последний неразрывно связан с плачем, праздничное веселье — с грустью. В диссертационном исследовании были проведены параллели между формой и содержанием праздника и похорон и сделаны выводы, что в некоторых случаях похороны можно условно назвать «праздником наоборот», так как установленный порядок обрядовых действий может совпадать: совместное застолье, общение, музыка, состязания и т. п. Похороны и свадьбы объединяет общая ритуальная основа. Способ и порядок похоронных, погребальных и свадебных действий строго канонизированы и не всегда поддаются рациональному объяснению. Отметим, что причины, объединяющие людей, абсолютно разные: торжественное событие и совместное горе, трагедия. Так как ритуал является родовым понятием по отношению к празднику, то и «праздник наоборот» выполняет ту же функцию объединения и сохранения группы.

В диссертации мы постарались раскрыть социальную сущность праздника через его функции. Структурно-функциональный анализ позволил нам эксплицировать праздник как социальный институт, выполняющий такие функции, которые выходят далеко за рамки самой праздничной деятельности. В работе мы пришли к выводу, что функция подтверждения социального статуса, а также воспитательная, интегративная и консервативная функции наиболее полно раскрывают смысл праздника как социального феномена. Консервативная функция выступает в роли охранного фактора структурной целостности, жизнеспособности самой группы и фактора обеспечения внутригрупповых отношений, которые сильнее и прочнее межгрупповых.

В условиях глобализации актуализируется значение интегративной и консервативной функций праздника. Праздники обеспечивают консолидацию и самоидентификацию людей в коллективе через их непосредственное совместное участие в торжествах. Кроме того, они способствуют выработке общих идеалов и ценностей, придают чувство защищенности, солидарности с коллективом.

В результате проведенного социально-философского анализа праздника нами было доказано, что каждый праздник ориентирован на подтверждение групповой принадлежности индивида к определенной профессии, религии, нации, субкультуре и др. В государствах, переживающих социально-культурные катаклизмы, особенно остро стоит вопрос о росте значения этнической идентичности в современном обществе. На наш взгляд, традиционный праздник можно с полной уверенностью отнести к начальной и одной из самых эффективных форм этнической социализации, и к одним из действенных механизмов конструирования социальной идентичности. Более того, в условиях глобализации традиционные праздники актуализируют механизмы самосохранного поведения членов одной группы посредством этноцентрических установок.

Одновременно с этим, важной тенденцией современной праздничной культуры является тенденция к частичной унификации и интеграции праздников, появлению наднациональных, надконфессиональных праздников. Качественные изменения в сфере функционирования праздников обусловлены разными причинами: виртуальная и психологическая открытость границ между государствами, взаимовлияние культур разных народов, тенденция к созданию единой мировой моды на образ жизни, одежду, еду, искусство и др.

Праздник как социально направленный феномен является актуальным, востребованным независимо от периода исторического развития общества и от типа культуры. Основная функция праздника -консервативная — отражает социальную сущность праздника и заключается в самосохранении общественной группы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурменская, Дарима Баировна, 2011 год

1. Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1983. 232 с.

2. Азроянц Э. А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию?: Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: Новый век. 2002. 112 с.

3. Алтаргана: живучий цветок бурятской степи расцветёт в Улан-Удэ // Угай зам. Вып. № 16. 2006.

4. Алхазова Н. Д. Кройтореску Л. И. В королевстве, где говорят по-английски: Обычаи, традиции, праздники. Кишинев: Штинца, 1989. 224 е.: ил.

5. Arakin, V. D., Vigodskaya Z. S., Iljina N. N. ENGLISH-RUSSIAN DICTIONARY (Аракин И. Д., Выгодская 3. С., Ильина Н. Н. Англо-Русский словарь). М.: Russky Yazyk Publishers, 2000. 592 с.

6. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. Л., 1966. 243 с.

7. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1914.

8. Аристотель. Этика, Политика, Риторика, Поэтика, Категории. Минск: Литература, 1998. 1392 с. (Классическая философская мысль).

9. Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. Древнейший народ Японии: Судьбы племени айнов / Рос. АН, Институт востоковедения. М.: Наука. Изд. фирма «Вост. Лит-ра», 1992. 207, 2. е.: ил. (Рассказы о странах Востока)

10. Ю.Арутюнов С. А. Древние культуры азиатских народов. М.: Мысль, 1991. 189 с.

11. П.Арутюнов С. А. Локальные и синкретические культуры. М.: Наука, 1991. 318 с. (Религии в XX веке).

12. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1 З.М.: Мысль, 1861.230 с.

13. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 314 с.

14. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Улзы, 2001. 144 е.: ил.

15. Батуева Ц. Б., Даширабданов Ц. Л., Жамсуев Б. Б., Сагалеев А. С. Бурятская борьба «Барилдаан». Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. 58 с.

16. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990. 527 с.

17. Белоусов Я. П. О происхождении и сущности религиозных праздников. Алма-Ата: Казахстан, 1970. 52 с.

18. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые (Некоторые философские аспекты проблемы празднования). Алма-Ата: Казахстан, 1974. 198 с.

19. Бенифанд А. В. Праздник. Сущность, история, современность. Красноярск. Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 140 с.

20. Богданов Ж. К. Профессиональные праздники. Алма-Ата: Об-во «Знание», КазССР, 1979. 40 с.

21. Больнов О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. М.: Директ-Медиа, 2009. 348 с.

22. Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь: празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях (на материалах Бурятии) : дис.канд. социол. наук / Восточно-Сиб.АКИ. Улан-Удэ, 2000. 167 с.

23. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь.

24. T.XXIV. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1898. 457 с.

25. Винничук JI. Люди, нравы и обычаи Др. Греции и Рима. Пер. с польского В. К. Рошина / Л. Винничук. М.: Высшая школа, 1988. 495 1. е.: ил.

26. Генкин Д. М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 140 с.

27. Генон Р. О смысле карнавальных праздников // Вопросыфилософии, 1991. № 4. 27.Герасимов С. В. Массовые праздники как фактор социального партнерства: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 2007. 31 с.

28. Геродот. История, М.: ACT: Ладомир, 2001. 750 с.

29. Голубева Л. К., Донскова И., Туголукова Г. И. Погода изменчива не только в Лондоне. М.: «Глосса», 1998. 208 с.>

30. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2006. 187 с.

31. Гусева Н. Р. Индия: общество и традиции. М.: Знание, 1990. 63 1. с. (Новое в жизни, науке, технике. У политической карты мира);

32. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 3. М.: Русский язык, 1975. 699 с. 20 см.•33.Дмитриев А. В. Смех: социофилософский анализ. М.: АльфаМ, 2005. 220 с.

33. Довбуш М. Д. Советские традиции, праздники и обряды.

34. Опыт, проблемы и рекомендации. М.: Профиздат, 1986. 80 с.

35. Дюркгейм Э. Метод социологии // Западно-европейская социология XIX — начала XX вв. М., 1996. 235 с.

36. Ежов О. Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 20,00. с. 354.

37. Еремеев А. Ф. Первобытный праздник как производство радости и оптимизма // Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1997. 112 с.

38. Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953. 158 с.

39. Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX XX вв.). Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. 195 с.

40. Жарков А. Д. Революционные праздники и их воспитательное значение. М.: Сов. Россия, 1989. 78 с.

41. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985. 336 с.

42. Ibérica Americans. Праздник в латиноамериканской культуре. М.: ИМШ РАН, 2002. 400 с.

43. Иванова Н. Хеллоуин по-мексикански // Тайны XX века, №43, 2008.

44. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции./ С. В. Григорьев, А. С. Фролов. М.: МГДД (Ю), 2003. 190 с.

45. Ильин В. И. Общество потребления. M.: АСТ.2001. 270с.

46. Иноземцев В. JI. Постиндустриальная парадигма в современном отечественном обществознании // Вопросы философии. № 10. 1997.

47. Исаенко В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. М.: И-1гйегпа1:юпа1, 1998. 131 е., ил.

48. Кантор В. К. Карнавал и бесовщина. //Вопросы философии. 1997. № 5.

49. Капица Ф. С. Славянские праздники, верования, праздники и ритуалы. Справочник. 5-е изд. испр. М.: Флинта: Наука, 2006. 216 с.

50. Карасев Л. В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1996. 221 с.

51. Карпова Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений: дис.канд. социол. наук. Саратов, 2001, 1997. 156 с.

52. Кон И. С. Социология личности. Л.: ЛГУ, 1963.

53. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2001. 671 с.

54. Кравченко А. И. Культурология: учеб. для вузов. М.: Академический Проект, 2000. 382 с.

55. Лаптева Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1975.26 с.

56. Ленин В. И. Маевка революционного пролетариата. Полн. собр. соч., Т. 23. 356 с.

57. Ленинцева В. А. Праздничная культура Китая: традиции и новации: дис. .канд. культурологии. Чита, 2005. 189 с.

58. Литвинова М. В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ. Белгород: ИПУ «Политерра», 2001. 156 с.

59. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3-х т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монография; Заметки о русском. Л.: Худож. лит-ра, 1987. 493 2. с.

60. Лурье С. В. Демокрит. Л., 1970. 300 с.

61. Ляшок А. С. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурный анализ: дис. канд. филос. наук: 24.00.01. Краснодар, 2004. 177 с.

62. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историческо-теорет. исслед. М.: Наука, 1978. 392 с.

63. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 5 т., Т.5. М.: «Правда», 1971. 510 с.

64. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. 176 с.

65. Маркарьян С. Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 248 с.

66. Маркин Р. Е. Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции: автореф. дисс. .канд. иск. -17.00.09. М., 2005. 28 с.

67. Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1947. 193 с.

68. Медведева М. А. Квазиценность «праздника потребления» в системе культуры современного общества. // Электронное научное издание «Аналитика культурологии», №2 (8), 2. 106. URL: http://vmw.analicutorolog.ru/index.php7m &pageid=354.

69. Мельник A.B. Становление основных направлений сферы досуга в Англии в ранее новое время (XVI начало XVIII веков): автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.03. Иваново, 2004. 26 с.

70. Мешков В. Священник. Православные праздники. М.: Вече, 2007. 320 е.: ил. (Православие и мы).

71. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М.: Наука, 1998. 270 с.

72. Мизов Н. О. Праздник как общественное явление. София, 1966.

73. Миллер В. Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал. М.: Наука, 1984. 43 с.

74. Миллер Р. Праздники в Англии // Англия. № 3, 1982.•77.Мона Озуф. Революционный праздник. 1789 1799 / Пер. сфр. Е. Э. Ляминой. М.: Языки славянской культуры, 2003. 416 с. Ил. (Studia Histórica).

75. Морозов И. А, Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX XX вв). М.: Индрик, 2004. 920 е.: ил. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

76. Морфология праздника: Сборник статей. СПб.: Изд-во М 80 С.-Петерб. Ун-та, 2006. 290 с.

77. Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. СПб.: «Евразия», 2000. 448 с.

78. Мусульманские праздники и обряды. М.: Изд-во «Леном», 2002. 64 с.

79. Население и глобализация. Под ред. Римашевской Н. М.; Ин-т соц.-экон. проблем. М.: Наука, 2002. 322 с.

80. Некрылова А. Ф. Традиция русской культуры в массовых народных праздниках // Традиционная культура. М.: МК РФ; ГИВЦ, 1995. 213 2. е.: ил.

81. Новая философская энциклопедия в 4т. / Ин-т филос. РАН, Нац. общ. научн. фонд. / А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 2001. 606с.

82. Носенко Е. Э. Вот праздники Бога (Историко-генет. Иссл-е евр. праздников). М.: Изд. фирма вост. лит-ра РАН, 2001. 230 е.: ил.

83. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 940 с.

84. Орлов О. Л. Праздники и зрелища Древней Греции и Древнего Рима. Л.: ЛГИК, 1991. 41 с.

85. Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: Культ Информ Пресс, 2001. 225 с.

86. Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. СПб.: Нестор, 2003. 166 с.

87. Панкеев И. А. Русские праздники игры. М.: Олма-ПРЕСС, 1999.223 с.

88. Платон. Законы: Пер. с древнегреч. /Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. 832 с. (Классическая философская мысль).

89. Платон. Сочинения: в 3-х томах: Пер. с древнегреч. Т.З. / Акад. Наук СССР, Ин-т философии; Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1972. 680 с. (Философское наследие).

90. Пронина И. И. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: дис.канд. филос. наук. Саранск, 2001.143 с.

91. Потебня А. А. Слово и миф / Сост. подг. текста и примеч. А. Л. Топоркова. Предисл. А. К. Байбурина и др. М.: Правда, 1989. 622. (Из истории отеч. филос. мысли).

92. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.: Алетейя, 1997. 282 с.

93. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования) (Собрание цветов). Л.: ЛГУ, 1986. 186 с.

94. Психология группы / Е. И. Рогов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 430 е.: ил. (Азбука психологии)

95. Радклифф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии // Антология исследований культуры. Том 1. СПб.: Университетская книга, 1997. 187 с.

96. Ракитянская А. И. Феномен праздника и его место в русской духовной культуре: автореф. дис.канд. филос. наук: 09.00.13., СПб., 2006. 29 с.

97. Рольф М. Советский массовый праздник в Воронеже и Центрально-Черноземной области России (1927-1932). Изд-во Воронежского ун-та, 2000. 125 с.

98. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979. 206 с.

99. Связующая нить: Праздники, Обряды, Традиции. М: Московский рабочий, 1984. 142 с.

100. Серов С. Я. Календарный праздник и его место в европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. 272 с.

101. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. Капица Ф. С. М.: Флинта: Наука, 2000. 112 с.

102. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, Т. 1. М., 1837. 135 с.

103. Современный словарь по культурологии. — Автор-сост. Юрчук В. В. Минск: Современное слово. 1999. 495 с.

104. Средневековая Европа глазами современников и историков. М.: Интерфакс, ч. 4.: От средневековья к новому времени. Новый человек, 1994. 247 с.

105. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. СПб.: Питер, 2003. 272 е.: ил. (Серия «Концентрированная психология»).

106. Субботина Н. Д.- Суггестия и контрсуггестия в обществе. М.: Ком Книга. 2006. 208 с.

107. ПО.Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

108. Толковый словарь русского языка /под ред. Д. Н. Ушакова М.: Гос.изд. ин. и нац. словарей, 1939 -Т. 3. 345 с.

109. Топоров В. Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. Т.2. М. 1994. 445 с.

110. Угринович Д. М. Обряды: за и против. М.: Политиздат, 1975. 175 с.

111. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра — М, 2006. 576с.

112. Фрейд 3. Тотем и табу. СПб. М.: Олимп; ООО «Изд-во ACT ЛТД», 1998. 448 с. (Классики зарубежной философии)

113. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Пер. М.А. Рыклина. М.: Политиздат, 1985. 702 с.

114. Фролова А. В. Праздники русских Архангельского Севера в XX начале XXI века (традиции и инновации): автореф. дисс. канд. ист. наук. - 07.00.07 М., 2006. 27 с.

115. Хабибуллина H.H. Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития (на материале Бурятии): дис. .канд. филос. наук: 09.00.11. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. 187 с.

116. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М: Прогресс. 1992. 212 с.

117. Чередниченко Т. И. Праздничность // Новый мир. 2002. № 11.

118. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI XIX вв. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. 175 с.

119. Шафф А. Куда ведет дорога? // Философия истории. Антология. М., 1995.

120. Шмелев И. С. Лето Господне. Праздники — Радости -Скорби. СПб.: ОЮ 92, 1996. 480 с.

121. Щеглова Н. С. Народные праздники в допетровской России // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1994. Вып. 3.

122. Энциклопедический словарь. 7-е сов. перераб. изд. М.: Изд. «Бр. А. и А. Гранат и К» Т. 33. 300 с.

123. Якелайтис В. В. Праздники песни в Литве. Вильнюс, 1970. 98 с.

124. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизации. М.: Экономика, 2001. 235 с.

125. American Historical Pageantry. The Uses of Tradition in' the Early Twentieth Century by David' Glassberg. London; Chapell Hill. The University of North Carolina Press, 1990. 381 p.

126. Bodde D. Festivals in Classical China. New Year and Other Annual Observances during the Han Dynasty. 206 B.C. A.D. 220. Princeton, 1975. 225 p.

127. Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, 1989. 153 p.

128. Chatterjee Ch. Celebrating Women: International Women's Day in the Soviet Union, 1917-1939. Indiana: Indiana University Bloomington, 1991. 131 p.

129. Cox H. G. Feast of Fools. A Theological Essay on Festivity and Fantasy. Harvard University Press, 1969. 298 p.

130. Eberhard W. Local Cultures of South and East China. Leiden, 1968. 253 p.

131. Fasting and Feasting in Morocco. An Ethnographic Study of the , Month of Ramadan. 121 p.-135.Frazer J. The Golden Bough. London, 1935. 334 p.

132. Folk Customs at Traditional Chinese Festivities. Beijing: Foreign Languages Press, 1988. 125 p.

133. Herbert Halpert and G.M. Story. Christmas Mumming in Newfoundland. Toronto Buffalo London: University of Toronto Press, 1990. 250 p.

134. Hooke S.H. ed. Myth, Ritual and Kinship. Oxford, 1958.464 p.

135. Horowitz E. S. Reckless Rites: Purim and the Legacy of Jewish Violence. Princeton, N.Y., 2006. 200 p.

136. John J. A Christmas Compendium. Bodmin. MPG Books Ltd., 2004. 148 p.

137. Kightly Ch. The Customs and Ceremonies of Britain. An Encyclopedia of Living Traditions. London. Thames and Hudson Ltd., 1986. 248 p.

138. Levine Joshua. Happy Days Are Here Again. // Newsweek. New York, May 4, 2009.

139. Marc J. Katz. The Children of Assi. The Transference of Religious Traditions and Communal Inclusion in Banaras. Goteborg: Department of Religious Studies, University of Goterburg, 1993. 514 p.

140. Mead M. Social Organization of Manua. Bernice P. Bishop Museum Bulletin, 76, Honolulu, 1930. 218 p.

141. Mead M. Totem and Taboo. Reconsidered with Respect. Bulletin of the Menninger Clinic, 27, № 4 (1963). 200p.

142. Pieper J. Work versus Leisure // Bierman A. K., James A. Gould. Philosophy for a New Generation. London: The Macmillan Company Collier-Macmillan Limited, 1999. 416 p.

143. Plumb J. H. England in the Eighteenth Century (1714 1815) 9 ed. Baltimore (Md); Penguin Books, 1963. 235 p. (A Pelican Book)

144. Strong Roy. Art and Power. Renaissance Festivals. 1450 1680. Los Angeles: University of California Press Berkley. 276 p.

145. Suzanne Hanchett. Coloured Rice. Symbolic Structure in Hindu Family Festivals. New Delhi: Hindustan Publishing Corporation Press, 1968. 335 p.

146. Toffler A. The Culture Consumers: A Study of Art Influence in America. New York: Free Press, 1967.

147. Thompson David. England in the Nineteenth century "1815 -1914" / D. Thompson. Baltimore; Maryland: Penguin Books, 1962.242 p.

148. Thompson Gladys Scott. London: Bradford and Dickebs, 1950. 407 p.

149. Vera Venriksen. Christmas in Norway. Past and Present. Aschehong: Mesna-Trykk, 1988. 63 p.

150. Young G. M. Victorian England. Portrait of an Age. London: Oxford University Press, 1963. 220 p.

151. Graves R., Hodge A. The Long Week-End. A Social History of Great Britain 1918-1939. New York: The Norton Library, 1963. 276 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.