Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Язынина, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат культурологии Язынина, Татьяна Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ
I Влияние православного христианского мировоззрения на формирование профессиональных качеств российского воина
1.1 Сущностные черты православного мировоззрения
1.2 Профессиональные качества воина
1.3 Сотрудничество православной церкви и армии в исторической панораме
1.4 Формирование православного мировоззрения военнослужащих российской армии в процессе духовно-нравственного воспитания в военных учебных заведениях дореволюционного периода
1.5 Образ защитника Отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения
1.6 Православие как одно из условий возрождения величия российской армии 66 Краткие выводы по первой главе
II. Основные аспекты христианского православного учения о долге воинского служения
2.1 Отношение православной церкви к войне и воинской службе
2.2 Патриотизм как фактор формирования духовного потенциала воина
2.3 Жертвенный характер воинского служения
2.4 Отношение православного воина к врагам Отечества
2.5 Отношение православного воина к пленным, раненым, мирным жителям
2.6 Канонические аспекты покаянной дисциплины
2.7 Этика взаимоотношений военнослужащих в мирное и военное время 142 Краткие выводы по второй главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Становление и развитие социально-культурной деятельности в русской армии, вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.2002 год, доктор педагогических наук Котков, Вячеслав Михайлович
Воинский идеал Древней Руси: Этико-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Аристов, Роман Викторович
Генезис, формирование и развитие системы ценностей военной интеллигенции России (Х– начало ХХ в)2012 год, доктор исторических наук Попов, Александр Викторович
Воспитание воинов российской армии отечественной историей, вторая половина ХIХ века - февраль 1917 г.: Опыт, проблемы, уроки2000 год, доктор исторических наук Печень, Николай Анатольевич
Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.2013 год, кандидат педагогических наук Пашков, Владимир Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ»
Деятельность человека становится просоциальной только тогда, когда в ее основе лежат высокие моральные принципы. Как правило, эти принципы не зависят напрямую от рода занятий субъекта, поскольку не противоречат общечеловеческим ценностям. В то же время, существует вид деятельности, для которой характерны не только отвечающие нормам человеческого общежития нравственные установки, но и специфические черты, связанные с особенностями профессии. Речь идет о деятельности военнослужащих армии, сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур, которая требует от человека дополнительных усилий в процессе личностного становления и профессионального роста.
Другими словами, поскольку в условиях служебной деятельности многие моральные нормы, правила поведения, нравственные отношения проявляются по-особому, лишь сознательный, активный, ответственный, способный к саморазвитию человек может стать истинным защитником правопорядка, осуществляя взаимодействие как со своими подчиненными, > так и с представителями других профессий. Помимо этого, кроме своих непосредственных обязанностей защитника Отечества и борца с правонарушениями воин является хранителем культуры, истории, т.е. национальных духовных ценностей.
Сегодня, в ситуации идеологического вакуума, возникшего вследствие разрушения сложившейся в Советском Союзе системы ценностей, у большей части представителей молодого поколения заметно преобладание интереса к материальным сторонам жизни, что позволяет говорить о современном обществе как обществе потребления. Среди примет времени и размытое представление в молодежной среде о таких понятиях, как «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь», «дисциплина», «самоотверженность». Кардинально меняющаяся традиционная система ценностей в нашей стране привела и к столь очевидной как для представителей политической элиты, так и для обывателя устойчивой тенденции падения престижа службы в армии, на флоте и в правоохранительных органах.
Подобное положение дел свидетельствует о том, что в числе злободневных вопросов особенно остро стоит вопрос обеспечения российской армии молодыми кадрами военнослужащих офицерского состава. В связи с этим, одно из ведущих направлений новой стратегии в политике государства в решении данного вопроса видится в обращении к исконно российским культурным ценностям, в опоре на которые складываются армейские традиции. Соответственно определение духовных ориентиров молодого офицера, а также места и роли воинских традиций в системе нравственных ценностей защитника Отечества приобретает в настоящее время общегражданское значение.
Поскольку «проблема формирования народа-патриота . в своем наиболее важном участке оказывается именно предметом культуры.»1, осуществленный в рамках культурологического дискурса анализ православных традиций офицерства российской армии представляется не только актуальным, но и своевременным. Подобная точка зрения тем более правомерна, что «при всех различиях в уровнях развития религии и культуры, их соотношениях между собой, они всегда были и продолжают оставаться существенными факторами жизни личности, общества, государства»2.
Объектом научного исследования является российское офицерство как социокультурный феномен.
Предмет исследования составляют православные культурные традиции в системе профессиональных ценностей военнослужащего.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе православных традиций офицерского состава российской армии.
1 Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации // Казачье самообразование. Краснодар, 2007. № 3. С. 30.
2 Горлова И.И. Культурология. Краснодар, 2009. С. 128.
Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования: выявить социокультурные корни воинских традиций; дать характеристику образовательной стратегии в военных учебных заведениях дореволюционной России; раскрыть влияние христианско-православного мировоззрения на формирование воинских традиций в прошлом и настоящем российской армии; отрефлексировать видимое противоречие между догматами христианского вероучения, в числе которых: «Не убий»; «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.» (Мф. 26, 52) и т.п. и неизбежным для воинского служения насилием по отношению к ближнему; рассмотреть канонические аспекты покаянной дисциплины; показать влияние воинских традиций на становление личности офицера в культурно-историческом контексте; аргументировать точку зрения, согласно которой патриотизм выступает одним из факторов формирования духовного потенциала личности офицера; изучить образ офицера-воина в русской литературе.
Методологическую базу исследования составляют принципы и инструменты диалектического познания социально-культурных явлений в динамике их развития. Помимо этого, в рамках диссертационной работы использованы исторический и логический методы научного познания. Их актуализация осуществлялась на фоне культурологического подхода посредством интеграции таких областей гуманитарного научного знания, как социальная философия, история, социология духовной сферы, а также религиозной культуры и искусства (литературы).
Теоретическая основа диссертационной работы представлена трудами философов, культурологов, историков, филологов, военных ученых, отцов церкви, духовенства.
Научная новизна исследования заключается: в комплексном анализе православных культурных традиций офицерства российской армии; в определении социального механизма, обеспечивающего формирование духовно-нравственных основ молодого поколения россиян; в раскрытии жертвенного характера воинского служения; в осмыслении характера взаимоотношений церкви и армии в социокультурной динамике; в изучении этики взаимоотношений православных военнослужащих в мирное-и военное-время. ^-----------------------—
На защиту выносятся следующие положения:
1. В официальной военной науке термин «русская военная культура» оказывается одним из малоупотребительных. В программах обучения отсутствуют курсы, посвященные истории российской армии, русской военной мысли, полководчества; игнорируются культурные достижения российского воинства. Налицо необходимость качественно нового подхода в решении вопроса о сохранении и приумножении воинских традиций, имеющих непреходящую ценность в отечественном культурном наследии.
2. Культурные традиции российской армии предстают как сложное противоречивое явление. Исследование ценностно-смыслового содержания воинских традиций позволяет выделить роль сакрального в формировании личности офицера.
3. Патриотическое воспитание в армии и на флоте уходит своими корнями в православное мировоззрение. Поэтому в этом направлении воспитательной деятельности необходимо широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Здесь наше национальное достояние. Также необходимо постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Речь идет о выдающихся -государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках.
4. В ситуации социальной апатии и правового нигилизма воинское служение являет собой один из действенных механизмов социализации личности.
5. Воинское служение есть жертвенное служение, поскольку, встав на путь насилия по отношению к злу, человек во имя защиты слабых, беззащитных, ближних своих сознательно обрекает себя на земную гибель, «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26, 52). Потому воинская служба по защите Отечества как жертвенное служение во имя любви к ближним есть, по сути, святое дело.
6. На фоне проявления антипатриотических настроений и все нарастающей бездуховности особое значение приобретает накопленный на протяжении столетий опыт участия духовенства в работе по формированию у воинов необходимых морально-психологических качеств. Этот опыт сейчас может и должен быть применен, однако, с существенными оговорками, обусловленными следующими обстоятельствами: светским характером Российского государства, отделением церкви от государства; низким, по сравнению с дореволюционной Россией, уровнем религиозности личного состава вооруженных сил; отсутствием в структуре вооруженных сил института духовенства.
7. Как в классической литературе, так и в современных художественных произведениях образ защитника Отечества связывается с самоотверженным воинским служением. Воинское служение выступает одной из ведущих черт отечественной литературной традиции.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что посредством культурологического анализа православных традиций российского офицерства продемонстрированы возможности и методы реконструкции взаимоотношений в воинской среде с целью повышения потенциала боеспособности армии. Представленные в диссертационном исследовании предложения и рекомендации формируют информационную базу для разработки комплекса мер, направленных на совершенствование образовательного процесса в военизированных учебных заведениях, а также учреждениях силовых структур России.
Полученные в ходе диссертационного исследования материалы могут быть использованы в разделах таких учебных дисциплин, как «Культурология», «История Отечества», «Религиоведение», а также в спецкурсах по истории русской военной науки, полководчества, российской армии. Вместе с тем, поставленные в диссертационной работе вопросы о месте и роли религии в становлении профессиональной деятельности российского воина могут получить свое дальнейшее развитие в исследованиях представителей других религиозных конфессий.
Степень разработанности проблемы.
Теоретический анализ исследуемой проблемы отражен в ряде работ современных отечественных философов и культурологов (С.Ф. Анисимов, И.И. Горлова, О.Г. Дробницкий, И.В. Дубровин, М.Г. Казакина, М.С. Каган, Б.С. Круглов, A.M. Лесовиченко, Т.Н. Мальковская, Н.Х. Орлова, В.Ф. Сержантов, В.Н. Сагатовский, Э.В. Соколов, JI.H. Столович, В.Г. Торосян,
B.П. Тугаринов, В.Б. Храмов, Н.З. Чавчавадзе и др.), а также христианских философов и богословов (Тертуллиан, Ориген, Лактанций, Василий Великий, Исидор Пелусиот, Феофан Затворник, Афанасий Великий, Сергий Радонежский, Филарет (Дроздов), Иоанн Кронштадтский, Николай Сербский).
Освещаемая в диссертационном научном исследовании тема российской патриотической идеи рассматривалась в трудах таких религиозных философов, как H.A. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев,
C.М. Соловьев. На современном этапе проблема взаимодействия идеологии и патриотизма, а также повышения качества военного образования представлена в исследованиях Э.М. Андреева, В.И. Аржаева, Ю.Г. Волкова, Б.П. Груздева, В.И. Добренькова, Е.М. Дугина, В.П. Жуковского, Г.А. Кабаковича, В.В. Калмыкова, Л.И. Каменева, В.Н. Кузнецова,
Ю.Д. Подгорных, В.А. Сапожинского, В.В. Серебряникова, Б.А. Федулова, Р.Г. Яновского.
В числе работ, актуальных для нашего диссертационного исследования, стали также публикации, посвященные русскому патриотизму и православию (A.M. Лесовиченко), социологии религии (A.A. Маршак), лингвокультурологии (Т.М. Батурина, O.A. Прохвастилова) и философии языка (В. фон Гумбольдт, A.A. Потебня, А.Н. Мельников, Мурзин и др.).
Определение места и роли общекультурных ценностей и традиций (в том числе и искусства) в становлении человека осуществлено в работах Б.П. Борисова, JI.A. Волович, Т.С. Злотниковой, М.С. Комарова, В.А. Разумного и др). Вопросы социокультурной ориентации молодежи на современном этапе развития общества, в том числе исследования влияния этнических, региональных особенностей и традиций на воспитание молодежи изучались Г.Г. Силласте, B.C. Собкиным, Э.Ш. Бадможаповой и Г.Е. Манзановым.
Социологический и социально-психологический ракурс проблемы ценностей, формирования культуры мышления, установок сознания представлен в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой,
B.В. Водзинской, А.Г. Здравомыслова, О.И. Зотовой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Н.И. Непомнящей, Б.Б. Ольшанского,
C.Л. Рубинштейна, М. Рокич, Д.И. Узнадзе, Е.В. Шороховой, В.А. Ядова, П.М. Якобсона и др.
Изучение культурологической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, являясь важным структурообразующим компонентом становления личности офицера, ценностные ориентации определяют ее отношение к действительности и являются одним из важнейших механизмов развития взаимоотношений молодого поколения с окружающим миром. При этом воспитание готовности служению Отечеству и патриотизма выступают одной из фундаментальных основ консолидации общества и укрепления государства. В то же время, изучение православных традиций в российской армии с целью формирования ценностных ориентаций военнослужащих до сего дня не стало предметом рассмотрения в рамках культурологического знания ни в теоретическом, ни в методологическом аспектах. Также ни в одном из исследований упомянутых авторов комплексный культурологический анализ православных традиций офицерского состава российской армии не предпринимался.
Апробация и внедрение работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социально-гуманитарных дисциплин Астраханского филиала Краснодарского университета МВД РФ, кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД РФ. Результаты диссертационного исследования освещались в лекциях для курсантов, студентов и слушателей в рамках курсов учебных заведений системы МВД (Астрахань, 2001—2008).
Основные результаты и выводы работы докладывались на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях в Астрахани, Краснодаре, Сергиевом Посаде (2004-2009) и опубликованы в монографии «Воинские традиции офицерского состава ■ Российской армии: культурологический анализ» (Астрахань, 2010), учебном пособии «Основные аспекты христианского православного учения о долге воинского служения» (Астрахань, 2009) и статьях общим объемом 19,9 п.л.
Объем- и структура работы. Результаты исследования систематизированы и представлены в виде диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Государственная религиозная политика в Вооруженных Силах России в ХХ веке1999 год, кандидат исторических наук Риффель, Ирина Владимировна
Военное духовенство в России XVIII - начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ2004 год, кандидат исторических наук Давлетшин, Вадим Рауфович
Воинское воспитание в гарнизонах Западной Сибири: 1865-1906 гг.2006 год, кандидат исторических наук Дубинин, Виктор Олегович
Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций2004 год, кандидат педагогических наук Дьяченко, Елена Евгеньевна
Эволюция духовных традиций российского воина: культурфилософский аспект2009 год, кандидат философских наук Кокоев, Михаил Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Язынина, Татьяна Юрьевна
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину, при определении справедливости войны обычно приводят ряд факторов, которые обусловливают допустимость начала войны на своей или чужой территории. К их числу можно отнести следующие: войну объявляют ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть;
-право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств); во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.
В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии. В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.
2. Рассматривая понятия войны и воинского подвига в контексте православного мировоззрения, можно отметить следующее: православное мировоззрение традиционно продолжает играть большую роль в формировании у русского народа отношения к войне и воюющим сторонам;
- именно православное мировоззрение в первую очередь обращает внимание на духовно-нравственное состояние воюющих и на их истинные цели (а не на какие-либо внешние факторы) как на главные критерии справедливости ведущейся ими войны.
3. Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо и уходит своими корнями в православное мировоззрение. Поэтому в этом направлении воспитательной деятельности необходимо широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Здесь наше национальное достояние. Так же необходимо постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках
4. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.
5. Российская армия и флот были православными не только по духу, но и по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты Родины напоминали все военные реликвии.
6. Путь воина в России был путем религиозного послушания. Победа или поражение были не только итогом собственных усилий, плодом мастерства и энергии воинов, таланта полководцев. По грехам врагов поражал их Господь нашим оружием, по грехам Руси склонял ее перед неприятелем — так воспринимали итоги сражений наши предки, так поведали о них своим потомкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашему исследованию, следует констатировать, что офицер — профессия идейная и настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. Девиз такого офицера: «Достойно жить, достойно служить и достойно умереть».
У каждого народа есть национальная идея. Национальной идеей русских всегда было: «Русь Святая, храни веру православную!». При этом Святая Русь является не литературно-мечтательным понятием, не «верой отцов», а прерванной традицией ушедших поколений. Воины российской армии, в прошлом религиозные и чтящие христианские заветы, были преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.
Целью идущего реформирования военизированных структур Российской Федерации является поднятие боевой готовности и создание более эффективной и соответствующей современным условиям армии. В этой связи необходимо учитывать то, что теперь принято называть «человеческим фактором», ибо даже самое совершенное оружие имеет своим хозяином человека, и от нравственного состояния его души во многом зависит сила этого оружия. Морально-психологическими качествами воина во многом определяется победоносность армии, ее несокрушимость в боевых испытаниях, так как область человеческого духа является тем измерением, в котором воин может почерпнуть для себя удесятеряющую физические силы помощь Духа Божественного. Без осознания этой истины невозможно создать надежную, эффективную, патриотично настроенную армию, где каждый бы знал, ради чего он готов отдать свою жизнь, если это потребуется, и чем он должен руководствоваться в исполнении своего воинского долга.
Преобладание духовного элемента над материальным всегда являлось отличительным признаком русского солдата, этим и объясняется тот высокий идеал, к которому стремится каждый, посвятивший себя защите Родины. При этом никакие невзгоды, трудности, попытки поколебать дух армии не могли его затмить в душе защитника Отчизны. Даже в Первой Мировой Войне, в 1917 году, как об этом свидетельствует протопресвитер военного духовенства о. Георгий Шавельский, дух армии оставался «бодрым, сильным, могучим». Только внутренний революционный разлад и хаос, царивший внутри страны, способствовал разложению армии. Когда вместо веры в Бога солдату стали внушать, что он должен жить для себя, а не для других, помнить о земле и забыть о Небе, тогда и произошла трагедия революции.
Размышляя о причинах героизма и мужества, которое воины проявляли на фронте, о. Георгий приходит к выводу, что только «простертая над русским народом рука Церкви, это постоянное напоминание ему о любви и самопожертвовании вложили в его душу то сокровище, которое он выявлял в великих, но которое он еще выявит и после революции, какие бы потрясения последняя ни произвела в его душе.».
В настоящее время в военизированных структурах Российской , Федерации остро стоит вопрос духовно-нравственного возрождения российского воинства, возвращения к идеалу воинства христолюбивого. Ни у кого уже не вызывает сомнения необходимость восстановления некогда прерванной связи времен, возрождения лучших духовных традиций российского воинства. Проводя реформу вооруженных сил, надо, в первую очередь, обращать внимание на их моральную, духовную составляющую, офицеры-воспитатели, психологи, должны выполнять свои обязанности не формально и в тесной взаимосвязи с Православной Церковью.
В разработке теории и практики нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов на основе традиций, церемоний и воинских ритуалов в дореволюционной России активное участие принимали видные государственные деятели: Петр I, Екатерина II; русские военачальники: М.С. Воронцов, М.И. Голенищев-Кутузов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, A.B. Суворов; военные и гражданские педагоги: А.Ф. Ангальт, А.Ф. Бестужев, И.И. Бецкой, М.И. Драгомиров, П.Ф. Каптерев, Я.И. Ростовцев, В.Н. Татищев, С.С. Уваров, К. Д. Ушинский. Поскольку в кадетских корпусах нравственное воспитание будущих офицеров осуществлялось довольно успешно, необходимо более пристально обратиться к дореволюционному историческому опыту воспитания в кадетских корпусах на основе традиций и воинских ритуалов. При этом, находясь под воздействием православия как национальной идеи, современные ритуалы в военизированных структурах будут органически связаны с многовековой историей Российского государства, выразят суть отношений в современном обществе, отразят стремление россиян к величию духа, гуманности, человечности, справедливости, правопорядку, миру и согласию.
В данном контексте вполне оправданной видится позиция A.M. Лесовиченко. Вот что пишет по этому поводу отечественный культуролог: «Понимание национальной самодостаточности России не может осуществиться без фактора духовной детерминации. В отличие от роста человека, рост народа не может рассматриваться как исключительно физиологический процесс. Люди осознают общность между собой прежде всего духовно. Естественно, для России православие — фактор принципиальнейший. Фактор более важный, чем, скажем, католичество для Западной Европы. Во многих смыслах, и сейчас, когда в России всерьез воцерквленных людей, видимо, не более 5—7 %, быть русским все-таки означает быть православным. Россия не смогла бы не только дорасти до нынешнего физического размера, но и принципе сохраниться в окружении сильных враждебных народов, если бы не была православной. События последних столетий от старообрядческого раскола до атеизма советской эпохи сильно осложнили ситуацию, но сейчас многое можно исправить, поскольку снята анафема со старообрядчества, а период безрелигиозности государства сделал многие духовные противоречия рубежа XIX—XX веков. Россия осталась православной, пусть по традиции, по культуре, пусть маловерной, но православной. Во всяком случае, никакого иного мировоззренческого стержня, способного цементировать страну не видно. Все попытки поставить во главу угла экономические факторы ничего кроме дополнительных раздоров создать не могут. Экономика — средство, а не цель. При этом остается много разных вопросов. Вопросов много, вопросы серьезные, но думаю вполне решаемые, при согласии с общей установкой о природе современного русского патриотизма»1.
1 Лесовиченко A.M. Возможен ли русский патриотизм без православия? // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск, 2005. Вып. 5. С. 8-9.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Язынина, Татьяна Юрьевна, 2010 год
1. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модели социологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1996. 129 с.
2. Акулич М., Дмитриева Н. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян И Безопасность Евразии. — 2004. № 2.
3. Алексеев М.Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. — 320 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. — 432 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального поведения. М.: Аспект-Пресс, 2000.
6. Андренкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1979.
7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 155 с.
8. Апресян Р.Г. Социальная активность личности: нравственные изменения. М.: Политиздат, 1988. — 235 с.
9. Арбитман Р. Крейсерова соната. // Книжное обозрение. 2000.32.
10. Армия и человек: проблемы воспитания: Упр. воспит. работы МО РФ. М., 1994.
11. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с. :
12. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX -нач. XX века. М., 2000.
13. Барабанщиков A.B. Психология и педагогика высшей военной школы. М., 1989.
14. Баранов H.A. Современные политические реалии и особенности формирования менталитета российских военнослужащих // Социальногуманитарные знания, 2004. № 3.
15. Батмазов В.А. Патриотов нужно воспитывать с самого детства // Ориентир. 2001. - № 7. С. 74-75.
16. Беличенко Ю. Если в Росси ругают патриотизм, значит кому-то это нужно // Красная звезда. — 2005. 15 февраля.
17. Белоус В.Г. Русский менталитет // Вопросы философии. — 2006. -№5. С. 185-191.
18. Беляев Т. А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и национального долга советских воинов в системе боевого потенциала ВС СССР: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1989. 20 с.
19. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
20. Бердяев H.A. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 27 с.
21. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. М. Л., Издательство АН СССР, 1936.
22. Богданов К.В. На службе человека // Информационный бюллетень. Комитет по работе с личным составом МО РФ 1992. №2.
23. Боевой стресс: стратегии коррекции: Научные труды ГосНИИИ военной медицины РФ. М.: Воен-техиниздат, 2002.
24. Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализаций // Казачье самообразование. Краснодар, 2007. №3. С. 3-41.
25. Бубеев Ю.А., Ушаков И.Б., Ромасюк С.И. Проблема боевого стресса в авиации // Боевой стресс: стратегии, коррекции. М.: Воентехиниздат, 2002.
26. Вахитов Р. Либеральный патриотизм, или Об одном «противоречии в определении» // Советская Россия. 2002. - 19 декабря.27. ВВД. 1905. № 3.28. ВВД. 1902. № 15.29. ВВиМД, 1913. № 15-16.
27. Воля к спасению: Патриоты «за круглым столом» // Советская
28. Россия. 2002. - 10 августа.
29. Гареев М. Патриотизм объединяет. // Ориентир. 1995. - № 5. С. 36-39.
30. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998. 430 с.
31. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996. — 144 с.
32. Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены. // Молодая гвардия. — 1994. — № 11. С. 127 172.
33. Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены. // Молодая гвардия. — 1994. -№11.С.39-92.
34. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Поли- и монозанятые в российском обществе: социально-структурный анализ // Социологические исследования. — 2004. — № 2.
35. Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил человека. М.: ВПА, 1991. 99 с.
36. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. И.: ВУ, 1999. 164 с.
37. Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ставрополь, 1997. 45 с.
38. Гуров Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 125 с.
39. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. — 1996. № 5. С. 52 - 62.
40. Данилов В.Д. О патриотизме и защите Отчества // Военно-исторический журнал. 1992. - № 6 - 7. С. 31 - 36.
41. Деникин А. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль сентябрь, 1917. Минск. Харвест, 2002.
42. Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
43. Дрюк М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 2002. -№ 2. С. 30-46.
44. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. - № 5. С. 20-29.
45. Дугин А. Евразийская платформа // Независимая газета. 2000. -15 ноября.
46. Духовный потенциал великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. М., 2003.
47. Жеребцов В.В. Военная служба по контракту // Военная мысль. — 1995.-№4. С. 2-8.
48. Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы. // Роман-газета, 1994. №18.
49. Жукова O.A. Взаимная релевантность искусства и религии в истории культуры России (преемственность творческого опыта в различных видах искусства): Автореф. дис. . докт. культур. М., 2006. 43 с.
50. Залесский П. Грехи старой России и ее армии // Философия войны. М.: Анкил-воин, 1995.
51. За профессиональную армию / идеи Шарля де Голля и их развитие в XX веке. Российский военный сборник выпуск 14. ВУ, 1998.
52. Зарецкий В.М. «.Пороки, подрывающие веру в правдивость офицера» // Воен. истор. журн — 2002. № 3. С. 3-5.
53. Зверев А. Ребят всех забрали в армию // Российская газета. — 2002. 23 мая.
54. Здориков С. Сила Отечества — в патриотизме его сыновей // Ориентир. 1995. - № 5. С. 4-9.
55. Зезина М.Р., Кошман JI.B., Шульгин B.C. История русской культуры. М., 1990.
56. Золаторев В. Патриотическая идея в истории Отечества // Красная звезда. 1993. - 17 декабря.
57. Золаторев В. Это политика и идеология // Ориентир. 1996. - № 12. С. 18-24.
58. Зюганов Г.А. Держава. М.: Информпечать, 1993. 114 с.
59. Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований: Учебное пособие. М.: ВУ, 1996.
60. Иванов В.И., Сергеев В.К. Патриотизм — высшее проявление духовности и культуры. // Иванов В.И., Сергеев В.К. Человек. Культура. Город. М., 2002.
61. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2-х т. Т. 1. М.: Рарог, 1992.
62. Ильин И.А. Основные нравственные противоречия войны // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.
63. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собрание сочинений в 10-ти томах. — Т. 5. — М.: Русская книга, 1995.
64. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Русская книга XXI века, , М., 2006.
65. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
66. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. -132 с.
67. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.,1994.
68. Ильинский И.М. Вестернизация России // Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
69. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996.
70. История России. М.: ВУ, 1997. 412 с.
71. История философии: Запад Россия - Восток. Книга третья: философия XIX - XX веков. - М., 1999.
72. Кадетская перекличка. Журнала № 16, 1976.
73. Какая армия нужна России? Взгляд из истории / Составители: А.Е. Савинкин и др. // Российский военный сборник. Выпуск №9. - М.: Военный университет: Ассоциация «Армия и общество», 1995.
74. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. - № 4. С. 5-9.
75. Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. - № 8. С. 92-102.
76. Катаев В.Е. Национальный характер: Опыт философского исследования. Иваново, 2000.
77. Китаев-Смык JI. Стресс войны. М., 2001.
78. Климов. Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность. — 1995. — № 6. С. 140-150.
79. Книга Устав Морской: О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. М.: Новатор, 1993.
80. Комиссия по управлению военно-политических органов // Красная звезда. 7 ноября 1991.
81. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
82. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
83. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24
84. Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденция развития и формирования: Дис. . канд. филос. наук. М., 1991.-205 с.
85. К познанию России: российский военный сборник. М.: ГА ВС,1994.-310 с.
86. Крапивинский С.Э. Социальная философия: Учебник. Волгоград, 1996.-196 с.
87. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. 441 с.
88. Кривинский А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат,1995.
89. Кудрявцев И.М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло какпамятник публицистики XV века // ТОДРЛ. T. VIII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 158-186.
90. Кузнец A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии. 2002. - № 1. С. 177-179.
91. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. — М.: Просвещение, 1974.
92. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2000.
93. Куприянов А.И. Ментальное Измерение истории // Вопросы истории. 1995. -№ 7. С. 153-160.
94. А. Н. Куропаткин. Русская армия. Полигон. 2003. 592 с.
95. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении // Социс. — 2000. С. 132-135.
96. Кутузов М.И. Документы. М., 1950. Т. 1. С. 358.
97. Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов н/Дону, 1984. — 26 с.
98. К познанию России: Российский военный сборник. М.: ГА ВС, 1994.-3 Юс.
99. Лебедев А.Г. Менталитет и воспитание личного состава Российской армии. Тверь, 2000. — 45 с.
100. Лебедев А.Г. Русская идея в духовном опыте народа. Тверь, 2000. -44 с.
101. Лебон Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XIX XX в.в.: Хрестоматия М.: Педагогика, 1981.
102. Левицкий C.B. Свобода и ответственность: Основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме. М., 2003.
103. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина // Полн. собр. соч. В 52-х т. Т. 49. С. 188-196.
104. Лесовиченко A.M. Возможен ли русский патриотизм без православия? // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск, 2005. Вып. 5. С.6-9.
105. Лесовиченко A.M. Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба: Исследовательский очерк. Новосибирск, 2001. 32 с.
106. Лихачев Д.С. От покаяния к действию // Литературная газета. 9 сентября 1987. № 37 (5155).
107. Лихачев Д. С., Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973, С. 102.
108. Лопатин В.Н. Иначе нам нечего будет защищать // Армия. — 1992. -№ 10. С. 14-22.
109. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989. — 366 с.
110. Лутовинов В.И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества: Дис. . канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.
111. Лутовинов В.И. Патриотизм: его признаки и содержание // Основы безопасности жизни. 1999. -№ 6. С. 3-7.
112. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. 159 с.
113. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1990. — 36 с.
114. Манилов в. Реформирование Вооруженных сил // Ориентир. — 1998.1.С. 12-13.
115. Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986.
116. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1996. 423 с.
117. Месснер Е.И. Российские офицеры // Под общей редакцией А.Б. Григорьева. М.: Изд. Анкил-Воин, 1995.
118. Методика изучения воинского коллектива: Учебное пособие // Под ред. А.И. Тымко. М., 1996. 389 с.
119. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) ГУВР ВС РФ. М., 2001.
120. Миловидов A.C., Сапегин Б.Е., Симанов A.A. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск: Наука, 1985.
121. Миронов A.B., Кефели И.Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 4. С. 66-72.
122. Миронов В. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия.- 1994. -№ 11-12. С. 14-18.
123. Мирский Р.Я. Патриотизм в условиях советского общества и его революционного обновления: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1988. — 53 с.
124. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М.: Мысль, 1988. 251 с.
125. Митрохина Е.Ю. Питирим Сорокин о кризисе нравственных идеалов и права // Питирим Сорокин и проблемы современной России. ЭНДИСИ. Аналитический бюллетень Института стратегических исследований. — 2000. — № 5.
126. Михайловский Н.К. Заметки о патриотизме // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Т. 10. СПб, 1913.
127. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И.М. Ильинский. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
128. Монахов Н.К., Рыжов O.A. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота // Военная мысль. 1999. - № 2. С. 61-63.
129. Морозов П. Воспитание солдата и офицера, как основа побед и поражений. Вильно, 1909. С.122.
130. Морской Устав. СПб., 1899.
131. Мудрик A.B. Воспитание как социальный институт // Вестник РТФН. 1997. - № 2.
132. Мурачев А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту:
133. Дис. . канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997. -205 с.
134. Наше Отечество: опыт политической истории. В 3-х т. Т. 1. М., 1991.-390 с.
135. Николаев А. На переломе: Записки русского генерала. М., 1998. —368 с.
136. На первом Конгрессе Патриота России // Завтра. 2001. — Октябрь. — №40.
137. Об организации воспитания личного состава ВС РФ. Приказ Министра обороны РФ №164 от 26.09.1992г.
138. Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ: приказ Министра обороны РФ №250 от 08.09.1993г.
139. Одинаев К.К. Наука как субъект и объект социальных трансформаций: социально-исторический, мировой и постсоветский опыт. М., 2000.
140. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А. Глушко, A.A. Колесников: Под ред. В.Н. Лобова. М., 1990. С.26.
141. Орлова Н.Х. Проблемы культуры в русском православном богословии // Философско-культурологический альманах. Выпуск 12. — Санкт-Петербург, 2009.
142. Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
143. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика, норма. М., 2000.
144. Островский И., свящ. Мысли о религиозно-нравственном воспитании нижних чинов // ВВиМД, 1913, № 15-16. С.538.
145. Отношение населения к проблемам реформирования институтов государственной власти // Информационно-аналитический бюллетень «Социология власти». № 2. М.: Изд-во РАГС, 2000.
146. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. (Выпуск 3). М.: Худож. лит., 1981. С.201,203.
147. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. (Выпуск 5). М.: Худож. лит., 1982.
148. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. (Выпуск 7). — М.: Худож. лит., 1986.
149. Пархоменко Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и Вооруженных сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1990. — 20 с.
150. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. — 222 с.
151. Патриотическое сознание: сущность и формирование / Отв. ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1985. — 254 с.
152. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. H.A. Тройницкого. С-Пб., 1905. С. 12— 15.
153. Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности: вопросы теории и методики. М.: ВПА, 1991.
154. Петросян Ю.С. Родина, отечество, патриотизм // Социальное познание и политическая культура. Тверь: ТвГУ, 1990. — С. 71-81.
155. Петросян Ю.С. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. .канд. философ, наук. — М., 1990. — 20 с.
156. Печень Н. Патриотизм — источник духовной силы // Армейский сборник. 1994. -№ 1. С. 47-50.
157. Пикуль В. Мальчики с бантиками. Петрозаводск, 1985.
158. Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и ее особенности в условиях воинской службы. ВУ. М., 1998.
159. Плеханов В.Г. патриотизм и социализм // Избранные произведения. В 5-ти т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1957.
160. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -Собр.2; BLV т. СПб.: Печать в типографии II отделения Собственной Его
161. Императорского Величества Канцелярии, 1830-1884.
162. По лохов Д. Нравственно-патриотическое воспитание в вооруженных силах на основах православной христианской веры. М., 2000.
163. Попко В.Л. Патриотическое сознание студенческой молодежи: состояние, тенденции развития: Автреф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992. — 20 с.
164. Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 22 марта 1917 года. // Сборник Указов и Постановлений Временного правительства. Вып. 2, ч. 2. Пг., 1918.
165. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».
166. Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: на примере Вооруженных сил РФ. М.: ВУ, 2000. — 204 с.
167. Пропп В .Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб, 1997.
168. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Исторические заметки // Отечественная история. 1995. — № 3. С. 158-166.
169. Рац. М. Две версии патриотизма // Независимая газета. 2000. — 4 февраля.
170. РГВИА, ф. 725, оп. 49, д. 232, л. 15
171. РГВИА, ф.2044, оп.1, д.ЗО, л.35.
172. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. — 1994. — № 1. С. 25-53.
173. Российский менталитет: Вопросы психологический теории и практики. М., 1997. 152 с.
174. Российскому законодательству Х-ХХ вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
175. Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания. М.: ВПА, 1982. 197 с.
176. Рощин JI.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся. Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1984.-59 с.
177. Ружейников В.В. Политическое содержание менталитета военнослужащих: проблемы исследования и формирования: Дис. . канд. филос. наук. М., 1996.
178. Рогачев C.B. Российская государственность в системе трансформационных координат. М.: РНЦ ИСПИ РАН.
179. Россия определила новые оборонные ориентиры // Независимое военное обозрение. № 36, 2003.
180. Русская литература. Конец XX века. СПб., 2001.
181. Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М. ВУ, 2002.
182. Сайдаков В. Любовь к Родине должна быть конкретной // Ориентир. 1999. -№ 9. С. 12-15.
183. Самойлов В.Н. Подводные пленники. Калининград, 2001.
184. Свенцицкий А. Они были последними? М., 1997.
185. Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974.
186. Свод законов Российской Империи в 4-х книгах. СПб, 1913.
187. Севастьянов А. Как и почему я стал националистом // Независимая газета. — 2000. — 9 февраля.
188. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -М., 1994.
189. Семенов В. Расплата. СПб: Вольф, Ч. 1,1907.
190. Серебрянников B.B. Армия в общественно-политических взаимодействиях // Социс. 1996. -№ 4. С. 67-74.
191. Серебрянников В.В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ПСПИ РАН, 1996.
192. Серебрянников В.В. О патриотизме как объекте науки // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. М.: Книга и бизнес, 2003.
193. Символы Родины и воинской доблести. М.: Воениздат, 1990 —127 с.
194. Систематический сборник приказов по Военному ведомству и циркуляров Главного штаба за время с 1 января 1869 г. по 1 января 1896 г. — СПб., 1896.
195. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
196. Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.
197. Скок A.C., Яшин A.A. Военная социология/альбом схем. М. ВУ.1997.
198. Смирнов В. Воспитание патриотов — задача государственная // Ориентир. 1998. - № 8. С. 21-23. ,
199. Советский энциклопедический словарь. М., 1985.
200. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 240 с.
201. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. № 12, 1996.
202. Солженицын А. Русский вопрос к концу XX века. Дневник писателя. // Журнал «Новый Мир» 1994, №7.
203. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон, №1, 1994.
204. Соловьев Вл. Религиозно-нравственное состояние русского общества перед реформами Петра Великого. Странник, № 2.
205. Соловьев Вл. Русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992. 132 с.
206. Соловьев С.С. Динамика менталитета российского офицерства (1985-1995) //Власть. 1995. -№5. С.52-56.
207. Соловьев С.С. Образцов И.В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М., 1997.
208. Соловьев С.С. Трансформация ценностей воинской службы // Социс. -1996. № 4. С.67-74.
209. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1991.
210. Сохранение офицерских кадров — сохранение армии: Аналитический доклад ГУ BP ВС РФ. М., 1997.
211. Стариков В. Флоту нужен крейсер "Секс". // Аргументы и факты. № 32, 1997.
212. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценка прошлого // Вопросы философии. — 1997. — № 5. С. 3-9.
213. Столетие Военного министерства. Исторический очерк. Ч.Ш. — СПб., 1914.
214. Суворов A.B. Наука побеждать. М.: Воениздат. 1980
215. Суворов А.В.Твой есмь аз. Автор-составитель Жукова М.Г., М., 2003.
216. Сушанский A.C. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России. Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ МО РФ. 2002. С. 71.
217. Сухарев Ю. Что защищал русский воин? Традиции русской воинской доблести // Ориентир. — 1999. — № 9. С.58-61.
218. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. — 360 с.
219. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. 479 с.
220. Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. Учебное пособие для студентов вузов. М.:
221. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 736 с.
222. Троицкий Е.С. «Русская идея» и судьба Отечества // Армия. — 1991.-№23. С.3-6.
223. Троицкий Е.С. Истоки: патриотизм и интернационализм // Военно-исторический журнал. 1989. -№ 6. С. 43-50.
224. Троицкий Е.С. Любовь к Отечеству — движущая сила его возрождения. М.: АКИРН, 1996. 32 с.
225. Тюриков А.Г. Отклонения в социальном поведении молодых офицеров ВС РФ и их преодоление в современных условиях: Автореф. дис. . канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1994.
226. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания // Вестник высшей школы. — 1992. — № 7-9. С.52-60.
227. Усов В.В. Пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль. — 1994. — № 5. С.53-60.
228. Устав для военно-учебных заведений второго класса. СПб,1830.
229. Устякин Н. Чувство Родины нас к подвигу зовет: патриотизм — источник морального духа российского воина // Ориентир. 1994. - № 6. С.69-72.
230. Уткин А. Патриотизм — невидимая рука истории // Независимая газета. 2000. - 12 апреля.
231. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях Российской Федерации. Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года. В ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
232. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ.
233. Федотов В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. -№ 2. С. 258-319.
234. Философия и политика (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. -№ 1. С. 3-41.
235. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 358 с.
236. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-467 с.
237. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991 -413 с.
238. Фоменко Е. За высокую культуру патриотизма // Коммерсантъ. — 2002. — 25 марта.
239. Фроянов И .Я., Юдин Ю.И. Былинная история, СПб, 1997.
240. Шепилов Д. Советский Патриотизм // Советская Россия. -2002. — 13 августа.
241. Харитановский А. Господа офицеры!. Курск, 1994.
242. Хворов Н.Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и воинского воспитания (на материале военно-патриотических классов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. 20 с.
243. Хромов С.С., Калашников В. Л., Шишков А.И. Интернационализм и патриотизм: история и современность. М.: Высш. Школа, 1977. 280 с.
244. Ципко А. Ловушки абстрактного патриотизма // Независимая газета. — 2000. — 24 ноября.
245. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. 621 с.
246. Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего: социально-философская концепция. М.: ВУ, 1997.
247. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1950.
248. Чивилихин Е.И. «. Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России» таким был девиз отечественных предпринимателей на протяжении всей истории развития российской армии // Военно-исторический журнал. - 1999. - № 6. С.68-72.
249. Шиманов Г. Русским, как воздух, нужна национальная идеология // Молодая гвардия. 1994. - № 11. С. 20-31.
250. Шипка и Плевна — слава русского оружия: Из истории Балканской войны 1877-1878 гг. / Составление и подбор иллюстрированного материала Сенчуров Ю.Н., Серганова В.А. М.: Современник, 2003.
251. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. .канд.филос. наук. М., 1993. — 20 с.
252. Штурман Д. После катастрофы // Новый мир. — 1995. — № 2. С. 108-162.
253. Янов A.JI. От патриотизма к национальному самоуничтожению // Общественные науки и современность. — 1998. — № 6. С. 107-125.
254. Яновский Р.Г. Особенности динамики перемен в жизнеобеспечении людей на рубеже XX и XXI веков // Безопасность Евразии.-2001.-№3.
255. Яновский Р.Г. Письма о патриотизме // Безопасность Евразии. — 2002.-№3.
256. Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию Граждан России // Безопасность Евразии. — 2003. № 2.
257. Яновский Р.Г. Культура патриотизма в условиях глобализации // НА-ВИ ГУТ. 2003. - № 3.
258. Яновский Р.Г., Патрушев В. Идеология патриотизма // Безопасность Евразии. 2004. — № 2.
259. СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ, КЛАССИКИ, АПОЛОГЕТЫ
260. Аксаков Н. П. Предание Церкви и предание школы. М. 2000.
261. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Войдите в радость Господа своего. М., 2005.
262. Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского (в русском переводе). Казань, 1864.
263. Бабкин М.А. «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году». М., 2006.
264. Беда Досточтимый. Житие блаженного Феликса // История через личность: Историческая биография сегодня. М., 2005.
265. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. — М., 1992.
266. Борисов, архиепископ Иннокентий. Сочинения. Т. 3: Слова и речи. СПб., 1908.
267. Братское собрание военного духовенства в Санкт-Петербурге 28 октября 1903 г. //ВВД. 1904, № 3.
268. Булгаков, митрополит Макарий. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.
269. Вестник Военного Духовенства. 1902. № 15.
270. Вестник Военного Духовенства. 1905. № 3.
271. Вестник Военного Духовенства. 1914. №7-8.
272. Вестник Военного Духовенства. 1914. №13-14.
273. Введенский К., свящ. По поводу писем «строевого капитана» // ВВиМД, 1914. № 7 8.
274. Витте С. Воспоминания, мемуары. Минск: Харвест, М.: 2001.
275. Властарь иеромонах Матфей. Алфавитная синтагма. М., 1996.
276. Воскресни Русь! О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны / Редактор-составитель А. Добросоцких. — М.: Даниловский благовестник, 2001.
277. Гайнутдин Равиль. Ислам: вера, милосердие. М.: ДУМЦЕР, 1997.
278. Гапанович К., свящ. Отклик военного священника на письма «строевых полковника и капитана» // ВВиМД. 1913. № 7-8.
279. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М., 2001.
280. Гончаров Николай, свящ. Воинское звание перед судом Слова Божия и разума святой Православной Церкви // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 19.
281. Горин Ю., Зенков Ю. Золотой запас России: Документальная повесть, 2006.
282. Григорий Богослов, святитель. Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.
283. Гумилевский, архиепископ Филарет. Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1882.
284. Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI— XVII вв.—М., 1985.
285. Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123
286. Житие священноисповедника Романа (Медведя). Тверь: Региональный общественный фонд «Память новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2000.
287. Золотарев О. В. Христолюбивое воинство русское. — М.: Граница,1994.
288. Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII начало XX вв.). Историографическое исследование. - М.: РАП, 2004.
289. История флотского духовенства: Сборник / Сост. А.Б. Григорьев. -М.: Андреевский флаг, 1993.
290. Керн, архимандрит Киприан. Патрология. Т. 1. Париж-Москва,1996.
291. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.,1994.
292. Ключевский В.О. Сочинения. Т.8. — М., 1959.
293. Кострюков А. Военное духовенство и развал армии в 1917 году // Церковь и время. 2005. № 2 (31).
294. Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. — Кн.1. СПб.: Нестор, 2004.
295. Котков В.М. Религиозно-нравственное воспитание и досуг военнослужащих в русской армии. — СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусства, 1999.
296. Кострюков А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой Мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия «История РПЦ». 2005, № 1.
297. Краснов П. Памяти императорской русской армии // Какая Армия нужна России: Взгляд из истории / Составители: А. Е. Савинкин и др. М.: Военный университет: Независимый Ассоциация «Армия и общество, 1997.
298. Краснов П. Поддерживающая и морализующая роль религии // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. -М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.
299. Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозногосознания в духовной жизни воина Российской армии. — М., 1997.
300. Кузнецов A.M. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVTII начало XX вв.) — М., 2000.
301. Львов П., прот. Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства. — Гельсингфорс: Типография Финскаго Литературнаго Общества, 1870.
302. Марченко А. Духовная жизнь армии — не место для популистских упражнений // Красная звезда. 25 сентября 1992.
303. Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007.
304. Михайловский Н.К. Заметки о патриотизме // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Т. 10. СПб, 1913.
305. Мозговой С. А. Клерикализация Российской армии: опасные тенденции // Светский союз: Альманах. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
306. Морозов П. Воспитание солдата и офицера, как основа побед и поражений. Вильно, 1909.
307. Морские сражения русского флота. — М.: Воениздат, 1994.
308. Николай Сербский, святитель. Миссионерские письма, 23.
309. Новожилов И.К. Духовные традиции Российского воинства. Екатеринбург, 2004.
310. Новый завет и псалтирь. — Минск, 1995.
311. О взаимодействии Вооруженных сил России и религиозных объединений на современном этапе: Информационный бюллетеньобщественно-политической жизни. Выпуск Управления Президента Российской федерации по вопросам внутренней политики № 12, июнь 1998.
312. Овчинников В. Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. — М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001.
313. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Глушко, А.А.Колесников: Под ред. В.Н.Лобова.-М., 1990.
314. Осипов А.И. Армия и религия // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.
315. Осипов А.И Православное видение войны и мира. Журнал «Православная беседа», 1998.
316. Островский И., свящ. Мысли о религиозно-нравственном воспитании нижних чинов // ВВиМД, 1913, № 15-16.
317. Отклики на письма «строевых — капитана и полковника» // ВВиМД. 1913. № 6.
318. Офицерская жизнь. Журнал 1908 г. № 112.
319. Памфил Евсевий. Церковная история. М., 1993.
320. Писания Мужей апостольских в пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1895.
321. Подберезский И. В. Где кому молиться? // Религия и право. 2000.6.
322. Пол охов Димитрий, свящ. Нравственно-патриотическое воспитание в вооруженных силах на основах православной христианской веры. Дисс. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2000.
323. Поляков Г., прот. Военное духовенство России. М. ТИИЦ, 2002.
324. Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М., 1998.
325. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.,1997.
326. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб, 1994.
327. Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. (Репринт изданий 1876 и 1884 гг.).
328. Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001.
329. Пронин С. Профессиональные качества — основа победоносности войск. Ориентир. № 9, 2001.
330. Пушкарев С.Г. Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности. Печатня преподобного Иова Почаевского, 1938.
331. Радугин М., свящ. Возражение на «4-е письмо строевого капитана»//ВВиМД. № 15-16, 1923.
332. Радугин М., свящ. «Возражение» священнику о. П. Семову // ВВиМД. №7-8, 1913.
333. РГВИА ф.2082 оп.1 д.1 л.121об.; Церковно-общественный вестник. 07.1919.
334. РГВИА, ф. 2044, оп.1, д.6, л. 366.
335. РГВИА, ф.2044, оп.1 д.24, Лл.14, 24, 29.
336. РГВИА, ф.2044, оп.1, д.30, л.35
337. Речь протопресвитера Г.И. Шавельского пред открытием съезда военнаго и морского духовенства (1 июля 1914г.) // Вестник военного и морского духовенства. 1914. - № 15-16.
338. Рклицкий Н. — Православное самодержавие // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А.Е. Савинкин и др. М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.
339. Сенин А. С. Армейское духовенство России в Первую мировую войну // Вопросы истории. 1990. - № 10.
340. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятникахлитературы Древней Руси. М. 2006.
341. Смирнов А., прот. Внешние условия службы флотского духовенства при Петре I. // Вестник военного и морского духовенства. — 1915.-№4.
342. Смирнов А., прот. Деятельность флотского духовенства и религиозно-нравственная жизнь на военных кораблях в царствование Петра I // Вестник военного и морского духовенства. — 1915. — №3.
343. Смирнов А., прот. Управление флотским духом в царствование Петра I // Вестник военного и морского духовенства. — 1915. — №2.
344. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887.
345. Собрание писем святителя Феофана. М., 1899.
346. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон, 1994. № 1. С.35.
347. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М., 2001.
348. Стратилатов И. Древность и важность Апостольских правил. СПб., 1996.
349. Строевой капитан. Второе письмо в редакцию // ВВиМД. № 20,1912.
350. Строевой полковник. Письмо в редакцию // ВВиМД. № 2, 1913.
351. Таубе М.А. Христианство и международный мир. М., 1905.
352. Твой есмь аз. Суворов. Автор-составитель Жукова М.Г., М., 2003.
353. Творения святого Исидора Пелусиота. Письма. Часть З.М., 1860.
354. Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 3. М., 1875.
355. Филатович Б. Что они делают? // Разведчик. № 1173, 1913.
356. Фирсов С. JL Военное духовенство накануне и в годы Первой Мировой войны // Новый часовой. 1995. — №3.
357. Храповицкий, митрополит Антоний. О религиозном воспитании армии // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии /
358. Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.
359. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993.
360. Целицо В., свящ. По поводу писем в Редакцию «ВВД» строевых капитана и полковника и «ответа» мне Олимпа Булатовича // ВВиМД, № 1516, 1913.
361. Церковно-общественная мысль, № 8, 1917.
362. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996.
363. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, М., 1996.
364. Шавельский Г.И. Духовенству воинских частей действующих армий и госпиталей. № 177, 2-го сентября 1914 года // Вестник военного и морского духовенства. — 1914. — № 20.
365. Шавельский Г. И., протопресвитер. Православное пастырство. — СПб., 1996.
366. Шавельский Г.И. Служение священника на войне // Христолюбивое воинство. М., 1997.
367. Шафранова О.И. Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Н.Н. Муравьеву-Карскому // Журнал Московской Патриархии. № 4-5, 1996.
368. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Православная педагогика. М., 2004.
369. Пушкарев С.Г. Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности. Печатня преподобного Иова Почаевского, 1938.1. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
370. Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенсва) (2.08.2005 г.).
371. Ь«р://^у^.ш8к.ги/у81.рЬр?1ёаг=323 846
372. Архистратиг державы Российской. К чему призывают нас святые? Иеромонах Венедикт, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь.http://www.voskгes.rll/aгmy/chuгch/arhi.htш
373. Балабанов Валерий.Евгений Родионов. Он душу россии спас! http://content.mail.rU/arch/l 1160/141240l.html
374. Более половины россиян поддерживают идею создания инстутута военных священников — ВЦИОМ // http://www.knews.ru/allnews/693794/
375. Босых А., Шигов М. Морально-психологическое состояние военнослужащих Бундесвера.http://www.soldiering.ru/psychology/moralpsybundeswehr.php
376. Военное духовенство // http://www.brocgaus.ru/text/022/742.htm
377. Воину надо молиться. Победа от Бога! Политический журнал Михаил Мацкив 13 августа 2007 г. http://www.moskvam.ru/2002/cont02.htm
378. Вячеслав Третьяков. Крестом и кораном по дедовщине? // http://www.gazeta.kz/print.asp?aid=87639
379. Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.htm
380. Иоанн Кронштадтский. Золотые слова. http://www.orthlib.ru/other/ink3pokrov.html.
381. Исакова Е.В. Съезды и братские собрания военного духовенства в начале XX века, Санкт-Петербург, http://www.pobeda.ru/content/view/1323/41/
382. Катехизис для воинов митрополита Филарета. http://www.pobeda.ru/content/view/3452
383. Максимов Ю.В. Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом.http ://www.pravoslavie.ru/put/080319171635.
384. Материалы СМИ: «Армии обеспечат святость. Греко-католики вступили в связь с военными».http://www.interfax-religion.ru/print.php?act==news&id=14376.
385. Московский Казачий Кадетский Корпус имени М.А. Шолохова. Из истории казачества. Положение о кадетских корпусах. http://www.moskadet.ru/main/7e6fd3 f4-de71 -4109-9е831 dd41652feb4/0/0/6cc41751 -са4е-4439-9a9f-9b7352e2aecf/default.aspx
386. Николай Сербский, святитель. Миссионерисие письма. http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2004/12/14.html
387. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтскаго. Ч. 2. http://www.rus-sky.eom/gosudarstvo/ikron/new-wrd2.htm#9.
388. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви http ://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
389. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года http ://ru. wikipedia.org/wiki
390. Пелусиот Исидор, преподобный. Письма. Кн. I. http://www.pagez.ru/lsn/0369.php.
391. Перевод «Домостроя» на современный русский язык В.В. Колесова, http://sscadm.nsu.ru
392. Послания святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/10854
393. Правила Василия Великого. Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому. http://www.krotov.info/acts/canons/0370vasi.html
394. Православная воинская часть http://www.samoderzhavie.ru/documenty/vozrvery.doc.
395. Пуртов Евгений, священник. Христолюбивое воинство. Интернет-журнал «Русская неделя». http://www.rusk.ru/st.php?idar=18408
396. Рогоза Владимир. Жизнь положить за друзей своих. http://his. 1 september.ru/2003/29/1 .htm
397. Сайт «Круглый стол по религиозному образованию и катехизации».http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=3 66&did=10546&pcomment=culture
398. Стенограмма второго заседания Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского ИМЛИ РАН 17 мая 2001 года. Доклад Андрея Мановцева. О мечте и правде в «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского. http://komdost.narod.ru/z2.htm
399. Фомичев Анатолий. Офицер. Священник. Патриот. www.bbratstvo.org/index.php3 ?path=j ornal/2008/05&source= 18
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.