Православная традиция в поэтике дидактического сочинения Тихона Задонского "Сокровище духовное" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Коледич, Елена Николаевна

  • Коледич, Елена Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 185
Коледич, Елена Николаевна. Православная традиция в поэтике дидактического сочинения Тихона Задонского "Сокровище духовное": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2013. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Коледич, Елена Николаевна

Вступление.С.

Глава 1. Православная литература XVIII века и Тихон Задонский.С.

1.1. Церковные писатели первой половины XVIII века: творческие искания.С.

1.2. Своеобразие Тихона Задонского как православного писателя второй половины XVIII века.С.

Глава 2. Прием сравнения в поэтике «Сокровища духовного».С.

2.1. Виды сравнений.С.

2.2. Источники сравнений.С.

2.3. Тематическая классификация сравнений.С.

2.4. Сравнения в композиции глав сочинения

Тихона Задонского.С.

2.5. Функции сравнений.С.

Глава 3. Прием цитирования в поэтике «Сокровища духовного».С.

3.1. Источники цитирования.С.

3.2. Способы оформления цитат в тексте.С.

3.3. Модификация цитат.С.

3.4. Функции цитат.С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная традиция в поэтике дидактического сочинения Тихона Задонского "Сокровище духовное"»

Актуальность темы. Православная литература занимает важное место в духовных интересах читателя XVIII в. Находясь в догматических церковных рамках, она призвана разъяснять и напоминать слушателю и читателю христианские истины, опровергать ложные мысли, суеверия, сомнения, затемняющие чистоту веры, а также обличать пороки и побуждать к благочестивой жизни. Определение своеобразия поэтических приемов православных писателей, реализующих эту установку, имеет большое значение как для понимания особенностей развития православной литературы в России, так и русского литературного процесса в целом. Исследование литературного стиля и риторики русских духовных писателей в литературоведении последних десятилетий является весьма актуальным.

Если представление о русском проповедническом искусстве XVII-XVIII вв. можно получить в работах Ю. Ф. Самарина, И. А. Шляпкина, А. А. Морозова, А. М. Панченко, А. С. Елеонской, В. П. Вомперского, Л. В. Левшун и ряда других, то сборники нравоучительного содержания, предназначенные для христианского чтения, XVIII-XIX вв., долгое время были лишены внимания исследователей.

К указанной области литературы относится сочинение Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое», созданное в конце 70-х гг. XVIII в. Святитель Тихон, епископ Воронежский, (1724-1783) является одним из видных духовных писателей П-й пол. XVIII в. Выпускник Новгородской духовной семинарии, он был хиротонисан в епископа Ладожского в 1761 г., а в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру, где много потрудился для духовного просвещения своей паствы. Удалившись в 1768 г. в Толщевский, а в 1769 г. Задонский монастырь, он обращается к сочинению произведений духовного содержания.

Публикация рукописного памятника состоялась после смерти святителя, в 1784 г. Он был издан в Санкт-Петербурге в типографии Сухопутного шляхетского кадетского корпуса под полным названием

Сокровище духовное, от мира собираемое, сочиненное Тихоном, бывым епископом Воронежским и Елецким». Художественное совершенство «Сокровища духовного» вызвало большой интерес у читателей, нуждавшихся в пастырском слове. До Октябрьской революции 1917 г. произведение неоднократно переиздавалось как в полном виде, так и по частям. Оно выходило отдельным изданием в Санкт-Петербурге (1796, 1882) и Москве (1831, 1861) и в полном собрании сочинений святителя, которое выдержало семь дореволюционных публикаций (в период с 1-й пол. XIX в. до нач. XX в.). По сведениям синодальных издателей, рукопись памятника была создана в 1777-1779 гг., подлинник, написанный рукой келейника И. Ефимова, был просмотрен Тихоном Задонским; он состоял из 157 отдельных глав, разделенных на четыре части, но с сохранением их единой нумерации1.

Степень изученности темы. Несмотря на большую популярность сочинения Тихона Задонского в духовной среде, сборник до сих пор является малоизученным в филологической науке. Его исследование сводилось к отрывочным характеристикам ученых и современников писателя, в том числе обращенным к особенностям художественной организации текста.

Так, митрополит Евгений (Болховитинов) в жизнеописании святителя (1-е изд. - 1796 г.) одним из первых попытался определить художественные особенности «Сокровища духовного», выявив как доминанту прием сравнения «мирского и духовного», простоту и откровенность изложения2.

Известно, что для митрополита Евгения при создании жизнеописания Тихона Задонского послужили «очевидными свидетелями» келейники святителя И. Ефимов и В. Чеботарев3. В «Записках», кратких замечаниях Ефимова, написанных по просьбе Болховитинова после второго издания жизнеописания святителя в 1820 г., указывается на отражение в «Сокровище духовном» личных переживаний и жизненных наблюдений писателя.

1 Тихон Задонский, сет. Творения. М., 1994. Репр. воспр. изд. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5-е. М.: Синодальная типография, 1889. С. I.

2 Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 383.

3 Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 7.

Прочтите из книги "Сокровища духовнаго" статью "Вода мимотекущая" и тамо о сем истину познаете, как он описывает друзей и врагов, как из сих делались друзьями, а из друзей превращались в врага. В оной статье вы многое найдете ко включению в описание его жизни»4.

Попытку разгадать привлекательность стиля писателя в указанном сочинении находим в афористическом замечании архиепископа Филарета (Гумилевского): «Отличительное свойство наставлений св. Тихона -изображение духовных мыслей в видимых образах, у него особенный дар объяснять невидимое видимым, возносить мысль с земли на небо»5.

Не остались чуждыми задаче объяснить популярность книги святителя и его биографы. Так, протоиерей А. Лебедев в сочинении «Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец» (1865 г.) высказал мысль о кардинальном значении внутреннего психологического состояния автора для объяснения стиля сочинения. По его мнению, состояние душевной грусти, обычное для Тихона Задонского, нанесло отпечаток на все его сочинения, и в этом они становятся близки творениям Ефрема Сирина. «Грусть, тоска таким образом изливались на бумагу и рассеивались, а душа разрешалась от скорбных расположений, которые овладевали ею и давили ее»6.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов), характеризуя литературное наследие святителя в магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (1983 г.), пишет о способе написания «Сокровища духовного»: «По мнению большинства исследователей, книга написана в 1777-1779 годах. Но скорее всего можно предположить, что в эти годы она была собрана св. Тихоном из записей и воспоминаний, или же собиралась постепенно, параллельно с другими литературными трудами»7. Говоря о жанре сочинения, Маслов определяет его как «размышления о предметах св.

4 Записки Ивана Ефимова // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 586.

5 Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы, 1720-1858 (умерших писателей). СПб., 1884 // Русское богословие ХУ-ХУП веков. Сборник электронных книг. СПб., 2007. С. 354.

6 Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский, всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление // Тихон Задонский, сет. Собрание творений : в 5 т. М., 2008. Т. 1. С. 202.

7 Иоанн {Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 157.

Веры по поводу слов, изречений, предметов или каких-либо действий и явлений», «плод его молитвенных размышлений»8.

Современный исследователь сочинений святителя священник П. Хондзинский замечает, что в поздних работах Тихона Задонского, таких как «Келейные письма» и «Сокровище духовное», цитируется только Писание, выписки из святых отцов вообще не встречаются, за исключением единственной цитаты из блаженного Августина в «Сокровище духовном»9. Хондзинский считает, что «Сокровище духовное, от мира собираемое» наследует сочинению «Об истинном христианстве», главному труду святителя, поскольку развивает один из его разделов - «Случай и духовное от того рассуждение»10. Исследователь подчеркивает, что центральное, важнейшее место в книге занимает описание земного жития и страстей Спасителя, побуждение к личному подвигу последования Христу11.

Таким образом, «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского остается фактически не изученным в филологической науке. Между тем, перед нами, несомненно, важный эпизод развития русской прозы, открывающий ее дальнейший учительный пафос, соединение задушевного слова с уникальным приемом рассмотрения обыденной ежедневности сквозь призму вечности.

Объект исследования - сочинение писателя XVIII в. Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое», образец православной литературы нравственно-дидактической направленности, предназначенный для христианского чтения.

Предмет исследования - система доминантных поэтических приемов: сравнение «мирского и духовного» и цитирование - в сочинении Тихона Задонского.

8 Иоанн (Маслов■), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 157.

9 Хондзинский П., свящ. Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской Патриархии. 2004. № 2. С. 63. Хондзинский П., свящ. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 19.

10 Хондзинский П., свящ. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 40. Там же. С. 40-41.

Цель диссертационной работы - выявить своеобразие православной традиции в поэтике сочинения «Сокровище духовное, от мира собираемое» в сочетании ведущих поэтических приемов (сравнения «мирского и духовного» и цитирования).

Для достижения указанной цели были поставлены задачи: прежде всего, дать общую картину состояния православной литературы XVIII в. и обобщенное представление о характерных чертах творческой манеры Тихона Задонского; а также, с одной стороны, определить виды и источники сравнений, провести их тематическую классификацию, выявить особенности положения сравнений в главах сочинения и функции; с другой - раскрыть источники цитирования и способы оформления цитат в тексте, модификацию цитат в сочинении и их функции.

Теоретическая база исследования основывается на работах Д. С. Лихачева, В. П. Адриановой-Перетц, Л. Е. Туминой, О. В. Панченко, М. Гардзанити, Т. Б. Карбасовой, С. Николовой, Е. Б. Рогачевской, Н. В. Трофимовой и др., посвященных поэтике древнерусской литературы и светской и церковной литературы XVIII в. В процессе исследования также использовались общетеоретические работы А. А. Потебни, Б. В. Томашевского, Т. Г. Хазагерова и др., материал энциклопедического и справочного плана светской и православной направленности.

Методология исследования. В диссертации осуществлялся системный подход к исследованию сочинения Тихона Задонского. В работе были использованы такие методы научного исследования, как культурно-исторический, типологический, герменевтический, текстологический.

Научная новизна диссертации. На фоне картины особенностей православной литературы XVIII в. рассмотрены наиболее характерные черты творческой манеры Тихона Задонского. В исследовании актуализирован малоизученный литературный материал («Сокровище духовное, от мира собираемое»), относящийся к произведениям православной литературы нравственно-дидактической направленности - сборникам нравоучительного содержания, предназначенным для христианского чтения. Выявлены особенности поэтики произведения Тихона Задонского в сочетании ведущих приемов (сравнения «мирского и духовного» и цитирования), раскрывающие православную традицию русской литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы в последующем научном изучении сборников нравоучительного содержания, предназначенных для христианского чтения; в курсах по истории русской литературы, исторической поэтике, риторике и стилистике, гомилетике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы в форме докладов на конференциях: 1Х-Й Международной научной конференции «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» («Дергачевские чтения - 2008»), Екатеринбург, 9-11 октября 2008 г.; У1-й Всероссийской научной конференции «Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть», Екатеринбург, 7-8 октября 2010 г.; Х-й Международной научной конференции «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» («Дергачевские чтения - 2011»), Екатеринбург, 6-7 октября 2011 г.; УП-й Международной научной конференции «Литература Урала - 2012. Литература и история - грани единого (к проблеме междисциплинарных связей)», Екатеринбург, 11-13 октября 2012 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В сочинении Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» используются такие виды сравнения «мирского и духовного», как сравнения, выраженные существительным в творительном падеже и приложением; сравнения, осуществляемые с помощью союзов, союзных слов и лексических средств; распространенные сравнения присоединительного типа и бессоюзные распространенные сравнения. Самыми многочисленными являются распространенные сравнения присоединительного типа и краткие сравнительные обороты с союзом «как». Писателю свойственно приводить комплексы синонимических сравнений, а также комплексы синонимических образов в распространенном сравнении.

2. Преобладающий массив сравнений в «Сокровище духовном» восходит к книгам Священного Писания. Обнаружено в образном строе сравнений влияние книги немецкого теолога Иоганна Арндта (1555-1621) «Об истинном христианстве». Сказывается на выборе сравнений общественно-политический контекст современной автору российской жизни и личные впечатления писателя.

3. Сравнения классифицируются по используемой тематике. Преобладающими являются те, в основе которых лежит жизнедеятельность человека (быт и взаимоотношения людей). Немало сравнений из мира природы: светила небесные, природные стихии, сравнения из растительного и животного мира. Сравнение реалий материального и нематериального мира писателем осуществляется не по внешнему сходству, а по внутреннему, раскрывающему функцию в действительности. В сравнениях план «видимого» предстает в обобщенной форме - сравнения являются в сочинении вспомогательным средством.

4. Сравнения занимают важное положение в композиции глав «Сокровища духовного». Главы начинаются сопоставлением «мирского и духовного», которое осуществляется почти исключительно разными видами сравнений; преобладающими в этой позиции являются распространенные сравнения. Сравнение, начинающее главу, либо вводит тему для рассуждения и в дальнейшем содержании статьи не упоминаться, либо уточняется по нескольким признакам.

5. В процессе цитирования писатель обращается к Священному Писанию, текстам богослужебных книг, сочинениям Иоанна Златоуста, блаженного Августина и Василия Великого. Преобладающий массив цитат приводится в «Сокровище духовном» из Библии. Самыми цитируемыми книгами являются Псалтирь, Евангелие от Матфея, Книга пророка Исаии.

6. В сочинении Тихона Задонского цитаты представлены всеми видами синтаксического членения: от словосочетаний до сложных предложений. Самую большую группу образуют неатрибутированные писателем цитаты, представляющие собой отдельные высказывания. Очевидным явлением в «Сокровище духовном» является комплексное приведение цитат.

7. В тексте преобладают цитаты с модификацией смешанного типа: в цитате одновременно присутствуют изменения, которые обусловлены цитированием «по памяти», и изменения, которые можно отнести к намеренным (грамматического и семантического характера). При намеренной модификации цитат наибольшую группу образуют цитаты, демонстрирующие изменение грамматической категории лица.

8. Через поэтические приемы сравнения «мирского и духовного» и цитирование реализуется как прямая дидактическая установка писателя и его стремление к разъяснению богословской мысли, так и эмоциональное воздействие на читателя в нравственном наставлении.

9. В поэтике «Сокровища духовного» репрезентируется православная традиция, своими корнями уходящая в древнехристианскую византийскую литературную традицию, которая связывает различные периоды в развитии русской словесности и в то же время открывает новые возможности воплощения религиозного чувства.

Структура диссертации соответствует поставленным цели и задачам исследования. Работа состоит из вступления, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Коледич, Елена Николаевна

Заключение

Произведения духовного содержания являются важной частью литературы XVIII в. До настоящего времени этот сегмент творческого потенциала русской культуры остается малоизученным. Между тем, именно в духовной литературе осуществлялось концептуальное свойство культуры сохранения глубокой связи с древнерусской традицией как в плане целеустановки, тем и проблем, так и в образно-поэтическом аспекте. Но одновременно в области литературы назидательно духовного характера происходил поиск новых форм общения с читателем, что вызывало жанровые модификации, предопределяло лирическую тональность, выраженную в исповедальном и молитвенном началах. Наилучшее воплощение этих качеств обнаруживается в произведениях Тихона Задонского, неслучайно ставших популярным чтением для многих поколений православных россиян.

Произведения писателя преимущественно отвечали требованиям стратегии творчества духовного лица, которые были сформулированы в «Духовном регламенте» Феофана Прокоповича и к которым обращал духовных проповедников сам Тихон Задонский, находясь на епископской кафедре, например, в «Наставлении, как должно быть предлагаемо народу катехизическое учение» (1765 г.): «Народу говорить на примере Священного Писания о покаянии, об исправлении, о должностях всякого чина, об истреблении суеверия, о вкоренении в людские сердца страха Божия и прочее; о грехах в обществе говорить с подобающим смирением, никого не унижая и не обличая, и во всем поступая так, как в духовном Регламенте о проповедниках слова Божия напечатано»1. В сочинениях писателя не затрагивались темы политического или какого-либо другого дискуссионного характера. Подача богословской тематики отличалась простотой толкования, но вместе с тем, тексты свидетельствуют о глубине и широте знаний Тихона Задонского, в особенности Священного Писания, что было одним из первейших требований «Регламента». В соответствии с другим его положением, требованием смирения, кротости проповедника, материал сравнений и цитат в «Сокровище духовном» свидетельствует о стремлении писателя соединить свои переживания с читательскими чувствами. В сравнениях, выполняющих оценочную и дидактическую функцию, автор может объединять себя с адресатом сочинения. Когда цитата оформлена как прямая речь, он может говорить от лица христиан, причислять себя к таким же грешникам, как обычные люди.

Учитывал богослов творческие поиски проповеднической литературы предшествующего периода, но на смену образно насыщенному, хотя и витиеватому стилю писатель приносит иной принцип изложения, предпочитая логичность, внешнюю простоту, сочетавшуюся с глубоким проникновением в тему, живым восприятием действительности, пониманием ее противоречивости.

Нравственно-дидактической литературе, продолжавшей традиции юго-западной схоластической школы, было свойственно приводить доказательства, свидетельства, примеры, уподобления из разнообразных источников. Духовная литература совмещалась со светской, христианская мифология с античной. Приводились заимствования из древних и современных писателей, исторические, географические, естественно-научные сведения, сказки, анекдоты. Преобладающий массив сравнений и цитат в «Сокровище духовном» восходит к Священному Писанию. «Чтобы от видимых вещей к невидимым рассуждение обращать и так духовную пользу получать, требуется размышление верою, которая основанием своим имеет Божие слово, управляемое и утверждаемое, без которой удобно погрешить можно»2, - писал святитель еще в одном из разделов своего главного труда «Об истинном христианстве».

Схоластическую литературу отличала «излишняя ученость». Примеры и доводы часто черпались из предметов отдаленных, мало знакомых слушателю (читателю). Чтобы быть понятным, Тихон Задонский использует для цитирования и сравнений материал, близкий к повседневной жизни читателя.

Русским духовным писателям, особенности стиля которых связывают с литературным направлением барокко, было свойственно сходство предметов духовного и вещественного мира распространять на весь предмет, рассматривать один предмет как копию другого, проводить насильственное сравнение. В сравнениях «мирского и духовного» у Тихона Задонского нет натянутого сближения, они органичны и близки пониманию любого читателя. Как и сам писатель замечает: «Вещь одна другой подобна бывает не во всем, а только в некоторых свойствах: поэтому и о подобиях. разуметь должно то же, что и они только в неких свойствах сходны с теми вещами, которые разъясняют»3.

При употреблении в «Сокровище духовном» сравнений и цитат наблюдается доминантное воплощение средневековой литературной традиции, своими корнями уходящей в древнехристианскую византийскую, а также ее модификация под влиянием культурно-исторического контекста П-й пол. XVIII в. в России (творческая активность восприятия западноевропейской культуры, интерес к обыденной жизни человека и др.).

С творениями отцов Церкви первых веков христианства Тихон Задонский сближается многими чертами.

Святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви на все предметы своих исследований смотрели библейским взором, не зависимо от того, говорили ли они словами Библии или нет: Священное Писание всегда было отправной точкой и критерием для рассуждения на самые различные темы. Библеизм Тихона Задонского делает его сочинение верным изображением духа и буквы Библии.

В творениях святых отцов устанавливается символическая связь между человеком и природой в их целостном единстве, раскрывается внутренняя связь реальностей. «Символизм утверждает таинственную связь человека с Богом через видимую природу, которая является одушевленным выражением зиждительной мысли и силы Творца, родственным душе человека и неразрывно соединенным с его внутренним миром. Природа живет и изменяется как человек; жизнь и того и другого совершается не случайно, но по воле и мысли их Творца, по высшему замыслу, раскрывающемуся с одинаковой непреложностью и в явлениях природы, и в судьбе человека»4. Символическое соединение «мирского и духовного», возвышенного и обыденного - отличительная черта сравнений Тихона Задонского.

В проявлении чувств в его сочинениях, как и у отцов Церкви, нет никакой фальши, никакой искусственности, присутствует чувство меры и внутренняя связь с духом и содержанием произведения.

Тихон Задонский созвучен святым отцам IV в. характером использования риторических приемов и главной писательской установкой. У Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста риторические приемы имеют характер подчиненный, служебный по отношению к содержанию, являются естественным способом выражения и, придавая совершенство форме, только способствуют лучшему усвоению содержания. Это определено главной задачей писателя - спасение слушателя и читателя. Он стремится завладеть его внутренним вниманием, наставляет, а не услаждает.

Преобладающий массив используемых в «Сокровище духовном» сравнений и цитат восходит к Библии. Но в образном строе сравнений очевидно влияние Иоганна Арндта: немало сравнений Тихона Задонского может быть возведено к сочинению немецкого теолога «Об истинном христианстве». В сравнениях нашли отражение как общественнополитическая жизнь России П-й пол. XVIII в., так и личные переживания писателя, его бытовые впечатления.

Писатель широко использует сравнительные образы (а также их семантические расширения), являющиеся традиционными в православной книжности: «солнце», «весна - зима», «источник воды и пищи», «море -буря, волны», «пастух - овцы», сравнения, связанные с уподоблением растению в разных его состояниях и с разными видами земледельческих работ (сеянием, жатвой, садоводством), воинские сравнения. В «Сокровище духовном» наблюдается также авторская модификация традиционных сравнений. Сравнение со светом и свечой распространяется на всякого начальника, поскольку, по Тихону Задонскому, «всякий пастырь и начальник» должен вести подчиненных к спасению. Наряду с традиционными, писателем используются сравнения, более привычные для читателя. Вместе со сравнением «человека в житии» с кораблем на море в тексте сочинения присутствует сравнение с лодкой или судном на реке. В образном строе воинских сравнений отражаются такие явления земного мира, как присяга, особые приемы ведения боевых действий (снятие караула, ликвидация полководца). Писатель использует в сравнении образ розы, являющийся типичным в христианской литературе Запада в отношении Христа, Богородицы; он переадресует его христолюбивому сердцу.

Сравнения и цитаты в оценочной функции демонстрируют сохранение в «Сокровище духовном» традиционной для средневековой литературной книжности оппозиции «благочестивые и нечестивые», «добрые и злые люди». Но вместе с тем, в связи с особенностями культурно-исторического контекста, актуализируется оппозиция «истинные и ложные христиане». В тексте сочинения присутствует оценочное сравнение, отражающее противостояние эпикурейским взглядам элиты русского общества того времени. Отдельную группу образуют сравнения, характеризующие «всякого пастыря и начальника».

Традиционным также является обобщенный характер сравнений, сравнение предметов (явлений) земного мира и духовного не по внешнему сходству, а по внутреннему, раскрывающему функцию, роль в окружающем мире, сопоставление (противопоставление) «мирского и духовного» по ряду признаков, тенденция к ясности и краткости при цитировании библейских стихов и характер комплексной модификации цитат.

Материал сравнений и цитат «Сокровища духовного» демонстрирует христоцентризм Тихона Задонского. Следует отметить теоцентрический характер используемых в сочинении сравнений: более чем в трети из них центральный образ соотносится с Богом или Иисусом Христом. Среди сравнений, выполняющих дидактическую функцию, особо выделяется группа, в которой целям духовного наставления христиан служат упоминания событий из земной жизни Христа. Самыми многочисленными из сравнений, выполняющих оценочную функцию, являются сравнения, характеризующие отношения «Христос - христиане». В случае, когда цитата оформлена в тексте сочинения как прямая речь, преимущественно приводятся слова Христа и в большинстве случаев точно.

Многообразие искренних чувствований создают особую лирическую струю «Сокровища духовного». Как и в произведениях древнерусской литературы, нанизывание синонимических сравнений демонстрируют сочетание в сочинении Тихона Задонского абстрагирующей тенденции с повышенной эмоциональностью.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о большой степени корреляции произведений духовного творчества с современным писателю литературным процессом - с одной стороны, и с перспективной для русской литературы тенденцией обращения к опыту христианской словесности - с другой. Произведение Тихона Задонского раскрывает возможности художественной реализации творческих задач Нового времени не в противопоставлении древнерусским образным наработкам, а в их модифицированной актуализации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Коледич, Елена Николаевна, 2013 год

1. Аверинцев С. С. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. ст. М., 1991. С. 3-38.

2. Аверинцев С. С. Литературная теория в составе средневекового типа культуры // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. С. 5-18.

3. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. 343 с.

4. Аверинцев С. С. Связь времен. Киев, 2005. 443 с.

5. Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев, 2006. 902 с.

6. Адрианова-Перетц В. П. Афоризмы Изборника Святослава 1076 г. и русские пословицы // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 25. Л., 1970. С. 3-19.

7. Адрианова-Перетц В. П. Библейские афоризмы и русские пословицы // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 26. Л., 1971. С. 8-12.

8. Адрианова-Перетц В. П. Из истории русской метафорической стилистики русской литературы. Памяти академика В. В. Виноградова. Л., 1971. С. 28-35.

9. Адрианова-Перетц В. П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 28. Л., 1974. С. 3— 29.

10. Адрианова-Перетц В. 77. Очерки поэтического стиля древней Руси. М. ; Л., 1947. 188 с.

11. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. Л., 1972. С. 3-68.

12. Антонова М. Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 36. Л., 1981. С. 223-227.

13. Арндт Иоанн. Об истинном христианстве. Соч. в 4 ч. СПб.: П. П. Сойкин. Б. г. 556, VI с.

14. А. Архангельский А. С. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. 212 с.

15. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1986. 768 с.

16. Берков П. Н. Особенности русского литературного процесса XVIII века // Берков П. Н. Особенности исторического развития литератур. Л., 1981. С. 128-171.

17. Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира: К 500-летию Геннадиевской Библии: Сб. материалов междунар. конф. Москва, 21-26 сентября 1999 г. М., 2001. 248 с.

18. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1955. 567 с.

19. Бланков Ж. Искусство Древней Руси и западные слависты // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 22. Л., 1966. С. 11-17.

20. Большая литературная энциклопедия. М., 2003. 848 с.

21. Бочаров А. Т. Свойство, а не жупел: об использовании жанра притчи в современной советской прозе // Вопросы литературы. М., 1977. № 5. С. 65-107.

22. Бредле Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик. М., 2006. 208 с.

23. Буланин Д. М. Источники античных реминисценций в сочинениях Максима Грека // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 33. Л., 1979. С. 67-69.

24. Буранок О. М. Драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII в. Самара, 1992. 76, 2. с.

25. Буранок О. М. Русская литература XVIII в.: Учеб.-метод, комплекс для студ. филол. специальностей. М., 2002. 392 с.

26. Буранок О. М. Русская литература XVIII в.: Петровская эпоха. Феофан Прокопович. М., 2003. 336 с.

27. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М., 1983. 238 с.

28. Василий Великий, сет. Беседы на Шестоднев. М., 2010. 192 с.

29. Васильев В. К. К проблеме описания «национального сюжетного пространства» // Гуманитарные исследования: итого последних лет. Новосибирск, 1997. С. 212-214.

30. Васильев В. К. Художественный текст как функционирующая цитата (интертекст) // Универсалии культуры. Вып. 3. Измерения литературного текста: поэтика, история, философия: сборник научных трудов. Красноярск, 2010. С. 84-91.

31. Вейнберг Л. Б. Распространение христианства на Украине. Воронеж, 1889. 85 с.

32. Вигзелл Ф. Цитаты из книг священного писания в сочинениях Епифания Премудрого // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 26. Л., 1971. С. 232-243.

33. Винтер Э. Феофан Прокопович и начало русского просвещения // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской литературы. К 70-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР П. Н. Беркова. Сб. 7 : XVIII в. М.; Л., 1966. С. 43-53.

34. Волнянский Н. Великий благовестник XVIII в. св. Тихон Задонский // Журнал Московской Патриархии. 1946. № 8. С. 38^19.

35. Вомперский В. П. Стилистическая теория Феофана Прокоповича // Вомперский В. 77. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970. С. 70-98.

36. Галл Иосиф. Внезапные размышления, произведенные вдруг при воззрении на какую-нибудь вещь. М., 1786 г. 197 с.

37. Гардзанити М. Библейские цитаты в литературе 81ау1а ОгЙюс1оха // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 58. СПб., 2007. С. 28-40.

38. Гардзанити М. Библия и экзегеза в России начала XVI века: Новая интерпретация «Послания» старца псковского Елеазаровского монастыря Фелофея дьяку Мисюрю Григорьевичу Мунехину // Славяноведение. 2003. №2. С. 24-35.

39. Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 : в 3 т. Репр. воспр. изд. 1876 г. СПб., 2006.

40. Герасимова Н. М. О поэтике цитат в «Житии» протопопа Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48. СПб., 1993. С. 314-318.

41. Герхардт М. И. Искусство повествования. М., 1984. 455 с.

42. Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (Х1-Х^вв.) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974. С. 186-193.

43. Гурееич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. Вып. 1. М., 2002. С. 39-55.

44. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. 936 с.

45. Дубровина К. Н. Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов. М., 2010. 808 с.

46. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. 416 с.

47. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 349-383.

48. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990. 222, 2. с.

49. Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978.271 с.

50. Елисеев И. А., Полякова Я. Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов н/Д., 2002. 302 с.

51. Емельянов Б. В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Екатеринбург, 1995. 226 с.

52. Еремин И. 77. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 6. М.; Л., 1948. С. 125-153.

53. Еремина В. И. Образное сравнение в народной лирике // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В. В. Виноградова. Л., 1971. С. 10-18.

54. Записки Ивана Ефимова // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 571-599.

55. Записки Чеботарева // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 555-570.

56. Зееманн К. Д. Прием аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48. СПб., 1993. С. 105-120.

57. Зенкин С. Неуютность цитаты // Человек культура - история. М., 2002. С. 293-307.

58. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. 799 с.

59. Знаменский П. В. История русской церкви. М., 1996. 474 с.

60. Иоанн, иером. Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 8. С. 18-22.

61. Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. 531 с.

62. Иоанн Мейендорф, протопресв. От Византии до России: религиозное и культурное наследие // Свидетель Истины: памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 79-95.

63. История проповедничества на Руси. Лекции Электронный ресурс. URL : http://lib.eparhia-saratov.ru (дата обращения: 19.06.2012).

64. История русской литературы : в 4 т. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Л., 1980. 813 с.

65. История русской литературы : в 10 т. Т. 4. Ч. 2. Литература XVIII века. М. ; Л., 1947. 572 с.

66. История русской литературы : в 2 т. Под редакцией прив.-доц. Е. В. Аничкова, проф. А. К. Бороздина и проф. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Т. 2. История русской литературы до XIX века. М., 1908. 464 с.

67. Карбасова Т. Б. О библейских цитатах в Житии Кирилла Новоезерского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 60. СПб., 2009. С. 85-102.

68. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. М., 1992.

69. Касаткин С. Св. Тихон как проповедник. СПб., 1889. 80 с.

70. Ключарев А. Преосвященный Тихон I, епископ Воронежский и Елецкий. М., 1844. 141 с.

71. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. Ростов н/Д., 1998.

72. Кожинов В. В. Художественный образ и действительность // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении : в 3 кн. Кн. 1. Образ, метод, характер. М., 1962. С. 58-71.

73. Костомаров Н. И Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 т. СПб., 1912-1913.

74. Кочеткова Н. Д. Герой русского сентиментализма // XVIII век: сб. XIV. Русская литература XVIII начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 121-143.

75. Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: эстетические и художественные искания. СПб., 1994. 286 с.

76. Кочеткова Н. Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 50-81.

77. Красноречие Древней Руси XI-XVII вв. М., 1987. 444, 1. с.

78. Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель // Православный собеседник : в 2 кн. 1897. Кн. 1. С. 98-139.

79. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. Т. 8. М., 1975. стб. 1136.

80. Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968. 343 с.

81. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Очерки и характеристики. Л., 1976. 415 с.

82. Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский, всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление // Тихон Задонский, сет. Собрание творений : в 5 т. М., 2008. Т. 1. С. 4-346.

83. Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII веков. Минск, 2001. 352 с.

84. Либан Н. И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети XIX в. М., 2005. 464 с.

85. Лилич Г. А. Библеизмы как отражение воззрений эпохи // Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. СПб., 1995. С. 106-113.

86. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 750, 1. с.

87. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 352 с.

88. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1975. 254 с.

89. Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. СПб., 2001. 759 с.

90. Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970. 180 с.

91. Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Таллинн, 1992-1993. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 248-268.

92. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Таллинн, 1992-1993. Т. 2. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. Таллинн, 1992. С. 40-99.

93. Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889. 432 с.

94. Макарий (Веретенников), архим. Русское богословие XV-XVII вв. // Русское богословие XV-XVII веков. Сборник электронных книг. СПб., 2007. 6 с.

95. Малый энциклопедический словарь : в 4 т. М., 1997. Репр. воспр. изд. Брокгауза-Ефрона. СПб., 1907.

96. Михаил (Чуб), архиеп. Учение св. Тихона Задонского об истинном христианстве // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 10. С. 60-75.

97. Михаил (Чуб), архиеп. Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословсловские труды. М., 1973. Вып. 10. С. 117-120.

98. Mopee JI. Светоч благодатный, в Задонской обители просиявший. Задонск, 2001. 92 с.

99. Морозов А. А. Метафора и аллегория у Стефана Яворского // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В. В. Виноградова. Д., 1971. С. 35^4.

100. Морозов А. А. Проблема барокко в русской литературе XVII начала XVIII века (состояние вопроса и задачи изучения) // Русская литература. Л., 1962. №3. С. 3-38.

101. Мосалева Г. В. Русская духовная традиция: ее генеалогия и развитие // Теория традиции: христианство и русская словесность. Ижевск, 2009. С. 3-20.

102. Николай (Павлык), иером. Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. М., 2004. 224 с.

103. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008. 272 с.

104. Николова С. Влияние библейского текста на историю текста похвальных слов св. Климента Охридского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 49. СПб., 1997. С. 99-103.

105. Октоих. Гласы 1-4. Московская Патриархия. М., 1981. 712 с.

106. Октоих. Гласы 5-8. Московская Патриархия. М., 1981. 672 с.

107. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М., 1991. 318, 2. с.

108. Очарованные книгой: Русские писатели о книгах, чтении, библиофилах. М., 1982. 287 с.

109. Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении : в 3 кн. М., 1962-1965. Кн. 1. Образ, метод, характер. М., 1962. С. 72-114.

110. Панегирическая литература петровского времени. М., 1979. 311 с.

111. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. JL, 1984. 205 с.

112. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. JL, 1973. 280 с.

113. Панченко А. М., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и поэзии XX века // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 26. JL, 1971. С. 33-49.

114. Панченко О. В. Поэтика уподоблений (К вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 54. СПб., 2003. С. 491-534.

115. Пекарский П. 77. Наука и литература в России при Петре Великом : в 2 т. СПб., 1862. Т. 1. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. 578 с.

116. Полный православный богословский энциклопедический словарь : в 3 т. М, 1992.

117. Попов В. Е. Симеон Полоцкий как проповедник. М., 1886. 100 с.

118. Попов Т., прот., проф. Св. Тихон Задонский: К 90-летию его прославления (1891-1951) // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 2. С. 48-50.

119. Попов Т., прот., проф. Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 5. С. 4757.

120. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. СПб., 1902. 175 с.

121. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905. 320 с.

122. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990. 344 с.

123. Православная энциклопедия : в 18 т. Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000-2008.

124. Православный молитвослов. Серов, 1990. 184 с.

125. Прокопович Ф. Сочинения. Под редакцией И. П. Еремина. М. ; JL, 1961. 502 с.

126. Прокофьев Н. И. Древнерусские притчи и их место в жанровой системе литературы русского средневековья // Литература Древней Руси: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1988. С. 4-5.

127. Прокофьев Н. И. «Прелесть простоты и вымысла» // Древнерусская притча. М., 1991. С. 5-18.

128. Пумпянский Л. В. Сентиментализм // История русской литературы : в 10 т. Т. 4. Ч. 2. Литература XVIII века. М. ; Л., 1947. С. 430-445.

129. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974. 407 с.

130. Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья Х1-Х1П вв.: Очерки лит.-ист. типологии. М., 1959. 336 с.

131. Рогачевская Е. Б. Использование «Ветхого Завета» в сочинениях Кирилла Туровского // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 1: XI-XVI века. С. 96-105.

132. Русские писатели XI начала XX века: Библиографический словарь. М., 1995. 575 с.

133. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (2-я пол. XVII нач. XVIII в.). М., 1991.261, 3. с.

134. Самарин Ю. Ф. Сочинения : в 10 т. М., 1877-1896. Т. 5. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880. С. 333-450.

135. Свирин А. Н. К вопросу о связях художественной культуры Древней Руси с античным миром. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 22. Л., 1966. С. 450-462.

136. Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. 752 с.

137. Семенников В. 77. Собрание, старающееся о переводе иностранных книг, учрежденное Екатериной II. 1768-1783 гг. Историко-литературное исследование. СПб., 1913. 99 с.

138. Сергеенко А., прот. О братолюбии в сочинениях русских святителей. Св. Тихон Задонский // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 11. С. 67-71.

139. Сергиевский Н. Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский и всея России чудотворец: Его жизнь и подвиги, чудеса, прославление по смерти и творения. М., 1901. 213, 1. с.

140. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990. Репр. воспр. изд. СПб., 1862. 260 с.

141. Словарь книжников и книжности Древней Руси : в 3 вып. Д., 1987. Вып. 1. 492, 2. с.

142. Служебник. М., 2003.464 с.

143. Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М., 1994. 221, 1. с.

144. Сорокин К, прот. Св. Тихон, Задонский чудотворец // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 2. С. 67-75.

145. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М., 1981. 263 с.

146. Сперанский M. Н. История древней русской литературы. М., 1914 // Русское богословие XV-XVII веков. Сборник электронных книг. СПб., 2007. 634, II с.

147. Сумароков А. П. О русском духовном красноречии (1770-е годы) // Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002. С. 173-178.

148. Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение византийского мистицизма старцем Паисием Величковским // Свидетель Истины: памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 435-443.

149. Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI-XVI вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 33. JL, 1977. С. 3-31.

150. Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. ф-тов высш. учеб. заведений : в 2 т. М., 2004.

151. Тихон Задонский, сет. Собрание творений : в 5 т. М., 2008.

152. Тихон Задонский, сет. Творения. М., 1994. Репр. воспр. изд. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5-е. М.: Синодальная типография, 1889. 400, II с.

153. Тихонравов Н. С. Московские вольнодумцы нач. XVIII века и Стефан Яворский // Сочинения Н. С. Тихонравова : в 3 т. М., 1898. Т. 2. Ч. 1. Русская литература XVII и XVIII веков. С. 156-304.

154. Томашевский Б. В. Краткий курс поэтики. М., 2006. 192 с.

155. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959. 279 с.

156. Топоров В. Н. Святые и святость в русской духовной культуре : в 2 т. М, 1995.

157. Требник: в 2 ч. Московская Патриархия. М., 1992. 542 с.

158. Триодь постная. М., 2003. 556 л.

159. Триодь цветная. Московская Патриархия. М., 1975. 335 л.

160. Трофимова Н. В. Идейно-эстетические функции ретроспективной исторической аналогии и библейских цитат в «Казанской истории» // Литература древней Руси: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н. И. Прокофьев. М., 1988. С. 68-82.

161. Тумина Л. Е. Притча как школа красноречия. М., 2008. 368 с.

162. Турьгшева О. Н. Книга чтение - читатель как предмет литературы. Екатеринбург, 2011. 286 с.

163. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 574 с.

164. Устинов Д. В. «Утопия как деятельность» в русской культуре II половины XVIII века // Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. Сер. История. Языкознание. Литература. 1998. № 1. С. 77-85.

165. Федотова М. А. О двух источниках украинских проповедей Димитрия Ростовского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 47. СПб., 1993. С. 343-350.

166. Федотова М. А. Украинские проповеди Димитрия Ростовского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 51. СПб., 1999. С. 253-288.

167. Филарет (Гумилевский), архиеп. Сокращенная история русской церкви. СПб., 1869. 232 с.

168. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы, 1720-1858 (умерших писателей): в 2 кн. СПб., 1861. Кн. 2. 212 с.

169. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы, 1720-1858 (умерших писателей). СПб., 1884 // Русское богословие XV-XVII веков. Сборник электронных книг. СПб., 2007. 511 с.

170. Флоровский Г., прот. Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006. 335 с.

171. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Минск, 2006. 304 с.

172. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Киев, 1991. 600 с.

173. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических приемов. Ростов н/Д., 1999. 320 с.

174. Хондзинский П., свящ. Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской Патриархии. 2004. № 2. С. 62-72.

175. Хондзинский П., свящ. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 10-48.

176. Хондзинский П., свящ. Три святителя // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 5. С. 88-96.

177. Часослов. Московская Патриархия. М., 1991. 352 с.

178. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. 752 с.

179. Шляпкин И. А. Святитель Димитрий Ростовский и его время, 1651-1709 гг. СПб., 1891.460 с.

180. Энциклопедия «Слова о полку Игореве» : в 5 т. СПб., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.