Православная академическая антропология: В. И. Несмелов и М. М. Тареев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гальковская, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гальковская, Ирина Владимировна
Введение.3-II
Глава I. Академическая православная антропология: истоки и проблемы.12
Глава П. Философско-антропологическая концепция
В. И. Не смел о ва.42
Глава Ш. Евангельская антропология М,М.Тареева . 91
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философия религиозного реформаторства в духовно-академических школах России: В.И. Несмелов и М.М. Тареев2005 год, кандидат философских наук Аккуратнов, Алексей Владимирович
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Духовно-академическая философия в России XIX в.: Историко-философский анализ2002 год, доктор философских наук Цвык, Ирина Вячеславовна
Религиозно-философские воззрения В. И. Несмелова2000 год, кандидат философских наук Дремлюгин, Дмитрий Митрофанович
Метафизика человека в творчестве В. И. Несмелова2003 год, кандидат философских наук Замилов, В. Н.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная академическая антропология: В. И. Несмелов и М. М. Тареев»
Антропологическая проблематика является национальной особенностью русской философии и ее главным интересом* Я.Э.Голосовкер в эссе "Интересное" пишет: "Русская философия - особая» Она всегда в вопросах духа размышляет над человеческой душой и над судьбой людей и Земли * при любой метафизике,Все русские мыслители: и материалисты, и идеалисты, были привержены антропологической идее.
Антропологический материализм, идущий от Л«ФеЙербаха, оказал огром2 ное влияние на В.Г.Б@линского, Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена. Их наследию посвящено достаточно много историко-философских работ. В последнее время интенсивно издаются произведения философов "се~ ребрянного века", чья философия" по своим темам и по своему подходу экзистенциальна, Оки так же стали объектом пристального внимания современных исследователей.
Однако есть в развитом религиозно-идеалистиче ск ом направлении русской философии течения, которые до сих пор остаются в тени. Например, академическая православная антропология* На наш взгляд, такое невнимательное отношение вызвано в основном тремя причинами: I) представители академической антропологии входили в церковную иерархию и не были свободны в высказывании своих мыслей* Кроме того, факт их принадлежности к официальной церкви распространялся на их взгляды, которые трактовались как хотя и модернизированные, но все же чисто богословские; 2) их тексты написаны тяжелым языком, изобилуют богословскими терминами, трудныш для современного секуляри-тивного восприятия; 3) сами персоналии воспринимались как второстепенные мыслители, "чуждые философским притязаниям". I* Голосовкер Н.Э. Интересное.// Вопросы философииЛ989.Й*2*СЛ27#
2* Бердяев Н.А» Русская идея. // Вопросы философии.1990. №1. с Л 28.
3. Там же* С. 128.
4. Аверинцев С.С. Тареев М.М.//Философская энциклопедия. Т.5.СЛ83.
Эти обстоятельства не позволяли раскрыть философский потенциал академической православной антропологии» В этом смысле показательна точка зрения А.Б*Черткова, который анализируя академическую православную философию, отмечает во-первых, ее ортодоксальность, опору на ранне-христианскую апологетику и патристику; во-вторых ее направленность "не столько на развитие и модернизацию православной идеологии, сколько на рациональное доказательство истинности религиозного учения";^ в-третьих, ее наименьшую философичность, вызванную антирационализмом ее представителей» Характеризуя это направление в целом, А.Б.Чертков пишет» "Все они (представители академической философии) отбыто исходили из примата веры над разумом и религии над наукой, стремились быть православно-ортодоксальными, то есть не допускать мнений и суждений, которые расходились бы с церковным учением даже в незначительных воцросах » Применительно к академической православной антропологии, следует отметить, что особенности ее формирования сделали невозможной опору только на труды отцов церкви» Ее задача была сформулировать новую теодицею, исходя из новых условий, в которых оказалось православие, а это никак нельзя сделать быз развития и модернизации православной идеологии. Мы так же считаем совершенно несправедливым мнение А.Б.Черткова о том,что "академические философы, признавая или отрицая возможность связи веры с разумом, воспринимали их как нечто противостоящее друг другу". Напротив, объектом их исследования было веросознание,гармонично сочетающее разум и веру, в ктором вера ктайутрн вразумляет философский разум, а не противостоит ему»
5. Чертков А»Б* Православная философия и современность» Рига 1989»
6. Там же. С.30»
7. Там же. С.34-35.
Кроме того, именно антирационализм, по нашему мнению, в какой-то мере оцределил обращение цравославных антропологов к поискам иных, чем материалистические, методов анализа содержания сознания человека, предмета философии и ее значения» Сама постановка этих проблем доказывает философский характер академической православной антропологии, а также то, что "на почве русского православия, взятого не в его официальной форме, может быть, возможно раскрытие нового учео ния о человеке, а значит и об истории и обществе". Академическая православная антропология, представленная в трудах В.И.Несмелова и М,М,Тареева, оказала существенное влияние как на современных ей философов-идеалистов, так и на последующие тенденции развития русской философии, например: религиозный интуитивизм и религиозный экзистенциализм. И хотя сейчас наконец-то стали печататься тексты русских православных антропологов (особенно В»И,Несмелова) и выходить работы, посвященные анализу их систем, этого явно недостаточно, так как тексты носят фрагментарный характер, а анализ, к сожалению, не охватывает вполне широту и глубину оригинальных антропологических концепций, без рассмотрения которых русская религиозно-философская мысль существенно объединяется» Поэтому мы считаем,что пришло время ввести материалы о В.И.Несмелове и М.М.Тарееве в широкий научный оборот, актуализировать их философские взгляды в исследованиях проблемного поля русской философии. Это тем более важно, что проблема человека и его места в мире сама по себе актуальна всегда,
Имеющуюся в настоящее время литературу, в которой дан анализ православной академической антропологии вообще и философско-антро-пологических воззрений В.И.Несмелова и М#М*Тареева в частности, можно условно разделить на несколько групп:
8. Бердяев Н*А. Указ.Соч, С,127.
1) Общие труды по истории русской философии и русского богословия. Здесь особо выделяются работы Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковско-го, Э.Л.Радлова, Г.В.Флоровского. Есть упоминания о В.И.Несмелове у Н.О.Лосского и С.Л.Франка. Из современной литературы можно выделить соответствующий параграф в учебном пособии "История и теория Q атеизма", а также главы в работах А.Б.Черткова и Л.Е.Шапошникова. Ценность трудовой этой группы определяется тем, что они вписывают академическую православную антропологию и конкретных мыслителей в широкий контекст цроблемного поля развивающейся русской философии и выделяют их характерные особенности.
2) Работы, посвященные собственно религиозной и в частности православной антропологии, авторы которых анализируют предмет,метод, основные проблемы и практические выходы религиозной антропологии.^
9. Бердяев Н.А. Русская идея.//Вопросы философии.1990.№ 1-2; Зеньков-ский В.В. История русской философии. Т.2.Л.1991; Лосский Н.О.Исто-рия русской философии.M.I99I; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс.1991; Франк С.Л,Сущность и ведущие мотивы русской философии. //Философские науки.1990.№5; Радлов Э.Л. Очерк истории рус^ ской философии.//Введенский А.И,, Лосев А.Ф., Радлов Э.Л.,Шпет Г.Г* Очерки русской философии. Свердловск.1991; Чертков АЛЗ.Православная философия и современность. Рига.1989; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Нижний Новгород.1992; История и теория атеизма. М.1987г.
10. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. M.I979. Его же. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа).М.1983; Православие и современность. Киев.1988; Ребкало В.А. Традиционализм и модернизм в современной православно-богословской концепции человека. Дис.канд.филос.наук. Киев.1979; Пименов В.А. Образ человека в православной религиозно-идеалистической философии конца Х1Х-нач.ХХв» в.
Главный интерес этих работ заключается в том, что они дают представление о месте антропологической проблематики в христианстве и православии и о ее традиционной форме; это представление облегчает вычленение новаторских философских положений в антропологических системах избранных нами мыслителей,
3) Особенно обширна часть работ, авторы которых выбирают для работы в рамках определенных проблем те или иные элементы антропологических концепций В,И.Несмелова и М,М,Тареева в качестве объекта критики или подтверждения своих мыслей,** Проблемный подход интересен тем, что он заостряет внимание исследователя на конкретном вопросе, выделяет его основание и возможные варианты ответа, которые в дальнейшем можно использовать либо как альтернативу решения этой проблемы у конкретного мыслителя, либо как источник или продолжение его размышлений на эту тему,
Концепции человека и истории в современной буржуазной философии и их критика (тезисы докладов конференции). РигаЛ979; Чуковенков Ю.А, Предмет, структура и метод православной антропологии, //Вопросы научного атеизма, Вып,37,М,1988; Фокина Л,А. Критический анализ некоторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России. //Социально-философские аспекты критики религии, ЛЛ986. и др.
II, Бердяев Н.А, Духовный кризис интеллигенции, //Вопросы философии и психологии, 1905, №16; Туберовский А, Воскресение Христово. Сергиев Посад,1916; Комаров Ю»С, Критика понимания свободы в современном русском цравославии. Казань, 1976, Его же. Общество и личность в православной философии, Казань Л991; Красников Н,П. Православная этика: прошлое и настоящее, МЛ981; Шапошников Л,Е, Концепция социальной активности личности в дореволюционном православном богословии, //Общественная жизнь и религия.М.1976. Его же. Православие и философский идеализм (несостоятельность философской апологетики православия). Горький,1986; Краснопольская Л.Н, Критика попыток мо~
4) Особый интерес имеют для нас исследователи, которые выносят
12 имена В.И.Несмелова и М.М.Тареева в названия своих работ, дернизации православного учения о человеке. Автореф.Дис.»канд. филос.наук.М.1971. и др.
12. Бердяев Н.А. Опыт философского оцравдания христианства (о книге Несмелова "Наука о человеке").//Русская мысль.1909»№9; Антоний епископ. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова "Наука о человеке* T.I. первый". //Православный собеседник» 1990.Ишь.Приложение № 17; Будрин Е.А. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова "Наука о человеке. Т.второй. Метафизика жизни и христианское откровение". Православный собеседник.1908.Июль-август; Бродский А.И, Михаил Тареев СПб,1994. Константин епископ. Жизнь и творчество Виктора Несмелова. //Человек.19922; Вяткина О.А., Емельянов Б.В. Критика "Науки о человеке" В.И.Несмелова. //Историко-философские исследования. Свердловск.1977; Емельянов Б.В. Христианская антропология В.И.Несмелова.// Рациональность иррационального. Екатеринбург.1991; Краснопольская Л.Н. Религиозное учение В.И.Несмелова о человеке и его связь с современной религиозной антропологией. //Проблема личности в религии и атеизме. M.I969; Фокина Л.А. Критический анализ православной антропологии В.И.Несмелова.// Социально-философские аспекты критики религии.Л.1983; Праздникова Д.А., В.И.Несмелов и проблема свободы воли.// Философские науки. 1991,№ 2. Виноградов В. Основные пункты христианского мировоззрения в системе проф.Тареева. //Странник. 191I. № 5-1I; Смирнов К.А. Имманентная философия христианства.// Русская мысль. 1917. № 7-9; Шапошников Л.Е. Социально-философские взгляды М.М.Тареева и современное православное богословие.// Философские науки.1982. № 3; Аверинцев С.А., М.М.Тареев»// Философская энциклопедия. МЛ970.Т.5.С.182-183,
В этих работах дан критический анализ антропологических систем В.И.Несмелова и М.М.Тареева. Но во-первых, не со всеми выводами их авторов можно согласиться, а во-вторых, критический анализ осуществляется преимущественно в рамках статей, что не позволяет провести исследование в полном объеме.
В целом, дав обзор литературы по проблеме, можно констатировать, что есть вопросы, связанные с критическим анализом православной академической антропологии вообще и антропологическими системами В.И.Несмелова и М.М.Тареева, которые еще не получили достаточно глубокой разработки и нуждаются в дальнейшем осмыслении на базе уже сделанного.
Основная цель диссертационной работы: исследования диссертант видит в том, чтобы раскрыть философское содержание православной академической антропологии, созданной В.И.Несмеловым и М.М.Тареевым, как нового учения о человеке на почве православия. При этом имеется ввиду: во-первых, систематическая реконструкция взглядов В.И.Несмелова и М.М.Тареева; во-вторых, анализ взаимоотношений православной академической антропологии с догматическим цравославным учением о человеке достигается посредством решения следующих задач:
1. В качестве отправной точки определить истоки и основные цроблемы православной академической антропологии, представленной в трудах В.И.Несмеловым и М.М.Тареевым; доказать, что она развивалась в русле европейской и русской традиции преодоления рационализма в решении проблемы человека;
2. Осуществить содержательный историко-философский анализ антропологических систем В.И.Несмелова и М.М.Тареева, сочетая его с систематической реконструкцией их взглядов; в ходе такого анализа доказать, что эти системы следует рассматривать не как богословские, а как религиозно-философские;
3, Выявить оригинальность антропологических построений В.И.Несмеловым и М.М.Тарвевым, дать оценку им учениям;
4. Осветить вопросы, прилегающие к антропологической проблематике в произведениях данных мыслителей и определяющихся его: проблему метода, понимания цредмета философии, этический пласт их воззрений, взгляды на православную церковь, историю и общество;
5* На этой основе оцределить место и значение В.И.Несмелова и М,М*Тареева в антропологической философской традиции.
По мнению диссертанта, решение этих задач способно дать достаточно полное представление о православной академической антропологии как о философском учении, а анализ творчества В.И.Несмелова и М.М.Тареева покажет их как крупных оригинальных мыслителей, оказавших влияние на развитие русской философии в целом.
Методология исследования: основные принципы историко-философского исследования - принцип исторической интерпритации и исторической справедливости. Как справедливо отмечал В.В.Зеньковский: "Задача историка не в том ведь заключается, чтобы реконструировать взгляды данного автора и придать им известную систематичность, а в том, чтобы уяснить те теш, которые преимущественно определяли творчество данного автора и интуиции или исходные построения, которые направ
13 ляли его творчество". Поэтому мы в основном пользовались тематическим способом изложения материала, как наиболее пригодным для кри-тическо-аналитической работы. Из этого отнюдь не вытекает, что мы полностью устранили проблему духовной эволюции мыслителей. Однако предпочтение мы отдаем анализу наиболее характерного, устоявшегося в их взглядах. Большое внимание мы уделили так же общему контексту того времени и вычленению исходных оснований развития религиозно-философской антропологии В.И.Несмелова и М.М.Тареева. Принцип исторической справедливости предполагает анализ наследия философа с точки зрения его места в истощконйилософском процессе.
13. Зеньковский В.В. История русской философии.Париж.I950.T.2.С.463,
В качестве источников исследования выступают произведения, статьи и рецензии В.И.Несмелова и М.М.Тареева, критическая литература, отзывы современников* Автюр также опиралась на работы крупных представителей русской философии, современные историко-философские исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом.
Апробация основных идей диссертационного исследования производилась на Всесоюзных восьмых философских чтениях молодых ученых. Москва. 1987. Шестой летней философской школе (Алма-Ата,1987), Всероссийской научной конференции по истории русской философии Санкт-Петербург. 1992.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков2003 год, доктор философских наук Мочалов, Евгений Владимирович
Сравнительный анализ философской антропологии П.Д. Юркевича и В.И. Несмелова2004 год, кандидат философских наук Фёдорова, Марина Владимировна
Социально-философский анализ проблемы человека в современной православной теологии2000 год, кандидат философских наук Гайдаш, Ольга Николаевна
Религиозно-философская антропология А.С. Хомякова в контексте российской культуры2006 год, кандидат философских наук Лопин, Роман Анатольевич
Философская система В.И. Несмелова2000 год, кандидат философских наук Федяй, Инна Викторовна
Заключение диссертации по теме «История философии», Гальковская, Ирина Владимировна
Итак, проведя исследование академической православной антропо логии в лице главных представителей В.И.Несмелова и М.М.Тареева, можно подвести некоторые итоги:
1. Академическая православная антропология - сложное духовное явление появившееся в России в конце Х1Х-начале XX веков. Она пред ставляет с собой вариант христианской антропологии, развивавшейся в специфических условиях. Наследуя традиционно христианские антро пологические проблемы и предмет исследования, она ищет свои собст венные пути для их решения. На этих путях ее представители создают самобытные и оригинальные антропологические системы.2. Академическая православная антропология сочетает в себе ев ропейскую и русскую традиции преодоления рационализма в решении проблемы человека. Отталкиваясь от"антирационалистического онтоло гизма" Шеллинга и впитывая в себя психологические подходы философии жизни, ее представители находят новые варианты анализа внутреннего мира человека: религиозный экзистенцианализм (В.И.Несмелов) и рели гиозный интуитивизм (М.М.Тареев), которые находятся в общем русле развития русской идеалистической философии, идущей от славянофилов.Антирационализм сочетается в академической православной антрополо гии с антиматериализмом, так как материализм, по мнению В.И.Несмело ва и М.М.Тареева, не в состоянии объяснить и даже просто констати ровать уникальность и трагизм человеческого бытия.3. Направленность академической православной антропологии на решение проблемы спасения определяет ее пронизанность экзистенциаль ными мотивами. Сама гфоблема спасения анализируется православными антропологами как фундаментальная проблема человеческого существо вания, коренящаяся в самой жизни и в конечном итоге придающая смысл как человеческому бытию, так и бытию вообще. Мы считаем так же необходимым выделить общие черты в концепци ях В.И.Несмелова и М.М.Тареева и их основные различия. Это позволит с одной стороны, дать целостную картину антропологии, представленную в их работах, а с другой стороны, выделить своеобразие каждого умс лителя:
1. В.И.Несмелову и М.М.Тарееву свойственна попытка соединить философию, религию и нравственность в некую синтетическую теорию,ко торая раскрывала бы особенности природы человека и его положения в
2. З.И.Несмелов и М.М.Тареев решают проблему человека в его свя зи с Богом. Их антропология - это попытки дать новую теодицею, кото рая основывалась бы внутренним миром человека. Если В.И.Несмелов связывает утверждение идеи Бога с существованием человека как, в перв^ш очередь, интеллектуального существа, то М.М.Тареев выводит ее из эмоциональных интуитивных переживаний человека как существа нрав ственного.3. В.И.Несмелову и М.М.Тареевз^' присуща антиисторическая ориен тация экзистенциалистского толка. Если В.И.Несмелов просто не заме чает истории как нечто незначащае для жизни духа человека, то М.М.Та реев радикально противопоставляет ее истинным д^^ховным ценностям.4. Этика В.И.Несмелова и М.М.Тареева служит продолжением их ан тропологии, ее практическим приложением, так как человек в этих сис темах активно действующее живое существо.5. В круг интересов В.И.Несмелова и М.М.Тареева входят многие проблемы, опосредованно связанные с их основными антропологическими положениями, которые выступают основой для разрешения этих вопросов (ггооблема зла, ответственности и свободы человека, его участия в общественных делах и т.д.), Итак, В.И.Несмелов и М.М.Тареев - замечательные русские мысли тели, вышедшие из духовных академий. Им свойственны глубокое знание
истории философии и понимание своего места в философском развитии своего времени. В их работах представлены оригинальные антропологически системы, опирающиеся на светские методы постижения внутреннего мира человека и предвосхитившее целый ряд тенденций эволюции религиозной философии.Однако при общей исходной идее - анализ опыта, содержания и реального функционирования веросознания, В.И.Несмелов и М.М.Тареев выбирают различные методы и подходы для такого исследования. Как от мечал A.M.Туберовский, "у В.И.Несмелова ум языческий, сократовский, его опыт - общечеловеческий, для М.М.Тареева имеет значение только опыт христианский, логос евангельский". Отсюда идет различие в методах анализа человеческого опыта: метод В.И.Несмелова - "онтоло гически-психологический", приближающийся к экзистенцианализму, ме тод М.М.Тареева - имманентный, так как он анализирует христианский опыт изнутри, и интуитивный, поскольку он творчески воссоздает еван гельский образ Христа.Конечные цли антропологических систем В.И.Несмелова и М.М.Таре ева тоже разные. В то время как В.И.Несмелов желает только оправдать христианство, представить его разумной религией, коренящейся в ин теллектуальных способностях человека, М.М.Тареев стремится проникнуть в интимную .суть христианства, мистически творчески репродуцировать ее, "обнажив... от всяких не только космических, но и человеческих (рациональных, моральных, общественных и т.п.) оболочек"; в образе Христа он видит живое откровение Бога в человеке, которое может ре ализоваться в каждом человеке через любовь и богосыновнее настроение.Эти чувства, интуиции стоят выше разумности и добра и представляют
1. Туберовский A.M. Воскресение Христово - Сергиев Посад. I9I6, 90.2. Бердяев Н.А. Опыт философского оправдания христианства (о книге Несмелова "Наука о человеке") //Русская мысль, 1909. № 9. С,56.3. Туберовский A.M. Указ.соч. 91. собой величину, красоту новой высшей формы откровения божественной жизни, в которой есть свой разум и свое благо".В целом, сравнивая системы В.И.Несмелова и М.М.Тареева, можно заметить усиление мистического элемента академической православной антропологии от "антирационалистического онтологизма", представлен ного в "интеллектуализме" В.И.Несмелова до мистических интуиции М.М.Тареева, Кроме того, нам бы хотелось еще раз подчеркнуть парадок сальность академической антропологии: чем сильнее желание ее пред ставителей вьгразить истинный дух христианства, его сущность, тем дальше они отстоят от догматического богословия, тем более философ ский характер носят их построения.Научная новизна работы заключается в ряде положений, выносимых нами на защиту:
1. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что ака демическая православная антропология - оригинальное религиозно-фи лософское течение, сочетающее в себе европейскук! и русскую традиции преодоления рационализма в решении проблемы человека. Более того, такое решение возможно на почве православия, взятого не в его офи циальной, догматической форме. Нами так же доказано, что оставаясь христианской по содержанию, академическая православная антропология является философской по своим методам. Главная проблема академичес кой православной антропологии - анализ опыта, содержания и реального ф}^iкциoниpoвaния веросознания - исследуется ее представителями с по зиций религиозного экзистенцианализма (В.И.Несмелов) и религиозного интуитивизма (М.М.Тареев).2, Ш считаем, что антропологические системы В.И.Несмелова и М.М.Тареева следует рассматривать не как богословские, а как рели гиозно-философские. В богословских понятиях эти мыслители выра}кают действительные проблемы человеческого бытия, предпринимают углублен 4. Там же. 92. ный экзистенциальный анализ человеческой природы и выясняют воз можности неотчужденной свободы человека в окруэгающем его природном и социальном мире.3, Нами также доказано, что оригинальность религиозно-философ ских концепций человека В.И.Несмелова и М.М.Тареева состоит в их попытке отойти от традиционной догматики православия в этом вопросе и дать новые теодицеи, исходя из антропологического прин ципа, что обуславливает применение ими светских методов философского анализа к содержанию и реальному функционированию религиозного соз нания.4, Проанализировав этические взгляды В.И.Несмелова и М.М.Таре ева, мы пришли к выводу, что они служат практическим приложением основных положений их антропологии, возвышая человеческую личность над обществом и утверждая ее свободу и достоинство.5, В целом, мы отвергаем оценку В.И.Несмелова и М.М.Тареева как второстепенных мыслителей в рамках русской философии и можем со всей основательностью утверждать их самобытность и существен ное влияние на последующее развитие религиозно-философской мысли в России.Итак, наше исследование показало, что в работах В.И.Несмелова и М.М.Тареева реализовался философский потенциал православия. И хо тя у этих глыслителей не было прямых последователей, их труды положи ли начало процессу "отхода от навязанных в силу исторических усло вий авторитетов западной философской мысли и богословских систем, и созданию самобытных... трудов и концепций". Их анализ религиозно -философского и религиозно-этического уровней человековедческого ма териала актуален до сих пор.Дальнейшие перспективы работы над произведениями В.И.Несмелова и М.М.Тареева мы видим в следующих направлениях: выяснение связи
5. Богословские труды - М,1970, Вып. 5, 215. православной академической антропологии с неохристианством, совре менной философии православия. Перспективно выяснить реализацию ос новных положений антропологических систем назвакиых мыслителей в современной западной религиозной философии и т.п.Практическая значимость работы заключается в том, что ее ма териалы можно с успехом применить в учебных программах по истории русской философии. На основе материалов диссертации можно также подготовить спецкурс по православному течению в религиозной русс кой философии, б, См.Мень А. Истории религии в поисках пути, истины и жизни. М,1991,
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гальковская, Ирина Владимировна, 1995 год
1. Авгуотин Творения. 2-е изд-е - Киев; Киевско-печерская лавра,1907. 789
2. Аверинцев С. Тареев М.М. - В кн.: Философская энциклопедияв 5 т. - М,1970. Т.5. 182-183.
3. Азаренко А. Любовь как основной принцип морали Нового Завета.В кн.: Рациональность иррационального. - Екатеринбург: Из-во Уральского ун-та, I99I. 36-44.
4. Андреев В.М, Либерально-обновленческое движение в русском православии нач. XX в. и его идеология. Автореф, дис.. канд.филос, наук. - M.I972. 20
5. Антология мировой философии. В 4-х т. - М,: Мысль, I969-I972.
6. Антоний еписком. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова"Наука о человеке. T.I (первый)". - Православный собеседник. M.I990. Июнь. Приложение № 17. 7-19.
7. Антропологическая проблематика в западной философии (сб.ст.).Подред. М.А.Гарицева. - М.: Из-во МГУ, I99I. 78
8. Ахутин А,В. София и черт. (Кант перед лицом русской рилигиознойметафизики) - Вопросы философии. 1990. № I. С,51-69.
9. Августин Творения. 2-е изд-е - РСиев: Киевско-Печерская лавра.1907. 789 10, Аверинцев С,С. Тареев М.М, - В кн.: Философская энциклопедия, В 5 т, М. 1970. т.5. 182-183.
10. Азаренко А. Любовь как основной принцип морали Нового Завета,ВКН.: Рациональность иррационального - Екатеринбург. Из-во Уральского ун-та. I99I, С,36-44.
11. Андреев В.М. Либерально-обновленческое движение в русском православии нач. }ЭСЁ. И его идеология. Автореф. д и с . канд.филос. наук. - Л.1972. 20 С,
12. Антология мировой философии. В 4-х т. - М,, Масль, 1969-1972.
13. Антоний епископ. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова"Наука о человеке. T.I. Первый". Православный собеседник. М, 1990. Июнь. Приложение № 17. 7-19. 148
14. Антропологическая проблематика в западной философии: (сб.ст,).Под.ред. М.А.Гарпцева. - М.: из-во МГУ, 1991. - 78
15. Ахутин А.В. София и черт.(Кант перед лицом русской религиознойметафизики). :-*- Вопросы философии. 1990 г, Ъ I C.5I-69.
16. Бергсон А, Творческая эволюция. Автофиз, пер. с франц. В.А.Флоровой. - М., СПб.: Русская мысль, I9I5, 331
17. Бердяев Н.А. Опыт философскогошравдания христианства (о книгеНесмелова "Наука о человеке") t4- Русская мысль. M.I909 № 9. 54-73.
18. Бердяев Н.А, Духовны"^ кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (I907-I909 г . г . ) - СПб.; Общественная польза. I9I0. 304
19. Бердяев Н.А, Типы религиозной мысли в России, у^ Русская мысль.М. - I9I6. № 7. 64-69.
20. Бердяев Н.А. К спору мензду князем Е.Н.Трубецким и Д.Д.Муретовым.4-/- Русская мысль. М. - I9I6 № 8 45-48.
21. Бердяев Н.А, Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда.1989. 607
22. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мыслиXIX века и начала XX века. - В кн.: О России и русской философской культуре. - М.; Наука, 1990. 43-272.
23. Бердяев Н.А. Самосознание. - М,: Книга I99I, 445
24. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993, 382
25. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи:Концепция человека. -Ростов н/Д,: Изд-во Рост, ун-та. 1987.206
26. Бродский А.И. Михаил Тареев, - СПб,: Из-во СПб. ун-та.1994. 79.С.
27. Будрин S.A. Отзыв о сочинении профессора В,Р1 .Несмелова "Наука очеловеке. Т. второй. Метафизика жизни и христианское откровение".Православный собеседник. М. 1908. Июль - август. C.I59-I7I, 149
28. Булгаков Н. Православие: Очерки учения православной церкви.М.: Терра, I99I. 413
29. Булгаков Н. Свет невечерний. - М. Республика, 1994. 414
30. Вениамин Игумен, О православном миропонимании. - Вопросы философии, 1993. № 4. СЛ35-149.
31. Виноградов В.П. Основные принципы христиансвюго мировоззренияв системе профессора М.М.Тареева. - Сергиев Посад. I9I2* 102
32. Вяткина О,А. Емельянов Б.В. Критика "Науки о человеке",В.И.Несмелова - В кн.: Историко-философские исследования, - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та.1977, 65-78.
33. Гарицев М.А, Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта), - М,: Изд-во 1й1 1987. 214 С,
34. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческомразвитии и новейшем состоянии. - Варшава; 3 нак., 1928. 635 С,
35. Голосовкер Я.Э. Интересное. •/-/• Вопросы философии, 1989 I^ 2.С.106-142,
36. Григорий Богослов. Творения. 3-изд-е - М,: Свято-троицкая лавра.351
37. Григорий Ниеский. Творения. - М: Свято-троицкая лавра. I86I- 1872. 535
38. Григорян Б,Т. Основные тенденции и и дилеммы современной буржуазной философской антропологии, - кн. Буржуазная философская антропология XX в. - М.: Шсль, 1986, С,5-23.
39. Дильтей В. Сущность философии. - В кн.:Философия в систематическом изложении - СПб.: Логос, 1909. 107
40. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, - М,: Современник.I98I.542
41. Зеньковский В.В. Проблемы культуры в русском богословии, П, М.М.Тареев. - Вестник РХД, 1953, № 28. 2-10.
42. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. - ВестникРХД. 1988 № 153. С,5-20. 150
43. Зеньковский В.В. История русской философии, В 2 т. - Л.: П.М,"Эго" и др. I99I. 853
44. Емельянов Б.В. Христианская антропология В.И.Несмелова. - В кн.:Рациональность иррационального. - Екатеринб^фг, Из-во Урал. ун-та, I99I. 207-219.
45. Иоанн Златоуст. Творения. 2 изд-е - СПб.: Александро-Невскаялавра, 1896, 480
46. История и теория атеизма. - М. Высшая школа., 1987. 250
47. Кант И. Критика практического разума. Перевод с немец. И,М,Соколова, Изд. 2-е - СПб.; Из-во В.И.Яковенко, 1908. 167
48. Кант И, Критика чистого разума. - СПб.: Изд-во "Тайм-аут",1993,478
49. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в двух томах. - М,:Русская мысль. I9II. 643
50. Киреевский И,В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984,292 С,
51. Комаров Ю,С, Критика понимания свободы в современном русскомправославии, - Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1976, 168
52. Комаров Ю.С, Общество и личность в православной философии.Казань: Изд-во Казан, ун-та, I99I. 186 С,
53. Константин еписком. Жизнь и творчество Виктора Несмелова -/4Человек. М.: 1992 № 2. 93-96.
54. Коротков Н.Д, Социальный аспект проблемы человека в религиознойфилософии. - Киев: Наукова думка, 1978. 163
55. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. - М.:Политиздат, I98I. 96
56. Красников Н.П, Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. - Киев: Высшая шк.,1988. 177
57. Краснопольская Л.Н. Религиозное учение В.И.Несмелова о человекеи его связь с современной религиозной антропологией. - В кн.: Проблема личности в религии и атеизме.- М.Политиздат,1969.С.154-175 - 151
58. Краснопольская Л.Н. Критика попыток модернизации православногоучения о человеке. Автореф. Дис*. канд.фил ос. наук. - М, I97I, 20.
59. Критический анализ понимания общество и личности в православии(Комаров Ю.С, Королев В.В. Серебреков Д»Ф, и др. ; ). Казань: изд-во Казан, ун-та, 1985, 91 С,
60. Кутлунин А,Г, Немецкая философия жизни. - Иркутск: Изд-воИркутск, ун-та, 1986. 171
61. Лазарев В«В. Философия раннего и позднего Шеллинга, - М.:Наука,1990. 168
62. Лаут Р. К вопросу о генезисе "Легенды о Великом Инквизиторе".Вопросы философии, 1990 № I* 70-76.
63. Лосский Н.О. История русской философии, - М.: Прогресс, 1994.456 С,
64. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск:Изд-во Урал, ун-та, 1988. 125 С,
65. Мень А, История религии в поисках пути, истины и жизни, Т,1М.: Слово, I99I, 260,
66. Мень А. Культура и духовное восхождение. - М.: Искусство, 1992,495
67. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский, Изд. 2-е - СПб;Мир искусства, I90I. 377
68. Мережковский Д.С. Большая Россия: Избранное, - Л.: Изд-во ПГУ,1991, 267
69. Молоков В,А. Философия современного православия. - Минск:Высшая школа, 1968., 238,
70. Несмелов В,И, Проблема знания. Опыт исследов.ания природного начала и формы философского знания. -И- В кн,: Протоколы Совета Казанской духовной академии, - Казань, 1886 г, 235-337. - 152
71. Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского.Казань, изд-во Казан, дух. академии, 1887. 640.
72. Несмелов В.И. О цели образования. - Православный собеседник.М. 1898. Т.П 583-607.
73. Несмелов В.И. Наука о человеке, ТЛ-2 - Казань: Изд-во Казан.дух.академии, 1905-1906 г.г. 0.987.
74. Несмелов В.И, Вера и знание с точки зрения гносеологии. Лекции.Казань: Изд-во Казан.дух.академии. I9I3, 95
75. Несмелов В.И. Отзывы о сочинении и.д.доц. Казанской духовной академии М.Н.Ершова "Проблема богопознания в философии Мальбранша", предоставленного на соискание ученой степени магистра философии, Казань: Изд-во Казан, дух.академии. I9I5. 45
76. Николин И. Философия християнства. Богословский вестник. М.1903. № 7-8. 501-663.
77. Никольский И.М, История русской церкви. - М.: Политиздат,1988.445
78. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии.М.: Политиздат. 1979. 72
79. Никонов К.И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа). - М.: Политиздат. 1983. C.I84.
80. ПйменоЕ В.А. С^раз человека в православной рилигиозно-идеалистической философии конца И Х - нач. XX в.в. - В кн.: Концепции человека и истории в современной буржуазной философии и их критика (тезисы докладов конференции). - Рига, Бинате. I979.C.69-72.
81. Полный православный богословский энциклопедический словарь:(В2 т.) - М.: Концерн "Возрождение". Б.Т.
82. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. - Вопросы философии, 1992, № 2, 123-140.
83. Православие и современность - Киев: Наукова дултеа, 1988. 336
84. Православие. Словарь атеиста - М.: Политиздат. 1989, 270.- 153
85. Праздникова Д.А., В.И.Несмелов и проблема свободы воли,Философские науки, I99I. № Z, 143-145.
86. Радлов д. Очерк истории русской философии. 2-е доп.изд.Петербург: Наука и школа, 1920, 98 С,
87. Ребкало В.А. Традиционализм и модернизм в современной православно-богословской концепции человека. Д и с , канд. филос.наук, Киев, 1979, 201.
88. Риккерт Г, О понятии философии. Логос. СПб, I9I0, № I . 6-29.
89. Розанов В.В. Сборник прозведений в 2-х томах. - М,; Правда,1990. 710 91 . Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат. 1989. 719
90. Смирнов К,А. Имманентная философия христианства. Русская мысль,M.I9I7. Jfo 7-9. С, 23-37, 42-69, 73-87,
91. Соловьев B.C. О проведение добра. Нравственная философия.2-е испр. и доп. изд. - М.: Тип. Д.А.Бонч-Брусвича. 1899. 616
92. Страница из недавней истории богословской науки. Богословскийвестник, Сергиев Посад, I9I7 № 6-7. 0,108-116.
93. Тареев М.М. Искушение богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей до христианских религий и християнской церкви, - М,: об-во духовного просвящения, 1892, 458 С,
94. Тареев М,М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. Экзегетические и историко-критические исследования. - М., изд-во Снегирева, I90I, 192
95. Тареев М.М. Типы религиозно-нравственной жизни. Богословскийвестник. М. 1902. Ш № 9. 42-81,
96. Тареев М.М, Воскресение Христово и его нравственное значение.Богословский вестник. М. 1903. Т.П № 5. 1-45, № 6 201-217.
97. Тареев М.М. По вопросам гомилетики. Критические очерки. - Сергиев Посад, Свято-троицкая лавра, 1903, 188 - 154
98. Тареев М.М, Религия и нравственность. //Богословский вестник.M.I904. Т,Ш,№ 10. G.29I-3I7, № II 395-421, № 12 602-626.
99. Тареев М.М. Дух и плоть. Богословский вестник. М. 1905. T.I№ I 1-27, № 2 233-266.№ 3 435-452.
100. Тареев М.М. Истина и символы в области духа. - Сергиев Посад.Свято-троицкая; Сергиева лавра, 1905, 204
101. Тареев М.М. Нравственная трагедия социализма. Христианин.M.I907 № I. 9-37.
102. Тареев М.М, От смерти к жизни. Живые души, - Сергиев Посад:Свято-троицкая лавра, 1907, 172 С,
103. Тареев М.М. Духовная праведность. Богословский вестник. М,1908.Т.1,№ I. 90-134.
104. Тареев М.М. Живые души. Очерк нравственных сил современнойРоссии. - Сергиев Посад: Свято-троицкая лазра, 1908. 176 С,
105. Тареев М.М, Монистическая этика. Богословский вестник. M.I908.Т.П,№ 7. 438-472.
106. Тареев М.М. Религиозный синтез в философии Вл,Соловьева. Христианские чтения. M.I908. № I. 43-69,
107. Тареев М.М. Социология морали. Богословский вестник. M.I908.Т.Ш № 10. 253-268, Н О . Тареев М.М. Спаситель. Богословский вестник, M.I908. T,I,fo 2 221-256. 111, Тареев М.М. Царство Божие. //Богословский вестник. M.I908. T.I № 3. 421-455.
108. Тареев М.М. Вехи, 2-е изд. M.I909 Рец - Богословский вестник. 1909. Т.П, № б, 313-325. И З . Тареев М.М. Нравственность и народность,- Богословский вестник. М. I9I0. T.I, }{о 3, 428-452, № 4. 0,575-596.
109. Тареев М.М. Основы христианства. Краткое изложение. - СПб.Акц. об-во типографского дела. 1909. 74
110. Тареев М.М. Просвитер И.Л.Янышев как моралист. - Богословскийвестник. M.I9I0. Т.П, W 7/8. 50-526, Т.Ш„ № 9 , 103-134.
111. Тареев М.М. Религиозная проблема в современном освещении. //Богословский вестник. M.I909. T.I, }Р 1-4. 58-85, 234-261, 426-450.
112. Тареев М.М. Религия и общественность - Богословский вестник,М., 1909, }^ 6, 229-259, }^ 7/8 424-461,
113. Тареев М.М. Церковность как принцип нравственного богословия.(Вступительная лекция по нравственому богословию). - Богословский вестнйк, МЛ909. Т.Ш, № 9, 24-93.
114. Тареев М.М, Основы христианства. (Система религиозного миросозеручения). Б 5-ти томах. - Сергиев Поса^ .,; Свято-троицкая лавра, 1908 - I9I0.
115. Тареев М.М, Предел коллектива. - СПб: Александро-Невское об-вотрезвости, I9I2. 39
116. Тареев М.М. Л{изнь и учение Христа. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая лавра. I9I3. 319 С,
117. Тареев М.М. Социализм (Нравственность и хозяйство). Вып. IСергиев Посац; Свято-троицкая лавра, I9I3, 218
118. Тареев М.М. Философия жизни (I89I-I9I6). - Сергиев Посад:Свято-троицкая лавра, I9I6. 302 С,
119. Тареев М.М. Христианская философия, - СПб.: Акц,об-во типографского дела, I9I7, 74
120. Тареев М.М. Новое богословие. - Богословский вестник. М. I9I7,f 6/7, 3-53, f 8/9, 168-224.
121. Тареев М.М. Краткое изложение системы моего богословия. Богословский вестник. M.I9I7. № 8-9, 0,257-268.
122. Тареев М.М, Церкови и богословие. - Богословский вестник. М,1917,№ 10-12, 0,301-322.
123. Р1деология социализма. - Богословский вестник. M.I9I8, № 1/2,С.34-67, Ifo 3/5, C.97-I23, W 6/9, 201-227.
124. Творения святых отцов в русском переводе. - Сергиев Посад:Свято-троицкая лавра, 1886, 572 С,
125. Толстой Л.Н. Я верю. - М.: ач. Вся Москва, 1990. 175 С,
126. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. - М.: Просвещение, 1992 - 525
127. Трепьч Э.0 возможностях христианства в будущем - Логос.СПб,1.I0, № I, 7-53.
128. Туберовский A.M. Воскресение Христово, - Сергиев Посад: Святотроицкая лавра, 1916, 340
129. Федор архимандрит (A.M. Бухарев) о духовшс? потребностяхжизни. - М.: Станица, I99I. 316 С,
130. Фейербах Л. Сущность христианства. - М,: Мысль, 1965, 414
131. Филатова П.И, Проблема человека в современном православии.Автореф, дис.. канд. филос. наук. - М, 1973, 17 С,
132. Философия в систематическом изложении В.Дильтея, А.Риля,В.Освальда (и др.),Пер. со 2-го нем.изд. И„В,Постмака и И,В. Яшунского. - СПб, 1909. 456
133. Флоренский П.А, Космологические антиномии И.Канта (лекция прочитанная 17.IX,1908 г.). Богословский вестник. 1908. № 12, 595-624.
134. Флоренский П.А. Из богословского наследия, В кн,: Богословскиетруды. Сб.17- М,: Из-во Московской Патриархии. 1977. 235.
135. Флоровский Г, Метофизические предпосылки утопизма. Вопросы философии. 1989, № 10, 76-120.
136. Флоровский Г.В, Пути русского богословия, - Репринтное воспроизведение, Вильнюс: Б.И,, I99I. 602 С,
137. Фокина Я.А, Критический анализ "православной антропологии"В.И.Несмелова, - В кн.: Социально-философские аспекты критики религии. - Л,: Из-во муэш религии и атеизма, 1983,0.50-65, - 157
138. Фокина Л.А. Критический анализ некторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России, В кн.: Социально-философские аспекты критики критики религии. Л.Из-во музея религии и атеизма, 1986. 0,26-41.
139. Франк Л, Сущность и ведущие мотивы русской философии. Философские науки. 1990. № 5. 83-99.
140. Франк Русское мировоззрение: Обществениле науки и современность. M.I990, № 6. 216-232, I99I, № I. 179-189.
141. Чертков А,Б. Православная философия и современность: - Рига:Авоте, 1989. 361
142. Чуковенков Ю.А. Предмет, структура и метод цравославной антропологии. - В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.37: - М,: Политиздат, 1988. 252-270.
143. Шапошников Л.Е. Концепция социальной активности личности в дореволюционном православном богословии. - В кн.: Общественная жизнь и религия. - М,: Политиздат, 1976, 48-52.
144. Шапошников Л.Е. Социально-философские взглады М.М.Тареева исовременное православное богословие. Философские науки, 1982, № 3. C.I23-I3I.
145. Православие и философский идеализм (несостоятельность философской апологетики православия). - Горький: Волго-Вятское книжное и?^во, 1986. 123
146. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков.Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издво. 1992. 261 С,
147. Шеялинг Ф.В. Сочинения. В 2-х т.,- М.: Мысль, 1987. 636.
148. Штейнберг А.З. Достоевский как философ. - Вопросы философии.1994, № 9, 184-196.
149. Янышев И.Л. Православное учение о нравственности. - М,: Из-воСнегирева. 1887. 528
150. Vom J inn des Leben in Russischen Phi losophen . -Koln :Ver lagBorg,1978,315 c .
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.