Политико-правовое учение Ф.Ницше тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Крахоткин, Федор Анатольевич

  • Крахоткин, Федор Анатольевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 180
Крахоткин, Федор Анатольевич. Политико-правовое учение Ф.Ницше: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Крахоткин, Федор Анатольевич

Введение.

Глава 1. Философские основы политико-правового учения

Ф.Ницше.

§ 1. Жизнь и творчество Ф.Ницше.

§ 2. «Европейский нигилизм» и философия Ф.Ницше

§ 3. Философия истории Ф.Ницше.

Глава 2. Ф.Ницше о государстве и праве.

§ 1. Критика просветительской идеологии.

§ 2. Взаимодействие культуры и государства.

§ 3. Правопонимание Ф.Ницше.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовое учение Ф.Ницше»

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена прежде всего возрастающим интересом представителей гуманитарных наук к классическим доктринам прошлого, необходимостью их осмысления и интерпретации с точки зрения взаимодействия истории и современности. В этой связи не только специально-научное, но и общегуманитарное значение приобретает адекватная реконструкция политико-правовых взглядов немецкого философа, писателя Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900 гг.) в контексте его учения в целом - сложного, многоликого, внешне мифологизированного, но обладающего единым внутренним смыслом. Идейный потенциал учения Ф.Ницше еще не «участвует» в должной мере в поисках новой парадигмы современного гуманитарного знания, особенно отечественного теоретического правоведения, соответствующей «вызовам» постиндустриального общества и культуры постмодерна.

Ф.Ницше стоял у истоков формирования философии культуры как фундамента гуманитарного знания. В XX столетии актуализировались многие положения философии культуры Ницше, которые восприняты и в культурологических (в том числе историко-культурологических) исследованиях права и государства: о разграничении цивилизации и культуры, о культуре как живом организме, переживающем стадии рождения, расцвета и гибели; о локальных культурных образованиях; о взаимодействии государства и культуры, особенно об опасности подавления государством культуры, ее стандартизации и др. К Ницше восходит само деление культуры на «высокую», «духовную» («аристократическую») и «массовую» («низкую», «демократическую»). Наконец, новаторские труды мыслителя, выдающегося филолога-классика, по античной литературе и философии дали толчок к переосмыслению истоков европейской культуры, особенностей полисной государственности.

Критика Ф.Ницше просветительских идеалов либерализма, демократии, а также современного ему «социализма» («социального вопроса») актуализируется в свете исторических судеб и трансформаций этих идеалов в XX столетии. Однако такая актуализация «интеллектуальных романов» Ницше, претендующих на «радикальную переоценку всех ценностей», предполагает прежде всего их аутентичное прочтение и ничего общего не имеет с бытовавшей, начиная с 30-х годов XX в., легендой о Ницше как провозвестнике «фашистской идеологии».1 Лишь после окончания второй мировой войны началась своего рода «денацификация» ницшевских воззрений.2

1 См.: Вайнштейн И. Философия Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1935, № 6; Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. М.; Л., 1934; Одуев С.Ф. Реакционная сущность ницшеанства. М., 1958; Его же. Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). Второе, доработанное издание. М., 1976.

2 В публикациях отечественных историков политических и правовых учений выделяются содержательные аналитические очерки, посвященные Ницше, В.С.Нерсесянца (см., например: Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. М., 1979. С. 267303; История политических и правовых учений. М., 1983. С. 511-521; История политических и правовых учений. XIX век. М., 1993. С. 35-44; История политических и правовых учений. Краткий учебный курс. М., 2000. С. 274282; История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М., 2003. С. 723-732).

Ярким свидетельством стремления по-новому прочесть Ницше явилось издание полного собрания его сочинений в 40 томах (продолжающееся поныне), которое было начато в Германии итальянскими учеными М.Мортинари и Д.Колли в конце 1960-х годов.

Многократно продекларированное Ницше неприятие либеральных, демократических ценностей - один из аспектов критики им современной ему «ложной», «испорченной» культуры, репрессивной по отношению к индивиду. Освобождение человека от оков такой культуры мыслитель считал главным делом своей жизни.3 И сегодня актуально отмеченное в свое время К.Ясперсом4 предупреждение Ницше грядущим поколениям об утрате человеком индивидуальной свободы в условиях, когда его личность подавляется (каждый лишь «носит маску») псевдокультурой - «служанкой» государства.

Возвестив «смерть субъекта» (М.Хайдеггер), подавленного псевдокультурой, Ницше предвидел появление субъекта («сверхчеловека») -творца новой, «высокой» культуры. Это был характерный для куда более поздней эпохи постмодерна вызов позитивистскому объективированию субъекта, представлениям о «безличностной» социальной реальности. Разумеется, такое прочтение Ф.Ницше предполагает рациональную реконструкцию ниц-шевских эстетизированных мифологем, парадоксальных афоризмов, казалось бы, разрозненных фрагментов и т.п.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе аутентичного прочтения текстов Ф.Ницше, 1

См. итоговый труд мыслителя: Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся самими собою. Перевод Ю.М.Антоновского // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Составление, редакция, вступительная статья К.А.Свасьяна. Т. 2. М.,

1997. С. 694-769.

4 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 160. образующих его творческое наследие, реконструировать политико-правовое учение мыслителя в аспекте взаимодействия истории и современности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- проследить жизненный путь Ф.Ницше и основные вехи его творчества;

- выявить идейные, мировоззренческие истоки учения Ф.Ницше в различных его аспектах;

- проанализировать в контексте «европейского нигилизма» (по определению самого Ф.Ницше) генезис и основные положения ницшевской программы «радикальной переоценки всех ценностей», уделив особое внимание критике мыслителем просветительских идеалов либерализма, демократии, концепций естественного права, общественного договора, народного суверенитета;

- рассмотреть философию истории Ф.Ницше под углом зрения, с одной стороны, девальвации в ней прежних ценностей, прежде всего идеи прогресса, а с другой - философского обоснования «вечного возвращения» и повторяющейся борьбы «воль к власти» в качестве условия формирования «сверхчеловека» - творца новой, высокой (аристократической) культуры;

- раскрыть в контексте ницшевской философии культуры исторические аспекты взаимодействия (вплоть до антагонизма) культуры и государства, особенности социально-политического элитизма Ницше;

- определить специфику правовых взглядов Ницше с учетом современных дискуссий о правопонимании;

- критически проанализировать различные интерпретации учения Ницше в целом и особенно - применительно к праву и государству.

Методологические и теоретические основы исследования. В работе использованы методы и приемы исследования, традиционные прежде всего для истории политических и правовых учений: конкретно-исторический, портретно-индивидуализирующий, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный). С учетом литературных и художнических особенностей философского стиля мыслителя автор стремился реконструировать его учение путем аутентичного прочтения текстов Ф.Ницше (на основе главным образом различных, в том числе и новейших переводов его произведений,5 а также на языке оригинала), с использованием возможностей метода герменевтического понимания их почти всегда «потаенного» смысла. Диссертант пытался раскрыть философский потенциал творческого наследия Ницше в области теории (и философии) права и государства с позиций связи и взаимодействия истории и современности. Принципу связи истории и современности придавалось особое значение и при оценке позднейших интерпретаций учения Ф.Ницше и его исторических судеб.

Среди работ отечественных и зарубежных философов, социологов, юристов, политологов, литературоведов, образующих исследовательскую «ницшеану», а также послуживших теоретической основой диссертации, можно выделить труды С.С.Алексеева, Р.Арона, В.Ф.Асмуса, КХЯ.Баскина, Н.А.Бердяева, Г.Дж.Бермана, М.Бубера, М.Вебера, Р.М.Габитовой, Т.Т.Гайдуковой, Д.Галеви, М.В.Горячевой, В.Г.Графского, А.Гулыги, Ж.Делёза, Ж.Деррида, В.В.Дудкина, Д.А.Керимова, П.Клоссовски, Э.Клюса, И.Ю.Козлихина, В.Б.Кучевского, А.Ф.Лосева, Д.И.Луковской, Л.С.Мамута,

5 См., например: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Перевод с нем. В.В.Рынкевича. М., 1990; Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Перевод с нем. / Составление М.Кореневой; Вступительная статья М.Кореневой и А.Аствацатурова; Комментарии А.Аствацатурова. СПб., 1993; Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Составление, редакция, вступительная статья К.А.Свасьяна. М., 1997.

К.Манхейма, Г.Маркузе, Э.Мирча, Н.В.Мотрошиловой, В.С.Нерсесянца, П.И.Новгородцева, А.И.Новикова, С.Ф.Одуева, А.В.Полякова, Б.Рассела, Д.Реале и Л.Антисери, А.Риля, П.Рикёра, Б.Рогачева, Р.Рорти, В.П.Сальникова, В.С.Соловьева, Р.Тарнаса, П.Тиллиха, Е.Н.Трубедкого, П.Д.Успенского, С.Л.Франка, М.Хайдеггера, И.Л.Честнова, Л.Шестова, Ф.Г.Юнгера, К.Ясперса. Привлекались также произведения мыслителей и писателей прошлого: Вольтера, Дидро, Ф.М.Достоевского, И.Канта, Т.Карлейля, Т.Манна, Ш.Л.Монтескье, Платона, Ж.-Ж.Руссо, де Сада, А.Шопенгауэра, О.Шпенглера, М.Штирнера и др.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней предпринята попытка реконструировать политико-правовое учение Ф.Ницше как органическую составляющую его философского и творческого наследия в целом. Автор стремился осмыслить идеи Ницше в контексте современных дискуссий о методологии гуманитарных наук, о перспективах отечественной философии права, о культурологических аспектах политико-правовых исследований. Диссертация представляет собой комплексное монографическое, логически завершенное исследование, посвященное анализу политико-правового учения Ф.Ницше с позиций связи истории и современности.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Сердцевину философского наследия Ф.Ницше как единого органического целого образует философия жизни, охватывающая философию истории, культуры, государства, права. Для реконструкции политико-правовых воззрений мыслителя особое значение имеют его поздние (собственно «ницшевские») произведения, начиная с философского трактата-поэмы «Так говорил Заратустра» (1883-1855 гг.). В них намечается и обосновывается программа «радикальной переоценки всех ценностей», преодоления кризиса европейской культуры, государственности и развиваются идеи «воли к власти», «вечного возвращения» и «сверхчеловека». Понятие «воли к власти» является базовым в философии Ф.Ницше. Именно инстинкт «воли к власти» есть, в понимании мыслителя, сущностная характеристика жизни в ее активном становлении - мироздания, истории человечества, культуры, государства, права, самого человека.

Важнейшей составляющей философии культуры (в том числе и философии истории) Ф.Ницше был характерный для его учения нигилизм. Ницшевский нигилизм многоаспектен. Необходимо учитывать, что он означает особого рода отрицание им, во-первых, всех предшествующих «непреложных» в европейской культуре истин и прежде всего исторического христианства («Бог умер!»), морали, веры в прогресс, преобразовательные возможности разума, либеральных и демократических идеалов просветителей, а, во-вторых, негативных, по оценке мыслителя, результатов господства этих идей и идеалов в современной ему культуре как упадочной, «испорченной», искусственной. Нигилизм Ф.Ницше как констатация и обоснование декаданса европейских рационалистических ценностей сочетается с апологией жизни, ее принципиальной внерациональности, антимеханистичности, «бессистемности». В сфере политики нигилизм Ф.Ницше - это в первую очередь отрицание современного ему государства как враждебного культуре. Поэтому не представляется корректным относить его к политическому анархизму в качестве специфического направления в истории учений о государстве. Что касается ницшевского правового нигилизма, то он вписывается в антиэтатистскую (в некоторых аспектах близкую исторической школе права) критику закона как «фикции», «искусственного образования», антипода «жизненных» начал культуры. Вместе с тем Ф.Ницше призывал навсегда освободиться от «христианской мантии» права и в его либеральном понимании, отвергая прежде всего какие бы то ни было эгалитарные основы и принципы права (как и культуры в целом). Учение Ф.Ницше об обществе, государстве и праве может быть реконструировано лишь в контексте своеобразно мифологизированной ницшевской философско-эстетической картины мира. Идея иерархического «кастового» строя означает у Ницше господство аристократов не по рождению или социальному положению, а аристократов как личностей, обладающих особым духовным воздействием на «чернь», особой художественной интуицией (не просто «знающих», как у Платона). «Господа» и «рабы», «знать» и «плебеи», образующие, по Ницше, сердцевину «истинной» культуры, - это своего рода психологические мифологемы мыслителя-поэта, прием эпатирования приверженцев «общепризнанных» истин. В вопросе о происхождении и сущности государства Ф.Ницше - убежденный сторонник идеи насилия «высших» над «низшими», исключающего общественный договор и тем более христианское объяснение истоков власти. Однако было бы неправильно на этом основании причислять его к представителям теории насилия в истории учений о государстве. Сила, по Ницше, приводится в движение волей («волей к власти»), так что социально-политическая жизнь (и вообще все мироздание) предстает как стихия постоянно преобразующихся «воль к власти», как вечное становление и «возвращение» (воссоздание) всех вещей. Государство же оказывается лишь эманацией «воли к власти», а в конечном счете - только средством в «жизненной» борьбе «воль к власти», используемым в конечном счете «сверхлюдьми», демиургами всего сущего для утверждения «истинной» культуры. Таким образом, можно утверждать, что учение о государстве Ф.Ницше - разновидность волюнтаристских элитистских концепций. Ф.Ницше считал право догосударственным феноменом и связывал его первоначальное происхождение (в отличие от происхождения государства) с гражданско-правовыми договорными отношениями. Однако сущность права (как и сущность государства) он усматривал в его обусловленности «волей к власти». Ф.Ницше - «волюнтарист» по своим правовым взглядам: в основе права - воля («сильнейшего»). При этом он - апологет «неравенства прав», но главным образом потому, что «слабейшие» не «заслужили» своих прав, т.е., говоря современным языком, не обрели правосознание, соответствующее новым (по Ницше) антибуржуазным и, конечно, антихристианским ценностям культуры. Характеризуя право как «антипод жизни», Ф.Ницше по сути обратил внимание на «живую жизнь» права, на то самое «живое право» в его противопоставлении «книжному праву», которое окажется главной темой произведений юристов-социологов первой половины XX века (Е.Эрлих, Ж.Гурвич и др.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Крахоткин, Федор Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По оценке К.Ясперса, Ф.Ницше только в XX веке стал современным философом. В его творчестве зафиксировано становление антропологической парадигмы в философии - в учении о бытии и в учении о познании одновременно. Критика Ницше самой идеи системности, системосозидания, законосообразности в природе, обществе, в том числе и «правопорядка», сочеталась с апологией жизни («жизни духа»), не связанной законами природы, не знающей над собой власти природных законов, социальных норм, высшего авторитета. Жизнь для Ницше - это творчество, она возможна только как творчество. Именно поэтому, по его мнению, цивилизация, нивелирующая человека, обречена на гибель, а человек, поскольку он не способен на творческие свершения, скован фальшивыми нормами религии, морали, права, обречен на позорное вырождение. Однако человек способен к переходу в иное качество, к волевому преодолению своей природы во имя духовного бытия «сверхчеловека», ориентирующегося только на собственную, но никак не на чужую волю. Такая воля («воля к власти», «воля к мощи») определяет, по Ницше, становление и бытие всего сущего, а ее носитель выступает духовным преобразователем мира, созидателем новой культуры, сбрасывающей с человека оковы исторического «порядка», в том числе и христианскую «мантию права».

В учении Ницше коренятся истоки постмодернистской концепции человека. В эстетизированном образе ницшевского «сверхчеловека» проступают черты человека постмодерна, призванного «преодолеть декаданс и нигилоо

ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 288. лизм - язвы модерна».289 Возвестив «смерть субъекта» (М.Хайдеггер) в условиях современной ему «псевдокультуры», Ницше предвидел появление субъекта («сверхчеловека») - творца культуры. Это был характерный для куда более поздней эпохи постмодерна вызов позитивистскому объективированию субъекта, но вызов особый, мессианско-художнического образца. Не случайно Н.А.Бердяев, как это ни парадоксально, счел «сверхчеловека» Ницше «псевдонимом божественного».290

С некоторой долей преувеличения можно сказать, что Ницше стоял у истоков формирования философии культуры как фундамента гуманитарного знания. В этом смысле он, пусть и многократно опосредованно, внес несомненный вклад в становление современной философии права. Возрастающий интерес философии права к проблемам правовой жизни общества как бы отталкивается от ницшевского образа права как принципиального антипода жизни, «жизневраждебного» принципа.

Возрождение в России в последние десятилетия философии права291 предполагает новое прочтение и актуализацию учений прошлого. Философ

289

Честное И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С.

11.

290 Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 273.

291

Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о предмете философии права, о ее статусе в системе юридической науки (или общефилософского знания), особенно о соотношении философии права и общей теории права, а также отраслевых юридических наук. Одни авторы включают философию права в предметную сферу теории права (см., напр.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 66). Другие авторы видят в философии права одновременно и собственно философскую дисциплину, и составную часть правоведения (см., ское осмысление права, государства в истории политико-правовой мысли вписывается в современные дискуссии о специфике философских представлений о праве, государстве, об особенностях философских образов права. Философский потенциал учения Ницше в особой сфере права и государства заключается прежде всего в том, что оно ориентирует современное политико-правовое знание на критическую саморефлексию с учетом возможностей и задач общегуманитарного знания в целом. напр.: Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 394-395; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 391) или междисциплинарную науку, т.е. тоже и философскую, и юридическую (см., напр.: Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 14).

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Крахоткин, Федор Анатольевич, 2005 год

1. A.К.Герцык, Вячеслава Иванова, И.А.Ильина, Л.С.Мееровича, Э.К.Метнера, А.С.Петровского, С.Л.Роговина, М.М.Рубинштейна и др. М., 1995. 301 С.

2. Ницше Ф. Из наследия // Иностранная литература. 1990, № 4. С. 138-194.

3. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Составление, редакция,вступительная статья К.А.Свасьяна. Т. 1. М., 1997. 832 С.

4. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Составление, редакция, вступительная статья К.А.Свасьяна. Т. 2. М., 1997. 829 С.

5. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Перевод

6. B.А.Флёровой // Там же. Т. 2. С. 632-692.

7. Ницше Ф. Веселая наука (la gaya scienza) / Перевод К.А.Свасьяна // Там же. Т. 1. С. 492-719.

8. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся сами собою / Перевод Ю.М.Антоновского // Там же. Т. 2. С. 694-769.

9. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения / Перевод К.А.Свасьяна // Там же. Т. 1. С. 721-768.

10. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Перевод К.А.Свасьяна // Там же. Т. 2. С. 408-524.

11. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Перевод Г.А.Рачинского // Там же. Т. 1. С. 159-230.

12. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Перевод Н. Полилова // Там же. Т. 2. С. 239-406.

13. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Перевод Г.А.Рачинского // Там же. Т. 1. С. 48-157.

14. Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствовать молотом / Перевод Н.Полилова // Там же. Т. 2. С.557-630.

15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Перевод Ю.М.Антоновского // Там же. Т. 2. С. 6-237.

16. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Перевод С.Л.Франка // Там же. С. 232-489.

17. Ницше неизвестный и неожиданный. Избранные произведения. Симферополь, 1998. 528 С.

18. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря: Сборник / Перевод с нем. Минск, 1998. 512 С.

19. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле / Перевод Л.Завалишиной // Там же. С. 361-384.

20. Ницше Ф. Утренняя заря, или Мысль о моральных предрассудках // Там же. С. 387-508 (переводчик не указан).

21. Ницше Ф. Посмертные афоризмы (Из времени Заратустры) / Составитель Е.В.Журавлева; Перевод Фрюлинга и Ринского // Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. М., 1993. С. 136-239.

22. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Перевод с нем. / Составление М.Кореневой; Вступительная статья22

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.