Социальная философия Фридриха Ницше и ее влияние на развитие европейской гуманистической традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Коровников, Владимир Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Коровников, Владимир Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
СПЕЦИФИКА ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ
1.1. Метафизика Ф Ницше: предпосылки возникновения и основные черты его философии.
1.2. гуманизм как социокультурный фе1 юмеи.
1.3. Идея сверхчеловека в философии Ницше.
ГЛАВА II
ПРОБЛЕМА СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В МИРОВОЗЗРЕНИИ
ФРИДРИХА НИЦШЕ.
2.1. Сверхчеловеческое в философии Ф. Ницше как путь к совершенствованию человека и общества.
2.2. Отражение идеи сверхчеловека в немецкой философии первой половины XX века.
2.3. Особенности влияния ницшеанства на развитие гуманизма в экзистенциальной философии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Критика рационального гуманизма: историко-философский анализ идей Ф. Ницше2010 год, кандидат философских наук Кампос, Ассоль Диеговна
Философия Ницше и духовный опыт России (конец XIX - начало XXI в.)2009 год, доктор философских наук Синеокая, Юлия Вадимовна
Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры2004 год, кандидат философских наук Буланов, Владимир Владимирович
Феномен "русского ницшеанства" в отечественной философии культуры конца XIX начала XX столетия1999 год, кандидат философских наук Медведева, Татьяна Евгеньевна
Архетип "Ницше" в русской литературе 1890-1910 гг.2002 год, кандидат филологических наук Соколова, Юлия Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия Фридриха Ницше и ее влияние на развитие европейской гуманистической традиции»
Актуальность темы исследования. Ведущий принцип познания в сфере современной социальной философии состоит в том, что научность социально-философского познания должна сочетаться с гуманистичностью. Если XX век стал временем новой постановки вопроса о месте человека в мире, в XXI веке продолжается формирование нового типа мышления, новой рациональности, гуманистической в своей основе. Современный гуманизм основан на высших человеческих ценностях и ориентирован на информационную цивилизацию. Гуманистическое мировоззрение не сводится к некоей совокупности воззрений на человека; оно вынуждено рассматривать теперь и перспективу возможной гибели человечества, и пути предотвращения этой катастрофы. Глубокие перемены последних десятилетий XX века вызвали потребность в новой инте-гративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения.
Ещё в начале XX века Н.А. Бердяев говорил об утрате «веком гуманности» чувства дисциплины. Ситуация вряд ли изменилась в лучшую сторону. Реалии современного общества не способствуют развитию индивидуальности или личной ответственности. Человечество до сих пор не вышло из затяжного кризиса гуманизма, связанного с реалиями общественной практики, повлекшими умаление роли человека. Кризис гуманизма был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, вызванное распространением утилитаризма и нивелировки свободной личности. Тема осознания этого кризиса и соответствующей критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей на постклассическом этапе развития социально-философской мысли. Причиной тому стало сомнение в способности человека в условиях современного общества сохранить позицию свободного и автономного субъекта. Но, как и любой кризис, современная ситуация несёт в себе некоторый потенциал для качественно новой стадии развития человечества. Диалог вокруг судьбы гуманизма в современном мире указывает не только на кризис, переживаемый гуманистическим мировоззрением, но и на непреходящее значение гуманизма для человеческого общества.
В современной ситуации может оказаться полезным обращение к социально-философским доктринам, провозглашающим в качестве высшей ценности суверенную личность. Одной из подобных доктрин является учение о человеке Фридриха Ницше, продолжившее и развившее традиции европейского гуманизма и оказавшее огромное влияние на всю гуманистическую мысль XX века. Многоаспектность ницшеанского учения о человеке дает возможность найти в нем новую систему ценностных ориентиров. Исследование мировоззрения Ницше, развившегося как продолжение лучших традиций европейской философии, позволяет сформировать новый взгляд на социально-философские проблемы эволюции человека и общества в XXI веке. Анализ специфики ницшеанского взгляда на гуманизм представляет интерес как для понимания сущности явления, которое принято обозначать как кризис гуманизма, так и для современной социальной философии.
Степень научной разработанности проблемы. В какой-то мере изучение трудов Ницше затрудняется сложностью изложения его идей, нарочитой внешней бессистемностью концепции, эпатирующим тоном отдельных высказываний и особым языком Ницше, - иногда скорее поэтическим, чем академическим. Часть наследия философа вышла в свет после его смерти; так называемый «архив Ницше» оказался в начале XX века в руках Э. Фёрстер-Ницше, сестры философа, и ее националистического окружения. Издатели подвергли уникальные тексты, в лучшем случае, - произвольной компиляции, в худшем -бесконечным фальсификациям в духе своей идеологии. Знаменитые фальшивки типа «Воли к власти» сформировали стереотип непризнания философа академической наукой до сенсационного раскрытия этого «грандиозного подлога» [113. С.39] дармштадтским профессором Карлом Шлехтой в 1959 году.
В настоящее время на Западе учение Ницше уже не вызывает реакций шока и отторжения и с 50-х годов XX века является объектом постоянно растущего интереса. Согласно статистике, Ницше на сегодняшний день — самый издаваемый после Канта мыслитель на Западе [55. С.4]. Можно попытаться предложить в данном исследовании свой вариант периодизации ницшеаны.
Неким поворотным пунктом в восприятии ницшеанского наследия на Западе можно считать 50-е - 70-е годы, во многом это связано с именами М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю и Ж. Делёза, которые сделали акцент на необходимости осмысления вклада Ницше именно в философскую науку (до них большинство исследований носили скорее литературоведческий или биографический, чем философский характер - JI. Андреас-Саломе, Д. Галеви, П. Клоссовски, А. Мальро и др.).
М. Хайдеггер, по существу, заново открыл Ницше для XX века [24. С. 14]; он, как и Ж. Делёз, одним из первых сделал упор на тесную связь Ницше со старыми традициями европейской метафизики.
Очень интересно эссе Ф. Юнгера «Ницше», вышедшее в 1949 году и переведенное на русский язык в 2001. Эта книга ценна тем, что она не только помогает пролить свет на некоторые аспекты философии Ницше, но и отражает влияние ницшеанства на идеологию общественно-политического движения 20-х гг. XX века, известного под названием «консервативная революция», видными деятелями которой были несправедливо обойденные вниманием отечественных исследователей братья Фридрих и Эрнст Юнгеры.
В 50-70-е годы наиболее популярным был такой аспект ницшеанства, как критика христианской религии (особо стоит отметить работу К. Ясперса «Ницше и христианство»). В шестидесятых годах в США ницшеанство стало предметом полемики между последователями У. Кауфмана, пропагандировавшего это учение как разновидность традиционного для Европы абстрактного гуманизма, и представителями аналитической философии (А. Данто и др.). Последние сделали попытку систематизировать учение Ницше и проследить в нем внутреннюю логику.
На протяжении последних десятилетий все больший интерес вызывает полемика Ницше с Ч. Дарвином, Г. Спенсером и деятелями Просвещения (из числа наиболее интересных исследований на этот счет - JL Колл, Д. Миллер, Д. Кеннеди, Р. Янг, Г. Мост). Регулярно выходят работы о влиянии вульгари-зованного ницшеанства на идеологию национал-социализма. Объектом не менее стабильного интереса остаются политические, культурологические и искусствоведческие аспекты философии Ницше. Анализу философии культуры и эстетических воззрений Ницше посвящены работы Ж. Делёза, Ж. Дерриды, А. Камю, М. Фуко, О. Шпенглера. Социально-философский подход к освоению научного наследия Ф. Ницше отличает труды Э. Аммари, JT. Колла, Г. Маркузе, Э. Фромма. Необходимо отметить такой любопытный факт, как выделение в особое направление западного ницшеведения изучения судеб философии Ницше в России [56. С.7, 55. С.5]. Несомненно, это связано со своеобразным, уникальным для мировой науки отношением русской мысли XX века к ницшеанству.
Таким образом, можно констатировать факт наличия серьезного внимания западной философской науки к наследию Фридриха Ницше.
В отечественной науке ситуация совершенно иная. До середины 80-х гг. девятнадцатого века Ницше практически не был известен российскому читателю, его имени нет в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1885 года, но еще в 1884 году в нашей стране вышла брошюра с символичным названием «Мысль об искоренении ницшеанства на вечные времена». И.И. Гарин приводит интересный факт: в 1908 году один российский издатель подвергся судебному преследованию за выпуск «Антихриста» Ницше [24. С.781; 95. С.22].
Наиболее глубокие работы, написанные о Ницше в России, принадлежат перу C.JI. Франка, B.C. Соловьева, С.П. Знаменского и JI. Шестова. Продолжая многовековые традиции русской мысли, эти исследователи делали упор на морально-этические аспекты ницшеанства. Уже тогда была подробно разработана ставшая в наше время классической тема сравнительного анализа мировоззрения Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского. Пик интереса к Ницше пришелся на
1907-1910 гг., в русле «переоценки ценностей» русской интеллигенцией в результате поражения общественного движения 1905-1907 годов.
С 1913 по 1989 г. произведения Ницше в России не издавались. Работы о Ницше, вышедшие в свет в этот период сводились либо к обвинениям в человеконенавистничестве и милитаризме (С.Ф. Одуев, Б.М. Бернардинер и многие другие), либо к развенчанию «буржуазной легенды» о ницшеанстве М. Горького (А.А. Макаров, Н.К. Пиксанов и др.). Надо отметить, что иногда в работах «советской ницшеаны», даже содержащих самые резкие выпады против Ницше, проводился интересный анализ его философии, - разумеется, с позиций марксизма. В качестве примера можно привести книгу С.Ф. Одуева «Тропами Заратустры», которая остается фактически единственной серьезной отечественной работой о влиянии философии Ницше на европейскую мысль XX века.
С конца восьмидесятых годов произошли существенные изменения, стали издаваться и сочинения Ницше, и публикации о нём. Сейчас можно отметить растущий интерес к Ницше как в научной и научно-популярной литературе, так и в периодической печати. Наиболее объективным подходом, на взгляд автора диссертационного сочинения, отличаются труды К. А.; Свасьяна, А.И. Патрушева, Ю.В. Синеокой. Особенно стоит отметить вышедшую недавно книгу И.И. Гарина «Ницше», при некоторых недостатках содержащую солидную фактологическую базу.
Можно со всей уверенностью заявить, что в современной России Ницше является одним из самых читаемых и обсуждаемых философов. Наиболее привлекательными для российского исследователя остаются такие темы, как Ницше и A.M. Горький, Ницше и Ф.М. Достоевский, Ницше и концепция Богочеловека; в самое последнее время появились интересные попытки сравнительного анализа философских доктрин Ницше и К.Н. Леонтьева. Наиболее серьезно к указанным темам подходят В.В. Дудкин, Т.С. Кузубова, А.И. Патрушев. Особо стоит отметить огромную работу, проводимую в последние годы Ю.В. Синеокой по исследованию истории ницшеанства в России и его русской библиографии.
В последние десятилетия труды Ницше начали привлекаться и в качестве источников для диссертационных исследований (особо стоит отметить работы К.Э. Познанского, В.В. Панкратьева, М.В. Горячевой и О.А. Митрошенкова). Недостатком многих диссертантов является редкое обращение к трудам самого Ницше; авторы предпочитают анализировать не первоисточники, а учение, преломлённое авторитетными исследователями (такими, как К. Ясперс и М. Хайдеггер).
Сейчас сложно со всей определённостью назвать имена учёных, первыми воспринявших философию Ницше в качестве гуманистической доктрины. Подобные мысли в отечественной литературе можно найти у Н.А. Бердяева и Вячеслава Иванова (на западе - у К. Лёвита, М. Хайдеггера и Т. Манна).
Необходимо отметить, что в основном интересы современных отечественных исследователей сводятся к изучению дореволюционной литературы о Ницше, освоению работ о нем, изданных русской эмиграцией, и разработке отдельных положений ницшеанства (как правило, опять же в русле сравнительного анализа с идеями русских мыслителей). Влияние философского наследия Ницше на европейскую мысль осталось явно обойдённым вниманием отечественных исследователей. Помимо этого, до сих пор практически никто не обращался к исследованию ницшеанского учения о сверхчеловеке как гуманистической доктрины.
Опыт систематического анализа современного гуманизма в отечественной науке практически отсутствует. Судьба гуманизма в России оказалась сложной и драматичной, что объясняется многими факторами - в их числе войны и общественно-политические потрясения XX века, существенно подавившие и деформировавшие в общественном сознании традиционные ценности гуманизма. Гуманизм рассматривался, как правило, лишь как историческое явление, связанное с Ренессансом и Просвещением, потерпевшее кризис вместе с общим кризисом буржуазной цивилизации. Если на Западе в течение XX века к теме поисков новых форм гуманизма регулярно обращались учёные, представляющие самые различные философские школы и направления (М. Бубер, М. Вебер, Э. Гуссерль, X. Ортега-и-Гассет, М. Альтуссер, Э. Левинас, В. Беньямин, Э. Фромм и др.), то в России все лучшие работы о гуманизме были написаны в начале века (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв, В. В. Розанов, JI. Шестов). После 1917 года на место отвергнутых общечеловеческих ценностей были поставлены ценности классовые. Так возникла теория социалистического (коммунистического) гуманизма - предполагалось, что марксистско-ленинская идеология включает в себя единственно истинный гуманизм. Это привело к тому, что граждане нашей страны практически не знакомы с этой важной стороной жизни современной мировой культуры. Какие-то прогрессивные сдвиги, позволившие современным российским гуманистам войти в круг идей и организаций международного гуманистического движения, происходят лишь с середины 90-х гг. XX века (создание «Российского гуманистического общества», труды проф. В.А. Кувакина, В. Г. Леонова и др.). Интересно, что во многом эти изменения стали реакцией на экспансию религии в культуру, систему образования и политику.
Заявленное нами исследование является попыткой предложить собственный взгляд на учение Ницше и влияние ницшеанства на современный гуманизм. Из актуальности темы и степени её разработанности выделены объект и предмет исследования.
Объектом исследования является гуманистическая традиция европейской философии.
Предметом исследования выступает влияние социальной философии Ф. Ницше на европейскую гуманистическую традицию.
Целью исследования является социально-философский анализ эволюции европейского гуманистического мировоззрения под воздействием философии Фридриха Ницше.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - выявить предпосылки формирования философии Фридриха Ницше;
- раскрыть специфику учения Ф. Ницше в русле гуманистической традиции европейской философии;
- реконструировать место человека в ницшеанской картине мира, основанного на воле к власти;
- исследовать учение о сверхчеловеке как специфическую гуманистическую доктрину;
- проанализировать влияние мировоззрения Фридриха Ницше на генезис европейского гуманизма в XX веке.
Гипотеза исследования. Ницшеанское учение о сверхчеловеке, предлагающее в художественно-образной форме идеал совершенной человеческой личности, является качественно новым способом понимания гуманизма. Преодоление в современном гуманизме недостатков традиционного европейского гуманистического мировоззрения, пришедшего к кризису на рубеже XIX-XX веков, во многом стало результатом влияния филосфии Ницше.
Методологическая и теоретическая основа исследования
Методологической основой данной работы, являются, в первую очередь, общефилософские принципы: восхождения от абстрактного к конкретному; единства исторического и логического. Сложность и многоаспектность материала обусловила использование интегративного подхода, включающего принципы диалектики, в частности, принципы противоречия, отрицания и преемственности развития, а также объективности и историзма. Для выявления некоторых скрытых черт изучаемого феномена в работе используется феноменологический подход. Наряду с этим, исходя из особенности исследуемого материала, характеризуемого как литературно-философские сочинения, в диссертации предпринимается попытка герменевтического анализа текстов Ницше. Автор сознательно отказался от применения персонологического и биографического подходов, свойственных подавляющему большинству отечественных работ о Ницше; как показал анализ существующих источников, применение этих подходов далеко не всегда способствовало беспристрастности и глубине исследования. В качестве теоретических методов исследования выступают анализ и синтез, индукция и дедукция; в качестве эмпирических - методы сравнения.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды Фридриха Ницше и литература, посвященная изучению его философского наследия. Особенно выделим четыре книги Ницше, дающие ключ к пониманию гуманистической сущности его философии: «Так говорил Заратустра», «Антихрист. Проклятие христианству», «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». В качестве основных методологических ориентиров были использованы идеи М. Хайдеггера и Н.А. Бердяева о кризисе традиционного гуманизма и разработанный К. Ясперсом, Ж. Делёзом и А. Данто подход к ницшеанству как к единой философской доктрине, системе, построенной на оригинальной метафизике.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: t
- учение о человеке Фридриха Ницше рассматривается как развитие традиций европейской гуманистической философии;
- раскрыта особая роль ницшеанского понимания гуманизма в генезисе философских концепций XX столетия как концепции, во многом предвосхитившей гуманистические поиски современной социальной философии;
- выявлена специфика социально-философских воззрений Ф. Ницше, нашедших свое выражение в критике предшествующего гуманизма и создании альтернативного учения о человеке и обществе, нацеленного на преодоление существующих в обществе тенденций нивелировки индивидуальности человека;
- ницшеанское учение о человеке представлено как форма нового понимания гуманизма, основанная на концепции сверхчеловека — человеческой личности нового типа, при этом ницшеанское отношение к традиционным гуманистическим ценностям рассмотрено в русле сравнительного анализа с потребностями современного гуманизма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Философия Фридриха Ницше, в которой волюнтаристская метафизика неразрывно связана с этикой, является развитием традиций европейской гуманистической философской традиции;
2. Восприняв в общих чертах шопенгауэровскую концепции воли, Ницше отверг этическое учение Шопенгауэра; предложенная в ницшеанстве новая самобытная этика построена на творческом стремлении к самореализации как главной характеристике человеческого существования;
3. Ницшеанское учение о сверхчеловеке, являющееся закономерным продолжением метафизики Ницше, в художественно-образной форме предлагает идеал автономной человеческой личности, устремленной в будущее и способной активно взаимодействовать с окружающим миром в эпоху глобальных перемен. Утверждая личность в качестве высшей и единственной ценности, это учение является качественно новой формой понимания гуманизма. При этом, основные ценности, предлагаемые в концепции сверхчеловека, совпадают с ценностями современного гуманизма;
4. Мировоззрение Ницше существенно повлияло на всю европейскую философию XX века. Предложенный Ницше тезис о том, что человеческая жизнь не имеет изначально заданных смысла и цели и индивид вынужден выбирать их сам, становится исходной точкой для поиска новых путей осмысления места человека в меняющемся мире.
Теоретическая значимость работы обусловлена следующим:
1. Предлагаемый взгляд на ницшеанское учение о человеке как на новое понимание гуманизма обогащает современное содержание исторически меняющегося понятия «гуманизм».
2. Предпринятый в исследовании сравнительный анализ основных постулатов философии Ницше и национал-социалистической идеологии является еще одним шагом к преодолению сложившегося в обществе стереотипа восприятия Ницше как теоретика и идейного отца германского национал-социализма.
3. Предложена возможность использования выводов исследования в дальнейшем изучении различных форм гуманистического мировоззрения и творческого наследия Ф. Ницше.
4. Результаты работы способны положительно повлиять на переосмысление духовно-нравственных ориентиров современного российского общества и задать новое направление социально-философских поисков.
Практическая значимость работы заключается в ряде её аспектов:
- предпринятая в работе реконструкция свойственного мировоззрению Ницше специфического подхода к этическим категориям является полезной для совершенствования работы по формированию нравственного сознания учащихся высшей школы.
- выводы, полученные в результате проведённого исследования, могут быть использованы в преподавании философских дисциплин.
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на следующих международных, всероссийских, региональных конференций: Вторая Всероссийская научная заочная конференция «Фридрих Ницше и русская философия» (Екатеринбург, 2000г), Третья Всероссийская научная заочная конференция «Русская философия XX века: национальные особенности, течения и судьбы, политические судьбы» (Екатеринбург, 2000г), Международный конгресс «Жизненные силы славянства на стыке веков и мировоззрений» (Барнаул, 2000г), региональная научно-практическая конференция «Человек как самоорганизующаяся психологическая система» (Барнаул, 2000г), Международная научная конференция «Онтология и аксиология права» (Омск, 2003г).
Результаты исследования выносились на обсуждение в выступлениях на кафедре философии Барнаульского государственного педагогического университета и использовались в работе аспирантского семинара.
Отдельные аспекты диссертации освещены в ряде публикаций научных статей и тезисов выступлений на конференциях.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация изложена на 173 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культурологические идеи Ф. Ницше в художественной культуре XX века0 год, доктор культурологии Щербакова, Елена Валерьевна
Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков1998 год, кандидат философских наук Рыбкин, Владимир Романович
Фридрих Ницше и философия культуры русского символизма2001 год, кандидат философских наук Рассадин, Сергей Валентинович
Интерпретация идей Фридриха Ницше во французской философии второй половины XX века: Фуко, Делёз, Деррида0 год, кандидат философских наук Игнатенко, Антонина Сергеевна
Культурфилософия Ф. Ницше в контексте художественной культуры XX века2008 год, кандидат философских наук Беляев, Дмитрий Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Коровников, Владимир Геннадьевич
Заключение
Анализ, проведенный в исследовании, дает представление о сложности выбранной темы, для раскрытия которой, помимо трудов Ницше, пришлось обратиться к многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, не всегда относящимся к предметному полю одной только социальной философии. К философскому наследию великого немецкого философа Фридриха Ницше, как подробно показано в диссертационном сочинении, очень часто в той или иной форме обращались представители западноевропейской и русской мысли. Причем последние - в гораздо меньшей степени, что было обусловлено идеологическими установками, господствовавшими в России в течение длительного времени. Но большинству исследователей не был свойствен взгляд на ницшеанское учение о сверхчеловеке как своеобразную квинтэссенцию философской системы Ницше, в которой наиболее ярко отразились все интересные стороны оригинального мировоззрения мыслителя.
На основе анализа мировоззренческих, психологических, идейных источников и предпосылок становления оригинальной ницшеанской философии, мировоззрение Ф. Ницше рассмотрено в диссертации как неотъемлемый и закономерный этап развития традиций европейской философии XIX века.
Духовная ситуация, сложившаяся к началу XXI века в России, во многом повторяет реалии рубежа XIX-XX веков. И в наше время обретает особую актуальность вопрос поиска новых гуманистических ценностей. Одной из основополагающих проблем современности становится проблема выживания человеческого общества в новых условиях; она неразрывно связана с вопросом защиты индивидуальности, способствующей прогрессу собственно человеческих качеств. Предпринятое в нашей работе исследование показало, что философская система Фридриха Ницше содержит идеи, которые могут оказаться весьма ценными в деле достижения новой гуманности. Среди них следует особо выделить критическое отношение к общественной морали, часто нивелирующей личность; своеобразный культ свободного индивидуума; веру в безграничные возможности человека и идеал устремленной в будущее самосозидающейся личности, обозначенный Ницше словом «сверхчеловек». Проделанная в диссертации работа по реконструкции ницшеанского учения как некоей новой формы гуманизма включала обращение к большому пласту научных проблем. Среди них можно назвать отношение Ницше к европейскому нигилизму, взгляд Ницше на мировую историю и историю религий, влияние предшествующей метафизики на учение Ницше, психологический аспект ницшеанства, отношение к ницшеанскому наследию в России и целый ряд других вопросов, представляющих большой научный интерес.
Цель данного исследования состояла в раскрытии гуманистической сущности философии Фридриха Ницше и установлении связи его учения с европейской гуманистической традицией. Поэтому по отношению к метафизической картине мира по Фридриху Ницше и концепции воли к власти сделан лишь краткий обзор. Между тем, несмотря на достаточно высокую степень изученности, ницшеанская доктрина воли к власти представляет большой научный интерес (особенно во взаимосвязи со спорной идеей вечного возвращения) и может быть одним из направлений дальнейших исследований.
В результате, оставаясь в рамках заявленной специальности, не выходя за границы объекта и предмета исследования и решая поставленные задачи, можно сделать следующие выводы:
1. В своей философской системе Ф. Ницше предложил специфическую метафизику, основанную на волюнтаризме. Принятием воли как перво-принципа Ницше продолжил намеченный Артуром Шопенгауэром поворот от духа к воле в европейской философии XIX века. Ницшеанство отрицает сверхчувственный мир и статичность всего сущего, утверждая активизм и стремление к экспансии в качестве главных черт мироздания в целом. При этом метафизика Ницше неразрывно связана с этическим аспектом его мировоззрения, в своей этике философ предлагает творческое стремление к самореализации в качестве главной характеристики человеческого существования - так оказывается прёодолённым шопенгауэровский пессимизм.
2. В полемике с предшествующими формами морали, ведущими к нивелировке человека, подавлению его индивидуальности и отходу от здоровых жизненных инстинктов, Ницше предлагает своё моральное учение, основанное на таких ценностях, как активизм и творчество. Эти ценности получают развитие в ницшеанском учении о сверхчеловеке - своеобразной квинтэссенции философской системы Фридриха Ницше.
3. Ницшеанский сверхчеловек является прямым и необходимым продолжением метафизики Ницше: через сверхчеловека, призванного господствовать в мире, лишенном Бога, воля к власти восходит на высшую ступень своего развития. В учении о сверхчеловеке получили своё развитие тенденции европейской философии, связанные с верой в безграничные силы человека, возможность его качественного роста и в общественный прогресс. В отличие от традиционного взгляда на данную концепцию, в работе проводится мысль о гуманистическом характере идеи сверхчеловека, в которой Ницше в художественно-образной форме утверждает личность в качестве высшей и единственной ценности.
4. Гуманистическая сущность философии Фридриха Ницше, ярко проявляющаяся в учении о сверхчеловеке, как качественно новой форме понимания гуманизма, воплощает идею совершенной человеческой личности, устремленной в будущее и способной активно взаимодействовать с окружающим миром в эпоху глобальных перемен. В философии Фридриха Ницше оказываются преодолены недостатки традиционного европейского гуманизма, пришедшего к кризису на рубеже XIX-XX веков - с его наивной верой в силу разума, природную доброту человеческой природы и упрощенным пониманием человека.
5. Философская система Фридриха Ницше, особенно его учение о человеке, существенно повлияла на всю европейскую философию XX века и стала исходной точкой для поиска новых путей осмысления места человека и социума в меняющемся мире. Особенную роль для развития философских концепций XX века сыграл предложенный Ницше тезис о том, что человеческая жизнь не имеет изначально заданных смысла и цели и человек вынужден выбирать их сам.
6. Отдельные аспекты философии Ницше, вырванные из её общего контекста, в вульгаризованном виде были переняты идеологией германского национал-социализма, что повлекло за собой некоторую дискредитацию антропологической метафизики Ницше - гуманиста.
Философия Фридриха Ницше сыграла огромную роль в стимулировании движения философского разума, трансформации самих принципов философского мышления, и, в особенности, подхода к проблеме человека.
Предложенная в диссертационном сочинении гипотеза исследования полностью подтверждена.
Проделанная работа, позволив решить поставленные в начале исследования задачи и достичь заявленной цели, высветила и ряд перспектив для дальнейшего исследования. Может оказаться перспективным изучение немецкой философии 20-40-х годов XX века - одного из самых интересных периодов в истории европейской мысли прошлого столетия. В силу прежних идеологических установок эта историческая веха остается практически неисследованной в отечественной науке. Особо следует выделить практически неисследованную философскую жизнь Германии 1933-1945 гг., которая отнюдь не сводилась к национал-социалистической идеологии. Большой научный интерес мог бы представить сравнительный анализ социального и антропологического аспекта марксизма и учения Ницше. Крайне интересным могло бы стать исследование влияния философии Ф. Ницше на самобытное мировоззрение знаменитого еврейского философа-гуманиста М. Бубера.
В отечественной литературе совершенно не изучалась методология Фридриха Ницше; в зарубежных трудах эта проблема рассматривалась в основном лишь в связи с раскрытием специфики его литературного стиля. Между тем, один только, не имеющий аналогов в истории философии метод «перемещения перспектив», о значении которого для ницшеанского философствования говорилось в нашей работе, нуждается в отдельном серьезном исследовании.
В некоторой части за границами предметного поля диссертационного сочинения осталась проблема ницшеанского понимания морали, имеющая первостепенное значение для всей философии Ницше. Эта проблема, в которой особенно ярко отразился специфический характер неисчерпаемой философии Фридриха Ницше, достойна отдельного фундаментального исследования, несмотря на относительно высокую степень изученности в литературе (особенно западной). В нашей работе затронуты лишь те аспекты ницшеанского учения о морали, которые наиболее тесно связаны с необходимостью преодоления «прежнего человека», или же отражают те качества человеческой натуры, которые Ницше считал достойными и для сверхчеловека. Интереснейший вопрос о ницшеанском понимании соотношения сознательного и бессознательного в моральном поведении человека нами практически не рассматривался, поскольку он лишь косвенно связан с заявленной темой исследования.
Затронутый в нашем исследовании вопрос о так называемой ницшеанской «теории страстей», то есть взгляде Ницше на иерархию природных инстинктов в человеке, не предполагал своего полного раскрытия и выполняет в работе вспомогательную функцию, вписываясь в рамки комплексного подхода к проблеме человека в понимании Фридриха Ницше.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коровников, Владимир Геннадьевич, 2005 год
1. Абрамович Н.Я. Человек будущего (очерк философской утопии Фр. Ницше). - СПб.: Прометей, 1908. - 99с
2. Андреас Саломе Л. Фридрих Ницше в зеркале его творчества. http://www.skriiali.ru/Nietzsche page/Lou.htm
3. Ан С.А. Хомо цвишенс или человек границы. Барнаул: Издательство БГПУ, 2001.- 118с
4. Антихрист. (Из истории отечественной духовности): Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 312с.
5. Арт Б. Единомышленники // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. М.: Олма-пресс, 2001. — 352с. - (Вавилонская библиотека) - С.348-351
6. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. - 455с.
7. Белый А. Фридрих Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. -СПб.: РХГИ, 2001. 1076 с. - С.878-904
8. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. Русская идея -Харьков: Фолио, 2000. 400с. - С.243-396
9. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с. -(Библиотека этической мысли)
10. Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Русская идея Харьков: Фолио, 2000.-400с.-С.5-243
11. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА - Пресс, 1990. - 288с.
12. Бубер М. Затмение Бога // Бубер М. Два образа веры М.: Республика, 1995. - 464с. - (Мыслители XX века). - С.341 - 421
13. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры М.: Республика,1995. -464с. - (Мыслители XX века). - С. 157 - 233
14. Бугера В.Е. Ницшеанство как общественный феномен: его социальная сущность и роль: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа, 2001. - 21с.
15. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974. - 334с.
16. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. - 205с.
17. Вересаев В.В. Аполлон и Дионис (о Ницше) // Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л.Толстом. М.: Политиздат, 1991. - 336с. - С. 190-299
18. Визгин В.П. Ницше глазами Делёза // Вопросы философии. М., 1993. -№4.-С. 17-48
19. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495с.
20. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527с. - (Мыслители XX века). - С.5 - 28
21. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. — СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. 1120с.- С.823-1085
22. Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989. - 312с.
23. Гарин И.И. Ницше. М.: Терра, 2000. - 848с.
24. Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы философии. М., 2001. - №8. - С. 157-166
25. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 512с.
26. Гёте И.-В. Фауст.- СПб.: Азбука 2000.- 428с.
27. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // Вопросы философии. М., 1997. - №12.-С.32-47
28. Гинзбург B.JI., Кувакин В.А. Международное гуманистическое движение и Гуманистический Манифест 2000. http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num==000002
29. Гитлер А. Моя борьба. http://www.magister.msk.ru/library/GITL001.html
30. Горячева М.В. Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1998.- 192 с.
31. Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии (историко-философский анализ): Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1997. - 317с.
32. Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму. http://www.spbrca.ru/credo/archive/2000/2000.htm
33. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: Леан, 1997. -288с.
34. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1989. - 317с.
35. Данто А. Ницше как философ. М.: Идея-Пресс, 2001. - 280с.
36. Делёз Ж. Ницше // Делёз Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 2001.- 184 с. (XX век. Критическая библиотека) - С.4-139
37. Де Роберти Е.В. Ницше: его философия, его социология // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.636-672
38. Д'Иорио П. Все эти «Воли к власти» // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. Под ред. В. Каплуна. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. - 592с. - С.490-529
39. Дудкин В.В. Достоевский Ницше (Проблема человека). - Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 1994.- 153с.
40. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. М., 2002. - №2. - С. 102-118
41. Зелинский Ф.Ф. Фридрих Ницше и античность // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.945-960
42. Знаменский С.П. «Сверхчеловек» Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.904-945
43. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 239с.
44. Иванов В.И. Кризис индивидуализма // Иванов В.И. Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994. 428с. - (Мыслители XX века) - С.18-26
45. Иванов В.И. Ницше и Дионис // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.794-805
46. Иванов В.И. О кризисе гуманизма // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428с. - (Мыслители XX века) - С. 102-113
47. Игнатов А.В. Черт и сверхчеловек: Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше // Вопросы философии. М., 1993. - №4.- С.35-46
48. Ионин Л.Г. Георг Зиммель- социолог (Критический очерк). М.: Наука, 1981.- 129с.
49. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.
50. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 415с. - (Мыслители XX века) - С. 119-357
51. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. -М.: Политиздат, 1990. 415с. - (Мыслители XX века) - С.23-101
52. Камю А. Письма немецкому другу // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 415с. - (Мыслители XX века) - С. 101 -119
53. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. - 320с.
54. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.- П. Сартра. Л.: Лениздат, 1976. -238с.
55. Клюс Э. Ницше в России: революция морального сознания. СПб.: Академический проект, 1999. - 218с.
56. Крайнева И. К восприятию наследия Ницше в России // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 960с.- С.3-6
57. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998.-360с.
58. Кузубова Т.С. Метафизические миры Достоевского и Ницше. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та. 2001. - 309с.
59. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философские науки. М.,1990. - №9 - с.67-76
60. Лаврова А.А. Философия Ф. Ницше //Философские науки. М., 1997. -№1.-С.38-51
61. Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.-270 с. - С.123-252
62. Леонов В.Г. Социально-философские основания гуманизма и гуманитарной рефлексии как фактор и условие развития культуры: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Новосибирск, 1999. - 329с.
63. Лесова Л.В. Фридрих Ницше как зеркало пролетарской революции // Ф.Ницше и русская философия: материалы II Всероссийской научной заочной конференции, Екатеринбург, апрель-июнь 2000г. Екатеринбург: Изд-во Ур-ГУ, 2000.-206 с. - С.86-92
64. Лосев А.Ф. Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С. 960-971
65. Мальчевский Н. Каждому свое. О немецкой философии в период национал - социализма, http://russamos.narod.ru/03-last-3.htm
66. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собрание сочинений в 10 тт. Т. 10. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1961. — 696с. - С.346-392
67. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб.: Лань, 1997.-384с.
68. Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.- 526 с. - С. 5-251
69. Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма: объективные основания и личностное полагание: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1994. - 329 с.
70. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 284 с. - (История идей XIX - XX вв. в современных исследованиях)
71. Михайловский А.В. Поэт возвращения // Юнгер Ф.Г. Ницше М.: Праксис, 2001.- 256с.-С. 7-54
72. Михайловский Н.К. Ещё о Фридрихе Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С. 133-180
73. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма // Шопенгауэр А. Сборник произведений. - Минск: ООО «Попурри» 1998. -464с. - С.3-47
74. Никулина О.В. Антропологический принцип в философии: Шопенгауэр, Фейербах, Чернышевский: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Нижневартовск, 1997. - 149 с.
75. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 1120с.- С.639-699
76. Ницше Ф. Весёлая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 960с.- С.599-823
77. Ницше Ф. Злая мудрость // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 960с.- С.823-863
78. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. — СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. 1120с.- С.405-525
79. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. — СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. -960с.- С. 117-181
80. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. -СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. 1120с.- С.243-405
81. Ницше Ф. Предварительные работы и дополнения к «Утренней заре» // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998.-960с.-С.863-933
82. Ницше Ф. Странник и его Тень // Ницше Ф. Философская проза; Стихотворения: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 2000. - 544с.- С. 338-489
83. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философ9твуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. -1120с.- С.559-637
84. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. -СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. 1120с.- С.5-243
85. Ницше Ф. Утренняя заря // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. -960с.- С.429-599
86. Ницше Ф. Философы в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философская проза; Стихотворения: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 2000. - 544с,-С.166 - 237
87. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 960с.- С. 181-429
88. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся сам собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 1120с.- С.699-781
89. Ницше Ф. Явление Вагнер // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», 1998. - 1120с.- С.525-559
90. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М.: Мысль. - 1976. - 431с.
91. Оттман X. Фридрих Ницше и политика // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. Под ред. В. Каплуна. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. - 592с. - С.58-75
92. Панкратьев В.В. Феномен суверенной личности: социально- философский анализ (на основе интерпретаций идей М. Штирнера и Ф. Ницше): Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Улан-Удэ, 2001.- 164 с.
93. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. М., 1993. - №5.- С.120-151
94. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. — Томск: Изд-во научно-технической литературы, 1997. -448с.
95. Платон. Государство // Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. 812с. - С.63-383
96. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. - М.: Наука, 1993. -317с.
97. Познанский К.Э. Истолкование исторического бытия в философии Ф. Ницше: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.-СПб., 1998.- 130 с.
98. Потеряева О.Б. У истоков экзистенциализма: врачующая философия Карла Ясперса: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1996. - 153 с.
99. Преображенский В.П. Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. -С.35-47
100. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 382с.
101. Рассел Б. История западной философии в 2 тт. Т.2. М.: «Миф», 1993. — 444с.
102. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. М.: Мысль, 1985. - 214с.
103. Розанов В.В. Опавшие листья // Розанов В.В. Опавшие листья: лирико-философские записки. М.: Современник, 1992. - 543с. - С. 102-469
104. Розенберг А. Евреи не имеют души, http://tigr.al.ru/jewssoul.html
105. Розенберг А. Миф XX века, http://tigr.al.ru/myth.html
106. Русская Ницшеана: Библиография. Исследования. Приложение к материалам II Всероссийской научной заочной конференции, посвященной 100-летию со дня смерти Ф. Ницше. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. — 82с.
107. Сартр Ж.-П. Разбор «Постороннего» // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. -М.: Олма-пресс, 2001. 352с. - (Вавилонская библиотека)- С.327-347
108. Сартр Ж.-П. Тошнота // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения.- М.: Республика, 1994. 496с. - С.23-183
109. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. - М.: Республика, 1994. - 496с. - С.433-470
110. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму.- М.: Наука, 1974.-294с.
111. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1990. - 832с. - С.5-46
112. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.294-303
113. Солонин Ю.Н. Эрнст Юнгер: образ жизни и духа // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000.- 539с. - С.5-55
114. Ставцев С.Н! Введение в философию Хайдеггера. — СПб.: Лань, 2000. -316с.
115. Толстая Н.Е. Гуманизм как проблема философского сознания в современном социокультурном контексте: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996. - 153 с.
116. Троцкий Л. Кое-что о философии «сверхчеловека» // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. -С.314-329
117. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. - С.672-794
118. Урусова Р.Б. Гуманизм: современные философские идеи и реальные проявления: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставрополь, 2000. - 140с,
119. Фигаль Г. Послесловие // Юнгер Ф.Г. Ницше М.: Праксис, 2001.- 256с. -С. 249-253
120. Филиппов Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра. — М.: Наука, 1977. 287с.
121. Фокин С.Л. Ницше глазами Делёза // Делёз Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 2001.- 184 с. (XX век. Критическая библиотека) - С. 139-182
122. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. - С.586-636
123. Франк С.Л. Этика нигилизма. http://www.skriiali.ru/Nietzsche page/F rank 2.htm
124. Фрейд 3. Я и оно // По ту сторону принципа наслаждения. Я и оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998. -432с. - С. 80-136
125. Фролов И.Г. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559с.
126. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: Харвест, 2003. - 384с. - (Философия. Психология.)
127. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2003. - 352с. - (Философия. Психология.)
128. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, - 1993. - 447с. - (Мыслители XX века). С.391— 407
129. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993. - 447с. - (Мыслители XX века). С.63-177
130. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высшая школа, 1991. - 192с. - (Библиотека философа). С. 28-69.
131. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, - 1993. — 447с. - (Мыслители XX века).1. С. 192-221
132. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, - 1993. - 447с. - (Мыслители XX века). С. 177-192
133. Хайдеггер М. Пять главных рубрик в мысли Ницше. http://www.skrijali.ru/Nietzschepage/AboutNietzsche F.htm
134. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. — М., 1990. -№37. С.133-176
135. Хвостов В. М. Этика Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с. - С.805-878
136. Хоружий С.С. Ницше и Соловьёв в кризисе европейского человека // Вопросы философии. М., 2002. - №2. - С.52-69
137. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994.-310с.
138. Царева Е.А. Экзистенциальная трактовка личности: социально философский аспект: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1996. - 140 с.
139. Цвейг С. Фридрих Ницше // Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. М.: Интерпракс, 1990. - 255с. - С.89-159
140. Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. -395c.-C.5-37.
141. Чуйко В.В. Общественные идеалы Фридриха Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. - С. 113-133
142. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М.: Прогресс, 1964. - 424с.
143. Швейцер А. Шопенгауэр и Ницше. http://www.skrijali.m/Nietzsche jage/About NietzscheF.htm
144. Шестов JI. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. - С.335-438
145. Шестов JI. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001. - 1076 с. - С.438-586
146. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1997. - 592с. - С.353-586
147. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1997. - 592с. - С.5-43
148. Шопенгауэр А. Идеи этики // Шопенгауэр А. Сборник произведений. -Минск: ООО «Попурри» 1998. 464с. - С.273-339
149. Шопенгауэр А. Максимы // Шопенгауэр А. Сборник произведений. -Минск: ООО «Попурри» 1998. 464с. - С.47-165
150. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт. Т.1. М.: Московский клуб, 1992. - 395с. — С.37-379
151. Шопенгауэр А. Новый паралипоменон. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 384с. - (Антология мудрости)
152. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1997. - 592с. - С.157-353
153. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск: ООО «Попурри» 1998. - 464с. - С.191-213
154. Шопенгауэр А. О свободе воли // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1997.- 592с. -С.43-157
155. Шопенгауэр А. Понятие воли // Шопенгауэр А. Сборник произведений. -Минск: ООО «Попурри» 1998. 464с. - С.165-191
156. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск: ООО «Попурри», 1998.- 464с. -С.213-273
157. Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Харвест, 2000. - 1376с. - (Классическая философская мысль)
158. Юнгер Ф.Г. Ницше // Юнгер Ф.Г. Ницше М.: Праксис, 2001.- 256с. - С. 54-249
159. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000.- 539с. - С. 55-431
160. Юнгер Э. О боли // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000.- 539с. - С. 55-431
161. Ющенко И.П. К проблеме гуманистической переориентации социальной философии // Социальная философия в конце XX века: материалы Всесоюзной научной конференции (МГУ, декабрь 1990г.). М.:Изд-во МГУ, 1991.- 200с. -С. 192-193
162. Ярославцева Т.П. Проблема морального творчества в философии Фридриха Ницше: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1988. - 22 с.
163. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с. - (Мыслители XX века). - С.288 -420
164. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с. - (Мыслители XX века). - С.28-288
165. Ясперс К. Ницше: введение в понимание его философствования. СПб.: Фонд «Университет»: Владимир Даль, 2004. - 628с.
166. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. - 115с.
167. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. 527с. - (Мыслители XX века). - С.420-509
168. Яшенькина Р.Ф. «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Антихристианин» Ф.Ницше: (К проблеме антихристианской традиции) // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1992. - С.50-58
169. Amman E. Nietzsche and the Twentieth Century in Beyound Good and Evil. http://www.cwu.edu/~milleri/nietzsche/eyad.html
170. Call L. Nietzsche as a Critic and Captive of Enlightenment. Doctoral Dissertahttp://www.scrye.com/~station/dissertation.html
171. MacPherson M.D. Nietzsche and 20th century. http://www^i.edu/~macphm/Nietzsche/20.htm
172. Most G.W. Friedrich Nietzsche zwischen Philosophie und Philologie. http://www.uni-heidelberg.de/un i/presse/rc6/3 .html
173. Schoeps H.J. Friedrich Nietzsche oder das Ringen um eine neue Welt. http://www.virtusens.de/walther/shoeps.htm
174. Shirer W.L. Nietzsche and Hitler. From "The Rise and fall of Third Reich". http://www.rpi.edu/~macphm/Hiietzsche/nh.htm
175. Simmel G. Friedrich Nietzsche: Eine moralphilosophishe Silhouette. http://www.virtusens.de/walther/siminel.htmtion.1. Universityof1. California,1.vine,1995
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.