Политико-правовая концепция государства И. А. Ильина: Российский модернизационный проект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Фомин, Алексей Алексеевич

  • Фомин, Алексей Алексеевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 146
Фомин, Алексей Алексеевич. Политико-правовая концепция государства И. А. Ильина: Российский модернизационный проект: дис. кандидат юридических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2002. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Фомин, Алексей Алексеевич

Введение.

Глава I. Учение НА. Ильича о государстве: понятие, внутренняя духовная основа и форма.

О § 1. Понятие государства в трактовке И.А. Ильина.

§2. Внутренняя духовная основа государства.

§3. Государственная форма.

Глава II. Правовые доктрины и догмы нрава в контексте государственной власти в учении НА. Ильина.

§ 1. Естественное и положительное право.

§2. Право и правосознание в контексте государственной власти.

Глава III. Национальное правосознание как основа государственно-правовой доктрины.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовая концепция государства И. А. Ильина: Российский модернизационный проект»

Актуальность темы исследования

Любые личностные, общественные и государственные процессы не проходят однолинейно, легко и рационально. На определенной стадии их развития случаются непредвидимые (или предвидимые) события, которые характеризуют наличие глубокого кризиса, охватившего все сферы и области общественно-государственной и личной жизни. Специфика российского кризиса состоит в том, что он перманентен, а, следовательно, выявить сущностные причины отдельных «движущихся» кризисов довольно сложно. Отсюда возникают всякого рода рекомендации, отдаленные от понимания сути кризисных проблем и утопичные по своей практической значимости.

На наш взгляд, необходимость скорейшего вывода России из затянувшегося кризиса, активизация процесса становления достойной, исторически, культурно и национально оправданной государственности, требуют, в первую очередь, возрождения и развития духовно-интеллектуальных начал, формирования и утверждения в обществе силы разума, ценностей права, свободы и справедливости. Задача поистине многотрудная. Ее успешное решение невозможно без проведения теоретических исследований, поиска сущностных основ государства и права. В этом аспекте непреходящее значение имеют политико-правовые труды великих русских мыслителей, творивших на рубеже XIX-XX веков, в том числе тех, чьи работы на протяжении долгих лет были вне поля зрения современных ученых.

Безусловный исследовательский интерес вызывает творчество Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 гг.), ученого и мыслителя, принадлежащего к замечательной плеяде русских философов и правоведов, философские, государственно-правовые и политические взгляды которого еще не достаточно изучены и пока не получили достойного развития в современной науке. Он по праву занял одно из центральных мест в ряду ученых-патриотов, увлеченных исследованиями основ традиционалистского правоведения и государствоведе-ния в контексте исторической национальной государственности.

В основу нашей работы положено изучение не политической деятельности вообще, а именно феноменов российской государственности и права с позиций перспектив их развития, поэтому свое исследование мы ограничим проблемами анализа политико-правовой концепции государства в творчестве И.А. Ильина.

Глубина философского понимания мыслителем государственных, политических и правовых проблем в духе христианско-православного миросозерцания и монархической культуры правового мышления, особенностей функционирования российской государственности, питаемой исторически сложившимся менталитетом русского народа, спецификой его самосознания, не имеют аналогов в юридической научной мысли России.

Государственно-правовая концепция в трудах И.А. Ильина предстает как систематизированное учение о праве и государстве, что имеет основополагающее значение, особенно применительно к современному состоянию российской государственности, перспективам ее становления и развития. Представляя собой теоретико-концептуальный уровень развития государственности, формулирующий основные положения государственно-правовой теории, определяющий ценности и идеалы, оно является одним из наиболее объективных, энциклопедично обоснованных национально-самобытных православно-христианских учений, отвечающих на вопросы, порожденные продолжающимся кризисом правосознания, а также наиболее удачной из конституировавшихся попыток его преодоления, в связи с чем должно быть отнесено к числу выдающихся феноменов русской юридической и политико-правовой мысли. По своему значению данная теория вполне сопоставима с классическими вариантами решения кризисных проблем, к примеру, П.И. Новгородцева, JI.A. Тихомирова, Н.Н. Алексеева и претендует на звание ведущей в эволюции отечественной научной мысли в альтернативных западноевропейским парадигмам политическом и фило-софско-правовом мышлении и направлении.

Блестяще раскрыв аксиомы власти и правосознания, мыслитель тем самым показал существующую неразрывную связь политики, власти, государства и права.

И.А. Ильин был ярким представителем консервативной политологической традиции органического понимания политики, ориентирующейся на сохранено ние и поддержание исторически сформировавшихся «живых» форм государственного устройства и общественной жизни, морально-правовых и духовных ее оснований, воплощенных в личности, нации, религии, браке, семье, собственности.

Руководством к действию во все времена и для всех народов воспринимается далекое от современного толкования понимание И.А. Ильиным «политического». У него - это синтез правового организованного властвования государства и некоторой высшей ценности, которому оно служит. Поэтому под политическими он понимает только те цели, которые соответствуют этой высшей ценности. Отсюда, по глубокому убеждению мыслителя, истинная политика 0 должна быть одновременно идеалистичной и реалистичной. Политика, считает ученый, невозможна без идеала и всегда сохраняет «идеалистический» характер. Как нам кажется, этого-то идеала современной политике и не достает.

Политика, по И.А. Ильину, - есть служение, искусство права. Иными словами, «политическое» и «правовое» приобретает смысл в русле политико-технологического анализа и диалектики. Очевидная неразвитость взаимоотношений политики и права в современном политико-правовом знании требует исследовательского движения в глубь, особенно в историю отечественной мысли1.

Следуя учению И.А. Ильина, мы убеждены в том, что государственная власть должна выступать в роли творца и хранителя положительного права, в основу которого нормальным, лишенным недугов, правосознанием властвующего положено естественное право. Только внутренне цельный политик, дви

1 См.: Баранов П.П., Шпак В.Ю. Политология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2001. С. 31-32. жимый единением инстинкта и духа, способен воспринять истину и подчинить себя служению ей, творить верное право, обеспечить процветание народа и государства. Состояние современного российского общества, иллюстрацией которого служит падение жизненного и духовного уровня основной массы населения страны, не всегда отвечающие естественным насущным нуждам граждан

9 принимаемые законы, да и сам далеко не «недугующий» облик отдельных представителей власти, свидетельствует не только о теоретическом интересе к идеям ученого, но и о необходимости их практической реализации.

Воззрения И.А. Ильина, рассматривающего феномены государства и права с точки зрения их внутренней духовной основы, наиболее важны сегодня в условиях повсеместно прогрессирующей деградации общества, вызванной в том числе беспрецедентной массированной пропагандой западной культуры, причем в ее низкопробных образцах. И корень этого, по нашему мнению, кроется в извращенном понимании первыми посткоммунистическими реформаторами сущности государства и права, целей и задач истинной политики.

О Кроме того, безусловная актуальность исследования государственноправовой доктрины ученого обуславливается той незаслуженно унизительной участью, которую по идеологическим соображениям вынужден был испытать и сам мыслитель, и его научные труды в послереволюционный период. Признание исключительно высокого исследовательского мастерства и личной одаренности пришло к ученому в середине 90-х годов, но глубоких исследований его политико-юридических воззрений, насколько нам известно, пока нет.

Степень разработанности проблемы. Научные достижения И.А. Ильина как в целом, так и в отдельных своих аспектах еще не получили адекватной оценки. Вместе с тем большая часть работ ученого смогла дойти до российского читателя только после смены политического режима. Это было осуществлено в основном благодаря усилиям главного исследователя творчества мыслителя и последнего распорядителя его наследия профессора Питтсбургского университета Н.П. Полторацкого, а также составителя и редактора, издаваемого с

1993 года собрания сочинений мыслителя, кандидата физико-математических наук Ю.Т. Лисицы.

Огромный интерес, вызванный появлением трудов И.А. Ильина, повлек за собой широкие их обсуждения в рамках научных конференций и «круглых столов». Этот повышенный магнетизм его творчества объясняется тем, что, с * одной стороны, именно ему в русской науке следует отдать первенство в попытке «создать универсальную теорию, объединяющую проблематику личности, общества, права, государства, политики, власти и божественного начала в едином акте правосознания»1, а с другой - предложенные им «вехи (пути) возрождения и обновления российского общества имеют жизнеутверждающие начала»2.

Многие современные ученые использовали отдельные идеи И.А. Ильина в разработке собственных теорий по различным направлениям научной деятельности, при подготовке учебных пособий, в процессе преподавания учебных дисциплин. К числу таких авторов относятся: П.П. Баранов, В.Ю. Верещагин, Ю.Г. Запрудский, В.Д. Иванов, В.В. Макеев, А.Н. Окара, А.П. Окусов, В.Ю. Шпак и др.

Как нам известно, предпринимаемая самостоятельная попытка философского и теоретико-правового анализа политико-правовой концепции государства, вытекающей из трудов И.А. Ильина, которая проводится в том числе и на основании изучения политико-правовой мысли России соответствующего периода, сопровождается конкретными примерами из современной государственно-правовой практики, свидетельствующими о безусловной жизненной важности, с течением времени не утратившей своей актуальности, доктрины мысли* теля, является одной из первых не только в сфере государство- и правоведения, но и в диссертационном плане вообще.

1 Окара А.Н. Правосознание - центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. 1999. № 6. С. 85.

2 Макеев В.В. Политическая элита в философии И.А. Ильина // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Сборник материалов Всероссийской конференции. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. С. 188. 7

На сегодня в списке работ, исследующих труды И.А. Ильина, преобладают не монографии или научные статьи, а тезисы конференций, предисловия к научным трудам, биографические и библиографические справки. Между тем, по мнению самого ученого: «Необходима новая философия правосознания и государственности, чтобы осмыслить единую, священную природу права и благо-р родную, но трагическую природу политики; чтобы измерить падение современного государства и помочь человечеству возродить предметное общественное строительство»1. И основа этого была положена самим И.А. Ильиным.

По нашему мнению, существенным препятствием на пути вовлечения творческого наследия великого русского мыслителя в научный оборот является его несоответствие доминирующей в современной политике прозападной парадигме. Политико-правовая модель государства российского не в состоянии адекватно воспринять национальные и духовные православно-ценностные ориентации, которым неизменно следовал ученый. Между тем, по убеждению многих ученых, в том числе профессора П.П. Баранова, успешное продвижение право-6 вых реформ в России неосуществимо без осознания особенностей русской ментальное™, раскрытия глубины русского правосознания.

Кроме того, превалирующая точка зрения об отсутствии предпосылок к возрождению в России монархии как бы отрицает потребность в изучении проблемы противостояния монархического и республиканского правосознания, так глубоко исследованного И.А. Ильиным. По нашему мнению, это отсутствие только кажущееся. Совсем недавно (по историческим меркам) точно также говорили о полной и окончательной победе ныне ушедшего с политической арены социализма. Тем более что к непременному восстановлению монархии уче-* ный не призывал, он говорил о ней как о наиболее адекватном политическом режиме применительно к российским условиям на конкретном историческом этапе развития общества.

1 См.: Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923. Соч. Т. 3. С. 87-88.

По мнению ученого, основное содержание политической жизни сводится к неразрывному тождеству интересов государства и гражданина, что не согласуется с провозглашенными Конституцией Российской Федерацией в качестве приоритета личными правами и свободами гражданина, по сути возвышающимися и довлеющими над государством. Вместе с тем не подлежит сомнению те-ф зис о том, что политика есть искусство объединять людей, ибо общность цели образует и общность путей ее достижения.

В противовес популярной сегодня идее универсализма и всечеловечности, в рамках которой рассматривался общественный идеал, например, B.C. Соловьевым или Н.А. Бердяевым, в основу государственно-правового идеала И.А. Ильина, напротив, положен принцип соответствия национально-определенного правосознания и государственно-правовой организации конкретного народа, что также далеко от современных реалий.

Государственная власть должна осуществляться лучшими национально мыслящими людьми и процесс их призвания к власти ученым рассматривается ф через реализацию идеи ранга, в соответствии с которой социальный ранг человека (занимаемая должность, власть, авторитет) должен соответствовать его действительному рангу - рангу духовного превосходства (праведность, гениальность, талант, познавательные способности, политическая дальновидность, сила характера, воля, храбрость). Реализация этой идеи потребует внесения изменений в конституционные права граждан, в частности в избирательное право.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые И.А. Ильиным пути решения проблем в области государственно-правового и политического строительства недостаточно изучены в современной научной юриспруденции и не нашли своего достойного применения в реальной политической жизни. Это дает основание для их специальной проработки в рамках данного диссертационного исследования.

Литература и источники. Отсутствие необходимых аналитических материалов обусловило свою специфику подхода к отбору литературы для разработки темы диссертационного исследования.

1. Центральное место занимают труды самого И.А. Ильина: «О сущности правосознания», «Наши задачи», «Общее учение о праве и государстве», «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности», «Творческая идея нашего будущего», «О монархии и республике», «О государстве и демократии», «Понятия права и силы», «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О большевизме и коммунизме», «Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923», «Шлейермахер и его "Речи о религии"», «О сопротивлении злу силою», «Советский Союз - не Россия», «О национальном призвании России».

2. В ходе изучения понятийного аппарата категорий «государство», «право», «правосознание», «политика», «идеология» использованы работы классиков русской философии права Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяков-ского, Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петра-жицкого, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Л.А. Тихомирова, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, В.М. Хвостова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко.

3. Необходимость определения доктринальных истоков и методологических основ учения И.А. Ильина потребовала знакомства с первоисточниками: Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Ш. Монтескье, Платона.

4. Серьезным подспорьем послужил имеющийся научный материал о творчестве И.А. Ильина, подготовленный современными учеными: П.П. Барановым, В.Ю. Верещагиным, И.А. Евлампиевым, Ю.Г. Запрудским, В.Д. Ивановым, А.А. Контаревым, В.В. Макеевым, А.Н. Окарой, А.П. Окусовым, В.Ю. Шпаком.

5. Необходимость уточнения современных трактовок политических и государственно-правовых понятий повлекла за собой знакомство с монографиями, учебниками и учебными пособиями С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Н.А. Васильевой, А.В. Венгерова, М.Ю. Гутмана, А.А. Дегтярева, Д.П. Зеркина, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, В.П. Макаренко, М.Н. Марченко, B.C. Нерсе-сянца, В.П. Сальникова и др.

Объектом исследования является феномен российской государственности с позиций национально-правового традиционализма.

Предметом исследования выступает политико-правовая концепция государства в трудах И.А. Ильина как система взглядов на национально-культурное и государственно-правовое целостно-системное образование. £ Целью исследования является теоретико-правовой анализ учения

И.А. Ильина о государстве и праве в его доктринальном виде, впервые научно объединенном в многосложной духовной категории «правосознание».

Реализация цели диссертационного исследования достигается путем решения следующих задач:

- определения сущностных оснований и исходных методологических принципов концептуального анализа государства и права в сравнении с их современным состоянием;

- воспроизведения логики обоснования И.А. Ильиным внутренней духовной основы государства и права;

6 - выявления характерных особенностей государственного правосознания посредством раскрытия предпочтений монархической и республиканской государственных форм;

- раскрытия правовых доктрин и догм права в контексте государственной власти;

- показа жизненной важности усвоения и применения в современной политической деятельности определенных И.А. Ильиным аксиом государственной власти и правосознания;

- уточнения принципиальных условий, доказывающих, что основу полити-^ ко-правовой концепции и соответственно государственной формы должно составлять национальное правосознание.

Методологической основой диссертационного исследования стали фило-софско-аксиологические принципы, приемы системно-структурного, структурно-функционального и компаративного анализа политико-правовых феноменов государства, диалектики, инновационного традиционализма, методы правовой логики и юридической антропологии, а также историко-правовой и теоретико-методологический подходы.

Для решения исследовательских задач использован аналитический метод, в том числе при выяснении актуальности учения И.А. Ильина для решения задач политического реформирования современной российской государственности и правотворчества.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предпринята попытка политико-правового и теоретико-правового системно-структурного анализа государственно-правовой концепции государства в творчестве И.А. Ильина как важнейшего достижения русского право- и госу-дарствоведения, характеризующая новаторский потенциал осмысления государственно-правовых и политических проблем на основе категории «правосознание»;

- выявлено методологическое значение интеграции прав граждан и интересов государства на основе признания наличия единой общей цели, исходящей из однородности духовной жизни, совместности духовного творчества и общности духовной культуры;

- в целях осознания перспектив формирующейся российской государственности показана необходимость объективного знания о государвъвщлена прямая зависимость расширения возможностей участия народа в политической деятельности и государственной власти от роста его государственного и народного правосознания;

- установлена тесная связь между естественным правом, нормальным правосознанием и творящей положительное право государственной властью;

- интерпретирована типологическая специфика правовой регуляции в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, христи-анско-православным началам России;

- показано философско-методологическое значение синтеза сформулированных И.А. Ильиным фундаментальных аксиоматических начал правосознания и власти в конституировании государственности и правопорядка;

- проанализированы фундаментальные научные открытия И.А. Ильина и выдвинутые им принципы: тождества интересов государства и гражданина; соответствия национально-определенного правосознания и государственно-правовой организации конкретного народа; соответствия положительно-правовой формы государства его естественно-правовой основе; внутреннего проникновения в исследуемый предмет; методологической индифферентности (при определении понятия права и силы); идея ранга; тезис о внутренней душевно-духовной сущности природы политики и беспредметности, нелепости и гибельности политики вне патриотизма и другие.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политико-правовая концепция И.А. Ильина синтезирует сциентистский и конфессиональный подходы в государствоведении и правопонимании в рамках национально-культурной и православно-христианской традиции, задающей методологически значимую метаюридическую почву для догматико-юридической разработки проблем исторической российской государственности в перспективном, ретроспективном и эссенциальном отношениях.

2. В качестве первичного и базисного принципа понимания государства и права И.А. Ильин ввел и теоретически обосновал категорию «правосознание», посредством которой ему удалось объединить классические теоретико-юриспруденческие подходы, традиционно существовавшие в рамках естественно-правовой и позитивно-правовой школ в конституировании государственности и основ правопорядка. Правосознание, по мысли ученого, есть, с одной стороны, отправная точка формирования права, достойного его идеи, а с другой -категория, приобретающая здоровую и жизненную нормальность в процессе этого многотрудного политического движения к высшей цели права. Государственная власть выступает в роли творца и хранителя положительного права, в основу которого нормальным, лишенным недугов, правосознанием властвующего положено естественное право.

3. Государство, если его рассматривать с учетом признака цели, есть естественно возникший публично-правовой корпоративный бессрочный союз людей, объединенных общим высшим интересом, восходящим к усовершенствованию совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка, единой самостоятельной верховной властью, имеющей свои пространственные пределы. Политическая форма должна определяться во взаимодействии двух основ: единой, объективной государственной цели и наличного в стране уровня правосознания, обеспечивая при этом аристократическую природу власти и сообразовывая масштаб самоуправления народа с уровнем его народного и государственного правосознания, прочностью государственной воли.

4. Политика требует от человека повышенной квалификации, в связи с чем участие в политической деятельности могут принимать граждане, исходя из их политической и уголовной непорочности, образовательного уровня, наличия хозяйственных или общественных достижений и отличий, а также при отсутствии медицинских противопоказаний. Активное избирательное право не может быть всеобщим.

5. Только естественное правосознание как предмет знания о едином праве должно лежать в основе положительного права и деятельности политических институтов, так как чем развитее и глубже будет естественное правосознание, тем совершеннее окажется положительное право и руководимая им внешняя жизнь людей. Реализация этого тезиса напрямую зависит от успешного решения проблемы воспитания самостоятельно творящего субъекта права как духовно зрелой личности.

6. Политико-правовая концепция государства, в центре которой учение И.А. Ильина о правосознании, отличается мощным философско-правовым потенциалом как оппозиция культивируемой ныне прозападной российской аксиоматике. В основу ее правовой легитимации положен принцип соответствия национально-определенного правосознания государственно-правовой организации конкретного народа, а степень участия широких народных масс в политической деятельности находится в прямой зависимости от реально наличествующего уровня правосознания.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что вводится в политико-правовое, научное право- и госу-дарствоведение творческое наследие великого русского ученого мирового уровня, на протяжении длительного времени замалчивавшегося в угоду внена-учным идеологическим обстоятельствам. Вследствие этого осуществлено определенное дополнение к потенциалу отечественного политико-правового госу-дарствоведения и правопонимания. На основе полученных в ходе исследования результатов, как ученые-юристы, так и представители политической власти, смогут адекватно оценивать качественные характеристики федерального и регионального правотворчества, которое должно отвечать насущным потребностям индивидуально каждого человека и в их совокупности с общим государственным интересом, с учетом сформулированных И.А. Ильиным аксиом власти и правосознания. Этого требуют и задачи формирования современной российской государственности, которая должна хотя бы коррелятивно быть связанной с традиционными национальными, политическими, историко-правовыми и ме-таюридическими основаниями. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве метаюридической основы дог-матико-юридических разработок в сфере законотворчества, при подготовке учебных и учебно-методических пособий, научных работ, при чтении лекций и спецкурсов по теории государства и права, истории государства и права России, политологии, философии права и других наук. Основные выводы диссертации могут быть применимы для осмысления проблем становления и совершенствования деятельности государственной власти, положительного права и современной российской государственности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Фомин, Алексей Алексеевич

Заключение

Политико-правовая концепция государства, вытекающая из трудов И.А. Ильина, является одним из наиболее объективных, энциклопедично обоснованных национально-самобытных православно-христианских учений, отвечающих на вопросы, порожденные продолжающимся кризисом правосознания. По своему значению она вполне сопоставима с классическими вариантами решения кризисных проблем, к примеру, П.И. Новгородцева, Л.А. Тихомирова, Н.Н. Алексеева и претендует на звание ведущей в эволюции отечественной научной мысли в альтернативном западноевропейским парадигмам политическом и философско-правовом мышлении направлении.

Политико-правовое наследие И.А. Ильина дает основание утверждать, что оно само по себе является важнейшим академическим элементом, способным внести жизненно-важные коррективы в ход политического и государственно-правового строительства современной России, оказать существенное воздействие на успешное формирование национально-культурного и правового самосознания российских граждан.

Исследованное учение И.А. Ильина показало его высочайший сциентистский потенциал, позволило увидеть в нем интереснейший пример синтеза сциентистского и конфессионального подходов к политике, государству и праву, объединенных в определенном интегративном идеологическом единстве.

Политико-правовой анализ концепции государства показал также, какое место занимает категория «правосознание» в его концепциях, что в русской политической и юридической науке нет сопоставимого примера ее разработки как теоретической и практической проблемы политологии и государственного правоведения.

Важным представляется вывод И.А. Ильина о содержании политики, предусматривающей как путь организованного властвования, так и некоторую высшую ценность, обслуживаемую государством, а значит политическим соответствуют только те цели, которые отвечают этой высшей ценности. Отсюда истинная политика должна быть одновременно идеалистичной и реалистичной.

Верное понимание государственности и политики должно находить свое отражение в положительно-правовой форме государства, исходя исключительно из его естественно-правовой основы, единства и объективности цели. Оно не может удовлетворяться голыми признаками организованной власти и общего права, без разбора потворствовать всякому интересу, желанию и посягательству. И.А. Ильин выделяет ряд принципиальных условий, от которых напрямую зависит государственная форма. В их числе: уровень народного правосознания; исторически нажитый народом политический опыт; сила народной воли и национального характера; духовность и культура народа; географическое расположение страны, ее территория, природные условия, климат и численность населения; национальный состав. Анализ только этих вышеперечисленных условий приводит к выводу о том, что каждый народ - это живая индивидуальность, и все попытки следования каким-то наднациональным отвлеченным формам жизни, или слепого подражания и механического заимствования объективно кажущегося лучшим государственного строя безосновательны и не приемлемы. В любом случае в деле российского государственного строительства необходимо принимать во внимание невозможность существования единой типовой государственной формы наилучшей для всех времен и народов, а исходить исключительно из чисто национальных интересов. Полезно знать и верно разуметь все существующие политические формы и средства, но творческая комбинация из них и из других, еще неизвестных, должна быть избрана и создана самой Россией.

В поиске государственной формы И.А. Ильин делает попытку совместить преимущества монархии и демократии. Причем необходимость присутствия первой исходит из исторической и духовной традиции русского народа, потребности в сильной и авторитетной власти, а вторая - из важности ее приятия народом, лояльного, добровольного и добросовестного исполнения гражданами всех, исходящих от государственной власти, законоустановлений.

В ходе исследования выявлена проведенная ученым прямая зависимость расширения возможностей участия народа в политической деятельности и государственной власти от роста его народного и государственного правосознания. Чем выше уровень правосознания граждан, тем большее участие они будут принимать в управлении государством, т.е. процесс демократизации общества напрямую связан с процессом воспитания в народе здорового правосознания. Иными словами, демократия, просто так не объявляется, к ней ведет тернистый путь эволюции массового правосознания. Правосознанием, равно как и мировоззрением, и эстетическим вкусом, и совестью, по мысли И.А. Ильина, наделены без исключения все люди, независимо от их образования, общественного положения и ума. Однако степень их развитости напрямую зависит от состояния духовной жизни, ее внутренней содержательности, ибо невозможно совершенствовать внешнюю жизнь, не устроив мир души. Это тем более важно применительно к современным условиям, когда борьба за духовность не является не только приоритетом политики, но и вообще предметом обсуждения.

Очевидная неравнозначность развития правосознания на уровне отдельных лиц, а также наличие других факторов, оказывающих влияние на полноту индивидуальной политической правоспособности, приводит к выводу о необходимости дальнейшего исследования идеи введения института подданства, который бы являл собой низшую ступень сопринадлежности к государству по отношению к институту гражданства. Логика размышлений по данному вопросу приводит к выводу о том, что все граждане - подданные, но отнюдь не все подданные - граждане.

Важность и значимость воззрений ученого в решении вопросов современного реформирования российской политической системы исходит из его понимания как сущности государства вообще, так и российской государственности в частности. В основе современной политической жизни должна лежать единая, общая для всех цель, отвечающая идее государственного единения. Тем самым выявлено методологическое значение интеграции прав граждан и интересов государства на основе признания наличия единой общей цели, исходящей из однородности духовной жизни, совместности духовного творчества и общности духовной культуры.

Несомненная заслуга И.А. Ильина состоит в том, что он взял на себя ответственность и с честью справился с задачей обоснования права, доказав, что оно практически необходимо на пути человека к осуществлению верховного блага и должно быть духовно признано и внутренне принято.

Особого внимания заслуживает та убедительность, с которой ученый вышел из кажущегося дуализма права при его различении на естественное и положительное. Для него естественное право - это некая единая и объективная правота, познаваемая только через внутренний опыт, подлинное, предметное испытание, это своего рода прообраз, основа положительного права, данная от Бога и от природы свобода самовоспитания и самостроительства, которую надо искать в глубине собственного духа. Истоком зрелого естественного права, его объективного общезначимого содержания является неосознанное «правовое чувство», «инстинкт правоты», «интуиция правоты», которым живет душа, переживающая право предметно и верно в его основной идее.

Поэтому естественное правосознание как предмет знания о едином праве должно лежать в основе положительного права, всякого правового и судебного решения, в основе деятельности политических институтов. И чем развитее будет естественное правосознание, тем совершеннее окажется положительное право и руководимая им внешняя жизнь людей. Напротив, неприглядное, сбивчивое, смутное и слабое естественное правосознание, вне всякого сомнения, породит неверное, несправедливое право. Печальным подтверждением правоты этой установки ученого служит современное российское правотворчество, во главу которого зачастую ставятся не идеи достижения всеобщего блага, а узкие меркантильные интересы отдельных групп. Наличие нормативных актов, не вытекающих из повседневных нужд народа, приводит к возникновению параллельно с естественным правосознанием правосознания положительного, не совпадающего с ним по содержанию. Такое раздвоение права, предупреждал мыслитель, явится свидетельством постигшей политической неудачи правотворчества, неудавшейся попытки осознать содержание естественной правоты и положить его в основу позитивного права. Это результат деформации и дефектности правосознания, важную проблему которых впервые среди ученых-юристов поднял И.А. Ильин.

Процесс призвания лучших, национально мыслящих людей к власти ученым рассматривается через реализацию идеи ранга, в соответствии с которой социальный ранг человека (занимаемая должность, власть, авторитет) должен соответствовать его действительному рангу - рангу духовного превосходства (праведность, гениальность, талант, познавательные способности, политическая дальновидность, сила характера, воля, храбрость). Данная идея исходит из отрицания естественного равенства людей. Истинный политический авторитет может возникнуть лишь при условии соединения обоих рангов, тогда призванное к власти лицо все свои устремления будет направлять не к удовлетворению личных или партийных интересов, а к достижению всенародно-государственного блага. Настоящий истинный политик должен мыслить от целого - в этом состоит смысл и основное содержание политической жизни.

Государственная форма есть живая организация народа и строй его жизни. Поэтому очень важно, чтобы этим обустройством занималась сильная, представленная лучшими людьми, единая и национально ориентированная централизованная государственная власть, на деле доказавшая истинность своего политического призвания к осуществлению общего всенародного блага. Только тогда придет понимание, уважение и внутреннее приятие каждым человеком издаваемых ею законов, а политика будет восприниматься именно как искусство управления государством.

Решение задачи совершенствования права и оптимизации государственного устройства может быть осуществлено посредством достижения политического идеала, формулирования и внедрения в жизнь новой государственно-правовой идеологии. Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Она должна исходить из самой ткани русской души и русской истории. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах - и прошлого, и будущего; она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость. Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Именно в воспитании национального духовного характера заключается безусловная суть и основное содержание главной творческой идеи России, магистральный путь к ее возрождению. Иными словами, интерпретирована типологическая специфика политической и правовой регуляции в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, христианско-православным началам России.

Основы политики и государственного строительства И.А. Ильин сформулировал в виде аксиом власти и правосознания, будучи уверенным, что грядущая судьба России связана с их усвоением и осуществлением. Эти, не требующие доказательств, положения сводятся к тому, что политика созидая государственное единение, по его мнению, в конечном итоге служит духу. Высшая цель политики заключается в обеспечении «достойной и творческой жизни человеческого духа», при этом положительное право и государственная организация являются средством ее достижения. На основании проведенного анализа мы с полной уверенностью можем утверждать, что впервые научно выведенные И.А. Ильиным аксиомы власти и правосознания в своей совокупности являют собой азбуку политики, одинаково пригодную для всех времен и народов, своего рода откровения, не усвоив которые невозможно овладеть искусством управления государством.

Государственная власть должна выступать в роли творца и хранителя положительного права, в основу которого нормальным, лишенным недугов, правосознанием властвующего положено естественное право. Таким образом, установлена тесная связь между естественным правом, нормальным правосознанием и творящей положительное право политической властью, показано фило-софско-методологическое значение синтеза сформулированных И.А. Ильиным фундаментальных аксиоматических начал правосознания и власти в конституи-ровании государственности и правопорядка.

Исследованная нами доктрина внесла значительную долю ясности в толкование фундаментальных понятий политологии и государственно-правовой теории. Философско-правовая методология и историко-правовая аргументация И.А. Ильина, являющие образец высокой исследовательской культуры, создали серьезные возможности для юридико-догматической разработки проблематики политологии и государственного права. Полномасштабное введение в метаю-ридический оборот категории «правосознание» означало, на наш взгляд, вклад мирового уровня в политическое и философское правоведение.

Долгое забвение научных трудов И.А. Ильина объясняется отнюдь не претензиями к качеству его философско-правового мышления, не недостаточностью степени академической глубины его трудов. Первопричиной этого стали далеко отстоящие от науки идеологические обстоятельства. И.А. Ильин и коммунистическое правосознание с его абсолютным республиканизмом и акцентировано секулярным характером были столь же взаимно неприемлемы, как и современный политический либерализм оппозиционен православно-сциентистскому телеологическому философскому правоведению ученого.

Данное диссертационное исследование привело к выводу о том, что в условиях модернистского правоведения И.А. Ильин создал основы творчески-традиционалистского, православно-сциентистского, телеологического понимания политики, права и государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Фомин, Алексей Алексеевич, 2002 год

1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

4. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М.: Юридическая литература, 1993.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). М.: «Библиотечка РГ», 1999.

7. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М-НОРМА,1997.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 22 декабря.

10. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2001. 14 июля.

11. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Российская газета. 1996. 25 июня.

12. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // Парламентская газета. 2000. 5 января.

13. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25.06.99 г. № 121-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 28.06.99 г. № 26. С. 5722.

14. Федеральный закон № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции"» // Российская газета. 1999. 8 апреля.

15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 // Российская газета. 2001. 12 марта.

16. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, тезисы

17. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999.

18. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919.

19. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

20. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.

21. Альбов А.П., Масленников Д.В. Учение Фомы Аквинского о естественном законе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. №2.

22. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века// Общественные науки и современность. 1997. № 3.

23. Амелина Е.М. Идеал общественный // Русская философия. Словарь. -М., 1995.

24. Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1983. Т.4.

25. Бабаев В.К. Понятие права // Общая теория права: Курс лекций. -Н. Новгород, Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993.

26. Баранов В.М., Баранов П.П. Общая теория права: Ретроспективный библиографический тематический указатель. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999.

27. Баранов П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996.

28. Баранов П.П. Правовая сфера духовного мира человека // СевероКавказский юридический вестник. 1998. №1.

29. Баранов П.П. Проблемы развития российского законодательства (теоретические аспекты) // Российское законодательство и правоприменительная деятельность органов внутренних дел. Ростов-на-Дону, 1995.

30. Баранов П.П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы // Философия права. 2000. № 1.

31. Баранов П.П. Философия права: наука и учебная дисциплина // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

32. Баранов П.П., Фомин А.А. Актуальные проблемы философии права в свете государственно-правовых воззрений И.А. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1.

33. Баранов П.П., Фомин А.А. Творческое наследие И.А. Ильина и проблемы развития правосознания в современной России // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 2.

34. Баранов П.П., Шпак В.Ю. Политология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2001.

35. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.

36. Вельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты). М., 1990.

37. Беляев С.О., Жуков Е.А. Партия как политический институт // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

38. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

39. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Судьба России: сочинения. -М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.

40. Беспалова Т.В. Патриотизм в контексте нравственного измерения политической власти и права // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

41. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 1998.

42. Бондарь Н.С., Колесов Ю.И. Конституционно-правовая реформа в субъектах Российской Федерации // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

43. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

44. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и завтрашние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

45. Вакула И.М. И.А. Ильин и монархизм // Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина: Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И.А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.

46. Вакула И.М., Контарев А.А. К вопросу о генезисе правосознания в России // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

47. Васильева Н.А. Политическая наука: проблемы теории и истории. -СПб., 1994.

48. Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. № 7.

49. Венгеров А.Б. Происхождение права // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

50. Верещагин В.Ю. Введение // Российская государственно-правовая идеология: Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1998.

51. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре. Ростов-на-Дону, 1998.

52. Верещагин В.Ю., Понежин М.Ю. Философско-правовой анализ концепции монархической государственности Л.А. Тихомирова // Философия права. 2000. №1.

53. Вернадский Г.В. История права. СПб.: Лань, 1999.

54. Вышеславцев Б.П. Власть, право и справедливость // Новое время. 1992. №46.

55. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

56. Гришин С.Г. Государство и право как предметная область философии права // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. - Ростов-на-Дону, 1999.

57. Гусев В.А. Политическая теория И.А. Ильина // Политическая наука. 2001. №1.

58. Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. № 2-3.

59. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левидиана, или социальные потенции обычного согласия // Полис. 1994. № 2-3.

60. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

61. Доманов В.Г. Политические нормы. К определению понятия // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

62. Евлампиев И.А. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб., 1994.

63. Запрудский Ю.Г. И.А. Ильин об этнических основах государственного формообразования // Проблемы самобытности России в творчестве

64. И.А. Ильина: Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И.А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.

65. Запрудский Ю.Г. Презумпция виновности политической власти // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

66. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

67. Зиле P.M. Памяти И.А. Ильина // Ильин И.А. Соч. Т.2. Кн. 2.

68. Золина М.Б. Проблемы тоталитаризма в политологии И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 5.

69. Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 3.

70. Ивлев С.В. Институциональный порядок // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

71. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

72. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

73. Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

74. Ильин И.А. Наши задачи. Соч. Т. 2. Кн. 2.

75. Ильин И.А. О государстве и демократии // Советское государство и право. 1991. № 11.

76. Ильин И.А. О монархии и республике. Соч. Т. 4.

77. Ильин И.А. О национальном призвании России. Соч. Т.7.

78. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Соч. Т.5.

79. Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. Т. 4.

80. Ильин И.А. О большевизме и коммунизме. Соч. Т.7.

81. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Соч. Т. 4.

82. Ильин И.А. Понятия права и силы. Соч. Т. 4.

83. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Соч. Т. 1.

84. Ильин И.А. Путь к очевидности. Соч. Т. 3.

85. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923. Соч.Т.З.

86. Ильин И.А. Советский Союз не Россия. Соч. Т.7.

87. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Соч. Т. 7.

88. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

89. Ильин И.А. Шлейермахер и его «Речи о религии».

90. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. Очерки действующего русского права. М., 1999.

91. Кант И. Собр. соч. в шести томах. М., 1965. Т.4. 4.2.

92. Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России: верность историческому призванию // Москва. 1997. № 5.

93. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

94. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994.7.

95. Керимов Д.А. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология // Государство и право. 1998. № 10.

96. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

97. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.

98. Контарев А.А. Идеи российской государственности. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

99. Контарев А.А. Проблема самобытности российской государственности. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1998.

100. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.

101. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1995. № 5.

102. Костиков В.В. Роман с Президентом. Записки пресс-секретаря. М.,1997.

103. Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение. 1993. № 4.

104. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательский Торговый Дом «Герда», 1999.

105. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). -М., 1992.

106. Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // Полис. 1998. № 6.

107. Ленин В.И. О государстве. ПСС. Т. 39.

108. Лубский Р.А., Працко Г.С. Базовые противоречия политико-правовой институционализации российского общества // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

109. Лукьянов А.И. О соотношении понятий «естественное право» и «философия права» // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

110. Макаров О.В. О соотношении права и государства // Государство и право. 1995. № 5.

111. Макеев В.В. Мотивация политической карьеры // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

112. Макеев В.В. Политическая элита в философии И.А. Ильина // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Сборник материалов Всероссийской конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

113. Макеев В.В., Працко Г.С. Политическая власть: история и современность. -Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1997.

114. Макеев В.В., Шпак В.Ю. Философско-правовой анализ личностно-психологических составляющих карьерного роста // Философия права. 2000. № 1.

115. Макиавелли. Государь. М., 1995.

116. Матвиенко Е.А. Философско-правовая мысль XIX века: в поисках социальных оснований права // Философия права как учебная и научная дисцир плина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

117. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.

118. Михальченко Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев, 1981.

119. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914 // Русская философия права. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1999.

120. Монтескье Ш.-Л. Сочинения. М., 1988.

121. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. № 12.

122. Нарыков Н.В. Власть и право: единство противоположностей? // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

123. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

124. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998.

125. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

126. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб.: Лань, 1999.

127. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение. -М., 1995.

128. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. М., 1995.

129. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

130. Новгородцев П.И. Существо русского православного правосознания. -М., 1995.

131. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. -М., 1994.

132. Общая теория государства и права. Академический курс в 2- томах. -М.: Зерцало, 1998.

133. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. 1999. № 6.

134. Окусов А.П. Введение в юридическую деонтологию. Ростов-на-Дону, 1997.

135. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

136. Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве (критические заметки по поводу обсуждения учебника С.С. Алексеева) // Государство и право. 1995. №2.

137. Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10.

138. Платон. Государство. Сочинения. М., 1971. Т.З.

139. Политика. Толковый словарь. Русско-английский. М., 2001.

140. Политическая наука. Новые направления. М., 1999.

141. Политические проблемы теории государства/ Отв. ред. Н.Н. Деев. -М., 1993.

142. Политология: Учебник для юридических вузов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

143. Поляков А.В. Б.Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

144. Пономарева Е.В. Самобытность российской государственности как предметное основание русской философии права // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

145. Працко Г.С. Проблема власти в воззрениях И.А. Ильина // Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина: Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И.А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.

146. Пристенский В.Н. Российская традиция понимания права // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

147. Рыжков B.C. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. № 2.

148. Синченко Г.Ч. Право как категория культурно-философской антропологии // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону, 1999.

149. Скловский К.И. Право и рациональность // Общественные науки и современность. 1998. № 2.

150. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. -М., 1990.

151. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. М., 1911.

152. Соловьев B.C. Собр. соч. в двух томах. Т.1. М., 1990.

153. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919.

154. Теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева. М.,1996.

155. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.

156. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

157. Тихомиров Л.А. Парламентарная Россия // Христианство и политика. -М., 1999.

158. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.

159. Тихомиров Ю.А. Исполнительная власть: ее сила и слабость // Формирование политической системы России. М., 1996.

160. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

161. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

162. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1998.

163. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. М., 1991.

164. Хвостов В.М. Общая теория права. СПб., М., Варшава, Вильно,1914.

165. ХомелеваР.А. Природа политической власти. СПб., 1996.

166. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996.

167. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

168. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

169. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

170. Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгород-цева // Социс. 1993. № 4.

171. Шамшурин В.И. Оправдание государства и права // Социс. 1996. № 10.

172. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.

173. Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т.1. Часть теоретическая. Общая теория права. М., 1911.

174. Шпак В.Ю. Курс лекций по политологии. Часть 3. Воронеж: МП «Истоки», 1992.

175. Шпак В.Ю. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1999.

176. Шпак В.Ю. Проблема анализа правовых и политических институтов в контексте современных научных исследований // Политические и правовые институты: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

177. Шпак В.Ю. Содержание политического по И.А. Ильину // Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина: Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И.А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШМВДРФ, 1995.

178. Шпак В.Ю., Макеев В.В., Паршина А.А. Анализ аксиом политики, власти и правосознания (на основе работ И.А. Ильина) // Философия права. 2000. № 2.

179. Юридический энциклопедический словарь. 3-е изд. М., 2001.

180. Юсуповский A.M. Нация и власть в условиях дезинтеграции СССР. -М., 1992.

181. Ященко А.С. Теория федерализма // Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

182. Авторефераты к диссертациям и диссертации

183. Ахмад Шах Р. Сущность и виды политической власти: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М. - СПб., 1995.

184. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.

185. Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1995.

186. Величко A.M. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995.

187. Гуцериев Х.С. Политико-правовая теория: гносеологический аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995.

188. Ефимов В.И. Система государственной власти: теоретико-организационные основы и политическая динамика: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1994.

189. Казаков В.Б. Генезис права. Вопросы теории: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1988.

190. Козлихин И.Ю. Право и политико-теоретический анализ концепций правления права: Автореф. дис. докт. юрид. наук. СПб., 1994.

191. Кокотов А.Н. Русская нация и русское государство: конституционно-правовой аспект взаимоотношений: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1995.

192. Крамник В.В. Технология власти: Политическо-психологические механизмы: Автореф. дис. докт. филос. наук. СПб., 1995.

193. И. Макарова Е.А. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.

194. Макеев В.В. Политическая карьера: Автореф. дис. . докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

195. Мостовщиков Л.Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1995.

196. Понежин М.Ю. Доктрина монархической государственности Л.А. Тихомирова (философско-правовой анализ): Дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

197. Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Саратов, 1997.

198. Савинкина И.В. Идея правосознания в русской юридической литературе конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 1997.

199. Свириденко А.А. Проблемы философии государственности на современном этапе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1996.

200. Севортьян Р.Э. Государство как категория политической науки. Опыт теоретического и прикладного исследования: Автореф. дис. . докт. филос. наук. -М, 1996.

201. Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

202. Фролова Е.А. Политическое и правовое учение П.И. Новгородцева: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.

203. Ячменев Ю.В. Правовая теория К.А. Неволина: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.