Поэзия как эстетическое основание онтологии культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Сурина, Татьяна Владимировна

  • Сурина, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 142
Сурина, Татьяна Владимировна. Поэзия как эстетическое основание онтологии культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2005. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сурина, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОЭЗИЯ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ МИРА

1.1. «Поэтическое» как категория эстетики и культуры. Поэтическое слово как слово онтологическое: единство концептуальной рационализации и чувственного вживания

1.2. София как смысловое начало и высший принцип поэзии (творчества)

2. ПОЭЗИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ КУЛЬТУРЫ

2.1. Онтологический статус человека как субъекта поэзии (творчества)

2.2. Поэзия как универсальный источник культуры, творческая сила культуры и поле культурного творчества

2.3. Роль и место поэзии в историческом формировании культуры

3. ПОЭЗИЯ КАК ДИАЛОГ.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ МИРА И КУЛЬТУРЫ

3.1. Синтез времени и пространства как предпосылка диалога в поэзии

3.2. Поэт как вневременный и внепространственный субъект диалога в культуре

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия как эстетическое основание онтологии культуры»

Бытие говорит, прежде всего, через поэтов.

М.Хайдеггер

1. Актуальность темы исследования

Актуальность предложенной темы исследования исходит из современного состояния философского мышления, которое характеризуется «деконструкцией метафизики» — деконструкцией власти единого начала, маркирующего всю культуру как строго рациональную и однолинейную. Отрицание классической рациональности, переосмысление статуса познающего субъекта и поиски возможных альтернатив классическим основаниям культуры, бытия и познания задают широкий спектр актуальных философских проблем.

При всем многообразии современных подходов к проблематике бытия и возможностей его познания, видится некая брешь с точки зрения его эстетического основания, актуальность и важность которого очевидна. Ни одно современное философское направление не избежало влияния эстетического начала, что особенно заметно в последнее время как попытка вернуть онтологической картине мира связность, не посредством рациональности, но посредством красоты, не отрицающей и возможностей Рацио. Сегодня философское знание приближается к тому культурному полюсу, в котором ценность обретает свою завершенную конкретно-чувственную форму, и обременено интенцией перехода в то, что Ф.В.И.Шеллинг назвал «поэтическим».

Метафизика, держащая властно культуру, рождающую Логос как Рацио и обусловливающая отношения в культурной среде по типу научной рациональности, выстраивала, по Э.Левинасу, «культуру хватающей руки». С приходом постмодернизма метафизика подверглась деконструкции, и, следовательно, ее власть, власть Логоса как Рацио была упразднена. Постмодернизм деконструировал объединяющее начало, которым являлась рациональность, но взамен ничего не смог предложить, вследствие чего культура, лишившись своих оснований, рассыпалась на «фрагменты и куски» (Р.Рорти). В поисках выхода из сложившейся культурной ситуации автор предлагает обратиться к возможностям, которыми в этом отношении обладает поэзия.

Необходимость обращения к поэзии связана с тем, что в основе онтологии (субъект-бытия) лежит прекрасное как основная идея становления бытия, то есть творчества. Исходя из этого философия приобретает качества эстетики, а эстетика осуществляется как поэзия, то есть как исток предельного вопрошания о мире, способ «распахивания открытости» (М.Хайдеггер), становление истины, позволяющей сущему быть, где красота есть знак высшего единства. Рассматривая онтологию с точки зрения красоты и прекрасного, мы познаем мир в акте любящего созерцания, при котором мысль рождается из «душевного потрясения» (М.К.Мамардашвили). Субъективное становится объективным, а объективированное приобретает статус онтологического, то есть представляет собой интегральную характеристику мира через существование его различных форм.

Таким образом, интерес к данной теме исходит из современной культурной ситуации - экзистенциальной неукорененности человека, при которой его мыслительная деятельность, равно как и все здание культуры, будучи лишенным какого-либо объединяющего основания, повисает в воздухе. Проблема поиска оснований культуры, ее фундамента представляется в настоящее время актуальной и очевидной. Наблюдая потерю «основательности» в культуре, которая продуцирует выход из ситуации «воспроизводства», повторения, устоявшейся парадигмы, можно отметить, что во избежание впадения в хаос, требуется поиск основы творчества нового. Исходя из этого, автор предлагает обратиться к поэзии как творчеству и допустить, что взятая в своем полном значении и понимании, поэзия, может являться онтологическим основанием культуры.

Тема поэзии как онтологического фундамента культуры не прописывается в теории и философии культуры, хотя многие философы и культурологи, так или иначе, указывают на необходимость более пристального внимания к данной проблематике. Сегодня, когда деконструкция метафизики обнаружила себя и возникла необходимость обращения к основам мышления и существования с целью их переосмысления, проблема оснований культуры, альтернативных классическим, в том числе и такого, как поэзия, стала все более актуализироваться и потребовала своего решения.

Постановка проблемы исследования

В широком спектре эстетических подходов к осмыслению бытия видится свободная ниша в обозначении их единого основания, которое помогало бы выстраивать единую онтологию культуры. Таковым основанием, по мнению автора, выступает поэзия как объединяющая в себе все культурное творчество. В связи с этим в диссертационной работе ставится проблема возможности и необходимости видения и исследования поэзии как эстетического основания онтологии культуры, позволяющего нивелировать зарационализированность и логицизм мышления о мире.

Будучи универсальным началом творчества, синтезом искусств, поэзия позволяет преодолеть абсолютизацию рационального начала за счет внесения и прививки к Рацио чувства, которое в поэзии, как эстетическом видении мира, всегда есть. Как универсалия (а в данном понимании поэзия выступает универсалией), поэзия представляет собой опыт приобщения к Абсолюту и его выражение. Поэзия, как опыт приобщения к Абсолюту является творческим отношением человеческого чувства к трансцендентному миру, которое позволяет любому творению человека становиться поэтическим. Поэзия словом выражает собственный опыт - связь человека с миром - онтологию в ее чистом беспримесном виде, - не структурируя, не механизируя, не приукрашивая и не облагораживая, но возвращая и показывая этот опыт в его данности.

Таким образом, решая проблему онтологии, мы непосредственно обращаемся к проблеме онтологии слова, которое в поэзии заключает смысл вещи, а не отсылает к ней. Оно есть живая реальность, воплощение поэтической сопричастности. Прямое откровенное речение, которым является поэзия, не допускает переносных значений, то есть метафор в узком понимании, или оно есть сверхметафора, в котором один смысл переносится в иной и тут же возвращается обратно, оставаясь тем же самым без потери себя.

В данной работе ставится проблема слова поэзии, в котором называние предмета и вещи происходит как их утверждение в бытии. Решая проблему эстетического основания онтологии культуры, автор постулирует поэзию в качестве бытия слова как Логоса, то есть гармонического сращения слова-смысла. Исходя из существующей в истории философии традиции (античность, патристика, русская религиозная философия), диссертационное исследование полагает поэтическое слово как мировой Логос, как софийное слово, облаченное красотой и энергией, что позволяет Логосу выявлять свое существование, делать его доступным познанию и сопричастности.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования в работе является поэзия, реализующаяся в эстетике как творчество. Предметом - поэзия в том аспекте, в котором она выступает в качестве эстетического основания онтологии культуры.

Степень теоретической разработанности темы исследования

Тема поэзии как эстетического основания онтологии культуры в основе своей не разработана, хотя можно выделить ряд имен и направлений, так или иначе затрагивающих данный вопрос.

Общая концепция исследования сформировалась под влиянием работ И.Канта, Ф.В.И.Шеллинга и Ф.Шлегеля, где ведущая роль в процессе познания бытия отводится эстетическому аспекту, выражением которого выступает поэтическое или поэзия.

Концептуализация онтологии с точки зрения единого внерационального начала основано на работах русской религиозной философии. Для диссертационного исследования представляет интерес идея Всеединства и всеединого знания у В.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка.

Решение проблем онтологии культуры с точки зрения герменевтического вживания в текст, опирается на работы Г.Г.Гадамера, М.Хайдеггера, П.Рикера, В.Дильтея.

Общее влияние на современное понимание эстетики, в частности, на представления о поэзии как творчестве, оказали исследования таких зарубежных и российских авторов, как Х.Ортега-и-Гассет, П.Валери, Т.Адорно, Л.Г.Бергер, А.В.Гулыга, О.Б.Дубова, Т.Б.Любимова и др.

На прояснение проблемы поэтического слова оказали существенное влияние работы таких авторов, как Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, А.Белый, О.Мандельштам, М.Волошин.

Идеи психоанализа, позволяющие проследить возникновение поэтического в ментальности человека, были заимствованы у З.Фрейда, К.Г.Юнга, К.П.Эстес, О.Паса, Г.Башляра, Ю.М.Бородая.

Анализ мифологических текстов, как заключающих в себе поэзию в качестве изначальной картины мира, опирается на работы А.Ф.Лосева, М.Элиаде, Р.Грейвса, Д.Д.Фрезера, Я.Э.Голосовкера, А.Косарева.

Современная западная философия, в осмыслении поэзии в качестве онтологии культуры, представлена исследованиями таких авторов, как Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр, М.Фуко, У.Эко, П.Козловски, К.Субири. Современная восточная философия представлена через обращение к работам Д.Судзуки, Ё.Уэда, В.В.Малявина, Т.П.Григорьевой.

В контексте данной проблемы, привлекают внимание исследования и современных отечественных мыслителей: М.К.Мамардашвили, П.П.Гайденко,

В.С.Библера, В.И.Моисеева, В.В.Налимова, А.Н.Павленко, В.А.Подороги, В.В.Савчука, К.А.Свасьяна.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: обосновать поэзию в качестве эстетического основания онтологии культуры. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач.

1. Представить поэзию в качестве онтологии культуры, принимая во внимание ее эстетическое начало.

2. Аргументировать поэзию в качестве эстетического переживания мира, обусловливающего единство его концептуальной рационализации и чувственного вживания.

3. Доказать, что поэзия является смысловым началом любого культурного творчества, в том числе искусства.

4. Представить и обосновать поэта в качестве субъекта диалога в культуре.

Методологические основания исследования

Методологическая база исследования определена с учетом специфики поставленной проблемы - представления поэзии способом мышления и первичной онтологией культуры. Исходя из того, что поэзия мыслит не метафизически, рационально-однонаправленно, а сущностно, эмпатийно и «фасетно», сразу схватывая предмет целиком, можно говорить о ней лишь «Рацио, привитым герменевтически» (П.Рикер), то есть несущим понимание, переживание, любовь и заботу. В данной связи, основным методом исследования выступает герменевтический анализ.

Опираясь на онтологию М.Хайдеггера (понимание себя, своей речи в качестве характеристики бытия), Г.Г.Гадамера (понимания бытия, которое есть

Я, через речь) и П.Рикера (онтология понимания), диссертационное исследование осуществляет понимание и толкование поэтического текста как онтологию, основанием которой выступает поэтическая речь, поэтическое слово. Бытие (человеческое бытие в мире) выражает себя в речи, которая недостижима для научного познания и строго рационального дискурса.

Таким образом, анализ проблемы, включая в себя частные методы культурологии такие, как исторический, психоаналитический, интуитивный, опирается в основе своей на метод философской герменевтики, который позволяет наиболее адекватно организовать всю необходимую исследовательскую методологию, и, по сути «поэтическим мышлением» постичь поэзию.

Основные положения, выносимые на защиту, их новизна

1. Поэзия есть универсальный источник смыслов бытия (мира и Человека), его становления в слове, который полагает начало существованию культуры. Впервые поэзия представляется в качестве онтологического основания культуры.

2. Поэзия представляет собой эстетическое переживание мира, которое обуславливает единство его концептуальной рационализации и чувственного вживания.

3. Поэзия является полем культурного творчества, где культура обретает себя, находит свое место в уже сотворенных поэзией пространствах слова и наименования. В диссертационном исследовании впервые обосновано положение о том, что творчество есть поэтическое «действование», а поэзия есть смысловое начало любого творчества.

4. Поэт есть вневременный и внепространственный субъект диалога в культуре, являющийся проводником сущностных начал бытия в поэзию.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в концептуализации представлений о поэзии как эстетическом основании онтологии культуры. Такой взгляд на поэзию совершает мыслительное возвращение к истокам мышления, истокам культуры, познания и бытия. Инновационная интерпретация поэзии может положить начало дальнейшему исследованию и изучению поэзии и культуры, всего культурного творчества, внести вклад в теорию культуры и теорию творчества, посредством актуализации эстетических оснований культуры, базирующихся на поэтическом. Материалы диссертации могут быть использованы во многих отраслях гуманитарного знания (стиховедении, эстетике, философии, педагогике, культурологии), а также лечь в основу специальных курсов.

Апробация работы

Основные научные положения диссертации получили отражение в опубликованных работах, которые были представлены в докладах и обсуждены на факультетских, межфакультетских, межвузовских и всероссийских научных конференциях и семинарах, таких как: «Молодежь, наука и образование: проблемы и перспективы» (Томск, 2000); «Наука и образование. Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Томск, 2001, 2002). Идеи диссертации были представлены на III Всероссийской научной конференции (Томск, 2001); на Всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 2004); на научной сессии Института Человекознания (Томск, 2003), на межрегиональной конференции «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии» (Томск, 2002); на научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 10-летию

Института Искусств и культуры ТГУ (Томск, 2004), а также на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры этики, эстетики и культурологии ИИК ТГУ.

Структура диссертации

Структура и объем диссертации определялись в соответствии с актуальностью и степенью разработанности проблемы, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (семь параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сурина, Татьяна Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предложенном исследовании поэзия была представлена в качестве эстетического основания онтологии культуры, которое реализуется в культуре как идеальное творчество. Анализ поэзии как универсального культурообразующего начала позволил выявить ее истоки и основополагающие принципы, о которых можно сделать следующие выводы:

Поэзия представляет собой творческое действование, основанное на творческом вдохновении, которое выявляет и создает художественное произведение, художественно-эстетическую предметность. Это творческое действование являет собой смыслораспаковывание, смыслообразование, обращение к истине, т.е. тому, что существует предвечно в особом сверхчувственном мире - Семантическом вакууме или Великой Пустоте (в терминах восточной философии) - всепроникающей единичности, сжатой в пространстве, факте бытия как такового, целого, нерасторжимого на части. Нераспакованные смыслы, находящиеся в сверхчувственном мире, способны являться, раскрываться благодаря творческой силе, изначально проявившей себя как София, премудрость Божия, находящаяся на грани двух миров и преломляющаяся в тяге к жизни и воплощению, творению и творчеству. София явилась тягой и принадлежностью Логоса к творению мира, силой, воплощающей творческий импульс. Логос (Слово) и Эрос (Любовь, Красота) явили собой то трансцендентное и внерациональное начало, с которого начался мир. Это начало, вместившее в себя всю последующую развернутость, пока еще не проявленного и свернутого семантического пространства, выступило Символом, т.е. совокупностью всех значений и знаков, которые были свернуты в сингулярную пустотность. Символ позволил осуществляться акту творчества (поэзии), в котором заложена сущность человека как подобия Творца, тем самым, раскрывая смыслы мира. Поэзия получила призвание преосуществлять плоть космоса, факт бытия в сумму разнообразных бытий, и таким образом явилась онтологическим и гносеологическим феноменом, посредством которого бытие утверждалось в слове, символически раскрываясь и постигаясь.

В качестве эстетического основания онтологии культуры, поэзия представляет своеобразную топологию бытия, открывающую ему (бытию) местоположенность его сущности как пространства человека, т.е. мира в его данности человеку. Поэзия выступает специфической внутренней организацией для проявленного, открытого и написанного мира, критерием истинности которого выступает красота.

Поэзия как творчество, явилось тем, что стало выделять человека из природного окружения. Poiesis - деяние, лежащее в основе космогонии, направленное на внесение гармонии в хаос, легло в основу создания человеческой культуры, как преобразования сегмента бытия с целью выживания человека в мире. Человек воспроизводит космогонию и творит свой мир согласно вечной образцовой модели творения. Сотворение мира становится архетипом поэзии, всякой созидательной деятельности человека, в каком бы плане она не разворачивалась. Культура, начиная с освоения земли, уподобляется сотворению мира, а потребность в поэзии - творчестве и творении, выражает онтологическую жажду, жажду бытия. Поэзия становится топологией бытия, открывающей местоположенность его сущности, которая находит себя в культуре. Она становится воплощенным универсальным творчеством, творящейся в творении истиной. Цель творчества - перенесение из сокрытости в несокрытость, поэтому поэзия есть одновременно раскрытие истины, то, что греки называли словом «алетейя» - «истина». Она делает возможным язык, который изначально был поэзией, а теперь хранит ее сущность. Так как язык именуя, назначает сущее к бытию и таким образом, учреждает бытие в слове, а смысл в пространстве.

Выступая универсальным источником культуры, поэзия позволяет истечь истине, т.е. сокрытым смыслам. Она тот исток, выдающийся способ становления истины, становящейся благодаря искусству сущей. Поэзия в широком смысле и есть универсальный источник живительных сил культуры, противостоящий дискурсу и не дающий ей погибнуть под натиском прагматизма. Таким образом, поэзия является истоком предельного вопрошания и осмысления бытия, открытием сокровенного, голосом Бытия, отличного от письменности философского дискурса, который в этом отношении является техникой, «махинацией», раскрывающейся во властном требовании.

Рассматривая поэзию в качестве универсального источника культуры, мы действительно обращаемся к поэзии как к источнику культуры и ее полю в истинном исконном смысле, понимая культуру результатом сил пространства-земли, пространства-почвы, земли, которая держит на себе все культурное строительство. Поэзия (в смысле любого культурного деяния), став первой раной земли, нанесенной человеком под влиянием свободы, стала первым истоком культуры, которая, продуцируя отчужденность человека от мира, тем самым возвращает ему гармонию. Эта древнейшая драма была пережита человеком и отражена в мифе, как зеркале самой жизни.

Являясь воплощением тождества Логос-Символ-Эрос, наделенным онтологическим модусом свободы, поэзия послужила источником культуры во всех ее сферах и проявлениях. Будучи универсальным творчеством (Poiesis), поэзия синтезировала в себе все будущие виды искусства, а также подготовила почву для теоретического познания и выражения религиозного опыта. Как исток вопрошания о бытии, поэзия явила себя началом любого мышления, которое сегодня практически порвало со своими исходными основаниями и оказалось в ситуации экзистенциальной неукорененности, проявляющейся в разбросанном характере современного знания. Поэзия рассматривается в данном случае в качестве бытия слова как Логоса, незамутненного позднейшими рационалистическими интерпретациями, и представляющего собой гармоническое сращение слова-смысла, где звуковой, семантический и сущностный ряд, представляют собой слитое единство.

В настоящем исследовании поэзия была показана фундаментальным принципом развития мира и культуры, находящим свое отражение в позиции «ответа-отражения», которая принимает образный вид диалога. Опираясь на философию диалога, а затем на герменевтику, включая положения естественных наук, диссертация полагает диалог одним из проявлений принципа симметрии - основополагающего свойства мира, которое обуславливает его структурное многообразие и внутреннее единство, т.е. гармонию.

Образ диалога в данной работе, содержит в себе следующее смысловое наполнение: это проекция фундаментального закона мироздания, базирующегося на принципе симметрии, который сопряжен с законом пространственного расположения. Названный закон является основой функционирования жизни, в том числе, присущей лишь человеку, и проявляет себя в способе построения пространства здесь и сейчас, пространства всех времен, пронизывающего всю историю культуры. Мировая культура в единстве поэзии как диалога предстает, таким образом, моделью Вечности, просторами человеческой памяти, отразившимися в поэзии.

Поскольку поэзия утверждается «мгновенной метафизикой», позволяющей объединять прошлое с будущим в их неразрывном единстве -данности человеку, поэт в диссертационной работе провозглашается вневременным и внепространственным воплощением субъективности, проводником сущностных начал бытия в поэзию. Это утверждается на том основании, что поэт уничтожает простую непрерывность связного времени, с целью получить обездвиженное время, время «не-мерное», которое Г.Башляр называет «вертикальным», с целью отличить его от времени обычного, текущего горизонтально. Открывая вертикальное время (глубину и высоту остановленного мгновения), поэт достигает автосинхронной референции внутри самого себя. Совершая прорыв в нефизическое время, поэт попадает в пространство всех времен и с помощью многоуровневой системы своей субъективности способен проявлять себя в разнообразной структуре бытия.

Таким образом, мышление о мире соотносится с творческим процессом -поэзией, созидающей космос, в том числе человеческий, - культуру. С помощью поэтического «действования» раскрывается смысловое начало и процесс творчества, а также сам человек как субъект творчества, в бесконечном диалоге - самоотражении.

Как универсалия, поэзия показана в настоящей работе опытом приобщения и выражения Абсолюта, сверхъестественного и священного, сакральной и сокровенной сущности, прикоснувшись к которой, любое творение человека становится поэтическим.

Перспективы дальнейшего исследования:

1. Обосновать поэзию концептуальным основанием синтетического знания;

2. Рассмотреть поэзию в качестве эстетического аспекта философского мышления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сурина, Татьяна Владимировна, 2005 год

1. Абрам Терц (Андрей Синявский) Путешествие на Черную речку и другие произведения, М.: Захаров, 1999. - 480 С.

2. Абрамов М.А., Волошинов А.В. Пушкин и законы симметрии //Человек, №3, 1999.-С. 75-86.

3. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии №6, 2001. С. 68-82.

4. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии №11, 1999. С. 13-28.

5. Адорно Т. Эстетическая теория, М.: Республика, 2001. - 526 С.

6. Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир./ Звуковая стихия М.Цветаевой. СПб.: Журнал Нева, ИТД Летний сад, 2000. 288 С.

7. Аристотель. Поэтика. Логика. Метафизика, Полн. собр. соч., М., 1965.

8. Аронов Р.А. В начале было слово // Вопросы философии №8, 2002. — С. 7077.

9. Асмус В.Ф. Логика: Учебник, М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 392 С.

10. Ю.Асташова О. Эволюция поэтического сознания в античной эстетике

11. Электронный ресурс. Режим доступа:http://antropology.ru/ru/texts/astashova/index.html

12. П.Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка, М.: Лабиринт, 2000. - 625 С.

13. Бахтин М.М. Человек в мире слова, М.: Изд-во откр. ун-та, 1995. - 141 С.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М.: Искусство, 1979. — 421С.

15. Бахтин Н.М. Из жизни идей, М.: Лабиринт, 1995. - 151 С.

16. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи, М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998. - 268 С.

17. Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения, М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1999. - 344 С.

18. Башляр Г. Земля и грезы воли, М.: Изд-во гуманит. лит., 2000. - 384 С.

19. Башляр Г. Земля и грезы о покое, М.: Изд-во гуманит. лит., 2001. - 320 С.

20. Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое // Новый рационализм Электронный ресурс. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/bachlard/01/06.html

21. Башляр Г. Психоанализ огня, М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. - 176 С.

22. Белоусов А.И. Пушкин, Моцарт и математическая логика (метапоэзия, метамузыка и метаматематика) // Вопросы философии №9, 1999. С. 100105.

23. Белый А. Символизм как миропонимание / Мыслители XX века, М.: Республика, 1994. - 528 С.

24. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства, М.: Русский мир, 1997.-432 С.

25. Бердяев Н.А. Смысл творчества, М.: Правда, 1989.-439 С.

26. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии, -М.:Канон+, 1999.-478 С.

27. Бердяев Н.А. Творчество и объективация, Минск: Эконом-пресс, 2000. -301 С.

28. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма, -М.: Сварог и К, 1997. 413 С.

29. Бердяев Н.А. Философия творчества. Культура и искусство, М.: Республика, 1994.-478 С.

30. Библер B.C. Диалог, сознание, культура // Одиссей М., 1989.

31. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры, М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 176 С.

32. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленногодиалога, М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975. - 399 С.

33. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика, 1988, №11.

34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, 1991.

35. Блок А.А. Собрание соч. в 6-ти т., Л.: Художественная лит., 1980.

36. Большой энциклопедический словарь. Мифология, М., 1998.

37. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии №4, 2000. С. 70-80.

38. Бонецкая Н.К. София: метафизика и мифология // Вопросы философии №1, 2002.-С.112-116.

39. Борев Ю.Б. Эстетика, М.: Политиздат, 1975. - тт. 1-2.

40. Бородавкин С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры // Человек №4, 2002. С. 93-97.

41. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания, -М.: Русс, феноменологич. общ-во: Гнозис, 1996.-416 С.

42. Борхес X.JI. Рассказы: Серия Классики XX века. Р/на Д: Феникс; Харьков: Фолио, 1999.-416 С.

43. Бродский И. Скорбная Муза // Юность №6,1989. С.65-68.

44. Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии, М.: Современник, 1981.-399 С.

45. Бубер М. Я и Ты. Квинтэссенция, М.: Высшая школа, - 1993. - 175 С.

46. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-672 С.

47. Булгаков С. Первообраз и образ: сочинения в двух томах, СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: Иск-во, 1999. - 448 С.

48. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х тт., М.: Наука, 1993. - 604 С.

49. Булгаков С.Н. Труды о Троичности, М.: ОГИ, 2001. - 336 С.

50. Булгаков С.Н. Философия имени, СПб.: Наука, 1998.-446 С.

51. Бунин И. Стихотворения. Собр. соч. в 4-х томах, т.1, М.: Правда, 1988.

52. Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма

53. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.philosophv.ru/library/bvchkov/solov-f.html

54. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма Электронныйресурс. Режим доступа: http://www.philosophv.ru/librarv/bvchkov/svm-ru.html

55. Вайман С.Т. Неевклидова поэтика. Работы разных лет, М.: Наука, 2001. -479 С.

56. Валери П. Об искусстве, М.: Искусство, 1993. - 507 С.

57. Веселова С.Б. Искусство пространства Электронный ресурс. — Режимдоступа: http://antropologv.ru/ru/texts/veselova/citv.html

58. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика, М.: Наука, 1990.-451 С.

59. Вирилио П. Бункер // Художественный журнал №9, 1996.

60. Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916 с приложением заметок по логике (1913) и заметок продиктованных Муру (1914), Томск: Водолей, 1998. -192 С.

61. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958.- 133 С.

62. Волошин М. Лики творчества, Л.: Наука, 1989. - 848 С.

63. Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников, М.: Правда, 1991.-480 С.

64. Воронцов С.П. Мой Пушкин // Человек, №3, 1999. С. 67-74.

65. Воронцов С.П. Способность умолчания // Человек, №3, 1996. С.64-69.

66. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса, М.: Республика, 1994. -368 С.

67. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного, М.: Искусство, 1991. - 366 С.

68. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики, М.: Прогресс, 1988.-700 С.

69. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века, М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 С.

70. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века, М.: Республика, 1997.-496 С.

71. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания С.Кьеркегора, М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 281 С.

72. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа, М.: Наука, 2000. - 495 С.

73. Голосовкер Я.Э. Логика мифа, М.: Наука, 1987. - 217 С.

74. Гомер. Одиссея. Илиада, СПб.: Кристалл, - 1998. - 1118 С.

75. Грейвс Р. Белая богиня: Избр.главы, СПб.: Амфора, 2000. - 382 С.

76. Грейвс Р. Мифы древней Греции, М.: Прогресс, 1992. - 619 С.9

77. Григорьев А.А. Дискурс как видение и дискурс как слышание // Человек №6, 2003.-С. 17-25.

78. Григорьева Т.П. Дао путь к человеку // Человек №5, 2003. - С. 16-25; №6, 2003.-С. 26-36.

79. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур), М.: Наука, - 1992. - 424 С.

80. Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении, Спб, 2000. - 160 С.

81. Гулыга А.В. Принципы эстетики, М.: Политиздат, 1987. 286 С.

82. Гумилев Н. Статьи о поэтике, сб. Озеро Чад, М., 1995. - 224 С.

83. Гурко Е.Н. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж., Минск: Экономпресс, 2001. - 320 С.

84. Даль В. Толковый словарь, М.: Сов. энциклопедия, 1935.

85. Данте А. Божественная комедия: Пер. с итал. М.Лозинского. Спб.: Кристалл, Респекс, 1999. - 704 С.

86. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко, М.: Логос, 1998. - 262 С.

87. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юнгу, М.: ПЕР СЭ, 2001. - 475 С.

88. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Инст. экспер. социологии, СПб.: Алетейя, 1998. - 228 С.

89. Деррида Ж. Голос и феномен, и другие работы по теории знака Гуссерля, Спб.: Алетейя, 1999. 208 С.

90. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только, Мн.: Соврем, литератор, 1999. - 832 С.

91. Деррида Ж. Письмо и различие, М.: Академ.Проект, 2000. 495 С.

92. Дильтей В. Сущность философии, М.: Интрада, 2001. - 159 С.

93. Дубова О.Б. Мимесис и пойэсис: Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества, М.: Памятники истор. мысли, 2001. 271 С.

94. Желнов М.В. «Сущность свободы как истина» и «сущность истины каксвобода» (идеи Ф.Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.philosophv.ru/library/zhelnov/istina.html

95. Жирмунский В.М. Теория стиха, Л.: Сов. Писатель, Лен. отд., 1975. - 669 С.

96. Зайцев И.Н. Конфликт мышления и непотаенности Электронный ресурс. —

97. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/zaizev i/index.html

98. Зиновьев А. Очерки комплексной логики, М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 560 С.

99. Зинченко В.П. Предмет психологии? Подъем по духовной вертикали // Человек, №5, 2001. С. 5-23.

100. Иванов Вяч.И. Родное и вселенское /Мыслители ХХв. М.: Республика, 1994.-428 С.

101. Ильин М.С. Две ипостаси слова //Человек №5,2001. -С. 149-157.

102. Кант И. Критика чистого разума, М.: Мысль, 1994. - 592 С.

103. Кантор В.К. Пушкин, или Формула русской истории // Вопросы философии №7,1999. С. 26-46.

104. Капра Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока, Спб.: ОРИС, 1994. - 304 С.

105. Карасев Л.В. Живой текст // Вопросы философии №9, 2001. С. 54-71.

106. Карпенко А.С. Современные исследования в философской логике // Вопросы философии №9, 2003. С. 54-70.

107. Карпов А.О. Интегрированное знание // Человек №4, 2003. С. 81-85.

108. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие (воспоминание об образе) // Вопросы философии №3, 2001. С. 102-111.

109. Клодель П. Введение к поэме о Данте // Вопросы философии, №7-8, 1994.

110. Кнабе Г. Вторая память Мнемозины // Вопросы литературы, январь-февраль, 2004. С. 3-24.

111. Книга мудрых радостей. Восточные арабески / сост. Малявин В.В. М.: Наталис, 1997.-450 С.

112. Книга прозрений. Восточные арабески / сост. Малявин В.В. М.: Наталис, 1997.-480 С.

113. Книга сновидений / сост. Борхес X.JI. СПб.: Амфора, 2000. - 327 С.

114. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры, СПб.: Алетейя, 2002. - 414 С.

115. Коган JI.A. «Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина // Вопросы философии №7, 1999. С. 47-59.

116. Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии №4, 2000. С. 37-52.

117. Колесников А.С. Философия и литература. Современный дискурс

118. Электронный ресурс. Режим доступа:http://antropology.ru/ru/texts/kolesnikov/discourse.html

119. Корниенко Н.В. Чем дорог Пушкин массовому читателю // Человек, №3, 1999.-С. 87-102.

120. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость, М.: ПЕР СЭ; СПб.: Ун. книга, 2000. - 304 С.

121. Косидовский 3. Библейские сказания, М.: Изд.полит.лит., 1990. - 479 С.

122. Кривцун О.А. Художник XX века: Поиски смысла творчества // Человек, №2, 2002.

123. Кривцун О.А. Эстетика, М.: Аспект Пресс, 1998. - 446 С.

124. Куракина О.Д. Поэсис русского космизма: космическая драмаотвлеченных начал Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.philosophv.ru/librarv/a p/kyrakina.html

125. Ларионов И.Ю. Ритуальное пространство философии Электронныйресурс. Режим доступа: http://antropologv.ru/ru/texts/larionov/index.html

126. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное, СПб.: Ун.книга, 2000.-415 С.

127. Литературный энциклопедический словарь, М.: Сов. Энц-я, 1987.

128. Лихачев Д.С. Несколько мыслей о лирической поэзии, // День поэзии 1981, М.: Сов. писатель, 1981. - С. 158-160.

129. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества, СПб.: Русс.-балт. Инф. Центр «БЛИЦ», 1999. - 190 С.

130. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф, М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 479 С.

131. Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, СПб.: Алетейя, 1997. - 616 С.

132. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность, - М., 1994. - 919 С.

133. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А.Ф. Из ранних произведений, М.: Правда, 1990. 655 С.

134. Лосев А.Ф. О поэтическом образе, // День поэзии 1981, М.: Сов. писатель, 1981. - С. 69-70.

135. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство, М.: Изд. Моск. Ун-та, 1989.-367 С.

136. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М.: Политиздат, 1991 — 524 С.

137. Лосев А.Ф. Хаос и структура, М.: Мысль, 1997. - 832 С.

138. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Бог и мировое зло, М.: Терра - Книжный клуб, 1999. - 399 С.

139. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха, Л.: Просвещение, 1972. - 270 С.

140. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история, - М.: Языки русской культуры, 1999. - 447 С.

141. Лотман Ю.М. Культура и взрыв, М.: Прогресс: Гнозис, 1992. - 271 С.

142. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста, статьи и исследования, заметки, СПб.: Искусство-Спб, 2001. 848 С.

143. Лотман Ю.М. Память культуры // Семиосфера, Спб., 2000. 704 С.

144. Лотман Ю.М. Статьи по семиотики культуры и искусства, СПб.: Академ. Проект, 2002. - 542 С.

145. Любимова Т.Б. Поэсис как принцип космического устроения

146. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.philosophy.ru/iphras/library/a p/lubimova.html

147. Любимова Т.Б. Прекрасное как схема времени в системе Канта // Эстетический опыт и эстетическая культура, М., 1992. — 345 С.

148. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира // Вопросы философии №2, 2003.-С. 53-65.

149. Малявин В.В. Молния в сердце, М.: Наталис, 1997. - 368 С.

150. Малявин В.В. Чжуан-Цзы Китайский мыслитель VI III вв. до н.э., М.:1. Наука, 1985.-309 С.

151. Мамардашвили М.К. Неизбежность мысли // Человек, №1, 1999. С. 9-24.

152. Мандельштам О. Сочинения в 2-х томах, М.: Художественная лит., 1990.

153. Маркова Л.А. Философия из хаоса. Ж.Делез и Ф.Гваттари о философии как творчестве концептов // Вопросы философии №3, 2002. С. 147-159.

154. Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа, Спб.-Львов: Инициатива, 1998. 504 С.

155. Мифы народов мира, в 2-х тт. М., 1991-1992.

156. Моисеев В.И. Логика всеединства, М.: ПЕР СЭ, 2002. - 415 С.

157. Мондри Г. А.С. Пушкин «наше» или «мое»? О восприятии Пушкина В.Розановым // Вопросы философии №7, 1999. - С. 66-72.

158. Мордовцева Т.В. Натюрморт языка философии Электронный ресурс.

159. Режим доступа: http://antropologv.ru/ru/texts/mordov/index.html

160. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации // Вопросы философии, №10, 1997.-С. 45-56.

161. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха, Л., 1984. - 425 С.

162. Найдыш В.М. Тайна как феномен культуры // Человек, №2, 1999. — С. 85100.

163. Налимов В.В. В поисках иных смыслов, М.: Прогресс, 1993. — 280 С.

164. Налимов В.В. Нераскрытое содержание книги С.Булгакова «Философия имени» // Человек №6, 2001. С. 82-90.

165. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье В.В.Налимов, -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 343 С.

166. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии, №10, 1997.

167. Налимов В.В. Спонтанность сознания, М.: Прометей, 1989. - 288 С.

168. Неретина С.С. Тропы и концепты Электронный ресурс. — Режимдоступа: http://www.philosophv.ru/phras/library/neretina/03.html

169. Никонова С.Б. Постструктуралистское литературоведение и проблематворчества Электронный ресурс. Режим доступа:http://antropology.ru/ru/texts/nikonova/index.html

170. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Сочинения в 2-х томах, -М.: Мысль, 1990.

171. Новейший философский словарь, Минск, 1999. - 878 С.

172. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие, М.: Наука, 2002. — 478 С.

173. Новоселов Н.Н. Абстракция множества и парадокс Рассела // Вопросы философии №7, 2003. С. 67-77.

174. Нуржанов Б.Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и Деррида) // Историко-философский ежегодник 92, - М., 1994.

175. Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры. Эстетика. Философия культуры, М.: Искусство, 1991. - 586 С.

176. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы, М.: Радуга, 1991.-638 С.

177. Ортега-и-Гассет X. Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, М.: Ун. книга, 2000. - 637 С.

178. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры, М.: Иск-во, 1991. — 586 С.

179. Осика Ю.Л. Немного любви в стерильности знания Электронный ресурс.- Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/osika/index.html

180. Павленко А.Н. Возможность техники. О.Павел Флоренский и Мартин Хайдеггер // Человек №3,2003. С. 67-77.

181. Павленко А.Н. Нефела // Человек №3, 1993. С. 39-49.

182. Павленко А.Н. Прописи бытия (о временной сущности техники) // Человек №5, 2003. (5-15).

183. Пас О. Освящение мига: Поэзия. Философская эссеистика, СПб.: Симпозиум, 2000, - 411 С.

184. Пас О. Поэзия. Критика. Эротика, М.: Русское феноменологич. общ-во, 1996.- 192 С.

185. Пелипенко А.А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры // Человек №2, 2002. С. 6-21.

186. Печерских Н.А. Отчуждение как феномен коллективности // Вопросы философии №5, 2003. С. 30-43.

187. Пигалев А.И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер: о смысле «преодоления метафизики» // Вопросы философии №7,2001. С. 152-167.

188. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков, СПб.: Лабор. Метафизич. Иссл-й фсф. СпбГУ; Алетейя, 2000. - 352 С.

189. Платон. Избранные диалоги, М.: Худ. лит-ра, 1963. - 442 С.

190. Подорога В А. Метафизика ландшафта, М.: Наука, 1993. - 320 С.

191. Подорога В.А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию, М.: Ad Marginem, 1995. - 339 С.

192. Позов А. С. Метафизика Пушкина, М.: Наследие, 1998. - 320 С.

193. Померанц Г.С. Диалог и молчание // Человек, №3, 1996.

194. Потебня А.А. Теоретическая поэтика, М.: Высш.шк., - 1990. - 342.

195. Пушкин А.С. Полное собрание соч. в 20-ти т., СПб.: Наука, 1999.

196. Рашковский Е.Б. Катарсис // Вопросы философии №7, 1999. С. 60-65.

197. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике, М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. - 416 С.

198. Рильке P.M. Часослов. Стихотворения, М.: Фолио, 2000. - 448 С.

199. Романенко Ю.М., Чулков О.А. Метафора и символ в культурном обращении Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/metares05 03.html

200. Романова И.К. Бытие Хайдеггера и Брахман Упанишад, Бхагавадгиты и Шанкары Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/romanova/heidupan.html

201. Россман В. Разум под лезвием красоты // Вопросы философии №12, 1999. С. 52-62.

202. Рыскин М.И. «На развилке дорог.» // Человек №4, 2003. С. 95-101.

203. Савчук В.В. Метафизика раны Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/savchuk/index.html

204. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии, М.: Республика, 2000. - 639 С.

205. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/librarv/katr/svas/svas-svm.html

206. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии №8, 1987.-С. 132-138.

207. Седых О.М. Философия времени в творчестве О.Мандельштама // Вопросы философии №5, 2001. С. 103-132.

208. Семенова С.Г. Вестничество Лермонтова // Человек №1, 2002. — С. 169185; №2, 2002.-С. 160-177.

209. Семенова С.Г. Пушкинская философия Эроса (в контексте русской мысли конца XIX- XX веков) // Вопросы философии №1, 2000. С. 33-55.

210. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920- 1930-х гг. Поэтика- Видение мира Философия, - М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2001. - 590 С.

211. Смирнов С.А. Современная антропология. Поиски прорыва // Человек №5, 2003. С. 84-96.

212. Соина О.С. «Пушкинская речь» Ф.М.Достоевского // Человек №4, 2001. — С. 165-175.

213. Соина О.С. Судьба Пушкина и судьба России// Человек №5, 2002. С. 4253; №6, 2002. - С. 42-52; №1, 2003. - С. 36-47.

214. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт., М., 1988.

215. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Юность №6, 1989. С.56-64.

216. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика, М.: Искво, 1991.-701 С.

217. Сошинский С.А. Чудо в системе мироздания // Вопросы философии №9, 2001.-С. 82-98.

218. Стародубцева Л.В. Память гения и Лета безумства // Человек №3, 2001. — С. 36-49.

219. Субири К. Наша интеллектуальная ситуация // Человек №5, 2001. С. 91 -109.

220. Судзуки Д. Дзен-буддизм и психоанализ, М.: Медиум, 1995. - 210 С.

221. Таласов В.И. Искусство в системе «Человек-Вселенная» // Человек №5, 2003.-С. 158-173.

222. Танатография Эроса, СПб.: Мифрил, 1994. - 345 С.

223. Толстой Л. Полное собрание сочинений, М.: Гослитиздат, 1953.

224. Трубецкой Е.Н. Избранное, М.: Канон, 1997. - 478 С.

225. Трубецкой С.Н. Сочинения, М.: Мысль, 1994. - 816 С.

226. Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории, М.: ACT, 2000. - 650 С.

227. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии, М.: Прогресс, 1990. — 717 С.

228. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/uvarov/arkh.html

229. Уваров М.С. Пушкин как жертва Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/uvarov/thanatos.html

230. Уваров М.С. Четыре полета Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/uvarov/four.html

231. Фараджев К.В. Несозданные шедевры и неизбежность дуэли: осмысление

232. B.Соловьевым гибели А.Пушкина // Вопросы философии №7, 1999. С. 7478.

233. Фатенков А.Н. Философ. Опыт самоопределения в языковом пространстве культуры // Человек №1, 2004. С. 103-114.

234. Федоров^Н.Ф. Сочинения, М.: Раритет, 1994. - 416 С.

235. Федоров Ю.М. Сумма антропологии, Новосибирск: Наука, 1996. — 832С.

236. Флоренский П.А. Анализ • пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях, М.: Прогресс, 1993. - 3251. C.

237. Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии №8, 2003. С. 123-129.

238. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных областей в геометрии: (Опыт нового истолкования мнимостей), -М.: Альм. Лазурь, 1991. 95 С.

239. Флоренский П.А. Собрание сочинений, М.: Мысль, 2000. - 446 С.

240. Франк С.Л. Непостижимое. Духовные основы жизни, М.: Республика, 1994.-607 С.

241. Франк X. Деконструкция логики логика деконструкции Электронный ресурс. - Режим доступа: http.7/antropology.ru/ru/texts/frank/hermdec.html

242. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии, М.: ACT, 1998.-781 С.

243. Фрейд 3. Введение в психоанализ, СПб.: Питер, 2001. - 381 С.

244. Фрейд 3. Мы и смерть. По ту сторону принципа наслаждения, СПб.: Вост.евр. инст. Психоанализа, 1994. - 382 С.

245. Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи, СПб.: Алетейя, 2000. - 295 С.

246. Фрейд 3. Психология бессознательного, М.: Просвещение, 1990. — 447 С.

247. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М.: Вост.лит-ра РАН, 1998.-800 С.

248. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: Лабиринт, 1997. - 448 С.

249. Френч М. Лик Софии // Вопросы философии №1, 2002. С. 117-135.

250. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии №4, 2000. С. 80-111.

251. Хайдеггер М. Бытие и время, М.: Ad Marginem, 1997. - 451 С.

252. Хайдеггер М. Время и бытие, М.: Республика, 1993. - 448 С.

253. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос №1 1991.

254. Хайдеггер М. Положение об основании, СПб.: Алетейя, 2001. 290 С.

255. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет, М.: Гнозис, 1993. -333 С.

256. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге, М.: Высш. школа, 1991. -192 С.

257. Хайдеггер М. Разъяснение к поэзии Гельдерлина, СПб.: Акад.Проект, 2003.-317 С.

258. Хайдеггер М. Язык, СПб.: Эйдос, 1991. - 22 С.

259. Харькина А.Г. Поэзия о бытии Мартина Хайдеггера Электронный ресурс. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/kharkina/index.html

260. Хорган Дж. Конец науки, СПб.: Амфора/Эврика, 2001. 479 С.

261. Цветаева М. Господин мой Время, - М.: Вагриус, 2003. - 576 С.

262. Цветаева М. Световой ливень: Публицистика М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 350 С.

263. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы, СПб.: Респекс, 1996. - 448 С.

264. Шавердян Г.М. Поэтическая антропология // Человек, №2, 1996. С. 2740.

265. Шеллинг Ф.В.И. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки, СПб.: Наука, 1998. - 518 С.

266. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства, М.: Мысль, 1966. - 496 С.

267. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольта, М.: Урсс, 2003. 216 С.

268. Элиаде М. Аспекты мифа, М.: Академ. Проспект, 2000. — 222 С.

269. Элиаде М. Миф о вечном возвращении, СПб.: Алетейя, 1998. - 249 С.

270. Элиаде М. Священное и мирское, М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 С.

271. Эстес К.-П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях, М.: София, 2003.-496 С.

272. Эстетика. Словарь, М.: Политиздат, 1983.

273. Эткинд Е.Г. Проза о стихах, СПб.: Знание, 2001. 448 С.

274. Юнг К.Г. Архетип и символ, М.: Ренессанс, 1991.-298 С.

275. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов, Киев-М., 1997. - 382 С.

276. Юнг К.Г. Символы трансформации, М.: ПентаГрафик, 2000. - 496 С.

277. Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии №6, 2003. С. 142-154.

278. Яннарас X. Вера церкви. Введение в православное богословие, М.: Центр по изучению религий, 1992. - 233 С.

279. Ясперс К. Смысл и назначение истории, М.: Политиздат, 1991. - 528 С.

280. Magistro meo // Фигуры Тонатоса №6, СПб., 2001 Электронный ресурс.

281. Режим доступа: http://antropology.ru/ru/texts/gathered/thanatos/06/index.html

282. John Ciardi, Miller Williams "How does a poem mean?" Houghton Mifflin company, Boston. - 408 P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.