Поэтика поздних новелл Стивена Крейна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Юшкевич, Ирина Анатольевна

  • Юшкевич, Ирина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 188
Юшкевич, Ирина Анатольевна. Поэтика поздних новелл Стивена Крейна: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 1999. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Юшкевич, Ирина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Мировоззренческие предпосылки для появления новеллы с ослабленной фабулой в американской литературе конца XIX века.19

ГЛАВА II. Поэтика зрелых новелл С.Крейна.;.102

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика поздних новелл Стивена Крейна»

В настоящее время внимание ученых, литераторов и людей далеких от науки и искусства все чаще обращается к произведениям конца прошлого -начала нынешнего веков. И это не случайно. Завершая виток истории, в канун нового тысячелетия человек ищет ответы на волнующие его сегодня вопросы в прошлом, пытается выявить и понять сходство и различия происходящих на грани веков изменений.

Американская литература рубежа Х1Х-ХХ веков дала целый ряд блестящих имен, творчество которых определило многие направления развития литературного процесса наших дней. Одним из таких писателей был выдающийся романист, новеллист, поэт и публицист Стивен Крейн.

Крейн прожил короткую жизнь, и писать начал рано лет с четырнадцати. Этому немало способствовали занятия журналистикой матери, братьев и сестер Стивена. Литературная карьера писателя началась с публикации рассказа "Дядя Джейк и звонок" в 1885 г., немного позже появился сборник "Салливен каунти скетчиз" и некоторые другие произведения. Но известность пришла к С.Крейну лишь в 1895 году после издания романа "Алый знак доблести". За относительно короткий период (Крейн активно писал около 15 лет) им создано большое количество произведений в основном в малом жанре, однако наиболее удачными без преувеличения можно считать новеллы, написанные после 1897 года.

При жизни талант Крейна воспринимался по-разному: от восторженного восхваления до снисходительного - "известный журналист, хоть и не всегда хороший" [257]. После смерти писателя в 1900 году о нем словно забыли вовсе. Но, начиная с 1921 года интерес к творчеству и жизни писателя возобновляется. К 50-ой годовщине со дня рождения Крейна в его родном городе Ньюарке была установлена памятная доска на здании публичной библиотеки, где в настоящее время располагается архив Стивена Крейна. В нем хранятся родословная и фотографии его семьи, более 100 писем, около 200 статей и газетных вырезок.

В это же время (1923 г.) появилась первая биография Крейна, изданная Томасом Биром [127]. Однако многие исследователи оспаривают фактическую точность этой книги, обвиняя автора в мифотворчестве [257; 142; 156; 269]. Более мягко об этом труде отозвался В.Старетт: "Превосходное исследование мистера Бира . далеко не документальная биография" [254, XXXI].

После Второй мировой войны появилось большое количество монографий, посвященных различным аспектам творчества Крейна. Все эти исследования условно можно разделить на несколько групп. В первую очередь следует выделить литературные биографии, где наряду с описанием фактов личной жизни писателя рассматриваются некоторые аспекты его произведений. Как правило, авторы этих книг не ставят себе целью сделать детальный литературоведческий разбор произведений, а обращаются к наиболее характерным и важным моментам творчества С.Крейна. К этой группе относятся работы американских и европейских ученых Дж.Берримана [130], Ж.Казмажу [138], Дж.Колверта [145], Р.Франкера [162], К.Линсона [203], Б.Нэпп [195], которые вместе с биографическим материалом рассматривают крейновские романы и новеллы с разных точек зрения. Особое внимание многие из них уделяют поздним произведениям писателя.

Важное место в этой группе занимает подробная биография Роберта Столлмена [250]. Мысли, высказанные профессором о религиозном символизме, иронии и стиле Крейна широко использовались в последующих публикациях [161; 131; 140; 182; 240].Сюда же можно отнести беллетристическую биографию Луиса Зара [275], короткий очерк Томаса Реймунда [224], рассказ М.Робертсона, почему будущий писатель отучился в Лафайетт колледже всего один семестр [226] и написанную в 1930 г., а затем переизданную в 1980 историю близкого друга Крейна Ф.Лоуренса [199].

Вторая группа работ имеет в основном аналитическую направленность. Первой среди них принято считать фундаментальную работу Ларса Онебринка, изданную в 1950 г. И хотя исследование шведского ученого посвящалось зарождению натурализма в американской литературе и рассматривало творчество нескольких авторов, много внимания он уделил именно произведениям С.Крейна. В V и VI разделах дан анализ творчества Крейна и его "литературного кредо". В целом исследование носит компаративистский характер, поэтому в X, XII, XIII и XIV разделах Крейн сравнивается с Золя, Тургеневым, Толстым и Ибсеном соответственно [121]. Но думается, что натуралистическая тенденция в произведениях Крейна автором излишне преувеличена.

Книга Д.Хоффмана "Поэзия Стивена Крейна" появилась чуть позже в 1957 г. В ней автор разбирает главным образом стихотворения Крейна, делая интересные замечания по поводу импрессионизма и символизма писателя, и сравнивая их с прозой самого Крейна, а так же его предшественников (По, Бирса, Готорна и других) и его последователей, преимущественно Э.Хемингуэя [181].

Удачную попытку проанализировать творчество писателя в контексте эпохи сделал в 1962 году Э.Кейди. Его книга дважды переиздавалась, несмотря на очевидное желание автора свести большинство выводов к влиянию на Крейна религиозных традиций его семьи [136]. Этот же посыл использует в своем сборнике критических статей М.Бассан [256].

Большой вклад в изучение крейновского наследия внес Э.Соломон, исследование которого "От пародии к реализму" содержит много интересных идей о поступательном движении творчества Крейна к реализму. Однако порой его наблюдения носят ограниченный характер в силу того, что они выведены из одного единственного тезиса о пародийном характере всех романов и новелл писателя [244]. Интересные факты крейновской биографии и дружбы писателя с Фордом, Уэллсом, Конрадом, Джеймсом, а так же сходство и различия их творчестве изложены в его книге "Стивен Крейн в Англии" [245].

Некоторый итог в крейноведении 60-х годов подвела книга Дональда Гибсона "Творчество Стивена Крейна"(1968) [167]. В ней рассмотрены все основные произведения писателя. По убеждению Гибсона у Крейна не было четко выраженной философской концепции, но он чутко реагировал на все течения последних десятилетий XIX столетия. Поэтому его анализ отличается повышенным акцентированием внимания на натурализме и детерминизме С.Крейна. Самой высокой оценки по мнению критика заслуживает "Шлюпка".

Наиболее плодотворными для зарубежного крейноведения стали 70-80-е годы. Литературоведы активно развивали идеи своих предшественников и высказывали свои собственные мысли. В этом отношении показательна работа Мильна Холтона (1972) [182], исследование которого представляет собой детальный разбор большинства новелл и романов опытным критиком. Опираясь на выяснение различий понимания человеком действительности и действительности как таковой, автор находит, что отличительной чертой крейновской реальности является безразличие природы к судьбе человека. Многое в анализе Холтона основано на связи художественных произведений и журналистских статей Крейна, в этом его бесспорная заслуга. В то же время Холтон излишне, на наш взгляд, нагнетает вопрос о связи Крейна с абсурдистскими идеями. Сродни данной концепции точка зрения М.Ла'Франса [198], который основой своих интерпретаций центральных новелл Крейна делает связь внешнего мира и человеческого опыта, мира фактов и этических норм поведения.

Активно разрабатывает крейновскую тематику Томас Галласон, он не только издает произведения Стивена Крейна, но и предваряет их вступительными статьями и интересными комментариями [173; 176]. Особо пристальное внимание автор уделяет малой прозе писателя: в издании 1972 года напечатана специальная статья "Короткие рассказы Стивена Крейна: правильный путь" [176, 470-85] , где автор предлагает критические замечания к рассказам и новеллам. А во вступлении к полному собранию коротких рассказов Галласон выделил особенности поэтики Крейна: импрессионистичный стиль, кинематографическая манера изложения, использование символики и трагическое восприятие действительности [173, 44]. Ему же принадлежат несколько отдельных статей [171; 172; 174; 175; 177].

Серьезный вклад в исследование наследия Крейна внес Ф.Бергон, дав обстоятельный разбор и высокую оценку стилю писателя. Его небольшая, но содержательная монография предлагает богатый материал как для цитирования, так и для полемики [129].

Совершенно новый подход в изучении крейновского наследия демонстрирует Джеймс Нейджел [214]. Его труд представляет собой поворотный пункт в крейноведении, поскольку предыдущие попытки доказать принадлежность С.Крейна к натуралистам или реалистам не всегда звучали убедительно. Конечно, большинство литературоведов не считают нужным навешивать "ярлыки", но взгляд Нейджела на Крейна как импрессиониста в литературе позволил заполнить некоторые пробелы в изучении его произведений и понять разницу между современной точкой зрения на проблему и характеристикой "полный импрессионист", данной Конрадом Крейну в конце прошлого века. Не все тезисы Нейджела можно признать бесспорными, однако его монография заставляет заново перечитывать произведения Крейна и по-новому оценивать многие их строчки.

Крупным исследованием, к тому же целиком основанным на материале коротких рассказов и новелл, стала книга Честера Волфорда, изданная в 1989 г. [272]. Автор предлагает обзор почти всех работ Крейна в жанре "short story". Явной заслугой ученого можно считать подчеркнутое внимание к игнорируемым до него произведениям малой прозы, кроме того издание содержит подбор писем и отрывки из критических статей, связанных с крейновскими новеллами. В то же время желание рассмотреть как можно больше произведений привело, на наш взгляд, к формальному обзору отдельных рассказов. Не всегда бесспорной представляется и базовая концепция исследования: "конфликт хаоса и порядка", выраженный в нигилизме и скептицизме писателя.

Заметным явлением в изучении С.Крейна стала монография Патрика Дули "Плюралистическая философия Стивена Крейна"[157]. Впервые объектом исследования стало комплексное рассмотрение философских взглядов Крейна. П.Дули внимательно и подробно анализирует многие крейновские произведения с учетом его метафизических и эпистемологических позиций, а так же гуманизма и социальных идей. Правда, наибольший интерес для исследователя представляют новеллы, написанные в 1895-97 годах, и поэзия.

Самыми последними фундаментальными работами в крейноведении следует назвать объемную книгу Билла Брауна [133], в которой подвергается современному анализу "явная", по мнению автора, связь отдельных произведений Крейна с развитием в США индустрии развлечений и так называемый "Путеводитель" М.Шефера, который является скорее справочным изданием по критике малой прозы писателя, куда вошли сведения по всем известным исследованиям, но без какого-либо авторского комментария [229].

Следует отметить, что за рубежом не ослабевает интерес к изучению наследия Стивена Крейна. За последнее десятилетие в специальных литературоведческих журналах опубликовано много статей, в США и Европе защищены несколько диссертаций по крейновской тематике [124; 126; 134; 135; 139; 154; 160; 165; 194; 210; 211; 225; 227; 232; 235; 243; 260]. К столетию выхода в свет "Алого знака доблести" в 1995 году появился целый ряд новых публикаций.

На фоне все возрастающей активности западных крейноведов не слишком отрадная картина складывается у нас в России. Помимо кратких биографических очерков в учебниках американской литературы имя С.Крейна встречается в предисловиях изданий его произведений (преимущественно "Алого знака" и "Мэгги"). Следует отметить, что очень немногие новеллы Крейна были переведены на русский язык, за последние двадцать лет не опубликовано ни одного нового перевода.

В этих условиях значительный вклад в отечественное литературоведение внесла О.В.Васильевская сначала своей диссертацией, а немного позже почти одноименной монографией "Творчество Стивена Крейна (1871-1900)"[48; 49]. Данная работа позволяет познакомиться со всеми важными исследованиями зарубежных критиков до 1965 года. Кроме того в книге рассмотрена большая часть крейновских произведений, правда, в соответствии с методологией того времени. Кроме того главный упор в исследовании сделан на произведения военной тематики, как беллетристические так и журналистские.

Диссертация Н.Г.Шевченко "Язык прозы Стивена Крейна" посвящена преимущественно лингвистическим проблемам [113]. В последние годы появлялись редкие разрозненные статьи, касающиеся отдельных аспектов творчества писателя [38; 99].

Таким образом, наметился явный диссонанс между отечественной и западной критикой в области крейноведения. К тому же в настоящее время требуются новые подходы в исследовании уже знакомых явлений, поэтому мы считаем, что есть объективная необходимость пересмотра прежних взглядов и создание целостной концепции поздней новеллистики С.Крейна на основе новейших достижений литературоведческой науки.

В настоящей работе рассмотрены произведения Крейна в соответствии с философскими и эстетическими теориями завершающих десятилетий прошлого века, в частности мы полемизируем с несколько преувеличенным, на наш взгляд, влиянием европейского натурализма на литературный процесс Америки. Вслед за исследовательницей натурализма в США Т.В.Григорян мы предпочитаем говорить не об американском натурализме, а об "натуралистических тенденциях" в литературе США[58, 16]. В этом случае становится понятным столь быстрое поступательное движение Крейна к реализму в течение столь короткой писательской карьеры. В первой главе диссертации делается попытка доказать, что теория Золя подвергается в Америке значительным трансформациям не только и не столько за счет привнесения новых художественных методов и приемов, а вследствие своеобразного мышления и образа жизни. Уже в первом и самом "натуралистическом" романе "Мэгги, уличная девчонка" Крейну не удается остаться холодным сторонним наблюдателем, поздние новеллы же с их глубоким психологизмом, лиризмом и накалом эмоционального контекста вовсе не вписываются в узкие рамки биологического детерминизма.

Небольшая часть главы посвящена ранней новеллистике С.Крейна. Анализ этого периода творчества оказался необходим для освещения связи писателя с американской национальной традицией (романтизмом), с одной стороны, и выяснения художественного своеобразия начального этапа его литературного пути. Исследование цикла рассказов "Салливен каунти скетчиз" позволило сделать вывод о приверженности Крейна остросюжетному развитию действия, основанному на художественной обработке небылиц и охотничьих анекдотов, в начале его творческой деятельности. Вместе с тем в данном сборнике нашла отражение характерная для того времени литературная критика романтического наследия, начатая еще Хоуэллсом и продолженная в будущем реалистами конца XIX - начала XX веков, в частности М.Твеном.

Основное внимание в первой главе уделено специфическому этапу развития американского национального жанра во второй половине прошлого столетия, а именно появлению аналитической новеллы. В ходе исследования выяснилось, что периодизация и определение существенных различий между фабульной и психологической прозой наиболее изучены отечественными литературоведами. Наши исследователи считают, что с конца XIX века новелла в США развивается в двух направлениях: сюжетная новелла действия и аналитическая новелла с ослабленным сюжетом. Выяснены некоторые разногласия между исследователями, и определены точки соприкосновения.

Основываясь на этих трудах литературоведов, мы пришли к выводу, что позднее творчество Стивена Крейна тяготеет к аналитическому развитию сюжета. Особенно это заметно в психологических "детских" новеллах из сборника "Рассказы Уиломвилля". Острая тема, интересный увлекательный сюжет не привлекают Крейна в зрелых произведениях, он интересуется состоянием человеческой души, проявляющемся в той или иной ситуации. Взаимоотношения • между людьми, психологические мотивы их поведения, чувства и переживания человека, находящегося на грани жизни и смерти - вот, по нашему мнению, главный лейтмотив поздних крейновских новелл. Заслуги С.Крейна в утверждении аналитической новеллы огромны, но он лишь обозначил пути дальнейшего развития этого направления новеллистики, которые с успехом разовьются в произведениях Э.Хемингуэя, Ш.Андерсона и других писателей. Поэтому творчество Крейна почти единодушно признается критиками как связующее звено в литературе США на рубеже веков.

Детальный анализ новелл военного цикла, новелл-вестернов и психологических историй позволил выделить ряд существенных черт крейновских произведений, призванных выразить их идейно-художественное содержание. Таковыми у Крейна являются: мастерское владение яркой, запоминающейся деталью, способной изменить тон и стать центром события; бесстрастная повествовательная манера с подчеркнутым "молчанием" автора; использование внутреннего монолога, часто слитого с авторской речью; психологизм; гуманизм; лиризм и склонность к трагическим концовкам. Особое значение имеет трагизм, ибо смерть героев в конце произведения, во-первых, противоречит традиции happy ends в американской литературе, а, во-вторых, подтолкнула многих исследователей рассматривать крейновское наследие в целом с позиции экзистенциализма.

Мы согласны, что писателя крайне интересовал "момент истины" - близость смерти, обнажающий сущность человека, что его каким-то образом завораживали и привлекали мотивы поведения человека на грани жизни и смерти, страх перед мертвым телом, ощущение величия, а порой безразличия после встречи со смертью. Возможно играл немаловажную роль его собственный страх перед надвигающейся неизбежностью смерти (он знал о своей болезни). Без сомнения Крейн во многом предвосхитил идеи экзистенциалистов XX века и произошло это задолго до того, как философия существования оформилась и появились основы ее теории.

Наиболее показательной с точки зрения познания тайн существования мы считаем новеллу Крейна "Лицом вверх", написанную в последний год жизни. Тема произведения, выразительные средства и философские идеи, заложенные в ней, позволяют зарубежным исследователям называть ее в числе лучших новелл автора. Поскольку это крейновское произведение абсолютно не изучено отечественными литературоведами, нами предпринята попытка анализа жанрово-стилевых особенностей новеллы "Лицом вверх" с позиций интерпретации текста и в контексте основных тенденций современного американского литературоведения. К анализу произведения были привлечены монография М.Фрида "Реализм, манера письма, деформация: на материале Томаса Эйкинса и Стивена Крейна"[163] и статьи Б.Кристоферсена, У.Диллингхема, Ч.Суона и других исследователей [140; 153; 259].

К сожалению "Лицом вверх" никогда не переводилась на русский язык, поэтому мы сочли важным сделать вариант ее перевода и включить его в приложение к нашему исследованию.

В ходе изучение новеллы потребовалось уточнение ее жанровых особенностей. Несомненный интерес в связи с этим представляет книга В.П.Скобелева "Поэтика рассказа"[102], в ней автор дает не только теоретические обоснования основ поэтики и жанра малой прозы, но и предлагает примеры анализа рассказов русских писателей. Несмотря на акцентированное внимания исследователя на фабульной прозе, мы находим его разбор очень полезным в методологическом смысле.

Вместе с тем ведущей работой в этой области остается монография Е.М.Мелетинского "Историческая поэтика новеллы", изданная в 1990 году [82]. В ней автор подчеркивает, что в переломные периоды развития литературы появляются наиболее интересные образцы новелл. "Неслыханное событие", как его понимал Гете, претерпело ряд изменений в процессе переосмысления основ малой прозы писателями в конце XIX века. Однако сохранились ведущие жанрообразующие признаки: необычайный случай; единство темы и действия; резкий повествовательный поворот. В аналитической новелле главный акцент переносится на психологизм.

Изучение психологических аспектов произведений зрелого Крейна позволило выявить и уточнить взгляды писателя. Кроме обсуждаемой всеми без исключения критиками темы безразличия природы к человеку, обнаружилось болезненное отношение автора к равнодушию людей, одиночеству и нежеланию понимать друг друга. Потребовало корректировки и усиленное внимание зарубежных исследователей к религиозным концепциям С.Крейна, якобы унаследованным от родителей. Еще более спорными нам представляются попытки объяснить поведение крейновских героев с позиций Фрейда, Юнга и психоаналитиков. На наш взгляд, решающим в поздней новеллистике писателя является его интерес к психике "примитивного человека". Прежде всего он проявляется в желании показать то сложное, что спрятано в глубине человеческой души, и не проявляется до поры. В каждой новелле Крейн находит своеобразные аспекты сложных психологических ситуаций, которые подразумевают множество различных пониманий.

Мы рассмотрели подробнее и сам термин "поэтика". В отечественном литературоведении нет единства в понимании поэтики, хотя все литературоведы признают аристотелевскую основу этого понятия. Л.И.Тимофеев рассматривает поэтику в узкопрактическом смысле "комплекса художественных средств" [107]. И.А.Виноградов, напротив, старается расширить рамки поэтики до определения ее как "науки о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества" [50]. Своеобразным компромиссом в этой полемики стала публикация в 1973 году книги А.В.Огнева "О поэтике современных русских рассказов" [88]. В ней исследователь предложил называть поэтикой ту "часть теории литературы, которая изучает своеобразие новеллистических форм и закономерности их развития". Мы разделяем позицию последнего, но признаем, что структурное деление диссертации на главы как бы доказывает правоту разграничения формы (1 глава) и средств (2 глава).

Стилистические средства выражения идейно-художественного содержания новелл Стивена Крейна рассмотрены нами во второй главе работы. Комплексный анализ крейновского поэтики позволил вычленить наиболее характерные черты: использование символики, кинематографических приемов изображения, усиленное внимание к цвето- и звукопередаче, заполнение "сильных позиций" текста.

Символическая многозначность произведений Крейна мало изучена у нас в стране, поэтому мы сравнивали различные точки зрения зарубежных исследователей и собственную интерпретацию образов и ситуаций. В сложной системе символов позволили разобраться труды А.Ф.Лосева и Г.Н.Поспелова [74; 74; 76; 95].

Важной частью второй главы работы является исследование так называемой "зримости" крейновских образов, которая объясняется огромным влиянием импрессионистских тенденций в американском искусстве того времени. Яркость создаваемых писателем пейзажей и зарисовок позволило критикам называть Крейна художником. Исследователи полагают, что помимо влияния на писателя идей импрессионизма он был знаком с теорией цвета Гете. На основании чего мы сделали попытку проанализировать психологическое переживания героев Крейна, усиленные цветовыми эффектами, и возможные читательские реакции на цветовые и звуковые решения сцен и эпизодов.

На сегодняшнем этапе развития филологической науки представляется необходимым находить точки соприкосновения между ее отдельными отраслями. Мы обратили внимание на интересный аспект лингвистического анализа текста

II V/ || выделение сильных позиции и предприняли попытку исследовать их роль в раскрытии художественного замысла автора на материале поздних новелл С.Крейна. Теоретические основы анализа заглавий, начальных и заключительных строк произведения развиты в трудах И.В.Арнольд и Ю.М.Лотмана [39; 40; 77; 78]. Зарубежные исследователи часто ограничиваются публикацией эмпирически подобранного материала на данную тему.

Наиболее полное использование возможностей "сильных позиций" нами обнаружено в новелле "Приехала новобрачная в Йеллоу-Скай".

В задачи данного исследования входит комплексное изучение проблематики и поэтики поздних новелл Крейна в тесной связи с философскими течениями и развитием художественного творчества американских писателей его времени, а также национальной американской литературной традицией. В отечественном и зарубежном литературоведении нет монографий, посвященных конкретно этому периоду творчества Крейна: анализу подвергалось либо крейновское наследие в целом, либо отдельные произведения, чаще всего его романы "Алый знак доблести" и "Мэгги, уличная девчонка".

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется особой значимостью проблематики, плодотворно разрабатываемой отечественным литературоведением: жанровая и национальная специфика произведений зарубежной литературы, традиции и новаторство в художественном произведении, вопросы становления и развития творческого мышления автора. Представление о литературном процессе США будет неполным без всестороннего и глубокого исследования творчества Стивена Крейна, талант которого наиболее полно проявился в новеллах, написанных после 1897 года.

Цель диссертации - восстановить существующий в отечественном литературоведении пробел в изучении поздней новеллистики Крейна. Детальное рассмотрение данных произведений помогло бы создать более полную картину развития американской литературы конца XIX века и выявить характерные особенности крейновского творчества и данного периода в истории литературы в целом.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет первую в отечественном литературоведении попытку проанализировать зрелые новеллы С.Крейна, акцентируя внимание на тех произведениях и аспектах, которые не нашли до настоящего времени достаточно глубокого освещения в критике: своеобразие философско-эстетических взглядов писателя и их отражение в творчестве рассматриваемого периода, интерпретация текстов мало известных новелл.

Методологической основой диссертационной работы является системный подход к явлениям литературы, предполагающий сочетание историко-литературного принципа со структурно-типологическим. В основе методики исследования - сочетание конкретно-текстового анализа с изучением теоретических аспектов творчества Крейна.

Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что представленные в ней материалы могут быть использованы при разработке общих вопросов истории американской литературы, при чтении курсов зарубежной литературы XIX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по американской новелле, при написании дипломных работ, учебных пособий и дальнейшего углубленного исследования произведений С.Крейна, его предшественников и последователей.

Апробация научных результатов: основные положения исследования обсуждались на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург, 1997, 1998, 1999), на X Пуришевских чтениях (Москва, МПГУ, 1998), на Международной научной конференции (Владимир, ВГПУ, 1997), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава НовГУ им. Ярослава Мудрого (Новгород, 1997-99 гг.).

Поставленные перед работой задачи определили ее содержание и структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Юшкевич, Ирина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование поздней новеллистики Стивена Крейна убедительно подтверждает значимость той роли, которую сыграло его творчество в развитии национальной традиции художественной прозы США, став связующим звеном между литературой века девятнадцатого и двадцатого. Обширная малая проза писателя дает богатый и разнообразный материал для изучения творческой эволюции художника с его постоянными поисками и экспериментами в области формы и содержания новеллы.

Анализ рассказов первого десятилетия творческой деятельности Крейна показал, что сначала писатель следовал традиции остросюжетной новеллы, но уже в тот период все больше внимания обращал на мотивы человеческих поступков, на психику "маленького человека".

Со временем интерес писателя к психологическому развитию сюжета приводит к тому, что случай как основа жанра новеллы хоть и имеет значение, но скорее играет зловещую, трагическую роль. Насильственная смерть в жизни героев становится не только возможной, но и порой неизбежной реальностью. Во многом это объясняется мировоззрением автора, особенностями современной ему духовной и социально-экономической ситуации.

Еще раз хочется подчеркнуть, что определение концепции, на которой базировались взгляды Крейна, представляет значительные трудности, поскольку автор не придерживался каких-либо конкретных теорий. Однако невозможно отрицать значимости влияния религиозного воспитания в семье, с одной стороны, и распространившейся в этот период теории социального детерминизма, с другой. Еще более усложняет картину мировоззрения писателя его увлечение фатализмом, жизнь представлялась ему игрой в карты. Азартные игры в творчестве Крейна - это и содержательный элемент, и некая конкретная модель поиска правды жизни. Но правдивость изображения Крейн понимал не как "зеркальное отражение" реальности, а как "зримое", яркое впечатление от нее. Дуализм, который автор нес в самом себе, превратился для него и в объект изучения в его собственных произведениях. Попытка писателя понять и объяснить внутренние побуждения человека в критической ситуации (обычно это встреча со смертью) - главная тема всего крейновского наследия.

В ходе исследования мы проанализировали новеллы С.Крейна, начиная с цикла "Маленький полк" (1896-97гг.) и заканчивая новеллой из его последнего сборника "Рассказы Спицбергена" (1900г.), и пришли к выводу, что в поздний период творчества писатель отказался от фабульного развития сюжета. Новеллы этих лет отличаются повышенным интересом автора к глубоким душевным переживаниям, психологии "примитивного человека", переломным моментам в его обыденной жизни. Все художественные средства, используемые Крейном в данных произведениях, направлены на усиление внутреннего сюжета и углубление психологического повествования. К таковым относятся: бесстрастный повествовательный стиль, отсутствие авторских оценок, внутренний монолог с переходом к авторской речи, склонность к трагическим финалам, психологизм и лиризм. Наиболее показательными в этом плане являются так называемые "детские" новеллы Крейна (1899-1900гг.).

Таким образом, Крейн внес существенный вклад в процесс формирования и утверждения новой жанровой формы национальной американской новеллы -аналитической, которая получила свое развитие у писателей-реалистов XX века.

Вместе с тем главные заслуги Крейна связаны с открытиями в сфере художественной изобразительности. Необычайная выразительность языка, призванная передать идейно-художественное содержание произведения, рассмотрена нами как единая система (использование символики, выразительных деталей, контрастных эффектов, кинематографическая техника изображения, создание ярких картин с помощью цветовых и звуковых обозначений, заполнение "сильных позиций" текста).

Неотъемлемой частью поэтики поздней новеллистики являются символы, обилие которых можно наблюдать в новелле "Шлюпка", начиная с названия и заканчивая последним предложением. Анализ системы символов убедительно доказывает, что Крейн использует традиционную универсальную символику (одинокое плавание в лодке - символ столкновения человека с безжалостной природой и собственными внутренними противоречиями, море - символ опасности и смерти, берег - спасение и жизнь, поезд - символ прогресса и изменений) наряду со своеобразными локальными символами (волны как символ превратности судьбы, непостоянства фортуны, наиболее яркий образ в контексте фатализма самого автора, символический подтекст образа женщины - "орудие" преобразования американского Дикого Запада).

Помимо символики образов писатель широко использует символику цвета, которая проанализирована нами в соответствии с известной во времена Крейна хроматической теорией Гете. Живописные символические картинки природы либо подчеркнутое графическое решение образов и ситуаций многократно усиливают впечатление и повышают эмоционально-психологический тон повествования.

Важным аспектом поэтики новелл Крейна является пейзаж, в котором ярко выступают импрессионистические тенденции его творчества. Модный в конце прошлого столетия импрессионизм привлекал автора, прежде всего необычайным способом передачи предмета. Яркие "зримые" объекты, предельно заостренные контрасты передают внутренние коллизии героев, а порой выявляют точку зрения действующих лиц на происходящее в момент или после эмоционального стресса.

Вместе с цветом Крейн часто пользуется звукообозначениями для создания более целостного впечатления. Автор не ограничивается каким-то одним способом передачи звуков, в каждом конкретном случае он находит новый прием (в новеллах "Шлюпка", "Военный эпизод" с помощью "звучащей" лексики, в новелле "Лицом вверх" прибегает к аллитерации).

Устойчивым признаком стиля поздних новелл необходимо считать фрагментарность композиции. Подобное построение предвосхищает технику кинематографа, кроме того, Крейн использует "крупный план" при описаниях персонажей, приемы резкой смены кадров и отката действия назад.

Думается, анализ поэтики зрелых новелл был бы неполным без выделения нового элемента стиля писателя - заполнение "сильных позиций" текста. В заглавии и первых предложениях своих произведений Крейн не только заявляет тему, идею, но и выявляет почти весь арсенал художественных средств: символика (новеллы "Шлюпка", "Смерть и дитя"), цветовые эффекты (новелла "Голубой отель"), контрасты (новелла "Приехала новобрачная в Йеллоу-Скай"), выразительные детали (новелла "Лицом вверх").

В творчестве последних лет помимо традиционных художественных приемов и популярных импрессионистических черт выступают элементы новой техники, впоследствии развитой экспрессионистами в скульптуре, живописи и драматическом искусстве. Выделенные нами черты этой техники проанализированы на примере новеллы "Лицом вверх".

Исследование малой прозы "позднего" Стивена Крейна позволило проследить формирование в его творчестве тех художественных элементов, благодаря которым он стал предтечей многих литературных открытий XX века. Крейновские "открытия" получат свое развитие в произведениях мастеров американской литературы таких, как Ш.Андерсен, Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Дж.Стейнбек, Э.Колдуэлл и других.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Юшкевич, Ирина Анатольевна, 1999 год

1. Американская новелла XIX века. / Предисловие и примечания А.Старцева. -М., Гослитиздат, 1946. 178 с.

2. Американская новелла XX века. М.: Художественная литература, 1976. - 526с.

3. Золя Э. Собрание сочинений. В 26 т. Т. 26. М., 1967. - 782 с.

4. Крейн С. Алый знак доблести. // Библиотека литературы США. Вступит, статья А.Зверева М.: Художественная литература, 1989. - с. 27 - 148.

5. Крейн С. Алый знак доблести . М., Гослитиздат, 1935. - 261 с.

6. Крейн С. Алый знак доблести. Рассказы. М.-Л., Гослитиздат, 1962 - 291с.

7. Крейн С. Мэгги, уличная девчонка.// Американская повесть. 1т./ Вступит, статья А.Старцева. М.: Худ. литература, 1991.-е. 253 - 315.

8. Крейн С. Полное собрание стихотворений. Чебоксары, 1994. - 360 с.

9. Крэн С. Ветеран. // В его кн.: Алый знак доблести и рассказы. М.,1930. - с. 212 -231.

10. Ю.Крэн С. Поход в штате Индиана. // В его кн.: Алый знак доблести и рассказы. -М.,1930.-с. 202-211.

11. Крэн С. Тайна героизма. // В его кн.: Алый знак доблести и рассказы. -М.,1930.-с. 194-201.

12. Крэн С. Шлюпка. // В сборнике: Американская новелла XX века. М.: Художественная литература, 1934. - с. 24 - 50.

13. Твен М. Собрание сочинений в 12-ти томах. II том. М.Гослитиздат, 1959. -502 с.

14. Фолкнер У. Медведь. // В кн.: Сарторис. Медведь. Осквернитель праха. -Лениздат, 1982. с. 325 -84.

15. Crane, St. A Man and Some Others. // Stephen Crane: Tales, Sketches, and Reports, Vol. 5, The University of Virginia Edition of The Works Stephen Crane, ed. Fred Bowers. Charlottesville: Univ. Press of Virginia, 1973. - pp. 53 - 67.

16. Crane, St. An Omnibus N.Y., 1952 - 704 p.

17. Crane, St. Maggie and other Stories. Gateway Edition, Inc. N.Y., 1968 - 256 p.

18. Crane, St. Not Much of a Hero. // Stephen Crane: Tales, Sketches, and Reports, Vol. 8, The University of Virginia Edition of The Works Stephen Crane, ed. Fred Bowers. -Charlottesville: Univ. Press of Virginia, 1973. pp. 211 - 215.

19. Crane, St. The Blue Hotel. Ed. by J. Katz. Columbus ( Ohio ), 1969. - 140 p.

20. Crane, St. The Complete Short Stories and Sketches of Stephen Crane. Ed. with an introduction by Thomas A. Gullason. Doubleday & Company,Inc. - N.Y., 1963. - 7901. P

21. Crane, St. The Last of the Mohicans. // Stephen Crane: Tales, Sketches, and Reports, Vol. 8, The University of Virginia Edition of The Works Stephen Crane, ed. Fred Bowers. Charlottesville: Univ. Press of Virginia, 1973. - pp. 199-201.

22. Crane, St. The Open Boat. // A Nineteenth-Century American Reader. Edited by M. Thomas Inge. USIA, Washington, D.C., 1989. - pp. 560 - 575.

23. Crane, St. The Open Boat. // The Heath Anthology of American Literature, Vol. 2. Ed. Paul Lauter. D.C. Heath and Company, Lexington, Massachusetts, Toronto. - pp. 715-731.

24. Crane, St. The Portable Stephen Crane. Ed. by Joseph Katz. Univ. of South Carolina, 1977. - 576p.

25. Crane, St. The Red Badge of Courage. Airmont Books, N.Y., 1962. - 126 p.

26. Crane, St. The Red Badge of Courage. An Annotated Text Backgrounds and Sources Essays in Criticism. Ed. by S.Bradley, R.Cr.Beatty, E.Hudson Long. N.Y., 1962. - 343 p.

27. Crane, St. The Red Badge of Courage and Selected Stories. Ed. by R.W. Stallman. -N.Y., 1960.-224 p.

28. Общетеоретические исследования и работы, посвященные творчествуС.Крейна

29. Абросимова В.Н. Жанровое своеобразие книги Э.Хемингуэя " В наше время" (Поэтика новеллистического цикла). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М: Изд-во МГУ, 1984. - 23 с.

30. Абэ К., Оэ К. Время " малых жанров"? // Иностранная литература, 1965 № 8. - с.220 - 229.

31. Аветова Т.Ю. Структура и семантика сильной позиции начала английского романа. // Структура и семантика предложения и текста в германских языках. Межвузовский сборник научных трудов. Новгород, Изд. НГПИ, 1992. - с. 14 -20.

32. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Советский художник, 1979. - 287 с.

33. Американская литература: проблемы развития методов и жанров. Сборник научных трудов. Краснодар, 1990. - 134 с.

34. Анастасьев H.A. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Советский писатель, 1984 352 с.

35. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980 249 с.

36. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени (На материале рассказов Э. Хемингуэя). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Л., 1976. - 20 с.

37. Антонов С.П. Я читаю рассказ ( Из бесед с молодыми писателями) М.: Молодая гвардия, 1973. - 256 с.

38. Анцыферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса: от истоков к свершениям. Иваново, 1998. - 210 с.

39. Анцыферова О.Ю. Эстетика малой прозы Стивена Крейна: опыт лингвостилистического анализа. // Лингвистическая теория и реализация прикладных задач. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1998. -с.143 - 159.

40. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста. // Иностранные языки в школе, 1978 № 4 - с. 23 -31.

41. Арнольд И.В. Интертекстуальность поэтика чужого слова. // Структура и семантика предложения и текста в германских языках. Межвузовский сборник научных трудов. - Новгород , Изд. НГПИ ,1992 , вып. 2. - с. 3 - 13.

42. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

43. Бош X. Возможности рассказа. // Иностранная литература. 1965. - № 8. - с. 229-233.

44. Буковская М.В. О художественно-символической функции заглавия и эпиграфа в романе Р.П. Уоррен "Вся королевская рать". // Системный анализ художественного текста. Вологда, 1989. - с. 25 - 32.

45. Бурцев А. Судьбы английского короткого рассказа. (Критический обзор источников) // Вопросы литературы, 1987. № 6. - с. 257 - 264.

46. Бякова Н.Г. Американская новелла последней трети XIX в. ( к вопросу о жанровом своеобразии ). Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук-М., 1980. -27 с.

47. Васильевская О.В. Творческий путь Стивена Крейна. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук М., 1965. - 27 с.

48. Васильевская О.В. Творчество Стивена Крейна (1871 1900 ). - М.: Наука, 1967. - 320 с.

49. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. Писатель, 1972. -423 с.

50. Волков Е. Немецкий натурализм (Роман. Повесть. Новелла. ) Иваново, 1980. -95с.

51. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. - 256 с.

52. Гачев Т.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. -М.: Просвещение, 1968. 303 с.

53. Гете И.-В. К учению о цвете.// Избранные сочинения по естествознанию. -Изд-во Академии наук СССР, 1957. с. 261 - 358.

54. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Советский писательД 974. - 407 с.

55. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX XX века. ( Проблематика и поэтика жанра). - Ленинград: Наука, 1979. - 208 с.

56. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале рус. сов. поэзии. М.: Наука, 1979. - 343 с.

57. Григорян Т.В. Особенности натурализма в романе США 90-х годов XIX в. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М.,1983. - 24 с.

58. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев, 1985.-246 с.

59. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий. // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. - с. 207 - 214.

60. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 368 с.62.3верев А. Художники перехода. // Крейн С. Алый знак доблести. М.: Художественная литература, 1989. - с. 3 - 24.

61. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1983. - 317 с.

62. История американской литературы. Под ред. проф. Н.И.Самохвалова .1 ч. М.: Просвещение, 1971. - 344 с.

63. История литературы США. Под ред. проф. Я.Н.Засурского. Том I. М.: Издательство "Наследие", 1997. - 831 с.

64. Ковсан М. Гротеск. // Литературная учеба. 1982, № 2.-е. 196 - 199.

65. Ковсан М. Заглавие. // Литературная учеба. 1987, № 1. - с. 225 - 228.

66. Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: антология, функции, параметры типологии. // Проблемы структурной лингвистики: Ежегодник. М., 1988.-е. 167- 183.

67. Кожина Н.А. Нечто большее, чем название. // Русская речь. 1984, № 6. - с. 26 -32.

68. Кривушина Е.С. Полифункциональность заглавия. // Поэтика заглавия художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. -Ульяновск, 1991. с. 3 - 18.

69. Кулаков В.А. Предисловие.// Клод Моне. М.: Изобразительное искусство, 1989.-с. 5-38.

70. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978. - 183 с.

71. Ланн Е. Стивен Крэн. Конрад Дж. Его книга о войне. // С.Крэн. Алый знак доблести и рассказы. - М., 1930. - с.З - 19.

72. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 480 с.

73. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. - 320 с.

74. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 525 с.

75. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.// О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Санкт-Петербург: Искусство - СПб, 1996. - с. 17 - 132.

76. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст - Семиосфера -История. - М., Языки русской культуры, 1996. - 448 с.

77. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., Искусство, 1970. - 384 с.

78. Малахов Н.Я. О модернизме. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 279 с.

79. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. М., 1966. - 183 с.

80. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. - 275 с.

81. Миловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль. (Проблемы сравнит, литературоведения ). Уч. пособие. Тверь, 1993. - 72 с.

82. Мохначева О.В. Новеллистика Ф.С.Фицджеральда и литературный процесс в 20-е годы XX века в США. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. JL, 1983 - 17 с.

83. Муренко В.И. Заглавие символ и его роль в интерпретации текста. // Системный анализ художественного текста. - Вологда, 1989. - с. 75 - 83.

84. Нинов A.A. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой ( 1956 -1966 ). Л.: Худ. литература, 1969. - 287 с.

85. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. III том. М.: Ин. лит-ра, 1963. - 603 с.

86. Пинаев С.М. Поэтика трагического в американской новеллистике конца XIX -начала XX в. Уч. пособие. - М.: изд-во ун-та дружбы народов им. П.Лумумбы, 1989. - 82 с.

87. Писатели США. M.: Радуга, 1990. - 625 с.

88. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

89. Поэтика. // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - с. 295 - 302.

90. Пронин В. В заглавии суть. // Литературная учеба. 1987, № 3. с. 202 - 208.

91. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978. - 128 с.

92. Самамбетова М.Н. Повествователь в рассказе Стивена Крейна "Шлюпка". // В кн.: Вопросы поэтики художественного произведения. Алма-Ата, 1980. - с. 97 -101.

93. ЮО.Семенова Н.В. Новелла и рассказ. Современное состояние вопроса. // Романтизм в русской и зарубежной литературе. Калинин, 1979. - с. 24 - 39.

94. Символ. // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - с.378 - 379.

95. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. - 155 с.

96. Соловьева А.К. Заметки о типологии начальных строк художественных прозаических произведений. // Филологические науки, 1976. № 3. - с. 88 - 93.

97. Старцев А. Многоликая Америка. // Американская повесть. М.: Художественная литература, 1991.-е. 3-18.

98. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1972. - 407 с.

99. Юб.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. - 478 с.

100. Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1964. - 523 с.

101. Тугушева М.П. Современная американская новелла. Некоторые черты развития. М.: Высшая школа, 1972. - 78 с.

102. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - 574 с.

103. Ю.Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология художественной формы. М., 1970. - 225 с.

104. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 72 с.

105. Шевченко Н.Г. Язык прозы Стивена Крейна. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Одесса, 1977. - 21 с.

106. Шейнкер В.Н. Марк Твен и Фенимор Купер (О различном понимании категории художественной правды американскими романтиками и реалистами XIX века). // Метод и мастерство. Вып.П. Зарубежная литература. Вологда, 1970. - с.121 - 135.

107. Шерцель В.И. Название цветов и символическое значение их. Воронеж, 1884.-70 с.

108. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Л.: Наука, 1974. - 181 с.

109. Шуверова Г.Д. Ценностно ориентационная установка в тексте литературной пародии. // Частные вопросы общего языкознания. - Чебоксары, 1993. - с. 86 - 92.

110. Эйшискина Н. Стивен Крэн. // Американская новелла XX века. М.: Гослитиздат, 1934.-с.5-12.

111. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. // Сборник статей ( от. ред. Б.И. Зингерман). М., Наука, 1966. - 155 с.

112. Adams, Richard. Naturalistic Fiction: "The OpenBoat".// Tulane Studies in English. 1954, No.4. pp.137 - 46.

113. Autrey, Max L. The Word Out of the Sea: A View of Crane's "The Open Boat". // Arizona Quarterly. 1974, No.30. pp. 101 - 110.

114. Backmann, Gunnar. Meaning by Metaphor. An Exploration of Metaphor with a Metaphoric Reading of Two Short Stories by Stephen Crane. Uppsala, 1991. - 203 p.

115. Barrish, Phillip J. Literary Intellectuals and Discourses of Materiality: James, Crane, Cahan. Dissertation Abstracts International. 1992 Feb, 52:8, 2923A DAI No.: DA9204085. Degree granting institution: Cornell U.

116. Bassan, Maurice. The " True West" of Sam Shepard and Stephen Crane. // American Literary Realism. 1996 Winter, 28:2. pp. 11 - 17.

117. Bastein, Friedel H. Die Rezeption Stephen Cranes in Deutschland. Diss. Phil. -Hamburg,!977. - S. 363.

118. Beer, Th. Stephen Crane. A Study in American Letters. N.Y.: Knopf, 1923. - 248 P

119. Benfey, Christopher. The Double Life of Stephen Crane. N.Y.: Knopf, 1992. 294 P

120. Bergon, F. Stephen Crane's Artistry. N.Y. - L., 1975. - 174 p.

121. Berryman, John. Stephen Crane ( American Men of Letters Series ). N.Y.: William Sloane Associates, 1950. - 347 p.

122. Billingslea, O. Why Does the Oiler "Drown"? Perception and Cosmic Chill in "The Open Boat" // American Literary Realism. 1994 Fall, 27:1. pp. 23 - 41.

123. Brown, Bill. Interlude: The Agony of Play in "The Open Boat". // Arizona Quarterly. 1989 Autumn, 45:3. pp.23 - 46.

124. Brown, Bill. The Material Unconscious: American Amusement, Stephen Crane, and the Economies of Play. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1996. 335 p.

125. Brown, William L. Recreation and Representation in America, 1880-1900: The Economy of Play in the Work of Stephen Crane. Dissertation Abstracts International. 1990 June, 50:12, 3949A.

126. Budianta, Melani. A Glimpse of Another World: Representation of Difference and 'Race': Stephen Crane and the American 1890's. Dissertation Abstracts International. 1993 Apr, 53:10, 3526A DAI No.: DA9300789. Degree granting institution: Cornell U.

127. Cady, E.H. Stephen Crane. N.Y., 1962. - 186 p.

128. Cady, Edwin. Stephen Crane and the Strenuous Life. // English Literary History. 1961, No.28. 380 p.

129. Cazemajou, Jean. Stephen Crane. Minneapolis, 1969. - 47 p.

130. Cho, Chulwon. The Literary Tensions in Stephen Crane's Novels and Short Stories. Dissertation Abstracts International, 1994 Oct, 55:4, 962A DAI No.: DA9422920. Degree granting institution: New York U, 1994.

131. Christophersen, Bill. Stephen Crane's " The Upturned Face" as Expressionist Fiction. //Arizona Quarterly. 1982 Summer, 38:2. - pp. 147 - 161.

132. Church, Joseph. Reading, Writing, and the Risk of Entanglement in Crane's "Octopush". // Studies in Short Fiction. 1992 Summer, 29:3. pp. 341 - 346.

133. Clendenning, John. St. Crane and His Biographers: Beer, Berryman, Schoberlin and Stallman. // American Literary Realism, 1995 Fall, 28:1. pp. 23 - 56.

134. Colvert, James B. Fred Holland Day, Louise Imogen Guiney, and the Text of Stephen Crane's " The Black Riders". // American Literary Realism. 1996 Winter, 28:2. -pp. 18-24.

135. Colvert, James B. Searching for Stephen Crane: The Schoberlin Collection. // Syracuse University Library Associates Courier. 1986 Spring, 21:1. pp. 5 - 34.

136. Colvert, James B. Stephen Crane. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1984. 204 p.

137. Colvert, James B. Stephen Crane and Postmodern Criticism. // Stephen Crane Studies. 1992 Spring, 1:1. pp. 2 - 8.

138. Colvert, James. Stephen Crane and Postmodern Theory. // American Literary Realism. 1995 Fall, 28:1. pp. 4 - 22.

139. Conder, John J. Naturalism in American Fiction: The Classic Phase. Univ. Press of Kentucky, 1984. - 229 p.

140. Crane, St. // Dictionary of Literary Biography. Vol. 12: American Realists and Naturalists. Ed. By Donald Pizer. Newcomb College, Tulane Univ., 1982. pp. 100 -124.

141. Crane, St. The Oxford Companion to American Literature. Fourth Edition. James D. Hart. N.Y. Oxford Univ. Press, 1965. - pp. 192- 193.

142. Cross, Th. Hawthorne, Melville, St. Crane. A Critical Bibliography. N.Y., 1971. -301 p.

143. Curran, J.E. " Nobody Seems to Know Where We Go": Uncertainty, History, and Irony in " The Red Badge of Courage". // American Literary Realism. 1993 Fall, 26:1. -pp. 1 12.

144. Dillingham William B. Crane's One Act Farce: 'The Upturned Face'. // Research Studies, 1967, No.35. pp.28 - 42.

145. Ditsky,John. The Music in "The Open Boat". // North Dakota Quarterly. 1988 Winter,56:1 pp.119 - 130.

146. Dooley, Patrick K. Stephen Crane: An Annotated Bibliography of Secondary Scholarship. N.Y.: G.K. Hall and Co., 1992. - 321 p.

147. Dooley, Patrick K. The Pluralistic Philosophy of Stephen Crane. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1993. -212 p.

148. Duncan, Charles. "If Your View Be Large Enough" Narrative Growth in " The Octopus". // American Literary Realism. 1993 Winter, 25:2. pp. 56 - 66.

149. Esteve, Mary. A "Gorgeous Neutrality": Stephen Crane's Documentary Anaesthetics. // English Literary History. 1995, 62:3. pp. 663 - 689.

150. Feast, James Edwin. The Figure of the Crowd in Late Nineteenth Century America and Its Appearance in Stephen Crane's Writtings and Pulitzer's 'New York World'. -Dissertation Abstracts International. 1992 June, 52:12, 4327A-28A DAI No.:

151. DA9213226. Degree granting institution: New York U.

152. Feaster, John. Violence and the Ideology of Capitalism: A Recognition of Crane's " The Blue Hotel" // American Literary Realism, 1992 Fall, 25:1. pp. 74 - 94.

153. Franchere, R. Stephen Crane. The Story of American Writer. N.Y., 1961. - 218 p.

154. Fried, M. Realism, Writing, Disfiguration. Chicago, London, 1989. - 215 p.

155. Gandal K. Stephen Crane's " Maggie" and the Modern Soul. // English Literary History, 1993, 60:3. pp.759 - 785.

156. Gandal, Keith L. The Spectacle of the Poor: Jacob Riis, Stephen Crane and the Representation of Slum Life. Dissertation Abstracts International. 1991 Oct, 52:4,1329A DAI No.: DA9126568. Degree granting institution: U. Of California, Berkeley.

157. Gerstenberger, Donna. '"The Open Boat': An Additional Perspective." // Modern Fiction Studies, 1971-72, No. 17. pp. 557 - 561.

158. Gibson, Donald B. The Fiction of Stephen Crane. Garbondale, Southern Illinois Univ. Press, 1968. - 169 p.

159. Green, Melissa. Fleming's "Escape" in " The Red Badge of Courage": A Jungian Analysis. // American Literary Realism. 1995 Fall, 28:1. pp.80 - 91.

160. Griffith, Wark. Stephen Crane and the Last Ironic Word. // Philological Quarterly. 1968, January, No.47. pp.83 - 91.

161. Gross, David S. The Western Stories of Stephen Crane. // Journal of American Culture, 1988 Winter, 11:4. pp.15 - 21.

162. Gullason, Thomas A. A Cache of Short Stories by Stephen Crane's Family. // Studies in Short Fiction, 1986 Winter, 23:1. pp.71 - 106.

163. Gullason, Thomas A. A Legacy for Stephen Crane: The Princeton Writings of the Reverend Jonathan Townley Crane. // Syracuse University Library Associates Courier, 1990Fall, 25:2.-pp. 55-79.

164. Gullason, Thomas A. Introduction. // Crane, St. The Complete Short Stories and Sketches of Stephen Crane. Doubleday & Company,Inc. - N.Y., 1963. - pp. 19 - 45.

165. Gullason, Thomas A. Stephen Crane at Claverack College: A New Reading. // Syracuse University Library Associates Courier, 1992 Fall, 27:2. pp.33 - 46.

166. Gullason, Thomas A. Stephen Crane atLayfayette College: New Perspectives. // Stephen Crane Studies, 1994 Fall, 3:2. pp. 2 - 12.

167. Gullason, Thomas A., ed. Stephen Crane's Career: Perspectives and Evaluations. -N.Y.: New York Univ. Press, 1972. 532 p.

168. Gullason, Thomas A. The 'Lost' Newspaper Writings of Stephen Crane. // Syracuse University Library Associates Courier, 1986 Spring, 21:1. pp. 57 - 87.

169. Halliburton, David. The Color of the Sky: A Study of Stephen Crane. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1989. - 351 p.

170. Heilman, Patricia Kluss. The Journalism-Fiction Connection in Ameracan Literature as Seen in Selected Works of Stephen Crane, Ernest Hemingway and Tom Wolfe. U. Of Pennsylvania 1987. - 196 p.

171. Heller, Arno. Experiments with the Novel Maturation: Henry James and Stephen Crane. Innsbruck, 1976. - 32 p.181 .Hoffman, Daniel G. The Poetry of Stephen Crane. N.Y., Columbia Univ. Press, 1957.-304 p.

172. Holton, Milne. Cylinder of Vision; the Fiction and Journalistic Writing of Stephen Crane. Barton Rouge, Louisiana State Univ. Press, 1972. - 353 p.

173. Holton, Milne. Stephen Crane's "Death and the Child": The Context of the Text. // Stephen Crane Studies. 1992 Fall,1:2. pp. 1 - 8.

174. Hough, Robert. Crane and Goethe: A Forgotten Relationship. // Nineteenth Century Fiction. 1962, No. 17. pp. 135 - 148.

175. Hough, Robert L. Crane on Herons.// Notes and Queries. 1962, No.9. pp.108 -109.

176. Howard, June. Form & History in American Literary Naturalism. Chapel Hill: Univ. of North Caroline Press, 1985 - 207 p.187.1nsight I. Analyses of American Literature. Frankfurt am Main, 1975. - 284 p.

177. James, W. The Principles of Psychology, 2 vols. London- Cambridge (Mass.)-Chicago,1981. - 1295 p.

178. Johnson, Clarence O. Mr. Binks Read Emerson: Stephen Crane and Emerson's "Nature". // American Literary Realism. 1982 Spring, 15:1. pp. 104 - 110.

179. Katz, Joseph. Solving Stephen Crane's Pike County Puzzle. // American Literature. 1983 May, 55:2.-pp. 171 182.

180. Katz, Joseph. Stephen Crane's Concept of Death. // The Kentucky Review. 1983 Winter, 4:2. pp.49 - 55.

181. Kimmel, David P. Crane, Sinclair and Dreiser in the Temperance Tradition. -Dissertation Abstracts International. 1991 Nov, 52:5, 1747A-48A DAI No.: DA9130498. Degree granting institution: Ohio State U.

182. Knapp, Bettina L. Stephen Crane. N.Y.: Ungar, 1987. - 198 p.

183. Knapp, Daniel. Son of Thunder: Stephen Crane and the Fourth Evangelist. // Nineteenth-Century Fiction. 1969, No. 24. pp.253 - 291.

184. Kolb, Harold, H. The Illusion of Life. American Realism as a Literary Form. -Charlottesville, Univ. Press of Virginia, 1969. 178 p.

185. La France, M. A Reading of Stephen Crane. Oxford, 1971. - 272 p.

186. Lawrence, Frederic M. The Real Stephen Crane. Ed. J.Katz. Newark, N.J.: Newark Public Library, 1980. - 27 p.

187. The Letters of Joseph Conrad to Stephen and Cora Crane. Ed. by Carl Bohnenberger and Norman Mitchell Hill. // The Bookman. 1929, May. pp. 225 - 234; The Bookman. 1929, June. - pp. 367 - 374.

188. Levenson, J.C. Introduction. The University of Virginia Edition of the Works of Stephen Crane. Volume V: Tales of Adventure, ed. Fredson Bowers. Charlottesville: Univ. of Virginia Press, 1969 - 1976. -pp. XV - CXXXII

189. Levenson, J.C. Introduction. The University of Virginia Edition of the Works of Stephen Crane. Volume VII: Tales of Whilomville, ed. Fredson Bowers. -Charlottesville: Univ. of Virginia Press, 1969 1976. - pp. XI - XVI.

190. Linson, Corwin Knapp. My Stephen Crane. Ed. Edwin Cady. Syracuse, N.Y.: Syracuse Univ. Press, 1958. - 115 p.

191. Metress, Ch. From Indifference to Anxiety Knowledge and the Reader in "The Open Boat". // Studies in Short Fiction. 1991 Winter, 28:1. pp. 47 - 53.

192. Milne, Gordon. Stephen Crane at Brede. An Anglo-American of the 1890's. Univ. Press of America, Inc., 1980. - 63 p.

193. Minter, David L. The Interpreted Design as a Structural Principle in American Prose. Yale Univ. Press, 1969. - 246 p.

194. Monteiro, George. After the Red Badge: Mysteries of Heroism, Death and Burial in Stephen Crane's Fiction. // American Literary Realism. 1995 Fall, 28:1. pp. 66 - 79.

195. Monteiro, George. Stephen Crane, Dramatist. //American Literary Realism. 1986 Fall, 19:1.-pp. 42-51.

196. Monteiro, George. Crane's Coxcomb.//Modern Fiction Studies. 1985, 31:2. -pp.295 305.

197. Munson, G. Prose for Fiction: Stephen Crane. // Style and Form in American Prose. N.Y., Kennikat Press, 1969. - pp. 159 - 170.

198. Murphy, Brenda. "The Blue Hotel": A Source in" Roughing It". // Studies in Short Fiction. 1983 Winter, 20:1. pp. 39 - 44.

199. Nagel J. Stephen Crane and Literary Impressionism. Univ. Park, The Pennsylvania State Univ. Press, 1980. - 190 p.

200. Nelson, R. S. Hemingway, Expressionist Artist. Iowa State Univ. Press, 1979. -83 p.

201. Newberry, Frederick. "The Red Badge of Courage" and "The Scarlet Letter". // Arizona Quarterly. 1982 Summer, 38:2. pp. 101 - 115.

202. Pattee, Fred Lewis. The Development of the American Short Story. An Historical Survey. N.Y., Biblo & Tannen, 1966. - 388 p.

203. Pizer, Donald. " Maggie" and the Naturalistic Aesthetic of Length. // American Literary Realism, 1995 Fall, 28:1. pp. 58 - 65.

204. Pizer, Donald. Realism and Naturalism in Nineteenth Century American Literature. - Rev. ed. Carbondale: South Illinois Univ. Press, 1984. - 176 p.

205. Pizer, Donald. Stephen Crane's " The Monster" and Tolstoy's " What to do?" A Neglected Allusion. // Studies in Short Fiction. 1983 Spring-Summer, 20:2-3. pp. 127 - 129.

206. Pizer, Donald. 20th Century American Naturalism. - Carbondale: South Illinois Univ. Press, 1982. - 171 p.

207. Poenicke, Klaus. Der Amerikanische Naturalismus: Crane, Norris, Dreiser. -Darmstadt, 1982. S. 154.

208. Proudfit, Charles L. Parataxic Distortion and Group Process in Stephen Crane's "The Blue Hotel". // University of Hartford Studies in Literature. 1983, 15:1. pp.47 -54.

209. Raymund, Thomas L. Stephen Crane. Newark, N.J.: Carteret Book Club, 1923. -28 p.

210. Richards, Gloria Ellen. The Impressionism of Crane and Conrad. Dissertation Abstracts International. 1985 Oct, 46:4, 919A.

211. Robertson, Michael. Stephen Crane at Lafayette. Easton, PA: Friends of the Skillman. Library of Lafayette College, 1990. - 10 p.

212. Robertson, Michael. The First 'New Journalism' and American Fiction, 1880-1925: Studies in Howells, James, Crane, Dreiser and Hemingway. Dissertation Abstracts International. 1985 June, 45:12, 3641A.

213. Rollins, Janet Buck. Stephen Crane on Film: Adaptation as Interpretation. -Dissertation Abstracts International. 1984 Jan, 44:7, 195A-1955A.

214. Schaefer, Michael W. A Reader's Guide to the Short Stories of Stephen Crane. -N.Y., 1996. -486 p.

215. Schirmer, Gregory A. Becoming Interpreters: The Importance of Tone in Crane's "The Open Boat". // American Literary Realism. 1982 Autumn, 15:2. pp. 221 - 231.

216. Schnieder, Robert W. Five Novelists of the Progressive Era. Columbia Univ. Press. N.Y. - L, 1965 -290 p.

217. Sedycias, Joao A. Crane, Azevedo and Gamboa: A Comparative Study. -Dissertation Abstracts International. 1986 Apr, 46:10, 3026A.

218. Sedycias, Joao. The Naturalistic Novel of the New World: A Comparative Study of Stephen Crane, Alusio Azevedo, and Frederico Gamboa. Lanham etc.: Univ. Press of America, cop. 1993. - 299 p.

219. Shaw, Mary N. Apprehending the Mystery in Stephen Crane's "A Mystery of Heroism". // College Language Association Journal. 1995 Sept, 39:1. pp. 94 - 103.

220. Shaw, Mary N. Stephen Crane's "An Episode of War": A Demythologized Dramatization of Heroism. // Studies in Contemporary Satire. 1991-92, 18. pp. 26 -34.

221. Shaw, Mary N. "The Kicking Twelfth": Stephen Crane's Demythologized Dramatization of War and Heroism. // Short Story, Brownsville/ 1993 Spring, 1:1. pp. 84-93.

222. Shaw, Mary N. "Three Miraculous Soldiers": A Satire on Romanticized Notions of Traditional Heroism. // Studies in Contemporary Satire. 1990, 17. pp. 58 - 64.

223. Shi David E. Facing Facts. Realism in American Thought and Culture, 1850 -1920. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1995. - 394 p.

224. Slotkin, Alan Robert. The Language of Stephen Crane's Bowery Tales: Developing Mastery of Character Diction. N.Y.: Garland Pub., 1993. - 150 p.

225. Smith, Geraldine L. Melville, Twain, and Crane: Narrative Environment and Individual Victims. Dissertation Abstracts International. 1982 Oct, 43:4, 1147A-1148 A.

226. Smith, Joyce C. The Cosmic Image in the Fiction of Stephen Crane. Dissertation Abstracts International. 1986 Apr, 46:10, 3036A.

227. Solomon, E. Stephen Crane. From Parody to Realism. Cambridge ( Mass.), 1966. -301 p.

228. Solomon, E. Stephen Crane in England. A Portrait of the Artist. Ohio State Univ. Press, 1964. - 136 p.

229. Sorrentino, Paul. New Evidence on Stephen Crane at Syracuse. // Resources for American Literary Study, 1985 Autumn, 15:2. pp. 179 - 185.

230. Sorrentino, Paul. Newly Discoved Writings of Mary Helen Peck Crane and Agnes Elizabeth Crane. // Syracuse University Library Associates. 1986 Spring, 21:1. pp. 103 - 134.

231. Sorrentino, Paul. Stephen Crane's Struggle with Romance in " The Third Violet". // American Literature, 1998, June, 70:2. pp. 265 - 291. 1986 Spring, 21:1. - pp.35 - 55.

232. Sorrentino, Paul; Wertheim, Stanley. New Stephen Crane Letters in the Schoberline Collection. // Syracuse University Library Associates. 1986 Spring, 21:1. -pp.35 55.

233. Stallman, R.W. Stephen Crane. A Biography. N.Y., 1968. - 664 p.

234. Stallman, R.W. Stephen Crane. A Critical Bibliography. Ames: Iowa State Univ. Press, 1972. - 642 p.

235. Stallman, R.W. Stephen Crane and Cooper's Uncas. // American Literature, 1967, 38:3.-pp.392-396.

236. Stallman, R.W. & Gilkes, L. Stephen Crane: Letters. N.Y. Univ. Press, 1960. -366 p.

237. Starret, Vincent. Introduction. // R.W. Stallman. Stephen Crane. A Critical Bibliography. Ames: Iowa State Univ. Press, 1972. - pp. XXXI - XXXVI.

238. Stein, William B. Stephen Crane's Homo Absurdus.ll Bucknell Review. 1959, No.8.-pp.168 188.

239. Stephen Crane. A Collection of Critical Essays. Ed. by Maurice Bassan. -Englewood Cliffs (N.Y. ), 1967. - 184 p.

240. Stephen Crane. The Critical Heritage. Ed. by Richard M. Weatherford. L., 1973 -343 p.

241. Stephen Crane in Transition. Centenary Essays. Ed. with a Introduction and Afterword by Joseph Katz. Northern Illinois Univ. Press, 1972. - 247 p.

242. Swann, Charlies. Stephen Crane and a Problem of Interpretation. // Literature and History. 1981 Spring, 7:1. pp.91 - 123.

243. The Stephen Crane Newsletters. Vol.1. Ohio State Univ. Press, 1966/67. - pp. 31.

244. The Stephen Crane Newsletters. Vol.II. Ohio State Univ. Press, 1967/68. - pp. 48.263 .The Stephen Crane Newsletters. Vol.III. Ohio State Univ. Press, 1968/69. - pp. 48.

245. The Stephen Crane Newsletters. Vol.IV. Ohio State Univ. Press, 1969/70. - pp. 44.

246. Walcutt, Charles Ch. American Literary Naturalism: A Divided Stream. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1973. 332 p.

247. Wertheim S. Frank Norris and Stephen Crane: Conviction and Uncertainty. // American Literary Realism. 1991 Fall, 24:1. pp. 54 - 63.

248. Wertheim, Stanley. New Stephen Crane Letters and Inscriptions. // Stephen Crane Studies. 1992 Spring, 1:1. pp. 15 - 20.

249. Wertheim, Stanley & Sorrentino, Paul, eds. The Correspondence of Stephen Crane. 2 vols N.Y.: Columbia Univ. Press, 1988. - 772 p.

250. Wertheim, Stanley & Sorrentino, Paul. Thomas Beer: The Clay Feet of Stephen Crane Biography. // American Literary Realism. 1990 Spring, 22:3. pp.2 - 16.

251. West, Ray B., Jr. The Short Story in America. N.Y., 1952. - 128 p.

252. Williams, Ames W. And Vincent Starrentt. Stephen Crane. A Bibliography. -Glendale,California, 1948. 161 p.

253. Wolford, Chester L. Stephen Crane: A Study of the Short Fiction. Boston: Twayne Publishers, 1989. - 154 p.

254. Wolford, Chester L. The Anger of Stephen Crane: Fiction and the Epic Tradition. -Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1983. 169 p.

255. Young, Philip. Ernest Hemingway. Univ. Park, The Pennsylvania State Univ. Press, 1966. - 297 p.

256. Zara, Louis. Dark Riders: A Novel Based on the Life of Stephen Crane. -Cleveland: World, 1961.- 505 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.