Поэтика очеркистики Г.И. Успенского: Цикл "Письма с дороги" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шипилова, Нина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шипилова, Нина Александровна
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. У истоков жанровой формы.
Глава II. Художественная специфика очеркового цикла
Гл. Успенского «Письма с дороги».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Нижегородские путевые очерки В. Г. Короленко: Проблемы мастерства писателя-очеркиста1998 год, кандидат филологических наук Фортунатов, Антон Николаевич
Очерковая проза Е.Л. Маркова: идеология, проблематика, стиль2005 год, кандидат филологических наук Коростина, Галина Геннадьевна
Очерк второй половины 19 века: Жанрово-стилевая характеристика; на материале очерков о российском Дальнем Востоке2001 год, кандидат филологических наук Хайруллина, Ольга Николаевна
Жанровое своеобразие циклов предреформенного периода: "Записки охотника" И.С. Тургенева и "Губернские очерки" М.Е. Салтыкова-Щедрина2010 год, кандидат филологических наук Фуникова, Светлана Васильевна
Жанр мемуарного очерка в творчестве Н. С. Лескова 1880-х годов2003 год, кандидат филологических наук Леонова, Бэла Арсеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика очеркистики Г.И. Успенского: Цикл "Письма с дороги"»
В исследовательской литературе неоднократно отмечалось, что в жанровом своеобразии произведений любого писателя ярко проявляются особенности его творческого почерка (об этом писали А. Камегулов, Ю.А. Бельчиков, М.Б. Богаткина, Н.И. Соколов, Н.И. Пруцков, Л.Ф. Лисин, Г.А. Бялый и др.). Тяготение одного из талантливейших русских писателей XIX века Г.И. Успенского к малым литературным формам - рассказу, очерку, статье, возвращение к одной и той же проблеме, рассматриваемой под разным углом зрения, было причиной появления очерковых циклов, принадлежащих к жанру художественно-публицистического очерка. Художественно-публицистическое исследование современной действительности и способствовало синтезу образного и аналитического методов познания действительности, определивших специфику стиля Успенского, его поэтику.
В целом творчество Г.И. Успенского получило достаточно широкое освещение как в современной писателю критике, так и в науке о литературе. О творчестве Успенского высказывались многие крупнейшие представители русской литературы и революционно-общественной мысли такие, как П.Н. Ткачев, A.M. Скабичевский, Н.К. Михайловский, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко. Именно они впервые заговорили о выдающемся месте Успенского в современном литературном процессе и об особом даре этого прозаика синтезировать в своем творчестве образный и аналитический методы познания действительности. Обзор и свод выступлений дореволюционной прессы дан в сборнике «Г.И. Успенский в русской критике» (1961).
A.M. Скабичевский сразу после появления первых сборников очерков писателя дает им восторженную оценку, и именно он впервые заговорил о выдающемся месте Успенского в литературном движении, о глубокой жизненности, правдивости его произведений: «Произведения Гл. Успенского одним ударом способны разрушать . иллюзии, открывая нам жизнь. во всей ее неподкрашенной правде» (151, с.9).
Критик литературного народничества П.Н. Ткачев, не оценивший потенциальные возможности молодого писателя, указал, однако, на его несомненную близость к народу (статья «Недодуманные думы») и поставил творчество Успенского в один ряд с произведениями писателей-демократов.
Эти и другие работы были посвящены первым циклам очерков Успенского. «Крестьянские очерки» Успенского уже вызвали неподдельный интерес и стали объектом острейшей полемики. Произведения же последнего творческого периода Гл. Успенского такого резонанса в критической литературе уже не вызывали. Замечательные и в публицистическом, и в художественном отношении циклы очерков и рассказов («Кой про что», «Живые цифры», «Поездки к переселенцам», «Буржуй») нашли признание у читателя, но отзывы критиков были редки и малосодержательны.
В 80-е годы XIX века появились первые работы, авторы которых стремились дать общую характеристику творчества писателя. К этому побудил выход трех изданий собраний сочинений писателя и двадцатипятилетие его литературной деятельности.
Первой обобщающей работой была статья A.M. Скабичевского «Литература в жизни и жизнь в литературе» (1882), где автор дает подробную хронику творчества писателя.
Написанная для второго издания Сочинений в 1888 году статья Н.К. Михайловского «Глеб Иванович Успенский. Литературная характеристика» включала в себя не только анализ творчества писателя, но и биографический материал. В очерке Михайловского с полной основательностью и авторитетностью говориться о большом историческом значении литературной деятельности Г.И. Успенского. Еще одно несомненное достоинство статьи критика заключается в том, что он одним из первых запечатлел облик писателя, неповторимые черты его личности, связав их с особенностями творчества (151, с.28).
Особое место в литературе об Успенском занимают статьи, воспоминания, отдельные высказывания и заметки В.Г. Короленко. Его статья «О
Глебе Ивановиче Успенском» имеет очень личный характер, не скрывая, что Гл. Успенский сыграл очень большую роль в его литературной судьбе. Главная заслуга писателя, по мысли Короленко, заключалась в его служении народу: «Вся литературная биография Успенского, все, за что мы его так любим, весь захватывающий интерес его деятельности, художественной и публицистической, объясняется этой историей интеллигентной чуткой души, натыкающейся в поисках правды и жизненной гармонии на противоречия и диссонансы и все-таки не теряющей веры» (151, с. 30).
В работах современников Гл. Успенского В.Е. Чешихина-Ветринского «Г.И. Успенский. Биографический очерк» (1929) и A.C. Глинки-Волжского «Глеб Успенский в жизни» (1935) подробно отражен первый период творческой биографии и собственно творчества писателя. А уже в 20-30-е гг. XX века к наследию писателя проявилось самое пристальное внимание. Художественное своеобразие очеркистики писателя рассматривается В.В. Бушем в его работах «Гл. Успенский. В мастерской художника слова» (1925) и «Литературная деятельность Гл. Успенского» (1927). Автор анализирует творческую манеру писателя: композицию его произведений, портреты героев, указывает на особую роль пейзажа и бытовых описаний. В.В. Буш исследует диалог Успенского, обращает внимание на образность языка.
Этапными для изучения творчества Г.И. Успенского стали предвоенные годы, когда Институт русской литературы (Пушкинский дом) предпринял попытку издания Полного собрания сочинений писателя. Подробно изучалась периодика (и свет увидели малоизвестные и забытые произведения Г.И. Успенского), произведен анализ достоинств и недостатков выпущенных ранее собраний сочинений, частично опубликована переписка. Своеобразным обобщением этой работы стали сборники «Глеб Успенский. Несобранные произведения» (1938) и «Глеб Успенский. Материалы и исследования» (1938), а так же издание «Глеб Успенский. Летописи Государственного литературного музея. Книга 4» (1939).
В 50-60-х годах появились капитальные труды по исследованию эстетических взглядов Гл. Успенского и, в особенности, его творческого метода. Это работы Н.И. Пруцкова «Глеб Успенский в шестидесятые годы» (1952), «Глеб Успенский в семидесятых - начале восьмидесятых годов» (1955), «Творческий путь Глеба Успенского» (1958), Н.И. Соколова «Мастерство Г.И. Успенского» (1958), «Г.И. Успенский. Жизнь и творчество» (1968), Л.Ф. Лисина «Г.И. Успенский. Творческий путь» (1961). До сих пор остается единственной в своем роде статья A.B. Западова «Глеб Успенский и переселенческое движение» (1951), посвященная проблеме переселения крестьян и участия писателя в газете «Русские ведомости».
Книга В.Б. Смирнова «Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин (Г.И. Успенский в «Отечественных записках»)» (1964) и другие его работы (книга «Литературная история «Отечественных записок». 1868-1884» (1974), статья «Глеб Успенский и «Отечественные записки» начала семидесятых годов» (1966) и др.) посвящены важному вопросу - выяснению роли и места писателя в истории русской журналистики. Позднее эту тему продолжил в своей диссертации Д.А. Барабохин («Глеб Успенский и русская журналистика» (1985)).
H.A. Глаголев в курсе лекций, посвященных творчеству Г.И. Успенского («Глеб Иванович Успенский» (1953)), отмечает, что именно очерковый жанр давал писателю возможность «продемонстрировать перед обществом многочисленные факты чудовищного гнета, эксплуатации и разорения крестьянства» (36, с. 32). Он подчеркивает, что Успенский был не только прекрасным очеркистом-публицистом, но и талантливейшим художником.
Об органическом сочетании публицистического и беллетристического начал в очерке Гл. Успенского наиболее аргументированно, на наш взгляд, писал Н.И. Пруцков. Он и другие исследователи творчества Г.И. Успенского (Н.И. Соколов, Л.Ф. Лисин) подчеркивали, что в произведениях писателя воплощено само движение ищущей философской мысли автора не только в картинах, персонажах, но и в открытой публицистичности форм. Эстетические законы образной системы Успенского предусматривают пересечение двух планов: художественного повествования и публицистического, социологического анализа. Каким же образом обеспечивалась цельность читательского впечатления?
Л.Ф: Лисин пишет о том, что художественный и публицистический тексты органически сливаются в произведениях Гл. Успенского, образуя «оригинальную художественно-публицистическую ткань» (84, с.51). Повествование от лица автора предельно насыщено социально-экономическим, политическим и философским анализом явлений общественной жизни. «И все это «сплавлено» с беллетристикой. Публицистика входит органически в образную ткань повествования и превращает ее в политическую лирику» (там же).
Н.М. Маряхина говорит о том, что вводимые в публицистическую ткань художественные образы не нарушают единства публицистического изложения, а обогащают публицистику и усиливают ее воздействие на читателя. Они служат публицистике, и это «не ослабляет их, а наоборот, усиливает их остроту и действенность» (89, с. 206).
В статье «Проблема жанра в творчестве Г.И. Успенского 70-80-х годов» М.Б. Богаткина замечает, что очерк Успенского находится как бы на стыке смежных жанровых форм, и утверждает, что целесообразно говорить в данном случае не о расширении границ жанра (рассказ или очерк), а о реальной связи жанров: «Отчетливо прослеживаются связи очерка с рассказом, литературой путешествий, научной статьей, публицистикой и лирикой. Именно наличие промежуточных, переходных, пограничных форм, которые свидетельствуют о взаимопроницаемости жанров, вызывает трудности определения жанровой характерности произведений Успенского» (21, с. 92). Особое новаторство Г. Успенского автор указанной статьи видит в том, что в произведении «в равной степени свою нагрузку несут оба элемента - теоретический, публицистический и художественный в собственном смысле слова, размышление и картина, образ». Оригинальность, специфичность очерка Успенского, по мнению М.Б. Богаткиной, определяется формой мыслительной деятельности: мысль писателя поэтична и не «выражена как результат, а дана как процесс» (21, с. 102).
Действительно, публицистичность в очерках Успенского не является моментом посторонним и враждебным художественности, а составляет одну из оригинальных и неотъемлемых черт его стиля. Со временем стало ясно: то, что либеральные критики считали слабостью Успенского, на самом деле было его сильной стороной. В своих исследованиях писатель двигался от частного (газетного факта, реального путешествия, случайного наблюдения) к вопросам большого общественного масштаба, к созданию типов, отражающих в совокупности характерные черты переживаемого времени, в пределах небольшого очерка придавая любому отдельно взятому факту глубокое обобщающее значение.
Как говорилось выше, жанровое новаторство писателя проявляется и в том, что творческий замысел обычно художественно реализуется не в отдельном очерке, а в цикле. Благодаря такой циклизации, сюжетная канва повествования, несмотря на отсутствие сюжетного стержня, не рассыпается на множество отдельных эпизодов. Единство цикла обеспечено «единством художественной идеи, а также единством в поэтических формах ее выражения» (21, с. 96). Хотя объединение очерков в циклы по принципу идейной и художественной общности не было открытием одного только Гл. Успенского (его практиковали и писатели-шестидесятники, и очеркисты-народники 70-х годов), но ни у кого из них все же не было столь последовательно выраженной публицистической мысли и такой структурной законченности цикла, как у Глеба Успенского. Мотивацией такой цикличности у последнего служила «недоговоренность» в пределах одного текста по проблемам, которые «оказывались сложнее и не могли быть исчерпаны» (91, с. 224) одним очерком. Н.М. Маряхина отмечает, что сюжетная связь очерков, входящих в цикл, со временем в творчестве Успенского ослабевает. Крестьянские очерки конца 70-начала 80-х годов еще объединены и общими теориями, и личностью наблюдателя - в очерковых циклах второй половины 80-х годов этого почти нет. В каждом новом очерке цикла в новом повороте берется одна, заинтересовавшая писателя проблема.
Еще один исследователь, Б.О. Костелянец говорит о создании Успенским новой литературной формы, в которой сочетаются рассказ и исследование, «сосуществуя, дополняя друг друга» (73, с.70). Именно художественно-публицистическое исследование проблемы и становиться у писателя сюжетом очерка, «определяя его построение и вызывая необходимость создания больших очерковых циклов» (73, с. 71). Соглашаясь с Н.М. Маряхи-ной, Б.О. Костелянец по поводу причин возникновения очеркового цикла у Успенского (проблема, оказывающаяся сложной и многосторонней, в каждом новом очерке «берется в новом повороте, когда акцентируются и исследуются новые ее грани») добавляет существенное уточнение: «когда автор испытывает потребность полемизировать не только с чужими точками зрения, но и с ранее высказанными своими собственными, уточняя и дополняя, а иногда и опровергая их» (73, с. 75).
Об особой форме художественности Гл. Успенского пишет Б.С. Ды-ханова в своих работах, посвященных творчеству Н.С. Лескова и Г.И. Успенского. Сопоставляя видовые признаки жанра очерка у этих писателей, исследователь приходит к выводу о внешнем характере их стилевой общно сти: у каждого из них сказовое начало по-своему взаимодействует с началом очерковым. В произведениях Гл. Успенского очерковое начало включает в себя элемент сказа - «чужое слово», которое важно и интересно писателю лишь как некая, фактографически несомненная точка зрения, служащая поводом к рассуждению повествователя, в то время как у Н. Лескова роль «чужого слова» принципиально иная. Автор указанных работ отмечает, что Гл. Успенский расширил границы «физиологического очерка», хотя и ограничился «лишь тем уровнем соединения «образа» и «публицистики», который достаточен для выполнения просветительской задачи учета народного миропонимания при решении проблем народного бытия» (57, с.49).
Однако творческое наследие этого писателя так обширно, что до сих пор остаются не «прочитанными» его весьма значительные произведения, по-настоящему злободневные тексты, а без учета всего корпуса произведений Гл. Успенского и без их аналитического освоения представление об этом уникальном художнике будет неполным. Публицистическая газетная деятельность Успенского по существу еще не оценена ни его исследователями, ни современной ему критикой. О таких вещах, как «Письма с дороги», «Безвременье», «Поездки к переселенцам», «От Оренбурга до Уфы», в посвященных Успенскому работах говорится очень коротко, а то и вовсе не упоминается. Исследователи в основном заняты периодами деятельности писателя, связанными с работой над такими циклами, как «Нравы Растеряе-вой улицы», «Разоренье», крупными произведениями, посвященными деревне. Но все освоенное наукой не может исчерпать проблемы поэтики прозы Гл. Успенского и не обесценивает того, что было написано Успенским в последние годы его творческой деятельности.
Очерковый цикл «Письма с дороги» до сих пор оставался вне поля зрения исследователей, хотя, на наш взгляд, его изучение вносит в научное представление о природе писательского дарования Успенского-очеркиста существенные штрихи. В эстетическом отношении он не менее интересен, чем самые известные образцы его творчества. Новаторский характер жанро-логии и поэтики прозы Гл. Успенского в «Письмах с дороги» проявляется и при сопоставлении с уже сформировавшимися литературными стереотипами - «путевыми заметками», «письмами», «дорожными впечатлениями» и изнутри - в способах изображения «злобы дня», превращающих факт действительности в факт искусства.
Актуальность нашей работы состоит в установлении жанрообра-зующих доминант вышеназванного очеркового цикла Гл. Успенского, в выявлении составляющих его художественной системы, на разных этапах его творчества по-разному «смешивающих» образ и публицистику (В .Г. Короленко).
Целью нашей работы в связи с этим является исследование повествовательной ткани очеркового цикла в соотнесении с предшествующей русской прозой, в которой отразился сам процесс кристаллизации русского очеркового жанра, начиная с его древнейших «прототипов».
Исследовательской целью обусловлены следующие задачи диссертационного сочинения:
1) определение позиций исследователей очеркистики Гл. Успенского и выяснение существующих в науке точек зрения о законах его художественно-публицистической системы;
2) установление жанровой общности рассматриваемого цикла с предшествующими образцами литературных «хожений», «путешествий», «путевых заметок», «писем путешественников» и т.п. очерковых циклов;
3) подробный анализ структуры и образного строя очеркового цикла «Письма с дороги».
В связи с этим главным объектом исследования можно считать текст «Писем с дороги» с учетом поэтики творчества писателя в целом и сходных в жанровом отношении произведений русской литературы, а его предметом становятся особенности поэтики названного цикла.
Методологической основой диссертационного исследования являются работы выдающихся теоретиков и историков литературы, таких, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.К. Гей и др. При изучении проблемы синтетичности жанрологии Гл. Успенского и определения законов поэтики очеркового цикла «Письма с дороги» автор диссертации опирался на исследования А. Камегулова, Ю.А. Бельчикова, М. Б. и
Богаткиной, Н. И. Соколова, Н.И. Пруцкова, Л.Ф. Лисина, Г.А. Вялого, Б.С. Дыхановой, Н.М. Маряхиной и др.
В работе использован системный подход к явлениям литературы, сочетающий историко-генетический, сравнительно-типологический, феноменологический методы с элементами структурального анализа.
Историко-генетический метод необходим при выявлении связей очерков Успенского с современной ему действительностью, обусловленных их жанровой спецификой, а также при обращении к художественной ткани самого очеркового цикла.
Сравнительно-типологический метод используется с целью рассмотрения очерков Успенского в контексте идейных и жанровых исканий русской литературы.
Феноменологический метод применяется в плане изучения специфики путевой очеркистики Успенского как отображающей свойства творческого сознания ее автора.
Элементы структурального анализа используются при рассмотрении жанровой специфики произведений, их архитектоники, структуры сюжета и образа.
Научная новизна диссертации состоит в анализе и интерпретации прежде не изучавшегося очеркового цикла Гл. Успенского, в выборе современного проблемного аспекта при рассмотрении содержания и поэтики названного произведения, в привлечении широкого типологического контекста, высвечивающего все составляющие художественно-публицистической формы.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов исследования в общих и специальных курсах по истории русской литературы второй половины XIX века, на практических и семинарских занятиях, в учебных пособиях.
На защиту выносятся следующие положения диссертации :
1) рассмотрение генезиса возникновения и развития очеркового жанра в русской литературе свидетельствует как об общности жанрологии Г.И. Успенского с традиционными художественными формами, так и о новаторском преображении их изнутри эстетическими способами;
2) один из последних очерковых циклов Гл. Успенского «Письма с дороги» может служить типологической моделью, подытожившей и воплотившей все особенности поэтики прозы писателя;
3) суть наблюдаемых в исследуемом очерковом цикле модификаций объясняется специфическим соотношением объективного факта и «художества» в связи со стремлением автора активно воздействовать на читателя не только логикой острой публицистической мысли, но и способами образного внушения.
Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы Воронежского государственного педагогического университета, основные положения докладывались на международных и межвузовских конференциях «Эйхенбаумовские чтения» (ВГПУ), «Писатели-орловцы» (ОГУ) и изложены в четырех публикациях.
Основной текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях писателей XVIII-XIX веков1999 год, кандидат филологических наук Михайлов, Вадим Александрович
Жанровые особенности ранних очерков М.М. Пришвина1984 год, кандидат филологических наук Рыбаченю, Надежда Викторовна
Цикл "путевых поэм" И.А. Бунина "Тень птицы": проблема жанра2004 год, кандидат филологических наук Латухина, Анна Леонидовна
Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия2003 год, кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна
Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра2004 год, кандидат филологических наук Панцерев, Константин Арсеньевич
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шипилова, Нина Александровна
Заключение
Проведенное нами исследование не только подтвердило сложившееся в литературоведении представление о публицистичности как значимой черте метода Г.И. Успенского в синтезе с художественным началом его творчества, но и привело к важным уточнениям относительно своеобразия его очеркистики. Публицистичность в очерках Успенского - оборотная сторона их художественности, что является одной из самых оригинальных и неотъемлемых черт стиля этого прозаика. Движение от конкретного факта к художественной типизации, к созданию образов, отражающих в совокупности характерные явления переживаемого времени завершалось в малой жанровой форме обретением художественной истины в ее масштабности и эстетической выразительности.
Сам интерес Гл. Успенского к очеркистике не случаен. Детерминированное общими тенденциями в литературном процессе эпохи «общественного перелома» (отсюда и особая актуальность жанра «физиологий») обращение к этому виду прозы стало закономерным в связи с отказом от «литературности» и интенсивным поиском новых форм.
К моменту появления «Писем с дороги» (начало 90-х годов XIX века) Успенский в своем творческом развитии достигает вершины как мыслитель, художник и публицист. Социально-публицистический пафос его произведений не становится менее острым, но даже в самых злободневных своих выступлениях (а «Письма с дороги», несомненно, принадлежат к таковым) превалирует художественная составляющая, что придает особую ценность его «газетному» творчеству.
Жанровое новаторство писателя в самом начале писательского пути проявляется в том, что творческий замысел обычно художественно реализуется не в отдельном очерке, а в цикле, и сюжетная канва повествования, несмотря на отсутствие сюжетного стержня, не рассыпается на множество отдельных эпизодов, при этом единство цикла обеспечено идейной общностью: в каждом новом очерке цикла по-новому раскрывается эта стержневая для писателя проблема. «Письма с дороги» повторяют эту структуру на новом фактическом материале, тематическим стержнем которого является для автора проблема переселения крестьян.
Рассмотрение данного произведения, восходящего к жанрам путевой литературы, в историческом контексте позволило не только выделить характерные для этого жанра черты, но и помогло выявить генезис и особенности функционирования жанра в творчестве Гл. Успенского.
В своей творческой эволюции жанр «путешествий» был тесно связан с литературными направлениями, спецификой общественно-политической и культурной ситуации. В этом убеждает сама эволюция жанра, начавшего свою жизнь с древнерусских «хожений» и в своем развитии сформировавшегося в полноценный вид художественной литературы. Именно в литературе XIX века путевой очерк превращается в жанровую форму с превалирующей субъективизацией повествования и происходит вторжение в очерк малых жанров литературы, ранее не характерных для путевого очерка: совмещались, с одной стороны, описательные, аналитические, фактографические, а с другой - лирические, сюжетно-беллетристические элементы, что способствовало причастности литературы о путешествиях к разным документальным жанрам - мемуарному, дневниковому, эпистолярному. Но слияние публицистического и художественного начал в конкретных произведениях жанра путешествий, в зависимости от характера материала и особенностей творческой задачи, имело, помимо типологических, некие индивидуальные особенности творческой личности писателя.
Гл. Успенский в "Письмах с дороги" использует все жанрообра-зующие приемы литературного путешествия (перемещение повествователя в пространстве; мотивы пути-дороги и дорожных встреч, активную роль автора-очевидца, его очевидный патриотизм; наличие сюжета, основанного на антитезе «свое»-«чужое», и анализ увиденного, отражение субъективных впечатлений, подчеркнутую фактографичность деталей, адресность сообщения), но концептуальное осмысление состояния российского общества в «Письмах с дороги» автором вполне выявляется изнутри самой образной системы.
Названный цикл был отражением реальных впечатлений автора от поездки в Сибирь. Главная установка жанра художественно-публицистического путевого очерка - на факт, как бы не опосредованный вымыслом, сохраняется и здесь. Сама форма путевого очерка выбрана писателем не случайно. Этот жанр мог в максимальной степени синтезировать, используя убедительность документального материала, и публицистические размышления, и описания природы и чувств путешественника. Непосредственные наблюдения Успенский соединяет с их эстетическим воплощением и социально-философским осмыслением.
Обращает на себя внимание, что избранная автором форма писем в книге достаточно условна. В тексте первой части автор называет свои заметки «письмами». Однако в этих «письмах» отсутствуют такие необходимые жанровые признаки, как обращение к конкретному адресату (только иногда в тексте возникает некто «читатель»), датировка, следы обратной связи (развивающегося диалога), обязательные в переписке.
Во второй части «Поездок к переселенцам», «От Оренбурга до Уфы», автор определяет жанр своего произведения как «заметки», что гораздо больше соответствует избранному стилевому принципу. Ведь повествование строится как ряд непосредственных путевых впечатлений, включающих бытовые картинки, сопутствующие им экскурсы в историю, рассуждения по поводу увиденного и обобщения на основе этих рассуждений.
Сюжет очеркового цикла определяется как синкретический (проблемный, собирательный, внутренний), а энергия движения сюжета, как и в традиционном путешествии, достаточно интенсивна. Автор осваивает разнородный материал, освещая его лишь в пределах, очерченных авторским замыслом, который подчинен злободневному, общественно значимому вопросу переселения крестьян.
Все особенности художественной формы являются «производными» от творческого задания - в мозаике непосредственных впечатлений воплотить глобальный образ тронувшейся в новый исторический путь России. Этому способствует и «вольная» композиция произведения: с одной стороны, мотив дороги становится сюжетообразующим, а с другой - авторская идеология как бы «строит» сюжет, противопоставляя «должное» сущему.
Именно поэтому в «Письмах с дороги» широко используется принцип контраста: в повествовании Успенского два альтернативных организующих повествование центра - «злоба дня» как зеркальное отражение реальности и «мечтания» повествователя как своеобразный способ прогнозирования будущего, куда автор пытается проникнуть силой своего художественного дара.
Жанр путешествия (будь то путевой очерк или литературное путешествие) естественным образом включает и мотив дороги, особенностью которого, благодаря перемещению персонажа в пространстве, является возможность получения им большого количества новой информации, или, что еще более важно для художественного произведения, ее осмысления и анализа путем панорамного обозрения, сопоставления увиденного, включения в это обозрение самых разных «натурных» объектов.
С хронотопом дороги в названном цикле тесно связан еще один мотив - мотив случайных встреч. Именно на «дороге» пересекаются в одной временной и пространственной точке пути разных людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей и возрастов. Такие встречи и в «Письмах с дороги» постоянны, но особенно часты они с переселенцами, с теми, чья судьба занимала автора больше всего. Подробная «стенограмма» бесед повествователя с крестьянами помогала визуализировать описанное и способствовала приобщению читателя к проблемам переселения, к заинтересованному ознакомлению с нуждами и заботами, занимавшими простого труженика более всего.
В «Письмах с дороги» можно выделить еще одну категорию, имеющую большое значение для понимания системного характера их поэтики -художественный хронотоп, который всегда определяет эстетическую цельность литературного произведения и его отношения к действительности, имеет жанровое значение, обладает изобразительными способностями и напрямую связан с законами сюжетообразования.
В изучаемом нами цикле художественный хронотоп включает не только настоящее время (очерковое время имеет ярко выраженные черты современности, благодаря упоминаниям о реальных людях, событиях, общей атмосфере). Время в хронотопе «Писем с дороги», развиваясь линейно и последовательно (пространственные характеристики изменяются по мере перемещения героев из одного топоса в другой), возвращает, однако, во «вчера», к событиям хронологически близким (воспоминания о столичной жизни) и отличается устремленностью в будущее. Единство пространственно-временных отношений воплощается здесь с максимальной четкостью и ясностью. Топос очеркового цикла вбирает все российское пространство, а пространственные характеристики, включая точные географические координаты, создают впечатление протяженности и бескрайности России. В тексте нет целостных образов столицы и провинциальных городов - писателю интересны только те объекты, которые помогают понять особенности жизни переселенцев: деревни, переселенческие станции. Но все же художественное пространство не замкнуто жесткими рамками исследуемой автором проблемы. По мере продвижения вглубь страны, путешественник мыслями возвращается к столичной жизни, находя ее урбанистические аналоги на всем пути своего следования. Чем больше видит он во время путешествия, тем печальнее картина пореформенной общественной жизни всей России.
В «Письмах с дороги» несколько основных топонимов - это пейзаж, географические или «природные топосы» (река, лес, поле, сама дорога как топографическая единица), культурные приметы (станции, церкви, дома). Главная особенность пейзажа в том, что он функционирует как фон для социальной картины. Пейзаж в «Письмах с дороги» прямо и непосредственно вплетается в действие, являясь косвенным поводом для размышлений повествователя. В очерках Успенского скупые и скромные пейзажные мазки всегда и*меют строго определенную функцию. При всей лаконичности и неброскости пейзажные зарисовки являются одним из важных элементов композиции. Описания природы служат толчком к раздумьям, воспоминаниям, ассоциациям, аналогиям (иногда, на первый взгляд, даже неожиданным), которые способствуют широте авторской постановки проблемы переселенческого дела и глубине ее художественно-публицистического осмысления.
Следуя традициям путевых очерков, Успенский включает в повествование «разнообразнейшие впечатления» (вроде рассказа об особенностях сибирской езды). При этом у Гл. Успенского есть своя специфическая призма художественного видения. Зрительный ряд в его описаниях никогда не бывает отстранен от субъекта, завися от особенностей личности наблюдателя.
Принцип постоянного сравнения «своего» и «чужого» под пером Гл. Успенского тоже обретает особый смысл, т. к. отражает разные ипостаси «своего». Очеркист видит и воссоздает цельную картину действительности: наблюдает, описывает, анализирует, оценивает увиденное, ведет читателя за собой и заставляет его как бы самостоятельно придти к нужной мысли, хотя автору присущи уже и другие функции - не прямое воплощение своей точки зрения, злободневность темы и публицистическая заостренность написанного аранжируются в живописных деталях и мозаике жанровых картинок.
В «Письмах с дороги» Гл. Успенский широко пользуется приемом включения в текст статистики - «живых цифр», которые писатель включает в целях художественного анализа действительности, открывая сквозь их призму глубинную сущность, подоснову факта. Успенский кропотливо cons бирает статистико-экономические данные и широко трансподирует их. Даже красоты пейзажа как бы переводятся на язык чисел, потому что все, благодаря «Господину Купону», превращается в товар, статью дохода. Сама по себе цифра - абстракция, но она помогала Г.И. Успенскому «представить зримую конкретность социальной ситуации», увидеть за цифрами экономические отношения. Статистические данные писатель использует с целью качественного анализа, они становятся еще одним способом более глубокого познания действительности. Включение в текст Гл. Успенского извлечений из периодической печати цифрового материала, почерпнутого из разных источников (из «Сибирской газеты», из «Томских губернских ведомостей», отчетов частных помогающих переселенцам обществ), позволяет приобщить читателя к далекой от него «чужой» жизни и заставить его воспринять ее беды как личную боль. В голых цифрах писатель видит крестьянское разоренье, каждодневную напряженную борьбу народа за жизнь.
Но самым главным пластом содержания цикла «Письма с дороги» становятся встречи с теми, кому этот цикл посвящен. Типизация характеров осуществляется различными художественно-публицистическими средствами, отличающимися неповторимым своеобразием. Законченных характеров, всесторонне раскрытых в сюжетном действии, в «Письмах с дороги» нет. Такой ракурс опять-таки обусловлен творческой целью художника: дать абрис народной низовой жизни, воссоздать коллективный портрет тех, кого переворотившаяся жизнь заставила сдвинуться с насиженных мест и, выполняя волю истории, вступить на неизведанную дорогу. При всем трагизме положения переселенцев нарисованная Успенским картина включает не только черные тона: социальный оптимизм художника питается образными примерами другой жизни тех же самых крестьян. Писатель не ставит своей задачей детально воспроизвести психологические переживания своих героев, если они не связаны с теми или иными общественными проблемами. Успенскому достаточно выделить в характере персонажа одну-две черты, несколькими штрихами схватывая главное во внутреннем и внешнем существе человека, общественного явления, быта, предмета, нравственного состояния.
Автор в очеркистике Успенского - необычный мыслитель-идеолог: он не предлагает готовых выводов, не подводит итогов, а показывает процесс рождения мысли. Писатель вступает с читателем в прямой разговор, вовлекая его в круг своих исканий и вооружая его своим «зрением». Он заставляет читателя не только следовать за собой, солидируясь с авторской мыслью, но сама эта мысль как бы «присваивается» читателем. Повествователь становится активным действующим лицом сюжета путевых заметок, и его душевное состояние здесь обретает определенность и полноту.
Смесь образа и публицистики» в «Письмах с дороги» органична. Повествователь (очевидец-путешественник, наблюдатель, участник происходящего) занимает активную позицию по отношению к действительности, одновременно воздействуя не только логикой мысли, но и внушающей силой создаваемых словесных образов. Новаторский характер «Писем с дороги» определяется всей художественной системой цикла, сплавляющей воедино прямо сформулированную мысль, звуковые, числовые, пластические образы. Результаты анализа убеждают, что, по сравнению с типологией традиционного физиологического очерка, поэтика «Писем с дороги» обнаруживает ряд специфических черт, обусловленных как объектом изображения, так и эволюцией авторского мироотношения.
Рассмотрение генетически связанных с жанрами путевой литературы произведений позволило не только выделить и обобщить характерные для этих литературных видов черты, но на этом фоне высветить особенности жанрологии «Писем с дороги». Все жанрообразующие приемы литературного путешествия подчинены концептуальному осмыслению русской жизни в момент ее исторический нестабильности и достигаются благодаря особой комбинаторике традиционного.
Новаторская модификация традиционных элементов у Гл. Успенского связана с эстетической образностью, привлекаемой в идеологических целях. Прозаик как бы «переворачивает» традиционную структуру очерка, меняя исходные величины и превращая злободневные факты действительности в факт искусства. Именно поэтому общественно-эстетическая значимость «Писем с дороги» оказалась столь высока.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шипилова, Нина Александровна, 2004 год
1. Успенский Г.И. Поли. собр. соч. : в 14 т. / Г.И. Успенский. М.; JI. : Изд-во АН СССР, 1940 - 1954.
2. Успенский Г.И. Полн. собр. соч. / Г.И. Успенский. М. : Изд-во АН СССР, 1952.
3. Успенский Г.И. Собр. соч. : в 9 т. / Г.И. Успенский. М. : Худож. лит., 1957.1. Литература:
4. Абдуллина Г.А. Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский в восьмидесятые годы : Проблема мелочей жизни / Г. А. Абдулина // Традиции и новаторство русской прозы XIX века. Горький, 1988. - С. 34-41.
5. Айхенвальд Ю.И. Глеб Успенский : (Заметка о творчестве) / Ю.И. Айхен-вальд // Силуэты русских писателей / Ю.И. Айхенвальд. М., 1994. - С. 283-295.
6. Алексеев В А. Очерк • спецкурс для студентов / В А Алексеев. Л : Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - 84 с.
7. Алексеев В.А. Русский советский очерк / В.А. Алексеев. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 119 с.
8. Алексеев П.П. Ресурсы продуктивности жанра «Писем русского путешественника» Н.М Карамзина Успенского / П.П. Алексеев // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1987. - Ч. 1. - С. 84-100.
9. Аптекман О.В. Глеб Иванович Успенский / О.В. Аптекман. М.: Задруга, 1922.- 175 с.
10. Аржакова В.Н. Г.И.Успенский писатель-публицист : дис. канд. филол. наук / В.Н. Аржакова. - М., 1965. - 273 с.
11. Барабохин Д.А. А.И. Эртель о Г.И. Успенском. О творческой дружбе писателей / Д.А. Барабохин // Вестн. Ленингр. ун-та. 1979. - № 14. - Вып.З. - С.49-54.
12. Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика. Проблема демократизма в журналистской и публицистической деятельности писателя : дис. . д-ра филол. наук / Д.А. Барабохин. Л., 1985. - 265 с.
13. Бардовский А.Ф. Глеб Иванович Успенский (1843-1902). Чтение о его литературной деятельности с отрывками из его сочинений / А.Ф. Бардовский СПб., 1908. - 32 с.
14. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе : (Очерки по исторической поэтике) / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - С.234- 407.
15. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» как художественное произведение / Ю.К. Бегунов. М. : Просвещение, 1983. - 146с.
16. Белинский В.Г. Поли.собр.соч. : в 13 т. / В.Г. Белинский. М. : АН СССР, 1955.
17. Бельчиков Ю.А. «Простое слово» народа / Ю.А. Бельчиков // Русская речь, 1973.-№3,-С. 24-29.
18. Бельчиков Ю А. Г.Успенский / Ю.А. Бельчиков. М. • Мысль, 1979. -151 с.
19. Бельчиков Ю.А. О диалогах у Глеба Успенского / Ю.А. Бельчиков // Русская речь. 1982. - № 2. - С.57-61.
20. Богаткина М.Б. Достижения советского литературоведения в изучении жанра очерка (Проблема традиций и наследие Глеба Успенского) / М.Б. Богаткина // Советская литература зеркало социального прогресса. -Днепропетровск, 1967. - С.74-81.
21. Богаткина М.Б. Проблема жанра в творчестве Г.И. Успенского 70-80-х годов / М.Б. Богаткина // Проблемы метода и стиля (Русская литература). Днепропетровск, 1969. - С. 88-102.
22. Богданов В.А. Становление жанра : (о первых очерковых циклах Г.И. Успенского) / В.А. Богданов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. -1967. № 2. - С.32-43.
23. Буш B.B. Глеб Успенский : (В мастерской художника слова). Этюды / В.В.Буш. Саратов : Б.и., 1925. - 153 с.
24. Буш В.В. Как работал Глеб Успенский над своими очерками / В.В. Буш //Лит. учеба. 1933. - № 6-7. - С. 24-38.
25. Буш В.В. Литературная деятельность Глеба Успенского / В.В. Буш. Л. : АН СССР, 1927.-263 с.
26. Буш В.В. Очерки литературного народничества : 70-80 гг. / В.В. Буш. -М.; Л. : Худож. лит., 1931. 164 с.
27. Бялый Г.А. «Во имя самой строгой правды». О реализме Г. Успенского / Г.А. Бялый // Русский реализм. От Тургенева к Чехову / Г.А. Бялый. Л., 1990.-С. 491-536.
28. Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского / Г.А. Бялый // Русский реализм конца XIX века / Г.А. Бялый. Л. : Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1973. - С.69-117.
29. Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Успенского / Г.А. Бялый // Учен. зап. ЛГУ. Сер. филологических наук. 1957. - № 229. -Вып. 30. - С.180-201.
30. Вартаньянц В. Глеб Успенский и Н.В.Гоголь и их отношение к крепостному строю. Критический этюд / В.Вартаньянц. Тифлис : Изд. автора, 1902.-28 с.
31. Введение в литературоведение : учеб. пособие / под ред. Г.Н.Поспелова. М. : Высш. шк., 1976. - 422 с.
32. Волжский Глинка A.C. Г.И. Успенский / Волжский [A.C. Глинка] // Два очерка об Успенском и Достоевском / Волжский [A.C. Глинка]. Пб., 1902. - С. 1-129.
33. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей М. : Наука, 1975.-464 с.
34. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии. Письма из Avenue Marigny / А.И. Герцен // Собр. соч. : в 8 т. / А.И. Герцен. М. : Наука, 1975. -Т.З. - 544с.
35. Герцен А.И. Собр. соч. : в 30-ти т. / А.И. Герцен. М. : Изд-во АН СССР, 1955.-Т.5.-511 с.
36. Глаголев H.A. Глеб Иванович Успенский. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века / H.A. Глаголев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953.-41 с.
37. Глаголев H.A. Художественный очерк Г.Успенского / H.A. Глаголев // Худож. лит. 1935. - № 9. - С. 47-53.
38. Глинка-Волжский A.C. Глеб Успенский в жизни : (по воспоминаниям, переписке и документам) / [A.C. Глинка-Волжский]. М.; JI. : Academia, 1935. - 626 с.
39. Глеб Успенский. Летописи Государственного литературного музея. Книга четвертая / общ. ред. В. Бонч-Бруевича. М. : Изд-во Гос. лит. музея, 1939.-676 с.
40. Глеб Успенский. Материалы и исследования / отв. ред. И.И. Векслер. Т.1. - М.; Л. : АН СССР, 1938. - 743 с.
41. Глушанина Н.И. Проблема жанра утопии в контексте путевой литературы петровской эпохи («Архив, или статейный список.» А.А.Матвеева) / Н.И. Глушанина // Поэтика жанра : сб. ст. Барнаул : Барнаул, гос. пед. ун-т, 1995. - С.3-23.
42. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе / Н.И. Глушков. Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, ун-та, 1966. - 75 с.
43. Глушков Н.И. Очерковая проза / Н.И. Глушков. Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, ун-та, 1979. - 216 с.
44. Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе / Н.И. Глушков. Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, ун-та, 1969. - 223 с.
45. Глушкова Н.Б. Паломнические «Хожения» Б.К.Зайцева: особенности жанра : автореф. дис. . канд. филол.наук / Н.Б. Глушкова. М.,1999. -16 с.
46. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»: Очерки путешествия в 2-х томах / И.А. Гончаров // Собр. соч. : в 8 т. / И.А. Гончаров. М. : Худож. лит.,1978.- Т.2.-598 с.
47. Горенштейн М.С. Путевые очерки Гончарова «Фрегат «Паллада» : авто-реф. дис. . канд. филол. наук / М.С. Горенштейн. Одесса, 1955. -22 с.
48. Гуминский В.М, Жанр путешествия.в русской литературе и творческие искания Н.В.Гоголя : автореф. дис. . доктора, филол. наук / В.М. Гуминский. М., 1996. - 41 с.
49. Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники / В.М. Гуминский. М.: Современник, 1987. - 286 с.
50. Гуминский В.М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе : автореф. дис. . канд. филол.наук / В.М. Гуминский-М., 1979.-23 с.
51. Гуминский В.М. Путешествие / В.М. Гуминский // Лит. энцикл. слов. -М. : Совет, энцикл., 1987. С.314.
52. Гуминский В.М. Странники и путешественники / В.М. Гуминский // Наш современник. 1996. - №1. - С. 181-191.
53. Гущина H.H. В.Г. Короленко и Г.И. Успенский : (к вопросу о творческих связях и влияниях) / H.H. Гущина, Ю.Г. Гущин // В.Г.Короленко и русская литература. Пермь, 1987. - С. 13-21.
54. Давыдов Ю.В. Вечера в Колмове : Повесть о Г.Успенском / Ю.В. Давыдов. М.: Книга, 1989. - 322 с.
55. Дергачев И.А. Глеб Успенский и Мамин-Сибиряк / И.А. Дергачев // Глеб Успенский и Мамин-Сибиряк в литературном контексте второй половины XIX века / И.А. Дергачев. Екатеринбург, 1992. - С. 76-94.
56. Добролюбов H.A. Собр. соч. : в 9 томах / H.A. Добролюбов. М. : Гослитиздат, 1962. - Т.4. - 495с.; Т.5. - 614с.
57. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова (Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова) / Б.С.Дыханова. Воронеж : Изд-во Воронеж, пед. ун-та, 1994. - 190 с.
58. Дыханова Б.С. ".K одной только правде, хотя бы и болящей, но истинной!" / Б.С. Дыханова // Успенский Г.И. Сочинения : в 2 т. / Г.И. Успенский. М., 1988. - Т. 1. - С.5-30.
59. Дыханова Б.С. Художник переходного времени / Б.С. Дыханова // Успенский Г.И. Рассказы и очерки томах / Г.И. Успенский. М. : Правда, 1986. - С.450-466.
60. Дыханова Б.С. Эволюция повествовательных форм в прозе Н.С. Лескова : (динамика народного сакмосознания и ее стилевое воплощение) : дис. . д-ра филол. наук / Б.С.Дыханова. Воронеж, 1992. - 340 с.
61. Елпатьевский С. Близкие тени: Воспоминания о Г.И.Успенском, И.К.Михайловском, А.П.Чехове, Н.Г.Гарин-Михайловском / С. Елпатьевский. Пб. : Общ. польза, 1909 (май). - 109 с.
62. Ершов Ю.М. Методы познавательной деятельности публициста и жанры публицистики : диалектика взаимодействия : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю.М. Ершов. М., 1987. - 22 с.
63. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров (Очерк. Фельетон) / Е.И.Журбина. М. : Мысль, 1969. - 399 с.
64. Западов A.B. Глеб Успенский и переселенческое движение / A.B. Запа-дов // Учен. зап. Ленингр. ун-та. 1952. - № 158. - Вып. 17. - С. 350-376.
65. Ивашина Е.С. Жанр литературного путешествия в России конца XVIII -первой трети XIX в. : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.С. Ивашина. -М., 1980.-16 с.
66. Ивашина Е.С. Мотив путешествия в русской прозе начала XIX века / Е.С. Ивашина // Вопросы сюжета и композиции : межвуз. сб. Горький, 1985. - С.51-59.
67. Камегулов А. Стиль Глеба Успенского / А. Камегулов. Л., 1930. - 160 с.
68. Каминский В.И. Короленко и Глеб Успенский : (К вопросу о реализме «переходного времени») / В.И. Каминский // Рус. лит. 1972. - №4. - С. 35-49.
69. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин. -Л. : Наука, 1987.-717 с.
70. Катаева-Мякинен Е.В. Образ Испании в записках русских путешественников XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.В. Катаева-Мякинен. М., 1999. - 16 с.
71. Козьмин Б. Литературная борьба вокруг Успенского / Б. Козьмин // Новый мир. 1938. - № 9. - С.267-280.
72. Короленко В.Г. Отошедшие : Об Успенском. О Чернышевском. О Чехове / В.Г.Короленко. СПб. : Изд-во редакции журнала «Русское богатство», 1910. - 132 с.
73. Костелянец Б.О. Традиции боевого жанра / Б.О. Костелянец // Пути советского очерка : Сб. лит.-крит. ст. Л. : Совет, писатель, 1958. - С.3-98.
74. Краснощекова Е.А. «Фрегат «Паллада» : путешествие как жанр / Е.А. Краснощекова// Рус. лит. 1992. - №4. - С. 12-31.
75. Краснощекова Е.А. И.А.Гончаров и Н.М.Карамзин : («Фрегат «Паллада») / Е.А. Краснощекова // И.А.Гончаров : (материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения И.А.Гончарова). Ульяновск, 1994. - С.91-101.
76. Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А.Суркова. М.: Сов. энцикл., 1968-1978.
77. Крестьянское движение в России в 1881-1889 гг. : сборник документов / под ред. A.C. Нифонтова и Б.В. Златоустовского. М. : Изд-во социал.-эконом, лит., 1960. - 964 с.
78. Кречетова A.B. Нравственно-эстетические идеалы Г.И.Успенского в контексте традиции русской духовной культуры / A.B. Кречетова // А.И. Солженицын и русская культура. Саратов : Изд-во Саратов, ун-та, 1999.-С. 92-107.
79. Кубиков И. Глеб Успенский / И. Кубиков. М. : Гос. изд-во, 1925. - 120 с.
80. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века : учеб. пособие / В.И. Кулешов. 2-е изд. - М. : Просвещение, 1982. -224 с.
81. Лисин Л.Ф. Г.И. Успенский о художественном очерке / Л.Ф. Лисин // Учен. зап. Иркутского пед. ун-та. Вып. 12. - 1957. - С. 40-84.
82. Лисин Л.Ф. Г.И. Успенский. Концепция человека и народа в его творчестве : дис. .д-ра филол. наук / Л.Ф. Лисин. М., 1953. - 693 с.
83. Лисин Л.Ф. Г.И. Успенский. Творческий путь / Л.Ф. Лисин. Иркутск: Иркутский гос. пед. ин-т, 1961. - 331 с.
84. Лисин Л.Ф. Глеб Иванович Успенский : (Концепция человека и народа в его творчестве) : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Л.Ф. Лисин. М., 1967.-63 с.
85. Лисин Л.Ф. Творчество Г.И. Успенского: Автореф. дис. . доктора фи-лол.наук / Л.Ф. Лисин. -М., 1955.
86. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. A.A. Суркова. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. 750 с.
87. Максимов В.В. «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова : (Герой и жанр) : автореф. дис. .канд. филол.наук/ В.В. Максимов. Томск, 1990. - 18 с.
88. Мартынова О.М. «Итальянское путешествие» Гете : (Автор. Композиция. Жанр) : автореф. дис. . канд. филол. наук / О.М. Мартынова. -СПб., 1995.-21 с.
89. Маряхина Н.М. Некоторые особенности изображения персонажей в очерках Успенского последних лет (1884-1890) / Н.М. Маряхина // Учен, зап. Моск. обл. пед. ин-та. 1960. - Т. 86. - Вып. 7. - С. 191-226.
90. Маряхина Н.М. О жанровом своеобразии очерков Глеба Успенского последних лет (1884-1893 гг.) : дис. . канд. филол. наук / Н.М. Маряхина. -М., 1962.-279 с.
91. Маряхина Н.М. О некоторых особеностях композиции очерков Глеба Успенского последних лет / Н.М. Маряхина // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та. 1963. - Т. 122. - Вып. 8. - С. 213-230.
92. Маслова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма / Н.М. Маслова. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. 115 с.
93. Мельникова Е.А. Литературно-критические взгляды Г.И. Успенского : дис. . канд. филол. наук/ Е.А. Мельникова. Б.м. : Б.и. - 205 с.
94. Миллер О.Ф. Г.И. Успенский. Опыт объяснительного изложения его сочинений / О.Ф. Миллер. СПб, 1889. - 241 с.
95. Милонов Н. Творчество Г.И. Успенского 60-х гг. XIX века : дис. . канд. филол. наук / Н. Милонов. М., 1952. - 312 с.
96. Михайлов В.А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII XIX веков : дис. .канд. филол. наук / В. А. Михайлов. - Волгоград, 1999. - 199 с.
97. Михайловский Н.К. Глеб Иванович Успенский. Литературная характеристика / Н.К. Михайловский // Соч. : в 2 т. / Г.И. Успенский. СПб, 1889. -С.2-52.
98. Михельсон В.А. Гуманизм И.А. Гончарова и колониальный вопрос / В.А. Михельсон. Краснодар : Краснодар, гос. пед. ин-т, 1965. - 281 с.- (Науч. тр. / Краснодар, гос. пед. ин-т; вып.59).
99. Михельсон В.А. «Путешествие» в русской литературе / В.А. Михельсон.- Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, ун-та, 1974. 108 с.
100. Михельсон В.А. Русский путевой очерк (XVIII первой пол. XIX вв) : автореф. дис. . канд. филол. наук / В.А. Михельсон. - Киев, 1972. - 45 с.
101. Михельсон В.М. К вопросу об эстетических взглядах и литературных направлениях А.Н.Радищева / В.М. Михельсон //Учен. зап. Краснодар, пед. ин-та. Краснодар, 1956.- - Вып. XVIII. - С.43-67.
102. Молдавский Д. По краям далеким, но родным: о жанре путевого очерка у писателей-ленинградцев / Д. Молдавский // Пути советского очерка : Сб. лит.-крит. ст. Л. : Совет, писатель, 1958. - С. 308-336.
103. Мухамидинова Х.М. Структура художественного текста И.А.Гончарова / Х.М. Мухамидинова // И.А.Гончаров : (Материалы междунар. конф.,посвящ. 180-летию со дня рождения И.А.Гончарова). Ульяновск, 1994. -С. 113-123.
104. Нерушенко Г.А. Мотив «власти тьмы» в творчестве Л.Н.Толстого и Г.И.Успенского / Г.А. Нерушенко // Толстовский сборник. Тула, 1992. -С. 117-124.
105. Никитина А.И. Творчество Г. Успенского 60-х годов : дис. . канд. фи-лол. наук / А.И. Никитина. Л., 1955. - 326 с.
106. Новополин Г.С. Глеб Успенский. Опыт литературной характеристики / Г.С. Новополин. Харьков : Изд. Э.А. Головкиной, 1903. - 75 с.
107. Пивоварова Л.М. Русский очерк 80-90-х годов XIX века / Л.М. Пивова-рова Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. - 111с.
108. Писарев Д И. Сочинения : в 4 т. / Д.И. Писарев. М. : Госполитиздат, 1956.-Т. 2.-430 с.
109. Плотникова Н.И. Пословицы и поговорки в творчестве Г.И. Успенского / Н.И. Плотникова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1976. - № 5. - С.52-57.
110. Плотникова Н.И. Прозаические жанры фольклора в творчестве Г.И. Успенского / Н.И. Плотникова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Филология. -1972.-№3.-С. 45-52.
111. Поспелов Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. М. : Высш. шк., 1978. -351с.
112. Прокофьев Н.И. «Хождения» как жанр древнерусской литературы / Н.И. Прокофьев // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1968. - №228. - С. 8-23.
113. Прокофьев Н.И. Записки русских путешественников / Книга хожений : Записки русских путешественников XI-XV вв. / Н.И. Прокофьев. М. : Совет. Россия. - 1984. - С. 5-20.
114. Проценко-Яхеева Е.Г. Традиции русской художественной прозы в жанре «путешествий» 40-х годов XIX века / Е.Г. Проценко-Яхеева // Из истории русской и зарубежной литературы : межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары : Изд-во при Чувашском ун-те, 1995. - С. 18-31.
115. Пруцков Н.И. Глеб Успенский критик / Н.И. Пруцков. - М.; JL: 1958. - 189 с.
116. Пруцков Н.И. Глеб Успенский / Н.И. Пруцков. JI. : Просвещение, 1971.- 128 с.
117. Пруцков Н.И. Глеб Успенский / Н.И. Пруцков. М. : Знание, 1952. -40с.
118. Пруцков Н.И. Глеб Успенский в шестидесятые годы / Н.И. Пруцков. -Тула : Обл. кн. изд-во, 1952. 144 с.
119. Пруцков Н.И. Глеб Успенский семидесятых-начала восьмидесятых годов / Н.И. Пруцков. Харьков : Изд-во Харьков, ун-та, 1955. - 219 с.
120. Пруцков Н.И. Народнический роман / Н.И. Пруцков // История русского романа в 2-х томах.- М.; Л. : Наука, 1964. Т.2. - С.439-465.
121. Пруцков Н.И. Своеобразие реализма Глеба Успенского / Н.И. Пруцков // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М. ; Л., 1961. - С. 263-280.
122. Пруцков Н.И. Творческий путь Глеба Успенского / Н.И. Пруцков. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1958. - 189 с.
123. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву /А.Н. Радищев. -Л. : Худож. лит., 1981. 197 с.
124. Роболи Т. Литература «путешествий» / Т. Роболи // Русская проза : сб. ст. / под ред. Б.М. Эйхенбаума и Ю.Н. Тынянова. Л. : Academia, 1926. - С.42-73.
125. Русское богатство: лит. и науч. журнал / ред. П.В. Быков. СПб. : Тип. A.C. Суворина, 1884.- №2.
126. Рябов И.А. Глеб Успенский. Критико-биографический очерк / И.А. Рябов. М.: Худож. лит., 1954.-112 с.
127. Сальник А.И. Пословицы и поговорки в творчестве Г.И. Успенского / А.И. Сальник // Проблемы жанров русской и советской литературы. -Томск, 1975. С.135-144.
128. Святошенко И.М. Концепция личности в творчестве Л.Стерна и Н.М. Карамзина : автореф. дис. . канд. филол. наук / И.М. Святошенко. М., 1995.-22 с.
129. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 1848-1906 гг. / A.M. Скабичевский. Изд 6-е, испр. и доп. - СПб. : Книгопечатня Шмидт, 1906.-501 с.
130. Скабичевский A.M. Литературные воспоминания / A.M. Скабичевский. М. ; Л. : Земля и фабрика, 1928. - 263 с.
131. Скляров Л.Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы / Л.Ф. Скляров. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1962.-588 с.
132. Смирнов В.Б. «.Презренное время мы переживаем» : Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин в эпоху «безвременья» / В.Б. Смирнов // Больше века назад / В.Б. Смирнов. Волгоград, 1997. - С. 265-286.
133. Смирнов В.Б. Глеб Успенский и Златовратский : (К проблеме стилевых тенденций в народной беллетристике) / В.Б. Смирнов // Рус. лит., 18701890 гг. 1975. - Сб. 8. - С. 3-23.
134. Смирнов В.Б. Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин : (Г.И. Успенский в «Отечественных записках») / В.Б. Смирнов. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1964. - 138 с.
135. Смольников И.Ф. Творчество Г.И. Успенского второй половины восьмидесятых годов. Цикл рассказов и очерков «Кой про что» : дис. . канд. филол. наук / И.Ф. Смольников. Л., 1956. - 386 с.
136. Соколов Н.И. «Власть земли» и крестьянские очерки Г.И.Успенского начала 1880-х годов / Н.И. Соколов //Учен. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук. -1957. № 229. - Вып. 30. - С. 202-254.
137. Соколов Н.И. Г.И. Успенский. Жизнь и творчество / Н.И. Соколов Л. : Худож. лит., 1968.-319 с.
138. Соколов Н.И. Крестьянские очерки Г.И. Успенского : автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.И. Соколов. Л., 1954. - 16 с.
139. Соколов Н.И. Крестьянские очерки Г.И.Успенского : дис. .канд. филол. наук / Н.И. Соколов. Л., 1954. - 587 с.
140. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского / Н.И. Соколов. -»Л. : Совет, писатель, 1958. -256 с.
141. Соколов Н.И. Творчество Глеба Успенского в оценке Г.В. Плеханова / Н.И. Соколов // Учен. зап. Ленингр. ун-та. 1954. - № 173. - Вып. 20. -С. 258-306.
142. Соколов Н.И. Эстетические взгляды Г.И. Успенского / Н.И. Соколов // Учен. зап. Ленингр. ун-та. 1949. - № 117: Сб. студ. работ. - №1. - С. 142-178.
143. Старостина Г.В. Жанр путешествия в творчестве Глеба Успенского / Г.В. Старостина // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1987. - 4.1. -С.52-56.
144. Старостина Г.В. О продуктивности изучения структуры межжанровых образований : (На материале очерка Г.И. Успенского «Волей-неволей») / Г.В. Старостина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1999. - № 1. - С. 60-69.
145. Старостина Г.В. Просветительство XVIII века и проза Г.И. Успенского : (К проблеме межжанровых структур) / Г.В. Старостина // Карамзинский сборник : Нац. традиции и европеизм в рус. культуре. Ульяновск, 1999. -С. 108-112.
146. Старостина Г.В. Своеобразие жанрового дискуса «малой прозы» Г.Успенского («Выпрямила» / Отрывок из записок Тяпушкина/) / Г.В. Старостина// Карамзинский сборник Ульяновск, 1998. 4.2. - С.78-88.
147. Старыгина H.H. Проблема цикла в прозе Н.С.Лескова (постановка вопроса) / H.H. Старыгина // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1984. - С. 146-162.
148. Тимофеев Л.И. Жанр / Тимофеев Л.И., Венгров Н. // Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1963. - С.49.
149. Травников С.Н. Поэтика художественного пространства в путевой литературе конца XVII начала XVIII века / С.Н. Травников // Поэтика жанров русской и советской литературы : межвуз. сб. науч. тр. - Вологда, 1988.-С. 3-17.
150. Турбин В.Н. Так говорил Тяпушкин. Несколько слов в защиту художественного монолога : По поводу очерка новеллы Глеба Успенского «Выпрямила» / В.Н. Турбин // Русская новелла. - СПб., 1993. - С. 154170.
151. Г.И. Успенский в русской критике вступ. ст., примеч. Н.И. Соколова. . М. ; Л. : Гослитиздат, 1961. - 524 с.
152. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе : (Русский физиологический очерк) / А.Г. Цейтлин. М. : Наука, 1965. - 319 с.
153. Чернышевский Г.Н. «Письма об Испании» В.П.Боткина / Г.Н. Чернышевский // Собр. соч. : в 15т./ Г.Н. Чернышевский. М. : Гослитиздат, 1948. -Т.4. - С. 222- 246.
154. Чешихин-Ветринский В.Е. Глеб Иванович Успенский. Биографический очерк / В. Е. Чешихин-Ветринский. М. : Федерация, 1929. - 380 с.
155. Шаврыгин С.М. «Нельзя же быть вечно писателем.» : О личности и творчестве Г.И.Успенского / С.М. Шаврыгин, Г.В. Старостина // Лит. в шк.- 1997.-№2.-С. 26-33.
156. Шкловский В.Б. Повести в прозе. Размышления и разборы : в 2 т. / В.Б. Шкловский. М. : Худож. лит., 1966. - 463 с.
157. Шпилевая Г.А. Пародийный и пародический элемент в творчестве Г.И.Успенского / Г.А. Шпилевая // Проблемы изучения литературного пародирования. Самара, 1996. - С. 103-110.
158. Шпилевая Г.А. Жанровая эволюция циклов очерков Г.И. Успенского («Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье», «Власть земли») : дис. . канд. филол. наук / Г.А. Шпилевая. Воронеж, 1993. - 185 с.
159. Weiland Joachim. Der umgangssprachliche Dialog in den Skizzen Gleb Iva-novic Uspenskijs. Inaug : diss. vorgelegt von Joachim Weiland / Joachim Weiland. München, 1969. - 169 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.