Поэтика имени в романной трилогии И.А. Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Уба, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Уба, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава 1. Имена персонажей в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как элемент индивидуально-авторского стиля.
1.1. Имя как объект художественной номинации.
1.2. Эмоционально-экспрессивные средства выразительности имени в романной трилогии И.А. Гончарова.
1.2.1. Использование И.А. Гончаровым приема актуализации внутренней формы имени.
1.2.2. Проявление этимологического значения имени в контексте трех романов И. А. Гончарова.
1.2.3. Включённость номинации И. А. Гончарова во внехудожественное ономастическое пространство.
1.2.4. Взаимодействие номинационных единиц в художественной структуре романов И. А. Гончарова.
Глава 2. Именология трилогии И.А. Гончарова как отражение художественной картины мира.
2.1. Идейное содержание номинаций второстепенных персонажей и лиц, упомянутых в тексте.
2.2. Мифопоэтика имён центральных героев романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
2.1.1. Мифологический подтекст имён центральных героев трилогии.
2.2.2. Отражение христианского именослова в именованиях центральных героев романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Парадигма обрыва в романистике И.А. Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв"2006 год, кандидат филологических наук Сергеева, Юлия Александровна
Повествовательная система в романах И.А. Гончарова2005 год, кандидат филологических наук Воробьева, Мария Сергеевна
Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2004 год, кандидат филологических наук Багирова, Елена Петровна
Автор и герой в художественном мире И.А. Гончарова: структура текста и типология характеров2011 год, кандидат филологических наук Пинженина, Екатерина Игоревна
Художественное своеобразие женских образов в романах И.А. Гончарова2006 год, кандидат филологических наук Сунь Личжэнь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика имени в романной трилогии И.А. Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв"»
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Особое положение в языке имён собственных, в частности, антропонимов, обеспечивает себе постоянное и пристальное внимание со стороны исследователей. Являясь частью лексической системы языка, развиваясь по её законам, функционируя в её рамках, личные имена, отчества, фамилии, прозвища людей помимо лексического компонента в своей понятийной * структуре содержат этнографическую, историческую, социальную и культурологическую информацию. Личные имена имеют значение не только как единицы языка, «имена служат выражением понятий народных, его верований и чувствований, в них рассматриваются значения, определяются понятия, выражаемые ими; имена рассматриваются как сокровища понятий народных» [Морошкин, 1867; 22]. И потому изучение имён собственных принадлежит к числу предметов исследования, актуальных постоянно: процесс постижения глубин народного сознания никогда не может считаться завершённым, исчерпанным, а вместе с этим неисчерпаемыми представляются возможности проникновения в суть имени собственного, аккумулирующего в себе значения и смыслы, которые, в свою очередь, складываются в определённую картину мира.
Обращение литературоведения к имени собственному продиктовано, кроме выше-обозначенной особенности предмета исследования, осознанием в последнем важнейшего средства художественности. Имена персонажей любого из произведений (литературные номинации) являются «неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ» [Горбаневский; 4]. Мир художественного произведения в буквальном смысле слова открывается через имена персонажей — это первая ступень к познйнию сложной системы художественного целого, созданного писателем.
Включённые в систему произведения номинации никогда не бывают случайными, они обусловлены многими её компонентами: законами жанра, художественным методом писателя, родом и видом литературного произведения и особенностями его построения, соответствием содержанию текста, эстетической нагрузкой имени в ближайшем и широком контексте, а также многими индивидуально-неповторимыми творческими особенностями стиля писателя в целом [Фонякова; 38]. Всё это позволяет говорить об имени как об одном из элементов поэтики художественного текста.
Отбор и взаимодействие номинаций с другими элементами художественной структуры - предмет самого пристального внимания исследователей. Творчество почти каждого из классиков русской литературы подвергалось такого рода анализу. В этом смысле произведения И.А. Гончарова до сих пор оказывались вне поля зрения. Несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, очерчивающий круг изученных и изучаемых проблем творчества этого художника, имена гончаровских персонажей ещё не анализировались в полном объёме. Правда, литература о писателе буквально изобилует попутными, одномоментными, а нередко и весьма остроумными замечаниями по поводу имени, фамилии того или иного героя, которые отнюдь не являются предметом исследования для авторов, но лишь помогают им проиллюстрировать свои умозаключения по некоему иному поводу (это высказывания типа: Аянов - «человек от «а» до «я» [Недзвецкий, 1992 (1)\ 121]). Неоднократно исследователями предпринимались попытки объяснить смысл, скрытый в фамилии и имени самого знакового героя И.А. Гончарова — Ильи Обломова. В последнее время участились случаи обращения к внутреннему содержанию и других номинаций, таких как Вера, Марк Волохов, Агафья Матвеевна Пшеницына, Пётр Адуев и так далее. Но и по сей день мы не найдём ни одной работы, содержащей системный, подробный анализ этих и других гончаровских именований — ни в объёме статьи, ни в объёме монографии. А между тем актуальность постановки вопроса поэтики имени в романах Гончарова представляется очевидной: во-первых, как уже сказано, творчество этого художника до сих пор не исследовалось с такой точки зрения; во-вторых, рассмотрение обозначенного вопроса сопряжено не просто с системой номинаций конкретного художественного произведения, но и, вместе с тем, с определёнными закономерностями антропонимики в целом; в-третьих, анализ художественных номинаций способствует более полному выявлению индивидуально-авторских особенностей стиля; в-четвёртых, изучение данного предмета - необходимый этап в создании словаря писателя, что применительно к Гончарову представляет собой незаполненное исследовательское пространство; и, наконец, как показывает практика изучения художественных именований какого-либо писателя-классика, это перспективно и плодотворно для литературоведения вообще, так как открывает новые грани творчества художника.
Материалом исследования являются три центральных романа И.А. Гончарова.
Объект исследования - антропонимы, введённые в повествовательную структуру «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва».
В качестве предмета исследования выбрана поэтика имени, что определило основную цель диссертации.
Цель диссертационного исследования - определение функционально-стилистических особенностей, смысловой анализ и системное описание антропонимических единиц в романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать эстетическую природу имени как объекта художественной номинации;
2. Определить признаки индивидуально-авторского стиля в номинации героев и персонажей исследуемых романов.
3. Выявить системный характер именологии Гончарова и её связь с другими структурными уровнями произведений.
Методологической основой исследования являются труды по теории литературы (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.И. Тюпа); по философии имени
С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский); по теории имени собственного (В.Д. Бондалетов, ВА. Никонов, АА. Реформатский, А.В. Суперанская); по проблеме художественной номинации (Ю.А. Карпенко, В.Н. Михайлов, В.И. Фонякова).
В основе исследования лежит единство сравнительно-сопоставительного и структурно-системного подходов к литературному тексту, литературоведческий анализ дополнен элементами лингвистического характера.
Историография исследования. Специфика проблемы имени вообще (и художественного, прежде всего) состоит в том, что она оказывается в фокусе внимания разных наук, приоритетное положение в данного рода исследованиях занимают философия и собственно филология (лингвистика и литературоведение).
Философское представление об имени как «вершине природной эволюции, завершении одного типа развития и начало другого» {Доброхотов;7] основано на многовековом опыте, начиная с первого, засвидетельствованного у Гераклита учения о Логосе и включая особо значимое сточки зрения проблемы художественной номинации многообразие русских философских течений начала XX века, подготовивших почву для появления «Всеединства» В. Соловьёва, философии языка А. Потебни, учения о слове и эйдосе П. Флоренского, философии имени А. Лосева, философии творчества Н. Бердяева, осмысления А. Белым и В. Ивановым символа как самостоятельного типа мышления и так далее.
В начале XX века появился целый ряд фундаментальных исследований по философии имени. Одним из таких представляется «Философия имени» А.Ф. Лосева, где учёным предпринята попытка рассмотреть мир-как-имя, где имя — квинтэссенция бытия и воспринимается как неразложимая на компоненты жизненная основа, энергия сущности предметов.
Работа А.Ф. Лосева была написана под непосредственным влиянием споров между «имяславцами» и «имяборцами», и воспринимать её следует в контексте проблемы Имени, которая активно обсуждалась в русском обществе начала XX века. Среди сторонников имяславия выделяются такие значительные фигуры, как С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский. В трудах последнего «Имяславие как философская предпосылка» и «Об имени Божием» рассмотрены философский и богословский аспекты проблемы. В «Философии имени» С.Н. Булгакова имя рассматривается как личностный стержень своего носителя, который энергетически формирует и определяет его. Размышления обоих философов отталкиваются от сакральной энергии Божьего Имени («Имя Божие» — название одной из работ С.Н. Булгакова), наличия в нём Богоприсутствия. А человеческие имена рассматриваются проявлением Божественной энергии в мире. Именно поэтому, по мнению философов, имя влияет на судьбу человека, а определённый духовный тип притягивает к себе имя, выражающее сущность этого типа.
Труд П. Флоренского «Имена» посвящён не только именам реальных лиц, но и именам персонажей художественной литературы и потому особенно интересен в свете постановки и решения проблемы специфики литературных
-.-. . 9 номинаций. По П. Флоренскому, образы - это ни что иное, как имена, развёрнутые в тексте художественного произведения.
Причина обращения к творческому наследию вышеназванных мыслителей кроется в том, что теоретические обобщения А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский основывали на наблюдениях за именами литературных героев и реальных лиц из только что оставшегося позади XIX века, что позволяет говорить об относительной близости их к решению поставленных в данном исследовании задач.
Личные имена собственные как объект лингвистики изучаются в рамках раздела науки о языке — ономастики, в котором также рассматриваются и другие собственные имена (топонимы, зоонимы, гидронимы, ойконимы и другие). Одним из основателей ономастики считают русского историка, исследователя литературы, библиографа - Е.А. Болховитинова [Ковалёв; 38 -39]. Большой вклад в развитие науки о собственных именах на разных этапах её развития внесли такие учёные, как М.Я. Морошкин, Н.М. Тупиков, А.И. Соболевский, A.M. Селищев, В.К. Чичагов, Б.О. Унбегаун, С. Роспонд, Л.В. Щерба, группа учёных института этнографии Академии наук СССР и многие другие [Никонов, 1988; 54].
Из всего многообразия теоретических постулатов и практических выводов, содержащихся в работах перечисленных и- других авторов, наше внимание привлекает вопрос функционирования онима в языке и речи. Обычно учёные на первое место ставят функцию номинации (В. А. Никонов, Ю.А. Карпенко, А.А. Реформатский и другие). Однако, учитывая, что
10 собственные имена не только называют предметы, но и выражают понятие о предмете (что является принципиально значимым при обращении к литературной антропонимике), важным представляется выделение следующих функций имён собственных в языке и речи:
- функция дискриптивная (описательная), опирающаяся исключительно на этимологическое значение и действующая только до той поры, пока оно живо;
- функция различительная, по утверждению некоторых учёных «единственно необходимая и рациональная. Без неё антропонимы вообще теряют смысл» [Бестужев-Лада; 24]. При этом имя в языке и речи не только разделяет, но и вводит в ряд. Независимо от его исходного этимологического значения, оно связывает носителя имени с той группой общества, в которой оно принято;
- функция социальная, указывающая на место индивида в социальной структуре общества;
- функция идеологическая (в широком смысле), характеризующая имена со значением пожеланий, заклинаний, посвящений и тому подобное;
- функции эмоционально-экспрессивная, эстетическая и стилистическая, выступающие с точки зрения лингвистов, в качестве второстепенных, производных от основных, указанных выше, функций [Никонов, 1974; 247]. Изучение отдельной отрасли ономастики - антропонимики — обозначает достаточно широкий круг вопросов: здесь . рассматриваются и общетеоретические положения, и исторические проблемы, и результаты .. 11 проведённых антропонимических исследований (А.А. Белецкий, И.В. Бестужев
Лада, В.И. Болотов, В.Д. Бондалетов, С.Б. Веселовский, С.И. Зинин,
М.В. Карпенко, В.А. Никонов, Е.Н. Полякова, A.M. Селищев,
А.В. Суперанская, А.В. Суслова, А.А. Реформатский, Н.М. Шанский,
JI.M. Щетинин и другие).
Антропонимические исследования художественной литературы включают в себя, прежде всего, теоретические труды, посвящённые специфике имён собственных в художественном тексте. Последнее отличается тем, что эмоционально-экспрессивная, эстетическая и стилистическая функции имён собственных из второстепенных переходят в разряд если и не главных, то равных по своей значимости остальным. Об этом написаны такие работы, как «Имя собственное в художественном тексте» Ю.А. Карпенко, «Специфика собственных имён в художественном тексте» В.Н. Михайлова, «Имя собственное в художественном тексте» В.И. Фоняковой и другие.
В работе И.Б. Вороновой выделена ещё одна функция литературных онимов — текстообразующая. Исследователь анализирует особенности литературных антропонимов, в число которых входит 1) аллюзивность — употребление широко известных имен; 2) необычность формы или семантики; 3) концентрация информации; 4) маркировка авторского стиля [Воронова]. Всё это активизирует читательское внимание, так как способствует восприятию имени не только как идентифицирующего знака, но и как определённого рода предиката по отношению к обозначаемому предмету.
В.В. Катернина в работе «Личное имя собственное: национально-культурные особенности функционирования» делает ряд важных замечаний о том, как характер того или иного героя маркируется с помощью имени [Катернина]. Подобные рассуждения служат обоснованием соотношения имени героя с именем мифологического (другого литературного) персонажа или исторического лица, обладающего качествами, подобными тем, которыми наделён именованный объект.
Кроме вышеназванных исследователей, проблемам литературной антропонимики уделяли и продолжают уделять внимание многие другие учёные-филологи. В своих работах они акцентируют внимание на таких аспектах, как отбор, функции и специфика художественных именований (например: В.И. Акимова, Л.И. Андреева, М.В. Карпенко, В.А. Никонов, С.А. Силаева, С.В. Чевпецова и другие), связь . системы именований в художественном произведении с системой его образов (например: С.И. Зинин, С.А. Копорский, П.Я. Черных и другие), способы и приёмы создания и подачи художественного именования (например: М.В. Карпенко, С.И. Котков, Э.Б. Магазаник, В.Н. Михайлов, В.А. Никонов, Л.М. Щетинин и другие), взаимодействие собственных имён и апеллятивов - повторных номинаций, выраженных именем нарицательным - в художественном тексте (например: В.А. Никонов, П.Я. Черных и другие), зависимость ономастики художественного произведения от литературного направления (например: М.С. Альтман, К.Б. Зайцева, С.А. Копорский, В.Н. Михайлов, В.А. Никонов, Г.А. Силаева и другие), определение свойств имён собственных в произведениях разных авторских стилистических систем (например: Одесская ономастическая школа профессора Ю.А. Карпенко).
Развитие литературной антропонимики привело к тому, что в последние годы появились новые направления и способы изучения обозначенного вопроса. Это работы обобщающего характера по теории и практике исследований подобного рода (например: «Поэтика онима» В.М. Калинкина). Это теоретические работы, рассматривающие возможности создания словарей собственных имён в пределах одного произведения и в пределах творческого наследия определённого писателя (например: Т.Н. Кондратьева, А.В. Фёдорова, О.И. Фонякова и другие).
Перечисленные работы в целом убеждают в том, что филология создала серьёзную базу для изысканий в области литературной антропонимики. Однако предмет исследования не может считаться изученным окончательно. Литературное наследие И.А. Гончарова с этой точки зрения представляет собой перспективный и интересный исследовательский материал для изучения обозначенной проблемы.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предпринимается попытка на основании разработанных концепций теории собственного имени рассмотреть художественный мир романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» как целое через смысловой аспект имён персонажей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут найти своё применение при разработке вузовских курсов по литературной ономастике, стилистике, комплексному анализу текста и по истории русской литературы XIX века, также в лексикографической практике (при составлении словаря языка произведений И.А. Гончарова). Введённый в научный оборот фактический материал и теоретические выводы могут послужить дальнейшему развитию антропонимических исследований.
Апробация исследования. Основные положения и результаты работы были представлены в качестве докладов на научно-практической конференции «Гончаровские чтения» (Ульяновск -1994), Международной научной конференции, посвящённой 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова (Ульяновск — 2002), III Международной научной конференции «Литература и культура в контексте христианства» (Ульяновск — 2002). Отдельные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры филологии, редактирования и издательского дела УлГТУ. В целом диссертация обсуждена на заседании кафедры в ноябре 2004 года. Содержание работы отражено в пяти научных публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Эстетическая природа имени обнаруживает себя в романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» в качестве яркого изобразительного средства и является одним из элементов поэтики художественного текста.
2. Обусловленность имени собственного (личного) идейным содержанием образа, а в более широком диапазоне - произведения, находится в тесной взаимосвязи с другими структурными уровнями трилогии как художественного целого.
3. Внимание к смысловому аспекту номинации тв сочетании с местом именованного персонажа в архитектонике романов позволяет говорить об отражении в именологии определенной картины мира, воссозданной художником на страницах исследуемых романов.
Структура и объем работы определены в соответствии с целью, объектом и предметом диссертации и мотивированы логикой исследования: от частных, но наиболее распространенных, подсознательно акцентированных фактов имятворчества к осознанности номинации в художественной картине мира. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объём диссертации составляет 242 страницы. Библиографический список содержит 248 единиц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Семантическая структура романа "Обломов" в контексте творчества И.А. Гончарова2008 год, кандидат филологических наук Ларин, Сергей Алексеевич
Поэтика имени в творчестве В.В. Набокова2006 год, кандидат филологических наук Неваленная, Татьяна Анатольевна
"Пушкино-гоголевская" школа в романистике И. А. Гончарова2003 год, кандидат филологических наук Юдина, Мария Борисовна
Русская антропонимия романического пространства Д.И. Стахеева2007 год, кандидат филологических наук Патенко, Гульчачак Ринатовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Уба, Екатерина Владимировна
Заключение
Проведённое исследование опирается на богатый опыт разработки концептуального подхода к имени со стороны философов - воспринимающих имя как вершину природного развития, венец «эволюции смысла», лингвистов- рассматривающих широкий спектр функционирования онимов в языке и речи, литературоведов — утверждающих если и не главенствующее, то равное положение эмоционально-экспрессивной, эстетической и стилистической функций литературной номинации по отношению к остальным. Особенно важным с точки зрения накопленного опыта обращения к имени как части художественного целого представляется интересный и достаточно обширный исследовательский материал, посвящённый имятворчеству русских классиков, а также ранее осуществлённые наработки по описанию гончаровских именований в связи с освещением различных сторон творческой индивидуальности писателя.
Рассмотрение факторов превращения имени собственного в средство поэтики сопряжено, прежде всего, с выявлением природы эстетического в художественном именовании. Последнее рассматривается в тесной связи и зависимости от законов номинации общеязыковой. В результате, становится очевидным, что природа языковой номинации, свидетельствующая о присутствии в имени смысловой первоосновы, воспринятая и преломленная художником с учётом системности создаваемого им творения, является основой для эстетического восприятия смыслового потенциала имени и проявляется в тех отношениях, которые устанавливаются именованием в произведении художественной литературы как реальном речевом акте, а именно: имя в произведении литературы - это элемент триединства (именующий субъект имя — объект).
Определение признаков индивидуально-авторского стиля в работе И.А. Гончарова над эстетическим восприятием номинаций персонажей доказывает, прежде всего, тот факт, что эстетическая природа имени ясно осознавалась писателем и активно использовалась в качестве яркого художественно-изобразительного средства. К числу конкретных приёмов сообщения эмоционально экспрессивного содержания имени принадлежат:
1. Актуализация внутренней формы имени. Внимание сосредоточено на лексическом значении производящей основы (базы) и, таким образом, акцентируется на речевой информации имени, то есть на его эмоциональном восприятии прежде всего; использование такого приёма приводит к созданию откровенно «говорящих» фамилий, которые носят признаковый характер, показывают свойства, качества, состояния и тому подобное.
2. Проявление этимологического значения имени в контексте романов во всём многообразии своих смысловых оттенков, анализ которых показывает, что номинация конкретного персонажа оказывается связанной с другими, выходящими за рамки именованного образа, структурными уровнями текста - сквозными образами и мотивами повествования.
-. " . 212
3. Включённость номинации во внехудожественное пространство проявляется в романах Гончарова с разной степенью и выражается в функционировании номинаций в соответствии с законами реального ономастикона, заимствовании и художественном переосмыслении имён известных исторических лиц, литературных персонажей, героев преданий и мифов, что наряду с другими средствами изобразительности позволяет воспринимать не только именованные объекты, но и творчество Гончарова в контексте культуры вообще.
4. Взаимодействие номинационных единиц в художественной структуре трилогии осуществляется на фонетическом, морфемном, лексическом и семантическом уровнях и проявляется в использовании различного рода повторов, а также в распространении характеризующей функции номинации не только на своего непосредственного носителя, но и на субъект речевой ситуации.
Взаимосвязь именований и их вплетение в контекст гончаровской j трилогии и внехудожественное речевое пространство позволяет сделать вывод о системном характере имятворчества писателя: каждая из введённых в «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» номинаций существует не изолированно друг от друга, а тяготеет к определённому типу именования и, таким образом, включена в процесс реализации авторских идей.
Имена центральных героев, второстепенных персонажей и лиц, упомянутых в текстах романов Гончарова, рассмотренные в смысловом аспекте, обнаруживают определённое сходство в составе разных
-.-.-.—.213 типологических рядов. Центральное или периферийное место именованного объекта в архитектонике романов и внимание писателя к социальному статусу имени позволяет говорить о выделении следующих типов именований:
1. Номинации второстепенных персонажей и лиц, упомянутых в тексте — это
- эмоционально-нейтральные, составляющие весьма немногочисленную группу;
- фамилии, восходящие в своей первооснове к названиям реалий быта, подчёркнуто приземлённого характера;
- фамилии, образованные (или созвучные) от названий животных, преимущественно комического содержания;
- фамилии, в качестве производящей базы (основы) которых употреблены глаголы и слова, заключающие в себе значение действия, что оказывается напрямую связанным с центральной темой трилогии — движение человека в конкретном историческом времени и времени в человеке.
2. Номинации центральных героев — это
- именования с мифологическим подтекстом, обозначающие своего рода образы-символы, которые, в свою очередь, складываются в своеобразную картину мира, основанную на глубинных истоках народного (мифологического) сознания;
- именования, отражающие реалии христианского именослова, обозначающие своеобразные нравственные ориентиры, что представляется особо важным в свете гончаровских исканий идеала и
- .214 их воплощении на страницах «Обыкновенной истории», «Обломова» и
Обрыва».
Таким образом, в ходе решения поставленных задач была достигнута цель диссертационного исследования. Изучение и описание основных принципов имятворчества И.А. Гончарова показало, что имена персонажей являются важным элементом индивидуально-авторского стиля писателя и составляют определённую систему в рамках художественного целого трилогии. Смысловой анализ номинационных единиц обнаружил, что имя у Гончарова вместе с идентифицирующей функцией выполняет функцию эстетическую. Экспрессия часто присутствует в нём с такой степенью насыщенности, которая способствует восприятию имени не только как «формального признака», но как образа, часто метафорического содержания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Уба, Екатерина Владимировна, 2005 год
1. Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 томах. Под общей редакцией С.И. Машинского и др.. М.: Художественная литература, 1977 - 1980.
2. Крылов: Крылов И.А. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников. М.: Правда, 1989. — 480 с.
3. Словари, именословы и справочники.
4. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974. - 382 с.
5. Даль: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЭКСМО Пресс, 2000. - 736 с.
6. Зурабова К.А. Сухачевский В.В., Мифы и предания. Античность и библейский миф: Популярный энциклопедический словарь. М.: Изд. центр «Терра», 1993. - 277 с.
7. Кондратьева Т.Н. Метаморфозы собственного имени: Опыт словаря. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1983. 110 с.
8. Макаров: Макаров М.Н. Опыт русского простонародного словотолковника. М., 1847. - 159 с.
9. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.- . .-.-. 216
10. Мифы и легенды народов мира: В Зх т. Т. 1. / Сост. Н. Будур, И. Панкеев.
11. М.: Олма-Пресс, 2000. 816 с.
12. Мифы и легенды народов мира: В Зх т. Т. 2. / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. — М.: Олма-Пресс, 2000. 816 с.
13. Мифы и легенды народов мира: В Зх т. Т. 3 / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. -М.: Олма-Пресс., 2000. 816 с.
14. Морошкин, 1867 (2): Морошкин М. Славянский именослов или Собрание славянских личных имён в алфавитном порядке. — С.Пб., 1867. — 108 с.
15. Никонов, 1993: Никонов В.А. Словарь русских фамилий. — М.: Школа -Пресс, 1993.-222 с.
16. Ожегов, Шведова: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. — 928 с.
17. Опыт областного великорусского словаря: Опыт областного великорусского словаря, изданный Вторым отделением императорской Академии наук. СПб., 1852. - 40 с.
18. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. / Под ред. О.Н. Трубачева. М.: Школа - пресс, 1994. - 288 с.
19. Славянская мифология: А-Я. -М.: Эллислак, 1995.-416 с.
20. Славянская мифология: А — Я: Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2002. 512 с.
21. Славянская мифология: Словарь-справочник. / Составитель Л.М. Вагурина. М.: Совершенство, 1998. - 320 с.. . 217
22. Славянская мифология Справочник. / Сост. Ф.С. Капица. М.: Мегатрон,1999.-259 с.
23. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. - 584 с.
24. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. — 704 с.
25. Славянский именослов или Собрание славянских личных имён в алфавитном порядке. Составлен священником М. Морошкиным. СПб., 1867.-213 с.
26. Солярский: Солярский Н. Опыт библейского словаря собственных имен — СПб, 1892.
27. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. — 990 с.
28. Суперанская А.В. Словарь русских личных имён. М.: ACT, 1998. - 528 с.
29. Фасмер, 1964: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. Т. 1. М.: Астрель, 1964. - 562 с.
30. Фасмер, 1964: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. Т. 2. М.: Астрель, 1967. - 672 с.
31. Фасмер, 1964: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. Т. 3. М.: Астрель, 1971.-828 с.
32. Фасмер, 1973: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. Т. 4.-М.: Астрель, 1973. 856 с.. 218
33. Христианство: Христианство: энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 1.
34. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1993. 861 с.
35. Христианство: Христианство: энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 2. -М.: Большая Советская Энциклопедия, 1995. 671 с.
36. Христианство: Христианство: энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 3. -М.: Большая Советская Энциклопедия, 1995. 783 с.
37. Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королёв. М.: Локид: Мир, 1997. - 592 с.
38. Источники общефилологического, философского и культурологического характера
39. Автенъева, Бакастова: Автеньева Л.А., Б^кастова Т.В. Корреляция предметно-логического и назывного значений /антономасии в оригинале и переводе // Актуальные вопросы русской ономастики. Сборник научных трудов. Киев: УМК ВО, 1988. - С. 162 - 168.
40. Алексеев А.Д. Библиография И.А. Гончарова: Гончаров в печати: Печать4о Гончарове: (1832 1964). - Л.: Наука, 1968. - 292 с.
41. Алексеев, 2003: Алексеев П.П. Цивилизационный феномен романа
42. И.А. Гончарова «Обрыв» // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. -С. 124- 146.
43. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. - 280 с.
44. Альтман М.С. Из записной книжки филолога. О некоторых фамилиях // Наука и жизнь, 1971. -№ 12.-С. 150- 157.
45. Альтман М.С. Какую дать фамилию? // Литературная учёба, 1978. № 4. -С. 200-209.
46. Альтман: Альтман М. Читая Толстого. Тула: Приокское книжное издательство, 1966. - 168 с.
47. Андреева Л. И. Антропонимическая лексика А.Н. Островского и реальная ономастика // Слово в художественной речи. Владимир: Изд-во Владимирского ГПИ, 1985. - С. 3 - 11.
48. Афанасьев А.Н. Народ художник: Миф. Фольклор. Литература. - М.: Советская Россия, 1986. -336 с.
49. Афанасьев: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Сравнительно-библиографические материалы / Российская Академия наук, Институт славяноведения. М.: Индрик, 2000. - 576 с.-. 220
50. Багаутдинова Г.Г. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина в «Обыкновеннойистории» И.А. Гончарова // Вторые Вавиловские чтения. Йошкар-Ола: Марийский ГТУ, 1997. - С. 270 - 271.
51. Багаутдинова Г.Г. Миф о Пигмалионе в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Вестник СпбГУ. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. СПб, 1998. - Вып. 2 (№ 9). - С. 81 - 86.
52. Багаутдинова: Багаутдинова Г.Г. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»: Борис Райский — художник. Йошкар-Ола: Марийский ГТУ, 2001. - 103 с.
53. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.
54. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
55. Белецкий А.А. Лексикография и теория языкознания: ономастика. — Киев: Изд-во Киевского университета, 1972. 208 с.
56. Белинский: Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья вторая // Белинский В.Г. Избранные сочинения. М.: ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, 1947. — С. 588-615.
57. Бестужев-Лада: Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития антропонимов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М.: Наука, 1970.-С. 24-33.
58. Бирлайн Д.Ф. Параллельная мифология / Пер. с анл. А. Блейз. М.: КРОН-пресс, 1997.-336 с.- -. ■ . ■ • . 221
59. Благой: Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества
60. Пушкина. М.: Советский писатель, 1977. — 544 с.
61. Болотов В.И. К вопросу о значении имён собственных // Восточнославянская ономатсика. М.: Наука, 1972. - С. 333 - 345.
62. Болховитинов Е.А. О личных собственных именах // Вестник Европы. — М., 1813-Ч. LXIX.-C. 16-20.
63. Бондалетов В.Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения // Ономастика й норма. — М.: Наука, 1976. — С. 12-46.
64. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
65. Бондалетов В.Д. Данилина Е.Ф. Средства выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русских личных именах // Антропонимика. — М.: Наука, 1970. С. 194 - 198.
66. Буланов A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. 157 с.
67. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: В 2х т. Т. 1 М.: Искусство, 1999.-416 с.222
68. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: В 2х т. Т. 2 М.: Искусство,1999.-448 с.
69. Буслаев: Буслаев Ф.И. История русской литературы: лекции, читанные Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу (1859-1860 гг.) // Старина и новизна. М., 1904. -кн. 8.-375 с.
70. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. — М.: Художественная литература, 1990.-511 с.
71. Бухаркин П.Е. «Образ мира в слове явленный»: (стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX нач. XX в. — СПб.: Изд-во С-Петерб. университета, 1992. — С. 118-136.
72. Бухаркин П.Е. Стиль «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова // Вопросы русской литературы. Львов, 1979. - Вып. 1 (33). - С. 69 - 76.
73. Васильева: Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А. Гончарова. — Тверь: Тверской Государственный университет, 2000. — 184 с.
74. Воронова: Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имён собственных (на материале эпических произведений XIX — XX веков). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Волгоград, 2000. - 24 с.
75. Вытковская: Вытковская Ю. Славянская мифология // Женщины в легендах и мифах. М.: КРОН-Пресс, 1998. - С. 141 - 161..223
76. Гачев: Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство,1972.-200 с.
77. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000. - 320 с.
78. Гинзбург: Гинзбург JI. О литературном герое. — JL: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. — 222 с.
79. Глухое: Глухов В.И. О литературных истоках «Обыкновенной истории» // И.А. Гончаров: Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения'И.А. Гончарова. — Ульяновск: Стрежень, 1994. -С. 45-55.
80. Головкин: Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений М.: Колос, 1992.- 192 с.
81. Горбаневский: Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. — М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1998. 87 с.
82. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. М.: Знание, 1987. - 206 с.
83. Грейвс Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. / Пер. с англ. Л. Володарской; Ред. Метлицкая. М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 592 с.
84. Гузь Н.А. Типология характеров в романах И.А. Гончарова: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М.: МГПИ, 1985.-16 с.
85. Гусева Н.Р. К вопросу о значении имён некоторых персонажей славянского язычества. // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М.: Наука, 1970. - С. 334 - 339.
86. Денисова Э.И. Пушкинские цитаты и реминисценции в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова // Научн. докл. высш. шк. филол. науки. М., 1990.-№2.-С. 26-36.
87. Денисова Э.И. Содержательно-стилевые уровни заглавного образца в романе И.А. Гончарова «Обрыв // Поэтика заглавия художественного произведения: (Межвузовский сборник научных трудов). Ульяновск: УГПИ, 1991.-С. 61-75.
88. Десницкий В.А. Трилогия Гончарова // Десницкий В.А. Статьи и исследования. Л.: Художественная литература, 1979. - С. 165-212.
89. Добролюбов: Добролюбов Н. А. Русские классики: Избранные литературно-критические статьи. М.: Наука, 1970. - 616 с.
90. Доброхотов: Доброхотов А.Л. «Философия имени» на историко-литературной карте XX века // Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 5-10.
91. Доманский В.А. Художественные зеркала1 романа И.А. Гончарова «Обрыв» // И.А. Гончаров. Материалы Международной научнойконференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. i
92. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. С. 146-154.
93. Дорофеева Т.С. Особенный слог И.А. Гончарова // Русская речь. М., 1982. -№ 3. - С. 32 - 38.. -----------------------225
94. Дунаев М.М. Русская литература второй половины XIX столетия // Дунаев
95. М. Православие и русская литература. Ч. III. - М.: Храм св. мц. Титианы при МГУ,1997. - С. 137 - 283.
96. Дырдин А.А. Духовное и эстетическое в русской философской прозе XX века: А. Платонов, М. Пришвин, JI. Леонов. — Ульяновск: УлГТУ, 2004.-391 с.
97. Ерёмина В.И.: Ерёмина В.И. Миф и народная песня. (К вопросу об исторических основах песенных превращений). // Миф Фольклор -Литература. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.-С.3-16.
98. Ерёмина Л.И.: Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. -М.: Наука, 1987.-176 с.
99. Ефремов А.Ф. Язык и стиль этюда И.А. Гончарова «Сон Обломова» // Ефремов А.Ф. Очерки по изучению языка и стиля писателей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1966. — С. 79 - 89.
100. Звиняцковский: Звиняцковский В.Я. Мифологема огня в романе «Обломов» // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. -Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. — С. 82 — 92.
101. Зеленин: Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Петроград, 1916. — 370 с.
102. Зинин С.И. Степанкова А.Т. Имена персонажей в художественной литературе и фольклоре // Антропонимика. — М.: Наука, 1970. — С. 330-335.
103. Зинин С.И. Русская антропонимия в «Записках охотника» И.С. Тургенева //РЯШ, 1968.-№5.-С. 21 -25.
104. И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. — Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1969. — 320 с.
105. И.А. Гончаров в русской критике. — М.: Гослитиздат, 1958. — 359 с.
106. И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. 735 с.
107. И.А. Гончаров. Новые материалы о жизни и творчестве писателя. -Ульяновск: Приволжское книжное издательство, 1976. — 160 с.
108. Иванов, Топоров: Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. - 344 с.
109. Имя нарицательное и собственное. М.: Наука, 1978. — 207 с.- .227
110. История русского романа в 2-х томах. Т. 1.- М Л.: Изд-во Академии наук
111. СССР Ленинградское отделение., 1962 627 с.
112. История русского романа в 2-х томах. Т. 2- М — Л.: Изд-во Академии наук СССР Ленинградское отделение., 1964 642 с.
113. Икуо Ohucu: Икуо Ониси Проблема «положительного человека» в романах И.А. Гончарова // И.А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвящённой 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. — Ульяновск: Стрежень, 1994. С. 138 - 145.
114. Kcuiuhkuh: Калинкин В. М. Поэтика онима. Донецк: Юго-Восток, 1999.-408 с.
115. Кантор В. Долгий навык к сну: (размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов») // Вопросы литературы, 1989. — № 1. С. 149 - 185.
116. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки, 1986. № 4. - С. 34 - 40.
117. Карпенко, 1981: Карпенко Ю.А. Пушкинский ономастикон. «Повести Белкина» // Русское языкознание, 1981. № 2. — С. 80 — 87.
118. Карпенко, 1972: Карпенко Ю.А. Топонимическая реконструкция географии и географическая реконструкция топонимии // XI Congres international des sciences onomastiques. Resumes des communications. — Sofia, 1972.
119. Катернина: Катернина B.B. Личное имя собственное: национально-культурные особенности функционирования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Краснодар, 1998.-22 с.
120. Клубков: Клубков П.А. Иванов, Петров, Сидоров. // Канун. Альманах. Выпуск 6: Чужое имя. СПб, 2001. - С. 273 - 293.
121. Ковалёв: Ковалёв Г.Ф. Е.А. Болховитинов отец российской антропонимики // Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1992. - 166 с.
122. Кондратьева: Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе — Казань: Изд-во Казанского университета, 1967. — 130 с.
123. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989. - 653 с.
124. Котельников: Котельников В.А. И. А. Гончаров. М.: Просвещение, 1993.-191 с.
125. Краснова: Краснова Е.В. «Материнская сфера» в романах И.А. Гончарова // Гончаров И.А. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. - С. 186 - 195.
126. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997.-496 с.
127. Краснощекова, 1970: Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова М.: Художественная литература, 1970. — 95 с.• .- -------------------------------229
128. Краснощекова, 2001: Краснощёкова Е.А. «Обрыв» И.А. Гончаровав контексте антинигилистического романа 60-х годов. // Русская литература, 2001. № 1. - С. 66 - 79.
129. Кржижановский С. Поэтика заглавий. М., 1931. - 32 с.
130. Лихачёв Д.С. Нравоописательное время у Гончарова // Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - С. 314 - 319.
131. Лосев: Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 270 с.
132. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991.-559 с.
133. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974.-350 с. '
134. Лотман, 1992: Лотман Ю.М. Миф имя - культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трёх томах. Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992.
135. Лотман, 1997: Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958 1993). - СПб.: Искусство - СПб., 1997. -С. 712-730.
136. Лощиц: Лощиц Ю.М. Гончаров. -М.: Молодая гвардия, 1986.-365 с.230
137. Любомудров: Любомудров A.M. О православии и церковности вхудожественной литературе // Русская литература, 2001. №1. -С.107- 124.
138. Ляпушкина Е.И. Идиллические мотивы в русской лирике начала XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов» // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX — нач. XX в. СПб.: Изд-во С-Петерб. Университета, 1992.-С. 102-118.
139. Магазаник Э.Б. Имя собственное в художественной литературе // Русская речь, 1968 -№ 3. С. 23 -24.
140. Магазаник Э.Б. Ономастика, или «говорящие имена» в литературе. -Ташкент: Фан, 1978. 146 с.
141. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа // Ономастика. М., 1969. С. 152 - 163.
142. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. - 317 с.
143. Мармеладов Ю.И. Грозы Гончарова и Островского // Мармеладов Ю.И. Тайный код Достоевского: Илья-пророк в русской литературе. СПб.: Петровская Академия Наук и Искусств, 1992.- С. 117-128.
144. Матлин М.Г. Поэтика сна в романах Гончарова. // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. — С. 26 - 37.231
145. Мелетинский, 1972: Мелетинский Е.М. Первобытные истоки славянскогоискусства // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - С. 149-191.
146. Мелетинский, 2000: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Восточная литература, 2000. 407 с.
147. Мельник, 2002: Мельник В.И. Гончаров: духовные и литературные истоки. М.: МГУП, 2002. - 284 с.
148. Мельник, 1995: Мельник В.И. И.А. Гончаров как религиозная личность (биография и творчество) // Studia Slavica Hung 40 (1995). — С. 23 — 32.
149. Мельник В.И. О религиозности И.А. Гончарова // Русская литература, 1995. -№ 1.-С. 203-212.
150. Мельник, 1994: Мельник В.И. «Русские немцы» в жизни и творчестве И.А. Гончарова // И.А. Гончаров Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова — Ульяновск: Стрежень, 1994. С. 102 - 113.
151. Мельник, 1991: Мельник В.И. Этический идеал Гончарова. — Киев: Лыбидь, 1991. — 152 с. '
152. Миронова: Миронова Н. Столица и провинция в «Медном всаднике» А.С. Пушкина и «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова // Гончаровские чтения, 1994. Ульяновск: УлГТУ, 1995. - С. 34 - 42.
153. Мифы древних славян: Мифы древних славян. — Саратов: Надежда, 1993.-320 с.
154. Михайлов В.Н. Специфика собственных имён в художественном тексте // Филологические науки, 1987. — № 6. С. 78 — 82.. . . . . .232
155. Михайлов: Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функциисобственных имён в русской литературе. // Филологические науки, 1966. — №2.-С. 12-23.
156. Михайлов Н.М. Роль собственных имён в произведениях Гоголя // РЯШ, 1954.-№2.-С. 40-48.
157. Михельсон: Михельсон В.А. Крепостничество у обрыва. (О романе И.А. Гончарова «Обрыв») // И.А. Гончаров материалы юбилейной гончаровской конференции. Ульяновск: Симбирская книга, 1992. — С. 50-70.
158. Морошкин, 1867 (1): Морошкин М. О фамильных именах у нынешних европейских народов. — СПб., 1867.
159. Недзвецкий, 1992 (1): Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров романист и художник. - М.: Изд-во Московского университета, 1992. - 175 с.
160. Недзвецкий В.А. «Капитальнейшая вещь'»: Роман И.А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе, 1997. № 7. - С. 44 - 61.
161. Недзвецкий, 1992 (2): Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова // И.А. Гончаров (Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 г.) Ульяновск: Симбирская книга, 1992. - С. 3 - 37.. . . . 233
162. Недзвецкий, 1994: Недзвецкий В.А. «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова какгеографический роман» // Материалы международной конференции, посвящённой 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск: Стрежень, 1994.-С. 124-137.
163. Некрылова: Некрылова А.Ф. Святые благоверные князья Борис и Глеб в русском народном календаре // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура: Inmemoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. -С. 365-381.
164. Никонов, 1988 (1): Никонов В.А. География фамилий. М.: Наука, 1988.- 189 с.
165. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. -JI.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. С. 407 - 419.
166. Никонов, 1974: Никонов В.А. Имя и общество. -М.: Наука, 1974. 278 с.
167. Никонов, 1988 (2): Никонов В.А. Ищем имя. М.: Советская Россия, 1988.- 125 с.
168. Никонов В.А. Личное имя социальный знак (На материале этнографических исследований) // Советский этнограф, 1967. - № 5. -С. 154-168
169. Новикова: Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангелистский текст и художественный контекст. Томск, 1999.-213 с.
170. Номинация в ономастике: Сб. научных трудов. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.-171 с.
171. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1971. - 192 с.
172. Одиноков В.Г. Психологическое и социологическое в романе И. Гончарова «Обломов» // Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1976.- 196 с.
173. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: «Обломов». // Одинцов В.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. М.: Наука, 1973.-С. 51-60.
174. Ономастика Поволжья: (Материалы Шестой конференции по ономастике Поволжья): в 2 ч. Ч. 1. — М.: Б.И., 1991- 199 с. Ономастика Поволжья: (Материалы Шестой конференции по ономастике Поволжья): в 2 ч. Ч. 2. -М.: Б.И., 1991.-192 с.
175. От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. -М.: РГГУ, 1993.-352 с.
176. Отрадин М.В. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русская литература, 1993. — № 4.' С. 35 - 65.
177. Отрадин М.В. Трудная работа объектирования: (Юмор в романе И.А. Гончарова «Обломов») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX нач. XX в. - СПб.: Изд-во С-Петерб. университета, 1992. - С. 80 - 102.-.— 235
178. Орнатская Т.И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? (К историиинтерпретации фамилии героя.) // Русская литература, 1991. № 4. — С. 229-230.
179. Пиксанов Н.К. Женские образы в «Обыкновенной истории» Гончарова // Романтики и реалисты. Краснодар, 1970. - С. 82 - 107.
180. Пиксанов: Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. JI.: Наука. Ленинградское отделение, 1968. — 202 с.
181. Поляков: Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. -М.: Советский писатель, 1986. -478 с.
182. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. — М.: Просвещение, 1975. 160 с.
183. Померанцева: Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975. 191 с.
184. Постнов О.Г. Эстетика И.А. Гончарова. — Новосибирск: Наука, 1997. 239 с.
185. Потебня А.А. Слово и миф М. Правда, 1989/- 622 с.
186. Потебня: Потебня А.А. Собрание трудов: Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. — 480 с.
187. Потебня А.А. Эстетика и поэтика М.: Искусство, 1976. — 614 с.
188. Поэтика заглавий художественного произведения. Ульяновск: УГПИ, 1991.- 128 с.
189. Поэтика и стилистика: Сборник статей. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. — 161 с.-.236
190. Поэтика и стилистика, 1988 — 1990: Сборник статей. М.: Наука,1991.-238 с.
191. Поэтика и стилистика русской литературы. Сборник статей. Памяти академика В.В. Виноградова. — JL: Наука. Ленинградское отделение, 1971.-459 с.
192. Поэтика русской литературы: к 70-летию профессора Ю.В. Манна: Сборник статей. -М.: РГТУ, 2001.-366 с.
193. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000.-333 с.
194. Проблемы реализма русской литературы XIX века. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 410 с.
195. Пруцков, 1962 (1): Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. — М — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 230 с.
196. Пруцков, 1962 (2): Пруцков Н.И. Последние романы Тургенева и Гончарова. // История русского романа в 2-х томах. Т.2.- М.: Наука, 1962.
197. Пруцков, 1962 (3): Пруцков Н.И. Роман Гончарова «Обыкновенная история» // История русского романа: В 2х т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. Т. 1.
198. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 1967. — 542 с.
199. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.-300 с.
200. Роспонд С. Структура и классификация древневосточнославянских антропонимов: имена. // Вопросы языкознания, 1965. № 3. - С. 3 — 21.
201. Рымарь: Рымарь Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса // Поэтика русской литературы. М.: РГГУ, 2001.
202. Садовников: Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. — Самара: Б. И., 1993. 248 с.
203. Сальман Ю.А. Стиль Гончарова-романиста: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. -М.: МГУ, 1991. 26 с.
204. Сапрыгина: Сапрыгина Н.В. Авторское толкование собственных имен в художественном тексте. // Актуальные вопросы русской ономастики: Сборник научных трудов. Киев: УМК ВО, 1988. - С. 142 - 147.
205. Селищев A.M. Происхождение русских фамилий, личных имён и прозвищ // Селищев A.M. Избранные труды. -М.: Просвещение, 1968. С. 130 137.
206. Силаева Г.А. Имена персонажей и их прототипов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Лексика русского языка и её изучение. — Рязань: Рязанский ГПИ, 1979. С. 37 - 43.
207. Соболевский А.И. Заметки о собственных' именах в великорусских былинах // Живая старина. Вып. 2. СПб.: Б. И., 1890. - С. 93 - 107..238
208. Способы номинации в современном русском языке. М.: Наука,1982.-296 с.
209. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». -М.: Художественная литература, 1990. 223 с.
210. Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. М.: Наука, 1985. — 335 с.
211. Струве Н.А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000. - 632 с.
212. Суперанская А.В. Имя через века и страны. М.: Наука, 1990. - 188 с.
213. Суперанская А.В. Личные имена в официальном и неофициальном употреблении // Антропонимика. М.: Наука, 1970. - С. 180 - 188.
214. Суперанская, 1973: Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. -М.: Наука, 1973.-366 с.
215. Суперанская, 1986: Суперанская А.В. Сбор ономастического материала // Теория и методика ономастических исследований. М.: Наука, 1986.
216. Суперанская А.В. Структура имени собственного. (Фонология и морфология). М.: Наука, 1969. - 207 с.1.■ , 1 ^ . .
217. Суслова, Суперанская: Суслова А.В. Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991. - 220 с.
218. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена,2000. — 172 с.
219. Таборисская Е.М. О некоторых особенностях художественного времени в русском романе в середине XIX века // Пути русской прозы XIX века. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. С.64 - 74.
220. Таборисская Е.М. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: (Герои, художественное пространство, авторская позиция). — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1977.-18 с.
221. Тирген П. Обломов как человек-обломок: (К постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература, 1990. — № 3. С. 18-33.
222. Тихомиров В.Н. «Небывалый приток фантазии» О романтической лексике в романе Гончарова «Обрыв» // Русская речь, 1975. № 3. - С. 34 - 39.
223. Тупиков Н.М. Заметки к истории древнерусских личных собственных имён. СПб, 1892.-28 с.
224. Тынянов: Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. 532 с.
225. Тюпа: Тюпа В.И. Аналитика художественного. — М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.-192 с.
226. Унбегаун: Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1989. - 440 с.
227. Успенский: Успенский Л.В. Социальная жизнь русских фамилий (вместо послесловия) // Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1989. — С. 336-365.
228. Фаустов, 1997: Фаустов А.А. Авторское поведение в русской литературе: середина XIX века и на подступах к ней. — Воронеж, 1997.. .240
229. Фаустов А.А. Ещё один штрих к «обломовщине». // Подъём. Воронеж,1988.-№2.-С. 133-136.
230. Фаустов, 1993: Фаустов А.А. Об одном неявном способе авторского подключения к традиции: «Русалочий» миф в «Обрыве» Гончарова // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1993. — С. 105-113.
231. Флоренский: Флоренский П. Имена — Кострома: Купина, 1993 .-316с.
232. Флоренский П.А. Об имени Божьем. М.: Мысль, 1990. - 270 с.
233. Фонякова: Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. — JI.: ЛГУ, 1990.-103 с.
234. Фролова: Фролова Е.А. Номинация персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. -М., 1993. 168 с.
235. Холкин: Холкин В.И. Русский человек Обломов. // Русская литература, 2000. № 2. - С.26 - 63.
236. Хувилер: Аннете Хувилер — Фан дер Хаган Трилогия ли романы Гончарова? / Ivan Goncarov/ Ltben? Werk und Wirkung/ Beitrage der Internationalen Goncarov -Konferenz Bohlav Verlag Koln Weimar Wein? 1994.-C. 73-82.
237. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. М.: Наука, 1965.-319 с.-. 241
238. Чевпецова С.В. Роль имени собственного в раскрытии образа персонажа вхудожественном тексте // Текстообразующие потенции языковых единиц и категорий. Барнаул: БГПИ, 1990. - С. 164 - 173.
239. Шанский Н.М. Личные имена Евангелия в русском языке // РЯШ, 1995. — № 1.-С. 45-50.
240. Шелгунов Н.В. Талантливая бесталанность // Шелгунов Н.В. Литературная критика. — Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1974.-С. 210-252. '
241. Шмид: Шмид (Базель) У. Субъективность как обыкновенная история: игра авторского «я» у Гончарова // http: // www/ ruthenia. ru / logos/ number /20013/083/2001/ htm.
242. Щеблыкин, 1994: Щеблыкин И.П. Мотив «греховности» и вины в романе И.А. Гончарова «Обрыв». // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск: Стрежень, 1994. - С. 204 - 212.
243. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. 428 с.
244. Щетинин Л.М. Имена и названия. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1968. - 215 с.
245. Щетинин JI.M. Слова. Имена. Вещи. Очерки об именах. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1996. 222 с.
246. BaratofF N/ Oblomov, A Jungain Approach: A Literary Image of the Mother Complex. Bern; Frankfurt a. M.; New York; Paris: Lang, 1990. - C. 191 - 200.
247. Ehre M. Meaning in Oblomov. Bern; Frankfurt a. M.; New York; Paris: Lang, 1990.-C. 201-210.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.