Поэтический мир Татьяны Бек тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Матаненкова, Татьяна Александровна

  • Матаненкова, Татьяна Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 277
Матаненкова, Татьяна Александровна. Поэтический мир Татьяны Бек: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 2012. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Матаненкова, Татьяна Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ТАТЬЯНЫ БЕК

§ 1. Тематика лирики Татьяны Бек

§ 2. Коммуникативный аспект лирики Татьяны Бек

ГЛАВА II. ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ

§ 1. Семантические составляющие образа лирической героини

§ 2. Автономинации лирической героини

§ 3. Мотивы, связанные с образом лирической героини

ГЛАВА III. АДРЕСАТЫ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ ТАТЬЯНЫ БЕК

§ 1. Проблема лирической адресации

§ 2. Семантические группы адресатов лирической героини

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ С УСЛОВНЫМИ СОКРАЩЕНИЯМИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .Частотный словарь лексики стихотворений

Татьяны Бек

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты рангового корреляционного анализа частотных существительных поэзии Татьяны Бек и поэтов XIX-XX веков 272 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты рангового корреляционного анализа частотных существительных семи книг Татьяны Бек

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтический мир Татьяны Бек»

ВВЕДЕНИЕ

Татьяна Александровна Бек (21.04.1949-07.02.2005) начинающим поэтом вошла в литературу в 70-е годы XX века. Состоявшимся самобытным поэтом и литературным критиком вступила в XXI век. Однако жизнь ее трагически оборвалась: поэт, который в своих произведениях выступал против тоталитаризма и раболепства, большая часть творческой жизни которого пришлась на бесцензурную эпоху в истории России, погиб, столкнувшись с тиранией и травлей, напоминавшей 30-е годы XX века.

«Главные интересы ТАБ (так звали Татьяну Александровну Бек ее литин-ститутские студенты) были сосредоточены на литературе - и в смысле служения музам, и в смысле быта, отношений между людьми, душевных предпочтений», - говорили о ней коллеги1. Этим объясняется широкий диапазон деятельности Татьяны Бек. С одной стороны, она известна как поэт, автор семи книг стихотворений, а также стихотворений, опубликованных в литературных журналах «Новый мир», «Звезда», «Дружба народов» и др. и книгах «До свиданья, алфавит»2 и «Татьяна Бек. Она и о ней». С другой стороны, Татьяна Бек долгое время преподавала в Литературном институте имени М. Горького, писала литературно-критические и мемуарные статьи, многие из которых вошли в книгу «До свиданья, алфавит», выступала в качестве журналиста на страницах крупнейших литературных журналов, была составителем учебной антологии «Серебряный век», а также сборника поэтов-акмеистов, автором комментариев к нему.

Большая часть опубликованных работ о творчестве Бек представляет собой литературно-критические статьи и рецензии на выходившие поэтические книги и подборки стихов, появлявшиеся в печати.

1 Бек Т. Она и о ней: Стихи, беседы, эссе. Воспоминания о Т. Бек. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005. С. 5.

2 Бек Т. До свидания, алфавит: Эссе, мемуары, беседы, стихи. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2003. 639 с.

В предисловии к первой книге «Скворешники»1 (1974), написанном О. Дмитриевым, отмечается простота и естественность стихов юного поэта. По мнению Дмитриева, поэт не надевает масок, не играет роль, а постигает, переосмысливает личный жизненный опыт и делает его нужным для других людей. В книге изображается духовное бытие двадцатилетнего человека. Главными темами «Скворешников» автор предисловия называет «московские уголки и

подмосковные пейзажи, впечатления юности и детства, первые радости и печа-

2

ЛИ» .

о

Рецензия А. Урбана «Жизнь, а не роль» посвящена книге стихов «Замысел». Рецензент назвал эту книгу честной и определил ее главные темы: о себе, о людях, о жизни. По мнению критика, Татьяну Бек нельзя отнести ни к представителям тихой лирики, ни к представителям громкой, ни к новаторам, ни к романтикам. Поэт следует демократической традиции русской поэзии. Особое внимание в рецензии уделяется герою стихов: это человек, не играющий роль, а правдиво выражающий личную боль и личное отношение к окружающей действительности. Герой погружен в то время, в котором живет. Но одновременно это личность, собирающая волю в кулак, чтобы сохранить самостоятельность, не раствориться в эпохе. Правдивость, приверженность всей сутью к простой демократической материи бытия - главные качества книги «Замысел», на которые указывается в рецензии.

В 1994 году в журнале «Знамя» были опубликованы стихотворения Бек, объединенные заглавием «Нищая сила». Впоследствии все они вошли в книгу «Облака сквозь деревья». В. Липневич отозвался рецензией на журнальную подборку. Автор рецензии назвал «Нищую силу» пьесой из двадцати двух стихотворений-монологов, а Время и Россию - главными действующими лицами этой пьесы. Именно в связи с этими темами и раскрывается образ героини. Она

1 Орфография Татьяны Бек.

2 Дмитриев О. О стихах Татьяны Бек // Бек Т. А. Скворешники. Стихи. М: Молодая гвардия, 1974. С. 3.

3 Урбан А. Жизнь, а не роль // Новый мир. 1987. № 10. С. 255-257.

ощущает себя вне времени и одновременно втянутой в историю, поэтому и получается, что «трагедия личности резонирует с трагедией страны»1.

В послесловии к книге «Облака сквозь деревья» А. Шаталов полемизирует с теми, кто рассматривает стихи Бек как пример женской поэзии. По мнению Шаталова, в поэзии Бек есть то, что свидетельствует о настоящем поэтическом таланте, - это поэтическая судьба, которая складывается из соподчинения стихов внешней жизненной канве поэта. Помимо характеристики «Облаков сквозь деревья», в рецензии делается попытка выявить черты, свойственные творчеству Бек: предельная откровенность в выражении чувств, почти не скрытых «за

2

ассоциативным рядом или условным пейзажем» , а также малое количество метафор. Кроме того, в данной поэтической книге Шаталов усматривает «посто-

о

янную и глубинную апелляцию к Блоку» , которая выражается и в виде эпиграфов из произведений Блока, и в скрытой перекличке строками, излюбленными пейзажами, и в псевдорусской фольклорной стилизации. В целом пафос книги состоит в чувстве одиночества, собственной неуместности, ненужности в этом мире, а также драматическом чувствовании необратимого временного потока, смены столетий, эпох, в которые вовлечены отдельные личности, персонажи стихотворений Бек.

В своем предисловии к книге «Узор из трещин» Е. Рейн задается вопросом о происхождении поэзии Бек и находит ее источник в самом реальном, трудном характере поэта. Рейн отмечает, что герой поэзии Бек - живой человек, который «не успел выдумать своей роли, затеять игру»4. Это человек с «шероховатым» и сильным характером. В стихах представляемой книги можно найти весь спектр отношений к миру: от непримиримого неприятия до благостного расположения. Среди особенностей, которые, по мнению Рейна, стали к моменту выхода книги характерными для творчества Бек, выделяется точность (в словах, приметах, красках, рифмах) и желание прорваться сквозь быт к иным, вы-

1 Липневич В. [Рецензия на публикацию стихов Т. Бек в ж. «Знамя». 1994. № 9] // Новый мир. 1995. №6. С. 245.

Шаталов А. В сторону облаков // Бек Т. А. Облака сквозь деревья: Стихи. Послесловие Александра Шаталова. М.: Глагол, 1997. С. 153.

3 Там же. С. 154.

4 Рейн Е. Простота и загадка: О стихах Татьяны Бек // Бек Т. А. Узор из трещин: Стихи. Предисловие Евгения Рейна. Послесловие автора. М.: ИК Аналитика, 2002. С. 5.

соким сферам. Отмечается также и нечто новое, появившееся в этой книге: в стихах Бек возникает некая темнота, размытость смысла, оставляющая возможность для различных толкований. Это, по мнению автора предисловия, является достоинством книги.

В рецензии Е. Лесина, опубликованной после выхода в свет книги «Узор из трещин», отмечается исповедальный характер стихотворений. Автор рецензии дает жанровое определение книге в целом - «лирический дневник» - и отдельным стихотворениям - «смесь заклинания и молитвы»1. Также в рецензии указывается на коммуникативную направленность стихотворений, попытку автора уверить читателя в некой общности с ним.

Рецензия Д. Полишука2, опубликованная уже после смерти Татьяны Бек, посвящена последней поэтической книге «Сага с помарками». Автор рецензии, используя понятие «лирический герой», все же больше говорит о биографическом авторе и называет книгу итоговым автопортретом поэта. Д. Полищук отмечает звучание в стихах собственного голоса Татьяны Бек, с ее собственными интонациями, только ей свойственными словами, ироничностью. Движущей силой стихотворений он называет внутреннюю полемичность, которая становится для Бек путем поиска себя самой.

Понимая, что жанр рецензии не предусматривает наличия научного теоретико-методологического подхода при рассмотрении произведений поэта, мы все же отмечаем тенденции, касающиеся тематической стороны и пафоса стихотворений Бек, которые выявлены авторами рецензий и прикнижных статей. Однако некоторые замечания стиховедческого характера, например, о вычурности и изощренности стиха мы считаем необоснованными. В ритмической организации стиха Бек порой уходила от распространенных размеров с уже сложившимся семантическим ореолом, прибегая к редким для поэзии (четырехстопный анапест в стихотворении «Ты меня исцелил. Ты вернул меня в дет-

1 Лесин Е. То, что внизу и рядом. Кривой автопортрет на фоне кривой яви [Рецензия на книгу Бек Т. Узор из трещин: Стихи недавних лет. М.: Аналитика, 2002. 112 е.] [Электронный ресурс]. - URL: http://exlibris.ng.ru/lit/2003-01 -16/4 autoportrait.html (дата обращения: 08.09.2008).

2 Полищук Д. Книжная полка Дмитрия Полищука [Рецензия на книгу Бек Т.А. Сага с помарками. М.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека»)] // Новый мир. 2005. № 8. С. 183.

3 Лесин Е. Указ. соч.

ство...»). Спорными являются утверждения о соотношении разных тропов в ее поэзии. Отдельными замечаниями и обобщенными характеристиками ограничено рассмотрение некоторых образов лирики Бек, тогда как в системе образы не изучались.

В последние годы стали появляться работы исследовательского характера, посвященные творчеству Бек.

Общая характеристика произведений дана Е. Орловой в статье «Поэтический роман Татьяны Бек», которая получила свое продолжение в послесловии «Ландшафты стиха. О поэзии Татьяны Бек»1 к поэтической книге «Сага с помарками». Пять книг стихотворений анализирует B.C. Баевский во втором издании «Истории русской литературы XX века» . Особенностям использования и построения тропов в поэзии Бек посвятила статью «Своеобразие употребления тропов и фигуративный синтаксис в поэзии Татьяны Бек» Э.М. Береговская.

Орлова особое внимание уделяет характеристике лирического героя и отмечает попытку Бек через его изображение нарисовать портрет поколения. Выявляются и некоторые черты поэтики, такие как: сложное и оригинальное сочетание бытовых тем, изображение подчеркнуто непоэтических предметов, скрепленных в стихе внутренней и точной рифмой, предпочтение метонимии и сравнения. По мнению Орловой, в стихотворениях Бек складывается узнаваемый образ пространства и времени. Орлова говорит также об иронии и самоиронии автора и лирического героя.

B.C. Баевский отмечает три важнейших принципа творчества Татьяны Бек: во-первых, это вечная раздвоенность героя стихотворений и поэтому постоянный конфликт между душой человека и маской, которую он надевает; во-вторых, глубокая осмысленность чувств, выраженных в произведениях; третий поэтический принцип - метафоричность поэзии (здесь B.C. Баевский полеми-

' Орлова Е. Поэтический роман Татьяны Бек // Арион. 2001. № 2; Орлова Е. Ландшафты стиха. О поэзии Татьяны Бек // Бек T.A. Сага с помарками. М.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека»). С. 374-390.

2 Баевский B.C. История русской литературы XX века: Компендиум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2003. 448 е.: ил. (Studia philologica). С. 374-378.

3 Береговская Э.М. Своеобразие употребления тропов и фигуративный синтаксис в поэзии Татьяны Бек // Язык. Человек. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Смоленск, 2005. С. 98-114.

зирует с большинством критиков, в том числе и с Е. Орловой, считающих, что в стихотворениях Татьяны Бек практически отсутствует метафора). В другой своей статье о Т. Бек B.C. Баевский отмечает, что она «по-мужски точно, по-женски деликатно, по-бабьи истово и всегда экономно рисует душу страдающую, но насмешливую, гордую, но устающую (уставшую) от сиротства»1.

Э.М. Береговская, говоря об остром «тропеическом» зрении, которым обладала Бек, на многочисленных примерах и с использованием статистических данных показывает бытование в стихах поэта метафор разного вида (сдвоенной, многозвенной, развернутой), сочетание в одном образе различных тропов (метафоры и метонимии, сравнения и метафоры, сравнения и персонификации). Особое место в работе уделяется исследованию относительно редкого в поэзии, но часто используемого Бек во всевозможных грамматических вариантах тропа - катахрезе и малоизученным, но также весьма распространенным в стихах Бек гомеотелевту и зевгме. Автор делает выводы о значении тропов в поэзии Бек: «Они способствуют выделению лейтмотива стихотворения, раскрытию эмоционального отношения к описываемому объекту, воплощению философских идей и, наконец, воплощению переживаний, которые нельзя выразить ело-вами» . В приверженности к редким тропам и фигурам речи выражается свойственное Татьяне Бек нежелание ходить истоптанными путями. И Э.М. Береговская подчеркивает, что подобное стремление не является примером модернистского экспериментаторства. Татьяна Бек следует традициям классической русской поэзии.

Единичными можно назвать работы, в которых делается попытка сопоставить поэзию Бек с поэзией предшественников, установить поэтическое родство с современной поэзией и в целом ввести ее творчество в контекст историко-литературного процесса.

А. Строкина находит общность поэзии Бек и поэзии Цветаевой на уровне эмоционального фона (у обоих поэтов она отмечает искренность, обнаженность

1 Баевский B.C. Нет с нами Татьяны Бек // Под часами. Вып. 4. Смоленск, 2005. 207 е.: ил., портр. С. 36.

2 Береговская Э.М. Указ. соч. С. 113-114.

эмоций и преобладающее чувство одинокости), на уровне тематики (противостояние быта и бытия), мотивов (бегство от быта к бытию, а также мотив разрыва)1.

Посвятив свою статью образу лирической героини Бек, Е. Трофимова говорит о сходстве ее с героинями Ахматовой и Цветаевой: им свойственны «пронзительная искренность чувства и глубокая исповедальность» . Психическому складу и жизненному опыту лирической героини Бек близки также драматичность переживаний и особая женская трагичность метаморфоз любовных отношений героинь Ахматовой и Цветаевой. В одном ряду с Татьяной Бек в статье рассматривается поэзия ее современниц Нины Искренко и Татьяны Смертиной, однако развернутые сопоставления не проводятся.

Основным чертам поэзии, некоторым фактам из жизни Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Татьяны Бек и Нины Красновой посвящена статья последней. Исследовательский материал, перемежающийся личными впечатлениями автора, объединен заголовком «Четыре рифмующих женщины» , однако сопоставительного анализа творчества этих поэтов в работе нет.

При том, что литературные критики и литературоведы активно откликались на появлявшиеся произведения Бек, научные исследования отдельных аспектов ее творчества остаются единичными, а системного монографического изучения ее поэзии до настоящего времени не появлялось. Большинство исследований и отзывов не учитывают всего объема поэтических текстов Бек, ее творчество не рассматривалось в диахронии.

Авторы упомянутых и других работ сходятся в определении пафоса поэзии Бек (предельная искренность, одиночество, эмоциональность), главных тем ее творчества (мир, люди, жизнь, быт и бытие), мотивов (разрыва), в оценке непоэтических сторон бытия, которое влечет употребление в стихах соответствующей лексики, в признании наличия образа лирической героини, часто ото-

1 Строкина, А. Марина Цветаева и Татьяна Бек: поэтическое родство [Электронный ресурс] // Дети Ра. 2007. № 11-12 (37-38). URL: http://www.detira.ru/arhiv/37-38 11-12 2007/strokina.php (дата обращения: 15.10.2008).

2 Трофимова Е.И. Советская женщина 80-х годов: автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. 1994. Вып. 2. С. 30-44.

3 Краснова Н. Четыре рифмующих женщины // Краснова Н.П. В небесной сфере: стихотворения, эссе. М.: Изд-во «Книжный сад», 2010. С. 89-120.

ждествляемого с биографическим автором. Попытки выявить поэтическое родство опираются чаще всего только на высказывания самой Татьяны Бек о приверженности к творчеству Блока, Ахматовой, Цветаевой и ограничиваются самыми общими наблюдениями над произведениями. Детального изучения тематики лирики Бек и отдельных книг на сегодняшний день нет. Не рассматривались и способы создания образа лирической героини и черты этого образа. Авторы статей и рецензий не рассматривали образы персонажей ее лирики. Незатронутым остался коммуникативный аспект лирики Бек. Творчество Бек совершенно справедливо, на наш взгляд, не включают ни в какие течения и школы, однако установить место поэта в историко-литературном процессе с опорой на прочное основание является необходимым.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена малой изученностью основных аспектов поэтики Татьяны Бек, описательным характером имеющихся публикаций, отсутствием работ систематического монографического плана по творчеству Бек.

Объектом нашего исследования является поэтический мир Татьяны Бек. Г.А. Гуковский определил творчество писателя как «внутреннее и глубоко идейное единство истории, воплощенное в сумме произведений, объективно превратившейся - в общественном своем бытии и функционировании - в систему произведений, в некое новое и грандиозное произведение искусства, объемлющее все частные, отдельные и вполне завершенные произведения»1. Как «системное единство тем, мотивов, образов, различных аспектов структуры стихотворной речи, художественного пространства и времени, подчиняющееся общей композиции», определяет поэтический мир B.C. Баевский2.

Предмет исследования - тематика, коммуникативная структура лирики, образы лирической героини и адресатов лирической героини, автономинации и мотивы, связанные с образом лирической героини. Остальные составляющие поэтического мира затрагивались по мере необходимости.

1 Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя. M.; Л.: Гос. изд-во художеств, лит., 1959. С. 21.

2 Цит. по: Толстоус О.И. Поэтический мир К.Ф. Рылеева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск: 2001. С. 7.

Цель данной работы - дать представление о поэтическом мире Бек, его основных аспектах, рассматриваемых как части единой системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные темы лирики Бек;

- поставить тематику творчества Бек в контекст тематики русской поэзии

XIX - XX вв., установив корреляцию ее творчества с творчеством поэтов XIX -

XX вв.;

- определить лирическую направленность поэзии Т. Бек, выявив и охарактеризовав коммуникативную структуру ее поэзии;

- выделить и описать способы создания образа лирической героини, в частности автономинативный и мотивный аспекты;

- выявить, систематизировать и описать образы адресатов лирической героини.

Материалом исследования являются стихотворения семи прижизненных поэтических книг: «Скворешники» (1974), «Снегирь» (1980), «Замысел» (1987), «Смешанный лес» (1993), «Облака сквозь деревья» (1997), «Узор из трещин» (2002), «Сага с помарками» (2004)1. В общей сложности это 515 стихотворений в их однократной публикации в данных книгах. По мере необходимости в исследовании учитывались и повторные публикации стихотворений в семи указанных книгах (общее число текстов с републикациями составило 971).

Методологическая основа. Работа основана на сочетании формального, структурного, типологического и описательного подходов.

Теоретической базой для исследования тематики стали работы В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, B.C. Баевского; коммуникативного аспекта - Ю.И. Левина, И.В. Романовой, О.В. Зырянова; образа лирической героини - Ю.Н. Тынянова, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Кормана,

1 Бек T.A. Скворешники. М.: Молодая гвардия, 1974. 32 е.; Бек T.A. Снегирь. М.: Сов. писатель, 1980. 88 е.; БекТ.А. Замысел: стихи. М.: Сов. писатель, 1987. 128 е.; Бек Т.А. Смешанный лес: книга новых стихов. М.: ИВФ Антал, 1993. 80 е.; Бек Т.А. Облака сквозь деревья: стихи / послесл. Александра Шаталова. М.: Глагол, 1997. 159 е.; Бек Т.А. Узор из трещин: стихи / предисл. Евгения Рейна. М.: ИК Аналитика, 2002. 112 е.; Бек Т.А. Сага с помарками. M.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека»).

11

С.Н. Бройтмана, Н.В. Павлович; автономинаций - В.Г. Гака, М.И. Гореликовой; мотивов - А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинского; адресатов - К. Бюлера, Н.Д. Арутюновой, Ю.И. Левина.

Методы исследования. В работе применены описательный, статистический, сравнительно-сопоставительный, типологический методы исследования. Поэтический мир Т. Бек исследовался в синхронии и диахронии. Мы использовали методику составления и описания частотных словарей поэтических книг, сопоставление частотных словарей и тематики посредством методики рангового корреляционного анализа, разработанной на кафедре истории и теории литературы Смоленского государственного университета под руководством профессора B.C. Баевского, методику исследования лирики с коммуникативной точки зрения И.В. Романовой, методику семантической классификации образов Н.В. Павлович.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представления о поэтическом мире автора, в разработке и обновлении путей изучения поэтического мира, субъектно-объектных отношений в лирике, образов лирического героя и лирического адресата.

Практическая ценность. Выводы и положения диссертации могут использоваться в трудах, посвященных творчеству Т. Бек, современной поэзии в целом или «женской» поэзии, в частности. Приложение к диссертации составляют: частотный словарь лексики семи поэтических книг Татьяны Бек, результаты рангового корреляционного анализа частотных существительных поэзии Бек и поэтов XIX - XX веков, результаты рангового корреляционного анализа семи книг Т. Бек. Выводы и положения диссертации, а также материалы, составляющие приложения, могут быть использованы в курсах лекций и семинарских занятий по русской литературе конца XX - начала XXI века, теории литературы, филологическому анализу художественного текста, в спецкурсах, а также в школьном курсе русской литературы.

Научная новизна. Диссертация является первым научным монографическим исследованием основных аспектов поэтического мира Татьяны Бек в

синхронии и диахронии. Впервые исследуется коммуникативный аспект лирики Бек, особенности субъектно-объектных отношений в ее стихотворениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтический мир Бек сосредоточен вокруг тем «жизнь», «мир», «душа», «любовь», «люди», «время», «Бог». Они составляют тематические доминанты лирики Бек. Прослеживается динамика тематики в поэзии Бек от преобладания сначала конкретно-бытовых тем до религиозных и философских в конце творческого пути.

2. На тематическом уровне поэтический мир Бек оказался близок к традиции Тютчева, поэтов-акмеистов (Гумилева, Ахматовой), поколения поэтов 60-70-х гг. (Твардовский, Межиров, Высоцкий) и в особенности лирике Пастернака.

3. В лирике Бек преобладает эготивно-апеллятивный коммуникативный тип стихотворений, что свидетельствует о направленности лирического сознания на «ты», другого. В поэтическом мире Бек явлен весь спектр взаимоотношений между лирическим «я» и миром, между лирическим «я» и адресатами.

4. В лирике Бек создается устойчивый многогранный образ лирической героини, который тесно связан с автором в биографических фактах, касающихся семьи и предков, рода деятельности Татьяны Бек. Однако сама Татьяна Бек предостерегала от прямого отождествления лирической героини и биографического автора. Лирический герой является художественно переосмысленным и созданным поэтическими средствами образом, в котором реальные биографические факты обобщаются до уровня фактов бытия целого поколения или народа.

5. Апелляция лирической героини становится одним из способов ее самопрезентации, выражения собственного мировоззрения, собственных мыслей и чувств. Тема и пафос лирического обращения определяют многообразие лирических адресатов, среди которых преобладают образы людей, одним из частотных адресатов является Бог и образы мира природы. Образы лирических адресатов определяют направленность лирической речи и лирического сознания.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 16 публикациях (2 из них - в рецензируемых научных журналах, входящих в Перечень ВАК). По материалам диссертации сделано 20 докладов на научных конференциях разного уровня: межвузовских аспирантских (Смоленский государственный университет, 2008, 2009, 2010, 2011 гг.), межвузовских (СмолГУ, 2009, 2010, 2011 гг.; Военная академия ВПВО РФ, 2009, 2010, 2011 гг.; Удмуртский государственный университет, 2009, 2010, 2011 гг.), всероссийских (Смоленский гуманитарный университет, 2009, 2010, 2011 гг.), международных (Российский государственный университет им. И. Канта, 2009 г.; СмолГУ, 2011 г.; Государственная полярная академия, 2011 г.) заочном научном семинаре (Пермский государственный институт искусства и культуры, 2010 г.).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка источников с условными сокращениями, трех приложений.

Основная часть диссертации изложена на 190 страницах, 16 страниц занимают список литературы и список источников с условными сокращениями, 68 страниц - приложения.

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ТАТЬЯНЫ БЕК

§ 1. Тематика лирики Татьяны Бек

Как мы уже отмечали, «поэтический мир автора представляет собой системное единство тем, мотивов, образов, различных аспектов структуры стихотворной речи, художественного пространства и времени, подчиняющееся общей композиции»1.

В ряде работ исследуются отдельные элементы поэтического мира разных авторов.

В диссертации О.И. Толстоуса дается характеристика семантической составляющей поэтического мира К. Рылеева2, в частности тем «друг» и «любовь», а также определяется место и роль обращений, уделяется внимание изображению наций и народностей в лирике Рылеева.

Тематика, образ лирического субъекта, автора-повествователя, героя ролевой лирики, субъектно-объектные отношения - аспекты поэтического мира З.Гиппиус 1889 - 1919 годов, которые рассматриваются в диссертации Я.В. Лейкиной3.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Матаненкова, Татьяна Александровна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев С.Н. Соотношение разноуровневых признаков в стихотворном тексте // Славянский стих. VII. Лингвистика и структура стиха. М.: Языки славянской культуры, 2004. 460 с.

2. Аносова Л.Р. Эталоны речевого мышления // Вопросы психологии. 1985. № 2 март-апрель 1985. С. 96-100.

3. Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары / вступ. ст., сост. и примеч. Т.А. Бек. М.: Моск. рабочий, 1997. 367 с. (Библиотека студента).

4. Апресян Ю.Д. Порождающие модели // Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966. 290 с. С. 198-232.

5. Артемова С.Ю. Коммуникация в посланиях с условным адресатом (на материале лирики XX века) // Жанрологический сборник. Вып. 1. Елец: Унт им. И.А. Бунина, 2004. С. 112-118.

6. Артемова С.Ю. Об особенностях жанра лирического послания: («Одиссей Телемаку» И.Бродского) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: материалы XVI Твер. межвуз. конф. ученых-филологов и шк. учителей (Тверь, 12-13 апреля 2002 г.). Тверь, 2002. С. 129-130.

7. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1981. Т. 40. № 4. С. 356-367.

8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.

9. Баевский B.C. История русской литературы XX века: Компендиум . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2003. 448 е.: ил. (Studia philologica).

10. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980 гг.: Компендиум. 2-е изд., испр. и доп. Смоленск: Русич, 1994. 304 с.

11. Баевский B.C. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001. 332 с. (Studia philologica).

12. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака. (Опыт прочтения) // Известия РАН. Сер. литературы и языка. Т. 39. № 2. 1980. С. 116-127.

13. Баевский B.C. Нет с нами Татьяны Бек // Под часами. Вып. 4. Смоленск, 2005. 207 е.: ил., портр.

14. Баевский B.C. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма. М.: Языки славянской культуры, 2011. 736 с.

15. Баевский B.C. Типология стиха русской лирической поэзии: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. Тарту, 1975. 285 с.

16. Баевский B.C. Три истории литературы в одной // Известия Смоленского государственного университета: ежеквартальный журнал. Смоленск, 2009. № 1 (5). С. 6-19.

17. Баевский B.C., Романова И.В., Самойлова Т.А. Русская лирика XIX-XX веков в диахронии и синхронии [Электронный ресурс] // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. Т. 5. Вып. 1. 2003. URL:

http ://www.smolensk.ru/user/sgma/mn20^h/N-9-html/bae¥skii/baevsky.htm (дата обращения: 04.03.2009).

18. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности / публикация С. Бочарова//Вопросы литературы. 1978. № 12. С. 269-310.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит, 1975. 493 с.

20. Бахтин М.М. Собрание сочинений. [В 7 т.] Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов / Ин-т мировой лит. им. М. Горького Рос. акад. наук. М.: Русское слово, 2003. 958 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с. (Из истории сов. эстетики и теории искусства).

22. Бек Т. Вам в привет. Начала // Знамя. 2000. № 12. С. 33-38.

23. Бек Т. До свидания, алфавит: Эссе, мемуары, беседы, стихи. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2003.639 с.

24. Бек Т. Интервью для проекта «НаСтоящая литература: Женский род» [Электронный ресурс]. URL:

http:/7www.1aidinen.ru/vvomen.php?part=271 &letter=%C 1 &code=272 (дата обращения: 01.10.2008).

25. Бек Т. Надо работать / беседы вела Е. Константинова// Вопросы литературы. 2005. № 4. С. 26-34.

26. Бек Т. Она и о ней: Стихи, беседы, эссе. Воспоминания о Т. Бек. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005. 832 с.

27. Бек Т., Чупринин С. Здесь Родос - здесь и прыгай: [интервью] // Арион. 1998. №3. С. 13-17.

28. Бек Т.А. Книга стихов как единство. Неакадемические заметки. Литература. 2003. №2. С. 31-36.

29. Береговская Э.М. Живая риторика - Rhétorique vivante. СПб.: Люмьер, 2011. 180 е.: ил.

30. Береговская Э.М. Своеобразие употребления тропов и фигуративный синтаксис в поэзии Татьяны Бек // Язык. Человек. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Смоленск, 2005. С. 98-114.

31. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. 234 с.

32. Большакова А.Ю. Теория автора в современном литературоведении // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15-24.

33. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX-начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. 307 с.

34. Булгаков Макарий, митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т. 1. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006. 604 с.

35. Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л., 1970. С. 9-75.

36. Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993. 502 с.

37. Вардзелашвили Ж.А. К вопросу о толковании термина «номинация» в лингвистических исследованиях // Славистика в Грузии. ТГУ. Вып. 1. Тбилиси, 2000. С. 62-68.

38. Василевская А.Л. Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2008. 320 с.

39. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа; Академия, 1999. 555с.

40. Вельская Л.Л. Диалог трех поэтов... об ахматовской шали (Мандельштам, Блок, Цветаева) // Русская речь. 1994. № 1. С. 27-33.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 408 с.

42. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике// Виноградов В.В. Избранные труды. Т. 5. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 362 с. С. 42-55.

43. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. 186 с.

44. Винокур Г.О. О языке художественной литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / сост. Т.Г. Винокур; предисл. В.П. Григорьева. М.: Высш. шк., 1991. 448 с.

45. Винокур Г.О. Я и ты в лирике Баратынского (Из этюдов о русском поэтическом языке) // Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. С. 241-243.

46. Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: пособие для студентов филол. факультета. М.: Изд. корпорация «Логос», 1995. 200 с.

47. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-ко ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 528 с.

48. Гак В.Г. К типологии лингвистической номинации // Языковая номинация: общие вопросы / под ред. Л.Л. Уфимцевой, Б.А. Серебренникова. М.: Наука, 1977.360 с.

49. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Наука, 1984. 319 с.

50. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л.: Сов. писатель, 1974. 360 с.

51. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении //О старом и новом. Л.: Сов. писатель, 1982. С. 16-42.

52. Гончарова Е.А. К вопросу об изучении категории «автор» через проблему интертекстуальности // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвуз. сб. науч. трудов. СПб.: Образование, 1993. С. 20-28.

53. Гореликова М.И. Номинации персонажей в авторской речи // Горелико-ваМ.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1989. 151 с.

54. Губайдуллина А.Н. Поэзия Федора Сологуба: принципы воплощения авторского сознания: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Томск, 2003. 19 с.

55. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л.: Гос. изд-во художеств, лит., 1959. 532 с.

56. Гусева Л.А. Лирический герой Н. Глазкова: языковые средства создания образа: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Ярославль, 2007. 207 с.

57. Демьянков В.З. Образ адресата // Культура русской речи: Энциклопедический словарь справочник / под общ. руководством Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, E.H. Ширяева. М.: Изд-во «Флинта»; Изд-во «Наука», 2003. С.376-377.

58. Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

59. Дмитриев E.B. Фактор адресации в русской поэзии XVIII-начала XX вв.: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. Москва, 2004. 348 с.

60. Дмитриев О. О стихах Татьяны Бек // Бек Т.А. Скворешники. Стихи. М: Молодая гвардия, 1974. С. 3-4.

61. Желеско П.С. Экспериментально-психологическое исследование развития отрицания в дошкольном и школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. 10.02.19. М., 1981. 23 с.

62. Жиляков C.B. Генезис жанра плача [Электронный ресурс] // Сервер конференций Ставропольского государственного университета. URL: http://conf.stavsu.m/conf.asp?ReportId:=497 (дата обращения: 28.07.2010).

63. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курс лекций. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 438 с.

64. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1977. 408 с.

65. Жолковский А.К. Бродский и инфинитивное письмо: Материалы к теме // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 187-198.

66. Жолковский А.К. К описанию поэтического мира Пушкина [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/redkol/zhz/bib300.html (дата обращения: 07.12.2008).

67. Жолковский A.K., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Ученые записки Тартус. гос. ун-та. 1975. Вып. 365. С. 150-183.

68. Замерова O.A. Система экзистенциальных мотивов в лирике Б.Пастернака 1910-1920-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Ставрополь, 2007. 211 с.

69. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 366 с.

70. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука, 2004. 544 с.

71. Золян С.Т. «Я» поэтического текста // Семантика и структура поэтического текста. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1991. С. 214-232.

72. Зубова Jl.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 431 с. (Серия «Научная библиотека», вып. XXIII).

73. Зырянов О.В. Субъектная архитектоника стихотворных книг в свете исторической поэтики // Авторское книготворчество в поэзии: материалы междунар. науч.-практич. конференции. 19-22 марта 2008. Часть1. Омск: Изд-во «Сфера», 2008. С. 25-35.

74. Ивлиев И., архимандрит. Откровение тайны вере // Катехизис / Комиссия Священного Синода РПЦ по вопросам христианского единства. Киев: Украинская Православная Церковь, 1991. 416 с.

75. Изусина Е.В. Лирическая героиня в русской лирике XIX века: На материале творчества А.П. Буниной, К.К. Павловой, М.А. Лохвицкой: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2005. 210 с.

76. Исакова И.Н. Система номинаций литературного персонажа (На материале произведений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, A.A. Фета и H.A. Некрасова): дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2004. 360 с.

77. Казакова H.H. Коммуникативно-прагматические функции эгоцентра «я» в художественном тексте // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвуз. сб. науч. трудов. СПб.: Образование, 1991. С. 138-145.

78. Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. Грани диалога в песенном творчестве Высоцкого // Проблемы поэтики русской литературы XX века в контексте культурной традиции: материалы международной научной конференции. М.: МАКС Пресс, 2006. С. 79-100.

79. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. 205 с.

80. Колшанский Г.В. Лингво-гносеологические основы языковой номинации // Языковая номинация: общие вопросы / под ред. Л.Л. Уфимцевой, Б.Л. Серебренникова. М.: Наука, 1977. 360 с.

81. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / пре-дисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.

82. Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы / ред.-сост. Е.А. Под-шивалова, H.A. Ремизова, Д.И. Черашняя, В.И. Чулков. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 552 с.

83. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978. 89 с.

84. Королькова A.B. Алфавитно-частотный и частотный словари комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума». Смоленск: СГУ, 1996. 238 с.

85. Кочетков Г., свящ. В начале было Слово: Катехизис для просвещаемых. М., 1999. 472 с.

86. Краснова Н.П. Четыре рифмующих женщины // Краснова Н.П. В небесной сфере: стихотворения, эссе. М.: Изд-во «Книжный сад», 2010. 384 с.

87. Красовский В.Е., Леденев A.B. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя // Литература. М: ACT; Слово, 2002. 240 с.

88. Круглова Т.С. «Адресованная» лирика Марины Цветаевой: коммуникативно-жанровый аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. 192 с.

89. Кудрякова A.C. Речевое поведение лирических героинь А. Ахматовой и М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Уфа, 2005. 219 с.

90. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея: комментарий. М.: Общедоступный православный университет, 2002. 568 с.

91. Ларин Б. О лирике как разновидности художественной речи: семантические этюды // Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож. литература, 1974. С. 54-101.

92. Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 464-480.

93. Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. М.: Наука, 1966. С. 199-216.

94. Лейкина Я.В. Поэтический мир Зинаиды Гиппиус 1889-1919 годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2000. 191 с.

95. Лекманов O.A. Книга стихов как «большая форма» в культуре русского модернизма // Авторское книготворчество в поэзии: материалы между-нар. науч.-практич. конференции. 19-22 марта 2008. Часть1. Омск: Изд-во «Сфера», 2008. С. 64-87.

96. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. энцикл.»; гл. ред. Мануйлов В.А., редкол.: Андроников И.Л., Базанов В.Г., Бушмин A.C., Вацуро В.Э., Жданов В.В., Храпченко М.Б. М.: Сов. энцикл., 1981. 746 е.: ил.

97. Лесин Е. То, что внизу и рядом. Кривой автопортрет на фоне кривой яви [Рецензия на книгу Бек Т. Узор из трещин: Стихи недавних лет. М.: Аналитика, 2002. 112 е.] [Электронный ресурс] // URL: http://exlibris.ng.ru/lity2003-01-16/4 autoportrait.html (дата обращения: 08.09.2008).

98. Липневич В. [Рецензия на публикацию стихов Т. Бек в ж. «Знамя». 1994. № 9] // Новый мир. 1995. №6. С. 245.

99. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 317 с.

100. Литературная мысль. Альманах. Ч. I. Петроград: Изд-во «Мысль», 1922. 138 с.

101. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Т. 2 / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. 245 с.

102. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресат // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 23-46.

103. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.

104. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 76-89.

105. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб: Искусство-СПб, 1996. 846 с.

106. Мансков С.А. Поэтический мир A.A. Тарковского: Лирический субъект; категориальность; диалог сознания: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Барнаул, 1999. 201 с.

107. Матаненкова Т.А. К вопросу о языковом сознании поэта: тематика книги стихов Татьяны Бек «Скворешники» // Вестник Ленинградского университета имени A.C. Пушкина. Т. 1. Филология. 2010. № 2. СПб, 2010. С. 141-150.

108. Матаненкова Т.А. Субъектно-объектные отношения в книге Татьяны Бек «Скворешники» // Известия Смоленского государственного университета: ежеквартальный журнал. Смоленск, 2010. № 3 (11). С. 89-99.

109. Матаненкова Т.А., Романова И.В. Проблема лирической коммуникации в раннем творчестве Татьяны Бек // Вестник Удмуртского государственного университета. Сер.: История и филология. 2009. Вып. 2. С. 92-100.

110. Материалы к частотному словарю языка Пушкина. Проспект. М.: Издательство АН СССР, 1963. 50 с.

111. Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Труды по знаковым системам. Тарту, 1983. [Вып.] XVI: Текст и культура. С. 115-125.

112. Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл Текст». М.; Вена: Школа «Языки русской культуры», 1995. 714 с.

113. Меркин Г.С. Рыленков-лирик. Вопросы поэтического мастерства: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 1978. 180 с.

114. Минц З.Г., Аболдуева Л.А., Шишкина O.A. Частотный словарь «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока и некоторые замечания о структуре цикла // Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартус. ун-та. Тарту, 1967. С. 209-316.

115. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / ред. С.А. Токарев М.: Сов. энциклопедия, 1991-1992. 671 с.

116. Орлова Е. Ландшафты стиха. О поэзии Татьяны Бек // Бек Т.А. Сага с помарками. М.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека»). С. 374-390.

117. Орлова Е. Поэтический роман Татьяны Бек // Арион. 2001. № 2. С. 38-44.

118. Павельева Ю.Е. Лирическая героиня М.А. Лохвицкой: поэтика на стыке классики и модернизма: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. 231 с.

119. Павлова Л.В. Вопросы поэтики Вячеслава Иванова: дис. ... д-ра филолог, наук: 10.01.01. Смоленск, 2005. 505 с.

120. Павлова Л.В. и др. Смоленская поэтическая школа: новое поколение / Л.В. Павлова, И.В. Романова, O.A. Смагина, О.И. Толстоус // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1999 г. / сост. и ред. O.A. Левченко, М.Л. Рогацкина. Смоленск: СГПУ, 1999. 312 с. С. 266-284.

121. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVIII-XX в. В 2 т. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

122. Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 2004. 528 с.

123. Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

124. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка / АН СССР, Институт русского языка. М.: Наука, 1984. 222 с. Указ. слов и словосочетаний: С. 211-221.

125. Полищук Д. Книжная полка Дмитрия Полищука [Рецензия на книгу БекТ.А. Сага с помарками. М.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека»)] // Новый мир. 2005. № 8. С. 183.

126. Полухина В.П. Больше самого себя. О Бродском. Томск: ИД СК-С, 2009. 416 с.

127. Проблема автора в художественной литературе 19-20 вв. / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1978. 196 с.

128. Радионова A.B. Лирическая парадигма мотивного ряда «поэт творит» // Русская филология: Ученые записки кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного университета. Т. 13 / сост. и ред. Л.В.Павлова, Э.Л. Котова, И.В. Марусова. Смоленск: Маджента, 2010. 296 с. С. 98-114.

129. Рейн Е. Простота и загадка: О стихах Татьяны Бек // Бек Т.А. Узор из трещин: стихи / предисл. Евгения Рейна, послесл. автора. М.: ИК Аналитика, 2002. С. 5.

130. Романов И.А. Лирический герой поэзии И. Бродского: Преодоление мар-гинальности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2004. 201 с.

131. Романова Е.С. Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2008. 351 с.

132. Романова И.В. Мотивы, связанные с лирическим «я», в лирике И.А. Бунина // Известия Смоленского государственного университета. 2008. № 1.С. 7-17.

133. Романова И.В. Поэтика Иосифа Бродского: Лирика с коммуникативной точки зрения: монография / Министерство образования и науки РФ; Смоленск. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. 328с.

134. Романова И.В. Проблема лирической коммуникации в лирике Н.И. Ры-ленкова // Русская филология: Ученые записки кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного университета. Т. 13 / сост. и ред. Л.В. Павлова, Э.Л. Котова, И.В. Марусова. Смоленск: Маджента, 2010. 296 с. С. 206-215.

135. Романова И.В. Семантическая структура «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа и лирики Б.Пастернака: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 1997. 275с.

136. Руссова С.Н. Автор и лирический текст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 305 с.

137. Семенов В. Иосиф Бродский в северной ссылке: поэтика автобиографизма. Тарту, 2004. 159 с.

138. Серебряный век: Поэзия / [ред.-сост. Т.А. Бек]: М.: ACT: Олимп, 2002. 671, [1] с. (Книга для ученика и учителя). (Серия «Школа классики»).

139. Силантьев И.В. Поэтика мотива / отв. ред. Е.К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с. (Язык. Семиотика. Культура).

140. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / пер. с англ. Е.И. Негневицкой; под общ. ред. A.A. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. 336 с.

141. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М.: ДАРЪ, 2006. 672 с.

142. Словарь Мультитран [Электронный ресурс]. URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?a= 128 (дата обращения: 24.03.2009).

143. Смагина O.A. Поэтический мир Николая Гумилева: «Огненный столп»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2000. 227 с.

144. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с. (Studia philologica).

145. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. 140 с.

146. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. H.H. Кожиной. М.: Изд-во «Флинта»; Изд-во «Наука», 2003. 694с.

147. Строкина А. Марина Цветаева и Татьяна Бек: поэтическое родство [Электронный ресурс] // Дети Ра. 2007. № 11-12 (37-38). URL: http://wwvv.detira.ru/arhiv/37-38 11 -12 2007/strokina.php (дата обращения: 15.10.2008).

148. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.

149. Сюжетосложение в русской литературе: сб. статей. Даугавпилс: Педагогический институт, 1980. 162 с.

150. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М.: Языки славянской культуры, 2000. 404 с.

151. Толковая Библия, или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета А.П. Лопухина. Евангелие от Матфея / под общ. ред. Александра, епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского, испр. и доп. Свято-Троицкая православная миссия, 2004. 488 с.

152. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энциклопедия», ОГИЗ, 1935-1940.

153. Толстоус О.И. Поэтический мир К.Ф. Рылеева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2001. 264с.

154. Томашевский Б.В. Стилистика: учеб. пособие. 2-е изд.: испр. и доп. Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1983. 288 с.

155. Томашевский Б.В. Стих и язык: филологические очерки. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 469 с.

156. Тресиддер Д. Словарь символов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/jekTresidder/index.php (дата обращения: 11.06.2010).

157. Трофимова Е.И. Советская женщина 80-х годов: автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. 1994. Вып. 2. С. 30-44.

158. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 572 с.

159. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Сов. писатель, 1965.300 с.

160. Тютчев Ф. Стихотворения / Ф. Тютчев, А. Фет; [сост., вступ. ст., справоч. материалы Т. Бек и Д. Зантария]. М.: Изд-во ACT: Олимп, 2002. 556, [1] с. (Книга для ученика и учителя). (Серия «Школа классики»).

161. Урбан А. Жизнь, а не роль // Новый мир. 1987. № 10. С. 255-257.

162. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.

163. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992. 124 с.

164.

165.

166.

167.

168.

169.

170,

171

172

173

174

175

176

177

Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла // Принципы анализа литературного произведения: сб. ст. / под. ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.

Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. 3-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Рус. язык», 1978. 543 с.

Цивьян Т.В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой // Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартус. ун-та. Тарту, 1967. С. 180-208. Частотный словарь русского языка / под ред. Л.И. Засориной. М.: Русский язык, 1977. 934 с.

Челпанов Г.И. Учебник логики. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 107 с.

Шаповалов Б. С. Частотный словарь послевоенной лирики А.Т. Твардовского // Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1999 год. Смоленск: СГПУ, 1999. С. 206-248.

Шаталов А. В сторону облаков // Бек Т.А. Облака сквозь деревья: стихи / послесл. Александра Шаталова. М.: Глагол, 1997. 159 с. С.150-155. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Круг, 1925. 267 с. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 311 с. Штраус A.B. Проблема лирического героя в современной поэзии: новые тенденции 1990-2000-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2009. 170 с.

Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой [Электронный ресурс]. URL: http://novruslit.ru/library/?p== 17 (дата обращения: 24.07.2009). Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. München: Im Werden Verlag, 2006. Некоммерческое электронное издание. URL: http://imwerden.de (дата обращения: 14.10.2010). 53 с.

Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. 578 с.

Эйхенбаум Б.М. О поэзии. М.: Сов. писатель, 1969. 552 с.

178. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб.: Максима, 1995. 568 с.

179. Языковая номинация: общие вопросы / под ред. JI.JI. Уфимцевой, Б.Л. Серебренникова. М.: Наука, 1977. 360 с.

180. Якобсон Р. Работы по поэтике: переводы / сост. и общ. ред. М.Л. Гаспа-рова. М.: Прогресс, 1987. 464 е., [12] л. ил. (Языковеды мира).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ С УСЛОВНЫМИ СОКРАЩЕНИЯМИ

1. Ахматова A.A. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Поэмы; Pro domo mea; Театр / сост., подгот. текста, коммент. С.А. Коваленко. М.: Эллис Лак, 1998. 768 с.

2. Бек Т.А. Скворешники: стихи. М.: Молодая гвардия, 1974. 32 с. - СКВ.

3. Бек Т.А. Снегирь. М.: Сов. писатель, 1980. 88 с. - СН.

4. Бек Т.А. Замысел: стихи. М.: Сов. писатель, 1987. 128 с. - 3.

5. Бек Т.А. Смешанный лес: книга новых стихов. М.: ИВФ Антал, 1993. 80 с. - СЛ.

6. Бек Т.А. Облака сквозь деревья: стихи / послесл. Александра Шаталова. М.: Глагол, 1997. 159 с. - ОС Д.

7. Бек Т.А. Узор из трещин: стихи / предисл. Евгения Рейна. М.: ИК Аналитика, 2002. 112 с.-УНТ.

8. Бек Т.А. Сага с помарками. М.: Время, 2004. 400 е.: ил. («Поэтическая библиотека») - ССП.

9. Заболоцкий H.A. Поли. собр. стихотворений и поэм. Избр. переводы / вступ. статья Е.В. Степанян; сост., подгот. текста, хронологическая канва и примеч. H.H. Заболоцкого. СПб.: Академический проект, 2002. 768 с. (Новая библиотека поэта. Большая серия).

10. Самойлов Д. Дай выстрадать стихотворение... М.: «Правда», 1987. 30 с. (Библиотека «Огонек»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Частотный словарь лексики стихотворений Татьяны Бек

Собственный ранг слова Общий ранг слова Слово Количество словоупотреблений

1 2 3 4

1. 1. я 1038

2. 2. ты 348

3. 3. мой 199

4. 4. мы 157

5. 5. быть 147

6. 6. он 145

7. 7. вы 123

8. 8. этот 111

9. 9. жизнь 105

10. 10. любить 90

И. 10. себя 90

12. 11. мир 81

13. 12. нет 78

14. 13. душа 73

15. 14. твой 72

16. 15. идти 71

17. 16. любовь 68

18. 17. свет 65

19. 18. знать 62

20. 19. свой 58

21. 20. глядеть 57

22. 20. она 57

23. 21. ветер 56

24. 21. день 56

25. 22. да 55

26. 23. звезда 53

27. 23. снег 53

28. 24. рука 52

29. 25. жить 50

30. 25. небо 50

31. 25. рисовать 50

32. 25. сказать 50

33. 26. время 45

34. 26. плакать 45

35. 27. петь 44

36. 28. злой 43

37. 29. живой 42

38. 29. окно 42

39. 29. тот 42

40. 30. люди 41

41. 31. год 40

42. 32. снова 38

43. 33. видеть 37

44. 33. говорить 37

45. 33. земля 37

46. 33. лицо 37

47. 33. наш 37

48. 33. чужой 37

49. 34. Бог 36

50. 35. глаза 35

51. 35. слово 35

52. 35. уйти 35

53. 36. думать 34

54. 36. ДУХ 34

55. 36. один 34

56. 36. просто 34

57. 36. сам 34

58. 37. они 33

59. 37. сон 33

60. 38. кто 32

61. 38. сад 32

62. 39. дом 31

63. 39. дорога 31

64. 39. память 31

65. 40. весь 30

66. 40. темный 30

67. 41. век 29

68. 41. вода 29

69. 41. ночь 29

70. 41. опять 29

71. 41. солнце 29

72. 41. черный 29

73. 42. лететь 28

74. 42. стоять 28

75. 42. там 28

76. 42. хотеть 28

77. 43. боль 27

78. 43. дети 27

79. 43. лес 27

80. 43. последний 27

81. 43. путь 27

82. 43. старый 27

83. 43. страшный 27

84. 44. остаться 26

85. 44. родной 26

86. 44. смотреть 26

87. 44. человек 26

88. 45. город 25

89. 45. молодой 25

90. 45. сила 25

91. 45. уходить 25

92. 46. ветка 24

93. 46. Господь 24

94. 46. дело 24

95. 46. песня 24

96. 46. поле 24

97. 46. слеза 24

98. 47. гора 23

99. 47. писать 23

100. 48. беда 22

101. 48. воздух 22

102. 48. надежда 22

103. 48. новый 22

104. 48. первый 22

105. 48. птица 22

106. 48. родина 22

107. 48. тоска 22

108. 49. вдруг 21

109. 49. весна 21

110. 49. голова 21

111. 49. друг 21

112. 49. книга 21

113. 49. облако 21

114. 49. письмо 21

115. 49. разлука 21

116. 49. речь 21

117. 49. улица 21

118. 50. ваш 20

119. 50. дерево 20

120. 50. небеса 20

121. 50. сама 20

122. 50. сердце 20

123. 50. сидеть 20

124. 50. страсть 20

125. 50. счастье 20

126. 51. двор 19

127. 51. детский 19

128. 51. детство 19

129. 51. конец 19

130. 51. ничего 19

131. 51. простор 19

132. 51. судьба 19

133. 51. теперь 19

134. 51. умереть 19

135. 52. белый 18

136. 52. больше 18

137. 52. большой 18

138. 52. голос 18

139. 52. гордыня 18

140. 52. гореть 18

141. 52. дать 18

142. 52. дрожать 18

143. 52. здесь 18

144. 52. милый 18

145. 52. обида 18

146. 52. огромный 18

147. 52. одинокий 18

148. 52. роща 18

149. 52. скоро 18

150. 52. спать 18

151. 52. ужас 18

152. 52. ходить 18

153. 53. верить 17

154. 53. веселый 17

155. 53. врать 17

156. 53. каждый 17

157. 53. край 17

158. 53. крик 17

159. 53. крутой 17

160. 53. лучше 17

161. 53. любой 17

162. 53. место 17

163. 53. музыка 17

164. 53. помнить 17

165. 53. прочь 17

166. 53. смерть 17

167. 53. стих 17

168. 53. счастливый 17

169. 53. тут 17

170. 54. бежать 16

171. 54. девочка 16

172. 54. куст 16

173. 54. лестница 16

174. 54. нищий 16

175. 54. осенний 16

176. 54. осень 16

177. 54. пустой 16

178. 54. сильный 16

179. 54. тьма 16

180. 54. увидеть 16

181. 55. воля 15

182. 55. выйти 15

183. 55. дверь 15

184. 55. зеленый 15

185. 55. зима 15

186. 55. искать 15

187. 55. круг 15

188. 55. крыша 15

189. 55. любимый 15

190. 55. мало 15

191. 55. никогда 15

192. 55. плач 15

193. 55. пойти 15

194. 55. простой 15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.