Подлинность бытия человека в контексте социальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кириллов, Герман Михайлович

  • Кириллов, Герман Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Пенза
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Кириллов, Герман Михайлович. Подлинность бытия человека в контексте социальной реальности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пенза. 2006. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кириллов, Герман Михайлович

Подлинность бытия человека в контексте социальной реальности

Введение.

Глава 1. - Теоретико-философская модель подлинности социального бытия человека.

Параграф 1. Генезис проблемы подлинности' человеческого бытия.

Параграф 2. Бытие и истина.

Параграф 3. Социально-онтологический аспект проблемы подлинности человеческого бытия.

Глава 2. - Личностное измерение социального бытия человека.

Параграф 1. Человеческое измерение исторического процесса.

Параграф 2. Смысловая вертикаль сознания личности.

Параграф 3. Личностно-ориентированный подход к образованию Л

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подлинность бытия человека в контексте социальной реальности»

Актуальность темы исследования.

Конец XX - начало XXI столетия стало для России временем перехода от тоталитарного общества к гражданскому. Но, обретя свободу внешнюю, по словам Фромма, свободу «от», люди не ощутили подлинной, внутренней свободы, свободы «для», как возможности реализовать уникальный творческий потенциал своей личности. Крушение прежних идеалов, отсутствие общенациональной идеи, нарастающий в обществе нравственный вакуум привели к тому, что в нынешних условиях для многих людей отсутствует перспектива интеграции в современное общество, возможность ощутить себя субъектом социального действия. Но даже если индивидууму и удаётся интеграция в общество, ценой этого успеха становится принесение в жертву нравственных и духовных принципов, иначе говоря, утрата подлинной сущности человека. Об этом свидетельствует всё углубляющийся процесс отчуждения. В современном обществе человек сталкивается с разнообразными формами отчуждения: если в тоталитарном обществе он чувствовал себя «винтиком» гигантской машины, жертвой всесильного государственного Левиафана, то теперь, предоставленный самому себе, он ощутил бессилие перед нарастающими в обществе масштабными процессами: постоянно меняющейся экономической конъюнктурой, в частности, её глобализацией, засильем массовой культуры, криминализацией всех сфер жизни общества. Утрачиваются прежние социальные связи и взаимные обязательства между людьми, а также между личностью и государством, а новые устанавливаются, увы, крайне медленно. Следствием этого становится всё более распространённое представление о бессмысленности существования, которое в первую очередь охватило людей, традиционно относимых к социальной сфере. Да и само общество нуждается в объединении, в общенациональной идее, которая могла бы сплотить людей разных убеждений, независимо от их взглядов и социального положения, ведь ориентация лишь на материальные потребности не позволит решить многочисленные проблемы, стоящие перед ним. Нужны идеалы, на основе которых может произойти объединение общества.

Диагноз болезни, охватившей индустриальное общество, уже в конце XIX - начале XX столетия был поставлен философами-экзистенциалистами Франции и Германии. По мнению экзистенциалистов, в современном мире происходит деградация человеческой реальности, ее обезличивание и растворение в рутине повседневности. Внешнему, детер минированному бытию, философы противопоставляли внутреннее бытие человека - экзистенцию. Истинное назначение человека - это подлинное бытие, направленное на достижение высших духовных ценностей: обретение смысла жизни, самореализацию, творчество. Это самостоятельное бытие человека, основанное на свободе, при котором окажется возможным осуществление базовой потребности человека в своей самореализации.

Проблема бытия человека с давних пор волновала мыслителей. В центре их внимания было несоответствие между сущностью человека, выражающейся в его неограниченных возможностях, и ограниченностью его земного существования. В период становления индустриального общества, а теперь постиндустриального, появились новые ограничители человеческого существования уже со стороны социальной среды. Человек оказался в нём ограниченным своей социальной ролью, подчас очень узкой. Обозначается ещё одна проблема: проблема подлинности бытия, которой человек лишён в чуждой ему социальной среде. Вопрос о подлинности бытия возникает перед человеком в тот момент, когда он начинает осознавать себя субъектом социальной действительности. На это указывал

Д.Лукач, он подчёркивал, что «отношение субъекта и объекта как центральное категориальное определение развития социального бытия возникает лишь на стадии целеполаганий и присущих им мыслительных подготовок.»1. Если проблема бытия носила в первую очередь гносеологический смысл, то с включением в её орбиту социальных отношений она начинает приобретать ценностный характер, появляется необходимость в критериях оценки соответствия социального бытия общественному идеалу в связи с утратой бытием его подлинности.

В настоящее время вопрос о подлинности бытия приобретает для нашего общества новый смысл. Если на рубеже XIX - XX вв. проблемой духовных исканий, нового религиозного сознания была озабочена, прежде всего, интеллигенция, то сейчас в обществе идет поиск национальной идеи для всего народа, идеи, которая могла бы духовно сплотить людей и направить их усилия на решение стоящих перед страной проблем.

Тоталитаризм попирал индивида, личность, однако в обществе наблюдались определенное единство, солидарность. В настоящее время мы видим, что общество ощущает потребность в самоидентификации, в обретении объединяющего начала, нахождении духовных основ бытия. Мы не можем брать западные ценности и переносить их 'механически на русскую почву, хотя бы в силу ряда причин исторического и культурного характера. Нам необходимо найти свое уникальное место в мире. Потребность в самоидентификации наводит на мысль о русской идее и делает актуальными искания философов рубежа XIX - XX столетий: богоискательство, обретение личного Бога, поиски нового религиозного сознания. Сегодня, когда в обществе явно ощутим кризис доверия к власти, общественным институтам, науке, нам необходимо обратиться к вопросам, которые волновали русских философов Серебряного века: соотношение веры и знания, свободы и необходимости, смысла жизни.

Интеллектуальная жизнь России всегда была остро социальной, погружённой в общественные проблемы. Это в полной мере относится и к периоду Серебряного века. Достаточно вспомнить размышления о «религиозной общественности» в период Петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903), обсуждение так называемой «этической проблемы» в связи с выходом в свет сборника «Проблемы идеализма» (1902), споры о судьбах русской интеллигенции в эпоху «Вех» (19061912), обсуждения проблем войны и мира (1914-1915).

Задачей настоящей работы является анализ социального аспекта философского учения русских экзистенциалистов, а также других русских философов, близких им в представлениях о характере бытия человека в обществе, с целью разработки на этой основе социально-философской модели подлинного бытия личности в контексте социальной реальности. Данная модель явилась бы фундаментом теоретической базы для решения конкретных проблем, существующих в педагогике и психологии, связанных с внедрением в современную педагогическую практику личностно-ориентированных подходов в обучении и воспитании, а также способствовала бы лучшему пониманию культурно-экзистенциального аспекта познавательного процесса, создала бы теоретическую базу для рассмотрения исторического развития в его конкретно-личностном экзистенциальном измерении, с учётом метаисторических факторов. Такие попытки уже делались (В.А.Янков «Эскиз экзистенциальной истории», В.П. Визгин «История и метаистория»).

Разделяя подход многих современных учёных к обществу и личности как к многомерной структуре, мы уделяем основное внимание идеальной структуре, в рамках которой делается попытка реконструкции идеальной модели общества и личности в контексте русской религиозной философии, для рассмотрения которой, безусловно признавая важность всех прочих подходов, используем экзистенциально-антропоцентрический метод, применявшийся философами-экзистенциалистами. Учитывался при этом и подход русской философии, её оригинальный метод - онтологизм («ло-гизм»). Неизбежное в данном случае сопоставление западного и русского экзистенциализма может представлять интерес не только с исторической точки зрения, но и позволит дать более полную картину социального бытия человека в различных традициях мышления. Их взаимодополнение и взаимообогащение, использование разработанного категориального ряда западных экзистенциалистов, с одной стороны, и более углублённого подхода к природе человеческой личности русских философов - с другой, могли бы быть исключительно плодотворны для создания вышеупомянутой модели.

Степень разработанности проблемы.

Если обратиться к довольно обширной у нас в советское время литературе по экзистенциализму, то, прежде всего, бросается в глаза оценка экзистенциальной философии как философии для узкого круга читателей (в основном интеллигенции), к тому же чаще всего экзистенциализм рассматривался как направление, по мнению многих авторов, «в настоящее время сошедшее на нет». (Современный экзистенциализм, М., 1966). Что касается содержания учения, то оно трактовалось как «буржуазно - индивидуалистическая реакция» на деперсонализированный пантеистический тоталитаризм гегелевской системы. В целом в советское время об экзистенциализме принято было говорить и писать только в критическом плане, причём зачастую первоисточники были недоступны широкому кругу читателей. В настоящее время труды экзистенциалистов переиздаются в России всё большими тиражами и обретают своих читателей, идеи и наблюдения философов этого направления находят отклик в произведениях писателей новой волны. Однако порой публикации, посвящённые экзистенциализму, носят конъюнктурный характер, в них не учитываются традиции русской философии. Исключением здесь может служить фундаментальная работа П.П. Гайденко «Прорыв к трансцендентному», которая не только знакомит читателей с результатами опубликованных за последние четыре десятилетия исследований по различным аспектам экзистенциальной философии, но и пытается подвести им итог. По мнению автора, во-первых, экзистенциализм ознаменовал собой переход к новой, «внутренней», нравственности, которая (в противоположность внешней) устремлена к трансцендентному. Во-вторых, если для панлогизма личностные обертоны сознания несущественны, то для экзистенциальной философии важны в первую очередь эти частности, именно они обладают реальностью и составляют и наполняют существование человека. Без них разум не в состоянии претендовать на постижение истины.

Среди публикуемых у нас западных авторов следует упомянуть труд австралийского учёного Дж. Пассмора «Сто лет философии», в котором автор рассматривает философские концепции второй половины XIX - первой половины XX столетий. Специальная глава книги посвящена экзистенциализму и феноменологии. Несмотря на то, что автор характеризует экзистенциализм лишь как «стимул для этико-религиозного мышления» и относится к нему достаточно скептически, он предлагает в своей книге достаточно обстоятельный анализ концепций представителей этого направления: С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггера и др.

Ясно, что экзистенциализм является частью образа минувшего XX столетия наряду с атомной энергетикой, космической техникой и генной инженерией. Без него не разобраться с проблемами века нынешнего. К тому же то, что мы сегодня связываем с этим понятием, имеет глубокие корни в истории русской философской мысли. Уже в произведениях древнерусских авторов («Моление Даниила Заточника», «Житие протопопа Аввакума» и др.) можно обнаружить экзистенциальные интенции. Традиционно к экзистенциалистам причисляют у нас Л.Шестова и Н.Бердяева, хотя отнесение их к этому направлению во многом условно. На наш взгляд, экзистенциальные мотивы присущи русской философии в целом. Экзистенциализм, являясь особым направлением философии, имеет специфические предмет и методы исследования, свой категориальный ряд. Характерно, что современная философия многое восприняла из арсенала экзистенциальной философии. Например, такие термины, как «экзистенция», «бытие-в-себе», «интериоризация», «экстериоризация» (последние два термина применительно к бытию человека в обществе). Однако не всегда, особенно это касается отечественной философии, этот синтез был органичным. Причиной тому был, с одной стороны, необычный новаторский подход представителей этой школы к основным философским проблемам, с другой -излишний консерватизм и даже догматизм, характерный для философии советской эпохи. Исследования, касающиеся философии экзистенциализма, зачастую сводятся лишь к изложению основных постулатов учения без должного анализа его методологии и попыток её использования и творческого развития. В оценке практической ценности их наследия преобладает скептический тон. Так, «свобода - Ungrund» (краеугольный камень всей философской системы), призванная у Бердяева превратить социально-природного индивида в экзистенциально понятую личность, по мнению П.П. Гайденко, на деле способна обречь человека на полный духовный и бытовой солипсизм. К несчастью, присущий автору корректный тон изложения, проявленный в интерпретации взглядов западных философов, покидает его в случае с Бердяевым.

Лишь в последнее время наметились первые шаги в разработке иного, творческого подхода. Например, статья «Эскиз экзистенциальной истории» В.А.Янкова, посвящённая выявлению экзистенциальных типов человека (пониманию им себя и мира в основных исторических культурах), а также «Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса» С.Б.Крымского, исследующая культурную панораму познания и его экзистенциальных инстанций.

Наиболее существенным в философии экзистенциализма, на наш взгляд, является очень развитая и оригинальная антропология, дефицит которой всегда ощущался в нашей философской науке. В частности, господство логико-гносеологической ориентации и сциентического онтологизма привели к практически полному отсутствию темы человека и человеческих ценностей в нашей философии (В.Ф.Сержантов «Человек, его природа и смысл бытия»). Отсутствие такого важного звена и привело к засилью со-циологизаторских и биологизаторских упрощений, в то время как главным компонентом личности, и это становится в настоящее время всё очевидней и признаётся многими, является духовно-нравственный компонент. Принятие в расчёт важности этого компонента имеет определяющее значение и для понимания проблемы бытия личности, в том числе и её социально-онтологического аспекта. У истоков русской антропологии стоял оригинальный мыслитель Г.С.Сковорода, открывший для отечественной философии микрокосм человека. Эту традицию продолжил и развил П.Д.Юркевич, давший научное обоснование интуициям своего предшественника и выявивший, что определяющие основы человека сосредоточены в его духовной жизни. (Работа «Сердце и его значение в духовной жизни человека»). Это понимали и философы Серебряного века, для которых апелляция к духовному ядру личности, персонализм были характерны. Например, работа «Реальность и человек» С.Л.Франка, исследующая глубинные основы человеческого бытия. Будучи «основой человеческого бытия», духовность должна стать основой и социального бытия человека. Социально-философскому аспекту бытия в данном контексте посвящены труды Н.А.Бердяева «О назначении человека», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», а также «Духовные основы общества», «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии», «Очерк методологии общественных наук» С.Л.Франка. Утверждению духовных основ общества должны служить социальные идеалы. Этой теме посвящена работы П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» и «О социальном идеале» С.Н. Булгакова. В его работе дано детальное рассмотрение механизма взаимодействия личности и общества. В современной философской литературе существуют интересные разработки, отражающие антропологический подход к социальной проблематике. Имеются в виду статьи Ф.Н.Юрлова, В.А.Кутырёва, Г.С.Киселёва, В.К.Шохина.

Для русской философии первостепенное значение всегда имел вопрос об истинности (подлинности) бытия. Это справедливо и в отношении бытия социального. Обнаружить своеобразие русского мировоззрения и методов философствования помогают труды самих русских философов, посвящённые этому предмету: В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева. Проблемы подлинности и неподлинности бытия касаются в своих трудах Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Л.Шестов, К.Н.Леонтьев, П.А.Сорокин; ей посвящены статьи таких современных авторов, как А.М.Анисов, Б.С.Братусь, А.В.Бузгалин, А.И.Селиванов, Г.С.Киселёв, М.С.Каган, В.А.Кувакин.

Нынешнему положению человека в современном обществе, обществе массового потребления, со стандартизацей вкусов, привычек, стереотипным образом мышления, обществе «неподлин'ного» существования человека, посвящены труды французского философа С.Московичи, американского футуролога О.Тоффлера, испанского социолога Х.Ортеги-и-Гассета, немецкого философа К. Ясперса, М. Бубера, П.Тилиха, М.А.Хевеши; статьи Ф.Н.Юрлова, Г.С.Киселёва, В.А. Кутырёва и др.

Произведения таких крупнейших христианских мыслителей, как Флоренский, Бердяев, Булгаков, Франк, признаются в настоящее время «классикой» отечественной философской мысли, а это должно предполагать наличие академических изданий с необходимым комментарием и текстологической базой. Только тогда они будут полностью интегрированы в национальную культуру. Беда в том, что в советский период труды русских философов оказались насильственно изъяты из научного и культурного обращения. Нарушена была культурная преемственность - связь с духовным прошлым. Если к произведениям представителей русской религиозной философии Серебряного века и обращались, то для того, чтобы в очередной раз подвергнуть их уничтожающей идеологической критике.

Характерным примером подобного подхода может служить монография В.А. Кувакина «Религиозная философия в России», где объектом критического анализа автора являются как сам феномен поиска «Нового религиозного сознания», так и взгляды отдельных представителей этого течения. В монографии верно обозначены истоки возникновения «Нового религиозного сознания», в частности философия славянофилов, творчество B.C. Соловьёва, произведения Ф.М. Достоевского; прослеживаются основные этапы развития течения; определена проблематика вопросов, связанных с богоискательством. Что же касается анализа творчества русских философов, то он носит весьма односторонний, конъюнктурный характер. Хотя автором и признаётся, что в XX веке русский идеализм «дорос» до лидирующих школ идеализма Запада, а в ряде случаев и «перерос» его (например, в экзистенциализме Бердяева и Шестова, философии единства Булгакова и Флоренского, пансексуализме Розанова), однако русскому Ренессансу в целом дана однозначно негативная оценка, его же представителям навешаны уничижительные ярлыки, почерпнутые из общественно-политической полемики публицистов-революционеров. Из выходивших в советское время работ, посвящённых русской религиозной философии, следует упомянуть «Историю философии в СССР» (М., 1971), в которой дан анализ философских взглядов Н.Ф.Фёдорова, C.JI. Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких и др., идеологические аспекты Нового религиозного сознания и веховства рассмотрены с псевдомарксистских позиций в работе «Критика В.И. Лениным идеологии «Вех» (М., «Вестник МГУ, 1970, №2). Марксистский анализ представлений русских философов о свободе дан в исследовании В.Е. Доля «Критика теологического понимания свободы» (Львов, 1973). Все эти работы выполняли заказ официальной идеологии. Поэтому не приходится удивляться, что для постсоветского сознания идеи русских философов оказались малопонятными и маловостребованными. В настоящее время существует немало работ, посвящённых жизнеописанию русских философов (А.Н.Николюкин, К.М.Долгов) или анализу их творчества

А.А.Ермичев, А.Н.Паршин, В.А.Кутырёв, С. С. Хоружий), но практически отсутствуют труды, которые исследовали бы методологическую основу произведений русских философов, тем более развивали бы в творческом плане их наследие, продолжали бы традицию русского философствования. (Исключением могут служить труды С.С.Хоружего).

Недостаточное внимание уделяется, на наш взгляд, социальному аспекту русской философии Серебряного века. Между тем многое в наследии философов этой поры имеет непреходящее значение. Например, обоснованная ими необходимость существования духовного фундамента для полноценной жизни общества (C.JI. Франк «Духовные основы общества»). Попытки найти такую опору делались уже в советское время. Свидетельством тому может служить труд А.К. Улёдова «Духовная жизнь общества», в котором духовная жизнь рассматривается в её реальности, при этом в расчёт принимается её онтологический аспект, признаётся возможность активного преобразующего влияния на материальную жизнь общества. Однако никаких попыток найти связующую нить между исканиями философов Серебряного века и современностью, разумеется, не делалось. Восполнить этот пробел хотя бы в какой-то степени ставит своею целью настоящая работа. Автор осуществляет попытку дать картину представлений русских философов на бытие человека в обществе и разработать на этой основе теоретико-философскую модель подлинности социального бытия человека.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящей диссертации является разработка теоретико-философской модели подлинности бытия человека в обществе на основе анализа и сопоставления социально-философского аспекта учения русских мыслителей Серебряного века и западных философов-экзистенциалистов. Являясь универсальной, данная модель оказалась бы функциональной при решении ряда проблем, стоящих перед современным обществом.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач: -проследить эволюцию проблемы бытия в западноевропейской классической и неклассической (в том числе экзистенциальной), а также русской философии в направлении дифференциации на основе дихотомии «подлинного» и «неподлинного»;

-выявить критерии подлинности бытия для философии западноевропейской: классической, неклассической (экзистенциальной), а также русской;

-обосновать правомерность критики философией экзистенциализма рационалистического метода познания классической философии в отношении человека и его бытия; выявить специфику используемых ею методов исследования: экзистенциального (экзистенциально-антропоцентрического), а также близкого к экзистенциальному логического (онтологического) метода русской философии применительно к социальному аспекту бытия человека;

-выявить степень влияния на русскую философию, с одной стороны, религиозно-мистической святоотеческой традиции, с другой стороны, философии западного экзистенциализма;

-проследить соотношение категорий бытия и истинности и обосновать важность их 'совпадения в русской философии, выявить критерии истинности бытия и на этой основе выявить специфику подхода к проблеме подлинности человеческого бытия классической, русской и философии западноевропейских экзистенциалистов;

-обосновать возможность многовариантности подходов к проблеме подлинности бытия (онтологического, аксиологического, гносеологического, а также социально-онтологического);

-создать модель подлинности социального бытия человека для разработки личностно-ориентированных методик в педагогике, психологии, истории.

Методологические основы исследования.

Методологической основой данной работы является исторический подход, в соответствии с которым рассматриваются такие философские категории, как бытие, истина, раскрывается сущность понятия истинности (подлинности) бытия.

При проведении исследования исходными принципами являлись принципы системности, научности, конкретности, органичности, целостности, историзма. Автор опирался на работы, посвященные социальному аспекту учения русских философов Серебряного века.

Методологическими основами исследования в рамках исторического подхода являются экзистенциально-антропоцентрический и логический подходы. Экзистенциально-антропоцентрический подход позволяет рассмотреть социальное бытие человека в конкретно-личностном измерении, а логический подход даёт возможность включить человека в процесс познания в качестве субъекта. Использование данных принципов делает возможным разработку теоретико-философской модели подлинности человеческого бытия.

Научная новизна исследования

В работе обоснована правомерность оценки личностью своего бытия как подлинного в контексте понимания социальной реальности, представленной в виде многомерной структуры. При этом подлинность понимается как степень востребованности обществом творческого потенциала личности. В качестве критерия такой оценки принимается социальный идеал.

На основе анализа социального аспекта учения русской философии Серебряного века социальное бытие человека представлено как сложная многослойная структура, включающая внешний слой - «общественность» и внутренний слой - «соборность».

Исходя из принципов социальной антропологии русских философов Серебряного века, обоснована важность духовно-нравственного компонента личности для понимания социального бытия человека. Духовное начало понимается при этом как средоточие индивидуального в человеке, то есть необходимый компонент для понимания его как личности. На этой основе обозначен приоритет личности в триаде личность - общество - государство.

Разработана теоретико-философская модель подлинности бытия человека и мотивирована целесообразность её применения в личностно-ориентированных методиках в педагогике и психологии, а также в обосновании концепции «экзистенциальных типов» в истории.

Основные положения, выносимые на защиту.

В ходе проведённого исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту:

1. Представление русской философии о социальном бытии как имеющем два слоя: «общественность» и «соборность» - позволяет сформулировать теоретико-философскую модель подлинности бытия. Критерием подлинности бытия является имеющийся в обществе социальный идеал.

2. Духовная атмосфера, сложившаяся в обществе, требует поиска новых методологических подходов к выбору ориентиров развития общества и показателей оценки его эффективности. Данная модель может служить методологической основой для формирования «духовных основ общества»: идей как ориентиров и идеалов как образцов для социального устройства.

3. Нынешняя ситуация, характеризующаяся деантропологизацией реальности, утратой человеком своей субъектности, его «объективацией», требует нового подхода к проблеме бытия человека, «человеческого измерения» социальной жизни. В основе такого подхода должен лежать приоритет личности в триаде «личность» - «общество» - «государство».

4. Данная теоретико-философская модель может являться функциональной основой для создания личностно-ориентированных методик в педагогике, психологии, истории, призванных «фасилитировать», инициировать духовное развитие личности.

5. Предложенная модель может служить обоснованием концепции «экзистенциальных типов» в педагогике, психологии, истории. Воспитание в педагогике рассматривается при этом как нелинейный синергетический процесс духовного становления личности, в котором учителю отводится роль его инициатора.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью его применения в решении целого ряда конкретных социально-философских проблем, стоящих перед современным российским обществом: поиск общественного идеала; преодоление различных форм отчуждения в разных сферах общественного бытия; раскрытие уникального творческого потенциала человеческой личности.

На основе результатов исследования могут быть разработаны учебные курсы по социальной философии (в частности, спецкурс, посвященный изучению социально-философского аспекта наследия русских философов Серебряного века). Создание теоретико-философской модели подлинности бытия может быть использовано при разработке новых подходов в педагогике и психологии: личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, в основе которого лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, развитие его как индивида, наделённого своим неповторимым субъектным опытом; способствовала бы новому пониманию исторического процесса в его конкретно-личностном измерении (концепция «экзистенциальных типов»).

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологи и социальной работы Пензенскрго государственного педагогического университета имени В.Г.Белинского.

Различные аспекты исследования были изложены автором на Социологических чтениях аспирантов и студентов, посвящённых 110 годовщине со дня рождения П.Сорокина (Пенза, 1999); на научно-практической конференции, посвящённой 90 - летию сборника «Вехи» (Пенза, 1999) сборника «Вехи» (Пенза, 1999); на Международной научно-практической конференции «Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее» (Пенза, 2000); на областной научно-практической конференции «Школа и социокультурная среда: достижения и перспективы (Пенза, 2006) и др.

Структура работы.

В соответствии с целью, задачами, характером исследования определилась структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа, заключения и списка литературы. Общий объём диссертации составляет 157 страниц, список литературы содержит 195 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кириллов, Герман Михайлович

Заключение

Эпоха Модерна (ХХв), периода безраздельного господства «ratio» и наступающего Постмодерна (начало нового тысячелетия), показала, что человеческий разум не в силах дать адекватный ответ на все вопросы, стоящие перед человечеством. Наука в очередной раз обнаружила своё бессилие перед «вечными» вопросами о смысле человеческого бытия. По меткому замечанию JI. Шестова, «туман первозданной тайны не рассеялся».

Как и прежде, в жизни человека многое зависит от воли, веры и интуиции. Человек по-прежнему остаётся загадкой для самого себя. Наука, разумеется, не исчерпала себя, но она в очередной раз должна пересмотреть свои взгляды на человека. И это касается даже такой точной, наиболее рациональной из гуманитарных наук, как социология. Нельзя игнорировать того факта, что человек, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы, всё чаще обращается не к науке, а к религии и её суррогатам. Очевидно, что человека надо постигать во всей его целостности. Тем более нельзя чисто рационально понять смысл человеческого бытия, смысл истории. Что касается общества, то наука сравнительно успешно пыталась описать внешнюю социальную сторону бытия человека, но сделанные на этой основе выводы о человеке в целом оказались скоропалительными и конъюнктурными, не выдержав испытания временем.

Глубинная, внутренняя природа человека осталась за пределами познания в эпоху Модерна. Сутью драмы человека как раз и является борьба внешнего, телесного, материального и внутреннего, духовного, в котором и заложено существо личности. Очевидно, что духовность есть реальность, заслуживающая самого пристального внимания науки.

Период Модернизма как типа культуры продолжался недолго. Философы Серебряного века пытались осмыслить истоки кризиса человека и культуры, но реальному претворению их идей в жизнь не суждено было сбыться. Ныне перед нами другая эпоха: постиндустриальное общество с иным типом культуры - Постмодерном и другим типом познания, постне-классическим. Тем не менее проблемы, над которыми размышляли философы, не только не преодолены, но и приняли глобальный характер. Мыслители Серебряного века подвергали критике рациональное мышление Запада за его меонизм. В настоящее время этот процесс зашёл так далеко, что речь идёт об отрицании онтологии и замене её нигитологией, учением о «ничто». Идеологи Постмодернизма хотят перестроить под него всю объективную реальность и историю так, что результатом этого преобразования станет исчезновение духовной среды обитания человека. Созданная человеком техногенная реальность - постиндустриальное общество - исключает человека как субъект. Мир при этом отождествляется с символами, знаками, текстом, лишёнными всякой субъективности. Происходит элиминация автора - субъекта - творца - человека, что позволяет культуре избавиться от мифологизма, психологизма, историзма, духовности и всех прочих антропоморфных образований. Структурализм, возникший в гуманитарных науках: литературоведении и семиотике, - распространил своё влияние на любое познание, всякую человеческую активность и, наконец, на бытие вообще. Текст становится на место мира и вместо мира. Не бытие как текст, а текст как бытие. Текст онтологизируется. Причём понятие текст в сущности является понятием информация. Человеческое существование становится всё более формализованным, лишаясь своего духовного содержания. Думается, что в качестве альтернативы подобной интерпретации действительности могла бы послужить русская философия. Её лейтмотивом всегда была проблема сохранения целостности человеческого духа. И задача эта как никогда актуальна, ведь, «не отличая человеческого бытия от постчеловеческого, мы не будем знать, когда нас не будет».

В данной работе мы попытались предложить теоретико - философскую модель подлинности человеческого бытия, которая в определённой степени могла бы послужить этой цели. Разумеется, исследование этого вопроса сопряжено с целым рядом трудностей. Как охватить ограниченному человеческому сознанию бесконечное небо духовности?! Такое под силу лишь религиозному мышлению. По счастью, к нашим услугам есть труды русских философов Серебряного века, предпринявших героическую попытку осмыслить русский духовный опыт. Русская философия обнаруживает глубокое понимание сложности и многогранности человеческой личности.

У C.JI. Франка дана картина идеальной личности, её структуры, намечено разделение бытия человека на «общественность» (внешний слой бытия) и «соборность» (внутренний слой), а С.Н. Булгаков предлагает динамичную модель функционирования внешнего слоя бытия.

Н.А. Бердяев полагает в основу бытия личности свободу. От выбора человека зависит, подчинится ли он навязанной ему извне обществом объективации или выберет путь творческой самореализации и преображения действительности.

В.Ф. Эрн предлагает аргументированную критику позитивистской рационалистической антропологии. Рационализм, по справедливому замечанию философа, отсекает существенно важные для понимания личности веру, волю и интуицию. Эрн противопоставляет рационализму целостное понимание личности - онтологизм («логизм»), в котором личность укоренена в бытии, являясь его частью.

Как подтверждение идей Эрна, мы наблюдаем сегодня печальные плоды торжества рационализма, проявившиеся в обществе эпохи Модерна, где оказался востребован лишь человек «экономический». В нынешней действительности, называемой эпохой Постмодерна, отчуждающей интеллектуальную составляющую личности для узких утилитарных целей, человек в единстве своих духовно - нравственных устремлений оказался потерян как целое.

Беда нынешней цивилизации, начала Третьего тысячелетия, на наш взгляд, заключается в том, что она дошла до столь крайних форм объективации или отчуждения (в терминах экзистенциализма), что эти формы препятствуют самому становлению личности. Имеется в виду вытеснение истинной культуры массовой квазикультурой, отсутствие стимулов для духовного роста, массированное манипулирование сознанием со стороны СМИ. Происходит ломка всей просвещенческо-рационлистической парадигмы существования человека. Всё это ставит перед гуманитарными науками серьёзные проблемы. Необходимо найти духовный центр, вокруг которого могла бы произойти кристаллизация новых ценностей и идеалов. На наш взгляд, здесь не требуется изобретать ничего принципиально нового. Думается, дискуссии вокруг поиска «русской идеи» не случайны. Эта идея уже сформулирована в произведениях русских писателей и мыслителей. Вот какие выводы в отношении русской идеи сделал в одноимённой своей работе Н.А. Бердяев, который утверждал, что «русские моральные оценки» определяются по отношению к человеку, а не к отвлечённым началам, «отвлечённому добру». Философ также отмечает, что для русских важнее любовь, чем справедливость, что выражается в их большей «ком-мюнитарности», открытости для живого непосредственного общения, чем у более рационализированного, социологизированного западного человека. Эти ценные качества ждут своего применения, нужно просто от слов перейти к воплощению этих идей в жизнь. И начать надо с более серьёзного изучения трудов русских философов Серебряного века и создания на их основе новой, отвечающей духу нашего времени антропологии, что позволило бы решить целый ряд задач в истории, педагогике, психологии, других гуманитарных науках. Личностно - ориентированные методики в педагогике и психологии должны стремиться к установлению межличностных отношений на основе эмпатии и конгруэнтности, фасилитировать личностный духовный рост и творческие способности. Что касается истории, то здесь тоже должен быть сделан акцент на понимание внутренних, глубинных причин исторических явлений. Необходимо уделять внимание не только внешней стороне исторических процессов, но и внутреннему, личностному их проявлению. Ведя речь о человеке как субъекте истории, мы должны рассматривать не только выдающиеся личности, но и всех участников того или иного исторического события. Должно быть углублено понимание культуры как активного фактора, духовно влияющего на общество и цивилизацию в целом. Нужно выявить «осевые эпохи» существующих мировых культур и обозначить экзистенциальные типы, им соответствующие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кириллов, Герман Михайлович, 2006 год

1. Абрамеикова В.В., Слободчиков В .И. Христианская антропология и современная психология. //Вопросы психологии- 2001-№2 -С. 147-151

2. Августин А. О граде Божьем. Мн: Харвест.- М: ACT, 2000.-1296с.

3. Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987- 206с.

4. Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём? М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004 - 101с.

5. Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.- 78с.

6. Анисов A.M. Типы существования. // Вопросы философии .- 2001.-№7-С. 100-112

7. Антология античной философии. /Сост. С.В. Перевезенцев. М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2001.-415с.

8. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. /Сост. С.В. Перевезенцев, М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001.- 523с.

9. Антология мировой философии: Античность. Мн: Харвест,- М.: ООО «Издательство ACT», 2001.- 959с.

10. Антонов М. Ф. Ложные маяки и вечные истины: Пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль. М.: Современник, 1991-303с.

11. Аристотель. Политика.//Сочинения: в 4 т. /Пер. с греч., ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976.- Т.4. - 550с.

12. Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов / Сост. и предисл. Н.П. Ильин (Мальчевский).- СПб.: Издательсво Русского Гуманитарного института.- 1997 -272с.

13. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975.-223с.

14. Бабаев Ю.В. Трудный путь философских исканий: К особенностям философского процесса в России в 20-40-е гг. XIX века, Пенза: БИ, 1996.-353с.

15. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире //Новый мир.-1990 №1.- С.207-232

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Республика, 1998.-384с.

17. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства/ Смысл творчества: в 2 тт.- М.: Искусство, 1994 Т.1.-542с.

18. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / ред. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: ФЛИНТА, 1999.-312с.

19. Бердяев Н.А. За и против. PRO ЕТ CONTRA: Антология. Кн.1/издан. подгот. А.А. Ермичев. СПб: Издательство ГХГИ,1994.-570с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994-480с.

21. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. М.: Канон+, - М.: ОИ «Реабилитация», 1999 - 480с.

22. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: ACT, 2000.-399с.

23. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.-347с.

24. Большаков А.В. Бытие человека как проблема философии./ Социально- политический журнал, №11-12,1993 С. 114 - 122

25. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.—301с.

26. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии. // Вопросы психологии.-1998.- №4,- С. 71- 79

27. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. -М.: Знание,198564с.

28. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии.// Вопросы психологии.- 1997.- №5 С.З - 19.

29. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности. (к20-летию со дня смерти А.Н. Леонтьева). / Вопросы философии, №12, 1999 С.23-28.

30. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии/ Гуманитарная и трансперсональная психология: Хрестоматия. Мн - 2000-379с.

31. Бубер М. Я и Ты. Два образа веры / пер. с нем. Ю. Терентьева, Н. Файнгольда. М.: Высшая школа, 1993.- 175с.

32. Бубер М. Два образа веры/ пер. с нем. Ю. Терентьева, Н. Файнгольда. / под ред. П.С.Гуревича, С. Я. Левит, С.В. Лёзова. М.: РЕСПУБЛИКА, 1995.- 378с.

33. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т./ сост. и вст. ст. С.С.Хоружего-М.: Наука, 1993.-Т.1.-603с.-Т.2.-751с.

34. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.:, РЕСПУБЛИКА, 1994.-415с.

35. Булгаков С.Н. Тихие думы./ Сост., В.В. Сапова, М.: РЕСПУБЛИКА,^.-417с.

36. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика-1997.- №3.-С.15-19.

37. Выготский Л.Б. Психология искусства- С-Пб.: Азбука, 2000-416с.

38. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса./ вст. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова, М.: РЕСПУБЛИКА, 1994. - 368с.

39. Вышеславцев Б.П. Что такое я сам?/Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.—383с.

40. Вересов Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии// Вопросы философии.-2000.-№12.-С.74-87

41. Великие мыслители Запада /пер.В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.-656с.

42. Визгин В.П. История и метаистория. // Вопросы философии-1998 №10.- С.98-111

43. Гайдеико П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: РЕСПУБЛИКА, 1997.-386с.

44. Гайденко П.П. В. Соловьёв и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-472с.

45. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. М.: Искусство, 1970.—393с.

46. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1998.-436с.

47. Гомперц Т. Греческие мыслители/пер. Д.Жуковского; под редА.В. Циба СПб.:Алетейа, 1999.-605с.

48. Григорьян Б.Т. Буржуазная философская антропология сегодня // Вопросы философии.-1978.-№5.-С.119-130.

49. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности/ Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.-620с.

50. Гулыга А.В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981.-303с.

51. Гулыга А.В. Шеллинг- М. : Молодая гвардия, 1984.-317с.

52. Гуревич П.С. Человек. -М.: Дрофа, 1995.-334с.

53. Досократики. Мн.: Харвест, 1999.—784с.

54. Донцов И.А.Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984-285с.

55. Дворкин И. С. Ты и Оно. По следам М. Бубера и 3. Фрейда. //Вопросы философии.- 2002 №4.-С. 141-158.

56. Егорычев А. Духовность как субъективная психологическая реальность //Прикладная психология и психоанализ.- 2004 №3-С.5-20.

57. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, 1990.-64с.

58. Зеньковский В.В. История русской философии:в 2т Рост.- на -Д.: «Феникс», 1991-2т-539с.

59. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминания о будущем»)// Вопросы философии .- 2001.- №2.-С.66-68

60. Зинченко В.П. Психология доверия//Вопросы философии-2001-№7. -С.48 -54

61. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамарда-швили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997-336с.

62. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. / Вопросы философии 1988.-№3.- С.14-21

63. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991-464с.

64. Ильин И.А. Сочинения: в 2 т. М.: Русская книга, 1999.—1т.—606с.— 2т.-507с.

65. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. / Под ред. Н.П. Полторацкого. -М.: Воениздат, 1993.—368с.

66. Иноземцев B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии. // Вопросы философии 1998.-№9.-С.27-37

67. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия //Вопросы философии.-2001.-№6.-С.52-67.

68. Коган JI.A. Закон сохранения бытия / /Вопросы философии-2001- №4.-С.56-69.

69. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политическая литература.-1990.^14с.

70. Камю А. Творчество и свобода/ сост. К.Долгов. М.: Радуга-1990.-602С.

71. Кантор К.М. Три духовных потенции// Вопросы философии-2002 №12.-С.50-54

72. Каримский A.M. Антиисторизм «философии существования». -М.: Знание, 1980.-62с.

73. Карлов Н.В. Преобразование образования// Вопросы философии-1998.-№11.-С.З-19.

74. Карсавин Л.П. О бессмертии души. Русские философы: Антология., вып. 1/ Сост. Доброхотов А.Л. и др.- М.: Книжная палата, 1993.—368с.

75. Карсавин Л.П. Полюса Евразийства// Новый мир.-1991.-№1-С.180—185

76. Кемеров В. Е. Социальная философия М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004.-384с.

77. Киселёв Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека. // Вопросы философии 1999.-№1- С.61-81.

78. Киселёв Г.С. Постмодерн и христианство// Вопросы философии-2001.-№12.-С.З-15.

79. Киселёв Г.С.Трагедия общества и человека М: Наука, 1992.-118с.

80. Корнеев П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций: Монография. М.: Высшая школа,1981- 136с.

81. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева- М: Мысль 1976—205с.

82. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).- СПб: Алатейя, 1998.-360с.

83. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало ХХв. М.: Мысль, 1980.—309с.

84. Курабцев В.Л. Лев Шестов и мировая философия// Вопросы философии.- 2004-№12.-С. 109-122.

85. Крымский С.Б. Культурно экзистенциальное измерение познавательного процесса// Вопросы философии .- 1998.- №4.-С.40-49.

86. Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории// Вопросы философии.- 2001.- №6.-С.32-41

87. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки,-1991 №12-С.41-52

88. Кутырёв В. А. Духовность, экономизм и «после». Драма взаимо-действия//Вопросы философии 2000 - № 8.- С. 11-19

89. Кутырёв В. А. Апология человеческого. Предпосылки и контуры консервативного философствования // Вопросы философии.- 2002 №9.-С.68-80

90. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1987-270с.

91. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: РЕСПУБЛИКА, 1998.-384с.

92. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека: Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982.-255с.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политическая литература, 1977.—304с.

94. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза(1872-1891)/общ. ред. сост. и ком-мент. Г.Б. Кремнева; вст.ст. и коммент. В.И.Косика М.: РЕСПУБЛИКА, 1996.—799с.

95. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525с.

96. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.—383с.

97. Лосев А.Ф. В. Соловьёв и его время. / Предисл. А.А. Тахо-Годи. -М.:Прогресс, 1990—720с.

98. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.:РеСПУБЛИКА,1994.- 432с.

99. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.-368с.

100. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: РЕСПУБЛИКА, 1995.-400с.

101. Ляткер Я.А. Декарт. М.: Мысль, 1975-198с.

102. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы М.: Смысл, 1999.-495с.

103. Махмутова Н.П. Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин// Школа духовности-1999 №1.-С.16-26

104. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.-317с.

105. Мельник В.А. Политология. Мн.: Высшая школа,2002.-523с.

106. Мир философии: Хрестоматия/сост. В.Н. Столяров.-М: Политиздат, 1991.-623с.

107. Мир человека: Хрестоматия по философии/сост. А.Ф. Малышев-ский М.: Интерпракс, 1995.—485с.

108. Мудрик А.В. Учитель, мастерство и вдохновение.-М.: Просвещение, 1986.—160с.

109. Никитина А.Г. Структура «Я» и фундаментальная политическая альтернатива//Вопросы философии.- 1999.-№12.-С.22-31

110. Николюкин А. Н. Розанов. М.: Молодая гвардия, 2001.-511с.

111. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Правда, 1991-639с.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой-М.: Русский язык, 1985-797с.

113. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании, политике. (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопросы психологии.-2002 №2, С. 64-84

114. Орлов А.Б. Личность и сущность. Внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии 1995.- №2, С. 5-18

115. Освобождение духа: сб.ст./ под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых- М.: Политиздат, 1991.- 351с.

116. Очерки по истории философии в России (Вторая половина XIX в и начала XX в: сб.ст./ под ред. Г.С.Васецкого. - М.: МГУ, I960.—388с.

117. Панарин А.С. Смысл истории// Вопросы философии- 1999-№9.-С.З-21.

118. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или кон-сервация//Вопросы философии 2002 - №4.-С.50-59

119. Пассмор Дж. Сто лет философии / пер. с англ. И.В. Борисова и др. М.: «Прогресс - Традиция», 1998.—496с.

120. Пассмор Дж. Современная философия/ пер. с англ. И.В. Борисова и др. М.:Идея-Пресс, 2002.-189с.

121. Платон Федр/Собрание сочинений в 4т./ Академия наук СССР, институт философии -М.: «Мысль», 1990-т.З.- 654с.

122. Попов J1.A. Грани духовности/ЯТедагогика 1996.- №1.-с.40-43

123. Попов В.Д. Социальная психоанализ в России: необходимость и перспективы//Вопросы философии . 1999.-№12.-С.43-51.

124. Проблемы идеализма: сб. ст. (1902). М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002.-736с.

125. Розанов В.В. Последние листья/ общая ред., сост. вступ.ст. А.Н. Николюкина. М.: РЕСПУБЛИКА,2000, 382с.

126. Русские философы (конец XIX сер. ХХв): Антология, вып. 1/ сост. А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонов. - М.: Книжная палата, 1993.-364с.

127. Русская философия: Словарь/ под ред. М.А. Маслина. М.: РЕСПУБЛИКА, 1995.—655с.

128. Русский космизм: Антология философской мысли/ сост. С.Г. Семёнова, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.—368с.

129. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии, М.: РЕСПУБЛИКА, 2002.-640с.

130. Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее: Материалы Межвузовской научной конференции- Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2000.-129с.

131. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто»// Вопросы философии.- 2002. -№7- С.52-65.

132. Семёнов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби: Критический очерк. М.: Наука, 1980.- 200с.

133. Семёнов В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальная социально-психологическая проблема- JL: Лениздат, 1984-127с

134. Сковорода Г.С. Сочинения-Мн: Современный литератор, 1999-703с.

135. Смысл жизни: Антология. Сост. Н.К. Гаврюшин. М.: Издат. Группа «Прогресс-культура», 1994.-592с.

136. Смысл жизни в русской философии (конец XIX начало ХХвв.) -НЛ.Грот, А.И.Введенский, Н.И. Кареев, Л.М.Лопатин, В.В.Розанов, B.C. Соловьёв, Е.Н.Трубецкой.- Сост. В.Г. Безносов - СПб.: Наука,1995.- 612с.

137. Современная западная философия. Словарь. Сост.: Малахов B.C. и др. М.: Политиздат, 1991.—414с.

138. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-511с.

139. Современный экзистенциализм. Критические очерки./ Под ред. Т.И. Ойзермана М.: Мысль, 1966.—518с.

140. Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т./ под ред. А.Ф.Лосева М.: Мысль, 1990-т. 1 ,-893с.-т.2-824с.

141. Соловьёв B.C. Россия и Вселенская церковь /пер. с франц. Г.А. Рачинского. М: ТПО «Фабула» (репринт с издания А.И. Мамонтова). -М, 19И.^48с.

142. Соловьёв B.C. Смысл любви: Избранные произведения / сост., вст. ст. и коммент. Н.И. Цимбаева.-М: Современник, 1991.-525с.

143. Соловьёв B.C. Оправдание добра. М.: РЕСПУБЛИКА, 1996.-479с.

144. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543с.

145. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000.- 1054с.

146. Сорокин П.А. О русской общественно-политической мысли-СПб: Алетейя, 2000.-221с.

147. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова.-М.: Советская энциклопедия, 1989.—1632с.

148. Социальное бытие человека: Спецкурс по русской социальной философии. Кафедра социологии и политологии Пенза, 1998.—192с.

149. Стрельцова Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж П. Сартра. - М.: Высшая школа, 1974.-127с.

150. Сумерки богов:Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр/ сост. А.А. Яковлев М.: Политиздат, 1990.—396с.

151. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: Критический анализ. М.: Наука, 1977.—141с.

152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.-240с.

153. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: ТЕРРА 1998.- 672с.

154. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов на - Дону: Феникс, 1998.—512с.

155. О христианском отношении к современных событиям // Новый мир, 1990 №7. - С. 195-229

156. Тузова Т.М. Ответственность личности за своё бытие в мире: Критика концепций французского экзистенциализма./ Под ред. А. Михайлова, АН БССР, Институт философии и права Мн: Наука и техника, 1987-156с.

157. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.-271с.

158. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.-711с.

159. Философия марксизма и экзистенциализм. (Очерки критики экзистенциализма). /Сб.ст. под ред. Н.С. Нарского и Т.Н. Ойзермана. М.: Издательство Московского университета, 1971.- 239с.

160. Философия. Религия. Культура/ Критический анализ современной буржуазной философии. М.: Наука, 1982 - 227с.

161. Флоренская Т.А. Я против «я».-М.: Знание, 1985.—80с.

162. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: в 2 т./ вст. ст. С.С. Хоружего. -М.: Правда, 1990; т.1.-490с.-т.2.-839с.

163. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли М.: Аграф, 1998-431с.

164. Франк СЛ. Реальность и человек/ сост. П.В. Алексеев. -М.:РЕСПУБЛИКА, 1997.-479с.

165. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: РЕСПУБЛИКА, 1992.-511с.

166. Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда, 1990.—680с.

167. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс , 1990—366с.

168. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995-256с.

169. Фромм Э. Психоанализ и этика/сост. П.С. Гуревич, С .Я. Левит. -М.: РЕСПУБЛИКА, 1998.-566с.

170. Фуко М. Слова и вещи: пер. с франц./ вст. ст. Н.С. Автономовой. -М.: Прогресс, 1977.-488с.

171. Хайдеггер М. Время и Бытие: Статьи и выступления. М.: РЕСПУБЛИКА, 1993.-447с.

172. Хевеши М. А. Массовое общество в XX веке// Социологические исследования 2001- №7.-С.З-12.

173. Хевеши М. А. Политика и психология масс//Вопросы филосо-фии.-1999.-№12.-С.32-42.

174. Хомяков А.С. Сочинения богословские. С-Пб.: Наука, 1995-479с.

175. Хоружий С.С. Творчество о. Павла Флоренского в наши дни// Вопросы философии.- 2001.-Ж7.-С.170-177.

176. Хоружий С.С. Путём зерна: русская религиозная жизнь сегодня./ Вопросы философии.- 1999.-№9.-С.139-147.

177. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/Редкол.: И.Т. Фролов и др.: Сост.П.С. Гуревич.-М.: Политиздат, 1991.—461с.

178. Чалоян В.К. Восток Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. - М.: Наука, 1979.-220с.

179. Шестов Л.И. Киркегард и экзистенциальная философия/Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000.-839с.

180. Шестов Л.И. Сочинения: в 2т. М.: Наука, 1993.—1т.—668с.

181. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в РоссииII Вопросы философии -2000 №12.-С.88-135/

182. Шохин В.К. Проект персонологической антропологии и философия ценностей// Вопросы философии 2002.-№6 -С.112-118.

183. Шопенгауэр А. Избранные произведения/ сост. И.С. Нарский, Ростов на - Дону: Феникс, 1997-542с.

184. Шпет Г.Г. Психология социального бытия: Избранные психологические труды /под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Институт практ. психологии, 1996.—492с.

185. Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобще-ния//Социологические исследования 2001- №9.-С,3-13.

186. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Опыты философские и критические/ Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. Мн: Харвест.- М.: ACT, 2000.-592с.

187. Эрн В.Ф. Время славянофильствует/Сочинения. М.: Правда, 1991.-575с.

188. Этическая мысль: Научно публицистические чтения /редкол.: А.А. Гуссейнов и др. - М.: Политиздат, 1990.-480с.

189. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990-670с.

190. Юркевич П.Д. Характер и направление современной германской философии// Вопросы философии 2001- №7.-С.120-128.

191. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации //Социологические исследования.- 2001- №7 .-С. 13-22

192. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ Библиотека журнала «Директор школы», спецвыпуск №2, -М.: Сентябрь, 1996.-96с.

193. Янков В.А. Эскиз экзистенциальной истории// Вопросы философии.-1998.-№6-С.3-28

194. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение./пер. с нем. К.В. Лещевского С-Пб.: Наука, 2000.-272с.

195. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ пер. с нем. К.В. Лещевского. М.: РЕСПУБЛИКА, 1994.-527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.