Подготовка будущего учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Хазеева, Ирина Наильевна

  • Хазеева, Ирина Наильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 158
Хазеева, Ирина Наильевна. Подготовка будущего учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Нижневартовск. 2005. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хазеева, Ирина Наильевна

Введение.

Глава 1. Регионализация музыкально-педагогического образования как педагогическая проблема.

1.1. Культурологические и теоретико-педагогические основы регионализации музыкально-педагогического образования.

1.2. Содержание национально-регионального компонента в музыкальном образовании.

1.3. Содержание и специфика музыкальной культуры

Югорского края.

Выводы.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя к осуществлению регионального компонента в музыкальном образовании.

2.1. Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

2.2. Ход и результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущего учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании»

Актуальность исследования регионального компонента музыкально-педагогического образования, подготовки к его реализации в общем музыкальном образовании обусловлена совокупностью культурологических, психолого-педагогических и музыковедческих факторов как теоретического, так и практического характера.

Последний период развития отечественной педагогики характеризуется все возрастающим интересом к проблемам регионализации образования (Л.М.Андрюхина, Л.Ф.Греханкина, Э.Д.Днепров, Б.Н.Липник, О.Ю.Стрелова, В.М.Шадриков и др.). При этом наряду с выявленными общими чертами, присущими регионализации, все более отчетливо проявляют себя два обстоятельства: особенности изучаемого предмета и специфика того или иного региона, накладывающие существенный отпечаток на содержание образования.

Проведённый анализ нынешнего состояния музыкально-педагогического образования свидетельствует о том, что решение проблемы его регионализации осуществляется неоднозначно. В последнее время появилось много исследований, затрагивающих вопросы художественной, в том числе музыкальной культуры регионов в контексте образования. Современный педагог-музыкант сталкивается в своей практической деятельности как с недостаточностью обоснования содержания регионального компонента, так и с проблемой выработки культурологических, психолого-педагогических, музыковедческих позиций.

В области музыкального образования этой проблемой занимались Н.И.Дьякова, Л.А.Тарасова, Н.Р.Туравец, и др. При этом было выявлено, что процесс регионализации музыкального образования существенно отличен в зависимости от того, на каком «материале» он осуществляется. Это отчетливо видно, например, при сопоставлении исследования

Л.А.Тарасовой, осуществленного в Тверской области, от исследования Н.Р.Туравец — на Кубани. Все это свидетельствует о необходимости продолжения исследований на материале того или иного конкретного региона.

Ханты-Мансийский автономный округ Югра (ХМАО) достаточно богат своими традициями. Исторически сложилось так, что в округе существуют элементы традиционных культур различных народов, осваивавших Север в 60-70-е годы. Но это освоение имело и негативные последствия по отношению к традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения этой культуры, бережного отношения к ней. Одним из самых действенных способов сохранения культуры малочисленных народов Севера является воспитание в детях уважения к этой культуре и приобщения к ней.

Культурологические факторы исследования этой проблемы определяют необходимость рассмотрение особенностей развития музыкальной культуры в ХМАО, которые связаны с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей. В связи с особенностью развития музыкальной культуры в ХМАО, отличающейся совокупностью культур различных народов, населяющих этот регион, а также небольшое процентное соотношение коренного населения как представителя традиционной культуры Югорского края, возникает острая проблема её сохранения. С развитием региональной системы музыкального образования в большой степени связаны перспективы возрождения национальных традиций.

Традиционное музыкальное искусство региона, современное композиторское творчество, развивающееся под влиянием культуры коренных народов ханты и манси, обладают большим образовательным и воспитательным потенциалом.

Психолого-педагогические факторы актуальности исследования определены задачами подготовки педагогов-музыкантов с учётом регионального компонента. В настоящее время в содержании регионального компонента музыкально-педагогического образования в ХМАО имеют место музыкальные произведения профессиональных композиторов, либо народная музыка народов, населяющих данный регион. В то же время в содержании регионального компонента слабо отражена музыкальная культура коренных народов Севера - ханты и манси. Поэтому одним из основополагающих условий совершенствования музыкально-педагогического образования в ХМАО является уточнение содержания регионального компонента, воспитание будущих учителей музыки, обладающих знаниями, умениями и навыками в области художественной культуры коренных народов Севера, способных передавать их учащимся, а также возродить интерес школьников к этой области культуры.

Образовательная инфраструктура ХМАО, и, в частности, система музыкального образования, сейчас переживает бурное развитие. В округе в настоящий момент расположено более 286 учреждений культуры и искусства, более 40 музыкальных школ, 19 детских школ искусств, Центр искусств для одарённых детей, 2 музыкальных училища (гг. Сургут, Ханты-Мансийск), 3 педагогических колледжа с музыкальным отделением (Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут), 3 высших учебных заведений с музыкально-педагогическим факультетом.

Педагоги, учителя-практики, музыковеды сталкиваются со сложными и острыми проблемами освоения традиционного искусства. Требуются усилия для сохранения и развития региональной культуры, её самобытности. Необходимо определить целостное содержание регионального компонента, место этого содержания в современном музыкальном образовании.

Музыковедческие факторы исследования связаны с изучением художественной, музыкальной культуры коренных народов ханты и манси, представляющей собой сложное и самобытное явление. Музыкальное искусство коренных народов представляет собой достаточно сложный элемент культуры ХМАО, в состав которого входят интонационные, жанрово-стилистические, этнокультурные и другие компоненты.

При определении региональных аспектов музыкально-педагогического образования важно отметить необходимость изучения музыкальной культуры хантов и манси, практические методы ее освоения и применения. Сюда нужно включить такие параметры, как знание характерных черт художественной культуры хантов и манси, представления об интонационных особенностях регионального музыкального искусства, представления о жанровых разновидностях обрядовой и необрядовой музыки хантов и манси, особенности вокальной и инструментальной музыки и др.

При исследовании регионального компонента музыкально-педагогического образования данного региона важно познать закономерности влияния музыкальной культуры хантов и манси на окружающую среду, на формирование личности учащихся, профессионально оперировать знаниями, умениями и навыками в сфере музыкальной культуры коренных народов Севера.

Степень научной разработанности. Существенный вклад в решение проблемы включения регионального компонента в образование внесли труды культурологов, социологов Б.Е.Ерасова, И.С.Каган, Д.С.Лихачёва, Э.В.Соколовой.

Регионализация образования предполагает обращение к педагогической деятельности как к объекту исследования, в связи с чем учитываются новые подходы к организации высшего профессионального образования и подготовки учителей (В.А.Сластенин, А.В.Мудрик, М.Я.Виленский и др.).

В трудах Н.К.Баклановой, В.А.Кан-Калика, Т.В.Кудрявцева, рассматривались проблемы формирования и становления профессиональных качеств педагога. Влияние региональной музыкальной культуры на учителя развитие профессиональных качеств рассматривались в трудах Н.Н.Дьяковой, А.Репринцева, Л.А.Тарасовой, Н.Р.Туравец.

Рассмотрение психолого-педагогических основ регионализации музыкально-педагогического образования основывалось на трудах исследователей, изучающих вопросы восприятия музыки (В.Белобородова, Т.Вендрова, Н.Гродзенская, Д.Кабалевский, В. Медушевский, Е.Назайкинский, Б.Теплов). Определяя методы использования музыкальных произведений традиционной культуры хантов и манси на уроках музыки, мы основывались на положениях педагогики музыкального образования, раскрытых в трудах Ю.Алиева, О.Апраксиной, Л.Арчажниковой, Б.Асафьева, Н.Гродзенской, Д.Кабалевского, Г.Цыпина, в работах музыковедов В.Медушевского, Е.Назайкинского, А.Сохора, В.Цуккермана и др.

Разработка проблемы регионализации музыкально-педагогического образования имела место в различных регионах России, что нашло отражение в диссертационных исследованиях последних лет, посвященных проблеме музыкального образования на основе музыкального искусства того или иного народа. Например, проблема формирования музыкальной культуры младших школьников на основе искусства Башкирии исследована Л.М.Кашаповой.

В процессе изучения проблемы подготовки учителя к реализации регионального компонента мы учитывали активно развивающееся в последние годы музыковедческое направление исследований художественной культуры коренных малочисленных народов ханты и манси. К ним относятся исследования Е.Ромбандеевой, Т.Молданова, Т.Молдановой, Г.Солдатовой.

Изучение накопленного опыта работы в этом направлении свидетельствует о важности проведения специального исследования, которое позволило бы очертить закономерности, присущие музыкальной культуре, музыкальному искусству, развивающемуся в Ханты-Мансийском автономном округе, и на этой основе определить те стратегические и тактические задачи, которые необходимо решать в рамках указанной проблемы.

Целью исследования является разработка педагогических основ организации и содержания вузовской подготовки будущего учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании.

Объект исследования — процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.

Предмет исследования — педагогические условия профессиональной подготовки учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1) изучить содержание и специфику музыкальной культуры народов ханты и манси;

2) определить сущность регионализации музыкально-педагогического образования;

3) выявить педагогические условия, определяющие эффективность реализации содержания регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании;

4) апробировать сконструированную организацию учебного процесса, направленного на подготовку будущих учителей музыки к реализации регионального компонента в условиях ХМАО.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что подготовка будущего учителя к реализации регионального компонента в музыкальном образовании будет проходить успешно, если: она будет осуществляться с учетом традиций и специфики музыкальной культуры Ханты-Мансийского автономного округа; содержание и процесс исследуемой подготовки будут связаны с широким культурологическим фоном; содержание предметной подготовки учителя музыки будет основано на деятельностном подходе, направленном на освоение как вокальных, так и инструментальных произведений этого края.

Методологической основой исследования явились труды в области общего (Д.Лихачев и др.) и музыкального (Б.В.Асафьев и др.) краеведения, работы в области общей педагогики, посвященные регионализации образования (В.Щадриков, Э.Днепров, О.Стрелова и др.), работы в области изучения музыкального искусства хантов и манси (Г.Солдатова, Т.Молданов и др.).

Отдельную группу источников представляют официальные документы, издаваемые центральными и местными органами в области регионального музыкального образования, представленные в виде учебных программ, учебных планов, бюллетеней, постановлений и т.п. При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ социально-культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкальнопедагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ процесса подготовки будущих учителей музыки с целью выявления эффективных приёмов реализации регионального компонента в содержании музыкального образования; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, анкетирование, экспериментальные задания).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа с 2001 по 2005 гг. на базе Нижневартовского государственного педагогического института.

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ литературы, определялись предмет, гипотеза, методы и задачи исследования. Параллельно велись наблюдения за ходом педагогической практики, а также за учебным процессом в плане исследуемой проблемы.

На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся теоретический этап исследования, а также велась работа: по определению возможности включения произведений музыкального искусства хантов и манси в учебный процесс; по выявлению эрудированности обучающихся в вопросах музыкальной культуры коренных народов Югры.

На третьем этапе (2003-2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблеме и анализ её результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) выявлена специфика регионального компонента музыкально-педагогического образования в условиях ХМАО;

2) определена модель подготовки будущих учителей музыки к реализации регионального компонента в музыкальном образовании в условиях ХМАО.

Теоретическая значимость исследования заключается: а) в расширении знаний о региональном компоненте в образовании; б)в разработке новых аспектов вузовского музыкально-педагогического образования; в) в выявлении характеристики, присущей процессу регионализации музыкального образования в ХМАО.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит: в разработке методических материалов, обеспечивающих подготовку будущих учителей музыки к реализации регионального компонента музыкального образования в условиях ХМАО; в составлении учебной программы изучения музыкальной культуры коренных народов ханты и манси.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в процессе опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования на базе музыкально-педагогического отделения Нижневартовского государственного педагогического института (НГПИ); в общеобразовательной школе № 30 г. Нижневартовска; на совместных заседаниях кафедры музыкального образования, кафедры теории и истории культуры НГПИ; на региональных, окружных и международных научно-практических конференциях (Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Москва) по проблемам музыкального и музыкально-педагогического образования, развития культуры в ХМАО; в научных статьях и тезисах автора диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Хазеева, Ирина Наильевна

ВЫВОДЫ

В результате решения поставленных в опытно-экспериментальной работе задач мы пришли к выводу о том, что разработанная нами методика подготовки к освоению будущими учителями регионального компонента в музыкальном образовании является эффективной, поскольку в процессе обучения у студентов осуществлялось: а) развитие ценностного отношения к музыкальной культуре коренных народов Югры, понимание значимости музыкальных произведений; б) усвоение соответствующих знаний, умений и навыков, в) формирование творческих способностей студентов в познании учащимися музыкальной культуры хантов и манси.

Одним из главных результатов формирующего эксперимента мы считаем подтверждение гипотезы о том, что содержание предметной подготовки учителя музыки может быть успешно усвоено на основе деятельностного подхода, направленного на освоение как вокальных, так и инструментальных произведений этого края, а также включения культурологического подхода в процессе изучения музыкальной культуры коренных народов Севера.

Для успешной подготовки будущих учителей музыки к реализации регионального компонента нами был разработан спецкурс по изучению художественной, музыкальной культуры будущих учителей, учитывающий различные стороны художественной культуры хантов и манси — не только музыкальное искусство, но и поэтическое слово, декоративно-прикладное творчество, музыкальный, прикладной инструментарий и др.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами также было выявлено, что подготовка к реализации регионального компонента в музыкальном образовании будущих учителей представляет собой единство таких компонентов как мотивационный, содержательный и операциональный. Эти компоненты учитывают все стороны деятельности студентов в процессе изучения музыкальной культуры хантов и манси, а именно: интерес как движущую силу в изучении этой культуры, накопление знаний о музыке и самой музыки хантов и манси, развитие умений и навыков по применению этих знаний в собственной музыкально-педагогической деятельности.

Таким образом, на основании результатов опытно-экспериментальной работы мы можем сказать, что подготовка к реализации регионального компонента в музыкально-педагогическом и музыкальном образовании, прежде всего должна происходить планомерно, учитывать особенности развития культуры музыкальной и художественной хантов и манси.

137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании на материале музыкальной культуры, музыкального искусства ханты и манси изучена актуальная проблема современного музыкально-педагогического образования — его национально-региональный компонент.

Анализ исторического опыта развития музыкального образования в России позволяет рассмотреть регионализацию как углубление и расширение музыкально-образовательного пространства, проявление в нём новых сфер, связанных со спецификой профессионально-педагогического образования в регионах, в том числе в ХМАО.

Проведённый нами анализ культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что процесс регионализации играет огромную роль в развитии системы высшего музыкально-педагогического образования, т.к. способствует развитию музыкальной культуры региона, сохранению, развитию, трансляции самобытной музыкальной культуры региона, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.

При разработке концепции регионального компонента в профессиональном музыкально-педагогическом образовании нами учтены региональные особенности музыкальной культуры, музыкального искусства коренных народов ХМАО. При этом определены культурологические и психолого-педагогические факторы регионализации высшего музыкально-педагогического образования в условиях Югры.

В связи с этим, в диссертационном исследовании раскрыто содержание музыкальной культуры ХМАО, музыкального искусства народов ханты и манси. Данное исследование выявило большой потенциал в области традиционного музыкального искусства хантов и манси для формирования музыкальной культуры будущего учителя музыки.

Нами привлечены в исследование музыковедческие знания, связанные с художественной культурой коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа. Рассмотрены типологические особенности народного музыкального творчества хантов и манси; выявлены интонационные, стилистические, исполнительские особенности музыки коренных народов Югорского края; жанровые разновидности песенного и инструментального творчества обрядового и нарративного начала.

В диссертационной работе проанализирована система профессионального музыкально-педагогического образования с учётом регионального компонента в специфических условиях данного региона, а именно, в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Анализ содержания регионального компонента в системе профессионального музыкально-педагогического образования показал недостаточность использования произведений музыкального искусства коренных народов Югры в сегодняшнем учебно-воспитательном процессе, а также слабую методическую оснащённость в плане формирования у учащихся музыкальной культуры хантов и манси.

С культурологической точки зрения исследованы общие закономерности и специфика содержания музыкальной культуры ХМАО.

Регионализация музыкально-педагогического образования осуществляется с учетом традиций коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа с активным привлечением музыкальных произведений хантов и манси, как вокальных, так и инструментальных.

Исследование показало, что освоение музыкальной культуры региона как один из путей приобщения к ней личности, является наиболее эффективным способом формирования общей и профессиональной культуры будущего учителя.

В свою очередь, освоение музыкальной культуры региона будущим учителем музыки, как показала проведённая опытно-экспериментальная работа, позволяет начать целенаправленное освоение школьниками музыкальной культуры ХМАО.

Результаты опытно-экспериментального исследования убедительно подтвердили гипотезу исследования и положения на защиту.

Осуществлённое нами исследование далеко не исчерпывает содержание обозначенной проблемы и может быть продолжено в других направлениях.

140

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хазеева, Ирина Наильевна, 2005 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. — М.: Академия, 2004. 336 с.

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики / М.К.Азадовский. — М., 1963. Т.2.-363с.

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников — подростков. Дисс. докт. пед. наук / Ю.Б.Алиев. М. 1987. - 380 с.

5. Анковцев П.С. С любовью к родному краю / П.С.Анковцев // Музыка в школе. 1990. - № 3. - С.33-34.

6. Антипин В.Н., Архипов Н.В. Региональные особенности формирования населения и трудовых ресурсов / В.Н.Антипин, Н.В.Архипов. Якутск, 1980. - С.10 - 14.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / Ш.А.Амонашвили. М.: Просвещение, 1988. - 347 с.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А.Апраксина. М., 1983. - 224 с.

9. Ю.Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов / О.А. Апраксина // Музыка в школе. 1983.-№2.-С.30-35.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984 - 111 с.

11. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования: Методические рекомендации / Л.Г. Арчажникова. М., 1985. - 46 с.

12. З.Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. Е.Орлова. М.; Л., 1965 - С.52 - 68.

13. И.Атутов P.P., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования / P.P. Атутов, М.М. Будаева // Педагогика. -2001.-№2.-С. 48-60.

14. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К Бабанский. М.: Педагогика, 1981. - 17 с.

15. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К Бабанский; ред.Г.Нойер. М., 1984. -308 с.

16. Бажина И.А. К методике использования местного материала в процессе обучения / И. А. Бажина // Химия в школе. -1981,-№2.-С. 16-19.

17. Бахтигулова Л.Б. Национальная музыка ( народная и композиторская) в нравственном воспитании младших школьников(на примере уроков музыки в школах Казахской ССР) : Дис. канд. пед. наук / Л.Б. Бахтигулова. -М., 1986.- 114 с.

18. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / С.С. Балашова. М., 1988. - 16 с.

19. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов / Б.Барток. — М., 1966.-178 с.

20. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности / В.М. Беляев.-М., 1971.-234 с.

21. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. - М., 1986. - 297 с.

22. Бондарчук Ю.В. Формирование творческих начал в процессе подготовки учителя / Ю.В. Бондарчук // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. III межвуз. научн метод, конф. - Калинин: КГУ, 1990. - С. 27 - 29.

23. Буглаев В., Горленко О. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов / В. Буглаев, О.Горленко // Высшее образование в России, 1996. №3. - С. 70 - 75.

24. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А Бухвалов. -М.: Просвещение, 1993. 96 с.

25. Булгаков Т.Д. Типология музыкально-речевого интонирования в нанайском фольклоре: Автореф. дисс. д-ра искусствоведения / Т.Д.Булгаков. Л., 1985. - 38 с.

26. Вагатова М.К. Маленький Тундровый Человек / М.К. Вагатова. Тюмень, 1996.-89 с.

27. Василенко В.А. Традиции русской народно-песенной лирики в Сибири и современная хоровая самодеятельность (на материалах Омской области): Автореф. дис. канд. искусствоведения / В.А. Василенко. М., 1956. - 15 с.

28. Вендрова Т., Саркитов Н., Шмагина Т. Творчество учителя / Т. Вендрова, Н.Саркитов, Т.Шмагина // Музыка в школе. 1990. - № 3. - С. 2 — 7.

29. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. М., 1968.-445 с.

30. Виноградова Л., Верещагина А. Живут народные традиции / Л.Виноградова, А.Верещагина // Музыка в школе. 1990. - № 6. - С. 62 -64.

31. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете / Отв. ред. Г.П.Стулова. М., 1985. - 138 с.

32. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. М., 1995.-244 с.

33. Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции (Собрание трудов) / JI.C. Выготский. М., «Лабиринт», 2001. - 480 с.

34. Гиляров Н.Н. Народная музыкальная культура Мещеры (исторические предпосылки и современное состояние традиции): Автореф. дисс. канд. искусствоведения / Н.Н Гиляров. М., 1985. -19с.

35. Горюнова Л. Мир народного творчества / Л. Горюнова //Музыка в школе. — 1990.-№1.- С. 3-6.

36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Региональная политика РФ в области высшего образования. Саранск, 1995. - Вып. 4. - С.62 - 90.

37. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под.ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова. М; Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 384с.

38. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л.Ф. Греханкина // Педагогика. 1999. - № 8. - С.30 — 34.

39. Грубер Р.И. История музыкальной культуры / Р.И. Грубер. М.; Л., 1941. — Т.1.-549 с.

40. Грубер Р.И. Из области изучения музыкальной культуры современности //Музыкознание: Сборник статей / Р.И. Грубер. Д.,1928. - С.144 - 167.

41. Дадажанова С.М. Совместная работа педвуза и школы по ориентации на педагогическую специальность «Учитель музыки»: Автореф. дисс. канд. пед. наук / С.М. Дадажанова. Алма-Ата, 1988. - 25 с.

42. Джердималиева P.P. Реализация принципа самостоятельности в процессе методической подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах / Дис. канд. пед. наук / Р.Р.Джердималиева. К., 1981. - 128 с.

43. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. -М., 1998.-242 с.

44. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности / Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1983.-411 с.

45. Дьябелко JI.A. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока: Автореф. дисс. канд. искусствоведения / Л.А.Дьябелко. М., 1989. - 19с.

46. Дьякова Н.И. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.И.Дьякова. Краснодар, 2001.-19 с.

47. Егорова O.K. Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов: Автореф. дисс. канд искусствоведения / О.К.Егорова. -Казань, 1978.-16 с.

48. Ельчева И. Из мансийской лирики / И. Ельчева. М., 1986. - 19 с.

49. Народная песня. Проблемы изучения. Л., 1983. - 96с. 58.Зубарева С.Л. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе / С.Л. Зубарева // Педагогика. - 2003. -№7.-С.37-43.

50. Институт повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа: Информационно-аналитический сборник / Под ред. Е.Г.Мазуровой. Ханты-Мансийск,2004.-164 с.

51. История и культура хантов. Томск, 1995. — 161с.

52. Исходные предпосылки и научное обоснование концепции региональной культурной политики. Тверь, 1995. - 291с.

53. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. М., 1984. - 264 с.

54. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. -М., Сов.комп., 1974. 256 с.

55. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления / Д.Б. Кабалевский. — М., 1986.- 125с.

56. Кабалевский Д.Б. О творческой свободе учителя / Д.Б. Кабалевский // Музыка в школе. 1984. - № 4. - С. 2 - 5.

57. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. М., 1987 - 268 с.

58. Каннисто А. Статьи по искусству обских угров / А. Каннисто; пер. с нем. и публикация д-ра ист. наук Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. -52 с.

59. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю.Келдыш. М., 1978. - 509 с.

60. Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки / Е.В. Квятковский // Сов. педагогика. 1985. - № 1. - С.47-49.

61. Кобозева И.С. Национально-ориентированное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект / И.С. Кобозева. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т им. Е.Г.Евсевьева, 2003. - 181с.

62. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А.Коменский. -М., 1955.-290 с.

63. Ковалёв В.В. У истоков национальной музыкальной педагогики /

64. B.В.Ковалёв // Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе: Материалы конференции. Минск, 1990.1. C.10-14.

65. Концепция государственной региональной политики РФ в области высшего и профессионального образования //Региональная политика РФ в области высшего образования. Свердловск. - 1994. — Вып.З. — С. 120 — 160.

66. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования //Региональная политика РФ в области высшего образования. Саранск, 1995. - Вып.4. - С. 14-18.

67. Кулемзин В.М. Игры детей обско-угорских народов / В.М. Кулемзин; под ред. Е.А. Нёмысовой. СПб.:ТОО «Алфавит», 1999. - 32 с.

68. Культура и искусство ХМАО: состояние и перспективы. Ханты-Мансийск, 2003.-36с.

69. Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций //Проблемы повышения качества т эффективности общепедагогической подготовки учителя / Ю.Н. Кулюткин; под ред. Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской. -М.,1981. С. 19-34.

70. Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце 19 -начале 20 века: Автореф. дисс. канд. искусствоведения / Т.Ю. Куперт. М., 1986.-24 с.

71. Куцев Г.Ф. Сургут город университетский / Г.Ф. Куцев // Сургутский университет: очерки истории становления. Год первый. (Сборник) -Сургут: Северо-Сибирское региональное кн. изд-во, 1994. - С. 11-13.

72. Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник / Ред. А.А.Мирзоева, Л.Д.Макеева. Мегион, 1999. - 99 с.

73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 346 с.

74. Ливанова Т.Н. Из прошлого советской музыкальной культуры / Т.Н. Ливанова. М., 1975. - Вып.1. - 201 с.

75. Лихачёв Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачёв. М., 1981.-71 с.

76. Мазель Л. Музыкознание и достижения других наук //Советская музыка / Л. Мазель. 1974. - №4. - С. 24 - 35.

77. Мазин В.А. Эволюция природосообразных традиций обских угров в контексте с цивилизацией: Автореф. дисс. канд. культурологии / В.А.Мазин. Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2003. - 26 с.

78. Мазуров Б.Ф., Мазурова Е.Г. От локального к единому образовательному пространству Ханты-Мансийского автономного округа / Б.Ф.Мазуров, Е.Г.Мазурова // Северный регион: наука, образование, культура. Сургут, 2002.-№1.-С. 47-53.

79. Малинковская А.В. К вопросу моделирования структуры деятельности педагога-музыканта / А.В. Малинковская // Актуальные проблемы музыкальной педагогики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.62. -М.,1982. - С. 9 - 30.

80. Мартынова Е.П. Очерки по истории и культуре хантов / Е.П.Мартынова. — М., 1998.-235 с.

81. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие / Под ред Э.Б.Абдуллина. М.: «Академия», 2002. - 272 с.

82. Молданов Т. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов / Т. Молданов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 141 с.

83. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т. А. Молданов. Томск:Изд-во Том. ун-та, 1999. — 261 с.

84. Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвуз. сборник научных трудов МГПИ / Под. ред О.А.Апраксиной. М., 1984. - 112 с.

85. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 68 с.

86. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А.Апраксина. М., 1961. -С.1-16.

87. Музыкальная энциклопедия: В 5-ти т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.,1976. -Т.З. - 835 с.

88. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В.И. Муцмахер. М., 1989. - 32 с.

89. Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: Мат-лы Всероссийской научно-практ. конф. Саранск, 2000. - 133 с.

90. Образование Югории // Бюллетень №4. Ханты-Мансийск - 2001. - 152с.

91. Онина С.В. Вопросы и задания по материальной и духовной культуре обско-угорских народов / С.В.Онина. Ханты-Мансийск: «Полиграфист», 2003.-48 с.

92. ЮЗ.Патканов С.К. Сочинения в двух томах. Т. 1: Остяцкая молитва / С.К.Патканов; сост. Ю.Л.Мандрика, ред. С.Г.Пархимович. Тюмень, 1999. -159 с.

93. Песни реки Аган. Региональный историко-культурный и экологический центр. Мегион, 2003. - 87 с.

94. Петрищенко И.А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор развития регионального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / И.А. Петрищенко. М., 1995. - 16 с.

95. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства / И.Н. Полынская. Нижневартовск, 2001.-149 с.

96. Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе: Материалы конференции. Минск, 1990. -19 с.

97. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.А.Бодалева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 585с.

98. Пшеничников В. Здравствуй, Край Югорский / В. Пшеничников. М., 1997.- 120 с.

99. Pare Ю.Н. «Модель специалиста» как задача развития системы музыкального образования / Ю.Н.Рагс // Проблемы высшего музыкального образования: Сборник трудов. М., 1975. - Вып. 19. - С. 5 - 12.

100. Региональное управление. Методология и моделирование. Харьков. 1991. -95 с.

101. Регионология и современная региональная политика в РФ // Регионология: Научно-публицистический журнал Госкомитета РФ по высшему образованию. Саранск, 1992. - №1. - С. 6 - 2.

102. Роменская Т.А. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири: Автореф. дисс. канд. искусствоведения / Т.А.Роменская. -Новосибирск, 1971. 25 с.

103. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учебник для студ. пед. высш. учеб. заведений / М.И. Ройтерштейн. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

104. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура / Е.И. Ромбандеева. Сургут, 1993. - 208 с.

105. Русская мысль о музыкальном фольклоре. М., 1979. - 367 с.

106. Савенкова Л.А. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона: Автореф. дисс. канд.пед.наук / Л.А. Савенкова. — М., 1993. - 16 с.

107. Самарова Н.А. Формы использования краеведческого материала в процессе инструментальной подготовки будущего учителя музыки / Н.А. Самарова // Мира не узнаешь, не зная края своего. Мат-лы 8-х краеведческих чтений. — Нижневартовск, 2004. С. 121 - 124.

108. Северная Сосьва (исторические и современные проблемы развития коренного населения) Шадринск, 1992. - 74с.

109. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика / А.Н. Серов // Избранные статьи: В Зт. М., 1957. - Т.2. - С. 187 - 217.

110. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. -М., 1971.-205 с.

111. Сковородников В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук /

112. B.В.Сковородников. Красноярск, 1995. - 16 с.

113. Скульмовская Л.Г. Культурное пространство Югры: новые города / Л.Г. Скульмовская. Екатеринбург - Нижневартовск, 2000. — 248 с.

114. Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования / В.А. Сластенин // Учитель советской школы: Межвузовский сборник научных трудов/ ред.В.А.Сластенин. — М., 1991. —1. C. 3-15.

115. Слепенкова Р.К. Если моя песня-сказка дальше пойдёт / Р.К.Слепенкова. — Ханты-Мансийск, 2003. 218 с.

116. Слонимский А.Н. Региональный научный комплекс / А.Н.Слонимский. — Минск, 1990.-314 с.

117. Современная региональная политика в области высшего профессионального образования // Регионология: Научно-публицистический журнал Госкомитета РФ по высшему образованию. -Саранск, 1992. -№1.- С. 30-75.

118. Соколов В.И. Региональный компонент в образовании: опыт и проблемы / В.И Соколов // Региональный компонент в гуманитарном образовании: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Н.И.Булаева. Рязань, 1997. - 139 с.

119. Солдатова Г.Е. Обрядовая музыка манси: функционирование, контекст, структура: Автореф. канд. искусствоведения / Г.Е. Солдатова. — Новосибирск, 2001. 24 с.

120. Стрелова О.Ю. Разработка национально-региональных компонентов: вариативность / О.Ю. Стрелова // Высшее образование в России. №4, 2001.-С. 43-49.

121. Судаков В.Ф. Музыкальные олимпиады / В.Ф. Судаков // Музыкальное воспитание в школе. 1987. - №1. - С. 4 - 10.

122. Сухомлинский В. А. Музыка выпрямляет душу человека / В.А.Сухомлинский // В.А.Сухомлинский о воспитании. М., 1973. - С. 170 -176.

123. Тарасова JI.A. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисс. д-ра пед.наук / Л.А. Тарасова. М., 1997. - 49 с.

124. Ташлыкова М.И. Развитие классической музыкальной культуры в Сургуте в 1965-2000 гг. / М.И. Ташлыкова // Северный регион: наук, образование, культура. 2004. - №1. - С. 126 - 134.

125. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования / Н.А. Терентьева. СПб.: Образование. — 1996.-79 с.

126. Тимофеев Г.Н. Музы народов Югры / Г.Н. Тимофеев. Сургут, 1997. - 150 с.

127. Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования: методология, теория, практика: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук / Н.Р. Туравец. М., 1999. - 48 с.

128. Хомляк Л.Р. Если моя песня-сказка дальше пойдёт / Л.Р. Хомляк. Ханты-Мансийск, 2002. - 205 с.

129. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. докт. пед. наук / Г.М. Цыпин. М., 1978. - 28с.

130. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М.Цыпина. М.: «Академия», 2003. - 368 с.

131. Шаховский А.П. Музыка моего народа / А.П. Шаховский // Музыка в школе. 1973. - 206 с.

132. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. М., 1975. - 200 с.

133. Шейкин Ю.М. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование / Ю.М. Шейкин. М, - 2002. — 716 с.

134. Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Автореф. дисс. канд. пед. наук / В.А. Штурба. Спб., 1995. - 16 с.

135. Югорский государственный университет. Томск, 2003. - 36 с.154

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.