Певцы-кастраты в контексте европейской культуры Нового времени тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Коленько, Сергей Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат культурологии Коленько, Сергей Геннадьевич
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Кастраты в опере.
1.1 Искусство кастратов в свете художественных и эстетических установок XVII - XVIII веков.
1.2 Место кастратов в ранней итальянской опере.
1.3 Кастраты и противостояние французской и итальянской опер.
Глава 2. Кастраты в обществе.
2.1 Метаморфозы социальных ролей кастратов.
2.2 Кастраты и карнавально-маскарадная традиция.
2.3 Завершение эпохи кастратов в опере.
Глава 3. Рецепции эпохи кастратов в современной культуре.
3.1 Возрождение барочной оперы.
3.2 Кастраты и контратеноры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto2006 год, доктор искусствоведения Симонова, Элеонора Рауфовна
Взаимодействие драмы и музыки: Вокальная эстетика оперного спектакля2004 год, кандидат искусствоведения Богатырёв, Всеволод Юрьевич
Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика2008 год, кандидат искусствоведения Хоффманн, Анна Евгеньевна
Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты2011 год, доктор искусствоведения Богатырев, Всеволод Юрьевич
Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века2013 год, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Певцы-кастраты в контексте европейской культуры Нового времени»
Актуальность исследования. Характерная для конца XX - начала XXI века тенденция реактуализации культурных форм прошлого, в том числе возрождение барочной оперы, вызвала к жизни интерес к кастратам и кастратному пению. Современный зритель и слушатель, так же как и исследователь, почти не имеет доступной информации о певцах-кастратах и об их искусстве. Данная работа призвана восполнить этот пробел. В исследовании производится анализ попыток создать аналог кастратного пения в современных условиях; изучается вокальная практика контратеноров, имитирующих кастратное пение. Проводится также анализ постановок барочных опер. В диссертационной работе делается попытка выявить причины востребованности барочной музыки в современной культуре. Это обусловливает актуальность настоящей работы для практики современной культуры и культурологии.
Предмет исследования данной работы - феномен певцов-кастратов - не часто входил в круг исследовательских интересов историков музыкальной культуры. Вокруг этой темы возник некий ореол тайны и загадки. Долгое время существовало негласное табу на эту тему даже в саму историческую эпоху существования певцов-кастратов. Так, идеологи Просвещения приложили немало усилий, чтобы искоренить этот феномен вовсе. Именно поэтому, с уходом певцов-кастратов с оперной сцены в начале XIX века, о них постарались забыть. Табуирование было связано с физиологической стороной феномена: уже при произнесении слова «кастрат» возникают цепочки ассоциаций, уводящие в сферу сексуальных проблем, отклонений от нормы, и пр. Немаловажно и то, что культивирование певцов-кастратов ставило и само общество в двусмысленную ситуацию. Поэтому само слово «кастрат» употреблялось в применении к оперным певцам очень редко, оно заменялось нейтральным «музыкант», «виртуоз», «премьер» и т.д. В течение всего последующего времени — в XIX и XX веках - феномен кастратов, за редкими исключениями, практически оставался закрытым для исследования. Даже в музыковедческих трудах XX века, посвященных ранней опере, была явно заметна тенденция обойти тему кастратов — это при том, что исполнителями ранней оперы на 70 % были именно кастраты, и не только в Италии, а по всей Европе. Именно им принадлежит заслуга повсеместного распространения оперного искусства, и именно им обязано это искусство высоким уровнем профессионализма, достигнутым к концу XVIII века. Исследование феномена кастратов в данной работе призвано, в первую очередь, восстановить объективную картину ведущих тенденций развития музыкальной культуры Европы в XVII — XVIII веках.
Феномен певцов-кастратов был не только музыкальным явлением, но, в не меньшей степени, социальным, и именно его социальная значимость отразилась в табуировании темы. В исторически сложившихся в Европе социальных взаимоотношениях кастраты всегда были «кастой отверженных», людьми неполноценными. Тем не менее европейское общество в XVII веке вдруг становится свидетелем некого социального «фокуса», культурной метаморфозы, вознесшей тех самых «отверженных» на вершину славы. Стремительно растущая популярность оперы становится причиной массовой кастрации детей мужского пола. Связь такого двусмысленного, с социальной точки зрения, явления с явно позитивной функцией кастратов в истории музыки - несомненно представляет исследовательский интерес для социологии и социальной философии.
Певцы-кастраты были явлением не только значимым — по их роли в музыкальной и социальной сферах, но и знаковым для всей европейской художественной культуры XVII — XVIII веков. В их искусстве были реализованы ведущие тенденции таких художественных стилей эпохи как барокко и классицизм. Уже сама физиологическая исключительность кастратов, их искусственность была сущностно связана с идейным пафосом культуры и искусства того времени, а именно - не только подражать природе, но исправлять ее, стремиться превзойти ее. Образ ангела («ангельский», «небесный» голос), с которым сопрягалось в сознании современников пение кастрата, - был символической фигурой в искусстве барокко, присутствуя как в музыке, так и в живописи, и в скульптуре. «Ангелы» для одних и «чудовища» для других, кастраты оказали многостороннее влияние на культуру своего времени и, несомненно, на последующее развитие музыкальной культуры Европы. Существенно и то, что певцы-кастраты, тесно связанные с культурными европейскими традициями (в частности -карнавально-маскарадной), позволили высветить амбивалентность самой европейской культуры: темпоральное сосуществование и концептуальное противостояние стилей барокко и классицизма.
Степень разработанности проблемы. В общем и целом, по указанным выше причинам, научные исследования, посвященные певцам-кастратам, равно как и кастратному пению, весьма немногочисленны.
Тенденции развития музыкальной культуры Европы XVII — XVIII веков изучались такими учеными и музыкальными деятелями, как Д.Арнольд, Ж.Антони (Anthony J.), С.Артеага , Ч.Берни, Ф. Боссан (Beaussant Ph.), М.Буке (Bouquet M.), М.Букофзер (Buofzer M.), Л.Бьянкони и Боссар (Bianconi L. et Bossar), Дж.Глоувер (Glover J), С.Джакомо (Di Gaicomo S.), Р.Донингтон, Ж.Лаби (Labié J.), А.Макабей (MachabeyA.), С.Массип (Massip С.), Б.Марчелло, Дж.Мональди (Monaldi G.), А.Могар (Maugars А.), В.Пигноли (Pignoli V.), Дж. Ж.Продом (ProcThomme J.), Г.Прюньер (Prunieres Н.),Ф.Рагне (Raguenet F.), Э.Розанд, М.Робинсон (Robinson М.),М.Фабри (Fabbri M.), Ф.Филиппис (De Filippis Р.),Р.Челлетти (Celletti R.), Л.Шраде (Schrade L.).
Немногочисленные сведения, касающиеся биографических данных певцов-кастратов, можно найти в работах А.Ангелиса (De Angelis А.), Р.Бувье (Bouvier R.), Р.Паризи (Parisi R.), К.Риччи (Ricci С.), Дж.Сакчи (Sacchi G.). Дж.Чеккини Паккьяротти (Cecchini Pacchierotti G.).
Физиологические аспекты феномена певцов-кастратов рассматриваются в работе Ф.Дефейе (Defaye Ph.).
Музыковедческие аспекты искусства кастратов затрагивались в работах Р.Бланчарда и Р.Канде (Blanchard R. et Cande R.), А.Брагальи (Bragaglia А.), А.Лабанчи (Labanchi А.), В.Маламани (Malamani V.), Дж.Мональди (Monaldi G.), Г.Плезантса (Pleasants H.), Н.Пиротты, Ф.Хабека (Habock F.). Оценить значение певцов-кастратов для развития музыкального искусства и подойти к феномену с культурно-исторических позиций попытались Э.Хэриот (Heriot А.) и П.Барбье (Barbier Р.).
Однако до сих пор не существует обобщающих культурологических исследований, в которых феномен певцов-кастратов исследовался бы комплексно, включая все культурно-исторические, музыкальные, социо-гендерные его аспекты. Данная работа призвана устранить этот пробел.
Целью исследования является комплексный культурологический анализ феномена певцов-кастратов в европейской культуре XVII — XVIII веков, а также рецепций этого феномена в наши дни. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: охарактеризовать феномен певцов-кастратов с точки зрения художественных и эстетических приоритетов XVII — XVIII веков; исследовать роль певцов-кастратов в становлении оперы как вида искусства; выявить роль певцов-кастратов в формировании критериев профессионального пения и искусства бельканто;
•проанализировать социальный статус певца-кастрата и объяснить причины амбивалентности его социальных ролей;
• проследить взаимосвязь певцов-кастратов с культурными традициями и оппозициями эпохи; в проанализировать причины практически безраздельного господства кастратов в опере и их исчезновения с оперной сцены в конце XVIII — начале XIX века. исследовать динамику и характер реактуализации в современной культуре барочной оперы и барочного вокала; выявить причины востребованности барочной музыки и возрождения интереса к кастратному пению в современной культуре; продемонстрировать различия между кастратами и современными контратенорами.
Источниковедческая база исследования. Выбор источников диктовался самой постановкой исследовательской проблемы и сформулированными целью и задачами. Наряду с источниками, упоминавшимися в разделе «Степень разработанности проблемы», использовались также труды по истории культуры следующих авторов: С.Аверинцев, В.Асмус, А.Ахутин, Ж.Базен, Г.Вельфлин, Б.Виппер, К.Вогак, Д.Гачев, Р.Гвардини, И.Голенищев-Кутузов, В.Даркевич, Н.Дмитриева, Н.Евреинов, И.Иванов, Л.Кертман, Р.Коллингвуд, Э.Кранц, М.Лобанова, С.Мокульский, Л.Пинский, Ш.Сент-Бев, Н.Сигал, В.Симонас, К.Фишер, Т.Чередниченко.
Необходимые сведения по истории и теории музыки были почерпнуты у таких авторов как А.Альшванг, Е.Бадура-Скода, А.Бейшлаг, Ю.Бочаров, Е.Бронфин, Э.Бюкен, М.Букофзер (М. Вико£гег), С.Гинзбург, В.Григорьев, Р.Грубер, О.Захарова, Д.Золтаи, Т.Иванова, Ж.Комбарьё, Н.Копчевский, Т.Ливанова, В.Лозовой, С.Маркус, А.Меркулов, Г.Мозер, А.Онеггер, К.Розеншильд, М.Сапонов, А.Серов, И.Соллертинский, К.Спенс, В.Стасов, В.Цуккерман, Н.Шахназарова, В.Шестаков.
Важные для диссертации факты по истории оперы были взяты из трудов следующих ученых и музыкальных деятелей: Г.Аберт, Э.Артеага, И.Баллаша,
В.Брянцева, А.Булычева, Д.Гал, Т.Гобби, Б.Горович, О.Емцова, ] 1
Ю.Кажарская, В.Конен, И.Константинова, Г.Кречмар, Е.Кривицкая, Т.Крунтяева, О.Левашева, П.Луцкер, Г.Маркези, Г.Морелли, Б.Покровский, Г.Саймон, Г.Скудина, И.Сусидко, Л.Риккобони, Л.Тарасов, Дж.Уэстреп, Е.Чигарева, О.Чернышев, Б.Юрьев.
При написании так же использовались историко-теоретические работы по вокальному искусству следующих авторов: Д.Аспелунд, В.Багадуров, П.Барбье, Б.Бейер, Ф.Заседателев, Л.Зорилова, Ф. Ламперти, Дж.Лаури-Вольпи, Л.Леман, К.Мазурин, В.Морозов, Е.Образцова, В.Петрушин, Л.Работнов, С.Фучито, К.Хонолка, Э.Хэриот, Л.Ярославцева.
Социо-культурные аспекты феномена рассматривались с опорой на концептуальные установки социологии музыки (Т.Адорно, Б.Асафьев, Дж.Барнетт, И.Головач, П.Сокальский, А.Сохор, В.Цуккерман, Б.Яворский).
При анализе общих тенденций развития культуры, а также для прояснения сущностных аспектов музыкального и театрального искусства и их роли и значения в обществе автор диссертации опирался на идеи таких философов и мыслителей как Аристотель, Платон, Р.Барт, М.Бахтин, Н.Буало, Д.Дидро, Ш.Монтескье, Б.Паскаль, Ж.Ж.Руссо. Ценные сведения об эпохе и о певцах-кастратах содержатся в произведениях О.де Бальзака, Б.Брехта, В.Гете, Р.Роллана, Стендаля. Не меньшее значение имели и высказывания музыкантов и композиторов, таких как Б.Барток, Б.Джильи, Б.Вальтер, М.Глинка, Г.Гульд, А.Оннегер, Дж.Пуччини, Дж.Россини, И.Стравинский, А.Шёнберг, П.Хиндемит.
Для анализа доминантных тенденций развития культуры вообще, и театрального искусства - в частности, второй половины XX и начала XXI в., в том числе «ситуации постмодерн» привлекались работы В.Диановой, И.Ильина, В.Максимова, Н.Маньковской, М.Петелиной, Е.Соколова, А.Толшина, Э.Юровской.
Кроме того, были использованы учебники по вокальному искусству следующих авторов: Л. Дмитриев, И.Назаренко, И.Левидов, В.Луканин,
А.Менабени, И.Мерная, Г.Миценко, К.Плужников, а также трактаты по вокальному искусству XVIII века П.Този и Дж.Манчини.
Важное значение имели свидетельства современников певцов-кастратов. Это письма путешественников, среди которых П.Брайдон, барон де Гримм, Ш. де Сен-Эвремон, Л.Виже-Лебрен; дневники, путевые заметки следующих авторов: Ш. де Бросс, Ч.Бёрни, С.Гудар (Goudar S), П.Грослей (Grosley Р.), Г.Куайе (Coyer G.), Ж.Ланд (la Lande J), П.Метастазио, Ш.Монтескье, Эспеншаль, мемуары К. Гольдони, Дж.Казановы, Ф.Балатри.
Необходимыми для исследования источниками были партитуры опер, аудио- и видеозаписи.
Теоретико-методологические основы исследования.
Основополагающими в диссертационном исследовании являются междисциплинарный и системный методы, базисные положения теоретической и эмпирической социологии, культурологии и музыкознания. Методологический принцип, положенный в основу диссертационного исследования, заключается в комплексном подходе к изучению оперного искусства. Культурологический анализ предполагает рассмотрение того или иного вида искусства в контексте культуры, определение его места в обществе. Одной из методологических стратегий исследования является также системной подход, включающий принципы историзма и познания целостности изучаемых систем, а также комплекс методов, соответствующих цели, задачам, объекту и предмету исследования: сравнительно-исторический, теоретический анализ; диахронический метод, который позволил изучить развитие оперы с момента ее возникновения, и проследить последовательное изменение функций певцов-кастратов в опере; синхронический метод, позволяющий проанализировать современные тенденции в оперном искусстве.
Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:
• приведены и классифицированы основные стратегии воспитания и формирования певцов-кастратов;
• исследованы тендерные роли певцов-кастратов, и их влияния на самих певцов-кастратов;
• установлены сходства и различия функций «масок» в комедии дель арте и в ранней итальянской опере;
• исследованы тенденции и факты возрождения интереса к барочному вокальному искусству в современной культуре;
• выявлены проблемы овладения адекватной барочной стилистикой в современной вокальной практике;
• проанализированы культурно-эстетические установки постмодерна в современных постановках барочных опер;
• введен в научный оборот разнообразный теоретический и эмпирический материал, который ранее не был доступен отечественным специалистам.
Результаты исследования:
- Прослежена связь феномена певцов-кастратов с концептуально-теоретическими стратегиями барокко и классицизма;
- Установлены взаимосвязи феномена певцов-кастратов с культурными традициями и культурными оппозициями эпохи;
- Продемонстрирована роль певцов-кастратов в формировании ранней оперы, а также в институализации и популяризации оперного искусства как такового;
- Выявлено значение певцов-кастратов в формировании основных критериев профессионального пения;
- Проанализированы причины возвращения барочной оперы и барочного вокала в современную музыкально-театральную практику;
- Исследованы динамика и характер реактуализации барочной оперы и барочного вокала в современной культуре;
- Обозначены и перечислены различия между кастратами и современными контратенорами.
В соответствии с полученными результатами исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Художественные и эстетические приоритеты культуры XVII - XVIII веков, такие как идея «абсолютного искусства», типизация художественных образов (характерные как для барокко, так и для классицизма), барочная установка на фантазию и техническое совершенство художника, стремление «ошеломить и удивить», - все это является также и сущностно-важными характеристиками искусства певцов-кастратов.
2. Принципиальным для формирования и развития вокального искусства было то, что именно певцы-кастраты задали каноны и определили регламенты профессионального пения как такового, тем самым способствуя формированию принципов и эталона «bel canto», сохраняющихся вплоть до сегодняшнего дня;
3.Социальные роли певцов-кастратов были амбивалентны и отражали культурные установки эпохи: изгой и кумир, мужское и женское, возвышенное и чувственное, «ангелы» и «чудовища», капризный тиран и благотворитель.
4.Исполнительская манера кастратов формировалась под воздействием итальянской карнавально-маскарадной традиции эпохи, и включала типизацию, аффектацию, импровизацию, декоративность, орнаментацию.
5.Интерес к музыке эпохи барокко, в том числе и к искусству кастратов, обусловлен в большой степени совпадением некоторых культурных установок барокко и постмодерна: игровое начало, маскарадность, эклектика, декоративность, условность;
6. Современные контратенора - это не столько реконструкция кастратного пения, сколько имитация оного, ибо воспроизвести его в полной мере невозможно в силу физиологических и технологических причин.
Научно-практическая значимость исследования: Материалы исследования расширяют и углубляют наши представления об истории культуры и способствуют ее адекватной и объективной реконструкции. В условиях растущего интереса к барочной культуре данное исследование помогает установить как связь, так и различие между певцами-кастратами и контратенорами, прояснить роль и статус контратеноров. Результаты могут быть также использованы при подготовке научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов. Материалы диссертации и выводы могут быть использованы для составления учебных программ, пособий и курсов лекций по таким дисциплинам как «теория и история культуры», «история оперы», «социология искусства», в вокальной педагогике.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования использованы в докладе «Гендерная роль певца-кастрата: жизнь и игра» на международной научной конференции «Метафизика искусства — 7»/«Российский тендерный порядок: искусство, литература, массовая культура» (Санкт-Петербург, 2010). Основные положения диссертации были обсуждены на теоретических семинарах аспирантов и докторантов кафедры культурологии философского факультета СПбГУ. Результаты были использованы в практической работе автора в Марийском Государственном театре оперы и балета им. Э.Сапаева (г. Йошкар-Ола); в оперных студиях Московского Государственного Университета Культуры и Искусств и Нижегородской Государственной Консерватории (академии) им. М. И. Глинки; в Санкт-Петербургском театре оперы и балета (Большом зале Консерватории) им. Римского-Корсакова, в Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Материалы исследования были включены в курсы лекций «Менеджмент культуры» (СПбГУ, 2007 -2011), «Франция: ее культура и язык» (СПбГУ 2010 - 2011). По теме диссертации было сделано 4 публикации общим объемом 2,5 печатных листа. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии философского факультета 12.10.2010 г.
Структура и объем диссертации. По своей структуре диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы (наименований -242, в том числе на иностранных языках - 56). Общий объем диссертации 149 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Стиль и жанр опер Жана-Батиста Люлли1999 год, кандидат искусствоведения Булычева, Анна Валентиновна
Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г.Ф. Генделя2007 год, кандидат искусствоведения Круглова, Елена Валентиновна
Опера seria: Генезис и поэтика жанра2000 год, доктор искусствоведения Сусидко, Ирина Петровна
Ансамблевое письмо в поздних операх Монтеверди2000 год, кандидат искусствоведения Наумович, Степан Борисович
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Коленько, Сергей Геннадьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История практики кастрации уходит далеко вглубь времен. Этой жестокой операции подвергались пленные, которых посредством кастрации пытались превратить в послушных исполнительных рабов, часто небезуспешно; специальные слуги-евнухи охраняли султанские гаремы. Известны случаи самооскопления «во имя Божие», когда из-за неправильно понятого Писания возникали целые секты скопцов. (Скопчество как ересь возникло в России в конце XVIII века. В 1772 году императрица Екатерина II подписала указ, предписывавший расследовать дело о скопцах, появившихся в Орловской губернии. Распространители скопчества подвергались суду и ссылались в Сибирь на каторжные работы. Секта проповедовала «спасение души» в борьбе с плотью путем оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни.) Физическое страдание от операции и преследования со стороны правительства трактовалось скопцами как религиозный подвиг.
В Западной Европе возник и прочно укрепился культурный феномен, соединяющий кастрацию и. музыку. Связь кастрации с музыкой появилась из-за необходимости найти подходящую замену женским и детским голосам для пения в церкви. Женщинам петь в церкви было запрещено. Основанием этому запрещению служили слова апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить» (1 Кор 14, 34).
В первые века христианства в церкви пели только мужчины. С развитием церковной музыки для высоких партий стали использоваться мальчики. Но это создавало много проблем, главным образом из-за того, что это использование было непродолжительным: их голоса после полового созревания «ломаются» и становятся непригодными для высоких партий. Известно, что в IX веке в Константинополе в соборе Св. Софии стали петь певцы-кастраты. (В качестве певцов ценились только те кастраты, операция над которыми была произведена в детском возрасте — только в этом случае они, повзрослев, сохраняли нежный детский голос.)
В конце XI века в Испании евнухи стали привлекаться к католической литургии. К XVI веку они достигли своим искусством пения больших успехов. Группе испанских певчих были отданы партии сопрано в папской капелле в Риме. Хотя нужно заметить, что для партий сопрано использовались и фальцетисты — певцы с естественными мужскими голосами, но работающие в верхнем регистре. Во всяком случае, когда в 1599 году в хор папской капеллы были зачислены впервые два итальянских кастрата — евнух Пьетро-Паоло Фолиньяти (Petrus Paulus Folignatus Eunuchus) и евнух Джироламо Розини из Перуджи (Hieronimus Rosinus Perusinus Eunuchus), преимущество кастратов перед фальцетистами стало настолько очевидным, что в скором времени папа Климент Восьмой избавился от всех оставшихся фальцетистов и заменил их кастратами-сопранистами. Голоса кастратов выгодно отличались от резкого и пронзительного фальцета-сопрано; кроме того, из-за неестественной и насильственной манеры пения голосовые связки певцов-фальцетистов изнашивались очень быстро.
Дальнейшее укоренение феномена кастратов в музыкальной культуре Западной Европы произошло благодаря появлению нового жанра искусства - оперы. Певцы-кастраты стали пользоваться большим спросом. «Мода» на кастратов распространялась по Италии XVII века очень быстро: кастрировали по нескольку тысяч мальчиков ежегодно. Официальное отношение церкви к практике кастрации было непоследовательным и противоречивым: причастный к проведению операции кастрации признавался отлученным от церкви. Однако никаких попыток запретить использование кастратов не предпринималось, и, более того, именно церковью активно использовались их голоса: кастраты пели во всех итальянских церквях, в том числе в личной папской часовне.
Итальянские певцы сыграли в судьбе оперы — в ее становлении как жанра, - немаловажную роль. Самые первые создатели оперы — «сказки на музыке», которой была «Дафна» (первая опера 1594 года), - композиторы Пери и Каччини - были более известны как прекрасные певцы. Пери служил «главным директором музыки и музыкантов» при дворе Медичи; Каччини, тоже близкий к флорентийскому двору, был и певцом, и исполнителем на лютне и теорбе, и педагогом. Оба они, сочиняя музыку в новом стиле согласно идеям камераты, несомненно опирались каждый по-своему на опыт певца. На спектакле «Эвридики», который состоялся в палаццо Питти в 1600 году, сам Пери с большим успехом исполнял партию Орфея. «Эвридика» Каччини, поставленная годом позднее — в 1601 году — отличалась уже выразительностью вокальных украшений, к которым стремился Каччини-певец. Все дальнейшее развитие итальянской оперы — ее ранние римские, венецианские, наконец, неаполитанские опыты - вряд ли были бы возможны без образованных профессиональных певцов. Самые первые в истории музыкальной культуры консерватории — четыре неаполитанские консерватории - прославились своими певцами-кастратами. За два столетия, которые эти певцы царствовали на оперной сцене, они создали высочайший эталон вокального искусства, получивший название бельканто. Все последующие поколения итальянских певцов, прославившие итальянскую музыку, обязаны своим искусством той вокальной школе, которую выработали певцы-кастраты.
Настоящее исследование преследовало цель всесторонне проанализировать феномен певцов-кастратов, оценить его место не только в узко-профессиональной сфере вокального искусства, но и попытаться восстановить его связь с другими значимыми явлениями культуры, характерными для Нового времени. Работа в этом направлении дала ожидаемые результаты. Выяснилось, что феномен певцов-кастратов был глубинно связан со всей эстетикой итальянского барокко, с концептуальными идеями, имевшими большое значение для художественных стилей, определявших облик европейской культуры XVII — XVIII веков, -барокко и классицизма. Вся антиномичность бытия эпохи Нового времени, выразившаяся и в сосуществовании разных общественных укладов -уходящего феодализма и наступающего капитализма, и в социальной неоднородности всех классов общества, и в социальных контрастах, в противоречивости сосуществующих направлений в искусстве, - отразилась и на феномене певцов-кастратов, на их двояком, амбивалентном восприятии обществом. Амбивалентность социальных ролей певцов-кастратов — это устремленность к совершенному искусству, к чистейшей красоте — и одновременно позор «просвещенного века», прячущего свою аморальность. Двоякость эпохи, соединение высокого и низменного породило маскарады (маска, скрывающая истинное лицо), которые стали новой светской ступенью народной карнавальной традиции. Вкус к маскараду и связанной с ним игре, авантюре, превращениями и переодеваниями, во многом определил и облик сценических персонажей, создаваемых на оперной сцене певцами-кастратами, и атмосферу самого оперного спектакля. Сама манера исполнения, культивировавшаяся в то время, с присущими ей орнаментальностью, декоративностью, аффектацией, так же как и тенденция типизации - все это коренным образом было связано с карнавально-маскарадной традицией, эпоха расцвета которой (середина XVII — середина XVIII века) совпала с эпохой расцвета искусства певцов-кастратов. Два таких непохожих театральных жанра, какими были одновременно существующие площадной театр дель арте и опера-сериа, призванная украсить специально для нее построенные театры, имели общие истоки в карнавально-маскарадной традиции, и вместе с ее закатом наступил и закат этих жанров.
Современная культура оказалась полем сближения двух разных эпох. Эстетика постмодерна открыла в художественной культуре двухсотлетней давности — барокко- актуальность и притягательность, и сегодня мы становимся свидетелями того, как возвращаются из небытия старые шедевры, забытые имена. Желание услышать те голоса, которые завораживали в свое время всю Европу — порождает попытки (хотя и заведомо неосуществимые) воссоздать то самое кастратное пение. Современные «старые» инструменты, старинная музыка, «музейные» постановки опер и «кастратные» голоса контратеноров — это средства диалога двух культур: настоящего с прошлым. Это коммуникация, направленная не «вширь», а «вглубь» - вглубь наших собственных генетических корней, нашей генетической памяти.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Коленько, Сергей Геннадьевич, 2011 год
1. Аберт Г. В.А.Моцарт (часть 1. кн. 1) М., 1978
2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3
3. Адорно Т. В. Социология музыки. М.; СПб., 1999
4. Алыпванг А. Проблемы жанрового реализма / Избр. соч., т. 1, М., 1964
5. Аристотель. Риторика. / Пер. О. Цыбенко. Поэтика. М., 2000
6. Артеага Э. Перевороты итальянского музыкального театра. Предисл.— В кн.: Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков. М., 1971
7. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971
8. Асафьев Б. В.Музыкальная форма как процесс, кн. 2-я «Интонация», М., 1947
9. Асафьев Б. В. Об опере: избранные статьи Л. 1976
10. Ю.Асмус В.Ф. Эстетика Аристотеля/ТВопросы теории и истории эстетики. М., 1968
11. П.Асмус В.Ф. Гете в "Разговорах" Эккермана// Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968
12. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М.-Л., 1952
13. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. М.,1990
14. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1. — М., 1929
15. Бадура- Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М., 1972. - С. 241.
16. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001
17. БаллашаИ., Гал Д. Путеводитель по операм (пер. с венг.) Кн. 2. Итальянская опера. М., 1993
18. Бальзак Оноре де. Сарразин / Новеллы и рассказы в 2 томах. Т.1. М. -Л., 1937
19. Барбье П. История кастратов. СПб. 2006
20. Барнетт Дж. Социология искусства // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 196521. БартРолан. S/Z. М., 1994
21. Барток Б. Сборник статей. М., 1977
22. Бахтин М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965
23. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М., 1978
24. Е.И.Бембель. Память воды. М. 2008
25. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии. Л. 1961
26. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.; Л., 1967
27. Блессингер К. Музыкальные проблемы современности и их решение. М, 1920
28. Бочаров Ю. Забытый классик XVIII века //Старинная музыка, 1999, № 1
29. Брехт Б. Театр, тт. 1-5. М., 1963—196531 .Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. Л., 1970.
30. Бронфин Е. Ф., Джоаккино Россини, жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973
31. Бруно Д. Диалоги. Пер. с итал. Ред. и вступит, статья М. А. Дынника. -М., 1949
32. Брянцева В.Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути становления и развития жанра. М.: Музыка, 1985
33. Буало Н. Поэтическое искусство. М. 1957
34. Булычева А. Стиль и жанр опер Жана-Батиста Люлли. СПб., 1999
35. Булычева А. История Амура и Психеи (Античный сюжет в произведениях Ж.Б. Люлли и М. Локка) // Старинная музыка, 2001, № 2
36. Булычева А. Продукция коллективного творчества (Выступление в Москве Фрайбургского барочного оркестра 28 октября 2002 года) // Старинная музыка, 2002, № 4
37. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., 1934;
38. Вальтер Б. О музыке и музицировании / Исполнительское искусство зарубежных стран.,т. 1,М., 1962
39. ВельфлинГ. Классическое искусство. СПб., 1997
40. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Спб., 1913
41. Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1967
42. Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко в кн. «Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV -XVII веков». М.1966
43. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 4. Искусство 17-18 веков. М., 1963
44. Вогак К.А. О театральных масках // Любовь к трем апельсинам. 1914.-N3.
45. Вопросы вокальной педагогики вып. 5 (Сост. Дмитриев Л. Б) М; Музыка 1976
46. Гачев Д. Декарт и эстетика. — «Под знаменем марксизма», 1937, № 8
47. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4
48. Гёте И.-В. Путешествие в Италию / Собр. соч. в 13-ти т., т. 11. М., 1935
49. Гинзбург С. Л., Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII в., Л., 1933;
50. Глинка М. Записки. Л., 1953
51. Гобби Т. Мир итальянской оперы (пер. с англ.) М.: Радуга, 1989
52. Голенищев-Кутузов И. Н. Барокко и его теоретики.// В кн: XVII век в мировом литературном развитии. М. 1969
53. Головач И. М. Аудитория музыкального искусства. М., 1997
54. Гольдони К. Мемуары / собр. соч. в 4 т. т. 3 М. 1997
55. Горович Б. Оперный театр (пер. с пол.). Л.: Музыка, 1984
56. Грачева М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., 1956
57. Григорьев В. Антонио Вивальди. — М., 1994
58. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, часть первая. М., 1956
59. Гульд Г. Избранное. В 2 книгах. М., 2006
60. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.
61. ДжильиБ. Воспоминания. Музыка, 1964 и 1967.
62. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб, 1999
63. Дидро Д. об искусстве в 2-х т. Л.— М, 1936.
64. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., Музыка 2000
65. Дмитриев Л. Б. Методические взгляды Дж. Барра // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. М., 1975
66. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990
67. Евреинов Н. О новой маске. СПб., 1923
68. Емцова О. Переменчивая Фортуна венецианского Амфиона // Старинная музыка. № 2 (16), 2002
69. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса .М.,1935
70. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Классика-ХХ1. 2003
71. Золтаи Д. Этос и Аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1993
72. Зорилова Л. С. Некоторые теоретико-методические особенности духовного развития вокалистов в вузах культуры и искусств// В сб. Вокальное образование 21 века. М.,2004
73. Иванов И. И. Французский классицизм. М., 1901
74. Иванова Т. Н., Западно-европейская музыка ХУН-ХУШ вв. в ряду искусств, М., 1977
75. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
76. Кажарская Ю. Фаринелли в Испании // Старинная музыка. 2001. № 1
77. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1917г.М., 1987
78. Кириллина Л.В. Барочная опера и театр XX века/ Татр XX века. Закономерности развития. М., 2003
79. Коллингвуд Р. Дж. Платон и Аристотель о подражании // Принципы искусства. М., 1999.
80. Комбарьё Ж. История музыки с её возникновения до начала XX века / Французская музыка XVI века. М., 1932
81. Конен В.Д. Монтеверди. М., 1971.
82. Конен В. Театр и симфония. М., 1968
83. Конен В. Дж. «Пёрселл и опера» М. "Музыка", 1978г
84. Константинова И., Тарасов Л. Театр Ла Скала. Музыка. 1977
85. Копчевский Н. Книга А Бейшлага и современная наука об орнаментике // Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М., 1978.
86. Кранц Э. Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм. Под ред. и предисл. Ф. Д. Батюшкова. СПб., 1902
87. Кречмар Г. История оперы. Л., 1925
88. Кречмар. Введение в историю музыки. Л. 1920
89. Кривицкая Е. Апофеоз Корелли. // Старинная музыка, № 1 (15), 2002
90. Круглова Е. Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко/ Старинная музыка № 4, 2003.
91. Крунтяева Т. Итальянская комическая опера ХУ1П века. Л., 1981
92. Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М.,1979
93. Ламперти Фр. Искусство пения. М. -П., 1892, 1923
94. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели Л., 1972
95. Левидов И. «Певческий голос». Л.,1941
96. Леман Л. Мое искусство петь. М.: К.Ф. Дараган, 1912
97. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года в 2 т. М. Музыка. 1983
98. Ливанова Т. Музыкальная классика 18 века. М. — Л., 1939
99. Ливанова Т. Реформа Глюка и французский оперный театр перед революцией 1789 года. / Классическое искусство за рубежом, М., 1966
100. Левашева О. Е., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классич. искусство за рубежом, М., 1966
101. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994
102. Лозовой B.«Purcellian Dellerium»// Аудио мир №1, 1997
103. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца Л. Музыка. 1977
104. Луцкер П.В. Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч 1.Под знаком Аркадии. 1999
105. Мазурин К. Методология пения. Курс педагогики пения. Руководство для учителей и пособие для учащихся. Т. 1. Часть теоретическая. — М., 1902.
106. Максимов В. Театральные концепции модернизма и система Антонена Арто. СПб., 2001
107. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. М., 2000
108. Маркези Г. Опера. М., 1990
109. Маркус С. История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959
110. Материалы и документы по истории музыки, переводы под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934;
111. Менабени А. Г. Вокально-педагогические знания и умения. М.,1995
112. Меркулов А. Каденция солиста в XVIII начале XIX века // Старинная музыка. № 2 (16), 2002
113. Мерная И. Ю. Вокальная педагогика Германии 21 века. Школа примарного тона. М.,2004
114. Миценко Г. И. Роль подсознания в процессе обучения пению оперного певца // Вокальное образование 21 века. М.,2004
115. Мозер Г. Музыка средневекового города. Л., 1927
116. Мозер Г. Музыкальная форма как процесс./ Избр. труды, т. 5, М., 1957
117. Мокульский С. С. Французский классицизм / Западный сборник. М.-Л. 1937
118. Морозов В. П. Вокальный слух и голос М.-Л.Д965
119. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л.,1977
120. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М.,2002
121. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600-2000. Екатеринбург. 2005
122. Назаренко И. К. Искусство пения. М., 1968
123. Образцова Е. В. О вокальном искусстве. М.,1994
124. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1979
125. Оперные либретто, Сборник, М., 1985
126. От барокко к классицизму. М., 1993.
127. Парин А. Жан-Батист Люлли. Кадм и Гермиона.// Старинная музыка №4, 2009
128. Паскаль Б. Мысли. М., 2009.
129. Петелина М. В. Мир как театр в ренессансной философии. СПб., 2004
130. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997
131. Пинский Л, Ренессанс и барокко.— В кн.: Мастера искусств об искусстве, т. 1. М., 1936.
132. Платон. Законы / Сочинения в 3 т. т. 3, ч. 2. М., 1971
133. Плужников К. Механика пения. Спб., 2004
134. Покровский Б. Беседы об опере. М., 1981
135. Поспелов П. Памятник неизвестному кастрату/ Известия от 7.03.2001
136. Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. Л., 1932
137. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV —XVII веков. М, 1966.
138. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII начала XVIII века. М., 1979
139. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М., 1969
140. Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии. М. 1931г.
141. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие : в 8 вып. : пер. с фр. М., 1986
142. Россини Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания. — Л., 1968
143. Рубаха Е. Еще раз о bel canto // Старинная музыка № 1-2, 2004
144. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1998.
145. Саймон Г. Сто великих опер и их сюжеты (пер. с англ.) М., 1998
146. Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М., 1982.
147. Сент-Бев Ш. Пьер Корнель. Дидро. Монтень // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Художественная литература, 1970.
148. Сигал Н. Литературно-эстетические взгляды Корнеля и эстетика классицизма. М.
149. Симонас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и барокко) СПб., 2000.
150. Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo) M., 1997
151. Серов А. H. Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. —Л., 1950
152. Сокальский П. Избр. труды, т. 1, М., 1971
153. Соколов Е. Г. Аналитика маскульта. СПб,. 2001
154. Соллертинский И. Глюк. M. — JL, 1937
155. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. Л., 1983. Вып. 3
156. Спенс К. Всё о музыке. Минск, 1997
157. Стасов В. В. Избранные сочинения в двух томах, т. I, М. — Л., 1937
158. Скудина Г. Клаудио Монтеверди: Орфей из Кремоны. М., 1998.
159. Стендаль. Жизнь Россини. М., 1999
160. Стендаль. Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио. М., 1988
161. Стравинский И. Статьи и материалы, М., 1973
162. Стравинский И. Хроника моей музыкальной жизни. 2 изд., М., 1969
163. Толшин А. В. Феномен маски в театральной культуре. СПб., 2007
164. Уэстреп Дж. Генри Пёрселл Л. 1980
165. Фишер К. История новой философии. М., 2005
166. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. Спб., 2005
167. Хиндемит П. Статьи и материалы. М., 1975
168. Хонолка К. Великие примадонны. М., 1998
169. Ходнев С. Новый альбом Андреаса Шолля // Коммерсант.№ 85 (3902) от 21.05.2008
170. Хэриот Э. Кастраты в опере. М, 2001
171. Цодоков Е. Старинная опера в современном контексте.// Музыкальная академия. № 3, 2009
172. Цуккерман В. Музыка и слушатель. М., 1972
173. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры
174. Чернышев О. Загадка Монтеверди, или Кто написал «Коронацию Поппеи»// Старинная музыка. 1999, № 1
175. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.2000
176. Шахназарова H., Шестаков В., ред. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966
177. Шестаков В. П., От этоса к аффекту, М., 1975
178. Шестаков В. П. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М. 1971
179. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М., 2006
180. Юровская Э. П. Эстетика в борьбе идей. Две тенденции в развитии французской буржуазной эстетики. Л., 1981
181. Юрьев Б. Посвящение Кавалли. // Старинная музыка. 2002, № 2 (16)
182. Юрьев Б. Гендель "по-рождественски" // Старинная музыка. № 4(18), 2002
183. Яворский Б.Л. Избранные труды, тт. 1-2. М., 1972-1987
184. Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы. М., 1981
185. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVTI-XX веков. М. ,2004.
186. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов и некоторые методы и го исследования. Сб. трудов. Вып. 25. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1975.
187. Angelis A. de. Domenico Mustafa, la cappella sistina e la societa. Bologne, 1926
188. Anthony J. La Musique en France a Tepoque baroque. Paris, 1981
189. Balatri F. Frutti del Mondo. Sandron, 1924
190. Beaussant Ph. Vous avez dit "Baroque"? Arles, 1988
191. Bianconi L. et Bossar. Musica e cultura a Napoli dal XV al XIX secolo. Florence, 1983
192. Blanchard R. et Cande R. de. Dieux et Divas de Г Opéra. Paris, 1986
193. Bouquet M. Musique et musiciens a Turin de 1648 a 1775. Turin, 1968
194. Bouvier R. Farinelli, le Chanteur des rois. Paris, 1943
195. Boyer N. La guerre des Bouffons et la musique framaise, Paris, 1945.
196. Bragaglia A. Degli "evirati cantori". Florence, 1959
197. Brosses Ch. de. Lettres familières ecrites d'italie en 1739 et 1740. Paris, 1869
198. Brydone P. Viaggio in Sicilia e a Malta. 1770. Milan, 1968
199. BukofzerM. Musique baroque. Paris, 1968
200. Ch. Burney. Cite dans Blanchard et Cande. Dieux et Divas de Topera. Paris, 1922. P. 170
201. Casanova G. Mémoires. Paris, 1924
202. Cecchini Pacchierotti G. Cenni biografici intorno a G. Pacchierotti. Padoue, 1844/repr. 1960
203. Celletti R. Sopranisti e contraltisti. Milan, 1959
204. Celletti R. Histoire du Bel Canto/ Paris, 1987
205. Coyer G. Voyages dTtalie et de Hollande. Paris, 1775/ repr. 1988
206. Defaye Ph. Les Castrats, aspects phoniatriques, these de medicine. Limoges, 1983
207. Espinchal Comte d' . Journal d'émigration. 1789 — 1793. Paris: Perrin, 1912
208. Fabbri M Alessandro Scarlatti e il Principe Ferdinando de"Medici. Florence, 1960
209. Filippis F. de. et Prota-Giurleo U. Il teatrodi Corte del Palazzo Reale di Napoli. Naples, 1952
210. Giacomo S. di. II conservatorio di Sanf Onofrio e quello di Santa Maria della Pieta dei Turchini. Nahles. Sandron, 1924
211. Goudar S. Remarques sur la musique et la dance. Venise, 1773/ repr. 1912
212. Grimm baron de. Correspondance littéraire, philosophique et critique. Paris, 1813
213. Grosley P. J. Observations sur l'Italie et sur les Italiens. Londres, 1770/ repr. 1969
214. Labanchi A. Gli eunuchi e le scuole di canto del secolo XVIII. Naples, 1893
215. Labié J. Georges Frederic Haendel. Paris, 1980
216. La Lande J. de. Voyage en Italie, Geneve, 1790
217. Machabey A. Le Bel Canto. Paris, 1948
218. Malamani V. Virtuosi nel Settecento. Naples, 1901
219. Mancini G. Pensieri e rijlessioni pratiche sopra il canto figurata. Vienne. 1774/rep. 1979
220. Marcello B. Il teatro alio moda. Venise, 1720/ repr. 1958
221. Massip C. La Vie der musiciens de Paris au temps de Masarin. Paris, 1976
222. Maugars A. Reponse faite a un curieux sur le sentiment de la musique d'Italie (1639). Paris, 1865
223. Metastasio P. Lettere disperse e inedite a cura di Giosue Carducci. Bologne, 1883
224. Monaldi G. Cantanti evirati celebri del teatro italiano. Rome, 1920
225. Montesquieu Ch. Voyages. Paris: Nagel, 1950
226. Montesquieu Ch. Ceuvres completes. Paris, 1950
227. Morelli G., Walker T. Tre controversie intorno al San Cassiano / Venezia e il melodramma nel Seicento. Firenze, 1976
228. Parisi R. Un interprete di Cimarosa: Girolamo Crescentini. Naples, 1901
229. Pignoli V. Ricerche sul Conservatory dei Poveri di Gesu Crista di Napoli. Naples, 1970
230. Pirrotta N. Li due Orfei. Da Poliziano a Monteverdi. Torino, 1975.
231. Prod'homme J. Christoph Willibald Gluck. Paris, 1985
232. Prunieres H. Cavalli et Topera venitien au XVII siecle. Paris, 1931
233. Raguenet F. Parallele des Italiens et des Francais en ce qui regarde la musique et les operas. Geneve. 1976
234. Ricci C. Burney, Casanova e Farinelli in Bologna. Milan, 1890
235. Riccoboni L. Reflexions historiques et critiques sur les différents theatres de FEurope. Paris, 1738/repr. 1970
236. Rousseau J.J. Dictionnaire de Musique. Paris, 1768
237. Sacchi G. Vita del Cav. Don Carlo Broschi. Venise, 1784/ repr. 1959
238. Saint-Evremond Ch. de. Lettres. Paris, 1968
239. Tosi P. F. Opinions sur les chanteurs anciens et modernes ou Observations sur le chant figure. Paris, 1874/ repr. 1990
240. Vigee-Lebrun L. Souvenirs 1790 93. Paris, 1869
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.