Петербургская балетная труппа и ее роль в становлении русского искусства XVIII века: творческие и организационные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Байнова, Татьяна Станиславовна

  • Байнова, Татьяна Станиславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 151
Байнова, Татьяна Станиславовна. Петербургская балетная труппа и ее роль в становлении русского искусства XVIII века: творческие и организационные аспекты: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Байнова, Татьяна Станиславовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА КАК ПРЕДШЕСТВЕННИК РЕГУЛЯРНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ БАЛЕТА В РОССИИ

1.1 Театрализация придворной жизни в России в XVI-XVII вв. «Потешный чулан» (Ивана IV) - Потешная палата и их роль в становлении придворного театра

1.2 Придворный театр царя Алексея Михайловича. Первая балетная труппа

1.3 Первый профессиональный публичный театр Петра I в Москве и его роль в развитии русской театральной культуры

1.4 Культурная жизнь в Петербурге при Петре I. Петровские Ассамблеи и их роль в пробуждении общественного интереса к театральному танцу

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ОПЕРНО-БАЛЕТНЫЕ БАЛЕТНЫЕ ТРУППЫ. НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АННЫ ИОАНОВНЫ

2.1 Организация профессионального театра при дворе Анны Иоанновны. Первые итальянские оперные труппы

2.2 Первая постоянная итальянская придворная труппа (компания Ф. Арайя) в России

и начало регулярной оперно-балетной деятельности

2.3 Деятельность Жана Батиста Ланде. Учреждение первой Танцевальной школы -начало хореографического образования в России

2.4 Организация работы балетной части кампании Арайя и начало формирования системы управления придворными зрелищами при правлении Анны Иоанновны

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРНО-БАЛЕТНЫХ ТРУПП В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ. СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ПОСТОЯННОГО ПУБЛИЧНОГО РОССИЙСКОГО ТЕАТРА

3.1 Деятельность итальянской компании Ф. Арайя в правление Елизаветы Петровны

3.2 Эксплуатационная деятельность балетной части итальянской оперной компании

3.3 Реформирование финансовое обеспечения оперно-балетного состава итальянской компании Ф. Арайя

3.4 Деятельность компании Дж. Локателли в России

3.5 Создание первого постоянного публичного Российского театра

3.6 Роль Ф. Хильфердинга в становлении русской петербургской балетной труппы и

в хореографическом образовании русских артистов балета

3.7 Деятельность Г. Анджолини во главе Петербургской балетной труппы

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 4. РЕФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II. «СТАТ..» ЕЛАГИНА, «КОМИТЕТ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗРЕЛИЩАМИ И МУЗЫКОЙ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БАЛЕТНОЙ

ТРУППЫ. НАЧАЛО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РУССКОГО БАЛЕТА

4.1 «Стат. » Елагина И.П

4.1.1 Структура «Стата...»

4.1.2 Утверждение положений «Стата. » Екатериной II

4.1.3 Деятельность Елагина И.П. по осуществлению на практике положений «Стата.»

4.1.4 Сравнительный анализ расходов на театральные труппы русского двора и

Дрезденской капеллы

4.1.5 Составы балетной труппы в период реформирования

4.1.6 Деятельность театральных трупп в период действия «Стата...»

4.1.7 Отставка И.П. Елагина

4.2 «Комитет для управления зрелищами и музыкой» и его деятельность

4.2.1 Создание «Комитета для управления зрелищами и музыкой», его состав и обязанности

4.2.2 Театральное строительство

4.2.3 Совершенствование подготовки русских артистов балета под руководством И. Канциани и И.И. Вальберха. Начало самоопределения русского балета

4.2.4 Шарль Луи Дидло. Взгляд в будущее

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Петербургская балетная труппа и ее роль в становлении русского искусства XVIII века: творческие и организационные аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

История балета в России начинается в 30-е годы XVIII века. Именно последние две трети XVIII века, которым в основном и посвящена диссертационная работа, заложили основу хореографического образования в России. За этот сравнительно короткий исторический период балет из вспомогательной иллюстрации к опере превращается в самостоятельный вид искусства и встает вровень с другими сценическими искусствами, формируется национальный репертуар, который воплощался на сцене русскими исполнителями, создаются основания для самоопределения русского балета.

И хотя балет в России стал развиваться значительно позднее, чем в странах Западной Европы, он сравнительно быстро наверстал упущенное время. Под руководством и при непосредственном участии западноевропейских балетмейстеров и профессиональных танцовщиков балет занял достойное место на российской театральной сцене и уже в первой четверти XIX века постепенно начинает занимать ведущее место в мировом балетном искусстве.

Актуальность работы

Значительную роль в поступательном движении русского балета сыграла петербургская балетная труппа. В силу своего столичного статуса она была первой, а затем долгое время сохраняла в России лидирующее положение. Накопление творческого потенциала петербургской балетной труппы привело к расцвету русского балетного искусства в XVIII веке.

На всех этапах развития театрального дела (балетного) оно было

связано с социально-историческим развитием общества, с непрерывным

экономическим и политическим развитием Русского государства. Во многом

его развитию способствовала политика, проводимая властью.

Экономические, организационно-управленческие и финансовые реформы

управления театральным делом, проводимые российскими царскими дворами

в XVIII веке, способствовали развитию театрального (в том числе и

4

балетного) искусства. Создание и становление петербургской балетной труппы в XVIII веке были частью общих социально-экономических и культурных преобразований в России.

Именно в XVIII веке была заложена традиция поддержки театрального искусства в целом, и балетного в частности. Многовековой опыт подтверждает, что балет, искусство требующее от государства поддержки и огромных материальных вложений. Преемственность традиций, заложенных в XVIII веке, прослеживается и сегодня: только систематическая и постоянная государственная поддержка дает видимые результаты, способствуя развитию искусства.

В XVIII веке были заложены фундаментальные основы, на которых и в настоящее время во многом, строится организация театрального дела. Проблемы, с которыми сталкивались деятели культуры и искусства в XVIII веке, существуют и поныне. Это вопросы, связанные со штатным расписание трупп, оплатой труда, гонорарами, приглашением иностранных гастролеров, подбором творческого и административного персонала, организацией конкурсов. Конечно, с течением времени, с изменением экономической, социальной, политической и юридической ситуации эти проблемы модифицируются, но их суть, проблематика, основные глубинные законы развития остаются.

В этом плане исследование опыта прошлого, несомненно, полезно и актуально. Так, разработанная в царствование Екатерины II И.П.Елагиным система управления театральным делом («Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям, також и сколько в год, и на что именно для спектакелей полагается суммы») заложила начало введению в государственное театральное дело в России принципов планирования (численность персонала и его жалование, нормы постановочных, хозяйственных и эксплуатационных расходов). С его помощью государство получило возможность влиять на театральную деятельность, что прослеживается в культурной политике государства и в настоящее время.

«Стат.» И.П.Елагина является историческим документом, важность и ценность которого позволяет рассматривать его с разных точек зрения. Прежде всего, он стал первым законодательным актом, регламентирующим деятельность Театральной Дирекции и ее взаимоотношения с государственным аппаратом. Это был инструмент, регулирующий деятельность и повседневную жизнь как всех трупп, так и функционирования служб театральной Дирекции.

12 июля 1783 года согласно указу Екатерины II менялись смысл и назначение театрального дела. В отличии от авторитарного управления И.П.Елагиным вводилось коллективное управление. Был создан «Комитет для управления зрелищами и музыкой». Если раньше управление театральным делом ориентировалось, в основном, на придворную публику и было частью быта царского двора, то после этого указа театр становился частью общественной жизни.

Указ 1783 года, основываясь в определенной мере на положениях Елагина «Стата», более полно охватывал все стороны театральной жизни, которая требовала усовершенствования. В работе Комитета большое внимание уделялось вопросам, связанным с финансами (жалованье артистов, пенсии, стоимость контрактов). Также не оставались без внимания и вопросы образования, строительства, функционирования театральных площадок.

Все новшества в мировом балетном театре возникали благодаря диалогу культур. Русский балет в своей основе имеет итальянские и французские корни, и он вобрал в себя все самое лучшее из этих культур.

Способность усваивать и преобразовывать, вбирать в себя лучшее - эта идея современная и сегодня, и ее можно применить и к современному балетному театру. Но зачастую происходит абсолютное подражание, и часто не самым лучшим образцам современного европейского балетного театра. Подражание без переосмысления не имеет смысла и продолжения.

Из творческого синтеза французской и итальянской школ с привнесением национальных черт, русской самобытности, духовности возник феномен русского балета - одухотворенный танец.

Данное исследование не является замкнутой сферой, а, напротив, открывает возможности для дальнейших исследований в области структуры театрального дела в целом. Сходные процессы происходили и в ХК веке, во много отозвавшись и в веке ХХ! Оставались актуальными такие темы как балетный репертуар, цензура и идеологические течения в стране; финансовое обеспечение искусства, и балета в частности, численность балетных трупп в разных городах России; структуры театров столичных (или городов миллионников) и провинциальных.

Более того, данное исследование подспудно (в сравнительном плане) может подсказать современному экономисту, как наиболее рачительно в финансовом отношении распределить имеющиеся суммы для той или иной постановки, где дать волю, скажем, художнику оформителю, а где, напротив, сэкономить на декорациях, костюмах, тканях. Отсюда в исследовании невольно возникает вопрос и выбора репертуара: сколько действующих лиц в данном спектакле, обширен ли кордебалет (как в "белых" балетах Петипа) или достаточно скромен (как в некоторых балетах Баланчина - "Блудный сын" или "Агон").

Таким образом, современное балетоведение, используя богатое наследие, может поставить и исследовать ряд новых проблем. Данное исследование приводит к необходимости провести параллели между бытованием балетной труппы в XVIII веке и современной жизнью балетного театра. В ХХ - ХХ! веках участились гастрольные поездки как отдельных исполнителей, так и целых трупп, возникли новые проблемы оплаты труда, стоимости гастролей в целом. Чему равен гонорар звезды, какова подневная оплата труда танцовщика кордебалета? И ещё: имеет ли смысл целиком

покупать иностранный спектакль и переносить его на российскую почву?

7

Все эти проблемы (лишь с малыми вариациями) вечны. Данное исследование рассматривает ряд проблем на материале XVIII века, но одновременно указывает пути дальнейших поисков на тему организации театрального дела в России. Работа даёт возможный ТИП подхода как к анализу и трактовке исторического материала, так и раскрывает различные области еще мало изученных пластов истории русского балета.

Степень разработанности проблемы

Степень разработанности проблемы оценена на основе источниковедческой базы, которую составили труды отечественных исследователей театрального дела в России.

История русского балетного искусства отражена в трудах многих авторов. Существует немало книг и статей, посвященных творческой практике русского балета. Среди них - исследования теоретического характера и труды, прослеживающие развитие балета на разных исторических этапах. Большая роль в воссоздании творческой истории отечественного балета принадлежит также многочисленным мемуарам самих участников творческого процесса. Для темы диссертации, в частности, весьма важны воспоминания первого русского балетмейстера И. И. Вальберха (1948), сыгравшего значительную роль в становлении петербургской балетной труппы на рубеже XVIII - XIX веков.

Созданные в разные годы, эти книги всесторонне и полно воссоздают

историю русского балета. Огромной ценностью обладают исследования,

прослеживающие его путь в целом, они, как правило, определяют место

балета в истории театра вообще и устанавливают его связи с другими видами

искусств. Важное место в ряду подобных исследований принадлежит трудам

В. М. Красовской, воссоздавшей весь путь развития отечественного балета

от самых его истоков («Русский балетный театр от возникновения до

середины XIX века». «История русского балета».), Г. Н. Добровольской,

автора многих статей в энциклопедиях «Балет» (1981), «Русский балет»

8

(1997), «Три века Санкт-Петербурга» (2003). Часть вопросов близких теме диссертации освещена в работах А.А. Гозенпуда «Музыкальный театр в России от истоков до Глинки», В. Н. Всеволодского-Гернгросса «Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче», «Театр в России при императрице Елизавете Петровне», «Русский театр II половины XVIII века», Л. М. Стариковой «Записка о возникновении и развитии театрального искусства в Москве со времен Алексея Михайловича по XIX век», «Из биографии первой русской балетной труппы», «Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII века и русский любительский театр этого времени», «Русский театр петровского времени. Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны», «Первая русская балетная труппа», «Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны», М.В. Борисоглебского «Материалы по истории русского балета», Г. З. Мордисона «История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России (XVI - XVIII вв)».

Целый ряд вопросов, касающихся развития балетной труппы в XVIII веке оставался вне сферы внимания. Потому представляется важным рассмотреть развитие труппы с точки зрения организационных проблем, а также, обратить внимание на законодательную базу, ее формирование и эволюцию.

Объект исследования

Объектом исследования является исторический процесс становления и развития балетного искусства в России в XVIII веке на примере Петербургской балетной труппы.

Предмет исследования - организационные и творческие проблемы на пути становления балета в России в процессе его развития от интермедий к операм или комедиям к самостоятельному виду сценического искусства в течение XVIII века.

Цель работы

Основной целью диссертации является выявление и анализ организационных и творческих преобразований, на которых формировалась петербургская балетная труппа в XVIII веке на всех исторических этапах ее развития в процессе реформирования театрального дела, совпавшего с царствованием трех императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Задачи исследования:

- анализ истоков театрального искусства в России от «Потешной палаты» Ивана IV до организации первого государственного театра при царе Алексее Михайловиче (конец XVI-XVII вв.);

- раскрытие значения реформ Петра I для развития русской театральной культуры;

-- анализ деятельности первой итальянской труппы при дворе Анны Иоанновны;

- раскрытие специфики балетного образования в России в период царствования Анны Иоанновны и формирование системы управления придворными зрелищами;

- анализ реформирования театральной деятельности в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II;

- анализ организационной практики, финансирования и структуры

театральных трупп (в том числе и балетной) в правление Елизаветы

Петровны и Екатерины II;

- анализ «Стата...» И.П. Елагина и его значение для театральной (в том числе балетной) деятельности;

- влияние ведущих зарубежных балетмейстеров на развитие русского национального балета и балетного образования в России;

- деятельность первого русского балетмейстера И. И. Вальберха и самоопределение русского балета.

Источники

В этой связи укажем на посвященные XVII и XVIII векам тома многотомных исследований «История русской музыки» 1 и «История русского драматического театра» , на труды П.И. Сумарокова, П.Н. Арапова, Б.Н. Асеева и других авторов. Чрезвычайно ценный материал содержит книга А.А. Гозенпуда «Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки» 4, в которой рассматриваются начальные этапы развития русского оперного и балетного искусства.

В.Н. Всеволодский-Гернгросс подробно рассматривает организационные преобразования театра и выносит в название своих работ имена императриц, в правление которых происходили те или иные театральные события 5. Исследования Всеволодского-Гернгросса насыщены огромным фактическим материалом.

Для рассмотрения становления первой русской государственной балетной труппы важна и рукопись Л.П. Стуколкина «Исторический очерк петербургского балета» 6, в котором автор рассказывает не только о творческой практике, но и освещает ряд организационных проблем (вопросы управления, изменение структуры труппы и т.д.).

1История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1985. Т. 2. ч. 1. 333 с.

2История русского драматического театра: в 7 т. М.: Искусство, 1977-1987.

3Сумароков П.И. О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II // Отечественные записки. 1823. №35. С.13.; Арапов П. Летопись русского театра. СПб.: Тип. Н. Тиблена и К, 1861. 386 с.; Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М.: Искусство, 1977. 576 с.

4 Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Л.: Музгиз, 1959. 781 с.

5Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче. СПб.: Тип. имп. СПб театров, 1914. 101 с.; Его же. Театр в России при императрице Елизавете Петровне. СПб.: Гиперион, 2003. 333 с.

6Стуколкин Л.П. Исторический очерк петербургского балета // РГИА. Ф. 678. Оп. 1. Ед. хр. 992. Л. 4.

Обширный фактический материал, рисующий процесс возникновения и развития в России хореографического образования как в Сухопутном Шляхетном корпусе, так и в балетной школе, созданной в 1738 году танцмейстером Жаном-Батистом Ланде, содержится в таком основательном издании, как «Материалы по истории русского балета», составленном М.В. Борисоглебским 7.

Важным для разработки данной темы стало обращение к трудам В.М. Красовской, написавшей многочисленные монографии по истории балетного искусства.

Наконец, имеются исследования, впрямую относящиеся к становлению театрального дела в России и освещающие развитие последнего. Это труды

о

известного историка театрального дела В.П. Погожева , фундаментальное исследование «История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России (ХVI-ХVIII века)» Г.З. Мордисона 9, работы Л.М. Стариковой, много писавшей об организационных принципах русского театра 10.

В ряду документальных свидетельств назовем сообщение Тосканскому герцогу Якова Рейтенфельса, побывавшего в Москве в конце ХVII века и описывающего спектакли театра Алексея Михайловича 11.

Неоценимы также свидетельства историка Я. Штелина, относящиеся к ХVIII веку и дающие представление об организационных основах русского

7

Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета: в 2 т. Л.: Ленингр. гос. хореогр. училище, 1938.

8Погожев В.П. Проект законоположений об императорских театрах: в 3 т. СПб.: Тип. глав. упр. уделов, 1900.

9Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (Х^- ХУШ века).: в 2 ч. СПб.: СПАТИ, 1994.

10Старикова Л.М. Первая русская балетная труппа // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1985. С. 102 - 107; Ее же. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30 -е годы ХУШ века и русский любительский театр этого времени // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука. 1988. С. 67 - 95.

11 Рейтенфельс Я. Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. М.: Тип. об -ва распростр. полез. кн., 1906. 228 с.

театра этого времени 12.

Очень интересный материал для исследования содержится в мемуарах таких мастеров русского балетного искусства как И. И. Вальберх, который был непосредственным участником самого процесса развития петербургской балетной труппы.

Чрезвычайно важным в работе, посвященной избранной нами теме, стало обращение к документам, хранящимся в различных архивах: в Архиве Дирекции Императорских театров (АДИТ), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), а также в Российской национальной библиотеке (РНБ) и СПб Театральном музее.

Архив Дирекции императорских театров объединяет в себе законодательные акты, контракты с артистами, указы о назначении на службу, указы Придворной конторе. Также, в АДИТ хранится Указ Екатерины II о Российском театре, «Стат» И.П. Елагина и Указ о «Комитете для управления зрелищами и музыкой».

В Российском государственном историческом архиве собраны документы о назначении жалованья и пенсий, о принятии и увольнении со службы, подлинные паспорта артистов и служащих, протоколы заседаний «Комитета для управления над зрелищами и музыкой», книги распоряжений Дирекции императорских театров и «Исторический очерк петербургского балета» Л.П. Стуколкина.

В Российском государственном архиве древних актов хранятся документы, свидетельствующие о строении декораций и изготовлении платья к спектаклям.

12

Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. 190 с.; Его же. Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года // Санкт-Петербургский вестник, 1779. Ч. IV. авг.-сент.; Его же. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 т. М. : Искусство, 1990.

Оперирующие разнообразными сведениями, они представляют собой огромную ценность, так как содержат исторические факты, на основании которых можно проследить с самого начала этапы развития петербургской балетной труппы.

Методология исследования основана на принципах анализа становления и развития петербургской балетной труппы в творческом, организационно-управленческом и финансовом аспектах, в соотнесении с историческим и социокультурным контекстом, определении ее места в общем театральном процессе. Этот анализ опирается на труды отечественных исследователей в области театроведения и балетоведения.

Методы исследования

Особенности развития балета в России обусловлены процессом постепенного выделения балета как интермедии из опер или комедий и превращения его в самостоятельный вид сценического искусства в течение XVIII века. Поэтому в работе применяется комплексный подход в исследовании роли петербургской балетной труппы в становлении русского балетного искусства, включающий исторический и аналитический методы, которые используется при анализе научных публикаций и архивных материалов.

Исторический метод (скорее исторический обзор) позволяет рассмотреть в хронологической последовательности развитие театрального (в том числе и балетного) дела от истоков до конца XVIII века.

Аналитический метод позволяет акцентировать внимание на организационно-управленческие и финансовые аспекты, на которых строилась деятельность балетной труппы в исторической периодизации ее становления и развития.

Научная новизна работы

1. Впервые становление балетной труппы с организационно -практической точки зрения становится предметом самостоятельного исследования.

2. В диссертации впервые собраны из разных источников и подробно проанализированы сведения о раннем периоде становления русского театра в период царствований Алексея Михайловича и Петра I, при этом особое внимание уделено танцевальному искусству, развивавшемуся уже в тот период в тесной взаимосвязи русских народных и западноевропейских традиций.

3. Впервые в научный оборот введены сведения из архивных документов, касающиеся анализа деятельности оперно-балетной труппы под руководством предпринимателя Дж. Локателли. Также из редких архивных документов представлены сведения о «Смете расходов по Дрезденской капелле», что позволило сравнить эти расходы с расходами на театральные труппы русского двора при Екатерине II. В Архиве дирекции императорских театров почерпнуты сведения о создании «Комитета для управления зрелищами и музыкой», ранее не публикуемые.

4. Впервые в отечественной и зарубежной литературе проведен сравнительный анализ работы петербургских театральных трупп на основе архивных документов и законодательных актов «Стата...» И.П. Елагина и «Комитета над зрелищами и музыкой».

Теоретическое значение диссертации обусловлено тем, что впервые развитие балетной труппы с организационной точки зрения становится предметом самостоятельного исследования.

Практическое значение работы.

На основе изучения разрозненных литературных и архивных источников автору удалось создать обобщенную работу, содержащую анализ организации,

управления и финансирования театрального (в том числе балетного) дела в XVIII веке, что имеет как научное, так и практическое значение. Исторический опыт прошлого востребован и полезен для современных поколений театральных менеджеров при организации деятельности современных театров, а также при подготовке учебных курсов истории балета.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и методический материал может быть использован для:

- последующих исследований в области изучения развития балетного искусства в процессе преподавания истории и теории русского балета,

- образовательного процесса,

- применения на практике в области организации театрального дела.

Положения, выносимые на защиту

1. Значение периода правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) в исторической периодизации театрального дела в России.

Период 1730-1740 годов представляется очень важным для дальнейшего развития театральной деятельности. В этот период появилась первая придворная труппа и началась регулярная придворная оперно-балетная деятельность, которая с тех пор уже не прерывалась. Важнейшей вехой в развитии русского балета стало создание в 1738 году под руководством Ж. -Б. Ланде Танцевальной школы, которая заложила основу хореографического образования в России.

2. Формирование системы организации и управления театральным делом в период от Анны Иоанновны до Екатерины II.

В пору всех царствований - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II - любой документ, регламентирующий придворную театральную деятельность, был монаршим указанием. Постепенно театральная жизнь активизировалась, увеличивалось количество театральных

трупп и их численность. Назрела необходимость реформ системы управления театральным делом. При Екатерине II впервые было реформировано и упорядочено театральное дело в России, был создан «Стат» И.П. Елагина -обобщенный документ, подробно регулирующий деятельность театральных трупп.

3. Роль передовых западноевропейских балетмейстеров XVIII века в становлении и развитии русского балета.

Русский балет развивался в тесной связи с западноевропейской культурой. Тем более, что само создание балета происходило при непосредственном участии и руководстве итальянских и французских исполнителей и балетмейстеров. Становление и развитие балета в России в различные периоды XVIII века связано с именами Ф. Арайя, А. Ринальди (Фоссано), Ж.-Б. Ланде, Ф. Хильфердинга, Г. Анджолини, И. Канциани. Благодаря их деятельности русский балет сравнительно быстро наверстал упущенное время.

Апробация работы

Результаты исследований были апробированы в докладе на научной

конференции в Российском институте истории искусств в январе 2001 года. Диссертация поэтапно проходила обсуждение на заседаниях кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в ряде статей, четыре из которых опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные аспекты темы диссертации были использованы на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов в 2014 - 2015 годах.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы из 186 наименования. Общий объем работы - 151 страница.

ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА КАК ПРЕДШЕСТВЕННИК РЕГУЛЯРНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ БАЛЕТА В РОССИИ

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Байнова, Татьяна Станиславовна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, М. П. О связях русского театра с английским в конце XVII -начале XVIII в. / М. П. Алексеев // Ученые записки Ленинградского государственного университета. Сер. гуманит. наук. - 1943. - № 87. - С. 123-140.

2. Анджолини Г., Отъезд Энеев или Дидона оставленная : балет пантомим представленной на Императорском театре в Санкт-Петербурге сентября 24 дня 1766 года / Г. Анджолини. - СПб. : при Имп. АН, 1766. - 10 с.

3. Анисимов, Е. В. Безвременье и временщики: воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов»: (1720-1760-е гг.) / Е. В. Анисимов. - Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1991. - 365 с.

4. Арапов, П. Летопись русского театра / П. Арапов. - СПб.: Тип. Н. Тиблена и К, 1861. - 386 с.

5. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века / Б. Н. Асеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Искусство, 1977. - 576 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца: первые три года обучения / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - 2-е изд. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1983. - 207 с.

7. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М. : Сов. энцикл., 1981. — 623 с.

8. Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1973. - 254 с.

9. Белецкий, А. И. Старинный театр в России / А. И. Белецкий. - М.: Т-во В. В. Думнов, 1923. - 103 с.

10. Берхгольц, Ф. В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 г. : в 4 ч. / Ф. В. Берхгольц ; пер. с нем. И. Аммона. - М.: [б. и.], 1860. - Ч. 1-2. - 357 с.; Ч. 3. -292 с.; Ч. 4. - 242 с.

11. Блазис, К. Танцы вообще: балетные знаменитости и национальные танцы / Карло Блазис. - 2-е изд., испр. - СПб. : Лань: Планета музыки, 2008.

- 347 с.

12. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность / Л. Д. Блок; ред. колл. : В. М. Красовская, Е. А. Суриц. - М. : Искусство, 1987. - 556 с.

13. Богоявленский, С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре / С. К. Богоявленский. - М.: О-во ист. и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. -192 с.

14. Болотов, А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков. 1738-1793. : в 3 т. / А. Т. Болотов. - М.; Л.: Academia, 1931. - Т. 1. - 539 с.; Т. 2. - 535 с.; Т. 3. - 507 с.

15. Болотов, А. Т. Памятники претекших времен, или краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах 1796 г. / А. Т. Болотов. - М.: П. С. Киселев, 1875. - 165 с.

16. Борисоглебский, М. В. Материалы по истории русского балета: в 2 т. / М. В. Борисоглебский. - Л.: Ленингр. гос. хореогр. училище, 1938. - Т. 1: Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища 1738-1888. -1938. - 379 с.

17. Валукин, Е. П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве / Е. П. Валукин. - М.: ГИТИС, 1992. - 169 с.

18. Вальберх, И. И. Из архива балетмейстера: дневники, переписка, сценарии / И. И. Вальберх. - М.; Л.: Искусство, 1948. - 191 с.

19. Ванслов, В. В. Статьи о балете: музыкально - эстетические проблемы балета / В. В. Ванслов. - Л. : Музыка, 1980. - 192 с.

20. Варнеке, Б. В. История русского театра XVII-XIX веков / Б. В. Варнеке.

- 3-е изд. - М.; Л.: Искусство, 1939. - 368 с.

21. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. - 190 с.

22. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Библиографический и хронологический указатель материалов по истории театра в России в XVII и XVIII вв. / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - [ Пг].: Изд-во Наркомпроса, 1918. - 71 с.

23. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. История театрального образования в России / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - СПб.: Дир. Имп. театров, 1913. - Т. 1 : (XVII и XVIII вв.). - 463 с.

24. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Русский театр второй половины XVIII века / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 376 с.

25. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Театр в России в эпоху Отечественной войны / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - СПб.: Изд-во т-ва М.О. Вольф, 1912. - 198 с.

26. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - СПб.: Тип. Имп. СПб театров, 1914. - 101 с.

27. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Театр в России при императрице Елизавете Петровне / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - СПб.: Гиперион, 2003.

- 333 с.

28. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. - СПб.: Сириус, 1910. - 43 с.

29. Вюилье, Г. Танцы: их история и развитие с древнейших времен до наших дней / Г. Вюилье. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1902. - 118 с.

30. Гаевский, В. М. Дом Петипа / В. М. Гаевский. - М.: Изд-во Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 421 с.

31. Глушковский, А. П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский.

- Л. ; М. : Искусство, 1940. - 248 с.

32. Гозенпуд, А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки: очерк / А. А. Гозенпуд. - Л.: Музгиз, 1959. - 781 с.

33. Громов, Ю. И. Основные этапы развития русского и советского балета /

Ю. И. Громов. - М.: Профиздат, 1965. - 52 с.

139

34. Гуревич, Л. Я. История русского театрального быта / Л. Я. Гуревич. -М.; Л.: Искусство, 1939. - Т. 1. - 304 с.

35. Гурляндт, И. Я. Иван Гебдон, коммиссариус и резидент: (материалы по истории администрации Московского государства второй половины XVII в.) / И. Я. Гурляндт. - Ярославль : Тип. Губ. правл., 1903. - 91 с.

36. Добровольская, Г. Н. Балет / Г. Н. Добровольская // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Кн. 1. А-И. /отв. ред. А. Л. Порфирьева. - СПб.: Композитор, 2000. - С. 79 -116.

37. Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. -Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1975. - 125 с.

38. Дризен, Н. В. Материалы к истории русского театра / Н. В. Дризен. -2-е изд. - М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913. - 312 с.

39. Дризен, Н. В. Стопятидесятилетие императорских театров : (по новым арх. сведениям) / Н. В. Дризен. - СПб.: Дир. Имп. театров, 1906. - 52 с.

40. Дунаева, Н. Л. Из истории русского балета: избранные сюжеты / Н. Л. Дунаева. - СПб.: АРБ, 2010. - 398 с.

41. Жихарев, С. П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: в 2 т. / С. П. Жихарев. - Л.: Искусство, 1989. - Т. 1. - 311 с.; Т. 2. - 535 с.

42. Жихарев, С. П. Записки современника. Дневник студента. Дневник чиновника / С. П. Жихарев; ред., коммент. и вступ. ст. С. Я. Штрайха. - М.; Л. : Academia, 1934. - 400 с.

43. Забелин, И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях: в 2-х ч. / И. Е. Забелин. - М.: Тип. Грачева и К°, 1869. - 670 с.

44. Забелин, И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.: в 2 ч. / И. Е. Забелин. - М. : Тип. Грачева и К°, 1872. - Ч. 1 : Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. - 372 с.

45. Зарин, А. Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет / А. Е. Зарин. -Л.: Изд-во МФИН, 1991. - 132 с.

46. Зотов, Р. М. Театральные воспоминания: автобиографические записки

Р. Зотова / Р. М. Зотов. - СПб.: Тип. Я. Ионсона, 1859. - 130 с.

140

47. Ивановский, Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. / Н. П. Ивановский. - Л.; М.: Искусство, 1948. - 216 с.

48. Игнатов, С. С. Начало русского театра и театра петровской эпохи / С. С. Игнатов. - Пг.; М.: Театр. отд. нар. ком. по просвещению, 1920. - 40 с.

49. Илларионов, Б. А. Три века петербургского балета = Three centuries of St. Petersburg ballet / Б. А. Илларионов. - СПб.: Петрополь, 2008. - 177 с.

50. Ильичева, М. А. Из флигеля у Зимней канавки - к зданию на улице зодчего Росси / М. А. Ильичева // Советский балет. - 1988. - №3. - С. 38 - 42.

51. Исаков, В. М. Проблемы развития образовательного права в российских вузах на базе опыта подготовки специалистов искусства балета / В. М. Исаков, Л. П. Надиров // Право и образование. - 2002. - № 6. - С. 163 -164.

52. История русского драматического театра: в 7 т. / гл. ред. Е. Г. Холодов. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1 : От истоков до конца XVIII века. - 485 с.

53. История русской музыки : в 10 т. / редкол.: Ю. В. Келдыш и др.. - М. : Музыка, 1983-2011. - Т. 3 : XVIII век. Часть вторая. - 1985. - 423 с.

54. Каратыгин, П. А. Записки / П. А. Каратыгин. - Л.: Искусство, 1970. -327 с. - (Театральные мемуары).

55. Карп, П. М. О балете / П. М. Карп. - М.: Искусство, 1967. - 227 с.

56. Катышева, Д. Н. Имена и судьбы в искусстве: (вторая половина XX века) / Д. Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 210 с. - (Новое в гуманитарных науках ; вып. 67).

57. Катышева, Д. Н. Магия таланта: (очерки о великих артистах театра, кино, балета, телевидения XX века) / Д. Н. Катышева. - СПб.: Нестор, 2005. -216 с.

58. Катышева, Д. Н. Рудольф Нуреев - балетмейстер / Д. Н. Катышева. -СПб.: СПбГУП, 2011. - 168 с.: ил. - (Новое в гуманитарных науках ; вып. 52).

59. Классики хореографии: сборник / отв. ред. Б. И. Чесноков. - СПб.: Искусство, 2000. - 378 с.

60. Коннов, А. П. Театр оперы и балета имени С.М. Кирова / А. П. Коннов, И. В. Ступников - Л.: Музыка, 1976. - 159 с.

61. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр: от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 344 с.

62. Красовская, В. М. История русского балета / В. М. Красаовская. - Л.: Искусство, 1978. - 231 с.

63. Красовская, В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. М. Красовская. - Л.; М.: Искусство, 1958. - 309 с.

64. Кудрявцев, И. М. Артаксерксово действо: первая пьеса русского театра

XVII в. / И. М. Кудрявцев. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 345 с.

65. Левинсон, А. Я. Мастера балета: очерки истории и теории танца / А. Я. Левинсон. - СПб.: Изд-во Н.В. Соловьева, 1914. - 132 с.

66. Левинсон, А. Я. Старый и новый балет: мастера балета / А. Я. Левинсон. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. - 554 с.

67. Ливанова, Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: исследования и материалы: в 2 т. / Т. Н. Ливанова. - М.: Музгиз. - Т. 1. - 1952. - 536 с.; Т. 2. - 1953. - 476 с.

68. Материалы и документы по истории музыки / пер. с итал., фр., нем. и англ.; под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. - М. : Музгиз, 1934. - Т. 2 :

XVIII век. (Италия, Франция, Германия, Англия). - 602 с.

69. Мокульский, С. С. О театре / С. С. Мокульский. - М. : Искусство, 1963. - 544 с.

70. Мордисон, Г. З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI-XVIII вв.): в 2 ч / Г. З. Мордисон. - СПб.: СПАТИ, 1994. - Ч. 1. - 223 с.; Ч. 2. - 483 с.

71. Мордисон, Г. З. История театрального дела в СССР. Государственный театр XVIII в. (1730-1783) / Г. З. Мордисон. - Л.: ЛГИТМИК, 1987. - 41 с.

72. Морков, В. И. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала

до 1862 года / В. И. Морков. - СПб.: Изд-во Бернард, 1862. - 162 с.

142

73. Морозов, П. О. История русского театра до половины XVIII столетия / П. О. Морозов. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1889. - 398 с.

74. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь: Т. I -XVIII век. :

Кн. 1-9. - СПб.: Композитор, 2000 - 2006.

75. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце и балетах /Ж.-Ж. Новерр; пер. под ред. А. А. Гвоздева; вступ. статья и примеч. И. И. Соллертинского. - Л. : Академия, 1927. - 316 с.

76. О театре: сборник статей: вып. 1 / под общ. ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского. - Л.; М.: Искусство, 1940. - 215 с.

77. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

78. Пекарский, П. П. Наука и литература в России при Петре Великом : исследование П. Пекарского: в 2 т / П. П. Пекарский. - СПб.: Т-во «Общественная польза», 1861. - Т. I : Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. - 596 с.; Т. II : Описание славяно-русских книг и типографий 1698-1725 годов. - 728 с.

79. Перетц, В. Н. Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе Анны Иоанновны 1733-1735 годы / В. Н. Перетц. - СПб : Тип. Имп. АН, 1917. - 489 с.

80. Петров, О. А. Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века / О. А. Петров. - М.: Искусство, 1982. - 319 с. - (Русская мысль о балете).

81. Петров, П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по Учреждениям о губерниях, 1703-1782 / П. Н. Петров. - СПб.: Тип. А. Глазунова, 1885. - 848 с.

82. Петровская, И. Ф. Театральный Петербург: начало XVIII в. - октябрь 1917 г. : обозрение-путеводитель / И. Ф. Петровская, В. В. Сомина. - СПб.: РИИИ, 1994. - 448 с.

83. Плещеев, А. А. Наш балет : 1673-1899 : балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 г. / А. А. Плещеев. - 2-е изд., доп. -СПб. : Изд-во Ф.А. Переяславцева и А.А. Плещеева, 1899. - 467 с.

84. Плещеев, А. А. М. И. Петипа (1847-1907): к 60-летию его службы на сцене императорских театров / А. А. Плещеев. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1907. - 10 с.

85. Погожев, В. П. Проект законоположений об императорских театрах: сост. по поручению министра Имп. двора: в 3 т. / В. П. Погожев. - СПб.: Тип. глав. упр. уделов, 1900. - Т.1. - 475 с.; Т. 2. - 456 с.; Т. 3. - 549 с.

86. Пчельников, П. М. Справочная книжка по театральному делу / П. М. Пчельников. - М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1900. - 307 с.

87. Рейтенфельс, Я. Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии / Я. Рейтенфельс. - М.: Тип. об-ва распростр. полез. кн., 1906. - 228 с.

88. Русский балет: энциклопедия / редкол. : Е.П. Белова и др. - М. : БРЭ ; Согласие, 1997. - 632 с.

89. Рыцарева, М. Г. Из архивов 18-го века / М. Г. Рыцарева // Советский балет. - 1989. - №5. - С. 57 - 59.

90. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом: в 2 т. / под ред. Г. В. Есипова. - М.: Изд-во Катков и К, 1872. - Т. 1. - 419 с.; Т. 2. - 408 с.

91. Скальковский, К. А. В театральном мире: наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. А. Скальковский. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1899. - 395 с.

92. Скальковский, К. А. Танцы, балет, их история и место в ряду изящных искусств / К. А. Скальковский. - 2-е изд. - СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1886. -280 с.

93. Слонимский, Ю. И. В честь танца : сб. статей / Ю. И. Слонимский. - М. : Искусство,1968. - 371 с.

94. Слонимский, Ю. И. Дидло: вехи творческой биографии / Ю. И. Слонимский. - М.; Л.: Искусство, 1958. - 262 с.

95. Слонимский, Ю. И. Мастера балета XIX столетия : К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов, М. Петипа / Ю. И. Слонимский. - М.; Л.: Искусство, 1937. - 285 с.

96. Смирнова, Н. Р. Русская школа классического танца: период становления / Н. Р. Смирнова: автореф. дис. ... канд. иск. - М., 1992. - 24 с.

97. Собрание некоторых театральных сочинений, с успехом представленных на Московском публичном театре: в 3 ч. - М. : Тип. при театре у Хр. Клаудия, 1790. - Ч. 1. - 75 с.; Ч. 2. - 179 с.; Ч. 3. -158 с.

98. Собственноручные записочки императрицы Екатерины II к С.-Петербургскому обер-полицмейстеру Н.И. Рылееву // Исторический вестник. -1881. - №2. - С. 465.

99. Старикова, Л. М. Записка о возникновении и развитии театрального искусства в Москве со времен Алексея Михайловича по XIX век / Л. М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. - М.: Наука.

- 1995. - С. 51 - 64.

100. Старикова, Л. М. Из биографии первой русской балетной труппы / Л. М. Старикова // Советский балет. - 1988. - №5. - С. 44 - 47.

101. Старикова, Л. М. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII века и русский любительский театр этого времени / Л. М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. - М.: Наука. - 1988. - С. 67 - 95.

102. Старикова, Л. М. Первая русская балетная труппа / Л. М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. - М.: Наука. - 1985. - С. 102 - 107.

103. Старикова, Л. М. Первая труппа русского профессионального театра / Л. М. Старикова // Вопросы театра. - 1987. - №11. - С. 273 - 283.

104. Старикова, Л. М. Русский театр петровского времени, Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны / Л. М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. - М.: Наука.

- 1992. - С. 137 - 156.

105. Старикова, Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы / Л. М. Старикова. - М.: Искусство, 1988. - 333 с.

106. Старинный театр в России XVII-XVIII вв.: сборник статей / под ред. В. Н. Перетца. - Пг.: Academia, 1923. - 180 с.

107. Сумароков, П. И. О российском театре от начала онаго до конца царствования Екатерины II / П. И. Сумароков // Отечественные записки. -1823. - №35. - С. 13.

108. Суриц, Е. Я. Все о балете: словарь-справочник / Е. Я. Суриц. - М.; Л.: Музыка, 1966. - 455 с.

109. Танеев, С. В. Из прошлого императорских театров: вып. 1 : 1725-1825 / С. В. Танеев. - СПб.: Тип. В.В. Комарова, 1885. - 59 с.

110. Тарасов, Н. И. Классический танец / Н. И. Тарасов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1981. - 479 с.

111. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны: документальная хроника. 1730 - 1740: вып. I. / сост. Л. М. Старикова. - М.: Радикс, 1995. -750 с.

112. Театральная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. С. С. Мокульский. - М.: Сов. энцикл., 1961 - 1967. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).

113. Театральный Петербург: интеркультурная модель : иностр. труппы и гастролеры в Петербурге XVII-XX вв. / Л. Гительман, Т. Кузовлева, Н. Пахомова. - СПб. : СПбГАТИ, 2002. - 334 с.

114. Тонкова, В. М. К истории петербургских театров: печатание цеттелей в типографии Академии наук с 1727 по 1771 г. // XVIII век: сб. ст. и материалов: Т. 4. - М.; Л.: Наука, 1959. - С. 385 - 394.

115. Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / отв. ред. П.Е. Бухаркин. - СПб. : Изд-во филол. фак. СПбГУ, 2003. - Т. 1 : Осьмнадцатое столетие. - 668 с.

116. Фомкин, А. В. Вопросы реформирования системы хореографического образования / А. В. Фомкин // Вестник Красноярского хореографического училища. - 2003. - №1. - С. 25.

117. Фомкин, А. В. К вопросу о структуре образовательной программы «Педагогика хореографии» в ГОС ВПО третьего поколения /А. В. Фомкин // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. -Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2007. - №11. - С.71 - 79.

118. Фомкин, А. В. Танцевальные штудии во славу восстановления золотого времени /А. В. Фомкин // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. - СПб.: Изд-во АРБ им. А.Я. Вагановой. - 1997. - №5. - С. 62 - 66.

119. Хазиева, Д. З. Музыкальная драматургия балетов К.В. Глюка в контексте балетной реформы XVIII века / Д. З. Хазиева. : автореф. дис. ... канд. иск. - СПб., 2012. - 22 с.

120. Холодов, Е. Первые зрители русского театра / Е. Холодов // Театр. -1978. - №8. - С. 97 - 98.

121. Худеков, С. Н. История танцев : в 4 ч. / С. Н. Худеков. - СПб. : Тип. "Петерб. газ.", 1913-1918. - Ч. 1. - 1913. - 308 с.; Ч. 2. - 1914. - 370 с.; Ч. 3. -1915. - 400 с.; Ч. 4. - 1918. - 309 с.

122. Шаховской, А. А. Летопись русского театра / А. А. Шаховской // Репертуар русского театра. - 1804. - №1. - С. 11.

123. Шляпкин, И. А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени / И. А. Шляпкин. - СПб.: О-во любителей древней письменности, 1898. - 84 с. -(Памятники древней письменности и искусства).

124. Штелин, Я. Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 т. / Я. Я. Штелин. - М. : Искусство, 1990. - Т. 1. - 446 с.; Т. 2. -246 с.

125. Штелин, Я. Я. Известия о музыке в России / Я. Я. Штелин // Музыкальное наследство: сборник материалов по истории музыкальной культуры в России / под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. - М. : Огиз -Музгиз, 1935. - Вып. 1. - С. 94 - 198.

126. Штелин, Я. Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Я. Штелин. - Л.: Тритон, 1935. - 190 с.

127. Штелин, Я. Я. Сокращенные известия о русских танцах и театральных в России балетах / Я. Я. Штелин // Санкт-Петербургский вестник. - 1779. -№10. - С. 243 - 258.

128. Шухмин, Х. А. Бальные и балетные танцы: практический самоучитель: танцы всех наций и веков / Х. А. Шухмин. - М. : Изд-во А.С. Балашова, 1913. - 207 с.

129. Яковлев, М. А. Балетмейстер Мариус Петипа: очерк по истории русского балета / М. А. Яковлев. - Л.: Изд-во П.П. Сойкина, 1924. - 47 с.

130. International dictionary of ballet / Martha Bremser. - Detroit: St. James press, 1993. - Vol. 1 : A-K. - 797 p.; Vol. 2 : L-Z. - 799 - 1600 p.

131. Roslavleva N. Era of the Russian Ballet, 1770-1965. - London, 1966. - 320 p.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Архив дирекции императорских театров (АДИТ)

132. Документ, адресованный тайному советнику от Федора фон-Бауэра относительно строительства Большого театра // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №122. С. 108 - 109.

133. Документ, удовлетворяющий прошение Елагина об отставке // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №112. С. 103.

134. Именной список кому из театральных служителей по их контрактам должно сверх стата получать жалованье, по скольку в год и до которого времени // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №98. С. 91.

135. Контракт с артистом Т. Бубликовым // АДИТ. Вып. 1. Отд. III. С. 75.

136. Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям, також и сколько в год, и на что именно для спектаклей полагается суммы) // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №95. С. 86 - 90.

137. Указ Ее Императорского Величества казначейству // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №121. С. 108.

138. Указ Екатерины II о новом органе управления театральным делом «Комитета для управления зрелищами и музыкой» // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №130. С. 112-115.

139. Указ Екатерины II о Российском театре // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. С. 116.

140. Указ Екатерины II Придворной конторе относительно Елагина «Стата». // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №94. С. 85 - 86.

141. Указ о назначении на службу Дж. Локателли // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №62. С. 59.

142. Указ об увольнении Елагина от службы // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №112. С. 103.

143. Указ Придворной конторе // АДИТ. Вып. 1. Отд. II. №67. С. 60.

Российский государственный исторический архив (РГИА)

144. Дела дирекции императорских театров по расходным документам, внесенные по спектакльным книгам со счетами разных лиц об уплате им денег // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 13.

145. Документ о назначении жалованья Ивану Вальберху // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 46. Л. 122.

146. Документ о назначении пенсии танцовщице В. Михайловой // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1. Л. 58.

147. Документ о поставке купца Федота Сыренкова материалов для новых декораций к балету // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 13.

148. Документ о постройке каменного оперного дома вместо сгоревшего // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 2.

149. Документ о прибавке жалованья фигуранту П. Петрову // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1. Л. 73.

150. Документ о прибавлении жалованья танцовщице У. Пьерамонти // РГИА. Ф. 497. Оп. 44. Ед. хр. 44. Л. 58.

151. Документ о принятии на службу танцовщиков из сиротских воспитанников // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 44. Л. 24.

152. Документ о рассмотрении жалованья фигурантки М. Молодецкой // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1. Л. 59.

153. Документ об увеличении жалованья балетным артистам // РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Ед. хр. 37. Л. 226, 278.

154. Документ об увеличении жалованья танцору Василию Балашову // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 46. Л. 6.

155. Документ об увольнении от службы танцовщицы А. Каселли // РГИА. Ф. 497. Оп. 44. Ед. хр. 44. Л. 54.

156. Документ об увольнении от службы фигуранта Иозифа Камеля // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 46. Л. 5.

157. Документ по объявлению от комитета через ведомости для взятия каменного театра для маскерадов на откуп // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 44. Л. 104.

158. Книга распоряжений дирекции императорских театров // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 2.

159. Книга распоряжений дирекции императорских театров // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 3.

160. Подлинные паспорта артистов и служащих // РГИА. Ф. 497. Оп. 97. Ед. хр. 47.

161. Проект усовершенствования французского театра в Петербурге, сост. неустановленным лицом // РГИА. Ф. 1088, Оп. 1. Ед. хр. 380. Л. 1.

162. Протокол заседания Комитета для управления зрелищами и музыкой от 20 июля 1783 года // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1. Л. 1.

163. Протокол заседания Комитета для управления зрелищами и музыкой от 30 октября 1783 года // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1. Л. 64.

164. Протокол заседания Комитета для управления зрелищами и музыкой от 1 сентября 1784 года // РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 44. Л. 100.

165. Стуколкин Л. П. Исторический очерк петербургского балета // РГИА. Ф. 678. Оп. 1. Ед. хр. 992. Л. 4.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

166. Документ «О строении декораций и платья» // РГАДА. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 324. Л. 136.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.