Персональная идентичность в контексте отношения "Я - Другой" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Блинова, Олеся Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат философских наук Блинова, Олеся Александровна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы персональной идентичности
§ 1. Историко-философский анализ проблемы персональной идентичности
§ 2. Диалектика социального и индивидуального в процессе обретения персональной идентичности
Глава 2. Механизмы обретения персональной идентичности
§ 1. Отношение «Я - Другой» как условие обретения персональной идентичности
§ 2. Прагматический аспект обретения персональной идентичности в контексте отношения «Я - Другой»
§ 3. Нарративный аспект обретения персональной идентичности в контексте отношения «Я - Другой» Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
"Женская идентичность" в контексте развития концепций "Другого" в европейской культуре XX-XXI века2011 год, кандидат философских наук Браерская, Анастасия Юрьевна
Персональная идентичность: структура, функции, становление2004 год, кандидат философских наук Шаткин, Максим Александрович
Повседневность: пространство социальной идентичности2011 год, доктор философских наук Боголюбова, Светлана Николаевна
Единство и множественность Я как проблема эпистемологии2007 год, кандидат философских наук Труфанова, Елена Олеговна
Культурно-антропологические механизмы идентификации в практиках удовольствия2011 год, доктор философских наук Рассадина, Софья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персональная идентичность в контексте отношения "Я - Другой"»
Актуальность исследования. Можно выделить несколько оснований, актуализирующих проблему персональной идентичности. Во-первых, набирающий обороты процесс глобализации, характеризующийся взаимной интеграцией политических, экономических и социальных событий различных стран. Мир становится как никогда прозрачным, стираются социальные, географические и культурные границы. Когда, казалось бы, все для всего открыто и со всем взаимосвязано, создается впечатление, что укрыться от "всевидящего ока Социума" невозможно, что личность утрачивает уникальные характеристики, становясь феноменом массовым, где позиционирование и утверждение своей единичности не имеет смысла, поскольку "субъект умер". В такой ситуации человек теряет основания своего бытия, которые могли бы послужить опорой для становления и развития его личности и устройства его жизни. А жить без опоры достаточно сложно, поскольку «Я» оказывается в подвешенном состоянии, и более не ясно, где «мое», а где «чужое», человек теряет уверенность в том, что его жизнь - это его жизнь, а не чья-нибудь еще. В глобальном взаимопроникновении человеческой личности необходимо либо раствориться во всеобщем потоке, либо найти себя, найти тот фундамент, который не даст исчезнуть отдельному человеческому существу в мировом водовороте, а, напротив, на фоне происходящих перемен позволит наиболее четко определить свои границы.
Во-вторых, явление мирового терроризма, которое лишает личность характеристики общечеловеческой ценности, и от которого не застрахован ни один живущий на Земле человек. Терроризм нивелирует характеристику личности, обнажает реальность существующей проблемы личности. Идеи гуманизма и этики не имеют в данном случае никакого смысла. Приверженность далеко не гуманным и достаточно жестоким идеалам акцентирует внимание на том, что человек слаб, и с ним можно делать все, что угодно, не принимая во внимание высшие ценности. Угроза терроризма, возникшая перед человечеством, ведет к усилению мер безопасности. Предложения о поголовной дактилоскопии, о снимках сетчатки глаза, о создании биометрических паспортов, с одной стороны, вызывают понимание и принятие данных мер, с другой - делают человека абсолютно беззащитным и открытым. В силу этого возникает обратный эффект, когда люди всеми правдами и неправдами стремятся укрепить границы собственной личной территории, пытаясь защитить свою индивидуальность. Таким образом, люди все больше отгораживаются друг от друга, что приводит к утрате общественного единства, и проблема персональной идентичности и отношения «Я - Другой» встает с новой силой.
В качестве третьего момента актуальности темы исследования можно обозначить начавшийся с 50-х годов XX века переход от эпохи модерна к эпохе постмодерна. Одной из черт постмодерна является понимание нелинейности социального процесса. Если эпоха модерна предстает в качестве детерминированной ситуации, результат развития которой несложно предсказать, то для постмодерна характерна ситуация нестабильности, где возникает проблема предсказания. Именно здесь и возникает проблема персональной идентичности, так как все события необходимо рассматривать с точки зрения контекстуальности. И поскольку мир постмодерна есть мир творчества и созидания, то в центре этого мира оказывается человек. С одной стороны, человек имеет уникальную возможность приобщиться к конструированию окружающей его социальной реальности, с другой - он несет за это конструирование ответственность. Трудность здесь заключается в том, что человек лишен твердых, устойчивых ориентиров; то, что раньше казалось незыблемым, трансформируется, меняет свое положение во времени и пространстве. Иными словами, «не только положение индивидов в обществе, но и сами места, к которым они могут получить доступ и которые стремятся занять, быстро трансформируются и едва ли могут надежно служить в качестве цели чьей-то жизни» [7; с. 183]. В результате человек вынужден сам формировать те ориентиры, в соответствии с которыми он будет конструировать свою жизнь. Поиск собственной идентичности есть поиск стабильности в нестабильном мире, так как существовать без ценностного фундамента человеку крайне сложно. И если жизненный процесс подобен кораблю, попавшему в шторм и не различающему ни времени суток, ни сторон света, то это не значит, что человеку необходимо принимать ритм шторма и качки, так как в таком случае он никогда из него не выберется.
Четвертый аспект, актуализирующий тему диссертации, связан с изменениями, происходящих в российском обществе: сначала - перестройка, затем, переход от политики социализма к политике либерализма, от командной экономики к рыночной, актуализируют вопросы, касающиеся оснований бытия человека в социуме. Конструирование общества согласно новым ценностным ориентирам выявляет, в первую очередь, необходимость осмысления положения личности в новом социуме, отношения к личности, а также конструирования межличностной коммуникации.
Поэтому выявленные аспекты актуальности феномена персональной идентичности позволили сформулировать проблему, которая заключается в поиске и обретении личностью персональной идентичности в условиях современного социального бытия. На основании рассмотренных моментов актуальности проблемы определена формулировка темы: "Персональная идентичность в контексте отношения «Я — Другой»". Степень разработанности темы и проблемы.
Вопрос о персональной идентичности, ее возможности, необходимости и путях формирования выделился в отдельную проблему лишь в XX веке. В ходе развития философии можно опеределить мыслителей, которых интересовали вопросы самоидентификации человека, природы человеческого «я», его особенности и характеристики. Во-первых, нужно отметить
Августина, который в «Исповеди» впервые предпринял попытку раскрыть природу человеческого «я» и поставил перед человеком один из основных вопросов его бытия: «Кто Я?».
Впервые природу понятия «идентичность» исследовали Декарт, Локк, Юм. Данные мыслители вывели понятие идентичности в разряд самостоятельных и попытались дать его определение. В их концепциях персональная идентичность предстает как качество личности, определяющее ее уникальность, автономность и неизменность на основе единичности и неизменности индивидуального сознания.
Непосредственно вопрос персональной идентичности рассматривается в работах X. Арендт, П. Рикера, П. Строссона, Э. Эриксона. Характеристика Я, его природы в его отношении к Другому исследует в своих работах М. Бубер.
Из современных авторов, разрабатывающих тему персональной идентичности необходимо отметить работы Е. Г. Трубиной, в которых исследуются истоки проблемы персональной идентичности и состояние данного вопроса в современной философской литературе. В. Хесле, который рассматривает вопрос о соотношении идентичности общества и личности, а также ситуации и пути преодоления кризиса идентичности, когда возникает опасность ее утратить. З.Баумана, стремящегося разрешить вопрос о необходимости идентичности в современном мире, в ситуации развивающегося процесса глобализации. При исследовании механизмов обретения персональной идентичности автор диссертации опирался на работы Ж. Деррида, С. Кьеркегора, С. Л.Франка, в которых рассматривается человеческий взгляд как один из механизмов обретения персональной идентичности. Где взгляд выступает как категорический императив, благодаря которому Я бесконечно удалено и бесконечно близко Другому. Благодаря Другому, врывающемуся в Я, Я открывается для самого себя. На о работы Дж. Остина, Э. Бенвениста, И. Брокмейера, В. А. Лекторского, Д.
Дэвидсона, где раскрываются структура и функции языка. Язык позволяет Я артикулировать свою сущность, для этого он выступает либо в качестве диалога с Другим, который позволяет выделить собственное Я, либо в качестве персонального нарратива, где Я пытается выявить и артикулировать свою сущность посредством изложения жизненной истории. Следует отметить также статьи В. С. Мартьянова, В. М. Русакова, К. С. Романовой, а также диссертационные исследования Н. М. Ершовой, JI. В. Середы.
Что касается проблемы отношения «Я - Другой», здесь можно отметить следующее. В отличие от проблемы персональной идентичности, которая приобрела свою значимость лишь в XX в., проблема интерсубъективности имеет достаточно долгую историю. Философами, на работы которых в исследовании проблемы друговости и ее отношения к проблеме персональной идентичности опирался диссертант, стали: Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль, Ж - П. Сартр, Н. А. Бердяев, Э. Левинас, Ж. Бодрийяр, Т. X. Керимов, Е. В. Кантемиров. Однако ни в одном из перечисленных произведений проблема друговости не рассматривается в совокупности и через призму вопроса персональной идентичности. Кроме того, следует отметить, что как в отечественной, так и в западной философии практически отсутствует литература, где бы проблема персональной идентичности рассматривалась в двух аспектах: непосредственном обретении персональной идентичности и выявлении роли отношения «Я - Другой» в этом процессе в их целостности и взаимодействии.
Для анализа ситуации современного социального бытия как контекста обретения персональной идентичности, а именно бытия постмодерна, диссертант использовал работы Ж.- Ф. Лиотара, И. Пригожина, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса.
Комплексный анализ литературы позволил выявить объект, предмет диссертационного исследования, сформулировать цель, а также поставить необходимые для достижения поставленной цели задачи.
Объект исследования - феномен персональной идентичности.
Предмет исследования - пути и условия обретения персональной идентичности.
Цель и задачи исследования.
Цель настоящего исследования - выявить и раскрыть механизмы обретения персональной идентичности в контексте отношения «Я — Другой». Для этого необходимо решить следующие задачи:
S Дать историко-философский анализ проблемы персональной идентичности;
S Выявить диалектику социального и индивидуального в процессе обретения персональной идентичности; S Выявить и обосновать роль отношения «Я - Другой» в обретении персональной идентичности; S Раскрыть прагматический механизм обретения персональной идентичности в контексте отношения «Я - Другой»; S Определить значение персонального нарратива для обретения персональной идентичности в контектсте отношения «Я - Другой». Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и российских философов, социологов, психологов, культурологов: Августина, X. Арендт, 3. Баумана, Н. А. Бердяева, Ж. Бодрийяра, М. Бубера, Р. Декарта, И. Канта, Т. X. Керимова, Ж. Лакана, Э. Левинаса, Ж - Ф. Лиотара, X. Ортеги-и-Гассета, Дж. Остина, И. Пригожина, П. Рикера, П. Строссона, Е. Г. Трубиной, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона. Основополагающие идеи перечисленных авторов были отмечены выше.
Методологической основой диссертационного исследования стал сравнительно-исторический подход, применявшийся в историко-философском исследовании проблемы персональной идентичности, и, рассматриваемый в двух аспектах: сравнительно-историческом и аналитическом. Диалектический метод с его принципами развития и противоположности использовался при рассмотрении диалектики социального и индивидуального в процессе обретения персональной идентичности. В исследовании механизмов обретения персональной идентичности использован метод философской герменевтики, позволивший проанализировать действие и персональный нарратив в их соотнесенности с Я, как толкующим и понимающим свое бытие. Применялись деятельностный и аксиологический подходы для исследования отношения Я — Другой.
Совокупность всех методов и подходов позволила раскрыть тему диссертационной работы и решить поставленные задачи. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Выявлена фундаментальная установка бытия человека, направленная на обретение персональной идентичности как поиска собственной уникальности, позволяющей сформировать отношение к своему Я, а также выстроить отношения с окружающим миром. При этом персональная идентичность является дополнением социальной идентичности;
2. Обоснована необходимость различения двух модусов персональной идентичности: idem-идентичность, где основной характеристикой Я является «тожесть», то есть понимание себя как неизменного во времени и пространстве, и ipse-идентичность, где основной характеристикой Я является «самость», где Я выступает как личность, обладающая набором уникальных характеристик;
3. Доказано, что необходимым условием обретения персональной идентичности является конструирование ненасильственного отношения «Я - Другой», то есть коммуникации, основанной на понимании и взаимопонимании Я и Другого, где Другой выступает как тайна, как существо свободное и независимое от Я, но при этом помогающее Я понять себя;
4. Раскрыты механизмы обретения персональной идентичности: прагматический механизм, где идентичность утверждается на основе способности личности к действию, в котором человек раскрывает свое «кто» и обращается к Другому, и нарративный, где обретение идентичности происходит благодаря изложению жизненной истории, которая перемещает человека в пространство межличностной коммуникации, где присутствует Другой.
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Утверждение о необходимости различать два модуса персональной идентичности: idem-идентичность, где уникальность индивида утверждается посредством неизменности его телесной организации и обретается путем сопоставления с телесными характеристиками иных индивидов, и ipse-идентичность, где раскрытие сущностных характеристик личности, происходит в результате самостоятельной деятельности личности по самопознанию и самосовершенствованию;
2. Механизмами процесса обретения персональной идентичности являются: действие как невербальное проявление речи, позволяющее реализовывать активность и уникальность Я, и определить «кто действия» и речь в форме персонального нарратива, как установление авторства, раскрытие себя через повествование собственной жизненной истории;
3. Утверждается, что гармоничные, ненасильственные отношения «Я -Другой», представляющие собой коммуникацию, нацеленную на понимание и взаимопонимание, являются необходимым условием обретения персональной идентичности, так как, раскрываясь для взаимодействия с Другим, для Я открывается необходимость обретения персональной идентичности.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие теории персональной идентичности:
1. Сформулировано определение понятия «персональная идентичность» -это такое качество личности, при котором она воспринимает себя как целостного на физическом и ментальном уровнях, автономного, самодостаточного, уникального, активно действующего и ответственного субъекта, открытого для взаимодействия с Другим;
2. Доказана необходимость рассмотрения понятия "персональной идентичности" в двух модусах: как idem-идентичность, то есть «тожество», как неизменность его телесной организации, и как ipse -идентичность, то. есть «самость», что предполагает поиск уникальности, обретение таких качеств личности, которые позволят ей быть абсолютно отличной от кого бы то ни было;
3. В научный оборот введены авторские переводы фрагментов работы Р. F. Strawsson "Individuals" и работы P. Ricoeur "Oneself as Another". Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе, а именно в разработке на базе исследования спецкурсов по философской антропологии, социальной философии и этике.
Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены и апробированы в десяти публикациях, основные выводы работы содержатся в статьях: «Персональная идентичность как проблема становления личности» и «Обретение персональной идентичности: диалектика индивидуального и социального», а также выносились автором на обсуждение в ряде всероссийских и региональных конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в информационном обществе» (Екатеринбург, 2003); 4-ая Всероссийская научно-практическая конференция
Философия и наука» (Екатеринбург, 2005); Всероссийская научная конференция «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2006); Межвузовская научная конференция «Молодежь в науке и культуре XXI в.» (Челябинск, 2004); 3-я Межвузовская научно-практическая конференция «Философия и наука» (Екатеринбург, 2004); Межвузовская научная конференция молодых ученых «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2005); 5-ая Межвузовская научно-практическая конференция «Философия и наука» (Екатеринбург, 2006); 8-ая Региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Философия и наука» (Екатеринбург, 2009). Диссертация обсуждалась на кафедре философии Уральского государственного педагогического университета и была рекомендована к защите.
Структура и объем работы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем работы составляет 150 страниц, библиография включает 166 источников, в том числе 14 источников на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Самость, ее типология и место в самоопределении человека2010 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Ивановна
Идентичность как философская проблема: социокультурные основания2010 год, кандидат философских наук Зверева, Ирина Александровна
Концептуальный комплекс "идентичность-тождество-единство" и его методологическая роль в социально-философском исследовании2000 год, кандидат философских наук Марченко, Влада Викторовна
Философские проблемы современного социально-антропологического познания2005 год, доктор философских наук Ашкеров, Андрей Юрьевич
Русская проза в конце XX в.: Становление авторской идентичности2001 год, доктор филологических наук Абашева, Марина Петровна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Блинова, Олеся Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного теоретического исследования было выявлено и доказано, что проблема персональной идентичности есть проблема формирования такого бытия человека в обществе, когда он (человек) воспринимает себя как автономную, независимую и уникальную личность, обладающую способностью совершать самостоятельные действия, проявляя, таким образом, свою свободную волю, и чувство ответственности за все, что он делает. Такое состояние бытия человека, когда у него формируется совокупность представлений о себе, позволяющая ему чувствовать свою уникальность и аутентичность. Таким образом, проблема персональной идентичности возникает в тот момент, когда у человека возникает желание и необходимость стать самим собой и не быть тем, что, как он полагает, думают о нем другие. В результате исследования было выявлено и обосновано следующее: во-первых, рассмотрение феномена персональной идентичности должно производиться в целокупности двух ее модусов: idem-идентичности и ipse-идентичности. То есть в единстве физиологической и ментальной деятельности людей. Таким образом, было определено качество персональной идентичности, устанавливаемой личностью. А именно, персональная идентичность должна быть ipse-идентичностью, то есть такой идентичностью, при которой ее характеристика включает в себя физиологические и психические характеристики человека, а также антропологический контекст, то есть историческую, культурную и социальную ситуацию жизни.
Во-вторых, было выявлено, что проблема персональной идентичности возникает в противостоянии социального и индивидуального. С одной стороны, поиск и становление идентичности есть стремление и дело только самой личности. С другой - личность никогда не пребывает в онтологическом одиночестве, характеристика ее бытия - со-вместность. Бытие личности есть дискурс, в котором она вступает во взаимодействие с другими людьми. И каким бы сильным ни было желание личности обрести идентичность, какими бы внутренними характеристиками она для этого не обладала, для того, чтобы обретаемая идентичность была целостной, человеку необходим взгляд со стороны, взгляд Другого, который единственный только и может оспорить эту идентичность. Поэтому, как полагает диссертант, становление персональной идентичности представляет собой поиск компромисса между социальным и индивидуальным, где чаша весов не может склониться ни в одну из сторон. Таким образом, автор исследования заключает, что обретение идентичности есть стремление, присущее только конкретной личности и от нее только и зависящее, личности, характеризующейся социальным бытием и иным образом не мыслящейся.
В-третьих, было выявлено, что контекстом формирования персональной идентичности является конструирование социальной реальности как дискурса, то есть системы речи, наделенной социокультурным измерением, основными элементами которой являются Я и Другой, вступающие в коммуникацию, проявляющуюся в отношении взгляда и диалога. В результате автор приходит к выводу, что в ином контексте обретение персональной идентичности, не смотря на то, что это есть субъективное устремление личности, невозможно. Так как, с одной стороны, другие необходимы мне для утверждения моей идентичности, поскольку только они могут в ней усомниться и поставить ее под вопрос, что придаст мне стимул дальнейшего самосовершенствования. А с другой стороны, я могу качественно полноценно взаимодействовать с Другим только, если я есть идентичная, автономная личность. Таким образом, была сформулирована концепция социально-ненасильственного отношения «Я -Другой», где «Я» и «Другой» есть идентичные личности, признающие друг за другом право на свободу, автономность и уникальность. Данное отношение предполагает, что Я и Другой не просто признают это право, но своим поведением и поступками всячески способствуют его реализации.
В-четвертых, были выявлены и исследованы механизмы обретения персональной идентичности: практический аспект, где личность раскрывает в себе способность действовать, причем действие отлично от труда или работы. И нарративный аспект, который представляет нам личность рефлектирующую, стремящуюся выявить смыслы и значение совершенных ею действий и сказанных слов посредством изложения своей жизненной истории, которая, в свою очередь, есть раскрытие для себя и окружающих своих характерных и сущностных особенностей, причин и мотивов своих поступков, обрести свое Я, уникальное и неизменное.
Подводя итог, можно утверждать, что процесс обретения персональной идентичности позволяет найти человеку не только ценностные ориентиры своего бытия в динамично развивающейся ситуации современности. Подобное отношение к себе также позволяет найти опору в построении коммуникации с окружающими людьми. Позволяет усматривать в другом человеке не просто иное, отличное от меня человеческое существо, но такую же, как я неизменную и уникальную личность, претендующую на построение уважительных отношений, на построение гражданского общества, общества ненасилия, в котором человек способен за каждым иным человеком видеть самоценную личность.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Блинова, Олеся Александровна, 2009 год
1. Августин, Аврелий Исповедь / Аврелий Августин Режим доступа: http ://www.philosophy.ru/library/august/01/O.html
2. Арендт, X. Ситуация человек / X. Арендт // Вопросы философии. -1998.-№11.-С. 131 — 141.
3. Арендт, X. Vita activa или о деятельной жизни / X. Арендт. Спб. : Алетейя, 2000. - 437 с.
4. Аристотель Поэтика / Аристотель Политика. М. : ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 291-326.
5. Аристотель Никомахова этика / Аристотель Этика. М. : ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 39-280.
6. Батай, Ж. Жертвоприношение / Ж. Батай // Locus Solus : Антология литературного авангарда XX века / Пер. В. Лапицкого / Под ред. Б. Останина. Спб. : 2000. - С. 101 — 110.
7. Бауман, 3. Идентичность в глобализирующемся мире / 3. Бауман. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002. - С. 176-192.
8. Бахтин, М. М. К эстетике словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979. - 424 с.
9. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин. Режим доступа:http://www.philosophy.ru/librarv/bahtin/post.html
10. Беляева, Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности / Л. А. Беляева. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. университета, 1995.- 73 с.
11. Беляева, Л. А. Человек и его потребности /Л. А. Беляева. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. университета, 2003. 189 с.
12. Бенвенист, Э. Категории мысли и категории языка / Э. Бенвенист. Общая лингвистика / Пер. с франц. / Под ред., с вступит, статьей и комментариями Ю. С. Степанова. М. : Прогресс, 1974. - С. 104- 114.
13. Бергер, П. Конструирование социальной реальности / П. Бергер, Т. Лукман. -М. : Издат-во «Медиум», 1995. 323 с.
14. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов. Размышление V. Личность, общество и общение / Н. А. Бердяев. Париж, 1934. - Режим доступа:http://www.humanities.edu.ru/db/msg/40072
15. Бибихин, В. В. Слово и событие / В. В. Бибихин. М. : Эдиториал УРСС, 2001.- 280 с.
16. Бланшо, М. Последнее слово / М. Бланшо // Locus Solus: Антология литературного авангарда XX века / Пер. В. Лапицкого / Под. ред. Б. Останина. Спб. : 2000. - С. 111 — 127.
17. Блинов, А. Л. Интенциализм и принцип рациональности языкового общения / А. Л. Блинов. М. , 1995. - Режим доступа:http://yanko.lib.ru/books/philosoph/blinov=intipr.htm
18. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. М. : Добросвет, 2000.- 260 с.
19. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М. : Рудомино, 1995. -172 с.
20. Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. М. : Издательство Ad Margienem, 2000. - 318 с.
21. Борисов, Е. В. Диалог как судьба. Co-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера / Е.В. Борисов. М., 2003. - Режим доступа:www.humanities.edu.ru/db/msg/3 0814
22. Брокмейер, И. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / И. Брокмейер, Р. Харе // Вопросы философии. 2000 - №3. - С. 29 - 47.
23. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. Два образа веры / Пер. с нем. /Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М. : Республика, 1995. -464 с.
24. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / В. Вальденфельс // Социо—Логос: Социология. Антропология. Метафизика / Сост., общ. ред. и предисловие В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М., 1991. - Вып. 1. - С. 35 - 50.
25. Вальденфельс Б. Своя культура, чужая культура. Парадокс науки о чужом / В. Вальденфельс // Логос. 1995. - № 6. - С. 77 - 94.
26. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. Спб. : Издат-во «Наука», 2006. - 443 с.
27. Гете, И. В. Собрание сочинений : в 10 т. М. : Художественная литература, 1979. - Т.8 : Годы странствий Вильгельма Мейстера, или отрекающиеся - 1979. - 464 с.
28. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. М. : Канон-пресс, 2000. - 304 с.
29. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М. : Академический Проект, 2009. - 489 с.
30. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. М. : Наука, 2001.-320 с.
31. Гуссерль, Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике / Э. Гуссерль. Спб. : «Образование», 1909. - 224 с.
32. Декарт, Р. Рассуждение о методе с приложениями диоптрика. Метеоры. Геометрия / Р. Декарт. Л.: Изд-во АИ СССР, 1953. - 657 с.
33. Дериси, О. Н. Человеческая подлинность / О. Н. Дериси // Идентичность: Хрестоматия. М. : Издательство Московского психолого-социологического института; Ворнеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003г. С. 20 - 25.
34. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. Спб. : Алетейя, 1999. - 179 с.
35. Деррида, Ж. Насилие и метафизика. Очерк мысли Э. Левинаса / Ж. Деррида // Письмо и различие. М. : Академический Проект, 2000. - С. 124-248.
36. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Письмо и различие. М. : Академический Проект, 2000. -С. 445 - 466.
37. Джойс, Д. Улисс / Д. Джойс. М. : Издательство «Республика», 1993. -617 с.
38. Доменчонок, Э. В. Концепция Другого в философии Э. Дусселя / Э. В. Доменчонок // Философские науки. 1989. - № 7. - С. 37 - 46.
39. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений : в 4 т. М. : «Фирма «Полиграф-ресурсы», 1999. - Т. 2 : Братья Карамазовы - 1999. - 800с.
40. Дэвидсон, Д. Исследование истины и интерпретации / Д. Дэвидсон. -М. : Праксис, 2003. 448 с.
41. Емельянова, С. И. «Что такое идентичность?» / С. И. Емельянова // Дискурс Пи. Выпуск 5: Дискурс идентичности / Под ред. О. Ф. Русаковой: Екатеринбург , 2005. С. 162 - 164.
42. Емельянова, С. И. «Что такое идентичность, или история одного события» / С. И. Емельянова // СОФИЯ: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2005. - №8. - С. 147 - 152.
43. Закаворотная, М. В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты : автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 Социальная философия / М. В. Закаворотная. - Р/н/Д: б.и., 1999. - 25с.
44. Ибсэн, Г. Пер Гюнт / Г. Ибсен / Драмы. Стихотворения. М. : Издательство «Художественная литература», 1972. - С. 23 — 235.
45. Идентичность: Хрестоматия / автор и составитель Л. Б. Шнейдер. -М. : Издательство Московского психолого-социологического института ; Ворнеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 272 с.
46. Ильенков, Э. В. Личность и творчество / Э. В. Ильенков. М. : Языки русской культуры, 1999. - 262 с.
47. Камю, А. Собрание сочинений в 5 т. Харьков : «Фолио», 1998. - Т. 4 : Миф о Сизифе - 1998. - 620 с.
48. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. Р/н/Д. : «Феникс», 1999. - 672 с.
49. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М. : Издательство «Мысль», 1999. - 1472 с.
50. Кантемиров, Е. В. Проблема Другого в современном обществе : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11-социальная философия / Е. В. Кантемиров. Екатеринбург: б.и., 2004. - 25с.
51. Керимов, Т. X. Социальная гетерология. Материалы к спецкурсу / Т.Х. Керимов. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2002'. - 148 с.
52. Клецина, И. С. Тендерная идентичность и права человека: психологический аспект / И. С. Клецина. Режим доступа :www.genderstudies.info/psihol/psihol4.php
53. Кобо Абэ Чужое лицо / Кобо Абэ. Р/н/Д. : «Феникс», 2000. - 381 с.
54. Козловски, П. Идентичность и ее изменение / П. Козловски // Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития М. : Республика, 1997. - С. 86 - 89.
55. Кьеркегор, С. Страх и трепет: Этические трактаты. / С. Кьеркегор. — М. : Республика, 1993.-382 с.
56. Лакан, Ж. Знакомство с большим другим / Лакан Ж. // Семинары. Книга 2. М. : Издательство «Гнозис» ; Издательство «Логос» : 1999. -С. 336-354.
57. Лакан, Ж. Двойник / Ж. Лакан // Семинары. Книга 2. М. : Издательство «Гнозис» ; Издательство «Логос» : 1999. - С. 371 - 391.
58. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте / Ж. Лакан // Семинары. Книга 2. М. : Издательство «Гнозис» ; Издательство «Логос» : 1999. - С. 508 - 516.
59. Левинас, Э. Время и Другой / Э. Левинас // Время и Другой. Гуманизм другого человека. Спб. : Высшая религиозно-философская школа, 1998.-С. 21 - 119.
60. Левинас, Э. Гуманизм другого человека / Э. Левинас // Время и Другой. Гуманизм другого человека. Спб. : Высшая религиозно-философская школа. 1998. - С. 123 - 244.
61. Левинас, Э. Диахрония и репрезентация / Э. Левинас // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХв. Томск : Издат-во «Водолей», 1998. - С. 141 - 162.
62. Левинас Э. От Бытия к иному / Э. Левинас // 350 355.
63. Левинас, Э. От существования к существующему / Э. Левинас // Избранное: Тотальность и Бесконечное. М. ; Спб. : Университетская книга, 2000.-С. 7-65.
64. Левинас, Э. Ракурсы / Э. Левинас // Избранное: Тотальность и Бесконечное. М. ; Спб. : Университетская книга, 2000. - С. 292 - 349.
65. Левинас, Э. Тотальность и Бесконечное / Э. Левинас // Избранное. Тотальность и Бесконечное. М. ; Спб. : Университетская книга, 2000. -С. 66-291.
66. Левинас, Э. Философская интуиция / Э. Левинас // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХв. Томск : Издат-во «Водолей», 1998. - С. 110 - 140.
67. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
68. Лиотар, Ж Ф. Состояние постмодерна / Ж - Ф. Лиотар. - М. : Институт экспериментальной социологии ; Спб. : Алетейя, 1998. - 160 с.
69. Локк, Дж. Избранные философские произведения в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1960. - Т.1: Трактат о человеческом разуме - 1960. - 734 с.
70. Лэйнг, Р. Я и Другие / Р. Лэйнг. М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 304 с.
71. Любе, Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С. 108 - 113.1
72. Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов. Режим доступа :http://intellectuals.ru/malakhov/izbran/8ident.htm
73. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили. Режим доступа :www.psvchologv.ru/library/00021.shtml
74. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация / М. К. Мамардашвили. Режим доступа :www.PHILOSOPHY.ru/Hbrarv/mmk/civiliz.html
75. Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили. Режим доступа:
76. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Хв. / Составитель П. С. Гуревич. М. : Республика, 1995. - С. 119 -214.
77. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : ООО «Издат-во ACT» ; ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331 с.
78. Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории / Н. Моисеев // Свободная мысль. 1996. - № 1. - С. 76 - 82.
79. Музиль, Р. Человек без свойств / Р. Музиль. М. : Худ. Лит., 1984. -751 с.
80. Мунье, Э. Что такое персонализм / Э. Мунье. М. : Издат-во гум. Лит., 1994.- 128 с.
81. Нанси, Ж Л. В ответе за существование / Ж - Л. Нанси // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХв. Томск / Пер. В. Лапицкого / Под ред. Б. Останина. - Томск : Издат-во «Водолей», 1998. - С. 306 — 320.
82. Нариньяни, А. С. Между эволюцией и сверхновыми технологиями: новый человек ближайшего будущего /А. С. Нариньяни // Вопросы философии. 2008. - № 4. - С. 3 — 17.
83. Ницше, Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. М. : Reel-book, 1994. - 352 с.
84. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. -Т.1 : Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. - 1998. - 832 с.
85. Новая философская энциклопедия : в 4 т. /Под редакцией Степина В. С. М. : Мысль, 2001. - Т. 2.
86. Орлова, О. Проблема идентичности творческой личности в философской мысли XIX XX вв. / О. Орлова. - Режим доступа:city-2.narod.ru/o/o29.html
87. Ортега-и-Гассет, X. Вера и разум / X. Ортега-и-Гассет // Человек. -1992. №2.-С. 81 - 89.
88. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет. М. : ACT: Ермак, 2005. - 269 с.
89. Ортега-и-Гассет, X. Веласкес. Гойя. / X. Ортега-и-Гассет. М. : Республика, 1997.-351 с.
90. Ортега-и-Гассет, X. «Другие и Я» развитие темы. Краткое размышление о «ней» / X. Ортега-и-Гассет // Философская и социологическая мысль. - 1990. - №7. - С. 35 - 46.
91. Остин, Дж. Как совершать действия при помощи слов / Дж. Остин // Избранное. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999 - С. 15 - 135.
92. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М. : Алгоритм, 2002 - 496 с.
93. Петровская, Е. Претворенное время / Е. Петровская // НЛО. 2000. -№46.-С. 365 -372.
94. Пико делла Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека / Дж. Пико делла Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. Т. 1. - С. 506 - 514. - Режим доступа:http://psylib.org.ua/books/pikodel.htm
95. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков / Ч. С. Пирс. Спб. : Лаборатория метафизических исследований при философском факультете СпбГУ ; Алетейя, 2000. - 352 с.
96. Платон Парменид / Платон // Федон, Пир, Федр, Парменид / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А Тахо-Годи. М. : Издат-во «Мысль», 1999.-С. 346-412.
97. Платон Софист / Платон // Федон, Пир, Федр, Парменид / Общ. ред. А. Ф. Лосева, А. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Издат-во «Мысль», 1999.-С. 275-345.
98. Платон Тимей / Платон // Филеб, Государство, Тимей, Критий / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Издат-во «Мысль», 1999. - С. 421 - 500.
99. Платон Федон / Платон // Федон, Пир, Федр, Парменид / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Издат-во «Мысль», 1999. - С. 7 — 80.
100. Плотников, В. И. Онтология: Хрестоматия / В. И. Плотников. -М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. 832 с.
101. Прнгожнн, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 46 - 53.
102. Рикер, П. Время и рассказ т. 1 Интрига и исторический рассказ. / П. Рикер. Спб. : Университетская книга, 2000. - 313 с.
103. Рикер, П. Время и рассказ т.2 Конфигурации в вымышленном рассказе. / П. Рикер. М. - Спб. : Университетская книга ; Культурная инициатива, 2000. - 217 с.
104. Рикер, П. Герменевтика и психоанализ; Религия и вера / П. Рикер. М. : Искусство, 1996. - 270 с.
105. Рикер, П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью / П. Рикер. М. : АО «КамЬ> : Издательский центр «Academia», 1995. - 159 с.
106. Рикер, П. История и истина / П. Рикер. Спб. : Алетейя, 2002. -399 с.
107. Рикер, П. Кант и Гуссерль / П. Рикер // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХв. Томск : Издат-во «Водолей», 1998.-С. 162- 194.
108. Рикер, П. Повествовательная идентичность / П. Рикер. режим доступа:www.PHILOSOPHY.ru/library/ricoeur/iden.html
109. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. -М. : Московский философский фонд «Academia Центр» МЕДИУМ, 1995.-412 с.
110. Рикер, П. Человек как предмет философии / П. Рикер // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 41 - 50.
111. Романова, К. С. Роль идентификации в становлении и развитии личности / К. С. Романова // Дискурс Пи. Выпуск 5: Дискурс идентичности / Под ред. О. Ф. Русаковой: Екатеринбург, 2005 С. 96 -99.
112. Русаков, В. М. Опасности иррациональной самоидентификации / В. М. Русаков // Дискурс Пи. Выпуск 5: Дискурс идентичности / Под ред. О. Ф. Русаковой: Екатеринбург, 2005. С. 19-22.
113. Сартр, Ж П. Слова / Ж - П. Сартр // Затворники Альтоны. -Харьков : Фолио ; М. : ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999 - С. 5 -162.
114. Сартр, Ж П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж - П. Сартр. - М. : Республика, 2000. - 639 с.
115. Сервера Эспиноза, А. Кто есть человек? Философская антропология / А. Сервера Эспиноза // Это человек: Антология М. : Высш. шк., 1995. - С. 75 - 101.
116. Середа, JL В. Проблема идентичности в контексте коммуникации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11-социальная философия / Л. В. Середа. Екатеринбург: б.и., 1997. - 25 с.
117. Соловьев, О. В. Человеческое Я в «просвете» физического закона / О.В. Соловьев // Вопросы философии. 2008. - № 11. - С. 52 -64.
118. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. -М. : Академический Проект, 2003. 560 с.
119. Суровцев, В. Интенциональность и практическое дейстиве / В. Суровцев // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХв. Томск : Издат-во «Водолей», 1998. - С. 13-27.
120. Тищенко, П. Д. Смерть и самоидентификация человека / П. Д. Тищенко Спб., 1998. - Режим доступа:anthropology.ru/ru/texts/tischemko/tanatos5.html
121. Троцук, И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках / И. В. Троцук // Вестник РУДН, серия социология. 2004. - № 6 - 7. - С. 56 -74.
122. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в современной западной философии / Е. Г. Трубина. -Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1995. 200 с.
123. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: отпечаток голоса / Е. Г. Трубина. Екатеринбург : Издательство Уральского университета (серия Studia Humanitatas), 2002. - 272 с.
124. Трубина, Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения X. Арендт / Е. Г. Трубина // Вопросы философии. 1998. -№ 11. - С. 123 - 130.
125. Труфанова, Е. О. Идентичность и Я / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. 2008. - № 6. - С. 95 - 105.
126. Фарре, JI. Философская антропология / Л. Фарре // Это человек: Антология-М. : Высш. шк., 1995. С. 170 - 211.
127. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М. : Республика, 1995. - С. 84 — 93.
128. Феномен человека: Антология / Ред. коллегия И. Н. Аксенова, Г. Андерсон, П. С. Гуревич и др. М. : Высшая школа, 1993. - 349 с.
129. Философия, справедливость и любовь (Беседа с Э. Левинасом) / Перевод И. С. Вдовина // Философские науки. 1991. -№6.-С. 128 - 138.
130. Франк, С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк. М. : - Режим доступа:www.philosophy.ru
131. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого Я / 3. Фрейд IIЯ и Оно: Сочинения. М. : ЗАО Издат-во ЭКСМО — Пресс ; Харьков : Издат-во «Фолио», 1999. - С. 769 - 838.
132. Фромм, Э. Человеческая ситуация — ключ к гуманистическому психоанализу / Э. Фромм // Искусство любить. Спб. : Азбука -классика, 2004. - С. 11 - 66.
133. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм // Искусство любить. -Спб. : Азбука классика, 2004. - С. 69 - 208.
134. Фуко, М. Забота о себе: История сексуальности III / М. Фуко. — Киев — Москва : Дух и литерагрунтрефл-бук, 1998. - 284 с.
135. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 134 - 148.
136. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. -М. : «Издательство «Весь Мир», 2003. 411 с.
137. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер, Харьков : «Фолио» 2003 - 503 с.
138. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. Спб. : Высшая религиозно-философская школа, 2001. -445 с.
139. Хайдеггер, М. Тождество и различие / М. Хайдеггер. М., 1997. - Режим доступа:www.PHILOSOPHY.ru/library/heideg/tozh-i-dif.html
140. Хайдеггер, М. Что такое метафизика / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 16 — 27.
141. Хантингтон, С. Культурная перестройка структуры глобальной политики / С. Хантингтон // Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М. : ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 185 — 194.
142. Харламов, А. В. Отчуждение человека в западноевропейской культуре (опыт социокультурного анализа постмодерна) / А. В. Харламов. Новосибирск, 2000. - Режим доступа:www.antropolog.ru/doc/persons/harlam/harlam2
143. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-123.
144. Энциклопедический словарь : в 82 т. / Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон - Ярославль, 1890 ; «ТЕРРА - TERRA» 1991. - Т. 24. - Змперъ - Имидокислоты.
145. Эпштейн, М. Н. Жизнь как тезаурус / М. Н. Эпштейн // Московский психотерапевтический журнал. 2007. - № 4. - Режим доступа:http ://psyj ournals.ru/mpj/2007/n4/Epshtein. shtml
146. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Спб. : Ленато ; ACT ; Университетская книга, 1996. - 592 с.
147. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. Минск : Поппури, 1998.-717 с.
148. Ямпольская, А. Безмерность в мире мер / А. Ямпольская // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 51 - 54.
149. Ямпольская, А. Ранний Левинас: Проблемы времени и субъективности / А. Ямпольская // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С.165 - 176.
150. Arendt, H. The Origins of Totalitarism / H. Arendt. New York & London, 1973.-397 p.
151. Barresi, J. Self-concern from priestley to hazlitt / Barresi J., Martin R. / Self-concern from priestley to hazlitt. Режим доступа:jbarresi.psychology.dal.ca/Papers/Selfconcern.htm
152. Brody, D. Levinas's Maternal Method from "Time and Other" Through otherwise than being / D. Brody // Femenist Intrpretation of E. Levinas. Pensilvania : The Pensivanian State University Press, 2000. - P. 53 - 77.
153. Chauter, T. Ontological Difference, Sexual Difference / T. Chauter // Femenist Intrpretation of E. Levinas. Pensilvania : The Pensivanian State University Press, 2000. - P. 10 - 27.
154. Dictionare etimologique de le langue latine / Edition by Ernout A., Meillet A. Paris : Librairie C. klincksieck, 1939. - 1184 p.
155. Garrison, J. Foucault, Dewey, and Self-creation / J. Garrison // Educational philosophy and theory. -1998.-№2.-P. 11-134.
156. Identity Over Time New York, 2005. - Режим доступа: plato.stanford.edu/entries/identity-time/
157. Larkin, W. S. Persons, Animals, and Bodies / W. S. Larkin. Режим доступа:www.siue.edu/~wlarkin/research/persons.html
158. Martin R. Lock's psychology of personal identity / R. Martin // Journal of the History of Philosophy 2000. № 1. - P. 41 - 62.
159. Oliver K. Paternal Election and the Absent Father / K. Oliver // Femenist Intrpretation of E. Levinas. Pensilvania : The Pensivanian State University Press, 2000 - P. 224 - 240.
160. Olson, E. T. The human animals: Personal identity without psychology / E. T. Olson. New York : Oxford University Press, 1997. — 189 p.
161. Personal Identity Stanford : Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2007 - режим доступа:www.plato.stanford.edu
162. Ricoeur, P. Oneself as Another / P. Ricoeur. Chicago & London : The University of Chicago, 1992. - 369 p.
163. Strauss, J. Subject of Terror: Nerval, Hegel, and the Modern Self / J. Strauss. Stanford, California : Stanford University Press, 1998. - 376 p.
164. Strawsson, P. F. Individuals / P. F. Strawsson. New York, 1965 -297 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.