Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 326
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
Введение.
Глава I. Социальные, культурные и педагогические предпосылки использования педагогического потенциала ислама в светском образовании.
1.1. Историко-педагогический анализ влияния ислама на этническую культуру.
1.2. Социально-педагогическое значение ислама в современном мире.
1.3. Ислам в зарубежных образовательных системах.
1.4. Ислам в современном российском образовании.
1.5. Ислам как духовная основа народной педагогики мусульманских этносов.
Выводы по главе 1.
Глава II. Теоретический анализ педагогического потенциала ислама.
11.1. Определение и характеристика педагогического потенциала ислама.
11.2. Знание и обучение в исламской доктрине.
11.3. Воспитание в исламе.
Выводы по главе II.
Глава III. Использование педагогического потенциала ислама в государственных образовательных учреждениях.
III. 1. Концепция использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях.
111.2. Педагогический потенциал ислама в деятельности общеобразовательной школы.
111.3. Использование педагогического потенциала ислама в системе высшего профессионального образования.
Выводы по главе III.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества2009 год, кандидат педагогических наук Ходжиева, Фируза Абдукодировна
Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе2002 год, кандидат педагогических наук Гильмутдинов, Булат Римович
Педагогические воззрения А.Т. Цаликова2006 год, кандидат педагогических наук Чеджемова, Елена Николаевна
Инновационные процессы в конфессиональном образовании2008 год, кандидат педагогических наук Хабибуллина, Гулфия Юнысовна
Социальная роль Ислама как фактора стабилизации общества: на примере Республики Татарстан2007 год, кандидат социологических наук Мавляутдинов, Ильдар Сафиуллович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках»
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. На рубеже XX-XXI вв. актуализировались духовно-нравственные аспекты жизнедеятельности всего мирового сообщества. В России это отразилось в гуманитарном кризисе, в обострении воспитательных проблем, что обусловило поиск ответов на вопросы повышения нравственности и жизнеспособности современного российского общества. На переломных этапах развития общество обращается к вопросам своих исторических корней и культурных традиций. Религиозные идеи, на которых базировалось отечественное образование до 1917 г., были искусственно выведены за рамки социальной жизни и воспитания в советский период развития педагогики. Научно-педагогическое переосмысление возрождения веры в конце XX в. в работах В.А. Беляевой, Г.Н.Волкова, Т.Н. Власовой, А.Н. Кудряшовой, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, И.А. Соловцова и др. ученых и практиков происходит на пути обращения к ее истокам и приводит к выводу о необходимости возвращения к диалогу между светским и религиозным воспитанием.
Сегодня ислам является второй по численности мировой религией. По разным оценкам, современная исламская умма (исповедующие ислам) объединяет от одного миллиарда трехсот миллионов до полутора миллиардов мусульман. В 40 государствах мира мусульмане являются религиозным большинством, а в 30 странах - влиятельным меньшинством. Мусульмане проживают почти в 130 государствах мира. Современный исламский мир обладает громадным человеческим потенциалом, значительными экономическими ресурсами. В исламском мире наблюдается выраженная тенденция к объединению. Исламские страны объединяют такие организации как Всемирная Исламская лига, Организация Исламская Конференция и др. Велико влияние ислама и на жизнь, социальное, культурное развитие многих стран за пределами исламского мира. Ислам единственная из мировых религий, которая переживает своеобразный и сложный процесс возрождения, характеризующийся не только «реисламизацией» традиционно мусульманских стран, но быстрыми темпами роста числа новообращенных мусульман, пришедших в ислам представителей иной культуры и религии.
В современной России по некоторым данным проживает до 18-20 млн. мусульман - примерно 1/7 всего населения. На Северном Кавказе, куда ислам пришел в VII веке, в настоящее время проживает около 4,5 миллионов мусульман. Как русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства, так и познание культур мусульманских народов, населяющих Россию, предполагает знание и понимание ислама.
Исследования культурного наследия народов Северного Кавказа в современной педагогической науке ограничиваются реанимацией отдельных элементов народной педагогики, тогда как такая важная составная народной культуры, как религия и религиозная педагогика, являющиеся во многом основой этнопедагогики, еще недостаточно изучены. Между тем известно,-что религия во многом сформировала духовный облик этносов и продолжает оказывать определяющее влияние на их духовность и жизнедеятельность. Конечно же, реалии современного мира и общества нашли свое отражение в жизни и культуре народов Северного Кавказа. Вместе с социально-политическими и экономическими переменами последних десятилетий появились и новые проблемы, разрешение которых требует не только социально-экономических и политических реформ, но и, что не менее важно, создания эффективных в данных условиях педагогических технологий, направленных на возрождение духовно-нравственных традиций народов Северного Кавказа, благодаря чему станет возможным духовное оздоровление общества, эффективное функционирование традиционной народной культуры, как главного условия сохранения этносов.
На наш взгляд, в современных образовательных практиках игнорируется один из самых существенных моментов, состоящий в том, что ислам как всеобъемлющая религия, в которой нет разделения священного и мирского, содержит в себе нормы, регламентирующие весь образ жизни мусульманина, ориентированный на достижение совершенства, как в «земном», так и в «последующем» мире, в существование которого верят мусульмане. Можно сказать, что мусульмане видят в исламе общественное устройство, содержащее в себе все аспекты жизнедеятельности человека и общества, весь спектр их отношений, в том числе связанных с воспитанием и обучением. Большая часть мусульманских сообществ не принимает разделения священного и мирского, а сам ислам для мусульман — это не только ряд предписаний ритуального характера, но и набор правил, более того, законов общественной жизни. Современные светские образовательные практики, осуществляемые в мусульманских сообществах, должны учитывать эту сущностную особенность исламского учения - неразделения священного и мирского с тем, чтобы не вступать в противоречие с социокультурным контекстом жизнедеятельности воспитанников. В этом отношении стоит подчеркнуть, что целью данной работы является не религиозная пропаганда, в смысле навязывания идей исламского вероучения, а стремление дать объективный научный анализ педагогического потенциала ислама и определить возможности и условия его использования в современных светских образовательных практиках.
Степень научной разработанности проблемы.
Ислам до сегодняшнего дня изучается преимущественно историками (Гильмутдинов Д. Р., Дудова С. С., Чикурова О. В.), религиоведами (Гейдар Джемаль, Али Вячеслав Полосин, Прозоров С.М.), философами (Агамов А. А., Вагабов Н. М., Гайнутдинов Р. И. Измайлов Р. Г., Миримрва А. А., Ряжапов Н. X., Эмирова Д. С.), социологами (Кошева С. В., Левшуков Р. А., Резникова А. В.), политилогами (Задорожный И. Н., Мухаметшин Р. М., Эсенаманова Н. С.).
Целостные исследования педагогической системы ислама в отечественной науке отсутствуют. Попытки исследовать педагогические аспекты исламского вероучения с научной точки зрения предпринимались еще в конце XIX-начале XX в. Вопросы воспитания и образования в исламе в разной степени затрагивались такими отечественными исламскими просветителями - Буби Г., Гаспринский И., Кандалы Г., Курсави, Марджани, Насыри К, Утыз Имяни, Фахретдин Р., учеными - Абдулатипов Р., Абдурахманов А., Бартольд В.В., Булатов А., Гуртуева М., Добродеев Д., Донго М., Ермаков Н., Жданов Н.В:, Каймаразов Г., Крачковский И.Ю., Мец А., Муртузалиев С., Прозоров С., Рагимова П., Рамазанов М., РамазановХ., Султанмагомедов С.Н., Харисова Л., Юзеев А., Юнусова В., Яминова С., Ярлыкапов А., зарубежными учеными - Али Гедик, Ахмад Халил, Ахмад Фарид Мустафа, Беннаби М., Бюкай М., Гюлен М.Ф., Зарринкуб А., доктор Кутайба, Мустафа Махмуд, Мухаммад аль Бути, Мухаммад ас-Сауф, Мухаммад аль-Ашкари, Наузат Иалчынташ, Ратвен Мелайз, Раузентал Ф:, Усман Амин Хаджия Б.Айша Лемму, Хайдар Баш, Халдун аль-Ахдаб, Шихабуддин Д., Юсуф Кардави и др.
Педагогическое содержание ислама рассматривали в своих трудах великие исламские ученые-богословы и наставники, основатели мазхабов*-религиозно-правовых школ в исламе — имамы: Абу-Ханифа (Ну'ман ибн Сабит), Ахмад (Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани), Малик (Малик ибн Анаса), Мухаммад аш-Шафи'и (Мухаммад ибн Идрис); исламские ученые: Абу Хамид аль Газали, Абдуллах Абдуль Ганий аль Хайат, Абдурахман ас-Сагдий, Абдель Рахман аль Халяуи, Абу Ахмад аль Аскари, Абу Исхак аш-Ширази, Аз-Захаби, Аль Фахр ар-Рази, аль-Халиди, Асхат Ассахмурани, Ибн аль-Каийим; Ибн ан-Нафис, Аль-Миззи, Ибн Аскир ад-Димашки, ибн Джарир ат-Табари, имам Мансур аль-Багдади, ибн Таймийиа, Ибн Хаджар, Шейх Раджаб, Шейх Хасан Айюб и др.
Обращение к исламу, его педагогическому потенциалу в республиках Российской Федерации, где проживает значительное число мусульманских этносов, способствует возрождению и сохранению традиционного уклада жизни, развитию духовной и материальной культуры народов. Основной подход к решению образовательных и, в целом, педагогических проблем в исламе состоит в понимании образования личности как непрерывного процесса, охватывающего все земное существование человека, во многом определяя постземное существование его души, в уважении к личности человека, свободе мысли и суждения, в формировании стремления к постижению установленных Богом законов бытия, научных знаний, практических умений, как религиозной обязанности каждого мусульманина. Педагогические идеи и средства ислама строятся на исламских духовно-нравственных представлениях о человеке с учетом того, что поле деятельности ислама выходит за границы земного бытия.
Образовательные и педагогические модели, способные привнести религиозную духовность и нравственность в современную систему образования, на наш взгляд, будут способствовать решению задачи духовного и этнокультурного возрождения народов Российской Федерации, в частности, на Северном Кавказе. Обращение к педагогическому потенциалу ислама и исламскому образованию в настоящее время обусловлено повышением уровня этнического самосознания народов, стремлением к обретению ими полноценного национально-культурного облика, где религия является важнейшей социокультурной образующей, становится особенно важной и актуальной.
Традиционно у многих народов Северного Кавказа исключительно важным воспитательным институтом является семья; где и происходит формирование и развитие личностных качеств ребенка, а главной духовной образующей семьи является ислам, его установления, что не находит достаточного отражения в содержании современного образования и воспитательной деятельности образовательных учреждений в этом регионе. Несоответствие идейных, духовных основ воспитания ребенка в семье, школе и обществе является одним из главных противоречий современного образовательного и в целом педагогического процесса.
На рубеже XX-XXI вв. в России происходят значительные изменения в отношениях между государством и конфессиями, между конфессиями и различными государственными образовательными учреждениями. В постсоветское время возникли и развиваются исламские негосударственные образовательные учреждения: медресе, колледжи, институты и университеты, университетские центры и др. В государственных вузах ведется подготовка бакалавров и специалистов по теологическим направлениям и специальностям. По инициативе Президента Российской Федерации в ряде государственных университетов начата подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Обсуждается вопрос о введении в средних общеобразовательных учреждениях наряду с основами христианской основ исламской культуры. Однако экстенсивное развитие религиозного исламского образования, отражающее активное обращение к исламу традиционно исламских российских этносов, возрастание интереса детей и молодежи к исламу остается пока без должного научного педагогического осмысления и научно-методического обеспечения. В то же время дают о себе знать противоречия, возникшие в связи с активным обращением к исламу людей разных возрастов, когда система образования и педагогическая наука оказались не вполне готовыми к этому вызову времени. Среди таких противоречий в качестве основных можно указать противоречия между:
- стремлением мусульманских народов Северного Кавказа к религиозно-духовному возрождению и низким уровнем религиозной культуры населения; потребностью личности в духовно-нравственном развитии и неспособностью современной системы образования наполнить духовными смыслами воспитательный процесс в условиях гуманитарного кризиса общества; необходимостью религиозного просвещения молодежи и не готовностью образовательных структур к этой деятельности на необходимом научном и методическом уровне;
- современным атеистическим содержанием светской образовательной среды и традициями семейного воспитания народов Северного Кавказа, где ислам является основой духовно-нравственного становления и развития личности;
- необходимостью педагогического диалога и сотрудничества светских и религиозных образовательных учреждений и их ограниченным, слабым реальным взаимодействием на сегодняшний день.
Среди диссертационных работ, посвященных педагогической и образовательной проблематике ислама, можно назвать немногочисленные исследования Аргунова Г.А., Иммиев Р.К., Корецкая С.В., Семенова А.С., Шерукова А.А. и др. В работах исследуемой проблематики предпринимаются попытки найти ответы на вопросы, которые время поставило перед педагогической наукой и образовательной практикой в деле воспитания и обучения человека на стыке светского и религиозного мировоззрений.
Однако в этих работах не нашло отражения понятие «педагогический потенциал ислама». Требуют своего теоретико-методологического обоснования, дидактической и методической разработки проблемы использования педагогического потенциала ислама в образовательных учреждениях различных видов и уровней. Проработка этих проблем посредством разработки концепции реализации педагогического потенциала ислама в государственной системе образования поможет: привести в определенное соответствие традиционное семейное воспитание мусульманских этносов Северного > Кавказа и содержание современного светского образования и воспитания; повысить качество религиозного просвещения и уровень религиозной культуры населения как эффективных средств противодействия экстремизму и укрепления межконфессионального согласия; отразить в содержании образования наблюдающуюся у многих народов Северного Кавказа тенденцию к религиозно-этническому самопониманию и самоидентификации; раскрыть идейные основы исламской педагогики; активнее использовать исламскую трактовку приобретения знаний как религиозной обязанности каждого мусульманина и мусульманки; более целесообразно и полно использовать педагогическое наследие ислама в светских образовательных практиках в Северо-Кавказском и других регионах России; интенсифицировать возрождение светских традиций ислама, адаптации его к новым социокультурным реалиям российского общества, педагогическим и образовательным технологиям.
Сказанное обусловило выбор темы исследования «Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и условия реализации педагогического потенциала ислама в современных светских образовательных практиках.
Цель исследования: определить педагогический потенциал ислама и обосновать условия его реализации в современных светских образовательных практиках.
Объект исследования: педагогические ценности, идеи, содержание и методические средства ислама.
Предмет исследования: возможности и условия реализации педагогического потенциала ислама в современных светских образовательных практиках.
Гипотеза исследования: исламское вероучение обладает значительным педагогическим потенциалом, который является духовной основой воспитания у мусульманских народов. Реализация педагогического потенциала ислама возможна в современных образовательных практиках, если будут:
- выявлены и охарактеризованы основные педагогические ценности, идеи, содержательные и методические воспитательные средства ислама, которые можно использовать в светских образовательных практиках;
- теоретически обоснованы возможности и разработаны условия использования педагогического потенциала ислама в деятельности различных образовательных учреждений.
Задачи исследования:
1. Дать определение и охарактеризовать педагогический потенциал ислама.
2. Выявить социокультурные и социально-педагогические предпосылки реализации педагогического потенциала ислама в современных образовательных практиках.
3. Осуществить анализ исламского образования в России и за рубежом.
4. Разработать совокупность теоретических положений о возможности использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках.
5. Теоретически обосновать и разработать программы реализации педагогического потенциала ислама в светских общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.
6. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации педагогического потенциала ислама в различных светских образовательных практиках.
Ведущие идеи концепции исследования. Ислам обладает значительным педагогическим потенциалом, который стал духовной основой этнопедагогики мусульманских народов и религиозного исламского образования. Педагогические постулаты ислама базируются на его философской и социальной доктринах. Существуют социокультурные и социально-педагогические предпосылки реализации педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках. Осуществляемая модернизация российского образования должна быть осознана как не только практическая, но культурная необходимость и духовно-нравственная потребность. В этой связи научно обоснованная реализация педагогического потенциала ислама в современных образовательных практиках позволит восполнить дефицит духовности в процессе становлении личности растущего человека, гармонизировать воспитательные воздействия социокультуной* среды мусульманских сообществ, семьи и светских образовательных учреждений посредством преодоления имеющихся в их взаимодействиях противоречий, что будет способствовать интеграции субъектов-воспитательного, образовательного пространства не только в отдельных территориальных сообществах России, но и всего российского общества.
Общую методологию исследования составляют важнейшие положения, социальной, философской, культурной, психологической и педагогической антропологии о целостности человеческой культуры, социальной и культурной обусловленности образования как социокультурного института. Антропологический подход выступает мировоззренческой, нравственной и методологической основой изучения представленности и понимания человека в исламском мировоззрении.
Методологической основой исследования выступают культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал ее трансляции, дает основания рассматривать педагогический потенциал как важную составляющую исламской культуры, направленную не только на овладение обучающимися знаниями, но и на достижение более высокой цели, - становление высоконравственной личности человека как носителя* и творца культуры. Встраивание педагогического потенциала ислама в современные образовательные практики осуществлялось в соответствии с требованиями принципа культуросообразности, предполагающем создание такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой и российской цивилизации.
Аксиологический подход позволяет, с одной стороны, изучать место и роль воспитания и обучения в системе исламских ценностей, а с другой, искать пути интеграции воспитательных воздействий всех субъектов образовательного пространства с учетом их духовных ценностей.
В основу исследования положен также принцип единства логического и исторического в познании. В соответствии с этим, принципом прослежена логика и динамика реализации педагогического потенциала ислама в единстве с изменениями социально-экономических и политических условий в период с момента прихода ислама на Северный Кавказ и до настоящего времени.
В соответствии с методологией системного подхода педагогический-потенциал ислама рассмотрен в системе социальной, цивилизационной и философской исламских доктрин.
В интерпретации педагогического потенциала ислама автор исходил из герменевтического подхода как теории и практики истолкования педагогических знаний, зафиксированных в разного рода письменных текстах, имеющих целью наиболее полное осмысление и глубокое понимание этих знаний с учетом предмета и задач исследования.
Опора на структурно-функциональный подход способствовала выявлению основных структурных элементов педагогического потенциала ислама, составлению характеристик их воспитательных функций, что определяло теоретический и экспериментальный поиск условий его реализации в различных образовательных практиках.
Теоретическая база исследования сложилась из работ, раскрывающих философию и методологию образования (О.И. Артеменко, В.Г. Афанасьев, Н.Е. Боревская, Л.П. Буева, Г.Н. Волков, Б.Л. Вульфсон, Н.К. Гогчаров, М.Н. Кузьмин, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, а также работ по социальной педагогике (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, JI.B. Мардахаев, А.В. Мудрик, С.А. Расчетина, В.Д. Семенов и др.).
Системно-целостное осмысление истории и перспектив гуманистической образовательной политики и образовательных практик предпринято в работах М.Н. Берулавы, И.В. Бестужева-Лады, Е.Г. Оссовского, А.И. Пискунова, H.JI. Селивановой, В.А. Сластенина, Ф.А. Фрадкина, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шиянова и др.
Многие исследования философии образования посвящены проблемам обретения духовного смысла бытия; одни авторы обосновывают целесообразность соединение образования с религией (Б.С. Гершунский, С.В. Переверзенцев), другие - утверждение гуманистического мировоззрения как фундамента современного образования (Н.Б. Ромаева, Е.Н. Шиянов).
В истории отечественной педагогики культурологические основания образования рассматривались в работах С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.
В современной педагогике все более утверждается тезис культуросообразности образования и взгляд на школу как открытый социокультурный институт: Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов и др.
Для наиболее полного понимания и обоснования педагогического потенциала ислама мы обратились к отечественным трудам, в которых рассматриваются исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития этносов (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, JI.H. Гумилев, Ж.Т. Тощенко и др.), а также к работам зарубежных авторов по проблемам развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (А. Геллнер, Э. Кассирер, Г. Парсонс, Б.Дне. Сингер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ДР-)
Методы и база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно-исторический, моделирование, анализ и синтез), методы сбора и анализа эмпирических данных (контент-анализ, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, беседа, анализ творческой деятельности обучаемых, изучение педагогического опыта).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Карачаево-Черкесской республике. Школьная фаза педагогического эксперимента проводилась преимущественно в средней общеобразовательной школе с. Джингирик Карачаевского района КЧР, в которой автор в течение ряда лет работал учителем. Отдельные фрагменты экспериментальной работы проведены в школах с многонациональным составом учащихся: СОШ №4 г. Карачаевска, СОШ № 7 а. Учкекен Малокарачаевского района, СОШ № 5 г. Усть-Джегута, СОШ ст. Красногорской Усть-Джегутинского района, СОШ № 1 ст. Зеленчукской Зеленчукского района КЧР. Исследования в рамках педагогического эксперимента проводились в семьях с людьми разного возраста и социального положения.
Вузовская часть опытно-экспериментальной работы осуществлялась на факультете педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.
Источниками исследования служила отечественная и зарубежная научная, религиозная и публицистическая литература дореволюционного, советского и постсоветского периодов, труды философов, религиоведов, этнологов, социологов, педагогов, историков педагогики; законодательные, директивные, нормативные и программно-методические документы по вопросам содержания дошкольного, общего среднего и высшего образования.
Организация и этапы исследования.
1. Первый этап (2001- 2003) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проведен анализ педагогической, исторической, богословской литературы. В результате были определены исходящие параметры исследования, его предмет, методология и методы, разработан понятийный аппарат. Итогом этого этапа стала разработка концепции исследования и программы опытно-экспериментальной работы по проверке ее основных положений, а также условий реализации педагогического потенциала ислама в различных образовательных практиках.
2. Второй этап (2003 — 2006) — опытно-экспериментальный. Опытно-экспериментальная работа на этом этапе состояла в определении компонентов педагогического потенциала ислама, подлежащих использованию в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования, разработке примерных программ использования педагогических средств ислама в различных образовательных учреждениях и апробации условий педагогической деятельности в этом направлении.
3. Третий этап (2006 — 2007) - обобщающий. Он состоял в анализе материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, коррекции отдельных положений концепции использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках, формулировке окончательных выводов исследования, литературном оформлении диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна. Результаты исследования содержат решение крупной научной проблемы определения педагогического потенциала ислама, теоретического обоснования и опытно-экспериментального доказательства возможностей и условий его использования в различных светских образовательных практиках.
В исследовании:
- впервые в педагогической науке определен педагогический потенциал ислама, охарактеризованы его основные содержательные компоненты, которые можно использовать в светских образовательных практиках; осуществлен историко-педагогический анализ использования педагогического потенциала ислама в этнопедагогике народов Северного Кавказа;
- раскрыты социальные, культурные и педагогические предпосылки-использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках;
- создана концепция использования педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательной деятельности государственных образовательных учреждений;
- осуществлен научный анализ религиозного исламского образования в ^России и за рубежом;
- определены условия реализации педагогического; потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении теоретического знания общей педагогики, состоящего в том, что:
- в педагогическую теорию введен термин «педагогический потенциал ислама»; теоретически обоснована возможность использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках;
- теоретически доказано наличие ценностного, содержательного и методического компонентов: педагогического потенциала ислама, не противоречащих ценностям, содержанию и технологиям осуществления учебно-воспитательной деятельности в государственной системе образования; разработаны теоретические основания использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей и уровней образования воспитанников и обучаемых; теоретически обоснованы и разработаны программы реализации педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования с учетом их профиля.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- разработано программное и учебно-методическое обеспечение использования педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования;
- определены и экспериментально проверены условия использования педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования;
- разработана программа подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к использованию педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательных процессах;
- примерная программа использования педагогического потенциала ислама в вузе, имеющая инвариантную и вариативную части, может быть использована в вузах различного профиля; материалы и результаты исследования можно использовать в профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогов и менеджеров образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогический потенциал ислама представляет собой совокупность средств (ценностных, содержательных, методических), позволяющих оказывать воспитательные воздействия на людей.
Ценностные педагогические средства ислама заключены в идеях о:
- духовных ценностях человека и человеческих сообществ,
- нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении,
- взаимодействии людей и отношений между ними.
Содержательные педагогические средства ислама представлены в:
- трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека,
- предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека.
Методические компоненты педагогического потенциала ислама состоят в рекомендациях по воспитанию и обучению детей и самовоспитанию взрослых людей. 2. В современном российском обществе сложились социальные, культурные и педагогические предпосылки, способствующие использованию педагогического потенциала ислама в различных светских образовательных практиках. Социальные предпосылки состоят в том, что основные идейные положения ислама являются важными детерминантами конструирования социальных отношений представителей северокавказских народов, что проявляется в политике, деловых взаимодействиях, дизайне всех сфер жизнедеятельности коренных этносов Северного Кавказа. Культурные предпосылки заключаются в доминировании ислама в этнических культурах мусульманских народов Северного Кавказа, семейной педагогике, профессиональной культуре народов северо-кавказских республик. Педагогические предпосылки созданы в результате реализации образовательной политики российского государства, основными идеями и положениями которой являются принципы гуманизации, демократичности, общественно-государственного регулирования.
Наличие таких устойчивых предпосылок предоставляет возможность привести в соответствие воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами в светских образовательных учреждениях, с воспитательными влияниями, оказываемыми на личность семьей и этническим сообществом, базирующихся на исламском вероучении, что усилит их педагогический эффект.
3. Концепция использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках представляет собой теоретическое обоснование (идеи и принципы) программ включения различных его компонентов в деятельность дошкольных, общеобразовательных и профессиональных (средних и высших) образовательных учреждений с учетом уровня развития и обученности воспитанников, созданных на основе базовой программы, отражающей общее содержание педагогического потенциала исламского вероучения.
4. Теоретические основания и программы использования педагогического потенциала ислама в деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального образования представляют собой сочетание инвариантных (отражающих основные ценности и педагогическое содержание ислама) и вариативных компонентов, учитывающих как возрастные особенности и уровень образования воспитанников и обучаемых, так и профиль профессиональной подготовки студентов.
5. Условия использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках дифференцируются в зависимости от вида образовательного учреждения. Концепция использования педагогических средств ислама содержит общие для всех образовательных практик условия данного вида учебно-воспитательной деятельности, а для общеобразовательных учреждений и вузов разработаны специальные (инструментальные) условия включения педагогических средств ислама в их деятельность с учетом особенностей обучаемых и профилей профессиональной подготовки студентов в вузах.
6. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию педагогического потенциала ислама в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской республики показали возможности разных путей решения данной проблемы.
В общеобразовательной школе имеются возможности для использования педагогических средств ислама путем включения отдельных фрагментов, касающихся ценности знаний и познавательной деятельности согласно исламскому вероучению, в содержание тем по ряду предметов. Наибольшая востребованность в реализации педагогического потенциала ислама проявляется в духовно-нравственном, патриотическом, экологическом, трудовом воспитании, в подготовке учащихся к семейной жизни.
В вузах использование педагогического потенциала ислама возможно посредством: 1 - включения в учебные планы соответствующей дисциплины по выбору с учетом профилей профессиональной подготовки, 2 -«диффузного» включения отдельных тем в содержание дисциплин цикла общегуманитарных и социальных дисциплин, 3 — включения ценностных и содержательных средств ислама в воспитательную работу со студентами.
Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и-результатов исследования обеспечены строго научными исходными методологическими позициями автора в рассмотрении педагогического потенциала ислама, применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, позволившим экспериментальным путем проверить теоретические положения авторской концепции в различных образовательных практиках.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в монографиях, научных статьях, докладах, тезисах и материалах конференций, общий объем которых составляет около 60 печатных листов. Они обсуждались и были одобрены на 26 конференциях. Учебно-воспитательные программы использования педагогического потенциала ислама внедрены в образовательные процессы следующих образовательных учреждений Карачаево-Черкесской республики: лицей №1 г.Карачаевска, РОО Карачаевского и Малокарачаевского районов КЧР, СОШ
1 ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В работе приведена блок-схема. Список литературы содержит 221 источников, 26 из которых на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 326 страниц. Во введении обосновывается актуальность исследования, поставлены проблема, цель и задачи; охарактеризованы объект, предмет, методы и экспериментальная база исследования; определена его методология; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста1996 год, кандидат педагогических наук Ибрагим А. И. Абед Халил
"Народный" ислам и мечеть: социологический анализ: на материалах Республики Адыгея2006 год, кандидат социологических наук Фролова, Лилия Николаевна
Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама2006 год, кандидат педагогических наук Джалилова, Джамиля Комёбовна
Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа2007 год, кандидат педагогических наук Ашуралиев, Муродали Имомалиевич
Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России1997 год, кандидат педагогических наук Бутенко, Марина Эдуардовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
Теоретический анализ целесообразности, возможностей, форм и способов использования педагогического потенциала ислама в современных государственных образовательных учреждениях России, опытно экспериментальная проверка результатов теоретических поисков автора в его деятельности учителя общеобразовательной школы и преподавателя университета дали основания к формулировке следующих выводов настоящего исследования.1. На Северном Кавказе сложились культурные, социальные и педагогические предпосылки использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках. К культурным предпосылкам мы относим доминирование ислама в этнических культурах горских народов Северного Кавказа. Ислам находит свое отражение в материальной культуре горцев, культуре их быта, семейных отношений. Ислам является основой профессионального искусства (музыкального, изобразительного и др.), находит отражение в произведениях различных литературных жанров.Культурные предпосылки актуализируют включение исламского компонента в культурологическое образование и воспитание обучающихся и представляют собой естественные возможности для гармонизации воспитательных воздействий, осуществляемых светскими образовательными учреждениями и всеми другими субъектами культурного пространства региона с преобладающим мусульманским населением.Социальные предпосылки использования педагогического потенциала ислама в деятельности государственных образовательных учреждений состоят в том, что исламская доктрина, не разделяющая религиозную и мирскую жизни, оказывает неограниченное влияние на социальную жизнь мусульманских сообществ, в том числе на функционирование системы образования как социального института. Социальные предпосылки позволяют посредством использования педагогического потенциала ислама привести содержание воспитательного процесса в светских образовательных учреждениях в соответствие с нормами ислама, доминирующими в образе жизни исламских сообществ, в выполнении гражданами-мусульманами основных социальных ролей и функций.Педагогические предпосылки использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках созданы в постсоветской России в трех сферах: 1 - в сфере законодательства об образовании на федеральном и национально-региональном уровнях, 2 - в сфере педагогической науки и 3 - в практической деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.2. Наличие культурных, социальных и педагогических предпосылок предоставляет возможность привести в соответствие воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами в светских образовательных учреждениях, с воспитательными влияниями, оказываемыми на личность семьей и этническим сообществом, базирующихся на исламском вероучении, что усиливает их педагогический эффект.3. Педагогический потенциал ислама представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать воспитательные воздействия на людей. К ценностным педагогическим средствам ислама относятся духовные ценности человека и человеческих сообществ, нравственные ценности, гармонизация интеллектуальных, духовных, психических и физических ресурсов человека.В социально-педагогической части педагогического потенциала ислама, базирующейся на социальной доктрине этого вероучения, представлена педагогическая трактовка этических канонов выполнения основных социальных ролей и взаимоотношений людей в исламском обществе.Собственно педагогические средства ислама - это совокупность идеальных представлений данного вероучения о личности мусульманина и ее основных качествах, его нравственном поведении и моральном сознании.Методические средства педагогического потенциала ислама состоят в рекомендациях по воспитанию, обучению и самовоспитанию людей, отвечают на вопрос «как воспитывать?». Условно методические средства педагогического потенциала ислама можно разделить на предписания, касающиеся непосредственно процесса обучения, воспитания детей в семье и самовоспитания человека. Есть все основания утверждать, что многие ценностные, содержательные и методические средства ислама по своей воспитательной сущности не противоречат аналогичным средствам светской педагогики, что позволяет использовать их в деятельности современных российских государственных и образовательных учреждений.4. Теоретическое обоснование использования педагогического потенциала ислама в деятельности государственных образовательных учреждений оформлено в виде авторской Концепции, в которой доказана необходимость реализации воспитательного потенциала исламской доктрины в светских образовательных практиках, осуществляемых в регионах с преобладающим проживанием мусульманских народов; охарактеризованы необходимые для этого предпосылки; • показаны возможности данного процесса; обосновано содержание исламского вероучения, которое можно использовать в воспитательных целях в рамках учебно-воспитательного процесса в виде программ включения различных его компонентов в деятельность дошкольных, общеобразовательных и профессиональных (средних и высших) образовательных учреждений с учетом уровня развития и обученности воспитанников.5. Теоретические основания и программы использования педагогического потенциала ислама в деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального образования представляют собой сочетание инвариантных (отражающих основные ценности и педагогическое содержание ислама) и вариативных компонентов, учитывающих как возрастные особенности и уровень образования воспитанников и обучаемых, так и профиль профессиональной подготовки студентов.Основная (базовая) программа использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях - это рекомендательное изложение целей и задач, на реализацию которых направлено использование педагогического потенциала исламского вероучения, а также описание основных направлений воспитательной деятельности, в которых целесообразна реализация педагогического потенциала ислама. Данная программа включает в себя описание основных
(инвариантных) содержательных единиц воспитательной деятельности с использованием педагогического потенциала ислама по каждому из направлений.6. Условия использования педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений - это требования, которые необходимо выполнять, обращаясь к педагогическим возможностям, предоставляемым исламским вероучением, с тем, чтобы соответствовать, с одной стороны, возрастным, индивидуально психологическим и другим особенностям воспитуемых, а, во-вторых, общим правилам функционирования светских образовательных учреждений. Общие условия реализации педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях разработаны для всех образовательных практик, где могут использоваться педагогические средства*ислама. Наряду с общими условиями возникла необходимость разработки и экспериментальной проверки специальных (инструментальных) условий, которые необходимо соблюдать в различных образовательных учреждениях.7. В ходе анализа и обобщения материалов- и результатов опытно экспериментальной работы по проверке основных положений Концепции* использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях и реализации Примерной программы духовно нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста, разработанной на базе Основной программы использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках подтвердилась идея Концепции о наличии возможностей использования ценностных, содержательных и методических педагогических средств ислама в следующих направлениях и видах деятельности средней общеобразовательной школы: V • в учебном процессе путем диффузного включения знаний из истории и культуры ислама в содержание отдельных учебных предметов; • в самостоятельной учебной и научно-познавательной деятельности учащихся, связанной с познанием истории и культуры ислама, его влияния на развитие науки и культуры всего мирового сообщества; • в духовно-нравственном воспитании школьников с использованием групповых и индивидуальных форм организации педагогического взаимодействия; • в индивидуальной воспитательной работе с детьми по организации и оказанию педагогической поддержки процесса самовоспитания личности учащегося на основе нравственных ценностей ислама; • в педагогической просветительской работе с родителями учащихся с целью гармонизации педагогических воздействий школы и семьи на личность ребенка в контексте исламских этических канонов.Педагогический потенциал ислама позволяет содержательно обогатить различные воспитательные направления в деятельности общеобразовательной школы. Он может быть реализован в трудовой, спортивной, природоохранной, художественной и других видах деятельности учащихся.В ходе экспериментальной работы удалось преодолеть противоречие, состоящее в том, что дети, считавшие себя верующими людьми, имели весьма скудные представления об исламе как вероучении. Формирование у учащихся знаний в области ислама, его обращений и установлений сопровождалось заметным положительным изменением поведенческих проявлений учащихся, уровня их физического развития, успеваемости в учебе, общении с родными, близкими, друзьями и с другими людьми.Одним из главных результатов экспериментальной работы явилась интериоризация учащимися нравственных ценностей ислама, превращение их в моральные регулятивы самосовершенствования путем разработки индивидуальных программ самовоспитания. Удалось добиться осознания воспитанниками того, что следование исламу предполагает сохранение духовного и физического здоровья. Этому способствовало обращение к педагогическому содержанию ислама, изучение и следование духовно, нравственно и физически формирующим призывам ислама, изложенным в Коране, Сунне Пророка Мухаммада, хадисах, изучение духовно и физически развивающей функции намаза и его правильное выполнение, изучение правил поста - ураза, изучение содержания запретов на употребление всего опьяняющего и дурманящего и следование этим запретам.Освоение учащимися экспериментального класса морально-этических установлений ислама, его призывов, обращений и предписаний для человека послужило эффективным средством формирования у детей желания следовать им в своей повседневной жизни, развивая свои нравственные и другие личностные качества. Наблюдая за жизнью учащихся экспериментального класса после окончания школы, мы увидели, что став сейчас уже взрослыми людьми, они продолжают строго следовать нравственным установлениям ислама, его моральным требованиям, что понимается ими как главное условие их успешной социализации и достойной.жизни.8. Анализ опыта теоретической разработки и экспериментальной апробации примерной программы использования педагогического потенциала ислама в деятельности вуза показал, что современный вуз имеет следующие возможности для использования педагогического потенциала ислама в своей деятельности: • временные - ресурсы учебного времени в национально-региональном
(вузовском) компоненте государственных образовательных стандартов, позволяющие включать в учебные планы направлений (специальностей) дисциплины по выбору, ориентированные на предоставление студентам истинной информации об исламе и позволяющие использовать ее в педагогических целях; содержательные - набор общегуманитарных и социальных дисциплин, в содержание которых возможно включение информации по истории, культуре, этике, морали, педагогике ислама; • морально-психологические, состоящие в том, что большинство студентов - представителей мусульманских этносов причисляют себя к верующим в ислам и желают получить информацию о различных аспектах данного вероучения.9. Примерная программа использования педагогического потенциала ислама в вузе может быть модифицирована с учетом профиля вуза, факультета, выпускающей кафедры и других особенностей учреждения высшего профессионального образования с тем, чтобы реализация педагогического потенциала ислама осуществлялась в контексте соответствующего направления профессиональной подготовки. С этой целью примерная программа имеет инвариантные части, которые могут быть использованы в учебном и воспитательных процессах всеми вузами, желающими заниматься данным направлением образовательной деятельности, а также инвариантную, разрабатываемую вузом в соответствии с профилем (-ями) профессиональной подготовки.10. Реализация примерной программы использования педагогического потенциала ислама в вузе приводит к положительным результатам, выражающимся в: овладении студентами истинными знаниями об исламе, его истории, культуре, этике, морали, педагогических средствах воздействия на человека, а также к стремлению самостоятельного познания ислама как религиозного и социокультурного явления; улучшении отношения студентов к учебной и другим видам деятельности; духовно-нравственном развитии личности студента.11. Деятельность вуза по использованию педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательном процессе предполагает учет и создание совокупности условий ценностного, содержательного и методического характера, обеспечивающих гармоничное встраивание данного направления образовательной практики в соответствующий процесс профессиональной подготовки студентов.Проведенное исследование не предоставляет ответы на все многочисленные вопросы, которые возникают в процессе реализации педагогического потенциала ислама в деятельности государственных образовательных учреждений. Среди проблем, требующих своего дальнейшего изучения, можно выделить такие как использование педагогических средств ислама в образовательных учреждениях с полиэтническим составом обучающихся, принадлежащих к различным конфессиям; дифференциация воспитательной деятельности с включенным исламским компонентом с воспитанниками разного пола; более глубокое изучение возможностей использования педагогического потенциала в отдельных направлениях воспитательной деятельности и др.
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович, 2008 год
1. Твое отношение к исламу (христианству), к людям их исповедующим?
2. Кто по вере и национальности твои товарищи, друзья?
3. Что ты знаешь об исламе (христианстве)?
4. Как называется молельный дом мусульман (христиан)?
5. К чему призывает ислам (христианство)?
6. Как зовут Пророка, проповедовавшего ислам (христианство)?
7. Что ты знаешь о Иисусе Христе?
8. Какими качествами должен обладать мусульманин (христианин)?
9. Установление Ислама в Дагестане, Чечне, Ингушетии.
10. Исламизация Кабарды, Осетии, Балкарии и Карачая.
11. Исламизация причерноморских адыгов. Тема 3. Ислам на Руси.
12. Культурные и торгово-экономические связи мусульманских стран с древне-русскими княжествами.
13. Ислам и мусульмане на Руси до и после ее христианизации.Тема 4. Древние и средневековые исламские государственные образования на территории современной Российской Федерации.
14. Ислам в Волжской Булгарии.42. Ислам в Золотой Орде.
15. Ислам в Крымском и Астраханском Ханствах.Тема 5. Исламские государственные образования на Северном Кавказе.51. Имамат Имама Шамиля.
16. Государственность карачаево-балкарцев, кабардинцев, черкесов, причерноморских адыгов. Особенности их социально-политического устройства и управления.
17. Историческая исламская культурная общность народов Северного Кавказа.Тема 6. Новая и новейшая история исламских субъектов Российской Федерации.
18. Новая и новейшая история мусульман России, Поволжья и Сибири.
19. Новая и новейшая история мусульман Северного Кавказа.Дисциплина «Культурология» Тема 1. Становление арабо-мусульманской культуры.
20. Роль и значение цивилизаций Древней Греции, Палестины, Сирии, Египта, Персии и Византии в формировании и развитии арабо-мусульманской культуры и искусства.
21. Предписанное Исламом стремление к овладению знаниями, развитию нравственности и добродетели как детерминанта развития арабо-мусульманской культуры.Тема 2. Синтез науки и искусства как феномен арабо-мусульманской культуры.
22. Культурное значение развития наук в арабо-мусульманском обществе.22. «Наука, научность в искусстве» и «искусство науки» в арабо-мусульманской культуре.Тема 3. Арабо-мусульманская культура как основа европейской «Эпохи Возрождения»
23. Кордовский Халифат как центр науки, искусства и культуры средневековой Европы.
24. Роль и значение арабо-мусульманской культуры и науки в развитии европейской культуры, науки и искусства.Тема 4. Арабо-мусульманская культура па территории современной Российской Федерации.
25. Дагестан и Волжская Булгария, как центры мусульманской культуры.
26. Мусульманская культура Золотой Орды, Крымского, Астраханского, Казанского Ханств.Тема 5. Современная культура мусульманского мира.
27. Современная культура мусульманских стран.
28. Современная мусульманская культура в странах Европы и Америки.
29. Современная мусульманская культура в Российской Федерации: состояние проблемы, пути решения.Дисциплина «Социология» Тема 1. Исламское общество и государство.
30. Соединение духовной и светской власти в исламском государстве.
31. Инструменты народовластия в исламском обществе. Тема 2. Социальная доктрина Ислама.
32. Совещательность, равенство и справедливость как обязательные атрибуты власти по Исламу.
33. Доступность и подконтрольность институтов власти обществу по Исламу.
34. Условия и факторы обеспечения социального равенства в Исламе.Дисциплина «Политология» Тема 1. Ислам в истории и в современном мире.11. Ислам как вера.
35. Ислам как политическая идеология. Тема 2. Исламские политические движения.
36. Идеологические доктрины псевдоисламских политических группировок и движений.
37. Ислам и мусульмане в условиях глобализации, военно-политического, экономического и культурного доминирования Запада.Дисциплина «Правоведение» Тема 1. Основы исламского права.
38. Коран и Сунна как основные источники исламского права.
39. Дополнительные основы исламского права иджма (согласие) и кийас (принцип аналогии).Тема 2. Законодательные школы исламского права.
40. Суннитские законодательные школы Ислама аньШафии (767-820), Абу Ханифа (699-767), Малика ибн Анаса (713-795), Ахмада ибн Ханбала (780855).
41. Шиитская школа иламского права имама Джафара ас-Садика. Тема 3. Шариат всеобъемлющий идеал.
42. Пять категорий поведения человека по исламскому праву.
43. Шариат и мусульманские общества.33. Шариат и светское право.Дисциплина «Психология и педагогика» Тема 1. Психология и этическая психология в Исламе.
44. Гильмуннафс исламская наука о душе, изучающая и исследующая психологические аспекты духовного развития личности.
45. Этическая психология в трудах имама Газали.Тема 2. Педагогическое значение духовно-нравственных установлений Ислама.
46. Коран и Сунна как основные источники педагогики Ислама.
47. Основные столпы ислама (их содержание)?
48. Главные мусульманские праздники?
49. Город, где родился Пророк Мухаммад?
50. События, вынудившие Пророка Мухаммада уйти из Мекки в Медину?
51. Опишите выполнение частичного и полного омовения?6. Первая сура Корана?7. К чему призывает ислам?
52. Обязанности мусульманина, мусульманки?9. Значение знания в исламе?
53. Формирование знаний, нравственности и способности к основанному на них действию.Тема 4. Основные исламские педагогические термины и понятия.
54. Исламские психолого-педагогические термины и понятия.
55. Исламские педагогические термины и понятия. У Тема 5. Содержание педагогической работы на основе ценностей и содержания Ислама.51.Общие знания об Исламе.
56. Нравственные ценности Ислама.
57. Культура здорового образа жизни в Исламе.
58. Воспитание семьянина в Исламе.55. Культура мировоззрения.Тема 6. Ислам в национальной культуре и этнопедагогике этнических мусульман.
59. Народная педагогика как часть традиционной культуры и педагогики Ислама.
60. Исламский компонент в содержании этнопедагогики мусульманских субъектов Российской Федерации.Тема 7. Педагогика и психология Ислама.
61. Научная педагогика и педагогика Ислама: пути педагогического взаимодействия и сотрудничества
62. Целесообразные формы и методы трансляции педагогического потенциала Ислама в содержание светской образовательной практики.Дисциплина «Философия» Тема 1. Мусульманская философия и калам.
63. Исламский калам как особый род философской схоластики.
64. Своеобразие и оригинальность мусульманской философии. Тема 2. Исламские философские школы и концепции.
65. Философские концепции му'тазилитов, кадаритов, джабаритов.
66. Деятельность мусульманских философов Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ас Сухраварди и др.
67. Современная исламская философия.Дисциплина «Экономика» Тема 1. Исламская социально-экономическая модель.
68. Исламская концепция социально-экономического развития.
69. Принципы исламской экономики. Тема 2. Предпринимательство в Исламе.
70. Основные принципы исламского предпринимательства.
71. Мусульманский календарь и мусульманские праздники. Воспитательные задачи: Объяснить значение религиозных мусульманских праздников, их духовно развивающее значение и обрядовую часть.
72. Псевдоисламские секты и группировки.Воспитательные задачи:дать понимание антиисламской сущности реакционных группировок и сект.сформировать у студентов твердое неприятие псевдорелигиозной реакционной идеологии.
73. Абдул Хади Аббас. Женщина и семья в цивилизации. Дамаск, 1987.На арабском языке).
74. Абдуль Хаххаб Халляф. История основ исламского права. — Дамаск,1992. (На арабском языке).
75. Абдурахман бин Насир ас-Сагдий. Тейсир., 2000. (На арабском языке).
76. Абдурахман бин Хаммад аль-Умар. Ислам — религия истины. М.,1993. С. 48.
77. Абу аль-аля аль Маудуди. Жизненная миссия Пророка. — М., 1992.
78. Аджиева A.M. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук «Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа. Карачаевск, 2006.
79. Али-Буга Мустафа. Сборник толкований сорока хадисов Ан-Нававия. — Бейрут, 1982. (На арабском языке).
80. Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессиональном образовании //Вестник ДНЦ РАО. Махачкала, 2004.
81. Аль-Ашкари Мухаммад Сулейман. Познакомиться с исламом. — Бейрут, 1991. (На арабском языке).
82. Аль-Ватан аль-араби. Женщина и ислам. 1984 №378. (На арабском языке).
83. Аль-Газали. Мизан аль-амаль. Бейрут, 1962. С.328. (на арабском языке).
84. Аль-Кайси М.И. Исламская мораль. М., 2005, С.З.
85. Аль-Кайси М.И. Исламская мораль. М., 2005, С.7.
86. Аль-Кайси М.И. Исламская мораль. -М., 2005. С. 84-85.
87. Аль-Мунаджид Мухаммад салих. Пути, ведущие к смиренности в молитве. М., 2002.
88. Аль-Халяуи Абдель Рахман. Основы методологии исламского воспитания в семье, школе и обществе. — Дамаск, 1995. (На арабском языке).
89. Аль-Ханафи ибн Абиль-Гиз. Толкование книги вероубеждения (имама Ат-Тахавия). Бейрут, 1988. . (На арабском языке).
90. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007., С. 78.
91. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде,Iкоторый стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007., С. 78.
92. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007., С. 40-41.
93. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007., С. 43.
94. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007. С. 280.
95. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2007. С. 174-175.
96. Аляутдинов Ш. Он и Она. М., Фонд «Мир образования», 2004. Т.З.
97. Аргунова Г.А. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов». — Карачаевск, 2005.
98. Ассаих Али Хусейн. Заметки о суфизме и его истории. Дамаск, 1997. (На арабском языке).
99. Ас-Сайс Али Махмуд. История исламского права. Бейрут, 1963. (На арабском языке).31 .Ат-Туба Гази. Современная исламская мысль. Бейрут, 1977. (На арабском языке).
100. Ахмад Фарид Мустафа. Ислам всеобъемлющий образ жизни. — Нальчик, 2004.
101. Байрамуков И. Среди кубанских горцев. Мусульманская газета. 1913. №29.
102. Байрамукова Ф.И. Книга скорби. Черкесск, 1996.
103. Батчаев Ш.М. Карачаевцы в войнах России (вторая половина XIX в.-начало XX в.). М., 2005.
104. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 258.
105. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 258.
106. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 263.
107. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 264.
108. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 265.
109. Баш Хайдар. Макалат. Ислам: секрет становления.- Ярославль, 2000. С. 265-266.
110. Бегеулов P.M. Центральный Кавказ в XVII первой четверти XIX века: Очерки этнополитической истории. - Карачаевск, 2005.,
111. Бенбелькасен Нуреддин. Кризис молодежи, его причины и пути решения. Аль Фикр. Тунис, 1984 - №10. (На арабском языке).
112. Библер В.С.Нравственность. Культура, Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.
113. Бобровников В. Исламское образование на Северном Кавказе. Ж.: Россия и мусульманский мир. №12. М., 2004. С. 145.
114. Бобровников В. Исламское образование на Северном Кавказе. Ж.: Россия и мусульманский мир. №12. — М., 2004. С. 146.
115. Бобровников В. Исламское образование на Северном Кавказе. Ж.: Россия и мусульманский мир. №12. М., 2004. С. 147.
116. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — М., 2002, С.625.
117. Бюкай М. Библия, Коран и наука. — Париж, 1995. С. 180.
118. Бюкай М. Библия, Коран и наука. Париж, 1995. С. 205-206.51 .Варденбург Жак. Мировые религии с точки зрения ислама// Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М., 2000.
119. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М., 2002.
120. Волков Г.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ООО Большая Медведица, Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005.
121. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под научной редакцией Г.М. Берликова. -М., ООО Большая Медведица, Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2006.
122. Габриели Ф. Энциклопедия ислама, новое издание. Лондон, 1960.
123. Гашимов М. Особенности участи исламских духовных организаций в общественно-политических процессах. — М., 2007. №8. С. 36-40.
124. Герпгундский Б.С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI в. М., 1996.
125. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект, 1998.
126. Гюлен Ф. Пророк Мухаммад: вечный свет. Т. 2. С. 153-154. (На турецком языке).
127. Дружинин С. Исламский режим в Иране существенно изменился за последние 25 лет. Ж.: Россия и мусульманский мир. №5. — М., 2004.
128. Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин. Уникальное пособие для ищущего знания. -М., 2002. С. 161.
129. Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин. Уникальное пособие для ищущего знания. М., 2002. С. 181.
130. Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин. Уникальное пособие для ищущего знания. М., 2002. С. 182.
131. Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин. Уникальное пособие для ищущего знания. -М., 2002. С. 190.
132. Евтушенко А. Мусульманин: судьба человека//Комсомольская правда. 1998. 27 февраля.
133. Егорин А.З. История Ливии XX в. М., 1999. С. 324.
134. Егорин А.З. История Ливии XX в. М., 1999. С. 325.
135. Ж.: Лаг1аш. №2. К вопросу о расселении ингушей в XVI-XIX вв. 1991. С.31.
136. Ж.: Эхо Кавказа. №1. М.,1992. С. 13.
137. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. С. 216.
138. Закон об образовании Карачаево-Черкесской республики, статья 2.72.3арринкуб А.Х. Исламская цивилизация. М., 2004. С.224.73.3арринкуб А.Х. Исламская цивилизация. М., 2004., С. 164.74.3иятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999.
139. Ибн Мадж. Личность мусульманина. М., 2000. С. 95.
140. Имам Абуль Фида Исмаил бин Кассир. История пророков. Каир, 1998. (На арабском языке).
141. Иммиев Р.К. Автореферат на соискание ученой степени кандидата пед. наук. «Традиционные нормы нравственной культуры, как фактор социализации старшеклассника. — Карачаевск, 2006.
142. Ислам. Духовно-просветительский журнал. №2 (16), 2007.
143. Ислам. Духовно-просветительский журнал. №3 (17), 2007.
144. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., Молодая гвардия, 2003.
145. Казыханов B.C. Уроки веры: учебно-методическое пособие для мусульманских школ. — М., 2006.
146. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане// Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
147. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. — Махачкала, 1989.
148. Кандемир Яшар. Навстречу исламу. Истамбул, 2001. (На турецком языке).
149. Кандемир Яшар. Я верю в Аллаха. Истамбул, год в издании не указан. (На турецком языке).
150. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX-начала XX вв. Избранное в II т. Составитель Биттирова Т.Ш. — Нальчик, 1993.
151. Карачаевцы. Выселение и возвращение 1943-1957. Материалы и документы. Черкесск, 1993.
152. Кардави Юсуф. Время в жизни мусульманина. Дамаск, 1993. (На арабском языке).
153. Качества рабов Милостивого. М., 1993. С. 17.
154. Кисриев Э. Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций. Россия и ислам: Межцивилизационный диалог. Уфа, 2006. С. 9-35.
155. Койчуев А.А.-Дж. Педагогика ислама: основные идеи, история и современность. Карачаевск. Изд. КЧГУ, 2006.
156. Койчуев А.Д. Карачаевская автономная область в годы ВОВ. 1941-1945.-Ростов-на-Дону, 1998. С.11.
157. Конституция РФ, ст. 15, ч.2.
158. Конституция РФ, статья 14.
159. Конституция РФ, статья 29, d.
160. Конституция РФ, статья 29, с.97.Коран 17:23-24.98.Коран 2:256.99.Коран 29:45.100. Коран 4:434.101. Коран 4:96.102. Коран 42:12103. Коран 46:15.104. Коран 5:11.105. Коран 5:85.106. Коран 60:8-9.107. Коран 90:13.108. Коран 96:1-5.109. Коран, 24:22.
161. Корецкая С.В. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук «Семейное воспитание в традиционных культурах. (На материале Северного Кавказа и Японии)». Владикавказ, 2003.
162. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.
163. Кошев A.M. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа XIX-начала XX в. Нальчик: Эльбрус, 1991.
164. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе// Изб. соч.-М.-Л., 1960.
165. Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991.
166. Курамухаммад хаджи Рамазанов. Заблуждение ваххабитов в шариатских вопросах. Перевод Магомедова У.Г. 2-е издание. — Махачкала, 2008.
167. Кутлу Хусейн. Азбука Корана. — Истамбул, 2001. (На турецком языке).
168. Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. Ростов-на-Дону: Феникс, Харьков: Торсинг, 2004.
169. Лайпанов К.Т. Карачай и карачаевцы. Черкесск, 2005.
170. Ланда Р.Г. История Алжира XX в. М., Институт востоковедения РАН, 1999. С. 199.
171. Ли Ю. Состояние религиозного образования в Турции// Россия и мусульманский мир. №11. М., 2005. С. 154-155.
172. Любовь и секс в исламе. Сб. статей и фетв. М., 2005.
173. Малахов В. Россия в XX в.: нация и культурный плюрализм// Россия и мусульманский мир. М., 1997. №7. С. 7-8.
174. Малашенко А. Ислам для России. М., 2007.
175. Маремшаова И.И., Эфендиев Ф.С. Сознание, менталитет, культура: особенности исследовательских подходов: Учебное пособие. Нальчик, 2005.
176. Маудуди М. Ислам сегодня.- М., 1992. С. 18.
177. Мефедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984.
178. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и культура карачаево-балкарского народа//Минги-Тау: Эльбрус, 1994 №1/53.
179. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала, 1986.
180. Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран: Сборник статей. М., 2008. С. 31
181. Муртузалиев С.И. Современные тенденции теологизации образования и воспитания/УРеалии и перспективы поликультурного образования. Махачкала, 2003.
182. Муртузалиев С.И., Рагимова П.Ф. История конфессиональных систем образования Дагестана и общероссийские проблемы теологизации системы образования/Под общей ред. проф. С.И.Муртузалиева. Махачкала, 2005.
183. Мустафа Махмуд. Спор с безбожником. Минск, 1991. С. 9.
184. Мустафа Махмуд. Спор с безбожником. Минск, 1991. С.15.
185. Мухаммад Али Кутб. Основы воспитания девочек в исламе. — Дамаск, 1986. (На арабском языке).
186. Наврузов А. Исламские ВУЗы постсоветского Дагестана и международные образовательные сети. Россия и мусульманский мир. -М., №10 (184), 2007.
187. Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Черкесск, 1993.
188. Народное образование на Северном Кавказе. Ставрополь, 1974.
189. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. №6, 1999.
190. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002.
191. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002., С. 13-25.
192. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002., С. 23.
193. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002., С. 202-203.
194. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002., С. 187.
195. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002., С. 220-276.
196. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. — М., 2002. С. 331.
197. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. — М., 2002. С. 412-416.
198. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. — М., 2002, С. 616-617.
199. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002, С. 20-21.
200. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002, С. 21-22.
201. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. — М., 2002, С. 334-335.
202. Наставление верующим. В кратком изложении шейха Мухаммада Джамиль ад-дина аль-Касими. М., 2002, С. 336.
203. Нечитайло Д. Ислам в скандинавских странах. Ближний Восток и современность. -М., 2006, вып. 29. С. 182-199.
204. Ниязи А. Запад и мусульманский восток в системе новой биполярности. Азия и Африка сегодня. М., 2007. №5. С. 54-56.
205. Нурси Сайд. Великое знамение. Истамбул, 1997. (На турецком языке).
206. Нурси Сайд. Основы братства. Истамбул, 1997. (На турецком языке).I
207. Нурси Сайд. Прелести веры и прогресс человека. Из собрания сочинений «Рисала и Нур». — Стамбул, 1997. С.6.
208. Нурси Сайд. Прелести веры и прогресс человека. Из собрания сочинений «Рисала и Нур». Стамбул, 1997. С.6.
209. Овсянников А.А. Система образования в России. — М., 1999.
210. Одзоева Р.Т., Шаповалов В.К. Образование детей вынужденных переселенцев в республике Ингушетия. Ставрополь, 2005.160Г Османов Н. Полемика. Махачкала, 2003.
211. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., ООО Большая Медведица, Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004.
212. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2002., С. 30.
213. Полевая тетрадь автора. Информация о просветителях Карачая и Балкарии.
214. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.
215. Развитие исламского богословия: историческое значение и современные задачи. — Казань, 2007.
216. Рамазанов К.А., Султанмагомедов С.Н., Гаджиев М.П. Азбука ислама//Учебно-методическое пособие по основам ислама для начинающих. Махачкала, 2003.
217. Раузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе. М., 1978. С. 246.
218. Раузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе. -М., 1978. С. 232.
219. Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник ГУП. Махачкала, 2001. С. 29.
220. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества//Материалы научной конференции. Махачкала, 2002. С. 75.
221. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества //Материалы научной конференции. Махачкала, 2002. С. 75.
222. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества //Материалы научной конференции. Махачкала, 2002. С. 88.
223. Ридель С. Мусульманин в Европейском Союзе//Вестник аналитики.-М., 2007. №2. С. 103-115.
224. Робинсон Дж. Избранные сочинения в 15 т. Т.З. Ямани — Взгляд из-за кулис.- М., 1993. С. 129.
225. Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень. №3 (189), 2008.
226. Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень. №4 (190), 2008.
227. Саад-ал Лах-Абу-ль-Касим. Школы арабской культуры в арабском Магрибе. Ас-Сакафа. Алжир, 1984 - №79. (На арабском языке).
228. Сагьб Зухр. Эволюция арабской семьи. Дамаск, 1961. (На арабском языке).
229. Сайд афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. — М., 2003. С. 3.
230. Сайд бин Али аль-Кахтани. Крепость мусульманина. Нальчик, 2004.
231. Сборник хадисов. М., 1990. С.9.
232. Сборник хадисов. М., 1990. С.99.
233. Сборник хадисов. М., 1991. С. 11.
234. Сборник хадисов. М., 1991. С. 11.
235. Сборник хадисов. М., 1991. С. 14, 16.
236. Сборник Хадисов. М., 1991. С. 24.
237. Сборник Хадисов. М., 1991. С. 27.
238. Сборник хадисов. М., 1991. С. 9.
239. Сведения о народах Кавказа. Баку, 1980. С. 178.
240. Сейд Музаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования / Пер. с англ.; Под ред. Кямилева С.Х. М., 2000. С. 38.
241. Сейд Музаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования / Пер. с англ.; Под ред. Кямилева С.Х. М., 2000. С. 23.
242. Семенова А.С. Автореферат на соискание ученой степени канд.пед.наук «Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая» Карачаевск, 2002.
243. Серенко И. Пакистан: приоритеты образования в борьбе с терроризмом. Ж.: Азия и Африка сегодня. №12. М., 2004. С.38-42.
244. Серенко И. Пакистан: приоритеты образования в борьбе с терроризмом. Ж.: Азия и Африка сегодня. №12. -М., 2004. С.40.
245. Серенко И. Пакистан: приоритеты образования в борьбе с терроризмом. Ж.: Азия и Африка сегодня. №12. М., 2004. С.38.
246. Смыр Г.В. Религиозные верования абхазов (Историческая эволюция и особенности) Гагра, 1994.
247. Степанов Г., Юсин М. Турецкое правительство бросает вызов армии. Газета «Известия» от 12 мая 2004.
248. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие/Мост. О.В. Сухомлинский. -М., 1990.
249. Тамбиева З.М. О народном образовании в Карачаево-Черкесии до Октябрьской революции//К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. Ставрополь, 1969.
250. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990.
251. Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. -М., Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.,
252. Тилов P.P. Сага о Кавказе. Ранняя история алано-болгар. -Нальчик, 2005.
253. Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., 2002. С.277-278.
254. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917). — Пятигорск, 1994.
255. Утургаури С. Ж.: Восток.№3. М., 2004. С. 84-89.
256. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
257. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование в России // Педагогика, 2007, №5, С. 111.
258. Харисова JI.A. Ислам. Духовно — нравственное обучение школьников. -М., 2002.
259. Харисова JI.A. Ислам. Духовно нравственное обучение школьников. - М., 2002. С. 16.
260. Харисова JI.A. Ислам. Духовно т нравственное обучение школьников. М., 2002. С. 8.
261. Хасан-Айюб. Общественные правила поведения в исламе. Изд-во Дараль таузигъ уаль аль Исламия, 1996. (На арабском языке).
262. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. Введение и примечания. -М., 1994.
263. Чомаев К.И. Наказанный народ. Черкесск, 1993.
264. Шагаль В. Арабы в Канаде. Ж.: Азия и Африка сегодня. №5. М., 2005. С.46-50.
265. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2002. С. 18.
266. Шерукова А.А. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук «Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов». Карачаевск, 2004.
267. Якупов В. Мусульманская культура в общественной среде. — Казань, 2007.
268. Якупов В. ОИК это халифат сегодня. - Казань, 2007.
269. Ярков А. Ислам един, но многолик. М., №5 (29). С. 97-102.
270. Ярлыкапов А.А. Исламское образование на северном Кавказе в прошлом и настоящем. //Вестник Евразии. Независимый научный журнал. М., №2 (21), 2003.
271. Bennabi М. Western Orientalists Their Writings «Islamic Review and Arab Affairs». London, 1968, vol.56,№10.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.