Инновационные процессы в конфессиональном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хабибуллина, Гулфия Юнысовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хабибуллина, Гулфия Юнысовна
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. Исламское образование: сущность и функциональные особенности.
1.2. История развития религиозного образования мусульман России.
1.3. Тенденции развития исламского религиозного образования за рубежом.
Выводы по первой главе:.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Состояние современного исламского образования как отражение исторического опыта.
2.3. Организация образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях.
2.2. Университет как центр развития исламского образования.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование системы мусульманского образования в России: 1990 - 2000-е гг.2013 год, кандидат исторических наук Нафиков, Ильсур Закирзянович
Конфессиональное образование в Дагестане: история и современность2005 год, кандидат исторических наук Рагимова, Периханум Ферезуллаевна
Педагогические воззрения А.Т. Цаликова2006 год, кандидат педагогических наук Чеджемова, Елена Николаевна
Эволюция православного и исламского образования в 20-21 вв. в России: сравнительный анализ2009 год, кандидат философских наук Легасова, Татьяна Александровна
Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках2008 год, доктор педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инновационные процессы в конфессиональном образовании»
Система образования в нашей стране переживает серьезные изменения. Новая методология воспитания и обучения человека должна сложиться в процессе широкого обмена мнениями и научными идеями между представителями самых разных направлений и взглядов в области педагогики и гуманитарной науки в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные вопросам возобновления, становления и развития конфессионального образования в России. Актуально раскрытие специфики религиозного образования, выявление его педагогического потенциала относительно всей системы образования, сложившейся в стране. Глубокий научный анализ концепций просвещения и образования в различных конфессиях и этнических культурах, представленных в обществе, может обеспечить взаимопонимание, необходимое для диалога и взаимообогащения народов и все большее их сближение.
В настоящее время идет процесс интеграции знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы. Для успешного решения этой задачи необходимо сотрудничество религиозных и государственных институтов, религиозных и светских вузов, ученых, общественности. Теоретические исследования и разработки в области конфессионального образования могут быть полезными в создании комплекса материалов информационного и методического характера, учебников и учебных пособий для светской школы.
Сегодня конфессиональное образование и просвещение развиваются в новых социально-культурных, политических и экономических условиях. Необходимость восстановления системы конфессионального образования в соответствии с современными требованиями развития общества предполагает углубление знаний как в области традиционного конфессионального обучения, так и в сфере современных достижений в педагогике, в науке и технике. В связи с этим возникла необходимость изучения инновационных процессов в светской системе образования и их применения в области конфессионального образования.
Религия в своей сущности не допускает инноваций, но необходимость адаптации к современным условиям развития общества требует новых подходов в организации образовательного процесса, новых технологий и методик обучения, новых программ, учебных пособий. Под инновационными процессами в конфессиональном образовании мы понимаем систему введения новшеств, их апробацию, распространение и внедрение в образовательный процесс с целью повышения эффективности и качества религиозного образования. В нашем исследовании мы рассматриваем инновационные процессы применительно к исламскому образованию.
Многие сегодняшние вопросы и задачи, которые ставит перед нами жизнь, созвучны проблемам, поднятым передовыми мыслителями, богословами, педагогами конца XIX - начала XX вв., когда перед мусульманами России возникла необходимость адаптации к новым общественно-экономическим условиям развития страны при сохранении мусульманской идентичности. Идеи и решения, выдвинутые исламскими богословами в прошлом, актуальны и сегодня. В связи с этим необходимо изучить и объективно оценить систему конфессионального образования в дореволюционной России. Преемственность традиций предшествующих поколений, умелое использование многовековой мудрости имеет глубокое значение в восстановлении исламского образования.
Методологические и теоретические вопросы образования выделились в ходе развития педагогики в системе научного знания и формулировались отечественными и зарубежными классиками педагогической науки (A.B. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.). Существенное значение имеют положения педагогики о месте обучения и воспитания в духовной сфере жизни общества, преемственности 4 в образовании, его гуманистической направленности (A.C. Аскольдов, А.И. Введенский, С.И. Гессен, A.B. Дистервег, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.). Изучение философского и педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов необходимо для целостного осмысления путей развития исламского религиозного образования.
Основами становления и развития истории образования в общероссийском масштабе занимались многие исследователи: П.Ф. Анисимов, A.M. Арсеньев, М.В. Богуславский, A.M. Вежлев, В.М. Величкина, А.Н. Веселов, В.М. Горохов, Э.Д. Днепров, Г.Е. Жураковский, Е.К. Медынский, A.M. Новиков, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.Я.Струминский, В.Э. Смирнов, Е.В. Ткаченко, М.Ф. Шабаева и др. В трудах этих исследователей есть как обобщающие работы, так и те, которые раскрывают отдельные аспекты становления и развития системы образования в России.
Проблема инноватики в образовании представлена в работах К.Ангеловски, В.И Журавлева, Т.М. Ковалевой, Н.Б. Крыловой, В.С Лазарева, Б.П. Мартиросяна, JI.C. Подымовой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И Третьякова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др. Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса рассматривают С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России рассматривает Б.С. Гершунский.
Принципы реформирования образования, научно-исследовательская инновационная деятельность в системе образования рассмотрены В.И. Жуковым. Вопросы непрерывного образования и повышение квалификации и переподготовки кадров рассматриваются A.JI. Гавриковым, Н.П. Литвиновой, а также О.С. Виханским, М.Т. Громковой, В.А. Зубковым, A.M. Новиковым, H.A. Селезневой, Ф.Р. Филипповым. Инновационные процессы в образовании раскрыты также в трудах A.A. Андреева, A.A. Ахаяна, В.В.
Давыдова, A.JI. Денисовой, Е.В. Дозорова, А.П. Ершова, В.В. Краевского, В.А. Садовничего, H.A. Филиппова, T.JI. Шапошниковой и др.
Вопросы развития религиозного образования представлены в трудах известных педагогов: В.И. Водовозова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, JI.H. Модзалевского, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, В.Я. Стоюнина, П.Д. Юркевича. Все они были сторонниками инновационных преобразований в системе образования, боролись за общедоступную бессословную школу.
Педагогические идеи К.Д. Ушинского развивал ученый-богослов, просветитель Г. Галеев-Баруди применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах рассматривал историю развития и особенности мусульманского образования в России, а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматриваются также в работах И. Ардашева, Дж. Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, P.A. Утябай-Карими, Р. Фахретдина.
Исторический аспект развития исламского образования в России исследуется в работах отечественных ученых Я.Г. Абдуллина, Ф.Н. Баишева, В.Ю. Ганкевича, Л.С. Гатаговой, Д.М. Исхакова, Г.Ш. Каймаразова, P.M. Мухаметшина, P.A. Набиева, М.Н. Фархшатова, А.Ю. Хабутдинова, А.Р. Шихсаидова, A.A. Ярлыкапова, а также зарубежных авторов: А. Беннингсена, С. Дюдуаньона, А. Капеллера, А. Рорлих и др.
Педагогическое осмысление духовного потенциала ислама в развитии личности представлено в работах М.И. Махмутова, Л.А. Харисовой, Б.Х. Юлдашбаева, А.Б. Юнусовой и др.
Сущность исламского образования, проблемы реформирования исламской системы образования в настоящее время рассматриваются как российскими, так и зарубежными учеными: Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас, Жильбер Делану, Р.Г. Ланда, Аль-Маудуди, A.B. Малашенко, В.Г.
Малушковым, Н.Г. Пруссаковой, Т.С. Саидбаевым, К.А. Хромовой, P.M. Шариповой и др.
Однако наряду с достаточно глубоким научным изучением основ ислама и истории развития системы конфессионального образования в дореволюционной России, практически отсутствуют исследования развития исламского образования в современной России, не рассматриваются инновационные аспекты этого процесса. Это создает определенные трудности для практической деятельности и организации образовательного процесса в исламской системе образования.
Данная проблема может быть решена, если будут сняты противоречия между:
• огромным педагогическим потенциалом ислама и недостаточной разработанностью методологии его изучения;
• стремлением большого количества мусульман получить исламское образование и уровнем организации религиозного образования;
• множественными попытками организации образовательного процесса в разных регионах и отсутствием единых подходов в структурировании исламской образовательной системы;
• ориентацией на опыт зарубежных стран и отсутствием на сегодняшний день единого концептуального подхода к развитию исламского образования в стране;
• традициями, с одной стороны, и новыми подходами в организации исламского образования;
Для преодоления противоречий необходимо ответить на ряд вопросов:
- каковы концептуальные подходы к развитию исламского образования?
- какие организационно-педагогические условия необходимо создать для его развития?
- какие инновационные модели и технологии используются в системе исламского образования?
Цель исследования:
Выявить инновационные процессы в разные исторические периоды и обосновать организационно-педагогические условия развития исламского образования.
Объект исследования:
Организация учебно-воспитательного процесса в исламских образовательных учреждениях.
Предмет исследования: Инновационные процессы в организации учебно-воспитательного процесса исламских образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: Инновационные процессы будут выявлены и обоснована необходимость их реализации, если будут:
- рассмотрены инновационные процессы в истории развития исламского образования в России (джадидизм);
- определены особенности и тенденции развития современного исламского образования;
- сформулированы концептуальные положения развития исламского образования;
- предложены организационно-педагогические условия эффективности развития исламского образования;
- разработана и апробирована организационная структура современного исламского образовательного учреждения.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1) изучить инновационные процессы в истории развития исламского образования в России и за рубежом;
2) выявить особенности и образовательный потенциал ислама и его представленность в исламском образовании;
3) осуществить комплексный анализ состояния современной системы исламского образования в России и обосновать концептуальные подходы к развитию исламского образования;
4) определить организационно-педагогические условия эффективного развития исламского образования;
5) разработать и экспериментально апробировать организационную структуру исламского образовательного учреждения.
Методологическая основа исследования
Для решения поставленных задач используются: а) теоретические методы (анализ философской, педагогической, методической литературы, изучение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, теоретическое моделирование); б) эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, сбор и накопление данных в ходе бесед, тестирование, педагогический эксперимент, диагностика его хода и результатов); в) методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.
Исследование состояло из трех последовательных этапов.
На первом этапе (1999 - 2003 гг.) были изучены архивные, исторические материалы, документы, источники об исламском образовании в России; осуществлен анализ процессов модернизации образования в исламских странах; изучены нормативно-правовые документы в области образования.
На втором этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлен анализ состояния современного исламского образования, выявлены проблемы. Определены организационно-педагогические условия эффективного развития исламского образования; разработана организационная структура исламского образовательного учреждения.
На третьем этапе (2004 - 2008 гг.) была проведена основная опытно-экспериментальная апробация организационной структуры; проведен анализ и обобщение результатов, оформление выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые изучен инновационный процесс в истории развития исламского образования, показано его положительное влияние на становление современной системы исламского образования;
- выявлены особенности исламского образования, теоретически обоснована значимость использования педагогического потенциала ислама в развитии исламского образования в России;
- на основе комплексного анализа современного состояния исламского образования в России и за рубежом обоснованы концептуальные подходы к развитию исламского образования;
- предложены организационно-педагогические условия реализации концептуальных подходов и повышения эффективности образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты сущность, функциональные особенности, закономерности и принципы развития исламского образования. Выявлены тенденции изменения в структуре, содержании, способах организации образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях.
Анализ истории развития исламского образования в России позволил выявить следующие тенденции:
- всеохватность исламского социума по крайней мере начальным исламским образованием в период до 1917 г.;
- высокой ролью исламских образовательных учреждений в политической, социокультурной жизни российского общества;
- повышение уровня грамотности и образованности мусульманских народов;
- изменения в содержании исламского образования на основе интеграции религиозного и светского компонентов;
Проанализировано современное состояние исламского образования в России и выявлены проблемы, требующие решения: децентрализация системы исламского образования; недостаточное количество подготовленных преподавателей по богословским дисциплинам; отсутствие целостной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей; слабое учебно-методическое обеспечение; недостаточная разработанность правовой и организационно-методической базы развития религиозного образования;
Определены организационно-педагогические условия повышения эффективности и качества исламского образования. Исследование является теоретической основой для совершенствования и развития конфессионального образования.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что разработанные в ней научно-методические рекомендации дают возможность совершенствовать и повысить качество и эффективность образовательной и воспитательной деятельности исламских учебных заведений. Представленная работа предлагает решение востребованных практикой задач, в ней рассмотрена возможность и определены пути адаптации системы исламского образования по качественному уровню к системе государственного образования. Рассмотрены вопросы взаимопроникновения и взаимообогащения светского и духовного образования. Разработаны и апробированы современные технологии в структурировании образовательного процесса. Осуществлен анализ изменений в содержании, методике обучения, рассмотрены учебные планы, образовательные программы, учебно-методические пособия. Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут широко использоваться в организации образовательного процесса не только исламских, но и других конфессионально ориентированных образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, взаимодополняемостью различных методик исследования; длительностью практической работы в данном направлении; сопоставлением полученных данных до начала опытно-экспериментальной работы и после ее проведения.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе мусульманской средней школы (медресе) при Культурно-образовательном фонде «Надежда» (Москва), медресе «Махинур» (г. Н. Новгород), Московского исламского университета.
Материалы работы использовались в докладе на Международной конференции «Мусульманское просветительство в современной России», состоявшейся в марте 2006 года в Москве; в докладе на Международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России», состоявшейся в мае 2006 года в Москве; в докладе на заседании исторической секции в рамках второго Всероссийского мусульманского форума «Верующие России за единство и гражданское согласие», состоявшегося в ноябре 2006 года в г. Нижнем Новгороде; в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе исламского образования в России», состоявшейся в ноябре 2006 года в г. Казани; в выступлении на заседании круглого стола «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества» в г. Туле (февраль 2007 г.), а также в сообщениях на проблемных семинарах и совещаниях организаторов, преподавателей, представителей религиозных организаций.
Апробация результатов осуществлялась через публикации автора, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на научно-практических конференциях; при осуществлении руководства дипломными проектами студентов Московского высшего духовного исламского колледжа; при разработке локальных актов МИУ, являющегося организационным центром развития исламского образования; при составлении учебных программ и пособий по религиозным дисциплинам для различных ступеней обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Инновационный процесс в истории развития исламского образования является основой для развития современного исламского образования.
2. Организация учебно-воспитательного процесса в современных исламских образовательных учреждениях требует учета особенностей развития современной системы исламского образования и определения концептуальных подходов к его развитию.
3. Эффективность развития исламского образования предполагает создание определенных организационно-педагогических условий, которые требуют изменения в управленческом, организационном, методическом, правовом видах деятельности образовательных учреждений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность2006 год, кандидат политических наук Патеев, Ринат Фаикович
Мусульманское духовенство Башкортостана на рубеже XX-XXI веков2012 год, кандидат исторических наук Хабибуллина, Зиля Рашитовна
Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: на материалах Среднего Поволжья2010 год, кандидат исторических наук Айзатуллова, Алсу Шамилевна
Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков2002 год, кандидат исторических наук Муслимова, Амира Салиховна
Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX - первой четверти XX вв.2005 год, кандидат исторических наук Бакирова, Альфия Мухаммадиевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хабибуллина, Гулфия Юнысовна
Выводы по второй главе.
Развитие системы исламского образования в России предполагает детальный анализ современного исламского образования и определение проблем, требующих кардинального изменения системы.
1. Анализ современного состояния исламского образования в России позволил нам определить следующие проблемы:
• отсутствие подготовленных преподавателей по богословским дисциплинам;
• слабое учебно-методическое обеспечение;
• децентрализация системы исламского образования;
• отсутствие финансирования, поддержки со стороны государства;
• недостаточно разработанная правовая и организационно-методическая база развития исламского образования;
• отсутствие системы повышения квалификации преподавателей.
2. Качество исламского образования напрямую связано с уровнем обеспеченности учебно-методической литературой. В ходе нашего исследования были проанализированы программы, учебники и учебно-методические пособия по религиозным дисциплинам, преподаваемым в исламских учебных заведениях. Анализ такого направления деятельности определил, что:
• учебные пособия не соответствуют образовательным программам содержанием разделов и тем, количеством часов;
• не соответствуют нормативным требованиям по методическому оформлению;
• нет единого подхода к содержанию исламского вероучения;
• недостаточно научное изложение содержания учебных пособий;
• учебники не соответствуют современному состоянию общества, не учитывают возрастные особенности учащихся.
Также проанализированы соответствие методов и приемов учебного процесса современным технологиям обучения. В результате выявлены следующие инновационные технологии:
• проблемно-развивающие технологии;
• личностно-ориентированные;
• информационные;
• модульные;
• организационные;
• проектные.
3. Для совершенствования системы исламского образования определены организационно-педагогические условия ее развития. Одним из принципиальных условий является разработка инновационной модели развития исламского образования и организационной структуры образовательного учреждения. В новой модели университет является организационным центром, выполняя функции управления, планирования учебной работы и всестороннего обеспечения учебного процесса на всех уровнях исламского образования. Организационная структура исламского образовательного учреждения включает следующие инновационные компоненты, ориентированные на управление образовательной системой на основе современных требований:
- Центр управления качеством образования;
- Электронный университет (е-1еагтг^);
- Международный отдел;
- инновационные для исламского учебного заведения «вертикальные» структуры, обеспечивающие развитие научных школ и подготовку высококвалифицированных кадров: Аспирантура, Ученый Совет, НИИ, Научно-исследовательские отделы и др.
Таким образом, учебное заведение планирует качество, организует образовательный процесс, контролирует, анализирует результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиозное образование мусульман России имеет многовековой опыт, свои традиции и глубокие корни. Оно складывается в систему в течение многих столетий, приобретает целостность, встает на путь интеграции религиозной и светской форм. С начала 1990-х гг. идут процессы возрождения и активного развития современной системы исламского образования. В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения — кратковременные курсы и воскресные школы, направленные на распространение знаний об исламе; начальные учебные заведения (мактабы), средние специальные (медресе и колледжи); вузы (исламские институты и университеты). Однако до последнего времени отсутствовала целостная структура, осуществляющая преемственность и целенаправленность исламского образования. Это обстоятельство потребовало создание новых организационных форм, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.
Исламское образование имеет как общие черты, так и свои особенности по отношению к образованию в других традиционных конфессиях и системе светского образования. Исламское образование характеризует:
- тесная взаимосвязь общины (уммы), семьи и образовательной системы;
- непрерывность образовательного процесса;
- формирование исламского религиозного мировоззрения;
- личностно-нравственная направленность образования;
- роль самообразования и самосовершенствования в образовании;
- наставничество как специальная форма организации процесса обучения и воспитания, а также подготовки кадров;
- обязательность изучения и усвоения арабского языка;
- полилингвизм в содержании образования;
- способность адаптации к современным условиям развития общества;
На основе выявленных особенностей были определены концептуальные позиции развития исламского образования:
- формирование исламского религиозного мировоззрения;
- выработка целостного представления о мусульманской культуре;
- осуществление взаимосвязей между религиозным и светским компонентами в содержании образования;
- введение инновационных технологий обучения, способствующих повышению качества религиозного образования;
- интегрированность ценностей мусульманской культуры в общероссийскую культуру и цивилизацию;
- построение образовательного процесса на принципах толерантности и диалога культур;
- взаимодействие со светскими государственными образовательными учреждениями.
Анализ закономерностей развития исламского образования в истории России выявил тенденции к его реформированию и обновлению. Таким стратегическим направлением реформирования исламского образования на рубеже XIX — XX вв. стал джадидизм. Инновационные проекты этого движения включали изменения в:
- целях образования и воспитания;
- организационной структуре религиозных образовательных учреждений;
- управлении образовательными учреждениями;
- содержании исламского образования (изменены учебные программы, введены светские дисциплины, изучение русского языка, расширен культурологический блок);
- методах обучения и воспитания;
- подготовке кадров и повышении их квалификации;
- формах поддержки (попечительские советы).
Многие аспекты данного инновационного движения приходится восстанавливать и в современных условиях, учитывая изменения, происходящие в экономических, социально-культурных и духовно-нравственных принципах развития российского общества.
Исламское образование в зарубежных странах реформировалось в течение долгого времени. Развитие этих процессов, не ограничиваясь серединой XIX в., рубежом XIX - XX вв., продолжалось в течение всего XX века. Укажем здесь лишь на основные тенденции:
- увеличение числа новых образовательных учреждений, ставящих своей целью сохранение традиций исламского образования;
- введение инноваций в традиционных религиозных образовательных учреждениях с целью адаптации к современным условиям развития общества;
- открытие теологических факультетов в системе государственного образования.
Данные тенденции имеют место и в развитии современной системы конфессионального образования, хотя не все реализуемые инновации обеспечивают положительный результат.
В развитии современного исламского образования можно выделить два этапа:
1 этап — 90-е годы XX века. На этом этапе проводится большая организационная и методическая работа и возникают различные учебные заведения (мактабы, медресе, высшие учебные структуры), как следствие, складывается система исламского образования, закладываюся основы сотрудничества с государственными образовательными учреждениями.
2 этап — начало XXI века, на которое приходятся структурные изменения, создание Совета по исламскому образованию при Совете Муфтиев России, новых организационных моделей - университетских центров. Утверждаются единые образовательные стандарты трехступенчатой системы исламского образования. В этот период наблюдается улучшение в организации учебного процесса.
Для эффективного развития и совершенствования исламского образования нами были определены следующие организационно-педагогические условия:
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;
- разработка правовой, организационно-управленческой и методической системы развития исламского образования;
- обеспечение учебно-методической базы (создание библиотек, образовательных программ, учебной литературы);
- согласованность и единство позиций педагогического коллектива и религиозной общины по развитию исламского образования;
- создание системы повышения квалификации преподавателей как светских, так и религиозных дисциплин;
- использование современных образовательных технологий (информационных, личностно-ориентированных, модульных и др.).
Одним из принципиальных условий развития исламского образования является разработка инновационной модели и организационной структуры образовательного учреждения на следующих принципах: системности, последовательности, комплексности, аналитичности. Организационная структура прошла апробацию в Московском исламском университете (2004 -2008 гг.), которая подтвердила ее актуальность и востребованность.
Проблема исследования вопросов развития конфессионального образования, а также инновационных аспектов в настоящее время может рассматриваться как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях. Объектом научных и прикладных исследований по данной проблеме является содержание и педагогический потенциал духовного образования, а предметной областью — процесс интеграции знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность духовных учебных заведений и современной российской светской школы. Целью теоретических исследований и разработок должно стать создание комплекса материалов информационного и методического характера, учебников и учебных пособий. Для успешного решения этой серьезнейшей задачи необходимо сотрудничество религиозных и правительственных институтов, религиозных и светских учебных заведений, ученых, общественности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хабибуллина, Гулфия Юнысовна, 2008 год
1. Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. В 3-х частях. Кн. 2. Пер. с араб. А. Нирша./ Под ред. Д.В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2004. - 388 с.
2. Абд ар-Рахман Саади. Толкование Священного Корана. Пер. с араб. Кулиев Э.Р. В 2-х тг. Т. 1. - М.: Умма, 2006. - 1040 с.
3. Абдуллина З.М. Реализация просветительских идей И. Гаспринского в реформировании мусульманских школ Башкирии // Ислам и общество: история, философия, культура. М.: Институт Востоковедения РАН, 2003.- 128 с.
4. Агаев Ахмад-Бек. Женщина по исламу и в исламе — Тифлис, 1901 — 160 с.
5. Адель Фалях. Исламское просветительство. Семинар при Совете муфтиев России «Мусульманское просветительство в современной России». - 29-30 марта 2006 года.
6. Адлер Ф.О. Нравственное воспитание. / Под ред. И.Д. Городецкого. -М.: Знание, 1989.- 168 с.
7. Алексеенко В.А. Организация и ведение учебного процесса в ВУЗе. — М.: Национальный институт бизнеса, 2005. 494 с.
8. Акт частного совещания духовных лиц округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Уфа: Электрич. губернск. типография, 1914.
9. Ахмад Сакр. Постижение Корана. / Пер. с англ. СПб: Издательство «Диля», 2007. - 288 с.
10. Ю.Александров А.Л. О системе религиозного образования в современном Пакистане, http://www.imes.ru/rus/stat/2005/20-05-05.htm.
11. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр аль-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан аль-хака'ик» (XI — XII вв.). М.: Восточная литература, 2003. - 847 с.
12. Аль-Ахадис Аль-Кудсийя. Хадисы пророка. Перевод и комментарии Иман Валерии Пороховой. - Изд. 1. - М.: Аль-Фуркан, 1998.
13. Аль-Маудуди. Мы и западная цивилизация. Перевод с араб. — М.:«ТВИС» с участием Центра исламской культуры «Захра» и Комитета мусульман Азии в Кувейте, 1993. - 176 с.
14. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата: Изд. «Наука» Казахской ССР, 1973.
15. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. Уфа: Издательство «Гилем», 2004. - 218 с.
16. Ан-Навави. 40 хадисов. Комментарии и разъяснения: д-р Мустафа Аль-Буга. Пер. с араб. В.А. Нирша. М.: Инфо-Единство, 2001. - 616 с.
17. Аристова Л.Б. Модернизация системы просвещения в Афганистане (конец XIX XX вв.) \\ Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. — М.: Ин-т востоковедения РАН, 1997. - 196 с.
18. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации. — М.: Знание, 1978. — 215 с.
19. Аср ал-иман. T.I. С.375. Цит. по: Заринкуб А.Х. Исламская цивилизация. — Пер. с араб. Махшулова М. М.: «Андалус», 2004. -237 с.
20. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. — Кн. 5: Справочная книга. Уфа: Китап, 1994. — 176 с.
21. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996. - 176 с.
22. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. — М.: Восточная литература, 2002. 784 с.
23. Батунский М.А. Россия и ислам. В 2х тт. Т.1. - М.: Прогресс-Традиция, 2003 - 384 с.
24. Безрогов В.Г. Педагогика и религиозная традиция // РАО, труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып.1. История образования и педагогики. — М.: Изд. УРАО, 2001.
25. Белогубова М.Н. Развитие религиозного образования в Центральном федеральном округе // Религиозное образование в высшей школе. — М.: Отдел рел. образования и катехизации РПЦ, 2006.
26. Беннигсен A.A. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России. Перевод с англ. Субаевой P.P. // Исмаил бей Гаспринский. Россия и восток. Казань: Фонд Жиен. Таткнигоиздательство, 1993.
27. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. — Казань: Алма-Лит., 2003.-184 с.
28. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. — М.: Восточная литература, 2002. 368 с.
29. Болыпаков О.Г. История Халифата. В 4-х тт. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633 656). - М.: Восточная литература, 2002. - 294 с.
30. Болыпая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 21. - М.: Советская энциклопедия, 1975. — 640 с.
31. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2006. - 192с.
32. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 36. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896.
33. Быт сельского населения Дагестана (XIX начало XX в.) / Отв. ред. Гаджиева С.Ш. — Махачкала: Дагестанское уч-пед. изд-во Госкомиздата ДАССР, 1981.
34. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1980.
35. Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине XIX -начале XX вв. (Историко-этнографические очерки).— Казань: Таткнигоиздательство, 1980. 232 с.
36. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). — Фрагменты книги. — Москва-Петроград, 1923 // Казань, 1992, № 6.
37. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. / Учебник. 2-е изд., исправленное. - СПб: Изд-во «Лань», 2001.-544 с.
38. Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиографический указатель. -М.: Изд. «Книга», 1966. 190с.
39. Гавриков А.Л., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI в.: Роль университетов в его развитии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 174 с.
40. Гайнутдин Р. Основы ислама. Пособие для преподавателей религиозных учебных заведений. М.: Мир, 2004. - 200 с.
41. Ганкевич В.Ю. Крымскотатарские медресе. Курс лекций. -Симферополь: Доля, 2001. - 76 с.
42. Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования. Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX начале XX века. - Симферополь: Таврия, 1998. - 163 с.
43. Гарагуля В.К. Бахчисарай. Очерк-путеводитель. Симферополь: Таврия, 1973.
44. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX в. 30-е гг. Исторический очерк. - Н.Челны: Камский изд. Дом. -198 с.
45. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. — Симферополь: Тип. Спиро, 1881// Гаспринский И. Россия и восток. — Казань: Фонд Жиен. Таткнигоиздательство, 1993. — 132 с.
46. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: РИЦ «Россия молодая», 1993. - 143 с.
47. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: Ин-т теор. педагогики и междунар. исследований в обр-ии РАО, 1993 г. — 160 с.
48. Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. — 260 с.
49. Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. -М.: «Наука», 1973.
50. Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. -М.: «Восточная литература», 1963.
51. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос Пресс, 2003.
52. Гусева Ю.Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в XX в. (1991 1985 гг.): Монография. — Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - 275 с.
53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т. 2. М.: Русский язык Медиа, 2003. - 779 с.
54. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии: Монография / Под ред. O.A. Колобова. Бейрут / Н.Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2006. - 472 с.
55. Дистервег A.B. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-374с.
56. Добродеев Д.Б. Образование и наука // Арабская республика Египет. Справочник. М.: Гл. редакция восточной л-ры изд-ва «Наука», 1990. -355 с.
57. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. — М.: Гл. редакция восточной л-ры изд-ва «Наука», 1985.
58. Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах да приветствует. 2-е изд.- Пер. с араб. В.А. Нирша. М.: «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 1999.
59. Идрисов У.Ю., Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Совет улемов. -Н.Новгород, 2005. 60 с.
60. Из материалов III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. Казань, 1906. 9 е.; Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Всероссийские мусульманские съезды 1905 — 1906 гг. / НИИ им. X. Фаизханова. - Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. - 60 с.
61. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб: Типография II отделения собственной канцелярии, 1850. — Репринтное издание. / Отв. за выпуск В.Б. Битней. - М.: МНТПО «Адир», 1991.
62. Имам Аль-Газали. Возрождение наук о вере. В 4-х томах. - Том 4. На арабском языке Каир, 2000.; Аль-Газали Абу Хамид. Письмо к ученику. Аййуха-л-валад./ Пер. с анг. - СПб: Изд-во «Диля», 2007. — 80 с.
63. Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция. — М.: Государственный институт искусствознания, 2000. — 211 с.
64. Интервью муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева газете «Ассалам»: Ьйр//у^^\у.а88а1ат.с^и.ги/15/а59.Ыт1.
65. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусствемусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 516 с.
66. Искандер аль Хамзави. Уроки основ мусульманского права в наших медресе // Мектеб, Казань, 1914, № 3.
67. Ислам в Дагестане: Сб. научно-тематических статей. — Махачкала: ИПЦДГУ, 1994.- 116 с.
68. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. Вып.2. / Отв. за выпуск Д.В. Мухетдинов. Н.Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2005.-128 с.
69. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. / Под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт / Моск. Центр Карнеги. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.-320 с.7 8.Ислам на территории бывшей Российской империи.
70. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 159 с.
71. История Востока. В шести томах. / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков и др. - Т. 4. Восток в новое время. Книга 2. — М.: Вост. лит., 2004. - 608 с.
72. История стран зарубежного Востока в средние вв.: Учебник. — М.: Изд. Московского университета, 1957.
73. Исхаки Г.Г. Идел Урал. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. - 64 с.
74. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань: Иман, 1997. - 80 с.
75. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане. //Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 198 с.
76. Каптерев П.Ф. История русской педагогики СПб.: Алетейя, 2004560 с.
77. Китаб Аль-адаб (Книга о благовоспитанности) // Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель имам Ан-Навави. 1233-1277 гг. М: Изд. Дом «Бадр», 2001. - 879 с.
78. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань: Центральная типография, 1916. — 119 с.
79. Коран. — Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. -М.: Изд-во «Раритет», 1990. -528 с.
80. Корольков Александр. Духовные основания русской школы. Бийск: НИЦБПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - 165 с.
81. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. -М.: Российская академия образования, 2004. — 120 с.
82. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995.-312с.
83. Лебедев В.В. Учись читать Коран по-арабски. В 3-х ч. Ч. 1. / Изд. 2-е, стереотип. -М.: ACT: Всток-Запад, 2005. 342 с.
84. Лебедев В.В. Читаем хадисы по-арабски. Учебное пособие по арабскому языку- М.: МГУ им. Ломоносова, ИСАА; • отдел исламоведения под патронажем Эмира Наифа Бен Абдель Азиза Аль Сауда, 1999.-250 с.
85. Макаренко В.А. Университетское образование в странах Азии // Вестник Московского университета. Научный журнал, 1998, № 1.
86. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2001. 180 с.
87. ЮО.Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России / Московский центр Карнеги. М., 1998. - 222 с.
88. Малоизученные источники по истории Башкирии: Сб. научных трудов. Уфа: БФАН СССР, 1986. - 168 с.
89. ЮЗ.Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с фран. Изд. 3-е. - М.: Главная редакция восточной литературы изд.-во «Наука», 1982.
90. Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX- 1917 г.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань: Казанский государственный университет, 1971. — 27 с.
91. Международно-правовые документы о свободе совести, вероисповеданий и о религиозных объединениях / Извлечения. М.: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, 1995.
92. Мелиоранский П.М. Арабский филолог о турецком языке. Спб., 1900. С. 2. Цит. по: Закиев М.З. Азбука Сагита Хальфина. Предисловие к книге Сагита Хальфина 1778 г. изд . Азбука татарского языка. - М.: Издательство МГУ, Издательство КГТУ, 1996. - 60 с.
93. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета- 2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с.
94. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. Д.Е. Бертельса. -М.: Изд. «ВИМ», 1996.- 544 с.
95. Мостакаев Г.Х. Некоторые воспоминания о медресе «Иж-Бобья». — Ташкент, 1966. Цит. по: Педагоги Бобинские и Иж-Бобьинское медресе. Историко-документальный сборник (на татарском языке). — Казань: Рухият, 1999. 239 с.
96. Муртазин М.Ф. Мусульманин в России. // Ислам и мусульмане в России. Сборник статей. -М.: Изд. «КДТ», 1999. 224 с.
97. Муртазин Марат. Введение в коранические науки. Учебное пособие для исламских образовательных учреждений. М.ЮОО «Издатель Эжаев А.К.», 2006. - 160 с.
98. Муслим. Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель имам Ан-Навави. 1233-1277 гг. — М.: Издательский Дом «Бадр», 2001. - 879 с.
99. Мустафа Чокаев. Отрывки из воспоминаний о 1917 г. — Токио -Москва, 2001.
100. Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 336 с.
101. Мусульманский мир в средние века и в новое время. Ч 1-2: Очерки исламской истории и культуры. Пособие для студентов / Под ред. Валеева P.M. - Казань: Типография КВАКИУ, 1995.-212 с.
102. Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам в современной России: опыт философского анализа. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
103. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 246 с.
104. Мухаметшин P.M. Ислам как культурный и политический фактор трансформаций в совр. России // «Татарский мир». — 2002, № 6 (16).
105. Мухаммад аль-Хашими. Личность мусульманки согласно Корану и Сунне. Алматы: ЧБФ «Альбаракат», 2005. - 380 стр.
106. Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. М.: ИПЦ «Андалус», 2005240 с.
107. Мухарямов М.К. Вводная статья к книге Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). Москва-Петроград, 1923.//Ж. «Казань», №6. Фрагменты книги. Казань, 1992.
108. Мухетдинов Д.В. Из прошлого религиозного мусульманского образования на Нижегородчине XVIII начале XX вв. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. исламского медресе «Махинур», 2004. - 120 с.
109. Мухетдинов Д.В. Участие государства в системе религиозного образования российских мусульман. // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно политический аспекты. Ежеквартальный альманах, выпуск 2. Нижний Новгород, 2005.
110. Н. Думави. Современные священнослужители и их деяния. Казань, 1929. (на татарском языке).
111. На стыке континентов и цивилизаций. (Из опыта образования и распада империй X XVI вв.). - М.: ИНСАН, 1996. - 768 с.
112. Назмутдинов В .Я., Амиров Д.Ф., Ибрагимов А.Ф. Управление обучением, воспитанием и развитием личности. Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 384 с.
113. Новейшая история стран Азии и Африки: XX век. Учебник для ВУЗов. В 3-х ч. / Под ред. A.M. Родригеса. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Ч 1: 1900 -1945. - 368 с. - Ч. 2: 1945 - 2000. - 320 с. -Ч. 3: 1945-2001.-272 с.
114. Обучение арабскому языку для иностранцев. Учебник в шести частях. - М.: «Пресс - ЛТД», 1993.
115. Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала XIX столетия.- Ч 1. Иркутск: Тип. Штаба Военного округа, 1920.
116. Омер Насухи Билмен, Мовлана Махмуд Устаосманоглы. Большая исламская научная энциклопедия. Нефтечала: Азербайджан, 2000. С.592. Цит.по: Ганкевич В.Ю. Крымскотатарские медресе —Курс лекций. — Симферополь: Доля, 2001 - 76с.
117. Осипов А.Г. Образование в Турции. http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=l 9&i=57.
118. Основы исламского вероучения (Усус аль-акида). 2-е изд.-Пер. с араб. В.А. Нирша. -М.: «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 1999.
119. Очерки истории татарской общественной мысли. Казань: Таткнигоиздательство, 2000. — 191 с.
120. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. Днепров Э.Д. М.: «Педагогика», 1989 г. - 480 с.
121. Патеев Р.Ф. К вопросу о мусульманском образовании в современной России // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах. -Вып.5, 4.2. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦВШ, 2004.
122. Педагоги Бобинские и Иж-Бобинское медресе. Историко-документальный сборник. (На татарском языке). Казань: «Рухият», 1999.-240 с.
123. Педагогика: учебник. Под ред. Крившенко Л.П. — М.: ТК Велби, Изд.-во Проспект, 2005. - 432 с.
124. Педагогический словарь в 2-х тт. Т.2. -М.: Изд. АПН, 1960.
125. Петрова Т.Э. Актуальные проблемы изучения истории и культуры мировых религий в системе образования. // Религиозное образование в высшей школе. Международные Рождественские образовательные чтения. — М.: АОЗТ «Просветитель», 2006. 144 с.
126. По вопросу о способах образования крымских татар // Сб. документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб: Типография товарищества «Общественная польза», 1869. - 522 с.
127. Понкин И.В. Теологическое образование в государственном университете. Зарубежный опыт правового регулирования. М.: Изд. Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. - 130 с.
128. Проблемы национального самоопределения на современном этапе (Сборник статей). М.: Институт Востоковедения РАН, 2000. - 144 с.
129. Проекты нормативных документов о религиозных объединениях / Извлечения. -М.: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, 1995.
130. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система — СПб: Вост. лит., 2004.- 471 с.
131. Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оренбург: «Яна Вакыт», 1997. - 254 с.
132. Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. Оренбург: Агентство «Пресса», 1998.
133. Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. -М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. - 90 с.
134. Риза Фахретдин. Адаби таглим. На арабском языке. Оренбург, 1902. -208 с.
135. Риза Фахретдин. Асар. 9. Б. 78. Цит. по: Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 90 гг. XIX века. -М.: «Наука», 1994.
136. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х тт. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
137. Сааков В.Г. История Бухары. Т.: Шарк, 1996. - 176 с.
138. Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель Имам Ан-Навави. 1233 1277 гг. - М.: Изд. Дом «Бадр», 2001.
139. Салдадзе Л.Г. Ибн Сина (Авиценна): Страницы великой жизни. / Под ред. М.М. Хайруллаева. Т.: Изд-во лит. и искусства, 1985. - 464 с.
140. Сапронов А. Учитель в Чечне профессия героическая // Информационный сайт «Учительской газеты»:http ://www.ug.ru/02.18/pv3 .htm.
141. Сахих аль-Бухари . T.l. / Пер с араб. В.А. Нирша. 1-е изд. -М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2002.-472 с.
142. Свобода совести в духовном возрождении Отечества. / Под ред. Мчедлова М.П. М.: Отдел ОП РНИС и НП. - 1994.
143. Сегаль B.C. Начальный курс арабского языка под редакцией Баранова X.K. -М.: Изд. ИМО, 1962. 179 с.
144. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама -изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. — Пер. с англ. Под ред. Сайда X. Кямилева, Тауфика Ибрагима. М., 2001.
145. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. - М.: Типография МПГУ, 2000. - 67 с.
146. Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин Нижегородской области: Монография. — Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. 550 с.
147. Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России (к 100-летию проведения): Монография. Н.Новгород: Изд. Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2005. - 76 с.
148. Сенюткина О.Н. Третий съезд мусульман России (к 100-летию проведения). — Н.Новгород: Изд. Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. 52 с.
149. Символ веры (Аль-Акида) — сочинение Ат-Тахави. — Отв. за выпуск Валиулла-хазрат Ягъкуб. Казань: Изд. «Иман», 2000.
150. Современная Турция. М.: АН СССР. Институт Востоковедения, 1958.
151. Статья на тему толкования слова «edication» http://en.wikipedia.org.
152. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. — 2-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 511 с.
153. Степанянц М.Т. Предисловие // Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 207 с.
154. Сулейман Рахимов Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти XVIII нач. XX вв. // Ислам в татарском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума. - Казань, 1997.
155. Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Материалы научно-практической конференции (сентябрь 2005 г., Казань). — Казань: Институт истории АН РТ, 2006. 308 с.
156. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.-240 с.
157. Уроки имама Аль-Газали. Обращение к Аллаху. О ду'а, зикре и вирдах. СПб: Изд-во «Диля», 2007. - 96 с.
158. Уроки имама Аль-Газали. Основы духовности. / На основе частичного перевода кн. «Алхимия вечного счастья». — СПб: Изд-во «Диля», 2007. 192 с.
159. Усманов М.А. О триумфе и трагедии идей Гаспринского // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. — Казань: Фонд Жиен. Таткнигоиздательство, 1993.
160. Усманов Миркасым. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности. Казань: Таткнигоиздательство, 1980. - 223 с.
161. Устав и программа Мусульманской духовной семинарии «Медресе Хусаиния» Пер. с татарского языка. Ответственный за выпуск Валиулла Ягкуб. Казань: Иман, 1998. - 35 с.
162. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995.
163. Фаизов С.Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. / Отв за выпуск Д.В. Мухетдинов. — Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. 106 с.
164. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 90 гг. XIX века. — М.: «Наука», 1994.
165. Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX в. (1900-1917). Уфа: Изд. «Гилем», 2000. - 259 с.
166. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд. дополн. и перераб.) — М.: Изд-во РАГС, 1997.
167. Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. Н.Новгород: Изд. Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. - 320 с.
168. Франсуа Жоржон. Тюркские интеллигенты России в Оттоманской империи и их влияние в эпоху младотурков // Ислам в татарском мире. История и современность. Материалы международного симпозиума. — Казань: «Панорама-форум», 1997. 378 с.
169. Хабутдинов А.Ю. Хусаин Фаизханов: у истоков общественного движения мусульман-татар / А.Ю. Хабутдинов, Д.В. Мухетдинов, О.Н. Сенюткина. Н.Новгород: Изд. Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. - 96 с.
170. Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Всероссийские мусульманские съезды 1905 1906 гг. - Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. - 60 с.
171. Хадисы и термины. 2-е изд.— Пер. с араб. В.А. Нирша. — М.: «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 1999.
172. Хайдар Баш. Права женщины в исламе. Пер. с турец. под ред. Али Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2001. — 48 с.
173. Ханбабаев K.M. Религиозное образование в Дагестане в XX XXI вв. // Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане. Коллективная монография /Под ред. Муртузалиева С.И., Цатурова В.Н.- Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. 282 с.
174. Харисова JI.A. Духовность, воспитание, религия: культурологический аспект. — Казань: РИЦ «Школа», 2002. 36 с.
175. Харисова JI.A. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников. Казань: РИЦ «Школа», 2001. - 172 с.
176. Харисова JI.A. Организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в средней школе. — Казань: РИЦ «Школа», 2001.-60 с.
177. Харисова JI.A. Социальная парадигма ислама: педагогический аспект.- Казань : РИЦ «Школа», 2001. 60 с.
178. Червонная С.М. Наследие И. Гаспринского в контексте актуальных проблем науки и политики постсоветского ареала // Ислам и общество: история, философия, культура (феномен Исмаила Гаспринского). М.: Институт востоковедения РАН, 2003. - 128 с.
179. Червонная С.М. Тюркский мир юго-восточной Европы. Крым -Северный Кавказ. — Берлин: Институт тюркологии Свободного Берлинского университета. 2000. - 346 с.
180. Черновская В. Мусульмане Ярославля: Монография. Ярославль: ДИА-пресс, 2000. - 224 с.
181. Шайдуллин Р.В., Аблязов К.А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917 1929 гг.). - Казань:
182. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. 69 с.
183. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность: эволюция ислама и женский вопрос. М.: Наука, 1978. - 199 с.
184. Шарипова P.M. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризации. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 140 с.
185. Шейх Абдурахман Ан-Насир Ас-Саади. Радость сердец благочестивых. Пер. с араб. В.А. Нирша. - М.: «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2001.
186. Шейх Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. — Пер. с арабск. В.А. Нирша. 1-е изд. М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2002. - 424 с.
187. Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками. 200 вопросов по вероучению ислама. Пер. с араб. В.А. Нирша. - М.: «Ибрахим Бин Абдулазиз АльИбрагим», 2000. - 281.
188. Шестун Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции. // Педагогика, М, 2006, № 4.
189. Ширшов Е.В., Ефимова Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: Монография. — М.: Университетская книга, Логос. 272 с.
190. Школа духовной красоты \\ «Муслимат», приложение к газете «Нур-ул ислам», 2005, №8.
191. Школьный вопрос в русском мусульманстве // Мир ислама. 1913. Вып.7.
192. Эммаусский A.B. Исторический очерк Вятского края XVII XVIII вв. -Киров: Кировское кн. изд-во, 1956.
193. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. (Дооктябрский период). — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. — 336 с.
194. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань: Таткнигоиздательство, 2003.-208 с.
195. Юшманов Н.В. Грамматика арабского языка. — М.: Восточная литература, 2004.
196. Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: истрия, проблемы, перспективы. Сб. материалов научно-практической конференции от 13 октября 2004 г. Казань, 2005. — 156 с.
197. Якупов Валиулла. Ислам в Татарстане в 90-е годы. — Казань: Изд. «Иман», 2005. 144 с.
198. Якупов Валиулла-хазрат. Мусульманское образование. Казань: Изд. «Иман», 2002.
199. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика элитарного образования татарского народа, http://www.antat.ru/zip/gornal/galalov.doc.
200. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. Монография. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.- 151 с.
201. Ярлыкапов A.A. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем // Вестник Евразии. М., 2003, №2 (21).
202. Al al-Bayt University. Student guidelines. Bachelor's and Master's Programmes. - Amman: Hashemite Kingdom of Jordan, 1995. / Ha английском языке.
203. Genel Turk Tarihi / Dr. Refik Turan. Ankara: Ocak yayinlari, 1995. -224 s. / На турецком языке.
204. Kirimda medrese hayati // Emel, 1971, .№ 763. / На турецком языке.
205. Islamic Education / Khosrow Bagheri; Prepared by Center for Cultural & International Studies, Culture & Islamic Relations Organization. Tehran: Al- Hoda, 2001. 160 s. / На английском языке.
206. Islam tarihi / Prof. D-r Cabri Hizmetli. Ankara: Yeni cizqi yayinlari, 1995. - 383 s. / На турецком языке.
207. Mehmet Akifin Kur'an-i Kerim tefsiri / Dr Abdulkerim Abdulkadiroqlu. — Ankara: Diyanet isleri Bakanlari yayinlari, 1991. 231 s. / На турецком яз.
208. Риза Фахретдин. Адаби таглим. Оренбург, 1902. - 208 с. / На арабском языке.
209. Имам Аль-Газали. Ихья'улум ад-дин. (Возрождение наук о вере). — В 4-х томах. Том 4. Бейрут: Аль-Хайр, 1994. / На арабском языке.
210. Аль-Кясани. Бадаи'у ас-сонаи'фи тартиби аш-шараи. (Редкостные искусства в упорядочении законодательства). — Бейрут: Аль-Кутуб аль-ильмийя, 1997. / На арабском языке.
211. Акчура Йосыф. Дамелла Галимжан эл-Баруди тэржемэи хэле. Казан, 1907, 1 нче кисэк, 50 б. / На татарском языке.
212. Исламов Ф.Ф. Мэгърифэт, эдэбият, ьэм тарих сукмаклары буйлап- Казан: «Печатный двор», 2002. 280 б. / На татарском языке.
213. Мэржэни: Тарих иэм хэзерге заман. Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: «Масгер-Лайн», 1998. - 196 б. / На татарском языке.
214. Валиулла хэзрэт Ягькуб. Меселман мэгарифе. Казан: «Иман», 2003. / На татарском языке.
215. Ахмад Хади Максуди. Нэху дэреслэре. Казан: 2002. - 185 б. / На татарском и арабском языках.236. бдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты иэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек). Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. - 399 б. / На татарском языке.
216. Хесэйенов Fartca. бхмэтзэки Вэлиди Туган. Тарихи биографик китап. -бфе: "Башкорт энциклопедияиы" гилми нэшрияте, 2000. - 384 б. / На башкирском языке.
217. Сапар Али Б. Раббымыз бир Куншыгыс, Кунбатыста. - Алматы: «Каганат — FMO» баспасы, 2002. - 440 б. / На казахском языке.
218. Узбекистон халкларининг тарихи. 2 том. Шайбонилар давлатининг ташкил булишидан октябрь социалистик революциясига кадар. — Т.: Уз ССР Фанлар Академияси Нашриёти, 1947. / На узбекском языке.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.