Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Бутенко, Марина Эдуардовна

  • Бутенко, Марина Эдуардовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 205
Бутенко, Марина Эдуардовна. Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 1997. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бутенко, Марина Эдуардовна

Введение.

1. Мусульманские традиции как продукт этншультурн различннх исторических эпох

1.1. Философское и гносеологическое содержание мусульманских культурнях традиций.

1.2. Педагогика и культурология о традициях российских мусульман

2. Реализация воспитательного потенциала куяьтурно-досуговых традиций мусульман России.

2.1» Культурологический анализ гуманистических ценностей ислама и проблема ^-йропаганды

2.2. Преодоление неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни

2.3. Технология сохранения: и дальнейшего обогащения нравственно ценных традиций мусульман

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России»

Актуальность исследования. Проблемы культурных традиций и преемственности в культуре привлекают в последнее время все больше внимания культурологов и специалистов смежных наук не только в силу академического интереса. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения социальных: противоречий и экологического кризиса обращение к вопросам духовного становления и культурного развития общества закономерно и актуально. ея духовного возрождения, доминирующая сегодня в общественном сознании, вщвинула на первый план актуализацию национальных Форм культуры, необходимость переосмысления ценностей в этическом и культурном наследии, отражащем специфику образа жизни того или иного народа.

В условиях современной социокультурной ситуации особый интерес представляют мусульманские культурные тргди-ции как органическая часть единой и многообразной российской культуры.

Отношение России к исламу определяется, прежде всего, многовековыми политическими, экономическими, культурными контактами с народами, исповедующими мусульманскую религию, а также известной схожестью социокультурных ориентация, !щей противостояния (в частности, в культурном аспекте) западной цивилизации.

Вместе с тем в силу ряда социально-политических ситуаций в общественном сознании сложилось неадекватное представление об исламе.

Это обусловило возникновение проблемной ситуации, причиной которой выступает противоречие шщу изначальной гуманистической природой ислама и неадекватным восприятием его ценностей на уровне общественного сознания. Актуальной становится проблема лояльности, веротерпимости, уважения к желанию жить по законам исламской религии, учитывать специфику мусульманского образа жизни, ценностей и приоритетов в условиях формирования новой геополитической система и диалога культур.

Состояние исследования дообдемы. 1&тенсивные поиски в общественной мысли современной России по выяснению сути происходящих процессов вызвали важны© сдвиги в содержании используемых понятий, в том числе понятия "традиция**. Характер исследования обусловил необходимость рассмотрения как самой концепции традиции, так и изучения культурных традиций российских мусульман.

Проблема множественности и разнокачественности культуры интересовала ученых - отечественных и зарубежных - еще в XIX веке. Начало систематическому изучению национальных культур в России положили исследования русского географического общества, стоявшего у истоков отечествоведения. Эти исследования проводились прешущественно в историческом, географическом и этнографическом аспектах и затрагивали характеристики образа жизни, быта, культуры и искусства этносов. С конца XIX в. в русле становления мусульманской социальной общности и формирования прогрессивны?: общественных направлений в мусульманской среде появляются труды модер-нистов-джадидов А.Баязитова (Санкт-Петербург), Я.Гаспринс-кого (Крым), Ш.Марджани, Р.Фахрщцинова (Казань) по вопросам просвещения, реформы ислама, формирования чувства национального самосознания и развития прогрессивных исламских традиций.

Исходным стимулом для разработки понимания традиции в XX веке послужили исследования культур-антропологов (А.Кре-бер, Л.Морган, Э.Рёклю, Э.Зукс, Г.Щурц), этнопсихологов (Р.Бенедикт, А.Кардинер, Г.Г.Шлет), историков (А.Тойнби, В.0.Ключевский) по вопросам локальной специфики культур, в которых затрагивались проблемы исследования природы культурной традиции. Параллельно в социологии культур» поднималась проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их исторического соноставления и эволюции. В 60-е годы использование "идеальных типов" методологии М.Вебера способствовало во многом изучению стадий и типов эволюции различных обществ, а вместе с тем подняло вопрос о сущности и природе традиции как фактора социального развития.

Однако в нашей стране серьезное изучение проблемы культурной традиции вплоть до 60-х годов бвого просто невозможным в силу господствующих реологических установок, нарушающих преемственность в кульщуре и ставящих достижение новых результатов в противовес культурному наследию. На первый план выдвигалась идейно-политическая задача борьбы с пережитками, деление традиций на классовые, реакционные и прогрессивнее.

Таким образом, рассмотрение проблема теории культурной традиции вплоть до 90-х гг. базировалось на марксистско-ленинской методологии и не отражало специфики формирования национальных культурных традиций. Фундамеятальные исследования сдаости и природы культурных традиций, осуществленные в советский период (труды Э.А.Валлера, Ю.В.Бромдея, М.С.Маркаряна, Н.С.Оарсенбаева, А.Г.Спиркина, И.В.Суханова, Д. М.Угриновича и др.), несут на себе отпечаток своего времени. Не умаляя огромной исторической роли этих работ в развитии теории культурной традиции, все же следует сказать, two современные аодхрды потребовали переосмысления ряда концептуальных положений, и в первую очередь — рассмотрена в рамках данного исследования мусульманских традиций в контексте историко-культурного развития ислама.

При разработке теоретической основы диссертации автор опирался на труды крупнейших отечественных специалистов в области билосойии ислама <А .Д.Кнда, А.К.Крымский, М.Т.Оге-паняяский), коранистики и хадиеной литературы (Д.В.Ермаков, Д.А.Гря9невич, Я. й. Климович, Й.&Крачковский, М.Б.Пиотровский, З.А.Редван), культуры ислама (В.В.Бартольд, Д.й.Ереме-ев, Н.В.З*уравский), а также на труды зарубежных авторитетов: Н.Даниэля, Г.Э.фон Гртебаума, Й.Гольдциера, А.Массэ, арабских и мусульманских ученых: Абдуррахмана ан-Нахлауи, Абуль Аля ал-Маудуди, Афифа А.Табара, Круикшанк Додд, Мухаммада Й.Дж. Зину, Ш.Хайраллы, Хамида ад-Дин Кирмани,

Хаммуда Абдалати. На стратегию исследования оказали влияние труды современных: ученых Н.С.Кирабаева, Р. Г. Ланды, А.В.Ма-лашенко, Г.М.Милославского, Ю.М. Почты по основным концептуальным подходам к исследованию мусульманской цивилизации.

Изучение вопросов, связанных с проблемами культурно-досуговой деятельности мусульманских народов, нашло отражение в исследованиях Абдульмащда Абдулькадера, Анвара Абдулъха-лека, Самира Бай^ани, Р.И.Изатуллоева, ВЙ.Д.МажедовоЙ. Значительный интерес представляют также исследования по проблемам народной педагогики российских мусульман, представленные в работах Й.А.Давлиева, Т. К. Ис какова, З.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, С.А.Мухамедьянова, М.Г.Тайчинова, Р.А.Фахрут-диновой, А.Б.ХузиноЙ и др.

Отдельно хотелось бы отметить публикации Д.йязи А. Насера, И.Степановой, Р.Теляшова в петербургских периодических изданиях по проблемам мусульман Санкт-Петербурга, а также бюллетень "Россия и мусульманский мир", в котором аналитические материалы сочетаются с да?&жестом публикаций по исламу и проблемам мусульманских стран СНГ.

Однако прикладной, социально-педагогический аспект проблемы мусульманской культурной традиции рассмотрен в научной литературе совершенно недостаточно. Наличие нового социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработка проблемы, с другой,- предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования, цель, которого - обоснование социально-педагогических: ^условий формирования и функционирования культурно-досуговых традиций мусульман России.

Целевая установка предопределила задачи исследования:

- выявить сущность, характер и специфику мусульманских культурных традиций;

- выявить культурологический, социально-педагогический и воспитательный потенциал мусульманских традиций;

- раскрыть механизм пропаганды гуманистических ценностей ислама светскими институтами;

- разработать рекомендации по преодолению неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни средствами с оциально-культурной деятельности;

- разработать и внедрить социально-педагогическую программу сохранения и дальнейшего обогащения нравственно ценных куль-турно-досуговых традиций мусульман России.

Объект исследования - человек в системе с оциально-куль-турных явлений и процессов мусульманской микросреды.

Предмет исследования - социально-педагогический механизм формирования и функционирования культурно—досуговых традиций российских мусульман.

Ваза исследования : национально-культурные центры, национальные общества и землячества Санкт-£*етербургр. Сравнительную базу исследования составили мусульманские культурно-досуговые центры и объединения Казани, Самары и Челябинска.

В течение 70-ти лет социально-культурная деятельность базировалась на общих для всей России формах организации досуга и идейно-эмоционального воздействия. При этом игнорировался фактор развития досуга на почве национальных традиций, что было характерно и для регионов влияния ислама.

Инверсионные изменения 90-х годов привели к переходу от теории атеизма, базирующейся преимущественно на искаженном подходе к сущности исламской религии, к противоположной модели культурной жизни - интенсивному подражанию мусульманским образцам. Это позволило экстремистскому крылу исламских движений спекулировать ради достижения политических выгод на интересе населения к исламу, пропагандируя далеко не лучшие принципы мусульманской религии.

Анализ теоретических аспектов рассматриваемого вопроса, а также результаты практической работы в системе Министерства культуры ЗДРЙемен (1987-1990) и ССОД (Яеменско-советский дом дружбы, 1987-1989) позволили автору сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений: в сложившейся социокультурной ситуации развитие культурно-досуговых традиций мусульман России будет успешном при условии дополнения общечеловеческих ценностей, всегда составляющих основу организации социально-культурной деятельности, гуманистическими традициями ислама, которые будут приняты на вооружение не только религиозными, но и другими социокультурными институтами - семьей, школой, учреждениями культуры.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: разработанная в Санкт-Петербургской государственной Академии культуры концепция досуга как фактора рекреации и явления культуры Ш.А.Ариарский, Г.М.Бирженток, А.П.Марков, А.Х.Новикова, Б. А. Титов, В.Е.Триодин и др.), взгляды средневековых философов ал-Фараби, Хайдара Хоразми, ал-Кирмани на воспитание в соответствии с базовыми гуманистическими принципами (разум, счастье, добродетель); концепции воспитания на базе национальных традиций, разработанные Й.Д.Учинским, С.Т.Шацким, деятелями татарского просветительного движения Ш.Марджани, И.Гаспринским, а также концепция взаимообо-гагцающей интеграции традиций ислама и светских форм досуго— вой деятельности, нашедшая отражение во Всеобщей исламской декларации прав человека (Европейский Исламский Совет, сентябрь 1981).

Цель исследования и характер решаемых задач обусловили необходимость комплексного подхода к использованию методов системного анализа, с позиций которого рассмотрены структура, формы и функции культурно-досуговой деятельности мусульман, и сравнительно-исторического метода, позволившего выявить генезис изучаемого объекта, сопоставить уровень эволюции и произошедшие изменения, определить тенденции развития в ближайшей исторической перспективе. Были использованы также методы анализа и синтеза научной информации и документации.

Методика исследования включала несколько этапов.

На первом этапе изучалась история и теория вопроса, были определены ключевые понятия, дан анализ мусульманских традиций как явления культуры. Анализ документального потока научных публикаций, директивно-правовых, справочных, статистических материалов, периодики (всего свыше 600 документов) позволили выявить общие тенденции развития культурно-досуговых традиций мусульман в исторической ретроспективе и в современной России. На стадии формулировки гипотезы исследования для сбора первичной социальной информации использовался метод невключенного наблюдения.

На втором этапе было проведено эмпирическое исследование с целью изучения состояния и динамики развития мусульманских культурных традиций на современном этапе. Для получения эмпирических данных использовался метод экспертных оценок (в группу экспертов вошло 7 человек) и опрос (ёюкетйрование). Данные опроса после обобщения и упорядочения значений позволили определить характер общественного мнения среди мусульман по ряду религиозных вопросов, ценностные ориентации и социокультурные особенности представителей мусульманских общин Санкт-Петербурга, Челябинска, Самары и Казани, а также состояние и возможности наполнения культурно-досуговой среды для российских мусульман. Материалы опросов сопоставлялись с данными, полученными в результате экспертных оценок, что позволило повысить степень достоверности и репрезентативности исследования и обеспечить базу для разработки и внедрения социально-педагогической программы сохранения и обогащения культурно-досугових традиций жусуяяиан.

На третьем этапе был осуществлен педагогический эксперимент, суть которого заключалась в апробации разработанных методических рекомендаций по сохранению и дальнейшему обогащению нравственно ценных культурно-досуговых традиций российских мусульман.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились в раскрытии феномена свободного времени как фактора, обладающего уникальными (по, сравнению с другими сферами человеческой жизнедеятельности: политической, экономической, правовой и пр.) возможностями для сохранения и развития национальных, региональных и религиозных особенностей.

Исследование позволило раскрыть механизм формирования культурно-досуговых традиций ислама, основанный на реализации просветительного потенциала досуга, позволяющего сохранить за личностью полную свободу выбора форм поведения и содержания деятельности и представляющего возможность усвоить ценности ислама как мусульманам, так и представителям иных конфессий или атеистам. Исследование показало, что в условиях многонациональной России, оде религиозные конфессии функционируют на принципах веротерпимости, пропаганда гуманистических традиций ислама в сфере досуга может осуществляться лишь в органичном единстве с раскрытием общечеловеческих ценностей, характерных для различных религий, исповедываемых в данном регионе.

Исследование способствует преодолению искаженного, неадекватного восприятия ислама, возникшего в русле негативной преемственности и последнего фокусирования внимания исключительно на негативных сторонах исламской религии, искажающих ее истинную суть.

Практическая значимость исследования в первую очередь выразилась в обосновании механизма внедрения гуманистических традиций ислама в повседневные формы организации досуга в учреждениях культуры, учебных заведениях, в семье.

Результаты исследования могут быть использованы при выработке региональной культурной политики, в практических вопросах возражения культуры российского мусульманства.

В содержательном и методическом аспектах работа может быть использована при разработке спецкурсов, составлении методических рекомендаций, написании учебников и учебных пособий для студентов факультетов прикладной культурологии и художественных специализаций институтов культуры, искусства и педагогических вузов. йроги теоретико-эмпирического исследования по вопросу становления и развития культурно-досуговых традиций российских мусульман реализуются в новых научных результатах, которые выносятся на защиту:

I. Принцип опоры на гуманистические досуговые традиции мусульман, в рамках которых социально-культурную ценность представляют:

- превалирование форм семейного, группового препровождения свободного времени;

- прикладное творчество, сочетающее отдых и совершенствование быта; гуманистическая направленность празднично-обрядовой культуры;

- культ глубокого уважения к старшим, создающий благоприятные условия для передачи молодым поколениям культурно-досуговых традиций отцов;

- обеспечиваемый жестким общественным контролем здоровый образ'жизни, исключающий употребление алкоголя, азартные игры и иные виды деструктивного поведения.

2. Методика формирования культуры досуга в регионах активного влияния ислама, в основании которой:

- реализация принципа: опоры на гуманистические принципы мусульман;

- преодоление пассивно-созерцательных форм свободного времяпрепровождения мужчин, частичного обособления глав семейств и взрослых мужчин, ставящее последних в особые условия, не распространяющиеся на других членов семьи;

- обеспечение совместимости и взаимодополняющего эффекта мусульманских и европейских культурно-досуговых традиций.

3. Положение об общечеловеческом характере гуманистических традиций исламского досуга, предопределяющих необходимость и целесообразность дополнения сложившихся форм их реализации в рамках мусульманских конфессий системой деятельности светских учреждений по их пропаганде среди широких слоев населения различной религиозной или атеистической направленности.

4. Социально-педагогическая технология взаимодействия и взаимодополнения традиций ислама и региональных субкультур, сложившихся в результате культурного взаимодействия людей различной конфессиональной принадлежности и атеистической ориентации, определяемая, с одной стороны, включенностью мусульманских культурных традиций в общемусульманскую культуру, с другой,- их включенностью в социокультурную среду территории как конкретно—исторического проявления регионального варианта культур».

ДпгюбащЕЯ работ». Основные результаты исследования были изложены зв выступлениях на Межвузовской аспирантской конференции (апрель 1995, СПбГАК), Всероссийской аспирантской конференции "Проблемы культуры и искусства" (апрель 1996, Санкт-Петербург), Международной научной конференции "Мир культуры: человек, наука, искусство" (май 1996, Самара), обсуждались на Междисциплинарных семинарах молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук Международного фонда "Культурная инициатива" (декабрь 1995 и 1996, Санкт-Петербург). Основные положения исследования изложены в тезисах конференций и в публикациях в сборниках статей Санкт-Петербургского отделения Международного фонда "Культурная инициатива" и межвузовском сборнике "Российская культура глазами молодых ученых".

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Бутенко, Марина Эдуардовна

Основные выводы, полученные в результате обобщения эмпирического материала, а также учет тенденций современной социокультурной ситуации позволили сфор— куяировать концепцию преодоления деформаций общественного сознания, основными положениями которой стали, во-первых, пропаганда реальных гуманистических ценностей исламской культура, акцентирование внимания на общечеловеческих ценностях, заложенных в мусульманской религии, во—вторых, преодоление неадекватного представления об исламских культурных ценностях на уровне обвденного сознания и, в-третьих, возвращение воспитания в контекст мировой и национальной культуры в соответствии с принципами государственной политики в области социально-культурной деятельности.

Результаты теоретико-эмпирического исследования имели существенное значение для разработки технологии взаимодействия и взаимодополнения традиций ислама и региональных субкультур, формирующей такой социально-педагогический механизм, при котром воспитательный процесс направлен на формирование человека культуры и нравственности в рамках единых духовных ценностей при сохранении уникальности субкультур отдельных народов. Кроме того, исследование позволило раскреть механизм формирования куяьтуряо-досуговых традиций ислама, основанный на реализации просветительного потенциала досуга, позволяющего сохранять за личностью полную свободу выбора форм поведения и содержания деятельности и предоставляющего возможность усвоить ценности ислама как мусульманам, так и представителям иных конфессий или атеистам. л

Решение важной методологической задачи - обоснование технологии раскрытия гуманистических ценностей религии в целом и ислама в частности - было осуществлено в результате внедрения современных информационно-просветительных методик в органичном сочетании с прогрессивным педагогическим опытом народов мусульманской культуры.

Осуществление педагогического эксперимента на базе ряда учебяых заведений Санкт-Петербурга, Челябинска и Самары позволило апробировать разработанные методические рекомендации по сохранению и дальнейшему обогащению нравственно ценных культурно-досуговых традиций мусульман России.

Все ото позволили утвердиться в правильности изначально сформулированной гипотезы, подтвердить теоретическую значимость исследования результатами практической работы.

Вместе с тем приходится отметить, что в силу сложной экономической ситуации в ходе исследования не удалось в полной мере апробировать возможности широкого внедрения предложенных автором форм культурно-досуговой деятельности, интегрирующих религиозные и светские традиции. Слабость материально-технической бази и новые принципы хозяйствования, ориентирующие деятельность учреждений социально-культурной сферы преимущественно на получение прибылей, не позволили организовать огштно-экспериментальную базу в Казани. Следует также отметить, что определенная трудность была связана с недостатком финансовых: возможностей и наличием специалистов-педагогов, которые взяли на себя функции организации факультативных курсов в Челябинске и Самаре.

Безусловно, исследование коснулось лишь незначительной части актуальных и требующих решения вопросов. За пределами исследования остались такие проблемы, как психологические аспекты мусульманского религиозного сознания, специфика взаимовлияния различных конфессий (ислама, христианства, буддизма) в том или ином конкретном регионе, проблемы веротерпимости, мусульманской этнопедагогики и некоторые другие вопросы рассматривались лишь в той мере, в какой это было необходимо для решения поставленных в исследовании задач.

Тем не менее в результате исследования было доказано, что, несмотря на противоречия и сложности современной социокультурной ситуации, существуют объективные возможности для успешной реализации воспитательного потенциала мусульманских культурных традиций средствами социально-культурной деятельности на основе органичного соединения общечеловеческих ценностей и гуманистических традиций мусульманской куль туры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем становления мусульманских культурных традиций в России в основном подтвердило исходную рабочую гипотезу* в соответствии с которой успешное развитие культурно-досуговых традиций мусульман возможно и необходимо при условии дополнения общечеловеческих ценностей, всегда составлявших основу организации социально-культурной деятельности, гуманистическими традициями ислама, которые должны войти в арсенал как религиозных, так и светских социокультурных институтов.

В ходе исследования были затронуты теоретические проблемы выявления специфики мусульманских традиций в контексте историко-культурного развития ислама. В частности, рассмотрение мусульманских культурных традиций как локального аспекта социокультурной системы осуществлялось по ряду критериев: сферы деятельности, субъекты-носители, средства аккумуляции информации, длительность сохранения, степень жесткости традиций. Характеристика мусульманских традиций по указанному набору элементов и свойств социокультурной системы позволила наиболее адекватно определить их природу и место в общественной жизни мусульман: широкий охват всех сторон жизнедеятельности мусульманского о&цества, интровертность механизма наследования, аккумуляция значимой информации в основополагающих источниках - Коране и сунне, устойчивый, стабильный, предсказуемый характер и низкая динамика развития традиций.

Применение метода изолирующей абстракции позволило дифференцировать общие и локальные аспекты социокультурной системы, которые в реальной действительности находятся в нерасторжимом единстве. В исследовании были веделенн общие традиции, присущие всем этносам мусульманской культуры, и локальные традиции, возникшие в результате адаптации этносов к условиям конкретной сред®. Органичное соединение различных элементов общих и локальных традиций обусловило существование внутри российской цивилизации мусульманской субкультуры, отличной по форме от ведущей мусульмане кой культурной традиции, но являющейся в то же время прямая генетическим порождением последней и характеризующейся спецификой духовной и художественной культуры, особенностями культурно-досуговой деятельности.

Исследование, таким образом, показало, что, хотя культура развивается по общим законам, однако она повсеместно обретает определенные региональные особенности, поскольку человеческая деятельность всегда осуществляется в некоторых временных границах. Учитывать , изучать и развивать эти особенности так же важно, как и общечеловеческие ценности.

Научное осмысление процессов взаимодействия и взашедшолненияяисламских традиций и региональных субкультур позволило автору выдвинуть теоретическое положение о воспитании на базе органичного соединения общечеловеческой, общероссийской и локальных культур. Исследование показало, что в условиях многонациональной России, где религиозные конфессии функционируют на принципах веротерпимости, пропаганда гуманистических традиций ислама в сфере досуга может осуществляться лишь в органичном единстве с раскрытием общечеловеческих ценностей, характерных для различных религий?, исповеднваемнх в данном регионе.

Значимость теоретических выводов была подтверждена результатами практических исследований. Эмпирические данные, полученные методом опроса в четы— рех больших городах Российской Федерации с различной долей приверженцев мусульманской религии среди городского населений (Санкт-Петербург, Казань, Самара, Челябинск), позволили выявить мировоззренческие ориентации и социально—культурные особенности мусульманской мгокросреды. По результатам анкетирования бш выявлен ряд тенденций в общественном сознании российских мусульман: доминирующее состояние общественного сознания - колебание между верой и неверием, причем было отмечено демонстративное подчеркивание веры в Бога, увеличение религиозности среди подростков и моледежи, убеждение в благоприятном влиянии религии на нравственное здоровье общества. Таким образом, рост социальных ожцданий от реализации нравственного потенциала ислама на фоне падения доверия к государству и общественном институтам влечет за собой абсолютизацию религиозных ценностей и потенциальную опасность спекуляции на интересе к исламу со стороны некоторых экстремистских движений.

Ка этот аспект обратили внимание и эксперты, чьи прогнозные оценки оказали существенное влияние на дальнейшую стратегию исследования.

1Ъи разработке концепции преодоления деформаций общественного сознания, возникших в русле негативной преемственности и последующего фокусирования внимания исключительно на негативных сторонах исламской религии в советское время, был затронут ряд сфер общественной жизнедеятельности. Необходимость доведения до логического завершения процесса правового совершенствования условий религиозной свободы и веротерпимости, необходимость научного осмысления традиционного опыта, накопленного исламом в области воспитания и свободного жремяпрепровощения, заставляй выйти за пределы первоначальной гипотезы и рассмотреть р*щ принципиально важных вопросов относительно прав я свобод личности в исламе, определения границ пропаганда? исламских традиций, выработки основ грамотной политики в области государственно-церковных отношений, обеспечения реального равноправия конфессий на территории Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бутенко, Марина Эдуардовна, 1997 год

1. Абдульмагид Абдулькадер. Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики): Дисс. канд. пед. наук/СДбГАК. - СПб., 1995. -205 с.

2. Абдуррахман бин Хаммад ал-Умар. Ислам религия истины. -М.:Сантлада, 1993.- 80 е.- (Исламская библиотека).

3. Азарова Г.Н. Тип архитектурной культуры Татарстана// Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи.- Казань, 1993.- С Л 09-115.

4. Акимушкин О.Ф. Зикр//Ислам: Эйцикл. словарь.- М.: Наука, 1991,- С.77.

5. Алиев А.К* Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала,£968.- 290 с.

6. Аминов Д.А. Санкт-Петербургекая соборная кафедральная мечеть.- СПб. :Иипакс, 1992.- 16 с.

7. Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге: Историч. очерк. СПб.:Альд,1994.- 49 с.

8. Ануфриев В. В. Специфика региональной культуры (на ма^-териале культуры Русского Севера): Автореф.дисс.каед филос.наук/РИПРИК.- М. ,1995.- 20 с.

9. Ариарский М.А. Особенности механизма формирования культуры современной личности//Йаука, культура, образование на рубеже XXI века: Мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. СПб,, 1995.- С. 136-139.

10. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Сущность. Структура. Понятийный аппарат.- СПб. ,1995.- 161 с.

11. Артановский С.Н. Зарубежные концепции этничности// Методологические проблемы исследования истории культуры.-Л.,1982.- С.100-106.

12. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.:ЛГЙК,1977.- 83 с.

13. Артановский С.Н. Сравнительно-типологические исследования в современной этнографии//Методология и методы исследования культуры.- Л. ,1984.- С.97-106.

14. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция// Сов.этногра фия.— 1981.-$ 2.- С.97-99.

15. Ауганбаев М.А., Галиев А.А. Каргатуй//Россия и Восток: проблемы взаимодействия.-Ч. 3.- Челябинск,1995.1. С.I09-III.

16. Бабич И.Л. Эволюция взаимоотношений центральной государственной администрации с традиционным общинным самоуправлением кабардинцев в XIX-XX веках//Россия и Восток: проблемы взаимодействия. -М. ,1993.- С.80-89.

17. БаЯ&ани Самир Абдулла. Реализация нравственно-эстетического потенциала досуга в Йеменской Республике: Авто-реф.дисс. .канд.пед.наук/СПбГАК.- СПб. ,1992.- 16 с.

18. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры.- М. Наука,1969.- 294 с.

19. Балтанова Г. Р. Религия в многонациональной федера-ции//Российская Федерация: обновление многонациональной жизни и межнационального взаимодействия. Вып. 6.- Казань 1996.-С.24-37.- (Россия накануне XXI века).

20. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства: Сб.-М., Изд-во МГТУ,1992.- 141 с.

21. Батунский М.А. Влияние Запада на развитие культурного самосознания мусульманских мыслителей России конца XIX начала XX веков//Цивилизации и культуры.- Вып.1.-М.,1994.- С.222-238.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.:Мысль,1990.-173 с.

23. Верннггейн Б.М. Выражение этнической специфики в художественной культуре//Художевтвенная культура в капиталистическом обществе: Структур.-типол.исслед/ЛГУ.- Л., 1986— 286 с.

24. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структурно/Со в. этнография.- I98I.-JP 2.- С. 10.-109.

25. Бирженгок Г.М., Марков А. Г. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ.- СПБ. ,1992.- 128 с.

26. Боголюбов А. С. Дда//йслам:Энцикл. словарь. -М.:Наука, 1991.» С. 13.

27. Боголюбов О.Г. Ахл аэ-Зимма//Ислам: Энцикл. словарь. -М.:Наука,1991.- С.27-28.

28. Боголюбов А.С. Мубах//Йслам:Энцикл.словарь.- М.: Наука,1991.- С. 167-168.

29. Боголюбов А.С. Садака//йслам:Энцикл.словарь.- М.: Наука, 1991.- С.202.

30. Бондареве кая Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях).-Ростов н/Д,1995.- 32 с.

31. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности.-М.,1992.- 68 с.

32. Вромлей Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культурц//Традиции в современном обществе.-М.:Наука,1990.- 248 с.

33. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.:Наука, 1973.-283 <

34. Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня.-М.:Наука, 1968.200 с.

35. Бутенко М.Э. Место досуга в раннем исламе: Тез. межвуз. аспирантской конф./СПбГАК.- СПб. ,1995.- С. 80-81.

36. Вавилова И.А., Филиппов Г.Р. Рецензия на книгу Н.С.Сарсенбаева "Обряды и традиции в развитии//Филос. науки.- 1967.- » I.- С. 150-152.

37. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ори-ентации//Сов. этнография.-1981.- JP 2.- С. 112—114.

38. Власова В.Б. Традиция как социально-философская кате гория//Фил ос. науки.- 1980.- № 4.* С.30-39.39. ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избр. главы.- М.:Наука,1980.- 376 с.

39. Гаспшнский И. Россия и Восток.- Казань.: Тат.кн. изд-во,1993.- 130 е.- <Сер."Фикер").

40. Гаспринский И. Русское мусульманство//"Арабески" истории.- Кн. I. Русский взгляд.- М. :ДИ-ДИК,1994.- 428 с.

41. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании//Педагогика.-1992.- $ 5-6.- С.3-13.

42. Горожанкина Е.М. Общие черты в ювелирном искусстве казанских татар и народов Средней Аэии//Культура, искусство татарского народа:Сб.Ст.-Казань,1993.- 160 с.

43. Грюнебаум Т.д.,фон. Классический ислам: Очерк истории,- М.:Наука,1986.- 215 с.

44. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (У1-УШ вв.)//0черки истории арабской культуры У-ХУ вв.- М.:Наука,1982.- 440 с.

45. Данилова Л. В. Традиция как специфический способ социального наследования//Сов. этнография.- 1981.-$ 3.- С.48-50.

46. Давлетшин И. И. Татары московского региона//?оссия и современный мир.- 1996.- № I.- С.247-250.

47. Давлетшин Г.М. Традиционные мировоззрения населения Волжской Булгарии домонгольского периода:о пространстве и времени//Культура, искусство татарского народа.- Казань,1993.- С. 38-46.

48. Дмитриева Л.М. Религия в технизированном обществе.-Омск, 1996.- 129 с.

49. Дюмазедье Я. Досуг как форма духовной деятельности.-М.:Книга,1987.- 132 с.

50. Евзлин М. Космогония и ритуал.-М.:Радикс,1993.-337 с.

51. Ерасов Б. С. Задачи культуроведческих исследований по освободившимся странам//Культура в странах Азии и Африки: вопросы теории и практики.-М.:Наука,1989.-С.11-30.

52. Ерасов Б.С. Социальная культурология.-Ч.1.- М.:Аспект-пресс,1994.- 380 е.- (Обновление гуманитарного образования в России).

53. Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.-М.:Наука,1982.- 280 с.

54. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.-М.:Политиздат,1990.- 288 с.

55. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые , экономические и гуманитарные аспекты.

56. М:Междунар.отношения,1991.- 215 с.57. ^равский А.В. Христианство и ислам: Сос^токультуршге проблемы диалога.- М.: Наука, 1990.- 128 с.

57. Закон о свободе вероисповеданий/РСФСР, £ 267-1.25 октября 1§90.

58. Эйравомнслов А.Г. Потребности. Jferepecя. Ценности.-S. :0ояитиздат,1986.- 215 с.60. йванов К. В. К вопросу о методологии исследования духовных тр8дщий//Фил ос.науки•— 1973.- * I.

59. Иконникова Й.К. Механизмы межкуяьтурного восприятия// Социоя.иссяед.- 1995.- 9 II.- С.26-34.

60. Иконникова С.Н. Диалог о ^яьтуре.- Л. :Лениздат, 1987.- 205 с.

61. Яекаков Т.К. Ц^ея и практика воспитания в башкирской народной педагогике (дооктябрьский период): Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Л.,1981.- 20 с.

62. Искусство ВОстока и Запада: Сб.ст./ШСАМ.- М.: Культ. -просвет, центр "ШСЙШ*,1993.- 84 с.

63. Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры: Сб.ст.- Махачкала:И??дИ, 1988.- 163 с.

64. Искусство Татарстана: пути становления: Сб.ст.-Казань, 1985.- 162 с.70. йелам и культура ислама: о традициях и стиле восточного искусства: По мат-лам обсуждения за "круглш столом" в ред. ж-ла "Творчество"//Творчество.-1991.- * 9.-0.2*11.

65. Ислам: Историографич.очерки.- Ш.:Наука, 1991,- 232 с.

66. Исламский культурный центр Воссии//Вэесяя и соврем, мир.- 1995.- * I— C.I7I-I72.

67. Йсхаков М.-Г. Мусульмане Россиц//$тнополис: Этнополит. вести. России.- 1993.- .V 2.- С. 117-118.

68. Казаков Б. П. О саецифяке утверждения мусулыланства в Волжской Булгарии (по мат-жем погребального обряда)// Духовная культура: идеи, история, реальность.- Казаиь, 1994.- С. 84-85.

69. Каратеев М.Д. fycb и татарз//пАрабес ки" истории.-КнЛ. З^гсский взгляд.- й. :Ди-Дик,1994.- G.25-30.

70. Каримов И.А. Современная мусульманская проповедь

71. Социологические и религиоведческие аспекты): Автореф. дисс.кацц .филос.наук/АОН ЦК КПСС.- ,1991.- 20 с.

72. Кирабаев Й.С. Ислам в контексте мировой цивилизации (Обзор заруб, лит-ры): Сб.обзоров.- Энп.2.- М.,1992.-С. 10-35.- (Традиции ислама и современность).

73. Киселева Т.Г., Красияьников ©.Д. Основы социально* культурной деятельности.- М. ,1995.- 136 с.

74. Климович Л.Й. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1988. - 286 с.

75. Кнш А.Д. ал-Инсам ал-Камил//Мслам: Энцикя.словарь.-М.: Наука, 1991.- С.101.

76. Кобищанов Ю.М. Место исламской цивилизации в этно-конфессионельной структуре Северной Евразии-России// О^еств.науки и современность.- М. ,1996.- * 2.- С.91-99.

77. Коган М.Э. Татары в Санкт-Петербурге (Ленинграде) на рубеже 90-х годов: По мат-лам социол. исслед.//Кунстка-меоа: Этного. тетради.- 1995.- Вш.7.- С.64-78.

78. Козлова О.Й. Национальные модели воспитания и гуманизм . — М. ,1993.- 128 с.

79. Концепции культуры в современном религиозном сознасб. М.- М. ,1982.

80. Кошяова В.Ю. Ценности в тоизисном обществе.— М., 1993.- 153 с.

81. Коран: Рмюмнт.яад.- Т. 1,2.- М. :Дои Бируни,1990.-П69

82. Кулаков Я. А. Учащаяся молодежь и религия//Социол. исслед.- 1995.- .V II.- С.91-99.

83. Культура, искусство татарского народа: йстоки, традиции, взаимосвязи: Сб.ст.- Казань:ШЕЙ, 1993.- 160 с.

84. Культура многонационального Петербурга: Культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств.-Вш. 2— СПб. ,1992.- 46 е.- (ЕШЩ культуры).

85. Культура, нравственность, религия: Мат-лк "круглого столаV/Bonp. философии.- 1989.- $ II.- C.3-I7.

86. Кун Т. Структура научных революций.- М.:Прогресс, 1977.- 300 с.

87. Куршев В. П. Значение изучения малых групп для исследования механизма действия традиций в современной Актовой культуре народов Средней Азии//$тногр.наука и этнокультурные процессы.- СПб. ,1993.- C.II3-I23.

88. Ланд а Р. Г. йслам в истории России.- М.: РАН, 1995.-312 с.

89. Ленинизм и диалектика общественного развития.- М., 1970.- 214 с.

90. Леонтьев Д.А. Ценность как меадисциплинарное понятие: опыт многомерной коиструкции//Вопр. философии.- 1996.4.- С. 15-26.

91. Лисавцев Э.й. Новые советские традиции.- М. г Сов. Россия,2966.- 167 с.

92. Хосский И.О. Характер русского народа: В 2-х кн.-М.:&гоч,1990.- Кн.I,— 62 с.

93. Лукьянова Й.Г., Ушакова Н.й. Национальной образ и его роль в межнациональном общении//Диалектика интеркац. и национального в социалистической культуре.-Л. ,1985.-С. 31-39

94. Луганский В.Д. Социальный педагог: проблемы теории и практики.- СПб.,1993.- 194 с.

95. Макатов И.А. Отождествление религии и национальной культуры: За и против.- Ташкент, 1989.- 24 с.

96. Магомедов P.M. Новое время?? и старые обычаи.- Махачкала: Дагкнигоиздат,1966.- 102 с.

97. Макаров Г.М. йслам и некоторые аспекты изучения татарской музвжально*ркструментаяьной куяьтуры//Ясламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения.-Казань, 1994.- C.I86-I96.

98. ЮЗ. Максготин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника.-Казань:Медицина, 1996.- 92 с.

99. Максютин й.Ф. Педагогические ресурс» досуга.- Казань: Медицина, 1996,- 149 с.

100. Малашенко А.В. Ислам в нашем домв//Дружба народов.-1993.- 3 10.- С. 151-159.

101. Малашенко А.В. йслам в политике и политика в исламе// Азия и Африка сегодня.- 1991.- 8.- С.20-23.

102. Малашенко А. В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Автореф.дисс. .докт.ист.наун/Ш PftH.-M. ,1995.-38 с

103. Мамбеков S.B. Организация досуга во Франции: анимационная модель: Автореф.дисс. под. наук/СЙбШС.- СПб.,1992.- 16 с.

104. Мансуров А.Н. Влияние ислама на духовную культуру наро-дов:Автореф.дисс. .кацд.фияос.наук.-Ташкент, 1991.» 18 с. ПО. Марйарян Э.С. Узловые проблем® теории культурной тра-диции//(Ьв. этнография.- 1981.* 2.- С.78- 92.

105. Массэ А. Ислам: очерк истории.- М.:Наука, 1962.-191 с.112. ал-Маудуди, Абуль Аля. Основы ислама.- М. :Сантяада,1993.- 128 с.

106. Машковцев А.А. Й^уллк Вобинские и проблемы формирования менталитета мусульман Зояго-Камс кого региона//йятская земля в прошлом и настоящем.-Киров, 1995.- T.I.- С.79*81.

107. Медводко Л. Хрястианско*«усулъманекое восприятие идей мира и новое геополитическое мьшение//Ме*дунар. жизнь.1994.- » I.- C.I4I-I43.

108. Мец А. Мусульманский Ренессанс.- М. :ВиМ,1996.- 536 с.

109. Мдц М. Культура и мир детства: йзбр.произв.- М.: Наука,1968.- 429 е.- (Этногр. б-ка).

110. Милославская Т.П. ал-йхван ал-5фслимун//йслам: Энцикя. словарь.- М. :йаука,1991.- С Л17.

111. Мирзоев S.A. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф.дисс. канд.пед.наук. -М.,1987.- 22 с.

112. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной Рос-сии//Социол.исслед.«г 1995.- * II.- С.78-81.120. %сульманские праздники.- М.:Корона,1990.- 63 с.121. !У(ухаш!ед Й.Дж.Эину. Орояпы ислама и веры.—М., 1994.- 153

113. Йаррдная педагогика основа воспитания: Тез.докл.межвуз науч.-практик,конб.- Казань:КГШ,1993.- 125 с.

114. Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга (ХУВ-ХХ вв.): Адресная кн.- Вш.4.-СШ.,1993.- 47 1

115. Национально—культурная специфика поведения.— !Й. тНаука, 1977.- 117 с.

116. Новиков А.й. Ленинизм ш прогрессивнее традиции русской общественной мюсли: йсторико-фияос.очерк.- Л. :Лениздат,1965.-260 с.

117. Орлов А.С. Социология реярегж^ж.- Ж. ,1995.- 148 с.

118. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо МО № от 19 марта 1993//Вести образования— 7 июля 1993.- С. 44-46.

119. Панков А.А., Подшивалкина В.5!. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе//Социоя. исслед.- 1995.- * П.- С.99-103.

120. Панова В.Ф., Бахтин Ю.В. Яизнь 5фхаммеда. М.: Политиздат 1990.- 495 с.

121. Штрушевский JLfL йелам в йране УВ-ХУ веках: куре лекций.- Л.:ЛГУ,1966.- 400 с.

122. Петухов А. Бумажное цвета//Йо»ай мир.-1969.-* 6.-C.27I.

123. М.Б. ас-Сунна//йслам: Энцикя.словарь.-М.:»5ука,1991.- С.214.

124. Пиотровский М.Б. Хакиф//йелам: Энцикл.словарь. — М. :Нвула,1991.- С.273.136. to ютка ме*ду Бромясем и Л. Г^умилеям*!!//Вопр.философия.— 1989*— 5,12.

125. Полонская-Гордон Л. Р. Йзамав я проблема адаптации к условиям "чужой* ц1Шялизация//Йсяам и проблема межцивили— зационного взаимодействия. й.,1992.- С. 140.

126. Попов Л.А. Виспитателышй потенциал редштипУ/Яедаго— гака.- 1992.- У 7-8.- С.28-32.

127. Потенциал кулитурно^росветятельяой деятельности в сфере межнациональных отношений. — М. ,1969.— 20 с.

128. Праздников Г.А. Традиция как диалог куяьтур//Сов. этно!"рафия. — 1961.- Я* 3.- С.54—56.

129. Прозоров С.М. Шам//йсяам: Энцикя.словарь.— Я!.: Наука, 1991.- С. 100.

130. Прозоров С.М. ал-йсяаж//йслам: Энцикя.словарь.- С. 108.

131. Прозоров С.М. ат-Такийа//Йзлам: Энцикя. словарь.-С. 221-222.

132. Дозоров С.М., Резван S.A., Аликберов А.К. йслам на территории бывшей Российской империи//Восток: Афр.-азиат, о-ва: историяи современность.- 1994.- $ 3.- С.145-148.

133. Протаяская S.C. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Дисс. .докт.филос.наук.-СПб. ,1994.- 332 с.

134. Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков.- Л.:Шука, 1990.- 156 с.

135. Ре зван S.A. Коран и доисламская культура: Проблема, методики изучения/УЙелам: Религия, общество, государство.-М.,1984.

136. Резван Б.А. Коран и эпиграфика//йслам: историогр. очерки.- М.:Наука, 1991.- С. 65*66.

137. В&зван 5.А. ал-Куран//йслам: Энцикл.словарь.- М.: Наука,S99I.- С.Ш-144.

138. Романова Й.5. Досуг как общечеловеческий феномен: Автореф.дисс.каяд.филос.наук. — Екатеринбург,1995. — 25 с.

139. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. — Ч.З.— Челябинск, 1995.- 254 с.

140. Сагадеев А. Гуманизм в классической мусульманской тым/ЛЪттсът&стю тетради.- 1994.- * I.- С.7-15.

141. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь.— Алма-Ата:Казахстан,1974.- 227 с.

142. Серебрякова М.Н. З^адиционные институты социализации детей у сельских туроз//Этнографяя детства. -М., 1983. -С. 37-67

143. Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX начале XX в.-Л. ,1984.

144. Снесарев Г.Н. К вопросу о происхождении празднества суннатой в его среднеазиатском варианте//3анятия и бш народов Средней Азии.- Л.,1971.

145. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х.- М.,1993.- 300 с.

146. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность// Сов.этнография.- 1981.- £ 3.- С.56-59.

147. Спиркин А.Г. %ловек, культура, традиция/ДЪадиции в истории культуры.- М. ,1976.

148. Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре//Г^маяистические тетради.- 1994.- Р I.- С.24-32.

149. Суханов Й.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений . М.: Политиздат, 1976. - 216 с.1€2. Сухонаров А."Не оставляйте себя без надежды": Прошлое и настоящее мусульманской о^цины в Москве//Азия и Африка сегодня.- 1993.- $ II.- С.76-78.

150. Сркияйнен Л.Р. аш-5крия//Йсяам: Энцикя.словарь.-М.:Наука, 1991.- С.292-294.

151. Татарстан на перекрестке мнений: проблем®, тенденции, перспективы.- Казань, 1993.- 175 с.

152. Тауфик йбрагим. Гуманистический дух ислама/Д^канисти-ческие тетради.- 1994,- I.- С. 16-23.

153. Титов Б.А. ,Кострова Й.А.Досуг в США.-СПб. ,1992.-83 с.

154. Тииков В. Этнонационализм и новая РЬссия//Свобрдная мысль.- 1992.- £ 4.

155. Токарев С.А. Аксеологический подход к культурной традиции//Сов.этнография.- 1981.- * 2.- С. 47-48.

156. Трубецкой Н.С. 0 туранском элементе в русской культуре: Россия ме^ду Европой и Азией:Евразийский соблазн.-Й. ,1993

157. Угринович Д.й. Обряды.За и против.-М. ,1975.- 175 с.

158. Усманский Я.С., Арапов А.В. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур//Педагогика,- 1992.» $ 5-6.- С. 50—55.

159. Файзрахманов Г. Л. Проблема изучения принятия ислама сибирскими татараш//Духовная культура: одея, история, реальность.- Казань,1994.- С.85^86.

160. Фатхи 5?кан. йслам: щей, движения, перемены.- М.: 0антлада,1992.- 64 с.

161. Фазфутдянова Р.А. Массовая народная педагогика как механизм социализации//йародная педагогика — основа воспитания.— Казань, 1993.- С.87-97.

162. Хабибуяин К.й. Этническое самосознание в современных национальных движениях России//Этничность. Национальные движения. Социальная практика.- СПб. ,1995.- С. 178-193.

163. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.- Казань: Тат. кн. изд-во,1989.- 222 с.

164. Хшщ ад-Дин ая-Кирмани. Успокоение разума.- SL: Ладомир, 1995.- 510 с.-<Сер.п2к огтепХе Хих").

165. Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам.- Новосибирск: Всемирн. Исламский ун-т, 1995.- 256 с.

166. Ханбиков Я.Й. Коран как источник просвещения татарского народа//Рукописная и старопечатная книга.-Казань, 1995.-С.38-39

167. Хрестоматия по исламу.- М. :Наука,1994.- 238 с.

168. Хузина А.Б. Роль народной педагогики в семейном воспитании детей//Народная педагогика основа воспитания.-Казань,1993.-С.56-58.

169. Черкасов-Георгиевский В. Г. Москва: Религиозные центры и общины.— М.:Црофиэдат, 1992.- III с.

170. Черныш М.Ф. Национальная щеитш».остъ: особенности эволю-ции//Социальная идентификация личности. -Кн.I.-M., 1994.-С. 41-43.

171. Чешко 0. Философия и мистика национального вопроса// Ойцеств.науки и современность.- 1990.- £ 3.

172. Шадже А.Ю. Роль традиций в формировании национального самосознания личности//Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания.-Майкоп, 1994.- С.98-102.

173. Шлет Г. Г. Введение в этническую психологию.— К.,1989.-601 с.

174. Щукуров S. Навруз: о значении и границах праздника// Дружба народов.- 1992.- $ 3.- С.220-228.

175. Щученко В.А. К вопросу о куяьтуросозццающей роли национальных традиций//Огиль и традиция в развитии культуры: Сб научн. тр.- Л. :ЛГШ,1989.- С.52-62.

176. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений и школа//Сов.подагогика,1989.- Щ 8.- C.3-II.192. &ов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М. ,1987.

177. Абдуррахман ан-Нэхлауи. Усуль ат-тарбийа зга исламийа уа асалибага = Основы исламского воспитания и его методы.-Каир:Дар ал-Фикр,Б.Г.- 304 с.

178. Афиф Абдульфаттах Табара. Рох ад-дин ал-ислами = Дух исламской религии.- Бейрут: Дар ал-эльм ли-ль-малайин,1988.- 478 с.

179. Мухаммад Катаб. Манага ат-тарбийа ал-исламийа = Методика исламского воспитания.- Ч.1.- Бейрут; Каир: Дар ал-Широк,1983.- 240 с.

180. Daniel N, Problems of communication between Islamic civilization and Europe// Islam and Civilization.- Cairo,1982.-P.1-14.

181. Dodd C.E.,.Khairallah Sh/ The Image of the World: A Study of Quranic Verses in Islamic Architecture.1. Book 1.- Beirut,1981.

182. Gold S.M. Urban Leisure Environment to Come//Parksand Recreation Magazine.-1979.-N 5.3-P.35-37. lSS.GraziaS.de. Of Time. Work and Leisure.- N.Y.: Doubleday-anchor,1962.-102 p.

183. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values.- Beverly Hills,1984.-307 p.

184. Khalidov A.B. The history of islam in

185. St.Petersburg// Religion, state a.soc.- Keston,1994.-Vol.22 N 2.-P.245-249.

186. Sardar Z. The Future of Muslim Civilization.-L.:Croom Helm,1979-288 p.

187. Waddy Ch. The Muslim mind.-L.et al.:Grosvenor,1990.-218 p.

188. СПИСОК 1ШША1ЩЙ ПО ТШ ДИССЕРТАЦИЙ

189. Бутенко М.Э. Институт церкви в структуре социально-культурной деятельности (на примере ислама)//Всерос. ас-пиранская конф. (СПб., 25 апреля 1996): Тез. докл./СПбГАК.-СПб. ,1996.- 4.1. С. 23-25.

190. Бутенко М.Э. Место досуга в раннем исламе//Тез. межвуз. аспиранте кой конф. (СПб., 27-*28 апреля 1995)/СПбГАК.1. СПб. ,1995.- С.80-81.

191. Бутенко М.Э. Мусульманская традиция как социально-культурное явяение//Мир культуры! человек, наука, искусство? Тез. дота. Кеждунар. науч. конф. учен., аспир., студ. (Самара, 21-24 мая 1996)/СТйС.- Самара,1996.- С. 347-349.

192. Бутенко М.Э. Становление и развитие мусульманских культурных традиций в Санкт-Петербурге//Санкт-Петербург в мировой и отечественной истории и культуре XX века/Меяду-нар. фонд "Культурная инициатива".- СПб.,1995.- C.6-II.

193. Вутенко М.Э. Развитие гуманистических традиций ислама в деятельности петербургских мусульманских об-ществ//Гри столетия Санкт-Петербурга: Сб. ст.- СПб.: Зсерос. совет молодых ученых-гумаНитариев, 1997.- С. 12-15.

194. Бутенко М.Э, Мечеть как социально-культурный институт// Российская культура глазами молодых ученых: Сб. ст./СПбГАК.-Вда.5.- (в печати).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.